Презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) на тему: Что мы знаем о народах России?

Слайд 1

Что мы знаем о народах России? Красилова И.Л., учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа №23 г. Йошкар-Олы»

Слайд 2

Ребята! Как называется наша страна? Россия

Слайд 3

А какие народы населяют нашу страну – Россию?

Слайд 4

Я предлагаю вам рассмотреть представителей некоторых народов России. Сравнить их лица и костюмы.

Слайд 5

Русские

Слайд 6

Татары

Слайд 7

Евреи

Слайд 8

Карелы

Слайд 9

Буряты

Слайд 10

Осетины

Слайд 11

Чукчи

Слайд 12

Башкиры

Слайд 13

Марийцы

Слайд 14

Ребята, а что связывает друг с другом все народы России? Общая Родина, уважение друг к другу и дружба.

Слайд 15

Мой следующий вопрос: «Какие праздники отмечают народы России?»

Слайд 16

Масленица (сырная неделя) – русский народный праздник связан с проводами зимы и встречей весны. Разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы.

Слайд 17

Ежегодно в нашей стране проводится национальный праздник татар и башкир – Сабантуй – праздник урожая. Отмечается он в воскресенье. К нему готовятся заранее — убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей.

Слайд 18

У бурятского народа есть свой спортивный национальный праздник – Сурхарбан . Согласно вековым традициям, настоящие мужчины соревнуются в стрельбе из лука, борьбе и конных состязаниях.

Слайд 19

Ребята, хочу вам сообщить, что важную роль в жизни народов России играет религия. Особенно распространены в нашей стране христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Слайд 20

христианство ислам иудаизм буддизм

Слайд 21

Давайте сделаем вывод: какие разные народы населяют Россию! У каждого свои черты лица, национальные костюмы, народные праздники и религии. Но все народы России связывает в единую семью общая Родина, взаимное уважение и дружба.

Слайд 22

Спасибо за урок!

nsportal.ru

Народы России (список)

Народы России

Россия — многонациональная страна. В государстве, имеющем население 142 миллиона человек (по данным Федеральной службы государственной статистики на 2007 год) и занимающем наибольшую территорию на Земле, не могло быть иначе. Сейчас уже трудно точно сказать, когда все эти народы и национальности вошли в состав России, да и границы между ними за долгие годы соседства значительно стёрлись. Долгое время жители союзных республик и вовсе считались гражданами одной страны – СССР.

В 2002 году была проведена Всероссийская перепись населения, на результатах которой основываются современные данные о национальном составе страны.Согласно этим данным на территории Российской Федерации проживают представители свыше 160 национальностей.

В настоящее время в паспортах граждан России национальная принадлежность не указывается, поэтому данные переписи основаны на самоопределении (то есть национальность определял сам опрашиваемый). В итоге было выяснено, что русские являются наиболее многочисленной национальностью РФ — их численность составила 116 млн. человек. Это 80% жителей страны.

Другие наиболее значительные по численности народности распределились следующим образом:

  • татары — 5 554 601 (3,83 %)
  • украинцы — 2 942 961 (2,03 %)
  • башкиры — 1 673 389 (1,15 %)
  • чуваши — 1 637 094 (1,13 %)
  • чеченцы — 1 360 253 (0,94 %)
  • армяне — 1 130 491 (0,78 %)
  • мордва — 843 350 (0,58 %)
  • аварцы — 814 473 (0,56 %)
  • белорусы — 807 970 (0,56 %)
  • казахи — 653 962 (0,45 %)
  • удмурты — 636 906 (0,44 %)
  • азербайджанцы — 621 840 (0,43 %)
  • марийцы — 604 298 (0,42 %)
  • немцы — 597 212 (0,41 %)
  • кабардинцы — 519 958 (0,36 %)
  • осетины — 514 875 (0,35 %)
  • даргинцы — 510 156 (0,35 %)
  • буряты — 445 175 (0,31 %)
  • якуты — 443 852 (0,31 %)
  • кумыки — 422 409 (0,29 %)
  • ингуши — 413 016 (0,28 %)
  • лезгины — 411 535 (0,28 %)
  • коми — 293 406 (0,2 %)
  • тувинцы — 243 442 (0,17 %)
  • евреи — 229 938 (0,16 %)
  • грузины — 197 934 (0,14 %)
  • карачаевцы — 192 182 (0,13 %)
  • цыгане — 182 766 (0,13 %)
  • калмыки — 173 996 (0,12 %)
  • молдаване — 172 330 (0,12 %)
  • лакцы — 156 545 (0,11 %)
  • корейцы — 148 556 (0,1 %)

Общая численность лица других национальностей составила 2 414 558 человек (1,66 % всего населения). 1 460 751 человек (1,01 %) не указали свою принадлежность к какой-либо национальности.

Согласно Конституции РФ государственным языком на территории страны является русский. Он же является самым распространённым. Республики, входящие в состав России, вправе устанавливать свои государственные языки, помимо русского. Например, в Карачаево-Черкесской Республике государственными считаются русский, абазинский, карачаевский, ногайский и черкесский языки. Большинство жителей России владеют русским языком, но на различных территориях имеют место диалекты, в которых русские слова сочетаются с национальными, либо произносятся особым образом.

Аварцы

Адыгейцы

Алтайцы

Башкиры

Белорусы

Буряты

Водь

Грузины

Даргинцы

Долганы

Евреи

Ингуши

Кабардинцы

Калмыки

Камчадалы

Караимы

Каракалпаки

Карачаевцы

Карелы

Лезгины

Киргизы

Коми

Коряки

Кумыки

Курды

Латыши

Литовцы

Манси

Марийцы

Монголы

Мордва

Ненцы

Ногайцы

Ороки

Орочоны

Осетины

Поляки

Русские

Сербы

Словаки

Таджики

Таты

Телеуты

Турки османские

Туркмены

Тюрко татары

Тувинцы

Удины

Удмурты

Узбеки

Уйгуры

Украинцы

Хакасы

Ханты

Хорваты

Цыгане

Черкесы

Чеченцы

Чуванцы

Чуваши

Чукчи

Шапсуги

Эвенки

Эскимосы

Эстонцы

Юкагиры

Якуты

geographyofrussia.com

Конспект урока «Окружающий мир» по теме: «Народы России»

У: А чтобы узнать ответ на этот вопрос, давайте прочитаем текст на стр.122 «Дети разных народов»

Д: читают текст со слов «Вы являетесь…» до «…народную культуру»

У: Скажите, чем же отличаются все народы друг от друга?

Д: родным языком, народными обычаями, праздниками, национальными костюмами.

У: А что же такое народная культура?

Д: язык, на котором говорит народ, обычаи праздники, все это и есть народная культура

У: посмотрите на иллюстрацию на стр.123. как мы можем озаглавить каждый ряд рисунков?

Д: 1 ряд – народные костюмы или празднование народного праздника

2 ряд- национальное блюдо

У: Теперь я предлагаю прочитать вам текст на стр.123 и узнать, какие народы проживают на территории нашей великой страны.

Д: Читают текст на стр. 123-125

У: Скажите, какие народы проживают на Крайнем Севере России?

Д: ненцы, чукчи, коряки.

У: Какой народ самый многочисленный в нашей стране и живут на всей ее территории?

Д: Русские.

У: назовите, русский народный праздник

Д: Масленица

У: а какое угощение готовят в этот праздник?

Д: блины

У: А какой самый любимый праздник в Татарстане?

Д: Сабантуй

У: а когда он празднуется?

Д: весной, когда заканчиваются работы в поле.

У: А как называется народ, который считает этот праздник народным?

Д: Татары

У: А какие народы проживают рядом с ними?

Д: Башкиры и чуваши

У: А какие народы населяю север и северо-восток России?

Д: удмурты, марийцы, мордва, ханты, манси, коми, карелы

У: На каком языке говорят эти народы?

Д: На финно-угорском

У: А в горах Северного Кавказа, какие народы проживают?

Д: кабардинцы, черкесы, балкарцы, карачаевцы, осетины, ингуши, чеченцы, аварцы

У: А в Сибири и на Дальнем Востоке, какие народы проживают?
Д: якуты, буряты, алтайцы, нанайцы, тувинцы

У: кажите, а что объединяет все народы

Д: Все проживают на территории нашей страны России

У: Ребята, а какой мы можем сделать вывод из всего, что мы прочитали и сказали?

Д: Россия — страна, которую населяют много разных народов, и все вместе они один большой российский народ.

У: значит, сколько значений имеет слово народ?

Д: 2

У: Какие?

Д: народ – это граждане одного государства и народ – это большая группа людей, которая отличается друг от друга своим названием и народной культурой.

У: Давайте сравним наш вывод с выводом на стр. 125

kopilkaurokov.ru

Окружающий мир. народы России

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс

Тема: НАРОДЫ РОССИИ

Цели:

– ознакомить учеников с двумя значениями термина «народ», разнообразием культур и обычаев народов, населяющих Россию.

— познакомить учащихся с разными народами, заселяющими современную Россию,

— помочь ученикам осознать свою личную принадлежность к своей национальности.

— развивать интерес к народной культуре народов России.

— воспитывать толерантность к другим национальностям.

Формирование УУД,

ТОУУ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

    1. Организационный момент

Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора и нам начать урок.

— Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением;

-Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками;

-Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить;

-Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.

-Думаю, что теперь можно начать работу

  1. Проверка домашнего задания

Посмотрите сценку, которую приготовили ребята.

– Как вы понимаете слово «народ»?

Значит, можно сказать, что все граждане России – это народ России.

Слайд 2

Граждане России — единый народ России.

– На каких языках говорят ваши народы?

– Посмотрите на карту России на с. 111. Что обозначено словами красного цвета?

Учитель предлагает детям высказать свои предположения по проблеме урока.

Возможно, дети догадаются, что слово «народ» имеет два значения.

Проверка своих рабочих мест, повторяют д/з

Сценка:

— Мама! Сегодня Дарья Павловна попросила нас подготовиться к празднику весны и принести из дома какое-нибудь угощение, — сказала Алла.

— А новенький Тимур Ахметшин сказал: «Яхши».

-А я у него спрашиваю: «Что это значит?»

— А он отвечает: « Яхши», значит на татарском языке «хорошо». Получается, у нас в России не один народ живет?

— Конечно, — ответила мама.

— А помнишь, ты говорила, что по Конституции власть в России принадлежит народу, то есть всем гражданам. Вот я не пойму: мы с Тимуром – один народ или разные?

— народ – это все граждане государства

— на русском, на татарском, на удмуртском и т.д.

— Названия народов

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности

–Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:

Проблема урока записывается на доску.

Слайд 4

Народы России

– Составим план урока.

Учитель вместе с детьми составляет план.

– Что мы сейчас с вами делали?

Сколько народов проживает в России – один или много?

Слайд 3

— Народы России

План:

1. Будем говорить о народах, населяющих Россию

2. Выясним что такое народная культура?

3. Чем один народ отличается от другого?

4. А много в России разных народов?

Слайд 5

(Планировали нашу деятельность.)

Познавательные УУД

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙIΙ. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы

Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что в России проживает много разных народов. (В России проживает более 180 народов)

Работа с учебником

С. 122

Слайд 6

-Чем один народ отличается от другого? (с помощью учебника ищем ответ на вопрос)

— Что такое народная культура? С.122-123

Слайд 7

Физминутка

Следует обратить внимание учеников на то, что территория России огромна и условно её можно разделить на несколько частей. Каждый гражданин России может свободно передвигаться по всей территории, жить и работать в любом месте России.

Слайд 8

Уч-ся читают текст на с. 122

— это народные обычаи, одежда, народные праздники, народная кухня

Физминутка

1) Рассказ ученика о жителях Крайнего Севера, показ по карте мета проживания

2) Рассказ ученика о жителях Сибири и Дальнего Востока

3)

Рассказ ученика о жителях Северного Кавказа

4)Рассказ о жителях Европейской части страны.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

IV.Самостоятельное применение знаний.

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что слово «народ» имеет два разных значения. В первом значении «народ» – это все граждане одного государства. Во втором значении «народ» – это большая группа людей, которая отличается от других своим названием и особой культурой.

Работа в рабочей тетради. Слайд 9-10

– Откройте рабочие тетради, выполните задание 1,2 Н (самостоятельно), задание № 1, 2 П (работа в парах).

Слайд 11

Оцените свою работу на уроке

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

В России один народ или много?

Ученики совещаются в парах и выражают свой вариант решения проблемы.

алгоритм самооценки

«Лесенка успеха»

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V. Домашнее задание.

С. 122 – 123, вопросы

– Нарисуй и опиши особенности традиционного костюма одного из народов России.

VI. Итог урока.

Слайд 12

— Вернёмся к плану урока – выполнили?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Что нового узнали на уроке?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

– Что нового узнали?

– Где пригодятся знания?

1) Рассказ ученика о жителях Крайнего Севера, показ по карте мета проживания

Жители Крайнего севера: это чукчи, ненцы, эскимосы, русские и другие. Люди освоили и живут на одном из неуютных мест на земле. Они живут в согласии с окружающей природой и бережно относятся к тому, что она им дает. Основным видом занятий является оленеводство. Помимо выпаса оленей коренные жители зимой охотятся на песца, росомаху, зайца, добывают белых куропаток, уток и гусей. Рыбу ловят в основном летом.

Жители Севера – творческие люди. Их самобытный талант ярко проявился в резьбе по кости. Из клыков моржей они изготавливают необходимые для охоты гарпуны и ножи, мастерски вырезают скульптуры животных. Чукотские и эскимосские женщины тоже не сидят, сложа руки. Они надевают всю семью, шьют одежду, занимаются разделкой туши убитого зверя, выделкой шкуры. Основная пища кочевых оленеводов – мясо оленей (в сыром и соленом виде), рыба. Излюбленный напиток – чай

2) Рассказ ученика о жителях Сибири и Дальнего Востока

В Сибири и Дальнем Востоке проживаю ханты, манси, алтайцы, тувинцы, буряты, эвенки, нанайцы, русские и другие.

К традиционной деятельности народов Сибири и Дальнего Востока относятся: животноводство, пчеловодство, рыболовство, охота, земледелие, разведение и переработка лекарственных растений, художественные промыслы, строительство традиционных жилищ. Реки, в первую очередь Амур, и окружающая тайга кормят и одевают, обеспечивают семьи всем необходимым.

Традиционные формы религии народов Приамурья были тесно связаны с их промысловой культурой. Основу их составляли представления о животном мире, очень близком человеку. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте. Поэтому на традиционных праздниках всегда проводились обряды для снятия с себя вины за убийство зверя. Народы Приамурья — виртуозы художественной обработки дерева. Они знали множество приемов резьбы и росписи. На посуде для медвежьего праздника выполнялась наиболее богатый орнамент.

Традиционная одежда народов Приамурья — один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Распространенная пища жителей Сибири и Дальнего Востока, это строганина из рыбы, сибирские пельмени

3) Рассказ ученика о жителях Северного Кавказа

В южных районах нашей страны, на Северном Кавказе проживают: кабардинцы, черкесы, карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, аварцы, русские и другие. Это очень гостеприимные народы с высоко развитым обостренным чувством национальной гордости, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, способствующим поддержанию родовой сплоченности.

Климат мягкий и позволяет получать богатые урожаи многих сельскохозяйственных культур — от пшеницы и риса до сахарной свёклы и винограда. Также население занимается охотой, рыбалкой, животноводством.

Внешний вид людей (одежда, прическа, украшения и оружие) играет важную роль в традиционной культуре общения и поведения народов Северного Кавказа.

4) Рассказ о жителях Европейской части страны.

Самым многочисленным народом в России является русский народ. Он составляет 80% всего населения страны. Русские праздники (масленица, пасха)

На протяжении многих веков складывалась русское народное творчество, сочинялись сказки, пословицы.

К востоку от Москвы живут татары. Через их земли протекает река Волга.

Традиционные татарские блюда, песни, танцы и фольклор очень широко развиты у татар. Танцы обязательно сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Основными из них считаются кубыза и курай.

Татарские праздники (сабантуй, курбан байрам )

Рядом с татарами проживают башкиры и чуваши. Когда то давно предки этих народ говорили на одном языке — тюркском, поэтому сейчас ученые называют татарский, башкирский и чувашский языки тюркскими. Удмурты, марийцы, мордва, карелы – родственные по языку народы, говорят на финно-угорском языке.

infourok.ru

Урок окружающего мира «Народы России»

Методическая разработка урока.

Пояснительная записка.

В нашей школе создан музей русского народного быта и творчества «Заветный ключ», работа которого дает возможность детям начальной школы и детского сада приобщиться к культуре и традициям русского народа.

Ежегодно в музее проходит выставка «Куклы разных народов», которую посещают жители микрорайона и ребята нашей школы и детского сада. На выставке представлены куклы в народных костюмах, макеты жилищ, предметы рукоделия народных умельцев.

Основная цель выставки — воспитание уважительного отношения к культуре разных народов нашей страны; донести до сознания детей, что путь к взаимопониманию проходит не только через знания, но и через чувства, умение видеть в каждом человеке равноценную личность, достойную любви и уважения. В интерьере этой выставки и проходит урок по предмету «Ознакомление с окружающим миром» в 1 классе. Тема урока: «Народы России».

Краткая аннотация урока:

Данный урок « открытия новых знаний» с использованием музейных предметов разработан для 1 класса в соответствии с программой и учитывает возрастные особенности учащихся. Игровая форма проведения урока способствует лучшему закреплению и усвоению знаний, позволяет раскрыться творческим способностям и повышает мотивацию учащихся к углубленному изучению предмета. Музейная выставка создает предметно — развивающую среду, активизирует познавательный интерес учащихся.

Предварительная работа:

  • посещение школьного музея «Заветный ключ» в рамках урока «Моя малая Родина»;

  • разучивание русских народных песен, стихов, народных игр;

  • оформление экспозиции выставки « Куклы разных народов»;

  • подготовка к практической работе по подгруппам «Цветок дружбы»

(вырезание лепестков 7 разных цветов, кружков — значков).

Материально- техническое обеспечение:

  • экспозиция выставки;

  • музыкальные инструменты, народные костюмы;

  • клеящие карандаши, разноцветные лепестки, картон;

  • мультимедийное оборудование для показа презентации;

  • музыкальный центр, диски с записями народной музыки.

Ход урока:

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Организационный момент

II. Актуализация знаний.

Викторина «Отгадай, какой народ в наш выходит хоровод».

III. Усвоение новых знаний, первичное установление проблемы урока, знакомство с народными традициями через игру.

Физкультминутка: «Я, ты, он, она! Вместе — целая страна».

IV. Первичное закрепление новых знаний на практике

Практическая работа по группам «Цветок дружбы».

V. Рефлексия деятельности (итог урока).

I. В классе оформлена выставка «Куклы разных народов». На выставке представлены куклы в народных костюмах, макеты жилищ, предметы рукоделия народных умельцев.

Столы расставлены по группам (всего 7), на каждом столе лежат лепестки определенного цвета, картон, клеящие карандаши. Дети входят на выставку под народную музыку, при входе получают значки — кружочки разного цвета (можно приколоть заранее перед уроком), рассаживаются за столы по цветам.

Педагог (в русском народном костюме):

«Здравствуйте, ребята! Проходите, гости дорогие! Сегодня вы пришли на необычный урок. Посмотрите по сторонам: вы находитесь на выставке нашего школьного музея «Заветный ключ». Как вы думаете, чему посвящена эта выставка? Как бы вы назвали тему нашего урока?» (Ответы детей)

II. Педагог: «Правильно, сегодня мы будем говорить о многообразии народов России.

В столице нашего государства — Москве живут люди разных национальностей: русские, армяне, татары, азербайджанцы…» (Дети дополняют).

Педагог: «Каждый народ имеет свои традиции. Самой главной традицией русского народа всегда было гостеприимство. Вот и Москва — красавица гостеприимно встречает своих гостей».

(Дети фольклорного ансамбля «Забава» исполняют русскую народную песню «Москва — красавица»)

Текст песни: «Москва — красавица».

1. Над Москвою, над Москвою

Светит солнце золотое.

И улыбки москвичей

Расцветают горячей,

Ведь Москва — красавица

Каждому понравится!

2. Над Москвою, над рекою

Будет праздник — пир горою.

Вы готовьте, москвичи,

Пироги да калачи,

Ведь Москва — красавица

Хлебом — солью славится!

3. Едут гости во столицу,

Едут гости веселиться.

Наш красивый древний город

Сердцу каждого он дорог,

Ведь Москва — красавица

Каждому понравится!

Педагог: «Давайте вспомним, чем же отличаются люди разных национальностей? Ну, во-первых, внешностью. Посмотрите друг на друга. Среди вас есть ребята с голубыми глазами и светлыми волосами? Про таких говорят, что у них славянская внешность. Давайте найдем среди девочек славянскую красавицу».

Педагог: «На нашей выставке куклы в национальных костюмах русские, белорусы, украинцы — это славянские народы. А народы Кавказа выглядят иначе, они кареглазые, смуглые, с темными волосами. Есть у нас такие красавицы? (Просмотр слайдов).

Чем еще отличаются люди разных национальностей? У каждого народа есть свой язык. Народность жива до тех пор, пока жив ее язык. Поэтому люди разных национальностей должны беречь свой язык, как и мы с вами – русский».

Педагог: «Посмотрите, какой красивый у меня сарафан. Это русский народный костюм, у каждого народа есть свой национальный костюм, не похожий на другие.

(Показ слайдов).

На нашей выставке вы можете увидеть настоящий казахский костюм, тюбетейку, а вот это костюм узбекский, нашему музею подарили гости на прошлогодней выставке.

И еще, самое главное, у каждого народа свои традиции и культура. А что такое традиции? Это народные праздники, песни, игры, пословицы. Какие русские народные праздники вы знаете? (Ответы детей).

В России живут люди более 180 разных национальностей. Но самые многочисленные из них — это русские, украинцы, татары, армяне и азербайджанцы. Давайте рассмотрим слайды и познакомимся с этими народами поближе.

Викторина «Отгадай, какой народ в наш выходит хоровод».

На нашей выставке в музее Стоим мы вместе, куклы, в ряд. У каждой куклы свой характер, У каждой куклы свой наряд.

Ты смотри внимательно, Ответишь обязательно. Отгадай, какой народ В наш выходит хоровод.

( Дети отгадывают, находят на выставке куклу и ставят в хоровод).

  1. Сарафан надену красный, Русу косу заплету, Балалайка заиграет, Я вам «Барыню» спляшу. ( Русские)

2. У меня венок с цветами, На рукаве — рябинка. «Гопачок» станцуйте с нами, Ведь я — … (украинка)

3.Тюбетейки носим мы, А живем на Волге. Сабантуй — народный праздник Отмечаем долго. (Татары)

4. А древнейший наш народ Он по всей земле живет. И все же, тем не менее, Наша родина- … (Армения)

5. А у нас весенний праздник Называется Навруз. Кто проскачет на верблюде? Выходи-ка кто не трус! (Азербайджанцы)

Нам в разладе жить нельзя, Возьмемся за руки, друзья!

III. Давайте познакомимся с традиционными народными играми.

Ну- ка, ребята в русских народных костюмах, выходите, покажите, как играли в «Заиньку».

Проводится русская хороводная игра «Заинька».

(Дети ходят хороводом и поют, в центре — «Заинька», он хочет выбежать из круга, а дети опускают руки и не дают ему убежать.)

Ой, заинька серенький,

Ой, заинька беленький,

Некуда заиньке выскочить,

Некуда заиньке выпрыгнуть.

Ну-ка, зайка, скоком — боком (хлопают в ладоши)

Перед нашим хороводом

Ну-ка, зайка, повернись,

Кого любишь, поклонись.

(Заинька кланяется, выбирает нового водящего).

Педагог: «С незапамятных времен на различных праздниках и торжествах проводятся народные игры, среди взрослых и детей.

Ну а теперь, ребята, кто хочет примерить казахский народный костюм?»

(Выходит мальчик, наряжается в костюм.)

Проводятся казахские народные игры.

«Октау тартыс» (перетяни-ка) «Эта игра выявит, кто из вас сильнее.

Для этой игры двое должны выйти на середину. Вначале положим на пол красную ленту, участники игры встают по разные ее стороны. Возьмите скалку за оба конца и тяните каждый на себя. Тот, кто сможет перетянуть соперника на свою сторону, и будет победителем».

Педагог: «Посмотрите на слайды. Казахи очень любят состязаться в скачках на лошадях, они прекрасные наездники. На народных праздниках любимое состязание, когда парень догоняет девушку, чтобы поцеловать, а не догонит, так ему несдобровать! Теперь девушка мчится во весь опор, чтобы догнать неудачливого наездника и стегнуть его плеточкой. Давайте и мы поиграем в наездников».

Конное состязание (Байга).

(Игроки парами («конь» и «наездник») встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Первый игрок – «конь» — вытягивает руки назад-вниз, второй – «наездник» — берет его за руки, и в таком положении пары бегут до линии финиша. «Наездник», первым прискакавший к финишу, должен подпрыгнуть и достать узорный платочек, который держит мальчик в казахском костюме.)

Правила игры: соревнование начинается только по сигналу, платок достает наездник.

Педагог: «Ну а теперь настало время примерить узбекский народный костюм. Есть желающие?» ( Выходит мальчик, наряжается.)

Пастух и козы (Эчкилар ва чупонлар)

(Играющие делятся на две группы: одна — «пастухи», другая — «козы».

«Козы» находятся — в кругу, «пастухи» — вне круга. По сигналу один из «пастухов», подпрыгивая на одной ноге, входит в круг и ловит «коз» (касается рукой). Через некоторое время по сигналу в круг, также подпрыгивая, входит другой «пастух», а первый занимает его место. Игра продолжается, пока «пастухи» не поймают всех «коз», после этого команды меняются ролями.

Выигравшей считается группа «пастухов», поймавшая «коз» за самое короткое время. «Пастухи» могут иметь атрибуты национального костюма: бумажные тюбетейки, поясные платки и т. д.)

Правила игры. «Козы» не должны выходить из круга, пока их не осалили. «Пастух» имеет право подпрыгивать как на левой, так и на правой ноге.

Педагог: « Мудрость народная заключена в пословицах. Вот послушайте узбекскую пословицу: «Глаза — трусливы, руки – отважны». Какую русскую пословицу она вам напоминает? Ну, конечно, «Глаза боятся, руки делают».

А вот татарская пословица: «Без пчелиных укусов меда не бывает». Похожа она на русскую «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»

Значит, не смотря на все различия, у людей разных национальностей много общего, что же это?

(Ответы детей: уважение к труду; любовь к детям, родителям; честность; доброта; готовность прийти на помощь).

Эти качества ценятся в любом народе.

Это общечеловеческие ценности, которые присущи людям всех национальностей.

Посмотрите друг на друга, а чем вы отличаетесь друг от друга? Ведь даже дети в одном классе все разные. Кто из вас самый озорной? А кто самый справедливый? А кто самый задумчивый? (Ответы детей)

Так чем же вы отличаетесь? — чертами характера. А все вместе — вы дружный

1 «Г» класс!»

Физкультминутка

Я, ты, он, она!

Вместе — целая страна,

Вместе — дружная семья!

В слове «мы» — сто тысяч «я»,

Большеглазых, озорных,

Чёрных, рыжих и льняных,

Грустных и весёлых —

В городах и сёлах! ( Р. Рождественский)

IV. Педагог: «А теперь переходим к практическому заданию. Перед вами на столах лепестки цветка. У кого- то красные, у кого- то синие, всего 7 цветов. Нужно очень быстро, помогая друг другу, наклеить свой цветок на картонку.

(Каждая группа детей наклеивает цветок.) « Справились? А теперь вынесите свои цветки, соберите все вместе, что получилось? (Ответы детей: клумба, букет). Правильно, разноцветный букет. Каждый цветок хорош по своему, но лучше, когда они все вместе, ярче, красивее».

Педагог: «Ребята, вспомните сказку, в которой был волшебный цветок, который исполнял желания. (Ответы детей: «Цветик-семицветик» В.Катаева). А какое желание девочки Жени было самым важным?

(Ответы детей: самое последнее, когда девочка помогла больному мальчику снова стать здоровым.)

Педагог: « Правильно. В жизни нас окружают не только здоровые люди, но и те, которые нуждаются в нашей поддержке и особом внимании и дружбе.

Давайте сделаем свой волшебный «Цветок Дружбы». Берите по одному большому лепестку, загадывайте желание и прикрепляйте на магнитную доску. Только помните: ваше желание должно быть направлено на помощь другим людям».

(Дети, совещаясь, придумывают желания и собирают цветок из разноцветных лепестков).

V. Педагог: « Давайте подведем итог нашего урока.

Продолжите предложения: «Сегодня я узнал…»; «Раньше я не знал, а теперь знаю…»; «Я научился…».

Народы России разные и каждый достоин любви и уважения, мы должны жить в мире в нашем общем большом доме».

Дети читают стихотворение В.Степанова:

1.Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим — степной простор.

2. У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

3. Один — рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

4. Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Источники информации:

1.http://www.kazakhistory.ru/post7.php/

2.http://malenkajastrana.my1.ru/load/fizkultura_i_valeologija/podvizhnye_igry_narodov_mira/kazakhskie_narodnye_igry/83-1-0-836/

3.http://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2013/02/05/podborkastikhovorossii

4.http://malenkajastrana.my1.ru/load/fizkultura_i_valeologija/podvizhnye_igry_narodov_mira/uzbekskie_narodnye_igry/83-1-0-837/

infourok.ru

Доклад-сообщение «Народы России» | СПАДИЛО.РУ 👈


Доклад-сообщение по окружающему миру для 2-3 класса на тему «Народы России»


Россия имеет больше национальностей чем другие страны.  И между ее народами царит мир и согласие. Они делятся друг с другом опытом. Однако каждый народ соблюдает собственную самобытность и самосознание этноса.

Традиции

Традиции народов весьма разнообразны. Они обусловлены и временем года, и местом регулярного проживания определенного народа. Одной из выдающихся особенностей любого народа России становится кухня. Даже народы, которые живут на крайнем севере России, имеют схожую, но не одинаковую кухню. У каждого свои характерные черты и собственная изюминка. К примеру, основой пищи в зимнее время у саамов, которые живут на Кольском полуострове, является оленина. Они едят жареное, варено, замороженное и вяленое мясо. Раньше внутренние органы оленя были деликатесом. И в настоящее время можно при желании попробовать таких необыкновенных и экстравагантных блюд. Существуют и блюда, которые являются опасными. Например, копальхен. Это блюдо делают из сырого мяса при помощи ферментирования с использованием пресса. Чукчи считают его деликатесом. Однако трупный яд, выделяемый во время приготовления, может сделать блюдо опасным для здоровья и жизни человека, который его съел. За многовековое приготовление и употребление этого блюда организм чукчей адаптировался к этой еде.

Россия является самым большим по площади государством на земле. По количеству жителей страна находится в первой десятке стран, которые имеют самое большое количество населения. В соответствии со статистикой в Российской Федерации в начале 2016 года проживало 146 500 000 человек. Демография в стране имеет влияние на формирование общества России в целом. По этой причине за ней пристально наблюдают государственные органы и социальные учреждения.

Народы

Россия на протяжении всей своей истории и в настоящее время имела большим количеством национальностей. Народы страны различаются уникальным разнообразием, самобытностью культуры и историей. В соответствии с разными источниками, в России живет примерно двести народностей. Самая многочисленная среди них – русские. В этот народ входит примерно восемьдесят процентов всех народностей страны. Самые большие народы, которые содержат больше 1 000 000 жителей:

  • Татары
  • Башкиры
  • Чеченцы
  • Украинцы
  • Чуваши
  • Армяне
Малоизвестные народы

Имеются здесь и национальности, которые обладают небольшой известностью:

  • Нивхи
  • Эвенки
  • Орочи
  • Удэгейцы
  • Нанайцы и другие

Они живут в отдаленных уголках России и включают в себя только несколько сотен жителей.

Сегодня принадлежность к определенной национальности гражданина России в паспорте не указывают. По этой причине сведения переписи российских народов основываются на самостоятельном определении национальности респондентом.

В соответствии с Конституцией русский язык является официальным государственным языком РФ. Он имеет самое большое распространение в стране. Однако на разных территориях есть собственные диалекты, сочетающие русский язык с национальным.

Скачать доклад «Народы России»

spadilo.ru

НАРОДЫ РОССИИ — это… Что такое НАРОДЫ РОССИИ?


НАРОДЫ РОССИИ

НАРОДЫ РОССИИ


1. Абазины 2. Абхазы. 3.Аварцы. 4. Агулы. 5. Адыгейцы. 6. Азербайджанцы. 7. Айны. 8. Ассирийцы. 9. Aлеуты 10. Алтайцы. 11. Армяне. 12. Арчинцы. 13. Балкарцы. 14. Башкиры.


1. Белорусы. 2. Болгары. 3. Буряты. 4. Вепсы. 5. Водь. 6. Гагаузы. 7. Греки. 8. Грузины. 9. Даргинцы. 10. Долганы. 11.Дунгане. 12. Евреи.


1. Ижорцы 2. Ингуши. 3. Ительмены. 4. Кабардинцы. 5. Kазахи. 6. Калмыки. 7. Карачаевцы. 8. Каракалпаки. 9. Kарелы. 10. Kеты. 11. Киргизы. 12. Китайцы.


1. Коми. 2. Коми-пермяки. 3. Корейцы. 4. Коряки. 5. Кумыки. 6. Курды. 7. Лакцы. 8. Латыши. 9. Лезгины. 10. Ливы. 11 Литовцы. 12. Манси. 13. Марийцы. 14. Молдаване. 15. Монголы.


1. Мордва-мокша. 2. Мордва-эpзя. 3. Нанаицы. 4. Нганасаны. 5. Hемцы. 6. Ненцы. 7. Нивхи. 8. Ногайцы. 9. Орочи. 10. Осетины. 11. Русские.


1. Русские. 2. Рутульцы. 3. Саамы. 4. Секульпы. 5. Сербы. 6. Словаки. 7. Табасараны. 8. Таджики. 9. Татары астраханские. 10. Татары казанские. 11. Татары крымские. 12. Татары среднеазиатские.


1. Таты. 2. Тувинцы. 3. Туркмены. 4. Удины. 5. Удмурты. 6. Удэгейцы. 7. Узбеки. 8. Уйгуры. 9. Украинцы. 10. Ульчи. 11. Финны. 12. Хакасы. 11. Финны. 12. Хакасы.


1. Ханты. 2. Черкесы. 3. Черногорцы. 4. Чеченцы. 5. Чуваши. 6. Чукчи. 7. Шорцы. 8. Эвенки. 9. Эвены. 10. Энцы. 11. Эскимосы. 12. Эстонцы. 13. Юкагиры. 14. Якуты.

Источник: Энциклопедия «Отечество»

.

  • НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ
  • НАРОКОВ

Смотреть что такое «НАРОДЫ РОССИИ» в других словарях:

  • Народы России — Национальный состав России Народы России: Атлас культур и религий Cписок значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующи …   Википедия

  • Народы России. Атлас культур и религий — «Народы России. Атлас культур и религий» включает основные сведения о народах, населяющих Российскую Федерацию в настоящее время. Первая часть издания представляет пространство Российской Федерации в синхронном и историческом аспектах и состоит… …   Википедия

  • Народы России (значения) — Национальный состав России Народы России: Атлас культур и религий Народы России: Энциклопедия энциклопедия, выпущенная издательством «Большая Российская энциклопедия» в 1994 году …   Википедия

  • финно-угорские народы россии — народы нашей страны (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы), проживающие на севере европейской части, в северной, центральной и южной частях Урала и ведущие свое происхождение от ананьинской археологической культуры (VII III… …   Этнопсихологический словарь

  • ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ РОССИИ — народы нашей страны (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы), проживающие на севере европейской части, в северной, центральной и южной частях Урала и ведущие свое происхождение от ананьинской археологической культуры (VII III… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • тюркские народы россии — представители тюркской группы народов России (татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы), проживающие сегодня преимущественно на территории Поволжья, Урала, Южной Сибири и Алтайского края и представляющие собой достаточно самобытные,… …   Этнопсихологический словарь

  • ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ РОССИИ — представители тюркской группы народов России (татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы), проживающие сегодня преимущественно на территории Поволжья, Урала, Южной Сибири и Алтайского края и представляющие собой достаточно самобытные,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Вымышленные народы России — …   Википедия

  • тунгусо-маньчжурские народы россии — якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, орочи, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы, проживающие на Крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке нашей страны. Их представители отличаются дисциплинированностью, исполнительностью, неприхотливостью в… …   Этнопсихологический словарь

  • ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРСКИЕ НАРОДЫ РОССИИ — якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, орочи, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы, проживающие на Крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке нашей страны. Их представители отличаются дисциплинированностью, исполнительностью, неприхотливостью в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *