Содержание

Иван Алексеевич Бунин. Рассказы. Список произведений и биография — Библиотека для детей

Иван Алексеевич Бунин. Рассказы. Список произведений и биография

 
Лапти
Косцы
Цифры
Подснежник
Кавказ
В деревне
Тёмные аллеи
Господин из Сан-Франциско
Сверчок
Перевал
Танька
На хуторе
Вести с родины
На чужой стороне
На край света
Учитель
В поле
Святые горы
На даче
Велга
Кукушка
Антоновские яблоки
Эпитафия
Сосны
Костер
Заря всю ночь
Белая лошадь
Птицы небесные
Крик
Сила
Хорошая жизнь
Последнее свидание
Иоанн Рыдалец
Хороших кровей
Чаша жизни
Грамматика любви
Легкое дыхание
Сны Чанга
Зимний сон
Именины
Солнечный удар
Страшный рассказ
Молодость и старость
В Альпах
Натали
Братья
 

Читать все рассказы И.А.Бунина
Читать рассказы других авторов

Краткая биография И.А.Бунина

Иван Алексеевич Бунин, русский писатель, поэт, переводчик, родился 22 октября 1870 года в Воронеже, потомственный дворянин.

Детство юный писатель провел в родовом гнезде. В 1881 году Бунин поступил в гимназию, однако из-за финансовых проблем семьи не смог окончить обучение. Программу гимназии Бунину осваивал дома при поддержке старшего брата Юлия.

С 1889 года Бунин начал работать журналистом, как в уездных, так и в столичных газетах. В 1891 году Бунин женился на Варваре Владимировне Пащенко, корректоре газеты «Орловский вестник», с которой он тогда сотрудничал. В том же году Бунин выпустил дебютный сборник стихов.

В 1895 году, после разрыва с Пащенко, Бунин перебрался в Москву, где познакомился с такими литераторами как Л.Н Толстой, А.П. Чехов, М. Горький. Большой поклонник живописи, Бунин сблизился со многими художниками. Первый литературный успех Бунина – рассказ «Антоновские яблоки», демонстрирующий проблему обнищавших дворянских усадеб, подвергся критике за воспевание голубой дворянской крови. В этот период Бунин добивается славы, его стихотворный сборник «Листопад» приносит ему Пушкинскую премию.

После революции 1905 года Бунин начинает писать о доле русской деревни, задумываться об исторической роли России, чем вызывает шквал критики за отрицательный образ русской деревни. Впрочем, повести «Деревня» и «Суходол» имели грандиозный успех у читательской публики. В 1906 году Бунин встречает Веру Николаевну Муромцеву, ставшей спутницей поэта до конца его жизни.

В творчестве 1915-1916 годов доминируют философствования писателя об абсурде существования мира и о бессмысленности развития цивилизации. Главные темы рассказов данного периода («Господин из Сан-Франциско» и «Братья») — смерть и роковая случайность.

После событий октябрьской революции, чета Буниных покидает Россию. Во Франции Бунин писал о России, через его творчество красной нитью проходила мысль о несчастьях русской истории. В 1933 году Бунин становится лауреатом Нобелевской премии по литературе, однако на Родине данное событие истолковывают как происки империализма. Несмотря на это, Бунин страстно желал возвратиться в Россию, и такой шанс представился в 1946, благодаря указу советского правительства «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи…». Однако в том же году советская пропаганда втаптывает в грязь творчество А. Ахматовой и М. Зощенко. Такое отношение советской власти к свободе слова навсегда отвернуло писателя от России.

Жизнь поэта окончилась на чужбине. Иван Бунин умер 8 ноября 1953 года в Париже.

Читать все рассказы И.А.Бунина
Читать рассказы других авторов

skazkii.ru

Краткое содержание рассказов И.А.Бунина — Библиотека для детей

     

Краткое содержание рассказов И.А.Бунина

Господин из Сан-Франциско
Жизнь Арсеньева
Чистый понедельник
Петлистые уши
Митина любовь
Тёмные аллеи
Сны Чанга
Грамматика любви
Лёгкое дыхание
Солнечный удар
Кавказ
Лапти
Вечер
Деревня
Цифры
Братья
Натали

Читать полный текст рассказов Бунина
Краткие тексты произведений других авторов

Творчество Ивана Алексеевича Бунина

Творчество Ивана Алексеевича Бунина — это та необходимая составляющая, без которой сегодня просто невозможно представить не только отечественную, но и всю мировую литературу. Именно он внес свой неизменный вклад в создание произведений, новый, свежий взгляд на мир и бесконечные горизонты, с которых до сих пор берут пример поэты и писатели всего мира.

Как ни странно, сегодня творчество Ивана Бунина гораздо больше почитается за границей, на Родине он почему-то не получил такого широкого признания даже несмотря на то, что его произведения довольно активно изучаются в школах с самых младших классах. В его произведениях есть абсолютно все, чего ищет любитель изысканного, красивого слога, необычной игры слов, ярких и чистых образов и новых, свежих и до сих пор актуальных идей.

Бунин с присущим ему мастерством описывает собственные чувства — здесь даже самому искушенному читателю понятно, что именно чувствовал автор в момент создания того или иного произведения — настолько ярко и открыто описаны переживания. Например, одно из стихотворений Бунина рассказывает о тяжелом и болезненном расставании с возлюбленной, после которого только и остается, что завести верного друга — собаку, которая никогда не предаст, и поддаться безрассудному пьянству, губя себя без остановки.

Женские образы в произведениях Бунина описаны особенно ярко — каждая героиня его произведений рисуется в сознании читателя настолько подробно, что создается впечатление личного знакомства с той или иной женщиной.

Главная отличительная особенность всего творчества Ивана Алексеевича Бунина — это универсальность его произведений. Найти что-то близкое и родное могут представители самых разных классов и интересов, а его произведения захватят как опытных читателей, так и тех, кто вообще впервые в жизни взялся за изучение русской литературы.

Бунин писал абсолютно обо всем, что его окружало, и в большинстве случаев темы его произведений совпадали с разными периодами его жизни. Ранние произведения часто описывали деревенскую простую жизнь, родные просторы и окружающую природу. Во время Революции писатель, естественно, описывал все происходящее в его любимой стране — именно это стало настоящим наследием не только русской классической литературы, но и всей отечественной истории.

Иван Алексеевич писал о себе и о своей жизни, горячо и подробно описывал собственные чувства, часто окунался в прошлое и вспоминал приятные и негативные моменты, стараясь разобраться в самом себе и одновременно донести до читателя глубокую и истинно великую мысль. В его строчках много трагизма, особенно это касается любовных произведений — здесь писатель видел трагедию в любви и в ней же погибель.

Основными темами в произведениях Бунина стали:

• Революция и жизнь до и после нее
• Любовь и вся ее трагедия
• Окружающий самого писателя мир

Безусловно, Иван Алексеевич Бунин оставил в русской литературе вклад немыслимых масштабов, именно потому его наследие живо и на сегодняшний день, а количество его почитателей никогда не уменьшается, а, наоборот, активно прогрессирует.

Читать полный текст рассказов Бунина
Краткие тексты произведений других авторов

skazkii.ru

Краткое содержание рассказов Бунина для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

Повествование ведёт сам автор. Он начинает рассказывать о ближайшем прошлом. Вспоминает он — начало прекрасной осени, этот подсохший, золотистый и пустеющий сад, в котором пересекаются благовоние Читать далее

Произведение посвящено одному их христианских постулатов, гласивших, что все люди – братья. На побережье океана в красоте песчаных пляжей и райского солнца невозможно не испытать минуты тихого счастья, Читать далее

Господин из Сан-Франциско, чьего имени никто не мог запомнить, отправился в путешествие в Европу со своей женой и дочерью. Всю жизнь он усердно трудился, мечтая о счастливом будущем, и теперь решил взять отдых. Люди, на которых он раньше равнялся Читать далее

Помещик Ивлев, будучи ни чем не занятым, решает прокатиться по самым дальним краям своего уезда. В качестве пункта назначения он выбирает дом графа. Приехав в его усадьбу, обнаруживает, что самого хозяина нет, а есть только графиня Читать далее

В повести автор изобразил суровую жизнь поселения Дурновка, которая является обобщающей фигурой многострадальной российской деревни. Читать далее

Роман И. Бунина Жизнь Арсеньева — одно из самых значительных творений этого автора. Многие эпизоды жизни Арсеньева являются автобиографическими, взятыми Буниным из своей жизни. Читать далее

Суть рассказа заключается в том, что люди, которые любят друг друга, в силу обстоятельств не могут быть вместе, так как женщина замужем. Они придумали план, как остаться наедине Читать далее

Повествование ведется от лица рассказчика, который держит путь по одной из больших российских дорог. Передвигаясь между березовых лесов и широкий степей, он с удовольствием слушает доносящиеся издалека песни людей с косами Читать далее

В глухом лесу стояла маленькая покосившаяся избушка. По приказу барина в ней поселился старый солдат по прозвищу Кукушка, который привёз с собой кота, петуха и двух собак. Читать далее

Рассказ Ивана Бунина «Лапти» представляет из себя небольшое повествование, на первый взгляд, очень простое и понятное. Это сюжет из деревенской жизни. В крестьянской избе в лихорадке мечется ребенок Читать далее

Первые строки произведения – описание могилы молодой девушки. Ясно, что появилась на кладбище она совсем недавно. Каждое последующее слово это подтверждает. Девушку, что теперь покоится в этом гробу, звали Оля. Она была не только из благополучной семьи Читать далее

Катя – любовь главного героя Мити. Она будущая великая актриса. Девушка с сильным и независимым характером, которая имеет свое мнение по поводу всего происходящего вокруг нее. Читать далее

С первых страниц произведения перед нами предстает юноша по имени Виталий Мещерский, который прибыл в отчий дом на каникулы. Во время своего отдыха он поставил себе цель найти себе девушку ,однако отношения протекали Читать далее

«Окаянные дни» были написаны Буниным в 1918 году в виде дневника, в котором велись учетные записи. Именно в них и были употреблены все случаи, произошедшие в те года, которые изменили жизнь многих людей в России. Читать далее

В одном из российских уездных городов жил десятилетний мальчик по имени Саша. Женщина, которая с детства заменила ему маму, ласково называла его подснежником. Звали ее тетя Варя. Читать далее

В рассказе И.Бунина «Поздний час» идет речь о необычной встрече уже немолодого мужчины со своими прошлыми воспоминаниями. Его жизнь много лет проходит за границей, и сейчас герой очень скучает по прежним временам и родным местам, предается ностальгии. Читать далее

Рассказ начинается с того, что писатель нам представляет главного героя деревенского шорника Сверчка, который трудился в имении помещика Ремера. Его хозяин получил в наследство от деда огромную усадьбу, и еще не знал никого поблизости Читать далее

Действие рассказа происходит в зимнее время года в Одессе. Шесть лет назад в такую же стужу на свет появился рыжий щенок, который получил кличку Чанг. Теперь его хозяин — старый капитан. Жизнь для животного видится не той, какой была несколько лет назад Читать далее

Этот рассказ удивителен, своеобразен и весьма увлекателен. В нём пишется о внезапной любви, о возникновении чувств, к которым персонажи не были готовы и время у них нет, что б в этом всём разбираться. Но главный персонаж и не подозревает Читать далее

Суходол — это описание жизни Хрущёвых, местных помещиков. Историю хрущёвского рода рассказывает дворовая девка Наталья, молочная сестра Аркадия Петровича. Читать далее

Однажды ранним утром Танька проснулась от холода. Вслед за ней открыл глаза и брат Васька. Из-за стука матери дети не могли больше уснуть. От странника, который еще зевал спросонья, Танька узнала, что корова и лошадь были проданы Читать далее

В один из ненастных осенних дней, к избе, в одной части которой находилась почтовая станция, а в другой – горница, где можно было переночевать, а также покушать или выпить чаю, подъехал тарантас Читать далее

Повествование рассказа ведется от имени женщины, которая вспоминает далекий летний день, когда ее семья принимает у себя в имении жениха. Его отец, погибший в Сараеве, был другом отца рассказчицы. Читать далее

Читать далее

Каждый зимний вечер автор приезжал в квартиру, находившуюся напротив храма Христа Спасителя, где жила его возлюбленная. Он возил её обедать, затем в театры, на концерты… Он не знал, что ждёт их в будущем – она была загадочна Читать далее

chitatelskij-dnevnik.ru

Книги Иван Бунин читать онлайн бесплатно

Иван Алексеевич Бунин (10 (22) октября 1870, Воронеж — 8 ноября 1953, Париж) — выдающийся русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской Академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года.

Биография

Иван Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем семья переехала в имение под Елец. Отец — Алексей Николаевич Бунин, мать — Людмила Александровна Бунина (урождённая Чубарова). До 11 лет воспитывался дома, в 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата Юлия. В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 — дебют в печати. В 1889 г. идёт работать корректором в местную газету «Орловский вестник». К этому времени относится его продолжительная связь с сотрудницей этой газеты Варварой Пащенко, с которой они вопреки желанию родни переезжают в Полтаву (1892).

Сборники «Стихотворения» (Орёл, 1891), «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901; Пушкинская премия).

1895 — лично познакомился с Чеховым, до этого переписывались.

В 1890-х путешествовал на пароходе «Чайка» («барк с дровами») по Днепру и посетил могилу Тараса Шевченко, которого любил и много потом переводил. Спустя несколько лет написал очерк «На „Чайке“», который был опубликован в детском иллюстрированном журнале «Всходы» (1898, № 21, 1 ноября).

В 1899 вступает в брак с Анной Николаевной Цакни (Какни), дочерью греческого революционера. Брак был непродолжительным, единственный ребёнок умер в 5-летнем возрасте (1905). В 1906 Бунин вступает в гражданский брак (в 1922 официально оформлен) с Верой Николаевной Муромцевой, племянницей С. А. Муромцева, первого председателя Первой Государственной Думы.

В лирике Бунин продолжал классические традиции (сборник «Листопад», 1901).

В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением)

* Оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900)
* Жестокий лик деревни («Деревня», 1910, «Суходол», 1911)
* Гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915).
* Резкое неприятие Октябрьской революции и большевистского режима в дневниковой книге «Окаянные дни» (1918, опубликована в 1925).
* В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» (1930) — воссоздание прошлого России, детства и юности писателя.
* Трагичность человеческого существования в новеллах о любви («Митина любовь», 1925; сборник рассказов «Тёмные аллеи», 1943).
* Перевёл «Песнь о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло. Впервые была напечатана в газете «Орловский Вестник» в 1896 г. В конце того же года типография газеты издала «Песнь о Гайавате» отдельной книгой.

Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия; в 1909 году он был избран академиком по разряду изящной словесности, став самым молодым академиком Российской академии.

Летом 1918 года Бунин перебирается из большевистской Москвы в занятую германскими войсками Одессу. С приближением в апреле 1919 года к городу Красной армии не эмигрирует, а остаётся в Одессе. Приветствует занятие Одессы Добровольческой армией в августе 1919 года, лично благодарит прибывшего 7 октября в город Деникина, активно сотрудничает с ОСВАГ (пропагандистско-информационный орган) при ВСЮР. В феврале 1920 при подходе большевиков покидает Россию. Эмигрирует во Францию.

В эмиграции вёл активную общественно-политическую деятельность: выступал с лекциями, сотрудничал с русскими политическами партиями и организациями (консервативного и националистического направления), регулярно печатал публицистические статьи. Выступил со знаменитым манифестом о задачах Русского Зарубежья относительно России и большевизма: Миссия Русской эмиграции.

Много и плодотворно занимался литературной деятельностью, подтвердив уже в эмиграции звание великого русского писателя и став одной из главных фигур Русского Зарубежья.

Бунин создает свои лучшие вещи: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), «Дело корнета Елагина» (1925) и, наконец, «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933). Эти произведения стали новым словом и в бунинском творчестве, и в русской литературе в целом. А по словам К. Г. Паустовского, «Жизнь Арсеньева» — это не только вершинное произведение русской литературы, но и «одно из замечательнейших явлений мировой литературы». Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1933 году.

По сообщению издательства имени Чехова, в последние месяцы жизни Бунин работал над литературным портретом А. П. Чехова, работа осталась незаконченной (в книге: «Петлистые уши и другие рассказы», Нью-Йорк, 1953). Умер во сне в два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 1929—1954 гг. произведения Бунина в СССР не издавались. С 1955 года — наиболее издаваемый в СССР писатель «первой волны» (несколько собраний сочинений, множество однотомников). Некоторые произведения («Окаянные дни» и др.) в СССР напечатаны только в перестройку.

knijky.ru

Иван Бунин — рассказ Константина Паустовского — Библиотека для детей

     

Рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Иван Бунин»

 
Во Франции умер замечательный русский писатель – писатель классической силы и простоты – Иван Алексеевич Бунин.

Он умер под чужим небом в ненужном и горьком изгнании, которое он сам создал для себя, в непереносимой тоске по России и своему народу.

Кто знает, сколько отчаяния от этой разлуки перенес наедине с собой этот внешне спокойный и сдержанный человек.

Не будем судить Бунина. Не стоит вспоминать его роковую ошибку. Не это важно сейчас.

Важно то, что он наш, что мы вернули его нашему народу, нашей русской литературе, и отныне он займет в ней то высокое место, которое ему принадлежит по праву.

Меня просили сказать вступительное слово на первом вечере памяти Бунина. Я начал готовиться к нему, но открыл наугад одну из книг Бунина – и все пропало! Я зачитался, и у меня почти не осталось времени, чтобы набросать на бумаге заметки о Бунине.

Я забыл обо всем. Такова сила бунинского таланта, бунинского слова, сила его беспощадно-прекрасного и безукоризненного мастерства.

Он был суров потому, что полагал художественную правду превыше всего.

Как часто и глубоко мы ошибаемся в своих оценках писателей из-за неистребимой склонности приклеивать на каждого писателя ярлыки. Чехов почти всю жизнь прожил с ярлыком “пессимиста” и “певца сумерек”, о Бунине всегда говорили как о “холодном мастере” и “бесстрастном парнасце”.

Какими жалкими кажутся все эти наклейки, когда читаешь книги Бунина и постепенно открываешь за этим внешним бесстрастием огромное человеческое сердце, впитавшее в себя еще недавнее черное горе русской деревни, ее сирую в то время и жестокую долю.

Не дольше, как сегодня, я (не помню уже в который раз) перечитал рассказы Бунина “Худая трава” и “Илья-пророк”.

Каждый из этих рассказов, говоря словами самого Бунина, полосонул меня ледяной бритвой по сердцу.

Мало найдется в нашей литературе таких щемящих рассказов, полных скрытой любви к простому человеку. И не только любви, но и полного понимания, полного проникновения в его мысли и сердце.

Человек должен быть человечен не только в своей радости, но и в страдании. Это хорошо знал Бунин. Он мог бы повторить крик английского писателя Оскара Уайльда, раздавшийся из королевской каторжной тюрьмы:

“Где страдание-там святая земля!”

Сегодня же-тоже наугад-я прочел стихи Бунина “Плачь ночью”. По-моему, немногие стихи в мировой поэзии передают с такой томительной силой очистительную моральную силу страдания:

Плакала ночью вдова.
Нежно любила ребенка, но умер ребенок.
Плакал и старец сосед, прижимая к глазам рукава.
Звезды светили, и плакал в закуте козленок.

Плакала мать по ночам.
Плачущий ночью к слезам побуждает другого.
Звезды слезами текут с небосклона ночного,
Плачет господь, рукава прижимая к очам.

Бунин дошел, особенно в своей автобиографической книге “Жизнь Арсеньева”, до того предела в области прозы, о котором говорили Чехов и Лев Толстой – до предела, когда проза сливается в одно органическое неразделимое целое с поэзией, когда нельзя уже отличить поэзию от прозы и каждое слово ложится на душу, как раскаленная печать.

Достаточно прочесть несколько строк Бунина о своей матери, о навсегда затерянной ее могиле, строк, написанных человеком, чьи дни на земле были уже по существу сочтены, чтобы понять силу любви, нашедшей единственно возможное и единственно нужное выражение.

Что-то почти библейское по скупости и мощи слов заключено в этих строках.

Бунина большинство знает главным образом как прозаика.

Но как поэт он стоит на уровне своей прозы. У него много превосходных стихов.

Стихи эти, равно как и проза Бунина, говорят о необыкновенной его способности перевоплощаться, если можно так выразиться, во все то, о чем он пишет.

Почти мгновенно он схватывает и закрепляет в слове те черты людей и пейзажа, которые с особой точностью передают сущность того, о чем Бунин пишет.

Да, Бунин суров, почти безжалостен. Но вместе с тем он пишет о любви с огромной силой. Для него любовь гораздо шире и богаче, чем обычное представление о ней.

Для него любовь – это приобщение ко всей красоте и ко всем сложностям мира. Для него – это ночи, дни, небо, беспредельный шум океана, книги и размышления – одним словом, это все, что существует вокруг.

Пейзаж Бунина так точен, богат, так географически разнообразен и вместе с тем так полон лирической силы, что говорить о нем вскользь нет возможности. Эта тема требует особого разговора.

Бунин великолепно, с полным совершенством владел русским языком. Он его знал так, как может знать лишь человек, бесконечно любящий свою страну.

Язык Бунина прост, даже временами скуп, очень точен, но вместе с тем живописен и богат в звуковом отношении,-от звенящей медью торжественное и до прозрачности льющейся родниковой воды, от размеренной чеканности до интонаций удивительной мягкости, от легкого напева до медленных раскатов грома

В области языка Бунин мастер почти непревзойденный.

Как каждый большой писатель, Бунин много думал о счастье. Ждал его, искал и когда находил, то щедро делился им с людьми.

В этом смысле очень характерны две его строфы, которыми я и закончу свои слова о Бунине:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем А счастье всюду Может быть, оно – Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно

В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако Давно Слежу за ним Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано.
————————————————-
Рассказы К.Г.Паустовского.
Читаем бесплатно онлайн
 

Читать другие произведения Паустовского. Список

skazkii.ru

И.А.Бунин «Краткие рассказы». | Учителям

 

    Творчество И.А.Бунина велико и разнообразно. Но мне бы хотелось обратиться к миниатюрам писателя.Сразу вспоминаются «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева. Вполне возможно,что маленькие рассказы Бунина и есть стихи в прозе.

    Прошлому в значительной своей части посвящены произведения из цикла «Краткие рассказы»,над которыми Бунин работал в начале 30-х годов.Миниатюры,входящие в этот цикл,занимают от 6-7 строчек до 3-4 страничек,но в этот небольшой объём писатель вкладывает большое и глубокое содержание. Уместно привести строки английского поэта У.Блейка:

          В одном мгновенье видеть вечность,

          Огромный мир -в зерне песка,

          В единой горстке-бесконечность

           И небо-в чашечке песка.

    Обратимся к творчеству великого русского писателя. Вдруг мы найдём ответы на вопросы,которые не дают нам покоя.

    Вдруг мы найдём то,что нам крайне необходимо.

    Читаем и перечитываем И.А.Бунина.

    Читаем и перечитываем.

    Читаем!

  • You must login in order to post into this group.

Ельничком, березничком — где душа захочет —
В Киев пробирается божий мужичок.
Смотрит, нет ли ягодки? Горбится, бормочет,
Съест и ухмыляется: я, мол, дурачок.
«Али сладко, дедушка?» — «Грешен: сладко, внучек».
«Что ж, и на здоровье А куда идешь?»
«Я-то? А не ведаю. Вроде вольных тучек.
Со крестом да с верой всякий путь хорош».
Ягодка по ягодке — вот и слава Богу:
Сыты. А завидим белые холсты,
Подойдем с молитвою, глянем на дорогу,

04 Январь 2012, 16:07Немченко Оксана872 просмотра

Не пугай меня грозою:
         Весел грохот вешних бурь!
После бури над землею
         Светит радостней лазурь,
После бури, молодея,
         В блеске новой красоты,
Ароматней и пышнее
         Распускаются цветы!

Но страшит меня ненастье:
         Горько думать, что пройдет

04 Январь 2012, 16:06Немченко Оксана880 просмотров

  Настанет день-исчезну я,

  А в этой  комнате пустой

  Всё то же будет:стол.скамья

  Да образ, древний и простой.

 

  И так же будет залетать

  Цветная бабочка в шелку,

  Порхать,шуршать и трепетать

  По голубому потолку.

 

  И так же будет неба дно

  Смотреть в открытое окно.

  И море ровной синевой

  Манить в простор пустынный свой.

  1916

 

 

22 Сентябрь 2011, 19:41Бекенёв Василий796 просмотров

  Бледна приморская страна,

    Луною  озарённая.

  Низка луна,ярка волна,

   По гребням позлащённая.

 

  Волна сияет вдалеке

   Чеканною кольчугою.

  Моряк печальный на песке

   Сидит с своей подругою.

 

  Часы последние для них!-

   Всё ярче дюны светятся.

  Они невеста и жених.

   А вновь когда-то встретятся?

 

  Полночная луна глядит

22 Сентябрь 2011, 19:17Бекенёв Василий1089 просмотров

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду.Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух,льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт,сияет облако.Давно
Слежу за ним…Мы мало видим,знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто.Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет,небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу,слышу,счастлив. Всё во мне.

22 Сентябрь 2011, 18:28Бекенёв Василий846 просмотров

 Печален долгий вечер в октябре!

 Любил я осень позднюю в России.

 Любил лесок багряный на горе,

 Простор полей и сумерки глухие,

 Любил стальную,серую Оку,

 Когда она, теряясь лентой длинной

 В дали лугов, широкой и пустынной,

 Мне навевала русскую тоску…

 Но дни идут, наскучило ненастье-

 И сердце жаждет блеска дня и счастья.

 

 Томит меня немая тишина.

 Томит гнезда родного запустенье.

16 Сентябрь 2011, 20:30Бекенёв Василий2553 просмотра

  Первый утренник,серебряный  мороз!

 Тишина и звонкий холод на заре.

 Свежим глянцем зеленеет след колёс

 На серебряном просторе,на  дворе.

 

  Я в холодный  обнажённый сад пойду-

 Весь рассеян по земле его наряд.

 Бирюзой сияет небо, а в саду

 Красным пламенем настурции горят.

 

  Первый утренник-предвестник зимних дней.

 Но сияет небо ярче с высоты,

 Сердце стало и трезвей и холодней,

16 Сентябрь 2011, 20:01Бекенёв Василий1634 просмотра

 Шумели листья,облетая,

 Лес заводил осенний вой…

 Каких-то серых птичек стая

 Кружилась по ветру  с листвой.

 

 А я был мал,-бесконечной  шуткой

 Смятенье их казалось мне:

 Под гул и шорох пляски жуткой

 Мне было весело вдвойне.

 

 Хотелось вместе с вихрем шумным

 Кружиться по лесу, кричать-

 И каждый мёртвый лист встречать

 Восторгом радостно-безумным!

 1901

16 Сентябрь 2011, 19:48Бекенёв Василий1003 просмотра

  Лес,точно терем расписной,

 Лиловый,золотой,багряный,

 Весёлой,пёстрою  стеной

 Стоит над светлою поляной.

 

  Берёзы жёлтою резьбой

 Блестят в лазури голубой,

 Как вышки,ёлочки темнеют,

 А между клёнами синеют

 То там, то здесь в  листве  сквозной

 Просветы в небо,что оконца.

 Лес пахнет дубом и сосной,

 За лето высох он от солнца,

 И Осень тихою вдовой

 Вступает в пёстрый терем свой.

12 Сентябрь 2011, 20:15Бекенёв Василий1515 просмотров

      Ты на плече,рукою обнажённой,

   От зноя темной и худой,

   Несешь кувшин из глины обожжённой,

   Наполненный тяжёлою  водой.

   С нагих холмов,где стелются сухие

   Седые злаки и полынь,

   Глядишь в простор пустынной Кумании,

   В морскую вечереющую синь.

   Всё та же ты,как в сказочные годы!

   Всё те же губы,тот же взгляд,

   Исполненный и рабства и свободы,

07 Август 2011, 00:01Бекенёв Василий1052 просмотра

 На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжёлый, гладкий.
   Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного, уездного, ещё далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста.
   В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.
   Это Оля Мещерская.
 

04 Август 2011, 19:18Бородихина Анна844 просмотра

     Где ты,звезда моя заветная,

          Венец небесной красоты?

     Очарованье безответное

          Снегов и лунной высоты?

 

     Где молодость,простая,чистая,

          В кругу любимом и родном,

     И старый дом,и ель смолистая

01 Август 2011, 19:57Бекенёв Василий926 просмотров

     Чёрный бархатный шмель,золотое оплечье,

     Заунывно гудящий певучей струной,

     Ты зачем залетаешь в жильё человечье

     И как  будто тоскуешь со мной?

 

     За окном свет и зной,подоконники ярки,

     Безмятежны и жарки  последние дни,

     Полетай,погуди-и в засохшей татарке,

     На подушечке красной,усни.

 

01 Август 2011, 19:46Бекенёв Василий920 просмотров

     Ледяная ночь,мистраль

     (Он ещё не стих).

     Вижу в окна блеск и даль

     Гор,холмов нагих..

     Золотой недвижный свет

     До постели лёг.

     Никого в подлунной нет,

     Только я да бог.

     Знает только он мою

      Мёртвую печаль,

     Ту,что я от всех таю…

01 Август 2011, 19:35Бекенёв Василий820 просмотров

     Началось с того,что мне стало опять тридцать лет,-я увидел и почувствовал себя именно в этой счастливой поре;я опять был в России того времени и во всём,что было присуще тому времени,и сидел в вагоне,ехал почему-то в Гурзуф…Затем я почувствовал,что меня что=то тревожит.Всё,казалось бы,хорошо было,-еду на юг,сижу покойно и свободно,в маленьком отделении первого класса,в курьерском поезде…Но ведь Пушкин давно умер,и в Гурзуфе теперь мертво,пусто,вдруг сказал я себе-и увидел,понял,что не только в Гурзуфе,но и везде страшно мертво и пусто.Какая-то особенно грустная

01 Август 2011, 15:23Бекенёв Василий930 просмотров

31 Июль 2011, 20:10Кадо Светлана808 просмотров

31 Июль 2011, 20:08Кадо Светлана866 просмотров

          Она стоит в серебряном венце,

     С закрытыми глазами.Ни кровинки

     Нет в голубом младенческом лице

     И ручки-как иссохшие тростинки.

 

          Зе нею кипарисы на холмах,

     Небесный град,лепящийся к утёсу,

     Под  ним же Смерть:на корточках,впотьмах,

31 Июль 2011, 12:42Бекенёв Василий891 просмотр

     Я взялся за дверную ручку,потянул её к себе-и тотчас же заиграл оркестр. За раскрытым окном шли назад лунные поля-дом стал бегущим поездом. Я тянул то крепче,то слабее-и,необыкновенно легко согласуясь с моим желанием,то тише,то громче,то торжественно ширясь,то очаровательно замирая,звучала музыка,перед которой была ничто музыка всех Бетховенов в мире.

31 Июль 2011, 12:06Бекенёв Василий941 просмотр

     Вместе с громадной пыльно-чёрной тучей,заходящей из-за сада, из-за вековых берёз и серых итальянских тополей,всё более жгучим становится ослепительный солнечный свет,его сухой степной жар-и всё более немеет усадьба,всё мельче и серебристее струится листва на тополях.

     Черный ад обступает  радостный солнечный мир усадьбы.

     В усадьбе преизбыток довольства,счастья.

     Дом полон гостей,соседей,родственников,своих и чужих слуг-в доме именины.

31 Июль 2011, 08:54Бекенёв Василий876 просмотров
  • 7276 просмотров
Лента RSS
Нашли ошибку? Выделите ее курсором мыши и нажмите комбинацию Ctrl+Enter.

uchitel.edu54.ru

список, анализ, краткое содержание. Особенности рассказов Бунина о любви

Любовь – чувство, о котором в русской классической литературе сказано немало. Кто-то из авторов касался темы любви вскользь. Но были и те, кто смело шел ей навстречу, посвящая свое творчество ее таинственным и непостижимым сторонам. Самым загадочным и неоднозначным человеческим эмоциям посвящены рассказы Бунина о любви. Список этих произведений представляет собой галерею прекрасных поэтических историй, имеющих, как правило, печальный и трогательный исход.

«Темные аллеи»

Проблема любви в рассказах Бунина заключается в мимолетности и непостоянстве этого чувства. Трагичной история любви становится тогда, когда чувства были быстротечными для одного из ее участников. Так, в рассказе «Темные аллеи» пожилой военный, случайно заехав на постоялый двор, встречает там свою прежнюю любовь, которую не сразу и признает. Прошло много лет после их последней встречи. Она стала хозяйкой постоялой горницы, женщиной жесткой и холодной. Но такой она была не всегда. Такой ее сделали безответные чувства к Николаю Алексеевичу – тому самому военному, ее случайному постояльцу. Человеку, который жестоко бросил ее тридцать лет назад.

В молодости он читал ей лирические стихи «Темные аллеи», а она его называла Николенькой. Теперь он признается, что счастлив не был ни минуты своей жизни. Но исправить ничего уже нельзя, и Николай Алексеевич покидает постоялый двор с тяжелым сердцем и со смутными тревожными воспоминаниями.

«Кавказ»

Мотив любви в рассказах Бунина нередко связан с предательством, которое приводит человека к трагическому финалу. В рассказе «Кавказ», с одной стороны, показано счастье двух влюбленных. С другой стороны – трагедия обманутого мужа. В этой истории о нем сказано немного. Читателю известно лишь то, что это человек жесткий и решительный. В глазах легкомысленной жены он предстает помехой и раздражающим препятствием на пути к счастью. Но в тот момент, когда влюбленные изнемогают от страсти, этот «жесткий человек» осознает, что его предали, и кончает жизнь самоубийством.

Эмоции обманутого мужа и его смерть Бунин описывает скупо и бесстрастно. Счастливые переживания жены и ее возлюбленного изображены на фоне красочного южного пейзажа. Этот литературный прием создает резкий контраст между счастьем и трагедией, которые порождаются в равной степени любовью.

«Степа»

О том, насколько человеческое счастье может быть недостижимым, повествуют как нельзя лучше рассказы Бунина о любви. Краткое содержание рассказа «Степа» создает впечатление знакомого сюжета. Но художественные формы, характерные автору, позволяют увидеть в классической истории о «бедной обесчещенной девушке» новые оттенки.

Молодой купец Красильщиков, заехав в знакомую ему горницу, застает хозяйскую дочь одну. Отец отправился в город. Купец, воспользовавшись ситуацией, сближается с девушкой. Для него эта история – занимательное приключение, о котором он благополучно забывает уже спустя два дня. Для нее – надежда на счастье. В рассказе не показано трагедии простой девушки. Здесь присутствуют только ее надежды и мечты, создающие противоположность равнодушию и легкомысленности главного героя.

«Муза»

Мир мужчин и мир женщин у Ивана Бунина находятся в постоянном антагонизме. Бунинскому повествованию свойственна резкая смена жизненных обстоятельств героя, которая не является следствием каких-либо событий. Перемены в жизни персонажа происходят под воздействием его чувств к женщине, которая нередко имеет образ эгоистичной и эксцентричной натуры. На вопрос о том, какая любовь в рассказах Бунина не имеет печальной концовки, ответить можно однозначно: такой любви нет. Жизнеутверждающей силе этого чувства писатель не уделял внимания.

Главного героя не постигнет смертельная участь, чем нередко заканчиваются рассказы Бунина о любви. Краткое содержание злоключений главного героя новеллы «Муза» сводится к описанию совместной жизни с возлюбленной и разлуке с ней, которая наступает так же внезапно, как и встреча. Неожиданное расставание приводит его в смятение, вызывает чувство опустошенности.

Повествование ведется от первого лица. Главный персонаж берет уроки живописи, но не проявляет в изобразительном искусстве каких-либо способностей. Из небольшого вступления, которое предшествует знакомству с героиней, имеющей символическое имя Муза, читатель делает вывод, что рассказчик – человек не волевой. Он не способен влиять на ход событий своей жизни. К нему является однажды Муза, влечет его за собой, жизнь его меняется. Но когда девушка-муза теряет к нему интерес, его место занимает другой, такой же безвольный персонаж.

«Поздний час»

Прозе Бунина свойственны катастрофичность бытия, ощущение одиночества и иллюзорность счастья. Несомненно, эти черты стали следствием непростой судьбы автора, хотя и прямых автобиографических ссылок в его творчестве нет.

В годы, когда был написан рассказ «Поздний час», писатель находился за границей. Произведение посвящено воспоминаниям о давно минувшей любви, которые сопутствуют автору во время его путешествия по родному городу. Проходя по мосту, базару и Монастырской площади, он восстанавливает в памяти утраченные образы. Прошлое и настоящее соединяются в одно целое. Этим целым становится осознание тленности всего живого на земле. Логическим заключением путешествия по городу становится кладбище. В рассказе оно является символом недолговечности любви. На этом кладбище находится могила возлюбленной. Анализ рассказов Бунина о любви позволяет увидеть связь лирических мотивов писателя с ностальгией и осознанием бренности бытия.

«Дурочка»

Трагическая любовь в рассказах Бунина не всегда прекрасна. А порою ее можно сравнить скорее с животной страстью, которую может испытывать только человек чрезвычайно самовлюбленный и эгоистичный. В центре рассказа «Дурочка» – весьма аморальная и лицемерная личность.

Хозяйский сын проводит лето у родителей. Будучи студентом духовной семинарии, он проявляет в учебе блестящие успехи. При этом его душевный и нравственный мир исключительно беден. Воспользовавшись безответностью дурочки-кухарки, он овладел ею: «Она от страха даже крикнуть не смогла». Безнаказанность этих действий привела к тому, что молодой человек повторял их не раз. В конце концов кухарка родила мальчика. Но вид ребенка, как и облик самой «дурочки», удручал хозяйского сына, и он приказал прогнать ее со двора. С тех пор она скиталась по улицам с сыном, прося милостыню «Христа ради».

Лицемерие и жестокость главного персонажа приобретают особенно сильный эффект оттого, что он обладает духовным саном, является служителем церкви. История незамысловата, но благодаря неповторимому стилю Ивана Бунина вызывает у читателя сильные чувства. Скитания молодой матери не дополнены слезливыми эмоциями, а описаны очень кратко и лаконично. О ребенке автор говорит лишь несколько слов: «Он был урод, но когда улыбался, был очень мил».

«Антигона»

Этот рассказ из сборника «Темные аллеи» повествует о взаимной страсти. Молодой студент гостит у своих близких родственников. Дядя – генерал, прикованный к инвалидной коляске. В его доме молодому человеку скучно и тоскливо. От скуки он предается фантазиям, сравнивает себя с пушкинским Онегиным. Но подушки он генералу не поправляет и лекарства не подносит. Эти обязанности лежат на сиделке – прекрасной молодой особе.

С первого взгляда рождается страсть. Но студент не может встретиться с девушкой. Она где-то близко, ее комната за стеной, но все же девушка пока недоступна. В один прекрасный день она появляется в его комнате, и следующее утро генеральский племянник встречает уже в ее постели. Связь мгновенно обнаруживается, и молодой женщине ничего не остается, как покинуть имение. Чем стали для нее эти мимолетные отношения? Страстью? Влюбленностью? Особенности рассказов Бунина о любви – это, прежде всего, недосказанность и загадка. На некоторые вопросы читателю приходится самому находить ответы.

«Визитные карточки»

Многообразную палитру человеческих чувств отражают рассказы Бунина о любви. Список любовных историй включают повествования и о судьбоносном чувстве, и об эгоистичной страсти, и о быстротечном влечении. Об отношениях со случайными спутницами идет речь в рассказе «Визитные карточки».

Он — известный писатель. Она – бедная простосердечная девушка. Ее муж, по ее же словам, человек добрый и совсем неинтересный. Ощущение того, что жизнь проходит впустую, подталкивает молодую женщину на любовные приключения. Ее наивность и неопытность трогают и влекут писателя. Жизнь этой женщины настолько однообразна и сера, что после знакомства и недолгого общения с красивым и знаменитым человеком она готова предаться простому, неромантичному разврату, дабы придать своему существованию хотя бы какие-то яркие краски. Что и происходит в ее каюте. В конце истории она предстает перед читателем в ином виде: «тихая, с опущенными ресницами».

«Зойка и Валерия»

Всепоглощающему и иногда смертоносному чувству посвящает Бунин рассказы про любовь. Список персонажей «Темных аллей» непросто составить, так как многие из них безлики. На первом плане в рассказах этого цикла – не человек с характерной внешностью и привычками, а чувство, которое правит его действиями. Жорж Левицкий – один из немногих персонажей, который не лишен имени и внешнего облика.

Он задумчив, меланхоличен, неряшлив. Любовь приходит к нему не с появлением избранницы, а значительно раньше. Он ждет этого чувства, но к кому оно будет обращено, в начале истории он еще не знает. То ли это будет дочь коллеги Жоржа, то ли дальняя родственница, неважно. Важно то, что однажды появляется Валерия, и именно на нее этот нервный и чувственный персонаж направляет всю свою силу переживаний. Валерия, как и многие другие бунинские героини, беспристрастна и холодна. Ее равнодушие и побуждает главного героя рассказа «Зойка и Валерия» к самоубийству.

«Таня»

Скрытый исторический фон имеют некоторые рассказы Бунина о любви. Список историй, посвященных несбыточным мечтам о счастье, дополняет рассказ «Таня». Здесь речь идет о любви между горничной мелкой помещицы и неким молодым человеком. О нем известно лишь то, что Таня называла его ласково Петрушей и жизнь он вел беспорядочную и скитальческую. Однажды, осенней ночью, он завладел ею. Сперва это девушку испугало, но позже страх отошел на задний план, а на его месте стала расти и развиваться привязанность. Но быть вместе им не суждено. Их последняя встреча состоялась в феврале страшного семнадцатого года.

«В Париже»

В эмиграции люди, как никогда, испытывают чувство тоски и одиночества. Именно в такой атмосфере были созданы рассказы Бунина о любви. Список произведений тех лет включает новеллу «В Париже». Главный герой – бывший офицер русской армии, вынужденный покинуть свою родину. В небольшой русском ресторане он знакомится с официанткой – женщиной русского происхождения. Судьбы этих двух людей искалечены революцией. Их объединяет одиночество, желание любить и быть любимыми. Жизнь этих персонажей, таких чужих на фоне парижского городского пейзажа, снова обретает смысл. Но любовь у Бунина долго продолжаться не может. Она, подобно вспышке, загорается и вновь гаснет. Главный герой рассказа «В Париже» внезапно умирает в вагоне метро.

«Генрих»

В этом рассказе Иван Бунин создал образ донжуанского типа. В центре повествования – писатель Глебов. Его жизнь полна лжи. Он окружен женщинами, но не испытывает к ним привязанности. За исключением одной – переводчицы и журналистки, пишущей под псевдонимом Генрих. Но даже с этой дамой он неискренен, когда говорит ей, что она для него лишь верный друг и понимающий собеседник. В действительности Глебов охвачен ревностью. Ведь и у Генрих есть человек, которому она врет и которого она использует в своих целых. В качестве кульминации выступает небольшая газетная заметка, из которой главный герой узнает о гибели своей возлюбленной. Анализ рассказов Бунина о любви демонстрирует особенный бунинский почерк. Поэтичный художественный стиль, с помощью которого автор передает эмоции влюбленных, контрастирует с сухим газетным слогом, которым сообщается о смерти героини этого рассказа. Подобный прием встречается и в прочих произведениях Бунина.

Мотивы разлуки и смерти

«Темные и мрачные аллеи» хранит в себе любовь в рассказах Бунина. Кратко об этих произведениях в этом духе выразился сам автор. Отсюда и название знаменитого цикла. Жизнь героев Ивана Бунина обретает значение лишь с приходом глубокого чувства. Но любовь в его произведениях имеет быстротечный и трагический характер. Как правило, отношения между мужчиной и женщиной заканчиваются смертью или разлукой. Такой пессимистический взгляд обусловлен личной трагедией автора, вынужденного многие годы пребывать в одиночестве, за рубежом.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *