Литература. 6 класс. Коровина В. Я., Полухина В. П. Часть 1

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Запинить

 

Аннотация

Учебник переработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерных программ по учебным предметам и Рабочих программ по литературе под ред. В. Я. Коровиной.

Пример из учебника

К книге надо относиться как к жизни. Её надо читать собственными глазами. Недоверчиво. Рассматривать. Выискивать в ней точное знание. И идти от книги к книге. Ведь книга -это только дорога.

Вот вы идёте по тропинке, но если хотите пересчитать деревья, узнать, какой же это лес, то надо уходить с тропинки. И вот этот переход -углубление ваших знаний, составление примечаний, проверка.

Содержание

Писатели — создатели, хранители и любители книги 3
В дорогу зовущие —
Проверьте себя 4
Творческое задание 5
Устное народное творчество 6
Обрядовый фольклор —
Календарно-обрядовые песни —
Колядки —
Масленичные песни 7
Весенние песни 8
Летние песни 9
Осенние песни 10
Проверьте себя —
Обогащайте свою речь 11
Учимся читать выразительно —
Литература и другие виды искусства —
Фонохрестоматия. Слушаем музыкальные произведения —
Проект 13
Пословицы и поговорки —
Пословицы 15
Поговорки —
Обогащайте свою речь 16
Развиваем свою речь —
Проект 17
Древнерусская литература 18

Проверьте себя 22
Развиваем свою речь —
Из «Повести временных лет» 23
«Сказание о белгородском киселе» —
Размышляем о прочитанном 24
Развиваем свою речь 25
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение —
Произведения русских писателей XVIII века 26
Русская басня —
Проверьте себя —
И.И. Дмитриев 27
«Муха» 28
Размышляем о прочитанном 30
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение —
И. А. Крылов 31
Проверьте себя 34
«Осёл и Соловей» —
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 37
«Листы и Корни» —
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 40
«Ларчик» —
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 43
Размышляем о прочитанном —
Совершенствуем свою речь 44
Литература и изобразительное искусство…. —
Проект —
Произведения русских писателей XIX века 45
А. С. Пушкин —
Лицейские годовщины 50
Лицейские профессора —
Проверьте себя 51
Лицейская лирика —
Творческое задание —
«И. И. Пущину» 52
Проверьте себя 53
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение —
«Узник» —
Размышляем о прочитанном 54
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение —
«Зимнее утро» 55
Размышляем о прочитанном 56
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 57
Совершенствуем свою речь —
Творческое задание —
Двусложные размеры стиха 58
Проверьте себя 59
О романе «Дубровский» —
Проверьте себя 63
«Дубровский» —
Размышляем о прочитанном 138
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 141
Литература и другие виды искусства —
Композиция 142
Размышляем о прочитанном 143
О «Повестях покойного Ивана Петровича
Белкина» —
Размышляем о прочитанном 144
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение —
Проект 145
М. Ю. Лермонтов 146
Проверьте себя 149
«Тучи» 150
Размышляем о прочитанном —
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 151
«Три пальмы». Восточное сказание 152
Размышляем о прочитанном 154
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение —
Творческое задание 155
«Листок» 156
Размышляем о прочитанном 157
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение —
«Утёс» 158
Размышляем о прочитанном —
Литература и другие виды искусства 159
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение —
Совершенствуем свою речь —
Проект 160
И. С. Тургенев 161
Проверьте себя 163
«Бежин луг» вчера и сегодня —
«Бежин луг». (Из «Записок охотника») 164
Судьба «Записок охотника» 189
Из примечаний к «Бежину лугу» 190
Размышляем о прочитанном —
Творческое задание 191
Литература и изобразительное искусство. … —
Совершенствуем свою речь —
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 192
Ф. И. Тютчев 193
«Неохотно и несмело…» 195
Размышляем о прочитанном —
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 196
«С поляны коршун поднялся…» —
Размышляем о прочитанном 197
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение —
Учимся читать выразительно —
«Листья» 198
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 199
Учимся читать выразительно —
Совершенствуем свою речь 200
А. А. Фет 201
Проверьте себя 202
«Ель рукавом мне тропинку завесила…» 203
Размышляем о прочитанном —
Творческое задание 204
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение —
«Ещё майская ночь» 205
Размышляем о прочитанном 206
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение —
«Учись у них — у дуба, у берёзы…» 207
Размышляем о прочитанном 208
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение —
Проект 209
Н. А. Некрасов 210
Проверьте себя 212
«Железная дорога» 213
Размышляем о прочитанном 220
Творческое задание —
Литература и изобразительное искусство…. —
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение 221
Трёхсложные размеры стиха 222
Проверьте себя 223
Н.С.Лесков 224
Проверьте себя 226
«Левша». Сказ о тульском косом левше и
о стальной блохе —
Размышляем о прочитанном 268
Учимся читать выразительно 269
Совершенствуем свою речь 270
Творческое задание 271
Литература и другие виды искусства —
Писатели улыбаются 273
А. П. Чехов —
Проверьте себя 275
Из воспоминаний об А. П. Чехове —
Проверьте себя 276
Творческое задание 277
Л. Н. Толстой об А. П. Чехове —
Проверьте себя —
«Толстый и тонкий» 278
Размышляем о прочитанном 280
Учимся читать выразительно 281
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение —
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века 282
Е. А. Баратынский —
«Весна, весна! как воздух чист!..» 283
«Чудный град порой сольётся…» 284
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение —
Я. П. Полонский 285
«По горам две хмурых тучи…» —
«Посмотри — какая мгла…» 286
Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение —
А. К. Толстой 287
«Где гнутся над омутом лозы…» —
Размышляем о прочитанном 288
Проект —
Литературные места России 289
А. С. Пушкин. Царское Село —
Ф. И. Тютчев. Овстуг 291
Н. А. Некрасов. Село Карабиха 293
Н. С. Лесков. Город Орёл 295

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

Древнерусская литература 6 класс краткий пересказ

В этот же период развиваются сношения с другими странами — с Византией, с Болгарией и Сербией. Новгородцы описывают свои путешествия в Византию. На Русь приезжают сербские и болгарские писатели, во множестве привозятся переводные сочинения и делаются новые переводы произведений исторических, богословских, природоведческих. Создаются произведения, рассчитанные просто на занимательность.

Мы привыкли, чтобы произведения, которые мы читаем, были занимательными. Занимательность же для нас в основном связана с быстрым развитием сложной фабулы2. Писатели Древней Руси тоже, конечно, стремились заинтересовать читателя. Но фабула их произведений проста, повествование ведётся спокойно, неторопливо.

Люди Древней Руси читали книги не спеша, перечитывая одно и то же произведение по нескольку раз, благоговейно ища в нём наставлений, советов либо изображения значительных событий из истории своей страны или других стран. Недаром книги образно сравнивались с глубиной морской, а читатель — с искателем жемчуга.

В древнерусской литературе нет просто действующих лиц — есть герои, совершающие великие подвиги на поле брани или нравственного совершенствования. Подобно фольклору, литература останавливалась только на событиях исключительных, она не снисходила к читателю, а стремилась поднять его до своих вершин.

В литературе древней не было стихов, но была поэзия. Только образность этой поэзии иная, чем в Новое время, нам надо к ней привыкнуть, понять её. Образы рождались как бы сами собой. Мы бы сказали: «Приеду весной», а человек XI — XVII веков писал: «Приеду, как только на деревьях лист расцветёт». Древние авторы не писали, что кто-то много сделал для Родины, они писали: «Много пота утёр за Отчизну свою»; мы бы сказали: «Враги бежали», а древний книжник писал: «Показали плечи свои». Они любили гиперболы: имя Александра Невского3, по словам его биографа, было прославлено «по всем странам до моря Египетского и до гор Араратских». Древнерусские авторы часто прибегали к сравнениям: воины сравнивались с соколами, летящие стрелы — с дождём, враги — со свирепыми зверями.

Поэтичность древнерусской литературы в значительной степени связана с её близостью к устному народному творчеству. В наше время литература и фольклор строго разграничены. Писатели XVIII—XX веков обращаются к фольклору, но никогда не становятся сказителями. В древней русской литературе было иначе. Писатели, подобно сказителям, создавали эпические4 произведения. Эпичны не только начальные сказания «Повести временных лет», основанные на устных преданиях об Олеге, Игоре, Ольге, Владимире, о юноше-кожемяке и белгородских колодцах. Эпичны и более поздние произведения XV, XVI и даже XVII веков. Во многие повествования, которые являются образцами высокой риторики5, органично входят эпические части. Таков рассказ об Евпатии Коловрате в «Повести о разорении Рязани Батыем», о шести мужах храбрых в «Житии Александра Невского». В ткань многих произведений вплетаются народные песни, например в «Повесть о князе Скопине-Шуйском». Как лирическая песня построена литературная в своей основе «Повесть о Горе-Злочастии». А какие прекрасные народные плачи можно найти в летописях и повестях! Помимо плачей, в литературе звучат и прославления — «славы». Обрядовая поэзия была живым источником, к которому всё время обращались писатели.

Но не надо преувеличивать значение устного народного творчества в литературе Древней Руси. При всей близости к фольклору это была литература письменная (слово «литература» от латинского litera — буква), при этом литература очень выс

napyaterku.com

Пересказ о древнерусской литературы коровина 6 класс

Интереск родной истории ведёт к расцвету летописания, исторических повестейи обширнейших сочинений по всемирной истории,заканчивавшихся обычно кратким изложением событий русской истории.

В этот же период развиваются сношения с другими странами. Новгородцы описывают свои путешествия в Византию.На Русь приезжают сербские и болгарские писатели, во множествепривозятся переводные сочинения и делаются новые переводы произведенийисторических, богословских, природоведческих. Создаются произведения.

Мы привыкли, чтобы произведения, которые мы читаем, были занимательными. Писатели Древней Руси тоже, конечно, стремилисьзаинтересовать читателя.  Их произведенияведутся спокойно, неторопливо.

Люди Древней Руси читали книги не спеша, перечитывая одно и то жепроизведение по нескольку раз,  ища в нём советов, либо изображения значительных событий из истории своей страныили других стран. Недаром книги образно сравнивались с глубиной морской,а читатель — с искателем жемчуга.

В древнерусской литературе нет просто действующих лиц — есть герои,совершающие великие подвиги на поле брани или нравственногосовершенствования. Подобно фольклору, литература останавливалась толькона событиях исключительных, она не снисходила к читателю, а стремиласьподнять его до своих вершин.

В литературе древней не было стихов, но была поэзия.. Образы рождались как бы сами собой. Мы бы сказали: «Приеду весной», ачеловек XI — XVII веков писал: «Приеду, как только на деревьях листрасцветёт». Древние авторы не писали, что кто-то много сделал дляРодины, они писали: «Много пота утёр за Отчизну свою»; мы бы сказали:«Враги бежали», а древний книжник писал: «Показали плечи свои». Онилюбили гиперболы: имя Александра Невского, по словам его биографа, былопрославлено «по всем странам до моря Египетского и до гор Араратских».Древнерусские авторы часто прибегали к сравнениям: воины сравнивались ссоколами, летящие стрелы — с дождём, враги — со свирепыми зверями.

Поэтичность древнерусской литературы в значительной степени связана с еёблизостью к устному народному творчеству. В наше время литература ифольклор строго разграничены. Писатели 18—20 веков обращаются кфольклору, но никогда не становятся сказителями. В древней русскойлитературе было иначе. Писатели, подобно сказителям, создавалиэпические 4 произведения. Эпичны  произведения XV, XVI и даже XVII веков. Во многие повествования,которые являются образцами высокой риторики, органично входятэпические части. В ткань многих произведений вплетаются народные песни. Как лирическая песняпостроена литературная в своей основе «Повесть о Горе-Злочастии». Акакие прекрасные народные плачи можно найти в летописях и повестях!Помимо плачей, в литературе звучат и прославления — «славы». Обрядоваяпоэзия была живым источником, к которому всё время обращались писатели.

Но не надо преувеличивать значение устного народного творчества влитературе Древней Руси. При всей близости к фольклору это былалитература письменная

dvoechka.com

Древнерусская литература 6 класс краткий пересказ Др… -reshimne.ru

В этот же период развиваются сношения с другими странами — с Византией, с Болгарией и Сербией. Новгородцы описывают свои путешествия в Византию. На Русь приезжают сербские и болгарские писатели, во множестве привозятся переводные сочинения и делаются новые переводы произведений исторических, богословских, природоведческих. Создаются произведения, рассчитанные просто на занимательность.

Мы привыкли, чтобы произведения, которые мы читаем, были занимательными. Занимательность же для нас в основном связана с быстрым развитием сложной фабулы2. Писатели Древней Руси тоже, конечно, стремились заинтересовать читателя. Но фабула их произведений проста, повествование ведётся спокойно, неторопливо.

Люди Древней Руси читали книги не спеша, перечитывая одно и то же произведение по нескольку раз, благоговейно ища в нём наставлений, советов либо изображения значительных событий из истории своей страны или других стран. Недаром книги образно сравнивались с глубиной морской, а читатель — с искателем жемчуга.

В древнерусской литературе нет просто действующих лиц — есть герои, совершающие великие подвиги на поле брани или нравственного совершенствования. Подобно фольклору, литература останавливалась только на событиях исключительных, она не снисходила к читателю, а стремилась поднять его до своих вершин.

В литературе древней не было стихов, но была поэзия. Только образность этой поэзии иная, чем в Новое время, нам надо к ней привыкнуть, понять её. Образы рождались как бы сами собой. Мы бы сказали: «Приеду весной», а человек XI — XVII веков писал: «Приеду, как только на деревьях лист расцветёт». Древние авторы не писали, что кто-то много сделал для Родины, они писали: «Много пота утёр за Отчизну свою»; мы бы сказали: «Враги бежали», а древний книжник писал: «Показали плечи свои». Они любили гиперболы: имя Александра Невского3, по словам его биографа, было прославлено «по всем странам до моря Египетского и до гор Араратских». Древнерусские авторы часто прибегали к сравнениям: воины сравнивались с соколами, летящие стрелы — с дождём, враги — со свирепыми зверями.

Поэтичность древнерусской литературы в значительной степени связана с её близостью к устному народному творчеству. В наше время литература и фольклор строго разграничены. Писатели XVIII—XX веков обращаются к фольклору, но никогда не становятся сказителями. В древней русской литературе было иначе. Писатели, подобно сказителям, создавали эпические4 произведения. Эпичны не только начальные сказания «Повести временных лет», основанные на устных преданиях об Олеге, Игоре, Ольге, Владимире, о юноше-кожемяке и белгородских колодцах. Эпичны и более поздние произведения XV, XVI и даже XVII веков. Во многие повествования, которые являются образцами высокой риторики5, органично входят эпические части. Таков рассказ об Евпатии Коловрате в «Повести о разорении Рязани Батыем», о шести мужах храбрых в «Житии Александра Невского». В ткань многих произведений вплетаются народные песни, например в «Повесть о князе Скопине-Шуйском». Как лирическая песня построена литературная в своей основе «Повесть о Горе-Злочастии». А какие прекрасные народные плачи можно найти в летописях и повестях! Помимо плачей, в литературе звучат и прославления — «славы». Обрядовая поэзия была живым источником, к которому всё время обращались писатели.

Но не надо преувеличивать значение устного народного творчества в литературе Древней Руси. При всей близости к фольклору это была литература письменная (слово «литература» от латинского litera — буква), при этом литература очень выс

reshimne.ru

Содержание учебного предмета по литературе 6 класс по учебнику В. Коровиной

Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

Введение. 1 час

Писатели – создатели, хранители и любители книг. Урок – беседа.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч)

Обрядовый фольклор. Календарно – обрядовые песни. Колядки. Урок – путешествие.

Художественные особенности календарно-обрядовых песен. Проблемный урок.

Пословицы и поговорки. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Урок – исследование.

Р.Р. Урок-конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора. Урок-конкурс.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

«Повесть временных лет». Урок – исследование, лекция.

«Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления). Урок – семинар.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ VIIIX ВЕКА. (1 ч)

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Р. Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге. Урок – исследование + Р.Р.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ VIIIX ВЕКА (3 ч)

Иван Андреевич Крылов. (3 ч)

Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басня «Осел и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Урок – путешествие.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик. Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений). Урок – беседа, лекция.

К. Р. Контрольная работа № 1 по теме «Басня». Урок контроля.

Произведения русских писателей XIX века. Александр Сергеевич Пушкин. (16 ч)

Лицейские годы. Послание «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. Урок – исследование.

Стихотворение «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно — поэтический колорит стихотворения. Урок – исследование

Стихотворение «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Урок – исследование

Теория литературы. Двусложные размеры стиха. Урок теоретических и практических работ (исследовательского типа).

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История создания романа. Урок – лекция.

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». «Ссора двух помещиков ( гл.1). Урок – исследование

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». «Суд и его последствия». (гл. 2-3). Урок – исследование

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости. (гл. 4-5). Урок – исследование

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Образы крестьян. (гл. 6-7). Урок – исследование

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Учитель.(8-10). Урок – исследование

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Маша Троекурова ( гл.11-16). Урок – исследование

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Образ повествователя и автора. Урок – исследование

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Развязка романа (гл. 17-19). Урок – исследование

Р.Р.Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский». Урок – сочинение.

А.С.Пушкин. «Повести Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. Урок – лекция.

Вн. чт. А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. Урок внеклассного чтения.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. Урок – исследование.

«Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Урок – исследование.

«Листок», «Утес». Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Урок – исследование.

Теория литературы. Антитеза. Поэтическая интонация (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 2 по теме «Лирика М.Ю. Лермонтова». Урок контроля.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.

Иван Сергеевич Тургенев (6 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. История создания цикла рассказов «Записки охотника». Урок – лекция.

Рассказ «Бежин луг». Образы главных героев. Урок – исследование.

Рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Урок – диалог.

Роль картин природы в рассказе. Проблемный урок.

Р.Р.Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг».Тема «Характеристика понравившегося героя». Урок – сочинение.

Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев (3 ч)

Литературный портрет поэта. Мультимедийный урок.

Природа в стихотворениях «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. Урок – исследование.

«С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Урок – исследование.

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Афанасий Афанасьевич Фет. (2 ч + 1 ч)

Рассказ о поэте. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Опять незримые усилья…», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Урок – исследование.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Конкурс чтецов. «Мои любимые стихи из лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета». Урок – концерт.

Николай Алексеевич Некрасов (7 ч + 2 ч контр. раб. + 1 теория)

Знакомство с писателем. История создания стихотворения «Железная дорога». Мультимедийный урок.

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. Урок – исследование.

Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Урок – исследование.

Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Урок – исследование.

Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Урок – исследование.

Р.Р.Чтение отрывка наизусть из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога». Урок развития речи. Урок – концерт.

Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Урок – исследование.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 3 по произведениям поэтов и писателей 19 века (тест + творческое задание). Урок контроля.

P .P . Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.

Теория литературы. Трехсложные размеры стиха. Урок теоретических и практических работ (исследовательского типа).

Николай Семенович Лесков (4 + сочинение 1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. История создания Сказа «Левша». Мультимедийный урок.

Образ народа в сказе Н.С.Лескова «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Урок – исследование.

Н.С.Лесков. «Левша». «Ужасный секрет тульских мастеров». Судьба Левши. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Урок – исследование.

Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Урок – исследование.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Р.Р.Сочинение – рассуждение по произведениям Н.А.Некрасова «Железная дорога» и Н.С.Лескова «Левша». «Образ настоящего создателя человеческих ценностей». Урок развития речи.

Р. Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.

Писатели улыбаются. Антон Павлович Чехов (4 ч)

Литературный портрет писателя. Псевдонимы. Мультимедийный урок.

А.П.Чехов. Юмористический рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Урок – исследование.

Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали. Урок – исследование.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Вн .чт. Инсценировка рассказов А.П.Чехова. Урок – концерт.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (2 ч)

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Чтение стихов о природе наизусть. Урок – концерт.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Литературные места России. Игра – кроссворд. Урок – практикум.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.

Александр Иванович Куприн (2 ч)

О писателе. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор». Образ главного героя. Урок – исследование.

Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления). Урок – семинар.

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Александр Степанович Грин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Феерия «Алые паруса». Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. Урок – исследование.

Поражение жестокой реальности и победа романтической мечты в повести А.Грина «Алые паруса». Урок – исследование.

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представлений).

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Андрей Платонович Платонов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. История создания сказки – были «Неизвестный цветок». Мультимедийный урок.

Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. Урок – практикум.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).

P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.

Произведения о Великой Отечественной войне (3 ч)

К.М. Симонов. Слово о поэте. Солдатские будни в стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Мультимедийный урок + семинар.

Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Патриотические чувства любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Мультимедийный урок + семинар.

Чтение стихов о ВОв наизусть. Урок – концерт.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Виктор Петрович Астафьев (2 + 1 ч сочинение)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Урок – исследование.

Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Р.Р.Сочинение – рассказ о понравившемся герое рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Письменная работа.

P. р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Валентин Григорьевич Распутин. (2 + 1 ч сочинение)

Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Мультимедийный урок + семинар.

Нравственные проблемы рассказа. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. Урок – семинар.

Р.Р.Сочинение – рассуждение по произведению В.Распутина «Уроки французского» и одноименного художественного фильма. Урок развития речи.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Писатели улыбаются (4 ч)

Василий Макарович Шукшин (2 ч)

Писатель и режиссер. «Странные люди» в рассказе «Критики». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе. Мультимедийный урок + исследование.

Речевая характеристика героев рассказа В.М.Шукшина «Критики». Урок – исследование.

Фазиль Искандер. (2 ч)

Краткий рассказ о писателе. Знакомство с рассказом «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Урок – исследование.

Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Смысл названия рассказа. Урок – семинар.

Р.р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

Родная природа в русской поэзии XX века (3 + 1 ч конкурс чтецов)

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…», Н.Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Мультимедийный урок + исследование.

Конкурс чтецов. Стихотворения о природе поэтов 20 века. Урок – концерт.

Чувство радости и печали, любви к родной природе, родине в стихотворных произведениях поэтов XX век. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием,

выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Из литературы народов России (2 ч)

Родина в стихотворения Габдуллы Тукая и Кайсына Кулиева. (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэтов. Знакомство со стихами. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга — «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа. Урок – исследование.

«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа. Урок – исследование.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11 ч)

Мифы Древней Греции (2 ч)

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна). Урок – лекция + исследование.

Геродот (1 ч)

«Легенда об Арионе». Урок – лекция + исследование.

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Произведения зарубежных писателей. Гомер (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. Урок – лекция + исследование.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления). Урок – лекция + исследование.

Фридрих Шиллер (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Урок – лекция + исследование.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Предательство: есть ли для него возрастные рамки? Урок лекция + семинар.

Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Урок – исследование.

Антуан де Сент-Экзюпери (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Р.Р.Отзыв на произведение зарубежного писателя. Урок – сочинение.

Литературные места России.

Подведение итогов за год (1 ч)

Итоговый тест.

infourok.ru

древнерусская литература 6 класс краткий пересказ Древнерусская литература Интерес к родной

Интерес к родной истории ведёт к расцвету летописания, исторических повестей и обширнейших сочинений по всемирной истории, заканчивавшихся обычно кратким изложением событий русской истории.

В этот же период развиваются сношения с другими странами. Новгородцы описывают свои путешествия в Византию. На Русь приезжают сербские и болгарские писатели, во множестве привозятся переводные сочинения и делаются новые переводы произведений исторических, богословских, природоведческих. Создаются произведения.

Мы привыкли, чтобы произведения, которые мы читаем, были занимательными. Писатели Древней Руси тоже, конечно, стремились заинтересовать читателя.  Их произведения ведутся спокойно, неторопливо.

Люди Древней Руси читали книги не спеша, перечитывая одно и то же произведение по нескольку раз,  ища в нём  советов, либо изображения значительных событий из истории своей страны или других стран. Недаром книги образно сравнивались с глубиной морской, а читатель — с искателем жемчуга.

В древнерусской литературе нет просто действующих лиц — есть герои, совершающие великие подвиги на поле брани или нравственного совершенствования. Подобно фольклору, литература останавливалась только на событиях исключительных, она не снисходила к читателю, а стремилась поднять его до своих вершин.

В литературе древней не было стихов, но была поэзия.. Образы рождались как бы сами собой. Мы бы сказали: «Приеду весной», а человек XI — XVII веков писал: «Приеду, как только на деревьях лист расцветёт». Древние авторы не писали, что кто-то много сделал для Родины, они писали: «Много пота утёр за Отчизну свою»; мы бы сказали: «Враги бежали», а древний книжник писал: «Показали плечи свои». Они любили гиперболы: имя Александра Невского, по словам его биографа, было прославлено «по всем странам до моря Египетского и до гор Араратских». Древнерусские авторы часто прибегали к сравнениям: воины сравнивались с соколами, летящие стрелы — с дождём, враги — со свирепыми зверями.

Поэтичность древнерусской литературы в значительной степени связана с её близостью к устному народному творчеству. В наше время литература и фольклор строго разграничены. Писатели 18—20 веков обращаются к фольклору, но никогда не становятся сказителями. В древней русской литературе было иначе. Писатели, подобно сказителям, создавали эпические 4 произведения. Эпичны  произведения XV, XVI и даже XVII веков. Во многие повествования, которые являются образцами высокой риторики, органично входят эпические части

otvetytut.com

Пересказ о древнерусской литературы коровина 6 класс

Интереск родной истории ведёт к расцвету летописания, исторических повестейи обширнейших сочинений по всемирной истории,заканчивавшихся обычно кратким изложением событий русской истории.

В этот же период развиваются сношения с другими странами. Новгородцы описывают свои путешествия в Византию.На Русь приезжают сербские и болгарские писатели, во множествепривозятся переводные сочинения и делаются новые переводы произведенийисторических, богословских, природоведческих. Создаются произведения.

Мы привыкли, чтобы произведения, которые мы читаем, были занимательными. Писатели Древней Руси тоже, конечно, стремилисьзаинтересовать читателя.  Их произведенияведутся спокойно, неторопливо.

Люди Древней Руси читали книги не спеша, перечитывая одно и то жепроизведение по нескольку раз,  ища в нём советов, либо изображения значительных событий из истории своей страныили других стран. Недаром книги образно сравнивались с глубиной морской,а читатель — с искателем жемчуга.

В древнерусской литературе нет просто действующих лиц — есть герои,совершающие великие подвиги на поле брани или нравственногосовершенствования. Подобно фольклору, литература останавливалась толькона событиях исключительных, она не снисходила к читателю, а стремиласьподнять его до своих вершин.

В литературе древней не было стихов, но была поэзия.. Образы рождались как бы сами собой. Мы бы сказали: «Приеду весной», ачеловек XI — XVII веков писал: «Приеду, как только на деревьях листрасцветёт». Древние авторы не писали, что кто-то много сделал дляРодины, они писали: «Много пота утёр за Отчизну свою»; мы бы сказали:«Враги бежали», а древний книжник писал: «Показали плечи свои». Онилюбили гиперболы: имя Александра Невского, по словам его биографа, былопрославлено «по всем странам до моря Египетского и до гор Араратских».Древнерусские авторы часто прибегали к сравнениям: воины сравнивались ссоколами, летящие стрелы — с дождём, враги — со свирепыми зверями.

Поэтичность древнерусской литературы в значительной степени связана с еёблизостью к устному народному творчеству. В наше время литература ифольклор строго разграничены. Писатели 18—20 веков обращаются кфольклору, но никогда не становятся сказителями. В древней русскойлитературе было иначе. Писатели, подобно сказителям, создавалиэпические 4 произведения. Эпичны  произведения XV, XVI и даже XVII веков. Во многие повествования,которые являются образцами высокой риторики, органично входятэпические части. В ткань многих произведений вплетаются народные песни. Как лирическая песняпостроена литературная в своей основе «Повесть о Горе-Злочастии». Акакие прекрасные народные плачи можно найти в летописях и повестях!Помимо плачей, в литературе звучат и прославления — «славы». Обрядоваяпоэзия была живым источником, к которому всё время обращались писатели.

Но не надо преувеличивать значение устного народного творчества влитературе Древней Руси. При всей близости к фольклору это былалитература письменная

Оцени ответ

napyaterku.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *