Содержание

2 склонение имен существительных (70 примеров)

Все сло­ва, назы­ва­ю­щие пред­мет, в рус­ском язы­ке в основ­ном при­над­ле­жат трем скло­не­ни­ям. В этой ста­тье пой­дет речь о суще­стви­тель­ных вто­ро­го скло­не­ния, к кото­ро­му отне­сем, во-первых, сло­во муж­ско­го рода «под­ма­сте­рье». Сюда при­со­еди­нят­ся суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем, неко­то­рые из них име­ют осно­ву на -ей, -ой, -ий, -ай:

  • иней  , хок­кей  , соло­вей  , воро­бей  , лицей  , сухо­вей  , герой  , кон­вой  ;
  • алю­ми­ний  , гений  , натрий  , сана­то­рий  , роза­рий  ;
  • согля­да­тай  , хода­тай  , гор­но­стай  , край  , сарай  .

При изме­не­нии по паде­жам у этих слов появ­ля­ет­ся окончание:

  • нет инея — йне[й-а];
  • вос­хи­ща­юсь гением — гени[й-э]м;
  • читаю о хок­кее — хокке[й-э].
Мужской родСредний род
Ед. чис­лоМн. чис­лоЕд. чис­лоМн. чис­ло
И. п.мастер  

столб  

гвоздь  

гер­ба­рий  

мастера́

столбы

гвозди

гер­ба­рии

гнездо

море

ору­дие

гнёзда

моря́

ору­дия

Р. п.ма́стера

столба

гвоздя

гер­ба­рия

мастеров

столбов

гвоздей

гер­ба­риев

гнезда

моря

ору­дия

гнёзд 

морей

ору­дий  

Д. п.мастеру

столбу

гвоздю

гер­ба­рию

мастерам

столбам

гвоздям

гер­ба­риям

гнезду

морю

ору­дию

гнёздам

морям

ору­диям

В. п.ма́стера

столб  

гвоздь  

гер­ба­рий  

мастеров

столбы

гвозди

гер­ба­рии

гнездо

море

ору­дие

гнёзда

моря

ору­дия

Т. п.мастером

столбом

гвоздём

гер­ба­рием

мастерами

столбами

гвоздями

гер­ба­риями

гнездом

морем

ору­дием

гнёздами

морями

ору­диями

П. п.о мастере

о столбе

о гвозде

о гер­ба­рии

о мастерах

о столбах

о гвоздях

о гер­ба­риях

о гнезде

о море

об ору­дии

о гнездах

о морях

об ору­диях

Существительные 2-го склонения мужского рода

Продолжим спи­сок при­ме­ра­ми слов муж­ско­го рода с мяг­кой основой:

  • гвоздь  
  • вождь  
  • табель  
  • тюль  
  • тополь  
  • рояль  
  • пароль  
  • биб­лио­те­карь  
  • шам­пунь  .

Не обой­дем вни­ма­ни­ем неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода, име­ю­щие в сво­ем соста­ве суф­фик­сы -ишк-, -ушк- с окон­ча­ни­ем :

  • заборишко
  • сун­дучишко
  • носишко
  • городишко
  • рублишко
  • умишко
  • хлебушко.

Существительные второго склонения среднего рода

К суще­стви­тель­ным 2 скло­не­ния отне­сем сло­ва сред­не­го рода с окон­ча­ни­я­ми -о, -е.

Отметим, что суще­стви­тель­ные сред­не­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ие, в пред­лож­ном паде­же име­ют окон­ча­ние , а не -е, кото­рое свой­ствен­но дру­гим сло­вам вто­ро­го склонения.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) море, ука­за­ние
  • р. п. берег (чего?) моря, нет указания
  • д. п. стрем­люсь (к чему?) к морю, указанию
  • в. п.  вижу (что?) море, ука­за­ние
  • т. п.  любу­ем­ся (чем?) морем, ука­за­ни­ем
  • п. п. рас­ска­жет (о чём?) о море, об ука­за­нии

Примеры

  • лето, озе­ро, оде­я­ло, доб­ро, небо, обла­ко, заре­во, сено, вой­ско, село, блюдо;
  • сча­стье, здо­ро­вье, побе­ре­жье, при­мо­рье, варе­нье, уще­лье, пере­пу­тье, под­по­лье, верховье;
  • учи­ли­ще, хра­ни­ли­ще, пожа­ри­ще, полот­ни­ще, леж­би­ще, чудо­ви­ще, уди­ли­ще, страшилище;
  • соле­ние, заяв­ле­ние, про­буж­де­ние, бед­ствие, уме­ние, путе­ше­ствие, созвездие.

Дополнительный мате­ри­ал

Видеоурок

Скачать ста­тью: PDF

Имена существительные 2 склонения — таблица окончаний с примерами

Русский язык во всем мире считается сложным для изучения. Такой неформальный статус этот предмет заслужил по причине обилия нелегких тем, различных правил. Второе склонение имен существительных – не исключение. Эта тема изучается при прохождении школьной программы 3-х и 4-х классов.

Склонение – изменение формы слова путем меняющегося окончания, изредка – добавления суффикса, зависящее от падежа, в котором существительное находится.

Особенности существительных 2-го склонения

2 склонение существительных относит к себе имена мужского рода с нулевым окончаниеми среднего рода на -о, -е:

  • Лист – пример части речи мужского рода с нулевым окончанием
  • Окно – пример части речи среднего рода, оканчивающийся на
  • Зарубежье – пример части речи среднего рода, оканчивающийся на

Таблица падежных окончаний

Для наглядности изменения окончаний имен существительных 2 склоненияниже приведены две таблицы.

Мужской род

ПадежЕдинств. числоМнож. число
ИменительныйВолк
Карандаш
Календарь
Рюкзак
Дом
Волки
Карандаши
Календари
Рюкзаки
Дома
РодительныйВолка
Карандаша
Календаря
Рюкзака
Дома
Волков
Карандашей
Календарей
Рюкзаков
Домов
ДательнйВолку
Карандашу
Календарю
Рюкзаку
Дому
Волкам
Карандашам
Календарям
Рюкзакам
Домам
ВинительныйВолка
Карандаш
Календарь
Рюкзак
Дом
Волков
Карандаши
Календари
Рюкзаки
Дома
ТворительныйВолком
Карандашем
Календарем
Рюкзаком
Домом
Волками
Карандашами
Календарями
Рюкзаками
Домами
ПредложныйО волке
О карандаше
О календаре
О рюкзаке
О доме
О волках
О карандашах
О календарях
О рюкзаках
О домах

Средний род

ПадежЕдинств. числоМнож. число
ИменительныйСтекло
Молоко
Горе
Море
Стекла
Молоко
Горе
Моря
РодительныйСтекла
Молока
Горя
Моря
Стекол
Морей
ДательныйСтеклу
Молоку
Горю
Морю
Стеклам
Морям
ВинительныйСтекло
Молоко
Горе
Море
Стекла
Моря
ТворительныйСтеклом
Молоком
Горем
Морем
Стеклами
Морями
ПредложныйО стекле
О молоке
О горе
О море
О стеклах
О морях

Случаи вариантных окончаний

Каждое слово, находящееся в одном и том же падеже, имеет неизменное окончание – это логичный вывод. Однако русский язык включает отступления от правил, окончания при аналогичном падеже и одинаковом смысловом значении могут быть разными.

Добавить перца – добавить перцу. Значение обоих словосочетаний не меняется, задаваемый вопрос остается одинаковым, но концовка части речи принимает разную форму. Вариант с окончанием (перцу) выглядит непривычно, зачастую применяется при использовании разговорного, неформального стиля общения или письма, но не является грамматической ошибкой.

Стандартное написание называют основнымдобавить перца.

Случай с возможностью изменить последнюю частицу слова называют вариантнымдобавить перцу.

Кроме вышеуказанного случая, для дополнительного примера приведены следующие словосочетания:

  • Отсыпать гороха – отсыпать гороху

Также подобные случаи часто употребляются при использовании фразеологизмов:

  • Собирать с миру по нитке, обсудить с глазу на глаз

Чередование суффиксов в основе

Русский язык имеет отдельные группы слов, суффикс которых в разных падежах и формах (единственного и множественного числа) способен менять форму, исчезать или добавляться. Это явление называется чередованием суффиксов в основе и происходит, как правило, при образовании множественного числа. Большая часть слов русского языка, которые обладают подобным свойством – существительные 2 склонения. Для закрепления этого понятия ниже даны примеры для нескольких отдельных групп.

Формы на -ья

Отдельные существительные во множественном числе способны образовывать две формы путем изменения окончания. При этом различия могут быть не только в написании, но и в значении слова:

  • Лист – листы – листья
  • Камень – камни – каменья

В первом случае слова во множественном числе различны не только стилистически, но и по смыслу. Листы – альбомные листы, листья – опавшие листья. Второй же случай различается только по написанию.

Суффикс -анин, -янин

Слова из числа 2 склонения существительных с таким суффиксом используются при классификации людей по национальному признаку либо по месту жительства (исключение – семьянин):

  • Селянин
  • Россиянин
  • Горожанин

Во множественном числе частица -ин теряется

  • Селяне
  • Россияне
  • Горожане

Суффикс -онок, -енок

Эта частица встречается в словах 2-го склонения, которыми называют детенышей животных (ягненок, утенок, котенок). Исключение – масленок, опенок. Производные во множественном числе теряют суффиксы -онок, -енок, но приобретают частицы слова -ат, -ят. Например:

  • Ягненок – ягнята
  • Котенок– котята

Родительный падеж характеризуется отсутствием окончания имен существительных.

  • Кого? – Ягнят
  • Кого? – Котят

Суффикс -оночек, -еночек

Подобные частицы встречаются в словах, которые имеют уменьшительно-ласкательную форму (ягненочек, котеночек). При образовании множественного числа суффикс -оночек, -еночек меняет свою форму на -ат(о)к, -ят(о)к:

  • Ягненочек – ягняток
  • Котеночек– котяток

Какие имена существительные 2-го склонения?

Повторите правописание НЕ с разными частями речи: существительное, прилагательное, причастие, наречие, местоимение. Составьте таблиц​

Запиши пять слов с такой же орфограммой, как в слове растения .СРОЧНООО​

от каких слов и какими способом образовались слова разбег и лечение?

3.Образуйте от данных слов однокоренные слова при помощью разных морфем и запишите их.

1. Вставить пропущенные буквы, написать проверочные слова. Написать своё предложенне- продолжение. B…сной (…) разл…лась (…) р…ка (…). В…да (…) зат…пил … а (…) лес и луга. Б…да (…) пришла к зв.рькам (…). В…да (…) хлынула в их жилища.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!​

помогите пожалуйста!!!​

: 11 Найдите «лишнее». Объясните свой выбор. 1) Село, метро, окно, озеро. 2) Лиса, лисичка, лисёнок, лисица. 3) Ряд, наряд, заряд, вперёд. 4) Брат, се … стра, дядя, бабушка.​

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, НЕ ПРОЛИСТЫВАЙТЕ нужно написать мини сочинение-рассуждение по выражению “Всё в твоих руках”, используя СПП с придаточными определ … ительными. ДАЮ 100 БАЛЛОВ!!!!

Суммативное още за раздел «Структура семьи и семейные ценности» (10 баллов) A Задание 1. Прочитайте текст. Выпишите ключевые слова и словосочетания(3- … 4) (2 балла) Задание 2. Используя ключевые слова и словосочетания, сформулируйте основную мысль текста. (1 балл) Значимость семьи Каждый человек любит и ценит свой дом и свою семью. Ведь дом считается собственной крепостью, где можно укрыться от любых жизне(н,нных невзгод, а люди, которые в нем живут, которые всегда поймут и поддержат в трудную минуту — — это и есть семья. И роль ее для каждого из нас огромна. Ведь с семьей связаны все первые ощущения и представления человека, когда он только начинает познавать пр..красный окружающий мир. А впоследствии именно з семье формируются такие пр..лестные человеческие понятия как любовь и забота. Недаром семью называют малой родиной. В ней формируется человеческая личность, происходит воспитание человека. Поэтому обычно от того, какая у человека была семья, зависит и то, каким он стал. Семейные традиции очень важны для того, чтобы каждый человек в семье чувствовал себя ее членом, имед с. остальными родственниками что-то общее. И, конечно, в каждой семье существуют свои даты, которые памятны всем, свои семейные праздники. Наша семья с нетерпением ждет их наступления, потому что они пр..носят всем нам радость. Но не только этим хороши семейные традиции. Проводя вечер с родителями, дети тоже ощущают себя полноценными членами семьи, и это нас очень объединяет. Важно, чтобы в любой семье было доверие и взаимопонимание, любовь и забота друго друге. Семья – это важнейшая опора для любого человека, которая должна оставаться с ним всегда. Задание 3.Выберите фразеологизм, который соответствуют по смыслу данному тексту.(1 балл) A) Делать из мухи слона Б) Сесть в калошу B) Как за каменной стеной Г) Яблоку негде упасть Задание 4. Образуйте от данных прилагательных сравнительную и превосходную степень (2 балл) 3) Важный — 4) Полноценный — Задание 5. (2 балла) Выпишите из текста слова с пропущенными буквами и вставьте эти буквы. Задание 6. Составьте короткий диалог «Жизнь моей семьи», используя фразеологизмы (не менее двух (2 балла)СРОЧНОО​

2 склонение имен существительных (70 примеров)

Все сло­ва, назы­ва­ю­щие пред­мет, в рус­ском язы­ке в основ­ном при­над­ле­жат трем скло­не­ни­ям. В этой ста­тье пой­дет речь о суще­стви­тель­ных вто­ро­го скло­не­ния, к кото­ро­му отне­сем, во-первых, сло­во муж­ско­го рода «под­ма­сте­рье». Сюда при­со­еди­нят­ся суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем, неко­то­рые из них име­ют осно­ву на -ей, -ой, -ий, -ай:

  • иней  , хок­кей  , соло­вей  , воро­бей  , лицей  , сухо­вей  , герой  , кон­вой  ;
  • алю­ми­ний  , гений  , натрий  , сана­то­рий  , роза­рий  ;
  • согля­да­тай  , хода­тай  , гор­но­стай  , край  , сарай  .

При изме­не­нии по паде­жам у этих слов появ­ля­ет­ся окон­ча­ние:

  • нет инея — йне[й-а];
  • вос­хи­ща­юсь гением — гени[й-э]м;
  • читаю о хок­кее — хокке[й-э].
Мужской родСредний род
Ед. чис­лоМн. чис­лоЕд. чис­лоМн. чис­ло
И. п.Актер,

Лес,

Спектакль,

Гербарий

Актеры,

Леса,

Спектакли,

Гербарии

Ведро,

Поле,

Орудие

Ведра,

Поля,

Орудия

Р. п.Актера,

Леса,

Спектакля,

Гербария

Актеров,

Лесов,

Спектаклей,

Гербариев

Ведра,

Поля,

Орудия

Ведер,

Полей,

Орудий

Д. п.Актеру,

Лесу,

Спектаклю,

Гербарию

Актерам,

Лесам,

Спектаклям,

Гербариям

Ведру,

Полю,

Орудию

Ведрам,

Полям,

Орудиям

В. п.Актера,

Лес,

Спектакль,

Гербарий

Актеров,

Леса,

Спектакли,

Гербарии

Ведро,

Поле,

Орудие

Ведра,

Поля,

Орудия

Т. п.Актером,

Лесом,

Спектаклем,

Гербарием

Актерами,

Лесами,

Спектаклями,

Гербариями

Ведром,

Полем,

Орудием

Ведрами,

Полями,

Орудиями

П. п.Об актере,

О лесе,

О спек­такле,

О гер­ба­рии

Об актерах,

О лесах (в лесу)

О спек­таклях,

О гер­ба­риях

О ведре,

О поле,

Об ору­дии

О ведрах,

О полях,

Об ору­диях

Существительные 2-го склонения мужского рода

Продолжим спи­сок при­ме­ра­ми слов муж­ско­го рода с мяг­кой осно­вой:

  • гвоздь  
  • вождь  
  • табель  
  • тюль  
  • тополь  
  • рояль  
  • пароль  
  • биб­лио­те­карь  
  • шам­пунь  .

Не обой­дем вни­ма­ни­ем неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода, име­ю­щие в сво­ем соста­ве суф­фик­сы -ишк-, -ушк- с окон­ча­ни­ем :

  • заборишко
  • сун­дучишко
  • носишко
  • городишко
  • рублишко
  • умишко
  • хлебушко.

Существительные второго склонения среднего рода

К суще­стви­тель­ным 2 скло­не­ния отне­сем сло­ва сред­не­го рода с окон­ча­ни­я­ми -о, -е.

Примеры

  • лето, озе­ро, оде­я­ло, доб­ро, небо, обла­ко, заре­во, сено, вой­ско, село, блю­до;
  • сча­стье, здо­ро­вье, побе­ре­жье, при­мо­рье, варе­нье, уще­лье, пере­пу­тье, под­по­лье, вер­хо­вье;
  • учи­ли­ще, хра­ни­ли­ще, пожа­ри­ще, полот­ни­ще, леж­би­ще, чудо­ви­ще, уди­ли­ще, стра­ши­ли­ще;
  • соле­ние, заяв­ле­ние, про­буж­де­ние, бед­ствие, уме­ние, путе­ше­ствие, созвез­дие.

Дополнительный мате­ри­ал

  • Существительные 1 скло­не­ния.
  • Существительные 3 скло­не­ния.

Видеоурок