Твёрдые и мягкие согласные звуки
Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.
Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.
Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.
Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким. А противоположный звук получил название – твёрдый.
Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС.
Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:
ряд – звук [р’] – рад – звук [р]
люк – звук[л’] – лук – звук [л]
мял – звук [м’] – мал – звук [м]
Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.
Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:
[б] | [б’] |
[в] | [в’] |
[г] | [г’] |
[д] | [д’] |
[з] | [з’] |
[к] | [к’] |
[л] | [л’] |
[м] | [м’] |
[н] | [н’] |
[п] | [п’] |
[р] | [р’] |
[с] | [с’] |
[т] | [т’] |
[ф] | [ф’] |
[х] | [х’] |
Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:
— Только твердые согласные: [ж], [ш], [ц];
— Только мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].
На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий, для мягких согласных звуков.
Как надо действовать во время письма слов:
— Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.
— Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
— Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.
вернуться на страницу «Русский язык 1 класс» >>>
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Разговорный русский — Real Language Club
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Ещё статьи >>>
reallanguage.club
Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие
«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.
Ответ: никак.
Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.
Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?
Начнем с твердых и мягких согласных.
В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.
Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.
А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.
Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.
Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?
Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»
Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.
Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.
И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять
На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.
Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.
Если есть вопросы, пишите в комментариях.
Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.
chitalochka-ru.ruслоги — Твердые и мягкие согласные звуки
Здесь вы можете скачать карточки-слоги «Твердые и мягкие согласные звуки». Благодаря этим карточкам, ваш ребенок узнает в каких случаях согласные буквы могут быть мягкими, а когда твёрдыми.
Как пользоваться карточками «Твердые и мягкие согласные звуки»:
Когда распечатаете карточки «Твердые и мягкие согласные звуки», приведите малышу несколько примеров. Например, в слове «микроб» слышится мягкий согласный звук [м’], а в слове «матрас» — согласный звук [м] твердый. Помогите ребенку запомнить, что [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие звуки, а [ж], [ш], [ц] – всегда только твёрдые.
Следует также запомнить, что все остальные звуки считаются мягкими, если в след за ними идут гласные буквы -е, -ё, -и, -ю, -я или –ь. Звуки считаются твёрдыми, если за ними идут гласные и согласные.
Согласные буквы образуют 15 пар противопоставленных по мягкости или твёрдости звуков.
Пары «Твердые и мягкие согласные звуки»:
[б] — [б’]
[в] — [в’]
[г] — [г’]
[д] — [д’]
[з] — [з’]
[п] — [п’]
[ф] — [ф’]
[к] — [к’]
[т] — [т’]
[с] — [с’]
[м] — [м’]
[н] — [н’]
[р] — [р’]
[л] — [л’]
[х] — [х’]
Предоставленные карточки со слогами выполнены по методике Зайцева и являются авторской работой детского портала chudo-udo.org
Синим цветом на карточках обозначены твёрдые согласные звуки, а мягкие согласные – зелёным.
На нашем сайте карточки с буквами и слогами «Твердые и мягкие согласные звуки» можно скачать бесплатно, распечатать и разрезать по кубикам.
Совет! Если хотите самостоятельно сделать кубики по методике Зайцева, можете дополнительно к карточкам со слогами скачать кубик в развёрнутом виде. Его можно обклеить карточками и материал для обучения чтению готов!
На нашем сайте вы также сможете скачать Карточки-слоги: Гласные и согласные звуки.
Перепубликация и коммерческое использование материалов запрещены законом об авторских правах.
Картинки находятся в свободном скачивании, без использования файлообменников. Не забывайте писать свои комментарии — для нас это очень важно!!!
Скачать «Карточки-слоги — Твердые и мягкие согласные звуки» по ссылке ниже
Во втором архиве мы выложили недостающие слоги с буквами П, Р
В третьем архиве — недостающие слоги с буквами Ц и Ч
chudo-udo.info
Твердые согласные звуки (таблица). Буквы, обозначающие твердые согласные звуки :: SYL.ru
Фонетика – дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все?
А в чём, собственно, дело?
Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.
Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть – именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык – в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.
Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые – буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.
«Вернёмся к нашим баранам!»
Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.
Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:
Рэкет-рейка, булка-бюро, мама – мячик, лоза – лёд, вышка – вид.
В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.
Теория
Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные – таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы, то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и, согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.
Непарные согласные
Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц. Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол – шелест – шик, жуткий – жидкий – жестяной, цена – цирк – царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й, которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка – чащоба – чистка, щёки – щуриться – щебень, йот – йогурт.
Ломай систему!
В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей – парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.
Запоминаем
А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно – слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.
Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки – всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой – с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.
Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию – кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами – красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.
Подручный материал
Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки – таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.
б | в | г | д | ж | з | к | л | м | н | п | р | с | т | ф | х | ц | ш |
б’ | в’ | г’ | д’ | з’ | к’ | л’ | м’ | н’ | п’ | р’ | с’ | т’ | ф’ | х’ |
В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.
Запоминаем дальше
Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.
Бобр – беленький, вьюга – вратарь, город – гелий, подъезд – дьяк, жираф, зима – зубы, кит-кот, лошадь – лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход – перерыв, решение-роман, сова – семья, торт – тема, фильм-фотография, халва – схема, цыплёнок, шапка.
Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.
Ещё одна игра
Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье – лакей – ножики. Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, – короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?
- Править – воля – лом (выписываются пр, в, л).
- Томат – роль – топь (выписываются т, р, т).
- Выпь – соня – сено (выписываются в, с, н).
Заключение
В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» – таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.
Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики – и всё обязательно получится.
www.syl.ru
Твердые и мягкие согласные звуки — Kid-mama
Согласные звуки в русском языке бывают твердые и мягкие.
Большинство звуков по твердости-мягкости образуют пары, то есть могут быть и твердыми, и мягкими.
Парные звуки — Б,В,Г,Д,З,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х
Некоторые согласные звуки могут быть только твердыми или только мягкими. Это так называемые непарные по твёрдости — мягкости звуки.
Непарные твердые звуки — Ш,Ж,Ц
Непарные мягкие звуки — Щ,Ч,Й
Твёрдость или мягкость у парных согласных звуков зависит от гласных, которые стоят в слове после них.
Если это гласные А,О,У,Ы,Э , то согласный звук —твёрдый.
Если гласные Я,Ё,Ю,И,Е — то согласный звук мягкий.
Мягкость у парных согласных может быть обусловлена ещё одной причиной — мягким знаком после них. Этот случай мы рассмотрим в другом уроке.
Данная онлайн игра, напоминающая скорее интерактивный урок по русскому языку, содержит 4 слайда с вышеописанными правилами и три слайда «Проверь себя», устроенных по типу онлайн — раскраски, предназначенных для закрепления материала.
Для раскрашивания просто нажимайте на буквы один или несколько раз.
Старая версия (flash)
Слайды с правилами в виде изображений можно скачать, распечатать и повесить над рабочим столом. Для этого нажмите на изображение, и когда оно откроется, кликните по нему правой кнопкой и выберите «сохранить как» :
Всегда мягкие звуки Всегда твердые звуки Твердые парные согласные Мягкие парные согласныеkid-mama.ru
Мягкие и твердые согласные
В I классе большое место отводится усвоению особенностей русской графики, и в частности слоговому принципу обозначения мягкости и твердости согласных на письме. Как известно, в русском языке большинство твердых согласных звуков имеет соотносительные с ними мягкике согласные звуки, т. е. образуют по мягкости и твердости: о — о , в—в , г—г , д—д’, з—з’, к—к’, л—л’, м—м’, н—н’, п—/г’, р—р’, с—с’, т—т’ ф-ф х-х’.
Однако в нашем алфавите нет особых согласных букв, обозначающих твердые согласные звуки, и букв, обозначающих мягкие согласные звуки. В середине слова перед гласными мягкость и твердость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами.
Постепенно первоклассники узнают, какие гласные буквы указывают на твердость согласного звука, какие — на мягкость. И как обычно имеет место в школьной практике, результаты знаний учащихся о способах обозначения мягкости и твердости согласных гласными буквами обобщаются в виде следующей таблицы:
Гласные после твердых согласных: | Гласные после мягких согласных: |
а, о, у, в, ы | я, ё, ю, е, и |
Для формирования у учащихся умения правильно обозначать мягкость и твердость согласных гласными буквами большое значение имеют следующие условия:
1. Различение учащимися мягких и твердых согласных звуков в слове и правильное произнесение их вне слова. Например, в слове Нина в первом слоге звук н — мягкий, во втором слоге звук н — твердый. Учащиеся должны знать, что н т н’ — разные звуки.
Развитию у учащихся умения различать мягкие и твердые согласные звуки способствует неполный звуковой разбор слов. Учащиеся называют в слове согласные звуки и характеризуют их (мягкий звук или твердый).
2. Прочные знания о том, что мягкость или твердость согласного обозначается последующей гласной буквой. Поэтому, чтобы при чтении узнать, какой согласный звук в слове — мягкий или твердый, нужно посмотреть, какая гласная буква стоит за согласной, т. е. сразу видеть слог. Также и при записи слова нужно учитывать слог, так как мягкость или твердость согласного звука обозначается гласной буквой, которая пишется за согласной.
3. Наиболее эффективными являются слуховые упражнения, в частности слуховые диктанты. Вначале целесообразно использовать диктант с объяснением (учащиеся объясняют, какой согласный звук в слоге — мягкий или твердый, какую гласную букву нужно написать в этом слоге). Необходимо сопоставление слов с мягкими и твердыми согласными звуками: воз — вез, выл — вил, рад — ряд и т. д.
Как показывает практика, целесообразно проводить упражнения одновременно над словами с буквами е, ё, я, ю, к. (а не в отдельности над словами с буквой я, затем с буквой ю и т. д.), поскольку все слова пишутся на основе одного и того же принципа. Важно, чтобы учащиеся осознали способ обозначения мягкости согласных последующими гласными буквами.
Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков
На конце слова мягкость согласных звуков обычно обозначается ь. Усвоение данного вила учащимися основано на различении мягких и твердых согласных звуков. Поэтому ознакомление с правилом проводится путем сопоставления по смыслу и по звучанию слов с твердым и мягким согласными звуками на конце: угол — уголь, мел — мель и т. п. Отсутствие ъ показывает, что согласный звук твердый; если согласный звук мягкий, то после согласной буквы пишется ь.
Важно, чтобы при записи слова учащиеся опирались на его произношение. Ход их рассуждения может быть таким: в слове уголь на конце мягкий звук л, поэтому пишу ь.
Большую трудность представляет для первоклассников усвоение правила об употреблении ь в середине слова. Известно, что в середине слова мягкость согласного звука, который стоит перед согласным, обозначается ь или совсем не обозначается (коньки, песня). Как отмечается в программе, в I классе учащиеся знакомятся только с некоторыми случаями употребления ь в середине слова: 1) ь пишется после буквы л для обозначения мягкости звука л, например: пальто, стальной, пальцы, мальчик; 2) ь обозначает мягкость согласного звука, который стоит перед твердым, например: письмо, борьба, зорька. Поскольку мягкость согласного звука, который стоит перед мягким, не всегда обозначается на письме ь, подобные случаи в начальных классах не рассматриваются. Первоклассники учатся писать с ь в середине слова типа деньки, зверьки, маленький, опираясь на произношение (слышится мягкий согласный звук). В начальных классах не объясняется, почему в словах песня, червяк, жизнь, есть, болезнь, скатерть, разве и т. п. не пишется в середине ь, хотя и произносится мягкий согласный звук. Написание подобных слов учащиеся начальных классов запоминают.
Особое место в I классе отводится формированию умения писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Дети узнают уже в букварный период, что звуки ж, ш — всегда твердые. Однако после букв ж, ш пишется буква и и никогда не пишется буква ы. Таким образом, здесь написание не соответствует произношению. Написание сочетаний жи. ши с буквой и является исключением из правила, с которым знакомятся первоклассники: после твердых согласных пишутся буквы а, о, у, э, ы, после мягких — я, ё, ю, е, и.
Нужно обращать внимание детей на то, что после букв ж, ш никогда не пишется буква ы.
Расхождение между написанием и произношением наблюдается также и в сочетаниях ча, ща, чу, щу. Звуки ч, щ всегда мягкие. По традиции сочетания ча, ща пишутся с буквой а, сочетания чу, щу пишутся с буквой у, хотя независимо от написания в данных сочетаниях всегда произносятся мягкие согласные звуки.
В процессе работы над написанием слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, учитывая характер орфограммы, целесообразно вначале проводить зрительные, а также зрительно-слуховые упражнения, позднее — слуховые.
studfiles.net
Конспект и презентация по русскому языку на тему «Твердые и мягкие согласные звуки» (1 класс)
Конспект урока русского языка
«Твёрдые и мягкие согласные звуки»
(1 класс)
Тема урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки».
Цели:
Личностные: развивать самоуважение, самоконтроль, умения оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; слушать и понимать речь, вести диалог; учиться работать в паре, в группе;
развивать логическое мышление;
Предметные: научить пользоваться полученными знаниями, преобразовывать их в соответствии с жизненным опытом; уметь применять на практике в устной и письменной речи
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация, электронное приложение к учебнику.
Цели:
• развивать самоуважение, самоконтроль, умения оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку
• определять и формулировать цель деятельности на уроке; слушать и понимать речь, вести диалог; учиться работать в паре, в группе;
• развивать логическое мышление;
• научить пользоваться полученными знаниями, преобразовывать их в соответствии с жизненным опытом; уметь применять на практике в устной и письменной речи
Задачи:
• Совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные.
• Закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
• Прививать интерес к русскому языку.
ФГОС:
Формируемые понятия: Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами.
Предметные результаты: Узнают особенности букв е, ё, ю, я, ь. Научатся: различать согласные по твёрдости – мягкости, обозначать на письме мягкость согласного звука буквами е, ё, ю, я, и буквой ь.
УУД:
• Регулятивные: формировать умение работать в парах, самостоятельно.
• Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.
• Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения.
Личностные результаты: Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности; совершенствование знаний и способов деятельности; комплексное применение знаний и способов деятельности; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности; урок по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности.
Методы обучения : информационно сообщающий; объяснительный: инструктивный; стимулирующий, побуждающий, практический, наглядный, словесный, репродуктивный, поисковый
Оборудование: тетради, цветные карандаши, раздаточный материал, учебник
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой на урок.
— Повернитесь и улыбнитесь нашим гостям.
— Проверим готовность к уроку.
— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!
— А теперь тихонечко садитесь.
Прозвенел звонок весёлый
Вы урок начать готовы? (готовы)
Руки на месте? (на месте)
Ноги на месте? (на месте)
Спинка прямая? (прямая)
Локти у края? (у края)
2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1) Минутка чистописания.
— Отгадайте загадку.
Вот что-то страшное в воде мелькнуло
Это плывёт зубастая (акула)
-Какую букву будем прописывать? (Аа)
— Возьмите большие квадраты на партах.
— Пропишите красиво буквы А- заглавную и а- строчную.
— Берем простые карандаши и выбираем королеву красоты.
— Что можете сказать о букве а? (буква а первая буква алфавита)
2) Актуализация знаний об алфавите.
— Споем песенку-алфавит. (поют)
— Расставьте слова в алфавитном порядке, а мы поможем и споем песенку еще раз.
(осень, заяц, ваза) – 3 ученика.
(дом, дуб, дача) – 1 ученик на доске расставляет слова по алфавиту.
— Давайте посмотрим, по какой букве дети расположили слова? (по первой)
— Давайте посмотрим, по какой букве Настя расположила слова? (по второй)
-Почему? (потому что первые буквы одинаковые)
3) Актуализация знаний о безударных гласных. (О или А)
На слайде слова. Г_ ра, ш_ги, к _ за, гр_ чи, м_ ря, с_ ды.
— Назовите пропущенную орфограмму. (безударные гласные)
— Как проверить безударный гласный? (подобрать проверочное слово так, чтобы гласный стал ударным).
— Какой стих мы знаем?
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Ставь под ударение.
(дети поднимают карточки с нужной буквой)
-Оцените свою работу. Если у вас не было ни одной ошибки, покажите зеленый квадратик, если у вас были ошибки, покажите желтый квадрат, если во всех словах были ошибки, покажите красный квадрат.
-Хорошо.
3.Самоопределение к деятельности.
— Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков. Этих волшебников зовут Тим и Том. (На доске открываются изображения волшебников).
— Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Том (т)?
— Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.)
— Да и сам Том такой же твердый и всегда выбирает те слова, которые начинаются с твердых согласных.
Послушайте, какой 1 звук вы слышите в имени Тим? (ть)
— Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.)
— И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит слова, которые начинаются с мягких согласных.
3. Постановка учебной задачи.
— Так как же называются согласные звуки, которые любит Том?
(Твёрдые).
— Как называются согласные звуки, которые любит Тим?
(Мягкие).
— Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?
(По цвету костюма).
— Почему? (мягкие согласные подчеркиваем зеленым цветом, а твердые – синим)
— Назовите тему сегодняшнего урока.
(Твёрдые и мягкие согласные звуки).
— Чему будем учиться на уроке?
(Учиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки).
— Какую цель поставим под собой?
(Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки).
4. Формирование новых понятий и способов действия.
— Тим и Том принесли нам интересные задания и спрятали листочки с заданиями под ваши учебники. Достаньте их.
— Тим и Том вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – “Какой же ты?”
— Тим и Том предлагают нам сыграть в игру. Те слова, которые начинаются с мягкого согласного звука мы отдадим Тиму, те слова, которые начинаются с твердого согласного звука отдадим Тому.
На карточках слова (бинт, зонт, кукла, мел, мяч, бант).
Дети распределяют и записывают слова по столбикам.
ТимТом
бинт
зонт
мел
кукла
мяч
бант
5. ФИЗМИНУТКА
6 . Дифференциация гласных. Чтение слогов.
— А сейчас Тим и Том хотят узнать, как вы читаете слоги.
на – ня
во – вё
ру – рю
тэ – те
мы – ми
— Прочитайте слоги парами (на-ня, во-вё, ру-рю, ми-мы, тэ-те).
— Как произносятся первые звуки в слогах первого столбика (твёрдо)
— Какие это согласные (твёрдые)
-Какие гласные нам помогают обозначить твёрдость согласного? (а о э у ы)
— Как произносятся первые звуки в слогах второго столбика? (мягко)
Какие это согласные (мягкие)
— Какие буквы помогают обозначить мягкость? (я е ё и ю)
— Есть ли еще какая-нибудь буква, которая смягчает согласные? (Ь)
— Давайте проверим правильный ли мы сделали вывод. Откройте учебник на стр. 82 и прочитайте правило мудрой совы.
— Молодцы, сделали правильный вывод.
— Ещё раз повторим вывод: буквы а о у ы э обозначают твердость согласных, а буквы я е ё ю и ь обозначают мягкость согласных.
7. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1). Работа в парах.
— Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение».
Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово — Тома, другое – Тима.
рад – р_д
н_с — нёс
лук – л_к
б_л – бил
ров – р_в
ел – ел_
— Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?
Дети сравнивают написание и значение слов.
Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.
2). Упражнение в различении согласных в предложениях. Работа в группах.
— Вставьте буквы так, чтобы слова в предложениях были связаны между собой по смыслу. У каждой группы свои предложения.
1 группа
А или Я?
Ученик р_д хорошей оценке.
У нас билеты в первый р_д.
2 группа
О или Ё?
От мороза красный н_с.
Я дрова для печки н_с.
3 группа
Ы или И?
Мальчик б_л грубияном и б_л маленьких детей.
4 группа
У или Ю?
Зелёный л_к очень полезен.
Мяч упал в л_к.
5 группа
Л или ЛЬ?
Слава е__ яблоко.
Гриша залез на е__.
6 группа
А или Я?
Вова м_л кусок глины.
Мой щенок ещё м_л.
— Ребята пока мы с вами выполняли задания волшебников, буквы решили пошалить и поменялись местами. Найдите и исправьте ошибки.
На берозах стучат датлы.
У Вяли завали цвети.
Луся лубит вышни.
— Смотрите какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение. (Пишут.)
3) Работа с электронным приложением.
— Тим и Том предлагают нам сыграть в игру «Рассели пингвинов».
8. Рефлексия.
— Чему учились на уроке? (различать мягкие и твердые согласные)
— Сейчас вы сможете проверить, научились ли вы различать мягкие и твердые согласные. Возьмите цветные полоски со словами. Прочитайте каждый свое слово. Если первый согласный мягкий, то подчеркните его зелёным цветом, если первый согласный твердый, то подчеркните его синим цветом.
-А теперь те, у кого первый согласный мягкий встаньте слева, те, у кого первый согласный твердый, встаньте справа. Поднимите вверх свои полоски со словами. В каждой группе свой цвет полосок.
9. Подведение итогов
— С помощью каких букв на письме можно обозначить мягкость и твердость согласных?
-Покажите зеленый квадрат те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные».
— Покажите желтый квадрат те, кто может о себе сказать: «Я понял тему, но еще нужно потренироваться».
— Покажите красный квадрат те, кто может сказать: «Я ничего не понял, требуется помощь».
— Мы с Тимом и Томом говорим вам спасибо за урок.
Резерв.
— Тим и Том хотят посмотреть, умеете ли вы различать твердые и мягкие согласные на слух. Они принесли вам портрет своего друга – звездочёта, но у него звездочки совсем бледные нам нужно помочь сделать их яркими.
— Возьмите зелёные и синие карандаши и ориентируйтесь на первый звук в словах, которые я называю. Если слышите первый звук мягкий – раскрашиваете любую звёздочку зелёным цветом, твёрдый – синим. А потом мы с вами проверим кол-во звёзд разного цвета.
(лист, ручка, парта, ряд, лиса, собака, комар, мыло, мел)
— Если у вас получилось больше синих звёздочек, то вы всё сделали правильно.
infourok.ru