52. Гражданское общество и правовое государство
Правовое государство и гражданское общество
Правовое государство — это такая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека; гражданина, а также последовательного ограничения государственной власти в целях недопустимости злоупотреблений с ее стороны.
Отличительные признаки правового государства:
1. Правовое государство, прежде всего предполагает существование гражданского общества.
В современной интерпретации гражданское общество — это общество с» развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его субъектами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, морального и культурного статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.
2. Разделение власти. Как известно, теория разделения власти исходит из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Это препятствует сосредоточению власти в руках одного лица или органа. В данном случае каждая власть осуществляет свою функцию, которую другие власти не в состоянии выполнить. Законодательная власть — принимает законы, исполнительная — обеспечивает их исполнение судебная — выносит на их основе решения, причем может привлекать к суду и членов законодательных органов, и членов правительства как, частных лиц.
3. Верховенство права. Данный признак правового государства означает, что ни один государственный орган, должностное лицо, общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Государство, подчиняясь Юридическим нормам, становится одним из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими субъектами. Без правового равенства между государством и личностью не может существовать ни право, ни Правовое государство. Любая попытка — государственного органа ил и должностного лица выйти за Пределы права и поставить себя над людьми должна расцениваться как правонарушение. Верховенство права означает также, что государство не вправе издавать законы, Противоречащие так называемому естественному праву, и вместе с тем оно обязано принимать все законы, которые обеспечивают естественные права человека.
4. Реальность прав и свобод граждан. В правовом государстве права и Свободы граждан должны быть не только провозглашены, но и гарантированы государством. Как уже отмечалось, такими гарантиями могут быть законодательное закрепление условий, при котором возможно ограничение прав и свобод либо принятие законов, детализирующих права и свободы, провозглашенные в конституции.
5. Политический и идеологический плюрализм. Правовое государство немыслимо без Существования многочисленных политических организаций, партий и оппозиции.
Под правовым обществом можно понимать такое общество, в котором реализован принцип верховенства права, т.е. асе субъекты подчиняются, праву не по принуждению, а по убеждению, существующая же в обществе правовая реальность позволяет им беспрепятственно выражать свое мнение, принимать собственные решения, чувствовать себя самостоятельными и не зависящими от воли государства.
Возможность создания такого общества предполагает наличие ряда условий: институционального и неинституционального. Институциональным условием формирования правового обществе выступает развитое гражданское общество и устоявшееся правовое государство, а неинституциональным — преобладание в обществе личностей-граждан с развитым правосознанием, являющихся реальными субъектами правоотношений денного общества.
Известно, что хотя право как социальный регулятор возникает давно, однако служить личности, ее самореализации оно начинает лишь в условиях формирующегося гражданского общества. Поэтому правовое общество также можно представить в качестве идеального типа, раскрывающего определенный аспект гражданского общества, способ его бытия или, используя подход И. Канта, как «гражданское состояние, рассматриваемое только как состояние правовое».
Таким обрезом, гражданское общество и правовое государство представляют собой взаимопредполагающие и взаимодополняющие стороны (динамическую и статическую) правового общества. В этом обществе спонтанное и рациональное начало, свобода и порядок уравновешены и в подчинение универсальным нормам организовано таким образом, что не только не подавляет, а наоборот, способствует проявлению самостоятельности и независимости человека, развитию его индивидуальности.
В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается демократическим, федеративным, правовым, социальным государством с республиканской формой правления (статьи 1, 7 Конституции). Другими словами, предполагается сформировать правовое общество, для которого характерны: политический плюрализм, разделение власти, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод. Вместе с тем необходимо признать, что на пути его формирования лежит множество проблем, которые в значительной степени затрудняют и замедляют этот процесс. Успешное формирование правового общества невозможно без создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям относятся: достижение высокого уровня политического и правового сознания людей; гуманизация человеческих отношений; создание и развитие альтернативных по отношению к государству общественных структур (культурных, научных, религиозных и т.д.) с целью расширения сферы прямой демократии, введение «диалоговых процедур» для выработки согласованных решений; ограничение вмешательства государства в сферу экономики; проведение правовой реформы с целью создания единого, внутренне непротиворечивого законодательства и ряд других.
Проблемность и противоречивость правотворчества и правоприменения в посттоталитарном обществе имеют в своем основании несколько причин. Во-первых, сравнение правовых систем тоталитарного общества, для которого характерны господство государства над правом, политизация и идеологизация права, и демократического общества, в котором обеспечено верховенство права и приоритет прав человека, позволяет сделать вывод об их принципиальной несовместимости, а следовательно, невозможности перехода от одной правовой системы к другой непосредственно. Поэтому все посттоталитарные страны, трансформирующиеся от тоталитаризма к демократии закономерно проходят особый переходный период, в котором правовая реальность представляет собой комбинацию разрушающейся тоталитарной правовой системы и нарождающейся правовой системы демократического общества. Как правило, все основные характеристики этой переходной правовой реальности представляют собой комбинацию сущностных черт, как тоталитарной правовой системы, так и демократической. Так, например, новые правовые нормы в посттоталитарной правовой системе сталкиваются со старыми неправовыми нормами; тенденции авторитаризма в правотворчестве и правоприменении сосуществуют с элементами анархии; тенденции конструирования с элементами саморазвития; принципы монизма о принципами плюрализма и т.д.
Второй особенностью правотворчества и применения в посттоталитарном обществе является то, что они осуществляются в условиях хаоса или дезорганизации переходного общества и его правовой системы. Например, польский исследователь Я. Щепаньский понимает дезорганизацию переходного общества и его правовой системы как совокупность социальных процессов, приводящих к тому, что «действия, отклоняющиеся от нормы и оцениваемые негативно, превышают допустимый предел, угрожая установленному течению процессов коллективной жизни. Она заключается в дезинтеграции политико-правовых институтов, не выполняющих задач, для которых они созданы, ослаблении механизмов формального и неформального контроля, неустойчивости критериев оценок, появлении образцов поведения, противоречащих образцам, признанных допустимыми». Следующей особенностью правотворчества и правоприменения в посттоталитарном обществе является амбивалентность (Э. Блейлер) правосознании людей, причины которой кроются в инертности сознания человека, неспособности его сразу освободиться от отжившей системы ценностно-правовых установок тоталитаризма, которая Может декларативно отвергаться личностью, но продолжает существовать на уровне подсознания, определяя миропонимание человека, его ценности, интересы, поступки: Так, например, в переходных обществах проблема легитимации процедур разрешения противоречий и конфликтов стоит наиболее остро. Старые правовые нормы и правила урегулирования конфликтов утратили свою легитимность, а новые правовые нормы еще не установились, не стали стереотипными.
studfiles.net
Гражданское общество и правовое государство: основные черты гражданского общества
Гражданское общество – это структурно образованная сфера самопроявления свободных граждан, которые формируют организации и ассоциации, без вмешательства и прямой регламентации со стороны государства.
Гражданское общество: понятие и функции
Гражданское общество – это ключевое звено в создании и существовании правового государства. Гражданское общество выполняет ряд важных функций, в частности:
— Обеспечение прав и свобод граждан от вмешательства государственных структур, которым свойственно превышение своих полномочий.
— Гражданское общество создает и развивает механизм общественного самоуправления.
— Является одним из самых мощных рычагов в системе сдержек и противовесов.
— Гарантирует свободный доступ граждан к управлению государством.
— Создает прочные структуры, на которых базируется общественная жизнь в государстве.
Основные черты гражданского общества
Основными чертами гражданского общества являются:
1. Гарантия правовой защиты граждан;
2. Наличие и активное поощрение демократических принципов;
3. Плюрализм и свободно формирующиеся мнения граждан;
4. Социальная политика государства;
5. конкуренция структур гражданского общества;
6. Наличие в гражданском обществе свободных владельцев собственности, а также средств производства;
7. Преобладающий по численности средний класс;
8. Многоукладная рыночная экономика.
Понятие правового государства
Правовое государство представляет собой государство, существование и деятельность которого подчинена фундаментальным принципам и нормам права. Все органы государственной власти в правовом государстве подчиняются исключительно судебным решениям и законам.
Правовое государство базируется на принципе верховенства закона, который включает в себя такие факторы:
— Равенство перед законом: перед законом равны все граждане и органы государственной власти (в том числе и те, которые их издают). Не может существовать двойственного действия закона.
— Защита прав человека: гарантированность со стороны государства выполнения функции касаемо защиты прав и свобод человека и гражданина.
— Независимость судебной власти о других ветвей государственной власти.
— Прозрачное правосудие.
Взаимосвязь правового государства и гражданского общества
Существование правового государства без наличия в нем гражданского общества невозможно. Именно благодаря гражданскому обществу в государстве происходят регуляция и выполнение нормативных актов: гражданское общество выступает независимым наблюдателем за выполнением законов в государстве.
Благодаря таким организациям гражданского общества как профсоюзы, студенческие объединения, ассоциации адвокатов происходит непосредственная защита личных и социальных прав человека и гражданина в государстве.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Политическая система: структура и функции, государство в политической системе
Следующая тема:   Демократические выборы и политические партии: избирательные системы и многопартийность
Все неприличные комментарии будут удаляться.
www.nado5.ru
§3. Правовое государство и гражданское общество
Понятие правового государства
Концепция правового государства имеет глубокие исторические и теоретические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказывалась еще в древности. Платон подчеркивал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я рассматриваю спасение государства и все блага, какие могут даровать государствам боги» (Платон. Сочинения. – Т. 3. – Ч. 2. – М. – 1972. – С. 188-189).
Теория правового государства в ее целостном виде разработана Д. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом и другими представителями либерализма. Сам термин «правовое государство» утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Существенный вклад в развитие правового государства внесли русские мыслители А. Радищев, А. Герцен, Н. Добролюбов; ученые-юристы Б. Чичерин, С. Котляревский, П. Новгородцев, Б. Кистяковский. Значительными вехами на пути к правовому государству стали Конституция США 1787 г. и Конституция Франции 1789 г., впервые закрепившие некоторые положения правовой государственности. Решающими факторами создания правового государства стали успехи в формировании гражданского общества и общее социально-экономическое, культурное развитие общества, его новых цивилизационных, технических, научных основ.
Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных государством норм, т.е. правил поведения общего характера, выступающих в качестве регулятора общественных отношений. Право является средством организации государственной власти. Посредством юридических норм государство осуществляет необходимые функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения.
В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должностных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества.
Отличительные признаки правового государства
Теория и практика правового государства позволяет выделить следующие его отличительные признаки:
Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти; государственный же суверенитет носит представительный характер.
Верховенство закона, выражающего правовые принципы общества. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменен, изменен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партии. В этой связи встает вопрос о качестве самого закона. В подлинно демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву, быть гуманным, справедливым, прогрессивным, закреплять неотъемлемые права человека.
Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов. Государство, издавшее закон, не вправе его само же нарушать. Все органы государства и должностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установленном правовыми нормами.
Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами. Личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства, а государство несет ответственность за соблюдение прав личности, гарантирует ей достойные условия жизнедеятельности. В основе правового государства лежит стремление оградить человека от государственного террора, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу.
Разделение властей. В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена, чтобы избежать деспотизма, между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограничивать другую. Принцип разделения властей не исключает, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.
Принцип разделения властей действует и в вертикальном аспекте как сбалансированное соотношение центральной власти с региональной, местной властью. Сосредоточение слишком большой власти у центра может приводить к игнорированию местных интересов, и наоборот, чрезмерная компетенция местных органов может отрицательно сказаться на общенациональных интересах.
Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Первооснова правового государства – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства. Правовое государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц; каталог прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, зафиксированным во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., Пакте об экономических, социальных и культурных правах и Пакте о гражданских и политических правах 1966 г.
Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления. Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судебных органов, арбитража, народного (государственного) контроля и т.п.
Правовое государство явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Однако в своем классическом, либеральном варианте концепция правового государства делает акцент на формальном, правовом равенстве, не затрагивая проблемы достижения фактического, социально-экономического равноправия граждан. Поэтому в послевоенный период идея правового государства была дополнена теорией и практикой социального государства.
Социальное государство
Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Достигается это с помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и др.
Социальное государство осуществляет свои цели и задачи в форме правовой государственности и стремится при этом к расширению прав граждан, достижению большей социальной справедливости, сглаживанию социального неравенства. В наши дни демократические государства пытаются найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов в своей деятельности.
Советская правовая доктрина долгое время считала неприемлемой саму идею правового государства как буржуазную, а значит – антимарксистскую, антинаучную, рассматривая ее с узкоклассовых позиций и отрицая общедемократическое содержание. Только в конце 80-х годов была признана необходимость формирования правового государства в нашей стране. Конституция Беларуси от 15 марта 1994 г. провозглашает: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство» (статья 1). В Конституции зафиксированы и основные принципы такого государства: уважение прав и свобод граждан, разделение властей, идеологический и политический плюрализм, признание единственным источником власти воли народа и др.
Однако очевидно, что от конституционного закрепления идеи правового, социального государства до ее практической реализации лежит долгий и трудный путь. Для этого необходимы как политическая воля, проведение соответствующих политических реформ, так и создание необходимой социально-экономической базы, развитие культуры и др. предпосылки.
Гражданское общество
Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Долгое время в истории общественно-политической мысли понятие «государство» и «общество» не разграничивались. Лишь в эпоху Просвещения в органической связи с идеей правового государства формируются представления о гражданском обществе. Наиболее полное обоснование проблема разграничения государства и гражданского общества получила у Гегеля.
Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей (см.: Гаджиев К.С. Политическая наука. – М. – 1995. – С. 74). Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства.
Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественной самодеятельности и др. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, т.е. множественность социальных субъектов, относительно независимых от государства и способных к самоорганизации. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчинения), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.
Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей богатство и многообразие различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.
Гражданское общество – продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.
Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с развитием политических институтов современного государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга.
Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу. Государство же как выразитель воли всего населения призвано примирить, совместить эти интересы, обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни.
Взаимоотношения между гражданским обществом и государством носят сложный, часто конфликтный характер. Саморазвивающаяся система, каковой является гражданское общество, постоянно испытывает давление со стороны государства. Недостаточная развитость гражданского общества подталкивает государство к узурпации его прав, присвоению себе функций гражданского общества. В результате в условиях тоталитарных режимов происходит огосударствление общества, фактическое уничтожение или крайнее сужение независимости от государства общественной жизни. Государство стремится здесь подчинить себе все общество, охватить своим влиянием все сферы его жизнедеятельности.
При демократическом режиме государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры, как самостоятельные субъекты общественной жизни. Решение общественных проблем осуществляется путем компромисса между государством и обществом.
Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества представляет сегодня необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности. Попытки в короткий срок ввести принципы правового государства еще до создания элементов гражданского общества не могут быть успешными и чреваты разрушительными последствиями.
studfiles.net
Понятия «гражданское общество» и «правовое государство»
1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это определение идеального общества, реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния общества, которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни.
Идея гражданского общества (термин введен Аристотелем) возникла первоначально как философская концепция. В XVII в. английский философ Т. Гоббс в двух своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, которое возникает при переходе от естественного природного состояния всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом меняется и сам человек, который становится развитой, целостной и активной личностью. Гражданское общество, согласно воззрениям виднейших философов Нового времени (Дж. Локка, И. Канта и др.) — это «союз индивидуальностей», коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества.
Три начала формируют гражданское общество — человек, коллектив и власть. В идее гражданского общества заложено непрерывное движение: постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и более цивилизованному. Ж.Ж. Руссо так сформулировал критерии этого развития: движение к гражданственности, естественности (разумности) и цивилизованности, что означает формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной власти. Становление гражданского общества предстает как цивилизованный процесс, в котором цивилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним, гражданином и обществом.
Особой проблемой является взаимоотношение гражданского общества и государства. Гражданское общество — это социально-организованная структура, в основном складывающаяся за пределами государственных структур, но охватывает и их, так как они образованы гражданами, то есть членами гражданского общества. Такие элементы государственной власти, как разделение властей, наличие легальной оппозиции, многопартийность и т.д. сами по себе не представляют структуру гражданского общества, но порождены им и являются формами закрепления его влияния в политической организации общества.
Одной из самых важных проблем, стоящих перед современным российским обществом, является построение правового государства.
Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой организации.
В России в конце XIX — начале XX в. проблемами правового государства занимались крупные правоведы, философы и политические деятели — Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский и др. Но после революции сформировавшаяся советская правовая доктрина отвергла эту теорию, считая ее выражением немарксистских, оппортунистических, буржуазных взглядов. Только в конце 80-х гг. прошлого века проблема правового государства вновь возвращается в общество как тот идеал, к которому следует стремиться при реформировании его политических структур.
Признаки правового государства
1. Господство (верховенство) права. Это означает, что закон должен быть выражением права
как узаконенной справедливости. Не всякий закон может считаться правовым, а лишь тот, кото
рый отвечает жизненным потребностям человека и гражданского общества в целом. Таким право
вым законам обязаны подчиняться и индивиды, и организации, и все должностные лица в государ
стве. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов в той же мере, как и
для граждан.
2. Реальность прав и свобод личности. В правовом государстве необходимым является не только конституционное закрепление основных прав и свобод человека и гражданина, но и реальная возможность реализации их на практике. Для этого в государстве должна существовать дейст-венная система гарантий прав и свобод личности. Важна в этом смысле связанность государства и гражданина взаимными правами, обязанностями и ответственностью.
3. Организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. Этот принцип был впервые сформулирован в классическом труде Ш. Монтескье «О духе законов». Принцип разделения властей предполагает распределение функций государственного управления между тремя ветвями власти: исполнительной, законодательной и судебной. Причем принцип разделения властей вовсе не предполагает их обособления. На практике такое разделение эффективно, если сопровождается системой «сдержек и противовесов», то есть сформированы структуры, не позволяющие, с одной стороны, чрезмерно усиливать какую-либо ветвь власти, а с другой, — вынуждающие законодательную, исполнительную и судебную власти действовать согласованно для достижения целей, поставленных перед государством.
2. Прочтите документ и ответьте на вопросы к нему. Австрийский экономист Ф.А. Хайек
писал: «Поскольку никакой мыслимый центр не в состоянии всегда быть в курсе всех обстоятельств постоянно меняющихся спроса и предложения на различные товары и оперативно доводить эту информацию до сведения заинтересованных сторон, нужен какой то механизм, автоматически регистрирующий все существенные последствия индивидуальных действий и выражающий их в универсальной форме, которая была бы и результатом прошлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений. Именно таким механизмом является в условиях конкуренции система цен, и никакой другой механизм не может его заменить. Наблюдая движение сравнительно небольшого количества цен, как наблюдает инженер движение стрелок приборов, предприниматель получает возможность согласовывать свои действия с другими. Существенно, что эта функция системы цен реализуется только в случае конкуренции, то есть лишь при условии, что отдельный предприниматель должен учитывать движение цен, но не может его контролировать». Объясните, почему ученый называет рыночную цену товара «результатом прошлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений» производителей. Используя знания курса «Обществознание» и авторский текст, объясните действие механизма рыночных цен как координатора поведения основных участников рынка (потребителя, производителя).
На рынке возможны три ситуации. Во-первых, спрос превышает предложение (в результате этого возрастает цена) — такая ситуация называется дефицитом и была характерна для советской экономики 70-х — 80-х годов прошлого века Во втором случае спрос меньше предложения (цена падает) — здесь наблюдается избыток товаров (перепроизводство). Подобная ситуация возникла в период так называемой «Великой депрессии» 30-х годов XX в. в Соединенных Штатах Америки. В третьей ситуации спрос равен предложению. Такая ситуация называется рыночным равновесием. Цена, по которой совершается сделка в таком случае, признается равновесной. Это состояние является оптимальным.
Таким образом, цена, как правило, является индикатором состояния на рынке товаров и услуг и фактически показывает, насколько производители смогли правильно спрогнозировать их востребованность. Также она позволяет частным предпринимателям быстро принимать решения о дополнительном выпуске каких-либо товаров либо приостановке их производства, то есть является ориентиром для планирования дальнейшего производства.
3. Вам поручили сделать в классе сообщение о важнейших событиях за месяц в стране и в мире. Как вы будете готовиться к выступлению? Запланированные действия объясните.
Во-первых, необходимо определить круг источников, на которые следует опираться при подготовке к выступлению. Поскольку рассказать необходимо не только о событиях недельной давности, но и о случившихся на протяжении довольно длительного времени — месяца, при подготовке целесообразно использовать еженедельные средства массовой информации, такие как «Аргументы и факты», «Российская газета (неделя)» и т.д. Как правило, в таких изданиях дается перечень наиболее важных и интересных событий недели, проводится их аналитический разбор. В библиотеке попросите подшивку необходимых печатных средств массовой информации. Также можно использовать сайты средств массовой информации.
При подготовке выступления необходимо разработать определенный порядок подачи информации. Как правило, лучше начинать с политических событий, потом следуют экономические новости, новости культуры и спорта. Изложение можно сделать несколько другим — мировые новости, события, произошедшие в России, новости региона.
Нужно помнить, что выступление должно быть небольшим — до 10-15 минут. Нельзя просто читать текст — его надо обязательно рассказывать своими словами.
humanitar.ru
Тема 8. Правовое государство и гражданское общество
1. Правовое государство, его сущность. Гарантии прав и свобод в условиях правового государства.
2. Гражданское общество, его сущность и создание им социально-экономических и политических условий для реализации прав человека.
1. Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного «связывания» государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Концепция правового государства сложилась в XVII–XIX вв. в трудах Дж.Локка, Ш.Монтескье, Т.Джефферсона, И.Канта и других. И.Кантом обоснована теория правового государства. Он рассматривал государство как объединение множества людей, подчинённых праву. Им выдвинута идея категорического императива, понимаемого как всеобщий обязательный нравственный закон, которому все люди, независимо от их происхождения, социального положения, должны подчиняться.
Существенный вклад в теорию правового государства внесли русские мыслители А.Радищев, А.Герцен, Н.Добролюбов, учёные-юристы Б.Чичерин, П.Новгородцев, Б.Кистяковский. Белорусский деятель Л.И.Сапега считал, что общество без законов – это волчья стая. Значительными вехами на пути к правовому государству стали Конституции США 1787 г. и Франции 1789 г., впервые закрепившие некоторые положения правовой государственности. Таким образом, почти все теоретики концепции правового государства считают необходимым создавать такую общественную систему, которая бы защищала права и свободы граждан и обеспечивала бы их равенство перед законом.
Основные принципы правового государства:
1) Основополагающий принцип – верховенство права (закона) в обществе во всех сферах. Он закреплён в Конституции Республики Беларусь. Законы правового государства опираются на Конституцию и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменён ни ведомственными актами, ни решениями партии.
2) Второй принцип правового государства – незыблемость свободы личности, её прав и свобод, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. При этом следует иметь в виду, что права и свободы человека не дарованы государством. Человек от природы обладает основными правами, а государство обязано гарантировать их соблюдение. В правовом государстве все законодательные акты согласуются с правами человека. Например, американская революция наряду с Декларацией о независимости приняла Билль о правах, Великая французская революция – Декларацию прав человека и гражданина, а Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую Декларацию прав человека. В то же время простое декларирование прав и свобод граждан ещё не означает, что они соблюдаются в реальной жизни. В условиях демократизации во многих странах СНГ права молодёжи на труд пока только декларация, т.к. многие выпускники школ и вузов не могут найти работу.
3) Третий принцип правового государства – наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов, других нормативных актов. В частности, для контроля за соблюдением международных документов о правах человека существуют Международный суд в Гааге, Европейский суд в Страсбурге, создан пост Уполномоченного по правам человека во многих странах.
4) Четвёртый принцип правового государства – это принцип разделения властей. Принцип разделения властей предполагает единство и взаимодействие властей, а также определённое верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.
5) Пятый принцип правового государства – взаимная ответственность личности и государства. Это значит, что человек становится центром, вокруг которого и в интересах которого функционирует государство. Государство, издавая законы, принимает на себя конкретные обязанности по защите прав граждан. Однако есть и другая сторона этой проблемы. Предоставление прав предполагает выполнение гражданином определённых обязанностей. Например, платить вовремя налоги, соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц и т.д. Чем ответственнее люди к этому подходят, тем более широким диапазоном прав они обладают.
Следовательно, сущность правового государства не столько в законах или их количестве, сколько в их уважении и соблюдении. Вполне понятно, что для реализации прав человека необходимы социально-экономические условия, развитие высокого уровня культуры, демократии и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что правовое государство не создаёт абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается тем, где нарушается свобода других. Но провозглашённые в правовом государстве индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества могут быть наиболее полно обеспечены в условиях социального государства.
Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, социальной защищённости, соучастию в управлении государством, удовлетворению материальных и духовных потребностей граждан. В 60-е гг. ХХ в. социальные государства, имеющие высокий уровень экономического развития, стали обеспечивать прожиточный минимум каждому. Это было достигнуто путём перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и т.д. Деятельность такого государства всегда многогранна. Оно стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. И сегодня демократические государства ищут оптимальную меру сочетания правового и социального принципов своей деятельности, хотя встречаются с целым рядом объективных трудностей.
2. Формирование правового социального государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. В истинном значении этого слова гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Именно в недрах такого общества и создаются политические, социально-экономические условия и правовые гарантии обеспечения прав человека. При отсутствии последних права человека превращаются в пустую декларацию.
Обеспечение прав человека предполагает непосредственное и активное участие индивида в общественном развитии, в решении социальных проблем, касающихся его жизненных интересов. Чем более многообразным оно является, тем реальнее права и свободы личности. Важнейшим социальным механизмом, обеспечивающим такое участие, является гражданское общество.
В литературе существуют различные подходы к трактовке этого понятия. Одни рассматривают гражданское общество как совокупность общественных интересов и как сферу их реализации, которые находятся вне поля деятельности государства. Другие считают, что гражданское общество – это свободная и независимая от церкви и государства многогранная общественная жизнь. Третьи под гражданским обществом понимают комплекс общественных отношений, противопоставленных государству в любой его форме, т.е. всё, что не есть государство. Очевидно, полностью отделять государство от гражданского общества неправильно, ибо существует множество структурных связей, частично переплетающихся и с государством, и с гражданским обществом (например, партии).
Гражданское общество выступает как промежуточная структура, связующее звено между гражданином и государством. Основы гражданского общества – свободный, полноправный, ответственный за свои действия человек. Поэтому все организации, институты, группы, которые призваны способствовать реализации интересов, целей, устремлений отдельной личности, являются несущими конструкциями здания гражданского общества. В развитом гражданском обществе свободно существуют и создаются различные партии, массовые общественные организации, движения, группы по интересам, убеждениям, различные ассоциации и т.д. В таком обществе все свободны, равноправны, активно участвуют в управлении. Поэтому государство и общество – это две части единого целого, которые живут одной жизнью, дополняя друг друга. Гражданское общество выступает как система саморазвивающихся элементов и ценностей, как сфера общественной жизни людей, которая существует рядом с государством.
Понятие «гражданское общество» возникло в глубокой древности. Его корни восходят к идее философа Аристотеля, который определял государство как совокупность граждан или гражданское общество. Эти понятия не разделялись до XV–XVIII стст. По мнению Никколо Макиавелли, государство не должно вмешиваться в частную жизнь граждан и тем самым существовать независимо от гражданского общества. Джон Локк отстаивает первенство гражданского общества, основой которого является собственность граждан. Более глубокую теоретическую разработку гражданскому обществу дал И.Кант. Он считал, что главным в формировании гражданского общества является соотношение свободы каждого со свободой другого. По его мнению, гражданское общество основано на следующих трёх принципах: свобода члена общества как человека; равенство его с другими как подданного; самостоятельность общества как гражданина. Ф.Гегель под гражданским обществом понимал единство различных лиц, связанных между собой материальными интересами. Он подчёркивал самостоятельность существования гражданского общества и государства.
Итак, гражданское общество представляет собой систему негосударственных общественных институтов и общностей людей, которые создают условия для самоорганизации индивидов и коллективов, через которые проявляются и осуществляются их личные интересы и которые создают совокупность неполитических отношений в обществе (экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных и т.д.). Если государство представить вертикальной (иерархической) структурой, то гражданское общество будет являться горизонтальной структурой, находиться между личностью и государством. Возникновение гражданского общества связано с невозможностью обеспечить полное и постоянное совпадение интересов государства и интересов граждан.
Достижение оптимального состояния гражданского общества возможно через демократизацию всех сфер общественной жизни.
1) Экономической основой гражданского общества выступает многоукладная рыночная экономика, базой которой является частная собственность. В современных условиях различные формы собственности, находясь в равных условиях, конкурируя друг с другом, создают экономический фундамент гражданского общества. Негосударственные предприятия, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества, ассоциации кооперативов и другие добровольные объединения граждан в области хозяйственной деятельности – основа экономической сферы гражданского общества, которая гарантирует экономические права граждан.
2) Социальной основой гражданского общества является так называемый «средний слой», который в демократических странах составляет до 60% населения (в России этот слой составляет от 3,5 до 12%). К среднему слою относят научных и научно-технических работников, менеджеров, администраторов среднего уровня, интеллигенцию, фермеров, мелких владельцев, рабочих высокой квалификации, работников сферы услуг. Главные признаки среднего слоя – доход, образ жизни, общественный престиж. Они, как правило, работают по найму, владеют профессиональными знаниями, создают своим трудом прибавочную стоимость.
3) Политической основой гражданского общества является многопартийность, наличие массовых демократических движений, организаций, ассоциаций и других групп населения по интересам, органы общественного самоуправления граждан. Важную роль играет также общественное мнение, негосударственные СМИ, семья, благотворительные фонды, творческие союзы, спортивные общества, религиозные объединения граждан и т.д.
4) Духовную основу гражданского общества составляет плюрализм в области идеологии, свобода совести, мысли, слова, реальные возможности публично высказать своё мнение.
5) Правовая основа определяет важнейшее требование гражданского общества государству – обеспечить правовыми методами социальную справедливость, защищённость каждого человека. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что гражданское общество функционирует в странах Западной Европы, США, где поощрялась активность самой личности, формировалось демократическое общество. Элементы гражданского общества будут постепенно формироваться в странах СНГ и в Беларуси, но вполне естественно, что предстоит ещё длительный путь его развития и совершенствования. Гражданское общество может существовать лишь в условиях правового государства.
Гражданское общество, несмотря на все свои достоинства, несет в себе и проблемы. В частности, широкая возможность высказывать свое мнение и не подчиняться принятым нормам в идеале может быть и создает сознательного человека и гражданина, но в реальности возможность исповедовать свои идеалы может обернуться крахом гражданского общества. Например, эмигранты из стран Азии и Африки, проживающие в западных странах, социализируются только для комфортного существования. Они не переносят западные традиции на свой уклад жизни и самосознание. Количество европейских автохтонов сокращается, так как гражданское общество дает возможность женщине делать карьеру, что откладывает возможность создания полноценной семьи. Эмигранты же с восточной ментальностью традиционно имеют большие семьи. Таким образом, в западных странах постепенно увеличивается процент незападного населения, это в конечном итоге может привести к тому, что носителей восточного менталитета станет больше, чем коренных европейцев. Идеалы гражданского общества останутся ценностью лишь для меньшинства, которое может быть оттеснено от решения различных политических вопросов, поскольку в восточной культуре меньшинство не имеет таких шансов быть услышанным, как в западной. Таким образом, несмотря на все преимущества, в гражданском обществе заложен принцип саморазрушения, который в определенных условиях может активизироваться.
studfiles.net
5.5. Правовое государство и гражданское общество
Термин правовое государство утвердился в трудах немецких юристов XIX в. К. Т. Велькера и Р. фон Моля. Правовое государство ограничено в своей деятельности правом – системой законов, принятой в результате выражения суверенной воли народа, осуществляющей свои функции строго на основе обязательных для всех граждан, должностных лиц, политических и социальных институтов законов.
Правовое государство – это государство, деятельность институтов и граждан которого всецело подчинена демократическим путем установленному закону.
Право не тождественно закону, оно подразумевает не только существование декларированных и обязательных для всех законов, но и механизмы, неукоснительно обеспечивающие их безусловное выполнение.
Впервые стремление к построению правового государства было провозглашено в Конституции ФРГ 1956 г. В странах с многолетними демократическими традициями, где конституции приняты давно, речи о правовом государстве нет, однако законодательство основано на этой идее. В статье 1 Конституции Республики Беларусь прямо указано на правовой характер нашего государства. Формирование правового государства — длительный процесс. Для его функционирования необходимы не только совершенные законы, но и люди, способные жить по этим законам.
Основными признаками (и принципами) правового государства являются:
правовое равенство всех субъектов политических отношений (личности, государственных и негосударственных институтов). Это означает необходимость строгого соблюдения закона всеми;
взаимная ответственность государства и личности. Не только граждане несут ответственность перед государством за соблюдение законов, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами;
неотчуждаемость прав и свобод личности. В правовом государстве за личностью признаются данные ей от рождения и ненарушаемые со стороны кого бы то ни было, включая и государство, права и свободы. Комплекс неотъемлемых гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека изложен во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международных Пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах 1966 г.;
разделение властей (четкая специализация, взаимный контроль и сдерживание ее трех ветвей). Законодательная власть принимает законы, исполнительная власть в строгом соответствии с ними управляет государством, судебная власть наказывает за неисполнение законов.
Понятие правовое государство нередко дополняется определением «социальное». В статье 1 Конституции Республики Беларусь указано, что «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство».
Социальное государство призвано проводить политику по сглаживанию социальных различий между гражданами, то есть обеспечивать достойные условия их существования, удовлетворения основных материальных и духовных потребностей, поддерживать социально незащищенные группы населения. Достигается это в первую очередь перераспределением национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведением политики занятости, развитием общедоступного образования, здравоохранения, жилищного строительства.
На практике нигде в мире правового государства в полном смысле нет. Это идеал, к которому стремятся все демократические режимы современности.
Гражданское общество тесно связано с правовым государством, поскольку в реальности эти явления не могут существовать одно без другого и представляют собой обязательное условие наличия друг друга.
Концепция гражданского общества развивалась на основе идеи Гегеля о наличии в обществе сфер деятельности и отношений между людьми, неподвластных государству, отражающих особенности, интересы и потребности не общества в целом, а отдельных личностей и групп.
В настоящее время термин «гражданское общество» употребляется в двух значениях: структурном и качественном.
С точки зрения структуры общества и государства гражданское общество – это совокупность независимых от государства общественных институтов и отношений, призванных обеспечить реализацию частных и групповых интересов. Последние могут осуществляться через семью, церковь, политические партии, общественные объединения и т. д. Тоталитарный и авторитарный политические режимы в той или иной степени подчиняют эти институты государству, снижая тем самым эффективность их деятельности. Поэтому гражданское общество как часть общества в целом возможно только в условиях демократии.
Гражданское общество можно рассматривать и как этап развития общественных отношений, на котором граждане становятся способными обеспечивать значительную часть нормальных условий своей жизнедеятельности без вмешательства государственных структур. Это касается, прежде всего экономики. В условиях рынка и многообразия форм собственности человек без непосредственной помощи государства может содержать себя. Когда в обществе имеется высокий уровень жизни, культуры и сознания, люди сами могут решать такие вопросы, как благоустройство, профилактика правонарушений и т. д. Задача государственной власти – следить за тем, чтобы деятельность людей и их организаций строго соответствовала принятым от имени всего народа законам.
Экономической основой гражданского общества является многоукладное хозяйство, основанное на многообразии и равноправии форм собственности (частной, государственной, кооперативной).
В социальной области гражданское общество базируется на развитом среднем классе (его доля в общей численности населения не должна быть ниже 50 %), который включает мелких и средних предпринимателей и высококвалифицированных высокооплачиваемых специалистов, имеющих в своем распоряжении соответствующий современному этапу научно-технического развития набор и уровень материальных и духовных благ. Именно они заинтересованы в стабильном развитии демократии.
Политической основой гражданского общества выступает многопартийность, широкое развитие массовых общественных организаций, ассоциаций, клубов, просто групп по интересам. Эти субъекты политики обеспечивают обратную связь между обществом и государством.
Духовная жизнь гражданского общества невозможна без высокого уровня образования и культуры в целом и гражданского сознания и культуры в частности, без наличия плюрализма и свобод в области идеологии, независимых от государства средств массовой информации.
Гражданское общество в лице политических партий и общественных организаций не всегда устраивает государственные органы, так как его деятельность может проявляться в акциях неповиновения власти. Эти действия, с позиции государства, расшатывают порядок и стабильность в обществе. Поэтому государственные органы не всегда обоснованно прибегают к насилию. Легитимная власть в таких ситуациях всегда находит компромисс по урегулированию возникших проблем.
Социальное правовое государство и гражданское общество выступают как партнеры, дополняя друг друга на благо всех граждан. Такое государство и общество являются непременными условиями обоюдного существования: нет правового социального государства без гражданского общества и наоборот.
План семинарского занятия
1. Основные концепции происхождения государства.
2. Сущность, структура и функции государства.
3. Формы государственного правления в современном мире.
4. Формы государственного устройства в современном мире.
5. Правовое государство и его черты.
6. Гражданское общество и его черты.
Вопросы для индивидуальных заданий и дискуссий
1. Каковы основные признаки государства?
2. Что такое огосударствление общественной жизни и когда оно возникает?
3. Какие принципы выражают положение человека в демократическом обществе?
4. Определите, какие из нижеприведенных суждений выражают содержание президентской формы правления:
а) в государстве имеется президент;
б) президент имеет право распускать парламент;
в) президент является главой государства и правительства;
г) президент не может быть привлечен к ответственности.
5. Какой форме правления свойственно положение: «Правительство формируется из членов партий, получивших большинство на выборах в парламент страны»?
6. Партийная принадлежность президента и парламентского большинства различна. При какой форме правления это возможно? Приведите конкретные примеры.
7. Кто является главой государства в парламентской республике и кто фактически руководит политикой государства?
8. Что такое парламент?
9. Какая форма правления существует в Республике Беларусь?
10. Каковы признаки унитарного государства?
11. На какой основе возникают федерации?
12. Можно ли считать Европейское экономическое сообщество новой формой государственного устройства? Аргументируйте свой ответ.
13. Каково государственное устройство СНГ? Аргументируйте свой ответ.
14. Можно ли считать Содружество наций и Франкофонию новой формой государственного устройства? Обоснуйте свой ответ.
15. Укажите, какие из нижеприведенных суждений соответствуют и какие не соответствуют концепции правового государства:
а) законодательные, исполнительные и судебные органы должны быть равноправными;
б) разрешено только то, что не запрещено законом;
в) все государственные органы могут судить о том, является человек преступником или нет;
г) государство должно быть ограничено законом;
д) личность имеет обязанности перед государством, государство же не отвечает перед личностью;
е) запрещено все, что не разрешено законом;
ж) каждый государственный орган должен действовать в рамках своей компетенции. Аргументируйте свой ответ.
16. Гражданское общество и государство: друзья или враги? Аргументируйте свой ответ.
Темы для докладов и сообщений
1. Форма правления и государственное устройство.
2. Государственно-правовые реформы в Республике Беларусь.
3. Государство – основной институт политической системы.
4. Проблема государства в истории политической мысли.
5. Правовое государство и гражданское общество: возможности для Беларуси.
6. Правовое государство: история вопроса.
7. Идейные истоки гражданского общества.
Основная литература: [1], [8], [20], [25], [30], [34].
Дополнительная литература: [7], [17], [21], [22], [26], [28], [35].
studfiles.net
§3. Правовое государство и гражданское общество
Понятие правового государства. Концепция правового государства имеет глубокие исторические и теоретические корни. Она получила выражение еще в трудах древнегреческих мыслителей, которые обосновали тезис о том, что справедливым может быть общество, в котором вся его жизнедеятельность базируется на законе, которому подчиняются и властные структуры, и все граждане.
Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».
Теория правового государства в ее целостном виде разработана представителями либерального направления Нового времени Д. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом. Д. Локк, родоначальник либерализма, противопоставив непререкаемость закона феодальному произволу, разграничил понятия «общество», «личность», «государство», выдвинул идею верховенства права, легитимности государственной власти, а также принцип разделения власти на законодательную и исполнительную при примате первой над второй. В центре творчества Ш. Монтескье и его знаменитого труда «О духе законов» (1748 г.) выделяются две идеи: социально-политическая обусловленность законодательства и организация власти на основе законности и принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, которые будут контролировать и сдерживать друг друга. Это позволит обеспечить господство и верховенство права в политической жизни. Т. Джефферсон, автор проекта «Декларации независимости США» 1776 г., разделяя идеи верховенства власти народа, считал, что правительство создается народом, и народ вправе низвергнуть существующую форму власти, склонную к деспотизму.
Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, который считал, что «Государство — объединение множества людей, подчиненных правовым законам», а применительно к законодателю действует принцип: «то, чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа». Особенность кантовского определения в том, что конститутивным признаком государства здесь названо верховенство правового закона, идею которого он связывал с утверждением суверенности народа, гарантированностью его свободы, подчинением государства обществу.
Государство, деятельность которого подчиняется установленному демократическим путем закону, получило название правового государства. Сам термин «правовое государство» утвердился в XIX в. в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р.фон Моля и др. Существенный вклад в развитие идеи правового государства внесли русские и украинские ученые и мыслители А. Радищев, А. Герцен, Н. Добролюбов, Б. Чичерин, С. Котляревский.
Однако идея правового государства трудно пробивала себе путь в реальной жизни. Длительное время она не получала признания во многих странах. Серьезный интерес к правовому государству в России и Украине начал проявляться лишь в 80-х годах нашего столетия. До этого времени идеи правового государства не разрабатывались, поскольку бывший Советский Союз развивался в условиях, когда государственная власть опиралась на идеологию, а не на право. С развитием демократии создались реальные условия для становления в Украине правового государства.
Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должностных лиц связана с правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества.
Отличительные признаки правового государства. Теория и практика правового государства позволяет выделить следующие его отличительные признаки. Суверенитет народа — правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является сувереном, конечным источником власти; государственный же суверенитет носит представительный характер. Верховенство закона, выражающего правовые принципы общества. Закон правового государства опирается на конституцию страны и обладает наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами и не может быть ими отменен или изменен. В подлинно демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву, быть гуманным, справедливым, прогрессивным, закреплять неотъемлемые права человека. Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов. Государство, издавшее закон, не в праве его нарушать само. Все органы государства и должностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установленном правовыми нормами. Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за исполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами. Стремление оградить человека от государственного террора, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантии индивидуальной свободы лежат в основе правового государства. Разделение властей. В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенции этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограничивать другую. Принцип разделения властей не исключает, а предполагает единство и взаимодействие властей. Принцип разделения властей действует и в вертикальном аспекте как сбалансированное соотношение центральной власти с региональной местной властью. Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Первооснова правового государства — признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства. Правовое государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; они предоставлены в равной мере всем и каждому; их осуществление не должно нарушать прав и свобод других лиц; перечень прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Пакте об экономических, социальных и культурных правах и Пакте о гражданских и политических правах 1966 года. Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления.
Социальное государство. В своем классическом, либеральном варианте концепция правового государства делает акцент на формальном правовом равенстве, не затрагивая проблемы достижения фактического, социально-экономического равноправия граждан. Поэтому в послевоенный период идея правового государства была дополнена теорией и практикой социального государства. Сам термин «социальное государство» вошел в политическую и правовую литературу после того, как в 1949 г. в Конституцию ФРГ было включено выражение «sozialer Rechtsstaat», которое переводится как «социальное правовое государство», что толковалось как обязанность правительства осуществлять политику, направленную на обеспечение достойного человека уровня жизни, удовлетворение основных жизненных потребностей всех социальных групп. Постепенно указанный принцип был развит до концепции социального государства.
Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования всех граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, участия в управлении производством. Достигается это с помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения.
Гражданское общество. Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. В истории человечества гражданское общество длительное время отождествлялось с государством. Лишь в эпоху Просвещения в органической связи с идеей правового государств формируются представления о гражданском обществе. Ж.-Ж. Руссо, формируя концепцию общественного договора, разграничил понятия «гражданское общество» и «государство». Он противопоставил государство (республику) и сообщество (ассоциацию) граждан как феномены, имеющие свои собственные задачи. Наиболее полное обоснование проблема разграничения государства и гражданского общества получила у Гегеля. В отличие от своих предшественников, он рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. В государстве представлена всеобщая воля граждан, считает Гегель, гражданское же общество — это сфера реализации особенных, частных интересов отдельных индивидов.
Гражданское общество — это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства.
Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, ассоциации, социальные движения, органы общественной самодеятельности. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, т.е. множественность социальных субъектов, относительно независимых от государства и способных к самоорганизации. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.
Отличительные черты гражданского общества. Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей многообразие различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.
Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. Задача гражданского общества — воспроизводство и прогресс социальной жизни, в центре которой стоит свободная личность. Права свободной личности, права человека и обеспечивает гражданское общество, в отличие от прав гражданина, обеспечиваемых государством.
Соотношение между правовым государством и гражданским обществом. Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с формированием политических институтов правового государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга. Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей — индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу. Государство же как выразитель воли всего населения призвано примирить, совместить эти интересы, обеспечить консенсус по основным вопросам общественной жизни.
Взаимоотношения между гражданским обществом и государством носят сложный, часто конфликтный характер. Саморазвивающаяся система гражданского общества постоянно испытывает давление со стороны государства. В условиях тоталитарных режимов происходит этатизация (огосударствление) общества, фактическое уничтожение или крайнее сужение независимости общественной жизни от государства. Государство стремится подчинить себе все общество, охватить своим влиянием все сферы его жизнедеятельности.
При демократическом режиме государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры, как самостоятельные субъекты общественной жизни. Решение общественных проблем осуществляется путем компромисса между государством и обществом. Действительно демократический политический режим возможен только там, где имеется гражданское общество.
Для посткоммунистической Украины формирование гражданского общества представляет сегодня необходимое условие перехода к рынку и правовой государственности. Политические реформы, приватизация, разгосударствление, плюрализация всех сторон общественной жизни, развитость системы общественных институтов, рыночные отношения — вот факторы, раздвигающие границы формирования гражданского общества.
studfiles.net