| / Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Сравнение «Пророка» Лермонтова и «Пророка» Пушкина В 1826 Александр Сергеевич написал стихотворение «Пророк», через пятнадцать лет эту тему перенял Михаил Юрьевич, произведение которого стало, можно сказать, ответом, продолжением творения солнца русской поэзии. Несмотря на одинаковые названия, у двух произведений много различий. В чём же они заключаются? Два разных поэта – два разных пророка. При жизни Пушкина поэты благодаря своему дарованию несли мысли в массы, гений самого Александра Сергеевича признавался, поэт был важным, нужным человеком, проповедующим мораль, философию, просвещение. Но всё изменилось, когда декабристы подняли восстание. Вольнодумство пресекалось гораздо жёстче: царям не нужны были новые бунты. Лермонтов писал в это время, и потому его пророк, несущий истину, не признается обществом. Таким образом, отличие двух стихотворений отображает разницу двух поколений России – до и после декабристского восстания. Добавил: EVN99
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Сравнение «Пророка» Лермонтова и «Пророка» Пушкина | Смотрите также по произведению «Стихотворения»: Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
«Три «Пророка». (Сравнительный анализ стихотворений «Пророк» А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова)
Разделы: Литература
Цели:
1. В процессе коллективной работы, путем сопоставления одноименных стихотворений «Пророк» Пушкина, Лермонтова и Некрасова, выявить, в чем особенность использования христианских мотивов в творчестве Н.А. Некрасова
2. Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять стихотворные тексты, логически мыслить, высказываться на литературную тему, применять ранее полученные знания в новой, незнакомой ситуации проблемного характера.
3. Нравственное и духовное воспитание с привлечением памятников мировой культуры (поэзия, Библия, живопись).
Оборудование: на каждой парте – карточки-информаторы, стихотворения: «Пророк» А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; репродукция картины И.Н. Крамского «Христос в пустыне».
Оформление доски:
Тема: «Три Пророка»
Сравнительный анализ стихотворений «Пророк» А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова
…Я освятил тебя, пророком
для народа поставил тебя.
Книга пророка Иеремии
Становление Некрасова – «религиозного» поэта прямо связано с его становлением как поэта народного и национального. У Некрасова нет «чистой» религии. У него она скорее обозначение народных или даже национальных черт: подвижничества, самоотвержения, способности к высокому страданию.
Н. Скатов.
Темы покаяния, искупительной жертвы, подвижничества, храма, ведущие в творчестве поэта, – приметы подлинной духовности и, по сути, краеугольные камни христианского православия, евангельского и народного христианства.
Н. Мостовская.
Учитель: Тема религиозности Некрасова –
одна из самых неизученных. По мнению Н. Скатова,
со стихотворения «Влас» (1855) «круто и
глубоко в творчество Некрасова входит
религиозность, даже намека на которую нет ни в
одном произведении, созданном за все
предшествующие многие годы.
Н. Скатов пишет: «Становление Некрасова –
«религиозного» поэта прямо связано с его
становлением как поэта народного и
национального. У Некрасова нет «чистой»
религии. У него она скорее обозначение народных
или даже национальных черт: подвижничества,
самоотвержения, способности к высокому
страданию» (обращение к материалам,
записанным на доске).
Другой современный исследователь – Н.
Мостовская утверждает: «Темы покаяния,
искупительной жертвы, подвижничества, храма,
ведущие в творчестве поэта, – приметы подлинной
духовности и, по сути, краеугольные камни
христианского православия, евангельского и
народного христианства.
– В каких произведениях Некрасова, рассмотренных нами ранее, присутствуют библейские мотивы? («Влас», «Похороны», «Зеленый Шум», «Памяти Добролюбова», «Сеятелям», в поэмах «Саша», «Тишина».)
Учитель: Тема нашего урока «Три
«Пророка». Сегодня мы должны будем
сопоставить стихотворения Пушкина, Лермонтова,
Некрасова, имеющие одинаковое название –
«Пророк».
Мы должны будем выяснить, что общего у всех трех
авторов в представлении о миссии пророка? В чем
отличие? В чем особенность использования
христианских мотивов в стихотворении
«Пророк» Некрасова? Результаты работы будем
заносить в таблицу (заполняется на доске по ходу
урока).
Критерии сравнения |
А. С. Пушкин |
М. Ю. Лермонтов |
Н. А. Некрасов |
1. Кто выступает в качестве пророка? | Поэт | Поэт | Идеальный общественный деятель |
2. От чьего лица ведётся повествование? | От лица пророка | От лица пророка | От лица лирического героя |
3. Миссия пророка | “Глаголом жги сердца людей” | Разоблачение “злобы и порока” и поучение в любви и истине. | Напомнить людям о Боге делом, своей крестной жертвой |
4. Лексический строй | Использование церковно-славянизмов, архаизмов, что придает стихотворению торжественность. | Использование современной лексики. Лишено торжественности. |
Использование современной лексики. Лишено торжественности |
Учитель: Ребята! Давайте вспомним, кто такие пророки?
Учащийся: Пророк – это человек, наделенный сверхъестественным даром – предвидеть и предсказывать события, явления и предостерегать людей от ошибок.
Учитель: Кто выступает в качестве пророка в стихотворениях Пушкина и Лермонтова?
Учащийся: Поэт.
Учитель: Схожи ли сюжеты стихотворений Пушкина и Лермонтова? Что лежит в их основе? (Обращение к карточке-информатору. См. Приложение)
Учащийся: Сюжеты разные. Пушкинский – становление пророка. Лермонтовский – это жизнь поэта, ставшего пророком. В основе пушкинского пророка – книга пророка Исайи, Лермонтов обратился к «Книге пророка Иеремии» и к «Плачу Иеремии». Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить.
Учитель: Как создают образ поэта-пророка Пушкин и Лермонтов?
Учащийся: Пушкинский пророк преображается духовно, у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен. Лермонтовский суров.
Учитель: Что открылось поэту-пророку в стихотворении Пушкина и Лермонтова?
Учащийся: Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский пророк увидел «Страницы злобы и порока»: он не принят людьми, он изгнан.
Учитель: Кто выполняет миссию пророка в стихотворении Некрасова? Подумайте, почему это стихотворение имеет посвящение, а в некоторых изданиях выступает как заголовок – Н.Г. Чернышевский?
Учащийся: Миссию пророка выполняет идеальный общественный деятель. Времена переменились – «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» («Поэт и гражданин»).
Учитель: Сам факт отражения в стихотворении мыслей Некрасова о Чернышевском бесспорен. Исследователи творчества Некрасова (В.Е. Чешихин-Ветринский) отмечают обобщенность, типичность образа некрасовского пророка, приложенного к любому человеку 70-х г., соединившему в себе революционный демократический идеал с очарованием нравственной чистоты и красоты.
Учитель: От чьего лица ведется повествование в каждом из стихотворений?
Учащийся: В стихотворениях Пушкина и Лермонтова повествование ведется от лица пророка. У Некрасова – от лица лирического героя.
Учитель: Сколько точек зрения выражено в стихотворении «Пророк» Некрасова? (Обратите внимание на прямую речь, кому она принадлежит? Найдите и прочитайте эти точки зрения.)
Учащийся: Помимо точки зрения самого
лирического героя, в «Пророке» Некрасова
точно (с помощью прямой речи) передаются точки
зрения неизвестного, упрекающего пророка
(«Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы
своей виной!) и пророка («Жить для себя возможно
только в мире, но умереть возможно для других»).
Некрасов в своем стихотворении показывает
историю пророка не изнутри, а со стороны,
предельно (максимально) объективизирует ее.
Учитель: Что общего у всех 3-х пророков в представлении о миссии пророка? В чем отличие (чтобы легче было ответить на этот вопрос, обратите внимание на то, в чем состоит миссия пророка; кем она оценивается). Сравните 3 отрывка: у Пушкина – последняя строфа, у Лермонтова – первые строфы, у Некрасова – последняя строфа.
Учащийся: У всех 3-х авторов пророк – посланник Бога, он не принадлежит себе с того момента, как проявил готовность к встрече со Всевышним. Этим его свободный выбор исчерпывается. Миссия пророка у Пушкина и Лермонтова – именно пророчествовать, «глаголом жечь сердца людей»
Учитель: Сравните последнюю строфу «Пророка» Пушкина и цитату из Евангелия от Марка. Видны явные переклички. Дано ли пророку знать, о чем ему предстоит говорить, почему?
Учащийся: Нет, не дано, т.к. абсолютно его отречение от собственной воли. Неслучайно финальные строки «Пророка» Пушкина – прямая речь, слово Бога, который не раскрывает сути прорицаний своему посланнику, но повелевает. « Восстань… виждь и внемли… Исполнись волею моей… жги», что согласуется с каноническим текстом не Ветхого, а Нового Завета:… «не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый” (Мк,13;11).
Учитель: Каков пророк Лермонтова, если оценивать его с точки зрения выражения своей воли? Какова его миссия?
Учащийся: Пророк Лермонтова, самый «своевольный», сам поясняет содержание своих «глаголов» и выносит оценку совершаемому. При этом его миссия двояка, она сводится к исправлению рода людского – разоблачения «злобы и порока» и поучению в любви и истине.
Учитель: Миссия некрасовского пророка? Кто дает оценку судьбы пророка?
Учащийся: В стихотворении Некрасова оценку судьбы пророка выносят люди – «упрекающий» и лирический герой, которому, в буквальном смысле, принадлежит последнее слово. Предназначение пророка на этот раз – «не провозглашать любви и правды чистые ученья» (Лермонтов). Напомнить погруженным в суету и «жизнь для себя» людям о Боге он должен иначе – не словом, а делом, своей крестной жертвой.
Учитель: Обратимся к лексическому строю стихотворений Пушкина и Лермонтова, Некрасова. Найдите в каждой строфе всех стихотворений слова, которые, на Ваш взгляд, соотносятся с темой богоизбранности, предназначения, отречения от своего «я» (т.е. слова, имеющие евангельский колорит).
Учащийся: У Некрасова:
- 1 строфа – судьба, жертвуя.
- 2 строфа – нет помыслов мирских, умереть за других (в Евангелии: «за други своя»).
- 3 строфа – судьба.
- 4 строфа – распяли, час придет – он будет на кресте (о приближении некоего часа в Евангелии постоянно напоминает ученикам Христос), послал бог Гнева и Печали.
Учитель: Только что мы нашли в тексте Некрасова слова, которые могут быть связаны с библейским текстом. Сравните, где ярче стилистически окрашены слова: в стихотворении Некрасова или Пушкина и Лермонтова?
Учащийся: В стихотворении Некрасова они не столь ярко окрашены, как в стихотворениях Пушкина и Лермонтова. Речь о стилизации, намеренном подборе слов высокого стиля идти не может.
Учитель: Исследователи установили, что в
«Пророках» и Пушкина, и Лермонтова есть
явные и скрытые отсылки к тексту Ветхого и Нового
Завета – книгам Исайи, Иеремии, Ионы, Евангелию
от Марка, Псалмам, по которым мы можем
отожествить Бога, пославшего героев с Богом –
Троицей, одна из ипостасей которой – сын Божий,
Иисус Христос.
У Некрасова о пославшем пророка сказано: «бог
Гнева и Печали».
Когда в повествовании евангелистов Христос
предстает гневающимся, печальным, говорит о себе
как о боге гнева?
Заранее подготовленный ученик напоминает евангельские эпизоды.
Учитель: В Евангелии мы видим Христа во
Гневе, когда он изгоняет торгующихся из храма,
обличает фарисеев, упрекает жителей Иерусалима,
которым истина о Боге Едином была открыта раньше,
чем эллинам и другим племенам.
Во всех случаях гнев Христа относится к случаям
хулы на Духа Святого, намеренного искажения
истины людьми, которым она была открыта.
Печалится Христос, когда чувствует свою
оставленность учениками, которые не смогли
бодрствовать с Ним и часа, когда «душа его
скорбела смертельно», Петром, который трижды
отречется от Него, Иудой, который его предает, и
даже Всевышним (молитва о чаше, восклицание на
кресте: «Зачем меня оставил»). Печалится
Христос, видя, как «народ избранный» легко
отходит от веры, как те же люди, которые встречали
его с пальмовыми ветвями и выстилали коврами Ему
путь, через малый срок глумятся над Ним и требуют:
«Распни Его!».
Гнев и печаль Христа относятся к сознательной
лжи (а не искреннему заблуждению) и
отступничеству.
– Найдите в стихотворении Некрасова те строки, которые могли бы вызвать «Гнев и Печаль» Христа (и тем самым соотносятся с этими эпитетами)?
Учащийся: Эта точка зрения «Упрекающего», переданная как дословно, через прямую речь (осуждение пророка, хула на Духа Истины, который, по Библии, сходит на посланников Божьих и говорит их устами), так и косвенно: «Не скажет он, что жизнь его нужна, не скажет он, что гибель бесполезна» (оправдание собственного отступничества).
Учитель: Обратимся к последней строфе стихотворения Некрасова. Первоначально стихотворение было напечатано без нее. В 1877 г. Некрасов дарит И.Н. Крамскому экземпляр «Последних песен», куда входит стихотворение «Пророк», и последняя строфа вписана поэтом от руки; причем последняя, шестнадцатая, строка случайно отрезана при переплете книги, отсюда и разночтения в изданиях.
– Что изменилось в стихотворении с включением
последней строфы?
– О ком идет речь в первых двух строчках? С чьей
судьбой соотносится судьба пророка? Почему?
– Исполнена ли миссия пророка, удалось ли ему
«рабам земли напомнить» о Боге? Есть ли в
стихотворении указания на это?
Учащийся: Таким указанием является сама позиция лирического героя, резко отмежевывающегося от «Упрекающего», вступающего с ним в спор. Для лирического героя, который прочитывает судьбу пророка именно под знаком судьбы Христа, это напоминание уже свершилось.
Учитель: Последняя строфа, как и весь текст
некрасовского «Пророка», созвучны полотну
И.Н. Крамского «Христос в пустыне» (1872).
Искусствовед И. Ненарокомова, отмечая
несомненную близость произведений Некрасова и
Крамского, подчеркивает: можно подумать, что
поэт, создавая «Пророка», глядел на
«Христа в пустыне». В этом полотне Крамской
показал трагедию мыслящего человека своей эпохи.
В основу картины положена евангельская повесть о
сорокадневном одиночестве Христа в пустыне. С
образом Христа на полотне Крамского
современники художника связывали представление
о высокоодухотворенном человеке, готовом на
жертвы во благо народа.
Вспомним уже известное из курса древнерусской
литературы: основная проблема, поставленная еще
древнерусскими книжниками, – проблема святости,
понимаемой как обожение (максимальное развитие в
себе черт образа Божия до полного уподобления
Ему), – никуда не уходит, остается на протяжении
всего пути, проделанного русской классикой. В
стихотворении Некрасова «Пророк» мы видим
новый поворот темы: святость достигается не
трудным воспитанием в себе «внутреннего
человека», – нет, если в мире невозможно свято
жить, жить не только «для себя», то остается
возможным жертвовать собой, «умирать для
других». И это тот путь святости, который
избирают для себя передовые люди эпохи, путь, по
их мнению, единственно приемлемый, напоминающий
чем-то времена первомученников христианства.
Перед Некрасовым стояла задача создания
«святого» нового типа, жизненного образца,
на который смогли бы ориентироваться люди новой
формации. При формировании новой поэтической
системы Некрасов обратился к уже существующим в
русской культуре образам, заговорил на хорошо
знакомом его читателям языке.
7.02.2006
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Сравнение «Пророка» Лермонтова и Пушкина. Разные взгляды на одну и ту же тему
XIX столетие подарило русской литературе двух великолепных поэтов и прозаиков, талант которых восхищает уже не одно поколение. Александр Пушкин и Михаил Лермонтов имели уникальный поэтический дар, благодаря которому за короткий период времени смогли написать огромное количество произведений. Писателей многое объединяло, но в то же время у каждого из них было свое мировоззрение и мироощущение, что очень хорошо видно из их одноименных стихотворений. «Пророк» Пушкина и Лермонтова отражают понимание предназначения поэта обоими авторами.
Александр Сергеевич в своем творчестве предпочитал верить в то, что мир будет лучше, заряжал читателей оптимизмом, силой духа, предчувствием торжества. Михаил Юрьевич писал произведения, которые завораживают горькой печалью, щемящей грустью, болезненными переживаниями, тоской от того, что невозможно достичь идеала. Сравнение «Пророка» Лермонтова и Пушкина позволяет понять настроение и чувства авторов. Хоть Михаила Юрьевича и называют преемником Александра Сергеевича, но эти поэты были совершенно разными как в жизни, так и в творчестве.
Лермонтов свое стихотворение написал в 1841 году, через 15 лет после Пушкина. Это произведение является логическим продолжением первого стихотворения. Если в первом рассказывалось о блужданиях человека по пустыне и приобретении им пророческого дара, то вторая работа описывает его скитания среди толпы. Связь с библейскими персонажами и наделение сверхъестественным даром – это то, что объединяет «Пророк» Пушкина и Лермонтова.
Стихотворение Александра Сергеевича описывает перерождение обычного человека в понимающего, всезнающего и мудрого пророка, чья судьба теперь заключается в наставлении людей на путь истинный. Он должен ходить по земле и говорить правду, доносить истину до человеческих сердец. Автор обращается ко всем поэтам, наделенным даром, чтобы они через свои работы говорили с обществом, перевоспитывали его, открывали глаза на правду.
Сравнение «Пророка» Лермонтова и Пушкина позволяет выявить существенные различия между работами. Михаил Юрьевич начинает свое произведение с того, на чем закончил Александр Сергеевич. Далее он рассказывает, что пророческий дар принес ему очень много боли и страданий, заставил испытать полное отчуждение со стороны общества. Пророк не умеет врать, он говорит только правду, а людям это не нравится. Толпа предпочитает спокойствие, а не горение, даже если при этом придется погрязнуть в невежестве.
В первом стихотворении человек пребывает в приподнятом настроении от того, что на него возложена благородная миссия, а во втором описывается полное разочарование, дар становится проклятием, вот что показывает сравнение «Пророка» Лермонтова и Пушкина. В первом произведении герой выглядит торжественно и величественно, во втором вызывает сочувствие. Сравнение «Пророка» Лермонтова и Пушкина дает понимание того, насколько по-разному может быть освещена одна и та же тема разными писателями. Александр Сергеевич указывает истинный путь поэта, а Михаил Юрьевич объясняет, насколько он трагичен и сложен.
fb.ru
Сравнительный анализ стихотворений «Пророк»
Сравнительный анализ стихотворений «Пророк»
Крамской «Христос в пустыне» >>
Сравнительный анализ стихотворений «Пророк». Критерии сравнения. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Н. А. Некрасов. 1. Кто выступает в качестве пророка? Поэт. Поэт. Идеальный общественный деятель. 2. От чьего лица ведётся повествование? От лица пророка. От лица пророка. От лица лирического героя. 3. Миссия пророка. “Глаголом жги сердца людей”. Разоблачение “злобы и порока” и поучение в любви и истине. Напомнить людям о Боге делом, своей крестной жертвой. 4. Лексический строй. Использование церковно-славянизмов, архаизмов, что придает стихотворению торжественность. Использование современной лексики. Лишено торжественности. Использование современной лексики. Лишено торжественности.
Слайд 13 из презентации «Сравнение «Пророка» Лермонтова и Пушкина». Размер архива с презентацией 1804 КБ.
Стихи Лермонтова
краткое содержание других презентаций
«Сравнение «Пророка» Лермонтова и Пушкина» — Пушкин «Пророк». Три пророка. Судьба. Некрасов «Пророк». Становление Некрасова. Сердце не научится любить. Основные темы лирики. Сравнительный анализ трех стихотворений. Лермонтов «Пророк». Чернышевский. Книга пророка Иеремии. Крамской «Христос в пустыне». Темы покаяния. Сравнительный анализ стихотворений «Пророк».
«М.Ю.Лермонтов «Бородино»» — Проверь себя. Бивак. Преемник Пушкина. Рисунки. Родственники. Первые стихи. Портрет Миши. Сабля. Участие в военных действиях. Художественное дарование Лермонтова. Значение незнакомых слов. Читаем и размышляем. Какого возраста рассказчик. Полевое укрепление. Поле Бородина. Родители поэта. Вид Пятигорска. М.Ю Лермонтов. Лафет. Армия французского императора Наполеона. Мусью. Крестовая гора. Булат. Прах Лермонтова.
«Пушкин и Лермонтов «Пророк»» — «Пророк»А.С.Пушкина. Поэзия в эпоху Лермонтова. Кто выступает в качестве пророков в стихотворениях Пушкина и Лермонтова. Каков пророк Лермонтова. Как создаётся образ поэта-пророка Пушкиным и Лермонтовым. Поэт и поэзия в лирике М.Ю.Лермонтова. Участь русских поэтов. Гад морских подводный ход. Цели урока. «Пророк»М.Ю.Лермонтова.
«Поэма Лермонтова «Бородино»» — Потери русских. История создания произведения. Русские солдаты. Школа гвардейских юнкеров. Словарная работа. Дремлющие воды. Кутузов. Богатыри. Михаил Лермонтов. Биография автора. Поэма «Мцыри». Бородино.
«М.Ю.Лермонтов «Мцыри»» — О чём сожалеет юноша перед смертью? «Ты хочешь знать, что делал я На воле? «Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит В холодной вечной тишине, Но с жизнью жаль расстаться мне…». Если цитирование происходит по памяти, команде присуждается 2 балла, если по тексту – 1 балл. Как долго отсутствовал Мцыри в монастыре? Ответы принимаются только в форме цитат. «Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной…».
«Лермонтов «Парус»» — Цели урока. Наблюдения над портретами М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов стихотворение «Парус». Выразительное чтение. Родители поэта. Елизавета Алексеевна, бабушка поэта. Играют волны — ветер свищет, и мачта гнется и скрыпит. Обучение в пансионе. Детство Лермонтова. Что такое буря. I строфа. Трагическая гибель. Парус – это состояние человека. Работа с черновиками стихотворения. Михаил Юрьевич Лермонтов.
Всего в разделе «Стихи Лермонтова» 14 презентаций
velikiy-pushkin.ru
Сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова / Лермонтов М.Ю.
В мае — июне 1841 года Лермонтов пишет свои последние лирические стихотворения, каждое из которых стало драгоценным украшением в сокровищнице русской поэзии. Среди них стихотворение «Пророк» — итог раздумий Лермонтова о роли поэта в жизни и обществе. Вспомним стихотворение «Пророк» Пушкина (1826), его финальную часть:
Как труп и пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
Восстань, Пророк!.. —
лермонтовский «Пророк» словно бы продолжает стихотворение Пушкина:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Стихотворение Лермонтова, безусловно, развивает лирическую ситуацию пушкинского «Пророка»: поэт, наделённый пророческим знанием, выполняет волю «вечного судии», однако люди его не признают, клянут, гонят и побивают камнями. Этот мотив постепенно усиливался в лирике Лермонтова и был чётко обозначен в стихотворении «Поэт» (1838):
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?..
Мотив «осмеянного пророка», гонимого обществом, является ведущим в теме поэта и поэзии. Он проявился уже в самой ранней поэзии Лермонтова. Однако в 1841 году мотив «осмеянного пророка» изменяется и даже отходит на второй план. Обратим внимание на то, чем отличается лермонтовский герой от героя стихотворения Пушкина.
Во-первых, чтение в людях «страниц злобы и порока» совершенно противоречит «огненной любви» к людям, обретённой поэтом у Пушкина, которому вместо «трепетного сердца» дан «угль, пылающий огнём». Во-вторых, заповедь «глаголом жечь сердца» не выполняется лирическим героем Лермонтова, «провозглашающего любви и правды чистые ученья». И конечно, едва ли случайно в первой строфе у Лермонтова рифмуются слова «судия» — «я» и «пророка» — «порока».
Не следует думать, что Лермонтов исказил высокое назначение поэта-пророка у Пушкина, недооценив мысль и пафос пушкинского стихотворения. Лермонтов — поэт другого времени, и он видит, как изменяется общество и духовная атмосфера. На мотив «осмеянного пророка» в поэзии Лермонтова наслаивается современный мотив «ложного пророчества», вызванного самообольщением и гордыней человека. Поэтому перспектива развития мысли Лермонтова такова: поэт постигает своё истинное призвание и назначение, смиряясь («посыпал пеплом я главу»), освобождаясь от имущества («из городов бежал я нищий»), живя в отшельничестве («и вот в пустыне я живу»). Только в послушании, храня Божественный завет, вернувшись к истокам жизни, поэт-пророк обретает мудрость. Важно понять это изменение в нём, поскольку в противном случае мы неточно будем воспринимать многие строки. Например, в стихотворении говорится:
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо…
Можно подумать, что лирический герой боится горожан, — нет, он достиг настоящего смирения, не считая себя достойным привлекать чьё-либо внимание (вспомним гордое — «провозглашать я стал»). Философская ирония Лермонтова проявляется в том, что теперь люди возгордились, и старцы «с улыбкою самолюбивой» презирают его бедность и ничтожество. Отличительная особенность стихотворения состоит в том, что оно полностью построено на образах и истинах, к которым Лермонтов, надо полагать, прибегает, чтобы остановить исчезающие в обществе нравственные ценности.
Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016
classlit.ru
«Пророк» Пушкина и Лермонтова (сравнительный анализ).
Готовые Домашние ЗаданияТема поэта и поэзии является классической для русской литературы. Так, два самых ярких представителя золотого века – Пушкин и Лермонтов – также не оставили без внимания эту тему. Но они, естественно, по-разному подошли к решению проблемы о назначении поэтического творчества.
Тема поэта для Лермонтова была глубоко личной. Вместе с тем, лермонтовские стихотворения о роли поэта и поэзии связаны с предшествующей литературой (декабристская лирика, романтическая).
В стихотворениях Пушкина акцент сделан на внутренней позиции поэта-пророка, который, хотя и не принят «толпой», не способен изменить голосу собственной совести. Поэт у Пушкина брезгливо отталкивается от толпы, гонит её:
Подите прочь – какое дело
Поэту мирному до вас!
(«Поэт и толпа»).
Внутренняя позиция поэта не подвергается критике или осуждению. Поэт охотно идет на разрыв с толпой и устремляется к союзу с народом в будущем:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
(«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»)
Лермонтову исторический оптимизм Пушкина уже кажется иллюзией («Дума»). Ему недостаточно одной лишь веры в справедливость внутренней позиции поэта. Ему нужно иметь оправдание в реальности, получить неопровержимую объективную опору. Однако действительность зачастую противоречит идеальным представлениям о высокой миссии поэта.
У поэтов есть стихотворения с одним и тем же названием – «Пророк», которые являются своеобразными декларациями Пушкина и Лермонтова.
Стихотворение Александра Сергеевича написано в 1826-м году. Оно рассказывает о перерождении обычного человека в поэта-пророка. Автор указывает на необходимые пророку качества:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы…
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет…
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой…
И угль пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул…
После мучительных метаморфоз перерожденный человек остается недвижим, потому что, несмотря на то, что он получил замечательные способности, он не имеет цели. Тогда Бога глас воззвал к поэту: «Глаголом жги сердца людей».
Последнюю строфу можно считать, по мнению Пушкина, назначением поэзии. К тому же поэт в самом начале стихотворения фразой – «Духовной жаждою томим» — отделяет «искателя» от остальных, намекая на невозможность заполнения сердца и духа в условиях жизни среди толпы. Как известно, Пушкин вообще во многих стихах противопоставляет «толпу» и «творца». Поэт уходит от общества: «В пустыне мрачной я влачился…»
В лермонтовском же стихотворении «Пророк» 1841-го года, являющимся как бы продолжением пушкинского, уже не поэт гонит толпу, а толпа изгоняет пророка. Лермонтовский поэт (получивший, видимо, те же способности, что и у Пушкина) не понят «ближними». Действительно, у Пушкина пророк, получая назидание от Бога, оставляется в покое, мы не знаем его дальнейшей судьбы. Лермонтов же как бы продолжает историю:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Поэт расширяет понятие «толпа», которое становится синонимом слова «народ». Это подчеркивает глубину разрыва между пророком и толпой. Пушкинский же поэт, сознательно порывая с толпой, не мыслил разрыва с народом. Неслучаен призыв к нему Бога: «Глаголом жги сердца людей». То есть творчество поэта должно быть посвящено служению людям, должно быть к ним направлено.
У Лермонтова же этот разрыв стал фактом: «любви и правды чистые ученья» дороги только для поэта, реальное же их значение ничтожно.
Сознание полной, абсолютной, в отличие от Пушкина, оторванности пророка от людей сообщает стихотворению Лермонтова трагизм, но все же не ведет к отрицанию поэзии как высшего искусства:
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня…
Да, у Лермонтова искусство пока не служит народу, оно не «жжет глаголом», оно лишь для немногих, но исключительность и божественность назначения поэта и поэзии все равно подчеркивается.
Сочинения по теме:
1soch.ru
Сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова, анализ произведений
Сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова
План
- История написания произведений
- О чем данные произведения?
- Жанр
- Главная идея
История написания произведений
Сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова следует начинать с истории создания данных творений. А.С. Пушкин принимается за свое бессмертное произведение в 1826 году, узнав о казни восставших на декабрьской площади людей. Поэт хорошо был знаком с казненными декабристами и считал их честными людьми. Известие о несправедливой гибели своих друзей возмутило А.С. Пушкина и он выражает свое несогласие с произошедшими событиями в строках: «Духовной жаждою томим…». Именно духовный смысл жизни заботит автора в этом период более всего.
«Пророк» Лермонтова берет свое начало с места окончания «Пророка» Пушкина: «С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка… ». У Лермонтова все произведение насыщено горечью переживаний и душевной болью. Сравнивая произведения между собой можно прийти к выводу, что одно из них является продолжением другого и между ними существует некая преемственность.
О чем данные произведения?
«Пророк» Пушкина и Лермонтова являются одними из ключевых творений в жизни каждого из поэтов.
Обоих поэтов постигла учесть людского непонимания и раннего ухода из жизни.
В произведении А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова пророки обладают «даром провидения». Прототипами у каждого из них является библейский персонаж: Пушкина на – Исайе, Лермонтов на – Иеремии.
Пушкин своего героя меняет из ужасного во всевидящего. Его пророку открыта высшая истина, необходимая людям. В своем творении Пушкин описывает этапы создания пророка Творцом, наделившим его многими высшими качествами. «Пророк» Пушкина глубоко верит в человеческую личность и справедливость общества.
Жизнь героя Лермонтова наполнена болью и страданиями от неверия людей в его истину. Его героя сопровождают вечные насмешки и презрение. Лермонтов наделяет своего «Пророка» вполне человеческими чертами: «бледен», «худ», «одет в лохмотья», «он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы». Герой Лермонтова лишен надежды и не верит в лучшее будущее.
Жанр
Великие произведения великих авторов написаны в жанре лирической исповеди. И в первом и во втором случае произведение основано на библейском прототипе. Александр Сергеевич наделяет своего пророка величественными качествами, используя в произведении различные старославянизмы. У Михаила Юрьевича пророк наделен более земными качествами, а само произведение построено в стиле современной лексики. Проявлений Пушкинской торжественности в стихотворении Лермонтова практически не ощущается, зато чувствуется глубокая душевная печаль от возложенной миссии.
Главная идея
Анализируя «Пророка» Лермонтова и Пушкина перед читателем представляется картина противостояния поэта и общественности. «Пророк» Пушкина изображается автором как совершенствование душевных порывов над собственными пороками человечества. Герою Пушкина открывается истина, заключенная в служении людям.
Находясь один в «пустыни мрачной» герой Пушкина стремится только к людям. Пушкин считает, что за подаренный дар провидица, его герой должен послужить людям, неся в их жизнь свет и добро, а свою жизнью стоит пожертвовать ради других.
«Пророк» Лермонтова абсолютно противоположен « Пророку» Пушкина. Выразив свою истину в собственных творениях, герой Лермонтова не находит поддержки среди людей и устремляется от них в пустыню. Все произведение Лермонтова насыщено болью и отчаянием. Поэт чувствует свое бессилие над миром людей. Все его старания по преображению человека оказались пустыми, и он был: «унижен», «осмеян», и «изгнан».
Данные произведения по-разному трактуют представление о пророческой доли поэта. А.С. Пушкин описывает направление пути следования поэта, а М.Ю. Лермонтов показывает, насколько тернист и сложен, бывает такой путь. Производя сравнение двух бессмертных можно найти как черты сходства, так и черты различия между ними. В обоих стихотворениях идет обращение к библейскому персонажу и присутствует некая метафоричность. В тоже время произведение А.С. Пушкина наполнено более философическим смыслом и содержит многочисленные церковнославянизмы. «Пророк» Пушкина написан в стиле классицизма. Произведение М.Ю. Лермонтова наполнено трагичностью от людского непонимания и относится к стилю романтизма.
Самые популярные материалы мая для вашего класса:
Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.
velikiy-pushkin.ru