Содержание

Общественный прогресс и его критерии. Границы свободы человека.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному называется прогрессом. Прогресс — это всегда движение вперёд.

Так Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же страдания. Одним из первых, кто выдвинул теорию общественного прогресса был французский философ Тюрго, история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума.

Одна из существенных ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Весьма существенным в данной теме является вопрос о движущих силах и критериях общественного прогресса. Движущими силами выступают народные массы, а основными критериями общественного прогресса являются: развитие производительных сил; развитие материального производства, смена общественно-экономических формаций, процесс научно-технической революции.  Важным критерием прогресса выступает уровень гуманизации общества, т. е. положение в нем личности, степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья.

     Превращение человека в основное богатство общества, его высшую ценность и есть важнейший признак прогресса, который дает возможность человеку быть свободным. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволию и анархию, в насилие над другими людьми, т.е. в негативную свободу.
Границами свободы
являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества. Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Общественный прогресс: понятие, критерии.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Общественный прогресс — это направление развития человеческого общества, которое характеризуется необратимыми его изменениями во всех аспектах жизнедеятельности, в результате чего осуществляется переход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества.

Стремление основной массы людей к прогрессу обусловлено природой материального производства и определенных им законов общественного развития.

Критерии общественного прогресса. Определение основы общественного прогресса дает возможность научно решать вопрос о критерии общественного прогресса. Поскольку экономические отношения составляют фундамент всякой формы общественного устройства (общества) и в конечном итоге обусловливают все стороны общественной жизни, значит, общий критерий прогресса необходимо искать прежде всего в сфере материального производства. Развитие и изменение способов производства как единства производительных сил и производственных отношений позволили рассматривать всю историю общества как естественноисторический процесс и тем самым раскрыть закономерности общественного прогресса.

В чем заключается прогресс развития производительных сил?

Прежде всего, в непрерывном видоизменении и совершенствовании технологии средств труда, что обеспечивает постоянный и неуклонный рост его производительности. Совершенствование средств труда и производственных процессов влечет за собой совершенствование главного элемента производительных сил — рабочей силы. Новые средства труда вызывают к жизни новые производственные умения и постоянно революционизируют существующее общественное разделение труда, приводят к увеличению общественного богатства.

Вместе с прогрессом техники, совершенствованием технологии и организации производства происходит развитие науки как духовной потенции производства. Это, в свою очередь, увеличивает воздействие человека на природу. Наконец, рост производительности труда означает увеличение количества прибавочного продукта. При этом неизбежно изменяются характер потребления, образ жизни, культура и быт.

Значит, не только в материальном производстве, но и в общественных отношениях мы наблюдаем несомненный прогресс.

Ту же диалектику мы видим и в сфере духовной жизни, которая представляет собой отражение реальных общественных отношений. Определенные общественные отношения порождают определенные формы культуры, искусства, идеологии, которые нельзя произвольно заменить другими и оценивать по современным законам.

Прогрессивность развития общества определяется не только развитием способа производства, но и развитием самого человека.

Способ производства и обусловленный им общественный строй составляют основу и критерий общественного прогресса. Этот критерий объективен, ибо опирается на реальный закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Он включает в себя:

а) уровень развития производительных сил общества;

б) тип производственных отношений, которые сложились на базе данных производительных сил;

в) социальную структуру, определяющую политический строй общества;

г) ступень и уровень развития свободы личности.

Ни один из этих признаков, взятых отдельно, не может быть безусловным критерием общественного прогресса. Только их единство, воплощенное в данной формации, может быть подобным критерием. При этом необходимо иметь в виду то обстоятельство, что не существует полного соответствия в развитии разных сторон общественной жизни.

Необратимость общественного прогресса — закономерность реального исторического процесса.

Другой закономерностью общественного прогресса является ускорение его темпов.

Социальный прогресс тесно связан с так называемыми глобальными проблемами. Под глобальными проблемами понимается комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его отдельные регионы или государства. К ним принадлежат: 1) предупреждение мировой термоядерной войны; 2) социальное развитие и экономический рост в мире; 3) ликвидация на Земле вопиющих проявлений социальной несправедливости — голода и нищеты, эпидемий, неграмотности, расизма и т.д.; 4) рациональное и комплексное использование природы (экологическая проблема).

Становление названных выше проблем именно как глобальных, которые имеют всемирный характер, связано с интернационализацией производства, всей общественной жизни.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Общественный прогресс его критерии и понятие

Вы уже знакомы с понятием социальная динамика? Общество не стоит на месте, постоянно меняя направления своего развития. Действительно ли общество наращивает темпы своего развития, какова его направленность? Как ответить на него правильно, разберем в задании 25 после темы.

«Прогресс — это движение по кругу, но все более быстрое»

Так считал американский писатель Леонард Левинсон.

Напомним, что одним из признаков СИСТЕМЫ является ДИНАМИКА – развитие, движение. Социум постоянно находится в процессе изменения, необходимые ему институты развиваются, усложняя ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Невостребованные институты отмирают. Мы уже проследили развитие института ОБРАЗОВАНИЯ.

Посмотрим на другие важные институты – СЕМЬЯ, ГОСУДАРСТВО, представим их развитие и социальную востребованность в них в виде таблицы:

Социальная динамика выражена в разнообразных направлениях развития общества.

Прогресс – поступательное развитие общества, выраженное в усложнении социальной структуры.

Регресс – деградация социальной структуры и общественных отношений

(обратный ПРОГРЕССУ термин, его антоним).

Понятия ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС очень условны, характерное для развития одного общества не может быть приемлемо для традиций другого. Вспомним, что в Древней Спарте слабых новорожденных мальчиков просто сбрасывали со скалы, ибо войнами они не могли стать. Сегодня этот обычай для нас выглядит варварским.

А с точки зрения норм одной из мировых религий – ислама, социальное равенство мужчины и женщины, принятое в демократических западных обществах неприемлемо.

Революция – резкое качественное изменение общественных отношений, отражающееся на всех СФЕРАХ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

Эволюция – постепенное развитие общества (обратный РЕВОЛЮЦИИ термин, его антоним). Одной из его форм является реформа – изменение, исходящее от государства, и меняющее отношения в одной из сфер (например, аграрная реформа П.А. Столыпина)

. РЕВОЛЮЦИЯ в политическом смысле исходит от народа.

Социальная динамика является предметом изучения одной из наук об ОБЩЕСТВЕ – социальной философии. Существуют два основных подхода к изучению общества.

По Марксу, каждое общество должно пройти все ступени развития и прийти к коммунизму (линейность развития). Цивилизационным подход предусматривает альтернативность путей каждой цивилизации, параллельное существование обществ с разным уровнем развития, что более соответствует современным реалиям. Именно этот подход наиболее востребован в контексте заданий ЕГЭ.

Попробуем сравнить три типа исторических обществ по разным важным параметрам в виде таблицы:

И сделаем вывод, что в историческом развитии выделяют три основных типа общества:

Традиционное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на натуральном производстве, монархической системе и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

Индустриальное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на рыночной экономике (капитализме), внедрении научных достижений в производстве, ликвидации монархической политической системы средневековья.

Постиндустриальное (информационное) общество – современный тип цивилизации, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, средств массовой информации. Результат НТР XX века.

Таким образом, мы сегодня проработали следующие важные темы из КОДИФИКАТОРА ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ:

  • Понятие общественный прогресс;
  • Многовариантность общественного развития (типы обществ).

А теперь ПРАКТИКУМ! ЗАКРЕПЛЯЕМ ПОЛУЧЕННЫЕ СЕГОДНЯ ЗНАНИЯ!

Выполняем

задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее особенности прогресса, и одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) определения прогресса.

Для начала не делаем наиболее распространенную ошибку, связанную с этим заданием. От нас требуется не два предложения, а ПОНЯТИЕ и 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ (всего три!). Итак, вспомнили понятие прогресса – поступательное развитие общества, его движение вперед. Подберем синоним слова критерий – мера, мерило. Соответственно:
«Критерий прогресса» — мера, по которой судят о степени развитости общества.

Далее, вспомним, что прогресс и регресс для каждого общества проявляются по-разному, противоречивы. Отвечаем на первый вопрос, сохраняем начало его формулировки (пишем то, что от нас хотят увидеть!):

1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.

И, запоминаем, что хотя степень развитости общества можно измерить по разному (существует масса подходов – уровень развития науки, техники и технологии, степень демократичности, общепринят единый критерий – гуманность общества). Итак:

2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

Таким образом, вот как выглядит наш ответ:

25. «Критерий прогресса» — мера, по которой судят о степени развитости общества.

  1.  Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.
  2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура

47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура

Прогресс в общем смысле — это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к сложному.

Общественный прогресс — это постепенное культурное и социальное развитие человечества.

Идея прогресса человеческого общества стала формироваться в философии с древнейших времен и опиралась на факты умственного движения человека вперед, что выражалось в постоянном приобретении и накоплении человеком новых знаний, позволяющих ему всё более понижать свою зависимость от природы.

Таким образом, идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.

Поскольку философия рассматривает мир как целое, то, присовокупляя к объективным фактам социально-культурного прогресса этические аспекты, она пришла к выводу, что развитие и совершенствование нравственности человека не является таким же однозначным и неоспоримым фактом, как развитие знаний, общей культуры, науки, медицины, социальных гарантий общества и т. д.

Однако, принимая, в общем, и целом, идею общественного прогресса, то есть идею о том, что человечество, всё-таки, идёт вперед в своём развитии во всех главных составляющих своего бытия, и в нравственном смысле тоже, философия, тем самым, выражает свою позицию исторического оптимизма и веры в человека.

Однако при этом в философии нет единой теории общественного прогресса, поскольку различные философские течения по-разному понимают и содержание прогресса, и его причинный механизм, и вообще критерии прогресса, как факта истории. Основные группы теорий общественного прогресса можно классифицировать следующим образом:

1. Теории естественного прогресса. Эта группа теорий заявляет о естественном прогрессе человечества, который происходит сам собой по естественным обстоятельствам.

Главным фактором прогресса здесь считается естественная способность человеческого разума увеличивать и накапливать сумму знаний о природе и обществе. В этих учениях человеческий разум наделяется неограниченным могуществом и, соответственно этому, прогресс считается явлением исторически бесконечным и безостановочным.

2. Диалектические концепции общественного прогресса. Эти учения полагают прогресс явлением внутренне закономерным для общества, присущим ему органически. В них прогресс выступает формой и целью самого существования человеческого общества, а сами диалектические концепции подразделяются на идеалистические и на материалистические:

— идеалистические диалектические концепции общественного прогресса сближаются с теориями о естественном ходе прогресса в том, что связывают принцип прогресса с принципом мышления (Абсолюта, Высшего Разума, Абсолютной Идеи и т. д.).

— материалистические концепции общественного прогресса (марксизм) связывают прогресс с внутренними закономерностями общественно-экономических процессов в обществе.

3. Эволюционные теории общественного прогресса.

Эти теории сложились в попытках подвести под идею прогресса строго научную опору. Исходным принципом этих теорий является идея об эволюционном характере прогресса, то есть о наличии в человеческой истории неких постоянных фактов усложнения культурно-социальной действительности, которые следует рассматривать строго как научные факты — лишь с внешней стороны их неоспоримо наблюдаемых явлений, не давая никаких положительных или отрицательных оценок.

Идеалом эволюционного подхода является система естественнонаучных знаний, где научные факты собираются, но для них не предусматривается никаких этических или эмоциональных оценок.

В итоге вот такого естественнонаучного метода анализа общественного прогресса, эволюционные теории выделяют в качестве научных фактов две стороны исторического развития общества:

— постепенность и

— наличие естественной причинно-следственной закономерности в процессах.

Таким образом, эволюционный подход к идее прогресса

признает наличие неких законов развития общества, которые, однако, не определяют собой ничего, кроме процесса спонтанного и неумолимого усложнения форм социальных отношений, что сопровождается эффектами интенсификации, дифференциации, интеграции, расширения набора функций и т. д.

Всё многообразие философских учений о прогрессе порождено их расхождениями в объяснении главного вопроса — почему развитие общества совершается именно в прогрессивном направлении, а не во всех иных возможностях: круговое движение, отсутствие развития, циклическое «прогресс-регресс» развитие, плоскостное развитие без качественного роста, регрессивное движение и т. д.?

Все эти варианты развития одинаково возможны для человеческого общества наряду с прогрессивным видом развития, и пока единых причин, объясняющих наличие в человеческой истории именно прогрессивного развития, философией не выдвинуто.

Кроме того, само понятие прогресса, если применить его не к внешним показателям человеческого общества, а к внутреннему состоянию человека, становится еще более спорным, поскольку невозможно утверждать с исторической достоверностью, что человек на более развитых социально-культурных этапах общества становится счастливее в личном плане. В этом смысле говорить о прогрессе, как о факторе, генерально улучшающем жизнь человека, нельзя. Это относится и к прошедшей истории (нельзя утверждать, что древние эллины были менее счастливы, чем жители Европы в Новое Время, или, что население Шумера было менее удовлетворено ходом личной жизни, чем нынешние американцы и т. д.), и с особенной силой присуще современному этапу развития человеческого общества.

Нынешний общественный прогресс породил много факторов, которые, наоборот, усложняют жизнь человека, подавляют его психически и даже создают угрозу его существованию. Многие достижения современной цивилизации начинают всё хуже и хуже вписываться в психофизиологические возможности человека. Отсюда возникают такие факторы современной человеческой жизни, как переизбыток стрессовых ситуаций, нервнопсихический травматизм, страх перед жизнью, одиночество, апатия к духовности, перенасыщение ненужной информацией, сдвиг жизненных ценностей на примитивизм, пессимизм, нравственное равнодушие, общий надрыв физико-психологического состояния, невиданный в истории уровень алкоголизма, наркомании и духовной угнетенности людей.

Возник парадокс современной цивилизации:

в повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить какой-то общественный прогресс, они просто пытались удовлетворить свои насущные потребности как физиологического, так и социального свойства. Каждая цель на этом пути постоянно отодвигалась, поскольку каждый новый уровень удовлетворения потребностей тут же оценивался, как недостаточный, и сменялся новой целью. Таким образом, прогресс был всегда во многом предопределен биологической и социальной природой человека, и по смыслу этого процесса он должен был приближать момент, когда окружающая жизнь станет оптимальной для человека с точки зрения его биологической и социальной природы. Но вместо этого наступил момент, когда уровень развития общества выявил психофизическую недоразвитость человека для жизни в тех обстоятельствах, которые он сам же для себя и создавал.

Человек перестал по своим психофизическим возможностям соответствовать требованиям современной жизни, и человеческий прогресс, на его нынешнем этапе, уже нанес глобальную психофизическую травму человечеству и продолжает развиваться по тем же магистральным направлениям.

Кроме того, нынешний научно-технический прогресс породил экологически кризисную ситуацию современного мира, характер которой позволяет говорить об угрозе самому существованию человека на планете. При сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим ресурсам планеты, уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экономической планки, за которой наступит крах человеческой цивилизации.

Сложившаяся ситуация с экологией и с нервнопсихическим травматизмом человека стимулировала обсуждение проблемы как самого прогресса, так и проблемы его критериев. В настоящее время, по итогам осмысления этих проблем, возникает концепция нового осмысления культуры, которая требует понимать её не как простую сумму достижений человечества во всех областях жизни, а как явление, призванное целенаправленно служить человеку и благоприятствовать всем аспектам его жизни.

Таким образом, решается вопрос о необходимости гуманизации культуры, то есть о приоритете человека и его жизни во всех оценках культурного состояния общества.

В канве этих обсуждений естественным образом возникает проблема критериев общественного прогресса, поскольку, как показала историческая практика, рассмотрение общественного прогресса просто по факту усовершенствования и усложнения социально-культурных обстоятельств жизни ничего не дает для решения главного вопроса — положителен или нет по своему итогу для человечества нынешний процесс его общественного развития?

Положительными критериями общественного прогресса на сегодняшний день признаны:

1. Экономический критерий.

Развитие общества с экономической стороны должно сопровождаться повышением уровня жизни человека, устранением бедности, исключением голода, массовых эпидемий, высокими социальными гарантиями по старости, болезни, инвалидности и т. д.

2. Уровень гуманизации общества.

В обществе должны расти:

степень различных свобод, общая защищенность человека, уровень доступа к образованию, к материальным благам, возможность удовлетворения духовных потребностей, соблюдение его прав, возможности для отдыха и т. д.,

и понижаться:

влияние обстоятельств жизни на психофизическое здоровье человека, степень подчиненности человека ритму производственной жизни.

Обобщающим показателем этих социальных факторов берется средняя продолжительность жизни человека.

3. Прогресс в нравственном и духовном развитии личности.

Общество должно становиться всё более нравственным, моральные нормы должны укрепляться и совершенствоваться, а каждый человек должен получать всё больше и больше времени и возможностей для развития своих способностей, для самообразования, для творческой деятельности и духовной работы.

Таким образом, основные критерии прогресса сместились в настоящее время с производственно-экономических, научно-технических, социально-политических факторов в сторону гуманизма, то есть в сторону приоритета человека и его социальной судьбы.

Следовательно,

главным смыслом культуры и главным критерием прогресса является гуманизм процессов и результатов общественного развития.

Основные термины

ГУМАНИЗМ — система взглядов, выражающая принцип признания личности человека главной ценностью бытия.

КУЛЬТУРА (в широком смысле) — уровень материального и духовного развития общества.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС — постепенное культурное и социальное развитие человечества.

ПРОГРЕСС — восходящее развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к более сложному.

4. Общественный прогресс. Социальная философия

4. Общественный прогресс

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

С Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII века, а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного прогресса — Тюрго и Кондорсе — были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции. И это вполне объяснимо: идея общественного прогресса, признание того факта, что человечество в целом, в главном идет в своем движении вперед, есть выражение исторического оптимизма, свойственного передовым социальным силам.

Три характерные черты отличали первоначальные прогрессистские концепции.

Во-первых, это идеализм, то есть попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале — в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта (те же Тюрго и Кондорсе) или в спонтанном саморазвитии абсолютного духа (Гегель). Соответственно этому критерий прогресса тоже усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. Между прочим, прогресс был подмечен прежде всего в сфере научного познания (Ф. Бэкон, Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на социальные отношения в целом.

Во-вторых, существенным недостатком многих ранних концепций социального прогресса являлось недиалектическое рассмотрение общественной жизни. В таких случаях общественный прогресс понимается как плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без попятных движений, как непрерывное восхождение по прямой линии (О. Конт, Г. Спенсер).

В-третьих, восходящее развитие по форме ограничивалось достижением какого-нибудь одного облюбованного общественного строя. Весьма отчетливо этот отказ от идеи неограниченного прогресса сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением мирового прогресса им провозглашался христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании.

Эти недостатки в значительной степени были преодолены в марксистском понимании сущности общественного прогресса, включающем в себя признание его противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же явление и даже ступень исторического развития в целом могут быть одновременно прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными в другом. Именно таков, как мы видели, один из возможных вариантов воздействия государства на развитие экономики.

Следовательно, говоря о поступательном развитии человечества, мы имеем в виду главное, магистральное направление исторического процесса в целом, его результирующую применительно к основным ступеням развития. Первобытно-общинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, эпоха социализированных общественных отношений в формационном срезе истории; первобытная доцивилизационность, земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная волны в цивилизационном срезе истории выступают основными «блоками» исторического прогресса, хотя по каким-то своим конкретным параметрам последующая формация и ступень цивилизации могут уступать предыдущим. Так, в ряде областей духовной культуры феодальное общество уступало рабовладельческому, что послужило основанием для просветителей XVIII века смотреть на средние века как на простой «перерыв» в ходе истории, не обращая внимания на большие успехи, сделанные в течение средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV и XV веков и создание предпосылок для возникновения экспериментального естествознания. Если попытаться в общем виде определить причины общественного прогресса, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Как уже отмечалось в главе второй, эти потребности многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить общественный прогресс, а сам общественный прогресс отнюдь не является какой-то изначально заложенной в ход истории идеей («программой»), осуществление которой составляет ее сокровенный смысл. В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой; а в ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества.

Критерии и содержание общественного прогресса

Определение 1

Прогресс – это направленное развитие при котором происходит движение от низших форм организации к более высоким и совершенным.

Развитие идеи прогресса общества в философии

Представление о прогрессе зародилось еще в античной философии и сразу же стало объектом яростных дискуссий приверженцев различных философских взглядов и концепций. Представление о прогрессе как таковом и о развитии вообще, получает свое признание только в диалектических философских системах, в то время как метафизические рассматривают его как иллюзорное, несущественное понятие, в силу неизменности субстанциональных первоначал мира.

Однако способность человечества к накоплению знаний и их передаче от поколения к поколению отмеченная еще древними, реализовалась в Новое время в виде зарождения научного подхода к миру, который сам по себе предполагал возможность развития и роста самого знания, а значит и способностей человека к управлению природой и самим собой. В эпоху Просвещения сформировались идеалы общественного прогресса, тесно связанные с прогрессом научного знания, и веру в способности науки разрешить все социальные проблемы человечества.

Однако уже на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков идеалы прогресса получили критическое осмысление, т.к. внедрение рациональности и научных новшеств дало противоречивые результаты — не только улучшение комфортности жизни отдельного индивида и общества, но новые общественные волнения и процессы, а также новые массовые способы ведения войны и террора.

Прогресс перестал восприниматься как линейный и безусловный процесс в человеческом обществе, а лишь как одна из альтернатив общественного развития. Развитие как череда необратимых изменений общественной структуры в свою очередь может привести как к прогрессу, так и к регрессу общества, что нашло свое отражение в цивилизационном подходе Тойнби и Шпенглера.

Подходы к понимаю общественного прогресса

Множество теорий общественного развития и прогресса можно обобщить в три подхода:

  • естественный,
  • стадиальный,
  • эволюционный.

Естественный подход предполагает, что способность к развитию и прогрессу является врожденной для человеческого общества и представляет собой естественное следствие его существования. Базой прогресса выступает рациональный характер человеческого сознания, его способность к накоплению и переосмыслению знаний.

Готовые работы на аналогичную тему

Стадиальный подход базируется на диалектических принципах. Согласно ему в самом устройстве общества существуют некие противоречивые процессы, рост которых вызывает обострение конфронтации и ее последующее разрешение, через переход на более прогрессивную стадию общественного устройства. Стадиальная модель используется многими теория, от формационной теории марксизма, до теории постиндустриального общества. При этом в качестве источника общественного прогресса как правило рассматриваются материальные параметры общества – уровень развития производительных сил, технический уклад общества и т.д. Совершенствование способов хозяйствования и рост их производительности влечет за собой перестройку всей социальной системы на новых основаниях.

Эволюционный подход отрицает идею стадиальности общественного развития. С позиции его теорий, развитие и прогресс общества обусловлен возрастающей сложностью общественно-исторических задач с которыми оно сталкивается. Для решения этих задач общество вынуждено адаптироваться, создавать новые институты и дифференцировать свою структуру. Параллельно с процессами дифференциации должны протекать и процессы интеграции, налаживания новых обобщающих связей между элементами общества для сохранения его целостности.

Задачи и критерии прогресса общества

Несмотря на существование стадиальных теорий, которые задают достаточно жёсткие рамки и механизмы общественного развития, обуславливая прогресс общества как целенаправленное движение, в действительности в исторической ретроспективе, человеческое общество само по себе вряд ли ставило осознанные цели своего прогресса.

Человек в своих представлениях о благополучном будущем исходил из актуальных ему потребностей сегодняшнего дня, которые были продиктованы его социобиологической природой и связаны в первую очередь с повышением комфортности и безопасности среды обитания, обеспечения ее стабильности и снижения степени тяжелого физического труда. И общественное развитие неосознанно протекало по пути решения данных задач, в первую очередь технологическими способами – через внедрение машинного труда, перераспределение занятости населения из сферы производства в сферу услуг, создание искусственной среды обитания, независимой от капризов природы, увеличения скорости реализации всех процессов – от производства сельскохозяйственной продукции, до передачи информации.

Как следствие уже в современном постиндустриальном обществе перед человечеством встали качественно новые проблемы, порожденные самим прогрессом, в первую очередь проблема психофизиологической ограниченности человека и его несоответствия реалиям современного мира. Человек переживает психологическую перегрузку, связанную с неконтролируемыми объемами производимой и потребляемой информации, высокой динамичностью общественных процессов, требованием сверхусилий в профессиональной среде из-за плотной конкуренции, переизбытка человек-человеческого взаимодействия, при котором другие люди перестают восприниматься как субъекты и становятся объектами, инструментами, ухудшения экологии и т.д.

В соответствии с данной проблематикой, в качестве актуальных критериев общественного прогресса выделяют:

  • развитие экономики;
  • рост уровня гуманизации;
  • нравственно-духовный прогресс общества.

Экономический критерий связан с повышением производительности труда, устранением бедности и дефицита. Хотя в западных странах данный критерий находится на высоком уровне, в рамках глобального мира следует констатировать, что его прогресс достигается за счет жесткой эксплуатации стран третьего мира играющих роль сырьевых баз и дешевых производственных комплексов.

Гуманизация общества предполагает увеличение степени свободы его членов, их защищенности, доступа к благам и ресурсам, достижениям культуры и образованию, одним из ключевых показателей является продолжительность жизни. В тоже время гуманизация заключается и в снижении стрессового воздействия производственной эксплуатации, которая в современном обществе только растет.

Нравственно-духовный прогресс предполагает выработку универсальной, общечеловеческой морали, повышение нравственных качеств каждого отдельного индивида, его способности к творческой самореализации и самоактуализации в жизни.

Понятие общественного прогресса

1. Различные взгляды на направленность общественного развития
1.1.  Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенг­лер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорот.
1.2.  Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах общества.
1.3.  Французские просветители — непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.
1.4.  Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем).

2.
Понятие прогресса и регресса.
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

3. Традиционные критерии прогресса:
— развитие человеческого разума
— совершенствование нравственности людей
— прогресс науки и техники
— развитие производительных сил, включая самого человека
— возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

4. Относительность прогресса
: Есть области, к которым понятие про­гресса не применимо

5. Противоречивость прогресса
: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.

6. Гуманистические критерии прогресса
:
— средняя продолжительность жизни человека,
— детская и материнская смертность, состояние здоровья,
— уровень образования,
— развитие различных сфер культуры,
— чувство удовлетворенности жизнью,
— степень соблюдения прав человека,
— отношение к природе и др.

Перейти к основному содержанию Поиск