Конспект урока » Когда и где?» 4 класс

Дата ______________

Тема: Когда и где?

Цели: ознакомить с понятиями «век», «тысячелетие», «летосчисление»; формировать умение работать с исторической картой.

Формируемые УУД; познавательные — самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — ставить учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять желание больше узнать.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальных заданий, лента времени, кроссворд, рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека, на каждой парте карточка с вопросами.

Ход урока

I, Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Индивидуальное задание на карточке

(Карточки можно приготовить для 2—3 учеников.)

— Запишите определения понятий «история», «исторические источники», «археология».

2. Кроссворд

1

2

3

4

5

б

7

1. Древние записи о событиях, которые велись год за годом. (Летопись.)

2. Первый в России музей. (Кунсткамера.)

3. На Манежной площади в Москве установлен … маршалу Победы ПК. Жукову. (Памятник.)

4. «История, вооруженная лопатой». (Археология.)

5. История одного человека. (Биография.)

6. Хранилище документов. (Архив.)

7. Настоящий, текущий день. (Сегодня.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: история.)

3. Работа в группах

— Назовите исторические памятники нашего города. (Побеждает команда, которая последней назовет исторический памятник.)

4.

Сообщения учащихся

— Кто написал сочинение об исторических музеях нашего города?

(Заслушать желающих.)

III. Самоопределение к деятельности

— Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие было раньше, а какое позже. Посмотрите на доску. Перед нами какая-то лента. А вот какая? (Высказывания детей.)

Встретились древние египтянин, римлянин и грек и стали обсуждать одно и то же событие. (Учитель показывает рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека.)

Древний грек говорил: «Это было в первом году 75-й олимпиады». Римлянин возразил: «Нет, это было в 273 году от основания Рима». А египтянин утверждал: «Это было в 20 году правления нашего фараона».

— Каждый из них был по-своему прав, потому что у каждого народа было свое летосчисление. Как вы думаете, это удобно?

(Это неудобно: если не знаешь летосчисление других стран, не сможешь определить, какой год, например, в Риме.)

— Представляете, какие трудности испытывали люди при подсчете лет! Какова цель урока? (Выяснить, как правильно определять, когда происходило историческое событие.)

IV. Открытие нового знания

1. Работа по ленте времени

(Учитель сопровождает свой рассказ показом ленты времени.)

Год, когда произошло важное событие, называют исторической датой. Сто лет — это столетие, или век. Тысячелетие — это тысяча лет, или 10 веков.

Во многих странах мира летосчисление ведут от Рождества Христова. На ленте времени Рождество Христово условно считают нулевым годом. Время, исчисляемое от Рождества Христова, мы называем «наша эра» (а пишем сокращенно н. э.). Продолжается наша эра две тысячи лет.

Многие исторические события произошли до нашей эры. Представим себе, что какое-нибудь событие — война, основание города — произошло за один год до нашей эры. В этом случае мы говорим, что оно произошло в 1-м году до нашей эры. Если другое событие произошло на один год раньше, т. е. за два года до нашей эры, то мы скажем: «Это событие произошло во 2-м году до нашей эры» и т. д.

2. Работа по учебнику С. 37

— Прочитайте об этом на с. 37 учебника, начиная с третьего абзаца. Сколько лет длился I век нашей эры? (100лет.)

Когда начинается II век? (В 101-м году.) — А когда он завершается? (В 200-м году.)

В каком веке мы с вами живем? (Мы живем в XXIвеке.) Почему историки задают вопрос «когда?». Что они хотят знать? (Они хотят знать время, точнее, дату события.)

V.

Первичное закрепление

1. Практическая работа

1147 г., первое упоминание о Москве в летописи — это историческая дата. Еще одна историческая дата — 753 г. до н. э., основание Рима.

Посмотрим, как эти даты расположить на ленте времени. (Если дети затрудняются, учитель сам показывает эти даты ни ленте времени.)

Рим был основан за 753 года до н. э., поэтому мы сделаем отметку слева, Москва основана в нашей эре, поэтому отметим справa.

Какой из двух городов — Москва или Рим — был основан раньше? На сколько раньше? Что мы сделаем, чтобы решить эту задачу по истории? (Рим старше Москвы. Решение: 753 + 1147=1900.)

Сколько лет назад был построен Рим? Как мы будем решать задачу? (Решение: 753 + 2014 = 2767.) Где на ленте времени мы отметим даты: 1242 г.? 74 до н. э.? 1586 г.? 1384 г. до н. э.? (Ответы детей.)

2. Работа в группах

В истории, кроме арабских цифр, которые вам уже известны из математики, используют и римские цифры. Римскими цифрами принято отмечать века, арабскими — годы.

— Рассмотрите таблицу на с. 36 учебника. Придумайте подсказку, как легче запомнить римские цифры. (1 — I (одна палочка), 2 — II (две палочки), 5 — V (галочка), 4 = 5 — 1 (значит, IV), 7 = 5 + 2 (значит, V + II), 10 —X, 11 = 10 + 1 (значит, X +1) и т. д.)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните самостоятельно задания 2 на с. 19 и 3 на с. 20. (Взаимопроверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Беседа

— Сейчас нам предстоит узнать, почему историки задают вопрос «где?». Предлагаю отгадать загадку.

Дорога есть — ехать нельзя,

Земля есть — пахать нельзя,

Луга есть — косить нельзя,

В реках, морях воды нет. (Карта.)

(На доске запись: карта — помощница.)

— Почему карта названа помощницей? (Она может рассказать о звездах и созвездиях, если это карта звездного неба, или о поверхности Земли, если это физическая карта. О государствах расскажет политическая карта и т. д.)

2. Работа в парах

Для историка важно не только знать, когда произошло событие, но и представлять, где оно происходило. Для этого нужны исторические карты.

— Рассмотрите одну такую историческую карту на с. 39 учебника. Чтобы понять ее, необязательно знать исторические события. Карта сама вам все расскажет. Что вам в этом поможет? (Условные обозначения.)

— Расскажите о событиях, представленных на карте. (На каждой парте карточка с вопросами.)

1. Где расположена крепость?

2. Как она обороняется изнутри?

3. Сколько входов в крепость?

4. Что обороняет крепость со стороны реки Дунай?

5. Как наступают русские войска на воде и на суше? Расскажите, как атакуют колонны, флотилия, артиллерия.

(Ученики работают в парах. Выслушать 2—3 пары.) Итак, мы с вами выяснили, почему историки задают вопрос «где?».

(Учитель предлагает рассказать о мире с точки зрения историка.)

— Разделимся на 2 команды. Одна команда называет историческое событие, а другая — век, в котором оно произошло.

Затем меняемся заданиями. Примеры дат и событий представлены в таблице.

Историческая

дата (ГОД)

Событие

Век

1147

Первое упоминание о Москве

XII

1703

Основание Санкт-Петербурга

XVIII

988

Крещение Руси, принятие христианства

X

1812

Отечественная война с войсками императора Наполеона

XIX

1941

Начало Великой Отечественной войны с фашистской Германией

XX

VIII. Подведение итогов урока

Какова была цель урока? (Узнать, что историки подразумевают под вопросами «когда?» и «где?».)

Какие знания мы открыли?

Домашнее задание

1. Прочитать текст и выполнить задания на с. 36—40 учебника.

2. Выполнить задания на с. 19—20 рабочей тетради.

infourok.ru

План-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) на тему: Тема:Когда и где?

Лента времени.

-Откройте страницу 38. Там рисунок.

-Мы говорим о том, что время имеет счет. Есть века, есть годы. Посмотрите на ленту здесь изображена часть, которая проходила до нашей эры посмотрите,как начинается считать от большого к меньшему, давайте посмотрим, вы узнаете римский попробуем вместе 5-й, 4,3,2,1 и снова начинается наша эра 12345-й.

-А сейчас у нас какой век?

Итак, перед вами лента времени она не вся.

-Она начинается с какого века? -Мы сейчас с вами живем 21 веке.

-А у себя в учебнике  найдите ленту времени  и скажите, с какого века начинается?

-Кто запомнил век это сколько лет?

-Давайте найдем сначала, где находится века и годы?

Обратите на это внимание!

-Итак, ребята,  ваша лента с какого года начинается?

-А век какой?

-Сто первый год по двухсотый это век какой?

Век это сколько лет?

Да наша лента времени наглядно это показывает, что век это сто лет.

Задание (стр. 38):

Определите, в каком веке произошло  событие?

  • Первое упоминание о Москве—1147 год
  • Основание Санкт-Петербурга—1703 год
  • Твое рождение.

-Когда ты родился?

-Это какой век?

У разных народов был различный счет лет—летосчисление.

-Египтяне отсчитывали годы от начала правления нового фараона (правителя) т.е. они  вели счет лет по годам правления царей. Каждый раз со смертью одного царя и воцарением другого  приходилось начинать новый счет лет

-Греки вели счёт лет по Олимпийским играм, которые проходили один раз в 4 года.

-Римляне считали первым годом их истории
год основания города Рима

-Сейчас в России и многих других странах принято летосчисление от Рождества Христова. При этом счете лет начальной датой принят год, в который, как считают христиане, родился основатель христианской веры Иисус Христос.

-Счет лет от Рождества Христова в нашей стране установил царь Петр Первый. Произошло это примерно 300 лет назад.

-Что вы знаете о Петре1?

События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к нашей эре. О том, что   произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось до нашей эры.

Вы знаете, что век  отрезок времени, равная  сто годам.

Значит, 1 век нашей эры длился ровно сто лет и закончился в сотом году нашей эры. 2-ой век нашей эры начался в 101 году нашей эры         и завершился в 200 году нашей эры…отрезок времени между 1801и 1900ми годами, приходится на какой век?

Молодцы!

Задание: Соотнеси года и века.

— мы начнем с самого маленького века, а самый маленький какой век?

— Какому году он будет соответствовать, вам может помочь таблица на стр. 38.

-10-й век — это какой год?

-Какую картину вы бы соотнесли?

-12 век  какому году относится? и т.д.

Давайте сделаем микро вывод:

-Что такое век?

-Что такое тысячелетие?

— В истории годы, принято обозначать какими цифрами?

-Что такое летосчисление?

-Кто первые установил счет лет в России?

Молодцы!

nsportal.ru

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: Когда и где

IV. Практическая деятельность

Составление рассказа
по исторической карте
в учебнике.

Проверочная работа
(по карточкам).

предлагает учащимся рассказать по исторической карте, как происходило взятие крепости Измаил русскими войсками, используя вопросы:

1) Где расположена крепость?

2) Как она обороняется изнутри?

3) Сколько входов в крепость? Назови их.

4) Какой вид войска обороняет крепость со стороны реки Дунай?

5) Расскажите, как атакуют колонны, флотилия, артиллерия русского войска.

№ 1. Вставь пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание:

«Для обозначения дат событий используются слова: сто лет – … (век), а десять веков – … (тысячелетие). События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к… (нашей) эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось… (до нашей эры). В истории годы принято обозначать с помощью… (арабских) цифр, а века – с помощью… (римских) цифр. Помощницей при изучении истории служит… (историческая) карта».

№ 2. Узнай по году век:

1) Первое упоминание о Москве – 1147 год – … век.

2) Основание Санкт-Петербурга – 1703 год – … век.

3) Крещение Руси, принятие христианства – 988 год –

… век.

Составляют устные рас-сказы.

Выполняют работу письменно, сдают на проверку.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника), логические действия.

Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют учебные задачи.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности
работы; слушают учителя.

Личностные: оценивают усваиваемое

Устные рассказы, пись-

менные

работы.

nsportal.ru

Урок № 6. «Когда и где?», 4 класс

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
 

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные ( знать, уметь)

Знать понятия о веке (столетии) и тысячелетии, летосчисление в древности и в наши дни, «лента времени».

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории отечества, использовать ленту времени

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. – соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий. Использовать знаково – символические средства (модели, схемы) для решения задач.

Р. – различать способ и результат действия.

К. – формулировать свои затруднения, задавать вопросы, слушать собеседника.

Личностные результаты

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно – познавательные мотивы.

Способность к оценке своей учебной деятельности.

Основные понятия и определения

Век. Тысячелетие. Летосчисление. Эра. Историческая карта.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, как ведётся счёт лет в истории, что такое историческая карта. Будем учиться соот­носить дату исторического события с веком, на­ходить место события на «ленте времени», чи­тать историческую карту.

Вспомни, какие исторические события ты зна­ешь. Когда и где они происходили?

Изучение нового материала

При изучении истории нельзя обойтись без ответа на вопрос «когда?». Действительно, очень важно выяснить, когда были те или иные исто­рические события, какое из них случилось рань­ше, а какое — позже

Как обозначаются даты исторических событий?

О тех из них, которые произошли в недавнем прошлом, мы говорим: «Это было в таком-то месяце такого-то года». Например: «Впервые человек побывал в космосе 12 апреля 1961 го­да». Слова «месяц», «год» привычны нам. А как сказать о событиях, которые случились сотни и тысячи лет назад? В таких случаях приходят на помощь слова «век», «тысячелетие».

Век, столетие — сто лет.

Тысячелетие — тысяча лет, или 10 веков

В истории годы принято обозначать с помо­щью арабских цифр, века — с помощью римских.

Эта табличка поможет тебе установить соот­ветствие между арабской и римской нумерацией.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

I II III IV V VI VII VIII IX X

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX

У разных народов был различный счёт лет — летосчисление. Древние египтяне вели счёт лет по годам правления царей. Каждый раз со смертью одного царя и воцарением другого приходилось начинать новый счёт лет. Жители Древнего Рима считали первым годом своей истории год основания города Рима.

Сейчас в России и многих других странах принято летосчисление от Рождества Христова. При этом счёте лет начальной датой принят год, в который, как считают христиане, родился основатель христианской веры Иисус Христос.

Счёт лет от Рождества Христова в нашей стране установил царь Пётр Первый. Произошло это примерно 300 лет назад.

События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к нашей эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы гово­рим, что это случилось до нашей эры.

 

       

IV

III

II

.1

II

III

IV

 

 

До нашей эры Наша эра

Вы знаете, что век равен 100 годам.

Значит, век нашей эры длился ровно сто лет и за­кончился в 100 году нашей эры. II век нашей эры начался в 101 году нашей эры и завер­шился в 200 году нашей эры… Отрезок време­ни между 1501 и 1600 годами приходится на XVI (16-й) век, между 1601 и 1700 годами — на XVII (17-й) век.

Годы 1-100 101- -200 201-300 301-400

Века 1 II III IV

901-10001 1001-1100 1101-1200

X XI XII

ЛЕНТА 1601-1700 1701-1800 1801-1900

ВРЕМЕНИ XVII XVIII XIX

Определи, в каком веке произошло каждое из этих событий: первое упоминание в летописи о Москве—1147 год; основание Санкт-Петер бурга — 1703 год; твоё рождение.

КАРТА-ПОМОЩНИЦА

Знать, когда произошло событие, очень важно. Но не менее важно и представлять себе? где оно происходило. В этом может помочь историческая карта. Чтобы её прочитать, нужно изучить условные знаки. Например, границы государств даны специальной пунктирной линией, места битв отмечены окрещёнными мечами. Важную роль на исторической карте играет цвет.
В разные цвета окрашены территории различных государств. Если разобраться во всём этом, то историческая карта станет вашей верной по-
мощницей в познании прошлого.

Осмысление и понимание полученных знаний

Рассмотрите карту взятия крепости Измаил русскими войсками. О чём она может рассказать вам?

 

Обсудим!

Как вы дополните свой рассказ о мире с точ­ки зрения историка, используя знания, получен­ные на уроке?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1. Что означают слова и выражения «век», «тысячелетие», «летосчисление», «наша эра», «до нашей эры»? 2. С помощью какой карты можно узнать об исторических событиях?

Вывод

Для обозначения дат событий используют слова «век» («столетие»), «тысячелетие». За­писывают даты арабскими и римскими циф­рами. Помощницей при изучении истории является историческая карта

Задания для домашней работы

Узнай по году век: 1242 год — Ледовое по­боище; 1380 год — Куликовская битва.

Найди в энциклопедии даты жизни извест­ных тебе великих людей. По этим датам опре­дели век (века).

    Русское летоисчисление от Сотворения мира

     

     

     

    Летоисчисление Славян до Петра 1

     

     

     

    Летоисчисление на Руси

     

     

     

    КАК СЧИТАЛИ НА РУСИ.

     

     

     

    ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА (Видеовариант презентации)

     

     

     

    Как читать исторические карты

     

     

     

    Как не путаться в веках

     

     

     

    Старинные карты

     

    Источники информации:

    ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

    Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

    Хостинг презентаций окружающий мир

    — http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Конспект урока окружающего мира 4 класс «Школа России»

    III. Знакомство с новым материалом.

    У. Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. Этот дом, как и наши дома – тоже многоэтажный. В лесу эти этажи называются ярусами. Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем. 

    У. – Первый ярус самый высокий, узнаем как он называется, отгадав загадки?

    ( Старичок – лесовичок предлагает отгадать загадки.)

    Клейкие почки, зеленые листочки.
    С белой корой расту под горой. (Береза.)

    С моего цветка берет
    Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)

    Что за дерево стоит – 
    Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)

    Летом с него снег – 
    Просто смех!
    Снег по городу летает,
    Почему же он не тает? (Тополь.)

    Зимой и летом одним цветом. (Ель.)

    У меня длинней иголки, чем у елки.
    Очень прямо я расту в высоту. (Сосна.)

    Есть у родственницы елки
    Неколючие иголки,
    Но в отличие от елки,
    Опадают те иголки. (Лиственница.)

    В сенокос – горька,
    А в мороз – сладка.
    Что за ягодка? (Рябина.)

    У. – О чем были загадки Старичка-лесовичка? Какой ярус самый высокий?

    — Какой ярус следует за деревьями и находится ниже?

    Д. — Кустарники.

    У.  Старичок-лесовичок придумал новое задание. Названия представителей этого яруса он зашифровал.   Используя ключи отгадайте названия растений. 

    1

    КА

    2

    СК

    3

    НА

    4

    ШИ

    5

    Т

    6

    ЛЕ

    7

    РЕ

    8

    БЕ

    9

    ЛИ

    10

    К

    11

    ЩИ

    12

    РУ

    Ключи:

    1. 6-11-3; (Лещина.)

    2. 1-9-3; (Калина.)

    3. 8-7-2-6-5; (Бересклет.)

    4. 10-12-4-3; (Крушина.)

     У. Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников?

    Д. Травы.

    У.  К этому ярусу относятся маленькие кустарнички – черника, брусника. Отгадайте загадки старичка – лесовичка.  Нам запах свежести лесной 
    Приносит позднею весной. 
    Цветок душистый, нежный, 
    Из кисти белоснежной. (Ландыш.)

    Синенький звонок висит,
    Никогда он не звенит. (Колокольчик.)

    На припеке у пеньков
    Много тонких стебельков.
    Каждый тонкий стебелек
    Держит алый огонек. (Земляника.)

    Я в красной шапочке расту
    Среди корней осиновых.
    Меня увидишь за версту,
    Зовусь я ….(подосиновик).

    У. Скажите, все ли правильно? Нет ли какой неточности?

    Д. Подосиновик – это гриб, но он живет в ярусе трав.

    У. Почему так назвали гриб?

    Д. Чаще всего он растет рядом с осинами.

    У. Название какого гриба образовано похожим способом?

    Д. Подберезовик.

    У. Какие еще грибы вы знаете?

    Ответы детей и показ иллюстраций этих грибов. 

    У. Как вы думаете, лесу грибы нужны?

    — Найдем ответ на этот вопрос в учебнике на с 164.

    Д. Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков. (Слайд )

    У. Все мы ярусы рассмотрели?

    Д. Остался еще один.

    У. Самый нижний ярус – мхи и лишайники. Посмотрите на иллюстрации. Сфагнум, кукушкин лен, ягель.  (Слайд )

    – Где растут мхи и лишайники?

    Д. На земле, на корнях деревьев.

    У. Ребята, представьте, что вы идете по лесу. Что лежит у вас под ногами?

    Д. Листья, сухие веточки, хвоинки.

    У.Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микроорганизмов она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. Многим животным она служит домом и спасает от холодов. (Слайд )

    – Мы подробно изучили растительный мир леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе?

    Д. О животных. (Слайд )

    У.Как обитатели леса связаны между собой? Уч. с 164-165.

    У. Лес называют природным сообществом, т.к. все живое и неживое в лесу тесно связано между собой. Все живут совместно, сообща.

    kopilkaurokov.ru

    Конспект урока окружающего мира «Страна городов», 4 класс УМК «Школа России»

    Конспект урока окружающего мира в 4 классе

    Учитель: Акатьева Анастасия Олеговна

    Предмет: Окружающий мир

    УМК « Школа России» А.А. Плешакова, «Окружающий мир»

    Класс: 4

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Технологическая карта урока

    Тема

    «Страна городов»

    Цель урока

    формирование универсальных учебных действий учащихся 4 класса в предметной области окружающий мир по теме «Страна городов» через включение учащихся в технологию проектной деятельности.

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

    • формирование интереса к учебному материалу;

    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    • формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

    • воспитание нравственных качеств личности: сопереживание, доброты, трудолюбия, целеустремлённости, терпения.

    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    • формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;

    • формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать разные точки зрения и право каждого иметь свою;

    • развитие операций мышления: анализа, синтеза, сравнения для решения проблемных ситуаций;

    • формирование умений работать в парах, группах.

    • Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

    выяснить, где и каким образом строились города в древней Руси; дать первоначальное представление об истории образования Киева и Новгорода;

    • развивать умение работать по карте, обобщать и делать выводы;

    • воспитывать любовь к истории.

    • развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;

    • прививать интерес к истории Отечества.

    Оборудование

    электронная презентация (набор иллюстраций, опорные схемы, кроссворд)

    учебник, рабочая тетрадь, карточки с вопросами, 2 ватмана.

    Организация пространства

    Фронтальная работа, индивидуальная, групповая работа, работа в группах.

    Ход урока

    Этапы урока. Цели.

    Метод. Организация пространства

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД

    I. Самоопределение к деятельности

    Цель: Настроить на организованную и активную работу во время урока.

    Метод: словесный, наглядный.

    Организация пространства: фронтальная работа

    Доброе утро дорогие ребята! (слайд 2)

    Ну-ка проверь, дружок,

    Ты готов начать урок?

    Все ль на месте,

    Все ль порядке,

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    Каждый хочет получать

    Только лишь оценку «5».

    — Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы скажите, каким образом мы сегодня будем работать??? (слайд 3)

    Команда – это значит вместе,
    Команда – все за одного.
    Здесь всё по совести и чести,
    Здесь не обидят никого.
    Команда нас объединяет
    Не испугаемся преград,
    Здесь каждый свое дело знает,
    Работает на результат.
    А если возникают споры,
    Они решаются тотчас,
    И никакие разговоры
    Не отвлекут от дела нас.
    В своей команде нам уютно
    Мы оказались в ней не вдруг,
    Когда кому-то станет трудно,
    Свое плечо подставит друг.

    (в группах)

    — Давайте вспомним правила работы в группах. (слайд 4)

    — Сегодня на уроке мы совершим путешествие по городам Древней Руси.

    — А что берет с собой путешественник, отправляясь в путешествие? (слайд 5)

    — Верно карту, компас и дневник путешественника в которую заносит все свои наблюдения.

    Приветствуют учителя

    Вспоминают правила работы в группах.

    — Уважай своего товарища.

    — Умей каждого выслушать.

    — Не согласен – предлагай!

    Личностные УУД формирование положительного отношения к учебе и развитие мотивации к дальнейшему изучению предмета;

    Коммуникативные УУД:

    формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

    Регулятивные УУД:

    формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с приставленным материалом;

    II. Актуализация знаний.

    Цель: проверить усвоение детьми предыдущей темы.

    Метод: словесный

    Организация пространства: фронтальная работа

    — Ребята! Для того, чтобы начать наше путешествие, мы должны проверить ваши знания по предыдущей теме.

    — Как называется глава, которую мы изучаем? (Страница истории России)

    — Какой город является столицей Древней Руси? (Киев)

    — Какой князь сделал Киев столицей Древней Руси? (князь Олег)

    — Что вы знаете о князе Олеге? (заключил мир между Русью и Византией)

    — Что такое крещение? (обряд с помощью которого человека приобщают к христианской церкви.)

    — Назовите Русского князя, который вошел в историю как креститель Руси. (Князь Владимир Красное Солнышко)

    — В чем значение принятия Русью христианства? (С христианством на Руси стали распространять грамотность, просвещение, развивать искусство и ремесла)

    — Почему во многих странах первыми приняли крещение правители?

    Отвечают на вопросы

    Коммуникативные УУД:

    формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

    Регулятивные УУД:

    формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с приставленным материалом;

    Личностные УУД:

    формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

    — формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    III. Постановка учебной задачи

    Цель: Мотивация учебной деятельности обучающихся. Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

    Метод: словесный, наглядный.

    Организация пространства: фронтальная работа

    — Знаете ли вы, как западные соседи называли Русь?

    Они говорили, что Русь – это страна …(слайд 6)

    Мы должны отгадать ребус, чтобы определить тему урока

    Скажите, какое слово зашифровано в ребусе? ГОРОДОВ

    Значит, какая тема нашего урока?

    Правильно, тема нашего урока «Страна городов» (слайд 7)

    — Сейчас я предлагаю вам разгадать 2 кроссворда для того, чтобы узнать в какие города мы с вами сегодня отправимся?

    Кроссворд №1 (слайд 8)

    1. Кто совершал набеги на Древнюю Русь.(Кочевники)

    2. Имя русского богатыря. (Илья)

    3. Река, на которой происходило Крещение Руси.(Днепр)

    4. Как прозвали князя Олега.(Вещий)

    -Прочитайте слово по вертикали. (Киев)

    Кроссворд №2 (слайд 9)

    1. Как назывались дороги, связывающие между собой жителей Древней Руси? (Водные)

    2. Как стали называть добрых молодец, служивших на заставах? (Богатырь)

    3. На что князь Олег повесил свой щит в городе Царьград? (Ворота)

    4. Этот князь прославился своими военными подвигами.(Олег)

    5. Советники князя.(Бояре)

    6. Какое важное событие произошло в 988 году? (Крещение)

    7. Здания для молитв, которые стали строить после Крещения Руси. (Собор)

    8. При каком князе было принято христианство. (Владимир Красно Солнышко)

    -Прочитайте слово по вертикали. (Новгород)

    — Ребята, о каких городах мы будем говорить сегодня на уроке?

    — Прочитай вопросы на доске, и сформулируйте задачи нашего урока? (слайд 10)

    —  Где? Как? Когда? Кто? Что объединяет? Какие?

    (Где  строились города? Как они образовались? Когда они возникли? Кто управлял в городах? Что объединяет?)

    — Что мы будем делать для достижения этих задач?

    Затруднение

    Разгадывают ребус

    Формулировка темы урока

    Отвечают на вопросы кроссворда.

    Формулируют учебные задачи.

    Коммуникативные УУД:

    формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

    Регулятивные УУД:

    формируем умение прогнозировать предстоящую работу;

    формируем умение высказывать своё предположение.

    Личностные УУД:

    — формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

    деятельности.

    Познавательные УУД:

    — формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;

    IV. Формирование новых знаний и умений.

    Цель: Открытие нового знания, знакомство с новой лексикой.

    Метод: проблемно–поисковый.

    Организация пространства: фронтальная работа, работа в группах.

    – На нашем уроке будут встречаться слова, значение которых нужно объяснить. (слайд 11 — 14) (Приложение 1)

    — Какими ресурсами пользовались? (словарями)

    Объясняют лексическое значение новых слов:

    Купец – богатый торговец, успешно торгующий у себя в стране или за границей.

    Ремесленник–человек, который владеет профессиональным ремеслом.

    Варяги – так называли в Древней Руси наемных дружинников и купцов, пришедших из Скандинавии.

    Князь– военный вождь славянских племен.

    Ладья – большая лодка.

    Мозаика– узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали.

    Собор-главная церковь в городе, в монастыре.

    Фреска – картина, написанная водяными красками, по свежей, сырой штукатурке.

    Ров – широкая и глубокая канава.

    Познавательные УУД:

    — формируем умение извлекать информацию из дополнительных источников;

    формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

    Коммуникативные УУД:

    формируем умение слушать и понимать других;

    Регулятивные УУД:

    -формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом.

    Личностные УУД:

    -формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

    деятельности.

    V. Первичное закрепление.

    Цель: привести детей к выводу, что города появились из огороженных поселков через работу со слайдом и текстом учебника.

    Метод: словесный, наглядный.

    Организация пространства: фронтальная и индивидуальная работа

    — Чтобы начать разговор о городах, надо узнать, как они появились. Выскажите свое предположение?

    — Проверьте свои предположения по учебнику с 46 1 и 2 абзац.

    — Кто оказался ближе к истине?

    — Где строили города и почему?

    (Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги их можно увидеть издалека. Кроме того река с трёх сторон надёжно защищала крепость).

    — Как образовалось слово город? (от слов «городить», «огораживать»)

    — Как назывался центр древнерусского города? (Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлём)

    — Что в располагалось в кремле? (Внутри располагались княжеский дворец и дома знати. Возвышалась главная городская церковь.)

    — Кто жил за пределами кремля? (За пределами кремля жили ремесленники, купцы и другой городской люд.)

    Найдите на карте города Киев и Новгород. Что вы можете о них рассказать? (Киев стоит на реке Днепр, расположен ближе к Черному морю, Новгород ближе к Балтийскому морю)

    (слайд 15)

    — А теперь рассмотрите схемы этих городов. Что вы сможете рассказать о этих городах? (слайд 16)

    Выдвижение гипотез

    Отвечают на поставленные вопросы

    Работа с картой

    Познавательные УУД:

    — формируем умение извлекать информацию из предложенных источников;

    — формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

    Коммуникативные УУД:

    формируем умение слушать и понимать других;

    Регулятивные УУД:

    -формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом.

    Личностные УУД:

    -формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

    деятельности.

    Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки

    учащихся,

    через использование физминуток.

    Физминутка (слайд 17 — 24)

    VI. Открытие нового знания.

    Цель: Осмысление новых знаний на основе решения проблемной ситуации. Выявление границ применимости нового знания.

    Метод: проблемно–поисковый.

    Организация пространства: работа в группах

    — Сегодня каждая команда отправиться в свой город и постарается за время своего путешествия заполнить дневник путешественника и рассказать нам о своем приключении.

    Вопросы для 1 команды: (Приложение 7)

    — Как называли Киев?

    — Как образовался город?

    — В честь кого был назван город?

    — Как город был защищен?

    — Как можно было попасть в город?

    — При каком князе Киев расцвел?

    — Какие известные постройки были сооружены в Киеве?

    — Почему Золотые ворота так назывались?

    — Когда и где впервые упоминается о городе?

    Вопросы для 2 команды: (Приложение 8)

    — Почему город носит такое название?

    — Где образовался город?

    — Что делала река с городом?

    — Как назывались стороны?

    — Как можно было добраться до города?

    — Кто управлял городом?

    — Что такое Вече и что делали на Вече?

    — Для чего им нужен был колокол?

    — Какие известные постройки были сооружены в Новгороде?

    — Когда и где впервые упоминается о городе?

    — Ребята, скажите, чем отличалось управление Новгорода от Киева?

    — А вы знаете, как мы узнаем о жизни жителей Древнего Новгорода?

    Кто занимается раскопками?

    Давайте прослушаем интервью журналиста газеты «Юный историк» с археологом и ответим на вопрос: что археологи узнали при раскопках в Новгороде?

    Интервью: (Приложение 9)

    Ж: я журналист газеты «Юный историк». Наших читателей интересует вопрос: как люди узнают о жизни жителей Древнего Новгорода? И сегодня мы хотим побеседовать с археологом, который принимал участие в раскопках Древнего Новгорода.

    Наш первый вопрос: что вы узнали, благодаря раскопкам?

    А: мы узнали, что новгородцы ходили по деревянным мостовым. Во время раскопок одной из улиц Новгорода было обнаружено 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали 500 лет – с 10 по 15 век. (слайд 25)

    Ж: это очень интересная информация! Скажите, а вам известно что-нибудь о письменности новгородцев?

    А: одним из выдающихся открытий для нас стали берестяные грамоты. (слайд 26)

    Ж: расскажите, пожалуйста, поподробнее о них.

    А: Древние новгородцы писали на березовой коре – бересте. Буквы выцарапывали специальными палочками – писалами. На бересте вели деловые расчеты.

    Ж: скажите, какую пользу принесли ваши находки? (слайд 27)

    А: берестяная почта донесла до нас имена некоторых новгородцев. Один из них – маленький новгородец Онфим – учился грамоте. Его берестяные школьные тетрадки исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное, он был непоседой и озорником, любил шалить и, отвлекаясь от занятий, делал на бересте смешные рисунки.

    Ж: спасибо вам за интересную информацию, мне кажется, что эта статья привлечет большое внимание наших юных читателей.

    — Большое спасибо за полезную информацию.

    Ребята как же мы узнаем, о жизни жителей Древнего Новгорода?

    Оформление работ Выступления групп детей.

    1 группа

    Древний Киев

    (Приложение 2,3,4)

    2 группа

    Древний Новгород

    (Приложение 2,5,6)

    Коммуникативные УУД:

    формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

    — формируем умение участвовать в работе всего коллектива, распределять роли, договариваться друг с другом и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    Регулятивные УУД:

    — формируем умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку своих одноклассников в процессе работы в паре и группе;

    Познавательные УУД:

    — формируем умение извлекать информацию из предложенных источников;

    — формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

    VII. Включение в систему знаний и повторение.

    Цель: Закрепить умение детей отвечать полным ответом, работать с картой, развивать мышление.

    Метод: словесный, наглядный.

    Организация пространства: фронтальная работа

    просмотр видеоролика CD

    — Сейчас мы проверим, как дорогие путешественники, какими вы били внимательными.

    Вопросы для 1 группы:

    — На какой реке стоит город Новгород? Кто сможет показать ее на карте? (На реке Волхов) (слайд 28)

    — Соотнесите названия архитектурных построек в Новгороде с их изображением. (слайд 29)

    Вопросы для 2 команды

    На какой реке стоит город Киев? Кто сможет показать ее на карте? (На Днепре) (слайд 30)

    — Соотнесите названия архитектурных построек в Киеве с их изображением. (слайд 31)

    Смотрят видеоролик

    Отвечают на поставленные вопросы. Работа с картой

    Коммуникативные УУД:

    формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

    Регулятивные УУД:

    -формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Цель: повторить и закрепить полученные знания по данной теме

    Метод: практический

    Организация пространства: индивидуальная работа.

    Выполнение задания в РТ №3, 4 на стр. 18 (Проверка по эталону)

    Индивидуальная работа в РТ. Взаимопроверка по эталону.

    Познавательные УУД:

    — формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

    Регулятивные УУД:

    — формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    VIII. Рефлексия деятельности.

    Цель: Закрепить умение детей отвечать полным ответом, развивать мышление.

    Метод: словесный

    Организация пространства: фронтальная работа

    — Где могут пригодиться в жизни новые знания?

    — Какие трудности возникли в работе?

    — Что показалось наиболее интересным?

    — Кого можно поблагодарить за урок?

    — Какую оценку вы могли бы себе поставить и почему?

    Рефлексия своей деятельности

    Коммуникативные УУД:

    формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

    Регулятивные УУД:

    -формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    IX. Домашнее задание

    Учебник с. 46 – 54 – читать, с. 53 № 2. РТ с.17 №1,2 (слайд 33)

    infourok.ru

    Конспект урока по окружающему миру на тему Когда и где 4 класс

    Когда и где?
    Цели деятельности учителя
    создать условия для ознакомления учащихся с обозначением дат исторических событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летосчисление», определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию умения работать с исторической картой, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

    Тип урока
    открытие нового знания

    Планируемые образовательные результаты
    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать с исторической картой.
    Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
    Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

    методы и формы обучения
    объяснительно-иллюстративный, поисковый; групповая, фронтальная, индивидуальная

    Образовательные ресурсы
    http://audiostars.org/?mp3
    http://download8.proshkolu.ru

    Оборудование
    Интерактивная доска, компьютер, карточки с новыми словами; таблица римских цифр, исторические карты; «лента времени»; отрывной настенный календарь

    Основныепонятия
    Век, тысячелетие, летосчисление

    организационная структура (сценарий) урока
    Этапы урока
    Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    Формы организации взаимодействия
    на уроке
    Формируемые умения(универсальные учебные действия)
    Промежуточный
    контроль

    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7

    I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельно-сти
    Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
    к усвоению учебного материала
    звучит отрывок из песни о времени (к кинофильму «Стрелы Робин Гуда») в исполнении Владимира Высоцкого.(Приложение 1)
    – Здравствуйте, юные историки! Сегодня нас ждет путешествие в глубь времен, и мы узнаем, почему историки так часто задают вопросы «Где?» и «Когда?»
    Слушают учителя.
    демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
    Фронтальная, индивидуальная
    Коммуникативные:высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.
    Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться
    Устные ответы,
    организация рабочего места

    II. Актуализация опорных
    знаний
    Проверка домашнего задания: фронтальный опрос.

    Кроссворд
    – Что изучает история?
    – Приведите известные вам примеры истори

    univerfiles.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *