Дикой и Кабаниха — основные черты самодурства
Написав “Грозу”, А. Н. Островский как бы включил себя в ряд таких писателей, как Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов. Он создал еще одну, свою модель города, где царит традиционный уклад жизни. Но в отличие от гоголевского города Калинов показан Островским неоднозначно. С одной стороны, прекрасная природа (“Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”), а с другой — черствость людей, невежество, царящее в городе, злоба и так далее.
Всех жителей этого города можно условно разделить на две группы: деспоты и те, кто им подчиняется. К деспотам можно смело отнести двух самых влиятельных людей города: Дикого и Кабанову, которую все в городе зовут Кабанихой. Фамилии этих людей говорят многое об их характерах. Ведь недаром никто (кроме Феклуши) не называет Дикого Савелом Про-кофьевичем, а Кабаниху — Марфой Игнатьевной.
И Дикой, и Кабаниха чувствуют себя в городе полноправными хозяевами. Все им подчиняются: одни охотно (“Уж лучше терпеть”), другие же нет, но все их протесты выражаются только на словах (“Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили”). И именно поэтому они делают что хотят, и никто не смеет возразить им.
Главная черта, объединяющая этих купцов, — любовь к деньгам. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве. Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. (“Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!”) Еще одна черта, которая объединяет их, — это религиозность. Но Бога они воспринимают не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может лишь наказывать.
Но чтобы лучше понять этих персонажей, рассмотрим каждого в отдельности. Савел Прокофьевич Дикой — жадный и очень грубый человек. Его можно сравнить с гоголевским Плюшкиным. Он так же торгуется буквально за каждую копейку. (“…Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю”.) Дикой делает все, что в его силах, лишь бы накопить побольше денег. (“Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются”.) Но главный недостаток его в том, что он считает себя таким же, как все. (“Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко?”) Дикой — очень расчетливый. Он никогда -не позволит себе нагрубить кому-нибудь, кто сильнее и могущественнее его (“…воюешь-то ты всю жизнь с бабами”). Об этом же свидетельствует история с гусаром (Дикой молча слушал, как его ругают, и ничего не возразил).
Характер же Кабанихи немного другой. Его довольно четко сформулировал Кудряш; на утверждение Шапкина “Хороша тоже и Кабаниха” он отвечает: “Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия”… Кабанова, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона и других, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, чуткой, искренней, а главное, несчастной женщиной. Пытается оправдать свои поступки возрастом: “Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать”. Но это утверждение больше похоже на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром вселенной, она не может представить себе, что будет со всем миром после ее смерти.
В своем произведении Островский показал город, жители которого невежественны (они не хотят читать книги и что-либо учить, но с удовольствием слушают странниц, которые сами нигде не были). Им чужды такие понятия, как любовь, дружба, взаимопомощь. (“Я потрачусь, да уж и ему станет в копейку”.)’ Но этот мир не так безмятежен. Протест Катерины, т. е. ее самоубийство, колеблет их устоявшуюся тихую жизнь.
И уход Катерины из жизни не случаен, ведь она была единственным “лучом света в темном царстве”.
mirznanii.com
Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (По драме А.Н. Островского «Гроза»)
Написав «Грозу», А.Н. Островский как бы включил себя в ряд таких писателей, как Н.В. Гоголь и М.Ю. Лермонтов. Он создал еще одну, свою модель города, где царит традиционный уклад жизни. Но в отличие от гоголевского города Калинов показан Островским неоднозначно. С одной стороны, прекрасная природа («Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется»), а с другой — черствость людей, невежество, царящее в городе, злоба и гак далее.
Всех жителей этого города можно условно разделить на две группы: деспоты и те, кто им подчиняется. К деспотам можно смело отнести двух самых влиятельных людей города: Дикого и Кабанову, которую все в городе зовут Кабанихой. Фамилии этих людей говорят многое об их характерах. Ведь недаром никто (кроме Феклуши) не называет Дикого Савелом Прокофьевичем, а Кабаниху — Марфой Игнатьевной.
И Дикой, и Кабаниха чувствуют себя в городе полноправными хозяевами. Все им подчиняются: одни охотно («Уж лучше терпеть»), другие же нет, но все их протесты выражаются только на словах («Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили»), И именно поэтому они делают что хотят, и никто не смеет возразить им.
Главная черта, объединяющая этих купцов, — любовь к деньгам. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве. Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. («Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!») Еще одна черта, которая объединяет их, — это религиозность. Но Бога они воспринимают не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может лишь наказывать.
Но чтобы лучше понять этих персонажей, рассмотрим каждого в отдельности. Савел Прокофьевич Дикой — жадный и очень грубый человек. Его можно сравнить с гоголевским Плюшкиным. Он так же торгуется буквально за каждую копейку. («…Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю».) Дикой делает все, что в его силах, лишь бы накопить побольше денег. («Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются».) Но главный недостаток его в том, что он считает себя таким же, как все. («Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко?») Дикой — очень расчетливый. Он никогда не позволит себе нагрубить кому-нибудь, кто сильнее и могущественнее его («…воюешь-то ты всю жизнь с бабами»). Об этом же свидетельствует история с гусаром (Дикой молча слушал, как его ругают, и ничего не возразил).
Характер же Кабанихи немного другой. Его довольно четко сформулировал Кудряш; на утверждение Шапкина «Хороша тоже и Кабаниха» он отвечает: «Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…» Кабанова, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона и других, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, чуткой, искренней, а главное, несчастной женщиной. Пытается оправдать свои поступки возрастом: «Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать». Но это утверждение больше похоже на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром вселенной, она не может представить себе, что будет со всем миром после ее смерти.
В своем произведении Островский показал город, жители которого невежественны (они не хотят читать книги и что-либо учить, но с удовольствием слушают странниц, которые сами нигде не были). Им чужды такие понятия, как любовь, дружба, взаимопомощь. («Я потрачусь, да уж и ему станет в копейку» ) Но этот мир не так безмятежен. Протест Катерины, т.е. ее самоубийство, колеблет их устоявшуюся тихую жизнь.
И уход Катерины из жизни не случаен, ведь она была единственным «лучом света в темном царстве»
lit-helper.com
Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства
Написав «Грозу», А.Н. Островский как бы включил себя в ряд таких писателей, как Н.В. Гоголь и М.Ю. Лермонтов. Он создал еще одну, свою, модель города, где царит традиционный уклад жизни. Но в отличие от гоголевского города Калинов показан Островским неоднозначно. С одной стороны, прекрасная природа («Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется»), а с другой — черствость людей, невежество, царящее в городе, злоба и так далее.
Всех жителей этого города можно условно разделить на две группы: деспоты и те, кто им подчиняется. К деспотам можно смело отнести двух самых влиятельных людей города: Дикого и Кабанову, которую все в городе зовут Кабанихой. Фамилии этих людей говорят многое об их характерах. Ведь недаром никто (кроме Феклуши) не называет Дикого Савелом Прокофьевичем, а Кабаниху — Марфой Игнатьевной.
Главная черта, объединяющая этих купцов,— любовь к деньгам. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве. же и Тихон. Уже в списке действующих лиц о нем сказано, что он «ее сын», то есть сын Кабанихи. Он действительно скорее просто сын Кабанихи, нежели личность. У Тихона нет силы воли. Единственное желание этого человека — вырваться из-под опеки матери, чтобы за весь год отгуляться. Тихон тоже не в состоянии помочь Катерине. И Борис и Тихон оставляют ее наедине со своими внутренними переживаниями.
Если Кабаниха и Дикой принадлежат к старому укладу, Кулигин несет идеи просвещения, то Катерина находится на распутье. Выросшая и воспитанная в патриархальном духе, Катерина полностью следует этому образу жизни. Измена здесь считается непростительной, и, изменив мужу, Катерина видит в этом грех перед Богом. Но ее характер от природы гордый, независимый и свободный. Ее мечта летать означает вырваться на свободу из-под власти деспотичной свекрови и из душного мира дома Кабановых. В детстве она однажды, обидевшись на что-то, ушла вечером на Волгу. Такой же протест слышится и в ее словах, обращенных к Варе: «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» В душе Катерины идет борьба между муками совести и стремлением к свободе. Она не умеет приспосабливаться к жизни, лицемерить и притворяться, как это делает Кабаниха, не умеет смотреть на мир так легко, как Варя.
Нравы дома Кабановых доводят Катерину до самоубийства.
reshebnik5-11.ru
Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (образ «жестокого мира» в драматургии Островского)
А.Н. Островского по праву считают отцом русской бытовой драмы. Многие из написанных им пьес до сих пор идут на сценах российских театров. Самым решительным произведением драматурга традиционно считается «Гроза», так как, по словам Добролюбова, «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий…».
Действие пьесы переносит нас в провинциальный город Калинов. Здесь честным путем больше, чем на хлеб насущный, заработать простому человеку невозможно. В городе, как и во всей России, царят жестокие нравы. А прибывший из Москвы Борис только потому, что «порядочно образован» и одет не в русское платье, уже выглядит среди горожан иностранцем.
Порядки в городе устанавливают два богатейших человека, названных Добролюбовым представителями «темного царства»: Кабанова по прозвищу Кабаниха и Дикой. Их говорящие фамилии в равной мере пугают обывателей города Калинова. Цель Дикого — беззаконное упоение властью. Свои тысячные состояния такие, как Савел Прокофьевич Дикой, наживают, обворовывая народ. Правду искать без толку. Жаловались мужики городничему на Дикого, а тот цинично ответил градоначальнику, потрепав его по плечу:«.. .недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Дикой жаден. Любая просьба о деньгах выводит его из себя: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу». При этом он находит себе оправдание: «Ну что ж такое? Кому своего добра не жалко?»
Дикой нечестен не только со своими работниками, но даже с родственниками. Именно на домашних он отыгрывается, проиграв гусару на перевозе. Его осиротевший племянник Борис попадает в полную зависимость от самодура дяди. Ему причитается наследство от бабушки, но дядя решает выплатить его лишь при условии, что Борис будет к нему почтительным. Тут даже ситуация Онегина с дядей («..он уважать себя заставил…») покажется цветочками. Вот и живет племянник «ни на каком положении»: делает, что прикажут, а разочтут его в конце года, как дяде будет угодно. Скорее всего, Бориса обманут. Дядя уже поговаривает: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам?» «У меня там война идет», — говорит Дикой в 3-м действии про свой дом. «Война всех против всех» — таково правило «темного царства». Следуя ему, Дикой решает все свои денежные и имущественные дела. По его представлениям, они должны быть оставлены на милость «победителя»: захочет — рассчитается с работниками, отдаст Борису долю наследства, не захочет — не отдаст, его воля.
Отъявленный грубиян, «ругатель», вечно «как с цепи сорвался», Дикой — не исключение в своем городе. Остальные купцы «злостные кляузы строчат на ближних», подрывают из зависти торговлю друг друга, постоянно судятся. Здесь тоже идет война: могут «постращать», в случае чего «ноги обломать», а то и «глотку перегрызть».
Единственный человек, который может «разговорить», а то и одернуть зарвавшегося Дикого, — его кума Кабаниха. Под стать Дикому, ровня по состоянию, она не боится самодура Дикого, прекрасно понимая его натуру. Она ему заявляет: «Ну ты не очень-то горло распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!» Кабаниха по-своему даже презирает Дикого: «А чесгь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами»; «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься».
По характеру Кабанова, мне кажется, намного сильнее Дикого. Вдова, мать семейства, властная и суровая женщина, она строго соблюдает все патриархальные порядки, ни в ком не терпит проявления воли, поедом ест домашних, но при этом ханжески раздает милостыню нищим.
Кабаниха — более сложный вариант самодурства: ее цель — законное упоение властью, право на которую она видит в «Домострое». Можно сказать, что в пьесе Кабаниха — олицетворение прежде всего семейного деспотизма.
Марфа Игнатьевна Кабанова твердо убеждена в том, что ее долг -наставлять детей для их же блага. Она донимает их не столько бранью, сколько попреками за непочтительность, непослушание. Она приказывает сыну давать наставления Катерине, как ей жить без него, а на возражения Тихона, что она, чай, сама знает, Кабанова, для которой главное — строгое соблюдение обряда, сама начинает поучать невестку и потом оставляет сына не прощаться с женой, а давать ей положенные наставления.
Это по-домостроевски, так веками было, так жили отцы и деды, так и должно быть. Она поясняет сыну и снохе, что строга от любви к ним, чтобы добру научить. Кабанова понимает, что молодым не нравятся ее поучения, что им воли хочется: «Ну что ж, дождетесь, поживете на воле, когда меня не будет». По мнению Кабановой, молодые шагу не\умеют ступить без наставлений старших: ни проститься друг с другом, ни гостей принять. «Так-то старина и выводится. В другой дом и войти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Здесь и презрение к молодым, не знающим, как, по ее мнению, надо жить, и сожаление, что выводится старина, и сознание своей ненужности при наступающих переменах в жизни.
Если приглядеться, Кабанова далеко не бесчувственная мать. Варвара после отъезда брата говорит: «У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет». И в то же время сколько жестокости в ее сердце. Вот она пеняет сыну за то, что он недостаточно строг с женой: «Какой же это порядок в доме будет?.. Да коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал, да при сестре, при девке: ей тоже замуж идти; этак она твоей болтовни наслушается, так после нам муж-то спасибо скажет за науку».
Чем, однако, продиктовано самодурство Дикого и Кабанихи? Думаю, прежде всего страхом. У Дикого он слепой и неосознанный: что-то не ладится, отчего-то возникают неуверенность и тревога. Кабаниха умнее его, и поэтому ее страх осознанный и дальновидный. Она понимает: что-то в привычном и отлаженном механизме власти сильных и подчинения слабых и бедных сломано, что-то неизвестное наступает на город. И наступление это начинается с малого: с пренебрежения ритуалами и церемониями, а кончиться должно крушением всего порядка.
От этого-то и сеют калиновские самодуры в обывателях «страх Божий» — чтобы те не вышли из-под их власти, ломают судьбы даже своих близких — дабы и мыслить не смели о свободе. И Дикой, и Кабаниха не видят и не хотят видеть, что все, что они ни делают, — зло, лицемерие, грех, обман, насилие.
Потому-то жестокий мир самодуров из «века минувшего», ставший за годы после Грибоедова «темным царством», и не принимает такие цельные, свободолюбивые натуры, как Катерина. Только ценой смерти Катерина освобождается от его пут. Самоубийство героини — это протест против никчемной жизни темных сил царства «Домостроя», жестокого по отношению к людям. И мы понимаем, что, если уж женщина, самое бесправное существо, да еще в косной среде купечества, не хочет больше мириться с гнетом «самодурной силы», значит, в обществе зреют перемены.
Только после ее ухода из жизни жители города Калинова как бы прозревают. Варвара и Кудряш перестают играть по правилам «темного царства» и бегут на волю. Даже всегда послушный сын Кабанихи Тихон осмеливается обвинить мать: «Маменька, вы ее погубили! Вы! Вы! Вы…» Впервые безгласный Тихон обретает голос. И на Кулигина смерть Катерины так подействовала, что он обращается к самодурам с невозможным раньше упреком: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
Это людское прозрение и позволило Добролюбову увидеть в Катерине «луч света в темном царстве».
lit-helper.com
Островский а. н. — Дикой и кабаниха. основные черты самодурства
Марфа Игнатьевна Кабанова появляется на сцене в пятом явлении, но прежде мы слышим рассказ Кулигина о правах калиновцев, где в купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются слезы, творятся темные дела. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит Кулигин Борису.
Действительно, Кабаниха прежде всего ханжа, прикрывающая и оправдывающая все свои действия идеалами патриархальной, церковной, домостроевской старины, обычаи и порядки которой она строго соблюдает. Кабаниха требует, например, чтобы Катерина при расставании с мужем обязательно «выла», и чтобы не обнимала его, а кланялась мужу в ноги.
Новые порядки кажутся ей нелепыми и даже смешными. Кабаниха хочет заставить всех жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления «своей воли», своей инициативы: «Молодость-то что значит?… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Как истинная блюстительница старины, Марфа Игнатьевна суеверна, но у нее показное благочестие. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своем доме странниц, но ее деспотизм в домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Этот «жестокий ругатель», «пронзительный мужик» внешне очень грозен. Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!». Но Савел Прокофьевич и сам не знает, в какое расположение он может прийти через минуту. Однако Дикой покричит, поругается, сгоряча даже побьет, да и остынет. А Кабаниха издевается над своими жертвами систематически, изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо, подтачивая, «как ржа железо». Своим бездушием она доводит семью до полного развала: Катерина погибает, Варвара уходит из дома, а Тихон, в сущности добрый, хотя и безвольный человек, теряет всякую способность думать и жить самостоятельно. Семья, по выражению Тихона, «врозь расшиблась».
Кабаниха так же консервативна, как и Дикой. Если Дикой не может понять, что нет никакого греха в громоотводе, то Кабаниха не может примириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея» — паровоз. «А меня хоть ты золотом осыпь, так я не пойду», -решительно заявляет она в ответ на сообщение Феклуши о «машине».
Неумолимый враг всего нового, Кабаниха, впрочем, уже предчувствует, что старине приходит неизбежный конец, что наступают тяжелые для нее времена. «Нам бы только не дожить до этого», — говорит Феклуша боязливо, указывая, что «за грехи» людей уже и дни делаются все короче и короче. «Можжет, и доживем», — с мрачным озлоблением заявляет Марфа Игнатьевна.
Кабаниха типична как представительница деспотического уклада «темного царства». И в то же время она не во всем похожа на Дикого. Это более сложная натура. Прежде всего, она умнее Дикого. В то время как Савел Прокофьевич действует больше «нутром», как грубая физическая и денежная сила, Кабаниха выступает как своеобразный теоретик старого уклада, фанатически защищая домостроевщину. В отличие от необузданного, дикого в своих выходках и не владеющего собой Дикого она сдержанна, внешне бесстрастна и сурова.
Это единственный человек в городе, с которым как-то считается Дикой. Он не смеет ругать Кабаниху, так как с первых же слов получает отпор и быстро сдается:
Дикой: Ты еще что ту? Какого еще тут черта водяного?
Кабанова: Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей дорогой, куда шея!…
Дикой: Постой кума, постой! Не сердись!…
Оказывается, «прекратить» Дикого не так уж трудно: он смиряется при малейшем сопротивлении. Вся беда в том, что сопротивления он почти не встречает.
Также язык Кабанихи богаче и сложнее, чем язык Дикого. В нем тоже проскальзывают иногда грубые выражения, но не они характерны для ее речи. Властность Марфы Игнатьевны сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи: «В ноги, в ноги!». Заметный отпечаток на ее речь наложила та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, какую она поддерживает в своем доме. Странницы и нищие устанавливают постоянную связь Кабанихи с народным говором, поэтому в ее речи встречаются и пословицы, и образные обороты народной речи. Все это делает язык Марфы Игнатьевны своеобразно колоритным, хотя и не смягчает общий облик этой властной, суровой, непреклонной блюстительницы устоев «темного царства».
Выше уже было сказано, что Кабаниха отличается от Дикого. Однако у них есть общие черты, позволяющие говорить о их самодурстве. Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость, ханжество, бездушная защита отживших свой век порядков и обычаев – таковы черты внутреннего облика Кабанихи и Дикого, которые характеризуют этих персонажей как типичных представителей «темного царства».
mirznanii.com
Дикой и Кабаниха — основные черты самодурства
Дикой и Кабаниха — основные черты самодурства
Дикой и Кабаниха — основные черты самодурства
Написав “Грозу”, А. Н. Островский как бы включил себя в ряд таких писателей, как Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов. Он создал еще одну, свою модель города, где царит традиционный уклад жизни. Но в отличие от гоголевского города Калинов показан Островским неоднозначно. С одной стороны, прекрасная природа (“Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”), а с другой — черствость людей, невежество, царящее в городе, злоба и так далее.
Всех жителей этого города можно условно разделить на две группы: деспоты и те, кто им подчиняется. К деспотам можно смело отнести двух самых влиятельных людей города: Дикого и Кабанову, которую все в городе зовут Кабанихой. Фамилии этих людей говорят многое об их характерах. Ведь недаром никто (кроме Феклуши) не называет Дикого Савелом Про-кофьевичем, а Кабаниху — Марфой Игнатьевной.
И Дикой, и Кабаниха чувствуют себя в городе полноправными хозяевами. Все им подчиняются: одни охотно (“Уж лучше терпеть”), другие же нет, но все их протесты выражаются только на словах (“Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили”). И именно поэтому они делают что хотят, и никто не смеет возразить им.
Главная черта, объединяющая этих купцов, — любовь к деньгам. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве. Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. (“Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!”) Еще одна черта, которая объединяет их, — это религиозность. Но Бога они воспринимают не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может лишь наказывать.
Но чтобы лучше понять этих персонажей, рассмотрим каждого в отдельности. Савел Прокофьевич Дикой — жадный и очень грубый человек. Его можно сравнить с гоголевским Плюшкиным. Он так же торгуется буквально за каждую копейку. (“…Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю”.) Дикой делает все, что в его силах, лишь бы накопить побольше денег. (“Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются”.) Но главный недостаток его в том, что он считает себя таким же, как все. (“Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко?”) Дикой — очень расчетливый. Он никогда -не позволит себе нагрубить кому-нибудь, кто сильнее и могущественнее его (“…воюешь-то ты всю жизнь с бабами”). Об этом же свидетельствует история с гусаром (Дикой молча слушал, как его ругают, и ничего не возразил).
Характер же Кабанихи немного другой. Его довольно четко сформулировал Кудряш; на утверждение Шапкина “Хороша тоже и Кабаниха” он отвечает: “Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия”… Кабанова, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона и других, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, чуткой, искренней, а главное, несчастной женщиной. Пытается оправдать свои поступки возрастом: “Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать”. Но это утверждение больше похоже на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром вселенной, она не может представить себе, что будет со всем миром после ее смерти.
В своем произведении Островский показал город, жители которого невежественны (они не хотят читать книги и что-либо учить, но с удовольствием слушают странниц, которые сами нигде не были). Им чужды такие понятия, как любовь, дружба, взаимопомощь. (“Я потрачусь, да уж и ему станет в копейку”.)’ Но этот мир не так безмятежен. Протест Катерины, т. е. ее самоубийство, колеблет их устоявшуюся тихую жизнь.
И уход Катерины из жизни не случаен, ведь она была единственным “лучом света в темном царстве”.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/
diplomba.ru
ГДЗ, Решебники — 2–11 классы. » Сочинение. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства по пьесе А. Н. Островского «Гроза»ГДЗ, Решебники
Сочинение.
Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
..
Марфа Игнатьевна Кабанова появляется на сцене в пятом явлении, но прежде мы слышим рассказ Кулигина о правах калиновцев, где в купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются слезы, творятся темные дела. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит Кулигин Борису.
Действительно, Кабаниха прежде всего ханжа, прикрывающая и оправдывающая все свои действия идеалами патриархальной, церковной, домостроевской старины, обычаи и порядки которой она строго соблюдает. Кабаниха требует, например, чтобы Катерина при расставании с мужем обязательно «выла», и чтобы не обнимала его, а кланялась мужу в ноги.
Новые порядки кажутся ей нелепыми и даже смешными. Кабаниха хочет заставить всех жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления «своей воли», своей инициативы: «Молодость-то что значит?… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Как истинная блюстительница старины, Марфа Игнатьевна суеверна, но у нее показное благочестие. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своем доме странниц, но ее деспотизм в домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Этот «жестокий ругатель», «пронзительный мужик» внешне очень грозен. Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!». Но Савел Прокофьевич и сам не знает, в какое расположение он может прийти через минуту. Однако Дикой покричит, поругается, сгоряча даже побьет, да и остынет. А Кабаниха издевается над своими жертвами систематически, изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо, подтачивая, «как ржа железо». Своим бездушием она доводит семью до полного развала: Катерина погибает, Варвара уходит из дома, а Тихон, в сущности добрый, хотя и безвольный человек, теряет всякую способность думать и жить самостоятельно. Семья, по выражению Тихона, «врозь расшиблась».
Кабаниха так же консервативна, как и Дикой. Если Дикой не может понять, что нет никакого греха в громоотводе, то Кабаниха не может примириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея» — паровоз. «А меня хоть ты золотом осыпь, так я не пойду», -решительно заявляет она в ответ на сообщение Феклуши о «машине».
Неумолимый враг всего нового, Кабаниха, впрочем, уже предчувствует, что старине приходит неизбежный конец, что наступают тяжелые для нее времена. «Нам бы только не дожить до этого», — говорит Феклуша боязливо, указывая, что «за грехи» людей уже и дни делаются все короче и короче. «Можжет, и доживем», — с мрачным озлоблением заявляет Марфа Игнатьевна.
Кабаниха типична как представительница деспотического уклада «темного царства». И в то же время она не во всем похожа на Дикого. Это более сложная натура. Прежде всего, она умнее Дикого. В то время как Савел Прокофьевич действует больше «нутром», как грубая физическая и денежная сила, Кабаниха выступает как своеобразный теоретик старого уклада, фанатически защищая домостроевщину. В отличие от необузданного, дикого в своих выходках и не владеющего собой Дикого она сдержанна, внешне бесстрастна и сурова.
Это единственный человек в городе, с которым как-то считается Дикой. Он не смеет ругать Кабаниху, так как с первых же слов получает отпор и быстро сдается:
Дикой: Ты еще что ту? Какого еще тут черта водяного?
Кабанова: Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей дорогой, куда шея!…
Дикой: Постой кума, постой! Не сердись!…
Оказывается, «прекратить» Дикого не так уж трудно: он смиряется при малейшем сопротивлении. Вся беда в том, что сопротивления он почти не встречает.
Также язык Кабанихи богаче и сложнее, чем язык Дикого. В нем тоже проскальзывают иногда грубые выражения, но не они характерны для ее речи. Властность Марфы Игнатьевны сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи: «В ноги, в ноги!». Заметный отпечаток на ее речь наложила та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, какую она поддерживает в своем доме. Странницы и нищие устанавливают постоянную связь Кабанихи с народным говором, поэтому в ее речи встречаются и пословицы, и образные обороты народной речи. Все это делает язык Марфы Игнатьевны своеобразно колоритным, хотя и не смягчает общий облик этой властной, суровой, непреклонной блюстительницы устоев «темного царства».
Выше уже было сказано, что Кабаниха отличается от Дикого. Однако у них есть общие черты, позволяющие говорить о их самодурстве. Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость, ханжество, б
gdz-otvet.ru