А.С. Пушкин «Полтава»: описание, герои, анализ поэмы

Александр Сергеевич Пушкин является признанным и непревзойденным мастером Золотого века русской литературы. Его произведение «Полтава» — это один из самых интересных и противоречивых образцов классического лироэпического жанра – поэмы. Удивительно, но это творение Пушкина не было принято его современниками, и даже нынешние критики продолжают вести жаркие споры относительно истинных взглядов писателя на личность Петра I и Мазепы.

История создания

Свою неоднозначную поэму Пушкин написал в течение 1828 года. Уже само название отсылает читателя к Полтавской битве, произошедшей в 1709 г. В работе над текстом автор неоднократно обращался к различным историческим документам, молдавским легендам, народным песням Украины. В результате во время изучения поэмы сразу чувствуется влияние песенных и сказочных мотивов, которые во многом помогают раскрыть личности персонажей.

Считается, что «Полтава» имеет личное посвящение дочери генерала Раевского – Марии Волконской. Эта женщина известна тем, что была одной из тех смелых жён, которые отправились в ссылку вслед за декабристами.

Изначально своё произведение Пушкин назвал «Мазепа». Название было изменено буквально за несколько дней до выхода текста в печать. Сам писатель объяснил причину такой перемены  тем, что боялся восприятия поэмы как плагиата Байрона, написавшего поэму с таким же названием.

Анализ. Сюжетная линия

Действие поэмы происходит в украинском городе Полтава. Согласно композиционном развитию, произведение делится на три песни:

  • В первой песне автор рассказывает о Марии, дочери судьи Кочубея и крестнице Мазепы – украинского гетмана. Иван Мазепа сватается к Марии, но родители не согласны на такой исход событий, ведь они не только родственники, но и люди разных возрастных категорий. Впрочем, сама Мария влюблена в гетмана и убегает к нему. Её отец жаждет мести. В этой части поэмы также описываются некоторые части Великой Северной войны.
  • Вторая песнь повествует о попытке Кочубея устранить Мазепу. Здесь автор затрагивает тему того, что многие украинцы хотели перейти на сторону Швеции и отторгнуть Россию. В числе таких людей был и Мазепа. Узнав о планах гетмана, Кочубей находит потенциального доносчика и отправляет сообщение императору Петру I. Правитель не верит доносу, а Мазепа требует казни клеветников. Кочубей попадает в темницу и через некоторое время его казнят, а Мария и её мама не успевают предотвратить это скорбное событие. Вторая часть поэмы больше других основана на реальных материалах, за исключением сюжетной линии с самой Марией.
  • Третья песня раскрывает читателю глаза на соглашение Мазепы со шведами, которое воспринималось русскими как измена. Здесь также уделено внимание самой Полтавской баталии. Гетман понимает, что силы с противником не равны, но возвращаться к Петру I, прося его о помощи, он не желает. Потерпев поражение, Мазепа сбегает, а через некоторое время сталкивается с Марией, сошедшей с ума. Гетман пребывает в печали, но двигается дальше в путь.

Главные герои

Противоречивое восприятие «Полтавы» литературоведами связано с тем, что представленные образы, прототипами которых выступали реальные люди, получились достаточно однобокими. Мазепа выступает злодеем и изменником, а Пётр I – настоящим героем. При всем этом собственное отношение Пушкина к императору было далеко не положительным. Рассмотрим психологические портреты основных персонажей произведения:

Пётр I

Полтавская битва – один из самых успешных военных походов в годы правления Петра Великого. Согласно сюжету поэмы, поступки правителя мотивированы исключительно интересами государства. Писатель создает великий и ясный образ, при этом подчеркивая дерзость и напряженность личности во время военных действий. На протяжении всех событий Пётр сохраняет веру в победу и вдохновение, подаренное собственной страной. Пушкин обрисовывает императора как умного полководца и просто благородного человека.

Подробнее: Пётр I: характеристика и образ героя

Мазепа

Учитывая первоначальное название поэмы, логично предположить, что тема национального освобождения – одна из главенствующих в тексте. Мазепа рассматривается в произведении согласно историческим источникам, то есть не как патриот своей малой родины, а как жадный до власти человек, страшащийся на деле настоящей свободы. Это предатель царя, корыстный и хитрый гетман, портрет которого обрисовывается Пушкиным буквально с первых строк. Критики отмечают, что именно образ Мазепы был первым авторским характером, рассматриваемым исключительно с отрицательной точки зрения.

Подробнее: Гетман Мазепа: характеристика и образ героя

Мария Кочубей

Из всех основных персонажей именно эту девушку Пушкин описывает максимально подробно в своих стихах. Он уделяет внимание её внешности, а также точно передает душевные переживания героини. Мария – рассудительная и скромная девушка, которая осознает свою силу и всегда стремится к настоящей истине. Мария готова на широкие поступки ради своей любви, хотя при этом она испытывает огромное уважение к своим родителям. Невозможность выбора, необъятное страдание из-за разности физических и душевных чувств оканчивается для героини плачевным образом.

Кочубей

Отец Марии выступает антагонистом Мазепы. В поэме Кочубей не просто генеральный судья, но еще и отец, поступками которого руководят сильные эмоции, жажда добиться желаемого. Не справившись с душевными переживаниями, Кочубей очень быстро переходит на темную сторону, находясь в постоянном ожидании мести Мазепы. Несмотря на это, образ Кочубея вызывает сочувствие и симпатию читателя, потому как все свои страдания он переживает благородно и покорно.

Карл XII — король Швеции

Показан Пушкиным как храбрец и честолюбец, который заранее осознает своё поражение, но все равно стремится к захвату власти. По сути, это лжегерой, который безответственен и труслив.

Заключение

Поэма «Полтава» считается одним из сложнейших произведений Пушкина со стилистической, жанровой и языковой точки зрения. Оригинальным образом в этом тексте сливаются эпическое и лирическое начала, романтическая и государственная сюжетные линии. Александр Сергеевич затрагивает в своем тексте такие вопросы, как судьба страны и отношения народа с европейцами. Он также касается проблемы истинного патриотизма, единения братских народов. Будучи блистательным мастером, Пушкин умело показывает войну не как политическую борьбу за официальную территорию, но и как страшнейшее событие в судьбах отдельных личностей.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

О чем поэма А. С. Пушкина «Полтава» кратко

The power and glory of the war,
Faithless as their vain votaries, men,
Had pass’d to the triumphant Czar.
(Byrоn)1

Посвящение

Тебе — но голос музы тёмной
Коснется ль уха твоего?
Поймешь ли ты душою скромной
Стремленье сердца моего?
Иль посвящение поэта,
Как некогда его любовь,
Перед тобою без ответа
Пройдет, непризнанное вновь?

Узнай по крайней мере звуки,
Бывало, милые тебе —
И думай, что во дни разлуки,
В моей изменчивой судьбе,
Твоя печальная пустыня,
Последний звук твоих речей
Одно сокровище, святыня,
Одна любовь души моей.

Песнь первая

Богат и славен Кочубей.
Его луга необозримы;
Там табуны его коней
Пасутся вольны, нехранимы.
Кругом Полтавы хутора
Окружены его садами,
И много у него добра,
Мехов, атласа, серебра
И на виду и под замками.
Но Кочубей богат и горд
Не долгогривыми конями,
Не златом, данью крымских орд,
Не родовыми хуторами,
Прекрасной дочерью своей
Гордится старый Кочубей.

И то сказать: в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Ее движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена, грудь ее бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят ее глаза;
Ее уста, как роза, рдеют.
Но не единая краса
(Мгновенный цвет!) молвою шумной
В младой Марии почтена:
Везде прославилась она
Девицей скромной и разумной.
За то завидных женихов
Ей шлет Украйна и Россия;
Но от венца, как от оков,
Бежит пугливая Мария.
Всем женихам отказ — и вот
За ней сам гетман сватов шлет.

Он стар. Он удручен годами,
Войной, заботами, трудами;
Но чувства в нем кипят, и вновь
Мазепа ведает любовь.

Мгновенно сердце молодое
Горит и гаснет. В нем любовь
Проходит и приходит вновь,
В нем чувство каждый день иное:
Не столь послушно, не слегка,
Не столь мгновенными страстями
Пылает сердце старика,
Окаменелое годами.
Упорно, медленно оно
В огне страстей раскалено;
Но поздний жар уж не остынет
И с жизнью лишь его покинет.

Не серна под утес уходит,
Орла послыша тяжкий лёт;
Одна в сенях невеста бродит,
Трепещет и решенья ждет.

И, вся полна негодованьем,
К ней мать идет и, с содроганьем
Схватив ей руку, говорит;
«Бесстыдный! старец нечестивый!
Возможно ль?.. нет, пока мы живы,
Нет! он греха не совершит.
Он, должный быть отцом и другом
Невинной крестницы своей…
Безумец! на закате дней
Он вздумал быть ее супругом».
Мария вздрогнула. Лицо
Покрыла бледность гробовая,
И, охладев как неживая,
Упала дева на крыльцо.

Она опомнилась, но снова
Закрыла очи — и ни слова
Не говорит. Отец и мать
Ей сердце ищут успокоить,
Боязнь и горесть разогнать,
Тревогу смутных дум устроить…
Напрасно. Целые два дня,
То молча плача, то стеня,
Мария не пила, не ела,
Шатаясь, бледная как тень,
Не зная сна. На третий день
Ее светлица опустела.

Никто не знал, когда и как
Она сокрылась. Лишь рыбак
Той ночью слышал конский топот,
Казачью речь и женский шепот,
И утром след осьми подков
Был виден на росе лугов.

Не только первый пух ланит
Да русы кудри молодые,
Порой и старца строгий вид,
Рубцы чела, власы седые
В воображенье красоты
Влагают страстные мечты.

И вскоре слуха Кочубея
Коснулась роковая весть:
Она забыла стыд и честь,
Она в объятиях злодея!
Какой позор! Отец и мать
Молву не смеют понимать.
Тогда лишь истина явилась
С своей ужасной наготой.
Тогда лишь только объяснилась
Душа преступницы младой.
Тогда лишь только стало явно,
Зачем бежала своенравно
Она семейственных оков,
Томилась тайно, воздыхала
И на приветы женихов
Молчаньем гордым отвечала;
Зачем так тихо за столом

otvet.mail.ru

Особенности жанра поэмы Полтава Пушкина

Поэму «Полтава» А.С.Пушкин написал в 1828 году, это его первый опыт исторической поэмы. Произведение одно из самых противоречивых образцов лироэпического жанра. «Полтава» в свое время вызвала большой интерес сразу после издания. До этого не участвовавший в дискуссиях Пушкин, активно обсуждал ее. Он определил ее как самое оригинальное произведение, очевидно, поэтому оно и вызвало столь бурные обсуждения.

Оно написано в виде трех песен. Первая лирическая, здесь в основном события происходят с Марией, сватовство и бегство. Вторая песнь события предшествующие битве, эта песнь больше остальных написана из реальных источников. В третьей песне описывается уже сама битва.

Произведение до сих пор подвергают критики, относительно взгляда Пушкина на личности Петра 1 и Мазепы.

«Полтава» создавалась во времена разрушения жанровых норм классической литературы.

Основной жанровой особенностью является сосуществование исторической линии сюжета и романтической. В сочинении повествуется о семейных взаимоотношениях гетмана Мазепы и Кочубея, описание Полтавского сражения. В творении описаны ключевые личности тех времен. Такие как Петр I, Кочубей, Карл XII. Каждая личность характеризуется своей самостоятельностью, и их характеры раскрываются в момент Полтавского сражения.

Лирическая линия показана в посвящении поэмы Марии Волконской. В создании героев автор часто использует эпитеты, благодаря которым автор показывает свое отношение. Кочубей – «старый», «богат и горд»; Мария – «младая», «пугливая»; Мазепа- «тихой и угрюмый», «изменник», «злой старик».

В произведении возвышают Петра I, изображают как уверенного в победе, он в движении, чувствуя приближающийся триумф, он царь, заботящийся о народе. А Карл XII представлен антиподом, неактивным, нерешительным полководцем. Еще один герой сравнивается с Петром, Мазепа. Чтобы возвеличить царя, Пушкин презирает гетмана, Мазепа одинокий и с мыслями только о себе, а Петр думает лишь о государстве.

Детали в поэме создают картину того мира, образы героев событий. Автор вроде и повествует, наблюдая со стороны, но при этом описывает точный психологический портрет. Он, то сторонник действий, то собеседник, способный передать глубину чувств Марии.

В своем творении Пушкин отразил с точностью все детали Полтавской битвы, которая тесно связана с лирикой в произведении. Изображены столкновения сильнейших личностей и сцены отношений между героями. Это придает творению эмоциональность и взволнованность.

Вариант 2

Жанр исторической поэмы Пушкина можно назвать комбинированным. Основой произведения, безусловно, является историческое повествование о победе в Полтавской битве, переломившей ход Северной войны и событий, предшествовавших ей. В числе них значительную роль сыграло предательство гетмана Украины Мазепы, пытавшегося повести украинцев против России, но потерпевшего в этом неудачу. Однако в поэме видна и романтическая линия, начинающая ее.

Поэтическое произведение состоит из трех песен. Первая описывает сватовство украинского гетмана к дочери Кочубея Марии и ее бегство с Мазепой. Вторая посвящена обстоятельствам, предшествующим сражению. Третья повествует о самой битве. Налицо постепенный переход от романтического повествования к рассказу об реальных исторических событиях.

Вероятно, романтическая канва, освещающая взаимоотношения гетмана Мазепы и Кочубея, понадобилась автору для оживления повествования через характеристику и образное описание персонажей.  Среди них большинство – реальные исторические лица (Петр I, Карл XII Кочубей и т.д.), сыгравшие большую роль в описываемых событиях. Кульминация и поэмы вообще наступает параллельно с раскрытием характеров ее персонажей – в заключительной части, при описании самого сражения.

В поэме Пушкин использует и эпитеты персонажей, цель которых – выразить его отношение к ним. Мазепа у него – «угрюмый», «злой старик». Кочубей – «богат и славен», Мария – «младая» и «пугливая». Столкновения между персонажами не только описывают действительно произошедшие события, но и отражают борьбу  между добром и злом, благородством и эгоизмом.

При самом описании битвы автор раскрывает созданные им образы героев. Шведский король представлен нерешительным, а победитель – Петра I показан энергичным, уверенным в победе. Российский император также противопоставляется предателю Мазепе. Он показан думающим о благе страны, тогда как украинский гетман занят мыслями только о себе.

Поэма хорошо излагает детали сражения, но Пушкин не остается  на сухой документальной почве. Произведение написано эмоционально, автор открыто выражает свое отношение к персонажам, не скрывает патриотических чувств.

Особенности жанра поэмы Полтава Пушкина

Интересные ответы

  • Математика
  • Металлы доклад по химии 9 класс сообщение

    Металлы – химические элементы, которые имеют свойство высокой электропроводимости. Они широко распространены в морях, реках, горах, полях, в недрах земли и даже в телах живых организмов.

  • Греция — сообщение доклад

    На балканском полуострове расположилась страна – предок Древней Греции – Греция. На данный момент население этой страны составляет 11 миллионов человек.

  • Какое первое животное запустила франция в космос?

    Франция, удивительная страна, она имеет свой неповторимый колорит с привкусом романтики. Поступки французов всегда были неординарными, и касается это не только банальных вещей, но и даже первого полета животного в космос.

  • Древние Афины — доклад сообщение по истории 5 класс кратко

    Греция представляла собой государство городов. Эти города называли полисами, они располагались относительно недалеко друг от друга, к примеру, 42 километра – марафонская дистанция являла собой протяженность самой длинной области страны.

sochinite.ru

Анализ поэмы «Полтава» (А. С. Пушкин)

А. С. Пушкину не давали покоя мысли о будущем России, которое «прочными нитями» было связано с её историческим прошлым. Изучая историю своей страны, писатель прекрасно понимал, какую неоценимую роль в становлении государства сыграл Петр Великий. Император мечтал о процветании России, о том, чтобы она заняла достойное место среди других европейских держав. Смелым, храбрым, трудолюбивым сынам России, свято выполняющим свой долг перед Отечеством, посвятил поэму «Полтава» Пушкин. Произведение проникнуто духом высокого патриотизма и свободолюбия.

История создания

Поэма написана в 1828 году. Отдельным изданием выходит в марте 1829. Пушкин посвящает поэму Марии Волконской, отважной женщине, самозабвенно отправившейся в сибирскую ссылку вслед за мужем-декабристом.

В названии произведения нашло своё отражение историческое событие, произошедшее 27 июня 1709 года. Озаглавив поэму «Полтава», автор посвящает её русским солдатам, совершившим ратный подвиг ради светлого будущего отчизны.

Одним из источников замысла книги была поэма К.Ф. Рылеева «Войнаровский». Пушкин высоко ценил это произведение поэта-декабриста. Леденящие кровь картины казней и мятежей, омрачающие первые годы правления Петра, многострадальная судьба Кочубея – всё это не могло оставить писателя равнодушным.

Созданию поэмы предшествует обращение автора к многочисленным историческим источникам, среди которых значительное место занимает описание «свейской» (шведской) войны. Книга была составлена приближенными царя по его достоверным материалам. Пушкин изучает свод материалов о Петре в «Деяниях Петра Великого» историка конца XVIII века Голикова, а также труд Бантыша-Каменского по истории Украины.

Однако Александр Сергеевич, будучи писателем, не отражает в произведении все «документальные» указания ученых. Так, три доноса Кочубея на Мазепу он объединяет в один. Писатель создаёт образ влюбленного казака, о котором нет сведений в документах. Историческую Матрену Кочубей Пушкин превращает в Марию. Эти изменения, сделанные гениальным художником, усиливают выразительность поэмы.

Жанр, направление, размер

«Полтава» — первая историко-героическая трагедия Пушкина. Автор использует множество элементов, убедительно свидетельствующих о реализме гениальной поэмы: исторически верное изображение деталей прошлого, широкий круг персонажей, из которых каждый имеет самостоятельное значение, глубокое раскрытие внутреннего мира героев, близость языка к народной речи.

Поэма написана четырехстопным ямбом. В повествование включены портретные зарисовки Марии и Мазепы, дано описание пейзажей, есть сцены допроса и казни, «развёрнута» гениальная картина Полтавской битвы. Пушкин дополняет свой рассказ историческими пояснениями и отступлениями о политических настроениях общества начала XVIII века.

Композиция

Композиция поэмы, при всей своей сложности, поражает четкостью, последовательностью и слаженностью. Мыслями о родине и судьбах людей объединяются отдельные части поэмы: романтическая история «преступной» дочери, поучительная повесть о ненужном удовольствии, суровый рассказ о кровавом преступнике и торжественная песня о герое-патриоте.

«Полтава» проникнута глубоким духом народности, как в содержании, так и в стиле произведения. Преобладает величавая интонация. Могучую выразительность поэмы усиливают разнообразие и быстрая смена различных типов предложений. Они то разворачиваются в длинные периоды, приобретая характер трибунной, взволнованной речи, то сжимаются в короткие фразы. В поэме выделяются лирически окрашенные обращения к героям («Мария, милая Мария…») и бытовые эпизоды с просторечной фразеологией.

Суть

1709 год. Действие происходит на Украине в городе Полтава. У Кочубея, генерального судии, есть прекрасная дочь — Мария, которой он очень гордится. Мазепа, пожилой крестный девушки, тайно питает к ней теплые чувства. Через некоторое время тайно увозит ее из отчего дома. Кочубей, не в силах простить оскорбление, нанесенное его семье, пишет донос на гетмана Петру I. Однако царь не верит словам опозоренного отца, и Кочубея казнят вместе с его верным последователем Истрой.

В произведении есть не только романтическая, но и историческая сюжетная линия. Мазепа, заключив договор со шведским королем Карлом XII, хочет отделить Украину от Российского государства. 27 июня 1709 года происходит масштабное полтавское сражение между войсками Петра и Карла XII. Бой выигрывает Петр Великий, а Мазепа, вместе с королем вынужден бежать, тем самым признав свое поражение. Более подробно основные события из книги мы описали в кратком содержании для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Степанович Мазепа — удрученный годами украинский гетман. Умен, хладнокровен и хитер. В нем живет мятежная и ненасытная душа, рождающая в сердце неутомимый преступный жар. Государственный изменник, закоренелый в коварствах и злодеяниях. Поэт со строгостью патриота сурово перечисляет пороки падшего гетмана: злобность, мстительность, ненависть к людям, отсутствие благодарности. Мазепа с легкостью проливает человеческую кровь, с каждым разом искореняя в своем сердце последние крупицы жалости и сострадания. Для него нет отчизны, он предательств никогда не забывает не только в душе, но и на деле. Никогда не забывает и не прощает нанесённых ему обид.
  2. Мария — дочь Кочубея. Ее лицо обрамляют черные локоны, взгляд сияет чистотой, а стан поражает стройностью. Нежна и разумна. Отличается скромностью. Девушка обладает мужественным характером, иначе она не смогла бы пойти против воли отца и матери. Увлечена воинской славой гетмана, песни которого она очень любила петь. До последнего момента не осознавала, какое страшное деяние совершила. Ее окутал любовный дурман, сладкие речи Мазепы проникли в самое сердце, заставив уснуть разум. Однако пробуждение не заставило себя долго ждать. Став свидетельницей гибели отца, девушка сходит с ума. Горе побеждает разум.
  3. Василий Леонтьевич Кочубей — украинский генеральный судья. Храбр и мужественен. Ему не чужды честь и любовь к родине. Глубоко оскорблен Мазепой, когда тот похищает его дочь. Жажда мести находит приют в его сердце. После того, как Петр I не верит его доносу на гетмана, с достоинством переносит наказание за клевету. Сначала его жестоко пытают, а затем казнят на глазах у сотен зрителей.
  4. Пётр Великий – первый Всероссийский император. А. С. Пушкин в каждом своем произведении, посвященном Петру, освещает различные стороны его облика. В поэме «Полтава» царь выступает как воитель, полководец и патриот. Автор рисует внешность Петра в стиле героических портретов XVIII века: сияющие глаза, внушающее ужас лицо, быстрые движения. Портретная зарисовка соответствует духовному облику героя. Петр выступает в поэме как организатор военной мощи России. Он, словно молния, стремительно появляется на страницах произведения. Его думы заняты мыслями о родине и ее благе.
  5. Карл XII — шведский король. Храбр, но честолюбив. Ведет себя легкомысленно, вступая в стычку с казаками накануне Полтавского боя. В результате получает тяжелую травму ноги, которая не позволяет ему участвовать в сражении.
  6. Любовь — властная жена Кочубея. Разделяет взгляды мужа и всячески его поддерживает. В ней пылает огонь страсти, гордости и жажды справедливости. Нетерпелива и умна.
  7. Филипп Орлик – генеральный писарь, гетманов делец. Обладатель «каменного» сердца. Жесток, расчетлив. Получает удовольствие, расправляясь с врагами Мазепы. После смерти «хозяина» получает от Карла XII пустой титул малороссийского гетмана.

Темы и проблемы

  1. Тема войны раскрывается в произведении ярко и живо. Великолепная картина Полтавского боя достигает высшего звучания. Фрагменты битвы следуют один за другим в определённой последовательности: начало сражения, победа над отдельными отрядами врагов, появление Петра и «несомого» Карла, и, наконец, решающий момент боя и бегство шведской армии. Точность и зримость описания достигают того эффекта, когда читатель «ощущает» себя свидетелем происходящей битвы.
  2. Тема любви звучит на протяжении всей поэмы. При всем своем лукавстве Мазепа полон искренней любви к Марии. Но коварство честолюбца не отступает перед старческой любовью. Злые замыслы в гетмане сильнее, чем его чувство к девушке. Он лжет ей, когда говорит, что любит ее больше власти и славы.
  3. Тема великодушия и милосердия. Одержав победу в битве, Петр не убивает своих противников. Он «ласкает» пленников и поднимает за них заздравный кубок.
  4. Пушкин использует выразительное противопоставление для создания двух обликов: Петра и Карла. Во время Полтавского сражения могучий и радостный, Петр проносится перед полками, а бледный, недвижимый Карл, которого несут на носилках, оказывается раненным в бесполезной схватке с казаками. Художественный приём антитезы помогает раскрыть мысль поэта о том, что победа русских — не случайная удача. Она была предопределена победой высоких идей, за которые боролся Петр.
  5. Проблема духовной слепоты является одной из ключевых в поэме. Мария любит Мазепу. Она жертвует всем ради старого гетмана. Ей приходится совершить страшное предательство, покинув отца и мать. Властолюбец, словно искуситель, завораживает сердце наивной девушки. Он буквально вырывает из несчастной дочери роковое «разрешение» на казнь отца. Мария не понимает зловещего смысла страшного вопроса: «Отец или супруг тебе дороже?»
  6. Проблема предательства и тщеславия. Мазепа предает не только бывшего друга, похищая крестницу, но и втаптывает в землю доверие Петра, пытаясь отделить Украину от Российской империи.
  7. Может ли в падшей душе появиться проблеск совести и искреннего раскаяния? Вопреки всем своим злодеяниям Мазепа все же чувствует смущение при мысли о том, какие страдания он готовит Марии. Казнить отца в ответ на нежные и искренние чувства, которые испытывает к нему девушка! Недаром гетману кажется, что обвинительными очами смотрят на него звезды ночи, и что тополя, словно судьи, шепчутся о нем. Страшной пустотой терзается он, возвращаясь с казни Кочубея. Увидев опустевший по его вине двор судьи, он испытывает чувство страха и дрожит, как под топором, под грозящим перстом безумной Марии.
  8. Проблема «слепой» доверчивости. Пушкин показывает Петра не только как полтавского героя, но и как доверчивого и простосердечного человека. Не подозревая подвоха, он убежден в искренности Мазепы. Царь не верит в измену потому, что сам не изменял. Но, когда становится известна правда, Петр стремится исправить свою ошибку, призывая к себе семьи Искры и Кочубея, проливая с ними слезы и осыпая их милостями.

Главная мысль

В поэме А. С. Пушкин восхваляет мощь России и призывает к подвигам во имя счастья страны. Главная идея автора заключается в том, что никакие перипетии, как внешние, так и внутренние, не способны разрушить единство многонационального российского государства. Это происходит потому, что в России всегда больше преданных и честных людей, которые скорее умрут, чем отрекутся от своей правды.

Также смысл, заложенный автором, говорит о том, что залогом сохранения страны является уважение к семье. Она и есть фундамент государства. Когда вражда селится в доме, среди родных и близких, разрушается основа основ. Тот, кому не жаль разрывать кровные узы дочери и родителей, не остановится перед любым преступлением. Поэтому каждый человек должен ответственно и честно выстраивать отношения с окружением, иначе его нравственное падение предрешено.

Чему учит?

Поэма учит любви к Родине. Только надежные и верные защитники могут отразить атаку неприятеля и сохранить русскую землю в целости. Любовь к отчизне начинается с семьи, поэтому каждый человек должен оберегать свой домашний очаг.

Автор призывает не забывать о том, что даже самые искренние последователи через некоторое время могут «поменять маску» и без какого-либо зазрения совести предать близкого человека. Писатель убеждён, что нельзя пренебрегать отчим домом и родными людьми, причиняя им тем самым страшные страдания.

Критика

«Полтава» — одно из величайших произведений Пушкина. Однако большинство критиков встречают поэму отрицательно. Они поголовно утверждают, что Мария не может любить честолюбивого старика. Самого же Мазепу называют «злым дураком». В журналах становится популярно сравнение, что Александр Сергеевич, написав столь новаторское произведение, терпит поражение, словно Карл XII на поле битвы.

Пушкин встречает критические отклики с удивлением. Его расстраивает, что «Полтава» не имеет должного успеха. Однако критики просто не понимают своеобразия поэмы, глубину раздумий поэта и народность его стиля.

В. Белинский же считает «Полтаву» удавшимся произведением. Он тонко отмечает, что в поэме много оригинального и самобытного. Однако и его не все удовлетворяет. Рецензент считает ошибкой Пушкина то, что первые две песни заняты романтическими событиями, между тем как Петр и Полтавская битва описаны лишь в третьей песне.

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

История создания «Полтавы» Пушкина, главные герои / Пушкин А.С.

Поэма «Полтава» написана Пушкиным в 1828 г. Пушкин был хорошо подготовлен к изображению событий на Украине, совпавших с царствованием в России Петра I. Личность Петра глубоко интересовала поэта и всего за год до работы над «Полтавой» нашла отражение в его «Арапе Петра Великого» и «Стансах». Интерес к теме был понятен ещё и потому, что Украина начала XVIII в. давала такие же яркие, сильные характеры, как и Русь начала XVII в., изображённая поэтом в трагедии «Борис Годунов».

Пушкин воспользовался историческими работами о личности и эпохе Петра I (Вольтера, Бантыш-Каменского, князя Щербатова, Голикова и др.). Они помогли поэту дать правильное освещение исторических событий. Но в биографию героини поэмы Пушкин внёс некоторый вымысел: он заменил имя Матрёна (дочь Кочубея) более романтическим именем Мария и устранил некоторые другие факты из её жизни (замужество и удаление в монастырь). Поэтический замысел, стоявший перед поэтом, привёл к упрощению и изменению отдельных исторических фактов (например, допрос Кочубея у него ведёт Орлик, а не министры Шафиров и Головкин, как было на самом деле). Но все важнейшие события, связанные с борьбой Карла XII и Мазепы с Петром I, освещены в точном соответствии с историческими источниками. Это дало право Пушкину сказать в своих «Критических заметках»: «Мазепа действует в моей поэме точь-в-точь, как и в истории, и речи его объясняют его исторический характер».

Сам Пушкин говорит, что мысль написать эту поэму внушило ему прочитанное им в одной современной поэме (в «Думах» Рылеева) известие о несчастной любви дочери Кочубея к Мазепе. Таким образом, по первоначальному плану, этот романический эпизод должен был стоять в центре действия — вот почему поэма и начинается с изображения характера Марии. Но, начавши с этой частной завязки, Пушкин не остановился на ней и значительно расширил рамки своего сюжета, придавши ему более общий интерес внесением в повествование исторического элемента, поэтому на ряду с Мазепой выдающееся место занял в поэме Пётр Великий и вся поэма получила название «Полтава», а частный, любовный эпизод отступил на второй план перед изображением великого исторического события.

Поэт-гражданин, с напряжённым интересом наблюдавший развитие современной ему политической жизни и много размышлявший над историческим прошлым своей страны, Пушкин не мог ограничиться только психологической темой, тем более что герой поэмы не был простым человеком. Поэт подошёл к обрисовке Мазепы как исторического деятеля, не только раздвинув тем самым рамки поэмы, но и превратив её в поэму политическую.

В связи с этим изменением замысла в поэму вошла тема родины в один из ответственнейших моментов её истории. Центральным событием, изображённым в поэме, стала Полтавская битва 1709 года, а основным героем — Пётр I. Это перенесение центра тяжести с личных переживаний на исторические события вызвало и замену первоначального названия поэмы новым — «Полтава», и превращение произведения из психологической поэмы-новеллы в поэму героическую, то есть стихотворную повесть об исторических событиях, имеющих важное значение для страны и народа. Основной темой произведения стала тема народного и антинародного исторического деятеля, а основными образами — Пётр I, Мазепа и Карл XII. Такова, вкратце, история создания «Полтавы».

Источник: Пишем сочинения по поэмам А.С. Пушкина. М.: «Грамотей», 2006

classlit.ru

Исторические события в поэме Полтава Пушкина

«Полтава» Александра Сергеевича Пушкина, созданная в 1828 году, описывает важнейшие события эпохи правления Петра I, которые сыграли значительную роль в истории России. Автор в этом произведении достоверно рассказал о великих подвигах народа, который защищал свою родину под Полтавой в 1709 году.

В основе поэмы лежат исторические события. В конце XVI века Русское Государство оказалось отрезанным от выхода в Балтийское море в результате захвата Швецией исконно русских земель на побережье Финского залива. Это стало причиной остановки развития страны в плане экономики и культуры, а также развязало длительную войну со Швецией, которая на тот момент являлась очень сильным в военном отношении соперником с огромной и превосходно обученной армией. Командовал шведскими воинами Карл XII, молодой, воинственный, бесстрашный король, обладавший завидным талантом военачальника и прославившийся как «непобедимый». Александр Сергеевич Пушкин преувеличивает отвагу и предприимчивость полководца в своем произведении, делая его образ более поэтичным.

Началась Великая Северная война. Армия русских бойцов потерпела поражение в сражении под Нарвой. Но Петр не отступил и с еще большим ожесточением принялся создавать новую армию. Его энергичность и упорство заставили всех принимать участие в обороне страны. Петр же, принимая быстрые и непредсказуемые решения, в короткий срок образовал новую армию, вооружив ее, усовершенствовав артиллерию и дав новые знания командирам. Это помогло нанести врагам первое поражение.  

Однако в 1708 году не привыкший терпеть поражения Карл решил перейти в жестокое и бескомпромиссное наступление. Он вторгся в Российское государство из Польши и прошел по Смоленской дороге в Москву, но был вынужден повернуть в сторону Украины, отброшенный настойчивым сопротивлением русской армии. На Украине правителя ждал тайный союзник – гетман Мазепа, к которому и сам Петр I относился с большим доверием, несмотря на многочисленные доносы. Мазепа же выжидал удобного случая, чтобы напасть на Петра, поэтому он хотел присоединиться к Карлу XII, но народ Украины не пошел за ним, и предатель привел с собой лишь небольшой отряд казаков.

Весной 1709 года Карл XII со своей дружиной взял Полтаву в осаду. Вскоре прибыло и русское войско. Карл, раненный в ногу накануне битвы, был вынужден отказаться от прямого руководства своим войском. Он только мог морально поддерживать своих бойцов, находясь на поле боя на носилках. Его противник же, Петр I, разработав план, лично руководил сражением. Союзниками Петра были Репин, Брюс, фельдмаршал Шереметев и любимец правителя – А. Д. Меншиков.

Александр Сергеевич Пушкин очень точно описал ход Полтавской битвы. Шведы начали стремительно атаковать русских, потратив почти все свои силы, но были отброшены назад неистовым огнем артиллерии противников. Часть шведских войск вместе со своим генералом Розеном отступила, спрятавшись в лесу. Другая часть была взята в плен войсками Меньшикова. Русские задавили шведов стремительной контратакой, которой руководил Петр I, появлявшийся в самых опасных местах битвы. Они бросились в бегство, подгоняемые русским войском.

Полтавская битва сыграла большую роль в развитии Российского государства. При помощи этой победы Россия добилась международного влияния и обеспечила успех всей реформаторской деятельности Петра I.

Карл XII, едва не попав в плен, с жалкой горсткой своих воинов и Мазепой с трудом переправились через Днепр и бежали в Турцию. Они укрылись в небольшом городке. Мазепа вскоре умер. Однако Карл не хотел оставлять свои воинственные планы, пытаясь склонить турок на войну с Российским государством. Турки, поначалу поддерживающие Карла, заключили мир с Россией в 1711 году и предложили Карлу уйти. Правитель отказался, он решил, что сможет оказать сопротивление туркам вместе со своим небольшим отрядом. Его идея потерпела фиаско, шведские солдаты быстро сдались, а Карлу пришлось бросить шпагу.

В 1715 году потрепанный битвами правитель вернулся на родину, но там он прожил недолго, был убит в бою с норвежцами.

Таким образом, А. С. Пушкин отобразил в своем произведении «Полтава» один из эпизодов войны, ставшей долголетней. Писатель воспел подвиги народа, защищавшего свою родину в Полтавской битве в 1709 году. Пушкин сумел показать войну не только с политической стороны, но и со стороны отдельной личности, сумел показать это как страшное событие в судьбе и жизни человека.

Полтавскую битву принято считать одним из самых благополучных походов в годы правления Петра I. Александр Сергеевич в произведении мотивировал поступки правителя исключительно государственными интересами. Автор создал образ великого, дерзкого, смелого, самоотверженного полководца во время военных событий.

Исторические события в поэме Полтава Пушкина

Интересные ответы

  • Знаменитые и великие люди России — доклад сообщение

    Россия — великая страна, чьи земли полны различных знаменитых и великих людей. Они стали великими не просто так, а благодаря своим поступкам, и не какими бы другими, а именно те, что поставили страну выше других. Какие же именно люди?

  • Акробатика — сообщение доклад (3, 5 класс физкультура)

    Акробатика — это олимпийский вид спорта. Спортсмен соревнуется выполняя акробатические элементы гимнастики на равновесие тела в пространстве, балансирование на одной конечности, вращение тела с опорой на снаряде и в безопорном положении.

  • Доклад про Одиссея сообщение по истории 5 класс кратко

    Одиссей — главный герой поэмы Гомера «Одиссея». Он был царем острова Итаки и участником Троянской войны, где и прославился. Так каким героем был Одиссей?

  • Применение кислорода — сообщение доклад по химии 9 класс

    В энергоснабжении. Как известно, атмосфера является газовой геосферой Земли, содержащей огромное количество кислорода, без которого жизнь на нашей планете была б невозможной

  • Чему учит сказка Падчерица 5 класс

    Сказка Падчерица учит тому, что когда человек добрый, ему в жизни все удается. Доброму человеку все возвращается добром, а злому — злом.

sochinite.ru

Исторические события в поэме «Полтава» Пушкина |LITERATURUS: Мир русской литературы

Петр I в Полтавской битве.
Иллюстрация
К. И. Рудакова
Поэма «Полтава» была написана в 1828 г. и впервые напечатана в 1829 г.
В этой статье представлено описание исторических событий, упоминаемых в поэме «Полтава» А. С. Пушкина.

Смотрите:
Все материалы по поэме «Полтава»
Все материалы по творчеству Пушкина

Исторические события в поэме «Полтава» Пушкина


«В «Полтаве» рассказывается о знаменательных событиях петровской эпохи, сыгравших важную роль в истории России. Предпосылки этих событий восходят к более отдаленным временам.

В первой половине XVII века Швеция — в ту пору самая могущественная держава на северо-востоке Европы — захватила восточное побережье Балтийского моря, искони принадлежавшее русскому народу. Таким образом, Россия лишилась выходов к морю, необходимых для ее нормального экономического и культурного развития.

Петр I, учитывая насущные интересы русского государства, поставил своей задачей восстановить Россию в ее законных правах на Балтийское море.

В 1700 году началась Великая Северная война между Россией и Швецией, которая все еще оставалась очень сильным в военном отношении государством, обладавшим отлично обученной и хорошо вооруженной армией.

Во главе шведской армии стоял молодой король Карл XII (род. в 1692 году) — человек горячий и воинственный. Этот «любовник бранной славы» (так называет Карла Пушкин) обладал незаурядным талантом военачальника, был завидно храбр и вскоре прослыл «непобедимым» полководцем. Об отваге и предприимчивости «шведского парадина» по всей Европе ходили преувеличенный рассказы. Отзвуки этих рассказов есть и в «Полтаве».

Северная война, продолжавшаясь свыше двадцати лет, послужила для русской армии трудной, но поучительной боевой школой. Сперва военные обстоятельства сложились неблагоприятно для русских. В сражении под Нарвой (20 ноября 1700 г.) русская армия потерпела жестокое поражение. Причины неуспеха были многообразны: и измена иностранных советников Петра, и неудачно выбранная позиция, и техническая отсталость русской армии. Наспех обученные и плохо вооруженные полки Петра сражались храбро, но не устояли перед отборными шведскими войсками.

Другой на месте Петра после Нарвского поражения потерял бы голову, но Петр с присущей ему энергией и настойчивостью начал создавать новую армию. <…>

Железная воля Петра заставила всех работать на оборону страны. Сам Петр поспевал всюду, во все вникал, принимал быстрые и крутые решения. В короткий срок он сформулировал новую армию и заново вооружил ее, обратив особенное внимание на усовершенствование артиллерии и выучка командного состава.

Уже через год после Нарвского сражения обновленная русская армия нанесла шведам первое поражение. Вслед за этим русские очищают от Шведов Ладожское озеро и с успехом штурмуют шведские крепости в районе Невы и побережья Балтийского моря, — в том числе и печально памятную Нарву. В результате успешных действий русских войск в этот период Северной войны 16 мая 1703 года Петром была заложена близ устья Невы Петропавловская крепость, положившая основание Петербургу — новой столице России. Здесь Петр решил осуществить свой гениальный план — прорубить «окно в Европу»… <…>

Северная соседка России — Швеция не желала мириться с победоносным продвижением русских на Запад, угрожавшим безраздельному шведскому господству на Балтийском море. Карл XII решил отбросить Россию назад и навсегда заколотить окно, прорубленное Петром.

В 1708 году Карл перешел в решительное наступление. Со своей армией он вторгся в Россию из Польши и пошел по Смоленской дороге прямо на Москву — тем самым путем, которым сто четыре года спустя пошел Наполеон…

Ожесточенное сопротивление русской армии и всего народа вынудило Карла повернуть на юг, на Украину. Оттуда, собравшись с силами, он хотел предпринять новый поход на Москву. Кроме того на Украине Карла ждал тайный союзник — гетман Мазепа. <…>

По договору с Москвой, Украина сохранила свое внутреннее самоуправление. Она управлялась гетманом — выборным вождем из числа украинских шляхтичей (дворян-помещиков). Обычно кандидат в гетманы намечался русским правительством.

В то время, которое описано в поэме Пушкина, украинским гетманом был Иван Степанович Мазепа-Колединский.  <…>

Когда во главе русского государства встал Петр I (в 1689 году), Мазепа постарался войти в доверие к молодому царю. Он участвовал в походах Петра к Азову (против турок), всячески убеждая его в своей преданности.

Один факт, о котором упоминает и Пушкин в «Полтаве», особенно должен был укрепить доверие Петра к Мазепе. В 1705 году польский король Станислав Лещинский тайным письмом предложил Мазепе заключить союз против Петра. Мазепа арестовал польского гонца, а письмо Станислава переслал Петру. Еще раньше Мазепа отверг такое же предложение крымского хана.

Такие поступки Мазепы, конечно, убеждали Петра в преданности гетмана. Многочисленные доносы на Мазепу царь оставлял без внимания. Больше того: он сурово наказывал доносчиков, якобы клевещущих на гетмана. Такая судьба постигла Кочубея, который хорошо знал тайны Мазепы и выдал их Петру, желая отомстить гетману за нанесенную им обиду. Донос Кочубея и Искры попал в руки петровских вельмож, безусловно веривших Мазепе. Они вызвали Кочубея и Искру к себе и допрашивали с пристрастием. Не выдержав пытки, Кочубей и Искра объявили свой донос ложным. Тогда их переслали к Мазепе, который снова их пытал и, наконец, казнил 15 июля 1708 года. Семьи Кочубея и Искры были высланы в Сибирь…

Между тем уже в 1705 году, когда Мазепа переслал Петру письмо Станислава, он замыслил изменить России. Он вступил в сношения с врагами Петра — с польским королем, с крымским ханом, сидевшим в Бахчисарае, с турецким пашой (военачальником и губернатором), сидевшим в крепости Очаков, с атаманом донских казаков Кондратом Булавиным, с «буйной ватагой» запорожцев, наконец, с Карлом XII. В 1708 году Мазепа должен был получить титул владетельного князя. Сам он мечтал об украинской короне.

Мазепа ждал только удобного случая, чтобы поднять восстание против Петра. Таким удобным случаем представлялся ему поход Карла на Москву. В победе шведского короля он не сомневался.

Петр, всецело доверявший Мазепе, поручил ему защиту Украины от шведов. В 1708 году царь вызвал к себе гетмана по делам, связанным с обороной Украины, но лукавый старик объявил себя тяжело больным. Для отвода глаз он призвал к себе киевского митрополита, чтобы тот совершил над ним церковный обряд соборования (помазания елеем), к которому прибегали верующие, чувствуя приближение смерти.

Но как только шведы повернули на Украину, Мазепа восстал с одра мнимой болезни и открыто перешел на сторону Карла. <…>

25 октября 1708 года Мазепа со своими ближайшими соратниками (в их числе Орлик и Войнаровский, племянник Мазепы) переправился через реку Десну и присоединился к Карлу.

Украинский народ не пошел за изменником. Мазепе удалось привести к Карлу всего полторы тысячи казаков. Позже к ним присоединилось еще около трех тысяч недовольных Петром запорожцев под начальством мятежного атамана К. Гордиенко.

Весной 1709 года Карл XII со своими «синими дружинами» (шведские солдаты были одеты в мундиры синего цвета) осадил город Полтаву. Здесь он хотел дождаться подхода войск своих союзников — поляков, крымских татар и турок, чтобы возобновить наступление на Москву.

Вскоре к Полтаве подошли и главные русские силы. К войскам прибыл Петр.

Карл нетерпеливо искал сражения с русскими. Упоенный своими военным счастьем, он самонадеянно полагал, что победы русских — дело случая и что стоит только ему самому руководить решительным сражением, как повторится Нарва 1700 года.

Но русская армия, выращенная Петром, была уже не та, что в 1700 году. <…>

На рассвете 27 июня 1709 года «грянул бой, Полтавский бой». План сражения был выработан Петром, он же взял на себя общее руководство сражением. Петру помогали его ближайшие соратники — Репнин, Брюс и Боур, «благородный» (в смысле родовитый) фельдмаршал Шереметев и А. Д. Меншиков — любимец Петра, человек необычайно удачливой судьбы…

При Петре в Полтавской битве находился также и давний враг Мазепы — казацкий полковник Семен Палей, сосланный в 1705 году в Сибирь по доносу Мазепы и возвращенный из ссылки, как только обнаружилась измена гетмана.

Карл накануне  сражения был ранен шальной пулей в ногу и вынужден был отказаться от непосредственного руководства войсками. Но чтобы воодушевить своих солдат, он приказал вынести себя на поле боя на носилках.

Пушкин в «Полтаве» очень точно описал ход битвы. Шведы несколько раз кидались в отчаянные атаки, но, не выдерживая жестокого огня русской артиллерии, откатывались назад. Одна колонна шведских войск под командованием генерала Розена попала под перекрестный огонь русских пушек и отступила в беспорядке, укрывшись в лесу. Другая колонна под командованием генерала Шлиппенбаха вынуждена была сдаться в плен войскам Меншикова.

Стремительная контратака русских, которою руководил сам Петр, опрокинула шведов и обратила их в паническое бегство. Беглецов пустилась преследовать русская конница. «Шведы, остановитесь!..» — напрасно кричал своим солдатам Карл. Сам он едва не попал в плен.

Остатки «непобедимой» шведской армии сдались в плен на берегу Днепра, у деревни Переволочны. Карлу XII и Мазепе с небольшим отрядом удалось переправиться через Днепр и убежать в Бессарабию, принадлежавшую тогда Турции. <…>

Значение Полтавской победы было исключительно велико. Она навсегда подорвала военное могущество Швеции, сильно укрепила международное влияние России и обеспечила успех всей преобразовательной деятельности Петра по обновлению русского государства.

Полтавская битва решила исход Великой Северной войны. Война продолжалась еще много лет, но успех всегда уже оставался на стороне русских. Война закончилась в 1721 году заключением Ништадтского мира, окончательно закрепившего позиции России на Балтийском море и во всей Европе.

После Полтавской битвы Карла XII и Мазепу постигла жалкая судьба. Бежав к туркам, они поселились в бессарабском городке Бендеры. Мазепа вскоре умер (22 августа 1709 года; по другим сведениям — 18 марта 1710 года). Могила его затерялась. Карл же не оставлял своих воинственных планов. Он старался склонить турок на войну с Россией. Сперва турки поддерживали Карла, но в 1711 году, после заключения мира между Россией и Турцией, ему было предложено убраться восвояси.  Он отказался. У него оставался еще маленький войсковой отряд. С этим отрядом Карл решил сопротивляться туркам и укрепиться в Бендерах. Турки осадили город. Солдаты Карла сразу же сдались. Вокруг шведского короля осталась кучка личных слуг. С ними Карл продолжал бесполезное и отчаянное сопротивление. Наконец его осилили, и он бросил свою шпагу к ногам турецкого военачальника. Только в 1715 году Карл вернулся в Швецию. Через три года он был убит в бою с норвежцами. <…>

Соблюдая точность в освещении исторических событий и в обрисовке характеров исторических героев, Пушкин, вместе с тем, не считал себя связанным в мелочах и подробностях сюжета. Так, в рассказе о любовном увлечении Мазепы дочерью Кочубея он дополнил исторический факт поэтическим вымыслом. Дочь Кочубея (на самом деле ее звали не Марией, а Матреной) в 1704 году действительно убежала к Мазепе. Но Кочубей послал за ней погоню, и беглянка сразу же была возвращена в родительский дом.

Весь эпизод с сумасшествием Марии, являющейся Мазепе после Полтавской битвы, вымышлен Пушкиным. На самом деле Матрена Кочубей после своего неудачного побега к Мазепе жила в монастыре, где и умерла. Также вымышлен и влюбленный в Марию казак, которого Кочубей посылает к Петру с доносом на Мазепу и который во время Полтавской битвы пытается зарубить Мазепу, но погибает от выстрела Войнаровского.»

(В. Н. Орлов, комментарии к книге «Поэма А. С. Пушкина «Полтава»», 1948 г.)

***


«В поэме «Полтава» отображен один из эпизодов долголетней войны, которую русский царь Петр I вел со шведским королем Карлом XII. В 1700 г. Дания, Россия и Польша одновременно начали войну против Швеции. Неожиданным налетом Карл XII разбил Данию и заставил ее заключить с ним мир. После этого он осенью 1700 г. под Нарвой совершенно разгромил плохо обученную русскую армию.

Справившись с двумя противниками, Карл двинулся на Польшу. Несколько лет вел победоносную войну в Польше и Саксонии и затем двинулся из Польши снова на Россию. Он пошел на Смоленск, приблизительно тем же путем, которым столетие спустя шел на Москву Наполеон. Русские опустошали перед шведами местность, сжигали жилища и провиант, тревожили непрерывными стычками.

Карл повернул на Украину, на соединение с тайным своим сообщником, гетманом Украины, Мазепой. Мазепа прикидывался приверженцем Петра I, а сам подготовлял отделение Украины от России и рассчитывал при этом на помощь шведов.

27 июня 1709 г. произошла под Полтавой решительная битва между русскими и шведами. За последние годы Петр успел реорганизовать армию по европейскому образцу, шведы же были истощены долгими лишениями и сильно деморализованы. Битва кончилась полной победою русских, большинство шведских военачальников попало в плен, Карл и Мазепа с незначительным отрядом успели бежать в Турцию.»

(из книги «Полтава. А. С Пушкин» под ред. К. Пискунова, серия «Пушкинская библиотека», Москва, 1936 г.)



Это было описание исторических событий, упоминаемых в поэме «Полтава» А. С. Пушкина.

Смотрите:
Все материалы по поэме «Полтава»
Все материалы по творчеству Пушкина

www.literaturus.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *