Содержание

Русские поэты и писатели XIX века и их произведения

Писатель

Годы жизни

Краткие сведения

Главные произведения

Иван Андреевич Крылов

1769–1844 гг.

  • Баснописец, издатель сатирических журналов.
  • Написал более двухсот басен, многие фразы из которых вошли в русский язык в качестве крылатых.
  • Выпускал «Почту духов», «Зрителя», «Меркурий» – сатирические журналы.

«Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Осёл и соловей».

Василий Андреевич Жуковский

1783–1852 гг.

  • Поэт-балладник, переводчик,  критик литературы, преподаватель.
  • Стоял у истоков русского романтизма.
  • Литературный наставник Пушкина.
  • Ввёл жанр элегии.
  • Предал балладе поэтическую прелесть и сделал её популярной.

«Славянка», «Невыразимое»; «Светлана», «Людмила», «Ленора», «Ивиковы журавли», «Эолова арфа», «Лесной царь»

Александр Сергеевич Грибоедов

1795–1829 гг.

  • Русский дипломатический деятель, лирик, драматург.
  • Известность приобрёл благодаря пьесе «Горе от ума», впоследствии крайне обогатившей русский язык крылатыми выражениями.

«Горе от ума»

Константин Николаевич Батюшков

1787–1855 гг.

  • Поэт-лирик.
  • Вместе с Жуковским подготовил русскую литературную почву для романтизма.

«Вакханка», «Таврида», «Мои Пенаты», «Мечта»

Фёдор Иванович Тютчев

1803–1873 гг.

  • Поэт-мыслитель, консервативный публицист.

«Весенняя гроза»,  «Две силы есть – две роковые силы», «Silentium!», «Умом Россию не понять»

Кондратий Фёдорович Рылеев

1795–1826 гг.

  • Поэт, общественный деятель, декабрист, один из предводителей декабристского восстания.
  • Глава декабристского романтизма, превратившего поэзию в орудие пропаганды и средство воспитания.

«К временщику», «Ермолаеву», «Гнедичу», цикл «Думы», «Вайноровский»

Денис Васильевич Давыдов

1784–1839 гг.

  • Поэт, мемуарист.
  • Самый яркий представитель «наездничества».

«Вечерний звон», «Песня старого гусара»

Павел Александрович Катенин

1792–1853 гг.

  • Поэт, переводчик, критик.
  • Возглавил одно из течений декабристского романтизма.
  • Второй балладник русской литературы.

«Убийца», «Леший», «Наташа», «Ольга»

Александр Сергеевич Пушкин

1799–1837 гг.

  • Прозаик, поэт, драматург, критик и теоретик литературы, историк, публицист.
  • Заложил основы русского реализма.
  • Осуществил переход от «культуры готового слова» к «культуре неготового слова».
  • Рассматривается как основоположник современного русского языка.

«Руслан и Людмила», «Цыганы», «Борис Годунов», «Кавказский пленник», «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Повести Белкина», «Капитанская дочка»

Евгений Абрамович Баратынский

1800–1844 гг.

  • Поэт, переводчик.
  • Разрабатывает затруднённую поэзию, где больше мысли, чем чувства.
  • Пушкин считал его элегии талантливее своих.

«Предрассудок», «Оправдание», «Муза»

Николай Васильевич Гоголь

1809–1852 гг.

  • Писатель-реалист, критик, мыслитель, публицист.
  • Продолжал пушкинские традиции реализма Пушкина, в том числе развил и образ «маленького человека».

«Вечера на хуторе близ Диканьки» (сборник из 8 повестей, в числе которых «Сорочинская ярмарка» и «Ночь перед рождеством»), «Миргород» (сборник из 4 повестей, среди которых «Вий» и «Тарас Бульба»), Так называемые, «петербургские повести», в числе которых «Портрет», «Нос» и «Шинель»; «Ревизор», «Мёртвые души»

Александр Иванович Герцен

1812–1870 гг.

  • Общественный деятель, прозаик, преподаватель, философ.
  • Продолжил дело декабристов, революционер.
  • Был идейным вождём «западников» в борьбе со «славянофилами».

«Кто виноват?»

Иван Александрович Гончаров

1812–1891 гг.

  • Писатель-прозаик, публицист, критик.
  • Благодаря его произведениям появился термин «обломовщина».

«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»

Михаил Юрьевич Лермонтов

1814–1841 гг.

  • Поэт, прозаик.
  • Был первым, кто ввёл ролевую лирику в русскую поэзию (в «Бородино»).
  • В «Герое нашего времени» развивает тему «лишнего человека», актуальную для того времени.

«Парус», «Ангел», «Молитва», «Демон», «Смерть поэта», «Мцыри», «Дума», «Бородино», «Герой нашего времени»

Иван Сергеевич Тургенев

1818–1883 гг.

  • Писатель-прозаик, публицист, реалист.
  • Первым из писателей стал «исследовать» нового человека 60-х годов;  благодаря его произведениям слово «нигилист» вошло в широкое употребление.
  • «Лишний человек» оформился и определился именно в работах Тургенева, у него их целая галерея.

«Записки охотника», «Ася», «Муму», «Рудин», «Отцы и дети», «Senilia»

Алексей Константинович Толстой

1817 –1875 гг.

  • Прозаик, поэт, сатирик, публицист.
  • В соавторстве с братьями Жемчужниковыми создал «маску» Козьмы Пруткова.

«Колокольчики мои…», «Князь Серебряный»

Александр Николаевич Островский  

1823–1886 гг.

  • Русский драматург.
  • Его творчество сыграло огромную роль в развитии русского театра, именно с него он, по сути, и начался: создал театральную школу и концепцию постановки.

«Свои люди — сочтёмся», «Гроза», «Не в свои сани не садись», «Лес», «Доходное место», «Бесприданница»

Афанасий Афанасьевич Фет

1820–1892 гг.

  • Поэт-лирик, переводчик.

«На заре ты её не буди…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Музе»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

1826–1889 гг.

  • Писатель-прозаик, журналист.
  • Редактор журнала «Отечественные записки».
  • В своих произведениях вскрывал пороки русского общества.
  • Как сатирик изобрёл особый язык для обхода цензуры.

«История одного города», «Господа Головлёвы», «Пошехонская старина»,

Аполлон Николаевич Майков

1821–1897 гг.

  • Поэт-лирик.
  • Развивал жанр лирической драмы.

«Нива», «Две судьбы», «Три смерти»

Николай Алексеевич Некрасов

1821–1878 гг.

  • Поэт, прозаик, публицист.
  • Ввёл в русскую лирическую литературу широкое использование народного языка и фольклора.

«В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда», «Кому на Руси жить хорошо»

Фёдор Михайлович Достоевский

1821–1881 гг.

  • Прозаик, мыслитель, философ, публицист.
  • Ввёл персонализм в русскую литературу.
  • Значение творчества оценено только после смерти.

«Бедные люди», «Двойник», «Записки из мёртвого дома», «Преступление и наказание», «Игрок», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»

Лев Николаевич Толстой

1828–1910 гг.

  • Прозаик, величайший романист, мыслитель и просветитель.
  • Уже при жизни был назван главной русской литературы.
  • Религиозно-нравственные взгляды писателя получили своих последователей – «толстовцев».

«Детство», «Отрочество», «Юность», «Севастопольские рассказы», «Воскресение», «Война и мир», «Анна Каренина», «Смерть Ивана Ильича», «Власть тьмы», «Хаджи-Мурат», «Плоды просвещения»

Николай Гаврилович Чернышевский 

1828–1889 гг.

  • Общественный деятель, революционер, учёный, мыслитель, критик и писатель.
  • Свой главный роман мыслил как энциклопедию идеологии революционеров-демократов.

«Что делать?»

Алексей Николаевич Апухтин

1840– 1893

  • Поэт и прозаик.
  • На его стихи было написано множество романсов, в том числе и Чайковским.

«Ночи безумные», «Он так меня любил», «Архив графини Д.»

Всеволод Михайлович Гаршин

1855–1888 гг.

  • Поэт, прозаик, критик.
  • Оформил и «узаконил» новеллу среди жанров русской прозы.

«Красный веток», «Художники», «Attalea princeps»

Николай Семёнович Лесков

1831–1895 гг.

  • Прозаик, публицист.
  • Правдиво и достоверно описывал простой народ.
  • В текстах Н.С. происходит осмысление женщины как героини, но без идеализации.

«Запечатлённый ангел», «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»

Владимир Галактионович Короленко

1853–1921 гг.

  • Прозаик, публицист, общественный деятель, журналист.
  • В своей поэтике ввёл особый вид реализма, совмещённый с романтизмом.

«Сон Макара», «Слепой музыкант»

Антон Павлович Чехов  

1860–1904 гг.

  • Писатель-прозаик, драматург.
  • Стоит у истоков трагикомедии.
  • В финале произведений нет какой-либо морали или ответа, которых ждал читатель того времени.

«Жалобная книга», «Лошадиная фамилия», «Толстый и Тонкий», «Крыжовник», «Письмо к учёному соседу», «Анна на шее», «Смерть чиновника», «Палата №6», «Человек в футляре», «Каштанка», «Дама с собачкой», «Чайка», «Вишнёвый сад», «Три сестры»,

Русские писатели 19 века список

Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886) – поэт и публицист. Один из лидеров русских славянофилов.

Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860) – поэт, литературный критик, лингвист, историк. Вдохновитель и идеолог славянофильства.

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) – писатель и общественный деятель, литературный и театральный критик. Писал книге о рыбалке и охоте. Отец писателей Константина и Ивана Аксаковых. Самое известное произведение: сказка «Аленький цветочек».

Анненский Иннокентий Федорович (1855-1909) – поэт, драматург, литературный критик, лингвист, переводчик. Автор пьес: «Царь Иксион», «Лаодамия», «Меланиппа-философ», «Фамира-кэфаред».

Баратынский Евгений Абрамович (1800-1844) – поэт и переводчик. Автор поэм: «Эда», «Пиры», «Бал», «Наложница» («Цыганка»).

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855) – поэт. Также автор ряда известных прозаических статей: «О характере Ломоносова», «Вечер у Кантемира» и другие.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) – литературный критик. Возглавлял критический отдел в издании «Отечественные записки». Автор многочисленных критических статей. Оказал огромное влияние на русскую литературу.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович (1797-1837) – писатель-байронист, литературный критик. Издавался под псевдонимом Марлинский. Издавал альманах «Полярная звезда». Входил в число декабристов. Автор прозы: «Испытание», «Страшное гадание», «Фрегат Надежда» и другие.

Вяземский Петр Андреевич (1792-1878) – поэт, мемуарист, историк, литературный критик. Один из основателей и первый глава Русского исторического общества. Близкий друг Пушкина.

Веневетинов Дмитрий Владимирович (1805-1827) – поэт, прозаик, философ, переводчик, литературный критик Автор

50 стихотворений. Был также известен как художник и музыкант. Организатор тайного философского объединения «Общество любомудрия».

Герцен Александр Иванович (1812-1870) – писатель, философ, педагог. Самые известные произведения: роман «Кто виноват?», повести «Доктор Крупов», «Сорока-воровка», «Поврежденный».


Глинка Сергей Николаевич (1776-1847) 
– писатель, мемуарист, историк. Идейный вдохновитель консервативного национализма. Автор следующих произведений: «Селим и Роксана», «Добродетели женщин» и других.

Глинка Федор Николаевич (1786 -1880) – поэт и писатель. Член общества декабристов. Самые известные произведения: поэмы «Карелия» и «Таинственная капля».

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) – писатель, драматург, поэт, литературный критик. Классик русской литературы. Автор: «Мертвых душ», цикла рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки», повестей «Шинель» и «Вий», пьес «Ревизор» и «Женитьба» и многих других произведений.

Гончаров Иван Александрович (1812-1891) – писатель, литературный критик. Автор романов: «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история».

Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829) – поэт, драматург и композитор. Был дипломатом, погиб на службе в Персии. Самое известное произведение – поэма «Горе от ума», послужившая источником многих крылатых фраз.

Григорович Дмитрий Васильевич (1822-1900) – писатель. Автор: повестей «Деревня», «Антон-Горемыка», «Гуттаперчевый мальчик».

Давыдов Денис Васильевич (1784-1839) – поэт, мемуарист. Герой Отечественной войны 1812 года. Автор многочисленных стихотворений и военных воспоминаний.

Даль Владимир Иванович (1801-1872) – писатель и этнограф. Будучи военным врачом, попутно собирал фольклор. Самый известный литературный труд – «Толковый словарь живого великорусского языка». Даль турдился над словарем более

50 лет.

Дельвиг Антон Антонович (1798-1831) – поэт, издатель.

Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) – литературный критик и поэт. Печатался под псевдонимами –бов и Н. Лайбов. Автор многочисленных критических и философских статей.

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – писатель и философ. Признанный классик русской литературы. Автор произведений: «Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание», «Подросток» и многих других.

Жемчужников Александр Михайлович (1826-1896) – поэт. Вместе с братьями и писателем Толстым А.К. создал образ Козьмы Пруткова.

Жемчужников Алексей Михайлович (1821-1908) – поэт и сатирик. Вместе с братьями и писателем Толстым А.К. создал образ Козьмы Пруткова. Автор комедии «Странная ночь» и сборника стихов «Песни старости».

Жемчужников Владимир Михайлович (1830-1884) – поэт. Вместе с братьями и писателем Толстым А.К. создал образ Козьмы Пруткова.

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) – поэт, литературный критик, переводчик, основоположник русского романтизма. Автор: баллад «Светлана», «Лесной царь», повести «Марьина роща». Переводил Байрона, Фирдоуси, Гомера.

Загоскин Михаил Николаевич (1789-1852) – писатель и драматург. Автор первых русских исторических романов. Автор произведений «Проказник», «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», «Кульма Петрович Мирошев» и других.

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) – историк, писатель и поэт. Автор монументального труда «История государства Российского» в 12 томах. Его перу принадлежат повести: «Бедная Лиза», «Евгений и Юлия» и многие другие.

Киреевский Иван Васильевич (1806-1856)

– религиозный философ, литературный критик, славянофил.

Крылов Иван Андреевич (1769-1844) – поэт и баснописец. Автор 236 басен, многие выражения из которых стали крылатыми. Издавал журналы: «Почта духов», «Зритель», «Меркурий».

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797-1846) – поэт. Входил в число декабристов. Близкий друг Пушкина. Автор произведений: «Аргивяне», «Смерть Байрона», «Вечный жид».

Лажечников Иван Иванович (1792-1869) – писатель, один из родоначальников русского исторического романа. Автор романов «Ледяной дом» и «Басурман».

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) – поэт, писатель, драматург, художник. Классик русской литературы. Самые известные произведения: роман «Герой нашего времени», повесть «Кавказский пленник», поэмы «Мцыри» и «Маскарад».

Лесков Николай Семенович (1831-1895) – писатель. Самые известные произведения: «Левша», «Соборяне», «На ножах», «Праведник».

Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878) – поэт и писатель. Классик русской литературы. Глава журнала «Современник», редактор журнала «Отечественные записки». Самые известные произведения: «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Мороз, Красный нос».

Огарев Николай Платонович (1813-1877) – поэт. Автор поэм, стихотворений, критических статей.

Одоевский Александр Иванович (1802-1839) – поэт и писатель. Входил в число декабристов. Автор поэмы «Василько», стихотворений «Зосима» и «Старица-пророчица».

Одоевский Владимирович Федорович (1804-1869) – писатель, мыслитель, один из создателей музыкознания. Писал фантастические и утопические произведения. Автор романа «4338-й год», многочисленных рассказов.

Островский Александр Николаевич (1823-1886) – драматург. Классик русской литературы. Автор пьес: «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова» и многих других.

Панаев Иван Иванович (1812-1862) – писатель, литературный критик, журналист. Автор произведений: «Маменькин сынок», «Встреча на станции», «Львы провинции» и других.

Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868) – литературный критик-шестидесятник, переводчик. Многие статьи Писарева разобрали на афоризмы.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) – поэт, писатель, драматург. Классик русской литературы. Автор: поэм «Полтава» и «Евгений Онегин», повести «Капитанская дочка», сборника повестей «Повести Белкина» и многочисленных стихотворений. Основал литературный журнал «Современник».

Раевский Владимир Федосеевич (1795-1872) – поэт. Участник Отечественной войны 1812 года. Входил в число декабристов.

Рылеев Кондратий Федорович (1795-1826) – поэт. Входил в число декабристов. Автор исторического поэтического цикла «Думы». Издавал литературный альманах «Полярная звезда».

Салтыков-Щедрин Михаил Ефграфович (1826-1889) – писатель, журналист. Классик русской литературы. Самые известные произведения: «Господа Головлевы», «Премудрый пескарь», «Пошехонская старина». Был редактором журнала «Отечественные записки».

Самарин Юрий Федорович (1819-1876) – публицист и философ. Автор: «Иезуиты и их отношение к России», «Православие и народность» и других произведений.

Сухово-Кобылин Александр Васильевич (1817-1903) – драматург, философ, переводчик. Автор пьес: «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».

Толстой Алексей Константинович (1817-1875) – писатель, поэт, драматург. Автор поэм: «Грешница», «Алхимик», пьес «Фантазия», «Царь Федор Иоаннович», повестей «Упырь» и «Волчий приемыш». Вместе с братьями Жемчужниковыми создал образ Козьмы Пруткова.

Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – писатель, мыслитель, просветитель. Классик русской литературы. Служил в артиллерии. Участвовал в обороне Севастополя. Самые известные произведения: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». В 1901 году был отлучен от церкви.

Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883) – писатель, поэт, драматург. Классик русской литературы. Самые известные произведения: «Муму», «Ася», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».

Тютчев Федор Иванович (1803-1873) – поэт. Классик русской литературы.

Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892) – поэт-лирик, мемуарист, переводчик. Классик русской литературы. Автор многочисленных романтических стихотворений. Переводил Ювенала, Гете, Катулла.

Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) – поэт, философ, богослов, художник.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) – писатель, философ, литературный критик. Автор романов «Что делать?» и «Пролог», а также повестей «Алферьев», «Мелкие рассказы».

Чехов Антон Павлович (1860-1904) – писатель, драматург. Классик русской литературы. Автор пьес «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня» и многочисленных рассказов. Проводил перепись населения на острове Сахалин.

Русские писатели 20 века список

Русские писатели в портретах русских фотографов

В рамках празднования Года русской литературы мы подготовили виртуальную экспозицию «Русские писатели в портретах русских фотографов». Представленные фотографии охватывают период с конца XIX – до конца XX века и выполнены известными русскими фотографами.

Фотопортреты классиков русской литературы конца XIX века выполнены их современниками, ставшими классики русской фотографии. Почти все знакомые нам с детства портреты русских писателей второй половины XIX века сделал фотограф с мировым именем Сергей Львович Левицкий. В его мастерской считали за честь фотографироваться выдающиеся деятели науки, искусства и литературы, среди которых поэты Федор Тютчев и Николай Некрасов, композитор Михаил Глинка и учёный Дмитрий Менделеев.

За полвека работы Сергеем Левицким была создана богатейшая галерея портретов. И хотя его фотографическое наследие полностью не собрано, мы повседневно встречаем выполненные им портреты в книгах по истории русской культуры, науки, искусства, в залах исторических и литературных музеев.

Знаменитый портрет классика русской литературы Антона Павловича Чехова выполнен блестящим харьковским фотографом Алексеем Иваницким. Алексей Иваницкий провел фотосессию в Крыму в ялтинском доме писателя. На съёмку ушел целый день. Полученные фотографии привели великого писателя в восторг.

Портреты признанных писателей второй половины ХХ века принадлежат лучшему фотохудожнику современной России Павлу Павловичу Кривцову. Он обладатель престижных международных фотографических призов – «Золотой глаз» конкурса «World Press Foto», лауреат премии Союза журналистов СССР, имеет звание «Мастер международной фотографии».

Русский фотографический портрет сродни лучшим образцам русской литературы. Сострадание герою, сочувствие его жизни, опора на духовную силу, поиск надежды – вот главные черты русского фотопортрета. И эти черты присущи и творчеству Павла Кривцова и творчеству советских писателей – Евгению Носову, Олегу Волкову, Виктору Астафьеву, Юрию Бондареву, Леониду Бородину. Очень символично, что в авторскую фотокнигу Павла Кривцова «Святая Русь» вошли замечательные портреты этих писателей.

В нашей экспозиции представлены портреты известных белгородских литераторов – Владимира Михалева, Бориса Осыкова и Владимира Молчано-ва. Фотографии выполнены белгородским мастером светописи Виталием Собровиным. «Маэстро», так называли фотографа белгородцы, очень ценил талантливых людей, легко находил с ними общий язык. Неудивительно, что герои его фотоснимков всегда красивые, открытые, настоящие.

Список выдающихся поэтов золотого века русской поэзии

Девятнадцатый век называют золотым веком русской поэзии. В этот период на смену любимому литераторами классицизму приходит романтизм и сентиментализм. Чуть позже зарождается реализм, постепенно вытесняя идеализацию мира. Именно в девятнадцатом столетии литература достигла своего расцвета, и неоценим вклад, который внесли в это русские поэты 19 века. Список их действительно велик, в нём среди таких знаменитых имён, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Афанасий Фет, встречаются и малоизвестные, но талантливые Владимир Раевский, Алексей Хомяков, Сергей Дуров и многие-многие другие.

Девятнадцатый век в литературе

Девятнадцатый век был далеко не простым периодом для России: прокатилась череда войн за торговые пути, началась военная кампания Наполеона, за которой последовало восстание декабристов, потом снова войны, отмена крепостного права. Всё это стало огромными потрясениями для страны. На фоне таких событий и развивалась литература. Великие русские поэты 19 века в своём творчестве писали о любви к родине, красоте России, нелёгкой судьбе простого человека и праздности дворянской жизни, много говорили о месте человека в этом мире, о противостоянии личности обществу. Классицизм создавал образ идеального человека, романтизм возвышал его над серостью жизни, сентиментализм окружал лирического героя потрясающими пейзажами – поэзия начала девятнадцатого века стремилась к идеализации мира. Они использовали огромное количество тропов, играли с иноязычными словами, доводили до совершенства рифму – всё для отображения идеала. Позже начал появляться реализм, в рамках которого поэты-классики уже не гнушались просторечными выражениями, экспериментами с формой стихотворения: основной задачей стала демонстрация действительности со всеми её недостатками. Девятнадцатый век – век противоречий, в нем удивительным образом сочетались идеальность и несовершенство мира, в котором жили поэты.

Иван Андреевич Крылов (1769-1844)

Крылов положил начало басням в русской литературе. Его имя настолько прочно ассоциируется с этим жанром, что стало чем-то вроде устойчивого выражения, как «басни Эзопа». Эту необычную для того времени форму лирики Иван Андреевич выбрал для демонстрации пороков общества, показывая их через образы различных животных. Басни настолько просты и интересны, что некоторые их строки стали крылатыми выражениями, а разнообразие тем позволяет найти поучение на любой случай. Крылова считали примером для подражания многие русские поэты 19 века, список которых был бы далеко не полным без великого баснописца.

Иван Захарович Суриков (1841-1880)

С реализмом и крестьянством чаще всего ассоциируется Некрасов, и мало кто знает о том, что многие другие русские поэты воспевали свой народ и его жизнь. Стихотворения Сурикова отличаются мелодичностью и простотой. Именно это позволило положить некоторые из его произведений на музыку. Кое-где поэт нарочно использует слова, свойственные не лирикам, а крестьянам. Темы его стихотворений близки каждому человеку, они далеко не так возвышенны, как идеализированная поэзия Пушкина, но вместе с тем ничем ей не уступают. Удивительное умение демонстрировать жизнь простых людей, показывать их чувства, рассказывать о каких-то бытовых ситуациях так, что читатель погружается в атмосферу крестьянского быта – вот составляющие лирики Ивана Сурикова.

Алексей Константинович Толстой (1817-1875)

И в знаменитом роде Толстых были русские поэты 19 века. Список именитых родственников пополнил Алексей Толстой, прославившийся своими историческими пьесами, балладами и сатирическими стихотворениями. В его произведениях звучит любовь к родному краю, воспевание его красоты. Отличительная особенность стихов – их простота, придающая лирике искренность. Источником вдохновения поэта был народ, именно поэтому в его творчестве так много отсылок к исторической тематике и фольклору. Но вместе с тем Толстой показывает мир в светлых тонах, восхищается каждым моментом жизни, пытаясь запечатлеть все самые лучшие чувства и эмоции.

Пётр Исаевич Вейнберг (1831-1908)

Многие поэты в девятнадцатом веке занимались переводами стихов с других языков, Вейнберг не стал исключением. Говорят, что если в прозе переводчик – соавтор, то в поэзии он — соперник. Вейнберг перевёл огромное количество стихотворений с немецкого языка. За перевод с немецкого драмы «Мария Стюарт» Шиллера он даже был удостоен престижной премии Академии наук. Кроме того, этот удивительный поэт работал над произведениями Шекспира, Гёте, Гейне, Байрона и множества других именитых литераторов. Конечно, назвать Вейнберга самостоятельным поэтом сложно. Но в своем переложении стихов он сохранял все особенности лирики автора оригинала, что позволяет говорить о нём как о действительно поэтически одарённом человеке. Неоценим вклад, который внесли в развитие мировой литературы и переводов русские поэты 19 века. Список их был бы неполным без Вейнберга.

Заключение

Русские поэты всегда были неотъемлемой частью литературы. Но именно девятнадцатый век был особенно богат талантливейшими людьми, имена которых навсегда вошли в историю не только русской, но и мировой поэзии.

«Сказки русских писателей XIX века»

антология

Составитель: не указан

М.: Дрофа-Плюс, 2004 г.

Серия: Круг детского чтения

Тираж: 10000 экз.

ISBN: 5-9555-0339-0

Тип обложки: твёрдая

Формат: 60×90/16 (145×215 мм)

Страниц: 416

Описание:

Сказки русских писателей XIX века.

Иллюстрация на обложке Т. Никитиной.

Содержание:


  1. Василий Жуковский. Три пояса (сказка), стр. 7-32
  2. Николай Полевой. Старинная сказка о судье Шемяке (сказка), стр. 33-48
  3. Сергей Аксаков. Аленький цветочек (сказка), стр. 49-84
  4. Владимир Одоевский. Мороз Иванович (сказка), стр. 85-94
  5. Владимир Одоевский. Городок в табакерке (сказка), стр. 95-108
  6. Антоний Погорельский. Черная курица, или Подземные жители (сказка), стр. 109-154
  7. Владимир Даль. Девочка Снегурочка (сказка), стр. 155-159
  8. Владимир Даль. О дятле (сказка), стр. 160-160
  9. Владимир Даль. У тебя у самого свой ум (сказка), стр. 161-162
  10. Владимир Даль. Лучший певчий (сказка), стр. 163-163
  11. Владимир Даль. Что значит досуг (сказка), стр. 164-167
  12. Владимир Даль. Ворона (сказка), стр. 168-169
  13. Владимир Даль. Про мышь зубастую да про воробья богатого (сказка), стр. 170-176
  14. Константин Ушинский. Слепая лошадь (сказка), стр. 177-180
  15. Константин Ушинский. Два плуга (сказка), стр. 181-181
  16. Константин Ушинский. Ветер и Солнце (сказка), стр. 182-182
  17. Константин Ушинский. Охотник до сказок (сказка), стр. 183-185
  18. Константин Ушинский. Не ладно скроен, да крепко сшит (сказка), стр. 186-186
  19. Константин Ушинский. Жалобы зайки (сказка), стр. 186-186
  20. Константин Ушинский. Лиса и козел (сказка), стр. 187-187
  21. Константин Ушинский. Петух да собака (сказка), стр. 188-188
  22. Константин Ушинский. Плутишка кот (сказка), стр. 189-194
  23. Михаил (Ларионович) Михайлов. Лесные хоромы (сказка), стр. 195-197
  24. Михаил (Ларионович) Михайлов. Два Мороза (сказка), стр. 198-201
  25. Михаил (Ларионович) Михайлов. Три зятя (сказка), стр. 202-208
  26. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Дикий помещик (сказка), стр. 209-221
  27. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Премудрый пескарь (сказка), стр. 222-230
  28. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил (сказка), стр. 231-244
  29. Лев Толстой. Три медведя (сказка), стр. 245-247
  30. Лев Толстой. Праведный судья (сказка), стр. 248-251
  31. Лев Толстой. Два брата (сказка), стр. 252-254
  32. Лев Толстой. Липунюшка (сказка), стр. 255-256
  33. Лев Толстой. Награда (рассказ), стр. 257-260
  34. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Аленушкины сказки (условный цикл), стр. 261-346
    1. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Присказка (произведение (прочее))
    2. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост (сказка)
    3. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Сказка про Козявочку (сказка)
    4. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост (сказка)
    5. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Ванькины именины (сказка)
    6. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу (сказка)
    7. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Сказка о том, как жила-была последняя Муха (сказка)
    8. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Сказочка про Воронушку — черную головушку и желтую птичку Канарейку (сказка)
    9. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Умнее всех (сказка)
    10. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке (сказка)
    11. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Пора спать (сказка)
  35. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Серая Шейка (сказка), стр. 347-359
  36. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошинку (сказка), стр. 360-404
  37. Николай Гарин-Михайловский. Книжка счастья (сказка), стр. 405-411

«Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века. 19 век Разное :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Разное / 19 век / «Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века.

    Русская классическая литература 19 века – это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге… Но, как люди с активной жизненной и общественной позицией, русские классики не могли стоять в стороне от актуальных проблем своего времени. В связи с этим «вечные темы» в русской литературе выражались, как мне кажется, через поиск «героя времени».
    Так, «Горе от ума» А.С. Грибоедова отражает извечную проблему «отцов» и «детей». Александр Андреевич Чацкий протестует против старых порядков, укоренившихся в российском дворянстве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм.
    Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина — Софье. Но здесь героя поджидают лишь разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.
    Положение Чацкого в комедии незавидно. Его борьба трудна и упорна, но победа нового, по мнению Грибоедова, неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Таким образом, писатель решает вопрос «отцов» и «детей» в пользу детей.
    Другой русский писатель, творивший во второй половине 19 века – И.С. Тургенев – также затрагивал этот вечный вопрос. Его роман «Отцы и дети» несколько по-другому решает проблему взаимоотношений поколений. С точки зрения Тургенева, только преемственность поколений, преемственность культуры, традиций и взглядов, разумное сочетание старого и нового, может привести к позитивному развитию.
    На примере главного героя – Евгения Васильевича Базарова – писатель показывает, что одно лишь отрицание, без желания построить что-то новое, приводит лишь к разрушению и смерти. Это неплодотворный путь. А отрицание своей человеческой природы – это вообще абсурд. Базаров, мнящий себя сверхчеловеком и презирающий «благородные бредни» о любви, чувствах, вдруг влюбляется. Для него это становится настоящим испытанием, которое герой, увы, не выдерживает; в финале романа он умирает. Тем самым Тургенев показывает и несостоятельность нигилистической теории Базарова, и еще раз подчеркивает необходимость преемственности поколений, ценность культуры предков, необходимость гармонии и постепенности во всем.
    Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» также затрагивает многие «вечные темы»: любви, счастья, свободы выбора, смысла жизни, роли нравственных ценностей в жизни человека.
    Почти с самого начала романа Пушкин показывает «поверхностность» своего героя. Онегин – поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть в высшем свете. Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, потому что натура Онегина гораздо глубже, интереснее, богаче, чем того требовал свет.
    Начинаются поиски смысла жизни, которые дали свой результат лишь после страшной трагедии – убийства Онегиным на дуэли молодого поэта Ленского. Это событие перевернуло все в душе героя, и началось его нравственное перерождение. О том, что герой изменился, свидетельствует восьмая глава романа. Онегин стал независим от мнения света, он превратился в самостоятельную сильную личность, способную жить так, как хочется ему, а не высшему свету Петербурга, способную любить и страдать.
    В лице же Татьяны Лариной Пушкин показывает нам образец нравственной чистоты, благородства, искренности, непосредственности, независимости, способности на сильные чувства.
    Если в финале «Евгения Онегина» есть надежда на счастье героя, то основной персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» не находит своего места, счастья в этой жизни.
    Печорин разочарован в современном ему мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Такие мысли приводят Григория Александровича к скуке, равнодушию и даже отчаянию. Именно состояние апатии и хандры делают Печорина одиноким. От этого чувства ему некуда скрыться, оно полностью поглощает героя.
    Печорин потерял веру в человека, в его значимость в этом мире. Неизбежная скука порождает в герое неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, но все же не приносили Печорину счастья. Этот человек чувствует себя «лишним» в своем обществе, вообще, «лишним» в жизни. В итоге Печорин погибает. Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.
    Стремление к гармонии с собой и миром отличает и еще одного героя русской литературы 19 века – Родиона Раскольникова. В поисках этой гармонии он проводит над собой эксперимент – преступает нравственный закон, убивая старуху-процентщицу и ее сестру.
    Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, Раскольников следует им.
    За нарушение нравственного закона внутри себя герой несет неизбежное наказание. Оно заключается, прежде всего, в муках его собственной совести. Постепенно Родион приходит к пониманию своей страшной ошибки, к осознанию и раскаянию. Но окончательное преображение героя происходит тоже за рамками романа.
    В поисках себя, своего пути, гармонии находятся и герои эпопеи Толстого «Война и мир». Так, Пьер Безухов, преодолев процесс мучительных разочарований и ошибок, в итоге находит смысл жизни.
    Герой всеми силами стремится к свету, к правде. Именно это случайно приводит его в масонскую ложу. Кроме того, деятельность Пьера обращается к крестьянам: он предполагает завести для них больницы, школы. Но самый важный этап жизни героя начинается с вторжением войск Наполеона. Пьер не мог оставаться в стороне, когда его отечеству грозила такая страшная опасность. Именно здесь, на войне, Пьер сближается с простым народом, осознает его мудрость, ценность его образа жизни, его философии.
    Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену помогло ему глубже проникнуть в мировоззрение патриархального крестьянства. Пьер осознал главное: человеку не так уж много надо для счастья. Причина страданий и мучений человеческого духа чаще всего кроется в стяжательстве, непомерном корыстолюбии.
    Таким образом, всю русскую литературу 19 века можно назвать литературой поиска Героя. Писатели стремились увидеть в нем человека, способного служить отчизне, приносить ей пользу своими делами и мыслями, а также просто способного быть счастливым и гармоничным, развиваться и идти вперед.
    В процессе поиска «героя времени» русские писатели стремились решить «вечные вопросы» бытия: смысла жизни, природы человека, законов Вселенной, существования Бога и так далее. Каждый из классиков по-своему решает эти проблемы. Но неизменным в целом для русской классической литературы остается постоянное стремление найти ответы на основополагающие вопросы, без решения которых невозможно существование ни одного человека.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Разное / 19 век / «Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века.


Смотрите также по произведению «19 век»:


«Тема «жизни» в русской литературе XIX века и у Достоевского» :: Петрозаводский государственный университет

Презентация книги профессора кафедры классической филологии, русской литературы и журналистики А.Е. Кунильского состоялась в Научной библиотеке ПетрГУ.

Творческую  встречу открыла ария Casta Diva из оперы  В. Беллини «Норма» в исполнении Анны Нетребко. Как рассказал А.Е. Кунильский, это одно из его любимых музыкальных произведений, связанное с историей русской литературы:

Одна из популярнейших в XIX веке и труднейших сопрановых арий, исполнение которой по силам лишь немногим оперным певицам, упоминается в романе И.А. Гончарова «Обломов» как своеобразный символ жизни.

Зав. кафедрой русского языка Института филологии профессор Н. В. Патроева отметила:

Темы жизни, смерти, проблемы бытия всегда волновали лучшие умы человечества. Над этим много задумывались философы, писатели, художники – люди искусства. «Золотой век» русской литературы тоже характеризовался интересом к вечным проблемам: что такое жизнь? зачем человек приходит в этот мир? как и для чего он живет? Вспоминаются слова А.Пушкина: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?..»  или Е. Баратынского: «Как жизни общие призывы, как увлеченья суеты, понятны вам страстей порывы и обаяния мечты…». Мне очень приятно, что А.Е. Кунильский, мой учитель, который привил мне в студенческие годы интерес к русской поэзии XIX века своими замечательными лекциями, поговорит с нами о том, как русская проза «золотого века» в развитии русской литературы понимала жизнь, что писали об этом Достоевский, Толстой и другие. Андрей Евгеньевич Кунильский представляет целую известную в России и за рубежом петрозаводскую научную школу достоевсковедения и является ее ярчайшим представителем.

В монографии «Тема «жизни» в русской литературе XIX века и у Достоевского» рассматривается один из важнейших концептов русской и мировой культуры – «жизнь», устанавливаются основные традиции, способствовавшие его актуализации в XIX веке (библейская традиция, романтизм, немецкая литература и классическая философия). На материале творчества отечественных писателей и критиков проанализированы смысловые оттенки этого понятия, намечены главные линии в его истолковании.

Центральное место в работе занимает вопрос о том значении, которое имеют концепты «жизнь» и «живая жизнь» для понимания художественного мира и взглядов Ф.М. Достоевского.

Как отмечает А.Е. Кунильский, осознать, что «жизнь» может быть проблемой, ему помогла еще в юности книга В.В. Вересаева «Живая жизнь»:

Когда я был школьником, у меня был принцип: если я начинал читать какого-то писателя, то читал его с первого до последнего тома. Читая Вересаева, я заинтересовался его работой «Живая жизнь», где сравниваются подходы Толстого и Достоевского к понятию «живая жизнь». Тогда я и решил читать Достоевского. И окончив 9 класс, за лето прочитал десятитомник Достоевского, «заболев» творчеством этого писателя на всю жизнь.

Благодаря этой книге Вересаева А.Е. Кунильский начал обращать особое внимание на смысл и значимость понятия «жизнь» в текстах Достоевского. Полнокровность понятия «жизнь» в текстах Достоевского Андрей Кунильский пытался показать уже в первой своей опубликованной статье. Другим идейным стимулом к тому, чтобы заниматься изучением темы жизни у Достоевского послужили лекции любимого преподавателя-германиста того поколения студентов  профессора Л.И. Мальчукова, которому в прошлом году исполнилось 80 лет.

А.Е. Кунильский отметил, что во всех произведениях Достоевского прослеживается тема жизни:

Так, в «Преступлении и наказании» Порфирий говорит: «отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь, – прямо на берег вынесет и на ноги поставит», или  последний роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» оканчивается словами Алеши, обращенными к мальчикам: «– Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!

Издание адресовано исследователям истории русской литературы XIX века и творчества Достоевского, лингвистам, философам, культурологам, преподавателям высшей и средней школы, студентам.

По словам А.Е. Кунильского, его работа демонстрирует наличие и глубину, многообразие проявлений концепта «жизнь» и приглашает читателей к его коллективному изучению.

Книга опубликована Издательством ПетрГУ. Рецензенты книги – Н.Г. Шарапенкова, доктор филологических наук, доцент; Ф.В. Макаричев, доктор филологических наук, доцент.

Редактор книги – Т.А. Каракан, художественный редактор – Е.Ю. Тихонова. Кстати, неслучайно в работе над оформлением обложки книги была использована репродукция картины И.И. Шишкина «Дубы», этюд для картины «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». А.Е. Кунильский пояснил:

Мне казалось, раз речь в книге идет о жизни, значит, для оформления обложки подошло бы изображение дерева жизни. Думаю, дуб, изображенный на картине Шишкина, это дерево, как раз олицетворяющее жизнь: могучее, прекрасное. Помимо этого, в картине можно найти много важных для нас намеков по теме «жизнь»: гроза – не страшная, она тоже символ этой радости жизни и всего бытия; фигура женщины, не собирающейся прятаться от непогоды и др. Кроме того, эта картина была написана в Германии, в окрестностях Дюссельдорфа. А у меня в книге речь идет о том, что понятие «живая жизнь» пришло в русскую культуру из немецкой. Поэтому мне показалось, что прекрасная картина великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина в наибольшей степени подойдет для оформления обложки книги.

Книга представлена в печатном и электронном виде, с ней можно познакомиться в Научной библиотеке ПетрГУ и в Электронной библиотеке Республики Карелия.

Для участников презентации сотрудниками Научной библиотеки ПетрГУ была организована выставка научных трудов А.Е. Кунильского.

 
Пресс-служба ПетрГУ

Фото Елены Савенко

10 лучших американских поэтов XIX века, исследующих поэзию из

Работая в основном в 1800-х годах, эти писатели использовали свое совершенно разное происхождение и личный опыт, чтобы изобразить свои миры такими, какими они их знали. От Уолта Уитмена до Луизы Мэй Олкотт писатели в этом списке — одни из величайших американских поэтов XIX века. Погрузитесь глубже в некоторые из величайших стихотворений, когда-либо написанных в нашей десятке лучших.

Лучшие американские поэты XIX века