Презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме: Нервная и гуморальная регуляция функций организма

Слайд 1

Автор Мокина Ирина Владимировна учитель биологии высшей категории МБОУ гимназии № 39 г.Екатеринбурга

Слайд 2

СЛОВАРЬ РЕГУЛЯЦИЯ – от лат. Regulo – направляю, упорядочиваю) координирующее влияние на клетки, ткани и органы, приводящее их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающей среды. Как происходит регуляция в организме?

Слайд 3

Физиологические процессы в организме человека протекают согласованно благодаря существованию определенных механизмов их регуляции. Регуляция различных процессов в организме осуществляется с помощью нервного и гуморального механизмов. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гуморальных факторов ( гормонов ), которые разносятся кровью и лимфой по всему организму. Нервная регуляция осуществляется с помощью нервной системы.

Слайд 4

Нервный и гуморальный способы регуляции функций тесно связаны между собой. На деятельность нервной системы постоянно оказывают влияние приносимые с током крови химические вещества, а образование большинства химических веществ и выделение их в кровь находится под постоянным контролем нервной системы. Регуляция физиологических функций в организме не может осуществляться с помощью только нервной или только гуморальной регуляции — это единый комплекс нейрогуморальной регуляции функций.

Слайд 5

Нервная регуляция — это координирующее влияние нервной системы на клетки, ткани и органы, один из основных механизмов саморегуляции функций целостного организма. Нервная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов. Нервная регуляция является быстрой и локальной, что особенно важно при регуляции движений, и затрагивает все(!) системы организма.

Слайд 6

В основе нервной регуляции лежит рефлекторный принцип. Рефлекс является универсальной формой взаимодействия организма с окружающей средой, это ответная реакция организма на раздражение, которая осуществляется через центральную нервную систему и контролируется ею.

Слайд 7

Структурно-функциональной основой рефлекса является рефлекторная дуга — последовательно соединенная цепочка нервных клеток, обеспечивающая осуществление ответа на раздражение. Все рефлексы осуществляются благодаря деятельности центральной нервной системы — головного и спинного мозга.

Слайд 8

Гуморальная регуляция Гуморальная регуляция — это координация физиологических и биохимических процессов, осуществляемая через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ (гормонов), выделяемых клетками, органами и тканями в процессе их жизнедеятельности.

Слайд 9

Гуморальная регуляция возникла в процессе эволюции раньше, чем нервная. Она усложнялась в процессе эволюции, в результате чего возникла эндокринная система (железы внутренней секреции). Гуморальная регуляция подчинена нервной регуляции и составляет совместно с ней единую систему нейрогуморальной регуляции функций организма, которая играет важную роль в поддержании относительного постоянства состава и свойств внутренней среды организма (гомеостаза) и его приспособлении к меняющимся условиям существования.

Слайд 10

Иммунная регуляция Иммунитет — это физиологическая функция, которая обеспечивает устойчивость организма к действию чужеродных антигенов. Иммунитет человека делает его невосприимчивым ко многим бактериям, вирусам, грибкам, глистам, простейшим, различным ядам животных, обеспечивает защиту организма от раковых клеток. Задачей иммунной системы является распознавать и разрушать все чужеродные структуры. Иммунная система является регулятором гомеостаза. Эта функция осуществляется за счет выработки аутоантител , которые, например, могут связывать избыток гормонов.

Слайд 11

Иммунологическая реакция, с одной стороны, является неотъемлемой частью гуморальной, так как большинство физиологических и биохимических процессов осуществляется при непосредственном участии гуморальных посредников. Однако нередко иммунологическая реакция носит прицельный характер и тем самым напоминает нервную регуляцию. Интенсивность иммунного ответа, в свою очередь, регулируется нейрофильным способом . Работа иммунной системы корректируется мозгом и через эндокринную систему. Такая нервная и гуморальная регуляция осуществляется с помощью нейромедиаторов, нейропептидов и гормонов. Промедиаторы и нейропептиды достигают органов иммунной системы по аксонам нервов, а гормоны выделяются эндокринными железами неродственно в кровь и таким образом доставляются к органам иммунной системы. Фагоцит (клетка иммунитета), уничтожает бактериальные клетки

Слайд 12

Сравнение нервной и гуморальной регуляции Способ регуляции, характерные особенности Нервная регуляция Гуморальная регуляция 1. Механизм регуляции 2. Быстрота реакции 3. Направленность процесса 4. Эволюционный возраст 5. Экономичность процесса Работа с учебником

Слайд 13

http://www.bio-faq.ru/zubr/zubr037.html http://shkolo.ru/neyrogumoralnaya-regulyatsiya-fiziologicheskih-funktsiy/ http://sohmet.ru/books/item/f00/s00/z0000030/st005.shtml http://www.berl.ru/article/forabit/human/organ/nerv.htm http://human-physiology.ru/gumoralnaya-i-nervnaya-regulyaciya-refleks-reflektornaya-duga-osnovnye-principy-reflektornoj-teorii/ http://lka.ucoz.ru/publ/segodnja_na_uroke/nervnaja_i_gumoralnaja_reguljacija/2-1-0-23

nsportal.ru

Презентация к уроку по биологии (8 класс): Презентация к уроку «Обобщение по теме «Нервно-гуморальная регуляция» биология 8 класс

Слайд 1

Обобщение по теме «Нервно-гуморальная регуляция»

Слайд 2

Нервная ткань Нервная ткань состоит из 2-х видов клеток … и … Основные свойства нервной ткани — … и … Функция нейронов — … Функция нейроглии — … Место контакта между нейронами — … Ответ организма на раздражение — … Путь нервного импульса — …

Слайд 3

Строение нейрона 1. Тело 2. Дендриты 3. Ядро 4. Аксон 5. Терминалии 6. Оболочка 1 2 3 4 5 6

Слайд 4

Нейроны

Слайд 5

Нейроны Чувствительные (сенсорные, афферентные) Двигательные (моторные, исполнительные, эфферентные) Вставочные (ассоциативные)

Слайд 6

Рефлекторная дуга

Слайд 7

Коленный рефлекс

Слайд 8

Виды рефлексов Рефлексы

Слайд 9

Виды рефлексов Рефлексы Врождённые (безусловные, видовые) Приобретённые (условные, индивидуальные)

Слайд 10

Нервная система Скопление тел нейронов и дендритов — … Скопление аксонов — … Длинные отростки нейронов, покрытые оболочками — … Скопление нервных клеток — …

Слайд 11

Нервная система

Слайд 12

Нервная система Центральная Перефе- рическая Головной мозг Спинной мозг Нервы Нервные узлы Нервные окончания

Слайд 13

Спинной мозг

Слайд 14

Функции спинного мозга

Слайд 15

Функции спинного мозга Рефлекторная Проводниковая

Слайд 16

Рефлексы спинного мозга Вегетативные Сосудодвигательные Пищевые Дыхательные Дефикации Мочеиспускания Половые Двигательные

Слайд 17

Головной мозг Задний мозг Передний мозг Средний мозг

Слайд 18

Головной мозг Задний мозг Передний мозг Продолго ватый Мост Мозжечок Промежу- точный Большие полушария Средний мозг

Слайд 19

Головной мозг 1 2 3 4 5 6 Большие полушария Промежуточный Средний Мост Мозжечок Продолговатый

Слайд 20

Отдел Функция Продолговатый 1.Рефлекторная: Вегетативные рефлексы (дыхание, пищеварение, кровообращение) Защитные рефлексы (чихание, кашель, рвота) 2. Проводниковая Мост Связь отделов Мозжечок Координация движений. Равновесие. Мышечный тонус. Средний Первичная обработка информации от органов зрения и слуха. Ориентировочные рефлексы Мышечный тонус Промежуточный: Таламус (зрительные бугры) Эпиталамус Гипоталамус Все виды чувствительности (кроме обоняния) Эпифиз Регуляция автономной нервной системы (центры аппетита, жажды, терморегуляции, сна, эмоциональные) и эндокринной системы (нейрогормоны) Большие полушария Чувствительные, двигательные и ассоциативные зоны

Слайд 21

Функции отделов головного мозга Отдел А. Продолговатый Б. Мост В. Мозжечок Г. Средний Д.Промежуточный Е. Большие полушария Функция Координация движений Первичная обработка информации от органов слуха и зрения Связь отделов Поддержание гомеостаза Чувствительные и ассоциативные зоны Вегетативные функции организма 631245

Слайд 22

Зоны коры больших полушарий Двигательная 4. Слуховая Кожно-мышечная 5. Обонятельная и вкусовая Зрительная

Слайд 23

Функциональные отделы нервной системы Нервная система

Слайд 24

Функциональные отделы нервной системы Нервная система Соматическая Вегетативная Симпатическая Парасимпатическая

Слайд 26

Симпатическая Система стресса Расширяет зрачки Учащает сердцебиение Повышает АД Учащает дыхание Сужает капилляры кожи Угнетает пищеварение Ядра в спинном мозге Узлы вдоль спинного мозга Парасимпатическая Система отбоя Сужает зрачки Замедляет сердцебиение Понижает АД Замедляет дыхание Расширяет капилляры кожи Активизирует пищеварение Ядра в спинном и головном мозге Узлы в органах

Слайд 27

1. Симпатическая 2. Парасимпатическая 1.Ядра расположены в спинном мозге 2.Ядра расположены в среднем и продолговатом мозге и в крестцовом отделе 3.Вегетативные нервные узлы расположены вблизи спинного мозга 4.Вегетативные нервные узлы расположены вблизи органов или в стенках этих органов 5.Нервные волокна входят в состав блуждающих нервов 6.Усиливает и учащает работу сердца 7.Усиливает сокоотделение и движение желудка 8.Вызывает сужение кровеносных сосудов кожи 12122121

Слайд 28

Гуморальная регуляция — один из механизмов регуляции процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость, слюну) с помощью гормонов, выделяемых клетками, органами, тканями.

Слайд 29

Гормоны – БАВ, вырабатываемые специализированными клетками или органами, через кровь регулирующие работу организма Адресное действие Высокая физиологическая активность Поддержание гомеостаза Быстрое разрушение

Слайд 30

Нейрогуморальная регуляция Нервная система Эндокринная система Нервный импульс Гормоны Нервы Кровь Быстро Медленно Локально Диффузно Краткосрочно Долговременно

Слайд 31

Железы

Слайд 32

Железы Внешней секреции Внутренней секреции Смешанной секреции

Слайд 33

Признаки А. Не имеют протоков Б. Имеют протоки В. Секрет выделяется на поверхность или в полость органов Г. Секрет выделяется в кровь Д. Выделяют гормоны Вид железы Экзокринные Эндокринные 21122

Слайд 34

Эндокринная система

Слайд 35

Железа А. Щитовидная Б. Гипофиз В. Поджелудочная Г. Слюнные Д. Кишечные Е. Половые Ж. Надпочечники З. Потовые Вид железы Экзокринные Эндокринные Смешанной секреции 22311321

Слайд 36

Нарушение работы железы Гиперфункция Гормон выделяется с избытком Гипофункция Гормона недостаточно

Слайд 37

Гипоталамо-гипофизарная система Гипоталамус Гипоталамус Гипофиз Железы внутренней секреции Органы-мишени Нейрогормоны Гормоны Гормоны

Слайд 38

ВГАДБ 1 тироксин А стимуляция синтеза белка 2 адреналин Б снижение уровня глюкозы в крови 3 гормон роста В усиление возбудимости нервной системы 4 андрогены Г стимуляция сердцебиения 5 инсулин Д развитие половых признаков

Слайд 39

Задача 1. В пищу домашних животных, выращиваемых на мясо, добавляют порошок из сушеных гипофизов животных. С какой целью это делают? Задача 2. Больной сахарным диабетом ввел избыточное количество инсулина. К каким последствиям это может привести? Что Вы могли бы предложить для поднятия уровня глюкозы в крови? Задача 3. При общем анализе крови врач первым делом обращает внимание на количество глюкозы в крови, С чем связано такое пристальное внимание к этому органическому веществу? Как можно объяснить изменение концентрации глюкозы в крови у больного человека? Каковы последствия этого изменения? Как можно предотвратить развитие заболевания? Задача 4. Много лет назад врачи обратили внимание на то, что в некоторых географических районах планеты встречается заболевание, главным внешним признаком которого является резкое увеличение толщины шеи. Какова возможная причина этого изменения в области шеи? Каковы причины этого болезненного состояния? Какими способами можно избавиться от этого недуга?

Слайд 40

Задача 5. Рассчитайте, сколько йода достаточно для нормального функционирования щитовидной железы в течение жизни, если суточная потребность в нем составляет 0,15 -0,3 мг, а средняя продолжительность жизни – 65 лет. Достаточно ли принять рассчитанную дозу единовременно? Спрогнозируйте последствия единовременного приема рассчитанной дозы. Задача 6. Какие патологические состояния, связанные с нарушением функций щитовидной железы вам известны? Каковы причины этих заболеваний? Можно ли их ликвидировать? Задача 7. Известно, что адреналин относится к числу основных адаптивных гормонов, которые обеспечивают выживание организма в условиях с повышенных физических и умственных нагрузок. Вспомните, какие реакции в организме человека вызывает адреналин и какое значение для организма, находящегося в состоянии стресса могут иметь эти реакции. Какие еще железы, на Ваш взгляд, являются частью адаптивной системы организма?

nsportal.ru

Презентация по биологии «Гуморальная регуляция» (8 класс)

Описание слайда:

Особенность адреналина заключается в том, что он влияет на организм человека в течение пяти минут. Такая особенность имеет свое объяснение. После того как начинается выделение адреналина, происходит активизация систем, которые погашают адреналин. В медицине использование адреналина, как правило, направлено на осуществление терапии, которая является противошоковой. Это позволяет провести запуск систем, важных для организма человека. Когда человек, например, прыгает с парашютом, происходит выброс адреналина. В результате отмечается всплеск эмоций. Кроме этого, существуют много других занятий, которые также приводят к выбросу гормона. Существуют люди, которые отдают предпочтение экстремальным видам спорта, поскольку такие занятия доставляют им удовольствие. Следует отметить, что причиной развития состояния человека, связанного с депрессией, может стать длительное отсутствие адреналина. «Эмоциональные наркоманы» — именно такое понятие принято выделять в сфере психиатрии. Здесь следует понимать людей, которые постоянно хотят получить адреналин, предпочитая, например, экстремальных видов спорта. Некоторое количество гормона находится в организме человека все время. При этом когда происходит стрессовая ситуация, количество адреналина значительно возрастает. Такая же ситуация происходит, когда отмечается недостаточный уровень углеводов в крови. Благодаря влиянию адреналина происходит процесс, связанный с перестройкой обменных процессов. Когда человек голодает, организм оказывается в стрессе. В результате происходит выработка адреналина, что позволяет человеку стать активным. Действие гормона предусматривает увеличение сахара в крови. В печени происходит активизация процесса кровообращения. При этом важным системам и органам требуется большее количество кислорода. Сердце бьется значительно чаще, а органы, которые отвечают за пищеварения, начинают работать медленнее. Адреналин Когда человек имеет определенные заболевания надпочечников, в крови может отмечаться снижение уровня адреналина. В результате этого человек становится не таким активным. При проявлениях, связанных с пассивностью, необходимо осуществить проверку функции надпочечников, возможно, здесь есть проблемы. Для этого нужно обратиться к квалифицированных медиков. Адреналин является главным гормоном надпочечников. Его образование происходит из аминокислоты тирозина. При этом данный гормон отмечается в организме также и в различных тканях и органах. Как гормон стресса адреналин способствует подготовке организма к тому, чтобы противостоять определенным экстремальных факторов. В результате под влиянием адреналина человека взбадривается, он готов к действиям. Процесс, связанный с тканевым обменом, в результате воздействия гормона усиливается. Кроме этого, происходит увеличение процесса распада жиров, а их синтез снижается. Таким образом, подводят итог, можно сказать о том, что адреналин является очень важным гормоном для организма человека. После того как адреналин попадает в кровь, он влияет на органы. Сердцебиение ускоряется. Центральная нервная система стимулируется.

infourok.ru

Презентация к уроку биологии в 8 классе «Гуморальная регуляция»

Д\З: стр. 46-53, Устно ответьте на вопросы на стр. 53. Р\Т – не сделанные в классе номера.

Гуморальная регуляция. Эндокринная система

Презентацию разработала: Мудрицкая Светлана Викторовна,

учитель биологии МАОУ СОШ № 50 г. Калининграда,

заслуженный учитель РФ

Как вы понимаете слово «регуляция»?

  • Регуляция  функций  организма — это согласованная деятельность различных систем 
    организма
    .
  • Виды регуляций: гуморальная; нервная .
  • Гуморальная   регуляция  обеспечивается жидкостями  организма  через кровь, лимфу, цереброспинальную жидкость, межтканевую жидкость.

Гормоны – биологически активные вещества регулирующие рост и развитие организма, работу органов, обмен веществ, поддерживающие гомеостаз.

Свойства гормонов:

  • Высокая биоактивность
  • Специфичность
  • Способность воздействовать через кровь и лимфу
  • Способность разрушаться в органах

Взаимосвязь нервной и эндокринной систем

Взаимосвязь нервной и эндокринной систем

Промежуточный

мозг

Гипоталамус

Нейрогормоны

Другие железы

Кровь

Гормоны

Органы-мишени

Гипофиз

Железы

Внешней

секреции

Внутренней

секреции

Смешанной

секреции

Сальные

Слюнные

Потовые

Желудочные

Поджелудочная

Половые

Гипофиз

Эпифиз

Щитовидная

Надпочечники

Гормоны ,

выделя-

ются в

кровь

Другие

секреты ,

выделя-

ются

наружу,

в протоки,

в полые

органы

Секрет не

гормон ,

выделяется наружу,

в протоки, в полые

органы

Только гормоны,

выделяются

в кровь

Функции желез внутренней и смешанной секреции

Название железы

Функции в организме

Гипофиз

Гиперфункции (избыточное влияние)

Щитовидная

Гипофункции (недостаточное влияние)

Паращитовидные

Надпочечники

Поджелудочная

Половые

Гипофиз

Контролирует работу всех эндокринных желез, регулирует рост и развитие организма.

Основной гормон-

гормон роста (соматотропин) .

При гипофункции

карликовость.

При гиперфункции

гигантизм.

Гипофиз

При гиперфункции гипофиза у взрослого человека происходит разрастание тканей отдельных органов (печени, сердца, пальцев, носа, ушей, нижней челюсти).

Возникает заболевание акромегалия .

Щитовидная железа

Регулирует обмен веществ и развитие организма.

Гормон –

тироксин .

При гипофункции

микседема (у взрослых)

кретинизм (у детей)

При гиперфункции

Базедова болезнь

Надпочечники

Мобилизуют организм в экстремальных ситуациях и повышают его работоспособность и выносливость.

Основные гормоны

адреналин и норадреналин .

Количество выделяемых гормонов

зависит от физиологического

и психологического

состояния организма.

Поджелудочная железа

Островки Лангерганса

Поджелудочная железа

Регулирует синтез и распад сахара в организме.

Основные гормоны инсулин , глюкогон

При гипофункции

сахарный диабет.

При гиперфункции

головокружение,

слабость,

потеря сознания.

14

Половые железы Определяют формирование организма по женскому или мужскому типу, регулируют развитие вторичных половых признаков.

Семенники

Гормон – тестостерон

Яичники

Гормон – эстроген

Назовите причину возникновения заболеваний

  • Акромегалия
  • Микседема
  • Гигантизм
  • Сахарный диабет
  • Базедова болезнь
  • Карликовость
  • Кретинизм

Установите соответствие:

Гормоны

Железы

  • Инсулин
  • Адреналин
  • Гормон роста
  • Норадреналин
  • Тироксин
  • Половые гормоны
  • Гипофиз
  • Половые железы
  • Надпочечники
  • Щитовидная
  • Поджелудочная

Домашнее задание

§ стр. 46-53, Устно ответьте на вопросы на стр. 53. Р\Т – не сделанные в классе номера.

multiurok.ru

Презентация к уроку (биология, 8 класс) по теме: Урок биологии в 8 классе по теме «Гуморальная регуляция. Эндокринная система человека, ее особенности»

Урок в 8 классе по биологии

Учитель: Кожевникова Маргарита Михайловна

МКОУ ХМР СОШ д.Согом

Тема: Гуморальная регуляция. Эндокринная система человека, ее особенности.

Задачи: раскрыть понятие гуморальной регуляции; добиться усвоения знаний о железах эндокринной системы, особенностях работы желез внутренней секреции, их отличии от желез внешней секреции, о роли гормонов в жизнедеятельности организма.

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Сообщение задач урока
  3. Изучение нового материала.
  1. Сущность гуморальной регуляции. (Рассказ учителя с элементами беседы. Работа со словариком.)

— Давайте вспомним, как осуществляется регуляция жизнедеятельности организма. (Ответы учащихся)

— Существует два вида регуляции жизнедеятельности организмов:

1. Нервная регуляция – более новая форма регуляции жизнедеятельности организма, быстрая, осуществляется с помощью нервной системы.

2. Гуморальная регуляция.

Гуморальная регуляция (от лат. «гумор» — жидкость) – наиболее древняя форма регуляции процессов жизнедеятельности организма, осуществляется с помощью биологически активных веществ – гормонов, которые выделяются специальными железами в кровь, осуществляется медленно.

Гормоны —  химические соединения, обладающие высокой биологической активностью и в малых дозах дающие значительный физиологический эффект.

Запись в словарь данных терминов.

  1. Железы внешней, смешанной и внутренней секреции организма человека. Особенности их деятельности. (Беседа учителя с элементами рассказа. Заполнение таблицы «Эндокринная система человека».)

— В организме человека существует множество различных желез. Железы выделяют специальные вещества – секреты и делятся на несколько видов.

Выделяют следующие виды желез:

  1. Железы внешней секреции (экзокринные) – эти железы выделяют секрет через специальные протоки на поверхность или в полость тела. (Слюнные, потовые, молочные железы, печень).
  2. Железы внутренней секреции (эндокринные) – эти железы не имеют выводных протоков и выделяют секрет (гормоны) в кровь. (Гипофиз, щитовидная железа, околощитовидные железы, вилочковая железа, надпочечники). (демонстрация таблицы «Железы  внутренней секреции»). Как же работают железы внутренней секреции? (показ анимации «Работа железы внутренней секреции» с http://school-collection.edu.ru/). Все эндокринные железы образуют эндокринную систему. почки
  3. Железы смешанной секреции – действуют одновременно как железы внешней и внутренней секреции. (Поджелудочная железа, половые железы).

Заполнение таблицы «Типы желез»

Типы желез

Особенности

Железы

  1.  Гормоны, их свойства и роль в организме человека. (Беседа с элементами рассказа учителя; работа учащихся с учебником, заполнение таблицы; словарная работа.)

— Свойства гормонов:

1. Высокая биологическая активность .

2. Специфичность.

3. Действуют только на живые клетки.

4. Орган, на который действует гормон, может быть расположен далеко от желез.

Рассмотрим более подробно железы и их гормоны.

Заполнение таблицы в Рабочей тетради 38 – 39 с. 30 – 31, сообщения учащихся по теме «Гормон роста», «Щитовидная железа».

  1. Закрепление.

4.1. Выберите правильные утверждения.

  1. Железы внутренней секреции имеют выводные протоки.
  2.   Железы внутренней  секреции выделяют гормоны.
  3. Секрет желёз внешней секреции выделяется в кровь.
  4.  Поджелудочная железа  относятся к железам внутренней секреции.
  5. Потовые железы относят к железам внешней секреции.
  6.  Гормоны – это биологически активные вещества.
  7. Половые железы – это железы смешанной  секреции.
  8. Инсулин – это гормон, вырабатываемый поджелудочной железой.

4.2. Определите железы внутренней секреции (рисунок). (слайд 8)

4.3. Интерактивное задание «Гормоны» с http://school-collection.edu.ru/

  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание.

№36, 37, 40 в раб.тетр.

Используемые источники:

  1. http://school-collection.edu.ru/
  2. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек». – М.: Дрофа, 2010.
  3. http://bio.1september.ru/2002/29/8.htm

 

nsportal.ru

Гуморальная регуляция (8 класс)

Урок №12. «Гуморальная регуляция функций организма»

Цели:

  • закрепить знания о гуморальном механизме как одном из способов регуляции функций организма;

  • продолжить формирование представлений о железах внутренней секреции и их роли в жизнедеятельности организма;

  • определить степень усвоения учащимися основных понятий темы;

  • развивать общедидактические умения и навыки, а также умение применять имеющиеся знания для решения практических задач;

  • осуществлять гигиеническое воспитание школьников;

  • воспитывать культуру общения; формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями; рисунки-схемы с изображением строения железы внутренней и внешней секреции; рисованные модели желез внутренней секреции на магнитах, рисованное изображение профиля человека; таблица с изображением признаков различных заболеваний эндокринной системы; рисунок «Влияние пересадки половых желез на проявление вторичных половых признаков у кур»; карточки с биологическими задачами для организации парной работы, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Объявление темы урока. Формулирование цели. Постановка проблемного вопроса.

– На сегодняшнем уроке мы продолжаем знакомиться с организмом человека. Прочтите тему урока (Гуморальная регуляция функций организма). Запишите тему в тетради.
– Итак, сегодня у нас урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Гуморальная регуляция функций организма». Опираясь на содержание темы и тип урока, сформулируйте его цели.
– Кроме этого, в конце урока мы должны будем ответить на вопрос: «Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения?».

2. Обобщение и систематизация знаний

Фронтальная беседа по вопросам:

– В процессе изучения темы мы познакомились с рядом новых понятий. Первым из них является понятие гуморальной регуляции. Какие способы регуляции вам известны?
– Что такое нервная регуляция?

– Что такое гуморальная регуляция?

Фронтальный опрос с использованием мультимедийного проектора.

Задание 1. Опираясь на содержание понятий «нервная» и «гуморальная» регуляция, определите, к какому типу регуляции имеют отношение следующие явления. Мотивируйте ответ.

  1. Адреналин, попадая в кровь, усиливает сердцебиение и сужает кровеносные сосуды.

  2. Горячая вода, воздействуя на рецепторы кожи, вызывает расширение ее сосудов.

  3. Повышение концентрации углекислого газа в крови приводит к учащению дыхания.

  4. Воздействие на организм высокой температуры приводит к учащению сердцебиения.

  5. Под действием импульсов, передающихся по одним нервам к сосудам, последние сужаются, а под действием импульсов, передающихся по другим нервам – расширяются.

Фронтальная беседа по вопросам

Следующим понятием с которым мы познакомились является понятие «железа». Что такое железа? 
– Какие виды желез вам известны?

– Что мы называем железой внутренней секреции?

– Что мы называем железой внешней секреции?

– В чем особенность желез смешанной секреции?

Задание 2. Рассмотрите рисунок «Микроскопическое строение желез» (демонстрация через мультимедийный проектор). Определите, какой из них отражает строение железы внутренней, а какой – внешней секреции?

Проверка правильности выполнения индивидуального задания

Далее мы будем вести разговор преимущественно о железах внутренней секреции. И начнем его с оценки правильности выполнения индивидуального задания.

Задание 3 (индивидуальное). Распознайте на рисованных моделях железы и разместите их на изображении профиля человека. Подготовьте рассказ о расположении желез в его теле.

Фронтальная беседа по вопросам

– Следующее понятие, к содержанию которого мы обратимся – «гормоны». Что такое гормоны?

Задание 4. Назовите, какими железами вырабатываются следующие гормоны. (Условие задания демонстрируется через мультимедийный проектор).

  1. Гормон роста.

  2. Тироксин.

  3. Адреналин.

  4. Андрогены.

  5. Инсулин.

  6. Вазопрессин.

  7. Глюкагон.

  8. Паратгормон.

  9. Тиреотропин.

  10. Глюкокортикоиды.

  11. Кальцитонин.

Проверка правильности выполнения индивидуального задания

– Каждый гормон отвечает за регуляцию определенных функций в организме.
Один ученик получил задание привести в соответствие предложенные ему гормоны и функции. Проверим, насколько он хорошо справился с заданием.

Задание 5 (индивидуальное). Каждому гормону из левого столбца подберите одну или несколько соответствующих функций из правого. (Условие задания демонстрируется через мультимедийный проектор).

1

тироксин

А

стимуляция синтеза белка

2

адреналин

Б

снижение уровня глюкозы в крови

3

гормон роста

В

усиление возбудимости нервной системы

4

глюкагон

Г

стимуляция сердцебиения

5

инсулин

Д

снижение уровня глюкозы в крови

Фронтальная беседа по вопросам

– Количество гормонов, выделяемых железой должно соответствовать норме. В противном случае развиваются состояния, которые характеризуются как гипо- и гиперфункции. Что такое гипофункция?
– Что такое гиперфункция?

– Знания о функциях желез внутренней секреции, а также о последствиях их нарушения используйте для решения предложенных биологических задач.

Самостоятельная работа в парах. Решение биологических задач с их последующей коллективной оценкой

Задача 1. В пищу домашних животных, выращиваемых на мясо, добавляют порошок из сушеных гипофизов животных. С какой целью это делают?

Задача 2. Рассмотрите таблицу на доске. Признаки каких заболеваний, связанных с нарушением функций гипофиза на ней изображены? Назовите причины и признаки этих болезней. Как вы считаете можно ли избавиться от этих болезненных состояний? Каким образом?

Задача 3. Почему при подозрениях на нарушение функций щитовидной железы пациента просят сделать обследование гипофиза? На какие две группы Вы разделили бы все железы по отношению к гипофизу. Как бы Вы обозвали эти группы? Какие железы вы бы отнесли в первую, какие во вторую группу?

Задача 4. Много лет назад врачи обратили внимание на то, что в некоторых географических районах планеты встречается заболевание, главным внешним признаком которого является резкое увеличение толщины шеи. Какова возможная причина этого изменения в области шеи? Каковы причины этого болезненного состояния? Какими способами можно избавиться от этого недуга?

Задача 5. Рассчитайте, сколько йода достаточно для нормального функционирования щитовидной железы в течение жизни, если суточная потребность в нем составляет 0,15 -0,3 мг, а средняя продолжительность жизни – 65 лет. Достаточно ли принять рассчитанную дозу единовременно? Спрогнозируйте последствия единовременного приема рассчитанной дозы.

Задача 6. Какие патологические состояния, связанные с нарушением функций щитовидной железы вам известны? Покажите их признаки на таблице. Каковы причины этих заболеваний? Можно ли их ликвидировать?

Задача 7. Известно, что адреналин относится к числу основных адаптивных гормонов, которые обеспечивают выживание организма в условиях с повышенных физических и умственных нагрузок. Вспомните, какие реакции в организме человека вызывает адреналин и какое значение для организма, находящегося в состоянии стресса могут иметь эти реакции. Какие еще железы, на Ваш взгляд, являются частью адаптивной системы организма?

Задача 8. В рассказе И.Тургенева «Живые мощи» есть такие строки: «Предо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова coвершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять – икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос». Какое заболевание описано в отрывке? Каковы его причины?

Задача 9. При общем анализе крови врач первым делом обращает внимание на количество глюкозы в крови, С чем связано такое пристальное внимание к этому органическому веществу? Как можно объяснить изменение концентрации глюкозы в крови у больного человека? Каковы последствия этого изменения? Как можно предотвратить развитие заболевания?

Задача 10. Больной сахарным диабетом ввел избыточное количество инсулина. К каким последствиям это может привести? Что Вы могли бы предложить для поднятия уровня глюкозы в крови?

Задача 11. Рассмотрите рисунок «Влияние пересадки половых желез на вторичные половые признаки у кур». Приготовьте по нему рассказ. Сделайте вывод о функциях половых желез. Какие железы вырабатывают половые гормоны?

Задача 12. Одним из богатейших источников женского полового гормона, используемого для практических целей является моча молодых жеребцов. Почему?

3. Контроль и коррекция знаний учащихся

Выполнение тестовой работы

Вариант 1.

Задание. Из предложенных вариантов ответов, выберите один правильный.

1. В клетках щитовидной железы больше, чем в остальных тканях содержится:

а) брома; 

б) йода;

в) калия; 

г) железа

2. Железы внутренней секреции вырабатывают гормоны, которые поступают в:

а) кишечник; 

б) кровяное русло; 

в) тканевую жидкость; 

г) нервные клетки.

3. Мозговое вещество надпочечников вырабатывает гормон:

а) роста; 

б) глюкагон; 

в) адреналин; 

г) альдостерон.

4. К железам смешанной секреции относят:

а) надпочечники; 

б) гипофиз; 

в) поджелудочную железу; 

г) щитовидную железу.

5. Основными процессами гуморальной регуляции функций в организме управляет:

а) щитовидная железа;

б) гипофиз; 

в) надпочечники; 

г) поджелудочная железа.

Вариант 2.

Задание. Из предложенных вариантов ответов, выберите один правильный.

1. Сколько из названных желез имеет специальные протоки: слюнная, щитовидная, гипофиз, потовая, надпочечник:

а) три; 

б) пять; 

в) две; 

г) четыре.

2. Гормоны – это:

а) белки, катализирующие химические реакции; 

б) биологически активные вещества, поступающие с пищей; 

в) соединения белков с витаминами; 

г) биологически активные вещества, вырабатываемые организмом.

З. Тироксин – это гормон:

а) поджелудочной железы; 

б) половых желез; 

в) щитовидной железы; 

г) надпочечников.

4. Признаком сахарного диабета считается:

а) повышение уровня инсулина в крови: 

б) увеличение величины кровяного давления; 

в) уменьшение уровня глюкозы в крови; 

г) увеличение содержания глюкозы в крови.

5. Гигантизм связан с нарушением функций:

а) надпочечников; 

б) гипофиза; 

в) поджелудочной железы; 

г) щитовидной железы.

Взаимоконтроль. Правильные ответы демонстрируются через мультимедийный проектор.

1 вариант – б, б, в, в, б.

2 вариант – в, г, в, г, б.

4. Подведение итогов урока

Обращение к цели урока. Обращение к проблемному вопросу урока: «Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения?». Место темы в курсе. Выставление оценок.

Домашнее задание: стр.46-50 читать, ответить на вопросы в конце учебника.

infourok.ru

Презентация по биологии «Гуморальная регуляция»

Координация и регуляция

Гуморальная регуляция

1902-1905 г. У.Бейлисс и Э.Старлинг открыли гормоны.

Гормоны — (от греч. hormáo – привожу в движение) это вещества, вырабатываемые эндокринными железами.

Гуморальная регуляция (от латинского «гумор» — жидкость)

Сейчас известно около 30 гормонов .

Железы

Внешней секреции

Железы

Внешней секреции

Главные

эндокринные

железы

организма

Эндокринный мозг был обнаружен канадским патофизиологом Гансом Селье. Это одно из самых сенсационных открытий в медицине XX в. По современным данным, гормональной активностью обладают по крайней мере три отдела центральной нервной системы:

гипоталамус, гипофиз и эпифиз.

Эндокринный мозг

Вырабатывает несколько гормонов. Один из самых важных – соматотропный гормон – гормон роста

Гипофиз

Эпифиз

(шишковидная железа)

вырабатывает ряд биологически активных веществ, которые регулируют деятельность иммунной системы, рост, половое созревание, пигментный и водно-солевой обмен. Больше всего сведений на сегодняшний день о мелатонине, осуществляющем настройку биологических ритмов. Это и есть тот самый неуловимый гормон молодости, поиском которого долгие годы были заняты лучшие умы человечества.

Щитовидная железа

В 1915 г. в ткани щитовидной

железы был обнаружен тироксин, в1952 г. был найден другой гормон— трийодтиронин , в 1962 г. — тиреокальцитонин , которыйучаствует в обмене кальция,происходящем в организме.

Тироксин и трийодтиронин регулируют процессы роста иразвития, влияют на нервную систему, сердце и половые железы,повышают интенсивность всех видов обмена веществ, в частности окислительных реакций в клетках,

приводящих к выделению тепла

Паращитовидная железа

Паращитовидные железы вырабатывают паратгормон гормон, регулирующий обмен кальция и фосфора в организме, от интенсивности которого зависит передача нервных импульсов, образование костной ткани, сокращение мышц и многие другие физиологические процессы организма .

Надпочечники

Гормоны коры надпочечников — кортикостероиды помогают организму адаптироваться к экстремальным условиям и отвечают за приспособительные реакции.

Мозговой слой надпочечников вырабатывает два гормона — адреналин и норадреналин . Они тоже участвуют в регуляциях функций сердечно-сосудистой системы и влияют на обменные процессы углеводов. Организм выделяет эти гормоны в момент сильного эмоционального напряжения, например во время футбольного матча, бурного обсуждения волнительного события. Это система, которая помогает мобилизовать внутренние ресурсы организма и выйти из сложной ситуации.

1. Железы внутренней секреции выделяют гормоны, которые поступают в

А) кровь

Б) кишечную полость

В) нервные клетки

2. При недостатке гормона поджелудочной железы-инсулина:

А) замедляется развитие скелета

Б) нарушается формирование вторичных половых признаков

В) развивается болезнь-диабет

3. К железам смешанной секреции относится

А) поджелудочная железа

Б) гипофиз

В) надпочечники

4. Являются ли железами двойной (внутренней и внешней) секреции

А) околощитовидные железы

Б) поджелудочная и половые железы

В) гипофиз

5. Какие железы внутренней секреции управляют функциями других эндокринных желез

А) щитовидная железа

Б) надпочечники

В) гипофиз

6. Гормоны каких желез стимулируют деятельность сердечно-сосудистой системы:

А) гипофиз

Б) надпочечники

В) околощитовидные железы

Поджелудочная железа

Поджелудочная железа выполняет следующие основные функции:

— выработка веществ ферментов, переваривающих пищу, поступающую в двенадцатиперстную кишку; — выработка гормонов инсулина и глюкагона , регулирующих поступление сахара из крови в клетки; — выделение жидкости, содержащей соду, в двенадцатиперстную кишку (тем самым нейтрализуя кислоту, поступающую из желудка).

Решаем тест

1.Биологически активные вещества, выделяемые в кровь железами внутренней секреции, – …

( гормоны ).

2.Гипофиз, щитовидная железа, надпочечники – это железы …

( внутренней ) секреции.

3.Гормоны, регулирующие развитие вторичных половых признаков у мужчин и женщин, – …

( половые ).

4.Гормоны мозгового слоя надпочечников – …

( адреналин и норадреналин ).

8.

5. Гормон, усиливающий работу сердца; его выработка увеличивается при эмоциональном напряжении – …

( адреналин ).

6. В регуляции обмена сахара в организме принимает участие гормон …

( инсулин ).

7. Гормон щитовидной железы – …

( тироксин ).

8. Железа внутренней секреции, расположенная в основании мозга и управляющая деятельностью других желез, – …

( гипофиз )

9. Уменьшение выработки инсулина вызывает развитие тяжелого заболевания – …

( сахарного диабета ).

10. Усиление функции щитовидной железы приводит к …

( базедовой болезни ).

11. Для синтеза гормонов щитовидной железы необходим …

( йод ).

12 При недостаточной выработке гормонов щитовидной железы у детей развивается …

( кретинизм ), а у взрослых людей –

… ( микседема ).

Болезни и профилактика

Избыток гормонов щитовидной

железы

ведет к болезни «базедова болезнь»

Диффузный токсический зоб (базедова болезнь, тиреотоксикоз), повышенная функция щитовидной железы, увеличение её размеров, проявляется пучеглазием, учащением сердцебиения .

Кретинизм может развиваться и в процессе роста ребенка вследствие недостатка йода или гормона щитовидной железы . Симптомы кретинизма. Низкий рост.

Микседема (гипотиреоз) – заболевание взрослых людей обусловленное недостаточным уровнем гормонов щитовидной железы в органах и тканях.

Домашнее задание

Стр.44-45

читать, пересказывать,

в.10 письменно

подготовиться в б.диктанту.

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *