Урок русского языка в 3-м классе. Система Д.Эльконина
Тип урока: постановка учебной задачи.
Ход урока
I. Чистописание. Словарная работа
Цели этапа:
- Закрепить умение задавать вопросы учителю для определения нужной буквы.
- Повторить теоретические знания по фонетике.
- Отработать написание словарных слов и буквосочетаний.
На доске: ж.лает, св.ркает, б.рот?ся.
Списать, вставить орфограммы.
Проверить по словарю.
Поставить оценку в лист самооценки. (Приложение 1)
– Задайте вопрос, для того, чтобы узнать, написание какой буквы будем повторять. (Согласный или гласный звук означает? Парный или непарный звук по звонкости – глухости?)
На доске: тт ти тл тм
II. Мотивационный. Постановка учебной задачи.
Цели этапа:
- Помочь разграничить знания от незнания.
- Подвести к пониманию необходимости уметь определять спряжение глагола по инфинитиву.
– Определите спряжение записанных вами слов? (первые два слова I спряжения, в 3-м слове не можем определить спряжение)
– Почему? (оно записано в неопределённой форме)
– Чему должны научиться?(определять спряжение по неопределённой форме)
– Что умеете определять в неопределённой форме? (усекаемая или неусекаемая основа)
III. Решение учебной задачи.
Цель этапа: Помочь открыть особенности основ глаголов II спряжения.
1. Практическая работа. Наблюдение.
– Определите усекаемость основы слов, записанных на карточках . (Приложение 2)
2. Проверить работу друг друга по таблице. (Приложение 3)
– Оцените свою работу. (Приложение 1)
– Что заметили? (У слов II спряжения все основы усекаемые)
– У слов I спряжения тоже есть усекаемые основы.
– Что нужно выделить при определении усекаемости? (Суффиксы)
3. Коллективная работа по выделению суффиксов
Вынесение на доску результатов работы:
– Как вы думаете, у слов какого спряжения легче выделить особенности? (У слов II спряжения у них мало суффиксов)
– Определите, чем основы слов I спряжения с такими же суффиксами отличаются от основ слов II спряжения. (У слов II спряжения суффикс после шипящего, суффиксы , в усекаемых основах, в словах I спряжения, суффиксы , в словах с неусекаемой основой)
– Вынесем наши наблюдения на доску:
IV. Обобщение знаний. Моделирование.
Цель этапа: Составление алгоритма по определению спряжения глагола.
– Работая в паре, составьте алгоритм определения спряжения слов, называющих действия. (Все варианты выносятся на доску и обсуждаются, составляем алгоритм)
Приложение 4.
– Нужно ли проверять спряжение у слов с суффиксами о, у, я, ы? (не нужно, потому что у слов II спряжения таких суффиксов нет)
– Оцените свою работу по составлению алгоритма.
Приложение 1.
V. Первичное закрепление.
Цель: 1. Помочь в практическом использовании алгоритма по определению спряжения.
– Упражнение 245. все пропущенные буквы являются орфограммами? Почему? (В словах «не идет, упадет, помчит» окончания ударные – это не орфограммы).
– Как определить спряжение у остальных слов? (по алгоритму)
– Работаем по цепочке.
(ед.т – ехать (у) – I спр. – едет
Поддерж.шь – поддержать (у) – II спр. – пустишь.
VI. Рефлексия.
Цели этапа:
- Подвести итог по определению получения знаний.
- Помочь выработать адекватную самооценку.
- поставить задачу на следующий урок.
– Заполните лист самооценки.
– Что узнали нового?
– Над чем будем еще работать?
Д/з: упр. 246
Приложения 1-4.
Тема » Глаголы I и II спряжения».
Тема урока: Различение глаголов I и II спряжения.
Цели: формирование навыков определения спряжения глагола по инфинитиву;
повторение правила проверки безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения;
закрепление правописания мягкого знака в глагольных формах;
формирование орфографической зоркости;
развитие познавательных процессов;
воспитание умения различать положительные и отрицательные качества человека.
Ход урока.
Организационный момент.
«Глагол – самая огнедышащая, самая свежая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая кровь языка». А. Югов
Постановка проблемного вопроса.
— Почему я произношу «похвальное слово» глаголу?
— Какую роль выполняет глагол в нашей речи?
(Без глаголов не обойтись. Чем точнее, образнее, ярче описывает он действие, тем интереснее его слушать).
Актуализация знаний.
— Предлагаю вам несколько слов. Прочитайте их.
Мечтать, верить, грустить, жалеть,
— Что у этих глаголов общего? (н. ф.)
— На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
— На какие две группы можно разделить эти глаголы? (Глаголы первого и второго спряжения).
— Как вы определили тип спряжения? (По неопределенной форме, этот способ является самым надежным).
— Какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие – ко второму? Проверьте по книжке-опоре.
— Какой еще способ существует? (По личному окончанию).
— Как определить спряжение глагола по личному окончанию? Проверьте по книжке-опоре.
— Для чего необходимо определять спряжение глаголов? (Чтобы правильно записывать безударные личные окончания глаголов).
Определение темы и целей урока.
— Учитывая то, что на предыдущих уроках мы подробно говорили о глаголах первого спряжения, отдельно работали с глаголами второго спряжения; учитывая то, что с новым материалом на данном уроке знакомиться не будем, подумайте, как может звучать тема сегодняшнего урока?
— Учитывая тему урока, определите цели урока с помощью опорных слов.
Закрепить умения определять спряжение глаголов.
Повторить правило правописания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.
— Прочитайте еще раз данные глаголы. (Мечтать, грустить, верить, жалеть). Подумайте, чем еще сходны эти глаголы? (Называют чувства человека, его поступки).
— О чувствах и поступках людей мы также будем говорить на уроке.
Основная часть.
Минута чистописания.
Упражнения для пальцев.
Упражнения в чистописании.
— Что обозначает эта запись?
Письмо по памяти.
Доброе слово железные ворота открыва…т.
— Как понимаете пословицу? Какая буква пропущена? Какие еще правила правописания в данных словах вам знакомы?
— Запишите по памяти.
Проверьте.Орфографическая минутка.
— Что еще умеют делать слова? Прочитайте.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
— Объясните смысл четверостишья. Как можно словом причинить боль, а как утешить?
— Согласно теме урока, подумайте, какие виды заданий мы можем выполнить по данному тексту? (Орфографический разбор, определение спряжения глаголов).
— Сделайте вывод. Как определить спряжение глагола по неопределенной форме?
Отгадывание кроссворда.
— Я вам предлагаю глаголы неопределенной формы, а вы запишите их в нужной форме, объясняя при этом правописание безударных окончаний глаголов. Разгадав кроссворд, узнаете ключевое слово.
— Посмотрите на кроссворд. В какой форме запишите глаголы? (2 л., ед. ч., наст. в.). Какое местоимение вам поможет?
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 |
т осковать изменять обижать
беспокоить уважать волновать
в ерить слабеть веселить
— Какое правило повторили? (Правописание безударных личных окончаний глаголов, правописание глаголов второго лица, единственного числа).
— Назовите глаголы первого спряжения? Как определили?
— Назовите глаголы второго спряжения.
Физкультминутка.
— Буду показывать глаголы из кроссворда, если глагол относится к первому спряжению, выполняете упражнение «Черепаха», а если ко второму – «Гусеница».
— Чем сходны глаголы, которые записали в кроссворд? Назовите положительные качества человека, отрицательные. Составьте предложение с одним из глаголов, называющих положительные качества.
Игра «Магнит».
(Ребятам предложены карточки с глаголами в форме третьего лица единственного числа. На доске – изображение сердца).
— Прочитайте слово на карточке, определите спряжение, прикрепите к изображению сердца. Если глагол называет положительное качество человека – к красной половине, если отрицательное – к черной. Но будьте внимательны: в написаниях личных окончаний некоторых глаголов я допустила ошибки. Исправьте их. Докажите, что вы правы.
д оверяет ссорится
помогает лукавит
понимает сердится
прощает губит
сопереживает печалится
— Какие окончания имеют глаголы первого спряжения, второго спряжения?
Творческое задание.
— У каждого из вас на парте лежит карточка, на которой напечатано начало предложения. Предлагаю вам закончить предложения, используя слова, которые мы использовали во время игры.
1. Настоящий друг тот, кто… … … .
2. Отрицательное отношение к себе вызывает человек, который ……… .
3.Достоин уважения человек, который … … … .
4. Человек с плохим настроением … … … .
5. Некрасиво выглядит человек, который … … … .
6. Человек, живущий ради других. … … … .
7. Человек, который не держит на сердце обиду … … … .
8. Я хотел бы иметь друга, который … … … .
— Прочитайте, что у вас получилось. Назовите личные окончания глаголов первого спряжения, второго спряжения.
Работа по учебнику.
Найдите в учебнике упражнение 276 на странице 193.
Закройте закладками задание к упражнению. Прочитайте текст.
— Какие черты характера вы хотели бы воспитать в себе?
— Согласно теме урока, подумайте, какое задание можем выполнить по данному тексту?
Итог урока.
— Наш урок подходит к концу. Чем мы с вами занимались на этом уроке? Что вспомнили, закрепили? О чем говорили? Какими качествами должен обладать настоящий человек?
Рефлексия.
— Оцените свою работу на уроке. Обведите изображение, которое соответствует вашему настроению на уроке.
– Кому было все понятно, кто справлялся уверенно со всеми заданиями, обведите веселую мордашку. Если вы затруднялись, чувствовали себя неуверенно, обведите задумчивую. Ну а ребята, которым было трудно работать, кто чувствовал себя некомфортно, обведите грустную мордашку.
Окончания глаголов — презентация онлайн
1. Окончания глаголов
Первое спряжениеВторое спряжение
1л. – у(-ю), ем
2л. – ешь, ете
3л. – ет, ут (-ют)
1л. – у(-ю), им
2л. – ишь, ите
3л. – ит, ат (-ят)
2. Определение спряжения по инфинитиву
Первое спряжениеЕть
Ыть
Уть
Ать
Ять
Оть
Брить
Стелить
Второе спряжение
Ить, кроме брить,
стелить.
Слышать, видеть и
обидеть, гнать,
держать и
ненавидеть, и
смотреть, дышать,
вертеть, и зависеть,
и терпеть.
3. Определи спряжение глагола
Засыпать, клеить, выучить,плыть, веять, реять,
бороться, услышать,
ненавидеть, надышать,
подсмотреть, выучить,
хвалить, расстелить.
4. Вставьте пропущенные буквы
Полощ..т (они)Хвал..т (он)
Бор..тся(она)
Ве..т(он)
Колыш..тся
(колосья)
Кле..т (они)
Ненавид.. т(они)
Се..т (ветер)
Пол..т (они)
Бре..тся
(мужчины)
Наде..тся (люди)
Дыш..т (они)
Смотр..т (дети)
Верт..т (они)
5. Поставьте глаголы в нужную форму
Молиться(3л.мн.ч.)
Будить (2л.ед.ч)
Смотреть
(3л.мн.ч.)
Видеть (2л.ед.ч.)
Махать (3л.мн.ч.)
Веять (2л.ед.ч)
Лаять (3л.мн.ч.)
Лечить (3л.мн.ч.)
Колыхаться
(2л.ед.ч.)
Сеять (3л.мн.ч)
Зависеть (2л.ед.ч.)
Дышать (3л.ед.ч.)
Пилить (3л.мн.ч.)
Колоть (2л.ед.ч.)
Глаголы хотеть, бежать и чтить особенные. Их и все
производные от них, например: побежать, добежать, перебежать,
сбежать, пробежаться и т.п., относят к разноспрягаемым
глаголам. Особенность глаголов этой группы в том, что в одних
формах эти глаголы имеют окончания 1-го спряжения, а в других — 2го. Проспрягаем эти глаголы:
Хотеть — хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят (в ед.ч. окончания
1-го спр., во мн. — 2-го).
Бежать — бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут (во всех
формах, кроме 3 л. мн. ч., окончания 1-го спр., в 3-ем л. мн .ч. —
окончание 2-го спр.)
Чтить — чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут (во всех формах, кроме 3 л.
мн. ч., окончания 1-го спр., в 3-ем л. мн. ч. — окончание 2-го спр.)
Лишь у глагола хотеть в форме ед.ч. окончания в безударном
положении.
7. Шаг 2. Выбор гласных в суффиксах причастий настоящего времени.
от глаголов 1-го спряжения, пиши суффикс -ущ (ющ): знающий, читающий.от глаголов 2-го спряжения — -ащ (ящ): любящий, видящий
1-го спряжения, пиши суффикс -ем ом: поднимаемый, ведомый,
2-го спряжения — -им: любимый, видимый
8. Шаг 3. Выбор гласных в суффиксах причастий прошедшего времени.
Суффиксы причастий прошедшего времени1. Гласные перед суффиксами -вш, -ш в
действительных причастиях прошедшего
времени: видевший, слышавший, шедший
Определи конечный гласный в основе
неопределённой формы глагола.
В действительных причастиях прошедшего времени
перед суффиксами -вш, -ш пиши ту же гласную, что
пишется в основе неопределённой формы
глагола: видевший←видеть, слышавший←слыша
ть.
2. Различение гласных суффикса глагольной
основы -а (я) перед суффиксом -нн и
суффикса -енн в страдательных причастиях
прошедшего времени: потерянный,
увиденный
Определи конечный гласный в основе
неопределённой формы глагола.
Если страдательные причастия образованы от
основы неопределённой формы глаголов
с суффиксом -а- -я-, перед суффиксом причастия нн- пиши
буквы а(я): потерянный ← потерять,
с суффиксами -и- или -е-, в суффиксе -енн- пиши
букву е: наполненный ← наполнить.
Определить вид и спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола
Пример приведен для «ОН», то есть третьего лица. С ним чаще всего и возникают проблемы. Как же догадаться, к какому спряжению относится глагол? Дело в том, что каждому спряжению глагола присущ свой набор окончаний для разных лиц. И если непонятно, какое окончание ставить в 3 лице (знаЕт или знаИт), можно посмотреть, какие окончания ставятся в других лицах и в инфинитиве, и сориентироваться.
Определяем спряжение глагола по личному окончанию
Вот личные окончания для глаголов «знать» и «говорить».
Как видим, в третьем лице множественного числа окончание у первого спряжения «ЮТ» (знаЮТ), а у второго – ЯТ (говорЯТ).
В общем случае окончания таковы:
Как видите, окончания у первого и второго спряжения разные.
Так что если вы не уверены, как писать «он знаЕТ» или он «знаИТ», то попробуйте подумать, а как писать «они знаЮТ» или «они знаЯТ». Они знают звучит правильнее, так? Значит как видно из таблице, это глагол первого спряжения. И надо писать «он знаЕТ». Если же со словом «они» тоже непонятно, как правильно, то попытайтесь определить спряжение с помощью инфинитива. Если честно, с инфинитива лучше бы и начинать, так как это проще.
Узнаем спряжение глагола по инфинитиву
Узнать спряжение по инфинитиву очень просто. Потому что в инфинитиве окончание очевидно, на нем обычно стоит ударение или такая буква, что не перепутать.
Если в инфинитиве окончание «ить», то это II спряжение, а иначе I спряжение.
Итак, чтобы узнать спряжение по инфинитиву:
- Поставьте глагол в неопределенную форму, задав вопрос «что делать».
- Посмотрите окончание и определите спряжение.
- знАТЬ – АТЬ, I спряжение
- игрАТЬ – АТЬ, I спряжение
- говорИТЬ – ИТЬ, II спряжение
- пилИТЬ – ИТЬ, II спряжение
Запоминаем исключения
У предыдущего правила с инфинитивом есть исключения. Вот они:
Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть. И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.
Несмотря на то, что эти глаголы, если судить по инфинитиву, относились бы к 1 спряжению, на самом деле они относятся к II спряжению.
Он смотрИТ, завиСИТ, видИТ и т.д.
Второй стих для запоминания глаголов:
гнать держать – исключения
Не забываем о разноспрягаемых глаголах
Некоторые глаголы обладают окончаниями первого и второго спряжения.
Например, глагол «хотеть»:
- Ребята хотят съесть сливочное мороженое. 2 спр.
- Ты хочешь гулять с собакой во дворе или останешься дома? 1 спр.
- Вы хотите заказать билеты на прогулку на катере? 2 спр.
Или глагол «бежать»:
- Я бегу наперегонки с ветром. 1 спр.
- Дорога бежит через холмы, петляя, как заяц. 2 спр.
- Мысли бегут вразброд. 1 спр.
К счастью, таких глаголов мало.
Что такое спряжение глагола, знает каждый грамотный человек. Но у многих до сих пор эта тема вызывает массу вопросов, ведь глагол является одной из самых загадочных частей речи, имеющей наибольшее количество морфологических признаков. О том, как в них не запутаться, расскажем подробнее.
Первое спряжение
Для того чтобы не ошибиться в правописании окончаний, необходимо знать, что такое спряжение глагола. Что понимают под этим понятием? Спряжением лингвисты называют изменение абсолютно всех глаголов по таким категориям, как лицо и число.
В зависимости от окончаний обычно выделяют два их типа, которые принято называть «первое» и «второе». Для того чтобы верно определить спряжение, ставят глагол в форму, именуемую инфинитивом, отвечающую на вопрос что делать (сделать)?
После этого сморим, на что оканчивается слово. Последние буквы «-оть», «-еть», «-ать», «-ять», «-ыть» говорят нам о том, что перед нами первое спряжение глаголов: слова полоть, болеть, думать, стрелять, намыть.
Как стоит поступить, если последним в слове будет такой постфикс, как «-ся»?
В словах бороться, ругаться, прогуляться нетрудно определить спряжение. Просто нужно отбросить суффикс «-ся», снова посмотреть, как оканчивается слово, и по тому же алгоритму определять спряжение. Слово бороться без постфикса оканчивается на «-оть», а значит, относится к первому спряжению.
Как в любом правиле, в этом тоже есть исключения. Слова брить и стелить принято относить к первому спряжению. Это связано с историческим изменением этих слов.
Второе спряжение
Для того чтобы отличить его от первого, нужно знать, как оканчиваются слова этой группы в неопределенной форме. Зная, что такое спряжение глагола, сделать это будет нетрудно. Инфинитивы, оканчивающиеся на «-ить» (кроме названных уже брить и стелить ) будут относиться ко второму спряжению: говорить, смешить, ловить, любить .
Не обращайте внимание на возвратный постфикс «-ся». Он абсолютно не меняет спряжения: молиться, хвалиться, строиться .
Однако здесь нужно быть осторожнее, эта группа глаголов имеет целых одиннадцать исключений: гнать, дышать, слышать, держать, терпеть, вертеть, зависеть, смотреть, ненавидеть, видеть, обидеть. Все они, несмотря на то что не оканчиваются на сочетание «-ить», также относятся ко второму спряжению. Эти глаголы необходимо выучить, в противном случае ошибки неминуемы.
Применение правила на практике
Теперь мы знаем, к какому спряжению относится глагол, если он стоит в неопределенной форме. Но зачастую в устной и письменной речи мы употребляем эту часть речи, поставленную в нужное лицо и число.
Например, перед нами глагол «думает». Он стоит в форме 3 л. единственного числа. Необходимо определить его начальную форму: что делать? Думать — оканчивается на «-ать», к списку перечисленных исключений не относится, а потому принадлежит первому спряжению.
Еще один пример — глагол «жить». Вроде бы все понятно: окончание «-ить», а потому спряжение второе. Но здесь стоит быть осторожнее: если поставить слово в форму множественного числа 3 лица, получится «живут».
Вспомним таблицу личных окончаний глаголов: если оно ударное, то к 1 спряжению отнесем слова с окончаниями -ет в единственном числе и -ут (ют) во множественном.
Ко второму определим с -ит (единственное число) и -ат (ят) во множественном.
Таким образом, мы видим, что слово «живут» имеет личное ударное окончание «ут», а потому отнесем его к первому спряжению.
Делаем вывод, что по инфинитиву будем определять в том случае, когда окончание в личном глаголе безударное. Стоит внимательно отнестись к этому, чтобы не допускать ошибок в правописании. В слове с ударным личным окончанием проблем с орфографией не возникнет: пекУт (1 спр.), молчАт (2 спр.).
Два спряжения в одном слове
Русский язык известен своей витиеватостью в области орфографии и морфологии. Казалось бы, мы назвали обе группы спряжений, выяснили, какие исключения есть в каждой из них, узнали окончание личных форм.
Но вот перед нами слово «хочет». Окончание «-ет» подсказывает нам, что это первое спряжение. Но стоит поставить его во множественное число, и получаем «хотят». Как известно, «-ят» относим ко второму. В чем особенность спряжения глаголов? В том, что некоторые из них имеют окончания и той, и другой группы. Такие слова называют разноспрягаемыми. Кроме глагола «хотеть» к ним относится слово «бежать», а также «чтить».
Теперь, зная, что такое спряжение глагола, вы без труда определите его. Уметь правильно это делать — значит, не допускать ошибок в правописании окончаний.
Наибольшие трудности при изучении курса морфологии у учащихся вызывают 1 и 2 спряжения. Их очень часто путают друг с другом, забывают немаленький список исключений. Как же быстро и качественно изучить эту тему? Попробуем разобраться далее.
Глагол как часть речи
Прежде чем приступить изучению окончания необходимо разобраться в некоторых тонкостях.
Что заставляет нашу речь «двигаться», оживлять неодушевленные предметы, быть динамичной? Конечно же,
Без него наш язык просто невозможно представить. Трудно бы нам пришлось, если бы вдруг исчезла эта часть речи. Даже описывая статичный предмет, мы все равно ее используем. В художественной литературе глаголы используют как действенное средство художественной образности и выразительности.
Например, олицетворение, оживляющее предметы, никогда не обходится без глагола. Сравним: Стрелка часов перемещается по кругу. Часы идут. В каком случае начинает играть наше воображение? Несомненно, во втором. Язык становится более «живым», ярким. Конечно, у часов нет ног, но, тем не менее, именно на сходстве движения и построено олицетворение. Сюда же можно отнести примеры: река несется, ветер воет, гроза бушует .
Именно благодаря глаголам создается такое образное, выразительное ощущение.
Спряжение- это…
Приступая к изучению окончания глаголов 1 и 2 спряжения, нам необходимо выяснить, что означает этот термин.
Почти каждая часть речи по-своему умеет изменяться. Существительные, к примеру, — по падежам и числам. Прилагательные же, помимо этого, еще меняются и по родам. Как же обстоит дело с глаголом? Его можно менять по лицам, а также числам. Именно это и называется спряжением. Каждое из них имеет свой набор Зачастую их путают между собой. А мы выясним, как качественно запомнить эти нюансы и больше не совершать письменных и устных ошибок.
Стоит напомнить еще одно важное правило, к которому относится спряжение глаголов. 1, 2, 3 — бывает только склонение! А спряжений у глагола всего два. О них и поговорим подробнее.
1 спряжение
Самое большое количество вопросов в курсе изучения частей речи вызывают окончания спряжений глаголов. Определять их следует по инфинитиву. К первому принято относить такие, которые в начальной форме оканчиваются на -оть (пороть), -ать (ломать), -еть (болеть), -ять(гулять) и другие.
Но, как в любом правиле, существуют глаголы-исключения 1 2 спряжения.
Так, к первому также относят еще два слова, оканчивающиеся на —ить: брить и стелить . Это объясняется историческими изменениями этих форм.
Как мы будем определять спряжение? Очень просто: ставим слово в начальную форму. Она отвечает на вопрос «что делать?».
Например: Учащиеся делают уроки. Глагол делают приводим к начальной форме — делать. Смотрим, на что он заканчивается. В данном случае, это -ать . Соответственно, такое слово мы отнесем к первому спряжению.
2 спряжение
Окончания глаголов 1 и 2 спряжения очень сходны между собой. Но если знать, как правильно их отличать, трудностей не возникнет.
Ко второму спряжению принято относить такие, которые оканчиваются на -ить: говорить, строить, приходить. Как уже было сказано выше, к этому списку не относятся слова брить, а также стелить .
В данном случае исключений гораздо больше, чем в первом спряжении. Ко второму мы отнесем еще целых одиннадцать слов-исключений.
Это семь глаголов на -еть: обидеть (котенка), вертеть (мяч), зависеть (от обстоятельств), видеть (красоту), ненавидеть (наглость), смотреть (фильм), терпеть (издевательства). Также сюда отнесем четыре слова на -ать: гнать (в шею), держать (в руках), дышать (быстро), слышать (песню) .
Определяя окончания глаголов 1 и 2 спряжения, необходимо заранее знать список исключений.
Выяснить, к какому из них относится слово, несложно.
Пример: Младенец очень зависит от матери.
Глагол зависит ставим в начальную форму — зависеть . Казалось бы, все просто, он оканчивается на -еть , а потому должен быть 1 спр. Но, вспомнив исключения, мы изменим свою точку зрения: он, как раз-таки, состоит в этом списке и относится ко 2 спр.
Еще один пример: Рабочие строят новый дом.
В начальной форме глагол строить оканчивается на -ить . Он не является исключением, и поэтому мы смело отнесем его ко второму спряжению. Поэтому будьте внимательны, приступая к заданию.
Лучше поможет запомнить 1, 2 спряжение глаголов таблица.
С ее помощью информация становится более структурированной и лучше запоминается.
Изменение по лицам
Теперь мы знаем, Личные окончания глаголов — следующий этап, который необходимо изучить.
Как мы уже отмечали, эта часть речи имеет способность изменяться по лицам.
Напомним: что для того, чтобы определить, к 1-му, 2-му или 3-му лицу относится глагол, необходимо подставлять к нему соответствующие местоимения.
К первому лицу слово я (ед.ч.) или мы (мн.ч.): спрашиваю, пишем.
Ко второму нужно подставить ты (ед.ч.) или вы (мн.ч.): говоришь, посмотрите.
К третьему же — он(оно или она) либо они (мн.ч.).: светит, думают.
Те окончания, которые получились в результате такого и называют личными.
Спряжение глаголов по ударному окончанию
Далеко не во всех случаях мы будем сомневаться, как правильно писать заданное нам слово. Если в глаголе ударение падает на окончание, мы, не раздумывая, употребим его верно.
Например: говорЯт, летЯт, придЕшь.
В данной ситуации окончания находятся в сильной позиции, что не вызывает никаких трудностей.
Будьте осторожны, если слово стоит в инфинитиве. Иногда ударение может только ввести в заблуждение. Например, глагол «жить». Он оканчивается на -ить , которое является ударным. Но при этом в личной форме во мн.числе слово имеет окончание -ут (живут). А это означает, что его нужно отнести к первому спряжению. Поэтому следите за тем, чтобы ударение падало на окончание только тогда, когда слово находится только в личной форме.
Сложные случаи
А что делать, когда окончание является безударным? На такой случай существует специальный набор личных окончаний, по которым мы и узнаем о спряжении.
У первого спряжения в един.числе всегда присутствует буква «е»: стараЕшься, исчезаЕшь, болтаЕшь. Во множественном всегда окончания либо -ут , либо -ют : борЮТся, покажУТся.
Их трудно определить в безударной позиции, но в таком случае придет на помощь инфинитив.
2 спряжения отличаются: в единственном мы напишем букву «и»: зависИт, гонИт . Во множественном необходимо употреблять окончания -ат или -ят : строЯТ, держАТ.
Помните, что в безударной позиции окончание более уязвимо и вызывает трудности на письме. По этой причине необходимо ставить слово в начальную форму и по ней определять, к 1 или 2 спр. оно относится.
Вывод
Нам удалось справиться с трудной задачей и указать на тонкости определения окончаний у глаголов. Не торопитесь, когда какое-либо слово вызывает у вас трудности. Вспомните, что в инфинитиве 1 спр.имеет концовку -оть, -еть, -ять и др., а во втором только -ить . К этому правилу еще прибавьте немаленький список исключений. Для того, чтобы запомнить все эти слова, существует множество стихотворений, состоящих только из них.
Личные окончания просто выучите, это совсем несложно. Тогда вы не будете испытывать проблем в их правописании. В случае затруднений вы всегда сможете обратиться к нашей статье, чтобы освежить свои знания по этому вопросу.
Материалы для работы с учащимися
Глагол имеет две основы :
1. – основа инфинитива и формы прошедшего времени
2. – основа формы настоящего и будущего времени
Начальной формой глагола является инфинитив (неопределённая форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу (производителю действия) и моменту речи. Инфинитив отвечает на вопросы:что делать? что сделать? Это неизменяемая форма глагола. В предложении может выступать в качестве любого члена предложения.
Показателем инфинитива являются суффиксы –ть, -ти, -чь, -сть, -сти .
СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глагола по лицам и числам. Спрягаются глаголы только визъявительном наклонении в настоящем и будущем времени .
В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.
В зависимости от характера личных окончаний выделяют 2 типа спряжения.
Таблица 1
I спряжение | II спряжение | I спряжение | II спряжение | |
Лицо | Единственное | Единственное | Множественное | Множественное |
1 | -у /- ю | -ём /- ем | -им /- им — | |
2 | -ёшь /- ешь | -ишь /- ишь | -ёте /- ете | -ите /- ите |
3 | -ёт /- ет | -ит /- ит | -ут /- ют | -ат /- ят |
Алгоритм определения спряжения глагола
Проверим, входит ли глагол в число глаголов для запоминания или исключений
Для запоминания | Исключения | ||||
I СПР. | II СПР. | I СПР. | АРХАИЧНЫЕ | РАЗНО- СПРЯГАЕМЫЕ | II СПР. |
баять блеять веять затеять каяться лаять лелеять маяться надеяться реять сеять таять хаять чаять чуять | клеить строить | брить стелить зиждиться зыбиться | дать есть создать | бежать брезжить хотеть чтить | вертеть видеть ненавидеть зависеть обидеть смотреть терпеть гнать держать дышать слышать |
СПРЯЖЕНИЕ НЕ МЕНЯЕТСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИСТАВКИ , ПОСТФИКСА – СЯ ! |
Если ударение падает на ОКОНЧАНИЕ, воспользуемся табл. 1 или «универсальной» схемой (2+1)
ГЛАГОЛ | МЫ | ТЫ | ОНИ | Гласные в … | СПРЯЖЕНИЕ |
лет Е ть | лет ИМ | лет ИШЬ | лет ЯТ | 2- И… +1- А/Я… | II СПР. |
тер Е ть | тр ЁМ | тр Ёшь | тр УТ | 2- Е… +1- У/Ю… | — пожалуй, одна из самых сложных тем в курсе русского языка. Однако хорошо усвоить её нужно обязательно: без глаголов не обходится ни один школьный диктант. Кроме того, задания, связанные с определением спряжения глагола, непременно встретятся в тестовой части выпускных экзаменов по русскому языку — в девятом классе и — в одиннадцатом. Несмотря на то, что определять спряжение глагола и грамотно писать его личные окончания учат ещё в начальных классах, ошибок на это правило предостаточно в работах школьников всех возрастных категорий. Покорить Его Величество Глагол непросто… Но мы всё же — шаг за шагом — попробуем это сделать. Для начала разберёмся, что же из себя представляет это пресловутое спряжение глагола . Что такое спряжение глагола?
Как это выглядит на практике?
Вспомним эти местоимения: Так, к глаголу идёшь можно подставить : (ты) идёшь — значит, это глагол 2 лица единственного числа. А к глаголу поём подставляется местоимение мы — это глагол 1 лица множественного числа. (Они) клеят — 3 лицо множественного числа, (я) рассказываю — 1 лицо единственного числа и т.д. Теперь научимся спрягать глаголы (то есть изменять их по лицам и числам). Вот так, к примеру, спрягаются глаголы делать и клеить: Окончания глаголов первого, второго и третьего лица называются личными . То же название имеют и формы глаголов, образовавшиеся при спряжении. Кстати, окончания глаголов мы выделили не случайно. В русском языке огромное количество разных глаголов. Но почти все они по своим личным окончаниям делятся всего на два типа. Первый тип глаголов (то есть глаголы первого спряжения ) имеет личные окончания: -у ( или -ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут ( или -ют) . Окончания глаголов второго типа (то есть глаголов второго спряжения ): —у( или -ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат ( или -ят) . Наверняка вы уже отметили, что мы проспрягали глаголы обоих типов: глагол делать относится к первому спряжению, а глагол клеить — ко второму спряжению.
Зачем определять спряжение глагола?Действительно, зачем? Для чего учителя периодически усложняют жизнь школьникам, заставляя их зубрить — в стихах и в прозе — глаголы-исключения, вновь и вновь повторять, казалось бы, затверженное наизусть правило определения спряжения? Оказывается, причина есть — и причина важная. Попробуйте-ка, не зная правил, вставить пропущенные буквы в глаголы: (мы) се…м, (мы) вид…м. Задача не из лёгких, не так ли? Даже если природа вас наделила врождённой грамотностью, правильно писать личные окончания глаголов непросто. Гораздо легче тем, кто определил, что глагол сеять относится к первому спряжению, а глагол видеть — ко второму. Из списка личных окончаний глаголов первого спряжения выбираем подходящее по смыслу окончание для глагола се…м — -ЕМ. И пишем глагол правильно: Из другого списка — личных окончаний второго спряжения — выберем нужное личное окончание для глагола вид…м — -ИМ. Напишем глагол грамотно: Кстати, от спряжения глагола зависят и гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Если причастие образовано от глагола первого спряжения , его суффиксы будут такими: -ущ-, -ющ-, -ом-, -ем- . У причастий, образованных от глаголов второго спряжения , суффиксы следующие: -ащ-, -ящ-, -им- . Итак, умение определять спряжения глагола необходимо, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий. Теперь возникает другой вполне резонный вопрос — как именно определять спряжение глагола? Как определить спряжение глагола?Чтобы определить спряжение глагола, прежде всего, поставим его в неопределённую форму. Напомним: в неопределённой форме (она по-другому называется инфинитивом) глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? — смотреть, искать, нести, беречь, надеяться и т.п. ) Смотрим, на что оканчивается глагол. К примеру, глагол смотреть оканчивается на -еть , искать — на -ать , нести — на -ти , беречь — на -чь, надеяться — на -ять (постфикс -ся отбрасываем) и т.д. А вот, собственно говоря, само правило . Ко второму спряжению относятся:— все глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ИТЬ , кроме трёх — брить , стелить, зиждиться ; — 11 глаголов-исключений , которые оканчиваются на -ЕТЬ и -АТЬ (их нужно запомнить!) — 7 глаголов на -ЕТЬ: 4 глагола на -АТЬ:К первому спряжению относятсявсе остальные глаголы, включая глаголы-исключения брить , стелить, зиждиться. Примечание. Этот способ определения спряжения подходит только для глаголов, у которых на личное окончание не падает ударение. Не пытайтесь определять по неопределённой форме спряжение глаголов с ударными личными окончаниями. Во-первых в этом нет необходимости, так как гласные под ударением слышатся чётко, а значит для их правильного написания в окончаниях глаголов правило применять не требуется. Во-вторых, определяя по инфинитиву спряжение глаголов с ударными личными окончаниями, вы рискуете запутаться: глагол лететь , например, оканчивается в неопределённой форме на -ЕТЬ (а если применить к нему правило, то окажется, что он первого спряжения). Однако личные формы глагола лететь имеют все окончания второго спряжения (летим , летишь , летите , летит , летят ). Следовательно, и относить этот глагол нужно ко второму спряжению. Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по самим окончаниям, а не по неопределённой форме! Как применять правило?Итак, мы выяснили, что определять спряжение глагола необходимо, чтобы правильно писать гласные в личных окончаниях. На практике это выглядит следующим образом. Предположим, что требуется вставить пропущенные буквы в глаголах: (мы) се…м, (они) кол…тся, (ты) пил…шь, (он) удерж…т. Личные окончания этих глаголов безударные, и для определения спряжений нужно поставить глаголы в неопределённую форму. Се…м — сеять . В инфинитиве глагол оканчивается на -ять , а значит, относится к первому спряжению . Вспоминаем личные окончания глаголов 1 спряжения : Выбираем из списка то окончание, которое нам подходит по смыслу: -ЕМ. Записываем глагол правильно: се ем . Кол…тся — колоть ся. В неопределённой форме глагол оканчивается на -оть и, следовательно, также относится к первому спряжению (на постфикс -ся в данном случае внимания не обращаем: он не влияет на написание глагола). Выбираем из списка подходящее окончание: Без пропусков глагол выглядит так: колют ся . Пил…шь — пилить . Инфинитив этого глагола оканчивается на -ить — значит, перед нами глагол второго спряжения . Вспомним личные окончания глаголов второго спряжения и выберем из них то, что подходит по смыслу: Без пропусков глагол пишется так: пилишь . Удерж…т — удержать . Глагол оканчивается в инфинитиве на -ать. Вспоминаем: глагол держать — один из четырёх глаголов-исключений на -ать, относящихся ко второму спряжению (приставка у- на написание глагола не влияет). Выбираем из списка подходящее по смыслу окончание: Записываем глагол в соответствии с правилом: удержит . Разноспрягаемые глаголы.Есть в русском языке глаголы, которые при спряжении приобретают личные окончания и первого, и второго спряжения. Таких глаголов всего три: хотеть, бежать и брезжить . Поскольку ни к первому, ни ко второму спряжению эти глаголы отнести нельзя, они считаются разноспрягаемыми . Проанализируем формы глагола хотеть . В единственном числе он имеет окончания первого спряжения: хочешь , хочет . А вот формы множественного числа спрягаются уже по второму типу спряжения: хотим , хотите , хотят . Все личные окончания глагола бежать ударные: бежим , бежишь , бежите , бежит , бегут . Как видим, во множественном числе третьего лица глагол имеет окончание первого спряжения -ут. Остальные же его формы спрягаются по второму спряжению. Глагол брезжить не употребляется в первом и втором лице. Что же касается третьего лица, то в единственном числе глагол приобретает окончание второго спряжения (брезжит ) , а во множественном числе – окончание первого спряжения (брезжут ) . Глаголы особого спряжения.Глаголы в русском языке, спрягаясь, приобретают, как правило, личные окончания одного из двух типов спряжения. Исключением являются глаголы особого спряжения, имеющие специфические личные окончания. Это глаголы есть и дать – древнейшие слова, судя по всему, одними из первых появившиеся во всех языках мира. Проанализируем их формы. Глагол есть (в значении «принимать пищу») во множественном числе спрягается подобно глаголам второго спряжения: едим , едите , едят . А вот в единственном числе окончания в формах этого глагола особенные: ем (окончание -м ), ешь (окончание -шь ), ест (окончание -ст ). Глагол дать во множественном числе спрягается и как глаголы второго спряжения (дадим , дадите ), и как глагол первого спряжения (дадут ). Что же касается единственного числа, то здесь окончания специфические, как и у глагола есть : дам (окончание -м ), дашь (окончание -шь ), даст (окончание -ст ). 2016-05-11 Предыдущий Бараньи ребрышки в мультиварке рецепт с фото Следующий Станок производства профилей для гипсокартона: изготовление элементов каркасаПохожие публикации |
Comprendre: Значение и спряжение | Study.com
Формы
ComprendreВот таблица спряжения comprendre :
Подлежащее Местоимение | Comprendre Сопряжение | Произношение | Перевод |
---|---|---|---|
же | содержит | (кОм Пран) | Я понимаю |
вт | вкл. | (слишком ком Пран) | ты понимаешь |
ил/эль/он | ил/эль/он компренд | (угорь/эль/он ком пран) | он/она понимает |
номер | ноус компренонс | (ноо ком пре нон) | мы понимаем |
вы | Ваш комплект | (voo kohm preh nay) | ты понимаешь |
иль/эль | ils/elles comprennent | (угорь/эл ком прен) | они понимают |
Спряжение этого глагола отличается от спряжения других глаголов, которые следуют образцу глаголов, которые также оканчиваются на -re .Поскольку этот глагол не соответствует нормальному образцу глаголов, оканчивающихся на -re , мы называем его «неправильным» глаголом -re .
Вы, возможно, заметили, что ‘d’, который присутствует в первых трех формах, не используется в формах nous , vous или ils/elles глагола.
Другие примеры
ComprendreВернемся к группе студентов и рассмотрим еще несколько примеров comprendre .
Ив, ваш друг, говорит вам, что они с Жаном учились в Германии и понимают немецкий язык: ‘Nous comprenons l’allemand. ‘(‘Мы понимаем по-немецки’.) Жан, недолго проживший в Испании, понимает даже по-испански: ‘Il comprend l’espagnol aussi ‘ («Он тоже понимает по-испански»).
В этот момент официант подходит к столу и говорит вам что-то такое, чего другие не слышали. Итак, вы обращаетесь к ним и говорите, что сервер сказал, что пора платить по счету! «Ах, tu comprends très bien le français! ‘(‘Вы очень хорошо понимаете по-французски!’)
Вот обзор некоторых предложений с использованием comprendre , основанный на том, что мы только что просмотрели:
- Tu comprends le français? (Вы понимаете по-французски?)
- Oui, je comprends le français. (Да, я понимаю по-французски. )
- Elles comprennent l’italien. (Они понимают по-итальянски.)
- Il comprend l’allemand. (Они понимают по-немецки.)
- Vous comprenez bien le français. (Вы хорошо понимаете по-французски.)
- Nous comprenons l’anglais. (Мы понимаем по-английски.)
Резюме урока
Глагол comprendre (kohm prahn druh) означает «понимать» на английском языке.Его спряжение считается неправильным, потому что оно не соответствует образцу других глаголов, оканчивающихся на -re . Вот таблица основных спряжений в настоящем времени для comprendre :
Подлежащее Местоимение | Comprendre Сопряжение |
---|---|
же | содержит |
вт | вкл. |
ил/эль/он | ил/эль/он компренд |
номер | ноус компренонс |
вы | Ваш комплект |
иль/эль | ils/elles comprennent |
Etudier: определение, спряжение и синонимы
Формы
EtudierВот таблица спряжения для étudier :
Подлежащее Местоимение | Этюдье Спряжение | Произношение | Перевод |
---|---|---|---|
же | творческая жизнь | (жай-ту-ди) | Я учусь, я учусь |
вт | ту этюд | (слишком ай-слишком-ди) | ты учишься, ты учишься |
ил/эль/он | иль/эль/этюд | (угорь/эль/он ай-ту-ди) | он учится, он учится |
номер | наши исследования | (ноо зай-ту-дён) | учимся, учимся |
вы | Вы учитесь | (воо зай-ту-дяй) | ты учишься, ты учишься |
иль/эль | ils/elles étudient | (угорь/эль зай-ту-ди) | они учатся, они учатся |
Спряжение этого глагола такое же, как и у других глаголов, оканчивающихся на -er . Поскольку этот глагол соответствует нормальному образцу глаголов, оканчивающихся на -er , мы называем его обычным глаголом -er .
Поскольку étudier начинается с гласной, je опускает e и заменяется апострофом. Так это выглядит так: j’étudie .
Другие примеры
EtudierДавайте вернемся к этой социальной сети и узнаем о других студентах, обучающихся за границей.
Жюли поворачивается к Полине и спрашивает, много ли она учится:
Tu étudies beaucoup?
Oui , она говорит ей. J’étudie trop! (Да, я слишком много учусь!)
Все соглашаются и смеются, говоря: «Мы все слишком много учимся!»
Nous etudions trop!
Вы тоже смеетесь, говоря им, что они слишком много учатся, но используете другие слова для «учиться»:
Ах, vous bûchez et vous travaillez trop!
Вы заметили, что в последнем предложении вы не использовали слово étudier ? Bûcher и travailler также могут означать étudier или «учиться». Bûcher — это очень неформальный разговорный способ сказать étudier . Это обычные глаголы -er , поэтому они спрягаются так же, как и étudier.
Вот обзор некоторых предложений с использованием étudier , основанный на том, что мы только что просмотрели:
Tu étudies la biologie?
Oui, биология.
Французские и математические исследования.
Nous étudions beaucoup.
Vous etudiez trop!
Сводка урока
Глагол étudier означает «учиться» на английском языке. Его спряжение считается правильным , потому что оно соответствует образцу других глаголов, оканчивающихся на -er . Вот таблица основных спряжений в настоящем времени для étudier :
Подлежащее Местоимение | Этюдье Спряжение |
---|---|
же | творческая жизнь |
вт | ту этюд |
ил/эль/он | иль/эль/этюд |
номер | наши исследования |
вы | Вы учитесь |
иль/эль | ils/elles étudient |
1. Инфинитив — это форма глагола, используемая для обозначения действия и для включения глагола в словарь. Он используется в таких предложениях, как Chcieć to móc (Хотеть значит иметь возможность). Чаще он используется в сочетании со вспомогательным глаголом, например, Chcesz iść? (Хочешь пойти?), Nie mogę na to patrzeć (Я не могу на это смотреть). Форма инфинитива почти всегда заканчивается на -ć .
1.1 Инфинитив — это форма имени глагола, с помощью которой он упоминается и заносится в словарь. Но это не всегда позволяет нам предсказать, как спрягается глагол. Znać (знать), stać (стоять) и brać (брать) — подобные инфинитивы, но «знать» — это 1-е спряжение ( знам , зназ , зназ , 6 зна 2-е спряжение ( stoję , stoisz , stoi ), а «взять» — 3-е спряжение ( bierę , bierzesz ,
bierze ).Блицы в -Ееч также могут быть непредсказуемыми: Wivzieć (см. ) — 2-е — конъюгация ( Widzę , Widzis , Widzi ), а Chcieć (Wish) — 3-е — конъюгация ( CHCAN , chcez , chce ). Итак, помимо инфинитивной формы глагола необходимо знать еще и некоторые его формы настоящего времени. 1сг. форму полезно знать, потому что -am позволяет нам предсказать окончания 1-го спряжения -asz , -a , -amy , -acie , -ają .Но 1сг. форма stoję (я стою), 2-го спряжения, аналогична 1-му спряжению. форма żyję (Я жив), что является 3-м спряжением, поэтому нужно знать и 2-й класс. формы: stoisz и żyjesz .
Отношения между формами инфинитива и настоящего времени глагола иногда совершенно непредсказуемы. Для jadę , jedziesz , jedzie (идти [на машине]) инфинитив будет ехач .Для инфинитивных WZIąć (взять) нынешние формы показывают стебель wezm- ( wezmę , weźmieszz , weźmie , weźmiemy , weźmiecie , wezmą ).
2.1 Знать и уметь. В польском языке есть два глагола для «знать». Znać означает «знать, быть знакомым с» и используется с людьми, местами и большинством других непосредственных объектов.Таким образом, Znam Marysię , Znam Kraków , Znam język angielski (английский) и Znam twój adres . Wiedzieć , с другой стороны, означает «знать, осознавать» и используется с объектными предложениями, например, Wiem, gdzie ty mieszkasz (я знаю, где вы живете), с предложными фразами, например, Wiem o tym (об этом я знаю), и с ограниченным набором местоименных дополнений, как в Co pan wie o niej? (Что ты о ней знаешь?), Nic nie wiesz (Ты ничего не знаешь) и Mama wie wszystko (Мама все знает).
2.11 Wiedzieć и umieć — это два из небольшой группы польских глаголов, которые имеют 1sg. форма, оканчивающаяся на -ем ( розумием [понимаю] это третье).Этим глаголам может быть присвоено ЧЕТВЕРТОЕ СПРЯЖЕНИЕ. Они создают проблему для некоторых носителей нестандартного польского языка, а именно для тех, кто произносит widzę (я вижу) и chcę (хочу) как «wi-dzem» и «chcem». Для этих говорящих глаголы 4-го спряжения упали вместе с глаголами 2-го и 3-го спряжения, по крайней мере, для формы первого лица единственного числа. Чтобы разделить их, учащемуся рекомендуется произносить widzę и chcę как « wi -dze» и «chce», а также произносить wiem , umiem и 265em с отчетливым окончанием. -m , избегая гиперкорректных произношений, таких как «wię», « u -mię» и «ro- zu -mię».
2.2 Возможность и необходимость. Знать как отличается от уметь. Nie mogę dzisiaj pływać означает «Я сегодня не умею плавать» (по той или иной причине), это не значит, что я не умею ( nie umiem ). (В английском языке мы используем can в обоих значениях, как в I can (= mogę ) help you , так и в I can (= umiem ) по-польски означает 0 2ę ) Mog 59 ) быть физически или иным образом способным что-то сделать, а также иметь разрешение, e.г., Czy mogę zobaczyć список? (Можно посмотреть письмо?). Оно также может иметь значение правдоподобия или вероятности, как в Ania może nie przyjść (Анна может не прийти, т. е. возможно, что она не придет — не путать с Ania nie może przyjść (Энн может ‘t come [нет времени, не разрешено и т. д.]). «ожидается, предполагается», как в Krysia ma jutro jechać do Chicago (Крис должен поехать в Чикаго завтра) и Co to ma znaczyć? (Что это должно означать?).Это использование mieć не следует отождествлять с английскими have to, , которые выражают обязательство. «Крис должен ехать в Чикаго» (= «Крис должен ехать в Чикаго») на польском языке требует глагола musieć : Krysia musi jechać do Chicago .
чек | мок | Видзеч | умец | музыка | ||
( и ) | список | могу | до м | Уми м | musze | |
( ty ) | черес | можно | висз | умеш | musisz | |
на | вариант | можно | с | умие | Муси | |
( мой ) | шцемы | можно | Wiemy | умиемы | Мусимы | |
( wy ) | проверка | Можеце | вецие | Умеце | музыкант | |
они | chcą | могą | Видза | Умея | Muszą | |
«Хотите» | «Быть в состоянии» | «Знай» | «Знайте, как» | «Должен» |
3. Вербальный аспект. Глаголы в польском языке имеют грамматическое свойство, называемое АСПЕКТОМ: они либо имеют вид СОВЕРШЕННОГО, либо вид ИМПЕРФЕКТИВА. Глаголы совершенного вида представляют действие с точки зрения единственного завершения. Например, когда мы говорим Proszę powtórzyć zdanie (Пожалуйста, повторите предложение), мы имеем в виду одно полное повторение предложения. Глаголы несовершенного вида, с другой стороны, обозначают действия, которые происходят в процессе, например, Piszę list do babci (я пишу письмо бабушке), которые повторяются, например, Biorę autobus na uniwersytet (я беру автобус в университет), или которые имеют вневременную юридическую силу, напр.г., Mam siostrę (у меня есть сестра). Powtórzyć — это глагол совершенного вида, тогда как pisać , brać , mieć и почти все другие глаголы, которые у нас были до сих пор, — глаголы несовершенного вида. С глаголом «писать», который у нас был до сих пор, мы можем выразить «Я пишу письмо» (прямо сейчас) и «Я пишу письма» (часто), но мы не можем сказать «Я хочу написать письмо». (т.е. получить это написано). Для этого нам нужен совершенный аналог pisać , который равен pisać .Точно так же мы можем выразить «Пожалуйста, повторите это», требуя одного завершенного повторения, но мы не можем сказать «Вы повторяете то, что сказали ранее», что требует несовершенного аналога powtórzyć , то есть powtarzać .
3.1 Пары аспектов. Для большинства словесных действий в польском языке есть пара глаголов: глагол совершенного вида, который представляет его в терминах единственного завершения, и глагол несовершенного вида, который представляет его как происходящее или повторяющееся.Глагол совершенного вида связан со своим аналогом несовершенного вида одним из трех способов.
3.11 В некоторых случаях это совершенно разные глаголы. Несовершенное «видеть», т. е. процесс восприятия чего-либо или обладания способностью видеть, есть widzieć . Совершенное «видеть», обозначающее единый законченный акт видения чего-либо, улавливания этого, есть zobaczyć . Несовершенное «взять», относящееся к незавершенному или повторяющемуся взятию, например, взятию ежедневной газеты, составляет brać .Совершенное «возьми», обозначающее единичный акт взятия чего-либо (например, «Ты возьмешь свой велосипед сегодня вечером?») — wziąć . Несовершенное «говорить, сказать» — это mówić , а совершенное «говорить» в смысле сказать что-то, сделать законченное высказывание — powiedzieć .
3.12 Во многих случаях глагол совершенного вида имеет приставку, которая не имеет никакой другой функции, кроме придания ему совершенного вида. Для записи используется префикс na-, поэтому impfv. pisać обозначает общую деятельность по письму, pfv. napisać означает «напиши что-нибудь». Для «чтения» используется префикс prze-, поэтому pfv. przeczytać означает «прочитать что-нибудь» или «прочитать что-нибудь». Многие глаголы используют po- для образования своего совершенного аналога; они включают pfv. pojechać (идти куда-то [на машине]) и pfv. попросичь (сделать запрос). Удобный способ записи таких пар глаголов ( Na ) Pisać , ( PRZE ) Czytać , ( PO ) Jechać , ( PO ) Prosić и др., который говорит нам использовать префикс для совершенного вида и опускать его для несовершенного вида.
3.121 Использование префикса с глаголом делает его совершенным, но не влияет на его спряжение. Таким образом, пфв. napisać спрягается так же, как impfv. pisać и pfv. запрос то же, что и импфв. запрос .
3.13 Третий способ связи глаголов совершенного и несовершенного вида заключается в том, что оба глагола имеют префикс, который важен для значения, но глагол несовершенного вида принадлежит к другому классу спряжения.Например, пфв. Powtórzyć — это глагол 2-й — сопряжение ( Powtórzę , Powtórzę , Powtórzysszz и т. Д.), В то время как его несовершеннолетняя пара составляет Powtarzać , который представляет собой глагол 1-го сочетания ( Powtarzam , Powtarzaszz и т. Д.) . Происхождение приставочных несовершенных форм от префиксных совершенных форм обсуждается в главе 13.
4. Будущее время. Глаголы совершенного вида, поскольку они обозначают завершение действия, не могут обозначать действие, совершающееся в момент речи, потому что действие не может быть завершено в момент речи, если в момент речи оно находится в процессе.По этой причине спряженные формы глагола совершенного вида понимаются как относящиеся к действиям, которые, как ожидается, будут завершены в будущем. Другими словами, формы настоящего времени глаголов совершенного вида имеют значение будущего времени. Список Napiszę означает «Я напишу письмо»; Przeczytam książkę означает «Я буду читать книгу»; Pojadę do Nowego Jorku означает «Я поеду в Нью-Йорк»; Poproszę tatę o pieniądze означает «Я буду просить у папы денег»; Zobaczę Marysię dziś wiezorem означает «Я увижу Марию этим вечером»; Wezmę autobus do miasta означает «Я поеду на автобусе в город»; Powiem prawdę означает «Я скажу правду»; Powtórzę zdanie означает «Я повторю предложение»; и так далее.
4.2 Будущее время «быть». Być (be) выражает будущие состояния следующими формами:
5. Будущее несовершенного вида. Как отмечалось выше, только что приведенные формы вспомогательных глаголов будущего времени могут сочетаться с инфинитивом несовершенного вида (НЕ с инфинитивом совершенного вида) для обозначения будущих действий с открытым окончанием, например, Będziemy mówić po polsku (Мы будем говорят по-польски), Gdzie będziecie mieszkać? (Где ты будешь жить?). В этой конструкции в большинстве случаев приемлем инфинитив, но чаще используется форма l-.
6. Форма л-. Форма l- является причастием (отглагольным прилагательным). Употребляемое в сказуемом предложении, оно согласуется с подлежащим этого предложения в роде и числе. В сказуемом будущем несовершенного вида, состоящем из вспомогательного глагола будущего и формы l-, глагол согласуется с подлежащим по лицу и числу, а форма l- согласуется с ним по роду и числу.Встречаются следующие комбинации слов «воля» и «говорить»:
ЕДИНСТВЕННОЕ | МНОЖЕСТВЕННОЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
и | bedęmówił (мужской голос) | my | będziemy mówili (мужской голос) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
bedęmówiła (женщина) | bedziemy mówiły (Самки говоря) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ти | będziesz mówił (сказал мужчина) | WY | będziecie mówili (говорит мужчинам) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
będziesz mówiła (сказал женщина) | będziecie mówiły (говорит самкам) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
на | będzie mówił | ДВР | BEDA mówili | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оны | będzie mówiła | 1 | мовилы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оно | мовилы 39 6. 1 Формирование формы l-. Форма l- строится на основе инфинитива, т. е. форма инфинитива минус -ć (это не относится к инфинитивам, оканчивающимся на -c ; см. ниже). Там, где инфинитивная стебель отличается от текущего стебля, как в Mieć ~ MAM ~ MAM , MASZ и Stać ~ Stoję , StoiSz , Stoisz , выбирают инфинитивную стебель ( MIE-, STA — ). К основе инфинитива добавьте -ł- и окончания рода/числа.Они такие же, как и для на , а именно: мужской род -Ø , женский род -a , средний род -o , мужской личный род -i и кроме мужского личного -y . Перед -i жесткий -ł- смягчается до -l- . | 6.11 Когда бесконечный ствол заканчивается на -e- , он переходит на -a- перед твердым -ł- . Например, widzieć (см.) имеет -e перед мягким -ć инфинитива и перед мягким -li мужско-личной формы widzieli . Но перед твердым -ł- остальных форм мы находим -a- : widział , widziała , widziało , widziały . 6.12 Когда ни одна гласная не отделяет корень глагола от суффикса инфинитива, как в móc (может, может) и biec (бег), ни одна гласная не отделяет корень от суффикса -ł- либо: могла («мук»), могла , могла , могла , могла ; белый («биек»), белый , белый , белый , белый .«Run» необязательно имеет суффикс -ną перед суффиксом инфинитива ( biegnąć ), но включать его в biegł не рекомендуется. 6.13 Для iść , idę , idziesz (идти/приходить [пешком]), формы l- имеют совершенно другой корень: szedł , 9026 szet szło , szli , szły . 7. Будущее nie ma это nie będzie . Подобно nie ma , nie będzie делает предложение безличным, то есть лишенным подлежащего в именительном падеже. Таким образом, если Będą na to pieniądze (На это будут деньги) является нормальным подлежащим-сказуемым предложением с именительно-падежным подлежащим и соглашательным сказуемым, его отрицанием, то Nie będzie na to pieniędzy (Не будет будь на это деньги), заменяет подлежащее в именительном падеже выражением в родительном падеже, а соглашающее сказуемое — однородным несогласным nie będzie . Точно так же Ja jutro będę na zebraniu (Я буду на собрании завтра) отрицается как Mnie jutro na zebraniu nie będzie . Словарь
Урок 12 — Инфинитивы, винительный и инфинитив статьяИнфинитив — это часть глагола, которая не зависит ни от лица, ни от числа. В английском языке эта часть глагола легко узнаваема, так как ей предшествует «to». Например: «позвонить». Активные инфинитивыВ латинском активном залоге три формы инфинитива. 1. Активен в настоящее времяВ словаре форма настоящего активного инфинитива глагола указывается как вторая главная часть, и мы встречались с ней уже несколько раз. voco, vocare , vocavi, vocatum (1) по телефону Обычно окончание глаголов первого спряжения «-are» , глаголов второго спряжения «-ere» , глаголов третьего спряжения «-ere» и глаголов четвертого спряжения «-ire» . Например:
2.Идеальный активЧтобы образовать перфектный активный инфинитив глагола, добавьте ‘-sse’ к третьей основной части глагола. Например:
Полезный советЕсли в конце основы стоит ‘-v’ , иногда используется сокращенная форма инфинитива, исключающая ‘-vi’ . Например: clamavisse может стать clamavisse 3. Будущая активностьЧтобы образовать будущий активный инфинитив глагола, используйте причастие будущего времени (образованное путем удаления ‘-m’ от супина и добавления ‘-rus’ ) и добавьте ‘esse’ . Например:
ЗапомнитьПричастие будущего действует как прилагательное, согласуясь с подлежащим глагола, и склоняется как ‘bonus, -a, -um’ . Пассивный инфинитивВ латинском языке пассивный залог также имеет три формы инфинитива. 1. Настоящий пассивЧтобы образовать пассивный инфинитив настоящего времени от глагола первого, второго или четвертого спряжения, удалите окончание ‘- e ’ от инфинитива настоящего времени и добавьте ‘- i ’. Например:
Чтобы образовать пассивный инфинитив настоящего времени от глагола третьего спряжения, удалите окончание «- ere » из инфинитива настоящего времени и добавьте «- i ». Например:
Таким образом:
2.Идеальный пассивЧтобы образовать перфектный пассивный инфинитив глагола, удалите «- m » в глаголе «supine», добавьте «- s », чтобы получить причастие прошедшего времени, а затем добавьте « esse ». Например:
3.Будущий пассивЧтобы образовать будущий пассивный инфинитив глагола, удалите «- m » в глаголе «supine» и добавьте «- s », чтобы получить причастие прошедшего времени, а затем добавьте « fore ». Полезный советЕсли вы ранее изучали классическую латынь, то заметите, что вместо причастия лежа на спине + ‘ iri ’ в средневековой латыни используется причастие прошедшего времени + ‘ перед ’ для образования будущего пассивного инфинитива. Например:
ЗапомнитьПричастие прошедшего времени действует как прилагательное, согласуясь с подлежащим глагола, и склоняется как ‘bonus, -a, -um’ . Отрицательные инфинитивыИнфинитивы глаголов-депонентов следуют правилам для пассивных инфинитивов, как показано выше. Предложение винительного и инфинитиваВ средневековых документах, с которыми вы столкнетесь, вы часто увидите, что инфинитив используется в сочетании с винительным падежом. Это называется винительным и инфинитивным предложением или косвенным утверждением и переводится определенным образом. Например: Полезный советЧасто можно различить придаточные формы винительного и инфинитива, происходящие от предшествующего типа глагола. Например:
Контрольный списокВы уверены в
Что дальше?Глагол для определения — английское спряжениеГлагол для определения — английское спряжениеПравильный глагол: определить — определить d — определить d я определяю I ING ING ing Я определяю D I составляли определение I ING У I У Настоящий идеальный непрерывный У меня Был Определение ING I было Определение d I было IN было Вы I будет определить I REFINE BE Определение ING IN I будет У REFINE У DEFINE DВы Уилл У Определение D он будет Определить D D У нас будет у определить D У вас будет У Определение D Они будут У Определение У Определение D Будущее идеальное непрерывное I Были Определение ING ING I Был бы Определить i Определение ING ING IN Были бы У REFING У REFINE DВы бы имеют определить D HE Был бы У Определение D мы хотели бы иметь определить d вы хотели бы иметь define d они бы имеют определить D I бы Были RESH INGВы бы были Определение ING он будет Были Определение ING ING IN Было бы Было Определение ING Вы Были бы Были Определение ING Они Были Были Определение ING Страница Page Page Top Программное обеспечение для сопряжения
Другие языкиThe Conjugator © 2006-2022
5.2 правильных глагола — введение во французский языкГлаголы aimer ( to like, to love ) и jouer (to play) являются глаголами с правильной формой –er в настоящем времени. Это означает, что когда они сопряжены, они следуют аналогичному образцу. Спряжение правильных глаголов «er»Каждый глагол состоит из двух частей: основы и окончания. Основа является основной частью глагола, она обычно остается неизменной, так как передает значение. Окончание, со своей стороны, изменится, чтобы указать на предмет, который выполняет действие, и на время глагола (прошедшее, настоящее или будущее).Например, в инфинитиве (неспрягаемая форма) глагол цель состоит из основы («цель») и окончания («эр»). Чтобы спрягать глагол, первым шагом является удаление окончания инфинитива («er») и добавление окончания, относящегося к подлежащему ( e, es, e, ons, ez, ent ). основа глагола + окончание ( e, es, e, ons, ez, ent ). ПрицелГлагол aimer (любить, нравиться) может использоваться для выражения предпочтений или симпатий и антипатий: Примеры: J’aime le golf./ Я люблю гольф. Tu n’aimes pas le hip hop. / Тебе не нравится хип-хоп. ОтрицаниеВо французском языке для отрицания утвердительного предложения или написания отрицательного предложения ne … pas ставится вокруг спрягаемого глагола. Обратите внимание, что ne меняется на n’ перед глаголом, начинающимся с гласной или безмолвной h.
ДжоуэрГлагол jouer (играть) обычно используется, чтобы сказать о спорте или игре на музыкальном инструменте, но во французском языке он требует предлога, как вы увидите позже. Примеры: Футбольная игра. / Он играет в футбол. Marie et toi ne jouez pas du фортепиано. / Мари, а ты не играешь на пианино.
Важные примечания
Заказ наЧтобы говорить об определенных видах спорта, мы используем глагол jouer : .детское + à + спортивный Обратите внимание, что существительное (спорт) должно сопровождаться определенным артиклем (le, la l’, les) и в результате предлог à может потребовать изменения (à + le = au, à + les = aux ). НомерМы также можем использовать глагол jouer (играть) с предлогом de , чтобы говорить об игре на инструменте: натюрморт + де + инструмент Предлог de требует определенных изменений, если он сопровождается определенным артиклем: Пример: Игра на гитаре. Пример: Игра на фортепиано. Пример: Nous jouons des tools. Упражнение 2: Стреляй и играйЧасть А Спрягайте глаголы в скобках, используя правильную форму настоящего времени.
Часть В Перепишите приведенные выше предложения в отрицательной форме. Не забудьте использовать ne…pas. Другие правильные глаголы -ERДля спряжения других правильных глаголов, оканчивающихся на «er», следует следовать той же схеме: к основе глагола (после отбрасывания окончания инфинитива «er») нужно добавить окончание, соответствующее подлежащему. Правильное спряжение глаголов основа глагола + окончание (e, es, e, ons, ez, ent) Например, ils + danser (они + танцевать) становится ils dansent (танцуют). Упражнение 3. Правильные глаголыПросмотрите следующий список действий.
* Обратите внимание, что e в последнем слоге основы acheter меняется на è для всех спряжений, кроме nous и vous (j’ach и te, tu ach и tes, il/elle/ на ach и te, nous achetons, vous achetez, ils/elles ach и палатка). |