Л.Н. Толстой «Наташа Ростова отдаёт подводы раненым солдатам»

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

   Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал всё то же покойное и приятное место помощника начальника штаба, помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса. Он 1-го сентября приехал из армии в Москву.
   Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву и что-то там делали. Он счёл тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел.
   Берг, в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких, точно таких, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Он внимательно посмотрел во двор на подводы и, входя на крыльцо, вынул чистый носовой платок и завязал узел.
   Из передней Берг плывущим, нетерпеливым шагом вбежал в гостиную и обнял графа, поцеловал ручки у Наташи и Сони и поспешно спросил о здоровье мамаши.
   — Какое теперь здоровье? Ну, рассказывай же, — сказал граф, — что войска? Отступают или будет ещё сраженье?

   — Один предвечный Бог, папаша, — сказал Берг, — может решить судьбы отечества. Армия горит духом геройства, и теперь вожди, так сказать, собрались на совещание. Что будет, неизвестно. Но я вам скажу вообще, папаша, такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они — оно, — поправился он, — показали или выказали в этой битве 26-го числа, нет никаких слов достойных, чтоб их описать… Я вам скажу, папаша (он ударил себя в грудь так же, как ударял себя один рассказывавший при нём генерал, хотя несколько поздно, потому что ударить себя в грудь надо было при слове «российское войско»), — я вам скажу откровенно, что мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что-нибудь такое, но мы насилу могли удерживать эти, эти… да, мужественные и древние подвиги, — сказал он скороговоркой. — Генерал Барклай де Толли жертвовал жизнью своей везде впереди войска, я вам скажу. Наш же корпус был поставлен на скате горы. Можете себе представить! — И тут Берг рассказал всё, что он запомнил, из разных слышанных за это время рассказов. Наташа, не спуская взгляда, который смущал Берга, как будто отыскивая на его лице решения какого-то вопроса, смотрела на него.
  — Такое геройство вообще, каковое выказали российские воины, нельзя представить и достойно восхвалить! — сказал Берг, оглядываясь на Наташу и как бы желая её задобрить, улыбаясь ей в ответ на её упорный взгляд… — «Россия не в Москве, она в сердцах её сынов!» Так, папаша? — сказал Берг.
   В это время из диванной, с усталым и недовольным видом, вышла графиня. Берг поспешно вскочил, поцеловал ручку графини, осведомился о её здоровье и, выражая свое сочувствие покачиванием головы, остановился подле неё.
   — Да, мамаша, я вам истинно скажу, тяжелые и грустные времена для всякого русского. Но зачем же так беспокоиться? Вы ещё успеете уехать…
   — Я не понимаю, что делают люди, — сказала графиня, обращаясь к мужу, — мне сейчас сказали, что ещё ничего не готово. Ведь надо же кому-нибудь распорядиться. Вот и пожалеешь о Митеньке. Это конца не будет!
   Граф хотел что-то сказать, но, видимо, воздержался. Он встал со своего стула и пошёл к двери.
   Берг в это время, как бы для того, чтобы высморкаться, достал платок и, глядя на узелок, задумался, грустно и значительно покачал головой.
   — А у меня к вам, папаша, большая просьба, — сказал он.
   — Гм?.. — сказал граф, останавливаясь.
   — Еду я сейчас мимо Юсупова дома, — смеясь, сказал Берг. — Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что-нибудь. Я зашёл, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Вы знаете, как Верушка этого желала и как мы спорили об этом. (Берг невольно перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет.) И такая прелесть! выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и…
   Граф сморщился и заперхал.
   — У графини просите, а я не распоряжаюсь.
   — Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, — сказал Берг. — Мне для Верушки только очень бы хотелось.
   — Ах, убирайтесь вы все к чёрту, к чёрту, к чёрту и к чёрту!.. — закричал старый граф. — Голова кругом идёт. — И он вышел из комнаты.
   Графиня заплакала.
   — Да, да, маменька, очень тяжелые времена! — сказал Берг.
   Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что-то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
   На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе всё так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
   — Ты знаешь за что? — спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
   — За то, что папенька хотел отдать все подводы под раненых, — сказал Петя. — Мне Васильич сказал. По-моему…
   — По-моему, — вдруг закричала почти Наташа, обращая своё озлобленное лицо к Пете, — по-моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?.. — Горло её задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно-почтительно утешал её. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
   — Это гадость! Это мерзость! — закричала она. — Это не может быть, чтобы вы приказали.
   Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на неё. Граф остановился у окна, прислушиваясь
   — Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! — закричала она. — Они остаются!..
   — Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
   — Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам-то, что мы увезём, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..
   Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
   Графиня взглянула на дочь, увидала её пристыженное за мать лицо, увидала её волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на неё, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
   — Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому-нибудь! — сказала она, ещё не вдруг, сдаваясь.
   — Маменька, голубушка, простите меня!
   Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
   — Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, — сказала она, виновато опуская глаза.
   — Яйца… яйца курицу учат… — сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди своё пристыженное лицо.
   — Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. — спрашивала Наташа. — Мы все-таки возьмём всё самое нужное… — говорила Наташа.
   Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
   Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе; точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
   Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнёсся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять всё или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и все искали и находили возможность сложить то и то и отдать ещё и ещё подводы.
   — Четверых еще можно взять, — говорил управляющий, — я свою повозку отдаю, а то куда же их?
   — Да отдайте мою гардеробную, — говорила графиня. — Дуняша со мной сядет в карету.
   Отдали ещё и гардеробную повозку и отправили её за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно-счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
   — Куда же его привязать? — говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, — надо хоть одну подводу оставить.
   — Да с чем он? — спрашивала Наташа.
   — С книгами графскими.
   — Оставьте. Васильич уберёт. Это не нужно.
   В бричке всё было полно людей; сомневались о том, куда сядет Пётр Ильич.
   — Он на козлы. Ведь ты на козлы, Петя? — кричала Наташа.
   Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот её была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше.

 

 

literarus.ru

Обязательно добавьте эпизод «Наташа отдаёт подводы раненым» — Студопедия.Нет

В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и муже­ственно. При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется некоему “роевому” инстинкту жизни.

После гибели Пети Ростова — она главная в семье. Она долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень труд­ная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, — высокую, чистую, кра­сивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом. На­таша до самого конца с князем Андреем. Вокруг нее концентриру­ются авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной этической силой. Теряя близких, имущество, испытывая в равной мере все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, —она не испытывает духовного надлома. Когда князь Андрей пробуждается “от жизни”, Наташа пробужда­ется для жизни. Толстой пишет о чувстве “благоговейного умиле­ния”, которое охватило ее душу. Оно, оставшись навсегда, стало смысловой составляющей дальнейшего существования Наташи.

В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть ис­тинное женское счастье. “Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и уней в 1820 году было уже три дочери и один сын, ко­торого она желала и теперь сама кормила”. Уже ничего не напоми­нает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее “сильной, красивой и плодовитой самкой”. Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. Да и мыслит она по особенному, не умом, “а всем существом своим, т. е. плотью”. Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в кото­рый вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы.

№8

Женские образы в романе «Война и мир»

Элен Курагина.

Дочь князя Василия Курагина и княгини Курагиной.

Сестра Ипполита и Анатоля Курагиных. Позже жена Пьера Безухова.

«То, что показалось бы трудным и даже невозможным для другой женщины, ни разу не заставило задуматься графину Безухову, недаром, видно, пользовавшуюся репутацией умнейшей женщины.

»

Элен Курагина – типичная представительница великосветских салонов дворянского общества. Красивая, развращенная и глупая. Она — душа общества, вобравшая в себя все достоинства и недостатки этого общества. Ею восхищаются, ее хвалят, в нее влюбляются, но и только…

Она поражает безупречной внешностью. Автор постоянно обращает внимание на «античную красоту тела» и сравнивает эту девушку с прекрасной мраморной статуей.

Элен невозмутима, предоставляя всем право любоваться собою, отчего на ней чувствуется как бы лоск от множества чужих взглядов. Она умеет быть молчаливо-достойна в свете, производя впечатление тактичной и умной женщины, что в соединении с красотой обеспечивает ей постоянный успех.

В салон А.П. Шерер Элен входит, «шумя своею белою, бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов»

. Все взгляды притягиваются к великолепной Курагиной, но автор сознательно снижает ее образ, не рисуя глаз, потому что Элен – холодная, бездушная.

«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая кроме своего тела и одна из самых глупых женщин в мире, — думал Пьер — представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются.»

Её улыбка почти всегда одинакова.

За великолепной «мраморной» внешностью Элен скрывалось жестокое сердце.Она лжива и развратна.

Единственное, что нужно Курагиной от любого мужчины — деньги. Поэтому в феврале 1806 года Элен выходит замуж за Пьера Безухова, вернее женит его на себе, который получил внушительное наследство от отца.

Вскоре после свадьбы, Пьер узнает о связи жены с офицером Долоховым.

Вызывает его на дуэль, в ходе которой Долохов получает ранение, но не смертельное.

После этого события, Пьер изъявляет желания покинуть ее и отправиться в Петербург.

Элен не против его отъезда, но хочет, чтобы он оставил ей состояние.

Пьер пребывает в раздумьях, но все-таки большую часть свих имений оставляет ей.

Она решает приехать в Петербург под репутацией несчастной брошенной женщины. Начинает тесно общаться с Борисом Друбецким, называя его собственным пажем.

Вскоре, уехав в Вильно, знакомится со своим будущем любовником — молодым принцем, а по приезде попадает в неловкое положение: ей предстоит сделать выбор между двумя видными мужчинами.

В 1812 году она заболевает.

«…вместо знаменитых петербургских докторов, обыкновенно лечивших ее, она вверилась какому-то итальянскому доктору, лечившему ее каким-то новым и необыкновенным способом. Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства».

Осенью 1812 года Элен скончалась. Существовало две версии ее смерти.

Первая — неожиданный приступ ангины. Вторая — передозировка лекарством, выписанным доктором-итальянцем.

 

Соня

Соня является племянницей и по совместительству воспитанницей, выросшей в семье графа Ростова.

«Ее положение в доме было такого, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой.

Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью созновала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни

В начале романа Соне 15 лет, она «тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами, взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминает красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой».

Она сдержанна, молчалива, рассудительна, осторожна, привлекает к себе внимание красотой и нравственной чистотой, но в ней нет той непосредственности и необъяснимо-неотразимой прелести, которая есть в Наташе Ростовой.

Соня хорошо воспринимается в семье, имеет хорошие, дружные отношения с Наташей.

Влюблена в Николая Ростова. Ее чувства к нему настолько постоянны и глубоки, что она хочет «любить всегда, а он пусть будет свободен».

Из-за этих чувств она отказывает Долохову.

Надеется, что брак между Николаем и княжной Марьей не состоится после выздоровления князя Андрея.

После смерти старого графа остается вместе с графиней жить на попечении вышедшего в отставку Николая Ростова.

 

Княжна Марья

Сестра Андрея Болконского.

Она показана в романе как совершенный, абсолютно цельный психологически, физически и нравственно человеческий тип.

Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо”.

Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты”.

Она умна, романтична и религиозна.

Княжна Марья умна, романтична и религиозна. Она покорно переносит эксцентрическое поведение отца, его издевки и насмешки, не переставая бесконечно глубоко и сильно любить его. Она любит “маленькую княгиню”, любит своего племянника Николая, любит предавшую ее компаньонку-француженку, любит своего брата Андрея, любит, не умея выказать это, Наташу, любит порочного Анатоля Курагина. Ее любовь такова, что все, находящиеся рядом, подчиняются ее ритмам и движениям и растворяются в ней.

Долго живет в имении Лысые Горы.

Толстой наделяет княжну Марью удивительной судьбой. Он реализует для нее любые, самые смелые романтические грезы провинциальной барышни. Она переживает измену и смерть близких, ее вызволяет из рук врагов бравый гусар Николай Ростов, ее будущий муж (как тут не вспомнить Козьму Пруткова:“Если хочешь быть красивым — иди в гусары”). Долгое томление взаимной влюбленности и ухаживаний и в конце — свадьба и счастливая семейная жизнь.

№9

studopedia.net

Анализ эпизода « Сцена отъезда Ростовых из Москвы» (по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого)

Тема: Анализ эпизода « Сцена отъезда Ростовых из Москвы»

(по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого)

Анализ эпизода – путь воспитания читателя, способного к сотворчеству…

Цель урока: углубление знаний образа Наташи Ростовой, формирование её духовного развития, характера через отношения людей.

Обучающая:

  • Проверить знания учащимися фактического материала, их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.

Развивающая:

  • Развивать творческие способности учеников, монологическую речь.

  • Развивать умение выделять главное из изучаемого материала.

  • Развивать творческое и образное мышление, культуру общения.

Воспитательная:

  • Раскрыть сущность нравственности человека в понимании Л.Н. Толстого.

  • Воспитывать стремление к духовности.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, опыт проблемного анализа (групповая и индивидуальная работа учащихся).

Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, презентация по теме «Образ Наташи Ростовой», иллюстрации А.В.Николаева.

План анализа эпизода:

1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.

2.Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторского рассуждения)

-какие события происходят в эпизоде?

-какие стороны характера героев раскрываются?

-как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности?

-какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель?

-с какой целью?

3.Тема и проблема эпизода произведения, которые получили здесь свое развитие.

4.Значение эпизода для раскрытия идеи произведения.

I. Выступление 1 группы.

У Льва Николаевича Толстого, великого русского писателя – философа, трудно, найти произведение, где эпизод был бы статичен.

Динамичность — одна из существенных черт толстовского реализма и в именно в изображаемом предмете и проявляется принцип художественного метода. Огромное место занимает в романе важнейшие исторические события. На широком историческом фоне с большой глубиной Толстой раскрывает на протяжении романа, в цепочке эпизодов характеры героев романа, рисуя их внутренний мир в развитии, со всеми их сомнениями, ошибками, раскаяниями, исканиями, противоречиями. Повествование является основным принципом композиции романа, этим и достигается динамичность в раскрытии образов в эпизодах.

Действие героини Наташи Ростовой, ее речь, активные проявления характера являются решающей стороной художественного изображения. Писатель вводит читателя в круговорот событий с первых страниц романа, с первых эпизодов.

Совместная работа с учащимися: эпизод охоты, святок.

— Какой предстает Наташа в этих эпизодах?

— Какие черты характера вы отметили в Наташе? (обсуждение, запись)

II. 1. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 3, глава13). Чтение отдельных фрагментов, обсуждение. Работает вторая группа.

— Как ведет себя Наташа в тот период, когда Наполеон вторгся в Россию?

— Выводы (запись в тетрадь).

Наташа сходит со сцены, как и многие другие герои. На первый план выдвигается главный герой эпопеи – народ. Л.Н.Толстой подготавливает героиню к решению главного вопроса: «Что мне делать, как употребить свою волю!»

2. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 1, глава 16). Работает третья группа.

-Чтение и обсуждение

В маленьком, будничном эпизоде (том 3, часть 1, глава 16) Л.Н.Толстой раскрывает в Наташе высокие душевные качества – человечность, сострадание, великодушие. Перед ней открывается вся панорама народного бедствия и именно это оказалось той силой, возвратившей ее к жизни.

«В «Войне и мире» не среда, не отношения между людьми раскрываются через характеры, а характеры раскрываются через отношения людей»,- и это мы видим, наблюдаем в раскрытии образа Наташи.

Внимание всех героев в данном эпизоде направлено на то, чтобы спасти свой скарб. Это Берг «…он счел нужным отпроситься из армии в Москву для решения домашних дел…» и « присмотревший для своей Веруши шифоньерочку и туалет с аглицким секретом». Графиня – мать устраивает сцену Илье Андреевичу, согласившемуся уступить подводы раненым.

Толстой всегда стремиться показать важнейшие этапы жизни героя, раскрыть процесс становления человеческой личности через взлеты и падения, но наступает момент, главный и решающий, который определяет дальнейшее направление жизни. Поэтому у Толстого развитие образа имеет свою кульминацию.

В сложный драматический момент для Москвы, России семья Наташи Ростовой спасает собственное имущество – дочери на выданье. Никто не понимает драматизма ситуации. И только Наташа внутренним чутьем угадывает противоестественность поступков, действий и понимает, что происходит и что надо делать. Эмоциональное состояние героини передается автором детально: она «закричала», «горло ее задрожало от судорожных рыданий», «боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице», «как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери». Наташа бросилась к матери с требованием отдать подводы для раненых: «Это нельзя…это ни на что не похоже, вы посмотрите только что на дворе…Маменька! Этого не может быть!»

— Почему же молчит граф? Почему не поворачивая лица, слушает слова Наташи.

— Почему « не поворачивая лица», «почему молчит»?

Кульминацией в эпизоде является сцена, где граф, скрывая слезы гордости за свою дочь, прячет лицо и произносит:

-Яйца…Яйца курицу учат…

Троеточие… И пауза…

— Как вы думаете, для чего нужна пауза? Пауза, которая говорит о многом, порой больше слов…, как и троеточие…

Наверное, это необходимый художественный прием, чтобы понять, осмыслить графу (« сквозь счастливые слезы обнял жену, которая рада была скрыть свое пристыженное лицо…), графине слова, поведение Наташи, которая оказалась мудрее, сильнее в этой жизненной ситуации и испытать чувство гордости и счастья за воспитание дочери.

— Что является кульминацией в данном эпизоде

Да, так как развитие кульминации образа у Толстого есть развитие и кульминации внутренней душевной жизни героини.

— Выводы, запись в тетрадь)

III. Работает четвертая группа. Финальная сцена.

В финальной сцене автор прибегает к сравнению.

«Соня, не перестававшая хлопотать хлопотала тоже: но цель ее хлопот была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; старалась захватить как можно больше», и раненые» с бледными радостными лицами» окружавшие подводы, мужики с изменившимся настроением помогающие сгружать вещи, и Наташа, умело распоряжавшаяся всем этим. Сравнение у Толстого, как и прием психологизма, представляет не речевую манеру, а средство передачи конкретного замысла. В сравнении и в изображении внутреннего мира героя есть итоговая оценка замысла эпизода.

Писатель показывает в Наташе человека, способного понять сердцем, умом нависшую угрозу над родиной без высоких слов и делает то, что требует данная ситуация. Завершает формирование ее душевного мира встреча с Андреем Болконским и она готова была «отдать себя всю», чтобы помочь ему. «Ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему, не было в душе Наташи» (т.4, ч.1, гл. 14). Личное отодвигается на второй план, внутренний осознанный порыв Наташи – помочь облегчить страдания Андрея, матери, защитников Родины.

— Выводы, запись в тетрадь.

IV. Какова роль эпизода в «романе «Война и мир»?

— Как показан Л.Н.Толстым образ Наташи Ростовой в данном эпизоде?

— Чем может помочь вам этот урок на ЕГЭ по русскому языку и литературе?

V. Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение: «Наташа Ростова-любимая героиня Л.Н.Толстого», « Духовное становление Наташи Ростовой».  .

1. htt||warland.org|school|s cat=13794$rade=0

2. Издательства Московского университета, 1959г., А.А.Сабуров., стр 197.

3.Роман «Война и мир».

4 . Материалы статьи Т.И. Шевченко «Образ Наташи Ростовой»

infourok.ru

Анализ эпизода «Отъезд Ростовых из Москвы». «Война и мир»!!! Анализ эпизода «Отъезд Ростовых из Москвы». «Война и мир»

Эпизод отъезда Ростовых из Москвы показывает борьбу главной героини романа Наташи за проявление человеческой доброты, гуманности и справедливости против эгоизма и самолюбия. Она не принимает решения матери, противоречащее ее совести, всему ее существу, а взрывается, как буря. Девушкой во всем руководит то присущее ей нравственное чувство, которое особенно ценит Толстой. Наташа – воплощение любви, которая порождает доброе и чуткое отношение.

Сцена отъезда Ростовых из Москвы занимает несколько глав третьего тома романа «Война и мир» . Но самой важной для более глубокого раскрытия характера Наташи Ростовой является 16-ая глава.

В этой части романа описываются военные действия, достигшие своего накала и вызвавшие необходимость эвакуации людей из столицы. Ростовы тоже готовятся к отъезду, Соня с графиней уже упаковали вещи. Пришедший Берг рассказывает им о героизме русских солдат и офицеров.

В доме чувствуется легкое напряжение, так как супруги Ростовы поссорились. Петя сообщает Наташе о причине их ссоры: отец хотел отдать подводы раненым, а графиня была против. Возмущенной Наташе удается пристыдить мать и добиться размещения на подводах именно людей, а не имущества.

Этот эпизод помогает выявить в героине такие черты характера, как человеколюбие, бескорыстное самопожертвование. Ее волнует жизнь окружающих людей. Толстой рисует портрет своей любимой героини в динамике, в движении. Она нисколько не утрачивает своего обаяния оттого, что ее изменчивое, выразительное лицо делается некрасивым в минуты сильного душевного волнения. Узнав, что раненых оставляют в Москве, Наташа вбегает к матери «с изуродованным злобой лицом» . Взволнованное и возмущенное такой несправедливостью состояние героини автор передает при помощи ее речи, действий и жестов, ее чувств и мыслей. Возгласы Наташи «Это такая гадость, такая мерзость! Разве мы немцы какие-нибудь? » – испугали Берга, Петю и графиню и растрогали до слез графа. Эмоциональное состояние героини передается автором детально, подробно: она «закричала» , «горло ее задрожало от судорожных рыданий» , «боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице» , «как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери».

otvet.mail.ru

Анализ эпизода «Отъезд Ростовых из Москвы». «Война и мир».. Анализ эпизода «Отъезд Ростовых из Москвы». «Война и мир»

Эпизод отъезда Ростовых из Москвы показывает борьбу главной героини романа Наташи за проявление человеческой доброты, гуманности и справедливости против эгоизма и самолюбия. Она не принимает решения матери, противоречащее ее совести, всему ее существу, а взрывается, как буря. Девушкой во всем руководит то присущее ей нравственное чувство, которое особенно ценит Толстой. Наташа – воплощение любви, которая порождает доброе и чуткое отношение.

Сцена отъезда Ростовых из Москвы занимает несколько глав третьего тома романа «Война и мир» . Но самой важной для более глубокого раскрытия характера Наташи Ростовой является 16-ая глава.

В этой части романа описываются военные действия, достигшие своего накала и вызвавшие необходимость эвакуации людей из столицы. Ростовы тоже готовятся к отъезду, Соня с графиней уже упаковали вещи. Пришедший Берг рассказывает им о героизме русских солдат и офицеров.

В доме чувствуется легкое напряжение, так как супруги Ростовы поссорились. Петя сообщает Наташе о причине их ссоры: отец хотел отдать подводы раненым, а графиня была против. Возмущенной Наташе удается пристыдить мать и добиться размещения на подводах именно людей, а не имущества.

Этот эпизод помогает выявить в героине такие черты характера, как человеколюбие, бескорыстное самопожертвование. Ее волнует жизнь окружающих людей. Толстой рисует портрет своей любимой героини в динамике, в движении. Она нисколько не утрачивает своего обаяния оттого, что ее изменчивое, выразительное лицо делается некрасивым в минуты сильного душевного волнения. Узнав, что раненых оставляют в Москве, Наташа вбегает к матери «с изуродованным злобой лицом» . Взволнованное и возмущенное такой несправедливостью состояние героини автор передает при помощи ее речи, действий и жестов, ее чувств и мыслей. Возгласы Наташи «Это такая гадость, такая мерзость! Разве мы немцы какие-нибудь? » – испугали Берга, Петю и графиню и растрогали до слез графа. Эмоциональное состояние героини передается автором детально, подробно: она «закричала» , «горло ее задрожало от судорожных рыданий» , «боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице» , «как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери».

otvet.mail.ru

Ответы@Mail.Ru: Отъезд ростовых из Москвы

Сцена отъезда Ростовых из Москвы занимает несколько глав третьего тома романа. Семья Ростовых медленно и вяло готовится к отъезду из Москвы. По улицам Москвы едут телеги с ранеными. Наташа видит их из окна и предлагает офицерам остановиться у них в доме, так как они все равно уезжают из Москвы скоро. Раненые располагаются в доме Ростовых. Графиня упрашивает мужа ехать завтра, чтобы увезти из Москвы Петю и тем самым помешать ему участвовать в сражении. Слуги Ростовых принимают у себя еще одного раненого. Им оказывается Андрей Болконский, который, по словам его камердинера, очень слаб. Добрый граф Ростов освобождает несколько телег от имущества, чтобы на телегах могли уехать раненые солдаты. Графиня Ростова сердится на графа за его поступок, потому что она считает, что доброта графа разоряет их семью. Наташа просит мать позволить вместо вещей увезти из Москвы побольше раненых военных. Ростовы уезжают из Москвы и увозят с собой раненых. В одной из колясок едет раненый Болконский. В сложный драматический момент для Москвы, России семья Наташи Ростовой спасает собственное имущество – дочери на выданье. Никто не понимает драматизма ситуации. И только Наташа внутренним чутьем угадывает противоестественность поступков, действий и понимает, что происходит и что надо делать: она «закричала», горло ее задрожало от судорожных рыданий», «боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице»,»как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери». Наташа бросилась к матери с требованием отдать подводы для раненых: Это нельзя… это ни на что не похоже, вы посмотрите только что на дворе… Маменька! Этого не может быть!» Но почему-то молчит граф. Кульминацией в эпизоде является сцена, где граф, скрывая слезы гордости за свою дочь, прячет лицо и произносит: -Яйца… Яйца курицу учат… Троеточие… И пауза… Пауза, которая говорит о многом, порой больше слов…, как и троеточие. Это необходимо, чтобы понять, осмыслить графу («сквозь счастливые слезы обнял жену, которая рада была скрыть свое пристыженное лицо…), графине слова, поведение Наташи, которая оказалась мудрее, сильнее в этой жизненной ситуации и испытать чувство гордости и счастья за воспитание дочери. В финальной сцене автор прибегает к сравнению. «Соня, не перестававшая хлопотать хлопотала тоже: но цель ее хлопот была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; старалась захватить как можно больше», и «раненые с бледными радостными лицами» окружавшие подводы, мужики с изменившимся настроением помогающие сгружать вещи, и Наташа, умело распоряжавшаяся всем этим. Сравнение у Толстого, как и прием психологизма, представляет не речевую манеру, а средство передачи конкретного замысла. В сравнении и в изображении внутреннего мира героя есть итоговая оценка замысла эпизода. Писатель показывает в Наташе человека, способного понять сердцем, умом нависшую угрозу над родиной без высоких слов и делает то, что требует данная ситуация.

1. Не раненных, а раненых. 2. Не ростовы, а Ростовы. 3.Не подвозы, а подводы. Кончай возиться в соцсетях, а иди учиться, недоросль!

touch.otvet.mail.ru

подскажите пожалуйста! кто читал ,,Война и мир»,эпизод, где Наташа помогает раненым, это какой том и примерно где?

— Ты знаешь за что? — спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью) . Она не отвечала.

— За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, — сказал Петя. — Мне Васильич сказал. По-моему.. .

— По-моему, — вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, — по-моему, это такая гадость, такая мерзость, такая.. . я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?.. — Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно-почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.

— Это гадость! Это мерзость! — закричала она. — Это не может быть, чтобы вы приказали.

Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь.

— Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! — закричала она. — Они остаются!. .

— Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?

— Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже.. . Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка.. . Маменька, ну что нам-то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе.. . Маменька!. . Это не может быть!. .

Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.

Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.

— Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому-нибудь! — сказала она, еще не вдруг сдаваясь.

— Маменька, голубушка, простите меня!

Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.

— Mon cher, ты распорядись, как надо.. . Я ведь не знаю этого, — сказала она, виновато опуская глаза.

— Яйца.. . яйца курицу учат… — сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо.

— Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. — спрашивала Наташа. — Мы все-таки возьмем все самое нужное… — говорила Наташа.

Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.

Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.

otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *