Развернутое планирование по обществознанию по теме «Духовная жизнь общества» 10-11 классы

Духовная жизнь общества.

1. Духовная жизнь общества – это область бытия, в которой обьективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, явл. неотьемлемой частью его личности.

2. Элементы духовной культуры:

• Мораль

• Наука

• Искусство

• Религия

• Право

3. Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него общественного мнения.

4. Определение науки.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактнологической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

5. Определение искусства.

Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

6. Определение религии.

Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

7. Определение права.

Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

8. Структура духовной жизни:

— Духовные потребности

— Духовная деятельность

— Духовные блага ( ценности )

9. Определение духовных потребностей.

Духовные потребности – это обьективная нужна людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности.

10. Особенности духовных потребностей:

— Формируются и развиваются в процессе социализации личности

— Имеют неограниченный характер

11. Определение духовного производства.

Духовное производство – это производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом.

12. Результат духовного производства:

1) идеи, теории, образы и духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) сам человек как существо духовное.

13. Особенности духовного производства:

  • Продукты – это идеальные образования;

  • Всеобщий характер потребления результатов;

  • Неотчуждаемость результатов от непосредственного производителя;

— Направлено на совершенствование всех социальных сфер.

14. Виды духовного производства:

Наука;

Искусство;

Религия.

infourok.ru

Обществознание. Духовная сфера жизни общества.

 

Обществознание.  Духовная  сфера  жизни  общества

Духовная  жизнь  тесно  связана  с  другими  сферами  общества  и  представляет  собой  одну  из  его  подсистем.

Элементы  духовной  жизни  общества

Мораль                   Образование              Наука                Искусство                 Религия       

Структура  духовной  жизни  общества:

1) Духовные  потребности  — объективная  нужда  людей  и  общества  в  целом  создавать  и  осваивать  духовные  ценности

2) Духовная  деятельность  (духовное  производство) – осуществляется  специализированными  группами  людей,  профессионально  занятыми  квалифицированным  умственным  трудом

3) Духовные  блага  (ценности) –идеи,  теории,  образы  и  духовные  ценности,  сам  человек  как  существо  духовное

Культура – все,  что  создано  или  создается  в  процессе  человеческой  деятельности.

Культура – процесс  активной  творческой  деятельности,  в  ходе  которой  создаются,  распределяются  и  потребляются  духовные  ценности.

В  связи  с  существованием  двух  типов  деятельности – материальной  и  духовной – можно  выделить  две  основные  сферы  существования  и  развития  культуры:

1) Материальная  культура – связана  с  производством  и  освоением  предметов  и  явлений  материального  мира

2) Духовная  культура – совокупность  духовных  ценностей  и  творческой  деятельности  по  их  производству,  освоению  и  применению

                                                                 

                                                                  КУЛЬТУРА

Устойчивая  сторона  (традиции).

Преемственность – передача  культурных  ценностей  от  одного  поколения  к  другому.

Развивающаяся  сторона  (новаторство).

Каждое  поколение  создает  что-то  свое.

 

Основные  формы  культуры

1) Элитарная

 — сложность  содержания

 — создается  профессиональными  творцами

 — создается  для  образованной  части  общества  (по  заказу  или  «искусство  ради  искусства»)

( изящное  искусство,  классическая  музыка  и  литература)

2) Народная

 — создается  анонимными  творцами,  не  имеющими  профессиональной  подготовки,

   Любительское  творчество,  фольклор

 (мифы,  легенды,   песни,  сказки)

3) Массовая

 — учитывает  запросы  самых  широких  слоев  общества

 — ориентирована  на  получение  коммерческой  выгоды

— проста  и  понятна  по  содержанию

 — имеет  развлекательный  характер

(популярная  музыка,  боевики  и  «мыльные  оперы»,  детективы)

Массовая  культура  появилась  в  середине  XX  века  благодаря  СМИ.

Имеет  позитивное  влияние  на  общество  (учитываются  запросы  потребителя,  демократичность,  обеспечивает  отдых,  психологическую  разрядку,  имеет  свои  вершины),  и  негативное  (снижает  планку  духовной  культуры,  ведет  к  стандартизации  образа  жизни,  рассчитана  на  пассивное  потребление,  насаждает  мифы  в  сознании  людей).

Субкультура – часть  общей  культуры,  система  ценностей,  присущих  определенной  группе

(например,  молодежная  субкультура,  профессиональная,  национальных  меньшинств)

Контркультура – противостоит  господствующей  в  обществе  культуре,  отрицает  ее  ценности  (например,  хиппи,  панки)

Диалог  культур – процесс  взаимодействия,  взаимовлияния  разных  культур.

Может  происходить:

·         Между  разными  национальными  культурами  (гастроли  русского  балета  в  Париже)

·         Внутри  национальной  культуры  (сопровождение  ледового  шоу  фрагментами  из 

классических  музыкальных  произведений – взаимодействие  массовой  и  элитарной  культуры)

eliseenko.eto-ya.com

Глава V. Духовная сфера жизни общества

Андрей Клименко, Вероника Румынина

«Экзамен по обществознанию»

| оглавление | главная |

§ 1. Духовная жизнь общества

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно–логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

Поскольку духовная жизнь общества порождается все–таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности).

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности определяют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся:

1) идеи, теории, образы и духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни — экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Важнейшим видом духовного производства является наука.

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько–нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь начинает изменяться в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

studfiles.net

Духовная жизнь общества — Обществознание

Духовная жизнь общества

Культура духовная и материальная

Это духовные и материальные ценности, созданные человеком

Культура духовная и материальная

Широкое значение

Узкое значение

  • Это все, что создано человеком (обществом) в результате физического и умственного труда
  • Это нравственное состояние человека (общества), определяемое материальными условиями жизни и выражаемое в его быте, воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы

Культура духовная и материальная

Духовная культура

Материальная культура

  • Духовная деятельность и ее результаты
  • Связана с духовными ценностями и творческой деятельностью по их производству, освоению, применению
  • Материальное производство и его результаты
  • Связана с освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека
  • Наука
  • Искусство
  • Религия
  • Политика
  • Мораль
  • Право и др.
  • Средства труда
  • Техника
  • Производство
  • Материальные ценности и др.

Культура

Характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом

Имеет свои пространственные и исторические границы

Раскрывается через особенности поведения, сознание, деятельность человека и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через язык и символы

Функции культуры

Познавательная

Оценочная

Регулятивная

Информативная

Коммуникативная

Социализация

Философское понимание культуры

Традиционное

(И. Кант, Г. Гегель)

Современное

  • Культура – искания человеческого духа;
  • Область, лежащая за пределами природы человека и традициями его социального существования
  • Область духовной свободы человека;
  • Творчество как мистическое откровение, озарение художника
  • Культура обращена к человеку, создана для блага людей
  • Развитие культуры включает преемственность, новаторство, развитие человека как творца культуры

Формы культуры по предназначению

Форма

Характеристика

Элитарная (высокая)

Примеры

  • Сложная по содержанию
  • Трудная для восприятия
  • Адресована узкому кругу лиц: профессионалы и привилегированная часть общества

Народная

Массовая (популярная)

  • Создается неизвестными творцами – непрофессионалами
  • Адресована народу

Картины К. Малевича, фильмы А. Тарковского и др.

Сказки, танцы, песни и др.

Адресована всем без различия классов, наций, пола, т.е. массам в обществе потребления

Универсальная

Сериалы, легкая музыка и др.

Понятна всем, независимо от возраста, образования, профессии, качеств личности и социальных ролей

А. С. Пушкин, танец танго и др.

  • Задание: определите возможные проблемы, появляющиеся в современном обществе для каждой формы культуры

Элитарная культура

  • Возникает, как правило, в эпохи культурного кризиса, слома старых и рождения новых культурных традиций, способов производства духовных ценностей, смены культурно-исторических парадигм
  • «Искусство ради искусства»
  • Возможные проблемы :
  • Непонимание массовой аудиторией
  • Огульная критика

Народная культура

  • Чаще всего устная
  • Передается от человека к человеку, из поколения к поколению, в процессе непосредственного общения
  • Отражает жизнь общества, его воззрения, идеалы, создаваемые народом
  • Возможные проблемы :
  • Утрата, забвение в постиндустриальном пространстве
  • Нужда в поддержке государством

Массовая культура

  • Развлекательное, популярное искусство
  • Навязывание человеку своих кумиров, образ мыслей и образ жизни
  • Возможные проблемы :
  • Стандартизует культуру
  • Понижает интеллектуальный уровень
  • Стирает культурные особенности, традиции
  • Выступает как инструмент пропаганды (социальной, политической)

Универсальная культура

  • Культура как опыт
  • Классика

Формы культуры по охвату людей

Доминирующая

Субкультура

Культура большинства населения

Контркультура

Господствующие духовные ценности

Культура социальной группы

Малые культурные миры

Субкультура, противостоящая доминирующей

Искусство

«все жанры искусства хороши, кроме скучных»

Вольтер, французский философ и писатель

Искусство

Узкое значение

Широкое значение

  • Одна из форм общественного сознания и специфическая духовно-практическая деятельность по освоению мира
  • Высокий уровень мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство ее продукта

Искусство

Главная задача искусства

Особенность искусства

  • Не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоении действительности
  • Отражает действительность не в понятиях, а в художественных образах

Интеллектуально-нравственная

Эстетическая

Гедонистическая

Психологическое воздействие на подсознание человека

Функции искусства

Повествовательная, познавательно-эвристическая

Информационно-коммуникативная

Концептуально-рефлекторная

Прогностическая

Общественно-преобразующая

Виды искусств по способу реального существования художественного образа/по человеческим чувствам

Пространственные

Временные

Те, что видим

Пространственно-временные

Те, которые слышим

Архитектура

Устное творчество

Скульптура

Синтетические

Живопись

Музыка

Литература

Графика

Театр

Фотография

Опера

Декоративно-прикладное искусство

Балет

Цирк

Эстрада

Кино

Телевидение

  • Задание:
  • 1. подумайте, что должно отражать искусство: реальность или вымысел
  • 2. Подготовьте доклад о современном искусстве: перфоманс, хеппенинг

Проблема соотношения реальности и вымысла в искусстве

Что должно отражать искусство?

Реальность? «правда жизни»

Вымысел? «идеал либо фантастический образ»

Если реальность преобладает, то возникает натурализм, копирование реальности

Если вымысел преобладает, то нарушается правдоподобие, художественный образ разрушается

Чтобы быть интересным, искусство должно отражать явления действительности, т.е. быть актуальным, но изображаемая реальность может быть условна, т.е. привычные формы предметов и явлений могут быть изменены по воле/представлениям художника

Религия

Религия и религиозное мировоззрение

  • Определенные взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное, а так же соответствующие взгляды и культы
  • Главный признак религии (религиозного мировоззрения) – вера в сверхъестественное

Древние культы

Культ природы

Культ предков

Наделение сверхъестественными свойствами природных явлений, воздействующих на земледелие, почитание солнца, земли, воды и др.

Культ вождей

Вера в сохранение сверхъестественной связи между людьми и их умершими предками

Вера в наличие у племенных вождей сверхъестественных способностей, отсутствующих у остальных

Первоначальные формы религии

Фетишизм

Магия

Анимизм

Шаманство

Спиритизм

Тотемизм

Мировые религии

Зарождение

Буддизм

Христианство

С VI-V вв. до н. э. в Индии

Распространение в мире

Распространение в России

Ислам (мусульманство)

С I в. В Палестине и др. восточных провинциях Римской империи

300 – 350 млн. чел.

380 тыс. чел.

18 стран Центральной, Южной, юго-Восточной Азии

1 млрд. 500 млн. чел.

С VII в. В Аравии

Повсеместное распространение. Больше всего – в Европе и Америке

800 млн. чел.

Бурятия, Тува, Калмыкия

120 млн. чел.

120 стран: 35 в станах Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной и Центральной Азии мусульмане – большинство населения

20 млн. чел.

Поволжье, Кавказ

Буддизм

Будда (санскр. «пробудившийся»), достигший просветления

Трипитака (типитака) – священная книга буддистов

  • Заповеди:
  • Не убивать ни одного живого существа
  • Не брать чужой собственности
  • Не касаться чужой жены
  • Не говорить не правду
  • Не пить вина
  • Основы вероучения: «четыре благородные истины » Будды
  • Сущность бытия – страдания
  • Причина страданий – желания человека
  • Для прекращения страданий надо отказаться от желаний
  • Путь избавления от страдания: следование учению Будды о восьмеричном пути

Ислам, мусульманство

Ислам – покорность

Мусульмане – последователи ислама

Коран – священная книга мусульман

Города Мекка и Медина – святые места

  • Наиболее тяжкие грехи:
  • Ростовщичество
  • Пьянство
  • Азартные игры
  • Супружеская неверность
  • Основы вероучения: «пять столпов культа»
  • Вера в единого Бога и пророчество
  • Обязательная молитва (намаз)
  • Пост (ураза) в течение месяца
  • Налог в пользу бедных и неимущих (закят)
  • Паломничество в Мекку (хадж) к храму Кааба

Христианство

Библия – свод книг Священного Писания (Ветхий Завет, Новый Завет)

Евангелия

  • Триединый Бог:
  • Бог-Отец
  • Бог-Сын
  • Бог-Святой Дух
  • Нравственные заповеди христианства
  • Почитай отца и мать
  • Не убивай
  • Не прелюбодействуй
  • Не кради
  • Не произноси ложного свидетельства
  • Не желай… ничего, что у ближнего твоего

Атеизм

Формы атеизма

Свобода совести – право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой

  • Межконфессиональный – в рамках своей религии критикуется «чужая», «неправильная» религия
  • Свободомыслие – свободная критика религии на основе человеческого разума
  • Атеизм возникает вместе с религией
  • Причина возникновения: неспособность религии решать проблемы, встающие перед человеком

Образование

Как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства

Закон РФ «Об образовании»

Функции образования

Профессионально-экономическая

Социальная

Производство новых знаний, ценностей

Политико-идеологическая

Переподготовка и повышение квалификации

Социализация и воспитание личности

Культурно-гуманистическая

Формирование политической и правовой культуры личности

Воспроизводство рабочей силы

Использование личностью достижений культуры для формирования и развития творческой деятельности

Контроль содержания учебных программ и учебного процесса

Обучение знаниям, навыкам, традициям, опыту

Государственное регулирование деятельности института образования

Принципы образования

Гуманизация

Гуманизация

Гуманитаризация

Гуманитаризация

Интернационализация

Интернационализация

Виды образования

Дошкольное

Общее

Начальная школа

Средняя школа

Начальное общее

Профессиональное

Основное общее/

Детские сады, ясли

1-4 классы

Профессиональная школа

Среднее общее/

5-9 класс

Неполное среднее

Школы, гимназии, лицеи

Полное

Начальное

10-11 класс

Высшая школа

Среднее

2-3 года

Высшее

2-3 года

ПТУ, училища

Техникумы

Бакалавриат

Послевузовское

Аспирантура

Специалитет

колледжи

Институт

Докторантура

магистратура

Академия

Университет

Формы образования

В образовательном учреждении

Очная

Заочная

Очно-заочная

Семейное образование

Самообразование

Экстернат

В образовательном учреждении

Мораль

Как признанные нормы, ценности, реализуемые в жизни

Стыд, правда, ответственность

Долг и справедливость

Честь и совесть

Задачи морали

Оценивать

Определять хорошее и плохое

Регулировать

Добро и зло

Направлять деятельность человека, общества на гуманные цели

Воспитывать

Идеалы и ценности

Изменять человека или общество

Развитие способностей человека

Уметь правильно оценивать общественное мнение

Формирование знаний, умений, человеческих качеств

Придание воспитанию правильной ориентации

Мораль

Добро и зло

Добродетель, достоинство

Мораль и право

Нормы морали

Нормы права

Появились раньше политики, права и государства

Пронизывают все стороны человеческой жизни

Регулируют определенную область общественных отношений

Выражает мнение общества

Выражает волю государства

Формулируются обществом

Обеспечивается силой привычки, убежденностью, совестью

Формулируются в письменном виде в НПА

Обеспечивается принудительной силой государства

Исполнение – по воле человека

Обязательны для исполнения

Показывает идеал поведения, к которому необходимо стремиться

Основывается на реальных условиях жизни

Существуют различные моральные принципы и моральные установки

Существует единая и единственная система права

Регулируют общественные отношения, поведение людей;

ориентируются на справедливость

multiurok.ru

КУЛЬТУРА — ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА — Обществознание — А.Г.Важенин

ГЛАВА 4 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

4.1. КУЛЬТУРА

Как уже отмечалось, в Древнем Риме под словом «культура» (cultura) понимали возделывание почвы, ее обработку, а позже — все изменения в природе, происходящие под воздействием человека. В дальнейшем этим термином обозначали все созданное человеком. Культура стала пониматься как созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной, природой, как весь созданный человеком мир. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни. Культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе! В этом понятии фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох.

Выделяют два основных вида культуры — материальную и духовную. Материальная культура представлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д. Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Не всякие материальные или духовные продукты, созданные людьми, становятся частью культуры, а только те, которые приняты членами общества или его частью и закреплены, укоренены в их сознании посредством записи на бумаге, других носителях информации, в виде навыков, знаний, обычаев, обрядов и т.д. Закрепленный таким образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям как культурное наследие.

Разделение культуры на материальную и духовную соответствует Двум основным видам производства: материальному и духовному.

Классификация культуры может проводиться и по особенностям поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная культура, политическая культура), по способу жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (культура класса) и т.д.

Культура воплощается в практической деятельности людей — производственной, бытовой, политической, художественной, научной, учебной и т.д., поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека. Это многообразие проявлений культуры обусловливает многозначность ее определений. Понятие культуры употребляется в значении исторических эпох (например, античная или средневековая культура), разных этнических общностей (культура древних греков, русская культура и т.д.), специфических сфер жизни или деятельности (культура труда, политическая культура).

Основными элементами культуры служат язык, ценности, нормы. Язык — это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов. Благодаря языку человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Язык обеспечивает взаимопонимание людей и служит важнейшим средством общения, хранения и передачи информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества.

Ценности — одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения. Ценности определяют смысл деятельности человека и общества в целом. В процессе взаимодействия между собой люди оценивают предметы и явления с точки зрения их соответствия своим потребностям, с точки зрения их полезности и допустимости. Совокупность принимаемых личностью ценностей называетсяценностной ориентацией. Различают ценности всего общества в целом и ценности отдельных социальных общностей, классов, групп. Система ценностей может складываться стихийно, а может представлять собой теоретически сформулированную систему взглядов. В последнем случае говорят об идеологии.

Культура играет большую роль в жизни общества. Она выступает средством сосредоточения, хранения и передачи человеческого опыта. В связи с этим выделяется несколько функций культуры. Во- первых — это регулятивная функция.Формируя систему ценностей, культура регулирует характер поведения людей. Например, человек, разделяя ту или иную ценность, будет стремиться к реализации ценностных установок и установлению связи с теми, кто разделяет его ценностную ориентацию. Таким образом, ценностное содержание культуры выступает в качестве регулятора человеческого поведения.

Развиваясь в рамках общества, индивид усваивает общепринятые правила и культурные ценности, включаясь в комплекс межчеловеческого общения, — тем самым формируется его личность. Таким образом, культура способствует становлению личности, выполняя образовательную и воспитательную функции.

Культурные нормы не являются достоянием только одного человека. Они разделяются многими людьми, а иногда и всем обществом в целом. В этом случае культура выполняет объединяющую (интегративную) функцию, обеспечивая единство общества.

В культуре сосредоточен богатый исторический опыт общества (группы, класса, народа). В связи с этим она выполняет лидирующую функцию — передачу этого опыта последующим поколениям.

Культура общества в целом — многоплановое явление, состоящее из множества ее разновидностей. Общество неоднородно, входящие в него группы имеют свой набор ценностей и норм. Поэтому выделяют несколько разновидностей культуры.

Различают народную, элитарную и массовую формы культуры. Народная культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой синтез материальных и духовных ценностей. Образцами народной культуры служат сказки, песни, былины, одежда, обряды, орудия труда и быта и т.д. Авторы произведений народного творчества неизвестны. Передаваясь из поколения в поколение, произведения народной культуры могут дополняться, видоизменяться, но в то же время сохраняют присущий каждому народу особый колорит, те характерные черты, по которым можно определить, какой народ создал данное произведение. В науке совокупность проявлений народного творчества называется фольклором (от англ, folklore — народная мудрость). Фольклор принято делить на устно-поэтическое творчество, комплекс музыкальных, игровых и хореографических видов творчества и изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Фольклор каждого народа отличается самобытностью, ярко выраженным этническим своеобразием, особенностями региональных и стилевых проявлений.

Элитарная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как элита (от франц. elite — лучшее, отборное).

Элитарная, или салонная, культура была в прежние времена Уделом высших слоев общества, например, дворянства. В настоящее время элитарной культурой называют сложные для понимания широких слоев населения произведения музыки, драматургии, литературы, кинематографа. Создание произведений в рамках элитарной культуры часто служит средством самоутверждения их авторов. Результаты такого творчества становятся предметом оживленной полемики критиков и искусствоведов, но не всегда востребованы как объект массового духовного потребления. Однако в истории есть немало примеров, когда-то явление культуры, которое получало название элитарного, оказывалось временной формой самоутверждения отдельных социальных групп, быстро становилось модным и превращалось в объект культурного освоения широкими слоями населения, т.е. объект массовой культуры.

Массовая культура — наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. В отличие от элитарной массовая культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений. Средствами распространения массовой культуры служат книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств. Запросы потребителей массовой культуры складываются стихийно и способствуют конкуренции в сфере «индустрии развлечений». Она, будучи прибыльным делом, стала своеобразным сектором экономики, называемым в обиходе шоу-бизнесом. Массовая культура характеризуется общедоступностью и легкостью усвоения создаваемых ею ценностей, не требующих особо развитого эстетического вкуса, и рассчитана в большинстве случаев на проведение досуга. Она таит в себе возможности мощного средства воздействия на общественное сознание для нивелирования взглядов и идеализации существующих общественных институтов.

По большей части нравственная неразборчивость массовой культуры, ставка на зрелищность и привлечение аудитории любой ценой способствуют культивированию сцен насилия, низменных инстинктов, популяризируют представителей криминального мира, абсолютизируют западный образ жизни.

Многоплановость социальных связей и групп, специфика исторических эпох обусловили обширное видовое разнообразие культур. Например, выделяют светскую и религиозную, национальную и интернациональную, политическую, экономическую, эстетическую, художественную, нравственную, научную, правовую и другие виды культуры.

Все достижения общества в материальной и духовной сферах можно охарактеризовать как общую культуру. В то же время общество состоит из множества социальных групп, у каждой из которых существует своя система культурных ценностей. Такая система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилен определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней, называется субкультурой. Так, различают городскую и деревенскую, молодежную и национальную, криминальную и профессиональную субкультуры и т.д. Они отличаются от доминирующей и друг от друга ценностями, нормами поведения, стилем жизни и даже языком.

Особую разновидностью субкультуры представляет контркультура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте. Если представители субкультур, хотя специфично и неполностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители контркультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу. Например, криминальная контркультура, контркультура неформальных молодежных группировок (панков, хиппи) и др.

Культура не есть нечто застывшее, неизменное. Она динамична, постоянно развивается, пополняясь новыми элементами. В то же время сохраняется преемственность между историческими этапами развития культуры, что позволяет говорить об особенностях национальных культур. В некоторых случаях изменения могут касаться художественного стиля, производственных технологий, правил поведения и т.д., но при этом сущность культуры в целом остается неизменной.

Изменения в культуре могут происходить как в процессе целенаправленной деятельности людей (в литературе, науке, искусстве), так и в результате стихийного заимствования культурных ценностей. Взаимное проникновение элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении называется диффузией. Такое проникновение может быть двусторонним, когда оба народа приобретают достижения культуры каждого из них, и односторонним, когда культурное влияние одного народа преобладает над влиянием другого. Новые образцы культуры могут насаждаться принудительно в результате порабощения одного народа другим или насаждаться победившей в политической борьбе социальной группой.

Процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие, называется культурным воспроизводством. Культура есть способ существования общества. Невозможно правильно понять процесс общественного развития, его динамику, если не вникнуть в сущность ценностно-культурных идеалов людей, определяющих содержание и смысл их поступков. С другой стороны, общество само выступает источником Развития культуры. Все это означает неразрывную взаимосвязь культуры и общества. Нет общества без культуры, так же как нет и культуры без общества.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «культура».

2. Какие виды культуры вы знаете? В чем состоит их отличие друг от друга?

3. Охарактеризуйте основные элементы культуры.

4. Какие функции выполняет культура?

5. Какие виды культуры существуют? В чем состоят критерии их выделения?

6. Заполните таблицу:

Виды культуры

Характерные черты

Народная

 

Элитарная

 

Массовая

 

7. Дайте определение понятиям «субкультура» и «контркультура». При ведите примеры их проявления.

8. Что такое диффузия культуры? Приведите примеры взаимовлияния культур.

compendium.su

ЕГЭ. Обществознание. Духовная сфера. Особенности духовной жизни современной России

Духовная жизнь современной России отражает процессы, происходящие в обществе. Переход к рыночной экономике, формирование новой социальной структуры общества, системы взаимоотношений с миром- всё это существенно влияет на культуру.

Основные  пути развития духовной жизни в РФ:

  • Культурное сближение с Западом, взаимообогащение в области культуры
  • Отражение экспансии Запада в культуру России, развитие многонациональной российской культуры, сохранение традиций, передача культурных ценностей из поколения в поколение.

Основные проблемы и тенденции культурной ситуации в РФ:

  • Расшатывание моральных устоев, пересмотр нравственных идеалов, распространение различных форм девиантного и асоциального поведения.
  • Бедность большой части населения ведёт к отстранению от участия в культурной жизни страны. Отсутствие материальных средств, погружённость в материальные проблемы приводит к тому, что значительная часть населения просто не имеет возможности пользоваться культурным наследием народа.
  • Необходимость развития культуры многонационального народа РФ, создания условий для этого.
  • Заполнение российского рынка массовой культурой Запада послужило мощным толчком для развития новых потенциалов в сфере российской культуры.
  • Синтез в российской культуре самых различных культур мира, особенно западной.
  • Сложное положение представителей творческой интеллигенции в условиях рынка: С одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но с другой – прекратило или значительно сократило финансирование творческой деятельности.

 

Из Конституции Российской Федерации

Статья 13
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной…

 

На сегодняшний день с РФ создана система учреждений культуры — специальных государственных и общественных организаций, ведающих какой-либо областью культуры, подчинённых вышестоящим инстанциям. В каждом регионе есть специальные комитеты, отвечающие за политику в области культуры. Координирует и направляет деятельность данных органов министерство культуры. Дальнейшее развитие культуры, сохранение культурного наследия- одна из важнейших задач страны на современном этапе ( министр культуры с 2012 г. – Мединский В.Р.)

Ежегодно 25 марта с 2007 г.отмечается в РФ День работника культуры.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

obschestvoznanie-ege.ru

Готовый кроссворд по обществознанию — на тему «Духовная жизнь общества»

По горизонтали
4. Теоретическое мировоззрение, использующее предельно широкие понятия и рассуждения в соответствии с правилами логики
7. Мировоззрение,утверждающее, что окружающий мир невозможно познать объективно
8. Образовательное учреждение
13. Функция науки
20. Метод получения нескольких индентичных организмов путем бесполого размножения
21. Передача знаний
24. Общественная наука
По вертикали
1. Форма культуры
2. Одна из философских дисциплин, которая изучает отношение человека к миру на основании представлений о прекрасном
3. Виды наук
5. Совокупность печатных произведений, посвященных проблемам какой-либо науки, отрасли знаний
6. Вторая по времени возникновения мировая религия, появившееся в Римской империи
9. Центральное понятие в эстетике
10. Область науки, техники, производства, в которой трудятся подготовленные люди
11. Способ познания жизни
12. Главная особенность мировых религий, ставящая единство веры выше политического единства
13. Разновидность христианство
14. Свобода каждого человека исповедовать свою веру, уважительное отношение к представителям других вероисповеданий
15. Ценность, предполагающая, что первичным стимулом деятельности ученого является бескорыстный поиск истины
16. Опыт,в ходе которого изучаемый предмет помещается в специально созданные условия, позволяющие контролировать все изменения
17. Новая ветвь христианства,отделившееся от католицизма
18. Философ, который утверждает ведущую роль разума, мышления в познании
19. Убеждение, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково
22. Знание, не соответствующее объективной реальности
23. Особое искусство создавать, строить здания и сооружения по законам красоты

spisok-literaturi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *