Презентация «Первая российская революция. Реформы политической системы» 9 класс

Первая российская революция. Реформы политической системы.

Причины революции
  • Самодержавие;
  • Отказ от предоставления политических свобод;
  • Малоземелье крестьян;
  • Низкая заработная плата;
  • Плохое материальное положение;
  • Поражение в русско-японской войне.
Начало революции 3 января 1905 г. – забастовка на Путиловском заводе. План организации мирного шествия к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих.

Г.А. Гапон

Петиция – коллективное письменное обращение к властям. Нет больше сил, государь. Настал предел терпенью. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук… Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой… 1) Немедленной освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки. 2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии. 3) Общее и обязательное народное образование на государственный счет. 4) Ответственность министров перед народом… 5) Равенство перед законом всех без исключения… Кровавое воскресение 9 января 1905 года.

Гапон

Развитие революции — 1905 г. – поражение русской армии под Мукденом и Цусимском проливе.
  • Первые первомайские стачки рабочих.
  • Движение охватило Орловскую, Курскую губернии, Поволжье, Польшу, Украину, Белоруссию.
  • Возникаю крестьянские комитеты.
  • — июнь 1905 г. – восстание матросов на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»
Всероссийская октябрьская стачка. Осень 1905 г. – центр революционного движения – Москва. Стачка стала общероссийской. (2 млн рабочих). Манифест 17 октября Высочайший Манифест Об усовершенствовании государственного порядка (Октябрьский манифест) — законодательный акт Верховной Власти Российской империи. 1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собрания и союзов. 1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собрания и союзов. 2) Не устанавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку; и 3) Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий, поставленных от Нас властей.
  • Русское собрание
  • Монархическая партия
  • Союз русского народа
  • Русский народный союз имени Михаила Архангела

Формирование монархических партий.

  • сохранение самодержавия, православия, народности.
  • Русский народ неспособен на социальную вражду.
  • Антисемитизм

Формирование монархических партий.

Формирование либеральных партий

Кадеты

Октябристы

Декабрьское вооруженное восстание — Подготовка к вооружённому восстанию
  • Начало декабря 1905 г. – всеобщая политическая забастовка.
  • 10 декабря 1905 г. – забастовка переросла в вооруженное восстание.
  • 19 декабря 1905 г. – восстание было прекращено.
Основные законы 1906 г. 11 декабря 1905 г. – указ о выборах в Государственную думу. Основные законы 1906 г. 23 апреля 1906 г. – Основные законы Российской империи, из ко­то­рых изъ­ято опре­де­ле­ние вла­сти царя как неогра­ни­чен­ной. 27 ап­ре­ля 1906 г. от­кры­лась I Го­су­дар­ствен­ная дума, в ко­то­рой боль­шин­ство имели ка­де­ты. 9 июля того же года Дума рас­пу­ще­на. 20 фев­ра­ля 1907 г. со­зва­на II Го­су­дар­ствен­ная дума, левая по со­ста­ву. Через три с по­ло­ви­ной ме­ся­ца – 3 июня – она рас­пу­ще­на. I Го­су­дар­ствен­ная дума Основные вопросы:
  • аграрный,
  • программа демократизации России.
  • Распущена 9 июля 1906 года.
II Го­су­дар­ствен­ная дума Основные вопросы:
  • аграрный,
  • налогообложение,
  • политические свободы.
  • Распущена, под предлогом подготовки государственного переворота.
Итоги революции Итоги ре­во­лю­ции про­ти­во­ре­чи­вы. Она за­ста­ви­ла власть осу­ще­ствить ряд неот­лож­ных пре­об­ра­зо­ва­ний: — со­здать за­ко­но­да­тель­ный пред­ста­ви­тель­ный орган – Го­су­дар­ствен­ную думу, — га­ран­ти­ро­вать фун­да­мен­таль­ные по­ли­ти­че­ские сво­бо­ды, — пе­ре­смот­реть «Ос­нов­ные за­ко­ны им­пе­рии», — раз­ре­шить ле­галь­ную де­я­тель­ность по­ли­ти­че­ских пар­тий, проф­со­ю­зов, прес­сы, — от­ме­нить вы­куп­ные пла­те­жи, — со­кра­тить про­дол­жи­тель­ность ра­бо­че­го дня. Вывод Самые слож­ные во­про­сы оста­ва­лись нере­шен­ны­ми. Власть была вы­нуж­де­на при­слу­шать­ся к мне­нию об­ще­ства, но про­дол­жа­ла вос­при­ни­мать его как до­куч­ли­во­го про­си­те­ля. Об­ще­ство в лице оп­по­зи­ци­он­ных пар­тий, в свою оче­редь, оста­лось при своем – на­сто­ро­жен­ном и недо­воль­ном – от­но­ше­нии к вла­сти,

§5 ,вопросы после параграфа устно.

Выучить понятия и определения.

Домашнее задание

uchitelya.com

История России. Тест «Первая российская революция. Реформы политической системы. 9 класс

Тест «Первая российская революция. Реформы политической системы».

1 вариант.

А 1. 27 апреля 1906 г. произошло событие

  1. «Кровавое воскресенье»

  2. Издание Манифеста 17 октября

  3. Созыв Государственной Думы

  4. Опубликование нового положения о выборах в Государственную Думу

А 2.Поводом к началу революции 1905 г. послужило

  1. стачка в Иваново-Вознесенске

  2. восстание на броненосце «Потемкин»

  3. демонстрация к Зимнему дворцу в Петербурге

  4. восстание в Москве

А3. Русские либералы начала 20 в. выступал за

  1. эволюционное развитие России, последовательные реформы

  2. немедленное устранение династии Романовых в ходе военного переворота

  3. широкую народную революцию, диктатуру буржуазии и пролетариата

  4. восстановление и укрепление самодержавия , православия, народность

А 4. Когда был принят закон о выборах в 1 Государственную думу?

  1. 11 декабря 1905 г.

  2. 12 февраля 1906 г.

  3. 15 марта 1907 г.

  4. 3 июня 1907 г

А 5. Какая власть после созыва 1 Государственной Думы была законодательной в России?

  1. Императорская власть

  2. Государственная дума

  3. Государственный совет

  4. Осуществлялась всеми тремя вместе

А 6. Что стало поводом к роспуску 2 Государственной думы?

  1. начало Русско- японской войны

  2. начало Всеобщей всероссийской политической стачки

  3. обвинение социал- демократов в заговоре против самодержавия

  4. радикальный проект трудовиков: немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю

А 7.Какой первый законопроект был вынесен царским правительством на обсуждении 1 Государственной думы

  1. об аграрной реформе в стране

  2. об установлении 8-часового рабочего дня на фабриках и заводах

  3. об образовании прачечной для канцелярских сторожей в г. Юрьеве

  4. об ответственности министров перед народом

А8. К чему привела первая российская революция?

  1. к уничтожению самодержавия

  2. к ликвидации общины

  3. к созданию представительных законодательных органов власти

  4. к предоставлению независимости Польше и Финляндии

В 1. Расположите в хронологической последовательности

  1. восстание на броненосце Черноморского флота «Потемкин»

  2. роспуск 2 Думы

  3. всероссийская политическая стачка

  4. подписание Манифеста о даровании демократических свобод

В 2. Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и родом их деятельности

А) В. М. Пуришкевич

Б) П.Н. Милюков

В) С.Ю. Витте

Г) Г.А. Гапон

1) инициатор создания Союза русского народа

2) Председатель Комитета министров (с 1905 Совета министров)

3) принадлежит идея подать петицию царю

4)выдающийся ученый — историк

В 3. Запишите пропущенный термин, которому дано определение

_________________ -группировка внутри политической партии или в парламенте со своими взглядами, отличающимися от основных установок партии в целом.

Тест «Первая российская революция. Реформы политической системы.

2 вариант.

А 1) Что было задачей первой российской революции?

  1. уменьшение военных расходов в стране

  2. ликвидация крепостного права

  3. отмена позорных статей Парижского мира

  4. ликвидация помещичьего землевладения и наделение крестьян землей

А 2) Первый Совет рабочих уполномоченных возник в ходе

  1. восстания на броненосце « Потемкин»

  2. Московского вооруженного восстания

  3. восстания моряков в Свеаборге

  4. стачки рабочих в Иваново — Вознесенске

А 3) Для либеральных партий, возникших в России в 1905 г., были характерны требования

  1. демократических свобод, введение принципа разделения властей и решение земельного вопроса путем частичного отчуждения помещичьих земель

  2. сохранение «общинного» существования и основ самодержавного строя, решение рабочего вопроса путем создания системы социального страхования

  3. демократических свобод, уничтожения самодержавного строя, национализация земли

  4. демократических свобод, ликвидации самодержавия и социализации земли

А 4) Результатом революции 1905- 1907 г. было

  1. создание конституционной монархии

  2. создание Государственной думы

  3. ликвидация помещичьего землевладения

  4. расширение прав национальностей, проживающих на территории Российской империи

А 5) Какая политическая партия внесла на рассмотрение 2 Государственной думы проект муниципализации земли

  1. социал – демократы (меньшевики)

  2. эсеры

  3. трудовики

  4. кадеты

А 6) После создания Государственной думы законы утверждались

  1. Государственной думой

  2. Царем

  3. Государственной думой, Государственным советом и царем

А 7) 9 июля 1906 г. 1 Государственная дума была распущена под предлогом, того что депутаты

  1. « уклонились в не принадлежащую им область

  2. «оскорбили председателя Совета министров»

  3. « отказались проголосовать за введение военно — полевых судов

  4. « отказались проголосовать за введение свободы вероисповедания»

А 8) Кто был председателем 2 Государственной думы?

  1. Ф. А. Головин

  2. А.И. Гучков

  3. С.А. Муромцев

  4. М.В. Родзянко

В 1. Расположите события в хронологической последовательности

  1. Всеобщая стачка рабочих в Иваново – Вознесенске

  2. Николай 2 утвердил Основные законы Российской империи в новой редакции

  3. Создание объединенного коллегиального правительства — Совета министров

  4. Вооруженное восстание в Москве

В 2. Установите соответствие между фамилиями политических деятелей и родом их

А) А. И.Гучков

Б) Николай 2

В) В.Н. Коковцев

Г) С.А. Муромцев

1) убежденный сторонник самодержавной власти

2) председатель 1 Государственной думы

3) инициатор создания партии « 17 Октября»

4) преемник С.Ю. Витте на посту министра финансов

В3 .Запишите пропущенный термин, которому дано определение

_______________________ -идеология и политика нетерпимости по отношению к евреям.

Тест «Первая российская революция. Реформы политической системы.

Ключи.

1 вариант.

А1-3

А2-3

А3-1

А4-1

А5-4

А6-3

А7-3

А8 -3

В1-1 3 4 2

В2 –

А1

Б4

В2

Г3

В3 –фракция

2 вариант.

А1 -4

А2-4

А3- 1

А4-2

А5- 1

А6- 3

А7-1

А8-1

В1- 1 3 4 2

В2 –

А3

Б1

В4

Г2

В3- антисемитизм

infourok.ru

Конспект урока по истории «Первая российская революция. Реформы политической системы» (9 класс)

Цели урока:

-познакомить учащихся с причинами, основными событиями и результатами первой российской революции;

-выработка умений самостоятельной работы с текстом;

-способствовать развитию аналитического мышления учащихся.

Основные понятия:

антисемитизм, петиция, трудовики, Государственная дума, кадеты, октябристы.

Оборудование: карта «Революция 1905-1907 гг. в России».

План изучения новой темы:

1. Причины первой российской революции,

2. Основные события первой российской революции.

3. Результаты первой российской революции.

(План записан на доске).

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель отмечает отсутствующих

Учащиеся дают устные ответы.

Изучение новой темы. 1. Причины революции (работа с учебником).

Учитель:раскроем этот вопрос по тексту учебника (стр. 34-35).Учащиеся читают раздел параграфа и по заданию учителя самостоятельно определяют причины первой российской революции.(Учащиеся называют причины первой российской революции). Зафиксируем результаты работы в схеме – учитель на доске, учащиеся в тетради.

2.Основные события первой российской революции.

Учитель: раскроем этот пункт плана урока, заполнив соответствующую таблицу по тексту учебника (стр. 35-39) – учитель на доске, учащиеся в тетрадях. Учащиеся самостоятельно читают раздел параграфа и называют основные события первой российской революции. (Учитель концентрирует внимание учащихся на важнейших датах и событиях. Учащиеся определяют и формулируют значение событий.)

Основные события первой российской революции:

Дата

Событие

Значение

9 января 1905 год

«Кровавое воскресенье». (документ на стр.35-36)

Начало революции.

Январь – сентябрь 1905 год.

Нарастание революционного движения: забастовки рабочих, разгром крестьянами помещичьих имений, создание Советов, восстания в армии и на флоте.

Революция охватывает большую часть территории страны и все слои общества.

19 сетября-17 октября 1905 год.

Всероссийская октябрьская политическая стачка.

Николай II издает Манифест 17 октября 1905 года, которым предоставил гражданские права и свободы и выборную Государственную думу, — начало политических реформ в России (документ на стр. 37-38)

10 декабря-19 декабря 1905 год.

Вооруженное восстание в Москве.

Поражение Московского восстания привело к переносу центра политической жизни в Государственную думу.

3. Результаты революции (работа с учебником).

Один из учащихся зачитывает текст параграфа на стр. 44, а другие затем перечисляют итоги первой российской революции. Для лучшего усвоения этого материала зафиксируем результаты этой работы в схеме – учитель на доске, учащиеся в тетрадях.

Закрепление. (ответы обучающихся)

— Укажите причины революции.

— Дайте характеристику основных событий.

— Каковы результаты первой российской революции?

Выводы.

Учитель:ребята, подводя итоги урока прошу вас сделать выводы о первой российской революции.Ответы учащихся: (Первая российская революция способствовала демократизации государства и общественной жизни, улучшила положение рабочего класса и национальных меньшинств, но не разрешила главной проблемы – малоземелья крестьян.)

Домашнее задание.

  • Прочитать параграф, ответить на вопросы.
  • По желанию учащиеся могут написать доклад на темы:

а) «Сравнение российских либеральных партий в начале XX века и в начале XXI века.»

б) «Мое отношение к революции 1905-1907 гг.»

infourok.ru

Методическая разработка по истории (9 класс) на тему: Урок истории в 9 классе по теме: Первая российская революция. Реформы политической системы.

Тема: Первая российская революция.

Реформы политической системы.

в 9 классе.

Цели урока:

-познакомить учащихся с причинами, основными событиями и результатами первой российской революции;

-выработка умений самостоятельной работы с текстом;

-способствовать развитию аналитического мышления учащихся.

Основные понятия:

антисемитизм, петиция, трудовики, Государственная дума, кадеты, октябристы.

Оборудование:  карта «Революция 1905-1907 гг. в России».

План изучения  новой темы:

1. Причины первой российской революции,

2. Основные события первой российской революции.

3. Результаты первой российской революции.

(План записан на доске).

Ход  урока:

Организационный момент.

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель отмечает отсутствующих, сообщает  оценки за проверочную работу.

Проверка домашнего задания. 4 минуты.

Тестовые задания:

1.Соотнесите события и даты:

а)1896г.

б)1898г.

в)1899г.

г)1904-1905гг.

д)1907г.

1)Гаагская международная конференция по разоружению;

2)китайско-русское соглашение о строительстве КВЖД;

3)русско-японская война;

4)англо-русские соглашения о разделе сфер  влияния в Персии, Афганистане, неприкосновенности территории Тибета;

5)китайско-русское соглашение об аренде Ляодунского полуострова.

2. Кто здесь лишний и почему?

а) С.Ю. Витте.

б) А.Н. Куропаткин

в) С.О. Макаров

г) З.П. Рожественский

3. Что здесь лишнее и почему?

а) Мугден

б) Ляоян

в) Порт-Артур

г) Цусима

4. Главный итог российской внешней политики в 1894-1904 гг.?

а) достижение всеобщего разоружения в Европе.

б) установление преобладающего влияния в Китае.

в) война с Японией.

г) вступление России в Тройственный союз.

5. Не относится к причинам поражения России в войне с Японией:

а) отдаленность от театра военных действий баз русской армии и флота.

б) отсутствие боевого опыта у русской армии и флота.

в) отсутствие у России бронированного парового флота.

г) революция в России.

6. Что здесь лишнее и почему?

а) Корея.

б) Южный Сахалин.

в) Порт-Артур.

г) Персия.

7. Расшифруйте аббревиатуру КВЖД.

Учащиеся дают устные ответы.

Изучение новой темы. 25 минут.

1. Причины революции (работа с учебником).

Учитель:раскроем этот  вопрос по тексту учебника (стр. 34-35).Учащиеся  читают  раздел параграфа и  по заданию учителя самостоятельно определяют причины первой российской революции.(Учащиеся  называют причины первой российской революции). Зафиксируем результаты работы в схеме – учитель на доске, учащиеся в тетради.

Самодер-жавие

Малоземелье крестьян

Тяжелое положение рабочих

Русификация

Неудачная русско-японская война

Первая российская революция (1905-1907)

2.Основные события первой российской революции.

Учитель: раскроем этот пункт плана урока, заполнив соответствующую таблицу по тексту учебника (стр. 35-39) – учитель на доске, учащиеся в тетрадях. Учащиеся  самостоятельно читают раздел параграфа и  называют основные события первой российской революции. (Учитель концентрирует внимание учащихся на важнейших датах и событиях. Учащиеся определяют и формулируют значение событий.)

Основные события первой российской революции:

Дата

Событие

Значение

9 января 1905 год

«Кровавое воскресенье». (документ на стр.35-36)

Начало революции.

Январь – сентябрь 1905 год.

Нарастание революционного движения: забастовки рабочих, разгром крестьянами помещичьих имений, создание Советов, восстания в армии и на флоте.

Революция охватывает большую часть территории  страны и все слои общества.

19 сетября-17 октября 1905 год.

Всероссийская октябрьская политическая стачка.

Николай II издает Манифест 17 октября 1905 года, которым предоставил гражданские права и свободы и выборную Государственную думу, — начало политических реформ в России (документ на стр. 37-38)

10 декабря-19 декабря 1905 год.

Вооруженное восстание в Москве.

Поражение Московского восстания привело к переносу центра политической жизни в Государственную думу.

3. Результаты революции (работа с учебником).

Один из учащихся зачитывает текст  параграфа на стр. 44, а другие затем перечисляют итоги первой российской революции. Для лучшего усвоения этого материала зафиксируем результаты этой работы в схеме – учитель на доске, учащиеся в тетрадях.

Первая российская революция (9 января1905 г.-3 июня 1907 г.)

Государственная дума-высший выборный представительный орган власти

Расширение автономии Финляндии, использование национальных языков

Улучшилось положение рабочих

Гражданские права и свободы

Отменены выкупные платежи крестьян

Закрепление. 8 минут.

— Укажите причины революции.

— Дайте характеристику основных событий.

— Каковы результаты первой российской революции?

Выводы. 2 минуты.

Учитель:ребята, подводя итоги урока прошу  вас сделать  выводы о первой российской революции.Ответы учащихся: (Первая российская революция способствовала демократизации государства и общественной жизни, улучшила положение рабочего класса и национальных меньшинств, но не разрешила главной проблемы – малоземелья крестьян.)

Домашнее задание. 1 минута.

  1. Прочитать &5, ответить на вопросы.
  2. Подготовиться к проверочной работе.
  3. По желанию учащиеся могут написать доклад на темы:

а) «Сравнение российских либеральных партий в начале XX века и в начале XXI века.»

б) «Мое отношение к революции 1905-1907 гг.»

nsportal.ru

Trojden | Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг.: Арсентьев Н. М. — 9 класс

Чем была вызвана революция 1905—1907 гг.? Какие изменения произошли в России в результате революции?

1. Причины революции

Первая революция в России была порождена глубокими политическими и социально-экономическими противоречиями, сложившимися ранее и обострившимися в начале XX в.

Приверженность Николая II к самодержавной форме правления, отказ от предоставления населению политических свобод, категорическое неприятие идеи народного представительства во власти стали причиной нарастающего противостояния общества и власти. Крестьяне страдали от малоземелья. Произвол хозяев, низкая заработная плата, плохое материальное положение вызывали возмущение рабочих. В национальных районах страны экономические и политические проблемы усугублялись нежеланием правительства учитывать региональную специфику.

С началом Русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Нежелание власти решать назревшие экономические, социальные и политические проблемы сверху вызвало попытку решить их снизу. Революция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократические права и свободы, решить национальный вопрос, уничтожить помещичье землевладение. В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения — крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция. Они приняли активное участие в революции.

2. Начало революции

На Путиловском заводе в Петербурге 3 января 1905 г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка. Её поддержали все крупные предприятия города. Забастовка находилась под контролем зубатовской организации «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга», которую возглавлял священник Г. А. Гапон. В его честолюбивой голове родилась мысль о встрече обиженного народа с его единственным заступником — царём-батюшкой. Возник план организации мирного шествия к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих.

9 января 1905 г. на Васильевском острове Художник В. Е. Маковский

Утром 9 января 1905 г. празднично одетые рабочие вместе с жёнами и детьми, неся в руках иконы и портреты царя, двинулись с окраин к Зимнему дворцу. В мирном шествии участвовали более 140 тыс. человек. Но путь к Зимнему дворцу преградили полиция и войска. Требования полиции остановить шествие и разойтись рабочие оставляли без внимания, поэтому демонстрантов останавливали выстрелами. По официальным данным, жертвами стали от 130 до 200 человек, современники говорили о тысячах убитых и раненых. Эти события получили название Кровавое воскресенье и послужили толчком к началу революции.

Весть о расстреле демонстрации рабочих вызвала гнев и возмущение во всех слоях общества. Долго зревшее недовольство вылилось в революцию. Массовые беспорядки в Петербурге начались уже во второй половине дня 9 января. Рабочие разоружали полицейских, захватывали оружейные склады, сооружали баррикады. Забастовки рабочих охватили Москву, Ригу, ряд городов Украины, Польши, Закавказья. В январе — феврале 1905 г. бастовали 810 тыс. рабочих, выдвигавших как экономические, так и политические требования.

3. Развитие революции весной — летом 1905 г.

Весной 1905 г. революционное движение продолжало нарастать. Новый толчок к народному негодованию дали известия о поражении русской армии под Мукденом в феврале и флота в Цусимском проливе в мае 1905 г. По стране прокатились мощные стачки рабочих. В них приняли участие до 600 тыс. человек. Крупнейшей была начавшаяся в мае стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. Избранный Совет рабочих уполномоченных превратился в орган рабочей власти в городе. При нём создали рабочие дружины, кассу для помощи бастующим. Совет принуждал лавочников отпускать в долг продукты на время стачки.

Поднялось на борьбу крестьянство. Движение охватило Орловскую и Курскую губернии, Поволжье, Польшу, Украину, Белоруссию, Среднюю Азию. Основными формами протеста крестьян оставались стихийные бунты, разгром дворянских имений, захват хлебных амбаров и складов. В некоторых районах Грузии возникли крестьянские комитеты, которые упразднили царские законы, отменили уплату государственных налогов и повинности в пользу помещиков. Латышские крестьяне проводили церковные демонстрации: собирались в храмах, но вместо службы произносили антиправительственные речи, пели революционные песни.

Революция 1905—1907 гг.

В июне 1905 г. произошло восстание матросов на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический», находившемся на рейде недалеко от Одессы. Матросы взялись за оружие и убили нескольких офицеров. Подавляющее большинство кораблей Черноморской эскадры не поддержало мятежный экипаж. Броненосец оказался блокирован, но сумел прорваться в открытое море. Не имея запасов угля и продовольствия, он был вынужден уйти к румынским берегам и сдаться властям Румынии.

4. Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 г.

Осенью 1905 г. центром революционного движения стала Москва. 19 сентября с экономическими требованиями выступили московские печатники. К ним присоединились рабочие большинства московских предприятий, в начале октября — железнодорожники, поддержанные рабочими почти всех железных дорог страны.

Стачка стала общероссийской. Она охватила 120 городов, в ней приняли участие 2 млн рабочих и служащих. Более чем в 50 городах и рабочих посёлках страны были созданы Советы рабочих депутатов, не только руководившие революционной борьбой, но и выполнявшие роль органов местной власти. 13 октября Совет рабочих депутатов появился в Петербурге.

Прекратились занятия в школах, гимназиях, университетах, не работали банки, аптеки, магазины. Многие выдающиеся художники, поэты, писатели откликнулись на революционные события произведениями, в которых обличалось самодержавие.

Всероссийская октябрьская стачка проходила под лозунгами «Долой царское правительство!», «Да здравствует демократическая республика!».

Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905 г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Этот документ провозглашал дарование народу «незыблемых основ гражданской свободы»: неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Было также обещано образовать новый орган власти — Государственную думу и привлечь к выборам в неё те слои населения, которые не имели избирательных прав (главным образом, рабочие, городская интеллигенция). Дума должна была стать законодательным органом, без одобрения которого никакой закон не может войти в силу (однако у императора было право в любой момент распустить Думу). Указом царя от 19 октября 1905 г. по типу европейских кабинетов министров создавалось объединённое коллегиальное правительство — Совет министров. Первым его председателем назначен С. Ю. Витте. Вскоре была отменена предварительная цензура печати.

17 октября 1905 г. Художник И. Е. Репин

5. Формирование монархических партий

Правом на свободу собраний и союзов, дарованным Манифестом 19 октября 1905 г., поспешили воспользоваться деятели общественного движения всех направлений. Происходит оформление политических партий.

Появился ряд монархических партий («Русское собрание», «Русская монархическая партия», «Союз русского народа», позднее, в 1908 г., «Союз Михаила Архангела»). Монархисты выступали за восстановление и укрепление самодержавия, православия, народности, которые считали началами исконно русскими, русскую народность объявляли «господствующей и первенствующей». Русский народ, полагали лидеры монархистов, неспособен на социальную вражду. Они искали врагов, смутьянов, виновных, как они считали, в охватившей страну смуте. Важное место в их идеологии занимал антисемитизм.

В период массовых манифестаций 1905—1907 гг. активно действовала боевая организация «Чёрная сотня», устраивавшая погромы и столкновения с революционными манифестантами. Черносотенцы придерживались крайне правых взглядов. Они выдвигали лозунги антисемитизма, защищали самодержавие и выступали против революционеров.

6. Формирование либеральных политических партий

Во время революции организационно оформились и либеральные партии.

Конституционно-демократическая партия (кадеты) вобрала в себя наиболее радикальные либеральные силы. Её учредительный съезд состоялся в октябре 1905 г. Основные положения программы партии: установление конституционного строя, увеличение крестьянских наделов, частичное отчуждение помещичьих земель, отмена сословных привилегий, равенство всех перед законом, свобода личности, слова, собраний, признание права рабочих на стачки и 8-часовой рабочий день, права наций на развитие культуры и языка. Основным методом претворения в жизнь своей программы кадеты считали давление на правительство через легальные организации, прежде всего Думу.

Ядро партии кадетов составляли учёные, творческая интеллигенция, преуспевающие врачи, адвокаты, учителя, средние и мелкие служащие. Вошли в неё и либерально настроенные буржуазия, помещики. Лидером кадетов был историк П. Н. Милюков. Численность партии в 1905—1906 гг. составляла, по разным источникам, от 50 до 100 тыс. человек.

Умеренное крыло либерального движения представляла партия «Союз 17 октября» (октябристы), которая начала формироваться в ноябре 1905 г. из представителей земского движения, признавших Манифест 17 октября поворотным пунктом в истории России. Главную цель октябристы видели в «содействии правительству, идущему по пути спасительных реформ». Их программу открывало требование сохранить единство и нераздельность Российского государства. Частную собственность октябристы считали основой основ экономики. Возможность частичного отчуждения помещичьей земли характеризовали как самый крайний случай. Октябристы предлагали уравнять крестьян в правах с другими сословиями, активизировать переселенческую политику, продажу крестьянам государственных и удельных земель. «Союз 17 октября» был чуть ли не единственной партией в России, которая не выдвигала требования 8-часового рабочего дня, считая, что русские рабочие, в отличие от западноевропейских, имеют слишком много выходных в течение года. Октябристы ограничивали право рабочих на стачки в отраслях, имевших государственное значение.

К «Союзу 17 октября» тяготела крупная, преимущественно московская, буржуазия, помещики. Среди октябристов было немало отставных военных чинов, представителей профессуры, инженеров, управляющих частными предприятиями. Председателем Центрального комитета «Союза 17 октября» был избран фабрикант А. И. Гучков. Численность партии в 1906 г. составляла 75—77 тыс. человек.

7. Декабрьское вооружённое восстание в Москве

Революционные партии, расценив Манифест 17 октября как попытку самодержавия хитростью и уступками остановить революцию, стали готовиться к вооружённому восстанию. Очень большие деньги были истрачены на покупку оружия и создание в крупных промышленных центрах рабочих дружин. В начале декабря Московский совет рабочих депутатов (создан в ноябре 1905 г.) постановил начать всеобщую политическую забастовку. Более 100 тыс. рабочих прекратили работу. К москвичам присоединились 110 тыс. петербуржцев. Правительство бросило против бастующих войска. Рабочие взялись за оружие.

К 10 декабря стачка в Москве переросла в восстание. В Московском вооружённом восстании в декабре 1905 г. участвовали около 6 тыс. рабочих (из них имели оружие около 2 тыс.).

Семь дней они вели бои с жандармскими и армейскими силами. 15 декабря в Москву из Петербурга прибыл гвардейский Семёновский полк и другие войска. Начался артиллерийский обстрел баррикад и рабочих кварталов.

Центр борьбы переместился на Пресню. Силы оказались не равны. 19 декабря 1905 г. по решению Московского совета восстание было прекращено.

Выступление с самого начала было обречено на поражение, жертвами стали тысячи расстрелянных, арестованных, избитых и искалеченных людей.

«Жупел революции». Художник Б. М. Кустодиев

Октябрьские и декабрьские события стали высшей точкой революции. В 1906—1907 гг. рабочие и крестьянские выступления, волнения в армии и на флоте пошли на убыль.

8. «Основные законы» 1906 г.

11 декабря 1905 г., в разгар вооружённого восстания в Москве, был издан указ о выборах в Государственную думу. Он открывал возможность участвовать в выборах практически всему мужскому населению страны, достигшему 25 лет. Исключение составляли лишь солдаты, студенты, подённые рабочие и часть кочевников.

Хотя этот указ и стал большим шагом вперёд в развитии избирательного права, выборы были не всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодёжь до 25 лет, рабочие мелких (менее 50 работников) предприятий, некоторые национальные меньшинства. Выборы были не равными: один голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были не прямыми: для крестьян — четырёхстепенные, для рабочих — трёхстепенные, для буржуазии и помещиков — двухстепенные. Члены Государственной думы, согласно закону, избирались на 5 лет.

Манифест 20 февраля 1906 г. наделил законодательными функциями Государственный совет. Царь видел в нём противовес Думе. Половина членов Государственного совета назначалась царём, половина избиралась Синодом, дворянскими и земскими собраниями, крупными организациями промышленников и торговцев и др.

23 апреля 1906 г. Николай II утвердил «Основные законы Российской империи» в новой редакции. Императорская власть определялась как «верховная самодержавная». Монарх сохранил всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, армией и флотом. Он мог издавать в перерывах между сессиями Думы законы, если того требовали чрезвычайные обстоятельства. Согласно Основным законам законодательная власть распределялась между императором, Государственным советом и Государственной думой. Теперь любой законопроект утверждался сначала Думой, затем Государственным советом и только потом поступал на подпись к царю.

9. Деятельность I Государственной думы

27 апреля 1906 г. в присутствии Николая II в Петербурге состоялось торжественное открытие I Государственной думы. Её председателем был избран профессор Московского университета кадет С. А. Муромцев. Большевики и эсеры выборы в Думу бойкотировали.

Депутаты, состоявшие членами одной партии или близкие по своим взглядам, распределились в Думе по фракциям. Разрабатывая положение о выборах, правительство ставило цель обеспечить преобладание в Думе крестьян. Оно надеялось, что их консерватизм, склонность к традициям станут противовесом либерализму кадетов. Однако крестьяне, равнодушные в целом к политическим свободам, идеям парламентаризма, были одержимы мечтой о переделе земли. Не получив помещичьей земли от царя, они пришли за ней в Думу. Аграрный вопрос занял центральное место в деятельности Думы.

Церемония открытия I Государственной думы

23 мая 1906 г. фракция трудовиков выступила с законопроектом, подписанным 104 депутатами. В процессе обсуждения часть трудовиков выдвинула ещё более радикальный проект («Проект 33-х»): немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление её вместе с недрами и водами общей собственностью всего населения России. Прения по аграрному вопросу оказались очень острыми. 9 июля 1906 г. царь распустил I Государственную думу.

10. Деятельность II Государственной думы

II Государственная дума начала свою работу 20 февраля 1907 г. Председателем Думы был избран кадет Ф. А. Головин.

Тон во II Думе задавали левые партии. Они потребовали полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всей земли в общенародную собственность. Роспуск II Думы стал неизбежным. Но чтобы не связывать его с аграрным вопросом, правительство обвинило 55 социал-демократических депутатов в заговоре и потребовало дать санкцию на немедленный арест 16 из них. Дума ответила созданием специальной комиссии для разбора дела. Однако правительство и не думало ждать итогов работы комиссии. 3 июня 1907 г. II Дума была распущена. Одновременно без согласия Думы император издал новый избирательный закон. Этим актом нарушались Основные законы 1906 г. Поэтому 3 июня 1907 г. считается датой окончания революции в России.

11. Итоги революции

Ф. А. Головин

В результате революции 1905—1907 гг. был создан первый в истории России представительный орган власти, имевший законодательные полномочия, — Государственная дума, ограничившая власть императора.

Новая политическая система получила название думская монархия. Трудящиеся наделялись правом создавать профсоюзы, культурно-просветительские общества, кооперативные, страховые организации.

Подданным Российской империи были дарованы многие демократические права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов, выпуска печатных изданий. Сформировались легальные политические партии. Отменялся циркуляр 1897 г. об уголовном наказании стачечников, легализовывались с некоторыми оговорками экономические забастовки, ликвидировалось право земских начальников налагать на крестьян административные взыскания, а также использовать телесные наказания. Власти были вынуждены смягчить национальную политику, разрешить применять родной язык в национальных школах.

Продолжительность рабочего дня была сокращена до 9—10 ч (некоторые предприниматели по собственной инициативе установили 8-часовой рабочий день), а заработная плата повышена. Началось внедрение системы заключения коллективных договоров рабочих с предпринимателями, в которых определялись минимум зарплаты, продолжительность рабочего дня, пособия по болезни.

Были отменены выкупные платежи, которые крестьяне платили с 1861 г., снижена арендная плата за землю, сельскохозяйственным рабочим повышена зарплата.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Первая российская революция не смогла разрешить все проблемы, которые её породили, но она заставила власть осуществить ряд неотложных преобразований.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Каковы причины революции 1905—1907 гг.? 2. В чём заключались особенности программных установок и тактики монархических партий в годы революции? 3. Чем различались программы кадетов и октябристов? Почему октябристов называли умеренными либералами? 4. В связи с чем историки считают Всероссийскую октябрьскую стачку и Декабрьское восстание в Москве высшей точкой революции? 5. Как изменилась система органов государственной власти в ходе революции? 6. Расскажите, что нового вносил в систему выборов указ 11 декабря 1905 г. 7. Каковы итоги и значение революции 1905—1907 гг. в России?

Изучаем документы

ИЗ МАНИФЕСТА «ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА» 17 ОКТЯБРЯ 1905 г.

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. <…>

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами… стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. <…>

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые осно

trojden.com

Проверочная работа по истории Первая российская революция. Реформы политической системы 9 класс

Проверочная работа по истории Первая российская революция. Реформы политической системы 9 класс с ответами. Работа включает 2 варианта. В каждом варианте по 8 заданий.

1 вариант

1. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» был издан

1) 6 августа 1905 г.
2) 17 октября 1905 г.
3) 23 апреля 1906 г.
4) 3 июня 1907 г.

2. Что явилось одной из причин революции 1905-1907 гг.?

1) существование крепостного права
2) отсутствие органов местного самоуправления
3) протест крестьян против реформ, проводимых П.А. Столыпиным
4) отсутствие демократических свобод

3. Какое положение содержал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»?

1) обещание передать крестьянам помещичью землю
2) введение 8-часового рабочего дня
3) разрешение свободного выхода крестьян из общины
4) обещание создать законодательный орган власти — Государственную думу

4. Какое требование было включено в программу партии эсеров?

1) отмена подушной подати
2) ликвидация крестьянской общины
3) сохранение самодержавия
4) социализация земли

5. Прочтите отрывок из письма священника и укажите дату, когда оно было написано.

«Государь, боюсь, что Твои министры не сказали Тебе всей правды о настоящем положении вещей в столице. Знай, что рабочие и жители г. Петербурга, веря в Тебя, бесповоротно решили явиться завтра в 2 часа пополудни к Зимнему дворцу, чтобы представить Тебе свои нужды и нужды всего русского народа. Если Ты, колеблясь душой, не покажешься народу и если прольётся неповинная кровь, то порвётся та нравственная связь, которая до сих пор ещё существует между Тобой и Твоим народом. Доверие, которое он питает к Тебе, навсегда исчезнет. Явись же завтра с мужественным сердцем пред Твоим народом…»

1) 8 января 1905 г.
2) 6 августа 1905 г.
3) 17 октября 1905 г.
4) 3 июня 1907 г.

6. Что явилось одним из итогов российской революции 1905-1907 гг.?

1) земская реформа
2) создание Государственной думы
3) отмена крепостного права в России
4) установление демократической республики

7. Установите соответствие между политическими деятелями и их деятельностью: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Политические деятели

A) Л. Мартов
Б) В.М. Чернов
B) В.И. Ленин

Деятельность

1) один из лидеров меньшевиков с 1903 г.
2) организатор массового шествия рабочих к царю в день Кровавого воскресенья
3) лидер партии большевиков
4) один из основателей партии социалистов-революционеров и её основной идеолог

8. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите ответ в виде правильной последовательности цифр, которыми обозначены исторические события.

1) убийство П. А. Столыпина
2) Ленский расстрел
3) Третьеиюньский государственный переворот
4) декабрьское вооружённое восстание в Москве

2 вариант

1. II Государственная дума была распущена

1) 17 октября 1905 г.
2) 9 июля 1906 г.
3) 9 ноября 1906 г.
4) 3 июня 1907 г.

2. Что явилось одной из причин российской революции 1905-1907 гг.?

1) существование крепостного права
2) отсутствие органов местного самоуправления
3) нерешённость аграрного вопроса
4) протест крестьян против реформ, проводимых П.А. Столыпиным

3. Что было одним из последствий Всероссийской октябрьской стачки 1905 г.?

1) отказ революционных партий от террора как средства борьбы с режимом
2) повсеместное введение в России 8-часового рабочего дня
3) отказ власти от дальнейших уступок
4) издание Манифеста с обещаниями расширения гражданских прав и политических прав и свобод

4. Какое требование было включено в программу партии кадетов?

1) всеобщего избирательного права
2) установления диктатуры пролетариата
3) конфискации помещичьей земли
4) социализации земли

5. Прочтите отрывок из документа и укажите его название.

«На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов…
3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей».

1) Указ о выборах в Государственную думу
2) Основные законы Российской империи (в новой редакции)
3) Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»
4) «Проект 104-х»

6. Что явилось одним из итогов российской революции 1905-1907 гг.?

1) установление демократической республики
2) создание Государственного совета
3) возможность легальной деятельности политических партий в России
4) отмена крепостного права в России

7. Установите соответствие между политическими деятелями и фактами их биографий: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Политические деятели

A) Г.А. Гапон
Б) В.Н. Коковцов
B) В.М. Пуришкевич

Факты биографий

1) один из лидеров монархической организации «Союз русского народа»
2) Председатель Совета министров с 1911 г.
3) лидер партии кадетов
4) организатор массового шествия рабочих к царю в день Кровавого воскресенья

8. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите ответ в виде правильной последовательности цифр, которыми

1) Второй съезд РСДРП
2) выборы в III Государственную думу
3) начало Первой российской революции
4) создание первого Совета рабочих депутатов

Ответы на проверочную работу по истории Первая российская революция. Реформы политической системы 9 класс
1 вариант
1-2
2-4
3-4
4-4
5-1
6-2
7-143
8-4312
2 вариант
1-4
2-3
3-4
4-1
5-3
6-3
7-421
8-1342

testschool.ru

Параграф 5. Первая российская революция. Реформы политической системы

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья

resheba.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *