План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: Урок Литературного чтения 4 класс. Былина «Святогор- богатырь»

1.Организация учащихся.

2.Актуализация знаний.

3.Подготовка к первичному восприятию.

4.Первичное восприятие.

5.Проверка первичного восприятия.

6. Словарная работа.

7.Чтение учениками.

8.Анализ былины.

9.Работа с образом.

10. Физ. пауза.

11. Работа с тетрадью на печатной основе.

12.Работа с карточками.

13.Тест

14. Итог урока.

15. Рефлексия

Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Дарья Владимировна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Проверьте свои рабочие места, уберите все лишнее со столов.

Ребята, сегодня у нас с вами будет интересная тема, но какая я вам пока не скажу.

Сначала давайте вспомним, какой жанр вы изучали на прошлом уроке?

А чем отличается рассказ от других жанров?

Сегодня мы с вами будем изучать очень интересный, но не простой жанр.

Для того, чтобы вы смогли определить, что это за жанр ко мне выходят 6 человек и получают от меня буквы.

Ребята, что за слово можно составить из этих букв?

Сегодня мы изучаем с вами новый жанр, который называется былина.

Может быть, кто-то знает, что такое былина?

Для того, чтобы узнать, давайте возьмем карточку № 1, и …. прочитает нам.

Итак, какие признаки былины мы с вами можем выделить?

Сегодня мы с вами будем изучать былину, которая называется «Святогор-богатырь».

Как вы думаете, почему назвали богатыря Святогор, какое значение есть в его имени?

Как вы думаете, можно ли не очень сильного человека назвать Святогор? Почему?

А сейчас послушайте былину Святогор-богатырь.(учебники детей закрыты.)

Сколько богатырей было в былине?

Сколько богатырей мерилось силой?

Чем закончилась попытка Святогора поднять «Сумочку»?

Давайте с вами откроем учебники на странице 21 и посмотрим на содержание текста былины.

Эта былина достаточно сложная для чтения, нам нужно ее красиво прочитать.

Для этого я заранее подобрала для вас слова, значение которых я хочу, чтобы вам было понятно.

А теперь посмотрите на страницу 23, прочитайте незнакомые вам слова.

А теперь начинаем читать.

(чтение по рифме).

Молодцы, вы хорошо прочитали, но так как былина сложная, прочитаем еще раз.

1)Где гулял Святогор?

2)Был ли такой человек, с которым Святогор мог помериться силой?

3)Ребята, а кто сказал Святогору, что он обладает такой великой силой?

4)Какие слова сказал Святогор, похваляючись своей силой?

5)Кого увидел Святогор после тех слов?

6)Смогли сразу Святогор догнать прохожего?

7)Найдите в тексте, что потребовалось сделать Святогору, чтобы догнать прохожего.

8)Как повел себя прохожий?

9)Найдите в тексте слова, как Святогор осматривал сумочку прохожего.

10)Скажите словами автора, что делал Святогор, чтобы поднять сумочку?

11) Смогли Святогор поднять сумочку?

12)Найдите в тексте, что произошло со Святогором в этот момент?

13)Найдите в тексте, что спросил Святогор у прохожего?

14)Как звали прохожего?

Ребята, как вы думаете, какие слова характеризуют этого персонажа?

(Я заранее подобрала для вас высказывание.Сможете теперь сами подобрать слова?)

Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.

Я буду называть вам часть тела, до которой вам надо дотронуться, но внимательно слушайте, потому что я буду вас путать. Дотроньтесь до носа, дотроньтесь до уха, дотроньтесь до шеи(Повторяю, но показываю не правильно). Вот мы немного отдохнули и готовы продолжить урок.

Открываем тетради на печатной основе на странице 12.

Давайте с вами дополним модель обложки.

Как вы уже видите былина обозначается ромбом.

Как вы думаете, какая тема у данного произведения?

Каким цветом нам необходимо будет закрасить ромб?

Кто автор былины?

Давайте напишем над ромбом фамилию автора, а под ромбом название былины.

Давайте выполним №3 на страницах 12-13.

А сейчас поработаем в парах, возьмите карточки №2. Перед вами части пословицы, составьте из этих частей  пословицу.

Мы с вами собрали 3 пословицы, давайте прочитаем их.

Какая-то из этих пословиц подходит к этой былине?

Почему?

Теперь возьмите карточку № 3 и ответьте на вопросы теста.

1.Где гулял Святогор?

А) в степи

Б) в поле

В) в лесу

2.Кого встретил Святогор?

А)прохожего

Б)коня

В)Илью Муромца

3.Назовите жанр произведения Святогор-богатырь.

А)рассказ

Б)былина

В)повесть

4.Что было у прохожего?

А) мешок

Б)корзина

В) сумочка

5. Как звали встреченного Святогором человека?

А)Алеша Попович

Б) Добрыня Никитич

В)Микула Селянинович

6.Смогли Святогор поднять сумку?

А)легко поднял

Б)поднял лишь на волос от земли

В)не поднял

-Сдайте пожалуйста свои работы.

Ребята, давайте вспомним, что вы узнали нового?

С каким жанром познакомились?

Какие слова вы узнали?

Ребята, встаньте пожалуйста те, кто понял, что такое былина.

Встаньте пожалуйста те, кто увидел человеческие черты богатыря.

Вот наш урок и подошел к концу, спасибо всем за внимание, мне было приятно с вами работать, до свидания.

Рассказ

В рассказе происходят реальные события, сюжет, реальные герои.

Былина

Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения.Создателем былин является народ; былины не имеют авторов. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков.

Святая гора

Нет, нельзя. Потому что человека сравнивают с горой.

Два.(Святогор и Микула Селянинович)

Один.

Неудачей.

Прошу прочитать учеников слова.

1.В чистом поле.

2.Не было.

3.Он сам, считает себя богатырем и подвигов никаких он не совершал.

4.(прочитать отрывок произведения)

5.прохожего с «сумочкой».

6.Не смог.

7.(прочитать фрагмент произведения)

8.Послушался Святогора, остановился и сбросил сумочку.

9.(прочитать фрагмент произведения)

10.(прочитать фрагмент произведения)

11.Поднял суму от земля только на волос.

12.(прочитать фрагмент произведения)

13.(прочитать фрагмент произведения)

14.Микула Селянинович

Похваляючись;

А сам чует в себе силу великую;

С кем бы силой богатырскую помериться;

Грузно с силы.

О Родине.

Красным цветом.

Л. Н. Толстой.

Нет, потому что эти пословицы о доблести русских богатырей, а Святогор не каких подвигов не совершал, и только похвалялся своей силой.

1-б

2-а

3-б

4-в

5-в

6-б

Слайд №1

(Рассказ, басня, былина, повесть)

Прошу прочитать карточку №1.

Былина

РеальноеВымысел

событие

Вывожу на слайд название былины.

Не нахаживал-не встречал;

Во всю прыть-со всей силой;

Приладился-приноровился, приспособился;

Взговорит-говорит

Накладено- лежит.

Слайд с изображением Святогора.

Слайд с обложкой.

Слайд с пословицами.

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Богатырь умрёт, имя его останется.

Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.

nsportal.ru

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему «Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Составила учитель начальных классов МОУ «Школа №3» города Алушта

Матюхина Л.А.

Тема: Поэтический текст былины» Ильины три поездочки».

Цель: Сформировать понятие былины и понимание ее особенностей как жанра фольклора. Познакомить школьников с былиной «Ильины три поездочки». Выделить важнейшие признаки былины, доступные для восприятия младших школьников.Обучать выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями. Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза, обучающихся через выявление сходства и отличия былин и сказок.

Показать связь содержания былин с русской историей. Использовать возможности былин для воспитания чувства патриотизма. Показать отражение «богатырской» темы в живописи и музыке. Продолжить развитие культуры речи. Продолжить воспитание сотрудничества.

Формы работы: фронтальная форма, индивидуальная форма, работа в паре.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

1. Актуализация опорных знаний учащихся.

. Произведения устного народного творчества вы читали в 1, 2,3 классах. Давайте проверим ваши знания. Объясните каждое слово в названии темы. Почему «устное»? (Передавали тексты сказок, былин и др. произведений из уст в уста, письменности не было).

— Почему «народное»? (Автором был не один человек, а народ)

-Почему «творчество»? (Люди придумывали, творили, сочиняли).

— Какие произведения устного народного творчества вы знаете?

На опорном листе записаны называния народных произведений. Продолжите список теми произведениями, которые вам известны, но не записаны. Опорный лист: Загадки, скороговорки, пословицы, потеши, небылицы. Обучающиеся дописывают слова: сказки, поговорки, былины.

-О ком сочиняли былины? (О богатырях.)

Назовите русских богатырей.

Какие былины вы знаете?

Илья Муромец является героем многих былин. Прочитайте названия некоторых из этих былин на опорном листе.

Опорный лист:

«Исцеление Ильи Муромца»

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

«Илья Муромец и Калин-царь»

«Илья Муромец и Идолище»

«Илья Муромец и дочь его»

«Илья Муромец в ссоре с Владимиром»

«Илья Муромец и татарчонок»

Илья Муромец с Добрыней на Соколе-корабле»

Отметьте те, которые вы читали

2. Самоопределение к деятельности.

— Почему Илья Муромец стал героем многих былин? (Народ его любил за силу, справедливость, борьбу с врагами. Он совершал подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей).

-Знаете ли вы, что местом рождения Ильи Муромца называют село Карачарова под городом Муромом во Владимирской области? Прошло почти 500 лет, как появились первые упоминания о герое, но память о нем живет и сегодня. Гробница с мощами богатыря находится в Киево-Печерском монастыре.

На берегу реки Оки стоит памятник Илье Муромцу.

В краеведческом музея города Мурома лежит гигантских размеров дубовый пень, на котором написано: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки».

-Сегодня на уроке мы будем читать былину «Ильины три поездочки». Давайте поставим вопросы, на которые мы постараемся найти ответы на уроке.

1. Кто… (является главным героем былины?)

2. Как народ … (изображает Илью Муромца?)

3. Какая связь существует между … (былинами и историческими событиями?)

4. Что означает слово… («былина»?)

5. Чем былины интересны… (для современного читателя?)

III. Работа по теме урока.

Текст былины записан со слов сказителя – человека, который рассказывал былины, – более 5оо лет тому назад. Для нас их сберегли собиратели былин. Они ездили по городам и сёлам и записывали былины от простых крестьян-сказителей. В старину былины назвались песнями. Их действительно «пели», распевно читали под гусли.

А сейчас послушайте былину.

2.Словарная работа.

3.Самостоятельное чтение былины.

4.Ответы на вопросы.

— Какие чувства вызвали у вас герои былины? Почему? (Отвечая, используйте слова на опорных листах: уважение, восхищение, гордость, удивление, злоба, ненависть, осуждение, раздражение, страх, боль, радость, обида)

— Каким вы представили Илью Муромца и разбойников?

— Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца? (Илья Муромец – истинный народный герой-богатырь. Он любит родную землю, стоит на страже её границ, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от врага. Народ выражал свое восхищение мужественным, честным, преданным Родине человеком и не уставал славить в былинах его подвиги. Илью Муромца не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть.)

— Какие подвиги богатыря вам известны?

. Помогает ли кто-нибудь Илье Муромцу в борьбе против разбойников? (По былине, рядом никого нет. Богатырь надеется только на свою силу, смекалку, мужество.)

— Чью точку зрения, чьи мысли отражает былина? (Народную.)

— Что обозначает слово «былина»? (Былина – это быль, рассказ о том, что было на самом деле, т.е.

правдивое повествование. Действительно, Русь боролась с многочисленными врагами. Русский народ показывал на поле брани чудеса храбрости. В былинах встречаются исторически точные описания одежды, обуви. На дне Ильмень-озера нашли такой сапожок, какой точно был описан в былине про Микулу Селяниновича.)

— Давайте вместе дадим определение былине. Итак, былины – это героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли-богатырей.

5.Работа с текстом.

— Подчеркните в тексте преувеличения (гиперболы) – то, чего в жизни не может быть. Объясните, с какой целью они используются. (Гиперболы делают более заметными и яркими подвиги, силу, мужество героя.)

— Найдите повторяющиеся эпизоды и скажите, с какой целью они используются. (Троекратные повторения подчеркивают несгибаемое мужество и отвагу богатыря; повторы в тексте делают речь более выразительной.)

— Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Три богатыря».

-Назовите известных по былинам героев, изображенных на картине.

— Кто из богатырей больше всего привлекает наше внимание? Почему?

-ЧТО общего в изображении Ильи Муромца в былине и на картине? Михаил Врубель продолжает «богатырскую» тему Виктора Васнецова.

Безымянный богатырь и его могучий конь словно созданы из камня. Они будто внезапно появляются перед нашим взором. Создается ощущение, что всадник и окружающий его мир слиты воедино. Богатырская тема нашла отражение и в музыке русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Одна из его симфоний называется «Богатырской».

IV Диагностика качества освоения темы

Посмотрите мультфильм «Илья Муромец и Соловей-разбойник», сравните его с текстом былины и сделайте вывод о том, какие изменения претерпел текст в мультфильме.

Составьте небольшой рассказ об Илье Муромце.(Опорные слова:смелый,мужественный,мудрый,умный,справедливый,сильный,добрый).

V Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Восстановите план текста былины, расположив события в нужной последовательности.

1.Какую судьбу выбрать?

2. Разбойнички позарились на богатство Ильи.

3. Богатыри собираются на совет.

4.Бой с разбойниками.

5. Илья Муромец едет на богатырский дозор.

6.Новая надпись на камне.

7. Встреча с разбойничками.

VI Итог урока

-Что такое былина?

-Кто такие богатыри?

-Как можно охарактеризовать русских богатырей?

-Каковы отличительные черты былины?

Почему современному читателю нужно знать и читать былины?

VII Рефлексия

Как вы считаете, как вы поработали на уроке?

— Сегодня я узнал…

— Было интересно…

— Было трудно…

— Я понял, что…

-Я научился…

VIII Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение былины «Три поездки Ильи Муромца» с.17-19

Найти объяснение незнакомых слов.

Найти сходства и различия былин.

Литература:

1.БагирянВ.Б., Смелова В.Г.Интерактивное оборудование и Интернет-ресурсы в школе.Литераеурное чтение 1-4кл.

2.Кутявина С. В. Поурочные разработки уроков по литературному чтению. 3 класс-М.: ВАКО,2015

3.www/shola-abv.ru

infourok.ru

Презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме: Литературные жанры: Былина.

Слайд 1

Былины Литературное чтение 4 класс МБОУ СОШ №3 Г. Красный Сулин, Ростовская область Елена Марченко

Слайд 2

Былина -рассказ о том, что когда-то было, бывало, в реальность чего верили.

Слайд 3

Былина- эпическая песня о русских богатырях. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей.

Слайд 4

МИР БЫЛИНЫ. Пространство и время условные, необычные. Герои одни и те же, борются с фантастическими существами. Место действия — Киев – столица русской земли. Время действия — правление князя Владимира (10 -12 в.в.)

Слайд 5

ВИДЫ БЫЛИН 1.ГЕРОИЧЕСКИЕ (В ОСНОВЕ – БОЙ, СТОЛКОНВЕНИЕ, СХВАТКА БОГАТЫРЯ С ВРАГОМ). 2. СОЦИАЛЬНО- БЫТОВЫЕ ( НЕТ СХВАТКИ, ЕСТЬ ССОРА, СПОР, СОПЕРНИЧЕСТВО)

Слайд 6

КОМПОЗИЦИЯ БЫЛИН. Запев (для привлечения внимания). Завязка действия ( поручение). Развитие действия. Кульминация (подвиг богатыря). Развязка действия (расправа с врагом). Исход.

Слайд 7

Отличия сказки от былины СКАЗКА ОБЩЕЕ БЫЛИНА НЕ ВЕРЯТ В РЕАЛЬНОСТЬ; ВЫМЫСЕЛ ВЕРЯТ В РЕАЛЬНОСТЬ; КОМПОЗИЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЕДИНООБРАЗНАЯ; КОМПОЗИЦИЯ; ГЕРОИ — ЛЮДИ, ЦАРЕВИЧИ, ГЕРОИ – БОГАТЫРИ ЖИВОТНЫЕ

Слайд 8

ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ, ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ В былинах Илья Муромец предстает перед нами как «старый казак», обладающий недюжинной силой, могучий и мудрый. АЛЁША ПОПОВИЧ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Известен как молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, так и вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п. Самый «интеллигентный» из былинных богатырей; образованность, прекрасное воспитание, знание норм этикета, умение играть на гуслях, ум (Добрыня великолепно играет в шахматы). ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

Слайд 9

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Илья́ Му́ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович) — один из главных героев былин Киевской Руси, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Считается, что родина Ильи муромца — село Карачарово под Муромом.

Слайд 10

В пещерах Киево-Печерской лавры покоятся мощи святого, имя его — Илья Муромец. Известно, что в преклонном возрасте пришел он в монастырь и стал монахом, что он был велик ростом и что рука его пробита копьем. По преданию,, дошедшим до нас от наших пред- ков, святой Илья Муромец — это тот самый богатырь, о котором сложено столько былин.

Слайд 11

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ Добры́ня Ники́тич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира . Он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток , отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.

Слайд 12

АЛЁША ПОПОВИЧ Алёша Попович — сын ростовского попа Ле (в) онтия (редко Фёдора). Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность.

Слайд 13

Святого́р Микула Селянинович Вольга Святославич

Слайд 14

www.byliny.ru http://ru.wikipedia.org/

nsportal.ru

Презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему: Презентация «Былины»

Слайд 1

Былины Учитель начальных классов Булатова Лидия Александровна

Слайд 2

Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Создателем былин является народ; былины не имеют авторов. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков.

Слайд 3

Самое слово былины происходит слова быль, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.

Слайд 4

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они перешли к жившим об эту пору от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда из колоды, не скуешь меча, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил.

Слайд 5

Главным персонажем былин является богатырь. Он стал идеалом мужественного, честного преданного Родине человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!

Слайд 6

Богатыри сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю от всех, кто посягал на ее свободу.

Слайд 7

Победы богатырей над несметными полчищами врагов вызывали у слушателей восхищение, радость, веру в силы народные. Чем сильнее страшнее враг, тем величественнее победа богатыря.

Слайд 8

В былинах мы найдем много исторически достоверных примет. Например, старинное оружие воинов : меч, щит, копье, шлем, кольчугу, — все это есть и у богатыря.

Слайд 13

Былинный стих особенный , он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций : Из того ли то из города из Мурома, Из того ли села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Слайд 14

Мелодия былинных напевов связано с интонацией разговорной речи. Пение настраивало слушателей на восприятие рассказа о событиях далекой истории.

Слайд 15

Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях.

Слайд 16

Ценность древнерусской литературы в том, что она для нас – тот чистый и живительный источник, к которому мы обращаемся в годины бед и испытаний. Мы черпаем из нее глубокие мысли, находим в ней высокие идеалы, прекрасные образы. Ее вера в добро и победу справедливости, ее горячий патриотизм укрепляют и воодушевляют нас.

nsportal.ru

План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина «Как Илья из Мурома богатырём стал»

 Первичное восприятие. Работа с текстом во время чтения.
— А теперь познакомимся с былиной и проверим ваши предположения. Во время чтения вам встретятся слова, значения которых непонятны или требуют уточнения.  Отметьте их карандашом .
-Читаем не спеша, слегка протяжно, потягивая гласные звуки, чтобы слегка слышалось пение. (отрывок былины слушаем в записи) Включается аудиозапись.

Проверка первичного восприятия текста учащимися.

— Что показалось необычным в этом произведении?

-Какой эпизод вас больше всего взволновал?

-Уточним значение некоторых слов.

Словарная работа.
— С какими новыми словами познакомились, что они обозначают?

КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ, РАТАЙСЯ  

Что значит: КОРЧЕВАТЬ?  ( вытаскивать из земли).

                                                                                       Физминутка
Дружно встали — раз, два, три —
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим, 
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце — руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!

Чтение произведения и его анализ.

— Перечитаем былину  и поработаем над содержанием.

1 часть: » по цепочке» до слов — «не шевелятся»
— Где жил Илья?

— Город Муром относится к древнейшим городам Руси, находится во Владимирской области на берегу реки Оки, где в старину проходила граница Руси.

— Кто были родители Ильи Муромца?

— Прочитайте, как относились к нему родители.
— Что огорчало его родителей?

— Придумайте вопрос к данной части, ответ на который можно найти в 3 предложении.
2 часть: по абзацу  (до слов «катились месяцы»)

— Спокойно ли было на Руси?
— Как вы поняли, почему Илья жалуется на судьбу, лёжа на печи?

— Что он при этом говорил, прочитайте?
— Легко ли было Илье в таком состоянии?

— Кто такой Змей Горыныч? Чем он занимался? (Собирательный образ врагов земли русской.)

3 часть: по ролям до слов «принеси- ка ещё воды»

— Какое событие изменило жизнь Ильи? Предположите, что может быть дальше?

— Как отреагировал Илья на слова странников встать?  (Рванулся).

-Что значит  «рванулся»? О чём говорит это слово?

— Поработайте в паре и подчеркните  слова, описывающие воду, которую пил Илья.

— Почему эта вода дала такую силу? (символ Родины)

— Прочитаем  былину до конца.

-Почему калики не оставили Илье всю силу, которую он получил, выпив воды? (Образ Ильи приближен к образу человека.)

— Продолжите вопрос к последней части:

Зачем странники ……..(дали Илье силу богатырскую)?

— Восстановите наказ странников , вставив пропущенные глаголы, рабочий лист, задание 4.

Задание 4.

1. …… с врагами земли родной.

2……  вдов, сирот, малых деточек.

3. Со Святогором …..

4. Ты …. с Микулой Селяниновичем.

5. …. на Вольгу Всеславьевича.

Проверка.

— Прочитайте имена богатырей, о которых напоминают калики. Запомните эти имена.

— Какой наказ дали бы вы Илье?

— Каким изображен Илья в былине? Охарактеризуйте этого героя, используя только прилагательные.

-В селе Карачарове, о котором говорится в былине, почитают до сих пор этого богатыря. На одном из домов даже висит мемориальная доска, надпись на которой повествует о том, что на этом месте много столетий назад стояла изба Гущиных, в которой до 33 лет сидел славный богатырь.

—  Это  реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю и погибший за город Киев. Неспроста  в древнем  Муроме на высоком берегу установлен  памятник легендарному богатырю, как символу не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы.

— В нашем учебнике эта былина дана  в пересказе одной известной детской  писательницы . Назовите её. (Ирина Валерьяновна Карнаухова)

— Она собирала сказки в Заонежье, на Печоре, в Поморье и пересказывала их. Позже она стала Бабушкой Ариной – сказочницей на Ленинградском радио.

nsportal.ru

План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме: Урок литературного чтения «Былины».

Тема урока: «Былины»

Подготовила  Бухарова Т. А.

I. Орг. момент

Отрывок из былины

Илья Муромец и Соловей-Разбойник

     Раным — рано выехал Илья из Муром, и хотелось ему попасть в стольный Киев-град. Его резвый конь поскакивает чуть пониже облака ходячего, повыше лесу стоячего. И скорым-скоро подъехал богатырь к городу Чернигову. А под Черинговым стоит вражья сила несметная. Ни пешему проходу, ни конному проезду нет. Вражьи полчища по крепостным стенам подбираются, помышляют Ченигов полонить-разорить. Подъехал Илья к несметной рати и принялся бить насильников-захватчиков, как траву косить. И мечом, и копьем, и тяжелой палицей, а конь богатырский топчет врагов. И в скорости прибил, притоптал ту силу вражью, великую.

II. Постановка проблемы

-Ребята, то что вы сейчас услышали  похоже на сказку?

— На самом деле — это былина.  И сегодня на уроке мы поговорим, что же такое былина.

III. Объяснение нового.

— Былины — это прежде всего греческие народные песни о подвигах сильных, могучих защитниках русской земли.

— А от кого нужно было защищать русскую землю?

— Трудные времена были на Руси, часто нападали враги лютые-воинтственные соседи.

— Какое зло они несли на русскую землю?

— Разоряли селения, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой богатсва.

     И застонал, братья Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по русской земле, печаль обильная потекла посреди земли Русской.

— Конечно же, страшные потресения не могли не взволновать душу народа. И создал народ героические песни, которые и назвали былинами.

— Само слово былина происходит от слова быль, т. .е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.

— Но в самом деле то, о чем расскахывают былины, правда? Вопрос этот не такой простой.

— Кто из вас читал о Змее Горыныче или о мече-кладинце?

— Чкажите, чем покрыт змей? (чешуей)

— Чем необычен был Змей Горыныч? (иллюстрация)

— Он был огнедышащим, с тремя головами. Таков н в сказках и былинах. А если бы мы посмотрели с крепостных стен города Киева на колонну врагов в железных доспехах, то мы увидели бы стальную змею, ползущую по дороге, а по бокам зарево пожаров горящих деревень. А со стороны степи к Киеву ведут три дороги. Вот вам и трехглавый огнедышащий Змей Горыныч

— А что же такое меч-кладинец? (иллюстрации). Хороший меч в старину стоил очень дорого. Лучшим мечам присваивались даже имена. Позволить себе такой меч могли далеко не все воины. Поэтому для них такой меч действительно был кладом.

— Однако нельзя думать, что в былинах все изображено так, как было в действительности. Былины удивляют не только тем, что донесли до нашего времени точные детали прошлого, но и богатейшей фантазией.

— О ком же рассказывают былины?

— Что бы ответить на этото вопрос, мы с вами прочитаем отрывок из былины:

Под славным под градом Киевом,

На тех степях Днепровских

Стояла застава Богатырская

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович.

А конь под Ильей, словно лютый зверь

И сам на коне, как ясный сокол.

А был на заставе еще Добрыня Никитич млад,

И пошел его конь богатырский

С горы на гору перескакивать.

А и был там Алеша Попович млад,

Что из красна города Ростова.

Свой тугой луч разрывчатый

От правого от стремечка от булатного,

Накрадывая то стрелочку каменную,

И потягивал тетевочку шелковую.

-Кто главные герои этого отрывка? (появляются богатыри)

Сценка.

Снова звучат гусли. Появляются богатыри.

Илья. Куда это мы с вами, братья, попали? Шли мы, шли, дошли до развилки трех дорог. Смотрим – лежит бел-горюч камень, а на камне том надпись: направо пойти – убитому быть, налево пойти – богатому быть, а прямо пойти – веселому быть.

Добрыня. Ну, нам, богатырям, страх неведом. Поехали мы сначала туда, где убитому быть. Напали на нас разбойники, да разогнали мы их всех и обратно к камню вернулись.

Алеша. А налево мы и ехать не стали. Видано ли дело – богатырям за богатством гоняться? Наше дело известное – Русь от набегов незваных гостей охранять, смотреть, не обижают ли где сирот малых да женщин слабых.

Илья. А вот повеселиться мы мастера! После доброй битвы веселье всю усталость как рукой снимает. Только куда это мы попали-то? Не пойму, не ведаю: то ли на пир честной к князю Владимиру Красно Солнышко, то ли еще куда?

Ведущий. Добрый день вам, уважаемые богатыри! А попали вы к нам в гости, в школу. Перед вами наследники вашей силы богатырской. Крепко любит по всей Руси простой народ богатырей – любит, славит и чествует: ржаным хлебом с ними делится, на лучшее место сажает и поет песни про их славные подвиги, про то, как берегут и защищают богатыри родную Русь.

У. Дорогие богатыри! Мы очень рады, что вы к нам пришли. Сегодня на уроке мы как раз вспоминаем о вас, говорим о ваших славных подвигах, о любви к Руси-матушке. Не поможете ли вы нашим детям показать свои знания о сказочных и былинных героях? Можно Вас, Илья, попросить подсесть к этим ребятам?

Илья. Да, вот я – не просто Илья, а Илья Муромец. Что это значит?

Дети. Родина Ильи – город Муром, село Карачарово.

У. А Вас, Добрыня Никитич, я прошу подсесть к этим ребятам.

Добрыня. А почему я Никитич?

Д. Никитич – это отчество. Отца богатыря звали Никитой Романовичем.

У. А Вас, Алеша Попович, прошу подсесть к этим ребятам.

Алеша. Объясните происхождение моего прозвища – Попович.

Д. Вы из семьи священнослужителей

— Вот теперь перед нами мимо ни зверь не пробежит, ни птица не пролетит. Так и говорится в былины: «Раз пробегал мимо горностай, да и тот шубу оставил, пролетал мимо сокол — перо выронил».

IV. Физ. минутка.

Вот у нас и физ. минутка,

Наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

(наклоны вперед, назад)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб смотреть и понимать

И совсем не уставать.

(рывки руками перед грудью)

Голова устала тоже

Так давайте ей поможем!

Вправо — влево, раз и два.

Думай, думай голова

(вращения головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

(дите садятся за парты).

V. Закрепление нового.

— Богатырей воспевали не только в былинах, но и художники в своих картинах.

— Посмотрите каким изобразил художник в своей картине «Богатыри» (могучими, сильными, бесстрашными).

— Правильно! Даже кони под ними сильные, крепкие.

— А что вам известно о подвигах этих богатырей, изображенных на картине художника? (отрывок из былины)

      Рассердился Илья Муромец. Он садился на добра коня, вывез Соловья-Разбойника во чисто поле:

— Тебе полно, злодей, людей губить!- И отрубил Соловью буйну голову.

     Столько Соловей-разбойник и на свете жил. И на том сказ о нем и окончился.

     Добрыня Никитич сражантся со Змеем Горынычем.

    А поганый Змеинище-Горынище учуял Добрыню за полпоприща, налетел, стал огнем палить да биться-ратиться. Бьются они час и другой. Изнурился борзый конь, спотыкаться стал, и у Добрыни правая рука умахнулась, в глазах свет померк. Тут и вспомнил богатырь материнский наказ. Сам утерся расшитым платком белополотным и коня утор. Стал его верный конь поскакивать в три раза резвее прежнего. И у Добрыни вся усталость прошла, его сила утроилась. Улучил он время, махнул над землей плеткой семишилковой, и сила у Змея истощилася: приник-припал он к сырой земле.

     Рвал-рубли Добрыня хоботы змеиные, а под конец отрубил все три головы у поганого чудовища, порубил мечом, потоптал конем всех змеенышей и пошел во глубокие норы змеиные, разрубил-разломал запоры крпекие, выпускал из полона народу множество, отпускал всех на волю-вольную.

Алеша Попович-Тугарин Змей.

     Тут Алешенька Попович-млад закричал зычным голосом, как в трубу зиаграл:

— Оглянись-ко назад, басурман! Там ведь русские могучие богатыри стоят. На подмогу мне они приехали!

      Оглянулся Тугарин, а в ту пору, в то времечко подскочил к нему Алешенька — он догадлив да сноровист был, — взмахнул богатырским мечом своим и отсек Тугарину буйну голову. На том поединок с Тугариным и коночился.

— Победы богатырей над несметными полчищами врагов вызывали у слушателей восхищение, радость, веру в силы народные. Чем сильнее, страшнее враг, тем величественней победа богатыря.

— Русский народ сичинил много пословиц и поговорок о храбрости богатырей. Что же это за пословица? Что бы их прочитать нужно соеденить две части пословиц стрелками. Игра «Собери пословицу»

Сам погибай                                                                   Умей защищать      

Родину-мать                                                             На добрые дела

Кто за Родину горой,                                               А Родину защищать

Жизнь дана                                                              Тот истинный герой.

Молодцы!

VI. Итог

— Ребята, давайте подведем итог, кого можно назвать богатырями?

— Но эти люди обязательно должны любить свою Родину и влюбой момент встать на ее защиту.

— А в наше время можно встретить богатырей? Ведь сейчас не ездят на лошадях, не носят доспехи.

— Правильно, в наше время это защитники Отечества, которые стоит на страже нашей Родины. Это люди, которые в любую минуту придут к нам на помощь (милиционеры, пожарные, спецназ).

Проходят дни, бегут года-

И где-то там и тут

Шумят большие города,

Дороги вдоль ведут

И сколько б ни было дорог

И бесконечных дней,

Стоят солдаты на посту

На страже Родины своей.

nsportal.ru

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 84 городского округа Тольятти

Методическая разработка урока по литературному чтению в 4 классе.

(«Литературное чтение. 4 класс.» часть 1. УМК «Перспективная начальная школа». Автор -Малаховская О.В.)

Учитель МБУ СОШ №84 г.о. Тольятти: Ядогальвис Ольга Викторовна.

Класс: 4 «Г»

Тема урока

: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Тип урока – урок открытия нового знания.

На уроке использованы СОТ: методика моделирования, индивидуальная работа с детьми, информационные технологии, групповая форма работы в рамках системно-деятельностного подхода.

Цель урока:

  • обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;

  • учить составлять план произведения при помощи моделирования.

Задачи:

— познакомить школьников с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

— выделить важнейшие признаки былины, доступные для восприятия младших школьников; вызвать желание читать былины.

— показать связь содержания былин с русской историей. Использовать возможности былин для воспитания чувства патриотизма.

— показать отражение «богатырской» темы в живописи и музыке.

— продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение былин.

— продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства и отличия былин и сказок.

— продолжить развитие культуры речи.

— продолжить воспитание сотрудничества.

Основное содержание темы, термины и понятия:

— работа с понятиями «былина», «повторы», «преувеличение», «сказитель-былинщик»;

— чтение былин и анализ содержания; характеристика героев,

— определение авторского отношения к изображаемому;

— работа с разными источниками текстовой информации;

— работа с картинами художников;

— слушание музыки.

Планируемые результаты:

1.Личностные:

-проявление творческого отношения к процессу обучения;

-осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

2.Метапредметные:

Познавательные:

Умение:

— перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-находить сходство и различие между былиной и сказкой;

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

— давать оценку своим действиям, оценивать результат;

Регулятивные:

Умение:

-работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно;

-составлять совместно с учителем план действий;

— контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

Коммуникативные:

Умение:

-оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

— сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

3.Предметные:

Умение:

-правильно, осознанно, выразительно читать былины;

-применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»;

-выделять признаки былины, сравнивать ее со сказкой.

Организация образовательного пространства:

Оборудование

Опорный лист.

Межпредметные связи:

Музыка, изобразительное искусство.

http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/muz/m2.doc

Ресурсы:

  • выход в Интернет;

  • ресурсы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

http://school-collection.edu.ru

Формы работы:

Ход урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формируемые УУД

Организационный момент

Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.

— Прочитайте слова, которые являются эпиграфом нашего урока.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

Читают слова на слайде

Личностные:

Проявление интереса к жанру былин.

Актуализация знаний. Целеполагание

Задание 1. Форма работы: фронтальная.

Учитель. Произведения устного народного творчества вы читали в 1-3 классах. Давайте проверим ваши знания. Объясните каждое слово в названии темы. Почему «устное»?

Учитель. Почему «народное»?

Учитель. Почему «творчество»?

Учитель. Какие произведения устного народного творчества вы знаете?

Форма работы: индивидуальная.

Учитель. На опорном листе записаны называния народных произведений. Продолжите список теми произведениями, которые вам известны, но не записаны.

Учитель. На уроках во 2 и 3 классах вы познакомились с отрывками из «Сказки про Илью Муромца» Вспомните, кто он такой?

Учитель. Илья Муромец является героем многих былин. Прочитайте названия некоторых из этих былин на опорном листе.

Учитель. Почему Илья Муромец стал героем многих былин?

Учитель. Знаете ли вы, что местом рождения Ильи Муромца называют село Карачарово под городом Муромом во Владимирской области? Прошло почти 500 лет, как появились первые упоминания о герое, но память о нем живет и сегодня. Гробница с мощами богатыря находится в Киево-Печерском монастыре.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Iliya_Muromets_Kiev.jpg

На берегу реки Оки стоит памятник Илье Муромцу.

http://www.murom-hotel.ru/upload/iblock/98e/98ec20fc843420f9fc102d23729538ae.jpg

В краеведческом музея города Мурома лежит гигантских размеров дубовый пень, на котором написано: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки».

http://www.murom.ru/dpic/imgb.jpg

Определение темы урока и плана работы.

Прочитайте название былины в учебнике .

Самые важные вопросы урока напечатаны на листе. Будем учиться отвечать на них. Познакомьтесь с планом нашего рассуждения.

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Предположите, кто из них Соловей-разбойник, а кто Илья Муромец?

Проверим наше предположение.

О. Передавали тексты сказок, былин и др. произведений из уст в уста, письменности не было.

О. Автором был не один человек, а народ.

О. Люди придумывали, творили, сочиняли

О. Перечисляются произведения.

Опорный лист:

Загадки, скороговорки, пословицы, потешки, небылицы…

Обучающиеся дописывают слова: сказки, поговорки, былины

О. Русский богатырь.

Опорный лист:

«Исцеление Ильи Муромца»

«Илья Муромец и Калин-царь»

«Илья Муромец и Идолище»

«Илья Муромец и дочь его»

«Илья Муромец в ссоре с Владимиром»

«Илья Муромец и татарчонок»

«Илья Муромец с Добрыней на Соколе-корабле»

О. Народ его любил за силу, справедливость, борьбу с врагами. Он совершал подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей.

О.«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

План

1. Кто является главным героем былины?

2. Как народ изображает Илью Муромца?

3. Мог ли проявить трусость былинный герой?

3. Какая связь существует между былинами и историческими событиями? Какие средства языка помогают передать образ богатыря?

4. Что означает слово «былина»?

5. Чем былины интересны для современного читателя?

О. Ответы детей

Личностные:

Проявление интереса к жанру былин.

Регулятивные:

Умение учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

Умение учиться перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

Умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.

II Изучение нового

Задание 1: Слушание

Учитель. Текст былины записан со слов сказителя – человека, который рассказывал былины, – более ста лет тому назад. Для нас их сберегли собиратели былин. Они ездили по городам и сёлам и записывали былины от простых крестьян-сказителей.

В старину былины назвались песнями. Их действительно «пели», распевно читали под гусли.

Послушайте, как звучали гусли.

А сейчас послушайте былину.

Чтение сопровождается комментариями, историческими справками.

Анализ текста былины в форме ответов на вопросы для проверки первичного восприятия былины.

Форма работы: фронтальная

.Учитель. Как встретились Илья Муромец и Соловей-разбойник? Что случилось с природой от соловьиного посвиста?

Учитель. Чем закончилась эта встреча?

Учитель. Почему ослушался Илья Муромец жителей Чернигова?

Учитель. Как называется приём преувеличения силы богатыря? (гипербола)

Учитель. Как в былине показано превосходство Ильи Муромца над дружинниками князя Владимира?

Задание 2. Чтение былины учащимися с комментированием

Словарная работа по ходу чтения:

а) прочитать сноску.

Учитель. Что подумал Илья, увидев Соловья-разбойника?

Когда произошла встреча Ильи с Соловьём-разбойником? Сразу как он уехал служить Владимиру, после помощи мужичкам Черниговским?

Учитель. Какой же он, былинный герой?

Как он побеждает врага? Сам или с помощью волшебных предметов и помощников?

Словарная работа по ходу чтения:

а) прочитать сноску.

Учитель. Чью точку зрения, чьи мысли отражает былина?

Учитель. Что обозначает слово «былина»?

Действительно, Русь боролась с многочисленными врагами. Русский народ показывал на поле брани чудеса храбрости. В былинах встречаются исторически точные описания одежды, обуви. На дне Ильмень-озера нашли такой сапожок, какой точно был описан в былине про Микулу Селяниновича. Кроме того, в былинах упоминаются точные названия русских городов.

Учитель. Давайте вместе дадим определение былине.

Физкультминутка «Тренажёр для глаз»

Задание 3.

Подчеркните в тексте преувеличения (гиперболы) – то, чего в жизни не может быть. Объясните, с какой целью они используются.

Задание 4.

Найдите повторяющиеся эпизоды и скажите, с какой целью они используются.

Задание 5.

Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Три богатыря».

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/80c99285-59ac-4e93-bec3-7fd05ef3eedf/Vasnecov.Bogatiri.jpg

Учитель. Михаил Врубель продолжает «богатырскую» тему Виктора Васнецова.

http://vrubel-world.ru/img/vrubel-art/bogatyr.jpg

Безымянный богатырь и его могучий конь словно созданы из камня. Они будто внезапно появляются перед нашим взором. Создается ощущение, что всадник и окружающий его мир слиты воедино.

Богатырская тема нашла отражение и в музыке русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Одна из его симфоний называется «Богатырской». Сегодня мы послушаем только первую часть симфонии – «Собрание русских богатырей».

http://classic-online.ru/ru/production/605

Как вы почувствовали «богатырскую» тему в музыке?

Релаксация: Слушаем, расслабившись, откинувшись на спинку стула, прикрыв глаза

Дети слушают аудиозапись.

http://www.sunhome.ru/audio/venok_bilin.htm

Дети слушают

Профессиональное чтение былины на ресурсе

http://muzofon.com/search/илья%20муромец%20и%20

О. Ответы детей

О. Высказывают свою точку зрения.

О. Оказывается, не мог проявить трусость удалой былинный герой.

Чтение 1 части – От начала до слов «Рассердился тут старый казак…»

Словарная работа по ходу чтения:

зычным голосом – звонким громким голосом ;

заутреня (значение слова)

О. В былине есть слова, указывающие на то, что Илья успел состариться: «старый казак», «Не ко мне ли старому да подбираешься?»

Чтение 2 части до слов «И поехал он да по святым горам…»

Чтение 3 части.

Чтение 4 части до конца.

Словарная работа: орда – вражеское войско

Попробуем мы силу богатырскую – поборемся, будем сражаться.

Что значит побрататься?

О. Быть как братья, заключить братский союз, стать побратимами.

О. Народную.

О. Былина – это быль, рассказ о том, что было на самом деле, т.е. правдивое повествование.

Итак, былины – это героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли-богатырей.

Форма работы: в парах

О. Гиперболы делают более заметными и яркими подвиги, силу, мужество героя.

Форма работы: в парах

О. Троекратные повторы в тексте делают речь более выразительной.

Форма работы: в парах

Вопросы на карточке:

— Назовите известных по былинам героев, изображенных на картине.

— Кто из богатырей больше всего привлекает наше внимание?

— Почему?

— Что общего в изображении Ильи Муромца в былине и на картине?

Дети рассматривают слайд с репродукцией картины М.Врубеля

Слушание симфонии.

О. Высказывают свою точку зрения.

Личностные:

Проявление интереса к жанру былины и к былинному герою.

Регулятивные:

Умение действовать по плану, давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

Предметные:

Усвоение литературного понятия «былина».

Умение определять характерные признаки былины.

Умение сравнивать былину со сказкой, находить черты сходства и отличия.

Умение выразительно читать былину.

III Закрепление

Диагностика качества освоения темы.

Задание 1.

Восстановите план текста былины, расположив события в нужной последовательности.

Самопроверка по эталону

Задание 2. Форма работы: фронтальная

Посмотрите отрывок фильма «Соловей-разбойник»

События, показанные здесь происходили раньше или позже тех, что описаны в былине Илья Муромец и Соловей-разбойник?

По итогам самопроверки проводится анализ уровня усвоения новых знаний и коррекция (повтор основного содержания при выполнении задания «Составить план произведения» — фронтальная работа с включение индивидуальной формы работы со слабоуспевающими учащимися)

Форма работы: индивидуальная.

Опорный лист:

1. Побраталися да два богатыря

2. Тяжело ходить коню богатырскому

3. Встреча Ильи Муромца с Соловьём-разбойником.

4. Положил Илью да он к себе в карман

Личностные:

Осознание значимости изучаемой темы для себя.

Регулятивные:

Умение высказывать свое предположение, оценивать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные:

Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

Умение слушать других, формулировать свои мысли вслух

Предметные:

Знание содержания былины, ее идеи; умение использовать знания

Итог урока.

Рефлексивная деятельность

Домашнее задание:

Почему современному читателю нужно знать и читать былины?

Как вы считаете, как вы поработали на уроке? Оцените свою работу.


Комментарии выставления оценок учащимся за практическую работу на уроке.

Всем учащимся: «Научиться читать былину с выражением нараспев»

Учащимся по выбору (по желанию): подготовить творческую работу по мотивам произведения.

Каждый «по кругу» высказывается одним предложением, выбирая начало фразы с «рефлексивного экрана»:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Самоанализ и самооценка ученика:

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *