Содержание

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Действительные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам про­из­во­дит дей­ствие или испы­ты­ва­ет опре­де­лён­ное состояние.

Причастие явля­ет­ся осо­бой гла­голь­ной фор­мой, кото­рая содер­жит в себе при­зна­ки гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го. Более подроб­но об этом узна­ем в ста­тье «Какие основ­ные при­зна­ки име­ет причастие?»

Причастия быва­ют дей­стви­тель­ны­ми и стра­да­тель­ны­ми.

Действительные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам совер­ша­ет дей­ствие, например:

  • пою­щий соло­вей — соло­вей, кото­рый поет;
  • ска­чу­щая по тро­пин­ке лягуш­ка — лягуш­ка, кото­рая ска­чет по тропинке;
  • наде­яв­ший­ся на уда­чу — тот, кто наде­ял­ся на удачу;
  • рас­та­яв­ший от солн­ца лёд — лёд, кото­рый растаял.

Действительные при­ча­стия име­ют вре­мя: насто­я­щее или прошедшее.

Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов. Основа насто­я­ще­го вре­ме­ни — это фор­ма гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни тре­тье­го лица мно­же­ствен­но­го чис­ла без окон­ча­ния, например:

  • беречь — люди берег-ут;
  • играть — дети игра-ют;
  • зна­чить — сло­ва знач-ат;
  • гнать — они гон-ят.

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ный глас­ный в суф­фик­се дей­стви­тель­но­го при­ча­стие насто­я­ще­го вре­ме­ни, вос­поль­зу­ем­ся таким алгоритмом:

  • таять (I спр.) — они та-ют — та-ющ-ий на солн­це лёд;
  • сте­лить­ся ( I спр.) — они стел-ют-ся — стел-ющ-ийся туман;
  • зави­сеть (II спр.) — они завис-ят — завис-ящ-ие от обстоятельств;
  • спо­рить (II спр.) — они спор-ят — спор-ящ-ий до хрипоты.

Чисто фор­маль­но сов­па­да­ют глас­ные лич­ных окон­ча­ний основ насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов и суф­фик­сов дей­стви­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го времени.

Примеры:

  • гро­хо­чу­щий состав;
  • мур­лы­чу­щая кошка;
  • щеко­чу­щая лицо травинка;
  • боль­но колю­щие шипы ежевики;
  • тер­пя­щий жаж­ду путник;
  • сла­вя­щий поэта;
  • веря­щий людям;
  • хло­по­чу­щая у сто­ла хозяйка;
  • полю­щий сорняки;
  • мелю­щий кофе;
  • роко­чу­щий прибой;
  • едва брез­жу­щий рассвет;
  • изда­ли машу­щий руками;
  • дви­жу­щи­е­ся по озе­ру лод­ки;
  • нена­ви­дя­щий шум;
  • леле­ю­щий ребенка;
  • пеня­щий­ся квас;
  • дрем­лю­щий в крес­ле старик;
  • гото­вя­щий­ся к поездке.

Видеоурок

Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов, пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных, при помо­щи суф­фик­сов -вш- (обыч­но после глас­но­го осно­вы) и -ш- (после соглас­ных осно­вы), например:

  • смотре-ть — смотре-вш-ий;
  • при­к­леи-ть — при­к­леи—вш-ий;
  • зада-ть — зада-вш-ий;
  • лелея-ть — лелея—вш-ий;
  • нес-ти — нёс-ш-ий;
  • приполз-ти — приполз-ш-ий;
  • отрас-ти — отрос-ш-ий.

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ный гла­голь­ный суф­фикс в соста­ве дей­стви­тель­но­го при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни, обра­ща­ем­ся к неопре­де­лен­ной фор­ме и сохра­ня­ем суф­фикс инфи­ни­ти­ва перед суф­фик­сом -вш-.

Примеры

  • виде-ть — видевшие мол­нию;
  • почуя-ть — почуявший дичь;
  • зависе-ть — зависевший от погоды;
  • близи-ться — близивши­ий­ся рассвет;
  • опро­тиве-ть — опро­тивевший всем;
  • лакоми-ться — лакомивший­ся шоколадом;
  • обиде-ть — обидевший сест­рён­ку;
  • мери—ть — меривший шага­ми комнату;
  • затея-ть — затеявший весе­лую игру клоун;
  • выздо­рове-ть — выздо­ровевший ребё­нок.

Видеоурок

Скачать ста­тью: PDF

Образование действ прич прош вр

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Действительные причастия прошедшего времени

 

Цели:  а) познакомить учащихся с образованием действительных причастий

                прошедшего времени;

б) отработать умение находить изу­чаемую орфограмму и правильно писать её;

в) повторить правило написания гласных в суффиксах действительных причастий   настоя­щего времени;

г) р/р. Уметь составлять словосочетания с действи­тельными причастиями прошедшего времени.

Урок № 3

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа со словарными словами.

На доске записаны слова:

силуэт, поразительный.

  • Определите лексическое значение слова   силуэт.        
  • К данному слову подберите действительное причастие настоя­щего времени, запишите полученное словосочетание   (причастие + зависимое слово).
  • Перестройте словосочетание так, чтобы причастие стало глав­ным словом.
  • Подберите синонимы к глаголу поразить (поразить — изумить).
  • * Подберите к глаголу     поразить    глагол другого вида.
  • От глагола поражать образуйте действительное причастие настоящего времени.
  • Можно ли образовать действительное причастие настоящего времени

       от слова   поразить ? Почему?

 

4. Новая тема.

Глагол

 

поразить (св)

 

поражать (нсв)

 

Действ. прич. наст. вр.

 

    ¾¾

 

 

 

Поражающий

 

 

Действ. прич. прош. вр.

 

поразивший

 

поражавший

 

  • Запись на доске.
  • Выделите основы в глаголах и в причастиях.

 

¾ На гласные или согласные они заканчиваются?

·         Выделите формообразующие суффиксы у причастий.

 

Изучение материала учебника

 

— От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов обра­зуются

     действительные причастия прошедшего времени?

·         Расскажите о написании суффиксов   -вш-  и  -ш-   в действитель­ных причастиях прошедшего времени.

— Какую гласную перед суффиксом надо писать в действитель­ных причастиях прошедшего времени?

·         3апись в тетради и на доске.

 

Глагол

 

замёрзнуть (св)

 

замерзать (нсв)

 

Действ, прич. наст. вр.

 

         ¾¾¾

 

замерзающий

 

Действ, прич. прош. вр.

 

замёрзший

 

замерзавший

 

 

Что происходит с суффиксом -ну- при образовании действи­тельных

     причастий прошедшего времени?

(суффикс -ну- выпадает при образовании причастия).

— Отличаются ли гласные в суффиксах причастий от гласных   е   неопределённой

    форме глагола?

 

9. Закрепление.

·         Выполнение упражнения по выбору учителя.

Задание 2.

 

·         Распределите словосочетания в две колонки: действи­тельные причастия настоящего времени и действительные причастия прошедшего времени.

·          Выделите формообразующие суффиксы при­частий, объясните выбор гласных в суффиксах.

 

Смёрзшийся снег, покалывающая трава, приближающийся шум,

 полыхающий огонь, сросшиеся корни, выцветшие волосы, выпавший град, тающие снежинки, сияющее лицо, забросивший меня, выгорев­шие леса, удаляющийся автобус, переправившиеся через реку, рас­пахнувший окно, движущаяся сила, блистающие вершины, распус­тившиеся волокна,

повлёкший за собой, волнующиеся море, увядший цветок, прибывший поезд, розовеющий небосклон.

 

Задание 3.

  • От данных глаголов образуйте и запишите действи­тельные причастия прошедшего времени.

 

Скатываться, беречь, делать, продрогнуть, переправить, преодолеть, стелить, вырасти, раскинуться, жить, испечь, обессилеть.

 

  • Разберите глаголы из задания по составу, в образованных прича­стиях выделите основы и формообразующие суффиксы.

¾ От каких глаго­лов нельзя образовать действительных причастий

     настоящего времени?

  • Составьте и запишите с каждым из глаголов словосочетание так, чтобы в первом случае причастие было главным словом, а во вто­ром—зависимым.

 

Задание 4.        Упр. учебника  по выбору учителя

(выполняется самостоятельно).

 

Первые три человека, выполнившие раньше всех упражнение, получают оценки.

(Или по выбору)

6. Выводы по уроку.

 

— В чём отличие образования действительных причастий прошедшего времени от  действительных причастий настоящего времени?

— Отчего зависит выбор гласной перед суффиксом в действи­тельных причастиях

прошедшего времени?

 

7. Домашнее задание:


68. История действ прич прош времени. Формирование дееприч совершенного вида.

Краткие причастия действительного залога прошедшего времени исконно образовывались от основы прошедшего времени с помощью суффикса *-us (если основа оканчивалась на согласный) или *-vus (если основа оканчивалась на гласный). Кроме того, так же как и в настоящем времени, основа причастия и здесь во всех формах, кроме им. пад. ед. ч. муж. и ср. р., была осложнена суффиксом именной основы -/». Таким образом, например, род. пад. ед. ч. муж. р. краткого причастия действительного залога прошедшего времени от глагола нести образовывался следующим образом: *nes- (основа прошедшего времени) -+- us (суффикс причастия) + / (суффикс основы) + а (окончание род. п а д . ): *nesusja. В этой форме [и] на славянской почве изменилось в [ ъ ], a [ s j] —в [ u i j; таким образом.возникла форма несъша. Ср. ту же форму от глагола ходити: *chodivusja > ходивъша. Формы причастий с суффиксом -ъш- или -выи- выступали в древнерусском языке во всех падежах, родах и числах, кроме формы имен. пад. ед. ч. муж. и ср. р., где были образования на -ъ-(из *-us\ например несъ из *nesus; [s] отпало в результате действия закона открытого слога, [#] > [ ъ ]) или -въ (из *-vus, например ходивъ из *chodivUs). Эти причастия также склонялись как существительные мужского, среднего и женского рода с древними основами на о и а по мягким разновидностям. Точно так же, как и для настоящего времени, в качестве образца можно привести с к л о н е н и е п р и ч а с т и я п р о ш е д ш е г о в р е м е н и от глагола нести.

Ед. н. Мн. ч.

Муж. р. Ср. р. Жен. р.

И. несъ несъ несъши

р. несъша несъш*Ь

д. несъшоу несъши

в. несъшь несъше несъшоу

т. несъшьмь несъшею

м. несъши несъши

и. несъше несъша несъш4

р. несъшь несъшь

д. несъшемъ несъшамъ

в. несъигЬ несъша несъш-Ь

т. несъ ш и несъшами

м. яесъшихъ несъшахъ

и. -В. несъша несъши несъши

р.-• м. несъшоу несъшоу

д. -Т. несъшема несъшами

Именно из данных двух категорий причастий — кратких действительного залога настоящего и прошедшего времени —развились и оформились русские деепричастия. Дело здесь заключается в том, что краткие причастия в древне­русском языке могли употребляться первоначально как в качестве именной части составного сказуемого, так и в качестве определений. Употребляясь как определения, краткие причастия согласо­вывались с определяемым существительным вроде, числе и падеже. В этом отношении их положение в языке было таким же, как положение кратких прилагательных. Однако причастия, в отличие от прилагательных, были теснее связаны с глаголом, и поэтому их употребление в роли определений было утрачено раньше и быстрее, чем такое же употребление кратких прилагательных. Утрата краткими причастиями роли определения не могла ке создать условий для отмирания форм косвенных падежей этих причастий, так как они, причастия, стали закрепляться лишь в роли именной части составного сказуемого, где господствующей является форма именительного падежа, согласованная с подлежащим. Таким образом,в русском языке осталась только одна форма бывших кратких причастий — старый имен. пад. ед. ч. муж, и ср. р. в настоящем времени на [‘а] (-я), в прошедшем — на [ ъ |, [ в ъ| (или после падения редуцированных — форма, равная чистой основе, или форма на [ в ], типа прочитав), В современном языке формы, равной чистой основе, уже нет, однако она есть еще у Пушкина: Домой п р и ше д, Евгений стряхнул шинель… („Медный всадник»). Эта причастная форма потеряла все те признаки, которые сближали ее с прилагательными, и прежде всего потеряла способность согласования с подлежащим в роде и числе. Как раз именно то, что в памятниках древнерусского языка начинают появляться факты нарушения согласования причастий с подлежащим (ср,, например, в послесловии к Суздальской летописи 1377 г. исправливая почитайте вместо исправливаюче, т. е. ед. ч. вместо древнего мн. ), именно это и указывает на превращение бывшего причастия в деепричастие— неизменяемую глагольную форму, выступающую в роли второстепенного сказуемого. Кроме формы бывшего имен. пад. ед. ч. муж. и ср. р., в рус­ском языке сохраняются еще формы имен. пад. ед. ч. жен. р. типа идучи, несучи. Такие формы широко были распространены еще в X V I II в. и существуют теперь в диалектах и иногда в просторечии (ср.: глядючи). В литературном языке к этой форме восходят будучи, умеючи, крадучись. Следует также иметь в виду, что к бывшему имен. пад. ед. ч, жен. р. восходят современные деепричастные формы от возвратных глаголов (типа умывшись, расстегнувшись, разлетевшись и т. п.), а также образования, свойственные устной ‘литературной речи с суффиксом -вши вместо -в: прочитавши, распахнувши, откативши и т. п

Причастие как особая форма глагола. Образование всех видов причастий. Субстантивация и адъективация причастий

Вопрос №4

Причастие как особая форма глагола. Образование всех видов причастий. Субстантивация и адъективация причастий

Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию.

Признаки

Суффиксы причастий являются формообразующими, в основу не входят

Действ. наст. вр.

Отличия прилагательных от причастий

прилагательное какая? какая? причастие

усатая кошка мяукающая

полосатая царапающая

— признак предмета – постоянный — признак по действию,

признак временный признак

— часто образуется от сущ. – образуется только от глагола

ус — усатая мяукает — мяукающая

полоса – полосатая царапается — царапающая

— нельзя заменить – который + глагол — можно заменить – кот. + глаг.

например, которая мяукает

Причастия

Действительные

Образование причастий

Действительное причастие наст. времени

от наст. вр. перех. и неперех. глаг. несов. вида

к глаг. 1 спр. + -ущ-, -ющ-

к глаг. 2 спр. + — ащ-, -ящ-

например, несут – несущий

рисуют – рисующий

видят – видящий

Примечание: брезжить (2 спр.) — брезжущий

От глаголов несовершенного вида образуются причастия наст. и прош. времени.

От глаголов совершеннго вида – причастия прош. времени.

От переходных глаголов образуются действительные и страдательные причастия.

От непереходных глаголов образуются действительные причастия ( страдательный залог связан с распространением действия на предмет, таким свойством обладают только переходные глаголы).

Образовать все причастия от данных глаголов:

Раскрыть (сов. вид, переход.) – только прош. врем., действ. и страд. залог.

Дейст. прич. наст вр. – нет, т.к. глагол сов. вида.

Действ. прич. прош. вр. – раскрывший

Страд. прич. наст. вр. — нет, т.к. глагол сов. вида.

Страд. прич. прош. вр. – раскрытый

Раскрыться ( сов. вид, неперех.) – только действ. причастие прош. врем.

Дейст. прич. наст вр. – нет, т.к. глагол сов. вида.

Действ. прич. прош. вр. – раскрывшийся

Страд. прич. наст. вр. — нет, т.к. глагол сов. вида.

Страд. прич. прош. вр. – нет, т.к. глаг. неперех.

Раскрывать (несов. вид, перех.) – все формы возможны

Дейст. прич. наст вр. – раскрывающий

Действ. прич. прош. вр. – раскрывший

Страд. прич. наст. вр. — раскрываемый

Страд. прич. прош. вр. – теоретически образовать можно, а практически нельзя

Раскрываться (несов., неперех) – только формы действ. причастий

Дейст. прич. наст вр. – раскрывающийся

Действ. прич. прош. вр. – раскрывавшийся

Страд. прич. наст. вр. — нет, т.к. глагол неперех.

Страд. прич. прош. вр. – нет, т.к. глаг. неперех.

Субстантивация и адъективация причастий

  1. Некоторые причастия могут переходить в имена существительные.

Например,

Офицер, командующий взводом, срочно приказал эвакуировать раненых.

Командующий срочно приказал эвакуировать раненых (произошла субстантивация причастия)

Студенты, учащиеся на старших курсах, пишут дипломную работу.

Учащиеся 7 класса изучают тему «Причастие».

Не знающий меры будет горевать и в богатстве.

Человек, не знающий меры, будет горевать и в богатстве.

Причастие

  1. Некоторые причастия ( действ. наст. врем., страд. прош. врем.) могут переходить в имена прилагательные.

Например,

Перед глазами дорога, блестящая после дождя.

— прямое значение;

— есть зависимое слово;

— можно сказать блестевшая

У юноши были блестящие способности.

— переносное значение;

— не может быть зависимых слов;

— нельзя сказать блестевшие

Щенок, обиженный мальчуганом, сидел в углу.

— прямое значение;

обиженный – обижаемый

Почему у тебя такой обиженный вид? (произошла адъективизация причастия)

— переносное значение;

— нельзя сказать обижаемый

Причастие

прилагательного

глагола

вопрос: какой?

вид (сов., несов.)

окончания

возвратность

согласуется с существ., от которого зависит

переходность

изменяется по родам, числам и падежам

время (наст., прош.)

синтаксическая ф-я — определение, кр. форма — сказуемое

может иметь завис. слова

Действ. прош. вр.

Страд. наст. вр.

Страд. прош. вр.

-ущ-, -ющ-, -ащ-,

-ящ-

-вш-, -ш-

-ем-, -ом-, -им-

-енн-, -нн-, -т-

Страдательные

Обозначают признак того предмета, который сам совершает действие

Например,

дети, собирающие цветы (наст. вр.)

друг, написавший письмо (прош. вр.)

Обозначают действия того предмета, который испытывает на себе действия со стороны другого предмета

Например,

Цветы, собираемые ребятами (наст. вр.)

Письмо, написанное другом ( прош. вр.)

Действительное причастие прош. врем.

от инфинитива перех. и неперех. глаг. сов. и несов. вида

от основы на гласную + вш

от основы на согл. + ш

например, нарисовать – нарисовавший

нести – нёсший

Примечание: если в инфинитиве есть суффикс –ну- и он отбрасывается в форме прош. вр., то образование действ. прич. прош. врем. идёт от глаг. прош. вр. без суффикса – ну-.

Например: замёрзнуть – замёрз – замёрзший;

утихнуть – утих – утихший

Если инфинитив не совпадает с формой прош. вр., то действ. прич. прош. вр. образуется от формы прош. вр.

Например, испечь – испёк – испёкший ;

вырасти – вырос — выросший

Страдательное причастие наст. времени

от наст. вр. только перех. глаголов несов. вида

к глаг. 1 спр. + ем-, -ом-

к глаг. 2 спр. + -им-

например, рисуют – рисуемый,

несут – несомый,

видеть – видимый

Примечание:

двигать ( 1 спр.) – движимый

Страдательное причастие прош. времени

от инфинитива только перех. глаг. сов. и несов. вида

от основы на а, я, е + -нн-

от основы на и или согл. + -енн-, -ённ-

другие случаи + -т-

например, написать – написанный

посеять – посеянный

заметить – замеченный

Примечание:

  • съесть – съедят – съеденный

  • сплести – сплетут – сплетённый – эти глаголы образуются от основы наст. вр.

Если глаголы оканчиваются на – ать, -ять, -еть, то в причастиях сохраняются гласные а, я, е + нн. Суффикс и отсекается, и + -енн-.

Например, закрутить – закрученный, размешать — размешанный

Существительное — причастие

обозначает признак предмета по действию

обозначает предмет, лицо

какой?

кто?

в предложении являются определением

в пред-ии явл. подлеж., сказ., дополнением

который + глагол

нельзя заменить – который + глагол

Прилагательное — причастие

который + глагол

нельзя заменить который + глагол

прямое значение

переносное значение

есть зависимые слова

нет зависимых слов

не употребляется в терминах

употребляется в терминах

—-

уотребляется в сложных словах

—-

употр-ся в формах степ. сравнения прилаг.

так + причастие

такой + прилагательное

обычно + прилагательное

Причастие. Морфологический разбор. | Учим русский язык

Причастие – особая форма глагола,  обозначает признак предмета по действию (предмет приобретает признак в результате своего действия или воздействия на него со стороны другого предмета), отвечает  на вопросы какой? какая? какое? какие?

Это грамматическая форма, которая объединяет в себе признаки глагола и прилагательного. Образуется от глагола с помощью  определенных суффиксов: везут- везущий, читают – читаемый.

  1. Указать часть речи: причастие – особая форма глагола (указать какого), обозначает признак предмета по действию.
    • На какой вопрос отвечает? – какой? какая? Какое? какие?
    • Начальная форма –  именительный падеж единственного числа мужского рода (как у прилагательных).
    • Общее грамматическое значение – признак предмета по действию;
  2. Морфологические признаки:
    • Постоянные признаки  (признаки глагола: вид, переходность и непереходность действия, возвратность, залог, время):
      • вид (какой по действию? ):
        • совершенный (СВ – можно поставить вопрос что сделавшее? ): поработавший , прозвеневший ;
        • несовершенный (НСВ – можно поставить вопрос что делавшее?) : светивший, работавший, звеневший;
      • переходность :
        • переходные (можно подставить сущ. или местоимение в винительном падеже без предлога) : пишущий письмо;
        • непереходные: летящий ;
      • возвратность :
        • возвратный (-ся): светящийся, борющийся, строящийся;
        • невозвратный: светящий, строящий;
      • залог (признак по действию предмета):
        • действительное  – обозначает признак предмета, который создается действием самого предмета: читающий, читавший,  светящий, светивший.
        • страдательное – признак предмета, который создается действием другого предмета: читаемый, прочитанный;
      • время (формы будущего времени причастие не имеет):
        • настоящее (только у причастий несовершенного вида): плачущий, лечащийся, растущий;
        • прошедшее (у причастий совершенного и несовершенного видов): плакавший, лечившийся (НСВ), выросший, читанный (СВ) – читавший (НСВ), прочитавший (СВ), прочитанный (СВ);
    • Непостоянные признаки (признаки прилагательного: род, число, падеж, полная и краткая формы. Род, число, падеж находятся по роду, числу, падежу определяемого слова и по окончанию причастия.):
      • полная или краткая форма (краткая форма есть только у страдательных причастий) ;
      • падеж (для полных причастий)
      • число: бегущий – бегущие, сделан – сделаны ;
      • род (для причастий в единственном числе):  сделан, сделана, сделаны ;
    • Синтаксическая роль (роль в предложении) – определение и сказуемое:
      • Определение (только в  полной форме):   освещенный двор ;
      • Именная часть составного именного сказуемого (чаще в краткой форме): Двор освещен.

Примеры морфологического разбора причастия.

Комната была оклеена розовыми обоями.

  • Устный разбор.
    • оклеена (комната) – причастие, т.к. обозначает признак предмета по действию:
      комната (какова?) оклеена – комната (с которой что сделали?), которую оклеили;
    • оклеена образовано от глагола оклеить. Начальная форма – оклеенный.
    • Имеет  постоянные морфологические признаки:
      • страдательное;
      • прошедшего времени;
      • совершенного вида;
    • Непостоянные морфологические признаки:
      • Согласуется со словам комната,
      • употреблено в краткой форме,
      • ед.ч.
      • женский род
    • В предложении является именной частью составного сказуемого – была оклеена.
  • Письменный разбор.

    Оклеена (комната)  – причастие

    1. комната (какова?) оклеена, н.ф. оклеенный, от глагола оклеить
    2. Постоянные признаки: страдат., прош.вр., соверш.вида
    3. непост. признаки: краткая форма в ед.ч., ж.р.
    4. В предложении является именной частью составного сказуемого.

надвигающийся  (мрак) – прич., от глагола надвигаться, н.ф.; действ., возвр., наст.вр., несов.в., полная ф.; ед.ч., м.р., И.п. или В.п.

Бегущие по дороге люди быстро исчезли за поворотом.

Бегущие – прич., н.ф. – бегущий, от глагола бежать/бегать, действ., полное, несов.вид, невозвр., непереход., наст.вр., И.п., мн.ч., люди (какие?) бегущие – определение.

В сумке лежало не отправленное мною письмо.

(не) отправленное – прич., н.ф.- отправленный, от отправлять, страд., полное, сов.вид., невозвр., переходн., прош.вр., И.п., ед.ч., ср.р., письмо (какое?) не отправленное мною  – определение, выраженное причастным оборотом.

 

Внимание!

  • Правильно определяйте часть речи:  с причастиями  можно спутать прилагательные, существительные, наречия. Но у них, в отличие от причастий,  не определяется время, нет значения действия, существует переносное лексическое значение.  В отличие от прилагательного, и наречия причастие несет прямое лексическое значение.
    Напр.
    • (прич.) белеющий (тот, который белеет)  –  (прил. )  белый (сладкий)
    • (прич.) приданное (слову) значение –  (сущ.) приданое за невесту,
    • (прич.) крашенный недавно забор – (прил.) крашеный забор,
    • быстро (прич.) текущий поток – на текущий момент.
  • Причастия согласуются с существительным, местоимением в роде, числе  и падеже, поэтому падеж, род и число причастий определяются по падежу, роду и числу существительных/местоимений, как  у прилагательных.
  • Только страдательные причастия имеют  и полную, и краткую форму.
  • В краткой форме страдательные причастия изменяются:
    • по числам: задача решена – задачи решены;
    • по родам в единственном числе:  дом построен, дача построена,  гнездо построено.
  • Род указывается для причастий в единственном числе.
  • Возвратные причастия  относятся к действительным причастиям и образуются от возвратных глаголов.
  • Залог причастия (страдательное или действительное) зависит от переходности глагола, а время причастия зависит от вида глагола, от которого оно образовано:
    • Действительные причастия образуются от  переходных и непереходных глаголов, а страдательные – только от переходных.
    • Все причастия настоящего времени – несовершенного вида и образуются от глаголов несовершенного вида.
    • От глаголов совершенного  вида образуются   только причастия прошедшего времени: сделать – сделавший, сделанный.
Словообразовательные суффиксы причастий

подскажут  залог, время и от какого глагола образовано причастие:

ГлаголПричастие
ПереходностьВидДействительноеСтрадательное
определяет залог причастияопределяет время причастиянаст.вр.прош.вр.наст.вр.прош.вр.
ПереходноеНСВ1 скл.: -ущ-/-ющ-
2 скл.: -ащ-/-ящ-
-вш-
-ш-
1 скл.: -ем-/-ом-
2 скл.: -им-
-нн-
-енн-
-т-(редко)
СВ-вш-
-ш-
-нн-
-енн-
-т-
НепереходныеНСВ1 скл.: -ущ-/-ющ-
2 скл.: -ащ-/-ящ-
-вш-
-ш-
СВ-вш-
-ш-

 

  • Действительное причастие настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов:
    • -ущ-/-ющ-   – образованы от глагола I спр.:
       писать – пишут (наст.вр.) – пишущий,  думать – думают – думающий;
    • -ащ-/-ящ- – от глагола II спр.:
      лежать – лежат – лежащий, стоять –  стоят – стоящий, хвалиться – хвалятся – хвалящийся
  • Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов :
    • ем-/-ом-   – образованы от глагола I спр.:
      вычитать – вычитают – вычитаемый, вести – ведут – ведомый;
    • -им-   –  от глагола  II спр.:
      клеить – клеят – клеимый, слышать – слышат – слышимый;
  • Действительное причастие прошедшего времени образуются от основы инфинитива :
    • -вш–  (после гласного):
       клеи-ть  – клеивший, лелея-ть – лелеявший, надея-ть-ся – надеявшийся;
    • -ш-   (после согласного):
       нес-ти  – нёсший,  вез-ти  –  вёзший;
  • Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива переходных глаголов:
    • -нн-  (если основа оканчивается на а, я, е):
       увенчать – увенчанный, разрисовать – разрисованный, вывалять – вывалянный, настоять – настоянный;
    • -енн-  (если основа оканчивается на и или на согласный):
      выбелить – выбеленный, выездить – выезженный, вырастить – выращенный,  напоить – напоенный; увлечь – увлеченный; привезти – привезенный;
    • -т- : вытертый, вымытый, избитый

Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Прич

Cтраница 1

Прич трасировке в городах подземных линий надо искать пространства, не занятые водопроводами, канализацией и пр. При планировке сетей внутри зданий выбирают сперва место ввода ( в подвале, реже в первом этаже), а рядом с ним удобное и доступное место для главного выключателя или распределительного щитка; затем располагают поближе к обслуживаемым ими группам приемников второстепенные щитки.  [1]

По различным прич нам в США и Канаде проя ляется больший интерес к и пользованию промышленнь отходов в качестве минерал ных доб-авок в бетон, чем в кач стве компонентов смешапш цементов. Необходимо отм тить, что способ, которым о ходы вводятся в бетон, ма.  [2]

Именно по этим прич инам разработанный и еще в 1959 г. внедренный в производство на Ленинградском вагоностроительном заводе им. Егорова технологический процесс производства полимерных покрытий получил широкое признание на заводах многих городов страны.  [3]

Не смешивать действ, прич. ВЫДАТЬ см. ВЫДАВАТЬ ВЬГДАТЬСЯ см. ВЫДАВАТЬСЯ ВЫДВИГАТЬ, несов.  [4]

Не смешивать действ, прич.  [5]

Не смешивать действ, прич. СЛЕПИТЬ см. ЛЕПИТЬ СЛОЖИТЬ см. СКЛАДЫВАТЬ СЛОМАТЬ см. ЛОМАТЬ СЛОМАТЬСЯ см. ЛОМАТЬСЯ СЛУЖИТЬ, несов.  [6]

Никель стабилизирует аустенит, прич.  [8]

Для предотвращения смещения шпал прич работе машины ВПО-3000 противоугоны на звеньях устанавливают на базе со стороны, противоположной движению машины.  [9]

Коллонтай О рабочей оппозиции, прич и товарищи из бывшей рабочей оппозиции не дали им решител — ного отпора, публично и официально не отмежевались от эт: х вредных для рабочего движения групп, ограничиваясь лишь ел i-быми на этот счет заявлениями.  [10]

Уксусный ангидрид подвергался тщательному фракционированию, прич м была взята фракция с г. кип.  [11]

Как видно из последней формулы, прич.  [12]

Паултон говорит, что эти взгляды Прича рда остались незамеченными и забытыми, и вину за это возлагает на…  [13]

Волгодонск — элеватор Николаевская хлебная база Верхне-Яснновский прича.  [14]

Сегодня полоний получают двумя способами, приче. В атомных реакторах его облучают потоками нейтроно.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

Действительные причастия прошедшего времени — урок 3 | Методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме:

Урок 29 (7 класс)

Тема: Действительные причастия прошедшего времени (§17)

Цели:  а) познакомить учащихся с образованием действительных причастий

                прошедшего времени;

б) отработать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать её;

в) повторить правило написания гласных в суффиксах действительных причастий   настоящего времени;

г) р/р. Уметь составлять словосочетания с действительными причастиями прошедшего времени.

Урок № 3

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания. ( § 16, выучить правило; упр. 94*, 93.)

— Какого стиля текст упр. 94?          (Художественный)

— Перечислите использованные в тексте причастия.

—Объясните орфограммы.

— Фонетический разбор выполняется на доске.

Тетради с домашней работой (выборочно)  собираются на проверку.

3. Работа со словарными словами. 

На доске записаны слова:

силуэт, поразительный.

Определите лексическое значение слова   силуэт.         

К данному слову подберите действительное причастие настоящего времени, запишите полученное словосочетание   (причастие + зависимое слово).

Перестройте словосочетание так, чтобы причастие стало главным словом.

Подберите синонимы к глаголу поразить (поразить — изумить).

        Урок 29 (3)

        (7 класс)

* Подберите к глаголу     поразить    глагол другого вида.

От глагола поражать образуйте действительное причастие настоящего времени.

Можно ли образовать действительное причастие настоящего времени

       от слова   поразить ? Почему?

4. Новая тема. (§ 17)

Глагол

поразить (св)

поражать (нсв)

Действ. прич. наст. вр.

    

Поражающий

Действ. прич. прош. вр.

поразивший

поражавший

Запись на доске.

Выделите основы в глаголах и в причастиях.

 На гласные или согласные они заканчиваются?

Выделите формообразующие суффиксы у причастий.

Изучение материала учебника на странице 45.

— От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются

     действительные причастия прошедшего времени?

Расскажите о написании суффиксов   -вш-  и  -ш-   в действительных причастиях прошедшего времени.

— Какую гласную перед суффиксом надо писать в действительных причастиях прошедшего времени?

        Урок 29 (3)

        (7 класс)

3апись в тетради и на доске.

Глагол

замёрзнуть (св)

замерзать (нсв)

Действ, прич. наст. вр.

         

замерзающий

Действ, прич. прош. вр.

замёрзший

замерзавший

— Что происходит с суффиксом -ну- при образовании действительных

     причастий прошедшего времени?

(суффикс -ну- выпадает при образовании причастия).

— Отличаются ли гласные в суффиксах причастий от гласных   е   неопределённой

    форме глагола?

9. Закрепление.

Задание 1.    

Упр. 95    (выполняется по цепочке).

Задание 2. 

Распределите словосочетания в две колонки: действительные причастия настоящего времени и действительные причастия прошедшего времени.

 Выделите формообразующие суффиксы причастий, объясните выбор гласных в суффиксах.

Смёрзшийся снег, покалывающая трава, приближающийся шум,

 полыхающий огонь, сросшиеся корни, выцветшие волосы, выпавший град, тающие снежинки, сияющее лицо, забросивший меня, выгоревшие леса, удаляющийся автобус, переправившиеся через реку, распахнувший окно, движущаяся сила, блистающие вершины, распустившиеся волокна,

повлёкший за собой, волнующиеся море, увядший цветок, прибывший поезд, розовеющий небосклон.

Урок 29 (3)

        (7 класс)

Задание 3. 

От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия прошедшего времени.

Скатываться, беречь, делать, продрогнуть, переправить, преодолеть, стелить, вырасти, раскинуться, жить, испечь, обессилеть.

Разберите глаголы из задания по составу, в образованных причастиях выделите основы и формообразующие суффиксы.

 От каких глаголов нельзя образовать действительных причастий

     настоящего времени?

Составьте и запишите с каждым из глаголов словосочетание так, чтобы в первом случае причастие было главным словом, а во втором—зависимым.

Задание 4.        Упр. 97 (выполняется самостоятельно).

Первые три человека, выполнившие раньше всех упражнение, получают оценки.

(Или по выбору)

6. Выводы по уроку.

— В чём отличие образования действительных причастий прошедшего времени от  действительных причастий настоящего времени?

— Отчего зависит выбор гласной перед суффиксом в действительных причастиях

прошедшего времени?

……………………………………………………………………………………………………

7. Домашнее задание.        § 17; выучить правило на стр. 45; упр. 98,   * 99.

Почему мы сильнее, чем мы думаем, Дебора Грюнфельд

Мы так много ошибаемся насчет власти. Этот открывающий глаза взгляд на истинную природу силы исследует, у кого она есть, как она выглядит и какую роль играет в нашей жизни.

«Освежающий и поучительный новый взгляд на то, что значит быть могущественным». — Сьюзан Кейн, автор бестселлеров Quiet

Основано на научных исследованиях за более чем два десятилетия и вдохновлено населением

Мы так много ошибаемся в отношении власти.Этот открывающий глаза взгляд на истинную природу силы исследует, у кого она есть, как она выглядит и какую роль играет в нашей жизни.

«Освежающий и поучительный новый взгляд на то, что значит быть могущественным». — Сьюзан Кейн, автор бестселлеров Quiet

Основанный на научных исследованиях за более чем два десятилетия и вдохновленный популярным классом одноименная в Стэнфордской высшей школе бизнеса, Acting with Power предлагает новую, открывающую глаза парадигму, которая переворачивает все, что, как мы думали, мы знали о природе власти.

Хотя мы все иногда чувствуем себя бессильными, у нас больше силы, чем мы думаем. Это потому, что сила существует в любых отношениях в силу той роли, которую мы играем в жизнях других. Но это не функция статуса или иерархии. Скорее, речь идет о том, насколько мы нужны и насколько мы выполняем свои обязанности. Власть — это не инструмент для самосовершенствования или ресурс для личного потребления. Это роль, которую вы играете в чужой истории.

Мы часто предполагаем, что сила перетекает к тем, у кого самый громкий голос или кто больше всего командует присутствующими в комнате.Но на самом деле настоящая власть часто намного тише и почтительнее, чем мы думаем. Более того, не только то, сколько у нас власти, но и то, как мы ее используем, определяет, насколько мы могущественны на самом деле.

Не только актеры зарабатывают ролями на жизнь. Все мы делаем выбор в отношении того, как использовать силу, которая приходит с нашими обстоятельствами. Мы не всегда играем те роли, которые мы желаем или которые мы готовы сыграть. Некоторые из нас изо всех сил стараются подойти и к тому, чтобы к ним относились более серьезно, в то время как другим трудно отступить и уступить внимание.Некоторые из нас привыкли слышать, что мы слишком агрессивны, в то время как другим постоянно говорят, что мы слишком милы. Грюнфельд показывает, как мы все можем привыкнуть к власти, приняв образ мышления актера.

Все мы знаем, как выглядит плохое использование энергии. Эта книга о том, как правильно использовать власть.

Действие с силой Дебора Грюнфельд: 9781101

1
Хвала

«Умная, интересная и своевременная книга о том, как использовать власть в повседневной жизни — и, что не менее важно, как этого не делать. — Дэниел Гилберт, психолог из Гарварда и автор книги Stumbling on Happiness

«Весь мир — сцена. . . и один человек в свое время играет много ролей ». Acting with Power побуждает нас проявить себя наилучшим образом как музыканты на корпоративной сцене. Это показывает, как сила, которой мы действительно обладаем, может быть правильно и гуманно использована для продвижения чего-то большего, чем наш личный успех. Книга Деборы Грюнфельд учит нас в искусстве обретения силы, используя свои способности, оставаясь при этом самим собой.Эта книга — сокровище ». —Тристан Уокер, основатель и генеральный директор Walker & Company Brands

« Acting with Power — это увлекательное и воодушевляющее чтение, наполненное острым пониманием и практическими советами. Эта книга изменит ваше представление о власти и то, как вы с ней справляетесь, и поможет вам увидеть силу, о которой вы, возможно, даже не подозревали ». — Шерил Сандберг, главный операционный директор Facebook и основатель LeanIn.Org и OptionB.Org

«Взгляд Грюнфельда на власть оказал на нас большое влияние на eBay.В своей новой книге она предлагает свежий взгляд на важную тему того, как мы справляемся с нашей собственной силой и бессилием. Действуя с силой разгоняет клише и показывает нам, как может работать сила ». — Джон Донахью, генеральный директор Nike.

«Мы склонны думать о силе как о чем-то, что выглядит и работает более или менее одинаково с каждым, кто ею владеет. Но, как объясняет Дебора Грюнфельд в этой проницательной и открывающей глаза книге, не существует единого «правильного» или «неправильного» способа действовать с применением силы.Мы все можем узнать, как адаптировать нашу работу к обстановке, динамике отношений и эмоциям, которые мы приносим с собой на сцену. Эта блестящая книга показывает нам, как это сделать ». — Сьюзан Дэвид, психолог, Гарвардская медицинская школа и автор бестселлера Emotional Agility

Определение действия компании Merriam-Webster

действовать | \ Ak-tiŋ \

: искусство или практика изображения персонажа на сцене или перед камерами.

1 : , занимающий временное звание или должность : , временно выполняющий услуги Действующий президент

: подходит для сценического исполнения актерская игра

б : подготовлены инструкции для актеров действующий текст пьесы

Действуя с технологией | MIT Press

Сводка

Систематическое изложение теории деятельности, ее применение к дизайну взаимодействия и аргумент в пользу развития теории деятельности как основы для понимания того, как люди взаимодействуют с технологиями.

Теория деятельности утверждает, что человеческий разум является продуктом нашего взаимодействия с людьми и артефактами в контексте повседневной деятельности. Действуя с технологией обосновывает теорию деятельности как основу для понимания наших отношений с технологиями. Виктор Каптелинин и Бонни Нарди описывают принципы теории деятельности, историю, связь с другими теоретическими подходами и их применение к анализу и проектированию технологий. Книга представляет собой первое систематическое введение для начинающих в основные принципы теории деятельности.Он описывает накапливающийся объем работ по проектированию взаимодействия, основанный на теории деятельности, опираясь на работы международного сообщества ученых и дизайнеров. Каптелинин и Нарди исследуют понятие объекта деятельности, описывают его использование в эмпирическом исследовании и обсуждают ключевые дебаты в развитии теории деятельности. Наконец, они очерчивают текущие и будущие проблемы теории деятельности, обеспечивая сравнительный анализ теории и ее основных теоретических конкурентов в рамках дизайна взаимодействия: распределенное познание, теория акторов и сетей и феноменологически вдохновленные подходы.

Твердый переплет
Из печати ISBN: 9780262112987 352 с. | 6 дюймов x 9 дюймов 17 илл.

Мягкая обложка
25,00 долл. США Икс ISBN: 9780262513319 352 с. | 6 дюймов x 9 дюймов 17 илл.

Авторы

Виктор Каптелинин
Виктор Каптелинин — профессор кафедры информатики Университета Умео, Швеция, и профессор кафедры информатики и медиа-исследований Бергенского университета, Норвегия.Он является соредактором книги Beyond the Desktop Metaphor: Designing Integrated Digital Work Environment ( MIT Press, 2007).
Бонни А. Нарди
Бонни А. Нарди — профессор информатики в Школе информации и компьютерных наук Дональда Брена Калифорнийского университета в Ирвине и соучредитель Центра исследований в области устойчивости, готовности к коллапсам и информационных технологий. Она является соавтором книги Acting with Technology (MIT Press).

Действуя с силой, Дебора Грюнфельд

Ребекка Льюис:

Добро пожаловать в клуб EverywomanBookClub. Я Ребекка Льюис, и я буду вашим ведущим в этой серии, я познакомлю вас с новой книжной полкой, наполненной вдохновляющими, заставляющими задуматься и интересными новыми названиями. В каждом подкасте я буду раскрывать детали с нашими авторами, изучать их темы и их отношение к женщинам на рабочем месте и в остальном мире. Мы также дадим вам возможность задать свои вопросы каждому из наших авторов в режиме прямой трансляции вопросов и ответов, которые регулярно транслируются на сайте everywomanNetwork.Так что следите за приглашениями на этот эксклюзивный контент на сайте everywoman.com/bookclub.

А теперь к моему сегодняшнему гостю, профессору Деборе Грюнфельд, автору книги Acting With Power . Ведущий социальный психолог, она почти 20 лет преподавала курсы власти и лидерства в Стэнфордской высшей школе бизнеса. Она говорит, что у всех нас больше власти, чем мы думаем, и имеет значение не , сколько у нас есть, а то, что мы делаем с ним, , даже если то, что мы на самом деле делаем, — это действие.Подобно актерам, мы все делаем выбор в отношении того, как мы играем свои различные роли силы, и все мы можем стать более успешными и стать лучшими из возможных версий себя в любой роли, на любой сцене, в этом театре жизни. Это интригующий материал. Добро пожаловать, профессор Грюнфельд из солнечной Калифорнии. Как дела?

Профессор Грюнфельд:

Я в порядке. Большое вам спасибо за то, что пригласили меня!

Ребекка Льюис:

Нет, спасибо! И я должен признать, что я немного изо всех сил старался свести книгу к этим нескольким вводным строкам, потому что она действительно полностью заполнена данными, исследованиями, а также вашими личными анекдотами о власти.Потому что, как я уже сказал, вы изучаете это более двух десятилетий. Итак, мне интересно, почему эта книга сейчас? Почему время было подходящим?

Профессор Грюнфельд:

Он действительно охватывает множество вопросов, и я думаю, вы знаете, что на самом деле очень сложно написать книгу о власти, даже если я так долго думал об этом, потому что это так центральная, организующая сила во всей человеческой жизни, и я думаю, вы знаете, что на протяжении многих лет, когда я проводил исследования власти, большинство моих исследований в лаборатории посвящено тому, когда и почему люди используют власть плохо , и я думаю, что это было повествование так долго.Мы думаем о власти как о грязном слове. Мы склонны представлять себе коррумпированных властителей, использующих все свои рычаги влияния на саморазвитие и служение своим интересам. И я просто думаю, что эти идеи о власти имеют какое-то подкрепляющее качество. Они создают нормы и ожидания, которые, я думаю, увековечивают худшие аспекты власти. Итак, я просто подумал, что пришло время для некоторых новых идей о власти. Темная сторона власти — это лишь один из аспектов того, как власть действует в общественной жизни. И я действительно хотел написать книгу, которая изменила бы повествование о власти и сделала бы идею обладания властью и ее использования более привлекательной для более широкого круга людей.И чтобы помочь людям получить доступ к рычагам, которые они имеют в своей жизни, чтобы они могли использовать их лучше во благо.

Ребекка Льюис:

Но вы признаетесь, что не всегда чувствовали себя комфортно с собственной силой.

Профессор Грюнфельд:

Конечно!

Ребекка Льюис:

Это даже когда вы учили студентов MBA и знаете, как тренировать этих высокопоставленных лидеров. Но для вас это был момент лампочки, когда вы тренировались с актером и поняли, что речь идет о том, чтобы лучше сыграть роль.Итак, расскажи мне об этом немного подробнее.

Профессор Грюнфельд:

Когда я начал посещать уроки актерского мастерства и работать с актерами и режиссерами, я понял, что, знаете ли, самое прекрасное в ролях, которые обладают властью и статусом, — это то, что они определяют, кем мы являемся для других. люди, и они определяют нашу ответственность перед другими людьми. И я думаю, когда мы думаем о власти в отсутствие ролей, например, в отсутствии родительского или, вы знаете, лидера, или учителя, или начальника или главы страны…. когда вы думаете о силе в отсутствие этих ролей, это просто похоже на способ получить больше для себя. Но как только вы увидите это как часть системы, разработанной для продвижения групповых целей, и когда вы увидите, что ваша сила связана с обязанностями и конкретными ожиданиями в отношении того, как себя вести, вы поймете, когда начнете рассматривать власть как часть роли, что от вас этого ждут и что использование вашей силы — великодушный поступок. Мы все бывали в таких ситуациях, когда руководитель не берет бразды правления в свои руки, и это создает тревогу и неуверенность для всех; он имеет тенденцию пробуждать во всех худшее, когда наверху вакуум власти, когда все стараются подняться туда.Я понял, что владеть своей силой и авторитетом и использовать их таким образом, чтобы сделать жизнь лучше для остальной части моего сообщества, моей классной комнаты или моей семьи — это действительно самое великодушное, что я могу сделать, так что да, это действительно изменило все для мне.

Ребекка Льюис:

Вы упомянули там боссов, и я думаю, будет справедливо сказать, что у вас был ужасный опыт с боссами в плане того, как они используют свою силу! Тот, кто чистил зубы зубной нитью во время твоего 121. Тот, кто заставил тебя нырнуть в бассейн, чтобы достать палку, которую он только что бросил.Но вы по-прежнему настаиваете на том, что у всех нас больше власти даже в наших отношениях с нашим боссом, чем мы можем себе представить. Итак, для тех, кто слушает, кто находится в профессиональных отношениях, когда они просто чувствуют, что вся власть принадлежит другой стороне — боссу или другому лидеру — как бы вы убедили их в этом?

Профессор Грюнфельд:

Итак, для подчиненного, у которого трудный начальник, я думаю, что мы испытываем страх в присутствии очень влиятельных людей, и это заставляет нас упускать из виду тот факт, что мы также сильны в наших отношениях. .Когда мы думаем об этом, мне кажется очень интересным то, что если вы думаете, что ваш босс держит все карты, а вы — как кто-то от них, вы упускаете из виду правду о ситуации, которая заключается в том, что все наши отношения только работают. когда они выполняют потребности обеих сторон . Итак, это означает, что даже ваш босс, даже человек, который имеет право оценивать вас и определять вашу оплату, и независимо от того, будете ли вы продвигаться по службе и давать вам надоедливые задания или что-то еще, этот человек также зависит от вас, и это дает вам власть. в отношениях.Итак, мы часто ведем себя так, как будто у нас нет выбора, когда мы имеем дело с трудным начальником, но на самом деле у нас часто больше власти, чем мы думаем, особенно в той степени, в которой у нас могут быть варианты для этих отношений. Итак, если мы можем сделать себя незаменимыми, у нас будет гораздо больше власти над нашими боссами, чем мы думаем, и если у нас есть варианты, и мы можем уйти и искать работу в другом месте, это также дает нам рычаги воздействия.

Ребекка Льюис:

Интересно. И вы упоминаете там иждивенцев.Итак, я единственный ребенок, но я мать двоих совсем маленьких детей, которые, я, наверное, не должна этого признавать, но у них гораздо больше власти надо мной, чем, вероятно, здоровым.

Профессор Грюнфельд:

Это нормально!

Ребекка Льюис:

Это? Хороший! Меня очаровывает идея о том, как порядок рождения и детские переживания могут повлиять на наши отношения с властью во взрослом возрасте. Вы касаетесь этого в книге и пишете, что нам нужно «уложить наших внутренних детей в постель», чтобы более правильно использовать нашу силу.Не могли бы вы рассказать мне об этом поподробнее?

Профессор Грюнфельд:

Комментарий, который вы сделали о своих детях, является прекрасным примером того, почему люди, занимающие низкие должности в отношениях, не бессильны. Мы, как родители, должны … мы хотим, чтобы наши дети выжили, мы также хотим, чтобы наши дети подтвердили нашу компетентность как родителей, и поэтому в конечном итоге мы не используем всю свою власть, потому что они имеют власть над нами. Есть как минимум два разных способа использования энергии.Есть люди, которые используют его для удовлетворения эгоистических интересов, а есть люди, которые используют его, скажем, для решения проблем других людей. И было проведено множество исследований, направленных на определение того, какие люди могут использовать власть более или менее просоциальными способами. И есть интересный вывод: очередность рождения влияет на то, насколько ответственные люди находятся на руководящих должностях, поэтому в некоторых из этих исследований, например, изучались президенты США, и было обнаружено, что первенцы, как правило, более ответственно используют власть с меньшим количеством коррупции. и меньше скандала, чем только дети или самые маленькие дети в семьях.

Ребекка Льюис:

Ого!

Профессор Грюнфельд:

Ага! Идея состоит в том, что, будучи первенцем, вы учитесь, вы социализированы в очень раннем возрасте, чтобы осознавать потребности других людей и осознавать, что ваши потребности не всегда на первом месте. Будучи первенцем или старшим братом или сестрой, вы не можете пойти в парк, потому что ребенок спит, или вам нужно дождаться своей очереди, потому что у двухлетнего ребенка истерика, и вы учитесь с самого раннего возраста. эта часть того, что приходит с тем, чтобы быть более способным, более компетентным членом семьи, более влиятельным членом в некотором смысле, частью того, что приходит с этим, является способность ставить потребности других людей на первое место, заботиться о людях, которые более уязвимы, чем Вы.Итак, люди утверждали, что, когда вы вырастаете в системе, зная с самого раннего возраста, что ваше привилегированное положение как более влиятельного человека заставляет вас отвечать за заботу о людях, которые более уязвимы, чем вы мы используем силу в зрелом возрасте. Что очень интересно в этом, так это то, что исследования показывают, что, хотя мужчины и женщины в равной степени заинтересованы во власти, женщины также менее склонны использовать власть коррумпированными и эгоистичными способами, чем мужчины. Когда дело доходит до власти, женщины — более безопасный вариант.И аргумент такой же, как и тот, который мы только что использовали для определения очередности рождения, который заключается в том, что женщины также обычно социализированы, они растут, узнавая с юных лет, что их работа — ставить других на первое место и заботиться о других людях, и это чувство собственного достоинства. ответственность усваивается женщинами в более молодом возрасте, и это только делает их более ответственными за власть.

Ребекка Льюис:

Вы упомянули там президентов. Я должен спросить сейчас. Знаем ли мы, какой очередность рождения у президента Трампа была в его семье? [I]

Профессор Грюнфельд:

О боже.Мы знаем, что предсказывает теория, скажем так!

Ребекка Льюис:

Да, именно так! Вы упомянули там о женщинах-лидерах, а я хотел поговорить о синдроме самозванца. Потому что мы знаем, что от этого страдают многие женщины, не только женщины, но, похоже, это особенно находит отклик у женщин. И общепринятый совет о преодолении синдрома самозванца — «притворяйся, пока не добьешься успеха». Но вы как бы перефразируете это в своей книге, вы называете синдром самозванца чем-то вроде «страха перед сценой» и описываете его как тревогу, которую мы испытываем в разрыве между ролью, которую, как мы знаем, мы должны играть, и тем, что мы на самом деле думаем о себе.Итак, мне любопытно, если «притворство» — не ответ, то каково же решение для преодоления синдрома самозванца?

Professor Gruenfeld:

Это огромный источник беспокойства почти для каждого профессионального человека, которого я встречал. И это особенно заметно, когда мы переходим к более важной роли. Опять же, есть идея, что вы чувствуете себя способным на своем текущем жизненном этапе, может быть, способным или, может быть, нет, но идея перейти на более крупную сцену, обладать большей властью, считаться более важным, более опытным.Ключ к преодолению всех этих подсознательных тиков по поводу того, как нас оценивают, — это очень целенаправленно отвлекать внимание от самих себя. Беспокойство о том, чтобы быть искренним или произвести впечатление аутентичного, — это просто разговор, который вы ведете с самим собой. Это похоже на «Могу я сделать это», «Я бы сделал это?», «Не могу поверить, что я только что сделал это!», «Люди должны знать, что я не это имел в виду!». Это разговор, который вы ведете с самим собой, вы застряли в своей голове.Вместо того, чтобы беспокоиться о том, искренни вы или нет, попробуйте посмотреть на себя глазами других. Постарайтесь подумать о том, чувствуете ли вы себя крупным игроком или нет, на самом деле люди вокруг вас могут видеть вас таким. И поэтому лучший способ преодолеть синдром самозванца — это признать это и сделать все возможное, чтобы оправдать их ожидания. Это удивительно, потому что, как только вы можете сместить свое внимание с себя и сосредоточиться на том, заботитесь ли вы о людях вокруг вас и чувствуете ли они себя в безопасности, и проявляете ли вы их таким образом, чтобы сказать: «Да, я главный, я я специалист в этой комнате, у меня есть это! » — это позволяет им расслабиться и выполнять свою работу.

Ребекка Льюис:

Это отличный совет. Большая часть книги — это то, что вы говорите о том, как мы «увеличиваем» нашу силу, когда мы пытаемся быть самым большим человеком в комнате, самым громким человеком, со всей силой. А затем происходит «снижение» нашей силы, когда мы более склонны к сотрудничеству или используем свою силу более заниженным образом. Прерывание людей — это пример того, как вы можете разыграть свою силу, и все мы знаем, что это такое: неприятно, когда кто-то обсуждает нас на собраниях.И вас часто спрашивают об этом, за советом, как с этим справиться, и ваш совет по этому поводу действительно интересен. Вы называете это смещением перспективы : Не могли бы вы рассказать нам об этом поподробнее?

Профессор Грюнфельд:

Существует два типа коленных рефлексов на то, что вас прерывают или разговаривают. Один из них — немедленно отступить и избежать борьбы за эфирное время, что, на мой взгляд, во многих ситуациях является неплохим подходом. Другой — повысить наш голос и попытаться крикнуть или заглушить другого человека и вроде как выиграть битву за то, кто может быть громче всех и удерживать слово, и это тоже рискованная стратегия, потому что часто люди, которые нам мешают, не заинтересованы в отступлении, поэтому ситуация обостряется, и вы просто не знаете, сможете ли вы выиграть у них это состязание.Возвращаясь к своим детям, вы должны выбрать свои сражения. Вы должны знать, что выиграете, и то же самое и в организационной жизни. Большинство соревнований за власть выигрывают и проигрывают на невербальной арене, поэтому есть варианты молчания, которые, я думаю, могут быть гораздо более действенными. Я часто советую людям, когда их прерывают, просто поднять руки. Не то же самое, что поднять руку в классе, а как бы поднять руку в сторону человека, который вас прерывает, как будто говоря «стоп» или «я еще не закончил», и для меня удивительно, как невербальный жест, такой как подъем ваша рука часто немедленно отключает людей.Как-то неожиданно. Это немного агрессивно, но не чрезмерно. Поэтому я часто советую людям идти невербальным путем. Есть вторая часть этого, которая, на мой взгляд, очень важна, и она действительно связана с тем, с наибольшей ли вероятностью вы выиграете этот тип битвы, когда пытаетесь защитить свое собственное право на высказывание, в сравнении с тем, чтобы убедитесь, что у других людей есть право говорить и закончить говорить. Вы всегда зарабатываете статус и уважение других людей, когда защищаете чьи-то права; кто-то обсуждает, и вы говорите: «Подождите минутку, я хотел услышать, что она говорит».Вы всегда получаете за это очки. Я думаю, что люди больше доверяют тем, кто будет использовать свой социальный капитал для защиты других, чем тем, кто рискует, чтобы защитить себя.

Ребекка Льюис:

Совершенно верно!

Профессор Грюнфельд:

Если кому-то, кто перебивает, разрешено перебивать, он будет продолжать перебивать! Но если вы можете помешать кому-то перебивать кого-то другого, вы можете отключить все это, чтобы не оказаться в том же положении, когда вам нужно защищаться.Если вы посмотрите, как сила работает в естественном мире, у людей, но также и у животных, вы увидите, что сила имеет социальную цель. Он не назначается конкретным людям, чтобы они могли продвигать свои интересы; мы даем людям власть, полагаясь на них, и делаем это в надежде, что они воспользуются этими привилегиями и преимуществами для защиты всех нас. Итак, я думаю, что для людей действительно важно думать о власти таким образом, а именно, что лучший способ использовать власть, лучший способ почувствовать себя сильным, лучший способ повысить свое положение — это идти на личный риск, чтобы защитить другие люди.

Ребекка Льюис:

Но вы говорили об отсрочке там, и, очевидно, иногда мы должны сказать «нет» и сказать «нет» тому, у кого на поверхности больше власти, чем у нас, например, у босса или менеджера, который может быть действительно сложно. Вы говорите, что научились говорить «нет» «на многих языках». Что мне нравится, когда это звучит. Расскажи мне немного об этом, о том, как можно сказать «нет».

Профессор Грюнфельд:

Я должен признаться, и это, вероятно, очевидно, вы не попадете в то место, где вы изучаете силу всю свою жизнь, и вы пишете книги об этом, если бы эти вещи не были огромные проблемы для вас.Это все, чему я научился, и все это не пришло мне естественно. Итак, я узнал пару вещей. Во-первых, особенно молодым женщинам, с которыми я работаю, я советую разработать своего рода практику работы с просьбами и приглашениями, которая заключается в том, чтобы никогда не отвечать немедленно в данный момент, потому что часто оказывается слишком сильное давление, особенно в ситуации, когда вы чувствуете, что у вас меньше власти и статуса, чем человек, который делает запрос, сказать: «Дайте мне просто подумать об этом, и я вернусь к вам», чтобы вы могли сообразить себя и принять решение о том, действительно ли вы хотите согласиться или нет, что иногда трудно понять в данный момент, так что это одно.Кроме того, я думаю, что мы часто боимся сказать «нет», потому что думаем, что это будет выглядеть недружелюбно и оттолкнуть людей, быть враждебным или, может быть, слишком напористым. Думаю, я пришел к выводу, что можно очень дружелюбно сказать «нет»! И таким образом, чтобы защитить ваши границы и защитить ваше право самостоятельно принимать решения о том, что вы готовы делать, и вы можете делать это так, чтобы не быть чрезмерно агрессивными.Я часто говорю людям: «Вы знаете, я люблю вас, и вы знаете, что я люблю работать с вами, но я не собираюсь говорить« да »этому человеку». Так что мне лично легче сказать «нет», когда я пытаюсь просто напомнить человеку, что я разочарован тем, что я забочусь о них и об отношениях. Я напоминаю им об этом одновременно, но затем очень непримиримо, не оставляя места для обсуждения, говорю им, что мне это неинтересно.

Ребекка Льюис:

Мне это нравится: «Не оставляя места для обсуждения».Да, определенно нужно поработать над этим! Мне нравится эта идея о присоединении к отряду, о создании силы в числах как способе внести изменения. Очевидно, движение #MeToo — отличный тому пример. Было ли оно настолько мощным, насколько могло быть, или как могло быть сильнее?

Профессор Грюнфельд:

Я думаю, что был положительный момент, когда ситуация изменилась до такой степени, что нежелательные сексуальные домогательства по отношению к женщинам, у которых на работе меньше, чем у вас, считается неприемлемым.Я думаю, что трудно оглянуться назад и вспомнить, что было время, когда это было обычным делом. И я думаю, что это большая часть того, что затруднило обсуждение этого вопроса. И я чувствую, что все изменилось. Я действительно чувствую, что многие из мужчин, с которыми я разговариваю об этом, более осведомлены о себе, более осторожны, более заинтересованы и на самом деле интересуются тем, где находятся границы. Итак, я действительно думаю, что это изменилось, и это очень хорошее развитие. Чтобы эти системы действительно изменились, у власти должно быть больше женщин.Я имею в виду, что это просто факт жизни. И из-за всей истории и стереотипов, скрытого предубеждения против женщин, тенденции видеть власть в мужчинах более естественно, чем в женщинах, что, я думаю, также является предвзятостью и ошибкой, единственным способом привлечь больше женщин на должности Я верю, что сила в том, чтобы сделать это возможным, и всем, кому это небезразлично. Люди возносят людей к власти. Это сила, идущая снизу или сверху. Это не просто движение человека вперед.Я считаю, что для женщин особенно важно, чтобы люди осознавали, что стереотипы о женщинах, препятствия, с которыми женщины сталкиваются при продвижении вперед в организациях, не могут измениться, пока мы не увидим, что женщины способны удерживать власть и наращивать власть. так же, как и мужчины, и единственный способ добиться этого — направить часть наших усилий на то, чтобы помочь другим женщинам развиваться.

Ребекка Льюис. лидеры, которые мы сделаем лидерами.В конце вашей книги звучит почти сплачивающий призыв изменить это и сделать именно то, что вы только что сказали — дать возможность большему количеству женщин соответствовать этому образцу. Вы говорите о более заботливой, ответственной и заботливой силе. Прежде чем мы закончим, я хотел спросить вас кое-что о нынешней ситуации, в которой мы находимся. Вы пишете, что, когда люди хорошо используют власть, это не делает новостей, и я думаю, ваша точка зрения заключается в том, что мы с большей вероятностью услышим о злоупотребления властью, чем мы, более позитивная сторона. И мне просто интересно, изменилась ли эта точка зрения немного с точки зрения кризиса Covid-19.Мы наблюдаем много дискуссий о том, что такое эффективное лидерство, и, в частности, женщины-политические лидеры получают много действительно положительного анализа того, как они справляются с ситуацией. Интересно, что вы наблюдали за всем этим, и может ли это помочь нам как обществу помочь нам развить наше понимание власти и того, чем она может быть?

Профессор Грюнфельд:

Я так рад, что вы это принесли. Да, я действительно думаю, что это действительно интересный момент, чтобы обратить внимание на то, как работает мощность и какие есть варианты.Основываясь на том, что я сказал ранее, с точки зрения знания, что, согласно исследованию, женщины склонны больше думать о власти с просоциальной точки зрения, как об ответственности за заботу о других людях, чем мужчины в среднем. Нас не должно удивлять, что именно сейчас на передний план выходят именно эти лидеры. Это совсем другая модель. Есть люди, которые относятся к власти как к награде, достижению или как к какому-то показателю своей ценности как людей, и поэтому они будут прилагать все усилия, чтобы продвинуться вперед как можно быстрее и быть в центре внимания настолько, насколько это возможно. возможно, они могут.Есть люди, которые думают о власти больше как о долге, и я думаю, что эти женщины во время этого кризиса являются примером такого рода вещей, которые заключаются в том, что они как бы трудятся на заднем плане, они такие лидеры, которые делают конечно, плохих вещей не бывает — мы их никогда не видим! Они просто вернулись на задний план, чтобы убедиться, что дела идут хорошо, что рабочие места безопасны, что страны безопасны, что решения принимаются с учетом интересов наибольшего числа людей, поэтому мы не слышим о Это.Но в этот момент, потому что это было очень интересное время, чтобы просто иметь возможность сравнить, как в ответ на одну и ту же пандемию и один и тот же кризис разные лидеры подошли к ней по-разному, и, если повезет, это повлияет в будущем на то, как мы думаем. о том, какие необходимые требования предъявляются, когда мы думаем о том, чтобы поставить человека во власть с большой ответственностью. Какие качества и характеристики мы ищем? Но в этом контексте пандемии вы можете видеть, насколько важно быть человеком, который знает, как использовать властную ответственность и, возможно, потенциально немного более склонен к риску, который сначала думает, возможно, не о том, как его решения повлияют на их политическая жизнеспособность, но то, как их положение повлияет на средства к существованию людей, которые на них полагаются.

Ребекка Льюис:

Совершенно верно, и я думаю, что это идеальное и очень заставляющее задуматься место, чтобы закончить наш сегодняшний разговор. Спасибо, профессор Грюнфельд, за то, что присоединились к нам. Это было потрясающе. И удачи с книгой.

Профессор Грюнфельд:

Большое вам спасибо; Мне это понравилось.

Ребекка Льюис:

Мы надеемся, что вам понравился этот выпуск EverywomanBookClub. Если вы еще не являетесь участником EverywomanNetwork, вы можете присоединиться к нам сегодня, чтобы принять приглашение принять участие в наших интерактивных онлайн-вопросах и ответах, где вы можете задать свои вопросы нашим авторам из любой точки мира.Членство в EverywomanNetwork также дает вам доступ к огромному количеству контента, который поможет вам продвинуться по карьерной лестнице, от вебинаров и подкастов с вдохновляющими женскими ролевыми моделями до рабочих тетрадей, викторин и многого другого.


[i] Примечание редактора: президент Трамп — второй младший из пяти братьев и сестер.

Журнал CVLUX | #LUXlife — ДЕЙСТВУЙ С НАМЕРЕНИЕМ

Выросшая в Балтиморе, штат Мэриленд, Никива проявляла свои творческие способности с юных лет. «Я всегда любил искусство и развлечения.Но до тех пор, пока я не покинула Балтимор, это даже не вызвало резонанса, что я действительно могу стать актрисой », — вспоминает она. «Это никогда не было разговором». В детстве она занималась «театральным делом» и в подростковом возрасте начала моделировать, что познакомило ее с индустрией моды. «Я координировала показы мод в старшей школе. Да, я ходил на уроки драмы. Но, знаете, никогда не было учителя, который говорил бы: «Тебе следует сделать это». И она оказалась в Беркли-колледже на Манхэттене, изучая моду.

«У них не было общежитий, но было здание, предназначенное для стажировок и студентов», — вспоминает Никива, рассказывая о своем опыте в месте, где она жила, недалеко от Таймс-сквер, в течение первых полутора лет в Нью-Йорке. Йорк. «Однажды в коридоре было много шума, поэтому я открыл дверь, и это мои соседи, которых я никогда не встречал — я только что переехал туда — и они такие:« О, нам так жаль! Мы бегаем в очереди! »И я такой:« Что? »А они такие:« О да, я учусь в театральной школе! »Я помню, как закрыл дверь и подумал:« Подожди, я мог бы пойти. в школу за это? »Я понятия не имел.Никто никогда не говорил, что за это можно пойти в школу! »

Этот момент заставил Никиву усомниться в ее направлении, но, поскольку успех в моде продолжал приходить к ней с готовностью, она продолжала придерживаться его и в конце концов получила две степени. «Нью-Йорк — это в значительной степени место с точки зрения трудовой этики — дело не в том, кого вы знаете, им все равно. «Сможете ли вы сделать работу?» — спрашивали люди. Так что я смог преуспеть в этой среде, потому что у меня всегда была работа с шестого класса — я всегда работала! » Работа в моде, которая, как известно, является быстро развивающейся отраслью, действительно идеально подходила для нее.«Я сразу же добился успеха в перерывах между учебой и работал в оптовой торговле — моделировал для BCBG». Одна возможность привела к другой, и она оставалась с брендом в течение следующих четырех лет, что официально положило начало ее модной карьере.

«Нью-Йорк определенно был местом постоянных испытаний». Двое лучших друзей детства Никивы из Балтимора тоже переехали в Большое Яблоко, чтобы одновременно изучать моду. «Это было похоже на то, как будто у меня был маленький кусочек Балтимора в центре Нью-Йорка.Однако только когда она наконец переехала в Лос-Анджелес в 23 года, Никива осознала, насколько ценна эта система поддержки на Манхэттене для ее профессионального развития. Она всегда хотела переехать в Калифорнию, и в конце концов ее перевели на Западное побережье, чтобы помочь открыть несколько крупных розничных магазинов, превратив эту мечту в реальность.

Действия перед камерой: Назад к одному — 1-е издание

«Я почти два десятилетия работал над кастингом проектов для Бродвея, телевидения, сериалов и художественных фильмов.Питер Аллен Стоун был тем, кого я нанял и которому доверял, чтобы он находился в комнатах, где я проходил прослушивание и открывал для себя некоторых из самых талантливых актеров, работающих сегодня. Он не только проницателен и увлечен своими отзывами об актерах, но также является вдохновляющим голосом мудрости и поддержки ».

Джандиз Эстрада Кардосо , старший директор по привлечению талантов, NBC Studios, Лос-Анджелес

«In Back to One» Мистер Стоун предлагает свежий взгляд на извечную загадку: как объединить традиционную актерскую технику с требованиями постоянно меняющегося современного актерского мира.Используя простые для понимания концепции в непринужденной развлекательной форме, он предоставляет важные учебные ориентиры, чтобы помочь начинающему актеру ориентироваться в зачастую сложном процессе кинопроизводства. Кроме настойчивости, я не могу придумать ничего более важного для художника, стремящегося к профессиональной карьере на камеру «.

Кеннет Суарес , Агент по талантам, Brick Entertainment, Лос-Анджелес

«Питер Аллен Стоун — мастер-преподаватель актерского мастерства на камеру.Его мастер-класс с нашими учениками был невероятным! Я восхищаюсь его способностью вовлекать студентов в увлекательный процесс, в котором все участники учатся на собственном опыте и друг у друга. Я обязательно воспользуюсь его книгой в нашей программе актерского мастерства для камеры! »

Аннемари Унтамала , Средняя школа исполнительских искусств Каллио, Хельсинки, Финляндия

«Семинары Питера Аллена Стоуна вдохновляют и дают очевидные результаты для актеров всех уровней.Он мастер-педагог, который извлекает максимум пользы из актерской игры в сочетании с глубокими познаниями в области кинопроизводства. Я видел, как он брал начинающих и профессиональных актеров со всего мира и показывал потрясающие спектакли всего за четыре недели. Его страсть и упрощенный подход — редкое и эффективное сочетание! »

Диана Санти , кинорежиссер, Нью-Йоркская киноакадемия Флоренция, Италия, программный директор

«Я так благодарен, что учился у Питера Аллена Стоуна.Помимо своих обширных познаний в актерской игре перед камерой, включая сложные техники или советы по повышению вашей производительности, Питер дает вам то, чему нелегко научить; он вдохновляет вас стать лучшим человеком. Он призывает вас неустанно преследовать свою страсть и отдавать каждую частичку себя тому виду искусства, который вы так сильно любите ».

Авкаш Манн , Вокальный артист, актер, Индия

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *