Содержание

Как подчёркивается имя прилагательное (краткое) в русском языке

Затяжные дожди размыли дорогу. Дожди были затяжные – дорогу размыло.

Два предложения, в которых говорится об одном и том же: те же слова, смысл одинаковый. Почему же прилагательные (далее ИП) в предложениях подчеркиваются по-разному, как определить, когда каким членом предложения (далее ЧП) они являются?

Какие бывают члены предложения

Изучая части речи, знакомятся с ролью слов в предложении, запоминают, как подчеркивается имя прилагательное, существительное, глаголы в зависимости от синтаксической роли. Ведь все самостоятельные части речи обязательно несут синтаксическую нагрузку, являясь главными или второстепенными ЧП.

Главные ЧП – подлежащее и сказуемое – содержат сведения, что происходит (сказуемое), о чем идет речь (подлежащее). Кроме действующих героев, явлений, могут быть второстепенные – дополнения. Предметы и явления имеют признаки (определения), а действия происходят при каких-либо обстоятельствах.

  • Любопытный мальчишка сверху удивленно разглядывал шумную улицу.

В примере два прилагательных подчеркнуты волнистой линией. Это два определения – второстепенные ЧП, отвечают на местоименный вопрос КАКОЙ? (мальчишка), КАКУЮ? (улицу).

Синтаксическая роль прилагательного

Предложение с определениями, выраженными ИП, не вызовет вопросов или сомнений. Потому что это обычная синтаксическая роль слов, обозначающих признак. Поэтому прилагательные привычней подчеркивать как определения – волнистой чертой.

Но это не единственная функция ИП, которое бывает главным ЧП. Чтобы не пропустить имя прилагательное в роли сказуемого, обращают внимание на форму, положение слова в контексте.

Полная форма

Рассмотрим для сравнения примеры:

  • Суровая зима.
  • Зима суровая.

В первом – констатация факта: речь о зиме, а она суровая. Во втором акцент не на зиме (и так понятно, что не лето), а на ее качестве – суровая. Полное ИП в постпозиции по отношению к подлежащему обычно подчеркивается двумя прямыми чертами, потому что выполняет роль сказуемого, если нет другого полноценного сказуемого:

  • Рябина, щедрая, багровая, издалека указывала путь к нашему дому.
  • Рябина нынче щедрая, уже багровая.

В первом примере говорится, что рябина указывала путь – ИП здесь лишь второстепенные ЧП. Второй пример – ИП входит в сказуемое, так как в предложении нет другого полноценного сказуемого, а прилагательное стоит после подлежащего.

В таких предложениях сказуемое – составное именное. Состоит из глагола-связки (был, стал, казался) и ИП, в котором заключен смысл, основное значение сказуемого. Глагол-связка вписывается в текст, где действие происходит в прошедшем или будущем времени, а в наст. времени связка нулевая:

  • Последние солнечные деньки (перед подлежащим ИП всегда определение).
  • Последние деньки солнечные (наст. вр., нулевая связка)
  • Погода будет солнечная (буд. вр.).
  • Вечернее небо было пасмурным (прош.вр).

Краткая форма

ИП в краткой форме, где бы по отношению к подлежащему ни стояло, всегда входит в составное именное сказуемое. Другой синтаксической роли у краткого ИП не бывает.

Как подчеркнуть прилагательное

Выяснив, какую синтаксическую роль играет слово, подчеркивают полное ИП либо как определение (волнистой), либо как сказуемое (двойной прямой).

Сомнений, как подчеркивается при разборе краткое прилагательное, нет – всегда двумя прямыми линиями.

Познакомившись со степенями сравнения, ученики узнают, что есть еще одна форма ИП, которая всегда подчеркивается двойной прямой чертой. Это простая составная степень сравнения:

  • Сегодня сумка легче.
  • В центре города дома выше.

Но такие ИП легко перепутать с наречием, если не задать вопрос:

  • Петр оказался сильнее (оказался каким? – ИП)
  • Петр ударил сильнее (ударил как? – наречие)

Как подчёркивается местоимение в предложении в русском языке?

Местоимение под­чёр­ки­ва­ет­ся опре­де­лён­ной лини­ей в зави­си­мо­сти от того, каким чле­ном пред­ло­же­ния оно является.

В тек­сте, что­бы избе­жать повто­ра одних и тех же слов, широ­ко исполь­зу­ют­ся место­име­ния, кото­рые, как извест­но, могут заме­нять собой сло­ва раз­ных частей речи:

  • суще­стви­тель­ное  — кто, что, то, кто-нибудь и пр.;
  • при­ла­га­тель­ное — этот , такой, наш, ваш, свой и пр.;
  • чис­ли­тель­ные — столь­ко, сколь­ко, несколь­ко, сколько-нибудь и пр.

Заменяя сло­ва дру­гих частей речи, место­име­ние может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния, и тогда оно под­чёр­ки­ва­ет­ся опре­де­лен­ной лини­ей в соот­вет­ствии с его син­так­си­че­ской ролью.

Местоимение — подлежащее

Определить место­име­ние в роли под­ле­жа­ще­го не соста­вит тру­да. Подлежащим чаще все­го явля­ют­ся лич­ные место­име­ния, хотя могут упо­треб­лять­ся место­име­ния дру­гих раз­ря­дов. Местоимение-подлежащее заме­ня­ет собой суще­стви­тель­ное, име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла и отве­ча­ет на вопро­сы: кто? что?

Подъезжая к деревне какого-либо поме­щи­ка, я любо­пыт­но смот­рел на высо­кую узкую дере­вян­ную коло­коль­ню или широ­кую тём­ную дере­вян­ную цер­ковь (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мы в деревне ста­ра­ем­ся при­ве­сти свои руки в такое поло­же­ние, чтоб удоб­но было ими рабо­тать; для это­го обстри­га­ем ног­ти, засу­чи­ва­ем ино­гда рука­ва (Лев Толстой. Анна Каренина).

Нас мно­го было на челне;
Иные парус напря­га­ли,
Другие друж­но упи­ра­ли
В глубь мощ­ны вёсла…

(А. С. Пушкин. Арион).

Местоимение, выпол­ня­ю­щее роль под­ле­жа­ще­го, под­чёр­ки­ва­ет­ся одной пря­мой линией.

Местоимение — сказуемое

В роли это­го глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния место­име­ние исполь­зу­ет­ся, если нахо­дит­ся после под­ле­жа­ще­го, при­чем, как пра­ви­ло, в сооб­ще­нии нет глагола-сказуемого, и отве­ча­ет на вопрос: что гово­рит­ся о предмете?

Вишнёвый сад теперь мой! (А. П. Чехов. Вишневый сад).

Эта пуши­стая белая собач­ка твоя?

Сказуемое-местоимение под­чёр­ки­ва­ет­ся дву­мя парал­лель­ны­ми пря­мы­ми линиями.

Как подчёркивается местоимение-определение

Местоимение в каче­стве опре­де­ле­ния толь­ко ука­зы­ва­ет на при­знак пред­ме­та, кон­крет­но не назы­вая его, и отве­ча­ет на вопро­сы: какой? чей?

В роли согла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния высту­па­ют опре­де­ли­тель­ные, ука­за­тель­ные, при­тя­жа­тель­ные и др. место­име­ния, кото­рые под­чёр­ки­ва­ют­ся вол­ни­стой линией.

Это была моя обя­зан­ность, и я ею очень гор­дил­ся (Вениамин Каверин. Два капитана).

У него была своя соб­ствен­ная цель (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).

Этот домик с при­мы­ка­ю­щим к нему пали­сад­ни­ком нахо­дил­ся в чер­ной, запу­щен­ной части пар­ка со ста­рой полу­круг­лою алле­ей въез­да (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Особую труд­ность вызы­ва­ют несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния, кото­рые выра­жа­ют­ся при­тя­жа­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми «его», «её», «их». Их отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью явля­ет­ся то, что они пояс­ня­ют в пред­ло­же­нии име­на существительные.

Каморка (чья?) его при­хо­ди­лась под самою кров­лею высо­ко­го пяти­этаж­но­го дома и похо­ди­ла боль­ше на шкаф, чем на квар­ти­ру (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).

Вдруг лицо (чьё?) её иска­зи­лось от ужа­са (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Взъерошенная шерсть (чья?) их заин­де­ве­ла на моро­зе, дыха­ние засты­ва­ло в воз­ду­хе и кри­стал­ла­ми осе­да­ло на шку­ре (Джек Лондон. Белый Клык).

Местоимение в роли дополнения

Если местоимение-существительное в падеж­ной фор­ме управ­ля­ет­ся ска­зу­е­мым, то оно явля­ет­ся допол­не­ни­ем, кото­рое под­чёр­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной лини­ей             .

Просто я хочу пока­зать (кому?) вам свою квар­ти­ру (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Я спра­ши­ваю (кого?) его (о чём?) о чём-то ненуж­ном на суде (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Тогда он открыл (кому?) ей тай­ну, (за что?) за кото­рую вся­кий из вас доро­го бы дал (А. С. Пушкин. Пиковая Дама).

Местоимение «за кото­рую», явля­ю­ще­е­ся допол­не­ни­ем в зави­си­мой части слож­но­под­чи­нён­но­го пред­ло­же­ния, явля­ет­ся союз­ным сло­вом.

Местоимение в роли обстоятельства

Местоимение в роли обсто­я­тель­ства в пред­ло­же­нии при­над­ле­жит к син­так­си­че­ской груп­пе ска­зу­е­мо­го. От ска­зу­е­мо­го зада­ем обсто­я­тель­ствен­ный вопрос к место­име­нию или, чаще, к лек­си­че­ски неде­ли­мо­му сло­во­со­че­та­нию, содер­жа­ще­му в сво­ем соста­ве место­име­ние. Обстоятельство под­чёр­ки­ва­ет­ся лини­ей «штрих-точка-штрих-точка» (                 ), напри­мер:

По ули­це в это вре­мя про­хо­дил учи­тель тан­цев (Ю. Олеша. Три толстяка).

Проходил (когда?) в это время.

Я сижу у себя, пью горя­чий чай, слу­шаю, как за окном поры­ва­ми сно­ва под­ни­ма­ет­ся ветер…(Ю. Казаков).

Сижу (где?) у себя, то есть дома.

Он горь­ко про­пла­кал весь день, а когда наста­ла длин­ная, уны­лая ночь, он засло­нил рука­ми гла­за, что­бы не видеть тьмы, и, забив­шись в угол, поста­рал­ся уснуть (Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста).

Проплакал (как дол­го?) весь день.

Скачать ста­тью: PDF

Разобрать предложение по частям речи

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Как сделать разбор предложения по частям речи?


Как подчёркиваются части речи?

Правила и примеры разбора предложения по частям речи:

На выставке экскурсовод рассказывал о современных художниках.

Главные члены предложения составляют грамматическую основу предложения.

Подлежащее