Как правильно – бОмжи или бомжИ?
https://radiosputnik.ria.ru/20191228/1562964494.html
Как правильно – бОмжи или бомжИ?
Как правильно – бОмжи или бомжИ? — Радио Sputnik, 22.01.2020
Как правильно – бОмжи или бомжИ?
Сначала о самом слове бомж. Бомж – это бездомный, бродяга. А образовано слово бомж из сокращения слов: без определенного места жительства. Первые буквы этого… Радио Sputnik, 22.01.2020
2019-12-28T00:44
2019-12-28T00:44
2020-01-22T09:02
в эфире
подкасты – радио sputnik
русский устный
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/156296/44/1562964487_0:3:1036:586_1920x0_80_0_0_aa2932591cb8044e01a057be758e1bf7.jpg
БОМЖ
БОМЖ
audio/mpeg
Сначала о самом слове бомж. Бомж – это бездомный, бродяга. А образовано слово бомж из сокращения слов: без определенного места жительства. Первые буквы этого словосочетания и образовали слово бомж. Такое сокращение использовали в советское время как официальную информацию о паспортных данных. Задержали, скажем, бродягу – а в паспорте прописки нет, вот и писали в протоколе – бомж. У братьев Стругацких бомж в рассказе 1982 года: «Странный он был тип: для бомжа выглядел слишком, пожалуй, респектабельно, а для так называемого приличного человека казался слишком уж опустившимся». К началу века нынешнего бомж полностью обустроился в лексической системе русского языка. Сегодня есть бомжик, бомжевать, бомжовый, бомжатник, бомжиха. Языковая семья и дом есть – русская лексика. У слова бомж варианты множественного числа: бОмжи и бомжИ. Для официального строгого стиля – бОмжи, а для обихода – бомжИ.
Радио Sputnik
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
Радио Sputnik
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Sputnik
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/156296/44/1562964487_126:0:910:588_1920x0_80_0_0_217b2af9da72752dea985819a8c094c5.jpgРадио Sputnik
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Sputnik
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в эфире, подкасты – радио sputnik, аудио
Сначала о самом слове бомж. Бомж – это бездомный, бродяга. А образовано слово бомж из сокращения слов: без определенного места жительства. Первые буквы этого словосочетания и образовали слово бомж.
Такое сокращение использовали в советское время как официальную информацию о паспортных данных. Задержали, скажем, бродягу – а в паспорте прописки нет, вот и писали в протоколе – бомж. У братьев Стругацких бомж в рассказе 1982 года: «Странный он был тип: для бомжа выглядел слишком, пожалуй, респектабельно, а для так называемого приличного человека казался слишком уж опустившимся». К началу века нынешнего бомж полностью обустроился в лексической системе русского языка. Сегодня есть бомжик, бомжевать, бомжовый, бомжатник, бомжиха. Языковая семья и дом есть – русская лексика. У слова бомж варианты множественного числа: бОмжи и бомжИ. Для официального строгого стиля – бОмжи, а для обихода – бомжИ.
«Моя цель – не аншлаг в зале, а аншлаг родственных душ»
Ильтазар Мухаматгалиев: «Я вообще не люблю, когда все строится чисто на сценарии. Я ожидаю возникновения живых моментов»
Фото: © Султан Исхаков / ИА «Татар-информ»
– Ильтазар, встретиться, поговорить с вами хотела давно, тут и инфоповод появился. .. Хотя поговорить с артистом можно и без всякого инфоповода.
– В первые месяцы пандемии мы же все были заперты в своих домах, где-то полгода так жили. Поначалу, конечно, было хорошо, просто как внезапные выходные – отдыхаешь, спокойно с семьей пьешь чай, отсыпаешься, сидишь смотришь в окно и мысли приводишь в порядок. Уже ближе к месяцу такого отдыха стало как-то беспокойно на душе – столько времени провожу зря. Вот сижу я, ничего не делаю, смотрю в одну точку. В голове что-то крутится… Стал вспоминать и повторять про себя стихи, какие я знаю. Выхожу на балкон, рассказываю вслух – проверяю, правильно ли я их рассказываю. Захожу, снова чаю попью… В итоге вот таких стихов у меня набралось примерно на получасовую программу.
Раньше у меня времени не было что-то новое учить, а тут получилось. Поэзия молодых очень красивая.
– Только поэзия?
– Да. О прозе так не могу сказать. Журнал «Казан утлары» год выписывал, посмотрел, что там. К сожалению, прозой не настолько доволен, как поэзией. Так и должно быть – жизнь идет по синусоиде. Мне кажется, что в поэзии молодежь и смелее, благороднее, и чище. Особенно восхищает творчество наших девушек: Лилии Гибадуллиной, Гелюсы Батталовой, Йолдыз Миннуллиной… Хотя в программе у меня в основном мужчины. Это не анализ стихов, я их просто выучил, как моя мама говорит, «заключил в своей памяти». Полюбившихся стихов оказалось довольно много, больше, чем на час, поэтому я потом их начал уже отсеивать.
– Я бы не сказала, что поэзия сейчас в нашем культурном пространстве не присутствует – стихи читают со сцены, и конкурсы специальные есть, и даже конкурс с солидными призами… К чему я веду – у тебя будет что-то новое, чего сейчас нет?
– Стихов много. Я сам в интернете вижу, как их читают, – там одни эмоции, ими старательно выжимают слезу. И музыка соответствующая. Такая поэзия мне неинтересна, она меня утомляет, даже одно стихотворение не могу дослушать до конца. У них своя аудитория, а я имею в виду другую аудиторию – есть люди, солидарные со мной, понимающие вещи так же, как я.
– Кто они?
– Каждый из них живет в своем отдельном мире, в то же время они нуждаются в том, чтобы собраться вместе и послушать стихи. Каждый из них сам по себе восхищается поэзией, а мне хотелось собрать их вместе. Я жил с такой идеей. Фарит Рафкатович тоже, когда мы уже собрались в театре, спросил: «Чем вы занимались в это время?» Я сказал, что потихоньку появляется вот такая программа, спросил, нельзя ли в Малом зале устроить вечер. Фарит Рафкатович сказал: «Давай сделаем не один вечер, а каждый месяц, попробуем ввести в репертуар». После этого разговора прошло больше года. У театра забот много, я уже остывать начал, и вдруг звонят: «Почему ты не подходишь? Забыл?» И тут я резко начал готовиться.
«Мы же творческая семья. Лейсан подготовила романсы, разные песни, и стихи у нее есть»
Фото: © Салават Камалетдинов / ИА «Татар-информ»
– Наверняка не в одиночку – рядом с тобой живет одна из самых талантливых актрис татарского театра (жена Ильтазара Мухаматрахимова – Лейсан Рахимова).
– Верно. Мы же творческая семья. Лейсан подготовила романсы, разные песни, и стихи у нее есть. В то время и дочка была в Казани, они учились дистанционно. Ее будущая профессия тоже связана с искусством (Лейла Мухаматгалиева учится в Школе-студии МХАТ на художника по свету, сценографа-технолога. – Ред.). Одним словом, как плод «вынужденного отдыха» появилась вот эта программа. Сначала она родилась у нас в голове, теперь уже это надо реализовать на сцене. Как получится, один бог знает.
– Режиссер тоже ты сам?
– Да, потому что я подумал, что очень сложно будет кому-то объяснять все идеи, пожелания, которые во мне есть. К тому же это не какая-то большая вещь. Был бы спектакль, конечно, я бы попросил дать режиссера. А здесь просто осталось добавить технические моменты. Главное – чтобы у меня самого желание выйти на сцену не пропало. Если это желание не угаснет, что все можно сделать.
– Но все же как бы ты описал своего зрителя?
– Часовая программа – это значит, целый час слушать стихи.
Иногда и четверостишие может потрясти всю душу, весь день ничего не хочешь видеть. А иногда читаешь толстенные тома… и никакого снотворного не надо.
– То есть на этом вечере мы сможем познать поэзию, которую ты считаешь поэзией, верно?
– Сейчас ведь детей разделяют на гуманитариев и тех, кто лучше знает точные науки. Мне кажется, вопрос нельзя так ставить. Якобы у кого-то лучше работает одна сторона головного мозга, у другого – другая. Не согласен. Искусство и наука – это как разные стороны монеты.
«Часовая программа – это значит, целый час слушать стихи. Если человек не любит поэзию, он такое не выдержит»
Фото: © Михаил Захаров / ИА «Татар-информ»
Древние греки видели связь между музыкой и математикой. И есть убедительные доказательства, что это так. Но не буду спойлерить, это уже тема будущего вечера.
– Значит, в какой-то мере это еще и лекция?
– Не хочу пугать, называя это лекцией, будет разговор, некое раскрытие завесы тайн… попытка приподнять завесу тайн.
– Насколько я знаю, первое высшее образование у тебя техническое. Проявляется, значит?
– Да, по первому высшему я химик-технолог, технарь. После третьего курса подошел к Марселю абый Салимжанову, говорю: «Я учусь хорошо, но брошу и приду к вам». А он посоветовал доучиться, сказал, что из технарей получаются хорошие режиссеры. Видимо, он хотел, чтобы я развивался в этом направлении. Потом я начал писать сценарии, думаю, этим я в какой-то степени его представления реализовал. Сценарий пишется так, чтобы режиссер смог быстро его поставить, то есть надо писать через точку зрения режиссера.
– Это главный критерий сценария?
– Чтобы понравилось людям, а главное – тому, чей творческий вечер ты делаешь. Я как-то посчитал – за все это время я написал сценарии двух сотен различных творческих вечеров и юбилеев. Это и 100-летие театра, вечера наших великих личностей – Туфана Миннуллина, Марселя Салимжанова и других. Некоторым писал по три раза – например, сразу три юбилея Равиля Шарафеева.
– Значит, знаешь его даже лучше, чем он сам.
– Лучше знать невозможно. Но они и сами о себе особо не знают. Этим и интересен творческий человек – часть его личности остается загадкой даже для него самого.
– Кажется, мы немного отошли от темы…
– Да. Получается, я все время занят, пишу сценарий для кого-то. Мой тесть, в этом году он ушел из жизни (в 1975-1988 годах генеральный директор Татарского мехового производственного объединения им. Х. Ямашева Науфаль Рахимов. –

– Наверняка ты и сам писал стихи?
– Я писал тексты песен для спектаклей «Черная бурка», «Go, Баламишкин», «Взлетел петух на плетень». Но это не значит, что я поэт, просто надо было спасать спектакль. Режиссер обратился, и я взялся написать.
– Но ты уже знаешь, откуда появляется стихотворение.
– Как сказать… иногда вымучиваешь его, а иной раз рука сама пишет. Профессиональным поэтом себя я уж не буду называть. Песни к этим спектаклям мы писали с композиторами Масгудой Шамсутдиновой, Радиком Салимовым, Эльмиром Низамовым. С хорошими композиторами поработал, подумал я, когда готовился к этому вечеру. Есть некоторый опыт.
– А здесь будет музыка?
– Будет две музыкальные вставки. Сейчас ведем переговоры. Я случайно наткнулся в интернете на видео поэтического вечера Луизы Янсуар. Там удивительный парень играл на гитаре «Тәфтиләү». Им оказался Айдар Абдрахимов. Начал его искать и нашел через Луизу Янсуар. Значит, это будет не просто поэзия, а музыкальный творческий вечер. А так блестеть фантиками в виде танцев и тому подобного не собираемся.
– Сколько стихов мы услышим?
– Я вообще не люблю, когда все строится чисто на сценарии. Я ожидаю возникновения живых моментов. Смотря какой будет зритель, возможно, какие-то из стихов не войдут. Пока в программе 27 стихотворений.
– Авторы будут в зале?
– Если бы это было единоразово, то сообщил бы авторам. Пока не буду приглашать, сначала посмотрю – смогу ли я оправдать их надежды? Не будет им стыдно? А некоторых даже при желании уже не смогу позвать – Мудариса Аглямова, Такташа…
– Думаю, без Тукая тоже не получится. На каком произведении Тукая ты остановился?
– Во всяком случае, не на том, что постоянно звучит в творческих вечерах. Покритикую систему образования. Нас буквально под кнутом учили: «Это хороший поэт, вот это его стихотворение хорошее». Разум твой понимает, что стихотворение действительно хорошее, но в отношении этого стихотворения в душе остался шрам. Этих поэтов открываешь только спустя годы. С Мусой Джалилем тоже получилось настолько тяжело. Казалось бы, это поэт, благодаря которому татар узнали в мире, какие великолепные оперные работы создал! Великая личность! Всем умом я понимаю. А в школе нам: «Джалиль, Джалиль, Джалиль»… Поэтому при обучении татарской литературе, русской, зарубежной, хотелось бы, чтобы ребенок сам открыл для себя поэзию. Это такая тонкая сфера, невозможно кнутом заставить ее полюбить.
«Хотелось бы, чтобы ребенок сам открыл для себя поэзию. Это такая тонкая сфера, невозможно кнутом заставить ее полюбить»
Фото: © Султан Исхаков / ИА «Татар-информ»
Одним словом, хочется в начале вечера вынести вопрос, а в конце вместе найти ответ на него. Получится это или нет? Путь к прекрасному не только в природе, но в чем-то, не связанном с человеческим разумом, – лепестке цветка, даже на небе, расположении галактики, в гармонии музыки. .. В мире есть некий порядок, который не человеком был создан… Он проявляется даже в том, как кошка спит, свернувшись клубком…
– Ильтазар, у меня к тебе было очень много вопросов. Но тут мы говорили о поэзии, и как-то неудобно мне спрашивать что-то из прозы жизни. Давай об этом поговорим после твоего вечера. Договорились? Но будут вопросы и очень непростые, острые.
– Договорились.
Рузиля Мухаметова, intertat.tatar;
перевод с татарского
Узус или мода на безграмотность / Хабр
Недавно я узнал, что довольно много людей читают статьи на Хабре «как книгу». Думаю, мы все здесь стараемся быть грамотными, уважать читателей. Кстати, традиционный дружественный плюс в карму тем, кто сообщает об опечатках — это очень ценно!
Когда очень много пишешь каждый день — какие-то ошибки, описки и опечатки практически неизбежны. Что интересно, в чужих текстах обычно видишь их мгновенно, а у себя — далеко не всегда. Видимо, слишком захватывает нить повествования. Да, к счастью, у некоторых авторов есть роскошь в виде профессиональных редакторов. Уверен, что большинство моих статей на Хабре стало бы значительно лучше, если бы над ними поколдовали те самые люди с даром редактирования и великолепным знанием языков.
Предлагаю вам ненадолго побыть в роли редактора. Как вам кажется, есть ли орфографические ошибки в этих предложениях:
Основная задача нашего отдела «Проекты по искусству» — найм новых сотрудников.
В прошлом квартале компания «Бегемоты и Питон» не занималась наймом новых сотрудников.
Вы, конечно, сразу догадались, что речь пойдёт о вездесущем слове «найм». Давайте попробуем найти его в орфографическом словаре. Как ни удивительно, слова «найм» ни в одном словаре мы не найдём. В чём же дело? Может, это какое-то новое слово, которое ещё не успело прочно обосноваться в языке? Нет, ведь наймом сотрудников занимались ещё советские отделы кадров. Так может в словари вкралась ошибка? Очень маловероятно.
Всё встанет на свои места, когда мы поищем там же слово «наём». Именно в такой форме оно есть во всех современных (и не только) словарях русского языка.
Получается, что оба предложения, приведённые в начале статьи, содержат ошибку? А вот и нет: первое написано с ошибкой, а второе — без. Как это ни странно, интересующее нас слово в именительном и винительном падежах пишется через «ё» — «наём», а во всех остальных через «й» — «наймом».
Вот как склоняется это слово в единственном числе:
именительный — наём;
родительный — найма;
дательный — найму;
винительный — наём;
творительный — наймом;
предложный — найме.
Получается, что слова «найм», согласно словарям, просто нет в русском языке. Однако такую форму мы встречаем чаще всего — в статьях, в рекламных объявлениях, даже в книгах. Например, мне как-то попалась на глаза книга, которая называлась «Отбор и найм персонала. Технологии тестирования и оценки».
Кажется, что слово «найм» определённо держит пальму первенства и не собирается уступать. Google это подтверждает: 3 миллиона результатов по запросу «найм» против 375 тысяч результатов по запросу «наём». Да и в статистике запросов Google Trends невооружённым глазом видна похожая картина.
С другой стороны, поиск по национальному корпусу русского языка даёт такие результаты:
найм — 25 документов, 55 вхождений;
наём — 363 документа, 534 вхождения.
Откуда же такая разница? Видимо, это связано с тем, что в корпусе языка в основном содержатся «официальные» источники: документы, книги и статьи, которые проверяются профессиональными редакторами. В Google — в основном «неофициальные»: форумы, блоги, объявления.
Получается, что в «народной речи» форма «найм» уже давно победила. Можно предположить, что это слово прочно вошло в «узус» — общепринятое носителями языка употребление языковых единиц: слов, устойчивых оборотов, форм, конструкций.
Вопрос взаимодействия словарных норм и узуса, пожалуй, вечный. Это одна из холиварных тем, в которой сломано немало копий. Вспомним хотя бы пресловутый «кофе» среднего рода.
В какой момент мы считаем, что норма изменилась? Когда меняется узус, то есть больше людей начинают так говорить или писать? Но ведь может быть, это просто неграмотное произношение или написание, распространенная ошибка, а не новая норма? Как правило, кодификаторы, авторы словарей и справочников, ориентируются не на узус, а на мнение «экспертного сообщества», к которому можно причислить образованных, грамотных людей, знающих, что по данному поводу говорится в словарях и справочниках, но способных критически оценить соответствующие рекомендации.
Елена Шмелева, доктор филологических наук
Язык постоянно меняется. В какой-то момент определённые устоявшиеся формы слов переходят из узуса в словари, но так случается далеко не всегда. И тут возникает вопрос: как же нам говорить и писать до тех пор, пока какая-то общеупотребимая форма слова ещё не появилась в словарях? Где проходит граница между узусом и элементарной безграмотностью? Если я напишу «найм», то это распространённая ошибка или новая норма, пока не зафиксированная в словарях? А если я, допустим, говорю «друшлак» или «грейфрукт»? А если заявляю, что «телефон звОнит»? Продолжать этот список можно бесконечно, можно его «обОстрить» и «углУбить».
В своей статье лингвист и доктор филологических наук Алексей Шмелёв рассказывает о докладе В. А. Успенского «Может ли норма быть неправильной?»:
В своём докладе В. А. Успенский предложил отказаться от ориентации на словари и справочники и считать, что в основе понятия нормы лежит статистика: норма — это то, как говорит или понимает языковые выражения большинство носителей языка. При таком подходе словом «норма» обозначается то, что лингвисты обычно называют узусом, а в качестве замены термину «норма» используется понятие «правильности». Впрочем, суть дела при этом не меняется, и остается один и тот же вопрос: как определить, что является «правильным» (или, говоря на языке лингвистов, «нормой»), а что — нет.
В нашей речи существует множество широко распространённых форм слов и ударений, не соответствующих словарной норме. Некоторые из них со временем попадут в словари, другие останутся ошибками. Мне кажется, что однозначно предугадать, какая судьба их ждёт, практически невозможно. Возможно, дело действительно в статистике — в распространённости варианта слова. Как, например, с формой «найм» — она настолько распространена, что имеет все шансы попасть в словари.
Алексей Шмелёв также указывает на то, что процесс образования новой нормы может быть постепенным: «Оценки экспертов часто не сводятся к прямолинейному противопоставлению „правильного“ и „неправильного“, они могут характеризовать тот или иной способ выражения как „допустимый“, „нежелательный“, „устаревающий“ и т. д. При этом в совокупности эти оценки дают объемную картину языковой нормы». Может быть, форма «найм» в какой-то момент получит в словарях помету «допустимая».
Кстати, я и сам много лет писал и говорил «найм», пока в каком-то тексте взгляд не зацепился за слово «наём». Я полез в словари и убедился, что, оказывается, как раз это и есть правильная форма. Потом я чуть не стал писать «ё» во всех падежах: «наёма, наёму, наёме…». Но вовремя спохватился.
Теперь я везде пишу это слово так, как написано в словарях. Правильно ли я поступаю? Не нужно ли мне переучиться обратно, «не выпендриваться» и писать это слово так, как пишет большинство? Или, может, надо чётко разграничивать официальные и неофициальные тексты: в статьях, книгах и документах писать «наём», в интернете — «найм»? Мне кажется, что нет (хотя на этот счёт, безусловно, существуют и другие мнения). Если я когда-то узнал, как правильно писать или произносить то или иное слово, я и дальше буду стараться не делать в нём ошибок. Не заводить же, в конце концов, специальный дополнительный словарь узуса.
В нашем языке есть множество слов, которые так и тянет написать не по словарю. Вот несколько примеров из моей коллекции:
У слова «наём» есть слово-близнец — «заём». С ним в нашей речи возникают аналогичные проблемы. В рекламе всяких микрокредитных организаций сейчас часто употребляется несоответствующая словарной норме форма «займ».
Вместо «пертурбация» часто пишут и говорят «перетрубация». Так и тянет добавить приставку «пере» и связать это слово с некими «трубами».
«Приоритизацию» часто заменяют на «приоритезацию». Вообще, это такой классический пример. Все начинают вспоминать про проверочное слово «приоритет».
Авторы многих текстов пишут о том, что плату «взымают». Наверное, по аналогии с «взысканием». Меня самого часто тянет написать устаревшее «взымать» вместо «взимать».
Ещё одно замечательное слово «перипетии». Оно периодически превращается в «перипитии» или в «перепетии». Тут несложно себя проверить, вовремя вспомнив, что «перепитии» — это когда кто-то сильно переотмечал что-то.
Вместо «скрупулёзно» в текстах и речи часто встречается вариант «скурпулёзно». Видимо, для нас очень непривычно по произношению латинское слово scrupulus — «острый камешек, беспокойство».
«Нюансы» трансформируются в «ньюансы». Честно говоря, рука так и тянется поставить там мягкий знак — слишком много в нашей жизни английского слова new. Можно мысленно спросить себя: «Что же там такого нового в твоих „ньюансах“»?
Было время, когда я сам ошибался в этих словах. Теперь я стараюсь писать их правильно. Но, как и большинство людей, я продолжаю делать разные ошибки. Просто я об этом ещё не знаю и нахожусь в области действия того самого узуса. Пока я стараюсь двигаться в сторону словарной нормы — мне так удобнее и интереснее. Иногда, листая словари, можно сделать очень неожиданные открытия. Знания никогда не бывают лишними.
При этом я вполне понимаю противоположную точку зрения — не важно, как говорить или писать, главное, чтобы твоя мысль без искажений дошла до собеседника. Здесь речь идёт не о грубых ошибках, искажающих смысл высказывания, а о той размытой нечёткой области, в которой находятся слова «найм» и «займ». Употребление этих форм не может привести к ошибочному толкованию — их невозможно понять неправильно.
Так что вопрос остаётся открытым. Или нет?
11 стратегий правописания, основанных на исследованиях, которые родители могут попробовать дома
Предисловие: В этой статье вы найдете множество забавных и увлекательных способов реализации научно обоснованных стратегий правописания, таких как:
- обучение фонематическому восприятию (стратегия, помогающая учащимся понять соответствие букв и звуков и отдельные части, из которых состоят слова)
- обучение морфологическому восприятию (понимание/распознавание похожих фрагментов слов, семейств слов и частей слов)
- с использованием целословный подход (запоминание написания слова без необходимости понимать отдельные части, из которых состоит слово)
- использование стратегии, основанной на правилах (обучение явным правилам правописания)
- внедрение мультимодального обучения, которое позволяет учащимся узнавать информацию в различных режимах (например,г.
, видеть, чувствовать, слышать, создавать)
Имейте в виду, что стратегии в этой статье являются рекомендациями. Пожалуйста, не пытайтесь заставить ребенка использовать все или любую из этих стратегий. Это может привести к разочарованию, которое может отвлечь вашего ребенка от практики правописания.
Все дети разные, и вы должны изучить их уровень и терпимость к фрустрации при навязывании академических задач. Чтобы узнать, как побудить детей выполнять задачи или поручения, которые они не хотят выполнять, см. разделы «3 способа мотивации детей с помощью таймеров» и «Как использовать расписания для улучшения поведения детей».
Распространенные орфографические ошибки
- Использование неправильного согласного (например, написание CAT AS KAT )
- Использование неправильного гласного (например, орфография SEET AS SEET )
- Оставление консонистов (например, написание kiking )
- Пропущение гласной (например, написание просто как plan )
- Написание только одной согласной, когда согласная должна быть удвоена (напр.
g, масло пишется как buter)
- Пропущенная буква «е», которую следует опустить (например, написание ride как rideing )
- Перестановка букв (например, написание фольги как fiol)
- Исключение «молчаливого» e» (например, написание kite как kit )
- Использование ys вместо ies (например, вишни вместо вишни )
- ) (т.е.г., написание отпуск как вакашин )
- Использование «s» вместо «с» или «с» вместо «s» (например, отсутствие вместо отсутствие или нарушение вместо нарушение )
- Забывание таких правил, как «i перед e кроме как после c» (например, написание получить как получить )
Хотя вышеописанные ошибки я наблюдал чаще всего в своей карьере как школьный психолог, человек может допустить много других типов орфографических ошибок.
11 орфографических стратегий, основанных на исследованиях
1) Практика фонематического восприятия.

Фонематическая осведомленность – это прослушивание отдельных звуков в словах и звуков букв.
Пусть ваш ребенок услышит, как звучит разбиение слов на отдельные звуки. Покажите им, что происходит, когда вы меняете звук. Например, произносите звуки в слове свинка отдельно (p-i-g), затем произносите слово. Затем произносите звуки большими буквами (b-i-g) и произносите слово.
Напишите это на бумаге, чтобы они могли увидеть изменения.Поговорите о том, какие звуки различаются, а какие одинаковы. Пусть ваш ребенок потренируется разбивать слова на части и смешивать их вместе.
Чтобы узнать больше о том, как научить вашего ребенка или учащихся фонематическому восприятию и звукам букв, см. 10 забавных упражнений для обучения ребенка звукам букв и Как научить фонематическому восприятию.
2) Разрешить новичкам писать фонетически.
При первом обучении правописанию позвольте детям произносить слова точно так, как они их слышат. Научите их произносить каждый звук в слове и записывать букву или буквы, обозначающие каждый звук, пока они не составят слово по буквам.
Например, они могут написать лимон как л-е-м-и-н. Затем просмотрите вместе с ними слово и обсудите, какие буквы они могут изменить, чтобы сделать слово правильным (при необходимости помогите им определить правильные заменяющие буквы).
Вы можете попрактиковаться несколько раз с разными словами. Пусть они перепишут слово правильно и сравнит изменения.
Для детей, у которых есть проблемы с письмом, позвольте им использовать magnhttps://amzn.to/3b6LZLOэтические буквы для создания слова, например приведенные ниже, или разрешите им печатать на компьютере, если они могут это сделать.
Они также могут создавать буквы/слова из Play-Doh или Wikki Stix, как показано ниже.
3) Учить детей замечать фрагменты в словах.
Фрагменты — это более чем одна буква вместе, которые обычно образуют один и тот же звук (например, ч, ш, бр, пле, все, ели, ат).
Попросите ребенка попрактиковаться в написании нескольких слов, в которых используются одни и те же фрагменты, чтобы установить смысл словесных семейств (групп слов, имеющих общие черты или закономерности).
В качестве веселого и эффективного способа обучения звуковым фрагментам и правописанию позвольте своим детям или ученикам попрактиковаться в игре Didax Chunks: The Incredible Word Building Game.
Отличные интерактивные игры на правописание4) Тренируйтесь рифмовать слова.
Научите детей рифмовать слова и предоставьте им несколько примеров.Научив их рифмовать, дайте им слово и попросите придумать рифмующиеся слова.
Когда они освоятся, предложите им назвать вам слово и перечислить несколько слов, которые с ним рифмуются. Поощряйте их также записывать рифмующиеся слова.
Разрешить им начинать с общего шаблона слов, такого как «все». Покажите им, как добавление буквы перед словом «все» и изменение этой буквы дает список из нескольких рифмующихся слов (например, все, мяч, звонок, падение, зал, торговый центр, высокий, стена).
Опять же, для детей, у которых есть проблемы с письмом, попробуйте печатать, магнитные буквы или создавать слова из Playdoh или Wikki Stix.
Приведенные ниже стратегии предназначены для учащихся, освоивших фонетическое правописание и готовых или пытающихся перейти на следующий уровень; или для студентов, которые борются с фонетической орфографией и могут добиться большего успеха в запоминании или правилах.
5) Изучите правила правописания.
См. список некоторых общих правил правописания ниже (также известных как стратегии на основе правил ).
- Правило кратких гласных: Когда односложное слово имеет гласную в середине, это обычно краткий гласный звук (например, hat , set , pit , lot , nut )
- Удвоение согласных: , если F , л , или S , или S поступает после гласного, буква часто удваивается (например, вещей , Call , трава)
- Две гласные вместе: Если две гласные стоят вместе, первая гласная обычно произносит свое имя, а вторая гласная не слышна (т.
г. сиденье, дождь, галстук)
- Silent e: Когда в коротком слове есть гласная, согласная, а затем буква «e» или более длинное слово имеет тот же образец в последнем слоге, первая гласная обычно длинная а буква e молчит (например, торт, воздушный змей, голосование, немой, медитация, дебаты)
- y как долгое i: Когда буква y стоит в конце короткого слова без какой-либо другой гласной в слово, оно производит долгий i звук (например, сухой, крик, сти, подглядывать)
- y как долгий e: Когда в слове два слога, а второй слог состоит только из ау или еу, y издает долгий звук e.(например, мед, деньги, кролик, солнце)
- I перед E: Правило «i перед e, за исключением после c (например, получить, получить, обмануть, зачать) или когда звучит как «а», как в соседнем или взвесить».
- Слова с «ч»: Используйте «ч» в начале слов (например, стул, сыр, подбородок) и « тч » в конце (например, часы, ведьма, патч)
Это лишь некоторые из правил правописания. Вы можете выполнить поиск Google для общих правил правописания, чтобы узнать больше.
Пожалуйста, помните, что всегда есть исключения из правил правописания, а это означает, что эти правила не будут применяться к каждому слову в английском языке.
Запоминать эти правила также может быть сложно и обременительно. Стратегии запоминания общих правил правописания включают следующее:
- храните правила в месте, где ребенок/учащийся может легко обращаться к ним при написании, например, на своем столе или в своей тетради
- обсуждайте правила при проверке орфографических ошибок с ребенком (например, если вы и ваш ребенок редактирует свою работу, и вы видите, что он написал catch как cach , , мягко напомните ему: «помните, что это « ch» в начале слов и « tch » в конце» или попросите его прочитать и произнести правило вслух)
- после просмотра правила попросите его переписать слово, которое он написал с ошибкой
- сделать карточки с правилами (вы можете сделать это на карточках), с названием правила на лицевой стороне и определение на спине, как показано здесь.
После создания карточек сделайте из них игру, чтобы ребенку было веселее. Например, по очереди (сначала вы показываете лицевую сторону карточки и просите ребенка назвать правило. Затем пусть показывает карточку, а вы формулируете правило)
6) Научите детей пользоваться онлайн-словарем.
Используйте такой сайт, как Dictionary.com . Там ваш ребенок может ввести слово, в котором он не уверен, в поле поиска. Если он напишет слово неправильно, но написание несколько похоже, сайт спросит: «Вы имели в виду _________?»
Например, если ввести слово «vacashin» в поле поиска, в нижней части экрана появится вопрос «Вы имели в виду отпуск?»
7) Учить детей редактировать свою работу и использовать повторение.
Предложите детям внимательно просмотреть свою работу и переписать слово пять-десять раз, если они найдут опечатку (рекомендуется десять раз, но для некоторых детей это может быть слишком много).
Гораздо легче заметить орфографические ошибки при перечитывании работы, чем заметить их в первый раз, когда ошибка сделана.
Много раз орфографические ошибки укореняются в памяти после повторения одной и той же ошибки несколько раз. Написание слова несколько раз подряд способствует переобучению памяти ребенка.
Вы можете сделать повторение более увлекательным, превратив его в игру. Для этого по очереди с ребенком. (например, пусть он напишет первое слово 10 раз, пока вы смотрите, затем вы напишите следующее слово 10 раз, пока он смотрит — или любой другой вариант по очереди).
Некоторые дети охотнее выполняют задания этого типа, когда видят наглядное изображение того, сколько раз они должны написать слово. Например, пронумеруйте бумагу от 1 до 10. «После того, как вы напишете свои слова, вы можете выбрать игру для игры!»
8) Покажите, как разные звуки могут быть представлены по-разному.
Например, звук /k/ может быть представлен буквой c в слове cat, k в слове kengaroo, ck в слове kick или ch в слове school.
9) Научите детей проверять правописание.

Создание орфографических списков или орфографических карточек на каталожных карточках. Вы можете создавать их для своего ребенка, вместе с ним или поощрять ребенка создавать их самостоятельно.
Вы также можете приобрести карточки для проверки правописания или поискать бесплатные списки правописания в Интернете, например, на сайте VocabularySpellingCity.ком.
Научите ребенка проверять правописание с помощью следующих четырех шагов:
1. Посмотрите на слово и обратите внимание на написание и на то, как оно выглядит.
2. Закройте слово рукой или переверните карточку.
3. Визуализируйте слово в его уме, а затем произнесите его вслух, в уме или на бумаге.
4. Проверьте иллюстрацию или список, чтобы убедиться, что его написание было правильным. Вы можете показать ребенку на примере, как это делать, а затем позволить ему попрактиковаться самостоятельно.
10) Разрешить детям заменять и менять буквы.
Вы можете использовать доску для рисования или меловую доску.
В качестве задания попробуйте написать слово, оставив несколько букв пустыми (попросите ребенка заполнить пропущенные буквы, помогая ему при необходимости).
Например, для таблицы слов вы можете написать (t a b _ e), и пусть он/она попытается вставить пропущенную букву.
По мере улучшения состояния вашего ребенка вы можете усложнять его.Если вашему ребенку трудно вспомнить пропущенную букву, попробуйте предложить на выбор три буквы.
В качестве альтернативы стирательной бумаге или меловой доске вы можете положить песок в лоток для песка (вы можете поместить песок в неглубокую форму для выпечки вместо лотка). См. пример письма на песке ниже.
или в креме для бритья или взбитых сливках (как показано ниже)
Так же, как и с помощью сухостира или классной доски, это позволит учащимся писать и переписывать слова, вносить исправления, заменять буквы, заполнять пропущенные буквы и т. д.
11) Используйте планшет или устройство.

Существует несколько приложений для проверки правописания , которые позволяют детям развлекаться, изучая правописание или улучшая свои навыки правописания.
Кроме того, некоторые дети, сопротивляющиеся традиционному письму, иногда хотят писать на планшете. Они могут писать пальцем или стилусом, например, показанным ниже.
Если проблема с захватом ручки/карандаша, см. Как помочь ребенку с почерком и захватом карандаша.
Дополнительные советы по улучшению правописания:
Читайте вместе с ребенком и поощряйте его читать как можно больше.
Когда вы встречаете слово с определенной закономерностью или правилом, вы можете указать на это слово своему ребенку/учащимся и повторить правило.
Например, если вы видите слово отпуск , вы можете напомнить своему ребенку, что многие слова, оканчивающиеся на звук «голень», пишутся с суффиксом «tion», например, создание , лекарство или художественная литература .
Если вы видите слово «кошка», вы можете напомнить своему ребенку, что несколько слов из трех букв заканчиваются на «ат», например, летучая мышь, шляпа, и мат. Научите ребенка стараться обращать внимание на эти типы узоров при чтении.
Используйте тетради для проверки орфографии
Помните, что все дети разные.
Некоторые реагируют на несколько стратегий, другие реагируют на несколько, а третьи могут не реагировать ни на одну из этих стратегий.
Если ваш ребенок серьезно испытывает трудности с правописанием или приобретением других академических навыков, несмотря на постоянную практику и рекомендации, поговорите со школой вашего ребенка и/или с врачом.
Они должны быть в состоянии направить вас к соответствующим специалистам, чтобы определить, что может мешать прогрессу вашего ребенка и какие дополнительные стратегии могут помочь.
Всегда сохраняйте спокойствие при работе с ребенком или учеником, даже если вы думаете, что они должны получать то, чего не получают.
Если вы разочаруетесь в них, они могут начать чувствовать тревогу, злость, неполноценность, глупость и т. д., что приведет к менее продуктивной учебной сессии.
Делайте практические занятия короткими (от 5 до 10 минут для детей младшего возраста или детей, которые легко разочаровываются, и от 10 до 15 минут для детей старшего возраста или детей, которые могут работать дольше без разочарования), если только ребенок не хочет продолжать.
Я был бы очень рад, если бы вы прокомментировали ниже, после того, как попробовали некоторые из этих стратегий с ребенком или учеником. Я хотел бы услышать, понравилось ли вам совместное занятие и что вы нашли наиболее полезным.
Изображение, на котором вы и/или ваш ребенок или ученик(и) вместе выполняете некоторые из этих заданий, станет прекрасным дополнением к сайту, поэтому не стесняйтесь делиться фотографиями или видео, если вам удобно.
По вопросам обращайтесь по адресу [email protected] com.
Вам также может понравиться: Как изучать правописание слов: стратегия правописания для учащихся с помощью чтения Rockets