Содержание

Выбор вуза по предметам ЕГЭ — какой вуз выбрать по результатам ЕГЭ, удобный подбор на Учёба.ру

Выберите предметы ЕГЭ, которые вы сдали или собираетесь сдавать. Укажите свои баллы по предметам (можно ожидаемые). Мы автоматически подберем для вас подходящие вузы и специальности.

Специальности по наборам ЕГЭ

ЕГЭ проводится по 15 предметам. Для получения школьного аттестата выпускники должны сдать ЕГЭ по двум обязательным предметам — русскому языку и математике. Остальные дисциплины сдаются по желанию школьника. Как правило, абитуриенты вузов выбирают два-три дополнительных ЕГЭ, в зависимости от перечня предметов, необходимых для поступления на одно или несколько желаемых направлений.

Мы рекомендуем школьникам сначала определить для себя несколько приоритетных направлений обучения и проанализировать, какие экзамены на эти направления принимают вузы. После этого можно подать заявку на требуемые предметы ЕГЭ. Если вы еще не до конца определились с выбором специальности, сейчас можно зарегистрироваться на несколько предметов ЕГЭ, а ближе к экзамену отменить те, которые вам не понадобятся при поступлении.

Математика + физика + русский язык

Один из самых популярных наборов ЕГЭ, в прошлом году экзамен по физике выбрали более 170 тысяч российских школьников. Спрос на физику обусловлен количеством специальностей, на которые требуется этот экзамен. Такую комбинацию предметов можно назвать самой востребованной вузами, она подходит более чем для 150 специальностей высшего образования. Если вы сдали математику, физику и русский язык, перед вами открыты технические, отраслевые технологические и IT-направления вузов:

• Авиастроение

• Горное дело

• Информатика и вычислительная техника

• Машиностроение

• Наноинженерия

• Нефтегазовое дело

• Радиотехника

• Строительство

• Электроника и наноэлектроника

• Ядерная энергетика и теплофизика и др.

В том числе абитуриентов с ЕГЭ по математике и физике принимают ведущие технические университеты страны — МГТУ имени Н.Э. Баумана, МИРЭА, МИФИ, МФТИ, МИСиС, МГСУ. Стоит отметить и большое количество бесплатных мест на технических специальностях, объем бюджетного отделения здесь не сравним с другими направлениями. Это прямо отражается на проходном балле — он значительно ниже гуманитарных специальностей. В результате абитуриенты даже со средними результатами ЕГЭ имеют очень неплохие шансы быть зачисленными на бесплатное отделение из-за большого количества специальностей и бюджетных мест. Сравнить проходные баллы вузов на технические и IT-направления в 2020 году вы можете в каталоге учебных заведений «Учебы.ру».

Математика + информатика + русский язык

Информатику сдают абитуриенты, поступающие на специальности в области информационных технологий, — будущие программисты, системотехники, инженеры по телекоммуникациям:

• Информатика и вычислительная техника

• Прикладная информатика

• Информационные системы и технологии

• Программная инженерия

• Инфокоммуникационные технологии и системы связи и др.

Стоит отметить, что некоторые вузы на IT-направления требуют ЕГЭ по физике, поэтому наряду с географией и литературой информатика является одним из самых редких ЕГЭ по выбору. Такие правила приема действуют в МИФИ, МАИ, на ряд программ МГТУ имени Н.Э. Баумана и НИУ ВШЭ.

Тем не менее многие учебные заведения готовы принять абитуриентов с набором «математика, информатика, русский язык». Среди них — НИУ ВШЭ (некоторые программы), МФТИ, МИСиС, МИЭТ, МТУСИ, Московский Политех.

Математика + обществознание + русский язык

Обществознание — самый популярный ЕГЭ по выбору, в прошлом году его сдавали 57% выпускников. Этот экзамен, в комбинации с математикой и русским языком, требуется на самые популярные у абитуриентов направления вузов — экономические:

• Экономика

• Менеджмент

• Управление персоналом

• Государственное и муниципальное управление

• Бизнес-информатика

• Торговое дело

• Социология и др.

Иногда ведущие учебные заведения запрашивают в добавок к этому набору четвертый экзамен — ЕГЭ по иностранному языку. Такие правила приема действуют, например, в НИУ ВШЭ, РЭУ имени Плеханова. При этом есть вузы, которые вместо ЕГЭ по обществознанию принимают на экономические направления ЕГЭ по иностранному — это экономический факультет МГУ, МГИМО, ВАВТ, международный финансовый факультет Финансового университета.

«Экономика» — направление бакалавриата с одним из самых больших бюджетных отделений. В 2019 году московские вузы приняли на первый курс более 2000 абитуриентов. Несмотря на это проходные баллы здесь традиционно очень высокие. Так, в прошлом году, чтобы поступить в НИУ ВШЭ нужно было набирать 92,5-96,5 балла за каждый ЕГЭ, в Финуниверситет — 88,7-90 баллов. Несколько ниже требуемые результаты ЕГЭ в отраслевые вузы — Российский университет транспорта (75,7 балла), Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (82 балла), Московский авиационный институт (84,3 балла).

Химия + биология + русский язык

Предметы ЕГЭ для будущих врачей и медработников. Все медицинские университеты требуют от абитуриентов результаты экзаменов по химии и биологии. Также такой набор ЕГЭ нужно сдавать будущим учителям физкультуры и спортивным тренерам. С результатами ЕГЭ по этим трем предметам вы сможете подать документы на направления:

• Лечебное дело

• Стоматология

• Педиатрия

• Медицинская биохимия

• Медико-профилактическое дело

• Физическая культура и др.

При поступлении на основную врачебную специальность «Лечебное дело» в прошлом году максимальные требования к абитуриентам предъявляли Первый, Второй и Третий меды. Так, для зачисления в ПМГМУ имени Сеченова каждый из предметов — химию, биологию и русский язык — нужно было сдавать на 94,3 балла, в РНИМУ имени Пирогова — на 87 баллов, в МГМСУ им. Евдокимова — на 84,7 балла.

Обществознание + история + русский язык

Этот набор ЕГЭ вузы принимают на большинство гуманитарных специальностей:

• Юриспруденция

• Судебная экспертиза

• Реклама и связи с общественностью

• Гостиничное дело

• Культурология

• Зарубежное регионоведение

• Регионоведение России

• Политология и др.

Стоит отметить, что некоторые вузы на направления «Юриспруденция», «Реклама», «Гостиничное дело» вместо ЕГЭ по истории требуют ЕГЭ по иностранному языку, например, МГИМО, ВАВТ, МГЛУ. Также ряд вузов на специальности, связанные с политологией, регионоведением, запрашивают ЕГЭ по иностранному вместо обществознания. Такие правила приема действуют в МГИМО, МГЛУ, РУДН, МГУ, в то время как Финуниверситет, РЭУ имени Плеханова, МПГУ, ГУУ принимают абитуриентов с набором «обществознание + история + русский».

При выборе конкретного гуманитарного направления необходимо учитывать количество бюджетных мест, которое сильно отличается в зависимости от специальности. Например, «Юриспруденция» — одна из самых популярных специальностей и представлена практически в каждом российском вузе. Направление отличает большое количество бюджетных мест, которые в некоторых вузах (МГЮУ имени Кутафина, МГУ имени Ломоносова, НИУ ВШЭ, Финуниверситет) исчисляются сотнями. В то время как «Реклама» и «Политология» — специальности с маленьким бюджетным отделением. Всего в Москве бакалавров рекламы и связей с общественностью готовят 59 вузов, и лишь в 17 из них открыто суммарно 240 бюджетных мест, что в два раза меньше плана приема на «Юриспруденцию» в одном только МГЮУ имени Кутафина. Стоит помнить: чем меньше бюджетных мест на специальности, тем выше проходной балл, то есть сложнее на нее поступить.

Иностранный язык + история + русский язык

Такую комбинацию предметов ЕГЭ нужно сдавать будущим лингвистам и переводчикам на две основные языковые специальности:

• Лингвистика

• Перевод и переводоведение.

В качестве профильного экзамена по иностранному языку принимаются ЕГЭ по английскому, немецкому, французскому, испанскому, а также по китайскому языку, который дебютировал на ЕГЭ в 2019 году. Некоторые вузы на «Лингвистику» требуют ЕГЭ по обществознанию вместо истории — это НИУ ВШЭ, МПГУ, РЭУ имени Плеханова. Но большинство в качестве третьего ЕГЭ запрашивают все-таки историю, среди них — МГЛУ, МГУ им. Ломоносова, МГПУ, РГГУ, РГСУ, РУДН. Также стоит отметить, что на направление «Фундаментальная и прикладная лингвистика» набор предметов отличается. Здесь в качестве третьего ЕГЭ вузы принимают по своему выбору литературу или математику.

Большим бюджетным отделением на лингвистических направлениях могут похвастаться только МГЛУ (375 мест), Московский городской педагогический университет (110 мест), НИУ ВШЭ (75 мест) и Московский государственный областной университет (75 мест). В остальных вузах, включая МГУ, мест на «Лингвистике» традиционно мало. Поступить на языковые специальности крайне трудно. Проходной балл здесь напрямую зависит от цифр приема — чем больше открыто мест, тем ниже требуемый результат ЕГЭ.

Помимо направлений, где иностранный язык является профильным предметом, вузы на свое усмотрение могут засчитывать результаты этого ЕГЭ в качестве четвертого вступительного экзамена практически на все специальности.

Литература + иностранный язык + русский язык

Литературу и иностранный язык сдают будущие журналисты и филологи:

• Журналистика

• Филология.

Помимо трех ЕГЭ на «Журналистику» предусмотрен дополнительный творческий экзамен в вузе. Как правило, он проходит в форме творческого сочинения и собеседования.

Несмотря на то, что большинство учебных заведений принимают абитуриентов на основе трех ЕГЭ, есть вузы, в которые можно поступить, сдав только два ЕГЭ — литературу и русский язык (плюс творческий экзамен). Среди них — Московский Политех, РГСУ, МПГУ, РУДН. Также некоторые вузы вместо ЕГЭ по иностранному на «Журналистику» требуют ЕГЭ по истории, а на «Филологию» — ЕГЭ по обществознанию, но такие в меньшинстве.

На сайте Учеба.ру вы можете найти вуз и специальность по предметам ЕГЭ. Поиск вуза по предметам, баллам ЕГЭ и городам, список вузов и специальностей по набору ЕГЭ, вузы по предметам ЕГЭ в вашем городе. Всю эту информацию вы найдете на нашем сайте.

«Русский язык. Математика. История. Обществознание. Физика. Биология. География. Английский язык. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 7 класс» Степанова Людмила Сергеевна, Сорокина Вера Александровна, Баранов Петр Анатольевич, Воронцов Александр Викторович, Соболева Ольга Борисовна, Шевченко Сергей Владимирович, Коновалова Надежда Александровна, Маталин Андрей Владимирович, Соловьева Юлия Алексеевна, Лобжанидзе Наталья Евгеньевна, Острикова Нина Игоревна, Гудкова Лидия Михайловна, Терентьева Ольга Валентиновна — описание книги | Всероссийские проверочные работы

Людмила Сергеевна Степанова — высококвалифицированный педагог с многолетним стажем преподавательской, экспертной и творческой работы.

Была одним из авторов‑разработчиков первой модели ОГЭ (ГИА) ФИПИ и методических рекомендаций ФИПИ для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом (изложений и сочинений).

Состояла членом группы экспертов‑консультантов предметной комиссии по русскому языку ЕГЭ, а также членом Федеральной предметной комиссии по русскому языку. Работала доцентом курсов повышения квалификации Центра качества образования. Входила в Экспертный Совет МО РФ.

Автор многочисленных пособий по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, а также научных статей в журналах «Русский язык в школе» и «Русская словесность».

Лауреат конкурса «Грант МИОО» в области внедрения инновационных технологий в учебный процесс (2005 г.). Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2002 г.). Награждена Почетной грамотой МО РФ за многолетнюю плодотворную работу в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время — преподаватель русского языка ФДП НИУ «Высшая школа экономики», куратор предметного обучения групп 9 классов, автор пособия и контрольных материалов для этих групп.

Почему география — самый непопулярный предмет на ЕГЭ — Российская газета

ЕГЭ по географии каждый год сдают примерно три процента выпускников — около 20 тысяч человек. Это очень мало. Для сравнения, ту же историю выбирают примерно 130 тысяч одиннадцатиклассников. Если не считать совсем узкие «языковые» профили (испанский, немецкий, французский, китайский), то география — самый непопулярный предмет на ЕГЭ. Почему?

— В некоторых регионах ЕГЭ по географии могут сдавать всего несколько человек. Но это никак не связано с интересом школьников или со сложностью самого экзамена. Просто предмет не востребован в вузах: как вступительный экзамен, его принимают только на географических факультетах. Школьники не видят смысла его сдавать, — рассказал «РГ» президент Межрегиональной ассоциации учителей географии России, эксперт Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» Александр Лобжанидзе. — Как только вузы, имеющие туристическую, экономическую специализацию или направление подготовки по региональному планированию, вернут ЕГЭ по географии в список вступительных испытаний, количество сдающих возрастет в разы.

Невероятно, но факт: даже самый что ни на есть профильный вуз — Российская международная академия туризма не требует географию как вступительный экзамен! Ни в качестве основного, ни дополнительного испытания. Зато охотно учитывает ЕГЭ по истории, обществознанию и даже биологии.

Географические факультеты некоторых крупных вузов тоже все чаще начинают зачислять студентов по результатам экзамена по обществознанию. На специальность «туризм» в том числе. То есть абитуриент может подать документы одновременно и на экономиста, и на психолога, и на туризм, и еще на парочку направлений — при этом география ему совершенно не нужна. Куда пройдет по конкурсу — туда и поступит…

О познаниях в географии российских школьников во многом можно судить по тем типичным ошибкам, которые совершают ребята, решившие все-таки сдавать этот экзамен. Которые специально готовились. По данным экспертов, участники ЕГЭ часто путают мировые столицы, не могут определить страну по ее описанию. И внимание: примерно 20% выпускников считают Дальний Восток самым маленьким по площади географическим районом России… Что же тогда в голове у тех, кто географию не сдает?

— В пятом-шестом классах на предмет отводится всего час в неделю. Каким бы замечательным ни был учитель, как бы ни старался, за неделю ребенок забудет половину того, что ему говорили на уроке, — говорит Лобжанидзе. — Что еще усложняет задачу? Понятия «масштаб», «координаты» в программе пятого класса по географии уже есть, а в программе по математике их нет. Парадокс.

Безусловно, немного выправить ситуацию позволит проект новых школьных стандартов для 5-9 классов. В них написано, что и в каком классе должен изучать школяр. Выстроена четкая связь между предметами. Например, по новому документу, уже к концу пятого класса ученик должен показывать на карте материки и океаны. Знать, что такое орбита и ось Земли, полюса, экватор, знать строение литосферы и многое другое. А к концу девятого — знать разницу между валовым внутренним продуктом и валовым региональным продуктом, особенности размещения машиностроительных, химических предприятий, черной и цветной металлургии, грузооборота…Но что касается старшей школы — здесь пока полный провал. По действующим стандартам география практически полностью уходит из 10-11 классов: остается предметом по выбору в гуманитарном профиле.

По действующим стандартам география практически полностью уходит из 10-11 классов

— Русский язык, литература, история и география — это предметы, которые формируют у ребенка национальную идентичность. С этой точки зрения географии в школьной программе уделено неоправданно мало внимания, — считает Александр Лобжанидзе. — Интерес к географии должен начинаться с малой родины, но в большинстве регионов курс краеведения не включен в программу. В итоге сегодня от ребенка чаще можно услышать рассказ об особенностях турецких пляжей, чем о той земле, на которой он живет.

Что делать? Раньше интерес к предмету у детей появлялся во время школьных походов, путешествий и экскурсий по родному краю, по стране. То есть знание географии было не книжным, а практическим. По мнению эксперта, традиции школьных походов нужно активно возрождать. Но сегодня собрать класс в турпоход, все организовать, выполнить требования безопасности, собрать с родителей деньги и информированные согласия — та еще морока. Многие учителя просто не хотят с этим связываться. Хотя энтузиасты еще остались.

Есть еще важный аспект — цифровизация. Она тоже вносит свои коррективы. Казалось бы, зачем учить кучу географических терминов и понятий, если и так все есть в интернете? «Зачем ребенку знать все пятнадцать течений Атлантического океана и все десять — Индийского? И уж тем более — рисовать все это на контурных картах. Если им это когда-нибудь понадобится, они загуглят» — вот реальный «крик души» в соцсетях от родителей семиклассников.

— Действительно, чтобы ответить на вопрос про теплые и холодные течения, достаточно зайти на любую электронную карту. Но нужно не просто видеть эти течения, нужно понимать, как и на что они влияют. Какие гигантские глобальные климатические процессы связаны, например, с течением Эль-Ниньо, — говорит Александр Лобжанидзе. — Цель предмета — не в бездумной зубрежке тех или иных понятий. А в том, чтобы понимать ключевые законы, по которым живет наша планета. В глобальном смысле география — наука о том, как нам выжить в этом мире.

какие предметы сдавать для поступления в вуз на выбранную специальность?

Выбирая в 11 классе предметы для сдачи ЕГЭ (единого государственного экзамена), школьник практически определяет свое профессиональное будущее. При этом и его самого, и его родителей беспокоит возможность ошибки, которую сложно будет исправить. Как же выбрать предметы, чтобы поступить в нужный вуз на нужную специальность? И что сделать, чтобы оставить себе больше возможностей для маневра?

Самым грамотным решением будет подбор тех предметов для сдачи ЕГЭ, которые «универсальны» для одной и той же специальности в большом количестве вузов. Давайте разберемся, что это за предметы.

Полный перечень предметов ЕГЭ, необходимых для поступления в вуз

В свете назревающей реформы ЕГЭ список обязательных к сдаче предметов в 2018 году может сильно поменяться. Однако однозначно остается в перечне русский язык.

Помимо обязательных экзаменов для поступления в вуз, школьник должен предъявить результаты ЕГЭ по одному-двум предметам на выбор:

  • математика;
  • иностранный язык;
  • история;
  • физика;
  • химия;
  • биология;
  • география;
  • обществознание;
  • литература;
  • информатика и информационно-коммуникационные технологии.

Математика, согласно Перечню Министерства образования, утвержденному 22 июля 2016 года [1] , как правило, обязательна для поступления на технические специальности. Сегодня ЕГЭ по этому предмету можно сдать в профильном и базовом варианте. Они отличаются по структуре заданий, системе оценки и назначению. «Профиль» необходим, если математика указана в перечне ЕГЭ для поступления на выбранное направление подготовки, «базы» будет достаточно для техникума и колледжа.

«Гуманитариям», как правило, сдавать математику не обязательно. Вместо нее часто необходима география, история, иностранный язык, обществознание. При этом, например, на специальности «Издательское дело», «Юриспруденция» и «Философия» вуз может затребовать сертификаты по информатике (ИКТ), поэтому полностью сосредоточиться на гуманитарных предметах не получится. Наверняка обойти точные науки смогут, например, будущие соцработники, теологи, историки, работники сферы туризма. Зато для них будет обязательна география, которая мало востребована в других сферах.

В ближайшие годы в список обязательных предметов ЕГЭ для всех школьников могут войти иностранный язык и история. В этом случае перечень предметов на выбор сузится [2] . При желании школьник может сдать ЕГЭ по любому количеству дополнительных предметов, вопрос только в распределении сил и в том, как такая нагрузка скажется на результате.

Следует также учитывать, что вузы, которые принимают абитуриентов на творческие специальности, например на факультеты журналистики или дизайна, дополнительно организуют испытания творческой или профессиональной направленности. Результаты творческих испытаний приоритетны для приемной комиссии.

Как выбрать предметы в рамках ЕГЭ

Итак, выпускник сам решает, сколько испытаний он будет проходить в рамках сдачи ЕГЭ. На его выбор влияет в первую очередь будущая специальность и направление подготовки. Так, например, для поступления в вуз на специальность «Менеджмент» необходимо обязательно сдать русский язык, математику и на выбор один или два предмета из следующих:

  • обществознание;
  • история;
  • география;
  • ИКТ;
  • иностранный язык.

Иногда в рамках одного профильного направления может потребоваться сдать разные экзамены. Например, в Институте общественных наук РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ) есть три специальности по направлению «Психология», и каждая из них требует своего набора ЕГЭ:

  • «Психология служебной деятельности» — русский язык, биология и обществознание;
  • «Психология» — русский язык, биология, математика;
  • «Психологическое консультирование и коучинг» — русский и иностранный язык, биология.

Для специальности «Социология», скорее всего, понадобятся русский язык, обществознание и один-два из четырех предметов — математика, история, информатика, иностранный язык [3] .

Справка
По данным исследователей группы компаний HeadHunter, самыми востребованными в Москве в 2017–2018 годах являются выпускники вузов по таким специальностям:
  • информационные технологии;
  • юриспруденция;
  • экономика и финансы;
  • управление персоналом;
  • маркетинговые коммуникации;
  • медицина;
  • туризм и гостеприимство;
  • журналистика.
Этих выпускников чаще всего приглашают на собеседования. Они же получают самые высокие зарплаты в городе [4] .

Как же реализуют требования к вступительным испытаниям российские вузы? Рассмотрим в качестве примера схему приема в ведущие учебные заведения страны.

Итак, Институт международных экономических связей (ИМЭС) для поступления на направление «Менеджмент» требует ЕГЭ по трем предметам:

  • математике;
  • русскому языку;
  • иностранному языку.

Чтобы по окончанию обучения иметь диплом этого вуза по направлению «Экономика», следует предоставить в приемную комиссия сертификаты ЕГЭ по математике, русскому языку и обществознанию [5] .

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова для поступления на факультет Высшей школы бизнеса по программе «Менеджмент» проводит письменный экзамен по математике и требует сертификаты ЕГЭ по математике, иностранному и русскому языку. Факультет психологии этого же вуза ждет абитуриентов с ЕГЭ по биологии, математике и русскому языку, а на письменный экзамен — по биологии. Будущим социологам вуз предлагает пройти письменное испытание по обществознанию и подать сертификаты по обществознанию, математике и русскому языку [6] .

Справка
В 2017 году средний проходной балл ЕГЭ для поступления в вузы России (по данным сайта Учеба.ру) колебался от 97,3 (в Российской экономической школе) до 33 (в Дальневосточном федеральном университете). Баллы ЕГЭ в районе 60–70 позволяют поступить на творческие специальности. Например, Всероссийский государственный институт кинематографии им. Сергея Герасимова в 2017 году требовал 62,4 балла, а Российская академия живописи, ваяния и зодчества им. Ильи Глазунова — 61,3. Но такие поблажки компенсируются высокими требованиями на творческих конкурсах.

Московский государственный институт международных отношений будущим менеджерам предлагает подтвердить знания в ходе ЕГЭ по иностранному языку, математике и русскому. «Социологам» для поступления в вуз необходимы сертификаты по иностранному и русскому языкам, а также обществознанию [7] . Тот же набор предметов требует от «социологов» РАНХиГС.

Таким образом, даже по одинаковым направлениям подготовки требования в различных вузах могут незначительно различаться. Для того чтобы определиться с перечнем ЕГЭ, важно точно понимать, с какой специальностью выпускник хочет связать свое будущее и в каком вузе планирует обучение.

Пока можно посоветовать, наряду с обязательным для тестирования русским языком и условно обязательной математикой, делать упор на иностранный язык. Во-первых , он может стать таким же обязательным предметом в ближайшее время. Во-вторых , он востребован при поступлении в целый ряд ведущих вузов страны. В-третьих , современная профессиональная деятельность практически в любой интеллектуальной сфере требует знания как минимум одного иностранного языка.

Как подобрать вуз по выбранным для сдачи предметам ЕГЭ?

Итак, выпускник определил наиболее успешные для себя испытания и сформировал перечень ЕГЭ, которые планирует сдавать. Настало время понять, какой же вуз ему подойдет. В этом абитуриенту помогут:

  • рейтинги учебных заведений;
  • информационные блоки на сайтах вузов;
  • автоматизированные средства поиска.

Например, образовательный портал Учеба.ру ежегодно обновляет рейтинг учебных заведений страны. Он содержит информацию о среднем балле ЕГЭ у поступающих, количестве бюджетных мест и стоимости обучения. Сервис позволяет получить первичную информацию об учебном заведении и оценить свои шансы на поступление. Системой также предусмотрен поиск подходящих вузов по выбранной специальности, условиям обучения, географическому положению и предметам ЕГЭ.

Самая актуальная информация тем не менее содержится на сайтах самих вузов. Перечни направлений подготовки, специальностей и вступительных испытаний для них, как правило, размещаются в сводной таблице в разделе «вступительная кампания» или «правила приема». Некоторые учебные заведения предлагают автоматизированные программы поиска подходящих абитуриенту факультетов и специальностей. Изучая информацию на сайтах вузов, также стоит обратить внимание на дополнительные преимущества при поступлении. Например, копии дипломов победителей или призеров олимпиад могут давать особые права на прием без вступительных испытаний или на участие в конкурсе с максимально возможной оценкой в 100 баллов по предмету, соответствующему профилю олимпиады. Иными словами, если за школьником числится победа в солидной олимпиаде (чаще всего — федерального уровня), она может быть засчитана вместо результата ЕГЭ по профильному предмету.

Кстати!
Министерство образования устанавливает минимальные баллы ЕГЭ, с которыми можно поступить в вуз. Они публикуются на официальном информационном портале ЕГЭ. Однако вузы сами могут установить нижнюю планку ЕГЭ даже для платных отделений. Это следует учитывать школьникам, рассчитывающим поступить в вуз на платной основе.

Предметная направленность сертификатов ЕГЭ и результаты, зафиксированные в них, фактически решают судьбу абитуриента еще на стадии предоставления документов в вуз. С одной стороны, это удобно. С другой — накладывает определенную ответственность на школьников и их родителей, особенно если речь идет об учебе в другом городе.

Минимальные баллы ЕГЭ

Код и наименование направления подготовки (специальности)

Вступительные испытания (минимальные баллы)

01.03.02 Прикладная математика и информатика

1.

Математика (39)

2. Информатика и ИКТ (45) или Физика (39) или Химия (40)

3. Русский язык (40)

02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

1. Математика (39)

2. Информатика и ИКТ (45) или Физика (39) или Химия (40)

3. Русский язык (40)

03.03.02 Физика

1. Физика (39)

2. Математика (39) или Химия (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

04.03.01 Химия

1. Химия (45)

2. Математика (39) или Физика (39) или Биология (45)

3. Русский язык (45)

05.03.02 География

1. География (40)

2. Математика (39) или Биология (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

05. 03.06 Экология и природопользование

1. География (40)

2. Математика (39) или Биология (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

08.03.01 Строительство

1. Математика (39)

2. Физика (39) или Химия (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

09.03.01 Информатика и вычислительная техника

1. Математика (39)

2. Информатика и ИКТ (45) или Физика (39) или Химия (40)

3. Русский язык (40)

09.03.03 Прикладная информатика

1. Математика (39)

2. Информатика и ИКТ (45) или Физика (39) или Химия (40)

3. Русский язык (40)

09.03.04 Программная инженерия

1. Математика (39)

2. Информатика и ИКТ (45) или Физика (39) или Химия (40)

3. Русский язык (40)

10.03.01 Информационная безопасность

1. Математика (39)

2. Информатика и ИКТ (45) или Физика (39) или Химия (40)

3. Русский язык (40)

10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем

1. Математика (39)

2. Информатика и ИКТ (45) или Физика (39) или Химия (40)

3. Русский язык (40)

11.03.01 Радиотехника

1. Математика (39)

2. Информатика и ИКТ (45) или Физика (39) или Химия (40)

3. Русский язык (40)

11.03.04 Электроника и наноэлектроника

1. Математика (39)

2. Информатика и ИКТ (45) или Физика (39) или Химия (40)

3. Русский язык (40)

13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника

1. Математика (39)

2. Физика (39) или Химия (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

13.03.02 Электроэнергетика и электротехника

1. Математика (39)

2. Физика (39) или Химия (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

15.03.01 Машиностроение

1. Математика (39)

2. Физика (39) или Химия (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

1. Математика (39)

2. Физика (39) или Химия (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

15.03.06 Мехатроника и робототехника

1. Математика (39)

2. Физика (39) или Химия (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

18.03.01 Химическая технология

1. Математика (39)

2. Физика (39) или Химия (45) или Биология (45)

3. Русский язык (45)

18.03.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии

1. Математика (39)

2. Физика (39) или Химия (45) или Биология (45)

3. Русский язык (45)

20.03.01 Техносферная безопасность

1. Математика (39)

2. Физика (39) или Химия (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

21.03.02 Землеустройство и кадастры

1. Математика (39)

2. Физика (39) или Химия (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

23.03.02 Наземные транспортно-технологические комплексы

1. Математика (39)

2. Физика (39) или Химия (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

27.03.01 Стандартизация и метрология

1. Математика (39)

2. Физика (39) или Химия (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

27.03.02 Управление качеством

1. Математика (39)

2. Физика (39) или Химия (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

27.03.04 Управление в технических системах

1. Математика (39)

2. Информатика и ИКТ (45) или Физика (39) или Химия (40)

3. Русский язык (40)

27.03.05 Инноватика

1. Математика (39)

2. Физика (39) или Химия (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

31. 05.01 Лечебное дело

1. Химия (48)

2. Биология (48) или Физика (48) или Математика (48)

3. Русский язык (48)

31.05.02 Педиатрия

1. Химия (48)

2. Биология (48) или Физика (48) или Математика (48)

3. Русский язык (48)

31.05.03 Стоматология

1. Химия (48)

2. Биология (48) или Физика (48) или Математика (48)

3. Русский язык (48)

33.05.01 Фармация

1. Химия (48)

2. Биология (48) или Физика (48) или Математика (48)

3. Русский язык (48)

37.03.01 Психология

1. Биология (40)

2. Математика (39) или Обществознание (45) или Иностранный язык (35)

3. Русский язык (40)

37.05.01 Клиническая психология

1. Биология (40)

2. Математика (39) или Обществознание (45) или Иностранный язык (35)

3. Русский язык (40)

38.03.01 Экономика

1. Математика (39)

2. Обществознание (45) или География (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

38.03.02 Менеджмент

1. Математика (39)

2. Обществознание (45) или География (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

1. Математика (39)

2. Обществознание (45) или География (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

38.03.05 Бизнес-информатика

1. Математика (39)

2. Обществознание (45) или География (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

38.03.06 Торговое дело

1. Математика (39)

2. Обществознание (45) или География (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

38.05.01 Экономическая безопасность

1. Математика (39)

2. Обществознание (45) или География (40) или Информатика и ИКТ (45)

3. Русский язык (40)

40.03.01 Юриспруденция

1. Обществознание (45)

2. История (40) или Информатика и ИКТ (45) или Иностранный язык (35)

3. Русский язык (40)

40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности

1. Обществознание (45)

2. История (40) или Информатика и ИКТ (45) или Иностранный язык (35)

3. Русский язык (40)

41.03.06 Публичная политика и социальные науки

1. Обществознание (45)

2. Иностранный язык (35) или История (40) или География (40)

3. Русский язык (40)

42.03.02 Журналистика

1. Обществознание (45)

2. Собеседование (50)

3. Сочинение (50)

4. Русский язык (40)

43.03.02 Туризм

1. История (40)

2. География (40) или Обществознание (45) или Иностранный язык (35)

3. Русский язык (40)

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

1. Биология (40)

2. Математика (39) или Обществознание (45) или Иностранный язык (35)

3. Русский язык (40)

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

1. Обществознание (45)

2. Литература (40) или История (40) или Иностранный язык (35)

3. Русский язык (40)

45.03.01 Филология, профиль Филология в этнокультурной и информационной сферах

1. Обществознание (45)

2. Сочинение (50)

3. Русский язык (40)

45.03.01 Филология, профиль Филология в профессиональной деятельности

1. Литература (40)

2. История (40) или Обществознание (45) или Иностранный язык (35)

3. Русский язык (40)

45.03.02 Лингвистика

1. Иностранный язык (35)

2. История (40) или Литература (40) или Обществознание (45)

3. Русский язык (40)

46.03.01 История

1. История (40)

2. Обществознание (45) или География (40) или Иностранный язык (35)

3. Русский язык (40)

46.03.02 Документоведение и архивоведение

1. История (40)

2. Обществознание (45) или География (40) или Иностранный язык (35)

3. Русский язык (40)

53.03.01 Музыкальное искусство эстрады

1. Обществознание (45)

2. Специальность (50)

3. Теория музыки (50)

4. Русский язык (40)

53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство

1. Обществознание (45)

2. Специальность (50)

3. Теория музыки (50)

4. Русский язык (40)

53.03.03 Вокальное искусство

1. Обществознание (45)

2. Специальность (50)

3. Теория музыки (50)

4. Русский язык (40)

53.03.04 Искусство народного пения

1. Обществознание (45)

2. Специальность (50)

3. Теория музыки (50)

4. Русский язык (40)

53.03.05 Дирижирование

1. Обществознание (45)

2. Специальность (50)

3. Теория музыки (50)

4. Фортепиано (50)

5. Русский язык (40)

53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство

1. Обществознание (45)

2. Специальность (50)

3. Теория музыки (50)

4. Русский язык (40)

54.03.01 Дизайн

1. Обществознание (45)

2. Рисунок (50)

3. Живопись (50)

4. Русский язык (40)

Изучаем географию: Россия — Мама улыбается

Запись этой недели «Исследуя географию» принадлежит Аманде, ведущей блога «Педагоги» Spin On It. Блог Аманды полон замечательных творческих идей для обучения детей! Вот три моих любимых поста, написанных Амандой: «Воспитание экологических малышей: 10 экологически чистых занятий с малышами», «Игры с королем мороженого» и «Погодный пост о солнечном свете и солнечных батареях».

У меня была возможность несколько раз побывать в России за последние 10 лет.Помимо поездок в Москву, Ижевск, Воткины, Нижний Новгород и некоторые другие города поменьше, у меня была возможность преподавать в начальной школе и классах для учеников, уезжающих на год за границу в США. Большую часть времени в путешествии мы проводили в домах или квартирах семьи и друзей. Хотя архитектура потрясающая, природа захватывает дух, а люди добрые, я хотела сегодня написать о еде!

Русская еда очень вкусная.Я думаю, что в большей степени это связано с тем, что у многих россиян есть дача или небольшой загородный дом. Традиционно семья проводит время, занимаясь садоводством и отдыхая от городской суеты по выходным в хорошую погоду. У всех наших русских родственников и друзей есть гигантские сады, изобилующие фруктами, овощами и цветами. Они посрамляют маленькие попытки нашей семьи заниматься садоводством. Вот некоторые члены нашей семьи собираются на свежем воздухе для обычного барбекю из шашлыка (шашлыка) и летних овощей после дня работы в саду. Как и многие семьи по всему миру, наши русские друзья и семьи обедают как в официальной, так и в неформальной обстановке!

Семьи собирают урожай и едят то, что собрали, а это значит, что осенью еда прямо из сада на вашей тарелке. Когда я был там в течение 2 месяцев, у нас каждый день на завтрак был салат из свежих огурцов, помидоров, лука, редьки и свежих специй с бутербродами с открытым лицом. Почему? Потому что это были овощи, которые собирали в огородах.Затем, в зимние месяцы, наша семья и многие другие могут приготовить самые восхитительные сочетания маринованных овощей. Зимние салаты состоят из большего количества корнеплодов, таких как салат оливье, вариант картофельного салата, который традиционно едят в зимние месяцы.

Моя свекровь была самой лучшей кухаркой. Она готовила для нас блюда, подобные изображенным выше, каждый раз, когда мы приезжали. Она действительно могла приготовить самую вкусную еду. Некоторые из моих любимых были ладушки, блины, перошки и многое другое. Хотя мне никогда не удавалось повторить или хотя бы приблизиться к ее фантастической кухне, я стараюсь передать традицию приготовления русской еды своим детям. Мы приготовили борщ, пельмени, хлеб и много салатов. Я рыскаю по Интернету, пытаясь найти рецепты на английском языке, которые мы могли бы попробовать. Мы знаем, какие из них подходят, когда мой муж не может ими насытиться, просит нас готовить их каждый день и говорит: «Это так же хорошо, если не лучше, чем у моей бабушки». Хотя я знаю, что он говорит это просто для того, чтобы быть милым, я хотел бы поделиться с вами некоторыми веб-сайтами, которые мы нашли полезными, на случай, если вы захотите отправиться в путешествие по России, не путешествуя туда на самом деле!

Smitten Kitchen имеет коллекцию блюд русской кухни, так как ее муж тоже русский.Мы пробовали ее Голубцы, Гулопбсы и Салат Оливье.

Кухня Наташи — это ежедневный русско-украинский кулинарный блог с рецептами разнообразных традиционных и новых блюд. Нам не терпится попробовать ее яблочные ладушки или яблочные оладьи.

Если вы хотите следить за нашими приключениями в России, мы будем рады, если вы загляните в наш блог The Educators’ Spin On It. Я часто пишу о попытках воспитать двуязычных детей и кулинарии по всему миру в дополнение ко многим другим темам для родителей.

Спасибо, Аманда, за этот замечательный пост! Обязательно попробую приготовить яблочные оладьи!

Жизнь Мэри-Энн — любящий свое дело педагог, музыкант, фотограф и писатель, которая живет в Силиконовой долине со своим мужем Майком и их четырьмя детьми.

Знакомство с искусством и математикой о зданиях России

Пришло время для еще одного урока «Вокруг света» с остановкой в ​​этом месяце в России. Если вы хотите узнать больше о языке, культуре и о том, как научить этому своих детей , вы нашли правильное место.

У нас даже есть гостевой пост о русской еде в Mama Smiles, заходите, чтобы узнать больше!

Обучение искусству и математике: известные достопримечательности

В этом уроке я хотел объединить искусство, математику, географию и РАЗВЛЕЧЕНИЕ. Вдохновленные местным фестивалем рисования мелом на тротуаре, мы с детьми провели небольшое исследование знаменитых русских зданий.

Красочные купола Василия Блаженного (подробнее о районе Кремля и Красной площади здесь) вдохновили детей!

Пришло время взять новую коробку тротуарного мела и отправиться на улицу!

Мы напечатали изображение Святого Василия, и я использовал перманентный маркер, чтобы опоясать квадраты 1″ x1″ по распечатанному изображению. Я отрезал лишнее, чтобы все, что у нас было, было картинкой с сеткой, на которую можно было смотреть. Затем мы приступили к созданию более крупной сетки на нашей подъездной дорожке.

Как вы понимаете, я предпочитаю помощь совершенству! Аршина найти не смогли и довольствовались лишним куском полки и нестандартными единицами измерения (я посчитал отверстия в металле и разделил на 6, т.к. мне нужно было именно столько квадратов)

Затем, используя сетку (желтую), которую я нарисовала (дети в старших классах начальной школы могут сделать это самостоятельно!) Я начал набрасывать основной контур, начиная с нижнего левого угла.

Не волнуйтесь, если это выглядит некрасиво — как вы понимаете, моя не выглядела!

Начать добавление цветов. Мел грязный, поэтому наденьте игровую одежду и втирайте его, когда у вас будет нужный цвет в том месте, где вы хотите. (в противном случае мел просто сдуется) Вы можете подуть на небольшой участок, чтобы понять, что я имею в виду!

Дети постарше могут помочь заполнить цвета. Научите их, как оглянуться назад на сетку и выяснить, какой квадрат в большой сетке соответствует какому квадрату в маленькой сетке. (Теперь мы переходим к очень сложным математическим терминам, которые я даже не могу вспомнить — помогите!)

Маленькие остаются маленькими! Они тоже хотят помочь. Хотя это задание предназначено для детей в возрасте от 4 до взрослых, маленькие могут помочь заполнить большие области (например, дерево или небо). Они также могут просто добавить все, что хотят, и вы можете добавить это в рисунок!

Как я уже говорил, мне нравится участие, а не совершенство!

Здания России с тротуарным мелом

И это проект, от которого даже я не удержался и помог раскрасить!

Чем больше мела и красок добавляется, тем больше начинает приобретать форму здание.Хотя Собор Василия Блаженного является культовым символом России, имеет историческое значение и красивый цвет, есть много других зданий на выбор для этого мероприятия.

Если у вас двое старших детей, они могут попробовать нарисовать 2 разных здания. Может быть, даже пригласите друзей на свидание и пусть разные группы будут работать над разными зданиями! Я бы хотел, чтобы дети в школе тоже попробовали это!

Как здорово было бы увидеть кучу зданий из России, разбросанных по тротуарам и проездам!

курсов по географии | Математика и науки

Введение в физическую географию — это общеобразовательный курс, который знакомит учащихся с природными процессами, формирующими Землю. Погода и климат, формы рельефа и вулканы, ледники, реки и прибрежные явления входят в число изучаемых тем. Этот курс предназначен для всех студентов, интересующихся физическими процессами, формирующими массивы суши.

Лаборатория физической географии предназначена для ознакомления студентов с методами, приемами и приемами, применяемыми географами при изучении и анализе физической среды. Студенты будут использовать карты, Интернет и другие инструменты для работы с реальными географическими данными.Этот курс соответствует общеобразовательным лабораторным требованиям по физическим наукам, если он проводится вместе с GEOG 101 или после него.

Введение в культурную географию — общеобразовательный курс, который знакомит учащихся с основными элементами культуры. Среди представленных тем — рост населения, миграция, этническая принадлежность, язык, религия, народная и популярная культура, формы расселения. Этот курс может быть интересен студентам, изучающим области начального обучения, экологии, социальных наук или профессий, связанных с путешествиями.

World Regional Geography исследует географические регионы мира, включая Африку к югу от Сахары, Северную Африку, Юго-Западную Азию, Китай, Юго-Восточную Азию, Среднюю Америку, Южную Америку, Японию, Европу и Россию. Этот курс описывает культурные, экономические и экологические аспекты каждой из этих географических областей. Он обеспечивает географическую перспективу, которая повысит глобальную осведомленность и географическую грамотность.

Этот общеобразовательный курс старших классов предназначен для студентов, получающих степень бакалавра наук в области автомобильных технологий, и открыт для всех студентов, которые успешно выполнили требования для зачисления на курс из 300 уровней (статус младшего уровня).Этот курс исследует, как деятельность человека влияет на окружающую среду в разных географических регионах и как окружающая среда реагирует на это. Темы будут включать глобальные циклы и системы воздуха, воды и почвы, а также влияние деятельности человека на окружающую среду и живые системы. Тематические исследования будут использоваться для изучения конкретных экологических проблем. Условие: GEOG 101 и ENGL 201/201H (оба с оценкой «C» или выше).

Как география и климат повлияли на раннюю историю России

Реки, реки, везде

На самом деле слово водка происходит от русского слова вода, и это хорошее место для начала описания ландшафта Западной России.От Днепра до Волги и Дона в России много рек. Это только помогло первобытным русским выращивать больше еды из-за легкости, с которой они могли орошать больше земли. Это позволило многим русским поселениям вырасти и стать довольно большими. На самом деле, Киев , главный город Киевской Руси, насчитывал больше людей, чем любой другой город в Западной Европе во время своего расцвета в одиннадцатом веке. Другие города, особенно Новгород, выросли до таких же размеров.

Славянский регион с реками

Раннее земледелие

Эти ранние поселения почти полностью основывались на сельском хозяйстве. Для ранней Руси земли было много. Русы практиковали подсечно-огневое земледелие , а это означало, что они просто вырубали леса, из которых состояла большая часть Восточной Европы, всякий раз, когда земля переставала быть плодородной. Ведь земли в распоряжении русов было предостаточно. Помните, что потеря питательных веществ в почве была настоящей проблемой для первых земледельцев, которую нельзя было решить одним лишь орошением. Это резко контрастирует с другими цивилизациями, интенсивно занимающимися сельским хозяйством, такими как египтяне, которые вместо этого полагались на наводнения для пополнения питательных веществ, а также современные западноевропейцы, которые оставляли поле незасеянным каждые три года, чтобы позволить питательным веществам вернуться в почву. земля.

Ранняя торговля

Все эти реки имели для русов другое назначение. Города Киев и Новгород находились на кратчайшей линии между викингами и византийцами, двумя основными торговыми державами десятого и одиннадцатого веков. Обычно тот факт, что все это было по суше, был бы сдерживающим фактором. Вместо этого из-за рек весь регион представлял собой один гигантский торговый путь, объединяющий товары из Скандинавии викингов и византийского Средиземноморья с продуктами из Центральной Европы и даже из-за ее пределов.Благодаря этим торговым путям в Швеции были найдены монеты с арабскими надписями. Благодаря этому промыслу русы довольно разбогатели, но также были подвержены новым культурным идеям, не последним из которых было православное христианство. Фактически, именно тогда, когда этим торговым путям угрожали половцы , тюркская группа с юго-востока, в конце одиннадцатого века, Киевская Русь окончательно пошатнулась. Половцы использовали географию России против нее, перерезав легкие торговые пути на юг с Византийской империей.

Москва изначально была основана как небольшая торговая фактория.

Итоги урока

Маловероятно, что Киевская Русь, да и сама Россия, смогли бы развиваться столь же точно без уникальной географии и климата земли. Земля была холодной, но в ней было достаточно месяцев с умеренным климатом, чтобы обеспечить рост реальных сельскохозяйственных излишков, которые, в свою очередь, продавались по всему региону по сети рек.Реки также соединили несколько удивительно крупных городов в регионе, а также создали торговый путь, который вел из Скандинавии в Константинополь.

Курсы по русскому языку, литературе, общественным наукам, истории, географии, математике, английскому языку

Владение вторым языком рассматривается как актив, улучшающий изучение всех других областей и предоставляющий студентам как практическую, так и теоретическую базу для различных пути после окончания учебы. Вы будете готовы продолжить обучение в аспирантуре в областях, связанных со вторым языком, таких как лингвистика и литература, или вы можете использовать свой студенческий опыт и образование в качестве дополнения к карьере в таких областях, как искусство, государственная или государственная служба, волонтерская работа, технологии, бизнес и менеджмент, юриспруденция и другие области, в которых владение вторым языком и знание других культур может принести большую пользу.
Имея степень по английскому языку в Российском государственном гуманитарном университете, вы, как правило, будете специализироваться на современных языках, что позволит вам приобрести коммуникативные языковые навыки на языке вашей специализации. Как правило, вы прошли курсы по культуре и цивилизации, что даст вам прочную основу в основных течениях в национальной литературе, а также в художественных и социальных движениях. Как правило, у вас будет комплексное изучение культур с развитием навыков чтения, письма и слухового/устного общения.Кроме того, в качестве специалиста по современным языкам вы разовьете взгляд на изучение и использование вторых языков как с социальной, так и с когнитивной точки зрения в обществе, в котором вы живете, и во все более глобальной общественной среде. В качестве специалиста по языку вы будете направлены на развитие личных интересов, пройдя курсы по другим дисциплинам, таким как изобразительное искусство, история, психология, философия и другие гуманитарные и социальные науки.
Если вы выбираете учебную программу, которая включает в себя «Обучение» i.e «Индийистика», например, вы, наряду с приобретением необходимых языковых навыков, также познакомитесь с литературой, религиозным и социокультурным наследием страны/стран, а также ознакомитесь с историческими, социо- политические и экономические аспекты соответствующего общества.

границ | Игра чисел и иммунная география как детерминанты патогенности коронавируса

Еще раз, новый SARS-CoV-2 напоминает нам о способности инфекционных патогенов быстро распространяться по всему миру и подвергать наше благополучие опасности.В отношении его патогенности можно напомнить два простых принципа, лежащих в основе нашей постоянной борьбы с окружающими нас вирусами: «игра чисел» и «иммунная география» (Zinkernagel et al., 1985). Эти концептуальные термины относятся к кинетике роста вируса и иммунных реакций, а также к пространственной организации иммунных ответов по отношению к местам проникновения вируса и тропизму тканей, что определяет градиенты цитокинов и паттерны самонаведения иммунных клеток в тканях, соответственно. В совокупности обе концепции обеспечивают обоснование динамического взгляда на баланс между распространением вируса и развитием противовирусных иммунных ответов, что в конечном итоге поможет понять патогенность вируса и способы достижения иммунного контроля (рис. 1А).

Рисунок 1 . Кинетический взгляд на патогенез CoV. (A) Игра чисел между ростом вируса и иммунным ответом определяет исход вирусной инфекции. (B) Ранний врожденный иммунный ответ определяет вирусный патогенез. (C) Степень надежности защиты от более быстро реплицирующегося штамма M-CoV по отношению к его предпочтительному месту репликации, т. е. периферический орган (печень) по сравнению с лимфоидным органом (селезенка). Вирус представлен сплошной линией, а прерывистые линии характеризуют иммунный ответ.

Коронавирусы представляют собой семейство оболочечных вирусов с положительной цепью РНК, поражающих млекопитающих и птиц. У человека существует четыре эндемичных, обычно слабопатогенных вируса 229E, OC43, NL63 и HKU1, а также недавно появившиеся вирусы SARS-CoV, MERS-CoV и SARS-CoV-2, которые вызывают смертельные инфекции примерно у 10, 30 и 1% случаев соответственно (Gaunt et al. , 2010; Raoult et al., 2020). Все эти вирусы могут передаваться аэрозолями и поражать верхние дыхательные пути и легкие. Однако, поскольку человеческие инфекции допускают лишь очень ограниченные экспериментальные манипуляции, большая часть наших фундаментальных знаний о вирусных инфекциях получена из исследований на животных.Чтобы понять сдерживание первоначального распространения вируса, которое впоследствии определяет патогенность вируса, модельная система мышиного коронавируса (M-CoV, также известная как вирус гепатита мыши, MHV) является наиболее поучительной. M-CoV — это быстро размножающийся высокоцитопатический вирус, который вызывает тяжелое воспаление в нескольких органах и может распространяться через кровоток. В частности, печень, периферический орган, и селезенка, вторичный лимфоидный орган, являются основными органами-мишенями этого вируса, а интерферон типа I гемопоэтических клеток (ИФН) в первую очередь контролирует репликацию вируса и вирус-индуцированное заболевание печени. Наблюдаются три клинических исхода, которые зависят от баланса распространения инфекции и врожденного иммунного ответа (рис. 1В). При оптимальном врожденном ответе инфекция хорошо контролируется и вызывает только легкие симптомы, тогда как отсроченный и слабый врожденный ответ приводит к тяжелому распространению инфекции и летальному исходу. Между этими крайностями наблюдаются повреждения тканей различной степени тяжести, но хозяин в конечном итоге выживает.

Как можно преобразовать это качественное описание вызванной вирусом патогенности в более количественную характеристику защиты хозяина и ее пределов? Анализ, основанный на системной биологии, сочетающий экспериментальные данные мышиной коронавирусной инфекции и математическое моделирование, показал, что надежность защиты от тяжелого заболевания, опосредованной врожденным иммунным ответом, довольно ограничена (обобщено на рисунке 1C), когда предполагаемые варианты CoV проявляют повышенный тропизм и репликацию в клетках. учитывались клетки периферических органов, такие как гепатоциты, а не клетки лимфоидной ткани (Бочаров и соавт. , 2010, 2018). Например, 20-процентное увеличение экспоненциальной скорости роста штамма M-CoV A59 (по оценкам, 0,78 инфекционных частиц/мл/ч) приводит к тяжелой инфекции, проявляющейся значительным повышением значений ферментов печени в сыворотке (т.е. уровень аланинтрансферазы (АЛТ) повышается до 1000 МЕ/л) в течение 2 дней. Напротив, существенное, до 30-кратное увеличение скорости репликации вируса в макрофагах селезенки (по оценкам, около 37 инфекционных частиц/клетка/ч для M-CoV A59 у мышей C57BL/6) эффективно обезвреживается с помощью IFN типа I, продуцируемый плазмоцитоидными дендритными клетками, обеспечивает надежную защиту от тяжелых форм заболевания (Bocharov et al., 2010). В общих чертах, различия врожденного иммунного ответа в лимфоидных тканях, таких как селезенка или лимфатические узлы, в которых локальные уровни IFN типа I резко возрастают при репликации вирусов, обеспечивают быструю защиту хозяина, тогда как репликация вируса в нелимфоидных тканях, таких как печень или легкие генерируют более медленное увеличение ИФН I типа, достигая более низких уровней и, таким образом, менее эффективно ограничивая репликацию вируса.

Как приведенные выше цифры соотносятся со скоростью распространения инфекции в случае SARS-CoV? Имеющиеся экспериментальные данные о кинетике роста вируса в клетках Vero E6 in vitro дают оценки экспоненциальной скорости роста SARS-CoV-1, которая составляет около 0.74 РНК/мл/ч (Keyaerts et al., 2005) и 0,84 инфекционных частиц/мл/ч. Последние данные для SARS-CoV-2 показывают аналогичную скорость роста (Lokugamage et al., 2020). Замечательное сходство значений и преимущественная тропность вирусов SARS-CoV к клеткам верхних дыхательных путей и легких позволяют предположить, что надежность защиты от распространения SARS-CoV в этом периферическом органе за счет врожденного ответа IFN ограничена. Таким образом, вполне возможно, что инфекции SARS-CoV действуют на грани защитной способности системы IFN типа I хозяина.Следовательно, изменения чувствительности вирусов к IFN I типа, их IFN-супрессивных свойств, а также изменения чувствительности инфицированных хозяев к IFN I типа, т. е. из-за генетического полиморфизма, иммунодепрессантов или старения, могут иметь соответствующие клинические последствия. Действительно, в отношении SARS- и MERS-CoV уже высказывались предположения, что задержка рестрикции вируса из-за раннего ответа IFN типа I может привести к преувеличенным воспалительным, опасным для жизни состояниям на более позднем этапе течения инфекции (Prompetchara et al., 2020). Что касается инфекций SARS-CoV-2, последние данные свидетельствуют о том, что нарушение системного ответа IFN I типа коррелирует с тяжестью COVID-19 (Arunachalam et al., 2020). Кроме того, поскольку старение влияет на несколько уровней иммунного контроля над вирусами, включая измененный врожденный ответ, и коррелирует с тяжестью COVID-19 (Akbar and Gilroy, 2020) (https://ebrary.net/30820/health/pdcs), дальнейшие продольные исследования исследования на людях этой сложной взаимосвязи оправданы.

Понятно, что степень хрупкости, т.е.т. е. чувствительность тяжести инфекции, вызванной CoV, к дозе вирусной инфекции и скорости роста у людей увеличивается, а пределы защиты, обеспечиваемые системой IFN типа I, которая действует на переднем крае взаимодействия вирус-хозяин, заслуживают дальнейшего количественного анализа. . Более высокая чувствительность SARS-CoV-2 к IFN типа I по сравнению с SARS-CoV указывает на то, что лечение IFN типа I человека, подвергшегося воздействию вируса, будет эффективным ранним терапевтическим методом, который может предотвратить последующее тяжелое заболевание.Эта точка зрения теперь подтверждается последними клиническими данными, которые показывают благоприятный клинический ответ и снижение смертности после раннего введения IFN I типа (Wang et al., 2020). Кроме того, учитывая большой резервуар CoV у летучих мышей (Menachery et al., 2015), тестирование их свойств в отношении скорости роста, чувствительности к IFN и способности подавлять IFN может помочь подготовиться к следующей пандемии. Это только вопрос времени.

Вклад авторов

VC, JA, DG, RG-F, BL, GB и AM совместно обсудили патогенез CoV.GB и AM составили рукопись. VC, JA, DG, RG-F, BL, GB и AM отредактировали рукопись. Все авторы внесли свой вклад в статью и одобрили представленную версию.

Финансирование

Авторы поддержаны грантами Российского научного фонда (проект № 18-11-00171 в ГБ, ДГ и АМ), РФФИ (проект № 20-04-60157 в ГБ и ДГ), Московского центра фундаментальных исследований. и прикладной математики (соглашение с Министерством образования и науки РФ №075-15-2019-1624 для GB и DG), Министерства науки и инноваций Испании (PID2019-106323RB-I00/AEI/10.13039/501100011033 для AM и VC) и гранта Марии де Маэсту (CEX2018-000792-M). ).

Конфликт интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Ссылки

Аруначалам П.С., Виммерс Ф., Мок С.К.П., Perera, R.A.P.M., Scott, M., Hagan, T., et al. (2020). Системная биологическая оценка иммунитета к легкой и тяжелой инфекции COVID-19 у людей. Наука 369, 1210–1220. doi: 10.1126/science.abc6261

Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google

Бочаров Г., Вольперт В., Людевиг Б. и Мейерханс А. (2018). Математическая иммунология вирусных инфекций . Чам: Спрингер. дои: 10.1007/978-3-319-72317-4

Полнотекстовая перекрестная ссылка | Академия Google

Бочаров Г. , Зюст Р., Сервантес-Барраган Л., Лузянина Т., Чиглинцев Э., Черешнев В.А., и соавт. (2010). Подход системной иммунологии к функции плазмоцитоидных дендритных клеток при цитопатических вирусных инфекциях. Патог PLoS. 6:e1001017. doi: 10.1371/journal.ppat.1001017

Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google

Гонт, Э.Р., Харди, А., Клаас, Э.С.Дж., Симмондс, П., и Темплтон, К.Е. (2010). Эпидемиология и клинические проявления четырех коронавирусов человека 229E, HKU1, NL63 и OC43, обнаруженных в течение 3 лет с помощью нового мультиплексного метода ПЦР в реальном времени. Дж. Клин. микробиол. 48, 2940–2947. doi: 10.1128/JCM.00636-10

Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google

Кейертс, Э., Вийген, Л., Маес, П., Нейтс, Дж., и Ван Ранст, М. (2005). Кинетика роста SARS-коронавируса в клетках vero E6. Биохим. Биофиз. Рез. коммун. 329, 1147–1151. doi: 10.1016/j.bbrc.2005.02. 085

Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google

Lokugamage, K.G., Hage, A., Шиндевольф, К., Райсбаум, Р., и Менахери, В.Д. (2020). SARS-CoV-2 чувствителен к предварительной обработке интерфероном I типа. bioRxiv [Препринт] . дои: 10.1101/2020.03.07.982264

Полнотекстовая перекрестная ссылка | Академия Google

Menachery, V.D., Yount, B.L. Jr, Debbink, K., Agnihothram, S., Gralinski, L.E., Plante, J.A., et al. (2015). Подобный SARS кластер циркулирующих коронавирусов летучих мышей демонстрирует потенциал для появления человека. Нац. Мед. 21, 1508–1513. дои: 10.1038/нм.3985

Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google

Промпетчара, Э., Кетлой, К., и Палага, Т. (2020). Иммунные реакции на COVID-19 и потенциальные вакцины: уроки, извлеченные из эпидемий SARS и MERS. Азиатский пакет. Дж. Аллергия Иммунол. 38, 1–9. doi: 10.12932/AP-200220-0772

Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google

Рауль Д. , Зумла А., Локателли Ф., Ипполито Г. и Кремер Г. (2020). Коронавирусные инфекции: эпидемиологические, клинические и иммунологические особенности и гипотезы. Клеточный стресс 4, 66–75. дои: 10.15698/cst2020.04.216

Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google

Ван Н., Чжан Ю., Чжу Л., Хоу З., Лю Ф., Сонг П. и др. (2020). Ретроспективное многоцентровое когортное исследование показывает, что ранняя терапия интерфероном связана с благоприятным клиническим ответом у пациентов с COVID-19. Микроб-хозяин клетки . 28, 455–464.e2. doi: 10.1016/j.chom.2020.07.005

Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google

Цинкернагель, Р.М., Хенгартнер Х. и Стиц Л. (1985). О роли вирусов в эволюции иммунных реакций. Бр. Мед. Бык. 41, 92–97. doi: 10.1093/oxfordjournals.bmb.a072033

Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google

(PDF) Игра чисел и иммунная география как детерминанты патогенности коронавируса

Bocharov et al. Детерминанты патогенности коронавируса

показали, что надежность опосредованной врожденным иммунным ответом

защиты от тяжелых заболеваний довольно ограничена (обобщенные

на рисунке 1C), когда предполагаемые варианты CoV проявляют

повышенный тропизм и репликацию в клетках периферических органов, таких как гепатоциты.

, а не клетки лимфоидной ткани (Бочаров

и соавт., 2010, 2018). Например, 20-процентное увеличение экспоненциальной

скорости роста штамма M-CoV A59 (по оценкам, равной 0,78

инфекционных частиц/мл/ч) приводит к тяжелой инфекции, проявляющейся значительным повышением активности печеночных ферментов. значения в сыворотке (т.е. уровень аланин-

-трансферазы (АЛТ) повышается до 1000 МЕ/л) в течение 2 дней.

Наоборот, существенное повышение до 30-кратной скорости репликации вируса

в макрофагах селезенки (по оценкам,

составляет около 37 инфекционных частиц/клетка/ч для M-CoV A59 в

C57BL /6 мышей) эффективно разоружается плазмоцитоидным дендритным

IFN типа I, продуцируемым клетками, таким образом обеспечивая надежную защиту

от тяжелых форм заболевания (Bocharov et al. , 2010). В общих чертах,

различия врожденных иммунных ответов в лимфоидных тканях

таких как селезенка или лимфатические узлы, в которых локальные уровни

IFN типа I резко возрастают при репликации вирусов, обеспечивают

быструю защиту хозяина, тогда как репликация вируса в нелимфоидных

тканях, таких как печень или легкие, уровень ИФН I типа

повышается медленнее,

достигая более низких уровней и, таким образом, он менее эффективен в ограничении

репликации вируса.

Как приведенные выше цифры соотносятся со скоростью распространения инфекции

в случае SARS-CoV? Имеющиеся экспериментальные данные о кинетике роста вируса в клетках Vero E6 in vitro дают

оценки экспоненциальной скорости роста SARS-CoV-1, которая составляет

около 0,74 РНК/мл/ч (Keyaerts et al., 2005). ) и 0,84 инфекционных

частиц/мл/ч. Недавние данные для SARS-CoV-2 показывают аналогичную скорость роста

(Lokugamage et al. , 2020).Поразительное сходство

значений и преимущественная тропность вирусов SARS-CoV

к клеткам верхних дыхательных путей и легких

позволяют предположить, что надежность защиты от SARS-CoV

, распространяющегося в этом периферическом органе путем врожденный ответ IFN

ограничен. Таким образом, можно предположить, что инфекции SARS-CoV

действуют близко к границе защитной способности

системы IFN I типа хозяина.Следовательно, изменения чувствительности вирусов к IFN-

типа I, их IFN-супрессивных свойств как

, а также изменения чувствительности инфицированных хозяев к IFN I типа

т. е. из-за генетических полиморфизмов, иммунодепрессантов или

старения все они могут иметь соответствующие клинические последствия. В самом деле,

в отношении SARS- и MERS-CoV уже высказывались предположения, что

задержка в рестрикции вируса из-за раннего ответа IFN типа I может

привести к преувеличенным воспалительным, опасным для жизни состояниям

на более позднем этапе течения инфекции. (Промпетчара и др., 2020).

В отношении инфекций SARS-CoV-2 последние данные свидетельствуют о том, что

нарушенный системный ответ IFN I типа коррелирует с

тяжестью COVID-19 (Arunachalam et al., 2020). Кроме того,

поскольку старение влияет на несколько уровней иммунного контроля вирусов

, включая измененный врожденный ответ, и коррелирует с тяжестью

COVID-19 (Akbar and Gilroy, 2020) (https://ebrary.net/

30820 /health/pdcs), необходимы дальнейшие лонгитюдные исследования

этой сложной взаимосвязи на людях.

Очевидно, степень хрупкости, т. е. чувствительность

тяжести CoV-индуцированной инфекции к дозе и росту вирусной инфекции

скорость увеличивается у людей, а также пределы защиты, обеспечиваемые

системой IFN I типа, которая действует на переднем крае взаимодействия вирус-хозяин

заслуживают дальнейшего количественного анализа. Более высокая

чувствительность SARS-CoV-2 к IFN типа I по сравнению с SARS-CoV

указывает на то, что лечение IFN типа I лица, подвергшегося воздействию вируса

, будет эффективным ранним терапевтическим методом, который может

предотвратить последующие тяжелые болезнь. Эта точка зрения в настоящее время подтверждается последними клиническими данными, которые показывают благоприятный клинический ответ и

снижение смертности после раннего введения IFN I типа (Wang

et al., 2020). Кроме того, учитывая большой резервуар CoV у

летучих мышей (Menachery et al., 2015), тестирование их свойств в отношении

скорости роста, чувствительности к IFN и способности подавлять IFN

может помочь подготовиться к следующему грядет пандемия. Это

только вопрос времени.

ВКЛАД АВТОРОВ

VC, JA, DG, RG-F, BL, GB и AM совместно обсудили патогенез CoV

. GB и AM составили рукопись. VC, JA, DG,

RG-F, BL, GB и AM отредактировали рукопись. Все авторы

внесли свой вклад в статью и одобрили представленную версию.

ФИНАНСИРОВАНИЕ

Авторы поддержаны грантами Фонда «Российская наука»

(проект № 18-11-00171 на ГБ, ДГ и АМ),

РФФИ (проект № 20-04-60157 на ГБ и ДГ),

Московский центр фундаментальной и прикладной математики

(соглашение с Министерством образования и науки РФ

№075-15-2019-1624 для GB и DG),

Министерства науки и инноваций Испании (PID2019-

106323RB-I00/AEI/10. 13039/501100011033 для AM и VC) и

гранта Марии де Маэсту. (CEX2018-000792-M).

ССЫЛКИ

Акбар, А. Н., и Гилрой, Д. В. (2020). Старение иммунитета может усугубить COVID-

19. Science 369, 256–257. doi: 10.1126/science.abb0762

Аруначалам П.С., Виммерс Ф., Мок С.К.П., Перера Р.А.П.М., Скотт,

М., Хаган Т. и соавт. (2020). Системная биологическая оценка иммунитета к

легкой и тяжелой инфекции COVID-19 у людей. Наука 369, 1210–1220.

doi: 10.1126/science.abc6261

Бочаров Г., Вольперт В., Людевиг Б. и Мейерханс А. (2018).

Математическая иммунология вирусных инфекций. Чам: Спрингер.

doi: 10.1007/978-3-319-72317-4

Бочаров Г., Зюст Р., Сервантес-Барраган Л., Лузянина Т., Чиглинцев,

Е., Черешнев В.А., и соавт. (2010). Подход системной иммунологии к функции

плазмоцитоидных дендритных клеток при цитопатических вирусных инфекциях. PLoS Патог.

6:e1001017. doi: 10.1371/journal.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *