Местоимения 1, 2, 3 лица. Употребление личных местоимений в речи. Правописание местоимений с предлогами

Перед вами несколько предложений. Попробуем объяснить, почему они  получились непонятными, а иногда и смешными.

Рис. 1. (Источник)

Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.

(Непонятно кто была нарядная, девочка или ёлка)

Как необходимо написать. Мы с сестрой ходили на ёлку. Ёлка была очень нарядная, праздничная.

Рис. 2. (Источник)

А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные.

(Ребята были вытянутые и длинные).

Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.

Нас запутало местоимение.

Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Разряды местоимений по значению

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

2. Возвратное: себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь. 

Разряды местоимений 

Разряды

местоимений

Местоимения

Как изменяются

Личные

местоимения

я, ты, он (она, оно), мы вы, они

По лицам, падежам местоимение 3-го лица он изменяется по родам

Вопросительные

местоимения

кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков?

Изменяются по родам и числам. Местоимения кто?, что? не изменяются по родам и числам

Возвратные

местоимения

Себя

Оно не имеет именительного падежа, рода и числа

Относительные местоимения

кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Изменяются по падежам

Неопределенные

местоимения

некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то,  кто-нибудь, что-нибудь и др.

Неопределенные местоимения кроме некто, нечто, изменяются по падежам.

Также некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам, падежам, числам

Отрицательные  местоимения

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа

Притяжательные  местоимения

мой, твой, свой, наш, ваш

Изменяются по родам, падежам, числам

Указательные  местоимения

тот, этот, такой, таков, сколько

Местоимения тот, этот, такой, изменяются по родам, падежам, числам. Местоимение таков изменяется по родам и числам

Определительные местоимения

весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Изменяются по родам, падежам, числам

Личные местоимения имеют морфологический признак лица:

1 лицо: я, мы;

2 лицо: ты, вы;

3 лицо: он, она, оно, они.

У личных местоимений есть морфологический признак числа. Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множественного (мы, вы, они) числа.

Все личные местоимения имеют постоянный признак рода.

Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел — я, ты пришл-а.

Местоимение он мужского рода: он пришел.

Местоимение она женского рода: она пришл-а.

Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.

Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактеризованы по роду. Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя).

Все личные местоимения изменяются по падежам, т. е. склоняются. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему.

лицо

ед. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.)

мн. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.)

1 л.

я (меня́, мне, меня́, мной/мно́ю, обо мне)

мы (нас, нам, нас, на́ми, о нас)

2 л.

ты (тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобо́ю, о тебе́) Вы (Вас, Вам, Вас, Ва́ми, о Вас)

вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас)

3 л.

он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) она́ (её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю, о ней) оно́ (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём)

они́ (их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми, о них)

Говорите правильно местоимение ИХ!

Их вещи

Их одежда

на их партах

Исправим предложения.

1. У их на праздник было много гостей. (У них на празднике было много гостей)

(У кого?) у них – это местоимение 3-го лица множественного числа родительного падежа.

2. Я к ему приехал. (Я к нему приехал)

(К кому?) к нему – это местоимение 3-го лица единственного числа дательного падежа.

3. Я с ими хочу встретиться. (Я с ними хочу встретиться).

(С кем?) с ними – это местоимение 3-го лица множественного числа творительного падежа.

4. Я у её буду учиться. (Я у нее буду учиться.)

(У кого?) у неё – это местоимение 3-го лица единственного числа родительного падежа.

5.Мы сидим не на ихних стульях. (Мы сидим не на их стульях)

(На чьих?) на их – это местоимение 3-лица множественного числа.

 

Рис. 3. (Источник)

Мальчик –  Я выучил.

Девочка – Я  выучила.

Личные местоимения 1-го и 2-го лица не изменяются по родам.

 

Рис. 4.

Ты, Петя ,выучил урок, а ты, Маша?

«Да!- сказала Маша – « Я выучила!» « И я» -сказал Петя.

 

Рис. 5.

Мальчики, вы выучили уроки?

Девочки ,вы пойдёте в школу?

Мы –ответят про себя и мальчики и девочки.

Исправим предложение, указывая лицо, число, падеж, если возможно род местоимений.

1. Раз на перемене подошёл ко (я) товарищ.

Подошёл (к кому?) ко мне – это местоимение 1-го лица единственного числа дательного падежа.

2. Подарить (ты) обезьянку?

Подарить( кому?) тебе – это местоимение 2-го лица единственного числа дательного падежа.

3. (Она) Яшкой зовут.

Зовут (кого?) её – это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода родительного падежа.

4. Папа на (мы) с Яшкой сердится.

Сердится (на кого?) на нас – это местоимение 1-го лица множественного числа винительного падежа.

5. Пусть она пока у (ты) поживёт .

Поживёт (у кого?) у тебя – это местоимение 2-го лица единственного числа родительного падежа.

6. С (она) весело.

(С кем?) с ней – это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода дательного падежа.

7. Так у (я ) появилась обезьянка.

(У кого?) у меня – это местоимение 1-го лица единственного числа винительного падежа.

Список рекомендованной литературы

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Морфер (Источник).

2. Русская грамматика (Источник).

3. Русский язык в странах СНГ (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Прочитайте стих Цветаевой. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи!

2. Прочитайте. Спишите. Подчеркните личные местоимения. В скобках напиши к ним падежные вопросы.

Третья часть Земли занята сушей. Остальное- вода! В ней живут самые разные морские животные. Среди них есть крошечные, с булавочную головку, и крупные, такие, как киты. В океанах живут акулы. Они тоже бывают разные. Есть акулы-карлики. А есть гигантские акулы. Весят они до 20 тонн.

3. Спишите предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.

1) Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.

2) Я вчера весь вечер звонил …, но у … постоянно было занято.

3) Я  учусь с Володей с первого курса.  Я очень хорошо знаю … и давно

дружу с …

4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.

4.* Напишите диалог на любую тему, используя как можно больше личных местоимений в разных падежных формах.

interneturok.ru

Местоимения 3 лица в русском языке, единственного и множественного числа

В русском языке местоимения 3 лица принадлежат группе личных местоимений и отвечают на вопросы Кто? Что? Они указывают на предметы, но при этом не называют их. В данной статье описаны особенности склонения местоимений 3 лица единственного и множественного числа.

Местоимения 3 лица в русском языке – группа слов, которые относятся к личным местоимениям. Отвечают на вопросы Кто? Что? и указывают на предметы (лица, явления), о которых говорится, но которые не участвуют в речи. Имеют грамматические признаки числа, рода и падежа. В косвенных падежах местоимения 3 лица имеют супплетивные формы (образованные от другого корня).

Особенности склонения личных местоимений третьего лица единственного и множественного числа с примерами приведены в таблице.

Единственное числоМножественное число
мужской родсредний родженский род
И. п.ононоонаони
Р. п.его (у него)ее (у нее)их (у них)
Д. п.ему (к нему)ей (к ней)им (к ним)
В. п.его (за него)ее (за нее)их (за них)
Т. п.им (с ним)ею/ей (с нею, ней)ими (с ними)
П. п.о немо нейо них

Обратите внимание! В косвенных падежах местоимения 3 лица при употреблении с предлогами имеют формы на «н». Сравните: ее платье – у нее есть платье, любить их – говорить о них, дарить ему – прийти к нему.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 121.

obrazovaka.ru

Изменение местоимений по родам

Здравствуйте, дорогие друзья.

Прошлый урок был посвящён личным местоимениям.

И сегодня мы продолжим разговор о местоимениях. Но сначала я хотел бы убедиться, что вы хорошо усвоили предыдущую тему.

Помните ли вы, что такое местоимение?

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, не называя их.

Личные местоимения делятся на три группы. Вы помните, на какие? Местоимения первого лица – я, мы. Местоимения второго лица – ты, вы. Местоимения третьего лица – он, она, оно, они.

В первом и втором лице местоимений всего по два. Одно в единственном числе и второе во множественном числе.

Почему же в третьем лице единственного числа не одно, а три местоимения?.

Прежде чем ответить на этот вопрос, я предлагаю вам разгадать загадки:.

Он, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова.

Она зимой – звезда,

Она весной – вода.

Оно молчало, пока ты кричал,

Оно закричало, когда ты замолчал.

Ну что, вы догадались? В первой загадке ОН, превращающий дым в дрова, – это огонь.

Во второй загадке ОНА – зимой звезда, а весной вода – снежинка.

А в третьей загадке ОНО – эхо.

Слово «огонь» – мужского рода. Его можно заменить местоимением «он».

Слово «снежинка» – женского рода. Его можно заменить местоимением «она».

Слово «эхо» – среднего рода. Его можно заменить местоимением «оно».

Значит, местоимения третьего лица изменяются по родам. Но всегда ли?

Если поставить имена существительные во множественное число, какими местоимениями их можно будет заменить? Огни – они и снежинки – они. Слово «эхо», конечно, редко употребляется в форме множественного числа. Но вот, к примеру, другое существительное среднего рода, «окно», легко можно изменить. Окна – тоже они.

Имена существительные во множественном числе, независимо от рода, можно заменить только одним местоимением третьего лица – «они».

Ну, вот теперь можно сформулировать правило.

Местоимения третьего лица единственного числа изменяются по родам.

он – мужской род.

она – женский род.

оно – средний род.

Во множественном числе местоимения третьего лица по родам не изменяются. Имена существительные любого рода заменяются местоимением они.

А теперь я хочу предложить вам вот такую игру.

Перед вами таблица. В первой колонке написано местоимение «он», во второй – «она», в третьей – «оно» и в четвёртой – «они».

Под таблицей записаны слова. Найдите для каждого слова соответствующую колонку.

Ну что, друзья мои, вы справились? Проверим, так ли у вас получилось.

В честь победителей (а я уверен, что их очень много) сейчас прозвучит туш!

Я думаю, вы уже заметили, что мы расставляли в подходящие столбики словарные слова. Среди них есть почти все названия дней недели – ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, СРЕДА, ЧЕТВЕРГ, ПЯТНИЦА, СУББОТА. И вот сегодня пришла пора познакомиться с правильным написанием седьмого дня недели – ВОСКРЕСЕНЬЕМ. Посмотрите, с какими гласными пишется это слово: о, е, е, е. Во-скре-сень-е.

Друзья, у меня в записной книжке были записаны предложения. Но пока мы с вами играли, Вирус Ошибкин опять набедокурил. Увёл из предложений все личные местоимения. Помогите мне, пожалуйста, вернуть их на место.

По дороге катился Колобок. … убежал от бабушки с дедушкой…

Захотелось Лисе рыбки. Легла … на дорогу и притворилась мёртвой…

Выплыло на небо солнце красное. … осветило и согрело землю…

Собрались звери на поляне. Решили … выбрать себе царя.

А теперь давайте проверим вашу работу. В первой паре предложений говорится о Колобке. Слово «Колобок» мужского рода, его мы заменили местоимением «он».

Во второй паре предложений рассказывается о лисе. Лиса женского рода. Заменяем местоимением «она».

Следующая пара предложений. В них говорится о солнце. Слово «солнце» среднего рода. Его заменили местоимением «оно».

В последней паре предложений речь идёт о зверях. Это слово стоит во множественном числе. И мы заменим его, конечно, местоимением «они».

Ну что же, пора заканчивать сегодня нашу встречу. Не забудьте, дорогие друзья, что:

* Местоимения третьего лица единственного числа могут изменяться по родам.

* Мужской род – он, женский род – она, средний род – оно. .

* Во множественном числе местоимения третьего лица по родам не изменяются.

* Имена существительные любого рода заменяются местоимением они.

Ну и, конечно, запомните написание любимого всеми дня недели – во-скре-сень-е.

А я прощаюсь с вами. До новых встреч!

videouroki.net

Склонение личных местоимений 3-го лица

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Ознакомить со склонением личных местоимений 3-го лица..
  • Формировать навык правописания местоимений 3-го лица с предлогами, используя частично-поисковый метод.
  • Развивать умение распознавать падежные формы.
  • Отрабатывать умение работать, используя полученные ранее знания.
  • Воспитывать внимание и любовь к родному языку.

Оборудование: Карточки для словарной работы, индивидуальные карточки

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к основному этапу.

(Даны слова вперемешку с буквами французского алфавита)

ZКVОJСIМNОRНGАWВFТS

SВNАRГGОJНV

NАGГJРYОRНFОDМS

— Я ничего не перепутала, у нас действительно урок русского языка, но т.к. вы учитесь в гимназии с углубленным изучением французского языка, то я в урок решила включить следующее задание. Среди букв иностранного языка найдите три слова из словаря.

КОСМОНАВТ ВАГОН АГРОНОМ

— Что общего у этой группы слов? (словарные слова, сущ. 2 скл, в ед.ч.)

— Какое слово можно считать лишним?

— Посмотрите, внимательно, какая часть речи спряталась в этих словах?

ОН

ОНА

ОНО

— Что общего в этих местоимениях? (лицо, число)

— В чем особенность местоимений 3 лица? (они изменяются по числам и родам)

3. Чистописание.

— Запишите в строчку чистописания слова из словаря и местоимения.

4. Изучение нового материала:

— С какой частью речи близки местоимения? (существительным)

— А как еще изменяется имя существительное и местоимение? (по падежам).

— Как называется изменение по падежам? (склонением)

— Сегодня мы будем склонять местоимения с предлогами и увидим в чем их особенность.

Как пишутся местоимения с предлогами? (отдельно)

Склонять местоимения будем по рядам.

(доска)

И.п. кто? он (оно) она они
Р.п.у кого? у у
Д.п.к кому? к к
В.п.на кого? на на
Т.п.с кем? с с
П.п.о ком? о о

— Что общего заметили при склонении местоимений с предлогами?

(после предлога у местоимений 3 лица появляется буква Н).

5. Работа с учебником.

— Давайте откроем учебник на странице 64. Сравним склонение местоимений с предлогами и без предлога.

— Что изменилось? Какой же вывод можно сделать?

(у местоимений с предлогом появляется буква Н)

6. Закрепление.

а. Какое правило нужно вспомнить, чтобы выполнить следующее задание?

(доска)

ПОДОШЕЛ К (ОН), ВОЗВРАТИЛСЯ С (ОНА),

РАССКАЗАЛ О (ОН), ПОСМОТРЕЛ НА (ОНИ),

ОТВЕЧАЛ (ОНИ)

— Спишите словосочетания, раскрывая скобки. Докажите, что написали правильно.

б. Прочитайте первое предложение, составьте второе.

НА ОПУШКЕ ЛЕСА СТОИТ КУДРЯВАЯ БЕРЕЗА.

ПОД, ОТ, МОЖНО, ЗНОЙНОГО, СПРЯТАТЬСЯ, СОЛНЦА, И, ДРУГА, БЕРЕЗОЙ, ПОДОЖДАТЬ.

(ПОД БЕРЕЗОЙ МОЖНО СПРЯТАТЬСЯ ОТ ЗНОЙНОГО СОЛНЦА И ПОДОЖДАТЬ ДРУГА.)

— Какую речевую ошибку заметили? (повтор)

Как ее можно исправить? (заменить местоимением - под ней).

Значит, чтобы не было речевых ошибок можно вместо существительного употреблять местоимения.

7. Самостоятельная работа.

— У вас на парте лежит карточка, возьмите ее в руки и прочитайте всю. Сейчас вы должны выбрать для себя задание 1 или 2 и выполнить в тетради самостоятельно, постарайтесь объяснить свой выбор в конце урока (самостоятельная работа).

Карточка

1. Подбери подходящие по смыслу предлоги:

  • : меня
  • : тебе
  • : нас
  • : вами

2. Составить и записать предложения с местоимениями:

С ним, о вас, к нему.

— Кто выбрал первое задание — почему?

— Кто выбрал второе — почему?

8. Итог.

— Что можно сказать о правописании местоимений с предлогами?

— В чем особенность правописания местоимений 3-го лица с предлогом?

9. Домашнее задание.

— Учебник стр. 64, упр.137.

5.02.2011

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Конспект урока на тему «Изменение личных местоимений 3-го лица по родам» 3 класс

Дата:13 .034.2016

Предмет: русский язык

Класс: 3 «В»

Учитель: Замотина Елена Петровна

Руководитель практики: Григорьева Виктория Михайловна

Студент: Русакова Диана

Тема: «Изменение личных местоимений 3-го лица по родам»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: формировать умение определять лицо, число и род местоимений.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить с личными местоимениями, разъяснить почему их называют личными; закрепить понятие о местоимении; учить заменять существительные местоимениями в речи;

  • Развивающие: развивать культурную связную устную речь; обогащать словарный запас; расширять кругозор обучающихся; развивать мелкую моторику рук.

  • Воспитательные: воспитывать интерес к изучению родного языка; воспитывать самостоятельность и ответственность; воспитание любви к родине, семейное воспитание; воспитание дружеских отношений.

Метапредметные: УУД

  • Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, классификация объектов по выделенным признакам;

  • Регулятивные –принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно воспринимать оценку учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации;

  • Коммуникативные – использовать речь для регуляции своего действия; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы произношения.

Личностные: формирование стремления узнавать новое; умение адекватно оценивать свои действия и результаты.

Средства обучения: учебник Канакина В.П. 3 класс, ч.2; тетрадь; презентация.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

— Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Диана Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

«Где ум, там и толк.» 

-Как вы понимаете эту пословицу?

Русская пословица. Означает, что когда дело хорошо продумано, составлен четкий план и все предусмотрено, то обязательно будет успех в этом деле.

Приветствуют, затем присаживаются

Рассуждают

2.Актуализация знаний .

— Наш урок мы начнём с минутки чистописания, чтобы вы настроились на письменную работу и писали в течение всего урока аккуратно и правильно.

-Запишите число, классная работа

— Написание какой буквы будем вспоминать?

-Прописываем полстрочки соединения «н»

Полстрочки соединений «на» и «ня»

-Что нужно помнить при написании этих букв?

-Что мы называем нижним соединением?

-Назовите нижнее соединение.

-Не забудьте, буква «я» пишется снизу, а не с середины.

— Какие звуки обозначает буква «н»?

— Охарактеризуйте звук [н].

— Дайте характеристику звуку [н‘].

— Прочитайте вторую строчку.

-Какие буквы будем прописывать?

-Запишите эту строчку в тетрадь.

-Посмотрите на доску, спишите предложения, вставьте пропущенные местоимения, подчеркните их.

Катя шла в школу. … пришла вовремя.

Петя готовился к уроку. … достал тетрадь и учебник.

Солнце заглянуло в окно класса. … улыбнулось детям.

-Назовите местоимения.

-Расскажите, что вы знаете о местоимениях?

-Какие местоимения вы еще знаете?

-Местоимения, какого лица мы вставили в текст?

-Назовите еще раз эти местоимения. Что же с ними произошло?

-Послушайте четверостишье.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена.

-Сформулируйте тему нашего урока?

Записывают

Прописывают

Наклон и нижнее соединение

Соединяется снизу

«ня»

— Написание буквы «н».

Буква «н» обозначает два звука:

[н] и [н‘]. Звук [н] – согласный, звонкий непарный, сонорный,

на письме обозначается буквой «эн».

Звук [н‘] — согласный, мягкий, звонкий непарный, сонорный, на письме обозначается буквой «эн».

Читают

Заглавные, прописные «Л» и «М»

Записывают

Записывают предложения, вставляют местоимения

Она, Он, Оно

Местоимения – это часть речи, они указывают на предметы, но не называют их.

Я, ты, мы, вы, он, она, они, оно, они – это личные местоимения.

Я, ты, мы, вы.

3-го лица

Слушают

Изменились по родам

«Изменение личных местоимений по родам»

3.Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

-Откройте учебник на странице 93, выполним упражнение под  №158.

Рассмотрите таблицу «Личные местоимения». Назовите каждое местоимение, определите его лицо и число.

-Работаем по цепочке

-Посмотрите в таблицу и скажите, как изменяются местоимения 3 лица?

— Назовите местоимения мужского, женского и среднего рода

— Какой вывод можно сделать о местоимении 3 лица ед.ч.?

— А какие еще местоимения изменяются по родам?

-Сделайте вывод.

-Прочитайте правило на странице 95.

-Правильно ли вы сделали вывод без учебника?

-Закройте свои учебники, у вас на столах лежат листочки с пустой таблицей, я сейчас вам прочту стихотворение, а вы должны вписать в нее местоимения.

-Повторные местоимения не записывайте.

Если я сорву цветок, 
Если ты сорвёшь цветок,
 
Если он, и я, и ты –
 
Если мы сорвём цветы,
 
То окажутся пусты они,
 
И деревья, и кусты.
 
И не будет красоты,
 
И не будет доброты,
 
Если только я и ты –
 
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Прочитайте вашу таблицу и охарактеризуйте услышанные местоимения.

Местоимение Я −1 лицо, ед. число

Ты − 2 лицо ед. число

Он, она, оно − 3 лицо, ед. число

Мы – 1 лицо, мн. число

Вы – 2 лицо, мн. число

Они – 3 лицо, мн. число

По родам

Он, она, оно

Изменяется по родам, как существительные

Никакие

Местоимения 3-го лица ед. ч., изменяются по родам, а остальные не изменяются.

Да

Я- 1л. Ед.ч., Ты-2л. Ед.ч., Он-3л. Ед. ч., Мы-2л. Мн. ч., они-3л. Мн. ч.

4.Первичное закрепление во внешней речи.

-Прочитайте упражнение 159-е

-На что (или кого) указывают местоимения в данных предложениях?

-Приведите пример из первого предложения

-Найдите загадку об одуванчике. Почему цветок получил такое название?

Прочитайте ее.

-Одуванчик, какое это слово?

-Давайте запишем его в ваши словарики.

-Запишите три предложения, в которых можно определить род местоимений.

-Давайте проверим, что вы записали, прочитает предложения ….

-У всех так? Молодцы

-Найдите предложения, в котором говориться какими должны быть настоящие друзья.

-Прочитайте пятое предложение, кто знает продолжение этого стихотворения?

-Чему учит это стихотворение?

-Выполним следующее упражнение 160-е

-Прочитает диалог…

-Чему учит нас это стихотворение?

-Кто-нибудь из вас уезжал надолго из дома?

-Скучали по дому?

-Правильно надо любить свою родину.

-Спешите его, Разберите по членам второе предложение.

-Разбирать вслух его будет….

-Каким членом предложения является местоимение?

1)Знать, солнышко утомлено, за горы прячется оно. 2)Мы такие с ним друзья — куда он, туда и я.3) Вы, товарищ, выше всех! 4)Ты в дальнюю дорогу бери с собой друзей. 5) Мама спит, она устала. 6) О чем ты печалишься, осень? 7)Был я солнышком лучистым. Стал я облачком пушистым.

На слова

Местоимение оно указывает на слово солнышко

Был я солнышком лучистым. Рассуждают.

Стал я облачком пушистым.

Словарное

Записывают

1)Знать, солнышко утомлено, за горы прячется оно.

2)Мы такие с ним друзья — куда он, туда и я.

5) Мама спит, она устала.

Оно- 3 лицо, ед. число, ср. род

Он – 3 лицо, ед.число, м. род

Она – 3 лицо ед. число ж. род

Мы такие с ним друзья — куда он, туда и я.

Мама спит, она устала…
Но и я играть не стала! 
Я волчка не завожу, 
А уселась и сижу.

Нужно любить и уважать маму.

Читают

Рассуждают

Беседа

О ком говориться в предложении? О нас «Кто?» мы — это подлежащее выраженное личным местоимением, подчеркиваем одной чертой. Мы «что делали?» тосковали — это сказуемое выраженное глаголом подчеркиваем двумя чертами. Тосковали «по чему?» по стороне — это дополнение. По стороне «какой?» родной – это определение выраженное прилагательным, подчеркиваем волнистой линией. Тосковали «где?» в стране – это второстепенный член предложения, выраженный с предлогом. В стране «какой?» далекой – это

выраженное прилагательным, подчеркиваем волнистой линией.

Это предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное.

Подлежащим

5. Самостоятельная работа.

-У вас на столах лежат листочки с самостоятельной работой

-Подпишите листочки и приступайте к их выполнению

 

№1  Одно из слов в каждой группе лишнее. Выделите его и объясните своё решение.

.2 Какие местоимения нужно добавить по обе стороны от буквы –к−, чтобы получились самые крупные овощи?

-Молодцы, сдайте листочки с последних парт, я проверю их и выставлю вам отметки.

Я — местоимение 1л., ост 3л.

Они – мн. число, ост ед.

Но – это союз, ост местоим.

Ты – местоимение, ост предл.

ТЫ – К − ВЫ

6.Рефлексия учебной деятельности.

-Вот и подошел к концу наш урок

-Так давайте же вспомним, как изменяются местоимения 3-го лица единственного числа?

-Что такое местоимение. Какие вы знаете личные местоимения?

-Ответьте на вопрос «Чему я научился сегодня на уроке?»

-Запишите домашнее задание в дневники стр. 93 упражнение под № 157.

-Урок окончен. Встали все. Спасибо за работу.

По родам

Местоимения – это часть речи, они указывают на предметы, но не называют их.

Я, ты, мы, вы, он, она, они, оно, они – это личные местоимения.

Отвечают

Записывают д/з

Учитель:_____________________

Руководитель практики:___________________

Отметка:________________________

infourok.ru

Личные местоимения / Местоимение / Морфология и морфологический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Местоимение
  6. Личные местоимения

Существует несколько разрядов местоимений. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными местоимениями. Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в речи. Это местоимения, заменяющие имена существительные. Они отвечают на те же вопросы, что и существительные — кто? что?. Отличаются от существительных тем, что существительные называют предмет, а личные местоимения только указывают на предмет, не называя его.

Например:

кто? — Вадим пошел в школу. — (сущ.)

кто? — Он пошел в школу. — (мест.)

что? — Яблоко лежит на столе. — (сущ.)

что? — Оно лежит на столе. — (мест.)

Понять, что (или кто) это за предмет, на который указывает местоимение, можно по контексту.

Например:

Волны вынесли на берег сундук. Он был старинным, из темного дерева. (мы понимаем, что «он» — это сундук).

Волны вынесли на берег пингвиненка. Он был совсем один. (мы понимаем, что «он» — это пингвиненок).

 

Личные местоимения бывают первого, второго, третьего лица:

1-е лицо — я, мы — указывают на говорящего, т.е. на себя

2-е лицо — ты, вы — указывают на собеседника, т.е. на лицо, с которым говорят

3-е лицо — он, она, оно, они — указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят

При этом местоимения второго лица ты, вы могут обозначать как определенное лицо, так и неизвестное любое лицо.

Например:

Вы идёте с нами на прогулку? (известно, к кому обращаются — т.е. спрашивают конкретных людей о прогулке)

Много ли вы встретите птиц поздней осенью в лесу? (неизвестно, к кому обращаются — т.е.вопрос может быть адресован кому угодно)

Чтобы определить лицо местоимения, надо поставить местоимение в именительный падеж, и по этой форме узнать лицо (например, к нам. И. п. — мы — 1-е лицо).

 

Личные местоимения изменяются по числам:

единственное число — я, ты, он, она, оно

множественное число — мы, вы, они

 

Личные местоимения 1-го и 2-го лиц не имеют категории рода. Местоимения 3-го лица в единственном числе изменяются по родам:

мужской род — он

женский род — она

средний род — оно

Во множественном числе для всех родов — они.

 

Личные местоимения изменяются по падежам. При склонении изменяется не только окончание, а все слово — я, меня, мне.

Ищи примеры и подробный план склонения личных местоимений по ссылке.

 

В предложении личные местоимения могут выполнять роль подлежащего или дополнения.

Например:

Валентина быстро подошла ко мне. Она была так хороша!

При морфологическом разборе личных местоимений указывается лицо,  падеж, род (если есть), число.

 

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Склонение личных местоимений

Морфологический разбор местоимения

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 174, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 177, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 2, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 3, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 215, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 105, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 108, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 110, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 229, Полякова, Учебник, 1 часть

3 класс

Упражнение 162, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 2, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 135, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 83, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 20, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 31, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 1, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 3, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 6, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 113, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 116, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 135, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 69, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 75, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 76, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 178, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 119, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 104, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 131, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

5 класс

Упражнение 72, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 114, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 436, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 437, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 448, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 471, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 476, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

8 класс

Упражнение 297, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 307, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 359, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


© 2019 — budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

Себя… Как изменяется местоимение СЕБЯ? Какую особенность оно имеет????

Возвратные местоимения — часть речи, вид местоимения, выражающая направление действия на производящего его. Группа возвратных местоимений представлена словом «себя», указывая на лицо, о котором идёт речь. Возвратное местоимение «себя» не имеет начальной формы, изменяется только в косвенных падежах, может относиться к любому из личных местоимений всех трёх лиц: «Он взял себе книгу. «, «Она взяла себе книгу. «, «Они взяли себе книги. «. В предложении возвратное местоимение «себя» выполняет функцию дополнения: «Очень хотелось бы побаловать себя, сделать себе небольшой подарок. «; в в форме дательного падежа возвратное местоимение «себя» следует отличать от местоимения, приближенного по значению к частице: «Он нашёл себе занятие. «, «Идёт себе и ни о чём не думает. «, «Помоги себе сам. «, «Спектакль оказался не очень, так себе. «, — в этом случае слово «себя» не выделяется в качестве самостоятельного члена предложения, а подчёркивается вместе со словом, к которому относится.

Возвратные местоимения — часть речи, вид местоимения, выражающая направление действия на производящего его. Группа возвратных местоимений представлена словом «себя», указывая на лицо, о котором идёт речь. Возвратное местоимение «себя» не имеет начальной формы, изменяется только в косвенных падежах, может относиться к любому из личных местоимений всех трёх лиц: «Он взял себе книгу. «, «Она взяла себе книгу. «, «Они взяли себе книги. «. В предложении возвратное местоимение «себя» выполняет функцию дополнения: «Очень хотелось бы побаловать себя, сделать себе небольшой подарок. «; в в форме дательного падежа возвратное местоимение «себя» следует отличать от местоимения, приближенного по значению к частице: «Он нашёл себе занятие. «, «Идёт себе и ни о чём не думает. «, «Помоги себе сам. «, «Спектакль оказался не очень, так себе. «, — в этом случае слово «себя» не выделяется в качестве самостоятельного члена предложения, а подчёркивается вместе со словом, к которому относится. 6 Нравится Пожаловаться

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *