Содержание

Фаина Раневская — биография, личная жизнь, фото, фильмография, слухи и последние новости

Биография

Легендарная Фаина Раневская (настоящее имя Фанни Гиршевна Фельдман) появилась на свет в богатой еврейской семье в конце августа 1896 года. На то время семейство Фельдманов проживало в собственном доме в Таганроге. Кроме Фаины подрастало ещё четверо детей: сестра Белла и трое братьев (один из них умер в младенчестве). Мама Фаины была домохозяйкой, воспитывала пятерых детей. Папа был влиятельным фабрикантом. Он владел предприятием по производству красок, имел магазин, несколько домов и даже пароход.

Актриса Фаина РаневскаяАктриса Фаина Раневская

Фаина не чувствовала себя счастливой в доме родителей. Напротив, она страдала от одиночества. Скорее всего, причиной была чрезвычайная ранимость из-за врождённого недостатка – заикания. Девочка мало общалась со сверстниками и даже упросила родителей забрать её из элитной женской гимназии, где чувствовала себя некомфортно и не любила учиться. С тех пор учителя приходили к Фельдманам на дом, и Фанни получила очень приличное образование. Девочка играла на фортепиано, пела, неплохо знала иностранные языки и запоем читала.

Фаина Раневская в детствеФаина Раневская (слева внизу) с гувернанткой, братом и сестрой

После десяти лет Фаина заинтересовалась кинематографом и театром. Огромное впечатление оказал на неё увиденный в тринадцатилетнем возрасте спектакль «Вишнёвый сад». Впечатление было настолько большим, что Фаина экстерном сдала гимназические экзамены и начала ходить на занятия в театральную студию. Вскоре дочь сообщила родителям, что собирается учиться на профессиональную актрису. Это было причиной, из-за которой у Фаины случился разрыв с родителями. Отец не общался с дочерью долгие годы. В 1915-ом Фанни Фельдман уехала в столицу.

Театр

В Москву Фанни приехала налегке – отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу же почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями, культовыми даже в то время поэтами Цветаевой, Мандельштамом, Ахматовой, Маяковским. Тогда же она встретилась с великим артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.

Фаина Раневская в молодостиФаина Раневская в молодости

К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Но денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть Фаине известная артистка Гельцер. Она похлопотала, чтобы девушку взяли в один из театров Подмосковья. В Малаховском летнем театре Фанни смогла наблюдать игру знаменитых актёров Садовской, Петипа и Певцова. Сама же начинающая актриса появлялась лишь в массовках. Когда сезон летних театров закончился, Раневской пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в небольших театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.

Фаина Раневская в театреФаина Раневская в театре

Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Семейство Фельдманов эмигрировало. Но был и счастливый момент: девушку приняли в столичный Театр актёра. Наконец молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась из спектаклея «Роман», где Раневская сыграла заметную роль Маргариты. Потом последовало множество постановок, где артистка играла более-менее заметные роли. Наиболее значимой для себя Раневская считала работу в спектакле «Вишнёвый сад», где сыграла Шарлотту. В этом театре Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом она перешла в более известный столичный Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».

Фаина Раневская в молодостиФаина Раневская в молодости

Через четыре года Раневская переходит на работу в театре Красной Армии, где останавливается до 1949 года. Здесь Фаина Георгиевна также задействована во многих постановках, но наиболее известной из них становится «Васса Железнова», где актриса сыграла главную роль.

В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр имени Моссовета, где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было своё видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», Фаина Георгиевна полностью переписала её и сыграла на свой лад. 

Фаина Раневская в спектакле "Шторм"Фаина Раневская в спектакле «Шторм»

При этом она затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих исполнителей, ни постановщиков спектакля. Препирания и стычки с режиссёром Завадским позже нашли отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Фаины Георгиевны. Тем не менее, на этой сцене артистка появлялась почти четверть века. Здесь она сыграла свои самые заметные роли. Зрители с удовольствием смотрели миссис Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя Люси Купер в спектакле «Дальше — тишина».

Окончила Фаина Раневская свой театральный путь в театре Пушкина, когда-то бывшем Камерном. С этого театра начиналась её театральная биография, здесь и финишировала в 1963 году.

Фильмы

Впервые телезрители увидели Фаину Раневскую в роли колоритной госпожи Луазо в драме Ромма «Пышка». Это был 1934 год. Актрисе даже удалось побывать с этим спектаклем во Франции, куда труппу театра пригласил Ромен Роллан, чрезвычайно высоко оценивший спектакль.

Фаина Раневская в фильме "Пышка"Фаина Раневская в фильме «Пышка»

В общем Фаина Раневская сыграла в кино не так уж много ролей, но таково уж свойство телевидения, что именно оно делает артиста знаменитым и узнаваемым на всю страну. Сама актриса очень невысоко ценила работу в кинематографе, ставя его значительно ниже театра. О работе в кинокартинах она говорила, что «деньги съедены, а позор остался». И всё же большинству её поклонников Раневская известна именно по работе в кино.

В самом конце 30-х Раневская сыграла в трёх картинах, которые сделали Фаину Георгиевну легендарной. Артистка появилась в ролях супруги во всех этих лентах: в картине «Человек в футляре» она стала женой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» — супругой портного Гуревича. Ну и самая популярная жена появилась в «Подкидыше», где Раневская произнесла незабываемую и теперь уже крылатую фразу «Муля, не нервируй меня».

Фаина Раневская в фильме "Подкидыш"Фаина Раневская в фильме «Подкидыш»

В годы войны Раневская вместе с труппой театра была эвакуирована и до 1943-го работала в Ташкенте. По возвращении в Москву ей предложили сыграть Мамашу в «Свадьбе» Анненского. В этой картине Раневская снялась с известными артистами Эрастом Гариным, Зоей Федоровой, Михаилом Яншиным, Верой Марецкой, Михаилом Пуговкиным и многими другими узнаваемыми актёрами.

А в 1947-ом на экраны вышла знаменитая комедийная лента «Весна», в которой Раневская сыграла свою великолепную Маргариту Львовну. Орлова и Черкасов, исполнявшие главные роли в картине, и сама Фаина Георгиевна вмиг превратили фильм в один из самых популярных и кассовых.

Фаина Раневская в фильме "Золушка"Фаина Раневская в фильме «Золушка»

В том же году артистка сыграла мачеху в «Золушке» Кошеверовой. Сценаристом картины был Евгений Шварц, обожавший Раневскую. Он позволил великой артистке вставлять свои бесподобные фразы. Эта работа считается лучшей из всех, сыгранных Фаиной Георгиевной. Да она и сама считала Мачеху своей самой удачной работой.

Последняя роль Раневской в кино – лента «Сегодня новый аттракцион». Актриса сыграла директора цирка, но перед этим поставила режиссёру ряд условий. Так как Фаина Георгиевна на тот момент была уже очень известной, то, конечно же, режиссёр согласился на всё, лишь бы заполучить звезду в свой фильм.

Фаина Раневская в фильме "Сегодня новый аттракцион"Фаина Раневская в фильме «Сегодня новый аттракцион»

Фаина Раневская получила звание Народной артистки СССР и три Сталинские премии.

Скончалась великая Фаина Георгиевна Раневская в июле 1984 года в столице от инфаркта, отяжелённого пневмонией. Современники называют Раневскую «королевой второго плана» и признают, что она была величайшей русской актрисой XX столетия.

Афоризмы

Множество высказываний острой на словцо Фаины Георгиевны превратилось в крылатые выражения. Часто артистка едко подшучивала над окружающими, причём доставалось от неё всем подряд, без учёта рангов и должностей. Но шутила она и над своей очень непростой жизнью. Например, Раневской принадлежат слова:

«Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга «Судьба-шлюха».

Что касается творческого и сценического псевдонима – Раневская, то и здесь присутствует грустная и в то же время «фирменная» манера актрисы подшучивать во всех ситуациях. Однажды актриса вместе с коллегой из театра заглянула в банк. 

Фаина Раневская была острой на словцоФаина Раневская была острой на словцо

Изредка мама в тайне от мужа посылала дочери небольшие денежные переводы. Фаина Георгиевна вспоминает: «Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:

— Денег жаль, зато как красиво они улетают!— Да ведь Вы Раневская! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать! Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, хотя далеко не всё, совсем не всё».

Одним из немногих настоящих друзей Раневской был режиссёр Соломон Михоэлс. Ему она посвятила слова:

«Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». Михоэлс тогда ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан».

За несколько месяцев до своей кончины Раневская с присущим ей горьким сарказмом написала:

«Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»».

Личная жизнь

Личная жизнь Фаины Раневской была несчастной. Она никогда не была замужем. Скорей всего, она избегала мужчин из-за немалой психологической травмы, полученной в ранней молодости. Фанни была влюблена в одного из актёров своей труппы. Как ей показалось, он тоже ей симпатизировал. Когда девушка пригласила его в гости, он пришёл, но не один, а с женщиной. И попросил Фаину погулять. С тех пор Раневская и стала избегать всех связей, которые в перспективе могли ей причинить боль.

Фаина Раневская в старостиФаина Раневская в последние годы

Не чувствовала себя одинокой Фаина Георгиевна совсем недолго. В 60-ых годах к ней переехала родная сестра Белла, решив скоротать одиночество после смерти своего мужа с родным человеком. Но вскоре сестра заболела и умерла.

Могила Фаины РаневскойФигурка любимой собачки на могиле Фаины Раневской

Фаина Раневская осталась совершенно одна. Единственным существом, скрашивающим её одиночество, была дворняжка по кличке Мальчик. После смерти актрисы на её надгробии установили фигурку любимой собачки.

Фильмография

  • Пышка
  • Ошибка инженера Кочина
  • Подкидыш
  • Слон и верёвочка
  • Весна
  • Золушка
  • Встреча на Эльбе
  • У них есть Родина
  • Лёгкая жизнь
  • Дальше — тишина…
  • Комедия давно минувших дней

24smi.org

биография, интересные факты, личная жизнь, популярные афоризмы

Одной из самых талантливых советских актрис прошлого века была эксцентричная и незабываемая Фаина Раневская. Любую самую невзрачную роль она превращала в яркую и запоминающуюся. Бывали времена, когда публика приходила посмотреть на эпизод с её участием, а потом покидала театр, не досмотрев постановку.

Творческая биография Фаины Раневской складывалась очень трудно, «из ста процентов, отведённых на жизнь, я использовала только один». Но мы-то знаем, что в этот процент она вложила всю свою душу и большой талант.

Какая она была, королева эпизодов?

Детство и юность

Раневская Фаина Георгиевна – это не настоящее имя актрисы. Фанни Гиршевна Фельдман родилась в Таганроге в 1896 году. Её родителями были богатые евреи, уроженцы Белоруссии. Они владели фабрикой по изготовлению красок, несколькими домами, магазином стройматериалов и даже пароходом. Помимо девочки, в семье подрастали трое братьев и сестрёнка.

Фаина получила хорошее домашнее воспитание, которое принято было в ту пору для девочек из богатых семей. Некоторое время проучилась в гимназии, но учёба давалась нелегко, и она упросила родителей забрать её из школы.

В детстве Фая сложно сходилась со сверстниками, была очень застенчивой и ранимой. К тому же она сильно заикалась и была некрасива. Правда, это не мешало ей в кругу семьи устраивать кукольные представления, озвучивая персонажей в характерной для каждого манере.

В четырнадцатилетнем возрасте юная девушка познакомилась на отдыхе с известной актрисой, после чего, вернувшись домой, зачастила в местный драматический театр. Именно тогда она и решила посвятить себя сцене. Отец пришёл в ужас. В то время артистическая карьера для девушки из приличной богатой семьи считалась позором. Перед дочерью выдвинули ультиматум – или театр, или семья. Фаина была упрямой и выбрала сцену.

В 1915 году она уехала в Москву, где попыталась поступить в несколько театральных школ, но её не взяли из-за дефекта речи. Фаина пошла учиться в частную школу – преподавателям было всё равно, лишь бы деньги платили. А зарабатывать их пришлось в массовке летних театров.

Но денег всё равно не хватало, и мама тайком от отцапомогала дочери. Однажды, выйдя из банка, Фаина решила пересчитать полученные купюры, но порыв ветра вырвал их из рук. Вздохнув, актриса сказала: «Ах, как красиво они летят!», после чего её спутник сравнил девушку с чеховской героиней из «Вишнёвого сада» помещицей Раневской – та тоже ничего не могла удержать в руках. Вот так и появился у юной Фаи псевдоним.

Во время революции вся семья Фельдман на собственном пароходе укатила в эмиграцию, Фая осталась одна. Только в середине пятидесятых она смогла встретиться с мамой и старшей сестрой.

Начало творческой карьеры

Так и не закончив театральную школу, Фаина начала работать на театральных подмостках. Начинала она с провинциальных небольших театров, в каждом из которых проработала не более одного-двух лет. Сначала Подмосковье, потом Ростов-на-Дону, Феодосия, Керчь, Баку, Архангельск, Смоленск, Сталинград и только к 1931 году Раневская снова возвращается в Москву.

Но и здесь неугомонная актриса не задерживалась на одном месте. Четыре года в Камерном театре, потом столько же в Центральном театре Красной Армии, шесть лет в Театре драмы (сейчас им. Маяковского), восемь в Театре им. Пушкина, и наконец осела в Театре им. Моссовета, где и проработала до самой своей смерти.

Первым настоящим учителем для Фаины стала Павла Вульф. Она заметила талант и занималась с девушкой просто так. Фая буквально влюбилась в преподавательницу и практически стала членом её семьи.

Карьера начиналась сложно. Громоздкая и нескладная Раневская с непривлекательной внешностью и фигурой поначалу играла только в эпизодических ролях, но на сцене преображалась и запомнилась публике как одна из самых интересных и харизматичных актрис.

Самые популярные роли

Фаина Раневская в молодости была очень ранимой и стеснительной, но и в зрелом возрасте, несмотря на острый язык и меткое чувство юмора, плохо переносила критику. Зато сама подтрунивала над своей внешностью и вредными привычками.

Ей многое прощали, потому что зрители любили её и с удовольствием ходили на театральные постановки с участием Фаины.

В кино

Первым фильмом в карьере Раневской была немая картина «Пышка», которая вышла в 1934 году. Фаине было 38 лет, и она сыграла мадам Луазо. В 1937 году ей досталась роль попадьи в детском фильме «Дума про казака Голоту».А потом триумфальный «Подкидыш», где Фаина играет властную и самоуверенную жену, помыкающую своим мужем.

Всего Фаина Георгиевна сыграла в двадцати пяти картинах. Сама она считала самой удачной ролью персонаж злой мачехи из фильма «Золушка».

А вообще Раневская невысоко ценила работу в кино: «Деньги съедены, а позор остался», ей больше были по душе театральные роли. Но именно по кинофильмам она прославилась на всю страну и стала любима многими.

Ещё в конце тридцатых годов она сыграла три звёздные роли, трёх жён в разных лентах: в фильме «Человек в футляре» она была супругой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» женой портного Гуревича, ну и конечно же самая знаменитая роль жены из «Подкидыша», после которой её долго называли Мулей.

В 1947 году на экраны вышел комедийный фильм «Весна», где Раневская сыграла Маргариту Львовну. Её великолепная игра, а также Любовь Орлова в главной роли, сделали фильм кассовым и очень популярным.

В театре

Наиболее значимой своей ролью Раневская считала гувернантку Шарлотту из «Вишнёвого сада», именно с этого спектакля и началась её театральная карьера. Всего ею было сыграно более пятидесяти ролей в различных постановках.

Талантливая актриса часто имела своё видение игры, импровизировала прямо на ходу, а иногда даже самовольно переписывала свою роль. Из-за этого случались конфликты с режиссёрами, поэтому Фаина так долго кочевала из одного театра в другой.

В телеспектаклях

В 1963 году Раневская принимала участие в телеспектакле «Так и будет», а в 1978 в фильме-спектакле «Дальше – тишина…», где сыграла одну из главных ролей. Её партнёрами по сцене были Ростислав Плятт, Ирина Муравьёва. По мнению критиков и зрителей постановка имела ошеломительный успех именно благодаря Плятту и Раневской.

В мультфильмах

Кто из детворы не смотрел «Сказку о царе Салтане»? Но мало кто знает, что сватью бабу Бабариху озвучивала Фаина Раневская.

Самой известной озвучкой стала конечно же Фрекен Бок из любимого всеми мультика про Карлсона. Раневская ужасно не хотела озвучивать, поскольку считала, что персонаж нарисован уродливо. С трудом удалось её уговорить.

Чувство юмора Фаины Раневской

Поклонники Фаины считали её великой актрисой, однако она известна ещё и неиссякаемым чувством юмора. Острые и меткие афоризмы плотно вошли в нашу жизнь, многие даже не подозревают, что их автором является Раневская.

Стоит только прочесть её немного грубоватые и циничные, но меткие выражения, как тут же улучшается настроение.

ТОП-12 известных фраз таков.

  1. Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.
  2. Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
  3. Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.
  4. Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная ж*па. Так что меньше пафоса, господа.
  5. Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.
  6. Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.
  7. Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…» у меня ничего не получается.
  8. Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
  9. Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
  10. Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведёт к ожирению.
  11. Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.
  12. Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью.

Признание и награды

Фаина Раневская получила множество наград. Перечислим лишь самые популярные.

  1. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», Орденом «Знак Почёта», медалью «В память 800-летия Москвы», двумя Орденами Трудового Красного Знамени и Орденом Ленина.
  2. Две Сталинские премии второй степени и одну – третьей.
  3. Являлась Заслуженной и Народной артисткой РСФСР, а в 1961 году получила звание Народная артистка СССР.

Личная жизнь

К сожалению, Фаина не нашла счастья в любви. Те, кто нравился ей, не обращали на неё внимания из-за непривлекательной внешности. И наоборот, искавшие благосклонности великой актрисы, не нравились ей категорически.

В молодости юная Раневская была влюблена в одного из актёров, с которым играла на одной сцене, однако он причинил её немалую психологическую травму. Пообещав прийти к ней домой, незадачливый герой-любовник явился сильно подшофе, да ещё и с дамой. Ничуть не смущаясь, он попросил Фаину погулять пару часиков, пока он развлечётся.

Обида Раневской была так сильна, что она зареклась выходить замуж.

Только на сцене Фаина Георгиевна раскрепощалась, а в жизни она была замкнутой и очень одинокой. Она считала, что внешность испортила её личную жизнь, хотя была очень обаятельной женщиной.

Мужчины в её жизни всё-таки были, но это всё было не то. Уже в зрелом возрасте в 1947 году она познакомилась с Фёдором Толбухиным, который возглавлял Закавказский военный округ, и просто светилась от счастья. Но через два года он неожиданно умер…

Последние годы жизни

Раневская практически до последнего играла в театре.Последний спектакль сыграла в возрасте 86 лет, но часто болела, поэтому объявила, что больше не в состоянии «симулировать здоровье».Как-то она сказала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».

Скончалась Фаина Георгиевна в московской больнице от инфаркта, отягощённого пневмонией в возрасте 87 лет.

Интересные факты о Фаине Раневской

  1. Близкие друзья называли Фаину – Фуфа Великолепная.
  2. Когда Фая объявила семье, что будет актрисой, это вызвало большой шок, а также отлучение от родного дома.
  3. Раневской не суждено было стать ни женой, ни матерью.
  4. Крылатая фраза из фильма «Подкидыш» настолько надоела Раневской, что она приходила в бешенство, когда слышала её. Однажды мальчишки, увидев Фаину Георгиевну, начали скандировать: «Муля, не нервируй меня!». Тогда актриса велела выстроиться им в пары и громко послала их «в ж*опу!».
  5. Все свои награды и ордена Раневская хранила в коробке, на которой была надпись: «Похоронные принадлежности».
  6. Раневская была вегетарианкой. Она говорила: «Я не могу есть мясо. Оно ходило, любило, смотрело…Может быть, я психопатка? Нет, я себя считаю нормальной психопаткой. Но не могу есть мяса. Мясо я держу для людей».
  7. Фаина Георгиевна не умела считать «эти дурацкие деньги», поэтому для ведения хозяйства всегда нанимала домохозяйку.
  8. Обыкновенная дворняга по кличке Мальчик стала для пожилой женщины настоящей семьёй. Она души не чаяла в своём псе и даже отказывалась ложиться в больницу на лечение. Пёс пережил хозяйку на шесть лет. На надгробии актрисы установили фигурку собаки.
  9. Раневская опекала Анну Ахматову, когда та болела тифом, хранила у себя её тетради со стихами. Была знакома с Цветаевой, Маяковским, Мандельштамом.
  10. Актрису постоянно видели с сигаретой во рту, а её любимыми словами были «г*вно» и «ж*па» — она постоянно употребляла их не только в обиходе, но и в эфире радио, и во время интервью. Как-то она попросила объяснить, почему железные корабли не тонут. Ей попытались напомнить про закон Архимеда, но Раневская заявила, что к точным наукам у неё никогда не было призвания. Тогда её спросили, почему, когда вы садитесь в ванную, вода выливается на пол. Актриса грустно ответила: «Потому что у меня большая ж*па».
  11. Раневская сильно заикалась, но когда играла, то заикание куда-то исчезало.
  12. Однажды на улице уже пожилая актриса поскользнулась и упала. Лежит и кричит: «Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!».
  13. В честь Раневской назван астероид, открытый в 1986 году.

Заключение

Такие люди, как Фаина Раневская, не уходят бесследно. Она осталась в памяти тысяч поклонников, а также на старых киноплёнках. В Таганроге ей был установлен памятник, и одна из улиц носит её имя. Большой талант, искромётный сарказм, умение служить искусству навсегда оставили след великой актрисы в истории.

adella.ru

Фаина Раневская — биография, личная жизнь актрисы, фото

Фаина Раневская — биография


Внешность этой актрисы была очень далека от общепринятых представлений об актерской красоте. Но Фаину Раневскую любят и помнят не за это. Она была умна и остроумна, невероятно упорна и талантлива. Она могла отправить в нокаут одним только взглядом или острым словцом.

Фаина Раневская сыграла много ролей на сцене театра и в кинематографе, но большинство из них были эпизодическими и такими незначительными, что имени актрисы иногда даже не было в титрах картины. Пик популярности в кино наступил после роли мачехи в фильме «Золушка».

Детство

Родилась Фанни Фельдман(именно так звали девочку при рождении) 27.08.1896 года в Таганроге, где в собственном большом доме проживало зажиточное семейство евреев Фельдманов. Папу звали Гирш Хаимович, в его владении была фабрика, выпускающая сухие краски, дома, магазин, мельницы и пароход под названием «Святой Николай». Мама Милка Рафаиловна была обычной домохозяйкой, на плечах которой была забота о доме и пятерых детях. Кроме Фанни в семье росли еще три сына – Яков, Рудольф, Лазарь, и дочь Изабелла. Один из мальчиков умер еще маленьким.

Фото: Фаина Раневская в молодости

С ранних лет Фаина чувствовала себя не такой как все. Она была одинокой в собственном доме. Девочка заикалась и братья постоянно над ней издевались, а она сама постоянно завидовала сестре, ведь та была писаная красавица, а Фаину Всевышний внешностью обделил. По причине заикания девочка почти не имела друзей среди ровесников, и даже когда оказалась в женской гимназии, не переставала комплексовать по этому поводу. Фая настойчиво упрашивала родителей чтобы те забрали ее из гимназии, потому что учиться в таких условиях она не могла. Пришлось получать домашнее образование – для девочки наняли учителей, которые занимались с ней индивидуально, и она смогла стать высокообразованной барышней. В доме было фортепиано, Фаина прилично играла на нем, знала несколько иностранных языков и все свободное время проводила за книжкой.

Когда Фаине было 13, она впервые попала в театр на постановку «Вишневого сада». Увиденное настолько впечатлило творческую натуру девочки, что она решила побыстрее окончить гимназию и посещать занятия в театральной студии.

Однажды Фаина сказала своим родным, что хочет стать профессиональной актрисой. Родители были в полном шоке, отец сказал, что не даст ей ни копейки. Мужчина сдержал свое слово, и когда Фаина в 1915-м уезжала в Москву, то не только порвал с ней отношения, но оставил без помощи и содержания, считая, что вся ее задумка дурь и блажь.

Юность

Большой город встретил приезжую провинциалку не очень гостеприимно. У нее почти не было денег, ведь от отца она так и не получила ни гроша. Единственные деньги, которые у нее были, тайком дала мама. Их хватило только на съем маленькой комнатушки на Большой Никитской, но девушка впервые была по настоящему счастлива и свободна.

Фаина побежала поступать в заветный театральный вуз, но эта мечта вскоре развеялась как сон. Куда бы она не обращалась, ей везде отказали. Но отступать никто не собирался, девушка оказалась очень настойчивой особой с твердым характером. Фаина решила поступать в частную театральную школу, но денег было очень мало и они таяли как весенний снег под ярким солнцем. Доучиться в частной школе она не смогла.

И тут в биографии Фанни Фельдман случилось одно событие, которое стало судьбоносным – она познакомилась с Е. Гельцер. Она была знаменитой прима-балериной в Большом театре, работала с великим Дягилевым. Гельтцер поселила Фаину у себя дома, в котором периодически собиралась творческая элита Москвы. Именно с легкой руки Екатерины Гельцер Фаина узнала В.Маяковского, Марину Цветаеву, О.Мандельштама и В.Качалова. В Качалова она была даже влюблена некоторое время.

Театр

Благодаря усилиям Екатерины Гельцер Фаину взяли на работу в подмосковный Малаховский Летний театр, труппа которого состояла из блестящих актеров того времени. Дебютировала Фельдман именно на сцене этого театра. Постановка называлась «Тот, кто получает пощечины», режиссера Л.Андреева. Девушку взяли в массовку, но и там была видна ее неординарность и ярко выраженный талант. На Фаину обратил внимание известный актер Певцов, который после премьеры сказал, что у этой барышни большое будущее, она обязательно станет знаменитой актрисой. Эти слова стали пророческими.

Фото: Фаина Раневская в театре

После закрытия летних театров, Фаину взяли на работу в труппу к мадам Лавровской, где доверяли роли девушек-кокеток. Юной актрисе хотелось скорее прославиться, хотелось увидеть мир. И этот театр предоставил ей такую возможность – труппа колесила по Крыму, давая спектакли во многих городах.

Фаина иногда получала денежные переводы, отправленные заботливой маминой рукой. Во время одного из таких походов в банк ее впервые сравнили с чеховской Раневской. С легкой руки ее коллеги по театру, она спустя годы выбрала себе эту фамилию в качестве творческого псевдонима.

В самом начале 1917-го Фаина окончательно осталась одна – вся семья Фельдманов уехала в эмиграцию и поселилась в Праге. Радовало только одно – у нее была работа и более-менее сносный быт. Девушка выступала в московском Театре актера, где получила свою первую роль. Первой серьезной работой в карьере Раневской стала постановка «Роман», где она сыграла Маргариту. Потом ее задействовали и в других спектаклях – роли были не главными, но яркими и запоминающимися. Раневская любила постановку «Вишневый сад», в котором она стала Шарлоттой, и считала ее одной из самых удачных в своей творческой биографии.

В 1931 году Раневскую зачислили в труппу московского Камерного театра, где вскоре состоялся ее дебют в спектакле «Патетическая соната». Актрисе досталась роль проститутки Зинки. Раневская была так убедительна и реалистична в этом образе, что зрители были в полном восторге от ее таланта. В Москве только и говорили, что о Раневской.

В 1935 году Раневская начала успешную карьеру в театре Красной Армии, где по праву заняла место ведущей актрисы.

Когда началась война, Фаина была актрисой Театра Драмы. Именно в составе этого театра она выступала в постановке «Молодая гвардия» перед бойцами и офицерами, исколесив все фронты и прифронтовые зоны. Фаина была бесстрашна и самоотверженна, и эти качества не остались незамеченными – она получила медаль «За доблестный труд».

После войны талантливая актриса начала свой путь в Театре им.Моссовета. Отношения в этом театре складывались не самым лучшим образом, нередко бывали скандалы из-за того, что актриса была намного талантливее, чем режиссеры. Раневская по-своему трактовала постановку и играла так, как ей казалось правильным. Ее мнение очень часто шло вразрез с мнением режиссера. Она получила роль Маньки-спекулянтки в эпизоде спектакля «Шторм», и если бы работала согласно задумке режиссера, то ее никто бы и не заметил. Актриса переписала свою роль и сыграла ее так, как посчитала нужным. Ее роль стала заметнее, чем главные персонажи, а это не обрадовало ни режиссера, ни актеров, сыгравших главные роли. Она так точно попала в образ, что зрители шли на спектакль, чтобы увидеть именно ее Маньку, и после этого эпизода уходили из зала, даже не дождавшись окончания постановки. Это вызвало массу недовольств режиссера Завадского и он забрал у Раневской эту роль. Постоянное выяснение отношений с режиссером отразилось в острых словцах, которые спустя годы стали афоризмами и анекдотами, передаваемыми из поколения в поколение.

Но, несмотря на конфликты и препирательства, Раневская работала в этом театре почти 25 лет. Здесь ее карьера достигла звездных высот и именно здесь были сыграны самые значимые роли в карьере актрисы. На сцене этого театра она стала миссис Сэвидж и Люсей Купер, которые собирали полные залы и срывали овации.

Последние годы актриса отдала театру Пушкина, который был когда-то Камерным. В этом театре когда-то начался ее путь в искусство, в этом и закончился в 1963-м.

Фильмы

Дебютной работой в кино стала драма «Пышка», режиссера Ромма, снятая в 1934-м. Раневская сыграла госпожу Луазо. Роли в кинематографе можно пересчитать по пальцам, к тому же они практически все были второстепенными, но это не помешало Раневской прославиться не только на всю страну, но и на весь мир. Актриса не очень любила кинематограф, но именно он способствует тому, чтобы актера узнавали миллионы зрителей. Работу в кино она характеризовала не иначе, как «деньги закончились, а позор остался», отдавая предпочтение театру. Но все-таки всеобщая любовь пришла к Раневской именно благодаря кинематографу.

В 30-х годах ей предложили роли в трех фильмах, в каждом из которых она появлялась в роли жены. В фильме «Человек в футляре» Раневская сыграла супругу инспектора, в картине «Ошибка инженера Кочина» жену портного. Самой яркой работой стала картина «Подкидыш», где Фаина снова стала женой, произносящей феноменальную фразу «Муля, не нервируй меня».

В 1943-м вышла еще одна картина с участием Фаины Раневской «Свадьба», где ей досталась роль Мамаши. Партнерами по фильму были блистательные актеры Э.Гарин, Зоя Федорова, М.Яншин, Вера Марецкая, Михаил Пуговкин.

В 1947 году зрители смогли увидеть еще одну замечательную комедию «Весна», где Фаине досталась роль Маргариты Львовны. В главных ролях снялись Орлова и Черкасов, которые в тандеме с Раневской сделали фильм самым кассовым.

В 1947-м Раневской предложили сняться в фильме «Золушка» режиссера Кошеверовой. Ей досталась колоритная роль мачехи, которую сценарист Е.Шварц писал специально под обожаемую Раневскую. Он разрешил актрисе трактовать роль по своему усмотрению, вставлять свои колкие словечки и фразы. Раневская считала эту роль самой удачной за всю творческую карьеру в кинематографе.

Последней лентой, в которой блистала великая актриса, стала «Сегодня новый аттракцион», где она стала директором цирка. Режиссер пошел на все условия, которые выставила Фаина, ему очень хотелось, чтобы эту роль исполнила именно она, и был готов на все.

Вклад Раневской в искусство был оценен орденами и медалями. В 1937-м она стала Заслуженной артисткой РСФСР, в 1961-м – Народной артисткой СССР. Актриса получила три Сталинские премии, присвоенные в разные годы. Ее именем назвали астероид, открытый в 1986-м.

Личная жизнь

В личной жизни великая актриса Фаина Раневская была глубоко несчастна. Замуж она так и не вышла, однажды обжегшись с одним из коллег. Фаина влюбилась в него, и тот тоже отвечал девушке взаимностью. Однажды она решилась и позвала его к себе в гости. Мужчина согласился, но пришел не сам, а со своей подружкой и предложил Фаине прогуляться и оставить их наедине. С того самого дня Фаина больше никогда не влюблялась, и не доверяла мужчинам.

Фото: Фаина Раневская — личная жизнь

В 60-е годы к ней переехала овдовевшая сестра Изабелла, которая решила встретить старость с единственной сестрой. В 1964-м Беллы не стало. Раневская осталась одна. В последние годы жизни рядом с актрисой был только верный дворовый пес со смешной кличкой Мальчик. После кончины Фаины Раневской именно фигурка этого песика была установлена на ее надгробии.

Смерть

Умерла Фаина Раневская 19.07.1984 года в Кунцевской больнице столицы. Причиной смерти стал инфаркт и развившаяся пневмония. Она не дожила всего месяц до 88-го дня рождения. Местом упокоения великой актрисы стало Новое Донское кладбище, недалеко от сестры Беллы.

Фото: Могила Фаины Раневской

Ее могила постоянно укрыта живыми цветами, которые круглый год приносят благодарные зрители и ценители ее таланта.

Избранная фильмография

  • 1934 — Пышка
  • 1939 — Подкидыш
  • 1944 — Свадьба
  • 1947 — Золушка
  • 1949 — У них есть Родина
  • 1964 — Лёгкая жизнь
  • 1966 — Сегодня — новый аттракцион

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

biographe.ru

Фаина Раневская — биография, личная жизнь, фото

Фаина Раневская является одной из самых известных советских актрис. Зрителю она запомнилась не только, как гениальная артистка, но и как человек, обладающий острым умом и прекрасным чувством юмора.

Ей принадлежат множество афоризмов, которые нередко становились крылатыми фразами. Раневская обладала большой харизмой и необыкновенным артистизмом.

Из данной биографии вы узнаете, чем жизнь Фаины Раневской примечательна, и что ее выделяет из других биографий.

Итак, перед вами биография Раневской.

Краткая биография Раневской

Фаина Георгиевна Раневская (настоящее имя Фанни Гиршевна Фельдман) родилась 15 августа 1896 г. в Таганроге. Она росла в обеспеченной еврейской семье.

Ее отец, Гирш Хаимович, был владельцем завода по производству красок, и даже имел собственный пароход.

Мать, Милка Рафаиловна, была домохозяйкой, и в основном занималась воспитанием детей. В семье Раневских, кроме Фаины, родилось еще 3 мальчика и 1 девочка.

Детство и юность

Несмотря на то, что маленькая Фанни росла в богатой семье, ее детство нельзя назвать счастливым. Одной из причин этого было заикание, из-за которого девочка очень комплексовала.

Раневскую мало интересовали игры с детьми, в результате чего она часто оставалась в одиночестве.

Фаина Раневская в молодости

Когда родители отправили дочь учиться в элитную женскую гимназию, ей так и не удалось ее окончить.

Там она чувствовала себя дискомфортно, и не проявляла никакого интереса к учебе. В результате, к ней на дом начали приходить репетиторы.

В этот период биографии Раневская брала уроки игры на фортепиано, обучалась пению, а также изучала иностранные языки. Достигнув 14-летнего возраста, она серьезно увлекалась театром.

Экстерном сдав экзамены, Фаина начала посещать театральную студию. Изначально родители не воспринимали увлечение дочери всерьез, и считали, что театр для нее не более чем хобби.

Однако на самом деле, с каждым днем Раневская все больше и больше влюблялась в театральное искусство.

Однажды придя домой, она сообщила родителям, что собирается стать актрисой. Эта новость повергла отца в ярость. Начался серьезный скандал, но Фаина продолжала стоять на своем.

В конечном счете, это привело к разрыву отношений с родителями, а особенно с отцом, с которым она потом не общалась на протяжении долгих лет.

В 19 лет, будущая актриса уехала в Москву.

Особые приметы Фаины Раневской

Творческая биография

По приезду в столицу Раневская испытывала материальные трудности, поскольку отец наотрез отказался давать дочери какие-либо деньги.

И хотя мать также была против ее отъезда, она все-таки передала ей небольшую сумму тайком от мужа.

В Москве Фаина начала снимать маленькую комнату на Большой Никитской. Это жилье было далеко не таким роскошным, как в Таганроге, но она была счастлива от того, что теперь ей наконец-то никто не помешает стать актрисой.

С этого момента в биографии Раневской произошло много знаковых событий. Ей удалось познакомиться с такими известными поэтами, как Марина Цветаева, Владимир Маяковский и Осип Мандельштам.

Когда же она увидела актера Василия Качалова, его игра на сцене поразила ее до глубины души. Судя по воспоминаниям Раневской, она была в него по-настоящему влюблена.

Наконец настало время поступления в театральное училище. Девушка днями и ночами готовилась к экзаменам, не думая ни о чем другом.

Однако когда начали объявлять списки поступивших в училище, ее фамилии там не оказалось. И хотя Раневская очень этому огорчилась, она не опустила рук.

В скором времени она устроилась в частную школу, но денег на оплату ее труда не было. В этот момент, Фаине протянула руку помощи известная артистка Гельцер, которая позаботилась о том, чтобы Раневскую взяли в один из театров.

Начав работать в Малаховском летнем театре, ей удалось изучить игру многих известных актеров. В то время Раневской не доверяли никаких ролей, поэтому ей приходилось довольствоваться массовками.

В 1917 г., после прихода к власти большевиков во главе Ленина, в биографии Раневской произошло 2 важных перемены.

Печальной новостью стало то, что ее родители эмигрировали, так и не захотев встретиться с дочерью.

Но была и хорошая новость: девушку приняли в московский Театр актера. Наконец-то ее талант был по достоинству оценен.

Первым спектаклем в биографии Раневской был «Роман», в котором она сыграла роль Маргариты. С каждым годом ее игра становилась все лучше и ярче, благодаря чему ей начали доверять более значимые роли.

В 1931 г. Раневскую пригласили работать в Камерный театр, в котором она выступала в течение 4 лет. После этого она начинает работать в театре Красной Армии.

Фаина по-прежнему продолжает демонстрировать великолепную актерскую игру, и получает симпатии зрителей.

В то время ей удалось мастерски сыграть главную роль в спектакле «Вассы Железновой», передав нелегкую судьбу своей героини.

В начале 50-х, когда Раневская была уже популярной актрисой, она перешла в Театр им. Моссовета. Там она часто конфликтовала с режиссерами, поскольку имела свое видение на обыгрывание тех или иных сцен.

Известен случай, когда Фаина Георгиевна полностью переписала свою роль в постановке «Шторм», и сыграла ее так, как ей казалось более правильным.

Кроме этого, Раневская позволяла себе спорить и с авторитетными артистами, говоря им правду в лицо.

Из-за стычек с коллегами и режиссерами, из ее уст часто рождались крылатые фразы и афоризмы. Несмотря на это, именно в театре Моссовета Раневская проработала более 30 лет, сыграв там свои самые известные роли.

На закате творческой деятельности она недолго поработала в Камерном, с которого когда-то начиналась ее театральная биография.

Фильмы Раневской

Первой кинолентой, в которой снялась Фаина Раневская, была «Пышка» (1934 г.). Справедливо заметить, что за свою жизнь она сыграла не так уж много ролей в кинематографе, отдавая предпочтение театральной деятельности.

Однако каждое ее появление в фильмах, не могло оставаться незамеченным.

В 30-х годах она снялась в 3-х картинах: «Человеке в футляре», «Ошибке инженера Кочина» и в «Подкидыше». Последний фильм принес ей ошеломительную популярность во всем Советском Союзе.

Раневской удалось великолепно передать характер главной героини. Именно в этой ленте она произнесла знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня».

В разгар Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), она вместе с труппой была эвакуирована в Узбекистан, где продолжала играть в театрах и оттачивать актерское мастерство.

По окончанию войны Раневская вернулась обратно в Москву. Вскоре ей предложили сыграть Мамашу в «Свадьбе» Анненского.

В 1947 г. на советских экранах появилась известная комедия «Весна», в которой Раневская сыграла Маргариту Львовну. Фильм был прекрасно воспринят публикой и получил множество положительных отзывов у критиков.

Многим детям актриса запомнилась по фильму-сказке «Золушка», в котором она сыграла роль мачехи. Интересно, что Евгений Шварц, который был сценаристом картины, являлся верным поклонником Фаины Георгиевны и сыграл не последнюю роль в ее биографии.

Он разрешал ей буквально все. Благодаря этому Раневской удавалось вставлять свои коронные фразы, и по-своему обыгрывать те или иные сцены. В результате, данная роль считается одной из самых лучших в ее актерской карьере.

За свои достижения Раневская удостоилась звания народной артистки СССР, а также трижды становилась обладательницей Сталинской премии.

Личная жизнь Раневской

Личную жизнь Раневской трудно назвать счастливой. Ей так и не удалось познать семейного счастья и родить детей.

Во многом это было вызвано психологической травмой, полученной еще в девичестве.

Однажды она влюбилась в одного актера, с которым ей хотелось связать свою судьбу. Раневской даже казалось, что парень тоже проявляет к ней взаимную симпатию.

Тогда она решила пригласить его в гости, на что тот сразу же согласился. Вечером актриса накрыла стол и надела на себя лучший наряд, чтобы произвести впечатление на возлюбленного.

Наконец раздался долгожданный звонок. Когда же Раневская открыла дверь, на пороге стоял актер, но не один, а с девушкой. Он попросил Фаину где-нибудь погулять, чтобы он мог отдохнуть со своей подругой.

С того времени она начала избегать любых отношений с мужчинами. И хотя позже ей несколько раз делали предложения, актриса отказывалась их принять.

В результате она всю жизнь правила в одиночестве.

Единственным другом Раневской была собака по кличке Мальчик. Интересно, что после смерти артистки, на ее могиле будет установлена бронзовая статуэтка любимой дворняжки.

Раневская с любимой собачкой

Смерть

Фаина Георгиевна Раневская умерла 19 июля 1984 г. в возрасте 87 лет. Причиной смерти стал инфаркт, вызванный пневмонией.

До конца жизни великая актриса стойко переносила все трудности своего времени, и никогда не теряла чувства юмора.

Если вам понравилась биография Раневской – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся биографии великих людей и интересные истории из их жизни – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

interesnyefakty.org

Раневская Фаина Георгиевна — биография актрисы, личная жизнь, фильмы и фото актрисы. Артистка театра и кино

В воспоминаниях актрисы есть описание того момента, когда она стала Раневской. Это было на заре ее театральной карьеры, в пору службы в керченском театре. Молодая актриса Фанни Фельдман (таково было имя Фаины Раневской при рождении) получила в банке очередной денежный перевод от мамы, вышла на улицу, а там ветер вырвал купюры из ее рук и понес по улице. «Денег жаль, зато как красиво они улетают!» — сказала девушка. Тут ее спутника-коллегу осенило: «Да ведь вы Раневская! Только она могла так сказать!»

Фанни–Фаину действительно что-то роднило с чеховской героиней. Например, непрактичность, нежелание входить в дела устройства быта. Когда она стала известной, а потом и знаменитой артисткой, в ее доме заправляли домработницы. Отношения с ними вошли в легенды… «Помощницы» нередко помыкали хозяйкой и не получали никакого отпора… Раневская одновременно была любимицей миллионов зрителей и очень одиноким человеком. Главным в ее жизни был театр. МХТ произвел на Раневскую определяющее впечатление — как, наверное, на всех театральных деятелей ее поколения. Но судьба уводила актрису от идеального театра. Молодость она провела, скитаясь по провинциальным сценам, потом служила в Камерном театре, Театре Красной армии, Театре имени Пушкина и, наконец, в Театре имени Моссовета. И даже последний, возглавляемый Юрием Завадским, не считала Раневская достойным великого образца…

В Театре имени Моссовета Раневская проработала больше четверти века, а роли, сыгранные ею там, можно пересчитать по пальцам. Она предъявляла строгий счет и коллективу, и его руководителю Юрию Завадскому, и драматургии, и, конечно, себе как актрисе. «Успех» — глупо мне, умной, ему радоваться. Я не знала успеха у себя самой…» — это горькое признание Раневской отлично демонстрирует всю меру ее самоедства. В многочисленных афоризмах актрисы сквозит печальная ирония: слава есть, а настоящего, серьезного, глубокого материала на ее актерскую долю не выпало. Трагический дар всесоюзной Мули в полной мере не был задействован. Он проступил в ее Розе Скороход (фильм «Мечта») и позже, уже в последние годы жизни актрисы, раскрылся в театральных ролях миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше — тишина»).

Фаина Раневская

Фаина Раневская

Фаина Раневская

Как известно, к кинематографу Раневская относилась снисходительно. Но именно это «несерьезное» искусство принесло актрисе известность и успех. «Киноактрисой в собственном смысле она не стала никогда, — считает киновед Майя Туровская. — Кинематография СССР была попросту недостаточно емка, чтобы освоить актрису такого масштаба и такой нетривиальной индивидуальности». Но почему же небольшие кинороли Раневской мы помним до сих пор? Почему именно благодаря ее присутствию в некоторых фильмах эти фильмы вообще живут в нашей памяти?.. «Она намного значимее, весомее всех эпизодических Лель, Маргарит Львовен, бабушек, которых Фаина Георгиевна сыграла в очаровательных комедиях и недостоверных фильмах-инвективах, привязанных нынче, как связка воздушных шаров, к ее полновесному имени», — отвечает на наш вопрос Туровская.

«Деньги я проем, а стыд останется», — так мотивировала свой отказ сниматься в чем-то легковесном Фаина Раневская. Но и тех киноработ, за которые мы ее так любим, она стеснялась. Раневская никогда не училась у Станиславского, но, как показала жизнь, всегда оставалась верна его завету любить искусство в себе, а не себя в искусстве.

Хлесткие выражения киногероинь Фаины Георгиевны.

Из очерка Фаины Раневской «Шлюха-судьба»

www.culture.ru

Личная жизнь и биография Фаины Раневской :: SYL.ru

Много талантливых и даже гениальных актеров одаривают зрителя своим мастерством, их имена хранятся в памяти потомков. Одной из самых самобытных и ярких личностей на театральном небосклоне сияет Раневская Фаина Георгиевна, биография которой является примером того, чего можно достичь упорным трудом и безжалостным отношением к слабостям.

Детство и семья

На берегу Азовского моря, в Таганроге, где бывал Пушкин, Чехов, и закончил свои дни Александр I, 27 августа 1896 года в семье Гирша и Милки Фельдман родился четвертый ребенок. Девочку назвали Фанни.

Войдя в жизнь на стыке веков, Раневская сохранила черты характера, свойственные концу XIX века: честность, порядочность, милосердие.

Детские годы не были омрачены нуждой, семья была состоятельной. Отец даже владел пароходом, на котором когда-то путешествовал сам Лев Толстой. Дети получали хорошее образование. Музыка, пение, танцы, языки, гимназия…

Именно в это время впервые Фаина проявила свой характер. Она не любила точные науки, всецело отдавая себя чтению и предметам, связанным с искусством. Стеснительная заикающаяся девочка тяготилась посещением гимназии, и родители перевели ее на домашнее обучение.

К пятнадцати годам Фаина превратилась в долговязую, некрасивую, закомплексованную девушку. Именно тогда она принимает решение стать актрисой и берет уроки в частной театральной студии.

В Москву!

Желание ехать в Москву поступать на службу в театр повергло родителей в шок. Отец даже унизил дочь, напомнив ей о внешности. Это не остановило Фаину, и она отправилась навстречу неизвестному.

Биография Фаины Раневской в этот период очень непроста, даже трагична. Ей отказали во всех театрах, признав абсолютно непригодной для сцены.

Она брала частные уроки театрального мастерства, но деньги быстро кончились. Жить было не на что. Но унылая комната, недоедание, скромный гардероб не смогли сломить решение стать актрисой.

Несмотря на трудности, это был очень яркий период. Девушка сводит знакомство с Мариной Цветаевой, пересекается с Маяковским и Мандельштамом. Встречается с Качаловым. Именно он оставил первый яркий след в ее сердце и остался восторженной любовью ее жизни.

В то время получила Фаина Раневская псевдоним. За беззаботное отношение к деньгам кто-то из знакомых сравнил ее с чеховской героиней. С того дня исчезла Фанни Фельдман, и появилась Фаина Раневская.

Первая встреча

В жизни начинающей актрисы были две судьбоносные встречи. В прямом смысле слова ее подбирали на улице.

Первая состоялась у оперного театра в Москве, где Фаина сиротливо прижималась к колонне. Там ее заметила Екатерина Гельцер, блистательная балерина. «Самую несчастную девочку» пригласили в дом.

Гельцер прониклась сочувствием и пониманием к Раневской. Наверное, она увидела задатки актрисы в этой нескладной девушке и решила поучаствовать в ее судьбе.

Балерина вводит Фаину в театральный круг, знакомит с актерами и режиссерами. Договаривается о месте в дачном театре Малаховки.

Дачный театр

Так в труппе провинциального театра появилась новая актриса Фаина Раневская. Биография её сделала новый виток: период служения искусству начался. Маленькие выходные роли, тихий дачный поселок дали Фаине небольшую передышку и подарили веру в будущее.

По выходным на спектакли съезжалась московская публика, что давало возможность девушке заводить полезные знакомства. Благодаря одному из них она получила первую свою антрепризу на роли героинь-кокетт.

Театр в Малаховке долгое время хранил на своей стене табличку с напоминанием, что здесь играла великая Раневская. Увы, время и обстоятельства безжалостны к старым зданиям. В конце 90-х театр сгорел.

Первая антреприза

После сезона в дачном театре девушка отправляется в Керчь. Творческая биография Фаины Раневской не обогатилась в слабой театральной труппе. Сезон прошел при пустых залах и, как говорили в то время, театр «прогорел».

Поддавшись на уговоры, она перебралась в Феодосию, где ее попросту обманули, не заплатив денег за работу. В отчаянии Фаина уезжает в Ростов.

Этот период жизни полон несбывшихся надежд и разочарований. Отчаявшись, девушка подумывала о возвращении домой. Она с ужасом представляла, что о ней станут говорить. Фаина Раневская: краткая биография бездарности!

Впрочем, к тому времени возвращаться было уже некуда. Семья после революции эмигрировала, Фаина осталась совсем одна. И тут случилось новое чудо, повернувшее жизнь девушки совсем в другое русло.

Вторая встреча

Раневская узнает, что в Ростове находится на гастролях знаменитая Павла Вульф.

В те времена было принято брать шефство над начинающими юными дарованиями. Павла смогла разглядеть в отчаявшейся девушке потенциал и в буквальном смысле подобрала Фаину на улице. С тех пор жизнь Раневской была тесно связана с семьей Вульф.

Биография Фаины Раневской в очередной раз сделала крутой поворот.

Павла не только поселила девушку в своем доме, но и стала ее педагогом. Раневская всегда с нежностью вспоминала ее. Она говорила, что Вульф была очень строга к ней и никогда не хвалила, добиваясь безукоризненного выполнения задания. Она учила видеть роль глубоко, представлять и проигрывать то, что автор пьесы оставил между строк.

Именно так Раневская и играла. За это ее боготворили поклонники и не любили, а иногда просто боялись режиссеры. У Вульф она научилась из невзрачной маленькой роли создавать шедевр, который делал пьесу популярной.

Голодный Крым

Россию раздирала на части Гражданская война. Павла Вульф принимает решение перебраться в Крым. Феодосия 1920 года мало чем напоминала беззаботный курортный городок. Там царили голод, тиф и хаос. Раневская и Вульф в стремлении выжить еще больше сблизились, они брались за любую работу.

То непростое время знаменательно для Фаины знакомством с самим Максимилианом Волошиным. Он приходил к ним из Коктебеля и приносил рыбку, чтобы хоть как-то подкормить. Раневская признается, что без этой помощи они все умерли бы от голода. Страшные годы и ужас увиденного в Крыму оставили отпечаток на всю жизнь.

И снова Москва

Шли годы, менялись театры. Театральная биография протянулась от крайнего Севера на восток и юг.

В то время Фаина Раневская — фото в альбомах особенно! — поражает окружающих своим одухотворенным и вместе с тем страдающим взглядом. Жизнь сложилась, как мечталось, но не принесла удовлетворения.

Хотелось больших интересных ролей, непреодолимо тянуло в столицу. В 1930 году она возвращается в Москву, где останется до самого последнего дня.

Театр

Она поступает на службу в Камерный театр к Таирову. Дебют в «Патетической сонате» был очень скромным. Интересных и больших ролей не давали. Устав от эпизодов и пререканий, Раневская уходит в театр Красной Армии.

Там быстро осознали выгоду от самобытного таланта актрисы. Публика с большим удовольствием ходила на спектакли с Раневской. Когда появился шанс перейти в легендарный Малый театр, пришлось вырываться с большим скандалом.

Были Театр Драмы, Пушкина (бывший Камерный). Ушла и снова вернулась в театр имени Моссовета. В нем и закончила свою творческую карьеру в возрасте 86 лет.

Трудно складывались отношения с режиссером театра Завадским. Со стороны казалось, что они встречаются только для того, чтобы портить нервы друг другу. Режиссер по-своему видел роль и настаивал на беспрекословном исполнении. Раневская хотела играть иначе и отстаивала свою точку зрения. Атмосфера в труппе напоминала пороховую бочку.

Но публика ее обожала. Бывали случаи, что после ее эпизода в «Шторме» зрители уходили, не досмотрев спектакль.

Последней ролью артистки стала Люси Купер в «Дальше — тишина» в дуэте с выдающимся Ростиславом Пляттом.

Творческая биография Фаины Раневской складывалась сложно. По словам самой актрисы, из 100 %, отведенных на жизнь, она использовала только один.

Какой бы проходной ни была роль, Раневская умела своей игрой сделать ее яркой и запоминающейся.

Кино

Сниматься начала непростительно поздно — почти в 38 лет. Сыграла всего около тридцати ролей, и только одна была главной («Мечта»).

Популярность в народе росла день ото дня. Это беспокоило и пугало Раневскую. Без особой нужды она старалась не выходить на улицу и не гулять в людных местах. Она жаловалась друзьям на невозможность пройти, не услышав вслед «Муля, не нервируй меня!»

Актриса очень украсила своим представлением роли мачехи фильм «Золушка». Каким-то образом ей удалось совместить милую улыбчивость с подлыми поступками и беззаветной материнской любовью.

Немой фильм Ромма «Пышка» пользовался огромным успехом даже во Франции. В нем актрисе досталась роль обаятельной ханжи госпожи Луазо.

Вот такая она — Фаина Раневская, фото, биография творчества которой до сих пор привлекают и волнуют людей, хотя бы раз видевших ее на экране.

Ролей в кино было мало еще и потому, что ее часто не утверждали из-за «семитской» внешности. Раневская старалась с юмором относиться к этому, но невозможность сыграть Ефросинью в «Иване Грозном» стала жестоким ударом. Тем более что Эйзенштейн специально прописывал роль под нее. Ефросинья осталась несбыточной мечтой, как говорила Фаина Раневская. Фото с проб — тому живое напоминание.

Ее типажи поражают тем, что в них нет ни единого лишнего движения, жеста, взгляда. Все сдержанно, лаконично и вместе с тем гениально. Иногда Раневской разрешали самой дописать свою роль. Такие ситуации позволяли в полной мере раскрыться таланту, а зрителям — насладиться искрометным юмором актрисы и неподражаемой игрой.

Любовь к мужчинам и женщинам

Почти всю свою жизнь Фаина Раневская пребывала в стадии перманентной влюбленности. Она одинаково сильно любила живого Качалова, далекого Станиславского, давно ушедших из жизни Чехова и Пушкина.

Беззаветно любила и была предана до конца их жизни Екатерине Гельцер и Павле Вульф. Когда-то они протянули ей руку помощи, вывели в люди, и Раневская никогда этого не забывала.

Нежная дружба с Мариной Цветаевой была основана на родстве душ. Они обе искали настоящее искусство, а не найдя, испытывали сомнения и тоску по утраченному.

Отношения Раневской и Ахматовой были сродни тому, как истинно верующий относится к Богу. Веселый сарказм, сквернословие, озорство актрисы заканчивалось там, где начиналась Анна Ахматова. Эти две женщины в разные периоды своей жизни очень поддерживали друг друга. Смерть подруги подорвала здоровье Раневской и навсегда убила веру в справедливость.

С юмором вспоминала свою первую привязанность Фаина Раневская. Биография (личная жизнь актрисы, как вы сможете убедиться в этом далее, в прямом понимании этого слова не сложилась) сообщает, что, будучи совсем молоденькой, девушка неудачно влюбилась в героя-любовника из труппы. Он не ответил ей взаимностью. Хуже того, он оскорбил и унизил Фаину, тем самым закрыв эту часть её души навсегда.

Мужчины, конечно, были, хотя Раневская никогда не афишировала своих отношений. Случались беременности, которые она безжалостно прерывала. Заглянуть в свою личную жизнь актриса позволяла не многим. В ее отношениях с мужчинами редко присутствовала взаимность. Она не смогла полюбить ни одного из тех, кто искренне выражал ей свои чувства.

В годы после ее смерти вышло много книг с досужими домыслами, центром которых выступала непревзойденная Фаина Раневская. Биография, личная жизнь ее стала достоянием жадной до сенсаций публики.

Если не считать семьи Павлы Вульф, которую Раневская считала своей, то только однажды и ненадолго ей довелось насладиться домашним очагом. В шестидесятых годах вернулась из эмиграции старшая сестра Белла. Вместе они прожили всего несколько лет, после чего Белла заболела и вскоре умерла.

Фаина самоотверженно ухаживала за больной, доставала лекарства, находила врачей. В тот период даже служба в театре отошла на второй план. Не помогли ни деньги, ни операции… Беллу не удалось спасти. Всего лишь четыре года отвела судьба на жизнь с сестрой. Об этих скорбных эпизодах не любила вспоминать Фаина Раневская. Ее боль и страдания остались для окружающих за закрытой дверью.

В глубокой старости появилась еще одна привязанность — собака Мальчик. Интересно, о чем думала Раневская, увидев слепую, лишайную, вмерзшую в лужу дворнягу? Быть может, она вспоминала себя в молодости, когда ей, голодной и никому не нужной, протягивали руку и брали в семью?

У Фаины Раневской при всей ее колкости, а иногда даже жестокости было милосердное сердце и добрая душа. Она приютила пса, и он был в последние годы ее семьей.

Признание

Раневской не довелось сыграть ни одной великой роли, о которой мечтает каждая актриса. И, несмотря на это, она получила всеобщее признание! Сталин восторженно отзывался о ее игре, признавая ее разносторонность. Брежнев откровенно восторгался.

Девять правительственных наград, Заслуженный артист РСФСР, дважды Народный артист РСФСР и СССР, лауреат трех Сталинских и двух Государственных премий…

В лондонском ежегоднике «Кто есть кто» она входит в десятку лучших актрис второго тысячелетия. В Таганроге перед домом, где прошло детство Раневской, установлен памятник актрисе.

Казалось бы, можно почить на лаврах, но Раневская не получала удовлетворения от наград, потому что испытывала отвращение к новым веяниям в театре и искусстве. Она искала настоящее всю свою творческую жизнь, но так и умерла, не найдя.

Она осталась на старых пленках и в памяти. Не могут бесследно исчезать такие люди, как Фаина Раневская. Биография, цитаты, «ушедшие в люди», остаются жить, привлекая ежегодно новых почитателей.

Старость и одиночество

За исключением некоторых лет, жизнь актрисы не была счастливой. Ее окружали друзья, коллеги, поклонники — и все равно она считала себя глубоко одинокой и бесполезной.

Только ее драгоценный пес Мальчик скрасил последние годы. С ним она испытывала желание жить, ощущала себя нужной.

Фаина Раневская — по ее собственным словам, хулиганка и балагур — с трудом впускала людей в свою личную жизнь. Всегда присутствовало ощущение легкой тайны и недосказанности. Постепенно уходили из жизни друзья и близкие, усугубляя одиночество. Трепетно хранила на своих стенах Фаина Раневская фото дорогих сердцу людей. Все, что осталось в жизни – воспоминания.

Годы брали свое. Болезни и старость разрушали тело. Паспорт она считала несчастьем человека, а возраст – большой личной неприятностью.

Вот и подходит к концу наш очерк: «Фаина Раневская: биография». Дети не родились, муж не появился, нормальная семья не состоялась. Вся жизнь ушла на поиски настоящего искусства, которое в итоге нашлось только в Третьяковской галерее.

Фаина Георгиевна Раневская умерла летом 1984 года, прожив долгую, яркую жизнь. Похоронена рядом с сестрой Беллой на московском Донском кладбище, участок 4.

Личность Раневской была неоднозначной, одиозной и противоречивой. При этом женщина обладала огромным талантом, искрометным юмором, умела служить искусству, быть благодарной и милосердной. По ее собственным словам, она прожила жизнь глупо. По мнению почитателей – ярко и насыщенно. Ее звезда взошла и продолжает сиять на небосклоне по сей день.

www.syl.ru

Фаина Раневская: биография, некролог, цитаты, афоризмы

Годы жизни

родилась 27 августа 1896, умерла 19 июля 1984

Эпитафия

«Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи».
Фаина Раневская

Биография Фаины Раневской

Когда она, девочка из еврейской семьи, дочь фабриканта и владельца парохода, решила стать актрисой, отец сильно рассердился, мол, ты видела, какие актрисы красивые, а ты куда лезешь с таким лицом? Фаю Фельдман тогда это очень обидело и, наперекор родным, она все же исполнила свою мечту, став известной и популярной актрисой — даже с такой, якобы непримечательной внешностью. Изменив лишь имя — на Фаину Раневскую. Рослая, нескладная, она обладала невероятным обаянием, ироничностью и, конечно, талантом, так что биография Фаины Раневской просто не могла сложиться иначе.

 

Когда Раневская приехала в Москву, ее не приняли ни в один театр, ни в одну школу, но она не отступала. Начав с работы в провинциальных театрах, она все же выбилась на большую сцену. Раневская была великой актрисой — невероятно сильной как в комических, так и трагических ролях. Ее участие в любом фильме или спектакле тут же делало их популярными, а роли Раневской — самыми любимыми. Раневскую любила и власть, и народ, цитаты и афоризмы Раневской передавались из уст в уста, превращаясь в байки и анекдоты. Она была и необыкновенно работящей актрисой — проработав в нескольких театрах и выступая почти до самой смерти.

 

Тем временем, несмотря на славу и популярность, судьбу Фаины Раневской нельзя назвать счастливой. До конца своей жизни Раневская так и не вышла замуж, не обзавелась семьей — впрочем, о личной жизни Раневской ровным счетом нечего было сказать. Она отдавала себя друзьям, театру и кино, а также множеству людей, пользующихся ее добротой. Она была совершенно беспомощна в быту, и знакомые нередко вымогали у нее деньги, а на старости лет — и откровенно обкрадывали.

 

За свою жизнь Раневская сыграла в двадцати с лишним фильмах, но, увы, главных ролей было немного. Никто из режиссеров словно не мог оценить мощь ее масштабного таланта или боялся с ним не справиться. В основном это были комедийные роли, хотя в театре Раневская великолепно исполняла драматические роли — например, в спектакле «Дальше — тишина», с которого зрители, впечатлившись игрой Раневской, непременно уходили в слезах. Этот спектакль стал знаковым в биографии Раневской — именно в нем актриса вышла на сцену театра в последний раз.

Причины смерти

Смерть Фаины Раневской наступила 19 июля 1984 года (по другим источникам даты смерти Раневской — 20 июня или 20 июля). Актриса умерла в больнице, причиной смерти Раневской стали перенесенные ею пневмония и инфаркт. Похороны Фаины Раневской начались с гражданской панихиды в Театре имени Моссовета, а завершились похороны Раневской — на Новом Донском кладбище. Актриса была похоронена рядом со своей сестрой Изабеллой.

Свое неповторимое чувство юмора Раневская не теряла никогда

Линия жизни

27 августа 1896 г. День рождения Фаины Георгиевны Раневской.
1915 г. Переезд из Таганрога в Москву.
1920-1924 гг. Работа в «Первом советском театре» в Крыму.
1934 г. Дебют Раневской в кино в фильме «Пышка».
1941-1943 гг. Эвакуация в Ташкент, работа на Ташкентской киностудии.
1943-1949 гг. Работа в Театре драмы.
1949-1955 гг. Работа в Театре имени Моссовета.
1955-1963 гг. Работа в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина.
1963-1984 гг. Работа в Театре имени Моссовета.
19 июля (20 июля или июня) 1984 г. Дата смерти Фаины Раневской.

Памятные места

1. Дом Раневской в Таганроге, где она родилась и где сегодня установлена мемориальная доска памяти Раневской и памятник Раневской.
2. Крымский академический русский драматический театр имени А. М. Горького (бывший Первый советский театр в Крыму), где Раневская работала в 1920–1924 гг.
3. Центральный академический театр Российской армии (бывший Центральный театр Красной Армии), где Раневская работала в 1935–1939 гг.
4. Киностудия «Узбекфильм» (бывшая Ташкентская киностудия), где актриса работала в 1941-1843 гг.
5. Московский академический театр им. В. Маяковского (бывший Театр драмы), где Раневская работала в 1943-1949 гг.
6. Государственный Академический театр имени Моссовета, где Раневская работала в 1949–1955 и 1963–1984 гг.
7. Московский драматический театр имени А. С. Пушкина, где Раневская работала в 1955–1963 гг.
8. Новое Донское кладбище, участок № 4, где похоронена Раневская.

Эпизоды жизни

Фаину Раневскую очень раздражала преследующая ее фраза «Муля, не нервируй меня!», которую ее героиня произносила в фильме «Подкидыш». Дошло до того, что актриса Раневская почти возненавидела эту роль. Когда Брежнев вручал Раневской орден Ленина, то не сдержался и, кривляясь, повторил крылатую фразу. На что Раневская пожала плечами и сделала генсеку замечание: «Леонид Ильич, ко мне так обращаются только невоспитанные уличные мальчишки!» Брежнев смутился: «Извините, просто я вас очень люблю».

 

Раневская никогда не была замечена в бурных романах, хотя слухи о ней, как об актрисе, просто не могли не ходить. Единственным существом, скрасившим ее одиночество, стал пес по имени Мальчик, подобранная ею дворняжка с перебитыми лапами. Мальчик так любил Раневскую, что, когда она уезжала на репетиции, он так выл, что его специально везли на машине в театр, чтобы пес убедился, что хозяйка его не бросила. Пес околел вскоре после смерти Раневской — от тоски.На могиле Раневской установлена фигура маленькой дворняги с грустными глазами — в память о ее любимом существе.

 

Раневскую везли на операцию, и она решила рассмешить медсестер и стала рассказывать анекдоты. От смеха у нее оторвался тромб, ставший причиной смерти актрисы.

 

У Раневской не было семьи, она жила с любимым псом по имени Мальчик

Заветы

«Если у тебя есть человек, которому можно рассказать сны, ты не имеешь права считать себя одиноким…»
«Жизнь — это небольшая прогулка перед вечным сном».

Последнее и единственное интервью Фаины Раневской (1979 г.)

Соболезнования

«Она обладала способностью характерным жестом или поворотом лица прожить целую судьбу. В своих ролях актриса использовала в основном «грим души», подчеркивая остроту характера, владея искусством интонации».
Екатерина Юдина, актриса

 

«Раневская жила в поисках роли себе по плечу, роли, которая смогла бы до дна утолить ее неуемную творческую жажду».
Ростислав Плятт, актер

 

«Поразило меня все — в первую встречу, все. Конечно, прежде всего, ее глаз — это не сыграть, это глаз мудреца, ребенка… Это была очень сложная и одинокая, видимо, жизнь без детей, без семьи, без любви и, главное, без той работы, на которую, уж она-то знала, она способна».
Галина Волчек, режиссер

 

«В какой-то степени она была дитя, потому что она все воспринимала — абсолютно: от этого случались конфликты, от этого с ней было сложно, от этого она была поразительно интересна. Удивительной мощности шекспировский характер, она была не нашенская, ей было удивительно тесно жить в этом мире».
Анатолий Адоскин, актер

 

«Я прекрасно ее знал, мы жили в одном доме. Есть люди, которые шутят, вымучивают шутки, есть люди, которые все время должны острить. Она никогда не острила, она так мыслила, потому что она была штучная».
Александр Ширвиндт, актер

Ссылки

Страница Фаины Раневской в «Википедии»
Страница Фаины Раневской на сайте IMDB
Сайт, посвященный Фаине Раневской

 

Также может быть полезно:

epitafii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *