Содержание

Культура и жизнь в период правления Рюрика



Культура и жизнь

  Восточные славяне не были изолированы в своем культурном развитии. Нa западе они соприкасались с кельтскими и германскими племенами, на северо-западе - с балтийскими, а на обширном северо-восточном пространстве наблюдалось плотное взаимодействие с финно-угорскими народами и скандинавским миром. Общение с соседями вносило те или иные черты в культуру каждого из этносов и приводило к взаимовлиянию. Рюрик сумел создать в Верхней Руси от Полоцка до Ростова прочное политическое образование, что вызвало подъем культурно-экономической жизни региона. Север и юг Руси существовали в едином языковом и культурном пространстве, и эта целостность обусловила рождение единого Древнерусского государства.

Русь варяжская

  Скандинавское присутствие в Восточной Европе было отмечено задолго до прибытия Рюрика и его дружины в земли ильменских словен и финно-угорских племен.

 Скандинавские древности

 Остров русов

 Соперничество за Ладогу

 Рюриково городище

 Полюдье на земле славян

Русь Киевская

  В то время как на севере Восточной Европы царил относительный покой, Киевская Русь испытывала на себе тяготы борьбы с хазарами, болгарами и соседними племенами древлян и кривичей. Подчинение племенных союзов власти Киева шло трудно.

 Крещение русов

 Занятия восточных славян

 Славянские селища и городища

 Распад родовых отношений у славян

 Верования восточных славян

 Варка железа

 Женское дело

www.othist.ru

Кубик Рюрика - Страна - Газета «Культура»

Крепость в одной из древнейших отеческих столиц — селе Старая Ладога — справила 900-летний юбилей. Впрочем, каменную твердыню времен Владимира Мономаха возвели далеко не на пустом месте. Историки уже установили, что мощная фортеция высилась тут еще в VII веке, следовательно, была свидетелем правления самого Рюрика. 

Нынешний год для крепости юбилейный вдвойне: ровно 45 лет назад, 15 июля 1971-го, открылся музей на территории древнерусской цитадели. К тому моменту изыскания успели принести интереснейшие находки, однако археологи и сегодня не сидят сложа руки.

Конунг из Шлезвига

Старая Ладога знаменита тем, что именно сюда в 862 году прибыл Рюрик с дружиной, а также братьями Синеусом и Трувором. У него родился сын Игорь — так и пошли Рюриковичи. По поводу личности вождя всегда спорили различные версии. Славянофилы считали его нашим, русичем, сторонники западничества — пришлым. А царь Иван Грозный, вельми озабоченный салическими вопросами, даже пытался вывести генеалогию пращура к римским кесарям из рода Юлиев.

«Рюрик получил княжество Новгородское и поставил свой престол в Ладоге, в 36 немецких милях ниже Великого Новгорода. Руссы хвалятся, что эти три брата вели свое происхождение от римлян, от которых производит свой род и нынешний московский государь», — писал в своей книге «Записки о Московии» (1549) дипломат и путешественник барон Сигизмунд фон Герберштейн.

По скандинавскому варианту все гладко, более того, в последние годы сведений порядком прибавилось.

— Среди находок на территории крепости и древнего городища очень много предметов, которые по стилю исполнения или происхождению можно однозначно отождествить с землями, ныне называющимися Шлезвиг-Гольштейн. И относятся они как раз к IX столетию или позже. Иными словами, к периоду Рюрика. Очевидно, тогда в Старую Ладогу прибыла достаточно многочисленная группа варягов, — объясняет замначальника Староладожской археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН Наталья Григорьева.

По-поводу личности Рюрика также есть гипотеза. Похоже, нашли этого человека в европейской истории. И с материалами раскопок все хорошо стыкуется.

— Наш Рюрик, он же Хрёрек Ютландский, — известный военачальник. После ряда событий у себя на родине вынужден был бежать из Хедебю в поисках лучшей доли на чужбине. Похоже, скандинавов наши предки наняли действительно, чтобы навести порядок, а именно — прекратить кровавую вражду между родами-племенами. Хрёрек справился, но потом вошел во вкус и стал местным правителем, — говорит заведующий научно-экспозиционным отделом музея-заповедника «Старая Ладога» Павел Миляев.

Информация о том, что доживший до преклонных лет вождь похоронен в Старой Ладоге, имеет фактическое подтверждение — на берегу Волхова археологи отыскали две могилы. В каждой погребальная камера в виде сруба, внутри — следы многочисленных железных, бронзовых и иных предметов. Они, к сожалению, не сохранились — постоянно подтапливала река, — но кости и дерево, в отличие от металлов, уцелели. В первой сидел варяг где-то семидесяти с небольшим лет, его-то историки и склонны считать Рюриком-Хрёреком. В другой — более молодой, но столь же знатный воин. Считается, это Оле — Олег. Что интересно: рядом со второй могилой находится курган, на вершине которого ученые обнаружили многочисленные кости лошадей, датированные IX–X веками. То есть легенда о том, что управленца-регента (при малолетнем князе Игоре) укусила змея, выползшая из конского черепа, вполне имеет право на существование...

На место упокоения основателя русской царской династии претендует и Новгородская область, так называемая Шум-гора в Батецком районе. Но историки из Ленобласти с этим категорически не согласны. 

— Шум-гора — пустышка, никаких захоронений вождей там не было и нет. Окружающая местность и сама сопка ранее неоднократно обследовались, находки там вполне ординарные. Серьезно относиться к тамошней «могиле Рюрика» нельзя. Равно, как и к слухам о том, что здесь у нас, под крепостью, есть другое «правильное» захоронение, где, дескать, Хрёрек лежит в золотом гробу, — вносит ясность заслуженный работник культуры РФ, директор музея-заповедника «Старая Ладога» Людмила Губчевская.

Гуляем по Варяжской

Мифов и легенд о зарождении Руси расплодилось превеликое множество, историкам приходится регулярно ломать стереотипы. Например, все убеждены, что князь и его дружина жили исключительно в крепости. Вовсе нет — там никто не квартировал, в укрепление люди сбегались лишь при нападении врагов. Ибо кому хочется постоянно сидеть в каменном мешке.

Еще одно расхожее суждение — о том, что князь обязательно должен иметь дворец, туристы порой прямо требуют: а подайте-ка нам стольный терем Рюрика. 

— В те времена конунг был лишь первым среди равных, всякий воин мог оспорить его власть, то есть вызвать князя на бой, а при удаче после поединка занять освободившееся место. Так что жили Рюрик и Олег примерно в таких вот избах, их тут найдено много. А на этом рисунке как бы жилище конунга, украшенное резьбой, — показывает Павел Миляев. — Только подобных элементов декора при раскопках не найдено, поэтому принято считать, что это домысел художников. Скорее всего, дома скандинавских вождей если чем и отличались, то лишь обстановкой. Мебель и утварь получше, мехов и драгметаллов чуть больше.

Вместе мы идем по Варяжской — она считается древнейшей улицей России. На ней стояли жилища варяжских конунгов и воинов, ближе к крепости располагалось святилище, сегодня тут памятник — бронзовый «сокол Рюрика». Застройка была довольно плотной, около каждого строения — не более трех-четырех соток земли, да и то всю площадь занимали хозяйственные помещения, их археологи тоже находили в превеликом количестве.

Само поселение возникло значительно раньше прихода викингов, когда — точно не известно. Во всяком случае фрагменты старинной «судоверфи» датируются временем «до 700 года». Часть цитадели археологи также относят к VII веку.

— По итогам последних изысканий мы, думаю, пересмотрим представление о первой каменной крепости Рюриковой эпохи. Ранее считалось, что это практически каменная «ограда», не особо высокая и довольно тонкая. А теперь отрыты остатки башен, то есть налицо полноценное фортификационное сооружение. Более того, оказывается, вход находился со стороны реки, а не там, где сегодня, — делится подробностями Наталья Григорьева.

На территории крепости, где, что самое удивительное, никогда не проводилось планомерных раскопок, исследователей ждут новые открытия. Есть предположения, что возраст Старой Ладоги может быть намного больше тринадцати столетий, на это намекают и артефакты, обнаруженные в окрестностях. В том числе и рунические письмена, на которых упоминаются даже легендарные нибелунги. Вообще, по одной из версий, само название Ладога родилось потому, что где-то в районе населенного пункта в незапамятные времена стоял самый главный на Руси храм Лады — богини весны и любви у древних славян.

Учет и контроль

Современный вид Староладожской крепости — это XVII столетие, тогда ее перестроили в очередной раз. Реставрационные работы на объекте продолжаются, в ходе восстановления укреплений используются подлинные старинные документы. Сохранилось на удивление много «бюрократии» той эпохи, впервые бумаги нашел, систематизировал и опубликовал известный русский археолог и историк генерал-лейтенант Николай Бранденбург. Расписные списки, челобитные, отчеты и ведомости времен Алексея Михайловича внушают уважение: учет и контроль был тогда на высоте.

«Отъ Климентовской башни до Воротной каменной башни прясло каменной стѣны, въ длину по стѣнѣ 181/3 саженъ, вышина стѣнъ съ подшвы до зубцовъ 41/2 саженъ, въ толщину стѣна въ 3 сажени безъ чети; а нынѣ по тому пряслу вмѣсто зубцовъ стоятъ тарасы деревянные; а то прясло стоитъ отъ приходу съ лица безъ кровли и во многихъ мѣстѣхъ то прясло отъ мокроты сыплется розно.

Да на томъ же пряслѣ пищаль больши полуторной мѣдная, на гниломъ станку безъ колесъ, къ той пищали по кружалу 29 ядеръ, вѣсомъ по і гривенокъ ядро; пищаль поменьше тое полуторной мѣдная, на гниломъ станку безъ колесъ, къ той пишали по кружалу 120 ядеръ, вѣсомъ по полътри гривенки ядро; тюфякъ мѣдный въ гниломъ станку на кошкахъ, ядеръ и дроби къ нему нѣтъ. На томъ же пряслѣ колоколъ сполошной мѣдный, вѣсомъ 50 гривснокъ и съ языкомъ» — это кусочек описи строений и имущества крепости, которую в 1655 году провел присланный из Москвы каменных дел подмастерье Ромашко Неверов. Как следует из текста, он отметил и недочеты в трудах местных властей, однако больше всего внимания военспец уделил фортификации. Реставраторы с благодарностью вспоминают ревизора XVII века, как раз по его свидетельствам они и воссоздают укрепления.

Работы начались еще в советское время, в 70-е из руин выросла первая башня. Ведь к тому времени крепость давно была заброшена, а Александр Васильевич Суворов, чей полк квартировал в соседней Старой Ладоге, на этих развалинах учил солдат штурмовать фортеции. После таких тренировок его чудо-богатыри захватывали Измаил, Туртукай и прочие турецкие твердыни.

Военные вообще были тут частыми гостями, первым же «археологом» стал генерал-майор Логгин Герард. В начале XIX столетия офицер за свой счет организовал раскопки и преуспел. Обнаружил проход в одну из башен («тайницкую»), где скрывался осадный колодец. 

От Волхова до Днепра

В пригороде, по направлению к Новой Ладоге, расположен еще один объект, обязательный к посещению. Так называемый «курган Олега» — величественное сооружение метров 10–12 высотой, вот только к Вещему князю рукотворная сопка никакого отношения не имеет.

— При изысканиях нашли предметы VI–VII веков, а значит, исконно славянские. Подобных возвышений, склоны которых искусно укреплены каменной кладкой, тут немало, мы их так и называем — «культура курганов». Совершенно очевидно, что для возведения такого количества монументальных объектов требовались солидные трудовые ресурсы, организация и прочие атрибуты развитого государства, — отмечает Павел Миляев.

С вершины «Олеговой» высотки открывается чудесный вид на реку, город и окрестности. И на прочие «сопки», как же без них. Зрелище завораживает. Причем это не усыпальницы — скорее, культовые сооружения, поставленные в память предков. К такой версии склоняются ученые.

Историю здесь чтут, но порой достаточно своеобразно. Около группы курганов один местный бизнесмен недавно установил огромный монумент — валун с памятной доской. И, судя по надписи, Старая Ладога была первой столицей... Киевской Руси! Музейщики в шоке, власти — тоже, а туристы смеются и охотно фотографируются около безграмотного «памятника». Кто именно дал разрешение на установку, неизвестно, похоже, это самодеятельность. Между тем булыжник весит несколько тонн, и его просто так не утащить.

Но этот курьез — далеко не единственная проблема древнейшей столицы нашей Родины.

— Ежегодно прибывает более 140 тысяч посетителей. Казалось бы, все отлично. Но беда в том, что они задерживаются на два-три часа. А что еще у нас делать? Местная администрация почему-то не понимает выгод развития туристической инфраструктуры, — жалуется Людмила Губчевская.

В старейшей столице России насчитывается 75 объектов федерального значения. Владимир Путин дважды был в Старой Ладоге: в июле 2003 года он осмотрел крепость, а летом 2004-го ознакомился с работой археологов.«Это живая история, не выдуманная из головы, не предположения, а факты», — оценил президент. Визит главы государства дал существенный импульс развитию музея: чувствуя за собой столь высокую поддержку, хранители приумножают экспозиции и смело смотрят в будущее. Так, вскоре на стенах появятся пушки и крепостные пищали времен Бориса Годунова. «Новодел», конечно, но строго по чертежам давно минувших дней.

portal-kultura.ru

Первый русский князь — Славянская культура

Рюрик (862 — 879) – первый великий русский князь, одна из легендарных фигур в европейской истории, основатель древнерусского государства. Согласно летописям, призванный от варягов славянами, кривичами, чудью и весью в 862 году Рюрик занял сначала Ладогу, а затем перебрался в Новгород. Правил в Новгороде по договору, заключённому с местной знатью, утвердившей за собой право на сбор доходов. Основатель династии Рюриковичей. 

1148 лет назад по свидетельству летописца Нестора в "Повести временных лет" "володеть и княжить восточными славянами" был призван глава варяжского военного отряда Рюрик, который прибыл вместе с братьями Синеусом и Трувором — 8 сентября, 862 года.

Летописная традиция связывает начало Руси с призванием варягов. Так "Повесть временных лет" рассказывает, что в 862 году трое варяжских братьев со своими родами пришли править к славянам, заложив город Ладогу. Но откуда пришли и кем были по происхождению эти варяги, давшие начало русской государственности? Ведь в историографии они успели побывать и шведами, и датчанами, и скандинавами в целом; одни авторы считали варягов норманнами, другие, наоборот, — славянами. Снова и снова невнимательность к проблеме, поставленной в самом историческом источнике, являлась причиной для противоречащих друг другу утверждений Для древнего летописца происхождение варягов было очевидно. Он помещал их земли на южно-балтийском побережье вплоть "до земли аглянской", т.е. до области Ангельн в Гольштейне.

Сегодня это северно-германская земля Мекленбург, население которой в древности не было немецким. Каким оно было — об этом говорят сохранившиеся по сей день названия населённых пунктов Варин, Руссов, Рерик и многие другие. Однако несмотря на всю ясность летописного свидетельства, вопрос о происхождении варягов (а значит, и о корнях русской государственности) стал дискуссионным для потомков. Путаницу внесла появившаяся в политических кругах при дворе шведского короля версия о происхождении Рюрика из Швеции, которую впоследствии подхватили некоторые немецкие историки. Объективно говоря, эта версия не имела ни малейших исторических оснований, зато была полностью обусловлена политически. Ещё в годы Ливонской войны между Иваном Грозным и шведским королём Юханом III разгорелась острая полемика по вопросу о титуловании. Русский царь считал шведского правителя выходцем из "мужичьего рода", на что тот отвечал, что предки самой русской династии происходили будто бы из Швеции. Эта мысль окончательно оформилась как политическая концепция накануне Смутного времени в начале XVII века, когда шведы претендовали на новгородские земли, пытаясь оправдать свои территориальные претензии неким подобием летописного "призвания". Предполагалось, что новгородцы должны были направить посольство к шведскому королю и пригласить его на правление, как некогда они будто бы призвали "шведского" князя Рюрика. Вывод о "шведском" происхождении варягов в то время был основан лишь на том, что они пришли на Русь "из-за моря", а значит, вероятнее всего, из Швеции.

Впоследствии, в первой половине XVIII века к варяжской теме обратились немецкие учёные из Петербургской Академии наук, которые по той же логике стремились обосновать немецкое господство в России времён регентства Бирона. Они же сформулировали т.н. "норманнскую теорию", согласно которой варяги, основатели древнерусского государства, признавались выходцами из Швеции (т.е. "немцами", как тогда называли всех иностранцев). С тех пор эта теория, облачившись в некое подобие научности, закрепилась в отечественной историографии. В то же время многие выдающиеся историки, начиная с М.В. Ломоносова, указывали на то, что "норманнская теория" не соответствует реальным фактам. Например, шведы не могли создать на Руси государство в IX веке хотя бы потому, что они сами не имели в это время государственности. В русском языке и в русской культуре не удалось обнаружить скандинавских заимствований. Наконец, внимательное чтение самой летописи не позволяет подтвердить измышлений норманнистов. Летописец отличал варягов от шведов и других скандинавских народов, писав, что "звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы". Поэтому при заключении мирных договоров с Византией языческие дружинники князей Олега и Игоря (те самые варяги, которых норманнисты считают шведскими викингами) приносили клятву именами Перуна и Велеса, а вовсе не Одина или Тора. А.Г. Кузьмин отмечал, что только один этот факт мог бы опровергнуть всю "норманнскую теорию". Понятно, что в таком виде "норманнская теория" не могла быть жизнеспособной в академической науке. Но к ней снова и снова обращались в том случае, когда нужно было нанести удар по идее русской государственности. Сегодня эта разрушительная теория приобрела новую форму, и современные норманнисты, подкармливаемые грантами многочисленных зарубежных фондов, говорят не столько о "скандинавском происхождении варягов", сколько о своеобразном разделе "сфер влияния" в древнерусском государстве.

По новой версии норманнизма, на северные области Руси будто бы распространялась власть викингов, а на южные — хазар (между ними якобы существовал некий договор). Для русских же не предполагается сколь-нибудь значимой роли в собственной ранней истории. Однако само развитие русского государства полностью опровергает все домыслы политических врагов России. Смогла бы древняя Русь стать могучей Российской империей без выдающейся исторической миссии русского народа? Великая история состоялась вместе с великим народом, происходившим от варяжского начала. Прискорбно, что сегодня всё чаще и чаще раздаются реплики о том, что предками русских были нерусские. Это не так. Нашими предками были варяги, которые тоже были русскими. Единственно, следует уточнить, что именно русь — это наше исконное родовое имя, а варягами называли древнерусских мореплавателей. Посол Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Москве в начале XVI века, писал, что родина варягов — Вагрия — располагалась на южно-балтийском побережье и от них Балтика называлась Варяжским морем. Он выразил широкое мнение, бытовавшее в просвещённых кругах Европы того времени. С развитием научной генеалогии стали появляться труды о связях русской царской династии с древними королевскими родами Мекленбурга. В северно-германском Поморье о варягах и их исторических связях с Россией помнили вплоть до XIX века. По сей день в Мекленбургской области сохраняется множество следов пребывания донемецкого населения. Очевидно, что "немецкой" она стала лишь после того, как варяги и их потомки были вытеснены на восток или онемечены католическими орденами. Французский путешественник К. Мармье записал однажды в Мекленбурге народную легенду о Рюрике и его братьях. В VIII веке варягами правил король Годлав, у которого было три сына — Рюрик, Сивар и Трувор. Однажды они отправились с южной Балтики на восток и основали древнерусское княжество с центрами в Новгороде и Пскове.

Спустя некоторое время Рюрик стал главой династии, которая царствовала до 1598 года. Эта легенда из Северной Германии полностью созвучна Сказанию о призвании варягов из летописи. Однако внимательный анализ фактов позволяет в некоторой степени скорректировать летописную хронологию, по которой Рюрик с братьями начали править на Руси с 862 года. А. Куник вообще считал эту дату ошибочной, оставляя неточность на совести позднейших переписчиков летописи. Очевидно, что события, о которых кратко сообщали русские летописи, получают историческое наполнение по немецким источникам. Сами немцы опровергали норманнистские выдумки. Мекленбургский юрист Иоганн Фридрих фон Хемниц ссылался на легенду, согласно которой Рюрик с братьями были сыновьями князя Годлава, погибшего в 808 году в битве с датчанами. Учитывая то, что старшим из сыновей был Рюрик, можно предположить, что он родился не позднее 806 года (после него до гибели отца в 808 году должны были появиться на свет два младших брата, которые не были одногодками). Конечно, Рюрик мог родиться и раньше, но об этом у нас пока нет достоверных сведений. По немецким источникам, Рюрик с братьями были "призваны" около 840 года, что представляется весьма правдоподобным. Таким образом, варяжские князья могли появиться на Руси в зрелом и дееспособном возрасте, что выглядит совершенно логично. И действительно, согласно последним археологическим находкам, удалось установить, что Рюриково городище близ современного Новгорода, которое и есть древний Рюриков Новгород, существовало ранее 862 года. С другой стороны, допуская ошибку в хронологии, летопись более точно указывает на место "призвания". Вероятнее всего это был не Новгород (как по немецким данным), а Ладога, которая была заложена варягами ещё в середине VIII века. А Новгород (Рюриково городище) князь Рюрик "срубил" позднее, объединяя земли братьев после их смерти, о чём свидетельствует и название города.

Родословную Рюрика от древних варяжских королей признавали знатоки и исследователи генеалогий. Мекленбургские историки писали о том, что его дедом был король Витслав, бывший равноправным союзником франкского короля Карла Великого и участвовавший в его походах против саксов. Во время одного из таких походов Витслав был убит, попав в засаду при переправе через реку. Некоторые авторы прямо называли его "королём руссов". В северогерманских родословных указывается и на родство Рюрика с Гостомыслом, который действует в летописном сказании о призвании варягов. Но если скупые строки летописи о нём почти ничего не сообщают, то во франкских хрониках он упомянут как противник императора Людовика Немецкого. Почему Рюрик с братьями отправились с южно-балтийского побережья на Восток? Дело в том, что у варяжских королей существовала "очередная" система наследования, по которой власть всегда получал старший представитель правящего рода. Позднее подобная система наследования княжеской власти стала традиционной на Руси. При этом сыновья не успевшего занять королевский трон правителя не получали никаких прав на престол и оставались вне главной "очереди". Годлав был убит раньше своего старшего брата и при жизни так и не стал королём. По этой причине Рюрик с братьями был вынужден отправиться в периферийную Ладогу, где с этого времени началась славная история государства Российского. Князь Рюрик был полноправным правителем Руси и выходцем из "рода Русского", а вовсе не иностранным властителем, как желают представить те, кто всю русскую историю мыслит только под иноземным господством.
 

Когда Рюрик умер, его сын Игорь был еще мал, и князем стал дядя Игоря — Олег ( Вещий Олег, т. е. знающий будущее, умер в 912 г.), который перенес столицу в город Киев. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства – Киевская Русь, с центром в Киеве. Прозвище Олега — "вещий" — относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лег в основу ряда песен, легенд и преданий. Олег прославился победой над Византией, в знак чего он прибил свой щит на главных вратах (воротах) Царьграда. Так русские называли столицу Византии — Константинополь. Византия тогда была самым сильным государством мира.

В 2009 году состоялось празднование 1150-летнего юбилея Великого Новгорода. Хочется верить, что эта важнейшая в нашей истории дата станет отправным пунктом нового изучения древнерусского прошлого. Новые факты и открытия постоянно обогащают историческую науку и наши познания. Появляются всё новые доказательства того, что русская история началась не с мифа, придуманного средневековыми политиками и книжниками, а с реального великого князя Рюрика, родившегося в королевской династии в русской Прибалтике тысячу двести лет назад. Дай Бог, чтобы имена наших предков и прародителей не были преданы забвению.

Похожие статьи:

Традиции → Древнерусский Род, община

Книги → Платов А.В., Таранов Н.Н. - Руны славян и глаголица (2010)

Гостиная → Норвежские каркасные церкви

История → Сказание о призвании варягов

История → Крепость Старая Ладога

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Рюрик


Рюрик (годы правления: 862-879)

  РЮРИК (IX в.) — полулегендарный родоначальник русской княжеской династии Рюриковичей.

  Согласно "Повести временных лет", в 862 г. уставшие от междоусобных войн племена ильменских словен, мери, чуди и веси решили пригласить себе общего князя-варяга из-за моря, надеясь, что в равной степени всем им чужая власть сумеет примирить их между собой. На просьбу откликнулись три брата — Рюрик, Синеус и Трувор. Старший — Рюрик — сел в Новгороде, Синеус — на Белом озере, Трувор — в Изборске. В некоторых поздних летописях встречается легенда, будто братья не были совсем чужими для пригласивших их племен, так как являлись внуками легендарного новгородского князя-старейшины Гостомысла от его средней дочери Умилы, отданной замуж за некоего варяжского князя. Два года спустя Синеус и Трувор умерли, и Рюрик взял их области себе. В Новгороде Рюрик якобы женился на Ефанде, происходившей из местного знатного рода. В 864 г. новгородцы подняли восстание против власти Рюрика, которое возглавил Вадим Храбрый. Рюрик жестоко подавил восстание и убил Вадима. Многие новгородцы, спасаясь от жестокостей Рюрика в 867 г. бежали в Киев. В период правления Рюрика прроизошло еще одно не мало важное событие, в 862 г. два варяга — бояре новгородского князя Рюрика — Аскольд и Дир вместе со своими родственниками и дружинниками отпросились у князя в Константинополь (то ли в поход, то ли на службу наемниками), но не добравшись до Константинополя остались править в Киеве. Рюрик правил еще 12 лет и умер в 879 г., оставив все владения своему родственнику Олегу. Ему же он поручил и заботы о своем малолетнем сыне Игоре.

  Легенда о призвании варягов вызывала и вызывает дискуссии среди историков. Остается неясным, был ли Рюрик скандинавом, финном или славянином из Южной Прибалтики. Местом, куда был призван Рюрик, кроме Новгорода называют также Ладогу. Остается неясным, было ли "призвание" добровольным или он захватил власть силой.

  Имя Рюрик (Рорик) известно в Европе с IV в. По предположениям некоторых ученых, оно происходит от названия кельтского племени "руриков" или "рауриков". Известны князья VIII-IX вв. с именем Рюрик (Рорик), жившие на Ютландском п-ове. Имя Синеус образовано от кельтского слова "sinu" — "старший". Имя Трувор также возводится к кельтскому слову, означающему "третий по рождению".

  Некоторые ученые склонны отождествлять Рюрика с предводителем викингов Рериком. Что касается Синеуса и Трувора, то, по мнению некоторых исследователей, само появление их имен в русских летописях — результат неправильного прочтения летописцами шведского текста, который сообщал, что Рюрик пришел в земли славян и финнов со своими родичами (синеус) и верной дружиной (трувор).

  Большинство историков сходятся во мнении, что сюжет, связанный с призванием варягов, был внесен в летописи достаточно поздно — не раньше кон. XI- нач. XII вв. Тем не менее именно он стал основой одной из исторических концепций происхождения русской государственности (т.н. Норманнская теория).

автор статьи А. Королев

www.othist.ru

Рюрик — Русский эксперт

Рюрик. Скульптура на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, 1862 г.

Рюрик[1] (Рюрик I)[2] — правитель Руси в 862—879 годах, основатель династии Рюриковичей, которая правила русскими землями в течение семи с половиной веков. Согласно традиционной летописной версии — первый русский князь, основатель Древнерусского государства с центром в Новгороде. Если говорить точнее, то, по версии Ипатьевской летописи, сначала Рюрик пришёл править в Ладогу (ныне Старая Ладога), а затем в 864 г. основал себе резиденцию в так называемом Рюриковом городище, находящимся в нескольких километрах от будущего Новгорода, на месте которого тогда находилось несколько ещё не объединившихся в единый город торговых поселений финских и славянских племён. Вскоре под контролем Рюрика оказалась вся Северная Русь.

Летописная хронология правления Рюрика условна, его личность и детали биографии являются предметом спора историков (в особенности, происхождение Рюрика — так называемый "варяжский вопрос").

[править] Летописные сведения

[править] Генеалогия

Родители: неизвестны. Жена: Ефанда (по спорной Иоакимовской летописи). Сын: Игорь Рюрикович.

Летописная легенда утверждает, что на княжение Рюрика с братьями призвали не сумевшие договориться между собой племена ильменских словен, славян-кривичей, и финских племён чуди, мери и веси, чтобы прекратить межплеменную вражду.

«Повесть временных лет» указывает, что Рюрик пришёл в Новгород в 862 г. вместе с Трувором и Синеусом, но некоторые историки полагают, что княжение Рюрика началось в Старой Ладоге, а не в Новгороде, который был им построен через два года после прихода на Русь, что подтверждается некоторыми археологическими находками.

Согласно летописи, Трувор правил кривичами в Изборске, а Синеус — финскими племенами в Белоозере, но уже после гибели братьев в 864 г. Рюрик стал единоличным правителем всех земель.

В XVIII Г. З. Байер предполагал, что Трувор и Синеус — не имена реально существующих личностей, а староскандинавские слова, означающие род (синеус) и верную дружину (трувор). С развитием знаний о древнескандинавских языках такая версия была отвергнута.

[править] Происхождение

[править] Норманнская теория

Согласно норманнской теории, основоположниками которой были немецкие учёные Герхард Миллер и Август Шлёцер, отправной точкой возникновения русской государственности стал призыв в 862 году варяга Рюрика на княжение в Новгородскую землю интернациональным, и что в то время под будущим Новгородом кроме славян жили угро-финны, балты и скандинавы. Они писали о том, что славяне были не способны создать собственное государство, а скандинавов было очень много на Руси. Им противостояла школа антинорманнистов (М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, из современных учёных — В. В. Фомин, А. Г. Кузьмин, А. Н. Сахаров), которые доказывали, что варяги были вовсе не скандинавами, а западными славянами (возможно, ваграми).

К сожалению, очень часто вековая дискуссия между норманнистами и антинорманнистами приобретала идеологический и политический окрас, что только мешало объективному рассмотрению «варяжского вопроса». Например, сторонникам норманнской теории часто ставят в упрёк то, что их взгляд на происхождение Рюрика и древнерусской государственности якобы унижает славян, изображая их убогими и неспособными к самостоятельному развитию. Поэтому многие люди считают норманнизм русофобской теорией. Хотя, конечно же, такие расистские идеи не имеют практически ничего общего с современным норманизмом.

Никто из норманнистов не говорит, что Рюрик принёс восточным славянам готовую систему управления и что скандинавские варяги специально занимались организацией «диких» славянских племён, потому что лучше разбирались в вопросах управления (вот делать им было больше нечего!). Напротив, становление древнерусской государственности происходило постепенно и заняло не менее 100 лет. Варяги отнюдь не ставили цель объединить восточно-славянские племена, хотя их действия во многом этому способствовали. Ими двигали совершенно другие мотивы, а именно разбой, торговля (в том числе, и работорговля) и наёмничество. Скандинавов манили прославленные в народном эпосе цивилизации ближнего востока (Византийской Империи и Арабскому Халифату), с которыми можно было торговать, и которых можно было время от времени грабить. Но путь к грекам и арабам им преграждали восточно-славянские племена, с которыми ещё предстояло договориться.

Откуда родом Рюрик? Лекция Константина Аверьянова с обзором гипотез о происхождении Рюрика и Руси. Обосновывается происхождение Рюрика из варяжского поселения в Прибалтике близ нынешней Лиепаи, в районе контактов скандинавов и славян.

[править] Экспансия норманнов на будущей Руси

Согласно норманнской реконструкции событий, в конце VIII-первой половине IX века норманны постепенно проникают на Ладогу и земли близ будущего Новгорода и со временем неизбежно вступают в конфликт с местным населением, коими являлись словене, кривичи, а также финно-угорскими племенами меря и чудь[3]. По-видимому, в военном плане норманны были подготовлены лучше аборигенов, поскольку война и грабёж для них были образом жизни. После периода войн (что отразилось в «Легенде о призвании…» как изгнание варяг «за море») племенам все же удаётся поладить, между ними заключается устный договор — «ряд», по которому покорённые норманнами племена обязуются платить дань взамен на поддержание мира («дань мира деля»).

Нам неизвестны детали этого договора, но есть веские основания полагать, что отношения между варягами и славянами-балто-финскими племенами могли носить взаимовыгодный характер. Другими словами, приход варягов не был простым завоеванием и узурпацией власти. По-видимому, именно взаимоотношения варягов и славян запустили процесс формирования древнерусской государственности.

Скандинавия в это время была малозаселённой областью. К тому же подобные истории о приглашении «князей» существуют и в историях западно-европейских народов, причём «приглашённые» всегда были из Скандинавии, что достаточно странно само по себе. Примечательно, что новые сторонники этой теории постоянно увеличивали численность варягов. Советский и российский учёный Лев Самуилович Клейн писал о 13 % скандинавов от всего населения Руси, что, согласно подсчёту историка Вячеслава Фомина, должно составить полмиллиона человек.

По Норманнской теории, в начале X века скандинавы составляли значительную часть правящей элиты зарождающегося Древнерусского государства, оставаясь при этом в подавляющем меньшинстве по сравнению с остальным населением. Постоянная жизнь в окружении славян не могла пройти для них даром, и уже через несколько десятилетий скандинавы просто растворились в среде окружающих их народов, позабыли родной язык, восприняли славянскую культуру и религию. И если имена первых правителей из династии Рюриковичей (Олег, Ольга, Игорь) имели явное скандинавское происхождение, то, начиная со Святослава, имена русских князей были либо славянскими, либо греческими. Отсюда следует, что варяги могли оказывать значимое влияние на развитие Древней Руси лишь в первые десятилетия её существования. В память о том непродолжительном периоде истории России остались немногочисленные заимствования в русском языке (кнут, якорь). Столь стремительная ассимиляция норманнов не является чем-то странным. Например, норманны, во главе с Вильгельмом Завоевателем покорившие Британию в 1066 году, разговаривали уже не на древнескандинавском, а на старофранцузском.

Не исключено, что и само слово «русь» имеет скандинавское происхождение[1]. По этой версии, слово русь происходит от скандинавского *roþs- (þ произносилось как английское th), которое обозначало дружины гребцов. В некоторых местах ПВЛ слово русь имеет близкое значение: оно обозначает княжескую дружину. Получается, что поначалу слово русь могло быть именем нарицательным и лишь к концу X века оно постепенно обретает новое значение, как территория очень молодого, но стремительно развивающегося Древнерусского государства. Хотя эта гипотеза получила широкое распространение среди лингвистов и филологов и в настоящее время считается наиболее обоснованной, в научной литературе есть и иные точки зрения, по которым слово «русь» может иметь индоиранское (археолог В. В. Седов предложил аланскую этимологию, а лингвист О. Н. Трубачёв — синдо-меотскую[2]) или исконно славянское происхождение[3].

[править] Западно-Славянская теория

В XIX веке высказывались точки зрения, что Рюрик и варяги являются вовсе не норманнами, а западными славянами. При этом имя Рюрик выводилось из славянского рарог, а варяги ассоциировались с ваграми…

Ведущий представитель научного направления «ДНК-генеалогия», доктор химических наук, профессор МГУ и приглашённый профессор Гарвардского университета Анатолий Клёсов провёл исследование, в ходе которого выяснил, что две трети Рюриковичей — это южнобалтийские славяне (гаплогруппа N). У остальных оказалась хромосомная гаплогруппа R1a, которая распространена у населения Центральной и Восточной Европы. У Рюриковичей был общий предок. Следа скандинавов в высшем дворянстве и среди широких масс населения не нашли, из чего он сделал вывод, что Рюрик — не варяг, а славянин — полабский славянин или прибалтийский, но — славянин. Наличие двух галогрупп у Рюриковичей он попытался объяснить возможной изменой мужу жены Владимира Мономаха. Несмотря на то, что, вероятно, Рюрик был славянином, его социальный статус и род занятий неизвестны. [4]

Работы Клёсова были встречены жёсткой критикой со стороны научного сообщества. В частности, генетик Балановский заметил, что гаплогруппа N отнюдь не является южнобалтийской, она также распространена в Финляндии и Скандинавии, так что её наличие у Рюриковичей не противоречит норманнским корням династии Рюриковичей. Вообще, как заметил Игорь Данилевский, Рюрик был легендарной личностью, и вести полемику о его этнической принадлежности — путь, тупиковый изначально. Наконец, не генетика определяет народы, а культура и национальное самосознание. Поэтому невозможно, выделив ДНК человека, определить его национальность со стопроцентной уверенностью.

Ряд подходов указывает, что Рюрик может быть Рагнаром Лодброком, что в свою очередь подтверждает тождество готов и славян.

Рюрик. Фрагмент картины Ильи Глазунова

Хотя Рюрик и считается первым правителем Руси, не следует забывать, что это легендарная личность, и летописные сведения о его деяниях основаны на устном предании, которые были записаны лишь спустя полтора столетия после его смерти. Понятно, что за это время они могли сильно исказиться, но других источников у летописцев XI века просто не могло быть. Ещё меньше доверия к летописным датам эпохи Рюрика. Многие филологи склоняются к тому, что в первоначальном варианте текста, повествующего о правлении первого князя, никаких дат не было. Они были приписаны задним числом, возможно, в 90-х годах XI века во время составления Начального свода[4] Поэтому, рассуждая о «правлении Рюрика», правильнее говорить не столько о личности первого князя, сколько о самом временном отрезке, занимающим важное место в истории России.

[править] Начало государственности и основание надплеменного органа власти

Тем не менее, изучение этого периода очень важно для понимания исторического пути России. Ведь именно в этот период начинает зарождаться древнерусская государственность, появляются первые крупные (по меркам тех времён) города. Всего за полтора века народы этих земель проходят путь от небольшого племенного союза из неоткуда до крупнейшего и весьма сильного и влиятельного государства Европы — Киевской Руси. И истоки этого поистине грандиозного процесса следует примерно в этом временном отрезке. Конечно, отсюда ещё не следует, что до этого времени на территории будущей Руси царил полнейший вакуум. Конечно, нет. Здесь проживали многочисленные славянские и финно-угорские племена с собственной культурой, религией, ремеслом и вечевой системой управления. Однако между ними не было единства. Собственно, конец племенного периода и становление более высоких, надплеменных систем власти и стало началом древнерусской государственности.

[править] Первая осада Константинополя

В это же время происходят первые засвидетельствованные неудачные походы Руси на Византию, когда русские флотилии появляются под стенами Царьграда, известные по сообщениям патриарха Фотия и древнерусским летописям. И хотя росы, описанные у Патриарха Фотия, скорее всего, ещё не были славянами, а относились к скандинавам (сторонники теории Русского Каганата считают, что росы могли иметь иранское происхождение), именно этот исторический эпизод древнерусские летописцы выбирают за начало отсчёта русской истории.

[править] Плюсы и минусы

[править] Достижения и успехи

  • Основал Древнерусское государство и род Рюриковичей, которые правили русскими землями более 700 лет.
  • По летописи, прибыл для прекращения раздоров и установления порядка в северорусских землях («призвание варягов» 862 г.). Взял под контроль племена ильменских словен (Новгород), северных кривичей (Изборск и Полоцк), чудь (к северу от Изборска), мерю (Ростов), весь (Белооозеро) и мурому (Муром). Также управлял варягами в городе Ладога.
Рюрик. Портрет неизвестного автора
  • Взял под контроль северную часть Волжского торгового пути («путь из варяг в арабы») — одну из двух важнейших экономических осей Древнерусского государства наряду с Днепровским «путём из варяг в греки».
  • Возможно, основал Новгород в 864 г. (точнее, укреплённое поселение, ныне известное как Рюриково Городище в 2 км от современного Новгорода, образовавшегося несколько позже путём слияния отдельных торговых поселений в этом районе).

[править] Ошибки и неудачи

  • Летописи говорят о мирном характере призвания варягов, однако как в действительности обстояло дело, доподлинно неизвестно — возможно, славянские и финские племена были попросту завоёваны. Иоакимовская летопись (считается сомнительным источником позднего происхождения) сообщает о восстании некоего Вадима Храброго в Новгороде, которое Рюрику пришлось подавлять.
  • По летописной версии, Рюрик выслал дружинников Аскольда и Дира на юг, где те завоевали Киев, однако отложились от Рюрика и сами стали князьями. Это можно считать первым расколом русского государства. С другой стороны, уже при преемнике Рюрика, князе Олеге, Киев был присоединён к государству Рюрика, и по всей вероятности, подданные и дружинники Аскольда и Дира, убитых Олегом, быстро перешли в подданство Рюриковичей.

[править] Крупные проекты

Основная статья: Крупные российские проекты (Рюрик I, 862-879)

  1. ↑ Летописное имя.
  2. ↑ Нумерованное имя. Отличает Рюрика I Новгородского — основателя династии Рюриковичей от Рюрика II Ростиславича, который 7 раз был Киевским князем (в 1173, 1180—1181, 1194—1201, 1203—1204, 1205—1206, 1206—1207, 1207—1210).
  3. ↑ Об этом говорят данные археологии: многочисленные захоронения скандинавов, предметы скандинавского быта и т. п. Не без участия скандинавов рождаются первые городища: Рюриково Городище, Изборск, Белоозеро, Ладога (см. также Крупные российские проекты (Рюрик I, 862-879)).
  4. ↑ Начальный свод — условное название утраченного летописного свода, составленного, предположительно, в 90-х годах XI века. Лёг в основу Повести временных лет и Новгородской первой летописи. Хотя оригинал НС не дошёл до нас, его текст восстанавливается на основе анализа летописей.
  • Рюрик в Большой Российской Энциклопедии
  • Рюрик — статья в Циклопедии
История России

ruxpert.ru

Кто такой этот Рюрик

Происхождение Рюрика до сих пор вызывает множество споров среди тех, кто считает его реальной исторической личностью. Приверженцы норманнской теории утверждают, что Рюрик и его дружина были викингами – скандинавами. Норманисты ищут доказательства своей теории в этимологии имени князя, связывая его с латинским словом rex «король». Известно, что имя Рюрик и сегодня используется в Швеции, Финляндии и некоторых других странах. Сторонники западнославянской версии связывают биографию Рюрика со славянским племенем ободритов, иначе называвшихся «ререгами» (соколами). Призвание Рюрика, согласно «Повести временных лет», произошло в 862 г. Племена весь, чудь, ильменские словене и кривичи, не сумев договориться о том, кто же будет править и не желая усобицы призвали к себе на княжение Рюрика. Он пришел в Новгород с братьями Синеусом и Трувором. Существует версия о том, что правление Рюрика началось не в Новгороде, а в Старой Ладоге. В соответствии с этой теорией Новгород был построен князем только через 2 года. Такие археологические находки, как Рюриково Городище, способны подтвердить эту теорию.

Согласно летописной версии братья Рюрика стали княжить в славянских землях. Синеус получил Белоозеро, а Трувор Изборск в землях кривичей. Но правили они не долго. Через 2 года, после их смерти, Рюрик стал единоличным правителем. Стоит отметить, что некоторые историки придерживаются версии о том, что братьев у Рюрика не было. Они переводят слово «трувор» как «верная дружина», а «синеус» как «свой род». Сведений о политике Рюрика немного. Летописи довольно скупо сообщают о том, что он стремился укреплять границы своих владений, строил города, а так же, подавил мятеж Вадима Храброго в Новгороде. Из этого можно заключить, что приход Рюрика на Русь повлек за собой укрепление государственности и централизацию власти. Смерть Рюрика датируется примерно 879 г. Власть унаследовал сын Рюрика (предположительно от норвежской княжны), Игорь, позже ставший киевским князем. Существуют  сведения о том, что у Рюрика были и другие дети.

О приходе Рюрика на Русь учебник за 6й класс А.А. Преображенского, Б.А Рыбакова (рекомендован Министерством образования Р.Ф.) сообщает следующее: Славяне построили на севере для защиты от варягов Новый город – Новгород у озера Ильмень. Один из варяжских князей, Рюрик, во второй половине IX в. стал княжить в Новгороде. Через несколько веков все русские князья стали считать Рюрика родоначальником своей династии.

Если вдуматься в написанное в учебнике, то получается, что Рюрик был завезён на Русь, как бык производитель, потому что уже через некоторое время все русские князья стали считать его родоначальником.

В русской истории осталось много, о чём не хотели говорить власть имущие. Особенно это касается древней истории Руси, до Рюрика.

«До прихода варягов славяне жили так, как живут звери и птицы» писал академик Шлетцер А.Л. немец, историк на русской службе времён Екатерины II. А основоположник норманнской теории происхождения Русского государства Байер Г.З. (1694-1738), даже не зная русского языка, сумел создать на основе русской летописи «Повести временных лет», о призвании на Русь князей – варягов Рюрика, Синеуса, Трувора в 862 году, свою антирусскую версию истории.

С тех пор и идёт, что до прихода варягов, Русь была отсталой страной неспособной к самостоятельному государственному строительству, а норманны силой принесли «западные ценности», колонизировали Русь, главенствовали в развитии, влияли на её экономику, культуру и т.д., и что даже само название Русь было завезено варягами.

Против этой версии выступал ещё Ломоносов, но голос его тонул в «большом» немецком хоре знатоков русской истории. И сегодня Запад придерживается этой унизительной для русских теории. В современных российских школах в учебниках за 6й класс в большей или меньшей степени преподаётся всё та же немецкая теория, с которой боролся Ломоносов, в лучшем случае замалчивается.

Не отсюда ли идёт то самоуничижение русских, метание между Западом и Востоком, невозможность найти истинного пути, потому что до сих пор скрыты от народа основополагающие исторические истины? Народ не знающий свою историю, не имеет будущего.

Давайте попробуем вместе разобраться в том, что было на самом деле.

В Повести временных лет (ПВЛ) написано: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да поидете княжить и володеть нами», говорили посланцы новгородцев русам-варягам. Перевод был сделан такой: «а порядка в ней нет», имея ввиду то, что русские имеют хронический беспорядок, с которым сами справиться не в состоянии. На основании этих слов во многом и строилась норманнская теория.

Если предположить, что это было именно так, то встаёт вопрос, а за чем именно к варягам-немцам надо обращаться? Ведь буквально рядом находилась немецкая империя Карла, занимавшая пол-Европы, а за Киевскими землями была Византия. Это были две влиятельные державы, которые бы наверняка прислали бы своего ставленника на Русские земли богатые пушниной, рудами и т.д. попользоваться на дармовщинку.

Но, всё получилось, наоборот, у русских в ближайшие столетия были постоянные военные столкновения с немцами, вспомните Александра Невского. А чего бы им вдруг с ними воевать, пошли бы сразу под их крышу, да и всё?

Варяги по норманнской версии это скандинавы, в то время были не на высоте своего развития. Вот некоторые факты: Скандинавия изначально бедная страна, была вынуждена зарабатывать своей кровью, служа военными наёмниками в более богатых и развитых странах. Русь они называли «гардарики» — страна городов, у самих в то время насчитывалось всего 7 городов.

Всё достижения цивилизации к ним приходили со столетним опозданием по сравнению с Русью, а именно: свод судебных законов «Русская правда», гончарный круг, чеканка монеты, христианство, которое тогда считалось признаком цивилизации и то у них укрепилось на сто лет позже, чем на Руси. Т.е. если перевести то положение на сегодняшний день, это было бы равносильно тому, что сейчас Россия обратилась бы с такой же просьбой к Албании. А вот наши предки, почему-то обратились именно к варягам?

Вернёмся к ПВЛ: «наряд» не обозначает слова порядок, власть. Согласно словарю Даля В.И.: Наряд, повестка, повещение, приказание о посылке людей в работу от гл. наряжать. Более того, в некоторых списках летописей вместо слов «а наряда в ней нет» написано «а нарядника в ней нет». Почему новгородцы обратились за нарядником именно к варягам можно понять, ознакомившись с данными новгородских летописей.

В Новгороде до призвания Рюрика с братьями на Русь существовала династия князей, насчитывающая 9 поколений. Прадед Рюрика, новгородский князь Буривой вёл тяжёлые войны, в том числе с варягами, в одном из сражений его войско было разбито, и он был вынужден скрываться на окраинах владений.

Варяги воспользовались этим и обложили Новгород данью. Новгородцы не стали долго терпеть варяжское иго и позвали сына Буривоя, Гостомысла на княжение. Он возглавил восстание и победил варягов «овы изби, овы изгна, и дань варягам отрече».

У Гостомысла было 4 сына и 3 дочери. Все сыновья погибли или умерли, не оставив наследников по мужской линии. Дочери были отданы замуж за заморских князей. Гостомысл остался без наследника. Незадолго до смерти ему приснился сон (в древности сновидениям придавали большое значение, в них видели повеление богов), что из чрева средней дочери Умилы выросло чудесное дерево, плодами которого питались люди его страны. О сне — предсказании сообщили народу, который остался этим доволен, ибо сын старшей дочери Гостомысла народу был почему-то неугоден.

Рюрик был сыном Умилы дочери Гостомысла и князя Годлава (Годслава) западнославянского племени ободритов (об Одре, т.е. живущие на реке Одре). По-славянски Рюрик (Рорик, Ререг, Ререг, Рарог) означает сокол. Есть подтверждение об этих событиях и на Западе. Француз Мармье (X. Marmier) издал в 1840г. в Париже книгу «Письма о севере», где им в Мекленбурге (бывшая столица ободритов Микулин бор)

xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai

Правление Рюрика (кратко)

 /   /  Правление Рюрика (кратко)

Правление Рюрик - краткое описание основных событий 


Имеется не много достоверных источников об истории Руси до правления Рюрика. Кроме того, даже имеющиеся факты трактуются по-разному различными исследователями (например, норманистами и антинорманистами). Историкам даже неизвестно, к какому народу принадлежал легендарный князь Рюрик.

Споры о происхождении князя Рюрика

Происхождения Рюрика вызывает до сих пор множество споров. Одни утверждают, что сам Рюрик и его дружина были скандинавами (викингами), основываясь на этимологии княжеского имени, которое обозначает «король» с латинского rex. Общеизвестным фактом является то, что имя Рюрик широко используется и в современном мире в Финляндии, Швеции и других странах. В свою очередь, сторонники западнославянской версии развития Руси предпочитают сравнивать биографические данные Рюрика со славянским племенем ободритов, которое также называли «соколами».

Призвание князя Рюрика на княжение

Согласно литературным источникам, а именно «Повести временных лет» призвание Рюрика произошло в 862 году, явившись результатом совместного решения славянских племён (кривичи, ильменские словене, чудь и весь) в ходе споров о том, кто будет править ими без выгоды для собственного племени.

В Новгород Рюрик вошёл с братьями. Также имеет место быть версия, что правление князя началось не в Новгороде, а в Старой Ладоге, а сам Новгород был построен только спустя два года. Археологические находки (например, Рюриково Городище) полностью подтверждают данную теорию.

Если верить летописному варианту, то братья Рюрика также получили на княжение славянские земли. Так брату Синеусу досталось Белоозеро, а Трувору Изборск, однако правили они не долго. Уже через два года после их кончины Рюрик становится единым правителем. Многие исследователи Руси склонны считать, что братьев у Рюрика не было, утверждая, что «трувор» переводится как «верная дружина», а «синеус» - «свой род».

Сведений о политическом руководстве Рюрика очень мало. В летописях довольно скупо описано его стремление укрепления государственных границ, возведения городов и пр. Одним из самых важных событий в его правлении было то, что он сумел подавить мятеж в Новгороде Вадима Храброго, чем укрепил собственный княжеский авторитет. В целом можно сказать одно – правления Рюрика способствовало централизации власти на Русской земле.

Умер Рюрик примерно в 879 году, а его власть унаследовал его сын (предположительно от норвежской княжны) Игорь.



Интересные материалы:

student-hist.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о