Содержание

15 лучших рассказов Ивана Бунина

День рождения Ивана Бунина — первого русского лауреата Нобелевской премии по литературе, соединившего в своей прозе и стихах традиции реализма и модернизма. Мы отобрали его лучшие рассказы и рекомендуем книги о жизни и отношениях Бунина с другими писателями.

Почти статический рассказ-воспоминание о том, как беднели русские поместья и их обитатели; премьера того самого бунинского стиля — с многочисленными деталями, звукописью и ощущением неизбывной тоски.

«Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие».

Под пером Бунина одинаково хорошо выходили дворяне и крестьяне, мужчины и женщины; этот рассказ — про могучего русского мужика, которого погубило неумеренное потребление водки.

«Кучер, урядник и Алешка из всех сил прикидывались спокойными, хотя душа каждого из них горячо молила бога, чтобы Захар упал замертво. А он только расстегнул полушубок, чуть сдвинул шапку со лба, раскраснелся. Он съел две таранки, громадный пук зеленого луку и пять французских хлебов, съел с таким вкусом и толком, что даже противники его дивились ему».

Бунин пробует написать свою «Смерть Ивана Ильича» — натуралистичный, во всех подробностях, рассказ о том, как человек живет и как бесповоротно исчезает.

«Сизое, уже мертвое лицо постепенно стыло, хриплое клокотанье, вырывавшееся из открытого рта, «освещенного отблеском золота, слабело Это хрипел уже не господин из Сан-Франциско, — его больше не было, — а кто-то другой».

Бунинский пессимизм продолжает нарастать: описывая жизнь капитана большого корабля и его пса (это ему снятся сны), автор подводит героя к выводу, что все бессмысленно и бесполезно.

«Все это ложь и вздор, чем будто бы живут люди: нет у них ни бога, ни совести, ни разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни честности, — нет даже простой жалости.

Жизнь — скучный, зимний день в грязном кабаке, не более…».

История короткой жизни и быстрой смерти красавицы-гимназистки Оли Мещеряковой: Толстой бы такую легкомысленную героиню осудил, а Бунин — обессмертил.

«— Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом — знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин».

Достоевский в гостях у Бунина: певец телесной любви — о тяге к убийству, которая движет людьми.

«У выродков, у гениев, у бродяг и убийц уши петлистые, то есть похожие на петлю, вот на ту самую, которой и давят их».

Едкий отчет о том, как изменилась Россия после революции 1917 года, которую Бунин не принял и о которой оставил безжалостные дневниковые записи «Окаянные дни».

«Да и не часто путешествуют нынешние московские людишки. Конечно, теперь у нас всяческих вольностей хоть отбавляй».

Любовь как метеорологическое явление — и как болезнь: у Бунина есть вещи откровеннее, но эта самая, что ли, щемящая.

«Как дико, страшно все будничное, обычное, когда сердце поражено».

Большой (14 глав) рассказ о том, как офицер убил свою возлюбленную: история, в которой все оказывается сложнее — ну, или мелодраматичнее, — чем выглядит поначалу; цитируя самого автора, «бульварный роман», ставший основой «глубокого художественного произведения».

«Неужели неизвестно, что есть странное свойство всякой сильной и вообще не совсем обычной любви даже как бы избегать брака?»

Сбежав от двух любовниц, герой едет в Европу с третьей — но близость (как почти всегда в «Темных аллеях») не предвещает ничего хорошего: внимательный читатель без труда увидит зловещие предзнаменования ужасной развязки.

«Как люблю я вот такие вагонные ночи, эту темноту в мотающемся вагоне, мелькающие за шторой огни станции – и вас, вас, «жены человеческие, сеть прельщения человеков»! Эта «сеть» нечто поистине неизъяснимое, божественное и дьявольское, и когда я пишу об этом, пытаюсь выразить его, меня упрекают в бесстыдстве, в низких побуждениях… Подлые души!».

Может быть, самый вызывающий рассказ позднего Бунина: водка с икрой на завтрак, супружеская измена как долгожданное приключение и подробное описание обнаженного женского тела.

«Он заставил ее испытать то крайнее бесстыдство, которое так не к лицу было ей и потому так возбуждало его жалостью, нежностью, страстью».

Рассказ-инициация — первый контакт 12-летнего героя с женским телом и совсем новое чувство, после которого прежние детские забавы кажутся чем-то бесконечно пресным.

«Но не прошло и минуты, как я уже забыл о нем: я вдруг вспомнил ту мертвенную, но прекрасную бледность, которой несознательно поражен был при входе дамы, лежавшей теперь навзничь на диване против меня, перевел взгляд на нее — и уже ничего более, кроме нее, ее лица и тела, не видел до следующей станции, где мне надо было сходить».

Не просто рассказ, а почти исторический документ о том, где кутила и молилась Москва в 1910-е — филологи Олег Лекманов и Михаил Дзюбенко снабдили его огромным комментарием.

«А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?»

Рассказы в «Темных аллеях», как правило, заканчиваются трагически — в этом, для разнообразия, не умирает никто: просто девушка, выбирая между главным героем и его противным отцом, остается с тем, кто старше.

«Но и то сказать: какая же беда в мечтах? Они оживляют, дают силы, надежды. А потом, разве не бывает так, что некоторые мечты вдруг сбываются?»

Элегантный, элегичный, экономный — рассказ, в котором не происходит ничего и происходит все.

«Все это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя еще молодой…».

Что стоит почитать о Бунине

Бунин презирал большевиков, а они — в лице своих культурных амбассадаров — пытались с ним заигрывать. На родину он, в отличие от Куприна, не вернулся, но уже после смерти в СССР было выпущено бунинское собрание сочинений. Текст Паустовского отражает компромиссное отношение советской власти к «белогвардейцу»: гений, который обожал сирую Россию и совершил ошибку, покинув ее.

«Бунин дошел, особенно в своей автобиографической книге «Жизнь Арсеньева», до того предела в области прозы, о котором говорили Чехов и Лев Толстой — до предела, когда проза сливается в одно органическое неразделимое целое с поэзией, когда нельзя уже отличить поэзию от прозы и каждое слово ложится на душу, как раскаленная печать».

Выпущенная еще в советские годы биография Бунина; автор — один из крупнейших специалистов по литературе русского зарубежья, колоссальный архив которого, увы, сгорел при пожаре в Переделкине.

«Да, трудно жить в эмигрантской неустроенности, бедности. Но самое тяжкое — остаться без родины. Жить только писанием, творчеством? Даже для него, мученика, подвижника литературы, это трагически тяжело».

История любви-ненависти учителя и ученика, прослеженная на протяжении нескольких десятилетий.

«Алданов сказал, что когда Бунин и я говорим между собой и смотрим друг на друга, чувствуется что все время работают два кинематографических аппарата».

«Холодная осень» за 3 минуты. Краткое содержание рассказа Бунина

Рассказчица вспоминает о женихе. Он всегда считался в семье своим человеком: его покойный отец был другом и соседом отца. В июне того года он гостил у них в имении. На Петров день были именины отца, и за обедом он был объявлен женихом.

Девятнадцатого июля Германия объявила войну России. В сентябре он приехал на сутки — проститься перед отправлением на фронт. Все считали, что война кончится быстро, и свадьба не отменена, а всего лишь отложена. После ужина рассказчица долго гуляла с женихом по саду, и он вспоминал стихи Фета: «Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот». Она сказала, что не переживёт его смерти, а он ответил, что будет ждать её там: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».

Продолжение после рекламы:

Утром он уехал. Мать рассказчицы надела ему на шею маленький шёлковый мешочек — в нём был золотой образок, который носили на войне её отец и дед.

Убили его через месяц в Галиции. С тех пор прошло тридцать лет, рассказчица многое пережила. Весной восемнадцатого года, когда отца и матери уже не было в живых, она жила в подвале у торговки на Смоленском рынке и продавала кое-что из оставшегося у неё — колечко, крестик, меховой воротник, побитый молью.

Здесь на Арбате рассказчица встретила прекрасного человека, пожилого военного в отставке, за которого вскоре вышла замуж. С мужем и его племянником, семнадцатилетним мальчиком, она уехала в Екатеринодар и пробыла на Дону и на Кубани больше двух лет.

Зимой с огромной толпой беженцев они отплыли из Новороссийска в Турцию. По дороге, в море, муж рассказчицы умер от тифа. У неё осталось только трое близких: племянник мужа, его молоденькая жена и их семимесячная дочь.

Через некоторое время племянник с женой уплыли в Крым, к Врангелю, где пропали без вести. Их дочь рассказчице пришлось воспитывать одной.

Брифли существует благодаря рекламе:

Рассказчица долго жила в Константинополе, тяжёлым, чёрным трудом зарабатывала на жизнь себе и девочке. Потом они скитались, прошли Болгарию, Сербию, Чехию, Бельгию, Париж, Ниццу. Девочка выросла, осталась в Париже, стала француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной к вырастившей её женщине. Рассказчица осталась жить в Ницце «чем бог пошлёт».

Так рассказчица пережила смерть единственного любимого человека. Она горячо верит: где-то там он ждёт её. Она «пожила, порадовалась» и уже скоро придёт к нему.

Тёмные аллеи

В «Тёмных аллеях» многие рассказы как бы отражают друг друга, перекликаются или предлагают альтернативное развитие одной и той же ситуации. Скажем, предысторию заглавного рассказа (барин соблазняет дворовую девушку, любит её, но не представляет возможности соединить с ней жизнь) можно покадрово увидеть в «Тане». «Кавказ» комически варьируется в «Куме» — в первом случае любовники сбегают «в горные джунгли, к тропическому морю» и счастливы там, как в раю, во втором герой, собираясь с любовницей в Крым, предвидит, что немедленно возненавидит её там.

В финале «В одной знакомой улице» описан счастливый роман и расставание на вокзале, которое никак не объяснено: «Помню, как… мы говорили, прощались и целовали друг другу руки, как я обещал ей приехать через две недели в Серпухов… Больше ничего не помню. Ничего больше и не было». Но этот оборванный финал эхом отдаётся сразу в двух других рассказах, которые можно рассматривать как альтернативные объяснения: возможно, героев разлучила Гражданская война и революция, возможно, причины расставания в принципе не важны — как это всегда бывает у Бунина, любовь не может длиться по причине общего несовершенства жизни, но становится её апогеем. В «Холодной осени», где женщина вспоминает расставание с женихом, убитым затем в Первую мировую, своё замужество, бегство и эмигрантские скитания, она заключает: «…Вспоминая всё то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. <…> И это всё, что было в моей жизни, — остальное ненужный сон». В маленькой сценке «Качели» та же фраза звучит совсем иначе. «Да, счастливее этого вечера, мне кажется, в моей жизни уже не будет», — молодые люди, признавшиеся друг другу в любви, единодушно признают невозможность длительного счастья, непонятную читателю, но очевидную для них обоих: «Но какой же я муж?» — «Нет, нет, только не это». И эхом отзывается героиня «Чистого понедельника»: «Нет, в жёны я не гожусь. Не гожусь, не гожусь».

Иногда Бунин обыгрывает одну и ту же коллизию в разных рассказах, а иногда, наоборот, предлагает разветвление сюжета в рамках одного текста. Любовь или влечение сразу к нескольким женщинам — частая у него тема. Герой «Генриха», расставшись в гостинице с одной любовницей, Надей, и простившись на вокзале со второй, Ли, отбывает на поезде с третьей. В «Натали» плотский роман с Соней становится роковым препятствием к воссоединению с предметом подлинной любви — Натали. В «Зойке и Валерии» герой, мучимый любовью к красавице Валерии, в то же время не может устоять перед телесным обаянием не по годам развитой гимназистки Зойки. Все «неглавные» любовные линии ведут в никуда: мы никогда не узнаем, что сталось с Надей, Ли, Соней, Зойкой, и можем додумывать, как сложилась бы жизнь героя с любой из них. В каком-то смысле на этот вопрос отвечает «Руся»: героя, драматически разлучённого с первой возлюбленной, мы находим в благополучном, но очевидно скучном браке.    

Эта бесконечная вариативность одних и тех же сюжетов в «Тёмных аллеях», вкупе с вереницей героинь, схожих между собой иногда до неразличимости, создаёт ощущение библейской цикличности жизни и повторяемости всего и вся, которая заявлена как тема уже в первом, заглавном рассказе: «Всё проходит, мой друг… Любовь, молодость — всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит. Как это сказано в книге Иова?»

Он был очень влюблён, а когда очень влюблены, всегда стреляют себя

Иван Бунин

«Обыкновенная история» — рефрен всех «Тёмных аллей». «Прошлое моё тоже самое обыкновенное», — поясняет героиня «Мести», пересказывая герою при знакомстве свою эмигрантскую эпопею. Здесь нам показана любовь в самом начале, не помышляющая о будущем: «А что дальше, не стоит загадывать». 

«Месть» — один из двух всего рассказов цикла, действие которых происходит в эмиграции, и единственный, который не заканчивается разлукой: в нём можно увидеть ключ к бунинскому пониманию счастья.

С одной стороны, будущего, по Бунину, у любви быть не может. Лишнее подтверждение — рассказ «В Париже», описывающий такое же нежданное счастье двух немолодых и усталых русских эмигрантов, Ольги Александровны и Николая Платоновича, причём Ольга похожа на безымянную героиню «Мести» как близнец, а негодяй, обобравший и бросивший героиню в «Мести», — зеркальное отражение «мальчишки, сутенёра», о котором не хочет вспоминать Ольга Александровна, и другого распутного мальчишки, к которому ушла жена Николая Платоновича. «Да, из году в год, изо дня в день, втайне ждёшь только одного, — счастливой любовной встречи, живёшь, в сущности, только надеждой на эту встречу — и всё напрасно», — уныло думает Николай Платонович и оказывается прав. Семейная жизнь случится, но не продлится и полугода: поздней осенью он встретил свою любимую, на третий день Пасхи умер.

С другой стороны, «В Париже» — рассказ из второй части цикла, а «Месть» — из третьей, подводящей итоги. Надо думать, такой порядок неслучаен. Время в «Тёмных аллеях» разделено на два сосуществующих пласта: настоящий момент и пространство памяти. Эта дихотомия имеет как экзистенциальное измерение (отдельный миг счастья и долгая обыденная жизнь), так и историческое: за двумя исключениями, все любовные истории бунинских героев разворачиваются до революции, разделившей их жизнь пополам. За этой демаркационной линией остались любовь, счастье, молодость, рябчики в сметане, усадебная идиллия, русская культура, «Россия, Лета, Лорелея» Строчка из стихотворения Осипа Мандельштама «Декабрист» (1917). ⁠ . О своём эмигрантском существовании многие русские современники Бунина думали как о посмертном.  

На трюизм Николая Алексеевича в первом и заглавном рассказе героиня возражает: «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело». Устами Надежды, которую Бунин недаром сделал ростовщицей (она справедлива, но не прощает и не забывает долгов), Бунин с самого начала вводит сквозную для всего цикла тему памяти. Память — это то пространство, в котором и любовь, и Россия, сохранённые русской культурой, воскреснут и «тленья убегут». Многообразие отдельных ситуаций, историй и героев, лиц, тел и переживаний сливается в одну общую эмигрантскую судьбу: «внеличностная стихия эроса оттеняется случайностью целого ряда любовных интрижек, рассказ об ушедшей России получает особый колорит благодаря ироническому переосмыслению всей литературной . Героиня «Мести» отказывается мстить своему обидчику и голой выходит из моря на пляж, в объятия новой любви — в каком-то смысле в её лице, как Афродита из пены, возрождаются все героини «Тёмных аллей» — а они, как принято считать, все немножко «Россия».

Стихи Ивана Алексеевича Бунина. Произведения и биография — Сказочник №13

Стихи Ивана Алексеевича Бунина для детей. Список произведений и краткая биография И.А. Бунина
 

Густой зеленый ельник у дороги…
Детство
Полевые цветы
Бушует полая вода
Все темней и кудрявей березовый лес…
Листопад
Родина
Догорел апрельский светлый вечер…
Шире грудь распахнулась для принятия…
Деревенский нищий
Месяц задумчивый, полночь глубокая…
В темнеющих полях, как в безграничном море…
Полевые цветы
Бледнеет ночь… Туманов пелена…
В полночь выхожу один из дома…
Туча растаяла. Влажным теплом…
Не видно птиц. Покорно чахнет…
…Зачем и о чем говорить?
Ночь идет — и темнеет…
Счастлив я, когда ты голубые…
Нынче ночью кто-то долго пел…
Это было глухое, тяжелое время…
Звезды горят над безлюдной землею…
Леса в жемчужном инее. Морозно…
Шла сиротка пыльной дорогой…
На Плющихе
Океан под ясною луной…
В Сицилии
Псковский бор
Слово
Настанет день — исчезну я…
Едем бором, черными лесами…
Мы рядом шли, но на меня…
В пустом, сквозном чертоге сада…
И цветы, и шмели, и трава, и колосья…
Ветер осенний в лесах подымается…
Гроза прошла над лесом стороною…
Ночь наступила, день угас
Неуловимый свет разлился над землею
За рекой луга зазеленели…
Как все вокруг сурово, снежно…
В степи
Не пугай меня грозою…
Осыпаются астры в садах…
Высоко полный месяц стоит…
Октябрьский рассвет
Серп луны под тучкой длинной…
На пруде
Все лес и лес
После половодья
Первый снег
Розы
Матери
Осень
В полях сухие стебли кукурузы…
Ночь
Крещенская ночь
Метель
Дедушка в молодости
Туча растаяла
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…
Как печально, как скоро померкла…
Ещё от дома на дворе
Гаснет вечер, даль синеет…
Вечер
Кошка
Мы встретились случайно, на углу…
В стороне далекой от родного края…
Край ты мой, родимый край
Молодость
Печаль ресниц, сияющих и черных…
Льёт без конца. В лесу туман…
Алёнушка
Поэт
Еще утро не скоро, не скоро…
Последний шмель
Октябрьский рассвет
Канарейка
Одиночество
Собака
Безнадежность
Христос воскрес
На острове
Дикарь
В цирке
 

Читать все произведения И.А.Бунина
Читать стихи других авторов

 

Краткая биография Ивана Алексеевича Бунина

 
Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья.
 

Детство и образование писателя И.А.Бунина

 
Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец.
Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.
Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.
 

Литературная деятельность Ивана Алексеевича Бунина

 
Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).
Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.)оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений»(1915).
Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.
 

Жизнь в эмиграции и смерть Ивана Бунина

 
Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».
 
Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась незаконченной
Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
 

Интересные факты из жизни И.А.Бунина

 
Имея лишь 4 класса гимназии, Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Однако это не помешало ему дважды получить премию Пушкина. Старший брат писателя помог Ивану изучить языки и науки, пройдя дома вместе с ним весь гимназический курс.
Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет, подражая Пушкину и Лермонтову, творчеством которых восхищался.
Бунин был первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию в области литературы.
Писателю не везло с женщинами. Его первая любовь Варвара так и не стала Бунину женой. Первый брак Бунина также не принес ему счастья. Его избранница Анна Цакни не отвечала на его любовь глубокими чувствами и вообще не интересовалась его жизнью. Вторая жена, Вера, ушла из-за измены, однако позже простила Бунина и вернулась.
Бунин долгие годы провел в эмиграции, но всегда мечтал вернуться в Россию. К сожалению, до смерти писателю так это и не удалось осуществить.
 

Читать все произведения И.А.Бунина
Читать стихи других авторов

какие рассказы входят в сборник? 🤓 [Есть ответ]

«Темные аллеи» ‒ сборник рассказов И. А. Бунина, главной темой которого является тема любви.

Над сборником писатель работал, находясь в эмиграции во время Второй мировой войны с 1937 по 1945 год. Писатель тогда находился во Франции.

Сборник состоит из 3 частей. Последние два рассказа были добавлены в сборник в 1953 году.

Сборник «Темные аллеи» И. А. Бунин считал своим лучшим произведением.

В сборник входят следующие рассказы:

Часть 1: Темные аллеи; Кавказ; Баллада; Степа; Муза; Поздний час.

Часть 2: Руся; Красавица; Дурочка; Антигона; Смарагд; Гость; Волки; Визитные карточки; Зойка и Валерия; Таня; В Париже; Галя Ганская; Генрих; Натали.

Часть 3: В одной знакомой улице; Речной трактир; Кума; Начало; «Дубки»; Барышня Клара; «Мадрид»; Второй кофейник; Железная Шерсть; Холодная осень; Пароход «Саратов»; Ворон; Камарг; Сто рупий; Месть; Качели; Чистый понедельник; Часовня; Весной, в Иудее; Ночлег.

Сборник «Темные аллеи» часто называют энциклопедией любви. В каждом рассказе автору удалось запечатлеть это разнообразное, противоречивое чувство. Каждый рассказ ‒ необыкновенная история любви, трагической, пылкой и разной для каждого.

В сборнике есть рассказ «Темные аллеи», однако это не значит, что он в сборнике главный, определяющий настроение. Такое название собрание рассказов получило благодаря стихотворению «Обыкновенная повесть» Н. Огарёва. Там сочетание «темные аллеи» употреблялось для обозначения мрачного настроения героя ‒ у него случилась первая любовь, которая не имела продолжения. Такое настроение охватывает все рассказы сборника Бунина.

Герои сборника закономерно подходят к той точке, когда продолжать отношения невозможно. Это то, что объединяет все рассказы сборника. Ни одна история не заканчивается положительно, счастливой любви не получается ни у кого из героев. Разлука случается по вине обстоятельств, смерти, несчастного случая или других неблагоприятных условий.

Раскрывая любовь на ее пике, Бунин специально не желает продолжать историю. Продолжаясь, любовь расщепляется в быту, теряется среди жизненных обстоятельств. Автор же хочет показать горящие глаза и пылающие сердца тогда, когда любовь приносит наивысшее счастье, когда она зарождается и только начинает жить.

Ведь, по мнению Бунина, любовь, чтобы дарить счастье и радость, не всегда должна быть взаимной и приводить к созданию семьи. В любви ценен момент счастья, который автор хочет сохранить и передать.

Оценка: 4 (27 голосов)

Тема любви в прозе И. А. Бунина

1. Краткая биография Бунина.
2. Тема любви в русской литературе.
3. Рассказ «Грамматика любви».
4. Философия любви в «Солнечном ударе».
5. Гармония чувств влюбленного в «Темных аллеях».
6. Многоликость бунинской любви.

Счастлив я, когда ты голубые
Очи поднимаешь на меня:
Светят в них надежды молодые —
Небеса безоблачного дня.
И. А. Бунин


И. А. Бунин родился в Воронеже в 1870 году. Почти все свое детство писатель провел в захудалом имении своего отца Бутырки, которое находилось в нынешней Орловской области. Любовь к чтению и к русской литературе юному Бунину привила мама писателя. Именно она повлияла на внутренний мир мальчика и обогатила его. Сам писатель рос мальчиком впечатлительным и с необычайно развитой фантазией. В раннем творчестве у писателя преобладающее место занимает лирика, поэзия. Постепенно лирика писателя помогает и прокладывает пути для прозы. У Бунина великолепно получались и стихотворения, и проза, короткие рассказы, а так же романы. Но особое место в творчестве писателя занимают необычайные рассказы, темой которых является — Любовь.

Тема любви в русской литературе всегда занимала особое место у писателей. В те времена любовь в основном описывалась именно с духовной стороны. Бунин старался показать любовь во всех ее проявлениях и состояниях, особо остро эта тема проявилась у писателя, когда он находился в эмиграции, после известных октябрьских событий. Именно тогда, в годы одиночества и медленного забвенья, писатель в необычайной поэтизации описал самые нежные и лучшие человеческие чувства. Бунин проявил все свои способности как человека творческого, он смог проникнуть в самые закрытые и неизвестные глубины сердца. Истинная любовь для писателя схожа с вечной красотой природы. И действительно прекрасно только то, что является реальным, естественным и не придуманным чувством. Читая произведения писателя, поражаешься, с какой силой художественного изображения писатель говорит о великой Любви. Любовь, как таинственная стихия, которая способна полностью преобразить жизнь человека, придать его судьбе отличительные качества и неповторимость среди обыкновенных житейских историй. Это любовь, которая способна наполнить обыкновенную жизнь простого человека особым, теплым и незабываемым смыслом.

Именно такая таинственная любовь раскрывается в рассказе Бунина «Грамматика любви» (1915). Герой рассказа, некто Ивлев, который заехал в дом недавно умершего помещика Хвощинского. Ивлев размышляет о любви — «любви непонятной, в какое-то экстатическое житие превратившей целую человеческую жизнь, которой, может, надлежало быть самой обыденной жизнью». Сам помещик Хвощинский когда-то страстно влюбился в горничную Лушку. Тайна здесь скрывается в самом облике героини, она была «совсем нехороша собой», но с другой стороны была необычайной девушкой. И именно поэтому на Хвощинского «вдруг свалилась эта любовь, эта Лушка, потом неожиданная смерть ее, — и все пошло прахом: он затворился в доме, в той комнате, где жила и умерла Лушка, и больше двадцати лет просидел на ее кровати…». Как понять такое поведение влюбленного человека — помешательство или непонимание реальности — Бунин не дает однозначного ответа. Ивлева завораживает жизнь Хвощинского. Герой понимает, что в этом человеке появилось «чувство сложное, похожее на то, какое испытал он когда-то в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой». Все эти переживания заставляют Ивлева купить у наследника помещика «за дорогую цену» небольшую книжечку «Грамматика любви». Эта книжечка и есть «преданье сладострастное о сердцах любивших», и именно эти рассказы и раскрывают тайну великого чувства — всепоглощающей любви к другому человеку.

В своих произведениях Бунин не скрывает, что эта необычайная любовь порой приносит не только радость, но и очень часто приводит к мукам страдания и разочарования. Любовь и смерть, по мнению писателя, всегда стоят где-то рядом. Именно такую трагическую историю любви писатель поведал нам в своем небольшом рассказе «Солнечный удар» (1925). «Странное приключение» затронуло душу главного героя. Случайное знакомство на пароходе, поручика с прекрасной незнакомкой и неизбежное расставание, после которого он потерял покой. Одна только мысль, что им никогда больше не встретиться: «…он почувствовал такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяния». Сама героиня рассказа, «маленькая безымянная женщина, так и не назвавшая своего имени», признается: «Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было да и не будет больше. На меня точно затмение нашло. Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара». В этом рассказе Бунин показывает, на сколько велики мучения любящих душ, и как тяжела горечь потерь друг друга. В итоге остается лишь сладкая боль воспоминаний о той мимолетной встрече. Писатель в этом произведении старается развить свою философию любви. Раньше у А. И. Бунина любовь была трагична, потому что она не разделена и одинока, то сейчас ее трагичность заключается в том, что она уже взаимна и так прекрасна, но все же влюбленные в силу обстоятельств не могут быть вместе. У писателя такой, порой неожиданный, обрыв отношений неизбежен и закономерен. Он, описывая влюбленных, приподнимает их как бы над всем миром, над временем, обстановкой и обстоятельствами. Любовь у Бунина как солнечный удар — она столь же внезапна и тяжела, она одурманивает сознание человека. Любовь способна внутренне перевернуть человека полностью, направить его в совсем другое направление и изменить течение его жизни. Любовь — это трагедия в своей основе. Пронзенный такой любовью человек становиться одиноким, он уходит в самого себя и отворачивается от других людей.

Цикл рассказов «Темные аллеи» (1943,1946) является уже некой энциклопедией любви. Писатель в эту книгу попытался вложить всю гамму сложных отношений между влюбленными героями. Как самого писателя, так и его героев полностью поглощают эти различные оттенки чувств влюбленного человека. Сама любовь — это огромное счастье, хотя порой оно бывает недолгим, и как мимолетное мгновение оно вспыхивает в душе человека. Именно такая, недолговечная, но яркая любовь описывается им в цикле рассказов «Темные аллеи». Героини этих рассказов — Руся, Антигона, Натали и многие другие — показывают читателю все разнообразие женских типов. Любовь меняет их жизни, делает ее значительной. Но жизнь меняется не от того, что этих героинь переполняют чувства счастья и радости, а от того, что их ведет к неизбежной собственной гибели. В сборнике писателя любовь сама по себе хоть и трагична, но все же это чувство для каждого человека является самым ярким, самым счастливым моментом в жизни. И уже неважно, каков финал этих отношение — разлука, гибель или смерть, главное — это те незабываемые переживания в судьбе влюбленных людей.

Любовь очень сложное и многогранное человеческое чувство. Она многолика и зачастую необъяснима. В этом понятии скрываются многие человеческие загадки, и каждый читатель бунинских произведений находит собственные ответы над тайнами любви.

Биография Ивана Алексеевича Бунина — ценитель старой России

Иван Алексеевич Бунин — выдающийся писатель и поэт первой половины ХХ века. Он — последний русский писатель, который любил старую Россию, жил ею и писал о ней. Бунин не утратил этой ностальгичной привязанности к родной стране, несмотря на то что последние три десятка лет провел в эмиграции. Его перу и фантазии принадлежат одиннадцать сборников стихотворений, шесть мемуарных книг, три перевода зарубежной классики и, конечно же, вершина творчества Ивана Бунина — его проза — мастерская, афористичная и безумно проникновенная.

Первое стихотворение Иван Бунин написал в 8 лет, а уже в 17 представил свое творчество на суд читателя, опубликовав его на страницах журнала «Родина». Тогда юный литератор еще не знал, каким образом будет организована его будущая жизнь, но в намерении связать ее с сочинительством не сомневался ни минуты. Так вышло, что больший успех Бунину принесла проза.

Его короткие рассказы, любовный цикл «Темные аллеи», роман «Жизнь Арсеньева» сегодня являются хрестоматийными. Правда, при жизни писатель не был удостоен лавр со стороны СССР. Новая советская Родина не простила писателю эмиграции, Нобелевской премии, не простила любви к старой России и таланта, который увековечивал каждое слово Бунина на века.

Дворянское детство

Ваня Бунин был младшим сыном в семье Алексея Николаевича и Людмилы Александровны Буниных. Он родился в Воронеже 10 (22) октября 1870 года. Из девятерых детей Буниных в живых осталось только четверо — мальчики Юлий, Евгений, Иван и младшая дочка Мария.

Иван Алексеевич был чистокровным дворянином и по отцовской, и по материнской линиям. Бунины и Чубаровы (родня Людмилы Александровны) владели несколькими имениями и солидными капиталами. Однако Ване Бунину и многим другим сверстникам из его окружения не удалось вкусить той блестящей беззаботной жизни, которую вели прежние аристократы. Дворянство нищало и разорялось. Не стал исключением и Алексей Бунин, любивший, между тем, хорошенько покутить, закатить пир, сыграть в карты. Расточительность главы семейства привела к тому, что он в рекордные сроки промотал свое и женино состояния.

Сложное материальное положение привело к тому, что Бунины были вынуждены переехать в деревню Озерки (Орловская губерния), где находилось уцелевшее фамильное имение. Старшие сыновья получили базовое образование в гимназии, а вот на младшего средств не хватило. После пяти лет Елецкой гимназии, Иван возвращается в Озерки. Это, правда, не помешало ему стать блестящим учеником в домашней школе. Курс старших классов Ване преподает брат Юлий.

Несмотря на отсутствие образования в традиционном понимании, Иван Бунин был образованнейшим человеком. Кроме родного, блестяще владел иностранными языками и впоследствии подтвердил свое мастерство литературными переводами Лонгфелло и Байрона.

В людях: работа редактора и литературный успех

В 19 лет юный Иван Бунин выходит в люди. Он переезжает из родного имения в город Орел и быстро устраивается в газету «Орловский вестник» на позицию корректора. Его редакторской деятельности уже предшествовал дебют в печати — Бунин опубликовал несколько стихотворений в еженедельнике «Родина».

Работа в «Вестнике» в первую очередь отразилась на личной жизни Бунина. Здесь он повстречал свою первую жену Варвару Пащенко. Молодые переехали в Полтаву, где Бунин работал над стихотворными сборниками.

Расцвет писательской славы
Настоящая писательская слава приходит к молодому литератору в 1900 году. Тогда он уже побывал в Украине, вторично женился и развелся. Тогда же вышел ностальгичный рассказ о дворянской жизни «Антоновские яблоки». В следующем году Бунин становится лауреатом престижной Пушкинской премии, которую ему присудили за лирический сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» Генри Лонгфелло.

Бунин продолжает писать стихи, создает повести «Деревня» и «Суходол», рассказы «Цифры», «Иоанн Рыдалец», «Астма», становится почетным членом Петербуржской Академии наук, много путешествует в компании третьей жены Веры Муромцевой.

Все шло успешно, и жизнь удавалась до тех пор, пока не наступил 1917 год, а с ним кардинальные перемены в жизни целого поколения.

Эмиграция и Нобелевская премия

Бунт 1905 года Бунин воспринял настороженно, но не без интереса. Революцию 1917-го встретил в штыки. Он никогда не оправдывал перемен, произошедших в России, смело называл Ленина «выродком», «нравственным идиотом» и горько скорбел о загубленной культуре и великой стране, утонувшей в кровавом месиве тупой братоубийственной войны.

Свои размышления Иван Бунин облекает в форму литературных очерков и выпускает книгу «Окаянные дни». Нет смысла говорить, что выйти она могла только за рубежом, а ее автор тут же стал обречен на вечное изгнание.

В 1920-м Бунин с женой уезжает во Францию и начинает неистово писать. Всю тоску по родному слову он выливает на бумаге. Теперь писатель полностью переключается на прозу. Стихи больше не сочиняются.

В 1933 году Иван Алексеевич Бунин стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Получение этой награды было голубой мечтой писателя. Радостную весть ему сообщили во время кинопросмотра, а уже на следующее утро весь Париж знал, что Бунин — лауреат Нобеля!

Он стал первым россиянином и русскоязычным писателем, получившим эту почетную награду и открывшим печально знаменитую череду отвергнутых родиной российских литераторов. Для Советской России Нобелевская премия была буржуазным клеймом на теле писателя. Принять награду — означало предать Родину. Так было с Буниным. Так будет с Пастернаком, которого вынудят отказаться от награды, и с Солженицыным, скрывавшемся полжизни в лесном домике Вермонта.

Богатый бедняк месье Бунин

Вознаграждение за Нобелевскую премию составило 715 тысяч франков — сумма по тем временам огромная. Вернувшись из Швейцарии, Бунин чувствовал себя настоящим богачом. Человеком он, правда, оказался непрактичным. Закатывал пирушки, угощая многочисленных друзей и знакомых, жертвовал деньги в благотворительные фонды, помогал открывать визы эмигрантам, затем вложил деньги в «беспроигрышное дело», прогорел и остался ни с чем.

Старость великого писателя прошла в больших лишениях. Он жил со своей женой на вилле в Грассе, часто болел, всегда мечтал вернуться на родину, но прекрасно понимал, что там ему нет места, поэтому после 1920-го не был в России даже в качестве туриста.

Умер Иван Алексеевич Бунин, как счастливый человек, во сне, тихо и спокойно. Его могила находится на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Писатель продолжал творить до последнего дня своей долгой жизни. Главным произведением последнего творческого десятилетия Бунина стал цикл коротких рассказов о любви «Темные аллеи».

Личная жизнь: 4 музы Бунина

Особое внимание следует уделить Бунину и его женщинам. Писатель был очень любвеобилен, постоянно увлекался, отчаянно бросался в любовный омут и жить не мог без музы, вдохновительницы.

Его первой серьезной привязанностью стала красавица Варвара Пащенко, с которой он познакомился во время работы в «Орловском вестнике». Между молодыми людьми возникла страсть настолько сильная, что несмотря на противостояние со стороны родителей, Варя и Ваня сбегают от всего мира в Полтаву и невенчанные(!) начинают жить своей семьей. Правда, вскоре молодая жена стала тяготиться жизнью с бедным писателем. Она привыкла к блеску, роскоши, дорогим нарядам и ресторанам. Варвара начинает принимать ухаживания кавалеров побогаче и в конце концов уходит от Бунина, оставив короткую записку: «Ваня, прощай. Не поминай лихом».
Варя вдохновила Бунина на «Жизнь Арсеньева», отдельная часть которого издавалась под названием «Лика».

Вторая любовь Бунина повстречалась ему под курортным солнцем Одессы. Экзотичная красота Анны Цакни (украинская гречанка) моментально пленила писателя. Роман Бунина и Цакни развивался очень красиво — на верандах дорогих ресторанов, в хмеле шампанского, в европейских столицах и уютных провинциях. Свадьба не заставила себя долго ждать. Правда, с первых же месяцев супружеской жизни стало ясно, что для быта их любовь не приспособлена. Споры возникали практически во всем. Знойная гречанка и холодный русский дворянин не сходились ни в темпераменте, ни во взглядах на жизнь.

В 1900 году пара подала на развод. После этого у них родился сын Коленька, но уже через пять лет мальчик умер. Трагедия разрушила последние надежды на восстановление семейства.

Третьей музой Бунина стала Вера Николаевна Муромцева. Воспитанная образованная девушка из профессорской семьи пленила писателя, неоднократно обжигавшегося на яркой красоте и темпераментности. Муромцева стала верной спутницей Бунина на долгих 46 лет. Она была с ним рядом в годы счастья и во время невзгод. Она буквально растворилась в своем гениальном муже, прощая ему измены и кутежи, стоически перенося его крутой нрав, отвернувший многих друзей от Бунина.

После смерти Ивана Алексеевича талантливая Вера Николаевна опубликовала бесценные мемуары — «Жизнь Бунина» и «Беседы с памятью».

Четвертым закатным увлечением Бунина стала молодая писательница Галина Кузнецова. Стареющий гений и его молодая поклонница познакомились на пляже в Грассе. Обоими стремительно завладевает опасная любовь-страсть. Сперва Галина и Иван тайно встречаются на съемных квартирах, но вскоре об их связи становится известно вторым половинкам (у Галины был законный супруг). В это время Вера Николаевна Муромцева решается на страшный подвиг во имя любви к мужу — она позволяет Галине поселиться на их вилле под видом «литературной ученицы».

В таком двусмысленном положении Кузнецова прожила с Буниными десять лет. Никто не верил в «легенду об ученице», а потому в эмигрантских кругах смачно обсуждали престарелого ловеласа Бунина, аморальную разлучницу Кузнецову и безвольную Муромцеву, допустившую в своем доме такой разврат. Однако еще большим шоком стал уход Кузнецовой. Перегорев любовью к Бунину, она закрутила роман… с оперной певицей Маргаритой Степун.

Многолетняя связь с великим писателем не прошла зря, ее результатом стала главная книга в жизни Галины Кузнецовой — «Грасский дневник». По мотивам этих бесценных мемуаров в 2000 году был снят российский фильм «Дневник его жены».

Сборник рассказов Ивана Бунина (9781566637589): Иван Бунин, Грэм Хеттлингер: Книги

Еженедельно от издателей

Избранный обзор. Русский эмигрант Бунин (1870–1953), получивший Нобелевскую премию в 1933 году, становится потрясающе доступным в этом прекрасном новом переводе. Бунин, бежавший во Францию ​​в 1920 году, дает болезненные, лирические взгляды на исчезнувшее прошлое аристократической России, изобилующей сельскими поместьями, вычурной московской жизнью и быстро меняющейся социальной структурой, последовавшей за эмансипацией крепостных в 1861 году.Рассказы, охватывающие 44 года творчества Бунина, включают в себя «Запах яблок», написанный в 1900 году, в котором тот, кто раньше писал стихи, начинает переводить свои лирические видения в прозу, а также произведения средних лет, такие как «Суходол», написанные против. на фоне Первой мировой войны и последующих потерь, понесенных большевиками Белой Армией, которую поддерживал Бунин. Многие из рассказов Бунина после 1920 года, такие как «Ида», «Солнечный удар» и «Дело Елагина», исследуют жизнь русских и европейских утонченных людей, сосредотачиваясь на их любовных связях и их стремлении к элегантной и изысканной жизни.Его последние рассказы, например «В Париже» и «Одна знакомая улица», исследуют отчуждение тех, кто не может забыть миры, которые они потеряли. Хотя бывают убийства и любовные самоубийства, сюжет на самом деле не является фокусом этих историй, которые отмечены эмоциональной интенсивностью воспоминаний, напоминающей Пруста. (август)
© Reed Business Information, подразделение Reed Elsevier Inc. Все права защищены.

Обзор

Иван Бунин … один из лучших писателей ХХ века, мастер тональности и экспериментов.- Гэри Сол Морсон

[Бунин] один из великих литературных мастеров двадцатого века … [его] мощное и прозрачное искусство. — Синтия Озик, автор книги «Языческий раввин и другие истории»

Русский ссыльный Бунин (1870-1953), получивший Нобелевскую премию в 1933 году, становится потрясающе доступным в этом прекрасном новом переводе., Publishers Weekly

«Перевод изящный и по сути точный». — Ричард Лурье, The Wall Street Journal

Эмоциональная интенсивность воспоминаний, напоминающих Пруста. … Потрясающе доступный … прекрасный новый перевод., Publishers Weekly

Новые плавные переводы … этот пронзительно лирический сборник полностью передает страсть человеческого сердца и силу воспоминаний. — LELIA RUCKENSTEIN, The Review of Higher Education

Теперь у нас есть новый всеобъемлющий том художественной литературы [Бунина], Сборник рассказов Ивана Бунина , прекрасно переведенный Грэмом Хеттлингером., New York Sun

[Переводы Хеттлингера] приятно читать., Славянский и восточноевропейский журнал

Описание книги

«[Переводы Хеттлингера] приятно читать».

Об авторе

Иван Бунин получил Нобелевскую премию по литературе в 1933 году. После русской революции он провел оставшиеся годы в изгнании во Франции. Грэм Хеттлингер живет в Бетесде, штат Мэриленд.

Сборник рассказов Ивана Алексеевича Бунина

Пять звезд!

Если бы Чехов жил дольше, писал бы он такие рассказы? Уехал бы он из России после революции? Для меня он величайший русский писатель рассказов и, возможно, величайший из когда-либо существовавших, но после прочтения этих рассказов (и новеллы) мне, возможно, придется поставить Бунина рядом с Чеховым, прямо на самом верху, как одного из лучших.

Рассказы варьируются от первого десятилетия века до 1940-х годов, можно почти почувствовать все события, которые произошли в России и Евро

Пять звезд!

Если бы Чехов жил дольше, писал бы он такие рассказы? Уехал бы он из России после революции? Для меня он величайший русский писатель рассказов и, возможно, величайший из когда-либо существовавших, но после прочтения этих рассказов (и новеллы) мне, возможно, придется поставить Бунина рядом с Чеховым, прямо на самом верху, как одного из лучших.

Рассказы варьируются от первого десятилетия века до 1940-х годов, через них можно почти прочувствовать все события, происходившие в России и Европе. Более ранние очень похожи на то, что написал бы кто-то из того же поколения (или потомков), что и Чехов, Андреев и Горький, они варьируются от более «традиционных» тем, таких как ветхие сельские усадьбы, мужики, любовь и так далее. Те, что после революции и его эмиграции, приобретают более «интернациональное» чувство, но при этом остаются очень русскими, в них представлены Париж, эмигранты, воспоминания о войнах и т. Д.

И последнее, его проза очень поэтична, даже в переводе, чего нет у Чехова. Я полагаю, это также связано с тем, что я поэт.

«И не торопитесь — в этих открытых полях в прохладный и солнечный день прекрасно! Вы можете видеть далеко вдаль через ровные равнины. Небо светлое — глубокое, широкое синее. Тележки и экипажи сглаживали дорогу после дождей, и теперь ее маслянистая поверхность блестит, как металлические рельсы, на ярком солнце, идущем по ней.Вокруг вас разбросаны озимые пшеницы на триангулированных полях с богатыми зелеными побегами. Молодой ястреб появляется из ниоткуда, парит над чем-то, взмахивая маленькими острыми крыльями в прозрачном воздухе. Телеграфные столбы уходят далеко вдаль; как серебряные струны, их провода изгибаются по наклонному краю неба. Мерлины садятся на них рядами, как острые черные ноты, написанные на нотных листах. «
—-

» Достигнув этого предложения, Митя скомкал письмо и уткнулся лицом в мокрую солому, сильно стиснув зубы и подавившись рыданиями, потому что там она нечаянно обратилась к нему в неформальной форме «ты» по-русски.И со всей интимностью, которую она вызывала, эта случайность была больше, чем он мог вынести: она напомнила ему обо всем, что он потерял, и в то же время снова установила всю их близость. «
—-

» Она быстро и послушно отошла от груды одежды, брошенной на пол, в одних только серых чулках, простом поясе для чулок и дешевых черных туфлях. Ее тело в сумерках выглядело сиренево-серым, и в этом уникальном для женского тела оно было холодным от нервозности, напряженным и прохладным, мурашки по коже расползались по всей его поверхности.Она взглянула на него с видом пьяного торжества, собрала волосы в руки и стала вынимать их шпильки, а он наблюдал за каждым ее движением, становясь холоднее. Ее тело было лучше, моложе, чем он мог подумать. Тонкая ключица и острые ребра гармонировали с изможденным лицом и нежными голенями. Но ее бедра были широкими и щедрыми. Ее живот с маленьким глубоким пупком загибался внутрь, минуя ребра; выступающий треугольник темных красивых волос, поднимавшихся из-под него, соответствовал волосам, густо росшим на ее голове.Она удалила последние штифты, и эта грива густо сползла по ее спине, где каждый позвонок выступил с резким рельефом. Она наклонилась, чтобы поднять упавшие чулки, и ее маленькие груди с коричневыми сосками, сморщенными от холода, поникли, как тонкие груши, очаровывая своей бедностью. И он действительно заставил ее испытать те крайности бесстыдства, которые так плохо ей подходили и поэтому пробуждали в нем такую ​​жалость, нежность и страсть … , но она глядела на них с ликующим ужасом, слышала шаги и праздные разговоры людей, идущих по палубе, проходящих прямо под этим самым окном, — и все это еще более ужасно увеличивало ее рассеянность.Ой, как они близки! Как поблизости они ходят и разговаривают — и никто не догадывается, что происходит здесь, в шаге от них, в этой белой хижине. «

Иван Бунин | Биография и книги

Иван Бунин , полностью Иван Алексеевич Бунин , (родился 10 октября [22 октября по новому стилю] 1870 года, Воронеж, Россия — умер 8 ноября 1953 года в Париже, Франция), поэт и прозаик, первый россиянин, получивший Нобелевскую премию по литературе (1933), и один из лучших русских стилистов.

Бунин, потомок старинного дворянского рода, провел детство и юность в российской провинции. Он учился в средней школе в Ельце на западе России, но не окончил ее; его старший брат впоследствии обучал его. Бунин начал публиковать стихи и рассказы в 1887 году, а в 1889–92 работал в газете Орловский вестник («Орловский вестник»). Его первая книга « Стихотворения: 1887–1891 » («Поэзия: 1887–1891») вышла в 1891 году как приложение к этой газете. В середине 1890-х его сильно увлекли идеи романиста Льва Толстого, с которым он познакомился лично. В этот период Бунин постепенно вошел в литературные сцены Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе в растущее движение символистов. Сборник стихов « Листопад » (1901; «Листопад») Бунина свидетельствует о его ассоциации с символистами, в первую очередь с Валерием Брюсовым. Однако творчество Бунина имело больше общего с традициями классической русской литературы XIX века, образцами которой были его старшие современники Толстой и Антон Чехов.

К началу ХХ века Бунин стал одним из самых популярных писателей России. Его этюды и рассказы Антоновские яблоки (1900; «Антоновские яблоки»), Грамматика любви (1929; «Грамматика любви»), Легкое дыхание (1922; «Легкое дыхание»), Сны Чанга (1916) ; «Сны Чанга»), Суходол (1912; «Сухая долина»), Деревня (1910; «Деревня») и Господин из Сан-Франциско (1916; «Джентльмен из Сан-Франциско»). ») Показывают склонность Бунина к предельной точности языка, тонкому описанию природы, детальному психологическому анализу и виртуозному контролю над сюжетом.Хотя его демократические взгляды вызвали критику в России, они не превратили его в писателя, занимающегося политикой. Бунин также считал, что перемены в русской жизни неизбежны. Его стремление сохранить независимость проявляется в его разрыве с писателем Максимом Горьким и другими старыми друзьями после русской революции 1917 года, которую он воспринимал как торжество самой низменной стороны русского народа.

Статьи и дневники Бунина 1917–2020 годов — летопись жизни России в годы террора.В мае 1918 г. он покинул Москву и поселился в Одессе (ныне Украина), а в начале 1920 г. эмигрировал сначала в Константинополь (ныне Стамбул), а затем во Францию, где прожил всю оставшуюся жизнь. Там он стал одним из самых известных русских писателей-эмигрантов. Его рассказы, повесть Митина любви (1925; Любовь Мити ) и автобиографический роман Жизнь Арсеньева ( Жизнь Арсеньева ), которые Бунин начал писать в 1920-х годах и части которого он опубликовал в газете. 1930-е и 1950-е годы были признаны критиками и российскими читателями за рубежом как свидетельство независимости русской эмигрантской культуры.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Бунин жил на юге Франции во время Второй мировой войны, отказываясь от любых контактов с нацистами и пряча евреев на своей вилле. Сборник рассказов Тёмные аллеи (1943; Темные проспекты и другие рассказы ) был одним из последних его великих произведений. После окончания войны Бунину предложили вернуться в Советский Союз, но он остался во Франции. Воспоминания ( Воспоминания и портреты ), вышедшие в 1950 году.Неоконченная книга О Чехове (1955; «О Чехове»; англ. Пер. О Чехове: Неоконченная симфония ) была издана посмертно. Бунин был одним из первых писателей-эмигрантов, чьи произведения были опубликованы в Советском Союзе после смерти советского лидера Иосифа Сталина.

(PDF) Иррациональные элементы в рассказе Ивана Бунина «Грамматика любви»



     ‘ 

надо брать. Фактически, он определяет цель всего их путешествия и,

, пока Ивлев расслаблен, пассивен и задумчив, становится не только водителем

тройки, но и проводником и помощником Ивлева.Именно он переводит Ивлева

с его первоначального курса на другой. Он знаком со своим окружением и его прошлым, а также с историями людей и их душами. Его персонаж, как и этот

сказочного мужичка, преодолевшего препятствия, тоже иррационален. Даже

, значит, именно он пытается найти рациональное объяснение рассказу Хвошинского

: «, , —  . — ,  ,  

      o  ,    … »(301).(«Нет,

она утонула сама», — сказал парень. «Только они предполагают, что он, скорее всего, сошел с ума

из-за того, что был таким бедным, а не из-за нее» (7)).

Название рассказа тоже противоречиво. Грамматика описывает систему

языка, логически построенный, рациональный набор правил. Напротив, любовь — это

иррациональная сила, изображаемая даже в греко-римской мифологии, как непостижимо приходящая на людей

, выходящая из-под контроля человеческого разума и

воли; это что-то навязанное им богами (ср.Стрела Амура).

тоскующий по любви помещик превращает Лушку, бывшую его служанку, в хозяйку дома

, а ее комнату — в священное место. Он боготворил ее до крайности, и

плетет вокруг нее фантастические сны, тогда как на самом деле она довольно домашняя. Причина и обстоятельства смерти Лушки

так и не выяснены — она ​​

утонула, утонула или, возможно, умерла внезапно, совсем молодой, каким-то

другим способом — в рассказе не дается четкого объяснения. .

В своих произведениях 1910-х годов Бунин описывает любовь как иррациональную, космическую силу

, которая для разумного ума так же непостижима, как смерть или сама природа.

Любовь сама по себе есть тайна, ее предмет загадочен, непонятен, а последствия ее угасают.

угасает непредвиденным — роковая сила, внезапно и неожиданно приходящая

на человека, доминирующая и меняющая судьбы. За этой страстью, по мнению

Бунина, следует разруха и трагедия, которые главный герой переживает либо как потерю, либо как наказание.Это всегда изменяющее жизнь, исключительное событие

, которое проявляется в его работах 1920-х годов как сила, присущая бессознательному

. В рассказах 1910-х годов трагедия главных героев — это трагедия

, а не понимание основной характеристики роковой любви: безразличия. Причина их разрушения

заключается в непризнании того факта, что любовь как бесконечная природная сила не может быть реализована в рамках «единых границ человека».

В «Грамматике любви» Бунин проводит параллельное сравнение между

Кодекс любви Хвошинского и необычное поведение эксцентричного оруженосца:

 Ср. Любовь Мити, Солнечный удар, Елагинская ярмарка.

 См. Кучеровский Н.М., Иван Бунин и его проза. ula. 1980. 207.

0002638300.INDD 373 25.11.2015 18:38:35

Los Angeles Review of Books

22 октября 2020 года Иван Алексеевич Бунин, первый российский писатель, получивший Нобелевскую премию по литературе. — и не первым из великих писателей страны, умерших вдали от дома, — ему исполнится 150 лет. До конца своей жизни, в 1953 году, этот писатель, не чужд модернизму, считал себя последним патриархом классической русской литературы. .Неореализм и символизм оставили тематические и стилистические отпечатки на кристальной поверхности прозы Бунина, не изменив его художественной ориентации. Бунину удалось сохранить видимость художественного приличия, хотя с самых ранних до последних своих рассказов он исследовал табуированную любовь и нимфолепсию — задолго до того, как этот термин был изобретен и драматизирован другим русским эмигрантом.

Иван Бунин родился 2 октября 1870 года в бедной семье допетровских дворян в городе Воронеже, расположенном в лесостепи России.Детство и юность он провел на территории Орловской губернии. Семейные узы связывали Бунина с Василием Жуковским и Анной Буниной, выдающимися русскими поэтами первой половины XIX века. Бунин учился в классической мужской средней школе в городе Ельце, известном своими богатыми купцами, но так и не окончил. В молодости он подпал под могущественное влияние учения Толстого. В январе 1887 года Бунин дебютировал как поэт в петербургском еженедельнике « Родина » ( Родина ), оплакивая смерть Семена Надсона, чьи жалобные и социально активные стихи пользовались феноменальной популярностью в России конца XIX века.

Литературная слава пришла к Бунину в конце 1900-х — начале 1910-х годов. Ко времени эмиграции в 1920 году, ближе к концу Гражданской войны, Бунин стал живым русским классиком. Его репутация до изгнания во многом основывалась на его готических рассказах о сельской жизни, таких как «Сухая долина» и «Деревня», а также на его рассказах и новеллах о роковом желании, некоторые из которых предвосхищали его бесподобный цикл романа . Dark Avenue , составленный во Франции в конце 1930-х — начале 1940-х годов.Разрушительная и смертоносная любовь в творчестве Бунина ломает преграды запретного. В других дореволюционных сказках Бунина присутствуют иностранные персонажи (в частности, «Джентльмен из Сан-Франциско», изображающий смерть американского капитана промышленности на Капри) или переплетаются мотивы буддийской и даосской метафизики (например, «Сны Чанга» с его алкогольными мотивами). собачье знание ярусов универсальной истины). Способность Бунина принимать чуждость и непохожесть не имела аналогов в русской литературе.В пятой книге его романа « Жизнь Арсеньева». «Молодежь », шедевр, написанный во Франции в 1920-х и 1930-х годах, но действие которого происходит в России в 1870-х и 1880-х годах, Бунин описывает визит в Витебск:

Вечер был морозный; яркий. Вокруг было очень снежно, беззвучно и чисто, девственно; Мне город казался древним и нерусским: высокие дома, слитые в одно целое, с не очень большими окнами и глубокими и грубо обтесанными полукруглыми воротами в нижних этажах. Время от времени можно было встретить старых евреев, одетых в длинные [черные] пальто и белые чулки с сапогами, их пей выглядел как трубчатые извилистые бараньи рога; [их лица] бескровные, их глаза совершенно темные и печально пытливые.По главной улице шла прогулка; По тротуарам медленно двигалась густая корона пухлых барышень, одетых с провинциальным еврейским буйством в бархатные толстые пальто, пурпурные, синие и гранатовые. Позади них, но скромно, соблюдая дистанцию, шли молодые люди, все в котелках, но тоже с пейсом; с девичьей нежностью и округлостью в конфетных восточных лицах; с шелковистым молодым пухом на щеках; томными взглядами антилопы… Очарованный, я шел в этой толпе, в этом городе, который казался мне таким древним во всей своей чудесной новизне.( мой перевод )


И Иегуда Пен, и Марк Шагал, вдохновленные Витебском еврейские художники, вероятно, найдут что-то очаровательное и знакомое в этом искусном воспоминании полуавтобиографического русского главного героя Бунина. Здесь Бунин пишет о евреях, которых он лично наблюдал в юности, но также переосмысленных через призму его поездки на Святую Землю в 1907 году. (Во второй строфе стихотворения Бунина 1907 года «Иерусалим» экскурсовод обращается к русскому путешественнику: «И экскурсовод сказал мне:« Сударь, я еврей / И, может быть, я происхожу от царей./ Посмотрите на эти цветы в стенах Сиона: это все, что нам теперь осталось ».) Заработав национальную репутацию благодаря художественной литературе, действие которой часто происходит в сельской местности, Бунин был и остается одним из самых« западных »и один из самых «восточных» русских писателей.

В своих лучших стихах он одновременно вторил важнейшим поэтам середины XIX века и пел своим неповторимым голосом. Пересматривая сборник стихов Бунина в 1929 году, Владимир Набоков, сосланник, быстро становившийся соперником Бунина в зарубежной России, назвал его творчество «лучшим, что было создано русской музой за несколько десятилетий», но добавил: «музыка и мысль. в стихах Бунина сливаются в одно целое до такой степени, что невозможно говорить отдельно о теме и ритме.Поэзия Бунина, и особенно его иудейские и ближневосточные стихи, все еще ждут своих интерпретаторов и переводчиков.

После отъезда из Москвы в июне 1918 года Бунин и его будущая вторая жена Вера Муромцева полтора года прожили в Одессе, где в 1890-х годах автор провел время и познакомился со своей первой женой Анной Цакни, дочерью Обрусевший грек и еврейка. Брак Бунина и Цакни распался; их сын Николай — единственный ребенок Бунина — умер в 1905 году. В январе 1920 года Бунин и Муромцева навсегда покинули Россию, а в марте 1920 года приехали в Париж, где в 1922 году поженились.

Иван Бунин (по-французски «Иван Бунин») пробыл во Франции 33 года — в Париже (в 16 -м округе ) и в Грассе в Приморских Альпах. Во Франции он написал и опубликовал свой единственный роман « Житие Арсеньева »; как и его хозяин Чехов, он, естественно, не принимал раздутых или экспансивных форм повествования. В 1933 году Бунин, апатрид , который стойко выступал против левого и правого тоталитаризма и поклонялся свободе, был удостоен Нобелевской премии.В политическом климате 1930-х годов эта награда означала гораздо больше, чем признание вклада Бунина в европейскую литературу.

Иван Бунин пережил войну и нацистскую оккупацию и избежал послевоенного большевистского энтузиазма некоторых русских эмигрантов. Он пережил Сталина на 248 дней и умер в Париже 8 ноября 1953 года. В год полувекового юбилея Бунина на земле его первой любви и первой литературной славы запланирована волна официальных торжеств. Вороны кружат, и высокая трава бушует над пустым местом, где у родителей Бунина была последняя усадьба.


¤

Изображения :


  1. Иван Бунин, 1936. Предоставлено Российским архивом Лидса.

  2. Местонахождение Бутырки, усадьба родителей Бунина, ранее в Орле, ныне в Липецкой области России; Бунин жил здесь мальчиком в 1874–1881 годах. Фото 2019 Максима Д. Шрайера.

¤


Максим Д. Шрайер, профессор Бостонского колледжа, является автором и редактором почти 20 книг.Его книга « Бунин и Набоков: история соперничества » — национальный бестселлер в России. Самая последняя книга Шрайера — это сборник стихов « О политике и пандемиях: песни русского иммигранта ».

Анализ на тему сборника рассказов Ивана Бунина-Темные проспекты

Иван Бунин — первый российский писатель, получивший Нобелевскую премию по литературе. Он также является одним из величайших писателей, посвятивших большую часть своей жизни созданию литературы и добившихся выдающихся достижений в области искусства.Произведения Бунина, большинство из которых представляют собой рассказы и новелеты, развивают прекрасные традиции русской литературы и сильно привлекают читателей своим глубоким восхвалением Родины, родного города и природы, ее настойчивым стремлением к любви и красоте и это отражение таких вечных тем, как жизнь и смерть. В этом очерке обсуждается и анализируется тема сборника рассказов Бунина «Темные проспекты», созданного в его последние годы, когда он жил за границей. Сначала анализируется предыстория создания этого произведения и его место в творчестве Бунина.Сборник рассказов «Темные проспекты» был закончен Буниным в период с 1937 по 1944 год. Почти все из сорока собранных в нем рассказов изображают любовь. Это единственная книга, которая описывает тему любви в истории русской литературы. Поэтому она называется «Энциклопедия любви». Этот сборник — лучший из когда-либо созданных Буниным с использованием самых совершенных техник письма. Создание такого сборника любовных историй времен Второй мировой войны отражает сопротивление писателя жестоким реалиям войны и его стремление к прекрасному миру.Затем эссе в основном анализирует тему сборника. «Темные проспекты» — книга, в которой писатель показывает свое глубокое чувство отсутствия родного города. Бунин покинул свою любимую родину, Россию, после Октябрьской революции и больше не вернулся, живя за границей. Таким образом, коллекция воплощает его сильное ощущение пропавшего города. Пейзажи родного города раскрываются между строками каждого из его рассказов. Бунина мучило такое чувство. В своих произведениях он проявил наблюдательность и жизненное чутье, которые заставили людей понять, что человеку трудно искать счастья, покинув родину.«Темные проспекты» — это книга, посвященная теме любви, жизни и смерти. Они особенно беспокоили Бунина на протяжении всей творческой жизни. В этом сборнике он приложил особые усилия, чтобы скрупулезно описать жизнь и смерть, что заставило вечную человеческую любовь проявить иной характер. Это книга, которая действительно описывает любовь, в которой он рассказывает много печальных историй, а также милых и красивых историй. Бунин описал счастливое и великое время любви; Между тем, он также показал печальный конец, вызванный любовью.В эссе также уточняется, что художественное описание может придать теме эффект заметности за счет контраста. В его произведениях естественный звук, запах и цвет сочетаются с пейзажем природы вместе, что создает общую атмосферу для темы рассказа. Изучая сборник рассказов Бунина «Темные проспекты», мы действительно чувствуем достижения этого классического русского писателя в литература и язык, а также его глубокое понимание жизни, любви и счастья в последние годы своей жизни.

Иван Алексеевич Бунин

Иван Бунин родился в своей бедной, но гордой фамильной усадьбе недалеко от Воронежа в Орловской области.22.10.1870 г. Он вырос с любовью к семейным традициям и большим уважением к творчеству Александра Пушкина. В 1881 году он поступил в гимназию (среднюю школу) в Ельце, но бросил ее через 3 года и был наставником своего старшего брата. Однако в 1889 году бедность семьи вынудила Бунина пойти работать. Он выполнял различные технические и канцелярские работы в провинциальных газетах.

В 1891 году Бунин опубликовал стихотворения, — том, воспевающий мир природы и выполненный в классическом стиле. Затем последовали и другие сборники стихов — «На открытом воздухе» (1898 г.) и «Опадающие листья» (1901 г.), получившие Пушкинскую премию Академии наук в 1903 году.В то же время Бунин писал рассказы и очерки о русской сельской жизни, среди которых наиболее заметны «Танк», «На краю света» и «Новости из дома». В 1890-е годы он становился известной фигурой в литературных кругах. 1891 год положил начало его дружбе с Антоном Чеховым. А в 1899 году Бунин познакомился с Максимом Горьким, который познакомил его с группой «Знание», кружком молодых либеральных писателей.

С началом ХХ века Бунин стал уделять больше внимания формам прозы.«Антоновские яблоки» (1900), «Сосны» (1901), «Черная земля» (1904) — одни из лучших его рассказов. Они отмечены любовью к земле, а также социальной осведомленностью. В своих романах « Деревня » (1910) и « Суходол » (1911) Бунин противопоставляет человеческие устремления мрачной истории неудач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *