Содержание

Методы изучения природы — Биология

Методы изучения природы

Наблюдение – это один из методов, или способов, изучения природы.

От греческого слова «методос» – способ, прием.

1 — лупа; 2 — световой микроскоп; 3 — электронный микроскоп; 4 — бинокль; 5 — телескоп; 6 — подзорная труба

Простейшим увеличительным прибором является лупа. Она состоит из двояковыпуклой линзы, оправленной в деревянный, пластиковый или металлический контур. Лупы дают небольшое увеличение — всего до 40—50 раз. Поэтому с их помощью можно изучать только наиболее общие детали строения.

Световой микроскоп — сложный оптический прибор, позволяющий увеличивать изображение объекта в 1500—2000 раз. Микроскоп состоит из подставки и штатива, в нижней части которого укреплен предметный столик. Под ним расположено зеркальце, с помощью которого на препарат попадает отраженный свет. К верхней части штатива прикреплена зрительная трубка. На ее нижнем конце расположен объектив, а на верхнем — окуляр. Для настройки изображения используются регулировочные винты, находящиеся в верхней части штатива.

Эксперимент. В переводе с латинского означает опыт, проба.

Для приготовления растворов и проведения химических реакций часто используют специальные емкости — колбы. Их форма и объем очень разнообразны.

Измеряют размеры, массу тел, температуру, скорость движения, время протекания определенных явлений. Измеряют численность животных какого-либо вида, территорию и другие объекты.

1 — линейка; 2 — измеритель; 3 — штанген—циркуль; 4 — секундомер; 5 — песочные часы; 6 — термометр; 7 — аптечные весы; 8 — электронные весы.

Жан Анри Фабр

Жан Анри Фабр французский энтомолог и писатель. В 1852 стал преподавателем физики и химии в Авиньонском лицее. В 1871 был отстранен от преподавания и поселился в маленьком домике на окраине Оранжа. Когда Фабру было уже 55 лет, он приобрел участок земли в небольшой деревне Сериньян-дю-Конта в Провансе. Фабр превратил эту землю в настоящую полевую лабораторию для изучения жизни насекомых. В 1878 ученый начал публиковать результаты исследований пчел-каменщиц, роющих ос, гусениц соснового походного шелкопряда, богомолов, бабочки психеи и многих других насекомых. В том же году вышел из печати первый том Энтомологических воспоминаний. Прежде чем на свет появился последний, 10-й том этого сочинения, прошло почти тридцать лет. Некоторые его исследования, например жуков скарабеев, продолжались около 40 лет. Поначалу книги Фабра не привлекали широкого внимания публики. Только с выходом последнего тома Энтомологических воспоминаний Фабр получил признание в научном мире. Энтомологические воспоминания были удостоены специальной премии Института Франции.

Жан Анри Фабр

Карл Линне́й  — шведский врач и натуралист, создатель единой системы растительного и животного мира. Автор наиболее удачной искусственной классификации растений и животных, ставшей базисом для научной классификации живых организмов. Описал около полутора тысяч новых видов растений (общее число описанных им видов растений — более десяти тысяч) и большое число видов животных.

Член Королевской академии наук Швеции (с 1739, один из основателей академии), Парижской академии наук (с 1762) и ряда других научных обществ и академий.

Чарлз Ро́берт Да́рвин (1809—1882) — английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все живые организмы эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов» (полное название: «Происхождение видов путём естественного отбора, или выживание благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»), основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость.

Вернадский Влади́мир Ива́нович  — выдающийся русский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель; создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма.

В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия.

Лауреат Сталинской премии I степени.

multiurok.ru

Презентация к уроку (биология, 5 класс) по теме: Презентация «Методы изучения природы»

Урок по природоведению 5 класса

«Методы изучения природы».

Задачи: —  Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими в

                   предыдущих классах.

—  Развивать умение самостоятельно изучать природу при помощи различных методов.

—  Прививать любовь к природе и интерес к её изучению.

Оборудование: 1. Карточки с загадками. 2. Выставка книг. 3. Увеличительные приборы: микроскоп, лупа.  3. Измерительные приборы: часы, мерный цилиндр, весы, градусник, линейка.   4. Лабораторное оборудование: колба, пробирка, фарфоровая чашечка, штатив, спиртовка.          5. Схемы с изображением свойств воздуха.  6. Магнит, спички, кнопки.   7. Аудиозапись музыки Э. Грига «Утро».   8. Эпиграф на доске:  «Природа – это единственная книга, каждая страница      

                                                   которой  полна глубокого содержания»          И. В. Гёте.

Ход урока: 

        Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас с вами начался урок природоведения, другими словами можно сказать – природоизучения. Природа нас окружает везде, мы сами – частички природы. Ещё великий Гёте сказал, что «Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Как же прочесть это содержание? Как поподробнее с ним познакомиться и узнать все тайны и загадки природы? Каким же образом изучают природу и учёные, и ученики школ, и любой другой человек, который захотел поближе познакомиться с ней? Именно это мы и должны сегодня выяснить. Наш урок называется «Методы изучения природы».

        Ребята, попробуйте самостоятельно поставить задачи для себя на этот урок. Что бы вы хотели на нём узнать, чему научиться?

        Подводя итоги вышесказанному, мы ставим перед собой на урок такие задачи:

  1. Познакомиться с основными методами изучения природы.
  2. Развивать умение самостоятельно изучать природу при помощи различных методов.
  3. Прививать любовь к природе и интерес к её изучению.

Как сказал мудрец, всё гениальное просто! Поэтому важную и серьёзную тему я бы хотела

начать, в качестве разминки, с лёгких и простых загадок. Наверняка, в начальной школе учитель вам часто загадывал загадки, а вы, конечно же, очень любили на них отвечать. Поэтому, не пугайтесь, думайте и, кто знает, поднимайте руки.

  1. Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес.

Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез.

  1. Невидимкой, осторожно он является ко мне,

И рисует, как художник, он узоры на окне.

Это – клён, а это – ива, вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво белой краскою одной!

  1. У нас под крышей белый гвоздь висит.

Солнце взойдёт – гвоздь упадёт.

  1. В тихую погоду нет нас нигде,

А ветер подует – бежим по воде.

        Молодцы, ребята! С этим вы легко справились, а теперь задание чуть сложнее: скажите, пожалуйста, откуда берутся такие народные мудрости? На чём основывался человек, составляя подобные загадки, то есть, что он проделывал сначала, перед написанием текста?

        Правильно. Люди, прежде чем составить такие загадки, сначала внимательно наблюдали за природой. А что по-вашему значит – наблюдать? Это  — вмешиваться в природу своими действиями, что-то изменять или просто смотреть, возможно, записывать, а потом делать выводы? Правильно, наблюдение – это метод изучения природы, при котором просто рассматривают, изучают природу, не вмешиваясь в естественный ход событий.

        Например, в вашем учебнике описан такой случай. Сборщицы винограда шли рано утром  на свою работу. У дороги они заметили человека в чёрной широкополой шляпе. Он склонился над землёй и что-то рассматривал. Каково же было удивление женщин, когда вечером, возвращаясь домой, они застали этого человека там же, в той же позе. Кто был этот странный человек и чем он занимался весь день? Это был замечательный французский учёный Жан Анри Фабр. В тот день он наблюдал за повадками маленькой осы, устроившей себе норку возле дороги. Надо сказать, что изучению насекомых Фабр посвятил всю свою долгую жизнь. Не жалея времени и сил для наблюдений за осами, пчёлами, бабочками, жуками, он стал лучшим в мире знатоком насекомых. (Его портрет можно посмотреть на стр. 15 в учебнике.) Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.

        Но не только исследователи животных или растений пользуются в своей работе методом наблюдения. Давайте зачитаем последний абзац на стр. 15  (чтение). 

        Скажите, пожалуйста, какие учёные в данном примере использовали метод наблюдения? Какими приборами они при этом пользовались? Правильно, если наблюдаешь за удалённым объектом, то необходим телескоп. А если объект находится близко, но он очень маленький – какие приборы могут помочь при наблюдении? (показ лупы и микроскопа). При их помощи можно рассмотреть даже мельчайшие отдельные клетки.

        Вот какими разными бывают наблюдения. Скажите, а в начальной школе вы проводили наблюдения за чем-либо, например, за погодой? А какие наблюдения за погодой можно провести, глядя в окно? Кто может прокомментировать, какая сегодня погода? Ясно или пасмурно? Есть осадки или нет? Есть ли ветер и если есть, то в каком направлении он дует? Итак, облачность, осадки, ветер… А чем ещё очень часто дополняют сведения о погоде? Конечно, температурой. А её тоже можно определить, просто посмотрев сейчас в окно?

        А градусник, ребята, — это уже измерительный прибор. Любые приборы, на которых есть какая-либо измерительная шкала или градация, можно отнести к измерительным. Некоторые измерительные приборы вы можете увидеть на стр. 18 в своём учебнике. А какие измерительные приборы вы видите у меня на столе? Для измерения чего они используются?

        Раз вы так много знаете об измерениях, то, скорее всего, этим методом вы уже давно умеете пользоваться, а вот то, что это метод изучения природы – вы, наверное, узнали только сегодня. Итак, измерение – это метод изучения природы, при котором изучаемый объект исследуется при помощи измерительных приборов. 

        И раз уж мы ведём речь об измерениях, то давайте проведём некоторые из них:

  1. при помощи часов – время
  2. при помощи мерного цилиндра – объём
  3. при помощи весов – массу
  4. при помощи градусника – температуру
  5. при помощи линейки – высоту растения.

Прежде, чем дать задание ещё одному ученику, я опять хочу вернуться к загадкам. А вы должны не только их разгадать, но и ответить на вопрос – чем пользовался автор для проведения своих измерений?

  1. Ночью на небе один золотистый апельсин.

Миновали две недели, апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только апельсиновая долька.

  1. На странице букваря 33 богатыря.

3.   Шесть ног, две головы, один хвост

4.  Ножек четыре, шляпок одна.

     Нужен, коль станет обедать семья.

        Итак, пользовался ли автор загадок для своих подсчётов какими-нибудь измерительными приборами? Да, ребята, измерения иногда проводят при помощи обычного подсчёта. Например, когда нужно знать численность какого-либо животного на данной территории, то подсчитывают, сколько раз встретились его следы, норы или гнёзда на определённом участке. Ну, а мы давайте дадим задание ещё одному ученику – подсчитать количество листьев на побеге.

        Ну что ж, ребята, все измерения вы сделали правильно, а я не зря к доске вызывала каждого из вас. Таким образом вы немножко подвигались, отдохнули. И теперь с новыми силами можно приступать к знакомству  с третьим методом изучения природы. А я опять возвращаюсь к загадкам. Будьте внимательны, – постарайтесь понять, что помогло человеку составить такие загадки:

  1. По снегу покатите, – я подрасту.

На костре согреете, – я пропаду.

  1. Кинешь в речку – не тонет. Бьёшь о стенку – не стонет.

Будешь оземь кидать, – станет кверху летать.

  1. Лежит на земле: ни закрасить,

Ни соскоблить, ни завалить.

  1. Прозрачное стекло –

В воде не тонет, в огне не горит.

        Так что же человеку необходимо было сделать, прежде, чем составить такие загадки? Скорее всего, он не только наблюдал за объектом, но и пробовал что-либо изменить, поэкспериментировать. Например, природный лёд можно увидеть на поверхности воды. В воде он, действительно, не тонет. Человек же взял его и попробовал на прочность огнём. Если кусочек льда бросить в огонь, то гореть он там, конечно, не будет, но зато расплавится, растает. Подобные действия и называются словом опыт или эксперимент. Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка как раз и означает «опыт», «проба». Это ещё один метод изучения природы. При проведении опыта человек повторяет, воспроизводит в лаборатории то или иное природное явление, при необходимости – повторяет. При этом он внимательно следит за тем, как оно происходит, может также изменить условия и ещё раз пронаблюдать за изучаемым объектом.

        Очень широко применяет опыты в своих исследованиях наука химия. С этой интереснейшей наукой вы начнёте знакомиться в 8-ом классе, а пока давайте попробуем назвать то лабораторное оборудование, которое я вам принесла, пользуясь рисунком стр. 19.

        Но не думайте, пожалуйста, что проведение экспериментов – это занятие только для старших классов. Наверняка, в начальной школе вам объясняли, отчего происходит самое обычное выделение пара при кипении воды. Холодной воде хватало места в чайнике, а когда она стала нагреваться, ей перестало хватать места, и она начала выходить из чайника в виде паров. Это происходит потому, что вода при нагревании расширяется, её молекулы удаляются друг от друга на большие расстояния и при этом даже выходят из нагреваемого сосуда. Вспомните, такой опыт в начальной школе вы ставили или разбирали, как он происходит. Что здесь изображено? Какие действия проводил человек, и какие выводы он сделал? (разбор схемы опыта).

        Учёные проводят и более широкомасштабные эксперименты. Давайте об одном из них прочитаем во втором абзаце стр. 17 вашего учебника.

        Вот видите, какие интересные опыты можно проводить, ну а мы, чтобы тоже попробовать себя в экспериментальном деле, давайте проверим, какие тела, находящиеся здесь, притягиваются магнитом, а какие – нет. Скажите, можно это определить, просто наблюдая за этими телами? А пригодится ли здесь метод измерения? Каким же методом мы воспользуемся?

        Правильно, здесь нужно пробовать, экспериментировать. Сначала поднесём магнит к спичкам, потом к кусочкам мела, после – к кнопкам. Какой вывод из проведённого опыта вы можете сделать? Железо притягивается магнитом, а дерево и мел – нет.

        

        Таким образом, вы сегодня познакомились с тремя методами изучения природы. А чтобы закрепить изученное давайте попробуем ответить на вопросы раздела «Подумайте» на стр. 157 в учебнике.

        А теперь пришло время познакомить вас с книжной выставкой, которую я для вас сегодня приготовила. Здесь вы видите книжки, которые очень похожи друг на друга своими названиями: «Кто живёт в лесу», «Кто живёт в саду», «Кто живёт в пруду» и т. д. Это очень интересные книги как раз для вашего возраста: здесь понятно изложенный материал, красочные картинки и фотографии. Я предварительно просмотрела книжки и отметила в них те страницы, где можно найти материал о методах изучения природы: наблюдениях, измерениях, экспериментах. Сейчас я хочу каждому из вас выдать домой по книге. Дома вы прочитаете материал на отмеченной страничке и подготовите его к пересказу на следующем уроке. Таким образом, наш следующий урок, продолжающий эту же тему, пройдёт в виде конференции – каждый из вас выступит с сообщением либо об опыте, либо о наблюдении, либо об измерении. Теперь откройте дневники и запишите задание на дом: вам предлагается изучить стр.15-17 в учебнике и подготовить рассказ об одном из методов изучения природы ( из доп. литературы). Ну а от себя хочу добавить, что буду очень рада, если вы прочитаете не одну страничку, а познакомитесь с содержанием всей книги.

        Теперь, ребята, наш урок подходит к концу, и мне бы хотелось подвести итоги. Ещё раз вспомните, какие цели вы ставили перед собой на сегодняшний урок и проанализируйте, достигли ли вы этих целей:

  1. Знаете ли вы теперь, какие три основных метода изучения природы существуют? Назовите их.
  2. Применяли вы сегодня на практике наблюдение? Измерение? Эксперимент? Понравилось?
  3. Возникло ли у вас желание узнавать тайны природы, изучать её? А вообще вам нравится предмет природоведение? Я очень рада, что изучение природы вызывает у вас интерес, ведь природа такая прекрасная и удивительная, как же её не любить?!

Многие писатели и поэты очень любили наблюдать за природой, восхищались ею. Свой урок я хочу закончить строками поэта А. А. Фета, который считался превосходным знатоком природы. Он написал стихотворение «Весенний дождь», наблюдая за природой и, конечно же, любя её.  (включается музыка Э. Грига «Утро»).

                                Ещё светло перед окном,

                                В разрывы облак солнце блещет,

                                И воробей своим крылом,

                                В песке купаяся, трепещет.

                                        А уж от неба до земли,

                                        Качаясь, движется завеса,

                                        И будто в золотой пыли

                                        Стоит за ней опушка леса.

                                Две капли брызнули в стекло,

                                От лип душистым мёдом тянет,

                                И что-то к саду подошло,

                                По свежим листьям барабанит.

        

Спасибо всем за урок.

nsportal.ru

Презентация по биологии для 5 класса на тему «методы изучения природы»

Тема урока

Методы изучения природы

Тип урока

Комбинированный урок

Целевая установка

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений

Понятия

Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные

Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования

Метапредметные

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Личностные

Понимание значимости научного исследования природы

Этап урока

Содержание

Оборудование

1

Мотивация учебной деятельности

Учитель знакомит обучающихся с основными методами изучения природы, не сообщая сути каждого из них и создает внутренний позыв у обучающихся к освоению новых знаний и видов учебных действий.

Учебник

Презентация

2

Актуализация учебной деятельности

  1. Что такое метод наблюдения? (пп 2-4)

  2. Что такое метод эксперимента? (пп 2-4)

  3. Что такое метод измерения? (пп 2-4)

Учебник

Презентация

3

Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний и (или) видов учебных действий

Совместная работа по разработке алгоритма освоения нового знания и нового вида действия, составление плана работы на уроке. При необходимости учитель самостоятельно знакомит с принципом работы и предлагает алгоритм действия.

4

Освоение новых знаний и (или) видов учебных действий на основе алгоритма деятельности

Работа с учебником стр. 7-9

Учебник

Презентация

5

Выполнение пробного учебного действий

Работа с рабочей тетрадью

  1. Упр.1 стр.4

  2. Упр.2 стр.4

  3. Упр.3 стр.5

Рабочая тетрадь

Презентация

6

Самопроверка (взаимопроверка) уровня усвоения новых знаний

Работа с учебником. Рубрика «Подумайте» стр.9

Учебник

Презентация

7

Рефлексия учебной деятельности

  1. Тематическая: анализ изученного материала;

  2. Деятельностная: анализ видов деятельности, использованных на уроке.

infourok.ru

Презентация к уроку по биологии (5 класс) на тему: Презентация к уроку биологии в 5 классе «Методы изучения природы»

Слайд 1

Проверка знаний. Строение растений изучает наука: анатомия; 2)бактериология; ботаника; 4) зоология. Живую природу изучает наука: геология; 2) биология; математика; 4) история.

Слайд 2

Выберите три правильных ответа. К биологическим наукам относятся: Ботаника Астрономия Физика Физиология Химия Микология

Слайд 3

Тема урока. Методы изучения природы Цель урока: узнать как изучают живую природу, научиться проводить простые исследования.

Слайд 4

Практическая работа . Методы изучения природы. 1. Опыт по переливанию воды толстой и тонкой струйками. Вывод: Когда вода быстрее перельется из одного сосуда в другой? Что вы сейчас делали? Какой метод использовали? Опыт по переливанию Результат тонкой струйкой толстой струйкой

Слайд 5

Практическая работа. 2. Растворение веществ в воде. Гипотеза: Я думаю, что перманганат калия (растворим/ нерастворим в воде), соль (растворима/нерастворима в воде). Опыт Гипотеза Результат Перманганат калия + вода Соль + вода

Слайд 6

Ход работы. В пробирку с водой № 1 пинцетом положить перманганат калия. В пробирку с водой № 2 положить щепотку соли. Перемешать. Пронаблюдать. Записать. Вывод: перманганат калия (растворим/ нерастворим в воде), соль (растворима/нерастворима в воде). Такой метод изучения природы называется…

Слайд 7

Практическая работа. 3. Измерение листьев древесных растений Вывод: отличаются ли листья древесных растений ? Что вы сейчас делали? Какие единицы измерения использовали? Лист Длинна Ширина Ива Береза

Слайд 8

Методы изучения природы. Наблюдение Эксперимент Измерение

Слайд 9

РТ задание 19 стр. 11 С каким оборудованием вы сегодня работали на уроке?

Слайд 10

Домашнее задание. РТ задания № 15 – 18 Провести наблюдение за домашними животными. Подготовить устный рассказ. или Провести измерения живых объектов. Результаты записать в тетрадь.

nsportal.ru

Презентация «Методы исследования в биологии» биология, 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Методы исследования в биологии» биология, 5 класс»

Методы исследования в биологии

Муравлева Н.Н.

МБОУ СОШ № 2

г. Донецка

Наука — сфера человеческой деятельности.

Цель:

— изучение и познание окружающего мира.

«Ничего не принимай на веру»

Научные методы

наблюдение

измерения

эксперимент

Наблюдение

Восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств

Фенология

Весна

Лето

Наблюдения за сезонными периодическими изменениями в жизни растений и животных

Осень

Зима

Экспериментальный метод

Помогает изучать то или иное явление с помощью опыта

Научный факт является лишь тот, который можно подтвердить или опровергнуть.

Экспериментальный метод

У. Гарвей

Экспериментальный метод

Г. Мендель

Экспериментальный метод

Электронный микроскоп

Экспериментальный метод

Почки

Томограф

Экспериментальный метод

Культивирование тканей

Экспериментальный метод

Компьютерное моделирование

Измерения

Анализ и сравнение измерений позволяют выявить определенные закономерности.

Приборы и инструменты

Приборы и инструменты

Приборы и инструменты

Домашнее задание:

§ 2

multiurok.ru

Методическая разработка по биологии (5 класс) по теме: Методическая разработка урока с использованием ЭОР «Методы исследования в биологии»

Тема урока: «Методы исследования в биологии»

Дидактические цели:

Образовательные: расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы; обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.

Развивающие: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Тип урока: открытие новых знаний

Формирование УУД:

Познавательные УУД: определение  понятий:  «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций.

Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку, соотнесение того что известно учащимся, и того что еще не известно, создание  схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта, преобразование  информации  из одного вида в другой.

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.

Предметные: освоение знаний по теме, основным понятиям.

Метапредметные: самостоятельно определять цели своего обучения, уметь работать с разными источниками биологической информации: находить  биологическую информацию в тексте учебника,  анализировать  и оценивать  информацию.

Методы обучения: работа в группах с использованием элементов модерации, постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа в индивидуальных картах.

Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: презентация по теме «Методы исследования в биологии», лабораторное оборудование приборы.


Технологическая карта урока: «Методы изучения природы»  5 класс (УМК под редакцией В.В. Пасечника, линия «Вертикаль»)

Этапы урока

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

 

I.Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

Поиск  и  формулировка темы урока.(2 мин)

 

Включаются в урок во взаимодействии с учителем.

Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока.

Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса.

Постановка проблемного вопроса: как устроен внутренний мир живых существ, где зимуют наши птицы, почему  растения называют «детьми Солнца» на эти и многие вопросы в настоящее время могут ответить вам ученые – биологи.  Какие методы использует человек для изучения природы? Для чего нам необходимо изучать природу? Чему будет посвящен наш урок?

(слайды презентации №2-4)

 

 

 

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

 

II. Актуализация знаний и затруднений в деятельности.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы (5 мин)

 

 

 

 

Рассказ учащихся о живых организмах и условиях их обитания, основных процессах жизнедеятельности живого организма — обмене веществ, питании, дыхании, выделении, размножении, росте и развитии живых организмов.

(ЭОР «Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fe06-0a01-022a-0063f09ec94b3e66/%5BEST5_02-06%5D_%5BMV_02%5D.wmv)

 

Вступительное слово учителя: «Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить — насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущем уроке: какие объекты являются частью живой природы? Как вы думаете, каковы основные процессы жизнедеятельности, происходящие  живых организмах?»

Учитель знакомит с основными методами исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение.

 

Обобщают знания о  живой природе, перечисляют основные процессы жизнедеятельности живых организмов, их роль в жизни живых организмов. Воспроизводят и фиксируют в РК  определения методов исследования, сравнивают и обобщают полученные знания.

 

Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.

 

III.. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта

Цель: анализ учащимися возникшей ситуации,  построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять (5 мин).

 

Учащиеся с опорой на слайды презентации № 5-7 или используя ЭОР, проговаривают новые понятия, устно классифицируют оборудование по целевому назначению: для измерения объема жидкости, для приготовления раствора, микропрепарата, измерения длины тела. Делают заключение о значимости данной темы в курсе изучения биологии.

(ЭОР «Методы изучения живой природы»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a0feca3-05a8-485d-9d46-d426cb31a244/%5BBIO10_01-05%5D_%5BPT_01%5D.html

ЭОР «Измерительные приборы»№130845

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e98583d2-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm) 

 Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами;  условиях  активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, рассказывает о назначении (слайды № 9,10)

 

Умеют планировать свои действия.

Сравнивают и обобщают полученные знания.

 

Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

 

 

IV. Открытие новых знаний 

Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения (10 мин).

 Релаксация

 

Просматривают  ЭОР, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы и делают выводы.

 

 

Организует и направляет деятельность обучающихся  на работу с ЭОР: какой метод изучения живой природы представлен в ЭОР?

(ЭОР № 130526 «Наблюдение за прорастанием фасоли»  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3e7f-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/view/

   

 

Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий.

Знание

основных методы изучения живой природы.

Умение различать методы изучения живой природы и приводить примеры;

давать определения биологическим терминам.

 

 Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование;

составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов  с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.

 

V. Самостоятельная работа и самопроверка.

Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры (8 мин).

 Распределение учащихся по группам. Работа в группах под руководством модераторов по заданиям (Приложение №1)

 

 

Помогает модераторам  (руководителям групп) в распределении учащихся по группам на основе принципа добровольности и ответственности.

Вместе с модераторами направляет работу участников группы.

  Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий.

Взаимодействие в группе.

Знание методов изучения природы.

Умение

различать методы изучения живой природы и приводить примеры;

оперировать определенными биологическими терминами.

 Коммуникативные: умения работать в группе,  с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

 

VI. Включение в систему знаний и повторения.

Цель: повторение и закрепление  изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания (10 мин).

 

Решают проблемно – познавательные задачи. Воспроизводят знания, выполняя задание в РК (заполняют  предложенную таблицу, используя текст учебника  п.2)

 

Методы изучения природы:

Примеры

1.

2.

3.

1.

2.

3.

 

Постановка проблемных вопросов к  познавательным задачам: определить биологические методы исследования.
1. За 1 час муравьи берут в плен 2 тыс. гусениц на 0, 4 га леса вокруг муравейника?
2. Цветки льна раскрыты только до 12 ч.
3.Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м.

Направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации (п.2).

 

Самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в знакомой, но измененной ситуации.

Знают методы изучения природы

Умеют различать методы изучения живой природы и приводить примеры; работать с предложенными таблицами и схемами.

 

Познавательные:

заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

классифицировать методы изучения живой природы.

Регулятивные:прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные:умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

Личностные: мотивировать свои действия.

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

.

Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно. Вместе с модераторами проводят самооценку своей деятельности на уроке.

Подводят итоги формирования УУД, используя прием «Дерево успеха».

 

Анализ и оценка успешности достижения цели.

 Что нового и интересного вы сегодня узнали, понравился ли вам урок?

Достигли вы цели поставленной в начале урока?

 

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование  способов саморегуляции и сотрудничества.

Осознают уровень  качества сформированных знаний.

 

Коммуникативные:

понимать возможность существования различных точек зрения, возможно, не совпадающих с собственной.

Регулятивные:

Выделять моменты своей и  групповой деятельности как единого  целого.

Личностные:

умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

 

VIII. Домашнее задание

 (2 мин)

 

Фиксируют домашнее задание.

 

Консультирует и объясняет д/з: параграф 2 учебника;

выполнить задание к параграфу;

составит кроссворд; подготовить мини – проект «Мое биологическое исследование».

 

 

 

 


Приложение 1. 

Примерные задания для групповой работы по теме: «Методы исследования в биологии» 5 класс.

Задание для группы №1

Рассмотрите рисунки,  на которых изображены приборы и оборудование.

Выберите то, что необходимо  для измерения объема жидкости и приготовления раствора.

Задание для группы №2

Измерьте с помощью линейки длину 5 листьев растения и найдите среднее значение (сложите цифровые значения всех длин и разделите на количество листьев)

  1. Длина 1 листа —
  2. Длина 2 листа –
  3. Длина 3 листа —
  4. Длина 4 листа —
  5. Длина 5 листа –

     1.+  2.+  3.+ 4.+5

      ———————-  =       см

                    5

Среднее значение длины —      см

Задание для группы №3

Рассмотрите рисунки,  на которых изображены приборы и оборудование.

Выберите то, что необходимо  вам для проведения лабораторной работы.

Задание для группы №4

Какие фенологические исследования вы можете провести самостоятельно в природе. Подготовьте рассказ.

Задание для группы №5

Решите исследовательскую задачу: Измерьте длину окружности яблока.

Задание для группы №6

Рассмотрите рисунок и объясните ход эксперимента. В какой из банок семена гороха прорастут и почему?

Ресурсы:

Литература для учителя:

1. Н.В.Дубинина, В.В. Пасечник .Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематичекое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя.- 2-е изд., стереотоип.- М.: Дрофа, 2001.-96 с.

А.А.Калинина “Поурочные разработки по биологии” 6 класс, “ВАКО”,Москва, 2005

2. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003

3.А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003

4.Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 клас, “Владос”, Москва, 2003

5.Петросова Р.А. “Цитология и генетика”, слайд-альбом серии “Мир биологии”, Центр “Планетариум”, Москва, 1997

Литература для учащихся:

1.В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» -М.: Дрофа, 2012.

2.В.В. Пасечник Рабочая тетрадь «Биология. Бактерии, грибы, растения» — М.: Дрофа, 2012

3. Энциклопедический словарь юного биолога  Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986

4. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684.

Электронные издания:

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека уроков по биологии. – «Кирилл и Мефодий»,  Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

Единая коллекция ЦОР.

Таблица сравнения методов изучения живой природы:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a0feca3-05a8-485d-9d46-d426cb31a244/%5BBIO10_01-05%5D_%5BPT_01%5D.html

ЭОР № 130526 «Наблюдение за прорастанием фасоли»  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3e7f-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/view/

ЭОР «Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fe06-0a01-022a-0063f09ec94b3e66/%5BEST5_02-06%5D_%5BMV_02%5D.wmv)

ЭОР №130845 «Измерительные приборы»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e98583d2-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm) 

nsportal.ru

Урок «Методы исследования в биологии»

Казакова Светлана Александровна

учитель биологии

МБОУ «Лицей» г. Протвино

Класс 5

Тема урока: «Методы изучения природы»

Цели урока:

  • Расширить представления учащихся о методах изучения природы.
  • Научить применять теоретические знания на практике.
  • Пробудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности.
  • Воспитывать умение работать в группах.

Оборудование:

Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. — М.: Вентана-Граф, 2014;

компьютер;

экран;

презентация;

6-7 пластиковых стаканчиков;

6-7 луковиц (приносят учащиеся).

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, мои юные друзья!

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

II. Актуализация опорных знаний

Ребята, о чем вы узнали на прошлом уроке? Ответы учащихся.

— Вспомним изученный материал.

Индивидуальная работа: 6 учащихся приглашаются работать по карточкам. Приложение 1.

Фронтальная работа:

1. Что такое природа? На какие группы делятся объекты природы? Приведите примеры.

2. Назовите признаки живой природы.

3. Какую неточность вы обнаружили в параграфе 2?

III. Мотивация и целеполагание

Ребята, вы теперь хорошо знаете, как определить, к какой группе относится изучаемый объект — к живой или неживой природе. Как интересно изучать природу! Но необходимо знать, как это правильно делать. Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый.

Слайд 2. Метод (от греческого «методос» – путь исследования) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

— Сегодня на уроке нам предстоит узнать, какие методы используют для изучения объектов живой природы.

— Итак, тема урока: «Методы изучения природы». Слайд 1. (Чтобы вернуться на слайд 1, необходимо навести курсор на гиперссылку «стрелка» на слайде 2).

Запись числа и темы в тетрадь.

IV. Изложение нового материала

Слайд 3. (Чтобы попасть на слайд 3, необходимо навести курсор на гиперссылку «стрелка» на слайде 1).

— Для ознакомления с методами изучения природы мы воспользуемся материалом учебника и заполним таблицу:

Название метода

Сущность метода

Работа с параграфом 3 и заполнение таблицы. Одновременно демонстрация презентации. Учитель дополняет материал.

— О каком первом методе вы узнали?

Рассказ учителя.

Слайд 4.

Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

Сущность метода:

восприятие  объектов природы  с  целью  получения  первичных  данных  для дальнейшего анализа.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.

Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях.

Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.

Наблюдение за очень мелкими или удаленными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, бинокля, микроскопа, телескопа.

— Как называется второй метод, о котором вы узнали?

Слайд 5.

Итак, описание. Накопив фактический материал, ученые приступают к систематизации знаний, для чего необходимо вначале описать полученную информацию. Описание, как правило, производится в повествовательной форме, для наглядности используются графики или схемы, выводятся формулы. Таким образом, описание – это результат какого-либо наблюдения или эксперимента.

Сущность метода: запись собранных сведений об объектах.

— О каком еще одном методе вы узнали? В чем его сущность?

Слайд 6.

Во время изучения природных объектов очень часто используют измерение, применяя специальные приборы, например, узнать температуру можно с помощью термометра, а давление – используя тонометр или барометр. Если необходимо измерить расстояние, применяют рулетку или линейку.

Сущность метода: фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов.

— Назовите еще один очень важный метод.

Слайд 7.

Итак, эксперимент. Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка означает «опыт», «проба». Метод эксперимента позволяет в контролируемых и управляемых условиях изучать явления природы. Он проводится, как правило, в специально оснащенных лабораториях, где ученые воссоздают какие-либо явления или наблюдают за исследуемым объектом. В лабораториях можно искусственно убрать некоторые факторы, которые действуют в природе, например, изменить влажность, температуру, давление или какие-либо другие условия. В лабораториях используют лабораторное оборудование.

Сущность метода: изучение в специально создаваемых и контролируемых условиях.

— Как называется метод, о котором шла речь в данном абзаце?

Слайд 8.

Метод сравнения.

Сущность метода: сопоставление, то есть установление сходства или различия между исследуемыми объектами для их последующей классификации, упорядочения и оценки.

— Как называется последний метод, о котором вы узнали?

Моделирование.

Сущность метода: изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.

— Итак, мы познакомились с основными методами изучения природы.

V. Физкультминутка Слайд 9.

— А теперь немного отдохнем.

Учащиеся встают.

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! (Учащиеся машут руками).

Теперь в океане дельфином плывете. (Учащиеся совершают плавательные движения).

Теперь в саду яблоки спелые рвете. (Учащиеся поднимают руки вверх).

Налево, направо, вокруг посмотрели. (Поворот туловища).

Открыли глаза, и снова за дело!

VI. Практическая работа

А сейчас мы попробуем применить некоторые методы, о которых мы с вами говорили, на практике.

Слайд 10. Нам предстоит выполнить практическую работу: «Наблюдение за ростом корней и листьев лука». Запись в тетрадь.

— Для этого нам понадобится следующее оборудование:

пластиковый стаканчик,

луковица.

линейка. Запись в тетрадь.

Слайд 11. Учащиеся работают четверками. Закладывают опыт. Стаканчики маркируются, например, №1. Учащиеся запоминают номер своего стаканчика и ведут наблюдение за луковицей, помещенной в данный стакан.

— Ход работы:

Поместите луковицу в стаканчик с водой.

Поставьте стаканчик в теплое, хорошо освещенное место.

Через каждые 2-3 дня измеряйте длину корней и листьев луковицы.

Слайд 12.

Данные записывайте в таблицу. Запись таблицы в тетрадь.

Дата

Длина корней (max)

Длина листьев (max)

    

Наблюдайте за луковицей в течение 2 недель.

— Данные обобщите в выводах.

Запишите максимальную длину корней и листьев лука.

Напишите, какими методами вы пользовались для проведения данной практической работы.

VII. Подведение итогов

Итак, давайте подведем итоги.

О каких методах изучения природы вы узнали сегодня на уроке?

VIII. Домашнее задание Слайд 13.

Параграф 3.

Вопросы после параграфа (устно).

Решите задачу.

    Две белочки грызут орехи с разной скоростью. Экспериментально установлено, что первая белка сгрызает один орех за 5 секунд, а вторая – орех такого же размера – за 7,5 секунд. Рассчитайте, на сколько больше времени потратит вторая белка по сравнению с первой, если им дать по 3 ореха.

    Используемая литература:

    Настрой на урок: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1735

    Материал о методах: http://svetlana.pro/catalog/item/mir-biologii-metodi-izucheniya/

    http://interneturok.ru/ru/school/prirodovedenie/5-klass/glava-1/nauki-o-prirode-metody-izucheniya-prirody

    Физкультминутка: http://gigabaza.ru/doc/65479.html

    Приложение 1.

    _____________________________________________________________________________

    Карточка 1. Тема: «Свойства живого»

    Вставьте пропущенные слова. Воспользуйтесь СЛОВАМИ — ПОМОЩНИКАМИ.

    ( Слова – помощники записаны в именительном падеже. Подставляя их в предложения, меняйте падеж, если это необходимо).

    1. Тела живых организмов состоят из ________________.

    2. Между организмами и окружающей средой постоянно происходит __________________
    ____________________________.

    3. Все живое активно реагирует на изменения в окружающей среде, тот есть обладает _________________________________.

    4. Все живые организмы способны к _______________________, то есть к воспроизведению себе подобных.

    5. Живые организмы сходны по составу образующих их ____________________.

    6. В отличие от неживых тел живые организмы в своем теле имеют __________________, которые выполняют особые функции и обладают особым строением.

    СЛОВА — ПОМОЩНИКИ: размножение; обмен веществ и энергии; клетки; органы; раздражимость; вещества.

    _____________________________________________________________________________

    Ответ: 1 – клеток; 2 – обмен веществ и энергии; 3 – раздражимостью; 4 – размножению; 5 – веществ; 6 – органы.

    _____________________________________________________________________________________________

    Карточка 2. Тема: «Свойства живого»

    Вставьте пропущенные слова.

    1. Организмы, тело которых состоит из одной клетки, называются ____________________

    ______________________.

    2. Бактерии, грибы, растения, животные относятся к объектам _______________ природы.

    3. Способность организма реагировать на внутренние и внешние раздражители – это

    ________________________________.

    4. Увеличение организма или отдельных органов в процессе развития – это ____________.

    5. Воспроизведение себе подобных – это __________________________.

    6. Непрерывное поступление в организм из внешней среды различных веществ, их изменение, частичное усвоение и выделение во внешнюю среду образовавшихся продуктов распада – это ________________________________.

    _____________________________________________________________________________

    Ответ: 1 – одноклеточными; 2 – живой; 3 – раздражимость; 4 – рост; 5 – размножение; 6 – обмен веществ.

    _____________________________________________________________________________________________

    Карточка 3. Тема: «Свойства живого»

    Оцените верность высказываний. Если высказывание верно, поставьте знак «+», если неверно – знак «-«.

    1. Природа – это все, что окружает человека.

    2. Стол, дом, карандаш – это объекты неживой природы.

    3. Растения тоже подвижны.

    4. В обмен веществ входят процессы питания, дыхания, выделения.

    5. Клеточное строение, определенный химический состав, обмен веществ и энергии, раздражимость, движение, рост, развитие, размножение – это признаки живых организмов.

    6. Организмы – важная единица живой природы.

    _____________________________________________________________________________

    Ответ:

    1. -, 2. -, 3. +, 4. +, 5. +, 6. +.

    _____________________________________________________________________________

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *