Общественный прогресс и его критерии. Границы свободы человека.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьНаправление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному называется прогрессом. Прогресс — это всегда движение вперёд.
Так Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же страдания. Одним из первых, кто выдвинул теорию общественного прогресса был французский философ Тюрго, история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума.
Одна из существенных ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
Весьма существенным в данной теме является вопрос о движущих силах и критериях общественного прогресса. Движущими силами выступают народные массы, а основными критериями общественного прогресса являются: развитие производительных сил; развитие материального производства, смена общественно-экономических формаций, процесс научно-технической революции. Важным критерием прогресса выступает уровень гуманизации общества, т. е. положение в нем личности, степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья.
Превращение человека в основное богатство общества, его высшую ценность и есть важнейший признак прогресса, который дает возможность человеку быть свободным. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволию и анархию, в насилие над другими людьми, т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества. Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира.Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Общественный прогресс: понятие, критерии.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьОбщественный прогресс — это направление развития человеческого общества, которое характеризуется необратимыми его изменениями во всех аспектах жизнедеятельности, в результате чего осуществляется переход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества.
Стремление основной массы людей к прогрессу обусловлено природой материального производства и определенных им законов общественного развития.
Критерии общественного прогресса. Определение основы общественного прогресса дает возможность научно решать вопрос о критерии общественного прогресса. Поскольку экономические отношения составляют фундамент всякой формы общественного устройства (общества) и в конечном итоге обусловливают все стороны общественной жизни, значит, общий критерий прогресса необходимо искать прежде всего в сфере материального производства. Развитие и изменение способов производства как единства производительных сил и производственных отношений позволили рассматривать всю историю общества как естественноисторический процесс и тем самым раскрыть закономерности общественного прогресса.
В чем заключается прогресс развития производительных сил?
Вместе с прогрессом техники, совершенствованием технологии и организации производства происходит развитие науки как духовной потенции производства. Это, в свою очередь, увеличивает воздействие человека на природу. Наконец, рост производительности труда означает увеличение количества прибавочного продукта. При этом неизбежно изменяются характер потребления, образ жизни, культура и быт.
Значит, не только в материальном производстве, но и в общественных отношениях мы наблюдаем несомненный прогресс.
Ту же диалектику мы видим и в сфере духовной жизни, которая представляет собой отражение реальных общественных отношений. Определенные общественные отношения порождают определенные формы культуры, искусства, идеологии, которые нельзя произвольно заменить другими и оценивать по современным законам.
Прогрессивность развития общества определяется не только развитием способа производства, но и развитием самого человека.
Способ производства и обусловленный им общественный строй составляют основу и критерий общественного прогресса. Этот критерий объективен, ибо опирается на реальный закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Он включает в себя:
а) уровень развития производительных сил общества;
б) тип производственных отношений, которые сложились на базе данных производительных сил;
в) социальную структуру, определяющую политический строй общества;
г) ступень и уровень развития свободы личности.
Ни один из этих признаков, взятых отдельно, не может быть безусловным критерием общественного прогресса. Только их единство, воплощенное в данной формации, может быть подобным критерием. При этом необходимо иметь в виду то обстоятельство, что не существует полного соответствия в развитии разных сторон общественной жизни.
Необратимость общественного прогресса — закономерность реального исторического процесса.
Другой закономерностью общественного прогресса является ускорение его темпов.
Социальный прогресс тесно связан с так называемыми глобальными проблемами. Под глобальными проблемами понимается комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его отдельные регионы или государства. К ним принадлежат: 1) предупреждение мировой термоядерной войны; 2) социальное развитие и экономический рост в мире; 3) ликвидация на Земле вопиющих проявлений социальной несправедливости — голода и нищеты, эпидемий, неграмотности, расизма и т.д.; 4) рациональное и комплексное использование природы (экологическая проблема).
Становление названных выше проблем именно как глобальных, которые имеют всемирный характер, связано с интернационализацией производства, всей общественной жизни.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Общественный прогресс его критерии и понятие
Вы уже знакомы с понятием социальная динамика? Общество не стоит на месте, постоянно меняя направления своего развития. Действительно ли общество наращивает темпы своего развития, какова его направленность? Как ответить на него правильно, разберем в задании 25 после темы.
«Прогресс — это движение по кругу, но все более быстрое»
Так считал американский писатель Леонард Левинсон.
Напомним, что одним из признаков СИСТЕМЫ является ДИНАМИКА – развитие, движение. Социум постоянно находится в процессе изменения, необходимые ему институты развиваются, усложняя ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Невостребованные институты отмирают. Мы уже проследили развитие института ОБРАЗОВАНИЯ.
Посмотрим на другие важные институты – СЕМЬЯ, ГОСУДАРСТВО, представим их развитие и социальную востребованность в них в виде таблицы:
Социальная динамика выражена в разнообразных направлениях развития общества.
Прогресс – поступательное развитие общества, выраженное в усложнении социальной структуры.
Регресс – деградация социальной структуры и общественных отношений (обратный ПРОГРЕССУ термин, его антоним).
Понятия ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС очень условны, характерное для развития одного общества не может быть приемлемо для традиций другого. Вспомним, что в Древней Спарте слабых новорожденных мальчиков просто сбрасывали со скалы, ибо войнами они не могли стать. Сегодня этот обычай для нас выглядит варварским.
А с точки зрения норм одной из мировых религий – ислама, социальное равенство мужчины и женщины, принятое в демократических западных обществах неприемлемо.
Революция – резкое качественное изменение общественных отношений, отражающееся на всех СФЕРАХ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
Эволюция – постепенное развитие общества (обратный РЕВОЛЮЦИИ термин, его антоним). Одной из его форм является реформа – изменение, исходящее от государства, и меняющее отношения в одной из сфер (например, аграрная реформа П.А. Столыпина)
. РЕВОЛЮЦИЯ в политическом смысле исходит от народа.
Социальная динамика является предметом изучения одной из наук об ОБЩЕСТВЕ – социальной философии. Существуют два основных подхода к изучению общества.
По Марксу, каждое общество должно пройти все ступени развития и прийти к коммунизму (линейность развития). Цивилизационным подход предусматривает альтернативность путей каждой цивилизации, параллельное существование обществ с разным уровнем развития, что более соответствует современным реалиям. Именно этот подход наиболее востребован в контексте заданий ЕГЭ.
Попробуем сравнить три типа исторических обществ по разным важным параметрам в виде таблицы:
И сделаем вывод, что в историческом развитии выделяют три основных типа общества:
Традиционное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на натуральном производстве, монархической системе и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Индустриальное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на рыночной экономике (капитализме), внедрении научных достижений в производстве, ликвидации монархической политической системы средневековья.
Постиндустриальное (информационное) общество – современный тип цивилизации, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, средств массовой информации. Результат НТР XX века.
Таким образом, мы сегодня проработали следующие важные темы из КОДИФИКАТОРА ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ:
- Понятие общественный прогресс;
- Многовариантность общественного развития (типы обществ).
А теперь ПРАКТИКУМ! ЗАКРЕПЛЯЕМ ПОЛУЧЕННЫЕ СЕГОДНЯ ЗНАНИЯ!
Выполняем
задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее особенности прогресса, и одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) определения прогресса.
Для начала не делаем наиболее распространенную ошибку, связанную с этим заданием. От нас требуется не два предложения, а ПОНЯТИЕ и 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ (всего три!). Итак, вспомнили понятие прогресса – поступательное развитие общества, его движение вперед. Подберем синоним слова критерий – мера, мерило. Соответственно:
«Критерий прогресса» — мера, по которой судят о степени развитости общества.
Далее, вспомним, что прогресс и регресс для каждого общества проявляются по-разному, противоречивы. Отвечаем на первый вопрос, сохраняем начало его формулировки (пишем то, что от нас хотят увидеть!):
1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.
И, запоминаем, что хотя степень развитости общества можно измерить по разному (существует масса подходов – уровень развития науки, техники и технологии, степень демократичности, общепринят единый критерий – гуманность общества). Итак:
2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.
Таким образом, вот как выглядит наш ответ:
25. «Критерий прогресса» — мера, по которой судят о степени развитости общества.
- Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.
- Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.
47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура
47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура
Прогресс в общем смысле — это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к сложному.
Общественный прогресс — это постепенное культурное и социальное развитие человечества.
Идея прогресса человеческого общества стала формироваться в философии с древнейших времен и опиралась на факты умственного движения человека вперед, что выражалось в постоянном приобретении и накоплении человеком новых знаний, позволяющих ему всё более понижать свою зависимость от природы.
Таким образом, идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.
Поскольку философия рассматривает мир как целое, то, присовокупляя к объективным фактам социально-культурного прогресса этические аспекты, она пришла к выводу, что развитие и совершенствование нравственности человека не является таким же однозначным и неоспоримым фактом, как развитие знаний, общей культуры, науки, медицины, социальных гарантий общества и т. д.
Однако, принимая, в общем, и целом, идею общественного прогресса, то есть идею о том, что человечество, всё-таки, идёт вперед в своём развитии во всех главных составляющих своего бытия, и в нравственном смысле тоже, философия, тем самым, выражает свою позицию исторического оптимизма и веры в человека.
Однако при этом в философии нет единой теории общественного прогресса, поскольку различные философские течения по-разному понимают и содержание прогресса, и его причинный механизм, и вообще критерии прогресса, как факта истории. Основные группы теорий общественного прогресса можно классифицировать следующим образом:
1. Теории естественного прогресса. Эта группа теорий заявляет о естественном прогрессе человечества, который происходит сам собой по естественным обстоятельствам.
Главным фактором прогресса здесь считается естественная способность человеческого разума увеличивать и накапливать сумму знаний о природе и обществе. В этих учениях человеческий разум наделяется неограниченным могуществом и, соответственно этому, прогресс считается явлением исторически бесконечным и безостановочным.
2. Диалектические концепции общественного прогресса. Эти учения полагают прогресс явлением внутренне закономерным для общества, присущим ему органически. В них прогресс выступает формой и целью самого существования человеческого общества, а сами диалектические концепции подразделяются на идеалистические и на материалистические:
— идеалистические диалектические концепции общественного прогресса сближаются с теориями о естественном ходе прогресса в том, что связывают принцип прогресса с принципом мышления (Абсолюта, Высшего Разума, Абсолютной Идеи и т. д.).
— материалистические концепции общественного прогресса (марксизм) связывают прогресс с внутренними закономерностями общественно-экономических процессов в обществе.
3. Эволюционные теории общественного прогресса.
Эти теории сложились в попытках подвести под идею прогресса строго научную опору. Исходным принципом этих теорий является идея об эволюционном характере прогресса, то есть о наличии в человеческой истории неких постоянных фактов усложнения культурно-социальной действительности, которые следует рассматривать строго как научные факты — лишь с внешней стороны их неоспоримо наблюдаемых явлений, не давая никаких положительных или отрицательных оценок.
Идеалом эволюционного подхода является система естественнонаучных знаний, где научные факты собираются, но для них не предусматривается никаких этических или эмоциональных оценок.
В итоге вот такого естественнонаучного метода анализа общественного прогресса, эволюционные теории выделяют в качестве научных фактов две стороны исторического развития общества:
— постепенность и
— наличие естественной причинно-следственной закономерности в процессах.
Таким образом, эволюционный подход к идее прогресса
признает наличие неких законов развития общества, которые, однако, не определяют собой ничего, кроме процесса спонтанного и неумолимого усложнения форм социальных отношений, что сопровождается эффектами интенсификации, дифференциации, интеграции, расширения набора функций и т. д.
Всё многообразие философских учений о прогрессе порождено их расхождениями в объяснении главного вопроса — почему развитие общества совершается именно в прогрессивном направлении, а не во всех иных возможностях: круговое движение, отсутствие развития, циклическое «прогресс-регресс» развитие, плоскостное развитие без качественного роста, регрессивное движение и т. д.?
Все эти варианты развития одинаково возможны для человеческого общества наряду с прогрессивным видом развития, и пока единых причин, объясняющих наличие в человеческой истории именно прогрессивного развития, философией не выдвинуто.
Кроме того, само понятие прогресса, если применить его не к внешним показателям человеческого общества, а к внутреннему состоянию человека, становится еще более спорным, поскольку невозможно утверждать с исторической достоверностью, что человек на более развитых социально-культурных этапах общества становится счастливее в личном плане. В этом смысле говорить о прогрессе, как о факторе, генерально улучшающем жизнь человека, нельзя. Это относится и к прошедшей истории (нельзя утверждать, что древние эллины были менее счастливы, чем жители Европы в Новое Время, или, что население Шумера было менее удовлетворено ходом личной жизни, чем нынешние американцы и т. д.), и с особенной силой присуще современному этапу развития человеческого общества.
Нынешний общественный прогресс породил много факторов, которые, наоборот, усложняют жизнь человека, подавляют его психически и даже создают угрозу его существованию. Многие достижения современной цивилизации начинают всё хуже и хуже вписываться в психофизиологические возможности человека. Отсюда возникают такие факторы современной человеческой жизни, как переизбыток стрессовых ситуаций, нервнопсихический травматизм, страх перед жизнью, одиночество, апатия к духовности, перенасыщение ненужной информацией, сдвиг жизненных ценностей на примитивизм, пессимизм, нравственное равнодушие, общий надрыв физико-психологического состояния, невиданный в истории уровень алкоголизма, наркомании и духовной угнетенности людей.
Возник парадокс современной цивилизации:
в повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить какой-то общественный прогресс, они просто пытались удовлетворить свои насущные потребности как физиологического, так и социального свойства. Каждая цель на этом пути постоянно отодвигалась, поскольку каждый новый уровень удовлетворения потребностей тут же оценивался, как недостаточный, и сменялся новой целью. Таким образом, прогресс был всегда во многом предопределен биологической и социальной природой человека, и по смыслу этого процесса он должен был приближать момент, когда окружающая жизнь станет оптимальной для человека с точки зрения его биологической и социальной природы. Но вместо этого наступил момент, когда уровень развития общества выявил психофизическую недоразвитость человека для жизни в тех обстоятельствах, которые он сам же для себя и создавал.
Человек перестал по своим психофизическим возможностям соответствовать требованиям современной жизни, и человеческий прогресс, на его нынешнем этапе, уже нанес глобальную психофизическую травму человечеству и продолжает развиваться по тем же магистральным направлениям.
Кроме того, нынешний научно-технический прогресс породил экологически кризисную ситуацию современного мира, характер которой позволяет говорить об угрозе самому существованию человека на планете. При сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим ресурсам планеты, уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экономической планки, за которой наступит крах человеческой цивилизации.
Сложившаяся ситуация с экологией и с нервнопсихическим травматизмом человека стимулировала обсуждение проблемы как самого прогресса, так и проблемы его критериев. В настоящее время, по итогам осмысления этих проблем, возникает концепция нового осмысления культуры, которая требует понимать её не как простую сумму достижений человечества во всех областях жизни, а как явление, призванное целенаправленно служить человеку и благоприятствовать всем аспектам его жизни.
Таким образом, решается вопрос о необходимости гуманизации культуры, то есть о приоритете человека и его жизни во всех оценках культурного состояния общества.
В канве этих обсуждений естественным образом возникает проблема критериев общественного прогресса, поскольку, как показала историческая практика, рассмотрение общественного прогресса просто по факту усовершенствования и усложнения социально-культурных обстоятельств жизни ничего не дает для решения главного вопроса — положителен или нет по своему итогу для человечества нынешний процесс его общественного развития?
Положительными критериями общественного прогресса на сегодняшний день признаны:
1. Экономический критерий.
Развитие общества с экономической стороны должно сопровождаться повышением уровня жизни человека, устранением бедности, исключением голода, массовых эпидемий, высокими социальными гарантиями по старости, болезни, инвалидности и т. д.
2. Уровень гуманизации общества.
В обществе должны расти:
степень различных свобод, общая защищенность человека, уровень доступа к образованию, к материальным благам, возможность удовлетворения духовных потребностей, соблюдение его прав, возможности для отдыха и т. д.,
и понижаться:
влияние обстоятельств жизни на психофизическое здоровье человека, степень подчиненности человека ритму производственной жизни.
Обобщающим показателем этих социальных факторов берется средняя продолжительность жизни человека.
3. Прогресс в нравственном и духовном развитии личности.
Общество должно становиться всё более нравственным, моральные нормы должны укрепляться и совершенствоваться, а каждый человек должен получать всё больше и больше времени и возможностей для развития своих способностей, для самообразования, для творческой деятельности и духовной работы.
Таким образом, основные критерии прогресса сместились в настоящее время с производственно-экономических, научно-технических, социально-политических факторов в сторону гуманизма, то есть в сторону приоритета человека и его социальной судьбы.
Следовательно,
главным смыслом культуры и главным критерием прогресса является гуманизм процессов и результатов общественного развития.
Основные термины
ГУМАНИЗМ — система взглядов, выражающая принцип признания личности человека главной ценностью бытия.
КУЛЬТУРА (в широком смысле) — уровень материального и духовного развития общества.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС — постепенное культурное и социальное развитие человечества.
ПРОГРЕСС — восходящее развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к более сложному.
4. Общественный прогресс. Социальная философия
4. Общественный прогресс
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
С Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII века, а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного прогресса — Тюрго и Кондорсе — были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции. И это вполне объяснимо: идея общественного прогресса, признание того факта, что человечество в целом, в главном идет в своем движении вперед, есть выражение исторического оптимизма, свойственного передовым социальным силам.
Три характерные черты отличали первоначальные прогрессистские концепции.
Во-первых, это идеализм, то есть попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале — в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта (те же Тюрго и Кондорсе) или в спонтанном саморазвитии абсолютного духа (Гегель). Соответственно этому критерий прогресса тоже усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. Между прочим, прогресс был подмечен прежде всего в сфере научного познания (Ф. Бэкон, Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на социальные отношения в целом.
Во-вторых, существенным недостатком многих ранних концепций социального прогресса являлось недиалектическое рассмотрение общественной жизни. В таких случаях общественный прогресс понимается как плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без попятных движений, как непрерывное восхождение по прямой линии (О. Конт, Г. Спенсер).
В-третьих, восходящее развитие по форме ограничивалось достижением какого-нибудь одного облюбованного общественного строя. Весьма отчетливо этот отказ от идеи неограниченного прогресса сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением мирового прогресса им провозглашался христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании.
Эти недостатки в значительной степени были преодолены в марксистском понимании сущности общественного прогресса, включающем в себя признание его противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же явление и даже ступень исторического развития в целом могут быть одновременно прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными в другом. Именно таков, как мы видели, один из возможных вариантов воздействия государства на развитие экономики.
Следовательно, говоря о поступательном развитии человечества, мы имеем в виду главное, магистральное направление исторического процесса в целом, его результирующую применительно к основным ступеням развития. Первобытно-общинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, эпоха социализированных общественных отношений в формационном срезе истории; первобытная доцивилизационность, земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная волны в цивилизационном срезе истории выступают основными «блоками» исторического прогресса, хотя по каким-то своим конкретным параметрам последующая формация и ступень цивилизации могут уступать предыдущим. Так, в ряде областей духовной культуры феодальное общество уступало рабовладельческому, что послужило основанием для просветителей XVIII века смотреть на средние века как на простой «перерыв» в ходе истории, не обращая внимания на большие успехи, сделанные в течение средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV и XV веков и создание предпосылок для возникновения экспериментального естествознания. Если попытаться в общем виде определить причины общественного прогресса, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Как уже отмечалось в главе второй, эти потребности многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить общественный прогресс, а сам общественный прогресс отнюдь не является какой-то изначально заложенной в ход истории идеей («программой»), осуществление которой составляет ее сокровенный смысл. В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой; а в ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества.
Критерии и содержание общественного прогресса
Определение 1
Прогресс – это направленное развитие при котором происходит движение от низших форм организации к более высоким и совершенным.
Развитие идеи прогресса общества в философии
Представление о прогрессе зародилось еще в античной философии и сразу же стало объектом яростных дискуссий приверженцев различных философских взглядов и концепций. Представление о прогрессе как таковом и о развитии вообще, получает свое признание только в диалектических философских системах, в то время как метафизические рассматривают его как иллюзорное, несущественное понятие, в силу неизменности субстанциональных первоначал мира.
Однако способность человечества к накоплению знаний и их передаче от поколения к поколению отмеченная еще древними, реализовалась в Новое время в виде зарождения научного подхода к миру, который сам по себе предполагал возможность развития и роста самого знания, а значит и способностей человека к управлению природой и самим собой. В эпоху Просвещения сформировались идеалы общественного прогресса, тесно связанные с прогрессом научного знания, и веру в способности науки разрешить все социальные проблемы человечества.
Однако уже на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков идеалы прогресса получили критическое осмысление, т.к. внедрение рациональности и научных новшеств дало противоречивые результаты — не только улучшение комфортности жизни отдельного индивида и общества, но новые общественные волнения и процессы, а также новые массовые способы ведения войны и террора.
Прогресс перестал восприниматься как линейный и безусловный процесс в человеческом обществе, а лишь как одна из альтернатив общественного развития. Развитие как череда необратимых изменений общественной структуры в свою очередь может привести как к прогрессу, так и к регрессу общества, что нашло свое отражение в цивилизационном подходе Тойнби и Шпенглера.
Подходы к понимаю общественного прогресса
Множество теорий общественного развития и прогресса можно обобщить в три подхода:
- естественный,
- стадиальный,
- эволюционный.
Естественный подход предполагает, что способность к развитию и прогрессу является врожденной для человеческого общества и представляет собой естественное следствие его существования. Базой прогресса выступает рациональный характер человеческого сознания, его способность к накоплению и переосмыслению знаний.
Готовые работы на аналогичную тему
Стадиальный подход базируется на диалектических принципах. Согласно ему в самом устройстве общества существуют некие противоречивые процессы, рост которых вызывает обострение конфронтации и ее последующее разрешение, через переход на более прогрессивную стадию общественного устройства. Стадиальная модель используется многими теория, от формационной теории марксизма, до теории постиндустриального общества. При этом в качестве источника общественного прогресса как правило рассматриваются материальные параметры общества – уровень развития производительных сил, технический уклад общества и т.д. Совершенствование способов хозяйствования и рост их производительности влечет за собой перестройку всей социальной системы на новых основаниях.
Эволюционный подход отрицает идею стадиальности общественного развития. С позиции его теорий, развитие и прогресс общества обусловлен возрастающей сложностью общественно-исторических задач с которыми оно сталкивается. Для решения этих задач общество вынуждено адаптироваться, создавать новые институты и дифференцировать свою структуру. Параллельно с процессами дифференциации должны протекать и процессы интеграции, налаживания новых обобщающих связей между элементами общества для сохранения его целостности.
Задачи и критерии прогресса общества
Несмотря на существование стадиальных теорий, которые задают достаточно жёсткие рамки и механизмы общественного развития, обуславливая прогресс общества как целенаправленное движение, в действительности в исторической ретроспективе, человеческое общество само по себе вряд ли ставило осознанные цели своего прогресса.
Человек в своих представлениях о благополучном будущем исходил из актуальных ему потребностей сегодняшнего дня, которые были продиктованы его социобиологической природой и связаны в первую очередь с повышением комфортности и безопасности среды обитания, обеспечения ее стабильности и снижения степени тяжелого физического труда. И общественное развитие неосознанно протекало по пути решения данных задач, в первую очередь технологическими способами – через внедрение машинного труда, перераспределение занятости населения из сферы производства в сферу услуг, создание искусственной среды обитания, независимой от капризов природы, увеличения скорости реализации всех процессов – от производства сельскохозяйственной продукции, до передачи информации.
Как следствие уже в современном постиндустриальном обществе перед человечеством встали качественно новые проблемы, порожденные самим прогрессом, в первую очередь проблема психофизиологической ограниченности человека и его несоответствия реалиям современного мира. Человек переживает психологическую перегрузку, связанную с неконтролируемыми объемами производимой и потребляемой информации, высокой динамичностью общественных процессов, требованием сверхусилий в профессиональной среде из-за плотной конкуренции, переизбытка человек-человеческого взаимодействия, при котором другие люди перестают восприниматься как субъекты и становятся объектами, инструментами, ухудшения экологии и т.д.
В соответствии с данной проблематикой, в качестве актуальных критериев общественного прогресса выделяют:
- развитие экономики;
- рост уровня гуманизации;
- нравственно-духовный прогресс общества.
Экономический критерий связан с повышением производительности труда, устранением бедности и дефицита. Хотя в западных странах данный критерий находится на высоком уровне, в рамках глобального мира следует констатировать, что его прогресс достигается за счет жесткой эксплуатации стран третьего мира играющих роль сырьевых баз и дешевых производственных комплексов.
Гуманизация общества предполагает увеличение степени свободы его членов, их защищенности, доступа к благам и ресурсам, достижениям культуры и образованию, одним из ключевых показателей является продолжительность жизни. В тоже время гуманизация заключается и в снижении стрессового воздействия производственной эксплуатации, которая в современном обществе только растет.
Нравственно-духовный прогресс предполагает выработку универсальной, общечеловеческой морали, повышение нравственных качеств каждого отдельного индивида, его способности к творческой самореализации и самоактуализации в жизни.
Понятие общественного прогресса
1. Различные взгляды на направленность общественного развития1.1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорот.
1.2. Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах общества.
1.3. Французские просветители — непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.
1.4. Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем).
2. Понятие прогресса и регресса.
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
3. Традиционные критерии прогресса:
— развитие человеческого разума
— совершенствование нравственности людей
— прогресс науки и техники
— развитие производительных сил, включая самого человека
— возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку
4. Относительность прогресса: Есть области, к которым понятие прогресса не применимо
5. Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.
6. Гуманистические критерии прогресса:
— средняя продолжительность жизни человека,
— детская и материнская смертность, состояние здоровья,
— уровень образования,
— развитие различных сфер культуры,
— чувство удовлетворенности жизнью,
— степень соблюдения прав человека,
— отношение к природе и др.
Поиск
- Где угодно
Поиск Поиск
Расширенный поиск- Войти | регистр
- Подписка / продление
- Учреждения
- Индивидуальные подписки
- Индивидуальные продления
- Библиотекари
- Тарифы, заказы и платежи
- Пакет для Чикаго
- Полный цикл и охват содержимого
- Файлы KBART и RSS-каналы
- Разрешения и перепечатки
- Инициатива развивающихся стран Чикаго
- Даты отправки и претензии
- Часто задаваемые вопросы библиотекарей
- Агенты
- Тарифы, заказы, и платежи
- Полный пакет Chicago
- Полный охват и содержание
- Даты отправки и претензии
- Часто задаваемые вопросы агента
- Партнеры по издательству
- О нас
- Публикуйте с нами
- Недавно приобретенные журналы
- Издательская часть tners
- Новости прессы
- Подпишитесь на уведомления eTOC
- Пресс-релизы
- Медиа
- Книги издательства Чикагского университета
- Распределительный центр в Чикаго
- Чикагский университет
- Положения и условия
- Заявление о публикационной этике
- Уведомление о конфиденциальности
- Доступность Chicago Journals
- Доступность университета
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter
- Свяжитесь с нами
- Медиа и рекламные запросы
- Открытый доступ в Чикаго
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter
Почему социальный прогресс имеет значение, Майкл Портер
За последние полвека экономический рост помог сотням миллионов людей выбраться из нищеты и улучшить жизнь многих других.Однако становится все более очевидным, что модель человеческого развития, основанная только на экономическом прогрессе, неполна.
КЕМБРИДЖ. За последние полвека экономический рост помог сотням миллионов людей выбраться из бедности и улучшить жизнь многих других. Однако становится все более очевидным, что модель человеческого развития, основанная только на экономическом прогрессе, является неполной. Общество, которое не в состоянии удовлетворить основные человеческие потребности, предоставить гражданам возможность улучшить качество их жизни, защитить окружающую среду и предоставить возможности для многих своих граждан, не добивается успеха.Для инклюзивного роста требуется как экономический, так и социальный прогресс.
- Опасности бесконечного количественного смягчения Win McNameeGetty Images
Ошибки сосредоточения внимания только на ВВП очевидны в результатах Индекса социального прогресса за 2015 год, опубликованного 9 апреля.SPI, созданный в сотрудничестве со Скоттом Стерном из Массачусетского технологического института и некоммерческой организацией Social Progress Imperative, измеряет показатели 133 стран по различным аспектам социальных и экологических показателей. Это наиболее комплексная система, разработанная для измерения социального прогресса, и первая, которая измеряет социальный прогресс независимо от ВВП.
Опираясь на 52 показателя социальной деятельности страны, SPI предлагает практический инструмент для правительства и руководителей бизнеса, позволяющий оценить эффективность страны и определить приоритеты в тех областях, где социальное улучшение наиболее необходимо.Таким образом, SPI обеспечивает систематическую эмпирическую основу для руководства стратегией инклюзивного роста.
Данные показывают, что многие аспекты социального прогресса, что неудивительно, имеют тенденцию улучшаться с ростом доходов. Более богатые страны, такие как Норвегия (которая занимает первое место по SPI в этом году), как правило, обеспечивают лучшие социальные результаты, чем страны с более низким уровнем доходов.
Но поразительный вывод заключается в том, что ВВП — далеко не единственный фактор, определяющий социальный прогресс. Коста-Рика, например, достигла более высокого уровня социального прогресса, чем Италия, с едва ли треть из ВВП Италии на душу населения.
И Коста-Рика — не единичный случай. Во всем спектре стран, от богатых до бедных, мы видим примеры, такие как Новая Зеландия и Сенегал, которые намного успешнее переводят свой экономический рост в социальный прогресс, чем другие, такие как Соединенные Штаты и Нигерия. Многие из быстрорастущих стран с формирующейся рыночной экономикой, включая Китай и Индию, также еще не смогли достичь того уровня социального прогресса, который позволяет их экономический прогресс.
Подпишитесь на Project SyndicateПодписаться на Project Syndicate
Наслаждайтесь неограниченным доступом к идеям и мнениям ведущих мыслителей мира, включая еженедельные длинные чтения, обзоры книг, тематические коллекции и интервью; Год вперед ежегодный печатный журнал; полный архив PS ; и больше. Все менее чем за 9 долларов в месяц .
Подпишитесь сейчас
Там, где существует дисбаланс между экономическим ростом и социальным прогрессом, часто возникают политическая нестабильность и беспорядки, как в России и Египте. Отставание в социальном прогрессе также сдерживает экономический рост в этих и других странах, которые не в состоянии удовлетворить потребности человека, создать социальный капитал и создать возможности для своих граждан.Страны должны вкладывать средства в социальный прогресс, а не только в экономические институты, чтобы создать надлежащую основу для экономического роста.
На собственном опыте я видел, как Руанда сделала инвестиции в социальный прогресс, включая гендерное равенство, снижение детской смертности на 61% за одно десятилетие и охват начальной школы на 95%, неотъемлемой частью своей стратегии экономического развития. Положительные экономические показатели Руанды были бы невозможны без улучшения этих и других аспектов социального прогресса.
Сосредоточение внимания на социальном прогрессе таким образом ведет к более совершенным стратегиям развития и создает политическую поддержку спорных шагов, которые иногда необходимы для повышения благосостояния. Тщательное измерение социальных показателей, наряду с традиционными экономическими показателями, имеет решающее значение для запуска благоприятного круга, в котором рост ВВП улучшает социальные и экологические показатели, обеспечивая еще больший экономический успех. И, избегая узких дискуссий, таких как соотношение ВВП и неравенства доходов, SPI предоставляет важный инструмент, с помощью которого можно разработать реальную повестку дня, которая делает именно это.
Интерес к SPI вырос в геометрической прогрессии с момента его бета-версии в 2013 году. Результаты делятся между миллионами граждан по всему миру, что делает его инструментом, позволяющим гражданам требовать от своих лидеров ответственности.
Кроме того, более чем в 40 странах реализуются стратегические инициативы, направленные на улучшение социального прогресса. Парагвай, например, принял SPI в качестве руководства для всеобъемлющего национального плана развития на 2030 год. И SPI используется не только на национальном уровне, но и региональными и муниципальными властями.Такие штаты, как Пара в Бразилии, а также такие города, как Богота и Рио-де-Жанейро в Латинской Америке и Сомервилль в штате Массачусетс в США, начинают использовать SPI в качестве меры успеха в развитии.
В этом году Европейская комиссия развернет региональные SPI по всей Европе. А такие компании, как Coca-Cola и Natura, используют SPI для информирования своих стратегий социальных инвестиций и построения отношений сотрудничества с государственными и частными партнерами.
ВВП был ориентиром экономического развития на протяжении более полувека.SPI призван дополнить (а не заменить) его в качестве основного показателя эффективности на национальном уровне. Измерение социального прогресса дает гражданам и лидерам более полную картину того, как развивается их страна. И это поможет обществам сделать лучший выбор, создать более сильные сообщества и позволит людям вести более полноценную жизнь.
Посмотрите, как профессор Майкл Портер обсуждает Индекс социального прогресса за 2015 год.
На пути к лучшим данным для индекса социального прогресса — Взгляните на мир по-другому
Индекс социального прогресса (SPI) — это уникальный показатель, позволяющий пользователям лучше понять, как их страна или регион влияет на социальный прогресс.Индекс основан на общедоступных высококачественных данных, которые являются точными, постоянно измеряются в большинстве стран и часто обновляются. Каждый год мы проводим тщательный анализ данных, включенных в прошлые годы, а также новых данных, которые мы можем включить, чтобы гарантировать достоверность и полезность индекса. Однако мы часто ограничены доступными данными и поэтому не можем включить определенные социальные результаты.
Мировая карта для глобального индекса социального прогресса 2018 года.Каждый компонент (основные человеческие потребности, основы благополучия, возможности) имеет как минимум три показателя; Всего индекс состоит из 51 показателя.Чаще всего мы не можем включить показатели, потому что они несовместимы или отсутствуют в большинстве стран. Например, результаты стандартизированных тестов свидетельствуют об успехах учащихся и качестве образования; такие данные можно было бы разместить в компоненте «Доступ к базовым знаниям» SPI. Однако эти тесты не проводятся во всех странах единообразно: Программа международной оценки учащихся (PISA) собирает данные об образовании по 92 странам, в то время как другие тесты, такие как SACMEQ, PASEC, LLECE и EGRA, собирают данные об образовании в других регионах, используя различные методологии.
Данные также могут быть недоступны, потому что их трудно захватить. Например, насилие в отношении женщин является потенциальным показателем личной безопасности, а его искоренение — цель Целей устойчивого развития (ЦУР). Тем не менее, чтобы по-настоящему узнать, сколько женщин сталкивается с насилием в той или иной области, мы должны полагаться на самоотчетность, понимая, что не все женщины выступают вперед. Соответственно, мы обнаружили, что только 50% стран собирают такие данные, и мы не можем быть уверены во многих из этих оценок.Аналогичная тенденция сохраняется и в отношении данных о преступлениях на почве ненависти во всем мире.
Мы полагаемся на то, что страны будут сообщать данные многонациональным организациям и принимать участие в глобальных опросах. Страны могут оспаривать опубликованные данные или отзывать данные, которые они предоставили, оставляя под сомнением эффективность информации. В случае глобальных опросов вопросы, касающиеся включения различных групп и этнических групп, могут быть сочтены слишком деликатными, чтобы их можно было задавать населению. В частности, собираются ограниченные данные о популяциях LBTQIA, и данные, которые у нас есть, не включают значения для некоторых стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Глобальный SPI направлен на предоставление информации о том, как страны во всем мире добиваются социального прогресса по отношению друг к другу. Большая часть ежегодно проводимых исследований новых показателей проводится на основе отзывов пользователей и направлена на повышение согласованности с ЦУР. Ниже приведен краткий список некоторых показателей, которые чаще всего отмечаются как отсутствующие, но которые важны для более точного определения и измерения социального прогресса. Индикаторы выделены жирным шрифтом и сгруппированы по компонентам для облегчения доступа.
ПРИЮТ: запросы пользователей часто касаются бездомности или отсутствия надлежащего жилья . Не существует согласованного на международном уровне определения бездомности, и в глобальном масштабе такие данные трудно собрать, и они не стандартизированы для разных стран.
ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: Мы стремимся включить данные о насилии в отношении женщин, или преступлениях на почве ненависти, , но такие меры в значительной степени зависят от самооценки и их трудно зафиксировать точно.
ДОСТУП К ОСНОВНЫМ ЗНАНИЯМ; ДОСТУП К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: данные о уровнях образования недостаточны для всех уровней образования — начального и среднего (доступ к базовым знаниям) и послесреднего (доступ к расширенному образованию). В целом общеизвестно отсутствие данных об образовании, отсутствие данных по странам и пробелы в данных по годам. Мы продолжаем отслеживать развитие согласованных результатов стандартизированных тестов в разных странах в качестве показателя качества образования.
ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ И СВЯЗИ: В настоящее время единственные общедоступные данные о доступе к мобильному телефону относятся к количеству подписок. Идеальный показатель, который не фиксируется никакими общедоступными источниками, — это доля людей, у которых есть любое количество подписок на мобильную связь.
ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЬЕ: долгосрочное здоровье зависит как от физического, так и от психического благополучия, поэтому важно понимать распространенность проблем психического здоровья .Однако последствия для психического здоровья, такие как депрессия, трудно измерить, и официальные источники данных не собирают их. Заболеваемость труднее измерить, чем смертность, и мы ищем способы получить более полную картину проблем психического здоровья.
КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: Компонент «Качество окружающей среды» направлен на определение качества земли, воды и воздуха; тем не менее, как и в случае с водой, данные по земельным участкам и жилым средам обитания ограничены. Мы хотели бы лучше фиксировать деградацию окружающей среды и исчезновение видов в соответствии с соответствующими задачами ЦУР.Более того, Индекс социального прогресса ранее включал показатель изъятия пресной воды как долю имеющихся ресурсов пресной воды для измерения водного стресса , но эти данные не обновлялись с 2014 года.
ЛИЧНЫЕ ПРАВА. В рамках ЦУР мы изучили, можем ли мы включить показатель регистрации рождений в Индекс социального прогресса в рамках компонента личных прав. Однако новые данные ограничены 2015 годом, и нет исторических данных, которые позволили бы нам измерить изменения с течением времени.
ЛИЧНАЯ СВОБОДА И ВЫБОР: Индекс социального прогресса включает показатель ранних детских браков среди женщин в возрасте от 15 до 19 лет, но у нас нет данных о детях младше 15 лет, и эти данные публикуются с периодичностью.
ИНКОЛЮЗИВНОСТЬ: У нас отсутствуют данные о включении инвалидов на работу и в политику, а также об их неудовлетворенных потребностях. Мы еще не нашли полной базы данных на уровне страны, которая соответствовала бы нашим рекомендациям по показателям и которая служила бы хорошей мерой для этих концепций.Кроме того, в настоящее время мы включаем один индикатор принятия лесбиянок и гомосексуалистов, но у нас нет данных о принятии бисексуалов, трансгендеров, гомосексуалистов, интерсексуалов и асексуалов, и мы хотели бы получить более конкретные данные о включении и принятии LGBTQIA человек. В Индексе социального прогресса в настоящее время также не уделяется особого внимания включению и принятию иммигрантов , присутствующих в большинстве стран. В идеале мы должны найти меру, которая фиксирует случаи или распространенность дискриминации в дополнение к принятию и включению.
INDEX-WIDE : Императив социального прогресса направлен на применение Индекса социального прогресса на субнациональном и тематическом уровнях, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности политиков, лидеров бизнеса и граждан мира. Мы всегда ищем данных, дезагрегированных по возрасту, полу, расе / этнической принадлежности, сельской местности, социально-экономическому статусу и национальности, чтобы удовлетворить эти более конкретные потребности в измерениях. Каждая из этих демографических разбивок подчеркивает аспекты социального прогресса, в которых может существовать неравенство между группами, однако наборы данных на уровне страны часто не публикуются с такой детализацией.
См. Нашу сводку по методологии, чтобы узнать больше о методологии сбора данных и расчета индекса социального прогресса.
Нравится:
Нравится Загрузка …
СвязанныеПочему социальный прогресс имеет значение
Майкл Э. Портер
За последние полвека экономический рост помог сотням миллионов людей выбраться из нищеты и улучшить жизнь многих других. Однако становится все более очевидным, что модель человеческого развития, основанная только на экономическом прогрессе, является неполной.Общество, которое не в состоянии удовлетворить основные человеческие потребности, предоставить гражданам возможность улучшить качество их жизни, защитить окружающую среду и предоставить возможности для многих своих граждан, не добивается успеха. Для инклюзивного роста требуется как экономический, так и социальный прогресс.
Ошибки сосредоточения внимания только на ВВП очевидны в результатах Индекса социального прогресса 2015 года, опубликованного 9 апреля. Индекс SPI, созданный в сотрудничестве со Скоттом Стерном из Массачусетского технологического института и некоммерческой организацией Social Progress Imperative, измеряет показатели 133 стран по различные аспекты социальных и экологических показателей.Это наиболее комплексная система, разработанная для измерения социального прогресса, и первая, которая измеряет социальный прогресс независимо от ВВП.
Опираясь на 52 показателя социальной деятельности страны, SPI предлагает практический инструмент для правительства и руководителей бизнеса, позволяющий оценить эффективность страны и определить приоритеты в тех областях, где социальное улучшение наиболее необходимо. Таким образом, SPI обеспечивает систематическую эмпирическую основу для руководства стратегией инклюзивного роста.
Данные показывают, что многие аспекты социального прогресса, что неудивительно, имеют тенденцию улучшаться с ростом доходов.Более богатые страны, такие как Норвегия (которая занимает первое место по SPI в этом году), как правило, обеспечивают лучшие социальные результаты, чем страны с более низким уровнем доходов.
Но поразительный вывод заключается в том, что ВВП — далеко не единственный фактор, определяющий социальный прогресс. Коста-Рика, например, достигла более высокого уровня социального прогресса, чем Италия, с едва ли третьим ВВП Италии на душу населения.
И Коста-Рика — не единичный случай. Во всем спектре стран, от богатых до бедных, мы видим примеры, такие как Новая Зеландия и Сенегал, которые намного успешнее переводят свой экономический рост в социальный прогресс, чем другие, такие как Соединенные Штаты и Нигерия.Многие из быстрорастущих стран с формирующейся рыночной экономикой, включая Китай и Индию, также еще не смогли достичь того уровня социального прогресса, который позволяет их экономический прогресс.
Там, где существует дисбаланс между экономическим ростом и социальным прогрессом, часто возникают политическая нестабильность и беспорядки, как в России и Египте. Отставание в социальном прогрессе также сдерживает экономический рост в этих и других странах, которые не в состоянии удовлетворить потребности человека, создать социальный капитал и создать возможности для своих граждан.Страны должны вкладывать средства в социальный прогресс, а не только в экономические институты, чтобы создать надлежащую основу для экономического роста.
На собственном опыте я видел, как Руанда сделала инвестиции в социальный прогресс, включая гендерное равенство, снижение детской смертности на 61% за одно десятилетие и охват начальной школы на 95%, неотъемлемой частью своей стратегии экономического развития. Положительные экономические показатели Руанды были бы невозможны без улучшения этих и других аспектов социального прогресса.
Сосредоточение внимания на социальном прогрессе таким образом ведет к более совершенным стратегиям развития и создает политическую поддержку спорных шагов, которые иногда необходимы для повышения благосостояния. Тщательное измерение социальных показателей, наряду с традиционными экономическими показателями, имеет решающее значение для запуска благоприятного круга, в котором рост ВВП улучшает социальные и экологические показатели, обеспечивая еще больший экономический успех. И, избегая узких дискуссий, таких как соотношение ВВП и неравенства доходов, SPI предоставляет важный инструмент, с помощью которого можно разработать реальную повестку дня, которая делает именно это.
Интерес к SPI вырос в геометрической прогрессии с момента его бета-версии в 2013 году. Результаты делятся между миллионами граждан по всему миру, что делает его инструментом, позволяющим гражданам требовать от своих лидеров ответственности.
Кроме того, более чем в 40 странах реализуются стратегические инициативы, направленные на улучшение социального прогресса. Парагвай, например, принял SPI в качестве руководства для всеобъемлющего национального плана развития на 2030 год. И SPI используется не только на национальном уровне, но и региональными и муниципальными властями.Такие штаты, как Пара в Бразилии, а также такие города, как Богота и Рио-де-Жанейро в Латинской Америке и Сомервилль в штате Массачусетс в США, начинают использовать SPI в качестве меры успеха в развитии.
В этом году Европейская комиссия развернет региональные SPI по всей Европе. А такие компании, как Coca-Cola и Natura, используют SPI для информирования своих стратегий социальных инвестиций и построения отношений сотрудничества с государственными и частными партнерами.
ВВП был ориентиром экономического развития на протяжении более полувека.SPI призван дополнить (а не заменить) его в качестве основного показателя эффективности на национальном уровне. Измерение социального прогресса дает гражданам и лидерам более полную картину того, как развивается их страна. И это поможет обществам сделать лучший выбор, создать более сильные сообщества и позволит людям вести более полноценную жизнь.
© Project Syndicate
Майкл Э.Портер, профессор Гарвардской школы бизнеса, является председателем Консультативного совета Фонда социального прогресса.
Что такое социальное развитие? — Корпорация экономического и социального включения
Социальное развитие направлено на улучшение благосостояния каждого человека в обществе, чтобы он мог полностью реализовать свой потенциал. Успех общества связан с благополучием каждого гражданина.
Социальное развитие означает инвестирование в людей.Это требует устранения препятствий, чтобы все граждане могли с уверенностью и достоинством идти к своей мечте. Речь идет об отказе признать, что люди, живущие в бедности, всегда будут бедными. Речь идет о помощи людям, чтобы они могли двигаться вперед по пути к самодостаточности.
Каждый житель Нью-Брансуикера должен иметь возможность расти, развивать свои собственные навыки и вносить значимый вклад в жизнь своих семей и сообществ. Если они здоровы, хорошо образованы и подготовлены для выхода на рынок труда и могут получать достойную заработную плату, они лучше подготовлены для удовлетворения своих основных потребностей и достижения успеха.В их семьях тоже все будет хорошо, и все общество выиграет.
Обучение должно начинаться в раннем возрасте. Инвестируя в инициативы по раннему обучению, мы можем обеспечить больший успех среди наших граждан. Обеспечение хорошего старта учебы детей имеет большое значение для повышения их успешности в дальнейшей жизни.
Доступная и качественная система ухода за детьми также необходима для успеха общества. Когда люди знают, что об их детях хорошо заботятся, они могут работать более продуктивно.Когда у работодателей есть хорошие сотрудники, их бизнес имеет больше шансов на успех. Когда бизнес преуспевает, экономическое положение сообщества улучшается. Сегодняшние инвестиции в хорошие программы ухода за детьми могут принести обществу много долгосрочных экономических выгод.
Кроме того, безопасное доступное по цене место для жизни очень важно для того, чтобы помочь людям достичь самообеспеченности. Это центр семейной жизни; где семьи могут безопасно жить, воспитывать своих детей, строить отношения в обществе и заботиться о стареющих родителях.Без достойного жилья трудно функционировать как продуктивный член общества.
Другие инвестиции в людей, которые способствуют экономическому процветанию общества, включают молодежные программы и услуги, высшее образование, создание рабочих мест, продвижение здорового, активного образа жизни и безопасных и безопасных сообществ
Для сокращения бедности нам необходимо принять социальную подход к развитию и инвестировать в наших людей. Инвестируя в людей, мы можем сократить бедность. Нам нужно выйти за рамки взгляда на правительство, чтобы найти способы развивать наши самые ценные ресурсы, наших людей.Нам необходимо разделить ответственность с общественными организациями, предприятиями, университетами и муниципалитетами за задачу повышения благосостояния всех жителей Нью-Брансуик, а также предотвращения и сокращения бедности
Продвижение социального прогресса и равенства
Работа впереди
Президент Обама попросил каждого члена своего кабинета написать меморандум о выходе о достигнутом нами прогрессе, их видении будущего страны и работе, которая остается для достижения этого видения.Вот их ключевые моменты предстоящей работы по расширению социального прогресса.
Реформирование нашей сломанной иммиграционной системы
«Все усилия [этой администрации] по улучшению нашей сломанной иммиграционной системы были важны и привели к значительному прогрессу. Но их принципиально недостаточно для достижения общей цели по настоящему исправлению системы. Следующая администрация и следующий Конгресс должны вернуться к теме всеобъемлющей иммиграционной реформы.Все согласны с тем, что иммиграционная система сломана. Во-первых, мы должны считаться с миллионами иммигрантов без документов, которые живут в тени в этой стране, которые находятся здесь много лет, которые не являются преступниками, которые никуда не уезжают, и которым должна быть предоставлена возможность выступить. и стать подотчетным. Следующий президент и следующий Конгресс должны наконец решить эту и другие иммиграционные проблемы и принять всеобъемлющую иммиграционную реформу ».
— Секретарь Джонсон
Создание более справедливой системы уголовного правосудия
«Большая часть работы по реформе уголовного правосудия требует действий Конгресса.Среди других шагов Конгресс должен принять закон о реформе приговоров, который снижает обязательные минимальные требования для ненасильственных правонарушителей низкого уровня, связанных с наркотиками. Приговоры должны соответствовать преступлению. Когда приговоры слишком длинные, они наносят ущерб общественной безопасности, тратят деньги налогоплательщиков и наносят серьезный ущерб общинам ».
— Генеральный прокурор Линч
Введение в действие мер безопасности при обращении с оружием
«Мы надеемся, что будущие администрации будут развивать эти усилия, проводя реформы в области безопасности оружия, основанные на здравом смысле и поддержанные большинством американского народа.Например, Конгресс должен профинансировать 200 новых агентов и следователей ATF, чтобы помочь обеспечить соблюдение наших законов об оружии. И Конгрессу давно пора принять меры по здравому смыслу закона о реформе оружия, и я настоятельно призываю следующий Конгресс сделать это ».
— Генеральный прокурор Линч
Защита избирательных прав
«В следующей администрации министерство юстиции должно продолжать защищать право голоса американцев в соответствии с положениями закона, которые остаются, и при этом ясно дать понять огромные ставки Конгресса, неспособного восстановить раздел 5 VRA.””
— Генеральный прокурор Линч
Создание лучшей политической системы
«Мы должны положить конец практике рисования наших избирательных округов, чтобы политики могли выбирать своих избирателей, а не наоборот. Мы должны уменьшить влияние денег в нашей политике, чтобы горстка семей и скрытые интересы не могли финансировать наши выборы — и если наш существующий подход к финансированию избирательных кампаний не выдержит проверки в судах, нам нужно работать вместе найти реальное решение.Мы должны сделать голосование проще, а не сложнее, и модернизировать его так, как мы живем сейчас ».
— Президент Обама (Послание о положении Союза в 2016 г.)
Создание обучающегося общества: новый подход к росту, развитию и социальному прогрессу
Аннотация
Давно признано, что повышение уровня жизни является результатом технологических достижений, а не накопления капитала. Стало также ясно, что по-настоящему развитые страны отличает не просто разрыв в ресурсах или объеме производства, но и в знаниях.Фактически, темпы роста развивающихся стран во многом зависят от темпов, с которыми они сокращают этот разрыв.
Таким образом, чтобы понять, как страны растут и развиваются, важно знать, как они учатся и становятся более продуктивными, и что правительство может сделать для содействия обучению. В статье Создание обучающегося общества Джозеф Э. Стиглиц и Брюс К. Гринвальд пролили свет на значение этого понимания для экономической теории и политики. Взяв за отправную точку Кеннет Дж.В статье Эрроу 1962 года «Обучение на практике» они объясняют, почему производство знаний отличается от производства других товаров и почему в одних только рыночных экономиках обычно не производятся и не передаются знания эффективно. Устранение пробелов в знаниях и помощь отстающим в обучении имеют решающее значение для роста и развития. Но создание обучающегося общества не менее важно, если мы хотим поддерживать повышенный уровень жизни в развитых странах.
Комбинируя доступную прозу с технико-экономическим анализом, Стиглиц и Гринвальд предлагают новые модели «эндогенного роста», завершая размышления о внутренней и глобальной политике и торговых режимах.Они показывают, как хорошо продуманная государственная торговая и промышленная политика может помочь создать обучающееся общество и как плохо продуманные режимы интеллектуальной собственности могут замедлить обучение. Они также объясняют, как практически каждая государственная политика влияет на обучение, как положительное, так и отрицательное, и этот факт должны признать политики. Они демонстрируют, почему многие стандартные политические предписания, особенно те, которые связаны с «неолиберальными» доктринами, сосредоточенными на статическом распределении ресурсов, препятствуют обучению.Среди провокационных последствий можно выделить то, что свободная торговля может привести к стагнации, тогда как широкомасштабная промышленная защита и интервенции обменного курса могут принести выгоды — не только промышленному сектору, но и всей экономике.
Том завершается краткими комментариями Филиппа Агьона и Майкла Вудфорда, а также Нобелевских лауреатов Кеннета Дж. Эрроу и Роберта М. Солоу.