Значение биологии в медицине. Связь биологии с медициной

Медицина XXI века практически полностью основана на достижениях биологии. Группы ученых, которые занимаются такими отраслями науки, как генетика, молекулярная биология, иммунология, биотехнология, вносят свой вклад в развитие современных методов борьбы с заболеваниями. Это и доказывает связь биологии с медициной.

Биология играет большую роль в развитии медицины

Современные биологические открытия позволяют человечеству выйти на принципиально новый уровень в развитии медицины. Например, японские ученые смогли выделить и размножить естественным путем стволовые клетки, полученные из тканей обычного среднестатистического мужчины. Подобные открытия, несомненно, могут повлиять на медицину будущего.

Экспериментальная биология и медицина тесно связаны. Из отраслей биологии это касается не только генетики, молекулярной биологии или биотехнологии, но и таких фундаментальных направлений как ботаника, физиология растений, зоология и, конечно же, анатомия и физиология человека. Глубокие исследования новых видов растений и животных могут дать толчок к открытию безвредных, природных способов борьбы с заболеваниями. Открытия в области анатомии и физиологии способны привести к качественному улучшению процесса лечения, реабилитации или проведения операций.

Проблемы медицины

Современный уровень медицины принципиально отличается от такового, существовавшего 20-30 лет назад. Уменьшилось число детской смертности, увеличился период продолжительности жизни. Но все же сегодня некоторые вопросы не под силу решить даже лучшим врачам.

Возможно, главной проблемой современной медицины является финансирование. Открытие новых препаратов, создание протезов, выращивание органов и тканей – все это требует фантастических затрат. Эта проблема касается и самих пациентов. Большинство сложных хирургических операций требует крупную сумму денег, а некоторые препараты забирают практически всю месячную зарплату. Развитие биологии и открытия во многих ее областях может привести к качественному скачку в медицине, которая станет дешевле, но вместе с тем и совершеннее.

Фундаментальная медицина и биология

Значение биологии в медицине нельзя переоценить: простейшие операции требуют высоких умений в области практической анатомии. Знать строение человека, функции органов, расположение каждого сосуда и нерва – все это является неотъемлемой частью обучения в любом медицинском университете.

Хирургия – это лишь одно из направлений современной медицины. Благодаря многочисленным открытиям в области биологии, человек может получить специализированное и профессиональное лечение. Врач-хирург с помощью новейшего оборудования способен провести высокоуровневые операции, в том числе трансплантации органов и тканей. Уже в 2009 годы была проведена первая операция по пересадке сердца и почки. Все это было достигнуто с помощью открытий ученых-биологов, поэтому роль биологии в медицине неоспорима.

Генетика в медицине

Большое значение биологии в медицине также связано с изучением наследственных заболеваний человека. Изучая передачу генов из поколения в поколение, ученые смогли открыть ряд генетических заболеваний. Сюда же относят и наиболее опасные из них: синдом Дауна, муковисцидоз, гемофилию.

Сегодня стало возможным предсказать появление генетических заболеваний у ребенка. Если некая пара хочет проанализировать, возможно ли появление подобных болезней у их детей, они могут обратиться в специальные клиники. Там, изучив генеалогическое древо родителей, могут высчитать процент появления отклонений у малыша.

Секвенирование генома человека

Прочитать геном человека – одна из важнейших задач современной биологии. Она была решена уже к 2008 году, однако свойства этого генома окончательно не изучены. Предполагается, что в будущем можно будет перейти на персональную медицину с использованием индивидуального паспорта генома человека. Почему так важно узнать генетическую последовательность?

Каждый человек – это индивидуальный организм. Препарат, который способен вылечить заболевание у одного человека, может вызвать побочное воздействие у другого. Сегодня врачи не могут точно предугадать, возникнут ли негативные последствия при воздействии того или иного антибиотика, лекарства. Если геном каждого человека полностью расшифруют, курс лечения будет подобран индивидуально для каждого пациента. Это не только повысит эффективность терапии, но и поможет избежать побочного воздействия препаратов.

Секвенирование генома бактерий, растений и животных уже сегодня приносит свои плоды. Современные ученые-биологи способны использовать гены других организмов в собственных целях. Здесь роль биологии в медицине обусловлена тем, что полезные для человека гены могут помочь при лечении множества заболеваний. Так, бактерии, синтезирующие природный инсулин, уже не выдумка. Более того, производство инсулина проводится в промышленных масштабах на специальных фабриках, где бактерии специально культивируются, а их штаммы используются для получения нужного гормона. В итоге человек, который болен сахарным диабетом, может поддерживать нормальную жизнедеятельность.

Биотехнологии – будущее медицины

Биотехнология – это молодая и вместе с тем одна из важнейших отраслей биологии. На современном этапе развития медицины уже открыто множество способов борьбы с заболеваниями. Среди них — антибиотики, лекарственные препараты животного и растительного происхождения, химические препараты, вакцины. Однако существует проблема, при которой с течением времени эффективность некоторых антибиотиков и лекарств уменьшается. Связано это с тем, что микроорганизмы, особенно бактерии и вирусы, постоянно мутируют, приспосабливаясь к новым методам борьбы с препаратами.

Биотехнологии в будущем позволят изменять структуру веществ, создавая новые виды медикаментов. К примеру, можно будет осуществить конформационное изменение молекулы пенициллина, в результате чего мы получим другое вещество с теми же свойствами.

Опухолевые заболевания – это острая проблема современной медицины. Борьба с раковыми клетками является целью первостепенной важности для ученых по всему миру. На сегодняшний день известны такие вещества, которые способны подавлять развитие опухоли. К ним относятся блеомицин и антрациклин. Однако главная проблема состоит в том, что использование таких препаратов может привести к нарушению и остановке работы сердца. Считается, что изменение строения блеомицина и антрациклина избавит от нежелательного воздействия на организм человека. Это только подтверждает большое значение биологии в медицине.

Использование стволовых клеток

Сегодня многие ученые считают, что стволовые клетки – это путь к вечной молодости. Связано это с их специфическими свойствами.

Стволовые клетки способны дифференцироваться абсолютно в любые клетки и ткани организма. Они могут дать начало клеткам крови, нервным клеткам, костным и мышечным клеткам. Зародыш человека полностью состоит из стволовых клеток, что объясняется необходимостью в постоянном делении и построении систем органов и тканей. С возрастом количество стволовых клеток в организме человека уменьшается, что является одной из причин старения.

При трансплантации органов и тканей существует проблема отторжения чужеродных клеток организмом. Это может привести порой к летальному исходу. Чтобы избежать подобной ситуации, ученые сделали попытку выращивания органов из стволовых клеток человека. Такой способ открывает огромные перспективы для трансплантологии, т. к. органы, синтезированные из клеток пациента, не будут отторгаться его организмом.

Биология в современной медицине

Качественное лечение заболеваний напрямую зависит от достижений в области биологии. Огромное значение биологии в медицине также объясняется тем, что современные отрасли науки направлены на совершенствование методов борьбы с болезнями человека. Уже в недалеком будущем человек сможет вылечиться от рака, СПИДа, диабета. Генетические заболевания можно будет обойти еще в младенчестве, а создание идеального человека уже не будет выдумкой.

fb.ru

Значение биологии для медицины, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства

Значение биологии как науки исключительно велико, так как познание исторического развития органического мира, закономерностей в строении и функционировании живых систем разных рангов, их взаимосвязей, устойчивости и динамичности играет важнейшую роль в формировании материалистического мировоззрения, составлении научной картины мира.

Кроме того, биология способствует решению жизненно важных практических задач.

Теоретические достижения биологии широко применяются в медицине. Именно успехи и открытия в биологии определяют современный уровень медицинской науки. Так данные генетики позволили разрабатывать методы ранней диагностики, лечения и профилактики наследственных болезней человека. Селекция микроорганизмов позволяет получать ферменты, витамины, гормоны, необходимые для лечения ряда заболеваний. Развитие генной инженерии открывает широкие перспективы для производства биологически активных соединений и лекарственных веществ. Так, например, с помощью методов генной инженерии был получен ген гормона инсулина и затем встроен в геном кишечной палочки. Такой штамм кишечной палочки способен синтезировать человеческий инсулин, используемый для лечения сахарного диабета. Подобным образом в настоящее время получают соматотропин (гормон роста) и другие гормоны человека, интерферон, иммуногенные препараты и вакцины.

Знание закономерностей размножения и распространения вирусов, болезнетворных бактерий, простейших, червей необходимо для борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями человека и животных.

Общебиологические закономерности используются при решении самых разных вопросов во многих отраслях народного хозяйства. Быстрые темпы роста населения планеты, постоянное уменьшение территорий, занятых сельскохозяйственным производством, привели к глобальной проблеме современности — производству продуктов питания. Эту задачу способны решать такие науки, как растениеводство и животноводство, базирующиеся на достижениях генетики и селекции. Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости можно создавать высокопродуктивные сорта культурных растений и пород домашних животных, что позволит интенсивно вести сельскохозяйственное производство и удовлетворить потребности населения планеты в пищевых ресурсах.

Биологические знания помогают в борьбе с вредителями и болезнями культурных растений, паразитами животных. Они играют важную роль в совершенствовании лесного и рыбного хозяйства, звероводства.

Использование в промышленности, машиностроении, кораблестроении принципов организации живых существ (бионика) приносит в настоящее время и даст в будущем значительный экономический эффект.

Решению таких важных проблем современности, как охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, помогает экология. Она предусматривает выявление и устранение отрицательных последствий воздействия человека на природу (загрязнение среды многочисленными вредными веществами), определение режимов рационального использования резервов биосферы. Актуальной задачей экологии является обеспечение сохранности биосферы и способности природы к самовоспроизведению.

jbio.ru

конспект урока «Биология как наука» 5 класс

План – конспект урока: «Биология как наука»

Образовательные задачи:

  • продолжить формирование представлений о царствах живой природы;

  • сформировать первоначальные представления о многообразии растительного мира;

  • познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности.

Развивающие задачи:

  • развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся;

  • развивать интерес к биологическим знаниям;

  • формировать умение применять знания в решении учебных и жизненных задач.

Воспитательные задачи:

  • формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения растений, бактерий и грибов в природе и жизни человека;

  • создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.

Форма организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная.

Тип урока: вводный урок.

Методы обучения: словесные, наглядные и практические.

Оформление и оборудование: материалы к уроку размещены на стенде, гербарии растений, таблицы с изображением царств живой природы.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Вы окончили начальную школу, стали на год взрослее, и мы с вами переходим к изучению очень важного в жизни каждого человека предмета – биологии. Изучение любой науки, в том числе и биологии, это процесс, который лишь однажды начинается, и затем продолжается постоянно. «Нет ничего более изобретательного, чем природа. Нет ничего более упорядоченного, чем природа», — сказал Марк Туллий Цицерон.

Не случайно слова «ученик» и «учёный» — однокоренные. Мы будем проводить учебные исследования, использовать методы биологической науки, освоим еще один иностранный язык, который является международным официальным языком медицины и биологии и, возможно, кто-то из вас в будущем выберет себе профессию, связанную с биологией. На каждом занятии нам потребуется знание ещё одного языка – латыни. Ведь все биологические термины имеют греко-латинскую основу.

Даются основные рекомендации работы с учебником, ведением тетрадей.

Проводится инструктаж по правилам техники безопасности в кабинете биологии и при выполнении лабораторных и практических работ.

  1. Изучение нового материала.

Познакомимся с первым термином. В переводе на русский язык «биос» означает «жизнь», «логос» — «наука». Дайте определение науки. Жизненная наука… Я с вами согласна: биология – жизненно важная для каждого человека наука. Постараемся всё-таки дать научное определение. Совершенно верно. Биология – наука о живой природе. Зная предмет изучения биологии, постарайтесь сформулировать наши цель и задачи. Ребята! Вами названо много задач, часть из них мы будем решать в течение всего курса биологии. Целью урока будет знакомство с предметом биологии. Обобщим всё сказанное вами: мы должны будем узнать, что изучает биология.

Итак, биология как наука о живой природе зародилась еще в античные времена, то есть до начала нашей эры. Биология изучает строение, химический состав, процессы жизнедеятельности живых организмов, их сообщества, связи с окружающей средой, то есть исследует различные проявления жизни.

Среди различных биологических наук одними из первых, более 2000 лет назад, возникли науки, изучающие растения – ботаника и животных – зоология. Грибы изучает наука – микология, а микробиология изучает микроорганизмы. Успехи в развитии биологии со временем обусловили возникновение различных ее направлений, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

Каждый организм обитает в определенной среде. Среда обитания – это часть природы, окружающая живые организмы, с которой они взаимодействуют. Вокруг нас существует множество живых организмов. Это — растения, животные, грибы, бактерии. Каждую из этих групп изучает отдельная биологическая наука:

Бактериология – бактерии.

Вирусология – вирусы.

Цитология – строение клеток.

Анатомия – строение организмов.

Физиология – жизненные функции организмов.

Экология – взаимосвязи организмов между собой и окружающей средой.

В наше время перед человечеством особенно остро встают такие общие проблемы, как охрана здоровья, обеспечение продовольствием и сохранение разнообразия организмов на нашей планете. Биология, исследования которой направлены на решение этих и других вопросов, тесно взаимодействует с медициной, с/х, промышленностью, в частности пищевой и легкой.

Вы все знаете, что, заболев, человек использует лекарства. Большинство лекарственных веществ получают из растений или продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Например, жизнь сотен миллионов людей сохранило применение антибиотиков. Их вырабатывают определенные виды грибов и бактерий. Антибиотики убивают возбудителей многих опасных заболеваний человека и животных.

Биология играет важную роль и в обеспечении человечества продовольствием. Ученые создают новые высокоурожайные сорта растений и породы животных, что позволяет получать больше продуктов питания. Исследования биологов направлены на сохранение и повышение плодородия почв, что обеспечивает высокие урожаи. Живые организмы широко используются и в промышленности. Например, простоквашу, кефир, сыры человек получает благодаря деятельности определенных видов бактерий и грибов.

Однако активная и часто непродуманная хозяйственная деятельность человека привела к значительному загрязнению окружающей среды веществами, вредными для всего живого, к уничтожению лесов, целинных степей, водоемов. За последние столетия исчезли тысячи видов животных, растений, грибов, а десятки тысяч находятся на грани вымирания. А ведь исчезновение даже одного какого – нибудь вида организмов означает безвозвратную потерю для биологического разнообразия нашей планеты. Поэтому ученые создают списки видов растений, животных и грибов, нуждающихся в охране (так называемые Красные книги), а также выделяют территории, где эти виды взяты под охрану (заповедники, национальные природные парки).

Таким образом, биология – наука, призванная своими исследованиями убедить людей в необходимости бережного отношения к природе, соблюдения ее законов. Поэтому ее считают наукой будущего.

  1. Закрепление изученного материала.

Что такое биология?

Что она изучает?

С какими биологическими науками мы с вами сегодня познакомились? Что они изучают?

Какова роль биологии в жизни человека?

Какую роль играет биология в охране окружающей среды?

  1. Домашнее задание.

Параграф 1, выучить термины. Найти по одному представителю животного и растения, занесенного в Красную книгу Крыма.

infourok.ru

Статья по биологии (5 класс) на тему: ФГОС: от идей к практике преподавания биологии в 5 классе

ФГОС: от идей к практике преподавания биологии в 5 классе

«Посредственный учитель излагает.

 Хороший учитель объясняет.

 Выдающийся учитель показывает.

 Великий учитель вдохновляет».

Уильям Уорд

      Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

       В настоящее время биологическое образование, помимо традиционных функций — обучающей, развивающей и воспитательной, выполняет такие важные методологические функции, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая.

  1. Мировоззренческая функция биологического образования связана с формированием у учащихся научного мировоззрения как системы взглядов, отношений, идеалов и убеждений, определяющих направление и характер деятельности в реальной действительности.
  2. Культуротворческая функция биологического образования заключается в формировании у школьников культуры, в том числе ее экологической составляющей, посредством передачи социального опыта и культуры человечества в сфере взаимодействия с природой и окружающей

средой.

  1.  Интегративная функция биологического образования проявляется в усилении синтеза и интеграции естественно — научных и гуманитарных, биологических и экологических знаний. Она находит отражение также в повышении наукоёмкости и культуроемкости содержания биологического образования.

Ведущими принципами отбора содержания базового общеобразовательного курса биологии являются следующие:

— культуросообразность;

— ценностная направленность;

— экологизация.

     Ведущими при отборе содержания профильного общеобразовательного курса биологии выступают следующие принципы:

— фундаментальность;

— профессиональная направленность;

— связь теории с практикой.

     Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Нормативными документами, определяющими содержание общего образования, являются: Государственный образовательный стандарт, базисный учебный план, учебные программы.

В целях обеспечения единого образовательного пространства в системе Российского школьного образования разработан ряд федеральных документов.

       Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

       Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование – это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно дает представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.

      В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

     В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественно-научной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

      Построение  учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

       Содержание курса направлено на формирование универсальных  учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность. Основу которой составляют такие учебные действия, как увидеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, доказывать, защищать свои идеи. Учащиеся  включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

       Мною рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно- методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника. Учебное содержание курса биологии включает: Бактерии, грибы, растения. 35 часов. 1 час в неделю.

       В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

         Изучение биологии по программе предпологает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы. экскурсии, демонстрационные опыты. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность. Мышление, обучать прёмам самостоятельной учебной деятельности. Способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения остаётся урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию, структуру уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Предлагаю  рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. В чём отличие дидактических требований к этим урокам? Что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся?

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

 Организация  деятельности учеников на уроке происходит  через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов.

 Сравнивая деятельность учителя при организации учебного процесса в традиционной и современной школе приходим к выводу, что меняется роль учителя на уроке – он теперь не основной источник знаний на уроках, а он теперь организатор учебной деятельности, главная цель которого обеспечить индивидуальную траекторию развития каждого ученика. Лексикон учителя обогащается следующими формулировками:  проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т.д. Очевидно, что при такой организации учебного процесса приоритетными  становятся групповая и индивидуальная формы работы. Именно эти формы должны превалировать над фронтальной работой. Хотя, безусловно, фронтальная работа тоже необходима, но не более чем в 40% случаев в течение урока.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
 Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
 Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

1.Организационный момент.

Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)

II. Актуализация знаний.

Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи.

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог

IV. «Открытие нового знания»

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.

Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов.

V. Первичное закрепление.

В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с  комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

Самоанализ и самоконтроль

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить — всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII.  Включение нового знания в систему знаний и повторение.

При повторении ранее изученного материала используются

игровые элементы — сказочные персонажи, соревнования.

Это создаёт положительный эмоциональный фон,

способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности. Итог урока.

соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности. Ученик сам заполняет лист самооценки и если он её завышает, а тест показал обратное, то это предмет для разговора.

Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может менять в зависимости от типов урока

Урок – исследования (урок творчества)

Структура урока-исследования может быть следующей:

I. Актуализация знаний.

1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

II. Операционно-исполнительский этап.

2.1. Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы исследования;

2.2. Определите темы исследования.

2.3. Формулирование цели исследования.

2.4. Выдвижение гипотезы.

2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.

2.6. Составление плана исследования.

2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

III. Оценочно-рефлексивный этап

3.1. Интерпретация полученных данных.

3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.

3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС  К  СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

  • Ученик должен удерживать цель  в течение всего урока.
  • В ходе самооценки ученик  должен чётко знать, за что ставится «5»,  за что «4» и т.д.
  • Обязательный тип заданий на каждом уроке – исследовательская деятельность ребёнка (маркировка, группировка, подведение под понятие и т.д.).
  • На каждом уроке должны применяться информационно – коммуникационные технологии: как  инструмент деятельности учителя, как инструмент формирования УУД, как источник информации.
  • Большая часть урока должна отводиться самостоятельной работе учащихся. Но для её выполнения учитель должен грамотно сконструировать урок. Для успешной самостоятельной работы  учитель обязан дать подробную инструкцию,  задать пошаговый алгоритм в виде опорного конспекта, показать образец решения, несколько раз повторить, т. е обеспечить ребёнку усвоение. А затем учитель выступает лишь в роли консультанта, освобождает место ученику для приобретения его собственного опыта. У хорошего учителя должен быть лёгкий шумок на уроке.
  • На каждом этапе повторяется тема урока, возвращаемся к цели.  
  • На каждом уроке должна присутствовать коллективная работа уч-ся. Многие цели решаются в ходе этой работы, но главная — заставить детей говорить, проговаривать, учить общению и сотрудничеству.
  • На каждом уроке должна быть самооценка и рефлексия. Ученик сам заполняет лист самооценки и если он её завышает, а тест показал обратное, то это предмет для разговора.

Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности  (обязательный тип занятий):

— эксперименты;

— маркировка,

—  группировка,

— классификация,

— сопоставление.

Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской и социальной деятельности:

— «Пишем Красную книгу»,

— «Благоустраиваем школьный двор»,

— «Делаем подарок».

     Обучение по новым образовательным стандартам также предусматривает внеурочную деятельность. Система внеурочных занятий должна быть направлена на воспитание в учениках этических, моральных, общественных принципов. Особое место принадлежит духовному развитию ребенка, а также обучению основ здравоохранения, экологии, физического развития, культуроведения. На этом этапе очень важно наладить взаимодействие в системе родители-ребенок-школа, поскольку привитие общественных нравов, семейных ценностей должно иметь поддержку родителей. Внеурочная деятельность может найти свое отображение в организации различных кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что безусловно способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта. Также работа в группах способствует умению сотрудничать, принимать коллективные решение, искать компромиссы и достойно избегать конфликтных ситуаций, учит взаимоуважению и ответственности.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов№

Доклад на тему:

«ФГОС: от идей к практике преподавания биологии в 5 классе»

Подготовила:

Булыгина Т.В.,

учитель биологии

МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»

Губкин 2013

nsportal.ru

сообщение об использовании биологических знаний в жизни человека 5 класс

По мере ознакомления со статьями Вы получите представление о некоторых практических применениях биологических знаний — об использовании их в медицине и здравоохранении, в сельском хозяйстве и охране природы и т. п. Кроме того, изучение биологии имеет и эстетическую ценность. Нельзя ожидать, что человек выучит все или хотя бы многие названия и признаки огромного множества разнообразных растений и животных, однако, зная строение и жизненные отправления основных типов организмов, он получит значительно больше удовольствия от прогулки по лесу или поездки на берег моря. Обычно горожанин видит лишь небольшой уголок обширной панорамы животного и растительного мира — ведь очень многие организмы обитают в местах, где их не так просто наблюдать, например в море или таких областях суши, до которых трудно добраться. Экскурсии в ботанические сады, зоопарки, аквариумы и музеи помогут получить некоторое представление о громадном разнообразии живых организмов.Невозможно описывать разнообразные формы жизни, не упоминая об их местообитаниях. Это подводит нас к одной из основных общих концепций биологии — к представлению о том, что организмы, населяющие данную местность, находятся в тесных взаимоотношениях между собой и с окружающей средой. Изучение этих взаимоотношений чрезвычайно важно.Современные организмы более или менее тесно связаны между собой эволюционным родством. При рассмотрении каждой из основных форм жизни касающиеся ее факты будет легче понять и запомнить, если мы попытаемся найти для нее надлежащее место в сложном переплетении ткани живой природы. При обсуждении биологических законов мы сосредоточим внимание преимущественно на человеке, чтобы показать его истинное место в мире живого. Ведь только по его собственному, несколько пристрастному мнению он стоит в центре Вселенной, тогда как другие животные и растения существуют лишь для того, чтобы служить ему. По численности, величине, силе, выносливости и способности к приспособлению он уступает многим животным, а пытаясь приспособиться к окружающим условиям (что, как мы увидим, можно считать самым важным биологическим атрибутом всякого живого организма), он часто терпит неудачу. Тем не менее при изучении основ общей биологии целесообразнее и интереснее избрать в качестве основного объекта человека.

shpora.org

сообщение об использовании биологических знаний в жизни человека 5 класс

По мере ознакомления со статьями Вы получите представление о некоторых практических применениях биологических знаний — об использовании их в медицине и здравоохранении, в сельском хозяйстве и охране природы и т. п. Кроме того, изучение биологии имеет и эстетическую ценность. Нельзя ожидать, что человек выучит все или хотя бы многие названия и признаки огромного множества разнообразных растений и животных, однако, зная строение и жизненные отправления основных типов организмов, он получит значительно больше удовольствия от прогулки по лесу или поездки на берег моря. Обычно горожанин видит лишь небольшой уголок обширной панорамы животного и растительного мира — ведь очень многие организмы обитают в местах, где их не так просто наблюдать, например в море или таких областях суши, до которых трудно добраться. Экскурсии в ботанические сады, зоопарки, аквариумы и музеи помогут получить некоторое представление о громадном разнообразии живых организмов.Невозможно описывать разнообразные формы жизни, не упоминая об их местообитаниях. Это подводит нас к одной из основных общих концепций биологии — к представлению о том, что организмы, населяющие данную местность, находятся в тесных взаимоотношениях между собой и с окружающей средой. Изучение этих взаимоотношений чрезвычайно важно.Современные организмы более или менее тесно связаны между собой эволюционным родством. При рассмотрении каждой из основных форм жизни касающиеся ее факты будет легче понять и запомнить, если мы попытаемся найти для нее надлежащее место в сложном переплетении ткани живой природы. При обсуждении биологических законов мы сосредоточим внимание преимущественно на человеке, чтобы показать его истинное место в мире живого. Ведь только по его собственному, несколько пристрастному мнению он стоит в центре Вселенной, тогда как другие животные и растения существуют лишь для того, чтобы служить ему. По численности, величине, силе, выносливости и способности к приспособлению он уступает многим животным, а пытаясь приспособиться к окружающим условиям (что, как мы увидим, можно считать самым важным биологическим атрибутом всякого живого организма), он часто терпит неудачу. Тем не менее при изучении основ общей биологии целесообразнее и интереснее избрать в качестве основного объекта человека.

otvetytut.com

Параграф 1. Биология — наука о живой природе

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык

resheba.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *