Тест по обществознанию (9 класс) на тему: Гражданское общество и правовое государство

9 класс. Обществознание. Тест №6 по теме: Гражданское общество и правовое государство

1-й вариант

  1. К проявлениям гражданского общества в духовной сфере относится:
  1. разнообразие форм собственности
  2. социальная защита граждан
  3. жестокая цензура СМИ
  4. свобода совести, СМИ
  1. Институтом гражданского общества является:
  1. Правительство
  2. Государственная Дума
  3. политическая партия
  4. МИД
  1. Найдите в предложенном списке три черты, характерные для правового государства:
  1. разделение властей
  2. отсутствие развитого гражданского общества
  3. верховенство правового закона
  4. односторонняя ответственность личности перед государством
  5. эффективная система контроля за соблюдением законов
  1. Приведите в соответствие:

Понятия

Определения

  1. гражданское общество
  1. постоянная политико-правовая связь лица и государства, выраженная во взаимных правах и связях
  1. гражданство
  1. общество на определенной стадии развития, являющееся основой правового государства
  1. правовое государство
  1. государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа и обеспечивающее права и свободы личности.

5.Верховенство правового закона во всех сферах жизни общества является признаком:

  1. правового государства

б. тоталитарного государства

в. только республиканского правления

г.верно все вышеперечисленное

6.К проявлениям гражданского общества в экономической сфере относится:

а .свобода предпринимательской деятельности

б .отсутствие конкуренции

в .разделение властей

г.активное участие граждан в управлении государ

7.Найдите черты сходства и отличия правового и тоталитарного государств:

  1. охрана государственной границы

б.преследование инакомыслящих

                    в.монополия государственной собственности

                    г.взаимная ответственность граждан и государства

                     д. контроль за соблюдением законов

Черты сходства

Черты отличия

8.Все перечисленные ниже признаки, за исключением одного характерны для правового государства. Укажите лишний признак. Разделение власти, верховенство правового закона, реальность и гарантия прав и свобод человека, плюрализм, культ личности.


                                                                Ключ.

1-г

2-в

3-а,в,д.

4 — 1-2, 2-1, 3-3.

5-а

6-а

7-а,д;    б,в,г

8-культ личности.

nsportal.ru

Урок обществознания в 9 классе «Гражданское общество и государство»

Урок обществознания в 9 классе № 8. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

Цель: сформировать представление у учащихся о государстве как основном политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского общества.

Х о д у р о к а

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Работа по теме урока.

Вспоминаем понятие государства.

Государство – это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории.

Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно влиять на социальные изменения.

Задание: вспомнить, какие существуют точки зрения по вопросу возникновения государства.

Ответ: выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства.

В теологической теории – это Божественная сила;

в договорной – сила разума, сознания;

в психологической – факторы психики человека;

в органической – биологические факторы;

в теории насилия – военно-политические факторы.

Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

Затем на основе имеющихся у учащихся знаний определяются функции, признаки государства

Социальное государство – форма организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия.

Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, социальных, духовных, религиозных и других.

Структура гражданского общества:

1) негосударственные социально-экономические отношения и институты;

2) совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей, частных собственников;

3) общественные объединения и организации;

4) политические партии и движения;

5) сфера воспитания и негосударственного образования;

6) система негосударственных средств массовой информации;

7) семья;

8) церковь.

Признаки гражданского общества:

1) полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

2) самоуправляемость;

3) конкуренция;

4) свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

5) всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;

6) жизнедеятельность базируется на принципе координации;

7) многоукладность экономики;

8) легитимность власти;

9) правовое государство;

10) сильная социальная политика государства.

Причины возникновения гражданского общества:

1) частная собственность;

2) свободная рыночная экономика;

3) государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан.

Условия возникновения и развития гражданского общества:

1) социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политической дискуссии;

2) гласность и высокая информированность граждан.

Условия формирования гражданского общества в

Российской Федерации:

1) создание института частных владельцев средств производства, развитие экономической конкуренции;

2) ликвидация основ любой безраздельной политической власти;

3) укрепление чувства личного достоинства.

Подведение итогов урока.

1. Что такое общество?

2. Что такое гражданское общество?

3. Признаки гражданского общества. Назвать их и объяснить смысл.

4. Какова взаимосвязь гражданского общества и правового государства?

Задавание домашнего задания

параграф 5. Работа со статьями Конституции РФ

infourok.ru

Обществознание 9 класс Гражданское общество и государство ФГОС

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

Цель: сформировать представление у учащихся о государстве как основном политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского общества.

Тип урока – изучение нового материала, лекция с элементами беседы.

Х о д у р о к а

I. Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Государство как основной политический институт.

2. Гражданское общество.

Учитель дает представление учащимся о государстве.

Государство – это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории.

Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно влиять на социальные изменения.

Задание: вспомнить, какие существуют точки зрения по вопросу возникновения государства.

Ответ: выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства.

В теологической теории – это Божественная сила;

в договорной – сила разума, сознания;

в психологической – факторы психики человека;

в органической – биологические факторы;

в теории насилия – военно-политические факторы.

Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

Затем на основе имеющихся у учащихся знаний определяются функции, признаки государства

Учащиеся отмечают, что относится к внутренним и внешним функциям.

Учащиеся дают определение понятиям «правовое государство; социальное государство».

Социальное государство – форма организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия.

Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, социальных, духовных, религиозных и других.

Структура гражданского общества:

1) негосударственные социально-экономические отношения и институты;

2) совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей, частных собственников;

3) общественные объединения и организации;

4) политические партии и движения;

5) сфера воспитания и негосударственного образования;

6) система негосударственных средств массовой информации;

7) семья;

8) церковь.

Признаки гражданского общества:

1) полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

2) самоуправляемость;

3) конкуренция;

4) свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

5) всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;

6) жизнедеятельность базируется на принципе координации;

7) многоукладность экономики;

8) легитимность власти;

9) правовое государство;

10) сильная социальная политика государства.

Причины возникновения гражданского общества:

1) частная собственность;

2) свободная рыночная экономика;

3) государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан.

Условия возникновения и развития гражданского общества:

1) социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политической дискуссии;

2) гласность и высокая информированность граждан.

Условия формирования гражданского общества в

Российской Федерации:

1) создание института частных владельцев средств производства, развитие экономической конкуренции;

2) ликвидация основ любой безраздельной политической власти;

3) укрепление чувства личного достоинства.

II. Закрепление.

1. Что такое общество?

2. Что такое гражданское общество?

3. Признаки гражданского общества. Назвать их и объяснить смысл.

4. Какова взаимосвязь гражданского общества и правового государства?

5. Что такое государственное и местное управление? В чем различие?

6. Какие вопросы решает местное самоуправление?

Домашнее задание: Творческая работа «Моё идеальное общество».

infourok.ru

План-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему: Разработка урока обществознания в 9 классе «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО».


ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

Цель: сформировать представление у учащихся о государстве как основном политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского общества.

Тип урока – изучение нового материала, лекция с элементами беседы.

Х о д   у р о к а

I. Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Государство как основной политический институт.

2. Гражданское общество.

Учитель дает представление учащимся о государстве.

Государство – это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории.

Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно влиять на социальные изменения.

Задание: вспомнить, какие существуют точки зрения по вопросу возникновения государства.

Ответ: выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства.

В теологической теории – это Божественная сила;

в договорной – сила разума, сознания;

в психологической – факторы психики человека;

в органической – биологические факторы;

в теории насилия – военно-политические факторы.

Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

Затем на основе имеющихся у учащихся знаний определяются функции, признаки государства

Учащиеся отмечают, что относится к внутренним и внешним функциям.

Учащиеся дают определение понятиям «правовое государство; социальное государство».

Социальное государство – форма организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия.

Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, социальных, духовных, религиозных и других.

Структура гражданского общества:

1) негосударственные социально-экономические отношения и институты;

2) совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей, частных собственников;

3) общественные объединения и организации;

4) политические партии и движения;

5) сфера воспитания и негосударственного образования;

6) система негосударственных средств массовой информации;

7) семья;

8) церковь.

Признаки гражданского общества:

1) полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

2) самоуправляемость;

3) конкуренция;

4) свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

5) всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;

6) жизнедеятельность базируется на принципе координации;

7) многоукладность экономики;

8) легитимность власти;

9) правовое государство;

10) сильная социальная политика государства.

Причины возникновения гражданского общества:

1) частная собственность;

2) свободная рыночная экономика;

3) государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан.

Условия возникновения и развития гражданского общества:

1) социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политической дискуссии;

2) гласность и высокая информированность граждан.

Условия формирования гражданского общества в

Российской Федерации:

1) создание института частных владельцев средств производства, развитие экономической конкуренции;

2) ликвидация основ любой безраздельной политической власти;

3) укрепление чувства личного достоинства.

II. Закрепление.

1. Что такое общество?

2. Что такое гражданское общество?

3. Признаки гражданского общества. Назвать их и объяснить смысл.

4. Какова взаимосвязь гражданского общества и правового государства?

5. Что такое государственное и местное управление? В чем различие?

6. Какие вопросы решает местное самоуправление?

Домашнее задание: Творческая работа «Моё идеальное общество».

nsportal.ru

Конспект и презентация к уроку «Гражданское общество и государство» — Бойко Анна Владимировна

Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 9 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.


 Тема «Гражданское общество и государство»

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

  • актуализация знаний о гражданском обществе во взаимосвязи с понятием «государство»,
  • развитие умения работать с текстом, извлекать информацию из разных источников( таблиц, диаграмм), сравнивать, анализировать, систематизировать,
  • способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, активной жизненной позиции,
  • коррекция мышления на основе анализа и синтеза.

Оборудование: учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 9 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; карточки с заданиями, Презентация

Основные понятия: гражданское общество, ассоциация, формальная организация, неформальная организация, местные органы самоуправления, Общественная палата.

Ход урока:

I. Организационный момент.

  • На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.
  • Сегодня на уроке Вы будете оценивать свою работу по баллам.И в конце урока сами поставите себе отметку.

Речевая разминка.

  • Какой сейчас урок?
  • Какой сейчас год?
  • Какая сегодня дата?
  • Какой сейчас век?
  • Как называется наше государство?
  • Назови столицу Российской Федерации.
  • Кто является главой Российской Федерации?
  • Кто является президентом Российской Федерации?
  • В какой области ты живёшь?
  • В каком городе ты живёшь?
  • Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

 II. Повторение изученного ранее.

Задание 1. Послушай и расставь цифры в той последовательности, как произносит учитель.

Фронтальный опрос.

  • Что такое «Правовое государство»?
  • Каковы признаки правового государства?
  • В чём сущность принципа разделения властей?

 Задание 2. Составьте схему высших органов государственной власти Российской Федерации.

Задание 3. Определите тип власти.

  1. Создаёт правовые законы.
  2. Избирается всем народом.
  3. Её еще называют представительной.

Законодательная власть

  1. Самостоятельная и независимая ветвь власти.
  2. Защищать право путём осуществления правосудия.

 Судебная власть

  1. Исполняет решения, законы.
  2. Действует на основе принятых законов.
  3. Не избирается, а чаще всего назначается.

Исполнительная власть

Задание 4. К какому органу власти, типу власти относятся понятия.

Президент, министры, депутаты, Председатель правительства.

Карточка

Задание 1. Выберите правильный ответ.

Для правового государства характерно

  • 1) наличие единого правителя
  • 2) сильный государственный аппарат
  • 3) главенство судебной ветви власти
  • 4) незыблемость прав и свобод человека

Какая из перечисленных характеристик относится к правовому государству?

  • 1) отделение школы от церкви
  • 2) отсутствие смертной казни
  • 3) разделение властей
  • 4) наличие частной собственности

Какой орган осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации?

  • 1) Высший Арбитражный Суд РФ
  • 2) Правительство РФ
  • 3) Счётная Палата РФ
  • 4) Государственная Дума РФ

Какой орган осуществляет законодательную  власть в Российской Федерации?

  • 1) Федеральное Собрание
  • 2) Правительство РФ
  • 3) Совет Федерации РФ
  • 4) Государственная Дума РФ

Какой орган осуществляет судебную власть в Российской Федерации?

  • 1) Высший Арбитражный Суд РФ
  • 2) Конституционный Суд РФ
  • 3) Счётная Палата РФ
  • 4) Государственная Дума РФ

5) Суды общей юрисдикции

Задание 2. Верны ли следующие суждения о принципе разделения властей?

А. Принцип разделения властей ослабляет государство и поэтому не за­крепляется в Конституции РФ.

Б. Принцип разделения властей закреплён в Конституции РФ.

  • 1) верно только А
  • 2) верно только Б
  • 3) верны оба суждения
  • 4) оба суждения неверны

 III. Изучение нового материала

Задание. Вычеркни каждую вторую букву и узнаешь тему урока.

Гарлащжкдваьнсснкшоуецорбвщфетситмвчоэилгповсцуйдьамрасчтхвно

Ответ: _________________________________________(Гражданское общество и государство)

Цели:

  • узнать что такое гражданское общество,
  • узнать что такое местное самоуправление и каковы его функции,
  • узнать что такое общественная палата и каковы её функции.

ПЛАН:

  1. Понятие «гражданское общество».
  2. Местное самоуправление.
  3. Общественная палата

(Запись темы и плана в тетрадь)

  1. Понятие «гражданское общество»

Беседа.

  • Вы уже знаете, что возникновение государства связано с появлением специальных групп людей, которые осуществляют управление обществом. В наше время зтих людей называют государственными чиновниками. Они выполняют свои управленческие функции, находясь на государственной службе в различных звеньях государственного аппарата: в министерствах и ведомствах, в армии, органах охраны общественного порядка и государственной безопасности. Это ВЛАСТЬ. С возникновением государства власть отделяется от народа, т. е. как бы существует отдельно от общества, возвышаясь над ним.

  • Что такое Гражданское общество? Поясним на примерах.

Работа с Таблицей.

  • Подумаем, чем различаются эти две ситуации.

Рассуждение.

В первом случае речь шла о военной службе, которая целиком находится в сфере деятельности государства; во втором — о деятельности общественной организации, которая создана гражданами и государственной не является. В первом случае Николай М. был обязан по воле (по закону) государства служить в армии; во втором — Михаил К. вступил в организацию добровольно и по собственной воле принял участие в ее деятельности.

В первом случае требования были направлены от государства (от его органа — военкомата) к гражданину; во втором — требования направлены от граждан к государственному органу — администрации области, к губернатору.

В первом случае, если бы Николай М. стал военнослужащим, главную роль играли бы отношения между ним и командиром, т. е. связь «вертикальная» — сверху вниз: от командира к подчиненным. Во втором случае, вступив в общественную организацию, Михаил К. оказался связанным с другими ее членами «горизонтальными» отношениями, т. е. взаимодействовал с такими же, как он сам, студентами, занимающими одинаковое с ним положение.

Итак, различия существенные. В первом случае возникли отношения между гражданином и государством. А вот об отношениях во втором случае необходимо еще поразмышлять.

Что привело Михаила К. в общественную организацию? Очевидно то, что он был заинтересован в сохранении природных условий, в которых жил. Такая же заинтересованность привела в эту организацию и других студентов. Иными словами, их объединил общий интерес. Но это еще не все. Членов этой организации объединило убеждение, что защищать этот интерес, отстаивать свои требования перед государственными органами лучше совместно, чем поодиночке.

  • Мы подошли, таким образом, к пониманию того, чем является гражданское общество.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — это совокупность вне государственных общественных отношений и ассоциаций, выражающих различные  интересы и потребности членов общества.

АССОЦИАЦИЯ — это добровольное объединение людей.

(Запись определения в тетрадь).

Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 42 и заполните схему.

Задание. Выберите из приведенного ниже списка примеры формальных и не­формальных организаций и запишите их номера в соответствую­щие строчки.

Примеры:

1) профессиональный союз педагогов;

2) дворовая фут­больная команда;

3) клуб подготовки к рождению ребенка;

4) объединение соседей по подъезду;

5) центр детского творчес­тва;

6) дачный кооператив;

9) демократическая политическая партия;

10) негосударственный пенсионный фонд;

11) союз предпринимателей России;

12) фонд помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;

13) организация ветеранов войны;

14) городской союз композиторов;

15) общество рыболовов;

16) общество охраны природы;

17) высшее учебное заведение;

18) Сбербанк.

Формальные: 1, 5,6 ,7 ,8,… 18___________________________

Неформальные: 2, 3, 4_________________________________

  Задание. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Наличие гражданского общества способствует укреплению демокра­тии в стране.

Б. Авторитарный режим способствует развитию гражданского общества.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

 2. Местное самоуправление.

Формирование понятия «Местное самоуправление».

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – это  организация власти на местах  (в городах, сёлах и на других территориях)

(Запись определения в тетрадь)

Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 44-45 и ответьте на вопросы.

  1. Чем занимается местное самоуправление?
  2. Какие вопросы решает?
  3. Каковы форма местного самоуправления?

Задание. Определите форму местного самоуправления.

(Учитель демонстрирует слайды, а учащиеся определяют форму самоуправления).

В Конституции РФ записано:

  1. органы местного самоуправления

не входят в систему органов

государ­ственной власти, т.е. не могут назначаться государством,

  1. не на­ходятся в подчинении у органов государственной власти,
  2. органы и должностные лица самоуправления избираются местным населением,
  3. подконтрольны и под­отчетны только местному населению.

 3. Общественная палата РФ

В начале 2006 г. в нашей стране была создана Общественная палата.

 Обще́ственная пала́та Росси́йской Федера́ции — это организация, обеспечивающая взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.

(Запись определения в тетрадь)

IV. Закрепление. Обобщение.

Работа со словарём.

Гражданин, гражданское общество, ассоциация, формальный, неформальный, местное самоуправление, общественная палата.

Фронтальный опрос:

  • Что такое «гражданское общество»?
  • Что такое «ассоциация»?
  • Какие виды общественных организаций существуют?
  • Что такое местное самоуправление?
  • Назови главу Оренбургской области?
  • Что такое «общественная палата»?

V. Итог урока.

  1. Рефлексия.

2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.

 3. Домашнее задание.

  • Выучить записи в тетради.

Скачать презентацию к уроку можно здесь.

Скачать конспект к уроку можно здесь.

eztea.ru

План-конспект урока по естествознанию (9 класс) на тему: Повторительно- обобщающий урок по обществознанию в 9 классе Гражданское общество и правовое государство

Повторительно-обобщающий урок «Правовое государство и гражданское общество”

I. Организационный момент.

                                     В сущности, название и образ правления не имеют никакой важности: если только правосудие оказывается всем гражданам,

если они уравнены в правах, государство управляется хорошо.

•Наполеон

Как вы можете охарактеризовать это высказывание?

          На предыдущем уроке вы познакомились с темой  “Правовое государство и гражданское общество”, а сегодня практически должны использовать полученные знания в решение познавательных и проблемных задач.

Гражданское общество – это не простая совокупность граждан; это общество, в котором граждане могут свободно реализовать свои интересы и потребности, в том числе и образуя различные независимые, самостоятельные партии, организации, профессиональные и иные союзы, которые служат для них защитой от произвола со стороны работодателей, а также органов государственной власти и должностных лиц.Гражданское общество неотделимо от правового государства, которое является формой организации гражданского общества. 

Правовое государство — такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границax, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.
Таким образом, граждане и государство в рамках правового государства имеют свои права и обязанности, которые регулируются нормами права. 

Основным законом нашей страны является Конституция РФ?
Кто гарантирует права человека в нашей стране? (государство).
       Давайте закроем на секунду глаза и представим, что в мире остались одни права. Вы живете  и говорите: «У меня есть право», к вам подходят и говорят: «Я имею право».  Что тогда произойдет? 

1.Кластер :признаки правового государства: 1. Господство права,  Верховенство закона Разделение властей,  реальная свобода личности, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность гражданина и государства

       Повторив главные моменты предыдущей темы урока, цель нашего сегодняшнего урока в чем ?Применить наши знания на практических заданиях.

1.Определите, в каких ситуациях имеет место нарушение прав человека, и какие права нарушены:
а) продавец в магазине «обвесил» покупателя;
б) сотрудник администрации города оскорбил гражданина, пришедшего на прием;
в) милиционер, при задержании подозреваемого, причинил ему тяжкие телесные повреждения, не соответствующие характеру опасности со стороны подозреваемого;
г) братья подрались между собой и нанесли увечья друг другу;
д) неизвестные похитили с дачи имущество;
е) милиционеры задержали на улице подростка и не сообщили его родителям о факте задержания;
ж) в результате семейной ссоры муж нанес побои жене;
з) хулиганы отобрали на улице у ребенка мобильный телефон.и) вас не приняли на работу без объяснения причины;
к) в поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь;
л) вас не включили в избирательный список по выборам депутатов в Государственную Думу Российской Федерации

Задание № 2 Какой тезис относится к правовому государству?

1.А) Основные права определяются и устанавливаются (даруются человеку) государственной властью.

Б) Основные права имеют естественное происхождение (т.е. присущи человеку от рождения) и закрепляются государственной властью в законах и других нормативных актах.

2.А) Право производно от основных прав человека, включает только лишь правовые нормативные акты.

Б) право отождествляется с государственными нормативными актами независимо от качества.

3.А) Право — мера свободы.

Б) Право — возведенная в закон воля господствующего класса.

4.А) Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле.

Б) Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества.

5.А) Право рождается в “коридорах” государственной власти и полностью подчинено ей.

Б) Право зарождается в обществе в силу требований самой 

жизни, оно выше государства.

6.А) “Разрешено все, что не запрещено законом”.

Б) “Запрещено все, кроме официально разрешенного?

Задание № 3

Заполните таблицу.

Сферы общественной жизни

Общественные объединения, действующие в этих сферах

Экономическая

 

Социальная

 

Духовная

 

Выбери из предложенного списка: 

семья, союзы предпринимателей и фермеров, общества защиты прав потребителей, союзы деятелей культуры, кооперативы, детские организации, спортивные общества, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров, благотворительные фонды, религиозные объединения, общества культурных связей с зарубежными странами.

Задание № 4

Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

Примеры

Основы

1. Гарантированные гражданские права и свободы;

А) Экономическая;

2. Свободный доступ к информации;

Б) Социальная;

3.  Многочисленный средний класс;

В) Нормативная;

4. Возможность обладания частной собственностью.

Г) Культурная

Задание № 5

В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Обьединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

Задание 6:

Учащиеся ( группой)  должны заполнить текст на карточке. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

        «Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно стремится быть гарантом………..        (1). Правовое государство есть форма ограничения  ……         (2) правами и свободами человека. Поэтому….        (3) прав человека по отношению к государству явля ется его первичным, определяющим, системообразующим признаком. Цель правового государства — обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очерченного….             (4). Предотвращая социальные катаклизмы и перевороты, правовое государство призвано обеспечивать в обществе разумный        ….(5). Поэтому для формирования правового государства большое….        (.6) имеет принцип связанности законодателя правами человека».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

А)личность Б) правительство В)приоритет Г) компромисс Д) право Е)значение Ж) власть 3) общество И) свобода.

Подведение итогов урока.

       На сегодняшнем уроке вы не только практически применили ваши знания по теме, но и выяснили, что в настоящее время большинство государств, в том числе и Россия, стоит на пути создания правового государства и гражданского общества. А чтобы эти процессы проходили быстрее вам — молодому поколению современной России надо постараться.

Выставление отметок.

 ДОМ.ЗАД,

Россия- правовое государство? Что необходимо сделать , чтобы она стала таковым?

Ответьте на этот вопрос дома в виде эссе.

Задание № 1

Какой тезис относится к правовому государству?

Происхождение прав человека.

А) Основные права определяются и устанавливаются (даруются человеку) государственной властью.

Б) Основные права имеют естественное происхождение (т.е. присущи человеку от рождения) и закрепляются государственной властью в законах и других нормативных актах.

Соотношение права и закона.

А) Право производно от основных прав человека, включает только лишь правовые нормативные акты.

Б) право отождествляется с государственными нормативными актами независимо от качества.

Сущность права.

А) Право — мера свободы.

Б) Право — возведенная в закон воля господствующего класса.

Главное предназначение права.

А) Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле.

Б) Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества.

Соотношение государства и права.

А) Право рождается в “коридорах” государственной власти и полностью подчинено ей.

Б) Право зарождается в обществе в силу требований самой 

жизни, оно выше государства.

Принцип правового регулирования.

А) “Разрешено все, что не запрещено законом”.

Б) “Запрещено все, кроме официально разрешенного?

3. Совершенствование ЗУН учащихся в практической деятельности по правовому государству. Работа с Конституцией РФ (работа в паре).

Работа в паре позволяет развивать такие социально важные компетенции, как толерантность, сотрудничество.

— Используя Конституцию, выполните ряд заданий, работая в паре.

Задание № 4

Заполните таблицу.

Сферы общественной жизни

Общественные объединения, действующие в этих сферах

Экономическая

 Предприниматели, кооперативы, банкиры,

Социальная

 Семья, защита потребителей, детские орган, спортивные, рабочие проф, благотвор фонд,

Духовная

 Деятели культуры, религиозные об., общества с зарубежом

Выбери из предложенного списка: семья, союзы предпринимателей и фермеров, общества защиты прав потребителей, союзы деятелей культуры, кооперативы, детские организации, спортивные общества, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров, благотворительные фонды, религиозные объединения, общества культурных связей с зарубежными странами.

Задание № 5

Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

Примеры

Основы

1. Гарантированные гражданские права и свободы;

А)-4 Экономическая;

2. Свободный доступ к информации;

Б)-3 Социальная;

3.  Многочисленный средний класс;

В)-1 Нормативная;

4. Возможность обладания частной собственностью.

Г)-2 Культурная

Задание № 6

В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Обьединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

Задание 6:

Учащиеся ( группой)  должны заполнить текст на карточке. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

        «Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно стремится быть гарантом………..И        (1). Правовое государство есть форма ограничения  ……  Ж       (2) правами и свободами человека. Поэтому….   В    (3) прав человека по отношению к государству является его первичным, определяющим, системообразующим признаком. Цель правового государства — обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очерченного…Б.             (4). Предотвращая социальные катаклизмы и перевороты, правовое государство призвано обеспечивать в обществе разумный     Г   ….(5). Поэтому для формирования правового государства большое….Е        (.6) имеет принцип связанности законодателя правами человека».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

А)личность Б) правительство В)приоритет Г) компромисс Д) право Е)значение Ж) власть 3) общество И) свобода.

nsportal.ru

План-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме: Гражданское общество и государство

9 класс

Тема: Гражданское общество и  государство

Ход урока:

Проверка домашнего задания:

  • Рабочая тетрадь
  • Анализ высказываний о государстве.

Изучение нового материала.

«Если сила плохих людей в том, что они вместе, то хорошим людям, чтобы стать силой, надо сделать то же самое».

Л.Н. Толстой

План:

  1. Что такое гражданское общество?
  2. Местное самоуправление
  3. Общественная палата

Актуализация темы и цели:

— Сегодня на уроке изучим признаки  гражданского общества.

используя текст учебника и Конституцию РФ,  мы должны будем в конце урока ответить на вопрос: Можно ли утверждать, что Российская Федерация является правовым государством, а российское общество – гражданским.

1.    Практическая работа с текстом учебника по группам.

Ответы возможно оформит в виде схемы или тезисов.

1 группа: Изучить и охарактеризовать основные признаки гражданского общества.

2 группа: В чем заключается роль которую выполняет  гражданское общество в отношениях личности и государства.

  • Хартия прав человека (включает следующие документы):
  • Всеобщая декларация прав человека. 1948 г.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 1966 г.
  • Международный пакт о гражданских и политических правах. 1966 г.

3 группа: какие общественные организации возникают в различных сферах гражданского общества..

  • ООН (Организация Объединенных наций)
  • СБСЕ (Совет по Безопасности и Сотрудничеству в Европе)
  • СЕ (Совет Европы)
  • Европейская комиссия и Европейский суд (в рамках Европейской конвенции о защите прав исвобот.1950 г.)

4 группа: дать определение «гражданского общества» и раскрыть его содержание.

Предполагаемый ответ.

Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни общества.

Можно выделить несколько слоев таких отношений.

  • 1 слой – взаимодействие людей в процессе производства
  • 2 слой – социо-культурные отношения
  • 3 слой – взаимодействие по интересам

5 группа: охарактеризовать важнейшие элементы гражданского общества.

Предполагаемый ответ: местное самоуправление  — публичная власть на местах, в городских и сельских поселениях, действует в соответствии с условиями и особенностями муниципального образования.

СМИ – средства массовой информации, в современной обществе СМИ называют «четвертой властью».

Учитель подводит итог: Государство немыслимо без развития гражданского общества.

2. Местное самоуправление. 

Самостоятельная работа с учебником.

  • Какие вопросы решает местное самоуправление.
  • Назовите формы осуществления местного самоуправления.

Работа с документом – Конституцией РФ (работа в парах)

— Для того, чтобы аргументировано ответить на вопрос: « Можно ли утверждать, что  Российская Федерация является правовым государством, а российское общество  – гражданским» обратимся к тексту Конституции РФ, а именно гл.1 и гл.2 ст.29,30; гл5,6,7,8.

Итог урока.

Домашнее задание:

  • § 5 читать
  • Рабочая тетрадь № 5

 

 

 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *