Содержание

Посмотри вокруг. Что такое горизонт, линия горизонта?

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика

resheba.me

Урок по познанию мира 2 класс на тему «Горизонт.Компас.»

Горизонт. Компас. 2 класс Дата:__________________

Цели: на основе личностно-ориентированного обучения через наблюдение и анализ иллюстраций и предметов познакомиться:

с понятиями «горизонт» и «линия горизонта»;

с устройством компаса и принципом его работы, на основе практической деятельности научиться ориентироваться по компасу.

Задачи урока:

Познакомить с понятиями «горизонт» и «линия горизонта»

выяснить принцип работы компаса;

научить детей пользоваться компасом;

развивать мышление, речь, наблюдательность;

воспитывать чувство бережного отношения к природе, интерес к предмету.

Оборудование: индивидуальные компасы, рисунки, карточки со словами .

1.Организационно-подготовительный момент.

-Здравствуйте ребята.

— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Для этого мы с собой возьмем рюкзаки, чтобы сложить туда все необходимое. Если вы выполняете задание правильно, то клеите на рюкзак наклейку.

— Как настоящие путешественники мы обязаны много знать, чтобы не заблудиться.

2. Постановка темы и целей урока

ГОРИЗОНТ. Линия горизонта. КОМПАС.

Прочитайте тему сегодняшнего урока. Что мы должны будем узнать? Чему научиться?

Цели корректируются учителем и выдаются ученикам в виде карточек для рефлексии в конце урока.

Класс разбивается на 6 групп.

Слайд 1 , 2

Дети сами ставят перед собой цель.

Познакомиться с понятием «горизонт» и «линия горизонта».

Познакомиться со строением компаса.

Узнать способ ориентирования при помощи компаса и научиться им пользоваться.

3.Формирование новых знаний.

Первичное

закрепление.

Закрепление на практике.

А) — Найдите карточку № 1 и конверт к ней. Прочитайте слова, которые написаны на карточке. Эти слова помогут нам в достижении целей урока.

ГОРИЗОНТ

ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА

КОМПАС

СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА

— Сейчас мы будем работать со словами: ГОРИЗОНТ ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА

-Найдите в учебнике, что такое горизонт и линия горизонта. Выучите определения. Достаньте из конверта правильные ответы и наклейте на карточку.

ГОРИЗОНТ видимое вокруг тебя пространство

ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА это линия, где кажется, что небо сходится с землей

Проверка ответов по слайдам.

Слайды 3, 4.

— Кто считает, что он понял понятия «горизонт» и «линия горизонта» может наклеить на рюкзак звездочку.

Дополнительная информация. Слайд 5

Б) — Посмотрите на картину. (Картина на доске). От каждой группы вызывается по 1 человеку.

— Кто сможет показать горизонт?

— Кто сможет показать линию горизонта?

В) Работа в группе. Возьмите карточку № 1 и отметьте красным карандашом линию горизонта.

— Кто считает, что он может показать, что такое ГОРИЗОНТ и ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА приклеивает на рюкзак звездочку.

Ученики слушают задание учителя.

Читают слова с доски

Каждый ученик работает с учебником самостоятельно, запоминает.

Работа в группе:

*прийти к единому правильному мнению;

*наклеить ответы;

*быть готом к защите своего ответа.

Проверка ответов.

Оценивание.

Работа в группе:

*прийти к единому правильному мнению;

*оформить ответ;

*быть готом к защите своего ответа.

Оценивание.

4.Физкульминутка.

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали.

Ученики выполняют движения.

5. Работа над новым материалом

1. Подумай.

Погуляли по лесу. А теперь подумайте и скажите, как пройти через лес и не заблудиться?

Как найти нужный путь и не сбиться с курса в открытом море, когда берегов не видно много дней подряд?

Выслушать ответы детей. Если есть затруднения прочитать загадку.

Где бы ты не находился,
Если только заблудился,
Он укажет тебе, друг,
Путь на север и на юг.
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане
И ведёт нас за собой. (Компас).

Работаем с учебником и со словами:

КОМПАС

СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА

-Найдите в учебнике, что такое компас и как называются стороны горизонта. Выучите определения. Достаньте из конверта правильные ответы и наклейте на карточку.

КОМПАС

прибор для точного определения сторон горизонта.

СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА

четыре основных направления: север, юг, запад, восток.

Проверка ответов по слайдам. Слайд 6.

Оцените свою работу.

2.Из истории возникновения компаса

Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. (Вывешивается карточка со словом “Китай”). Древние мастера называли его “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских вельмож устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. (Учитель демонстрирует такой простейший компас, сделанный своими руками). Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. Вспомним их. Потом добавились промежуточные. Какие? Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях.

3.Практическая работа в группах.

Рассмотрите компасы, которые лежат у вас на столах. Выучить из чего состоит компас.

С правилами работы с компасами группы знакомятся самостоятельно.

Правила работы с компасом.

  1. Положить компас на ровную горизонтальную поверхность.

  2. Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится.

  3. Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С,  а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

  4. Закончив работу, поставить стрелку на предохранитель.

Проверка в парах. Слайд 7.

— Какие основные стороны горизонта вы знаете?

— Какие промежуточные?

Просмотр слайдов 8, 9.

Работа в группах: подписать стороны горизонта на карточку№ 2.

Оцените работу соседа.

Дополнительная информация. Слайд 10.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа с учебником.

Групповая работа с карточкой.

Проверка ответов.

Оценивание.

Рассказ подготовленного ученика.

Работа в группе, помощь друг другу.

Оценивание.

Физкульминутка.

Буратино подтянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик отыскать,
Нужно на носочки встать.

Выполняют движения

6. Включение в систему знаний и повторение.

Ребята, как вы думаете, кому нужно уметь хорошо пользоваться компасом?

Задание для каждой группы. Карточка № 3.

  • Определите в классе предметы, которые находятся в северном направлении и запишите их в карточку (для 1-й группы), в западном (для 2-й группы), в южном (для 3-й группы), в восточном (для 4-й группы).

  • От каждой группы выходят по одному участнику и с помощью компаса определяют расположение в классе отдельных предметов: цветник, кулер, стол учителя, шкафы, дверь, окна.

Летчикам, мореплавателям, путешественникам…

Оценивание работы группы.

Участник приносит звездочку для всех членов группы.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Посмотрим в карточку какие цели вы ставили пред собой на данном уроке?

-Вам удалось достичь цели?

Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Посчитайте сколько у вас звездочек на рюкзаке и подумайте.

*Если вы все поняли и можете рассказать дома, поделиться с товарищами, то наклейте свой рюкзак на красный лист.

*Если поняли, но сеть вопросы и допустили ошибки – на зеленый лист.

*Если вы не все поняли, и есть ошибки – на желтый лист.

Ученики повторяют цели урока.

Каждый ученик ставит в карточку +, -.

Да доске 3 листа бумаги. Самооценивание.

Если останется время, можно провести диктант.

Диктант.

Возьмите листочки. От исходной красной точки пройдите 3 шага на запад (1 шаг – 1 клетка), 3 шага на юг, 3 шага на восток, 3 шага снова на юг и 3шага на запад. Что получилось? (5). У кого получилось 5 – тот хорошо знает стороны горизонта.

infourok.ru

УРОК ПО ПОЗНАНИЕ МИРА 2 КЛАСС «Стороны горизонта»

Тема урока «Горизонт. Стороны горизонта»

Цель урока: расширить понятие о горизонте и линии горизонта.

Ход урока.

I. Введение

1. Настрой на работу

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

 А поможет всё узнать наша любознательность

2.Работа по учебнику.

3. Повторить уровень предыдущий урок

— Вспомните, чем занимаются комбайнеры, трактористы, агрономы?

— Каких животных разводят в пустыне?

— Чего можно достичь своим трудом?

-Сравните профессию животновода и чабана. В чем сходство и в чем различие?

— Что произойдет, если человек не будет трудиться?

— Оцените свой труд. Как вы трудитесь?

4. Определение темы и цели урока.

 — Назвать и определить тему нашего урока вам поможет ребус. 

    (горизонт)

 — О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

— Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться на уроке?

5 Презентация. Новая тема.

— Что же такое горизонт?

-Кто раньше слышал это слово? Где слышали?

— Давайте мысленно выйдем из школы. Расскажите, что вы увидели.

(ответы детей)

— Вы увидели объекты, которые занимают, какое — то пространство.

. Прочитать текст на стр. 16 . Обсудить. Дать определение, что же такое горизонт, что такое линия горизонта, названия основных сторон горизонта.

Показывается. Иллюстрации горизонта и линии горизонта

— Что изображено на иллюстрациях?

— Давайте еще раз скажем, что же такое горизонт? Что такое линия горизонта?

Оценивание смайликами.

-Кто знает происхождение этого слова?

(ответы детей)

-Это слово не русское, оно пришло к нам из греческого языка и значило «намечать границу»

— Прочитайте ещё раз слово, запомните, как оно пишется и что такое горизонт 

  — А теперь я предлагаю всем вам встать. Повернитесь, пожалуйста, на север; на юг; на восток; на запад.

 — Почему вы затруднились выполнить мою просьбу? (Ответы детей).

 — Чтобы её выполнить, нужно знать, где находятся север, юг, восток и запад .

В мире ест четыре брата:

Север, Юг, Восток и Запад.

Братья эти — страны света,

Ну, а дом их — вся планета.

 — А разобраться в этом нам опять поможет.  Иллюстрация, где располагаются стороны горизонта . Обсуждение в группе.

 

— Расскажите, как определить где находится север, где юг, где восток, где запад.

Оценивание смайликами.

В каком направлении находится классная доска? (север)

В каком направлении находится дверь? (восток)

В каком направлении от вас окна? (запад)

В каком направлении от вас находятся цветы? (юг)

Физминутка.

— Кроме основных сторон горизонта есть еще и промежуточные стороны горизонта . Отройте учебники на с. прочитайте, обсудите и назовите промежуточные стороны горизонта.

Д/з читать текст учебника, уметь ответить на вопросы. Спросить дома, как в старину определяли стороны горизонта.

infourok.ru

Что такое горизонт и линия горизонта?

Горизонтом называют воображаемую линию, по которой небесный свод смыкается с поверхностью Земли. Из определения становится ясно, что горизонт и линия горизонта – одно и то же.

Понятно также, что горизонт не является физическим объектом, его нельзя достичь и потрогать, поскольку он существует в воображении наблюдателя. Наиболее четко линию горизонта может увидеть человек, находящийся на морском судне – для него это будет граница между небом и водной гладью. Нечто подобное можно наблюдать в степи или в пустыне, где линия горизонта не заслонена какими-либо предметами. А вот сложнее всего увидеть горизонт в большом городе, поскольку обзору мешают здания.

Истинный и видимый горизонт

Понятие «горизонт» используется в различных областях человеческой деятельности: в географии, астрономии, строительстве, архитектуре, дизайне и даже изобразительном искусстве. Напомним, что горизонтом считается воображаемая линия, поэтому расположение ее зависит от положения наблюдателя. Для различных расчетов ввели понятия видимого и истинного горизонта. Что это такое?

Видимый горизонт – это и есть линия, о которой мы говорили в начале статьи, то есть граница между небом и землей. Очевидно, что чем выше мы находимся над поверхностью земли, тем сильнее отдаляется от нас горизонт. Поднимаясь вверх, мы как бы заглядываем за него, а горизонт убегает.

В некоторых областях (например, в судовождении) очень важно знать расстояние от точки расположения наблюдателя до горизонта. Эта величина рассчитывается по теореме Пифагора, а за исходные данные берутся высота точки наблюдения и радиус Земли. Были разработаны таблицы, в которых указано расстояние до горизонта при разных высотах подъема точки наблюдения. Однако данный алгоритм пригоден только для высот, не превышающих 100 км, дальше результаты сильно искажаются.

Истинный (астрономический) горизонт – это воображаемый круг, расположенный на небесной сфере. Напоминаем, что небесная сфера – это сферическая поверхность, по которой движутся все небесные объекты (для наблюдателя, находящегося на Земле). Истинный горизонт пересекает отвесную линию, проходящую через точку наблюдения, под прямым углом.

Чтобы наглядно представить себе, что такое истинный горизонт, поднесите к глазам прозрачную емкость с водой и поверните ее так, чтобы поверхность воды слилась в одну линию. Эта линия и будет для вас истинным горизонтом. Понятие истинного горизонта применяется в астрономии, географии, судовождении, военном деле и других областях, где нужны точные расчеты местонахождения и движения объектов.

Горизонт в архитектуре и изобразительном искусстве

Сами того не замечая, люди постоянно ориентируются на горизонт, обращают на него внимание. Наше зрительное восприятие сильно связано с линией горизонта, поэтому ее расположение учитывается в создании любых изображений. Введение линии горизонта в плоскостную картину (художественное полотно, объемную проекцию, фотографию) делает изображение более естественным и удобным для восприятия.

Так, дизайнеры и архитекторы (и не так строго художники) начинают любую объемную проекцию с определения точки схождения (точки, в которую устремлен наш взгляд и куда сходятся все линии, идущие от наблюдателя к горизонту).

Художники и фотографы, создающие пейзаж, обязательно задумываются, где расположить линию горизонта на картине. Горизонт в нижней части полотна создает у зрителя ощущение, что он смотрит на все происходящее сверху, ему хочется заглянуть за горизонт, поэтому он смотрит на дальний план. Линия горизонта в середине картины «затягивает нас внутрь», формирует иллюзию присутствия.

Если же горизонт находится в верхней трети изображения, то наблюдатель оказывается как бы снизу и невольно начинает рассматривать предметы на переднем плане.

www.vseznaika.org

Горизонт. Линия горизонта. — Начальные классы

Познание мира

Дата: 18.10.16.

Тема: Горизонт. Линия горизонта.

Цель

1.В конце урока учащиеся будут знать определение слова «Горизонт и линия горизонта».

2.Развитие коммуникативных навыков через диалоговое обучение.

3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Формы :общеклассная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник, презентация, карточки.

Ожидаемые результаты (критерии успеха):

1.Ученик знает определение «Горизонт, линия горизонта».

2. Ученик умеет находить стороны горизонта.

3. Ученик сможет нарисовать по пунктам рисунок.

Учебник «Познание мира» издательство «Алматыкiтап баспасы»

Ресурсы: видеозапись физминутки, видеоролик «Горизонт и линия горизонта», постеры, карточки с заданиями, ключи с ответами, фломастеры, учебник, критерии оценивания, рефлексия эмоций «Светофорик»

Ход урока

1.Орг момент

Начинается урок. 
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.

Учитель предлагает учащимся сделать зарядку перед уроком.

(Видеозапись «Солнышко»)

Формирование групп (стратегия «По определенному признаку» -разноуровневые группы с учётом совместимости)

Стадия вызова

Учитель организует показ ребуса «Горизонт» и диалогическую беседу с детьми с открытым и закрытым вопросом для выхода на тему урока. Что такое горизонт? Когда еще слышали слово «Горизонт»?

Тема урока? Цели?

Осмысление содержания

Учитель организует работу по осмыслению содержания новой темы, через непосредственный контакт с новой информацией.

Ресурс1. Видеоролик «Горизонт.Линия горизонта» с последующей беседой на восприятие и осмысление.

-Какие главные слова вы услышали?

Ресурс 2. Работа с учебником.

1.Прочитай текст в учебнике на стр. 16.

2.Составь 1 вопрос по прочитанному.

3.Задай этот вопрос группе.

3.Выберите в группе самый интересный вопрос, который потом зададите классу.

Ресурс 3. Работа с постером. «Нарисуй рисунок по пунктам»:

Начерти линию горизонта.

Слева растут 3 дерева.

По линии горизонта проходит дорога.

Справа – устье реки.

Между озером и рощей – площадь с цветами.

Видна стая птиц, летящих над горизонтом.

Дорисуй 2 тела неживой природы.

Что вы нарисовали?

Учитель организует работу в малых группах по составлению рисунка по пунктам на тему «Горизонт и линия горизонта» на заранее подготовленных плакатах.

Обговорить критерии.

— Что не понятно?

(Устье реки – место, где река впадает в озеро или другую реку)

Рефлексия

Учитель организует проверку усвоения нового материала через тестовое задание.

Домашнее задание: с.30-34

Тест.

1.Окружающий мир – это…

А) Природа и предметы, созданные руками человека.

Б) Солнце и предметы, созданные руками человека.

В) Солнце, почва, вода.

2. Видимое вокруг тебя пространство называется…

А) Линия горизонта.

Б) Горизонт.

В) Природа.

3. Основные стороны горизонта:

А) СЗ, СВ, ЮВ, ЮЗ.

Б) ЮЗ, С, Ю, СВ.

В) С, Ю, З, В.

4. Линия горизонта – это …

А) Границы видимого пространства, где небо как бы сходится с землей.

Б) Облака, деревья.

В) Земля, горы.

5. Если двигаться вперед, то…

А) Линия горизонта все время будет удаляться.

Б) Линия горизонта все время будет приближаться.

В) Линия горизонта останется на месте.

multiurok.ru

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме: Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта.Урок окружающего мира по программе Плешаков А.А. УМК «Школа России»

Окружающий мир (2-й класс) УМК «Школа России»по программе Плешакова А.А.

Урок

Тема: Посмотри вокруг

Цель: создать условия для формирования у учащихся потребности в изучении понятия горизонт и линия горизонта через формирование и развитие УУД

Задачи:

  1. Помочь детям осознать, что Земля имеет форму шара, что горизонт – воображаемая линия;
  2. Научить оценивать роль науки в познании мира;
  3. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  4. проговаривать последовательность действий;
  5. Выдвигать версии;
  6. высказывать свою мысль, мнение в ходе выполнения задания;
  7. распределять и выполнять разные роли в коллективном решении проблемы, взаимодействовать в группе;
  8. анализировать объект с целью выделения существенных признаков;
  9. совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
  10. определять успешность выполнения задания;
  11. оценивать, применяя различные критерии оценки;
  12. находить ответы на вопросы в иллюстрации

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1 Организационный

Приветствие учеников. Психологический настрой.

Чтоб природе другом стать,

тайны все её узнать.

Все загадки разгадать,

научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать у себя внимательность,

а поможет всё узнать наша любознательность.

Ученики взялись за руки и мысленно желают себе и своим одноклассникам удачи

Комуникативные УУД:

— умение приветствовать;

— способность выражать эмоциональную поддержку и понимание чувств одноклассников.

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Можете ли вы определить форму нашей планеты?

В руках я держу мячик. Мы видим его форму? Какой мячик по размеру? Мы видим его перед собой. Земля — это очень большой предмет, а  его мы видим перед собой? Почему это происходит? Мы находимся на её поверхности и не можем охватить её взглядом, но знаем, что Земля – шар. Это давно всем известно.

– А если выйти на улицу и внимательно посмотреть, можно увидеть подтверждение этой версии? Что мы увидим вокруг себя ?

(Ответы детей записываются в таблицу ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Ответ детей

Маленький( ответы)

Предположения детей

Предположения детей

3.

Этап изложения. Совместное открытие новых знаний.

Мы сейчас заслушаем стихотворение. будьте внимательны. В нём вы встретите незнакомое слово. Его мы вставим в пустую клетку со знаком вопроса. Это слово и будет темой нашего урока сегодня.

На уроке мы действительно должны познакомиться с тем, что такое горизонт, как добраться до него. Чтобы всё это осуществить,  давайте спланируем нашу деятельность. ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ лист с заданиями (ПРИЛОЖЕНИЕ2).

Выберите и пронумеруйте только  те действия,   которые нужно обязательно включить в план урока .

Чтобы мы смогли определить, что такое горизонт, мы должны собрать информацию, обсудить собранные сведения. И тут нам  пригодятся навыки взаимодействия в группах.

Главный любознайка — капитан команды. За что должен отвечать капитан?

-за порядок в группе

-за тишину

за распределение ролей

— за результат.

Хранитель времени — следит за временем, но и принимает участие в обсуждении.

Перед вами текст. Прочитайте внимательно.(ПРИЛОЖЕНИЕ 3) Что вас удивляет в этих текстах?

На самом деле, ГОРИЗОНТ-слово греческого происхождения и переводится как КРУГОЗОР, значит то, что мы видим вокруг.

Давайте немного поэкспериментируем. Посмотрите в окно вдаль. И я посмотрю. Что видите вы?

Откройте учебник на стр. 70 и рассмотрите фото. Что между ними общего? Чем они различаются? Сравните с увиденным за окном.

Молодцы, правильно!

(чтение стих-ия О. Улыбышевой)

Мы видим как бы соединяющиеся небо и землю. Соединяет их линия. Линия горизонта. Как вы думаете, а такая линия действительно существует?

Правильно, линия горизонта — воображаемая линия. Чтение стихотворения(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

А какую же форму имеет такая линия? Предлагаю снова поэкспериментировать.  На шар-землю и диск-землю я ставлю фигурку.  Попробуйте определить, какую линию будет видеть тот кто наблюдает  на границе «Земли» и «неба»?.

Детям даётся время на наблюдение.

Что значит меняться? Поясните.

Попытайтесь сделать правильный вывод.

Действительно, линия горизонта имеет

 форму окружности.

Давайте ещё раз посмотрим в окно. Я вижу… Почему я вижу немного больше, чем вы? Какой вывод можно сделать ?

Рассмотри рисунок: Отметь любым знаком только тот вывод, который можно сделать с уверенностью после просмотра рисунка.(слайд)

 

После заслушивания ст-ния, дети называют слово (ГОРИЗОНТ).

Выполнение работы в группах.

Предположения детей.

Ответы детей от каждой группы.

Группы высказываются и приходят к общему выводу.

 – Наш наблюдатель будет видеть на диске всегда одинаковой формы линию, в какую бы сторону ни пошёл. На шаре линия будет постепенно меняться.

Дети говорят о том, что линия будет закругляться.

Предположения детей.(Так как земля круглая)

Предположения детей.(Вы выше, поэтому вы видите больше, чем мы)

Познавательные УУД

 Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

 Представлять информацию в виде схемы.

Выявлять сущность, особенности объектов

 На основе анализа объектов делать выводы.

 Обобщать и классифицировать по признакам.

 Ориентироваться на развороте учебника.

 Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

 Развиваем умение слушать и понимать других.

 Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

 Умение работать в   группах.

Личностные результаты

Развиваем умения высказывать своё отношение ,

выражать свои эмоции.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

 Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

 Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

4. Этап закрепления.

Самостоятельное применение знаний.

Первичное закрепление знаний:

Выбери и положи перед собой только тот рисунок, про который можно сказать -ЭТО ПРАВДА.(ПРИЛОЖЕНИЕ6)

Попытайтесь самостоятельно сделать вывод.

Молодцы! Чем выше мы будем подниматься, тем дальше от нас будет линия горизонта, а видимое вокруг нас пространство будет расширяться. Вот почему маяки для кораблей устанавливают как можно выше и на скале.

Посмотрите на доску. у нас ещё 1 вопрос: МОЖНО ЛИ ДОЙТИ ДО ГОРИЗОНТА? Мне нравится такой ответ: ПОЧЕМУ БЫ НЕ ДОЙТИ?

После чтения сказки согласитесь или попробуйте опровергнуть моё утверждение.

Чтение сказки(ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

Применение нового знания:

Соедините части левого и правого столбиков стрелками (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

Горизонт кажется дальше, если мы стоим на высоте.

Предположения детей

(Нельзя добраться до горизонта, т.к. линия горизонта постоянно будет отодвигаться от нас).

5. Итог урока. Рефлексия.

Вернитесь к нашему плану урока. Соотнеситесь с ним. Всё ли мы с вами выполнили?

Посмотрите на схему на доске: можете ли вы сейчас дать правильное объяснение понятию «горизонт»?

Где пригодятся знания этого урока?

Достигнут ли результат ?

Как ты работал?

6. Домашнее задание

Учебник стр.70,72-73. Ответить на вопросы.

Использованные источники:

1. Аркатов И.С. Сказка о горизонте    http://www.proshkolu.ru/user/Arkatov/- ссылка

2. Бовина Людмила Ивановна Тема «Что такое горизонт. Как определяют стороны   горизонта»

3. Бондарь Л.Ф. http://festival.1september.ru/articles/612516/- ссылка

4. Неклюдов А. Горизонт   http://www.proza.ru/avtor/andnek- ссылка

5. Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс .-М.: Просвещение,2012.-143 стр.

Приложение 1

                          ?                                             

Строка со знаком вопроса заполняется самая последняя. Знак вопроса не стирается. В конце урока ученики соотносятся с этой схемой, решая какое из предложенных ими понятий обозначает понятие «горизонт».

Приложение2

ПЛАН УРОКА:

        

              ПОДВЕСТИ ИТОГ СВОЕЙ РАБОТЕ

                ВЫУЧИТЬ ПЕСНИ О ГОРИЗОНТЕ

     

     УЗНАТЬ О ГОРИЗОНТЕ С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ И УЧЕБНИКА

                  ПОДОБРАТЬ КРАСКИ ДЛЯ РИСОВАНИЯ ГОРИЗОНТА

        

                    НАЙТИ ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО СЛОВА

               попытаться применить новые знания

Приложение 3

          ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА » ГОРИЗОНТ»

1.»Горизонт(от греческого, ограничивающий) —

линия, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью»

(ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ,1989г.)

2.Горизонт — это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

(учебник)

3.Горизонт — это линия края земли.

(рассказ «Горизонт» А. Неклюдов)

ЗАДАНИЕ №5

Отметьте  любым знаком только тот вывод, который вы можете сделать с уверенностью:

        линия горизонта видна всегда

        линия горизонта- это обман

         линия горизонта будет подниматься, открывая всё больший обзор. Это зависит от того, чем выше ты находишься.

        

         линия горизонта будет опускаться, закрывая всё больший обзор. Это зависит от того, чем ниже ты находишься.

задание  №8

Соедините части левого и правого столбцов стрелкой, соотнеси свой выбор со своими знаниями:

земля имеет форму:                            граница между небом и землёй

линия горизонта — это:                          солнечное затмение

 земля круглая — доказал                            инопланетянин

        я ещё не знаю, что такое                          шарообразную

                               Ф. Магеллан

                                                 наблюдения в телескоп

Приложение 4

Детские смешные стихи про горизонт:

О. Улыбышева

 Рыба-игла устала без дела —

 На горизонт

она поглядела:

 -Вот и работа! — тут же решила

 И океан к небу пришила..

 -Небо, подвиньтесь — мне тесно

 -Море, подвиньтесь-ка вы!

 -Сюда вы влезли нечестно!

 -И вы нечестно, увы…

 -Да уступили бы сами —

 Во мне же  звёздная рать!

 -А мне  китов с кораблями

 Куда, скажите, девать?

 -Вы снова грозой грозитесь?!

 -Не надо волной плевать!

 Кряхтит горизонт

-Уймитесь! Зажали меня опять!

Г. Дядина

Горизонт

– это линия где-то вдали.

 Превращаются в точки на ней корабли.

 Почему они так уменьшаются?

 Как матросы на них умещаются?

Е. Вита

 Я люблю смотреть на небо.

 В нём – загадки без ответов:

 Что такое горизонт

Почему он вдаль зовёт?

 Подойти к нему захочешь,

 Но не сможешь – долго очень.

 Надо вновь и вновь стремиться

 К уходящей вдаль границе.

 Нету края у земли,

 Как мне горизонт найти?

Т. Гетте

 Пали сверху небеса

 На высокие леса,

 И от тяжести сломалась

Горизонта

полоса.

 Кажется в любой сезон

 Острозубым небосклон,

 А ещё напоминает

 Мне гармошку очень он.

О. Семенова

 Что такое горизонт

Я за ним, а он вперед.

 Как суметь его догнать?

 Может, нужно побежать?

 Горизонт какой смешной –

 Я назад, а он за мной!

 Я бегу, он по-пятам!

 Там где я, уже он там!

 Горизонт такой чудак

 Нам не встретиться никак.

Ю. Симбирская

 На горизонте

Под вечер устроясь,

 Солнце заходит

 В море по пояс.

 — Как интересно

 Исследовать дно!

 Солнце нырнуло.

 Стало темно.

М. Лукашкина

 Можно ли дойти до горизонта

Можно… Отчего бы не дойти?

 Разве запрещает это кто-то?..

 Мигом собрались – и мы в пути.

 …Кажется, он вот — не за горами.

 Мы б уже дошли пятнадцать раз!

 Что же он куражится над нами?

 Пятится и пятится от нас!

 Сколько же идти к нему придётся?

 До утра? А может, до зимы?..

 И хотя дойти нам и неймётся,

 Всё-таки остановились мы.

 Истрепались новые ботинки,

 Времени истрачено – вагон!

 Горизонт как был, — в туманной дымке.

 Может, заколдован кем-то он?

http://www.proshkolu.ru/user/Arkatov/- ссылка

Сказка о горизонте/Аркатов И.С.        

 Один человек отправился догонять горизонт. Он шел, а горизонт уходил. Он делал шаг, и горизонт делал шаг от него. Он бежал, и горизонт убегал вперед. Человек скакал на коне, мчался на машине, летел в самолете, а горизонт оставался все таким же далеким, как и в начале пути. Человек был уверен, что в горизонте заключена какая-то загадочная тайна, которую природа еще никому не открыла.  Человек встретил на своем пути много мудрых людей. Многое узнал и понял. Много тайн постиг, но горизонт не приблизился к нему ни на шаг.

  — Зря только тратишь время и силы, — говорили человеку самые мудрые люди. — Горизонт не покорился даже самым могучим волшебникам.

   Но человек не сдавался. Прошли годы. Человек обошел всю землю и вернулся туда, откуда начал свой путь. Он остановился на холме, где часто играл в детстве, где впервые увидел горизонт. И вдруг все понял.   Горизонт всюду! На каждом шагу.  И сразу услышал у самого уха его тревожный, манящий в неведомые дали голос. Человек счастливо улыбнулся, закрыл глаза, вытянул руки вперед и почувствовал, как на ладони ему легла легкая, прохладная, трепещущая на ветру нить.    Теперь он ясно понимал: все прекрасное, необыкновенное и сказочное было всегда рядом.  

 — Но как бы я все это понял, если бы сидел на месте? — сказал человек.

 

Горизонт   Андрей Неклюдов

“Горизонт (от греч. ограничивающий) – линия, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью”

 Географический энциклопедический словарь, I989 г.

 Мать Коли Сечкина попросила Колиного отца проверить, как их сын подготовился к природоведению.

 – Тема – горизонт, – вполголоса предупредила она мужа и, наклонившись к его креслу, шепнула: – Сам-то ты знаешь этот вопрос?

 – Ну, а как жe, – отозвался тот. – Помню еще со школьных лет.

 – Коленька! – окликнула мать Колю и ушла на кухню.

 Борис Семенович сложил газету и повернулся к дверям комнаты, где уже появился, не переставая нажимать на кнопочки электронной игры, маленький Сечкин.

 – Что ж, ответь мне, пожалуйста, что такое горизонт, – обратился Борис Семенович к сыну.

 Коля вскинул голову и бойко произнес:

 – Горизонт – это видимое вокруг нас пространство!

 Отец задумался.

 – Не верно, – сказал он после паузы.

 – Так в учебнике написано! – возмутился мальчишка.

 – Прости, но такое не могли написать. Ты сам посуди: видимое вокруг нас пространство – это и вот эта комната, и небо за окном, и двор. Двор – это горизонт?

 – Не знаю, – хмуро ответил Коля. – Может, и горизонт.

 – Вот так знания! – рассмеялся отец. – Двор стал горизонтом! Коля, – уже серьезно проговорил он, – ты же видел горизонт. Горизонт – это линия. Линия, а не пространство!

 – Линия, – повторил мальчишка и, полагая, что вопрос решен, сделал шаг к дверям.

 – Погоди, это не все. Линий всяких много. Горизонт – линия особая. Вот ты и подумай, в чем же ее особенность?

 Коля не понимал, чего добивается от него отец. Похоже, он просто вздумал его помучить.

 – Что это за линия?

 – Это линия неба, – ляпнул Коля наугад.

 – То есть, эта линия проходит по небу? Над нашими головами? Коля, ты не думаешь! Ты ленишься думать. Ведь так?

 Коля и вправду не думал, однако признаваться в этом ему не хотелось, и он принялся усиленно тереть лоб.

 – Может, линия атмосферы?

 Борис Семенович отрицательно покачал головой.

 – Я не знаю, чего ты от меня хочешь! – Коля готов был разреветься. – Нас в школе так не спрашивают. Нас не заставляют придумывать то, что есть в учебнике.

 – А зря, – сказал отец. – Ладно, давай размышлять вместе. Представь себе, что ты стоишь посреди ровного поля. Где, по-твоему, будет проходить эта линия – линия горизонта?

 – По земле, – буркнул Коля, не глядя на отца и чувствуя себя незаслуженно наказанным.

 – Скорее, по краю земли, – уточнил отец. – А есть ли вообще у Земли край?

 – Нету.

 – А нам кается, что есть? Ведь так?

 – Так.

 – Значит, горизонт – это край земли, который нам только кажется. Верно? Или: горизонт – это линия, которая словно бы разделяет небо и землю. Сложно?

 – Нет, – признался Коля, заметно повеселев.

 – Ну, теперь ты сможешь объяснить, что такое горизонт?

 – Горизонт – это линия земли… то есть, это линия края земли.

 – Ладно, хоть так, – согласился отец.

 Мальчишка убежал, но через минуту вернулся и положил отцу на колени раскрытый учебник.

 «Видимое вокруг нас пространство называют горизонтом», – прочел Борис Семенович жирным шрифтом отпечатанные строки.

 – Странно, – пробормотал он и глянул на обложку: – «Природоведение. Учебник для третьего-пятого классов… Издательство “Просвещение”, девяносто второй год. Авторы: Мельчаков Л.Ф., Скаткин М.H. …» Да не может быть! – воскликнул он, снова заглянув внутрь книги.

 Коля с интересом наблюдал за родителем.

 – Коля, – проговорил наконец Борис Семенович. – Вот тебе пример, что ничего нельзя принимать бездумно. Это неудачное определение. Ты сам убедился в этом. Мы с тобой нашли более точное и более понятное определение. Ты согласен?

 Коля согласился, тем более что ему приятно было сознавать, что он участвовал в выведении правила – не такого, как в книжке, а даже лучшего. То-то он завтра удивит одноклассников и учительницу. И он лег спать с этой задорной мыслью.

 Борису Семеновичу снилось в эту ночь, будто он школьник и должен ответить, что такое горизонт.

 – Горизонт – это… – повторял он в десятый раз, стоя перед классом. – Горизонт – это…

 Он помнил во сне, что знал верное определение, однако на языке крутилась лишь всякая чепуха, вроде: «горизонт – это линия атмосферы».

 – Так что же такое горизонт? – послышался грозный голос, и Борис Семенович увидел, что за учительским столом сидит его сын Коля.

 – Это… – вновь безнадежно промямлил он во сне и неожиданно для себя вдруг выпалил: – Это видимое вокруг нас пространство!

 – То-то же, – погрозил пальцем Коля-учитель.

 Утром, собираясь на работу, Борис Семенович имел такой вид, будто он всю ночь учил уроки.

 А Коля, прекрасно выспавшись, отправился в школу, и когда на уроке природоведения учительница сказала: «Кто ответит, что такое горизонт?» – он смело вытянул руку и, вскочив с места, отчетливо произнес:

 – Горизонт – это край земли, который нам кажется.

 Никто не захлопал в ладоши, и даже учительница не ахнула от радостного изумления.

 – Как-то не очень… – поморщилась она. – Лучше послушай, как будет правильно: «Горизонт – это видимое вокруг нас пространство». Повтори, пожалуйста.

 – Горизонт – это видимое вокруг нас пространство, – повторил Коля и задумчиво посмотрел в окно – в пространство пустого школьного двора. «Выходит, двор – это все-таки горизонт», – подумал он.

        

nsportal.ru

Что такое горизонт? Линия горизонта. Определение сторон горизонта. Азимут основных сторон

Информация, необходимая для ориентирования на любой местности, складывается из трех элементов: расстояний, направлений и ориентиров (различных предметов на местности). В энциклопедиях дают такое определение горизонта: это видимая глазом линия, по которой небо граничит с поверхностью земли.

На флоте горизонт моря определяют немного иначе. Еще с древних времен флот имел собственную навигацию и некоторые собственные определения. В морской энциклопедии горизонт моря – линия соединения неба и водной глади. Взор (визирный луч), направленный в сторону этой линии, находится в центре видимой водной окружности.

Как ориентироваться в незнакомом месте

Ориентирами на местности могут быть любые хорошо видимые предметы, которые чем-то выделяются на общем фоне. Это может быть массивный камень или скала на ровной поверхности. В лесу таким ориентиром может служить какое-нибудь дерево, соответственно, оно должно как-то выделяться на общем фоне и бросаться в глаза, чтобы его было легче запомнить.

Что такое горизонт? Независимо от того, в какой точке планеты находится человек, постоянно вокруг него имеется пространство: реально видимая окружность – она является линией горизонта.

Люди обнаружили на этой окружности несколько особенно выделяющихся точек. Они заметили, что звезды на небосклоне двигаются по кругу, а одна из них как бы на одном месте стоит над самым горизонтом. Это Полярная звезда. Далее люди обратили внимание на свойство некоторых намагниченных предметов, находящихся в подвешенном состоянии — они всегда поворачиваются одним своим концом в ее направлении. И постепенно на круге горизонта были намечены четыре основные точки (направления горизонта) – север, юг, запад, восток. Эти названия сторон света актуальны и сегодня.

Определение сторон горизонта

При помощи Полярной звезды или специальным образом намагниченных предметов (компаса, астролябии) люди могут, находясь где угодно на планете, определить северное направление, а далее, встав лицом к нему, найти по сторонам своего тела остальные основные направления: сзади — юг, справа — восток, слева — запад.

Угол к горизонту и градусы

Каждая четверть окружности горизонта вмещает в себя 90 градусов. Плоскость горизонта разделена на небольшие равные отрезки в количестве 360 штук – можно сравнить с примерным количеством дней в году. Каждый из таких отрезков был назван словом «градус» и получил личный порядковый номер – от 1 до 360.

Считают градусы с определенного места – это точка горизонта, находящаяся под Полярной звездой. От нее отсчет ведется вправо (по часовой стрелке).

Определение угла следующее: он образуется двумя лучами, исходящими из одной точки (это курс математики средних классов). Каждый градус окружности – это определенный угол.

Азимут основных сторон горизонта

Простой геометрический угол имеет два произвольных луча. Это означает, что они могут быть направлены в любую сторону пространства. А у азимута имеется особый луч – он направляется в единственную сторону, на север. Как известно, в геометрии внутренние углы имеют максимальную величину до 180 градусов (развернутый угол), но азимут может быть и больше, то есть 0–360 градусов.

Из этого следует, что азимут – угол, который образован двумя лучами, один из них направлен на север, второй – на ориентир. Азимут основных сторон горизонта измеряется в градусах и по ходу часовой стрелки отсчитывается от нуля.

Измерение азимута на местности

Теперь немного о направлениях света. Линия горизонта отмечается не только четырьмя основными точками (это направленные из центра лучи – север, юг, запад, восток), но также и промежуточными – расположенными посередине и находящимися между двумя основными. К примеру, между севером и востоком под углом 45 градусов проводится промежуточное направление. Оно обозначается как северо-восток. Точно такое же направление строится в каждой четверти круга. Таким образом получается «азимутное кольцо», на нем еще отмечаются направления в 22,5 градусов, несущие вспомогательную роль. Они обозначаются, как северо-восток-восток, север-северо-восток и т. д.

Путешественник с опытом без труда определит северное направление в любую погоду и в любое время суток. Далее ему легко будет найти нужное направление и без компаса. Для этого понадобится хорошее знание азимутного кольца.

Азимут – угол, который можно измерить или построить. Его нетрудно начертить карандашом на бумаге, а также на местности измерить визирным лучом (взглядом). На карте или в простом блокноте измерять и строить азимуты удобно простым угломером – транспортиром. Для этого следует обозначить точку центра, стороны горизонта. Далее по надобности прочертить между ними прямые углы. Обозначить на чертеже нужную видимую точку и от нее циркулем произвести движение под углом к горизонту, к точке севера. Получится угол, который и называется азимутом.

На обычной карте есть много вертикальных линий – это восточный и западный край рамки и линии прямоугольных координат, имеющие направление на север. Но вертикальные линии сетки иногда бывают не совсем параллельны рамкам карты – образуют некоторый угол. Он не очень велик и поэтому обычно не учитывается.

Например, нужно измерить азимут маршрутной линии из точки А в точку В. Транспортир центром (нулевой пункт) накладывается на точку А, одна из его осей поворачивается так, чтобы она была параллельна вертикальным линиям карты, далее на градусной шкале транспортира снимается отсчет градусов от точки А до точки В.

Компасы

Компасы имеют различную конструкцию. Наибольшее распространение имеет компас, который был сконструирован в XIX веке российским топографом Петром Адриановым. Название у него соответствующее – компас Адрианова. В те времена компасы изготавливались из латуни, сегодня их делают из пластмассы.

Компас Адрианова имеет пять составных частей: корпус, визирное кольцо, лимб, магнитную стрелку и зажим.

Круглый корпус соединяет и закрепляет все части конструкции. В центр его вделана стальная короткая игла, на нее насаживается стрелка. Сбоку находятся две прорези, через них продевается ремешок, который затягивается на руке, как часы. Иногда крепится шнурок для ношения компаса на шее. Вверху находится паз с пружинками из латуни, с их помощью к корпусу крепится и вращается визирное кольцо.

В визирное кольцо вставлено стекло, по верхнему его краю имеются два выступа – мушка и глазок. Под ними с внутренней стороны располагаются два треугольных выступа, которые покрыты особым составом, светящимся в темноте. Эти выступы являются указателями и при поворотах кольца показывают отсчет в градусах на шкале компаса.

Главная часть компаса – намагниченная стрелка. Ее вырезают из стальной пластинки. Конец стрелки, указывающий на север, тоже покрывается составом, светящимся в темноте. Чтобы стрелка вращалась на игле легко, в ее центре располагается маленький хрусталик, снижающий тормозящее действие вращающихся деталей. С нижней стороны имеется конусообразное углубление, им стрелка опирается на иглу, что обеспечивает вращение по окружности.

Лимб – белое колечко с делениями. Он похож на азимутальное кольцо. На нем имеется один длинный штрих, который покрыт светящимся составом – это начало отсчета делений. Еще есть три точки, которые также в темноте светятся, над ними расположены буквы, обозначающие стороны света. Каждое деление компаса равно трем градусам.

Зажим – пружинистая металлическая пластинка, согнутая пополам. Когда она выдвигается наружу через щель в корпусе, концы пластинки сжимаются, освобождая стрелку компаса, и она своим хрусталиком «садится» на иглу. Когда зажим вдвигается внутрь компаса – лепестки пружинки выпрямляются, снимая с иглы стрелку и прижимая ее к стеклу. В таком положении компас закрыт, и стрелка не действует.

Современные виды компасов

Сейчас практически все туристы пользуются спортивным жидкостным компасом, с ним удобнее и легче работать. Его стрелка располагается в специальной капсуле, которая наполнена жидкостью. Она позволяет стрелке устанавливаться в северном направлении в течение нескольких секунд. Существует большое количество разных моделей спортивных компасов, их лимб обладает более точной ценой деления – до 2 градусов. Капсула располагается прямо на плате компаса, имеющей измерительную линейку. На самой плате, а также на капсуле нанесены параллельно расположенные линии, которые значительно упрощают работу с картами.

Современные компасы можно носить на запястье, а также на шее с помощью шнурка. Колба и плата их изготавливаются из ударопрочных материалов, они отлично работают в разных климатических условиях.

Правила обращения с компасом

Нужно беречь прибор от ударов, особенно это касается жидкостных изделий. Их корпус выполнен в форме пластины, следовательно, весьма хрупок. Также следует избегать соседства компаса с предметами из металла – это негативно воздействует на магнитную стрелку. Когда компас не используется, нужно носить его на руке или шее либо просто убирать в карман.

Правила работы с компасом

Есть четыре вида действий с компасом:

  1. Зная, что такое горизонт, с помощью компаса можно найти его стороны. Просто открывается арретир, и стрелка сама покажет северное направление. Задача выполнена: определив север, нетрудно найти прочие стороны света. Для этого достаточно вспомнить про азимутальное кольцо.
  2. Работа с картой по компасу. Нужно сориентировать карту относительно сторон горизонта. Для этого она поворачивается таким образом, чтобы ориентирующие линии на карте были параллельны оси компасной стрелки, а верх этих линий направлялся в ту сторону, куда смотрит намагниченный северный конец стрелки. Так, зная, что такое горизонт, можно грамотно ориентироваться по карте. Компас кладется на карту таким образом, чтобы под ним проходила восточная и западная сторона карты. Далее открывается стрелка, после того как она станет спокойной, следует поворачивать карту вместе с компасом, пока линия рамки и стрелка не будут находиться на одной прямой. Нужно удостовериться, что они точно на прямой линии, а верхушка карты «смотрит» точно на север. Теперь карта располагается правильно, сориентирована в нужном направлении, и можно определять готовые направления на любые точки наблюдения и местные предметы, то есть видимый горизонт.
  3. Засечка прямая – действие проводника, который, зная азимут, намечает по нему проходные ориентиры, после чего двигается к нужной цели.
  4. Засечка обратная – действие проводника, когда он, видя цель и зная, что она скроется скоро из поля зрения, определяет с помощью компаса магнитный азимут на ориентир-цель. Это помогает путем прямых засечек выйти в нужное место через расположенные друг за другом проходные ориентиры.

Из этого следует, что возможны два варианта:

  1. Нет полного обзора местности, но есть магнитный азимут нужной цели (взят с карты).
  2. Обзор местности имеется, и ориентир виден. Допустим, человек стоит на холме, окруженный лесом, и знает, что когда начнет двигаться, цель надолго скроется с его глаз. И тогда ему придется пройти свой путь по азимуту (прямым засечкам).

В первом варианте азимут получен с карты, во втором – путем визирования на цель.

Компас Адрианова: прямая засечка

  1. Указатель мушки устанавливается на деление лимба, которое соответствует нужному азимуту.
  2. Стрелка компаса открывается, и по ней ориентируется лимб, то есть нульштрих лимба подводится под северный конец стрелки путем вращения корпуса.
  3. Визирование (прищуривание глаза) – нужно смотреть на мушку через прорезь глазка, далее глаз замечает вдали определенный предмет, который попал на мушку (проходной ориентир).
  4. Теперь производится контрольная проверка того, правильно ли выполнены 2 и 3 действия. Компас положение не меняет, далее стрелка закрывается.

Прямая засечка определена, заодно вычисляется примерное расстояние до горизонта. После этого можно направиться на проходной ориентир, здесь важно его не потерять. Например, в лесу визирный луч (взгляд) упирается в определенное дерево, которое взято за проходной ориентир. Его следует хорошенько запомнить и не путать с другими. В качестве подобных ориентиров нужно выбирать удаленные предметы, потому что, дойдя до них, снова нужно будет повторять прямую засечку. Операция эта занимает немало времени.

Определение азимута на ориентир видимый – обратная засечка

  1. Стрелка компаса открывается, далее ориентировочно (примерно) корректируется лимб по стрелке. Мушка, также приблизительно, направляется на ориентир путем поворота визирного кольца.
  2. Далее лимб фиксируется по стрелке и точно подгоняется на ориентир мушки.
  3. Далее производится проверка нульштриха, если он сбился с северного конца, то второе действие повторяется.
  4. По лимбу снимается отсчет, стрелка закрывается.

Прямые и обратные засечки на компасе жидкостном

Прямая:

  1. Компас размещается на карте так, чтобы его боковая кромка касалась конечной и исходной точек движения.
  2. Вращающаяся часть компаса поворачивается так, чтобы риски были параллельны на карте магнитному меридиану. Двойная риска должна смотреть на север.
  3. Далее карта убирается. Корпус держится горизонтально и поворачивается, чтобы северный конец стрелки расположился на корпусе между двойной риской. В таком положении осевая линия пластины будет указывать направление движения. Следить на ходу за ориентиром не нужно, следует смотреть только, чтобы стрелка не меняла своего положения. Это гарантирует выдержку азимута в движении. Жидкостный компас, в отличие от обычного, держит направление не только на ходу, но и на бегу. Следует только научиться правильно его держать в горизонтальном положении.

Обратная:

  1. Компас держится в горизонтальном положении, ориентир направляется на боковую или осевую кромку корпуса.
  2. Потом капсула его вращается до тех пор, пока стрелка не оказывается между двойной риской, указывая точно на север. Далее нужно смотреть, сколько градусов показывается на лимбе около осевой линии.

Теперь азимут получен, нужно записать его в блокнот. Зная, что такое горизонт и азимут на нужный ориентир, можно смело идти в путь, делая засечки, двигаясь к нужной цели через проходные ориентиры.

Но не нужно забывать, что каждому человеку свойственно допускать ошибки во всем, в том числе и в работе с компасом. Любой может ошибиться совершенно разными способами: перепутать концы стрелки, сориентировать неточно лимб, неправильно визировать нужный предмет. Любая ошибка может обойтись очень дорого. Потому что, находясь в незнакомом месте, особенно далеком от населенных пунктов, нетрудно заблудиться. Следовательно, путешественнику нужно быть очень внимательным и проверять себя несколько раз.

Минус компаса Адрианова в том, что стрелка его весьма подвижна, и достаточно трудно ее установить точно на нулевой штрих лимба. Разумнее класть компас на любую опору для большей точности. Подойдет пенек в лесу или просто палка, воткнутая в землю. И все равно следует перестраховываться – делать засечки не одному, а нескольким людям на двух и более компасах. Каждый дежурный проводник имеет дублера: вдвоем они одновременно делают засечки. Если их результаты сошлись, то все нормально. Если они расходятся чуть-чуть, то берется среднее значение. Но когда расчеты вообще не совпадают, то работу нужно переделать полностью.

В походе движение разделяется на два варианта: жесткий азимут (без карты строго по азимуту) и движение по ситуации (по просекам, тропам, дорогам), в последнем случае группа дополнительно ориентируется на примерное направление движения (руководящий азимут).

Достаточно часто в пути невозможно двигаться по визирному лучу, потому что мешают препятствия: реки, болота, крутые косогоры, заросшие чащей лесные участки. В этом случае применяется следующий тактический прием: чередуются попеременно отклонения от азимута. Например, одно препятствие обходится слева, другое – справа. После каждого обхода дальнейшее направление корректируется.

Когда движение идет по азимуту, отклонение на три градуса дает ориентировочное смещение точки выхода на пять процентов. Поэтому и прокладывается азимутный ход через промежутки (ориентиры) отдельными отрезками.

Умение обращаться с картой и компасом — основные навыки путешественника. Обладая навыками ориентирования на местности, зная, что такое длина горизонта и умея ориентироваться по азимуту, путешественник никогда не заблудится на незнакомой ему местности, где бы он ни находился. Поэтому следует уделить всем этим вещам больше внимания, собираясь отправиться в поездку или поход.

Что до выбора компаса, тут решает каждый для себя, что ему удобнее. Но существует тенденция к тому, что опытные люди в возрасте выбирают старый и проверенный компас Адрианова, а молодежь предпочитает современные его аналоги. И первые, и вторые поступают правильно, потому что тут дело только лишь в удобстве и привычке. А в сущности, отлично работают как старые модели, прослужившие не один десяток лет, так и новые, усовершенствованные.

Приятного путешествия и доброго пути всем, кто планирует отправиться в поход! Да будет всегда видна глазу линия горизонта!

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *