Содержание

Главные герои «Два капитана» характеристика персонажей произведения Каверина для читательского дневника списком

В произведении Каверина «Два капитана», рассказывается о поисках пропавшей экспедиции. Герой романа, Александр Григорьев, проходит множество испытаний, чтобы узнать подробности гибели арктической экспедиции. Захватывающий сюжет книги, настоящая любовь главных героев «Двух капитанов», выдержавшая все испытания, закрученная интрига, до сих пор пользуется популярностью у любителей приключенческой литературы. Слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться», проходящие красной нитью через весь роман, сразу после его издания, стали нарицательными.

Это небольшое описание персонажей романа Каверина «Два капитана», может быть использовано для читательского дневника.

Александр Григорьев

В романе «Два капитана» герои Александр Григорьев и капитан Татаринов – это два положительных персонажа. Для Александра, капитан Татаринов с детства является примером. Александр – целеустремленный, мужественный и честный человек, борющийся за справедливость. Огромная сила воли, способность к аналитическому мышлению, преданность своим принципам, помогают ему достичь своей цели, и остаться верным своей любви. Доказывает виновность Николая Антоновича, обнаружив документы экспедиции.

Катя Татаринова

Любимая девушка главного героя, дочь капитана Татаринова. Искренно любит Сашу, готова ради него на все. Правдивый рассказ Саши о подлости Николая Антоновича, отталкивает Катю от любимого человека. Со временем умная и справедливая девушка делает правильные выводы. Пройдя все испытания, пережив предательство и измены мнимых друзей, молодые люди сумели сохранить свою любовь, и остаться вместе.

Мария Васильевна Татаринова

Мать Кати. Несчастная женщина, потерявшая своего мужа, и попавшая в жизненные силки. Считает себя обязанной Николаю Антоновичу, и выходит за него замуж. Когда узнала всю правду о его подлом поступке, отравилась, осознав, что совершила предательство по отношению к мужу. Врачи не смогли спасти ее жизнь.

Николай Антонович Татаринов

Двоюродный брат капитана Татаринова. Всю свою жизнь любит его жену. Совершает мерзкий и подлый поступок, снабжая экспедицию брата некачественным снаряжением и негодными продуктами. Это приводит к гибели экспедиции. Содержит жену и дочь брата, добивается согласия Марии Васильевны стать его женой. Когда Александр обвиняет его в гибели брата, с помощью подлога доказывает свою непричастность. После войны, Александр Григорьев окончательно его разоблачает прилюдно.

Ромашов

Характеристика этого персонажа, включает в себя только отрицательные качества. Это подлый и низкий человек, эгоистичный и корыстный. Ради своей выгоды, способен на любой мерзкий поступок. Все эти черты развиты в нем с детства, он трусливый и двуличный тип, предательство для него – обычная вещь. Занимается шантажом близких ему людей.

Иван Павлович Кораблев

Учитель географии. Справедливый, честный человек, хороший учитель, любящий свою работу и детей. Старший друг и наставник Григорьева, помогает ему во всех делах. Очень любит Марию Васильевну. Сделал ей предложение, но получил отказ.

Нина Капитоновна

Мать Марии Васильевны, бабушка Кати, которой Саша однажды помог донести сумки, и так попал в дом Татариновых. Ей понравился Саша, и она приглашает его в гости, чтобы покормить.

Валентин Жуков

Друг Александра. Жизнерадостный и любознательный, верный друг и надежный товарищ. Женился на подруге Кати Татариновой, Кире. Стал крупным ученым.

obrazovaka.ru

главные герои романа Вениамина Каверина

Меню статьи:

Два капитана: главные герои романа Вениамина Каверина

Вениамину Каверину принадлежит, возможно, один из ключевых романов приключенческого жанра, которым зачитывались дети советской эпохи. Роман был написан в 1940-е годы, но популярность и актуальность романа не проходит и сегодня. Речь идет о культовой вещи – о романе «Два капитана», главные герои которого – сложные и живые образы.

«Бороться и искать, найти и не сдаваться”

Эти слова, словно вырезанные из поэмы Альфреда Теннисона «Уллис» (Одиссей), – девиз романа Каверина. Начинается произведение удивительно: не своей памятью, но памятью чужой. В городе Энске, находящемся на периферии России, нашли тело умершего почтальона. При нем была сумка, а в сумке – письма. Главный герой живет на первых страницах романа этими письмами, а особенно юноше запоминаются строки, связанные с полярными экспедициями, с путешествиями на север… И сам роман «Два капитана», главные герои которого борются, ищут, находят и не сдаются, пропитан духом приключений. Поэтому произведение, как и морские романы Фенимора Купера и Рафаэля Сабатини, занимает на полке юных читателей одно из основных мест.

Раз уж вы у нас, предлагаем ознакомиться с кратким содержанием романа “Два капитана” Вениамина Каверина.

Любопытно, что строки, которые писатель сделал девизом романа, одновременно взяты эпитафией. Слова выгравированы на кресте, поставленном в память о полярной экспедиции Роберта Фолкона Скотта, которая так и не вернулась домой.

Таким образом, произведение Вениамина Каверина посвящается теме поисков. Если у французского писателя Марселя Пруста герои ищут потерянное время, то здесь – герои заняты поисками потерянной полярной экспедиции… и любви.

Герои романа «Два капитана»

Классификация персонажей произведения – традиционная: здесь выделяются фигуры первого плана и фигуры второго плана, герои главные и, соответственно, герои второстепенные. Сначала поговорим о том, кто играет главную роль на этой литературной сцене.

Главные герои

Александр Григорьев

Имя Александра в романе чаще всего предстает в ласковой форме – Саня. Безусловно, Саня – персонаж положительный. Юноше, как и другим героям первого плана, выпадает нелегкая судьба и множество испытаний. Первое испытание юноши носит физиологический характер – это немота. Однажды отца Сани обвиняют в убийстве и берут под арест. Малыш Саня – единственный, кому известно имя настоящего преступника, однако мальчик не может сообщить имя, так как не умеет говорить. В дальнейшем, Саня излечится от странного звукового недуга, однако отец к тому времени уже умрет в заключении.

Мать Сани снова выйдет замуж, а отчим, как и полагается сюжету в произведениях такого рода, окажется человеком нехорошим – жестким, черствым, подлым и эгоистичным. Позже Саня переживает и смерть матери. У него остается тетя Даша – та самая, которая читала мальчику письма из сумки умершего почтальона. Но тетя принимает решение, что Сане вместе с сестрой следует жить в приюте. Тогда Саня и близкий друг мальчика (Петр) бегут – сначала в Москву, а потом – в Туркестан. Начинаются приключения в столице… Москва одаривает друзей отнюдь не подарками, но очередными жестокостями «взрослой» жизни.

Убегая в Москву, Саня планирует остановиться на первое время у дяди своего друга, однако родственник Пети, как оказалось, призван на фронт. Юных ребят ожидает неблагодарный труд и игра в прятки с проверками в столице. Во время одной из таких проверок Сане не удается скрыться, и мальчика отправляют в школу для беспризорников…

Роман охватывает много лет, и эти годы во всех описанных в романе ситуациях Саня предстает человеком благородным, целеустремленным, сильным – духом и телом. Когда, в гостях у подруги, по вине Сани случайно ломается лактометр – прибор для того, чтобы проверять состав молока, – Катя, подруга юноши, хочет защитить товарища, но Саня не дает девушке взять вину на себя. В этом случае герой проявляет благородство. Александру близка борьба за справедливость, юноша также мужественный и гордый. Однако гордыня персонажу не свойственна. Саня искренне верит в свои идеалы и следует принципам. Он верный и способный отчаянно любить. Между тем, юноше не чужда и рациональность: во многих ситуациях Саня проявляет настоящее аналитическое мышление.

После размолвки с Катей – уже во время юношеских лет – Саня учится в летней школе и готовится исполнить детскую мечту – узнать, что же случилось с полярной экспедицией, о которой он читал в детстве, в странных, наполовину испорченных морской водой письмах.

Екатерина Татаринова

Катя – подруга Сани, о которой мы уже говорили выше. Дом ее родителей становится для Сани целым «дивным новым миром», похожим на пещеру Али-Бабы. Квартира кажется герою странным миром, полным загадок и опасностей.

Катя – дочка капитана Татаринова. Однако историю этого капитана Саня услышит от подруги не сейчас, а спустя 4 года. Тогда герои снова встретятся, узнают друг друга. Саня расскажет Кате, что собирается стать летчиком, а Катя поведает ему историю своей семьи.

В 1912 году, в июне капитан Татаринов уехал в экспедицию (из Петербурга капитан ехал во Владивосток) на корабле «Святая Мария», но перед этим он приехал ненадолго в уже знакомый нам Энск, чтобы проститься с родными. После этого капитан и экспедиция пропали. Жена капитана неоднократно обращалась к императору с просьбой о помощи в поиске мужа, однако считалось, что капитан мог погибнуть: если это так, и Татаринов погиб, то только по причине собственной неосторожности и небрежности в отношении государственного имущества.

Как-то раз Саня снова получил возможность перечитать те письма, которые в детстве слышал от тетки. Вдруг юноша осознал: эти письма – о капитане Татаринове и экспедиции.

Николай Антонович Татаринов

В его квартире (а он был заведующим школой, куда отдали Саню в Москве) и жила семья Татариновых, в том числе и Катя – подруга Сани. Николай приходился Кате двоюродным дядей. Мужчина не испытывал привязанности и симпатии к отцу девочки, то есть к двоюродному брату, так как, во-первых, был влюблен в жену брата – Марью Васильевну, а во-вторых, считал того неблагодарным.

Николая Антоновича Саня рассматривал как главную «опасность» квартиры Татариновых. Однажды Николай поступает подло: Марья Васильевна не испытывала взаимности к нему, но женщине был, между тем, симпатичен учитель географии – некий Кораблев. Иногда тот приходил к в гости, а в один день – сделал предложение руки и сердца. Марья отказала. Но, несмотря на это, в уме Николая Антоновича все равно зародился коварный план – сделать так, чтобы Кораблев больше не приходил, а для этого – помешать его работе, чтобы тот был ограничен в преподавании географии. Саня рассказал обо всем учителю, и поэтому Николай выгнал юношу из дому. Катя, не поверив Сане и его рассказу о подлости дяди, надолго обижается на друга.

Однако это был не самый подлый поступок Николая Антоновича. Самое ужасное было в том, что экспедиция пропала именно по его вине – по большей части. Николай был ответственен за снаряжение отправившихся в экспедицию полярников, и по его вине это снаряжение было совершенно непригодным. Саня не может доказать это, ведь факты унесла соленая вода, размывшая слова в письмах. Но юноша помнит то, что было там написано.

Впоследствии Катя становится возлюбленной Сани. Осознав правду, девушка уйдет из дома Татариновых: в то время Катя уже будет уважаемым человеком, геологом, начальником экспедиции. Николай же Антонович получит свое: подлеца обличат, и тот будет вынужден уйти, опозоренным и униженным.

И хотя Николай Антонович – скорее персонаж второстепенный, мы ввели его в это описание, чтобы придать характеристике целостности. А теперь, однако, перейдем к следующим фигурам романа.

Герои второго плана

Марья Васильевна Татаринова

Мы уже начали рассказ о Марье Васильевне. Женщина очень несчастна: во-первых, Марья теряет мужа, во-вторых, героиня лишается компании симпатичного ей Кораблева, а в-третьих, – вынуждена выйти замуж за человека, которого не любит.

Как можно догадаться, Марья Васильевна становится женой Николая Антоновича. Все потому, что женщина чувствовала вину и то, что якобы была обязана Николаю за оказанную ей, матери и дочери заботу. Но однажды Марья Васильевна узнает от Сани о том, каким «страшным человеком» был Николай Антонович. Юноше не было известно, что последний уже стал мужем бедной женщины.

Марья Васильевна чувствовала вину перед мужем (капитаном), ощущала себя предательницей. В конце концов, героиня не выдерживает и совершает самоубийство: женщина отравилась, и врачи не смогли оказать ей помощь вовремя и спасти.

Здесь читатель снова сталкивается с драмой в отношениях Сани и Кати: на похоронах матери Катя не хочет разговаривать с Саней, ведь Николаю удалось убедить девушку, что именно Саня виноват в смерти Марьи Васильевны, а в письмах речь шла совсем о другом человеке.

Николая Антоновича в итоге все равно разоблачат. Сделает это Саня, но уже лишь после окончания войны.

Ромашов / Ромашка

С этим героем мы сталкиваемся, когда, читая книгу, доходим до истории с Кораблевым. Ведь Григорьев рассказал юноше о том, что слышал от Николая Татаринова, а потом счел Кораблева предателем, который все доложил Татаринову.

Но предателем в этой ситуации оказался вовсе не Кораблев, а Ромашов – по прозвищу Ромашка.

Ромашка – исключительно и полностью отрицательный герой. Подлый, трусливый, способен только на низкие и гнусные поступки. С детства Ромашку интересует собственная выгода, и ради нее герой может пойти даже на шантаж друзей и близких.

Самое страшное, что однажды Саня узнает: Ромашка вошел в дом Татариновых, втерся в доверие и, кажется, еще чуть-чуть и женится на Кате. Девушка не сразу поняла, что Ромашка знаком только с предательством, а сам – двуличный и морально грязный человек. Именно Ромашка будет пособником Николая в очернении имени Сани Григорьева, когда Саня захочет представить материалы о судьбе капитана пропавшей экспедиции…

Однако влюбленность в Катю сыграет с Ромашкой злую шутку: тот предложит Сане услуги в обличении вины Николая. Плата – отказ Сани от стремления быть с Катей. Однако Григорьев оказался благороднее: Саня рассказывает о предложении Ромашки Николаю Антоновичу. Впрочем, тот уже не мог играть против бывшего пособника.

Когда поездка Сани и Кати на север для поиска пропавшей экспедиции провалится, а Саня отправится на фронт – на войну с Испанией, Катя снова встретит старого «друга». Ромашка станет убеждать девушку, что спасал Саню, получившего ранение, но Григорьев трагически погиб. Однако теперь девушка не поверит. Ромашка, и правда, соврал: Ромашов вовсе не спасал Александра, а предал, отобрав вещи. В итоге, справедливость восторжествует, и Ромашка будет осужден.

Иван Павлович Кораблев

Мы снова возвращаемся назад, чтобы детальнее изучить уже знакомую личность учителя географии. Часто Иван занимает именно позицию жертвы, ведь Кораблева несправедливо мучают в школе – из-за любви к Марье Васильевне, его обвиняет Саня в том, что тот предал его доверие…

На самом деле, Кораблев воплощает такие черты, как доброта, искренность, наивность и простота, честность, открытость и справедливость. Учитель любит свое дело, работу, волнуется о детях, которых учит.

Иван Павлович сыграет важную роль в отношениях Сани и Кати: Кораблев будет много раз помогать влюбленным.

Валентин (Валя) Жуков

Как нам известно, тема дружбы занимает особенно важное место в романе «Два капитана», главные герои произведения постоянно попадают в ситуации, где дружба и предательство сталкиваются друг с другом в неравной борьбе. По законам жанра сначала читателю будет казаться, что побеждает зло, но потом обязательно верх возьмет добро.

Итак, Валя Жуков – это товарищ Сани. Сначала Саня также дружил с Петей (Петром Сковородниковым). Вместе мальчики бежали в столицу, но потом их пути разошлись. Пете удалось сбежать во время проверки, и впоследствии Григорьев узнал, что Петр по-прежнему в Москве и занимается искусством. Также в стенах Академии художеств обучалась и Александра (Саша) Григорьева – сестра Сани, которая в итоге стала женой Пети.

Валя Жуков и Ромашка – это товарищи, которые появились у Сани во время учебы в школе для детей-беспризорников. Валя – антипод Ромашки. Валя умный, честный, справедливый, ответственный и надежный, прекрасный и верный друг. Жуков становится мужем лучшей подруги Кати – Киры, а также юношу ждет карьера крупного ученого.

Саша Григорьева

Сестра Сани – художница и жена его друга Пети. События развиваются, и позже Сане удастся опубликовать статью о полярной экспедиции и о капитане Татаринове… Саша к тому времени будет жить в Москве, воспитывать сына. Но потом девушку источит болезнь. Вылечиться не удается: Саша умрет.

Нина Капитоновна

Для Григорьева старушка была в «пещере Али-Бабы» сокровищем, ведь всегда угощала его вкусностями. Нина Капитоновна вводит Саню в круг семьи Татариновых: как-то раз, Саня помог женщине донести тяжелые сумки… Нина приходится Марье Васильевне матерью.

Иван Иванович

Это врач, который смог излечить Саню от немоты. Но это была не единственная встреча наших персонажей. Далее судьба их сталкивает в то время, когда Сане удалось добиться, чтобы ему дали назначение на Север. Здесь, в Заполярном крае, Иван Иванович дает Сане записки штурмана корабля «Святая Мария». Штурман, как оказалось, скончался в 1914 году, но из тех писем Саня узнал о том, какая судьба постигла пропавшего капитана.

Расшифровка писем, любовь

Юноша, увлеченный идеями отыскать полярников, обучается в ленинградской летней школе, читая и разбирая трудные записи писем. Усердный юноша узнает, что капитан, отец Кати, отпустил сотоварищей, чтобы те искали новую землю и осваивали ее. Сам же капитан, Катин отец, не покинул корабль. Земля Марии – место, на которое указывает расследование Сани, здесь могут быть следы потерянной экспедиции.

Григорьев добьется больших успехов в этом начинании. Позже, желание найти следы экспедиции вновь сводит юношу с Катей. Однако экспедиция в этот раз не состоится….

Читатель вновь столкнется с персонажами, когда для них продет 5 лет: Саня возвращается, сумев спастись после войны с Испанией, но Катя уже не в Москве…

Мы видим, как сильно бросает героев судьба. Теперь Саня вынужден ехать в личную «экспедицию» – на поиски пропавшей любви. Григорьев ищет жену в Москве, потом едет в Ярославль, а потом – в Новосибирск… Во время путешествий Сане удается – по чистой случайности (из-за необходимости совершить аварийную посадку) – найти остатки корабля «Святая Мария», тело погибшего капитана и его записи. В Полярном – городке неподалеку от этого места – Саня встречается и Катю.

Два капитана: главные герои романа Вениамина Каверина

5 (100%) 5 votes

r-book.club

Как читать «Двух капитанов» • Arzamas

Литература

Историк культуры Мария Майофис рассказывает о том, как устроены самые популярные советские книги, которые все читают в детстве

 

Как читать «Приключения Бибигона»

 

Как читать «Витю Малеева в школе и дома»

«Два капитана» — пожалуй, самый известный советский приключенческий роман для юношества. Он многократно переиздавался, входил в знаменитую «Библиотеку приключений», был дважды экранизирован — в 1955 и в 1976 го­­ду  В 1992 году Сергей Дебижев снял абсурди­­­ст­скую музыкальную пародию «Два капи­­тана — 2», в сюжете не имевшую ничего об­щего с ро­маном Каверина, но эксплуатиро­вавшую его название как общеизвестное.. Уже в XXI веке роман стал литературной основой мюзикла «Норд-Ост» и пред­метом специальной музейной экспозиции в Пскове, родном городе авто­ра.­ Героям «Двух капитанов» ставят памятники и называют их именами пло­щади и улицы. В чем же секрет литературной удачи Каверина?

Приключенческий роман и документальное расследование

Обложка книги «Два капитана». Москва, 1940 год© «Детиздат ЦК ВЛКСМ»

На первый взгляд, роман выглядит просто соцреалистическим опусом, хотя и с тщательно проработанным сюжетом и использованием неко­то­рых не слиш­ком привычных для соцреалистической литературы модернист­ских приемов, например таких, как смена повествователя (две из десяти частей романа напи­саны от лица Кати). Это не так.­­

К моменту начала работы над «Двумя капитанами» Каверин был уже довольно опытным литератором, и в романе ему удалось соединить несколько жанров: приключенческий роман-путешествие, роман воспитания, советский истори­ческий роман о недавнем прошлом (так называемый роман с ключом) и, нако­нец, военную мелодраму. Каждый из этих жанров имеет свою логику и свои механизмы удержания читательского внимания. Каверин — внимательный читатель работ формалистов  Формалисты — ученые, представлявшие так называемую формальную школу в литерату­роведении, возникшую вокруг Общества изу­чения поэтического языка (ОПОЯЗа) в 1916 го­­ду и просуществовавшую до конца 1920-х. Формальная школа объединяла тео­ретиков и историков литературы, стиховедов, лин­гвистов. Самыми известными ее предста­ви­­телями были Юрий Тынянов, Борис Эй­хен­­­баум и Виктор Шкловский. — много размышлял о том, возможно ли жан­ро­вое новаторство в истории литературы. Роман «Два капитана» можно счи­тать результатом этих размышлений.

Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год © Киностудия «Мосфильм»

Сюжетную канву путешествия-расследования по следам писем капитана Тата­ринова, о судьбе экспедиции которого много лет никто ничего не знает, Каве­рин заимствовал из известного романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Как и у французского писателя, текст писем капитана сохранился не полно­стью и место последней стоянки его экспедиции становится загадкой, которую на протяжении долгого времени отгадывают герои. Каверин, однако, усиливает эту документальную линию. Теперь речь идет не об одном письме, по следам которого ведутся поиски, а о целой серии документов, которые постепенно попадают в руки к Сане Григорьеву  В раннем детстве он по многу раз читает выброшенные на берег в 1913 году письма капитана и штурмана «Святой Марии» и бук­вально выучивает их наизусть, еще не зная, что письма, найденные на берегу в сумке уто­нувшего почтальона, рассказы­вают об одной и той же экспедиции. Потом Саня знакомится с семьей капитана Татари­нова, получает до­ступ к его книгам и разби­рает заметки на по­лях о перспективах поляр­ных исследо­ваний в России и мире. Во время учебы в Ленин­граде Григорьев тща­тельно штуди­рует прес­су 1912 года, чтобы узнать, что писали в это время об экспедиции «Свя­той Марии». Сле­дующий этап — находка и кро­потливая расшифровка дневника того самого штурма­на, которому принадлежало одно из энских писем. Наконец, в самых по­след­них главах главный герой становится облада­телем предсмертных писем капитана и вах­тен­ного журнала судна..

«Дети капитана Гранта» — роман о поисках экипажа морского судна, история спасательной экспедиции. В «Двух капитанах» Саня и дочь Татаринова, Катя, ищут свидетельства гибели Татаринова, чтобы восстановить добрую память об этом человеке, когда-то не оцененном современниками, а потом и вовсе забытом. Взявшись за реконструкцию истории экспедиции Татаринова, Григо­рьев принимает на себя обязательство публично разоблачить Николая Антоно­вича, кузена капитана, а впоследствии — Катиного отчима. Сане удается дока­зать его пагубную роль в снаряжении экспедиции. Так Григорьев становится как бы живым заместителем погибшего Татаринова (не без аллюзий к исто­рии принца Гамлета). Из расследования Александра Григорьева следует еще один неожи­данный вывод: письма и дневники нужно писать и хранить, поско­льку это способ не только собрать и сберечь информацию, но еще и рассказать потом­кам о том, что от тебя пока не готовы выслушать современники. Харак­тер­но, что сам Григорьев на последних этапах поисков начинает вести днев­ник — или, точнее, создавать и хранить серию неотправленных писем к Кате Тата­риновой.

Здесь и заключено глубокое «подрывное» значение «Двух капитанов». Роман утверждал важность старых личных документов в эпоху, когда личные архивы либо изымались при обысках, либо их уничтожали сами владельцы, опасаясь, что их дневники и письма попадут в руки НКВД.

Американская славистка Катерина Кларк назвала свою книгу о соцреалистиче­ском романе «История как ритуал». Во времена, когда история представала на страницах бесчисленных романов ритуалом и мифом, Каверин изобразил в своей книге романтического героя, восстанавливающего исто­рию как вечно ускользающую тайну, которую нужно расшифровать, наделить личным смы­слом. Вероятно, эта двойная перспектива стала еще одной причи­ной, по кото­рой роман Каверина сохранял свою популярность на протяжении всего ХХ века.

Роман воспитания

Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год © Киностудия «Мосфильм»

Вторая жанровая модель, использованная в «Двух капитанах», — роман воспи­тания, жанр, возникший во второй половине XVIII века и бурно развивавшийся в XIX и XX столетии. В фокусе романа воспитания всегда история взросления героя, формирование его характера и мировоззрения. «Два капитана» примы­кают к той разновидности жанра, которая рассказывает о биографии героя-сиро­ты: образцами явно стали «История Тома Джонса, найденыша» Генри Филдин­га и, конечно, романы Чарльза Диккенса, прежде всего «Приключе­ния Оли­ве­ра Твиста» и «Жизнь Дэвида Копперфильда».

По-видимому, последний роман имел решающее значение для «Двух капита­нов»: впервые увидев однокашника Сани — Михаила Ромашова, Катя Татари­нова, как будто предчувствуя его зловещую роль в своей и Саниной судьбе, говорит о том, что он страшен и похож на Урию Хипа — главного злодея из «Жиз­ни Дэвида Копперфильда». К роману Диккенса ведут и другие сюжет­ные парал­лели: деспотичный отчим; самостоятельное долгое путешествие в другой город, навстречу лучшей жизни; изобличение «бумажных» махина­ций злодея.

Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год © Киностудия «Мосфильм»

Впрочем, в истории взросления Григорьева появляются мотивы, не свойствен­ные литературе XVIII и XIX века. Личностное становление Сани — это процесс постепенного накапливания и концентрации воли. Всё начинается с преодоле­ния немоты  Из-за перенесенной в раннем детстве болез­ни Саня потерял способность гово­рить. Немота фактически становится причи­ной гибели Саниного отца: мальчик не может рассказать, кто на самом деле убил сторожа и почему нож отца оказался на месте пре­ступления. Саня обретает речь благодаря чудесному доктору — беглому каторжнику Ивану Ивановичу: буквально за несколько сеансов он показывает своему пациенту пер­вые и самые главные упражнения для трени­ровки произнесения гласных и коротких слов. Потом Иван Иванович исчезает, и даль­нейший путь к обретению речи Саня проде­лывает сам., а после этого первого впечатляющего волевого акта Григорьев предпринимает и другие. Еще учась в школе, он решает стать летчиком и начи­нает систематически закаляться и заниматься спортом, а также читать книги, имеющие прямое или косвенное отношение к авиации и самолетостроению. Одновременно он тренирует способности к самообладанию, так как слишком импульсивен и впечатлителен, а это очень мешает в публичных выступлениях и при общении с чиновниками и начальниками.

Авиационная биография Григорьева демонстрирует еще большую решимость и концентрацию воли. Сперва обучение в летном училище — в начале 1930-х, при нехватке оборудования, инструкторов, летных часов и просто денег на жизнь и еду. Потом долгое и терпеливое ожидание назначения на Север. Затем работа в гражданской авиации за полярным кругом. Наконец, в заключи­тельных частях романа молодой капитан борется и с внешними врагами (фа­ши­­­стами), и с предателем Ромашовым, и с болезнью и смертью, и с тоской разлуки. В конце концов он выходит из всех испытаний победителем: возвра­ща­ется к профессии, находит место последней стоянки капитана Татаринова, а потом и затерявшуюся в эвакуационных пертурбациях Катю. Ромашов разоб­лачен и арестован, а лучшие друзья — доктор Иван Иванович, учитель Кораб­лев, друг Петька — снова рядом.

Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год © Киностудия «Мосфильм»

За всей этой эпопеей становления человеческой воли прочитывается серьезное влияние философии Фридриха Ницше, усвоенной Кавериным из оригинала и из косвенных источников — сочинений авторов, ранее испытавших воздей­ствие Ницше, например Джека Лондона и Максима Горького. В этом же воле­вом ницшеанском ключе переосмысляется и главный девиз романа, позаим­ствованный из стихотворения английского поэта Альфреда Теннисона «Улисс». Если у Теннисона строки «бороться и искать, найти и не сдаваться»  В оригинале — «to strive, to seek, to find, and not to yield». описы­вают вечного странника, романтического путешественника, то у Каверина они пре­вращаются в кредо несгибаемого и постоянно воспитывающего себя воина.

Советский революционный исторический роман

Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год © Киностудия «Мосфильм»

Действие «Двух капитанов» начинается накануне революции 1917 года, а за­канчивается в те же дни и месяцы, когда пишутся последние главы романа (1944 год). Таким образом, перед нами не только история жизни Сани Григорь­ева, но и история страны, проходящей те же стадии становления, что и герой. Каверин пытается показать, как после забитости и «немоты», хаоса начала 1920-х и героических трудовых порывов начала 1930-х к концу войны она начи­­нает уверенно двигаться к светлому будущему, строить которое пред­стоит Григорь­еву, Кате, их близким друзьям и другим безымянным героям с та­ким же запа­сом воли и терпения.

В эксперименте Каверина не было ничего удивительного и особенно новатор­ского: революция и Гражданская война довольно рано стали предметом исто­ризирующих описаний в сложных синтетических жанрах, соединявших в себе, с одной стороны, черты исторической хроники, а с другой — семейной саги или даже квазифольклорного эпоса. Процесс включения событий конца 1910-х — на­чала 1920-х годов в исторические художественные повествования начался уже во второй половине 1920-х  Например, «Россия, кровью умытая» Артема Веселого (1927–1928), «Хождение по мукам» Алексея Толстого (1921–1941) или «Тихий Дон» Шолохова (1926–1932).. Из жанра исторической семейной саги конца 1920-х Каверин заимствует, например, мотив разделения семьи по идеологи­чес­ким (или этическим) причинам.

Но самый интересный исторический пласт в «Двух капитанах», пожалуй, свя­зан не с описанием революционного Энска (под этим названием Каверин изо­бразил свой родной Псков) или Москвы периода Гражданской войны. Интерес­нее здесь более поздние фрагменты, описывающие Москву и Ленинград конца 1920-х и 1930-х годов. И в этих фрагментах проявляются черты еще одного прозаического жанра — так называемого романа с ключом.

Роман с ключом

Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год © Киностудия «Мосфильм»

Этот старинный жанр, возникший еще во Франции XVI века для осмеяния при­дворных кланов и группировок, вдруг оказался востребованным в советской литературе 1920–30-х годов. Главный принцип roman à clef состоит в том, что реальные лица и события кодируются в нем и выводятся под другими (но часто узнаваемыми) именами, что позволяет сделать прозу одновременно и хрони­каль­ной, и памфлетной, но при этом привлечь внимание читателя к тому, какие трансформации переживает «реальная жизнь» в писа­тель­ском воображе­нии. Как правило, разгадать прототипы романа с ключом могут совсем немно­гие — те, кто очно или заочно знаком с этими реальными лицами.

«Козлиная песнь» Константина Вагинова (1928), «Сумасшедший корабль» Ольги Форш (1930), «Театральный роман» Михаила Булгакова (1936), наконец, ранний роман самого Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильев­ском острове» (1928) — все эти произведения представляли современные события и реальных лиц действующими в вымышленных литературных мирах. Неслу­чайно большинство этих романов посвящены людям искусства и их кол­леги­альному и дружескому общению. В «Двух капитанах» основные принципы романа с ключом не выдерживаются последовательно — однако, изображая жизнь литераторов, художников или актеров, Каверин смело пользуется прие­мами из арсенала знакомого ему жанра.

Помните сцену свадьбы Пети и Саши (сестры Григорьева) в Ленинграде, где упоминается художник Филиппов, который «расчертил [корову] на маленькие квадратики и каждый квадратик пишет отдельно»? В Филиппове мы без труда узнаем Павла Филонова и его «аналитический метод». Саша берет заказы в ле­нин­градском отделении «Детгиза» — это значит, что она сотрудничает с леген­дар­ной маршаковской редакцией, трагически разгромленной в 1937 году  Каверин явно рисковал: он начал писать свой роман в 1938-м, уже после того, как редакция была распущена, а некоторые ее сотрудники арестованы.. Интересны и подтексты театральных сцен — с посещением разных (реальных и полувымышленных) спектаклей.

О романе с ключом применительно к «Двум капитанам» можно говорить весь­ма условно: это не полномасштабное использование жанровой модели, но пе­ре­­не­сение лишь некоторых приемов; большинство героев «Двух капитанов» не являются зашифрованными историческими лицами. Тем не менее ответить на вопрос о том, зачем в «Двух капитанах» понадобились такие герои и фраг­мен­ты, очень важно. Жанр романа с ключом предполагает разделе­ние чита­тель­ской аудитории на тех, кто способен, и тех, кто не способен подо­брать нужный ключ, то есть на посвященных и воспринимающих повество­ва­ние как таковое, без восстановления реальной подоплеки. В «артистических» эпизодах «Двух капитанов» мы можем наблюдать нечто подобное.

Производственный роман

Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год © Киностудия «Мосфильм»

В «Двух капитанах» есть герой, фамилия которого зашифрована только ини­циа­лом, но разгадать ее с легкостью мог любой советский читатель, и никакого ключа для этого не требовалось. Летчик Ч., за успехами которого с замиранием сердца наблюдает Григорьев, а потом с некоторой робостью обращается к нему за помощью, — это, конечно, Валерий Чкалов. Без труда расшифровывались и другие «авиационные» инициалы: Л. — Сигизмунд Леваневский, А. — Алек­сандр Анисимов, С. — Маврикий Слепнёв. Начатый в 1938 году, роман должен был подвести предварительный итог бурной советской арктической эпопее 1930-х, где в равной степени проявляли себя полярники (наземные и морские) и летчики.

Кратко восстановим хронологию:

1932 год — ледокол «Александр Сибиряков», первое плавание по Север­ному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию.

1933–1934 годы — знаменитая челюскинская эпопея, попытка плавания из Мурманска во Владивосток за одну навигацию, с гибелью корабля, высадкой на льдине, а затем спасением всего экипажа и пассажиров с помощью лучших пилотов страны: спустя еще много лет имена этих пилотов мог перечислить наизусть любой советский школьник.

1937 год — первая дрейфующая полярная станция Ивана Папанина и первый беспосадочный перелет Валерия Чкалова на североамериканс­кий континент.

Полярники и летчики были в 1930-е главными героями современности, и то, что Саня Григорьев не просто выбрал авиационную профессию, но захотел связать свою судьбу с Арктикой, сразу же сообщало его образу романтический ореол и большую привлекательность.

Между тем если отдельно рассмотреть профессиональную биографию Григорь­ева и его неуклонные попытки добиться посылки экспедиции по поиску экипа­жа капитана Татаринова, то станет понятно, что «Два капитана» заключают в себе черты еще одного типа романа — производственного, получившего ши­ро­­кое распространение в литературе социалистического реализма в конце 1920-х годов, с началом индустриализации. В одной из разновидностей такого романа в центре оказывался молодой герой-энтузиаст, любящий свою работу и страну больше самого себя, готовый на самопожертвование и одержимый идеей «прорыва». В его стремлении совершить «прорыв» (внедрить какое-то техническое новшество или просто неустанно работать) ему обязательно будет чинить препятствия герой-вредитель  В роли такого вредителя может выступать руководитель-бюрократ (конечно, по натуре консерватор) или несколько таких руково­дителей.. Наступает момент, когда главный герой терпит поражение и его дело, как кажется, почти проиграно, но все-таки силы разума и добра побеждают, государство в лице самых разумных своих представителей вмешивается в конфликт, поощряет новатора и наказывает консерватора.

«Два капитана» близки этой модели производственного романа, наиболее памятной советским читателям по знаменитой книге Дудинцева «Не хлебом единым» (1956). Антагонист и завистник Григорьева Ромашов рассылает по всем инстанциям письма и распространяет ложные слухи — результатом его деятельности становится внезапная отмена поисковой операции в 1935 году и изгнание Григорьева с любимого им Севера.

Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год © Киностудия «Мосфильм»

Пожалуй, самая интересная сегодня линия в романе — это превращение гра­ждан­ского летчика Григорьева в летчика военного, а мирных исследователь­ских интересов к Арктике — в интересы военные и стратегические. Впервые такое развитие событий предсказывает посетивший Саню в ленинградской гостинице в 1935 году безымянный моряк. Потом, после долгой «ссылки» в поволжскую мелиоративную авиацию, Григорьев решает собственными силами изменить свою судьбу и уходит добровольцем на испанскую войну. Оттуда он возвращается уже военным летчиком, и дальше вся его биография, как и история освоения Севера, показана как военная, тесно связанная с безо­пасностью и стратегическими интересами страны. Неслучайно и Ромашов оказывается не просто вредителем и предателем, но и военным преступником: события Отечественной войны становятся последним и предельным испыта­нием и для героев, и для антигероев.

Военная мелодрама

Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год © Киностудия «Мосфильм»

Последний жанр, который воплотился в «Двух капитанах», — это жанр военной мелодрамы, которая в годы войны могла реализовываться как на театральной сцене, так и в кино. Пожалуй, самый близкий аналог романа — пьеса Констан­тина Симонова «Жди меня» и снятый на ее основе одноименный кино­фильм (1943 год). Действие последних частей романа разворачивается как будто бы вослед сюжетной канве этой мелодрамы.

В самые первые дни войны самолет бывалого летчика сбивают, он оказывается на оккупированной территории, а потом при невыясненных обстоятельствах надолго пропадает. Его жена не хочет верить в то, что он погиб. Она меняет старую гражданскую профессию, связанную с интеллектуальной деятельно­стью, на простую тыловую и отказывается эвакуироваться. Бомбежки, рытье окопов на подступах к городу — все эти испытания она переживает с достоин­ством, не переставая надеяться, что ее муж жив, и в конце концов дожидает­ся его. Это описание вполне применимо и к фильму «Жди меня», и к роману «Два капитана»  Конечно, есть и различия: Катя Татаринова в июне 1941-го живет не в Москве, как си­моновская Лиза, а в Ленинграде; ей прихо­дится пройти через все испытания блокады, и уже после ее эвакуации на Большую землю Григорьев не может выйти на ее след..

Последние части романа Каверина, написанные попеременно то от лица Кати, то от лица Сани, успешно используют все приемы военной мелодрамы. И по­скольку этот жанр продолжал эксплуатироваться и в послевоенной литературе, театре и кино, «Два капитана» еще долгое время точно попадали в горизонт читательских и зрительских ожиданий  Горизонт ожидания (нем. Erwartungs­horizont) — термин немецкого историка и тео­ре­тика литературы Ханса-Роберта Яусса, комплекс эстетических, социально-политиче­ских, психологических и прочих представле­ний, определяющих отношение автора к об­ще­ству, а также отношение читателя к про­из­ведению.. Юношеская любовь, зародившаяся в испытаниях и конфликтах 1920–30-х, прошла последнюю и самую серьезную проверку войной.

Что еще почитать о «Двух капитанах»:

Литовская М. А. Две книги «Двух капитанов» В. Каверина. Русская литература XX века (1930-е — середина 1950-х годов). Т. 1. М., 2014. 

Смиренский В. Б. Гамлет Энского уезда. Генезис сюжета в романе Каверина «Два капитана». Вопросы литературы. №  1. 1998.


Статья подготовлена автором в рамках работы над научно-исследовательским проектом ШАГИ РАНХиГС «Изоляционизм и советское общество: ментальные структуры, политические мифологии, культурные практики».

 

Как читать «Приключения Бибигона»

 

Как читать «Витю Малеева в школе и дома»

Антропология, История

11 главных слов, помогающих понять чешскую культуру

Кнедлик, погода, сранда, вечерничек, «бархатная революция» и другие звери

arzamas.academy

Два капитана (1955) — актеры и съемочная группа — КиноПоиск

Режиссер

1.

Актеры

1.

... Саня Григорьев

2.

... Катя Татаринова

3.

4.

5.

... Саня Григорьев в детстве

6.

... Валя Жуков в детстве

7.

... Ромашов в детстве

8.

... Мария Васильевна

9.

... Нина Капитоновна

10.

11.

12.

... Иван Павлович Кораблев

13.

14.

15.

16.

... Николай Антонович Татаринов

17.

... подруга Кати

18.

... подруга Кати

19.

... Катя Татаринова в детстве

20.

21.

22.

23.

Продюсер

1.

Сценаристы

1.

2.

Оператор

1.

Композитор

1.

Художник-постановщик

1.

... постановщик

Монтажер

1.

www.kinopoisk.ru

Судьбы актеров из фильма «Два капитана»: picturehistory — LiveJournal

19 апреля исполняется 116 лет со дня рождения советского писателя Вениамина Каверина (настоящая фамилия – Зильбер), которого большинство читателей знает по роману «Два капитана». Трагедия пропавшей в Арктике экспедиции капитана Татаринова, в основе которой лежали реальные факты, никого не оставила равнодушным, и роман был дважды экранизирован. В 2001 г. по мотивам книги был поставлен мюзикл «Норд-Ост», история которого в 2002 г. была прервана терактом. За кадром фильма «Два капитана» (1976) тоже осталось немало трагических моментов: вскоре после съемок погиб режиссер, а судьбы многих актеров сложились драматически.


Работу над романом писатель закончил в 1944 г., а в 1955 г. вышла его первая экранизация – односерийный фильм В. Венгерова. Премьера состоялась в 1956 г. и собрала в кинозалах 32 млн зрителей. В 1974 г. режиссер Евгений Карелов, известный по фильмам «Служили два товарища» и «Семь стариков и одна девушка», взялся за работу над шестисерийной версией «Двух капитанов». Съемки продолжались 2 года, благодаря значительному хронометражу фильм достаточно полно воспроизводил сюжет книги. Премьера фильма на телевидении состоялась в феврале 1977 г. и собрала у экранов миллионы зрителей.

Режиссер фильма Евгений Карелов

К сожалению, этот фильм стал последним в творческой биографии режиссера. Вскоре после завершения съемок жизнь Евгения Карелова трагически оборвалась. 11 июля 1977 г. режиссер умер от сердечного приступа, купаясь в море. О его внезапном уходе рассказывал актер, исполнивший роль Сани Григорьева – Борис Токарев: «Мы решили отдохнуть – съездить на недельку в Пицунду. Евгений Ефимович пошел купаться в море и не выплыл. Мы с актером Евгением Матвеевым, который приехал к Карелову повидаться, бросились его доставать, но уже ничем нельзя было помочь. Врачи, проводившие вскрытие, сказали, что у Карелова в легких не было воды – он не утонул, у него просто – прямо в воде! – остановилось сердце. Помню, как, уходя, он сказал нам: «Ребята, я сейчас вернусь!».

Борис Токарев

Для самого Бориса Токарева роль Сани Григорьева стала судьбоносной –она принесла ему всесоюзную популярность и стала одной из самых ярких в его фильмографии, наряду с картинами «А зори здесь тихие» и «Горячий снег». Сниматься в кино он начал с 12 лет, и с детства и роман Каверина, и фильм Венгерова были в числе его самых любимых произведений. Тогда он и мечтать не мог о том, что сыграет главную роль в новой экранизации «Двух капитанов». «Есть фильмы, которые угадывают время и состояние зрителя. И попадают в вечность, – говорил Борис Токарев. – В «Двух капитанах» угадана потребность в романтической любви, удивительном упорстве и человеческом характере». В 1990-х гг. Борис Токарев пропал с экранов. Еще в 1977 г. он окончил режиссерский факультет ВГИКа и сам начал снимать кино. Вскоре режиссерская и продюсерская работа увлекла его куда больше, чем актерская, и с тех пор он выпустил несколько фильмов и сериалов, среди которых «Ангел мой», «Нас венчали не в церкви», «Дистанция» и др.

Борис Токарев

Фильм «Два капитана» стал одной из последних работ для актера Николая Гриценко, который блестяще исполнил роль Николая Татаринова. Борис Токарев рассказывал: «Вскоре после выхода фильма на экраны Николай Олимпиевич попал в психиатрическую лечебницу. У него был рассеянный склероз, он не мог запомнить даже двух предложений текста, поэтому ему писали их на разных частях декорации. И Гриценко блистательно оправдывал необходимость посмотреть то на стену, то на шкаф, а камера неотрывно следила за ним – не создавалось впечатления, что он считывает текст, напротив, это были очень тонкие и точные переживания». Последний фильм с его участием вышел в 1978 г. Кроме провалов в памяти, стали проявляться признаки психического расстройства. К сожалению, замечательный актер окончил свои дни в психиатрической лечебнице и в 1979 г. скончался.

Николай Гриценко в фильме *Два капитана*, 1976

Трагически сложилась судьба актера, который сыграл главного героя в детстве, Сергея Кудрявцева. Снявшись в 4-х фильмах в подростковом возрасте, он ушел из кинематографа и связался с бандитами. В конце 1970-х гг. он был осужден на 9 лет. В последние годы жизни пристрастился к алкоголю, а в 2003 г. погиб – его сбила машина.

Сергей Кудрявцев в фильме *Два капитана*, 1976

Звезда фильмов «Тихий Дон», «Судьба человека» и «Казаки» Зинаида Кириенко сыграла в «Двух капитанах» мать Саши Григорьева. В этом фильме она снялась после вынужденной долгой паузы – она ответила отказом на недвусмысленное предложение высокопоставленного чиновника, и в отместку он сделал все для того, чтобы на следующие 10 лет зрители забыли об этой актрисе. В 1974 г. она вернулась в кино и снялась в «Двух капитанах».

В фильме *Два капитана* Зинаида Кириенко сыграла роль матери Сани Григорьева

Елена Прудникова, визитной карточкой которой на долгие годы стала роль Кати Татариновой, посвятила театру и кино более 40 лет своей жизни, а в 2011 г. ушла на заслуженный отдых – она растит внуков и с удовольствием занимается домашними делами.

Елена Прудникова в фильме *Два капитана*, 1976, и в 2017 г.

Актер Владимир Заманский, известный по фильмам «Вечный зов», «Солярис» и «Два капитана», в 1997 г. перестал сниматься в кино. Вместе с женой они уехали в Муром и посвятили свою жизнь Богу. «Россия сейчас находится на изломе, но одни идут к Богу, а другие – к сребролюбию, измеряя жизнь количеством денег. В современной Москве мы бы жить не смогли», – объяснил свой выбор актер.

Ирина Печерникова в роли Марии Татариновой

Ирина Печерникова стала звездой после выхода фильма «Доживем до понедельника». За рубежом ее называли «советской Одри Хепберн с глазами олененка». Роль Марии Татариновой актриса называла своей любимой. Хотя изначально она не хотела играть мать Кати – ведь она была почти ровесницей своей «дочери». Но аргументы режиссера были очень убедительными: «Ирина, а я ведь никого, кроме вас, на эту роль больше не вызывал. Мне не важен ни возраст, ни статус вашей героини, мне нужен образ женщины, которую три мужика любят всю свою жизнь. И на мой взгляд, только вы можете его создать». В 1990-х гг. Печерникова исчезла с экранов – в новом кино она оказалась невостребованной. Из-за этого у актрисы начались проблемы с алкоголем. С этой зависимостью ей удалось справиться, но в кино она больше не вернулась.



См.также:

50 лучших фильмов советского кино

Как снимали фильм «Алые паруса»

Как снимали фильм «В поисках капитана Гранта»

25 актрис отечественного театра и кино, которые сводили мужчин с ума одним только взглядом

Как снимали фильм «Достояние республики»

picturehistory.livejournal.com

Два капитана (сериал, 1 сезон) — актеры и съемочная группа — КиноПоиск

Режиссер

1.

Актеры

1.

... Саня Григорьев

2.

... Саня Григорьев в детстве

3.

... Катя Татаринова

4.

... Катя Татаринова в детстве

5.

6.

... Ромашов в детстве

7.

... Николай Татаринов

8.

9.

... Марья Васильевна, мама Кати

10.

... Нина Капитоновна

11.

12.

13.

... доктор, Иван Иванович

14.

15.

... вор «Голубь»

16.

17.

18.

... Николай Иванович фон Вышимирский

19.

20.

21.

22.

... учитель истории

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

... медсестра на фронте

32.

... спускающийся по лестнице

33.

... Петр Сковородников

34.

... Петя Сковородников (в детстве)

35.

... продавщица пирожков

36.

... жилица квартиры

37.

... учитель литературы

38.

39.

40.

41.

... Антонина Степановна

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

... чиновник в суде

49.

... Гриша Фабер

Продюсер

1.

Сценаристы

1.

2.

3.

Оператор

1.

Композитор

1.

Художник-постановщик

1.

... постановщик

Монтажер

1.

www.kinopoisk.ru

«Два капитана» (1976) — смотреть все серии фильма бесплатно онлайн в хорошем качестве 720 HD на портале «Культура.РФ»

ЧИТАТЬ
«Два капитана», PDF (3,13 МБ)

В советское время роман Вениамина Каверина «Два капитана» экранизировали дважды. В 1955 году режиссер Владимир Венгеров снял первую киноверсию. А через 21 год появились новые «Два капитана». Шестисерийный приключенческий фильм стал последним для режиссера Евгения Карелова, известного по картине «Служили два товарища».

Первые три серии, называвшиеся «Старые письма», «Татариновы», «Катин отец», были сняты строго по книге. В оставшихся трех — «Дневник штурмана Климова», «Бороться и искать...», «...найти и не сдаваться» — авторы фильма позволили себе некоторые вольности, не изменившие, впрочем, сюжет Каверина.

С момента своей первой публикации роман «Два капитана» стал символом советской литературы 30-х годов. В память об авторе был назван астероид — Вениакаверин (2458 Veniakaverin), в Пскове появился памятник героям произведения — Татаринову и Григорьеву, а в Мурманской области в честь «Двух капитанов» была названа площадь.

«Книга Каверина уникальна именно тем, что она на все времена», — рассказывает Борис Токарев, исполнитель роли Сани Григорьева. — Эту книгу любили все поколения: и поколение Карелова, и мое, и те, кто моложе нас«.

Многосерийная экранизация романа в 70-х годах была не менее популярной, чем литературный оригинал. «Есть фильмы, которые угадывают время и состояние зрителя. И попадают в вечность. В «Двух капитанах» угадана потребность в романтической любви, удивительном упорстве и человеческом характере», — говорил о картине Токарев.

Съемки фильма продолжались два года, в работе над картиной использовались материалы Центрального государственного архива кинофотодокументов СССР. В своем последнем фильме Карелов создал целый мир, многогранный, с очень разными героями.

«У меня было ощущение, что Евгений Ефимович любит актеров. Это очень важно, от этого ты чувствуешь себя соавтором картины. И на площадке мне хотелось создать именно тот образ, который видел Карелов», — призналась Ирина Печерникова, исполнительница роли Марьи Васильевны.

Время проносится, но не каждый может в него вглядеться, не каждый может прочувствовать его и подняться над ним и слиться с ним. Женя был художник. Душой. И жизнью. Он любил свою работу, но всегда он ставил выше работы людей, которые стояли рядом. Он страдал, когда рядом кто-то был «хладнокровен» в работе, но он всегда старался понять почему.
Он сделал много картин, он работал много... работал азартно, весело, самозабвенно. Некоторые ленты снял по своим сценариям. Любил работать для «Фитиля»: снял множество острых, веселых, разоблачительных сюжетов для этого сатирического киножурнала. Его добрые слова, его шутки звучат сегодня, они будут звучать и завтра. Его картины, несомненно, будут смотреть еще многие поколения зрителей, ибо он умел соединить в них политический накал с глубоко личными переживаниями героев.

www.culture.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о