Что такое имя нарицательное и собственное?

Довольно часто ученики спрашивают: «Что такое нарицательное и собственное имя?» Несмотря на всю простоту вопроса, не все знают определение этих терминов и правила написания подобных слов. Давайте разберемся. Ведь на самом деле, все предельно просто и ясно.

Имя нарицательное

Наиболее значительный пласт существительных составляют имена нарицательные. Они обозначают названия класса предметов или явлений, обладающих рядом признаков, по которым их можно отнести к указанному классу. К примеру, имена нарицательные — это: кошка, стол, угол, река, девочка. Они не называют какой-то конкретный предмет или человека, животное, а обозначают целый класс. Используя эти слова, мы подразумевает любую кошку или собаку, любой стол. Такие существительные пишутся с маленькой буквы.

В лингвистике имена нарицательные также называют апеллятивами.

Имя собственное

В отличие от нарицательных, собственные имена составляют незначительный пласт существительных. Эти слова или словосочетания обозначают определенный и конкретный предмет, существующий в единственном экземпляре. К именам собственным относятся имена людей, клички животных, названия городов, рек, улиц, стран. Например: Волга, Ольга, Россия, Дунай. Они всегда пишутся с прописной буквы и указывают на определенное лицо или единичный предмет.

Изучением имен собственных занимается наука ономастика.

Ономастика

Итак, что такое нарицательное и собственное имя, мы разобрали. Теперь поговорим об ономастике — науке, которая занимается изучением имен собственных. При этом рассматриваются не только имена, но и история их возникновения, то, как они видоизменялись со временем.

Ученые-ономасты выделяют несколько направлений в этой науке. Так, изучением имен людей занимается антропонимика, названием народов – этнонимика. Космонимика и астронимика изучают наименования звезд и планет. Клички животных исследует зоонимика. Теонимика занимается именами богов.

Это один из наиболее перспективных разделов в лингвистике. До сих пор ведутся исследования по ономастике, издаются статьи, проводятся конференции.

Переход имен нарицательных в собственные, и наоборот

Имя нарицательное и собственное могут переходить из одной группы в другую. Довольно часто происходит так, что имя нарицательное становится собственным.

К примеру, если человека называют именем, которое ранее входило в класс нарицательных, оно становится собственным. Яркий пример такого превращения — имена Вера, Любовь, Надежда. Раньше они были нарицательными.

Фамилии, образованные от нарицательных имен, также переходят в разряд антропонимов. Так, можно выделить фамилии Кот, Капуста и многие другие.

Что касается имен собственных, то и они довольно часто переходят в другой разряд. Нередко это касается фамилий людей. Многие изобретения носят фамилии своих авторов, иногда имена ученых присваиваются открытым ими величинам или явлениям. Так, нам известны револьвер кольт, единицы измерения ампер и ньютон.

Имена героев произведений могут стать нарицательными. Так, имена Дон Кихот, Обломов, дядя Степа стали обозначением определенных черт внешности или характера, свойственных людям. Имена и фамилии исторических личностей и знаменитостей также могут использоваться в качестве нарицательных, к примеру, Шумахер и Наполеон.

В таких случаях нужно уточнять, что именно адресант имеет в виду, чтобы не допустить ошибок при записи слова. Но зачастую понять это можно из контекста. Думаем, вы поняли, что такое имя нарицательное и собственное. Примеры, которые мы привели, довольно ярко это отображают.

Правила написания имен собственных

Как вы знаете, все части речи подчиняются правилам правописания. Имена существительные — нарицательное и собственное — также не стали исключением. Запомните несколько простых правил, которые помогут вам не допускать досадных ошибок в дальнейшем.

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы, к примеру: Иван, Гоголь, Екатерина Великая.
  2. Прозвища людей также пишутся с большой буквы, но без употребления кавычек.
  3. Имена собственные, употребляемые в значении имен нарицательных, пишутся с маленькой буквы: донкихот, донжуан.
  4. Если рядом с именем собственным стоят служебные слова или родовые названия (мыс, город), то они пишутся с маленькой буквы: река Волга, озеро Байкал, улица Горького.
  5. Если имя собственное — название газеты, кафе, книги, то оно берется в кавычки. При этом первое слово пишется с прописной буквы, остальные, если они не относятся к именам собственным, пишутся с маленькой: «Мастер и Маргарита», «Русская правда».
  6. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы.

Как видите, довольно простые правила. Многие из них известны нам еще с детства.

Подведем итоги

Все имена существительные делятся на два больших класса – имена собственные и нарицательные. Первых намного меньше, чем вторых. Слова могут переходить из одного класса в другой, приобретая при этом новое значение. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы. Нарицательные же — с маленькой.

Мы узнали, что такое нарицательные и собственные имена. Презентация, которую вы можете составить, используя этот материал, поможет вам поделиться полученными знаниями с другими.

fb.ru

Разработка урока русского языка в 3 классе «Собственные и нарицательные имена существительные» 3 класс

Урок русского языка в 3 классе по теме

«Собственные и нарицательные имена существительные»

Цель: Систематизировать и углублять знания о собственных и нарицательных именах существительных. Учить писать собственные имена существительные. Развивать внимание, мышление, речь учащихся. Воспитывать интерес к предмету. 

Задачи урока:

Образовательные: сформировать у детей общее понятие о склонении прилагательных женского рода; обогащать речь и словарный запас.

Развивающие: развивать умение в определении падежа имён прилагательных; орфографическую зоркость, умение анализа, синтеза, обобщения; внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы; формирование потребности писать грамотно; воспитание учебной активности; расширение знаний о родном языке.

Аннотация: тип урока: урок изучения нового материала

форма урока: урок – путешествие « В гости к зимушке – зиме»

Ход урока.

I.Организация внимания учащихся, создание эмоционального настроя.

1. Психологический настрой. 
Поприветствуйте, ребята, гостей, 
Улыбнитесь друг другу веселей. 
Я желаю вам успехов и добра, 
А теперь урок начать пора. 

II. Сообщение темы и целей урока.

— Начну наш урок с загадки. Отгадайте её. Слайд № 3

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

— Да, это зима. Какие прилагательные вы бы подобрали к слову зима? Слайд № 4

— Кто-то скажет: ”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”. “Красивая, пушистая и белоснежная!” – восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем.

— Ребята, а вы любите зиму? За что?

— Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок. Мы оправимся в гости к зимушке – зиме. Пожалуем к ней не с пустыми руками. А принесём ей снежинки, которые вы будете получать за правильное выполнение задания на уроке. В этом путешествии мы будем закреплять умения: находить прилагательные, изменять их по падежам, определять у прилагательных род и число.

— Вы хотите побывать в гостях у зимы? Тогда в путь!

— Откройте тетради. Произнесём хором стихотворение:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я от вас друзья не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

— Запишите дату.

III. Каллиграфическая минутка.

— Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И»

— Отгадали. Какая это буква?

— Правильно, это буква З. Но прежде чем написать её, выполним «гимнастику для пальчиков».

«пальчики здороваются» «змейка» «молоточки»

— Молодцы, приступаем к работе.

— Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать.

Зз

зима зимушка зимовье

— Подберите к слову зима однокоренные существительные. Запишите их. Выделите корень.

— Оцените сами себя.

— Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому первая снежинка ваша.

( прикрепляю снежинку на доску)

IV. Словарная работа.

— Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.

По снегу покатите-

Я подрасту.

На костре согрейте-

Я пропаду.

— Да, это снежок. Вы любите играть в снежки?

— Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.

— Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже «снежки» с этими буквами.

— С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.

— Использовать будем дидактический веер.

д… кабрь за…. ц

ин… й к… ртина Слайд № 5

сев… р ф… враль

к… л… ндарь пр … красный

мес … ц …нварь

ул… ца п… года

— Назовите лишнее слово (заяц). Почему? (одушевлённое существительное).

— Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку.

( прикрепляю снежинку на доску)

V. Актуализация знаний об имени прилагательном.

— Ребята, по пути в гости к зиме, вам предстоит встреча с одним интересным и необычным героем.

— А кто это, вы узнаете, как только мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега.

— Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем собирать этого героя, то есть «лепить».

( на слайде появляются детали снеговика) Слайд № 6

• Имя существительное служебная часть речи (нет). 
• Имя существительное самостоятельная часть речи (да). 
• Имя существительное обозначает признак предмета (нет). 
• Имя существительное обозначает предмет (да). 
• Имя существительное отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда? (нет) 
• Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (да) 
• Имя существительное в предложении обычно является подлежащим и дополнением (да). 
• Имя существительное может относиться к мужскому, женскому и среднему роду (да). 

• Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? 
• Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? 

— Кого мы «вылепили»?

— Снеговика.

— Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени прилагательном, а значит получаете ещё одну снежинку.

( прикрепляю снежинку на доску)

VI. Изучение нового материала.

— Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата.

— Кто они? Вы догадались?

-Да, это зимние месяцы.

— Героев какого произведения вы видите? Слайд № 7

— Назовите зимние месяцы по порядку.

— Каждый из братьев – месяцев подготовил для вас задание.

— Назовите первый зимний месяц. Слайд № 8

— О Декабре нам расскажет Маша.

Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло».

1. Задание Декабря.

— Декабрь предлагает вам выполнить задания:

Проблемный вопрос:

— Читая книгу, я увидел, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретил слово Лев,

написанное с большой буквы. Могло ли так быть?

— Чтение правила в учебнике на стр.15.

« Это интересно». Слово «собственный» происходит от старославянского «собьство», что означает «своё», «личное», «себе принадлежащее». 
Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского слова «нарицати» — «называть». 
— Распределите слова по группам, запишите в два столбика: Петухи, Москва, чашка, Кремль,

медведи, болото, знамя, ученик.

— Молодцы! С зданием Декабря успешно справились, и он дарит вам ещё одну снежинку.

(прикрепляю снежинку на доску)

Физминутка для глаз

2. Задание Января

— Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю?

Слайд № 9

— Аня, что ты знаешь о январе?

В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы.

— Вот задание Января.

Откройте учебники на стр.16, Упр.23. Это и есть задание января.

— Молодцы! Задание Января вам тоже оказалось «по плечу». Получайте ещё одну снежинку.

(прикрепляю снежинку на доску)

Прочитайте и назовите ваш адрес, найдите имена собственные.

3. Физкультминутка.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам –

Снега хватит нам и вам!

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит надо не зевать,

Прыгать, бегать и шагать!

4. Задание Февраля.

-А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.

— Расскажет об этом месяце Алёна. Слайд № 13

Февраль- месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».

Многие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки. 

Чтение правила на стр.16 учебника.
Пёс Шарик, газета Новости, господин Иванов, сказка Ромашка, духи Москва, горд Игра «Собери пару».

Писатель … Александр Сергеевич Пушкин

море …Каспийское

ученица …Катя

газета …«Правда»

мультфильм …«Белоснежка»

машина …«Волга»

улица…Садовая

река … Енисей

город … Самара

(прикрепляю три снежинки на доску)

5. Физкультминутка для глаз. Слайд № 14

Работа в парах. «Лови ошибку». 
Может ли собственное имя существительное стать нарицательным? Имена собственные могут переходить в нарицательные. И, наоборот. Нарицательные имена существительные могут становиться собственными. 
В русском языке немало нарицательных имён существительных, образованных от собственных имён. Монета, силуэт, меценат, бойкот, баян, георгин – это всё имена, которые когда-то принадлежали людям. 
Значительно чаще нарицательные имена существительные переходят в собственные. В названиях городов Орёл, Шахты, Изюм мы без труда узнаём слова, известные нам как нарицательные имена существительные. 
Исправьте ошибки. 
Иван блинов съел много блинов. 
Наш шарик поймал воздушный шарик. 
Не бойся морозов, серёжа морозов. 
Коля арбузов купил шесть арбузов. 
Наша поля вернулась с поля. 

6.Самостоятельна работа. Слайд № 15

— Сегодня весь урок мы собирали снежинки. Да и какая зима без снега, снежинок.

Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. Кружатся, порхают в воздухе и падают на землю – одна красивее другой!

Индивидуальная работа.

— К некоторым на парты тоже легли снежинки, но это необычные снежинки, а волшебные. На них для вас написано задание, которое будете выполнять в карточке.

( Задание написано на снежинках)

— Молодцы! Работали хорошо и поэтому эта снежинка ваша.

(прикрепляю снежинку на доску)

VII. Домашнее задание.

— Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Учебник стр.26 №17. Правила выучить стр.15,16.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Подведём итог тому, что узнали нового.

— Какие слова относятся к собственным именам существительным.

— Давайте посчитаем все снежинки.

— Наше путешествие подошло к концу. Вот мы и пришли к Зиме. Она рада нас всех видеть, благодарит вас за урок, а эти снежинки мы дарим ей. Слайды № 16, № 17

— Продолжите: Слайд № 18

Сегодня на уроке я:

*повторил…..
*было интересно…
*было трудно ….

— Всем, кто получили оценки, подойдут ко мне с дневниками.

— Наш урок окончен. Спасибо!

infourok.ru

Имя нарицательное. Характеристика и примеры

Из классификации всех имен существительных имя нарицательное – пожалуй, категория самая простая. 

Простое у него и определение. По сути, имя нарицательное – это слова, которые обозначают людей, животных, предметы, абстрактные идеи и понятия. К ним не относятся слова, означающие имена людей, названия мест, стран, городов, и т. д. Эти существительные относятся к типу имен собственных.

Таким образом, страна — имя нарицательное, а Россия – имя собственное. Пума – название дикого животного, и в этом случае существительное пума является именем нарицательным. А в качестве наименования известной фирмы, выпускающей спортивную одежду и обувь, Puma – имя собственное.

Еще в первой половине прошлого века слово «apple» было немыслимо в употреблении имени собственного. Оно употреблялось в исконном значении: то есть яблоко, фрукт, плод яблоневого дерева. Теперь же Apple – существительное и собственное, и нарицательное.

Это произошло после безуспешного трехмесячного поиска партнерами подходящего названия для компании, когда, отчаявшись, основатель фирмы Стив Джобс решил назвать ее в честь любимого фрукта. Название стало поистине знаковым американским брендом, производящим планшетные компьютеры, телефоны, программное обеспечение.

Примеры нарицательных существительных

Подобрать примеры нарицательных имен не составит никакого труда. Начнем с окружающих нас бытовых предметов. Представьте: вы просыпаетесь утром. Что вы видите, открыв глаза? Конечно, будильник. Будильник – предмет, который будит нас по утрам, а с лингвистической точки зрения – имя нарицательное. Выйдя из дома, вы встречаете соседку. На улице много спешащих людей. Вы замечаете, что небо нахмурилось. Садитесь в автобус и едете в офис. Соседка, люди, небо, офис, автобус, улица – имена нарицательные

Типы нарицательных существительных

В русском языке имя нарицательное подразделяется на 4 основных типа:

  1. Конкретные понятия (люди, животные, предметы, растения). Это обозначения предметов/лиц в единственном числе: студент, соседка, однокурсник, продавец, водитель, кошка, пума, дом, стол, яблоко. Такие существительные могут сочетаться с количественными числительными.
  2. Абстрактные понятия. Это тип существительных с отвлеченным абстрактным значением. Они могут обозначать явления, научные понятия, характеристику, состояние, качество: мир, война, дружба, подозрительность, опасность, доброта, относительность.
  3. Вещественные имена существительных. Как видно из названия, эти существительные обозначают вещества, субстанции. К ним могут относиться лекарственные продукты, пищевые продукты, химические элементы, строительные материалы, полезные ископаемые: уголь, нефть, масло, аспирин, мука, песок, кислород, серебро.
  4. Собирательные существительные. Эти существительные представляют собой совокупность лиц или предметов, состоящих в единстве и относящихся к определенной понятийной категории: мошкара, пехота, листва, родня, молодежь, народ. Такие существительные употребляются, как правило, в единственном числе. Часто сочетаются со словами много (немного), мало: много мошкары, мало молодежи. Некоторые из них могут употребляться во множественном числе: народ – народы.

fb.ru

Урок по русскому языку для 3 класса «Собственные и нарицательные имена существительные»

3 класс. УМК «Школа России». Урок русского языка.
Тема урока: «СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАтЕЛЬНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ».

Педагогические
цели

Создать условия для развития умений распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владеют умением проверять написанное

Личностные
результаты

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий; эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – осмысленно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
логические – осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным
критериям.

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости

Основное содержание темы, понятия
и термины

Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква имен собственных. Кавычки. Инициалы. Рассказ.

Образовательные
ресурсы

Учебник, с. 15–16. Ноутбук, проектор, интерактивная доска. Задания для работы в группах. Наклейки для поощрения.

Этапы урока

Формы, методы,
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

– Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?
(Да). Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу!

Приветствуют учителя.

Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

Наблюдение

II. Чистописание

Индивидуальная. Практический. Письмо

— Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Минутка чистописания:

В в Вв ва вя во

Выполняют письмо
по образцу

Вырабатывают каллиграфический почерк

Правильное написание

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

На доске: Поэт Василий Андреевич Жуковский, мальчик Алёша, девочка Алиса, город Вологда, площадь Победы, страна Болгария, Ладожское озеро, улица Мира, богатырь Илья Муромец, корова Зорька, кот Базилио, гора Эльбрус. Что написано на доске? Что объединяет эти слова? Догадайтесь, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока?

Слушают учителя.

– Собственные и нарицательные имена
существительные.

Формулируют тему урока.

Принимают тему урока, сформулированную детьми.

Упражнение

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Коллективная.

Словесный.

Работа со словами

— Что вы можете сказать о правописании собственных и нарицательных имён существительных? Что относится к собственным именам?

Сами формулируют правило, читают правило,
отвечают на вопросы учителя.

Извлекают необходимую информацию
из правила

Правило

Работа в группах. Проверка.

Коллективная. Практический

— Поработайте в группах и выполните следующие задания:

1 и 2 группы — подберите к данным именам нарицательным другие имена собственные:

поэт __________________

мальчик _______________

девочка ________________

город __________________

площадь _______________

страна _________________

озеро __________________

улица _________________

богатырь _______________

корова _________________

кот ____________________

гора ___________________

3 группа выяснит «Почему имена существительные получили название собственные и нарицательные».

Выполняют разные задания

Умеют работать в группе; прислушиваются
к мнению других;
высказывают свое мнение, договариваются о совместной деятельности

Упражнение

Физкультминутка

Коллективная.

— Я буду называть имена существительные. Если я назвала имя собственное, вы хлопаете в ладоши, если имя нарицательное, вы присаживайтесь на корточки. Море, Лена, трава, астра, улица, Индия, кошка, Мурка, ноутбук, Ммосквич, Красноярск, тучи, Оорёл.

Выполняют движения
по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

IV. Закрепление знаний и способов действий.

Работа с компьютером.

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа

— Игра на компьютере «Поможем лосям».

— Игра «Авторы». Что заметили?

Выполняют задания на компьютере

Владеют некоторыми навыками работы на компьютере.

Упражнения

Работа в тетради. Названия художественных произведений, авторы
(упр. 24, 25)

Парная, коллективная. Словесный, практический. Упражнение

— Выполните упр. 24 в парах. Организует коллективную работу
с упр. 25 (письменно в тетради).

Выполняют задания упражнений

Умеют работать в парах, контролировать действия партнера. Используют рисунки для решения учебной
задачи

Упражнение

Проверочная работа (тренировочная).

Коллективная

— Компьютер.

Проверяют свои знания по данной теме

Умеют контролировать свои действия, объяснять выбранные ответы

Тест

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)
.

Поощрение.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Закончите предложения:

Урок помог мне…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

Кто считает, что он сегодня молодец?

Заканчивают предложения в зависимости
от своего состояния,
впечатления от урока

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

Домашнее задание: с. 13 в рабочей тетради, № 23, 24, 25. Если вы сделаете правильно все три задания, получите 5 баллов, два задания – 4 балла, 1 задание – 3 балла.

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание
и способы выполнения
домашнего задания.

Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание.

Понимают цели, содержание и способы выполнения задания

Упражнения

infourok.ru

Имя существительное собственное и нарицательное 3 класс

Имя существительное собственное и нарицательное 3 класс

Цели:

  • формировать понятие собственных  и нарицательных  имён существительных;

  • формировать навык правописания  собственных имён существительных;

  • через применение  ИКТ  повышать  учебную мотивацию.

Задачи:

  • изучить  собственные  и нарицательные  имена существительные;

  • научить правописанию  слов, относящихся к данным группам,  ставить кавычки в названиях  газет, журналов, книг, фильмов, предприятий, учреждений;

  • активизировать  словарный запас;

  • развивать орфографическую зоркость, мышление, память;

  • воспитывать  познавательный интерес, казахстанский патриотизм.

 Оборудование: презентация, индивидуальные карточки для повторения, дидактические карточки с текстом для групповой работы, карточка-план характеристики имени существительного

ХОД УРОКА

I. Орг момент

Тема урока «Имя существительное»
– Знакомая тема?
– Сегодня мы узнаем ещё больше об имени существительном.

Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник.
Тебе посвящаем урок мы сегодня,
Родной наш, правдивый и гордый язык.

– А урок сегодня  необычный. Нас в гости пригласили мальчик  Асхат и девочка Айжан. (Слайд  2)  Они открыли учебник русского языка, и вдруг странички засветились волшебным голубым светом. Котёнок Барсик  прыгнул на страницу книги и исчез в ней.
«Ах! – воскликнула  Айжан, – что  же теперь делать?» И они увидели, что котёнок попал в волшебный лабиринт. (Слайд  3)  
– Ребята, давайте поможем Барсику выбраться из лабиринта, а для этого мы должны ему помочь выполнить задания.
–  Перед трудными испытаниями мы должны настроиться. 
Психологический настрой:    
– Закройте глаза и мысленно скажите: «Я внимателен, я могу, у меня все получится». Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо!
– Итак, наши испытания будут связаны с русским языком. 
Оформление тетрадей: 
– Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

II. Актуализация знаний (Презентация)

– Смотрите, ребята, у Барсика  первое препятствие.  

1) Каллиграфическая минутка: «КАЛЛИГРАФИЯ» (Слайд  4)  

– Прочитайте слово. Что такое каллиграфия? ( Искусство  четкого и красивого письма).  В переводе с греческого языка  «Калос» – красивый, «графо» – пишу.
– Писать  каллиграфически мы будем  первые буквы слов-отгадок. (Слайд  5, 6, 7)  

1. Стих про Астану

Освещаются проспекты,
Строят новые дома.
Это все – столицы лица,
Это город… (Астана)

2. До чего же  хороша
Предрассветная тишь!..
Через степь не спеша
Катит воды… (Иртыш)

3.Красот немало на планете нашей, 
Есть много разных экзотичных стран,
Для нас же всех милей, дороже, краше
Жемчужина страны – Восточный … (Казахстан)

– Какие буквы?  /А И К/ (прописать буквы в тетради) (Слайд  8)  
– Какие они прописные или строчные? (Прописные)
– Почему? (Потому что  с них начинаются  имена существительные – отгадки)
–Теперь запишите эти  слова-отгадки  орфографически: Астана, Иртыш, Казахстан.
– Какой общей темой они связаны? (Темой « Родина»)

– Первое препятствие мы помогли преодолеть Барсику. Давайте ему расскажем о Родине.

Звучит стихотворение Виктории Запуниди (Дюдюк) «Родина».  Показ видеоролика со слайда  9.

1 ученик:

Там лазурное небо и снежные горы,
Бескрайних полей золотые просторы,
Закаты, как в сказке, и звездные ночи,
Рассветы ясны, как красавицы очи.
Там свято хранятся традиции предков
И люди плохие встречаются редко.
Там радость – так  радость,
Беда – не  беда,
Гостям в каждом доме там рады всегда.

2 ученик:

Там разные нации в мире живут.
Там вечные ценности – знания, труд.
Самая лучшая ты на земле,
Родина-матушка, слава тебе!
Спросите, где это, и я вам отвечу
Короткой, но убедительной  речью:
Осы маған,  ұлы отан,
Қасиетті жер Қазақстан!

2) Орфографическая минутка: 

– Двигаясь по лабиринту русского языка, нужно быть грамотными.
– А  чтобы грамотными стать, надо зоркость развивать. (Слайд  10)(Видеть орфограмму, объяснять её и правильно писать слова)

А) Несколько  ребят будут работать по карточкам.

КАРТОЧКА 1

Прочитай текст.

«На вопрос кто?   или что? отвечают те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать или даже то, о чём они способны подумать, то есть всё то, что существует».
– Почему имена существительные так называются?
– Что такое имя существительное?
– Запиши  имена существительные и поставь к ним вопросы.

Девочка    стол    сосед     доска     задача      заяц     платок     ворона       

КАРТОЧКА 2

На какие вопросы отвечают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые?
Устно поставь вопрос к именам существительным и запиши одушевлённые  существительные в первый столбик, а имена неодушевлённые во второй столбик:

Страна, человек, олень, гроза, дерево, учитель, ласточка, звонок, учебник, ученик.

КАРТОЧКА 3

Как определить род имён существительных?
Запиши имена существительные  и определи их род.

Иней, кукла, облако, шишка, верблюд, сердце, земля, отец.

КАРТОЧКА 4

Как изменяются имена существительные?
Определи число имён существительных: 

Мальчики, малыш, берёзы, озеро, пенал, плечо, лодки, листья, школа, горы.

Б) А что у Барсика на пути?  /юрта/ 

– В ней живут казахи – народ гостеприимный хлебосольный. А за гостеприимство нужно отблагодарить. Давайте «Зажжём звёздочки» и так поможем  котику. (Слайд  11)  
Работа по тексту.  /орфографический анализ, письмо по памяти/
– Прочитайте текст. Это отрывок из стихотворения Баянбаева К. «Юрта»
– Объясните орфограммы.

В степи, на жайляу
Пасутся овечки.
Там дедушка юрту
Поставил у речки.

– Запишите по памяти.  Проверка. (сравниваем с текстом, самопроверка) (Слайд  11)  
– Итак, мы снова помогли Барсику.

III. Подготовительный этап

– Ребята, давайте посмотрим, какое следующее препятствие нужно преодолеть Барсику? («Повторение»)  (Слайд  12)  

Проблемная ситуация

– Определите, какая часть речи  наиболее   употребима  в языке,  и вы угадаете, какую часть речи мы будем повторять. (Слайд  13)  

Работа   в группах

Задание 1 группе:  Найдите в этом же тексте имёна существительные. Подчеркните их красным цветом  (6)
Задание 2 группе:  Найдите  глаголы.  Подчеркните  их  синим цветом. (2)
Задание 3 группе:  Найдите  имёна прилагательные. Подчеркните их зелёным цветом. (0)
Задание 4 группе:  Выделите в стихотворении предлоги.  (3) 

Проверка:  Слайд  13  

Вывод: Чаще всего употребляются в русском языке имена  существительные.

– Что вы знаете об имени существительном? 
– Вспомнить об этом  нам помогут ребята, которые работали по индивидуальным заданиям

(Дети отвечают, схема отображается на слайде  14)

Проблемный вопрос.

– А достаточно ли этих знаний, чтобы объяснить написание в именах существительных  строчной и заглавной буквы? (Нет)
– Что нам нужно сейчас сделать? (Изучить новую тему) (Слайд  15)  
– Мы должны изучить, на какие 2 группы делятся имена существительные.

IV. Изучение нового материала

Работа по слайду 16  

– Посмотрите на слайд, прочитайте. Что могут обозначать имена существительные? (По 1 столбику)
– Что ещё? (По 2 столбику)
– Как называются имена существительные 1 столбика? 
– Имена  существительные,  названия однородных предметов, называются нарицательными  именами существительными.
– Как пишутся собственные имена? А как пишутся нарицательные существительные?
– Очень важно отметить, что многие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки. 
– Ребята провели свои исследования и выяснили, какие же имена собственные пишутся в кавычках.

Выступления  учеников, сопровождающиеся  показом слайдов.

1 ученик.  Мы посетили библиотеку и узнали, что пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки названия книг, журналов, газет, например… (Слайды  17, 18, 19)  

2 ученик. Я изучил программу  телепередач и узнал, что  названия фильмов, мультфильмов, спектаклей, телепередач пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки, например… (Слайд   20)  

3 ученик. Мы узнали, что названия учреждений, предприятий тоже пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки,  например… (Слайд  21)  
Государственное учреждение «Аппарат Акима  п. Новая Бухтарма Зыряновского района Восточно-Казахстанской области»
ОАО «Бухтарминская Цементная Компания»   
Государственное Учреждение «Ново-Бухтарминская средняя школа №2»
Детский сад «Сказка»

V.  Закрепление

– Ребята, вы теперь  знатоки имён собственных и нарицательных и следующее препятствие обязательно поможете преодолеть Барсику. (Слайд  22)  

1. Зрительный диктант. (Здание 1)

– Запишите, соблюдая правила написания.  (Слайд  23)  

Музафар Алимбаев «Моя Родина», журнал «Весёлые картинки», газета «Рудный Алтай».

(Слайд  24, музыка)  ФИЗМИНУТКА

– Ребята, давайте отдохнём и прогуляемся по Бухтарминской земле.

2. Работа с текстом. (Слайд  25)   (задание 2)

–  Прочитайте текст.  Кто автор этого стихотворения? (Тулеген Айбергенов)

Она велика:
от Алтая до Каспия,
Она широка,
Как народа душа.
Она же – Европа,
Она же  – и Азия,
И волны Урала
И всплеск Иртыша
Есть все у тебя:
И леса, и озера
И синие глуби натруженных рек
Широкие степи,
Высокие горы,
И я –  твой хозяин.
И твой человек!

– Какова тема этого стихотворения? (Моя Родина)
– В каких словах заключается основная мысль?  Найдите и запишите в тетрадь имена существительные собственные и нарицательные в два столбика

1 ст: имена собственные                                       2 ст: имена  нарицательные

Проверка. (Слайд  26)  

– Прочитайте имена существительные  1 столбика. Сравните со слайдом.  Как они называются?
– Прочитайте имена существительные  2 столбика. Сравните  со слайдом.  Как они называются?

3. Работа с предложением.

– Так кто самый важный  в жизни? (Человек)

Учитель:  Все люди разные. А что же есть у каждого человека?(Имя)

«Между живущих людей  
Безымянным никто не бывает вовсе, 
В минуту рождения каждый, 
И низкий, и знатный
Имя свое от родителей
В  сладостный  дар получает»   (Гомер. «Одиссея»)

Портрет Мухтара Ауэзова. (Слайд  27)  

– Посмотрите на портрет. Кто это?  (Это выдающийся казахский писатель.)
– Какую книгу он написал?   («Путь Абая»)
– Кому посвящено произведение? (Абаю Кунанбаеву)
– Составьте предложение о Мухтаре Ауэзове.

Мухтар  Ауэзов написал замечательную  книгу «Путь Абая».

– А для Усть-Каменогорска это год знаменателен тем, что на центральной площади установлен памятник Абаю Кунанбаеву.
– Запишите под диктовку   предложение. Какое оно?
– Назовите главные члены, поставьте вопросы к второстепенным членам.
– Назовите собственные имена существительные и нарицательные.

Вывод.  Имена собственные так же, как и нарицательные, могут быть в предложении и главными членами и второстепенными.

4. Задание.  Нахождение соответствия нарицательных  и собственных имён существительных. (Слайд  28)  
– Составьте пары и запишите их в столбик.

город
озеро
кличка
имя
газета

«Дружные ребята»
Ольга
Пушок
Балхаш
Алматы

Проверка.

5. – Наконец-то мы  помогли котёнку  Барсику выбраться из лабиринта, (Слайд  29)  и он предлагает нам поиграть   в игру «Самый, самый…» 

  • Самый главный город Казахстана – Астана (Слайд  30)  

  • Самое необычное озеро Казахстана – Балхаш (Слайд  31)  

  • Самое родное озеро в Казахстане для фламинго – Тениз (Слайд  32)  

  • Самая высокая гора Республики Казахстан – Хан – Тенгри (Слайд  33)  

  • Самое глубокое озеро в мире  –  Байкал (Слайд  34)  

  • Самое большое озеро в мире – Каспийское (Слайд  35)  

  • Самое бедствующее озеро Казахстана   –  Арал (Слайд  36)  

  • Самый высокогорный каток –  «Медео» (Слайд  37)  

– Молодцы, ребята, вы убедили всех, что знаете свою страну. Но очень важно, что и об имени существительном вы стали знать больше. (Слайд  38)  
– Какие бывают имена существительные?  (Cобственные и нарицательные)
– Как они пишутся?
(Слайд  39)  
– Чтобы отблагодарить мальчика  Асхата и  девочку Айжан за подаренные нам чудеса, давайте дадим характеристику  имёнам   существительным «Асхат» и «девочка» по плану.

(У каждого ребёнка план характеристики имени существительного)

1) вопрос, часть речи  
2) собственное или нарицательное 
3) одушевлённое или неодушевлённое  
4) род  
5) число

VI. Рефлексия

– Что изучали? Что узнали нового? Какие трудности испытывали?
– Что интересно было узнать?
– А можете ли вы сегодня на уроке сказать про себя «Я самый, самый»?
– У кого хорошее настроение, похлопайте в ладоши.

VII. Итог урока

Выставление оценок. 
Комментирование домашнего задания.

– Спасибо за урок.

multiurok.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Имена существительные собственные и нарицательные

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Орг.момент.

Самоопределение к деятельности.

— За что я люблю и ценю своих учеников?

— А я на уроке все понимаю,

Задания все хорошо выполняю.

Ответы ищу на вопросы любые.

Чтоб знать и уметь все без помощи Вашей,

Чтоб становиться лучше и краше.

Личностные УУД (мотивация к обучению и познавательной деятельности)

Актуализация знаний.

Фиксация затруднений в деятельности.

— Сначала давайте проведем игру «Подбери пару». Подумайте, какая связь между словами в первой паре. Составьте подобную пару:

Париж – Франция, Москва — …

марсиане – Марс, земляне — …

«Прыжок» — Толстой, «Ванька» — …

страна – город, дом — …

— Поставьте вопросы к этим слова и определите часть речи.

— Почему к одним словам мы ставим вопрос кто?, а к другим что?

— Что мы знаем об имени существительном?

— Назовите лишнее слово.

— Какие слова пишутся с заглавной буквы?

— Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы? Со строчной буквы?

Учащиеся записывают слова в тетрадь:

Россия

Земля

Чехов

квартира

— Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Учащиеся дают определение имени существительного.

— Лишнее слово «квартира», оно пишется со строчной буквы.

— Имена и фамилии людей,  клички животных, названия городов, рек и т.д.

Дети затрудняются ответить на эти вопросы.

Познавательные УУД (умение устанавливать связь между словами)

Постановка учебной задачи

— Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

— Что мы должны узнать на уроке?

— Заглавная и строчная буквы в словах.

— Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и со строчной буквы.

Регулятивные УУД (постановка учебной задачи)

Построение выхода из затруднений («открытие»)

— Имена существительные Россия, Земля, Чехов называются именами собственными. Имена собственные называют такие предметы, которые единичны.

— Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными?

— Какие у вас собственные имена?

— Да, у человека – это имя. У города, реки, улицы – название. Назовите название города, улицы, реки.

— Как же пишутся собственные имена существительные?

— Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.

— Но есть еще нарицательные имена существительные.

— Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными.

— Как вы думаете, как пишутся такие слова?

— Приведите примеры имен собственных (нарицательных).

— Сверим свои полученные знания с учебником на стр. 54, 55 в рубрике «Тайны языка»

Ответы детей.

Дети называют свои имена.

— Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

Один ученик читает стихотворение.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города!

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой – уважения знак!

— Нарицательные имена существительные пишутся со строчной буквы.

Учащиеся приводят примеры.

Регулятивные УУД (соотнесение того, что уже известно учащимся, и того, что предстоит узнать)

Познавательные УУД

Первичное закрепление во внешней речи

Работа в парах (стр. 56,упр. 3)

— Какой вывод мы можем сделать?

Взаимопроверка, оценка работ (пары меняются работами) .

— Одинаковые слова пишутся по-разному.

Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других, работать в паре)

Регулятивные УУД (оценка)

Продолжение построения выхода из затруднений («открытие»)

— Для расширения кругозора (урок 99 отмечен зелёным цветом) в географических понятиях, выполним упр.2. (коллективная работа)

 

Находят географические названия на карте (учитель помогает).

Познавательные УУД (умения ориентироваться по карте)

Первичное закрепление во внешней речи

— Что нового вы узнали об именах собственных?

— Давайте познакомимся с ними в рубрике

— Среди собственных имён существительных встречаются несклоняемые слова.

Регулятивные УУД (умение делать выводы)

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней,

(показать «силу»)

Здоровей и веселей!

Коммуникативные УУД

Продолжение построения выхода из затруднений («открытие»)

Работа в группах.

На карточках написаны слова для каждой группы:

стол – столы

дом — дома

подарок — …

кошка — …

Россия

Волгоград

река Волга

 

стол – столы

дом — дома

корабль – …

девочка — …

Украина

Курск

Река Сейм

стол – столы

дом — дома

солдат — …

собака — ..

Грузия

Хабаровск

Река Амур

стол – столы

дом — дома

карандаш — …

белка — …

Белоруссия

Москва

Река Клязьма

— Прочитайте две пары слов левого   столбика.

— Как изменяются в нём слова?

— К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?

— Измените по числам остальные слова.

— Прочитайте слова правого столбика.

— Измените их по числам.

— Получается?        

— А к какой группе существительных относятся эти слова?

— Что ещё вы узнали об именах собственных? Какой вывод можно сделать?                        

Дети выполняют задание в карточках и сталкиваются с проблемой, разрешают её и делают вывод.

— Слова изменяются по числам.

— Имена нарицательные.

Учащиеся пробуют изменить слова правого столбика по числам.

— Имена собственные.

— Собственные имена существительные не изменяются по числам.

Чтение правила в учебнике (стр.56)

Коммуникативные УУД

(согласованность действий с партнерами, предвосхищение результатом уровня усвоения)

Познавательные УУД (логические)

Регулятивные УУД

Первичное закрепление во внешней речи.

Работа в парах.

— Расскажите друг другу о том, что вы узнали об именах существительных собственных и нарицательных. Оцените работу соседа по парте.

Взаимопроверка, оценивание работы соседа по парте.

Регулятивные  УУД  (оценка)

Коммуникативные УУД

Включение в систему знаний и повторение

— Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Запишите слова в два столбика: в первый – имена собственные, во второй – имена нарицательные.

Собирала Маргарита

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита

Маргаритки во дворе.

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла серёжку Поля.

Ту серёжку нашёл Серёжка,

Прибежал, постучал в окошко:

— Отыскалась твоя серёжка!

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Познавательные УУД (умение классифицировать слова)

Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать учителя)

Домашнее задание.

Заполнить таблицу примерами.

Имена существительные

собственные

нарицательные

Познавательные УУД (умение приводить примеры)

Рефлексия.

— Какую цель мы ставили в начале урока?

— Достигли мы этой цели? 

— Что показалось сложным на уроке?

— Оцените свою работу на уроке:

— Если у вас всё получилось, вы довольны собой, возьмите этот знак:

— Если не всё получалось – такой знак:            

— Если остались вопросы и нужна помощь учителя, возьмите такой знак:

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Личностные УУД                       (умение выражать свои эмоции)

nsportal.ru

Русский язык»Собственные и нарицательные имена существительные»(3 класс)

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные

Цели:

— формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные;

-формировать ключевые компетентности;

— через применение ИКТ повышать учебную мотивацию;

— развивать орфографическую зоркость, способствовать развитию речи учащихся;

— воспитывать любовь к русскому языку, краю,  прививать интерес к познанию, воспитание самостоятельности;

 

Ход урока

I. Психологический настрой учащихся

Здравствуйте!

Прозвенел звонок для нас!

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём,

И урок мы наш начнём.

— А начнём наш урок русского языка со слов-посвящения:

Великий, могучий, свободный,

Надежды и силы родник.

Тебе посвящаем урок мы сегодня,

Родной наш, правдивый и гордый язык.

 

II. Постановка учебной задачи

— На каждом уроке русского языка мы узнаём что-то новое. Сегодня на уроке мы будем не только закреплять знания о грамматических признаках имени существительного, но и узнаем ещё на какие 2 группы делятся существительные.

-Итак, тема нашего урока (читаем хором) «Собственные и нарицательные имена существительные».

-А начнём с небольшого БЛИЦ-опроса. На поставленный вопрос вы отвечаете либо «да», либо «нет».

III. Актуализация знаний

1. Блиц-опрос.

— Имя существительное обозначает признак предмета? (НЕТ)

— Имя существительное обозначает действие  предмета? (НЕТ)

— Имя существительное обозначает предмет? (ДА)

— Имена существительные бывают только одушевлённые? (НЕТ)

— Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые? (ДА)

— Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО? (ДА)

— Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос ЧТО? (ДА)

— Слова «пишут», «читают»,  «слушают» — это существительные? (НЕТ)

— Имена существительные изменяются по числам? (ДА)

Проверка:  нет, нет, да, нет, да, да, да, нет, да.

Вывод: — Дайте определение имени существительного.

(Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

— Какие существительные различают?

(Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и обозначают людей и животных.)

(Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и обозначают неживые предметы.)

2. Задание «ПОМОГИ СОВЕ» (работа с электронным приложением)

Следующее задание будет связано с распределением одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Надо помочь сове построить лестницы к её домикам, т.е. дуплам. Для этого надо будет правильно распределить дощечки по деревьям.

(Жасмин, осина, жираф, зебра, сирень, слон, кабан, тополь, тюлень, камень)

3.Работа в паре. Словарная работа «Впечатай пропущенные буквы»

 (работа с электронным приложением) , (письмо с комментированием)

т…варищ

ст…лица

гор…

с…бака  

с…лдат   

— К какой части речи относятся записанные слова?

— Назовите одушевлённые имена существительные.

— Назовите неодушевлённые имена существительные.

IV. Изучение нового материала

-Записанные имена существительные являются НАРИЦАТЕЛЬНЫМИ, так как они являются общими для целой группы предметов.

т…варищ (у каждого человека есть товарищ)

ст…лица  ( каждая страна имеет свою столицу)

гор…д       (городов на земле много, разных и неповторимых)

с…бака     (собак тоже много, разных пород и мастей)

с…лдат    (все юноши, будущие солдаты)

1. Самоопределение к деятельности.  (работа у доски)

— К слову товарищ напиши имя своего друга. Какое правило надо помнить?

— Какой город является столицей России?

— Напиши название своего города.

— Придумай кличку собаки.

— К слову солдат  — любую фамилию.

-Данные слова являются собственными. Их употребляют, когда хотят выделить среди других- имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек.

-На письме имена собственные пишутся с большой буквы. Некоторые имена собственные помимо того, что они пишутся с большой буквы, они ещё заключаются в кавычки. Это названия книг, газет, журналов, мультфильмов, телепередач, названия предприятий, детских садов, магазинов и т.д.

2. Анимация.  (работа с электронным приложением)

— А теперь прослушайте профессора Самоварова

Чтение словосочетаний

город      Москва

река        Волга

мальчик  Алёша

ученик    Петров

корова   Зорька

кошка    Мурка

собака   Трезор

— Прочитайте нарицательные имена существительные.

— Прочитайте собственные имена существительные.

— Что мы обозначили именами собственными?

— Запишите название реки (словосочетание река Волга)

Информация: река Волга – одна из крупнейших рек всего земного шара и самая большая река в Европе, её называют «царицей наших рек», Волга-матушка,  длина реки – 3530 км. (Показ иллюстрации) Запись в тетради.

 

ФИЗМИНУТКА

— Если я буду называть собственное имя существительное, вы должны будете высоко поднять руки, потому что имена собственные пишутся с большой буквы. Если я буду называть нарицательное имя существительное, вы должны будете присесть, вытянув руки вперёд

.

3. Задание «Помоги пчёлам собрать мёд». Работа в группах

(работа с электронным приложением)

— Внизу находятся бочонки с мёдом. К ним прикреплены слова, имена собственные и имена нарицательные. Ваша задача: расставить бочонки с мёдом в соты так, чтобы получились правильные предложения.

— Как вы будете отличать собственные имена существительные от нарицательных? (собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы)

За ночь землю усыпал пушистый … . (снежок)

Утром были слышны крики … . (петухов)

Я посвистел, и навстречу мне выбежал пушистый … . (Снежок)

Максим …бегал быстрее всех. (Петухов)

Расправив крылья, в небе парил … . (орёл)

Мы приехали в гости к бабушке в город … .  (Орёл)

 

Информация: Орлы – род крупных птиц семейства ястребиных. Это крупные, хищные птицы, размах их крыльев доходит до 2,5 м. (Показ иллюстрации)

Орёл – город России, расположен в 368 км к юго-западу от Москвы. Раз город называется Орёл, то одной из достопримечательностей этого города является памятник этой благородной птице. (Показ иллюстрации)

V. Закрепление изученного.

1. Работа по учебнику, стр.31 упр.35

Русские города

         В России много древних городов. Один из самых древних – Новгород. Он был построен на реке Волхове. На реке Волге расположены старинные города Ярославль и Тверь.

— Названия каких городов встретились в этом тексте? (Новгород, Ярославль, Тверь).

— Названия каких рек встретились в этом тексте? (Волхов, Волга)

 2. Самостоятельная работа

Задание «Запиши слова без ошибок» (работа с электронным приложением)

Кальмиус

народ

Донецк

улица

учебник

Назовите собственные имена существительные. Что вы должны помнить? Запишите эти слова .

Назовите нарицательные имена существительные. Запишите .

VI. Подведение итогов

— На какие две группы делятся имена существительные?

— Как пишутся собственные имена существительные?

VII. Рефлексия

— Что особенно вам понравилось на уроке?

— У кого хорошее настроение и кому урок понравился, похлопайте в ладоши.

VIII. Домашнее задание: стр.37 упр.40

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *