Мануйлиха в повести "Олеся" Куприна: образ, характеристика, описание в цитатах |LITERATURUS: Мир русской литературы

Мануйлиха.
Художник Ольга Дмитриева
Старая колдунья Мануйлиха является одним из ярких второстепенных героев повести "Олеся" Куприна.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Мануйлихи в повести "Олеся", описание внешности и характера героини в цитатах.

Смотрите: 
- Краткое содержание повести
- Все материалы по повести "Олеся"


Образ и характеристика Мануйлихи в повести "Олеся" Куприна: описание в цитатах 


Мануйлиха является старой колдуньей и бабушкой главной героини Олеси:
"...Да ведь это – Мануйлиха, ириновская ведьма..."
"...Да она, правда, колдунья. Но только теперь она стала стара и уж не может делать того, что делала раньше. Лечить умела, от зубов пользовала, руду заговаривала, отчитывала, если кого бешеная собака укусит или змея, клады указывала… да всего и не перечислишь..."

О внешности Мануйлихи известно следующее:
"...Все черты бабы‑яги, как ее изображает народный эпос, были налицо: худые щеки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный, дряблый подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом; провалившийся беззубый рот беспрестанно двигался, точно пережевывая что‑то; выцветшие, когда‑то голубые глаза, холодные, круглые, выпуклые, с очень короткими красными веками, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы..."
"...из ее беззубого, шамкающего рта вырвались странные звуки, то похожие на задыхающееся карканье старой вороны, то вдруг переходившие в сиплую обрывающуюся фистулу..."
"...поглядела на меня пристально своими холодными, птичьими глазами..."
"...она потянулась за монетой своими скрюченными, узловатыми, дрожащими пальцами..."
"...Коричневое сморщенное лицо колдуньи собралось в недовольную гримасу..."
"...Держась за стену, сотрясаясь на каждом шагу сгорбленным телом, она подошла к столу..."
"...под ее дряблыми щеками..."
"...махнула рукой, поплелась своей дрожащей походкой в угол..."
"...взглянув мне прямо в глаза своими выцветшими, холодными глазами..."
"...И вдруг ее коричневое лицо собралось в чудовищную, отвратительную гримасу плача..."


Мануйлиха - недружелюбная, сердитая старуха:
"...последнее средство, чтобы хоть немного смягчить суровую старуху..."
"...Тебе что надо‑то? – спросила она недружелюбно..."
"...Ну, бабушка, неласковая же ты до гостей..."
"...Ошеломленный нелюбезным приемом, я совсем потерялся..."

Она не любит людей:
"...Ну, я вижу, вы с бабушкой людей не жалуете..."

Жители прогнали Мануйлиху из села за ее "колдовство":
"...Была у нас лет пять тому назад такая ведьма… Только ее хлопцы с села прогнали! <...> Известно, в лес… Куда же еще? И хату ее сломали, чтобы от того проклятого кубла и щепок не осталось… А саму ее вывели за вышницы и по шее..."
"...Вреда от нее много было: ссорилась со всеми, зелье под хаты подливала, закрутки вязала в жите. <...> хлопцы ведьмаку и прогнали, пусть ей очи повылазят…"

На самом деле Мануйлиху выгнали из села несправедливо. Ее оклеветали, хотя она была ни в чем не виновата:
"...А тогда, как меня из села выгнали… Что ж? Разве не так же было? Погрозилась я… тоже вот с досады… одной дурище полосатой, а у нее – хвать – ребенок помер. То есть ни сном ни духом тут моей вины не было, а ведь меня чуть не убили, окаянные… Камнями стали шибать… Я бегу от них, да только тебя, малолетку, все оберегаю… Ну, думаю, пусть уж мне попадет, а за что же дитю‑то неповинную обижать?.. Одно слово – варвары, висельники поганые!.."

Мануйлиха родом из России из Мценска (Амченска) Орловской губернии. Много лет назад женщина пришла жить в Полесье со своей внучкой Олесей:
"...А моя родина, батюшка, далекая, город Амченск… У меня там теперь и души знакомой нет..."
"...Да она чужая была, из кацапок чи из цыганок… Я еще маленьким хлопцем был, когда она пришла к нам в село..."

У Мануйлихи и и ее внучки Олеси нет родных и знакомых:
"...Да куда же вы поедете? У вас нигде ни родных, ни знакомых нет… Наконец, и деньги нужны, чтобы на новом месте устроиться…"

Старуха одна вырастила Олесю:
"...И девочка с ней была: дочка или внучка… Обеих прогнали…"

Мануйлиха с Олесей живут в лесу около болота:
"...Говорят люди, что где‑то около Бисова Кута она живет… Знаете – болото, что за Ириновским шляхом. Так вот в этом болоте она и сидит, трясьця ее матери..."

"...Ведьма живет в каких‑нибудь десяти верстах от моего дома… настоящая, живая, полесская ведьма!.."

Мануйлиха и Олеся являются простыми, бедными людьми:
"...Что мы тебе за компания? Мы люди простые, серые…"

Мануйлиха - старая, но очень умная женщина. Она знает много всего:
"...Это все от бабушки… Вы не глядите, что она такая с виду. У! Какая она умная! Вот, может быть, она и при вас разговорится, когда побольше привыкнет… Она все знает, ну просто все на свете, про что ни спросишь. Правда, постарела она теперь..."

Женщина любит пить чай:
"...Да вот еще бабушке чаю, – чай она у меня любит..."

Из-за своего возраста Мануйлиха плохо слышит:
"...Ничего, ничего, она немного на ухо туга, не услышит. Она только мой голос хорошо разбирает..."

О доме Мануйлихи (хате, избе) известно следующее:
"...Наконец я перебрался через это болото, взобрался на маленький пригорок и теперь мог хорошо рассмотреть хату. Это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках. Она не касалась полом земли, а была построена на сваях, вероятно, ввиду половодья, затопляющего весною весь Ириновский лес. Но одна сторона ее от времени осела, и это придавало избушке хромой и печальный вид. В окнах недоставало нескольких стекол; их заменили какие‑то грязные ветошки, выпиравшиеся горбом наружу..."

"...Большую часть избы занимала огромная облупившаяся печка. Образов в переднем углу не было. По стенам, вместо обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов, висели пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда. Ни совы, ни черного кота я не заметил, но зато с печки два рябых солидных скворца глядели на меня с удивленным и недоверчивым видом..."

Чиновники хотят выселить Мануйлиху и Олесю, так как их изба принадлежит помещику. В конце концов женщина действительно покидают дом и исчезают:
"...Известно чего, – начальства боится. Урядник приедет, так навсегда грозит: «Я, говорит, тебя во всякое время могу упрятать. Ты знаешь, говорит, что вашему брату за чародейство полагается?.."
"...Видишь, какое дело: хибарка эта, вот в которой мы живем, не наша, а помещичья..." 

Это был цитатный образ и характеристика Мануйлихи в повести "Олеся" Куприна, описание внешности и характера героини в цитатах.

Смотрите: Все материалы по повести "Олеся"

www.literaturus.ru

Образ и характеристика Мануйлихи в повести Олеся Куприна сочинение

Мануйлиха бабушка Алёны (Олеси), старая ведьма, обладающая сверхъестественными и магическими способностями. О ее происхождении не известно абсолютно ничего, она пожилая женщина, умудренная не волшебной силой, но и жизненным опытом, полученным за долгое время.

Она произошла от древнего рода цыган, благодаря чему обучилась искусству гадания и смогла видеть будущее. Она способна без проблем заглядывать в потайные глубины человеческого сердца и распознавать желания. Ее внешность у большинства читателей вызывает прямую ассоциацию с бабой-ягой, представленной в народном эпосе.

Впалые внутрь щеки, заостренный подбородок, нос с горбинкой, немного свисающий вперед, рот с полным отсутствием зубов, взгляд полный холода и напоминающий зловещую птицу. Ее недружелюбная и ворчливая натура, отчасти закрытый характер добавляют образу завершенности.

Когда в ее хате первый раз появляется Иван Тимофеевич, она относится к нему холодно, она не рада случайному соседству с мужчиной. Ее отношение не меняется и с течением времени, она все также воспринимает его холодно, а после можно сказать что она искренне его ненавидела и просто терпела присутствие.

Ее внучка Олеся была полной противоположностью старушки, обладающая прекрасной внешностью, ее характер отличался приветливостью и гостеприимством. Она радушно открывала свой дом гостям и была рада случайным знакомым.

Несколько лет назад до момента развития событий Мануйлиху вместе с красавицей-внучкой изгоняют с территории поселения, и теперь они вынуждены жить на болотах, скрываясь в не просветной чаще леса. 

По деревне ходили слухи, что именно бабка-колдунья наложила проклятье на одну женщину, которая отказалась дать ей денег в займы. А через некоторое время погиб ее единственный ребенок. Все подозрения сразу пали на Мануйлиху. Потом жители деревни заметили, что бабка с внучкой избегает походов в церкви и другие святые места. Именно поэтому было принято решение изгнать семейство за пределы небольшого поселения, чтобы обезопасить жителей от вмешательства в их жизнь потусторонних сил.

Теперь они вынуждены жить вдали от людей, проводить все свое время на болоте, где бедной Олесе не с кем пообщаться. Ей приходится довольствоваться компанией бабки, привыкшей сдерживать собственные чувства и эмоции, чтобы не попасть под давление окружающих людей, которое она чувствует из-за собственного происхождения и способностей.

Вариант 2

Повесть «Олеся» была написана Александром Куприным во время его нахождения в Полесье. Автор много времени проводил, общаясь с охотниками-крестьянами, он изучал природу и нравы жителей Волынской губернии. Именно разные мнения, нравы и природа побудили Куприна к написанию ряда повестей, одним из которых стала и поветь «Олеся». В основе повести лежало недопонимание между жителями Полесья друг друга.  

Одним из второстепенных персонажей повести «Олеся» является Мануйлиха. Мануйлиха - бабушка главной героини Олеси. Автор изображает Мануйлиху как старую ведьму: у неё нос как у Бабы-яги, худые щеки, холодные голубые глаза как у зловещей птицы, беззубая…

Корни Мануйлихи пошли, скорее всего, от цыган, но это не известно. Мануйлиху и её внучку Олесю жители села выгнали подальше от людей несправедливо. Теперь бабушке с внучкой приходится жить в лесу на болотах.

Мануйлиха не любит людей, она недружелюбна и сердита. Всё произошло из-за того, что Мануйлиху оклеветали. У бабушки Олеси действительно был дар. Она умела исцелять, заговаривать раны, ворожить и предугадывать то, что должно будет случиться...

Однажды у одной из жительниц села умер ребенок, и она в этом обвинила бабушку Олеси. Якобы та навела порчу на неё и её ребёнка. Жители, узнав об этом стали гнать камнями Мануйлиху и её внучку. Вот так они оказались на болотах. У Мануйлихи не было родственников. Она сама растила внучку. Жили они с Олесей бедно.

Дом Мануйлихи внешне напоминал избушку на курьих ножках. В избе не хватало стёкол на окнах, а внутри избы стояла огромных размеров ободранная печь и по углам висели пучки из трав.

Когда в их с Олесей дом забрел Иван Тимофеевич, Мануйлиха была настроена враждебно, и каждый раз, когда он приходил, она принимала его холодно.

В селе также говорили, что Мануйлиха со своей внучкой боятся ходить в церковь, но это было вымыслом. Они боялись появиться там, только из-за крестьян.

Чиновники хотели  выселить Мануйлиху и её внучку, так как изба принадлежит помещику. На помощь к старухе и внучке приходит Иван Тимофеевич. Он добился того, что чиновники оставляют в покое Мануйлиху и Олесю. Даже после этого Мануйлиха с недоверием относится к Ивану.

Сочинение про Мануйлиху

Одно из самых романтичных и нежных произведений в русской литературе является повесть Олеся, которая написана Александром Ивановичем Куприным в 1898 году. Здесь рассказано о самом чистом и великолепном чувстве любви во всем его великолепии.

Главной героиней является двадцатичетырехлетняя красавица Олеся с необыкновенными чертами лица, которые с первого взгляда привлекали взгляд. У нее огромные глаза, а кожа розовая и смуглая. На фоне простых крестьян она сильно отличается своей натурой. Даже без образования она выглядит умной, так как речи ее обдуманны и уместны. Девушка обладает сверхъестественными способностями, которых она стыдится и стесняется.

Неотъемлемой частью повести является старая ведьма бабушка Олеси Мануйлиха. Мы видим ее в пожилом возрасте с умением гадать по картам, как настоящая ведьма. Внешне автор описывает ее очень скептически, как колдунью из русского народного фольклора. У нее холодные глубокие глаза, во рту совсем нет зубов и подбородок заострен, а взгляд настолько суровый и холодный, что при едином взгляде по телу пробегает легкий холодок. Недружелюбность Мануйлихи очень ярко видна в эпизоде, когда в ее доме появляется Иван Тимофеевич. Холодность и ворчливость это то, что мы видим при встрече гостя на пороге дома. В отличие от своей бабушки Олеся всегда была приветлива и рада гостям.

Последовательное повествование приводит к тому, что мы узнаем о месте жительства Мануйлихи и Олеси. Много лет назад жители выгнали их из собственной деревни, и теперь они жили на болотах в лесах. Причиной стало смерть ребенка одной из жительниц деревни, которая не дала денег взаймы бабке Мануйлихе. После этого расползались слухи, что бабушка Олеси колдунья и ведьма. И ведь она на самом деле обладает способностями, благодаря которым может предсказывать смерть только лишь взглянув на человека. Окружающие люди говорили, что они боятся даже заходить в церковь и молится богу, но позже выяснится, что бабушка с Олесей боялись местных людей, поэтому боялись куда-нибудь выйти.

Воспитание Олеси занималась бабушка и несмотря на то, что они жили в глухом лесу девочка выросла с глубокими познаниями человеческой натуры. Какой же женщиной не была старая Мануйлиха, но свою внучку она вырастила с благородством. У девочки богатый внутренний мир и она любознательна. Рассуждает по-взрослому и не стесняется задавать вопросы для познания окружающего мира. В разговорах чувствуется природная мудрость веков.

Другие сочинения:

Образ и характеристика Мануйлихи в повести Олеся

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Григория Отрепьева в трагедии Борис Годунов

    Произведение А.С.Пушкина "Борис Годунов" повествует о периоде Смутного времени в России, когда кончилась эпоха царствования династии Рюриковичей и на престол взошли Романовы.

  • Анализ рассказа Аверченко Вечером

    Это очень милый рассказ. Главное здесь – контраст. Разница между серьезным дядюшкой (он же главный герой и, видно, сам автор) и Лизочкой (маленькая племянница). Она очень искренняя, непосредственная, милая…

  • История создания романа Война и мир Толстого

    Лев Николаевич Толстой – это величайший мировой писатель, который мог своими работами, открыть сущность Руси, быт её жизни и полностью открыть свои чувства ко всему происходящему на тот момент.

  • Характеристика и образ Петра Гринева из повести Капитанская дочка Пушкина сочинение 8 класс

    Петр Гринев является главным и положительным героем повести «Капитанская дочка». Он молодой дворянин из состоятельной семьи. Целыми днями мальчик гонял голубей и играл с дворовыми мальчишками.

  • Образ и характеристика Фердыщенко в романе Идиот Достоевского сочинение

    В данном произведении автор говорит о множестве вещей, которые имеют место быть в нашей жизни. В нём он размышляет над такими вещами как лицемерие, лживость, продажность, неоправданное невежество.

sochinite.ru

Мир духовный и мир цивилизованный в повести А. И. Куприна «Олеся»

Тема урока: Мир духовный и мир цивилизованный в повести А. И.Куприна «Олеся»

Цели:

4. Образовательные:

– Познакомить с историей создания и публикации повести;

– Обратить внимание на черты этнографического очерка в повести;

5. Развивающие:

– Развивать умение видеть антитезу двух миров в художественном тексте;

– Развивать умения определять роль детали в художественном тексте.

6. Воспитательные:

- Дать возможность осознать истинные духовные ценности вопреки технократической цивилизации.

Эпиграф: В качестве эпиграфа используется фрагмент песни «Олеся»

План урока:

7. Оргмомент (1 мин.).

8. Психологическая подготовка (слово учителя; работа с эпиграфом; 3 мин.).

9. Доклад ученика об истории создания повести «Олеся» (7 мин.).

10. Слово учителя о творческой истории повести (5 мин.).

11. Разговор по поводу повести «Олеся» (26 мин.).

12. Итог урока (2 мин.).

13. Домашнее задание (1 мин.).

Ход урока:

I Оргмомент.

II Психологическая подготовка:

Сегодня мы продолжаем наш разговор о Куприне, запишите тему урока. Эпиграфом нам послужит песня «Олеся» ансамбля Сябры, которая создаст, надеюсь, лирическое настроение для нашего разговора.

III Доклад ученика о жизни и творчестве Куприна:

Учитель, опираясь на материал доклада, задает ученику после выступления вопросы; в процессе доклада, где необходимо, делает акцентированные паузы и дает классу возможность записать самое основное.

IV Слово учителя о творческой истории повести:

Учитель, не повторяя материал, услышанного доклада, дополняет рассказ о повести «Олеся».

Уже в конце жизни Куприн признавался, что у него есть два любимых своих произведения: «Река жизни» и «Олеся». «В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души».

Но современники неоднозначно отнеслись к повести. Так, А. П.Чехов видел в повести приемы «бульварного романа», из-за чего Куприн не включил повесть в сборник 1903 года. Горький же ценил «Олесю» за то, что она «проникнута настроением молодости».

Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», либо из-за большого объема.

В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.

Кроме того, в 1897 году Куприн путешествовал по украинскому Полесью, где руководил небольшим имением, занимался местными промыслами – охотой и рыбной ловлей. Итогом все этих впечатлений стали несколько рассказов и повесть «Олеся».

V Разговор по поводу повести «Олеся»:

В повести Куприн продолжает традиции особого жанра – этнографического очерка. Чем занимается этнография? (описывает нравы и обычаи разных народов и местностей). Несмотря на то, что в окончательной редакции Куприн старается смягчить местный колорит, в повести остаются черты, которые позволят нам сближать ее с этнографическим очерком. Какие?

Черты этнографического очерка в повести «Олеся»:

1. Лексика (вавкулак, постолы, кацапка).

2. Промыслы (охота).

3.Одежда.

4. Фольклор (песня лирника).

Но во времена Куприна были ученые, которые занимались непосредственно этнографией (Буслаев, Веселовский, Афанасьев). Зачем писателю понадобилось включать в художественный текст этнографические моменты? (Чтобы противопоставить два мира). Какие? (духовный и цивилизованный).

Кто воплощает каждый из миров? (духовный – Олеся, цивилизованный Иван Тимофеевич).

Что привело Ивана Тимофеевича в Полесье? (Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).

Что доказывает, что Иван Тимофеевич - человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам).

А что сначала привлекает его в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).

Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).

Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).

Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).

Давайте обратим внимание на жителей полесья. Какой из этих двух миров представляют они? (Они совмещают в себе оба мира, потому что близки к природе, но ищут благ цивилизации). Но достойны ли они уважения? (Нет, они задавлены веками польского крепостничества).

В жителях полесья все духовное и природное задавили худшие проявления цивилизации (века польского крепостничества). Они стали своеобразными маргиналами, потому что утратили старую культуру и не присвоили новую.

Но что же получается: что мы, дети каменных джунглей, не способны познать, что такое любовь, честь, верность! Весь вопрос в соотношении духовного и цивилизованного. При сбалансированном синтезе возникает человек КУЛЬТУРЫ.

VI Итог урока:

Неслучайно в переводе с латинского «культура» означает «возделывание», возделывание духовной почвы лучшими орудиями цивилизации.

VII Домашнее задание:

Прочитать рассказ «Гранатовый браслет», отметить точки зрения разных персонажей на любовь.

Индивидуальные задания:

Сделать доклад об истории создания рассказа «Гранатовый браслет».

Конспект урока по литературе студента филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета

Кильдяшова Михаила Александровича.

Оборудование и наглядность:

Портрет Куприна, аудиозапись песни «Олеся» ансамбля Сябры.

Литература:

9. Кулешов Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна. 1883-1907. Минск, 1983.

10. Корецкая И. В. Горький и Куприн//Горьковские чтения. 1964-1965. М., 1966. С.119-161.

11. Корецкая И. В. Чехов и Куприн//Чехов. М., 1960 (Сер. «Лит. наследство». Т. 68. С. 363-378).

12. Бердяев Н. А. Человек и машина: (Проблема социологии и метафизика техники) //Вопросы философии. 1989. №2.

13. Программа по литературе 5-11 классы под ред. В. Я.Коровиной, М., 2006.

www.testsoch.com

11 класс. Литература. А. И. Куприн. Этапы жизни и творчества. - А. Куприн. Олеся

Комментарии преподавателя

Цели урока:

Образовательные: исследование структуры повести Куприна «Олеся»;

Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения

                               анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.

Воспитательные: способствовать ориентации  в мире знаний о нравственности,

                           осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.

Вид урока: урок решения «ключевых» задач.

Тип  урока: урок комплексного применения знаний.

Оборудование к уроку:  компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Слово учителя о творческой истории повести:

Учитель, не повторяя материал, услышанного доклада, дополняет рассказ о повести «Олеся».

Уже в конце жизни Куприн признавался, что у него есть два любимых своих произведения: «Река жизни» и «Олеся». «В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души».

Но современники неоднозначно отнеслись к повести. Так, А. П.Чехов видел в повести приемы «бульварного романа», из-за чего Куприн не включил повесть в сборник 1903 года. Горький же ценил «Олесю» за то, что она «проникнута настроением молодости».

Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», либо из-за большого объема.

В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.

Кроме того, в 1897 году Куприн путешествовал по украинскому Полесью, где руководил небольшим имением, занимался местными промыслами – охотой и рыбной ловлей. Итогом все этих впечатлений стали несколько рассказов и повесть «Олеся».

3. Аналитическая работа с текстом (по группам)

Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.

1.С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?

(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).

Крестьяне, их нравы (глава 1).

Что доказывает, что Иван Тимофеевич - человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам).

Группа 2. Мануйлиха. «Избушка на курьих ножках».

Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? (гл.2)

Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)

Для справки:

Имя главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как  в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо». Заблудившийся герой словно выпадает из  своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься»), но совершенно не опасный, в отличие от настоящей сказки, мир.  

Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата.

В волшебных сказках на границе между «своим» и «чужим» мирами героя обычно встречает баба Яга. У Мануйлихи «все черты бабы Яги, как ее изображает народный эпос, были налицо». Главный герой описывает ее «худые щеки, втянутые внутрь, …острый, длинный, дряблый подбородок, …провалившийся беззубый рот, … выцветшие голубые глаза». Все вещи в доме «колдуньи» также имеют сходство с атрибутами бабы Яги: есть «огромная облупившаяся печка», по стенам висят «пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков». Подобно сказочной старухе, Мануйлиха обладает некой сверхъестественной силой: умеет гадать и предсказывать судьбу. Кстати, «образов в переднем углу не было», что также говорит о ее связи с темными силами. Наконец, живет Мануйлиха со своей внучкой в «сказочной избушке на курьих ножках».

В волшебных сказках, попадая в «чужой» мир, главный герой, как правило, преодолевал нелегкие испытания. Лесной мир ничем не угрожает Ивану Тимофеевичу, ему все же придется выдержать испытание любовью, которая придет к герою вместе с наступившей весной, превратившись «в какую-то волшебную, чарующую сказку».

Если сказочному герою плохо в «чужом» мире, а в «своем» уютно и спокойно, то Ивану Тимофеевичу, напротив, хуже в привычном пространстве. Его тянет в лес, к Олесе, где герой наслаждается «светом, теплом, радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любви».

Мир Олеси - лес, свободное и родное пространство. Город, где все «толкаются, шумят, бранятся», для нее чужой. В нём «воздуху не хватает», а люди «внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде» и  «солнца у себя в комнате круглый год не видят». Это напоминает описание «чужого» мира волшебной сказки.

 Если в сказке мотив бесовства связывают  с миром леса, то в повести Куприна жесток и страшен мир людей: «кипящий вихрь человеческих физиономий», «озверевшая толпа беснующихся баб», а  «площадь кишмя» кишит «пьяным, галдящим народом».

Любовь лесной красавицы останется для Ивана Тимофеевича лишь чудесной сказкой («Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви»): он не выдержит испытания.

 

Группа 3. Олеся.

Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).

Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).

Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).

Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно,

www.kursoteka.ru

11 класс. Литература. А. И. Куприн. Этапы жизни и творчества. - А. Куприн. Олеся

Комментарии преподавателя

Цели урока:

Образовательные: исследование структуры повести Куприна «Олеся»;

Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения

                               анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.

Воспитательные: способствовать ориентации  в мире знаний о нравственности,

                           осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.

Вид урока: урок решения «ключевых» задач.

Тип  урока: урок комплексного применения знаний.

Оборудование к уроку:  компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Слово учителя о творческой истории повести:

Учитель, не повторяя материал, услышанного доклада, дополняет рассказ о повести «Олеся».

Уже в конце жизни Куприн признавался, что у него есть два любимых своих произведения: «Река жизни» и «Олеся». «В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души».

Но современники неоднозначно отнеслись к повести. Так, А. П.Чехов видел в повести приемы «бульварного романа», из-за чего Куприн не включил повесть в сборник 1903 года. Горький же ценил «Олесю» за то, что она «проникнута настроением молодости».

Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», либо из-за большого объема.

В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.

Кроме того, в 1897 году Куприн путешествовал по украинскому Полесью, где руководил небольшим имением, занимался местными промыслами – охотой и рыбной ловлей. Итогом все этих впечатлений стали несколько рассказов и повесть «Олеся».

3. Аналитическая работа с текстом (по группам)

Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.

1.С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?

(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).

Крестьяне, их нравы (глава 1).

Что доказывает, что Иван Тимофеевич - человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам).

Группа 2. Мануйлиха. «Избушка на курьих ножках».

Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? (гл.2)

Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)

Для справки:

Имя главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как  в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо». Заблудившийся герой словно выпадает из  своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься»), но совершенно не

www.kursoteka.ru

Конспект урока по литературе на тему "Аналитическая беседа по повести А.И. Куприна "Олеся""

Урок по повести Куприна «Олеся»

Цели урока:

Образовательные: исследование структуры повести Куприна «Олеся»;

Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения

анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.

Воспитательные: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности,

осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.

Вид урока: урок решения «ключевых» задач.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Слово учителя о творческой истории повести:

Учитель, не повторяя материал, услышанного доклада, дополняет рассказ о повести «Олеся».

Уже в конце жизни Куприн признавался, что у него есть два любимых своих произведения: «Река жизни» и «Олеся». «В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души».

Но современники неоднозначно отнеслись к повести. Так, А. П.Чехов видел в повести приемы «бульварного романа», из-за чего Куприн не включил повесть в сборник 1903 года. Горький же ценил «Олесю» за то, что она «проникнута настроением молодости».

Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», либо из-за большого объема.

В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.

Кроме того, в 1897 году Куприн путешествовал по украинскому Полесью, где руководил небольшим имением, занимался местными промыслами – охотой и рыбной ловлей. Итогом все этих впечатлений стали несколько рассказов и повесть «Олеся».

3. Аналитическая работа с текстом (по группам)

Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.

1.С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?

(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).

Крестьяне, их нравы (глава 1).

Что доказывает, что Иван Тимофеевич - человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам).

Группа 2. Мануйлиха. «Избушка на курьих ножках».

Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? (гл.2)

Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)

Для справки:

Имя главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо». Заблудившийся герой словно выпадает из своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься»), но совершенно не опасный, в отличие от настоящей сказки, мир.

Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата.

В волшебных сказках на границе между «своим» и «чужим» мирами героя обычно встречает баба Яга. У Мануйлихи «все черты бабы Яги, как ее изображает народный эпос, были налицо». Главный герой описывает ее «худые щеки, втянутые внутрь, …острый, длинный, дряблый подбородок, …провалившийся беззубый рот, … выцветшие голубые глаза». Все вещи в доме «колдуньи» также имеют сходство с атрибутами бабы Яги: есть «огромная облупившаяся печка», по стенам висят «пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков». Подобно сказочной старухе, Мануйлиха обладает некой сверхъестественной силой: умеет гадать и предсказывать судьбу. Кстати, «образов в переднем углу не было», что также говорит о ее связи с темными силами. Наконец, живет Мануйлиха со своей внучкой в «сказочной избушке на курьих ножках».

В волшебных сказках, попадая в «чужой» мир, главный герой, как правило, преодолевал нелегкие испытания. Лесной мир ничем не угрожает Ивану Тимофеевичу, ему все же придется выдержать испытание любовью, которая придет к герою вместе с наступившей весной, превратившись «в какую-то волшебную, чарующую сказку».

Если сказочному герою плохо в «чужом» мире, а в «своем» уютно и спокойно, то Ивану Тимофеевичу, напротив, хуже в привычном пространстве. Его тянет в лес, к Олесе, где герой наслаждается «светом, теплом, радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любви».

Мир Олеси - лес, свободное и родное пространство. Город, где все «толкаются, шумят, бранятся», для нее чужой. В нём «воздуху не хватает», а люди «внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде» и «солнца у себя в комнате круглый год не видят». Это напоминает описание «чужого» мира волшебной сказки.

Если в сказке мотив бесовства связывают с миром леса, то в повести Куприна жесток и страшен мир людей: «кипящий вихрь человеческих физиономий», «озверевшая толпа беснующихся баб», а «площадь кишмя» кишит «пьяным, галдящим народом».

Любовь лесной красавицы останется для Ивана Тимофеевича лишь чудесной сказкой («Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви»): он не выдержит испытания.

Группа 3. Олеся.

Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).

Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).

Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).

Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).

Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4).

Гадание Олеси. (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4).

Чары Олеси («фокусы») – (гл.5).

Олеся о церкви (гл.6).

Группа 4. О любви.

Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения?

Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6)

Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10)

Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви» (гл.11).

Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11).

Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси.

Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8)

Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9)

На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье (гл.12).

Иван Тимофеевич и Олеся в хате (гл.13).

Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе.

4. Беседа:

- Почему закончилось «наивная, очаровательная сказка любви»?

- Ваше отношение к главным героям повести

- Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»?

Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.

5. Литературная викторина (за каждый правильный ответ – «+»)

Цели викторины: проверка внимательности чтения произведения, расширение кругозора учащихся, умение быстро ориентироваться при ответе на вопрос, возможность проявить себя.

1

Как сложится личная жизнь Ивана Тимофеевича по картам?

Никогда не женится, даже попробует руки на себя наложить.

2

О чём напоследок спрашивала Олеся Ивана Тимофеевича?

Был ли он с ней счастлив.

3

Чем пытался лечить больных Иван Тимофеевич?

Касторовым маслом, карболкой, борной кислотой, йодом.

4

Зачем 1 раз в год Олеся ходит в деревню?

Купить мыла и соли, а бабушке – чаю.

5

Что было самым примечательным в портрете Олеси?

Глаза и надломленные посредине брови, своевольный изгиб губ.

6

Сколько лет Олесе?

25.

7

Как зовут  и величают Мануйлиху люди, по её мнению?

Зовут зовуткой, а величают уткой.

8

Что привлекало Ивана Тимофеевича в этой глуши?

Простые нравы, первобытные натуры, обычаи, своеобразный язык, поэтические легенды, предания, песни.

9

Что принесёт зло Ивану Тимофеевичу, по гаданию Олеси?

Вино и женщины.

10

Во сколько лет предсказала Мануйлиха смерть Ивану Тимофеевичу?

В 67 лет.

11

Что решили предпринять местные мужики после случившегося в грозу?

Расправиться с ведьмами и с Иваном Тимофеевичем.

12

Какими растениями Мануйлиха лечила Олесю?

Ландыш, малина.

13

Как Мануйлиха называет болезнь Олеси?

Огневица.

14

Из чего готовится кушанье «крупничок полевой»?

Гречневая крупа, сало, лук, картофель, курица.

15

Как называется место, где разворачиваются описанные события?

Волынская губерния, Полесье.

16

Какой дар передан Олесе по наследству?

Умение гадать.

17

Назовите местную интеллигенцию.

Ксендз, органист, урядник, конторщик.

18

Сколько времени болел и не виделся с Олесей Иван Тимофеевич?

11 дней.

19

Какие страшные пытки применили мужики к конокраду Яшке?

В пятки заколотили гвозди, перебили кольями все рёбра.

20

Где находился подарок исчезнувшей Олеси для Ивана Тимофеевича?

На углу оконной рамы.

21

Что изменило отношение старухи к Ивану Тимофеевичу при первой встрече?

Деньги.

22

О чём очень жалела Олеся при расставании с Иваном Тимофеевичем?

Что у них нет ребёночка.

23

Какой величины был град в день расставания Ивана Тимофеевича с Олесей?

С грецкий орех.

24

Что пообещала Олеся разъярённым бабам в деревне?

Вы ещё наплачетесь досыта.

25

Что напоминала хата колдуньи?

Сказочную избушку на курьих ножках.

26

Настоящее имя Олеси?

Алёна.

27

Какие подарки приносил Иван Тимофеевич для Мануйлихи?

Чай и сахар.

28

Как при первой встрече с Мануйлихой Иван Тимофеевич догадался, что она не здешняя, а пришлая в эти края?

Она говорила образно, здесь так не умеют.

29

Какой обычай крепостничества по отношению к господам сохранился в этих краях?

При встрече с барином целовать ему руку, а иногда и сапоги.

30

Как звали собаку Ярмолы?

Рябчик.

31

Самое любимое занятие дворян?

Охота.

32

Какая болезнь приключилась с Иваном Тимофеевичем?

Полесская лихорадка.

33

Продолжите фразу: «Разлука для любви, что ветер для огня: …

маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильнее».

34

Как Олеся доказала Ивану Тимофеевичу, что она умеет колдовать?

Сделала надрез, а потом заговорила кровь.

35

Какое решение принимает Иван Тимофеевич перед своим отъездом?

Жениться на Олесе.

36

Чего больше всего в жизни боялась Олеся?

Посещения церкви.

37

Почему Олеся отказывается гадать на картах Ивану Тимофеевичу?

Она уже гадала один раз, а судьбу нельзя испытывать дважды.

38

О каких животных Олеся рассказывает сказку Ивану Тимофеевичу?

О зайце и волке.

39

Как местные бабы расправились с Олесей?

Окружили, раздавались насмешки в её адрес, хотели измазать дёгтем, сбили с ног.

40

Назовите основные атрибуты ведьмы, которых, кстати, у Мануйлихи не было?

Чёрный кот и сова.

41

За что люди прогнали ведьму из села?

Извела у одной молодицы дитя.

42

infourok.ru

Урок по повести куприна олеся 1

Урок по повести Куприна «Олеся»

Цели урока:
Образовательные: исследование структуры повести Куприна «Олеся»;
Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения
анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.
Воспитательные: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности,
осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.
Вид урока: урок решения «ключевых» задач.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Слово учителя о творческой истории повести:

Учитель, не повторяя материал, услышанного доклада, дополняет рассказ о повести «Олеся».
Уже в конце жизни [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] признавался, что у него есть два любимых своих произведения: «Река жизни» и «Олеся». «В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души».
Но современники неоднозначно отнеслись к повести. Так, А. П.Чехов видел в повести приемы «бульварного романа», из-за чего Куприн не включил [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в сборник 1903 года. Горький же ценил «Олесю» за то, что она «проникнута настроением молодости».
Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», либо из-за большого объема.
В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.
Кроме того, в 1897 году Куприн путешествовал по украинскому Полесью, где руководил небольшим имением, занимался местными промыслами – охотой и рыбной ловлей. Итогом все этих впечатлений стали несколько рассказов и повесть «Олеся».

3. Аналитическая работа с текстом (по группам)

Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.
1.С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?
(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).
Крестьяне, их нравы (глава 1).
Что доказывает, что Иван Тимофеевич - человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам).

Группа 2. Мануйлиха. «Избушка на курьих ножках».
Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? (гл.2)
Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)

Для справки:
Имя главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо». Заблудившийся герой словно выпадает из своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься»), но совершенно не опасный, в отличие от настоящей сказки, мир.
Сама героиня представляет

educontest.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о