Содержание

Урок 9. какие бывают главные и второстепенные члены предложения - Русский язык - 4 класс

Русский язык, 4 класс

Урок № 9.

Тема: Какие бывают главные и второстепенные члены предложения.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель нашего урока – научиться разбирать предложение по составу.

Задачи:

  1. Узнать, какие бывают члены предложения, какая у них функция и как они выделяются при разборе.
  2. Научиться находить основу предложения.
  3. Порассуждать, какие бывают предложения.

Результаты:

  • Узнаем, что такое основа предложения, главные и второстепенные члены.
  • Научимся находить и выделять члены предложения, определять, какой частью речи они выражены.
  • Потренируемся выделять предложения в тексте.

Тезаурус

Главные члены предложения – это грамматическая основа предложения.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы: кто? или что?

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что такое предмет? кто такой?

Второстепенными называют все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место (где? куда? откуда?), время (когда? с каких пор? до каких пор?), причину (почему? отчего?), образ действия (как? каким образом?) и пр.

Список литературы

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Сегодня на уроке мы поговорим о строительстве. Но не домов, а предложений. В качестве строительных материалов мы будем использовать члены предложения.

  • Какие члены предложения вы помните?

Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство.

Чтобы построить дом, сначала нужно залить фундамент – главную часть, на которой будет держаться вся постройка. В предложении роль такого фундамента выполняет грамматическая основа: подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает человека или предмет, о котором говорится в предложении. Сказуемое обозначает действие в предложении.

Дома бывают разные: высокие и малоэтажные, большие и маленькие. Это зависит от стен. В предложении стены – это второстепенные члены предложения: определение характеризует предмет или человека,

обстоятельство рассказывает о времени, месте, причине и способе действия, дополнение сообщает дополнительную информацию.

Чтобы дом был готов нужна ещё крыша. В предложении крыша – это знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак. Многоточие.

  • Вспомните, от чего зависит выбор знака?

Конечно, от интонации.

Подлежащее и сказуемое называются основой предложения, а определение, дополнение и обстоятельство – второстепенными членами предложения.

Давайте подставим в схему реальные слова:

Умные ребята быстро строят предложения.

Посмотрите, как они связаны между собой. Подлежащее обычно выражено именем существительным обязательно в именительном падеже. Сказуемое зависит от подлежащего и обычно выражено глаголом, определение может зависеть от любого существительного и обычно выражено прилагательным или притяжательным местоимением, обстоятельство зависит от сказуемого и обычно выражено наречием или существительным с предлогом, дополнение часто зависит от сказуемого или других членов предложения и обычно выражено существительным в косвенном падеже.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Предложения, которые состоят только из подлежащего и сказуемого называются нераспространенными: Наступила зима.

Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов называются распространёнными: Сегодня наступила настоящая снежная зима.

Познакомьтесь со схемой разбора предложения на странице 149 учебника:

Пользуясь этой схемой, сделайте разбор предложения в тетради:

Скоро в саду распустятся красивые белые лилии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1.

Соедините члены предложения и части речи, которыми они чаще всего выражены.

  1. Подлежащее 1. Глагол
  2. Сказуемое 2. Наречие
  3. Определение 3. Прилагательное
  4. Обстоятельство 4. Существительное

Задание 2. Разгадайте кроссворд:

  1. Главный член предложения, обозначающий действие.
  2. Второстепенный член предложения, обозначающий признак действия.
  3. Второстепенный член предложения, обозначающий предмет, поясняет сказуемое
  4. Главный член предложения, обозначающий предмет.
  5. Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Отделите части речи от членов предложения:

Существительные, определение, дополнение, глагол, прилагательное, сказуемое, наречие, подлежащее, местоимение, предлог, союз, обстоятельство

Части речи

Члены предложения

Задание 4. Выделите цветом вопросы косвенных падежей

Как? Когда? Кого? Кому? О чем? Кто? Зачем? Что делать? О ком? Кем? Что? Где?

Задание 5. Выделите в тексте грамматические основы предложений:

Летели и летели осеннее листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени. 

Задание 6. Составьте из слов и знаков препинания предложения, чтобы получился текст.

Слова: осени, дни, холодные, наступили;

в, плавали. жёлтые, лужах, листья;

небу, низкие, ползли, по, тучи;

Знаки: . . .

Задание 7. Соотнесите предложения и схемы.

  1. Ребята по лесной тропинке вышли на поляну.
  2. Анна и Инна угостили ребят печеньем.
  3. Радостные вернулись ребята с прогулки!
  4. [_______ _________].
  5. [_______ и _______ _________].
  6. [________ ___________]!

Задание 8. Соедините название второстепенного члена предложения и его обозначение в схеме:

Определение

Дополнение

Обстоятельство

Сказуемое

________

________

________

Задание 9. Спишите предложение в тетрадь и выпишите грамматическую основу предложения.

В воздухе кружатся белые снежинки.

Задание 10. Подчеркните второстепенные члены предложения:

Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые елочки. Из земли бьёт чистый родник.

Задание 11. Вставьте пропущенные буквы.

Ясное в..сеннее утро. Развернулись на ни..ких кустиках м..л..дые л..сточки. Из з..мли выглядывают у..кие стрелки свежей тра..ки. Покачиваются на бере..ке лё..кие серё..ки.

Задание 12. Зачеркните лишнее слово в каждом ряду. Объясните свой выбор.

  1. Определение, подлежащее, дополнение, обстоятельство.
  2. Существительное, прилагательное, сказуемое, наречие.
  3. Подлежащее, сказуемое, определение, союз

Задание 13.

Определите член предложения, который повторяется в предложении:

  1. В саду растут яблоки, груши и персики. ____________________________
  2. Я был в Москве, в Таганроге и во Владивостоке. ____________________________
  3. Девочка бежала и смеялась. ____________________________

Задание 14* Составьте рассказ по картинке и выделите в нём второстепенные члены предложения.

КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Вариант 1

1. Главные члены предложения - это …

  1. Словосочетание
  2. Подлежащее и сказуемое
  3. Подлежащее и глагол

2. Какой член предложения отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

  1. Подлежащее
  2. Определение
  3. Сказуемое

3. Каким членом предложения является выделенное слово:

Мама мыла пол в комнате брата.

  1. Сказуемое
  2. Подлежащее
  3. Дополнение

Вариант 2.

1. Главные члены предложения это…

  1. Подлежащее и сказуемое
  2. Существительное и глагол
  3. Словосочетание

2. Какой член предложения отвечает на вопросы: Как? Когда? Где? Куда?

  1. Подлежащее
  2. Обстоятельство
  3. Сказуемое

3. Я слушала музыку, и не слышала, как мама вошла

  1. Подлежащее
  2. Обстоятельство
  3. Сказуемое

ОТВЕТЫ:

Задание 1.

1-4, 2-1, 3-3, 4-2

Задание 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

с

к

а

з

у

е

м

о

е

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

5

о

п

р

е

д

е

л

е

н

и

е

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

д

о

п

о

л

н

е

н

и

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

щ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3.

Части речи: существительное, глагол, прилагательное, наречие, предлог, союз, местоимение

Члены предложения: определение, дополнение, сказуемое, подлежащее, обстоятельство

Задание 4.

Кого? Кому? О чём? О ком? Кем?

Задание 5.

Летели и летели осеннее листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заигралрожок. Это пастух собирал стадо. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени. 

Задание 6.

Наступили холодные дни осени. В лужах плавали жёлтые листья. По небу ползли низкие тучи.

Задание 7.

1-1, 2-2, 3-3

Задание 8.

________ дополнение

________ определение

________обстоятельство

Сказуемое - лишнее

Задание 9.

Снежинки кружатся.

Задание 10.

Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах/ на рябинах. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт чистый родник.

Задание 11.

Ясное весеннее утро. Развернулись на низких кустиках молодые листочки. Из земли выглядывают узкие стрелки.

Задание 12.

  1. обстоятельство. (Подлежащее – это главный член предложение, а остальные – второстепенные)
  2. Существительное, прилагательное, сказуемое, наречие. (Сказуемое – это член предложения, а остальные – части речи)
  3. Подлежащее, сказуемое, определение, союз (Союз –это часть речи, а остальные – члены предложения)

Задание 13.

  1. Подлежащее
  2. Обстоятельство
  3. Сказуемое

Контрольный модуль

В-1

1. 2

2. 2

3. 3

В-2

1. 1

2. 2

3.3

Второстепенные члены предложения -Языкознание

Второстепенные члены предложения. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//yazykoznanie/vtorostepennye-chleny-predlozheniia/ (дата обращения: 12.05.2021)

Второстепенные члены предложения

  • Определение
  • Обстоятельство
  • Дополнение

Дополнение

Дополнение в синтаксисе — второстепенный член предложения, выраженный существительным или местоименным существительным. Дополнение обозначает предмет или лицо, являющееся объектом действия, указанного сказуемым, и отвечает на вопросы косвенных падежей («что?», «кого?», «кому?» и т. д.).

Выделяют прямое дополнение — беспредложное дополнение после переходного глагола (в русском языке — в винительном, иногда в родительном падеже) — и косвенное дополнение (в остальных случаях, после предлогов и косвенных падежей):

например: Тренер вручил юному футболисту его первую медаль. 

В данном предложении слово футболист является косвенным дополнением, а слово медаль — прямым.

Употребление прямого дополнения после глагола имеет обычно более обязательный характер, чем косвенного; в некоторых языках имеются иногда и иные отличия. Прямое дополнение у глагола обычно бывает одно, в то время как косвенных может быть несколько.

При разборе предложения дополнение подчеркивается штриховым пунктиром.

Определение

Определение — в синтаксисе русского языка второстепенный член предложения, обозначающий признак, качество, свойство предмета. Обычно выражено прилагательным или причастием. Отвечает на вопросы какой?, который?, какая?, какое?,какие?, чей?, чья?, чье?,чьи?. При разборе предложения подчеркивается волнистой линией.

Классификация

Определения могут связываться с существительными способом согласования (согласованные определения) и способами управления и примыкания (несогласованные определения).

Согласованные определения

Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в ед. ч.), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными,местоимениями.

Примеры:

  • «Большие деревья растут возле отцовского домика»
  • «В нашем классе нет отстающих учеников»
  • «Он решает эту задачу второй час»

В современном русском языке согласованное определение в предложении чаще всего предшествует определяемому имени (см. вышеприведённые примеры). Обратный порядок (согласованное определение следует за определяемым именем) допусти?м, но употребляется, как правило, в специальных случаях:

  • в традиционно сложившихся именах собственных и специальных терминах: «Петропавловск-Камчатский», «Иван Великий», «имя существительное», «вереск обыкновенный»;
  • в стихотворных произведениях, на порядок слов которых оказывают влияние требования формы (размер, рифма и т.  п.):

Барон в обители печальной
Доволен, впрочем, был судьбой,
Пасто?ра лестью погребальной,
Гербом гробницы феодальной
И эпитафией плохой.

— А. С. Пушкин. Послание Дельвигу

Несогласованные определения

Не согласуются с определяемым словом и выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом, придаточным предложением.

Примеры:

  • «Шумели листья берёзы»
  • «Ему нравились вечера в доме бабушки»
  • «Выбери ткань с рисунком повеселее»
  • «На завтрак дали яйца всмятку»
  • «Их объединило желание увидеться»
  • «Дом, в котором я живу»

В русском языке несогласованные определения в предложении почти всегда следуют за определяемым именем, исключения встречаются только в стихотворных произведениях:

Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.

Обстоятельство

Обстоятельство в синтаксисе русского языка второстепенный член предложения, зависящий от сказуемого и обозначающий признак действия или признак другого признака. Обычно обстоятельства выражены существительными в формах косвенных падежей или наречиями, хотя некоторые группы обстоятельств могут быть выражены деепричастным оборотом. Так же они могут быть выражены инфинитивом, существительным в косвенном падеже с предлогом и без него и даже некоторыми фразеологизмами.

По значению, которое выясняется вопросами, обстоятельства делятся на следующие основные виды:

Обстоятельства
Что означают
Вопросы
Примеры
Времени Время Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Придёт завтра.  Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел (Н.Некрасов).От восхода до заката жизнью улицы кипят (Е.Трутнева)
Образа действия и степени   Как? Каким образом? В какой степени? Работать увлечённо. Снег падал медленно и бесшумно. (С. Антонов.) Не очень-то я его боюсь. (А. Островский.) Место оказалось совсем неудачным. (А. Гайдар.)
Места Место действия, направление, путь Где? Куда? Откуда На рисунке

 

Причины Причину, повод Почему? На каком основании? Отчего? По какой причине? Не пошёл из-за болезни
Цели Цель совершения действия Зачем? С какой целью? Для чего? Уехать отдыхать
Сравнения   Как? За печкой тикал, как ходики, сверчок (К.Паустовский).
Условия Условие совершения действия При каком условии? Отложить поездку в случае ухудшения погоды
Уступки Условие, Вопреки чему Вопреки чему? Несмотря на что? Сделаем, несмотря на трудности

При разборе предложения обстоятельство подчеркивается штрихпунктиром (узор «тире — точка»,—?•?—?•?—).

Обстоятельства сравнения с союзами как, словно, будто, как будто называются сравнительными оборотами и выделяются запятыми : Грач по нивам ходит важнословно сельский агроном (М. Исаковский).

08.02.2016, 4707 просмотров.

Второстепенные члены предложения

 

1. Определение – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? который? Определения бывают:

·         Согласованными: согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в ед. ч.), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями: Большие деревья растут возле отцовского домика. В нашем классе нет отстающих учеников. Он решает эту задачу второй час.

·         Несогласованными: не согласуются с определяемым членом в форме. Выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом: Шумели листья берёзы. Ему нравились вечера в доме бабушки. Выбери ткань с рисунком повеселее. На завтрак дали яйца всмятку. Их объединило желание увидеться.

https://bugaga.net.ru/ege/rus/vtorch.php bugaga.net.ru

Приложение – это определение (обычно согласованное), выраженное существительным (одним или с зависимыми словами): город-герой, студенты-узбеки; Мы встретили Архипа-кузнеца. Она, голубушка, чуть не умерла со страху. Явился лекарь, человек небольшого роста. Не согласуются в форме с определяемым словом приложения, выраженные прозвищами, условными названиями, помещенные в кавычках или присоединяемые при помощи слов по имени, по фамилии: В газете “Комсомольская правда” интересный репортаж. Он читает про Ричарда Львиное Сердце. Я пошёл на охоту с лайкой по кличке Рыжая.

 

2. Дополнение – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?). Выражается существительными, местоимениями в косвенных падежах или именными словосочетаниями: Отец развивал в нём интерес к спорту. Мать послала брата с сестрой за хлебом.

 

3. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, выражающий характеристику действия, состояния, свойства и отвечающий на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? почему? зачем? и т. п. Выражается наречиями, существительными в косвенных падежах, деепричастиями, инфинитивом, фразеологизмами: Вдали громко стучал дятел. Песня звучит всё тише. Она говорила улыбаясь. Он выехал из Москвы в Киев. Нельзя работать спустя рукава.

 

Русский язык. 4 класс. Правила. Члены предложения.

 

 

Члены предложения бывают:

  • главные,
  • второстепенные.

Главные члены предложения:

  • подлежащее,
  • сказуемое.

 

Главные члены предложения составляют грамматическую основу предложения.

Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет речи. Выражается именем существительным или местоимением. Подчёркивается одной линией.

Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает? что делал, что будет делать и др. и обозначает действие предмета.  Выражается глаголом. Подчёркивается двумя линиями.

 

 

Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены поясняют главные или другие второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения:

  • определение,
  • дополнение,
  • обстоятельство.

Определение отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает чаще всего признак предмета. Определение обычно выражается именем прилагательным. Определение подчёркивается волнистой линией.

Дополнение отвечает на вопросы кого? чего? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? (то есть на вопросы косвенных падежей). Дополнение может быть выражено именем существительным или местоимением в косвенном падеже. Дополнение подчёркивается пунктиром:

Обстоятельство отвечает на следующие вопросы: где? откуда? когда? как? и обозначает место, время, способ действия. Обстоятельство выражается наречием или именем существительным в косвенном падеже. Обстоятельство подчёркивается пунктиром с точками:

 

 

 

Все о Второстепенных Членах Предложения (2021) – CLASSROOM24.RU

Содержание [ скрыть ]

Любое распространенное предложение состоит не только из подлежащего и сказуемого, но и из второстепенных членов предложения. Без второстепенных членов наша речь была бы сухой, неинтересной. Если вы хотите совершенствоваться в письме, развивать устную речь, обращайтесь к специалистам своего дела – педагогам из базы репетиторов CLASSROOM24. RU.

Что такое второстепенные члены предложения?

Второстепенные члены предложения – это все значимые слова в предложении, кроме грамматической основы. К каждому из них задается вопрос – иногда непосредственно от подлежащего или сказуемого, иногда – уже от других членов предложения.

Другими словами, Второстепенные члены предложения поясняют главные члены предложения или другие второстепенные члены, например:

Солнце скрылось за горою;

- главные члены: солнце скрылось;

- второстепенный член, поясняющий главный: скрылось (г д е?) за горою.

Лунная дорожка подрагивала на темной глади озера. Второстепенный член предложения темной поясняет второстепенный член глади: подрагивала на глади (к а к о й?) темной. Значения второстепенных членов распознают по вопросам.

Как подчеркиваются второстепенные члены предложения

На письме второстепенные члены предложения подчеркивают в зависимости от вида:


А теперь подробнее о каждом виде второстепенных членов.

Виды второстепенных членов предложения

Второстепенные члены предложения делят на три вида: дополнения, определения, обстоятельства.

Второстепенные члены предложения таблица:

Дополнение

Дополнением называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. Он обычно обозначает предмет, выражается существительным и чаще всего зависит от сказуемого, реже — от существительного и прилагательного:

Я принялся разводить (что?) костер.

Подбежал (к кому?) ко мне мой Трезор.

Тигр сильнее (кого?) медведя.

Представитель (ч е г о?) посольства встретил нас.

Грамматические значения дополнений

Способы выражения дополнений

Виды дополнений

Дополнения бывают прямыми и косвенными.

Прямое дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым, выраженным переходным глаголом.

Например: Я сегодня поймал было рыбку (А. С. Пушкин). Поймал кого? рыбку. «Рыбку» — это прямое дополнение, выраженное одушевленным существительным в форме винительного падежа. Оно управляется переходным глаголом «поймал» (поймать кого? что?), то есть действие, обозначенное им, переходит на предмет.

Прямое дополнение может зависеть также от слов категории состояния (предикативных наречий):

Жалко (кого?) девочку, сиротку Феклушу (Н. Некрасов).

Мне жалко (чего?) радости былой и даже прошлых жаль (чего?) страданий (Н. Огарев).

Прямое дополнение обычно выражается:

· существительным в форме винительного падежа без предлога:

1. помою (что?) миску;

2. накормила (кого?) котёнка;

3. напишем (что?) сообщение;

· существительным в форме родительного падежа без предлога:

а) действие направлено на часть или неопределенное количество предмета:

1. выпью чего? воды;

2. поем чего? блинов;

3. отрежу чего? колбасы;

4. насобирал (чего?) грибов;

б) при отрицательном сказуемом с частицей «не»:

1. не видел фильма;

2. не услышал ответа;

3. несвободным словосочетанием:

4. купила (что?) пару перчаток;

5. приобрел (что?) музыкальный центр.

Определение

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета (или лица) и отвечает на вопросы какой? который? чей? Графически определение отображается волнистой линией.

Полная луна осветила все вокруг. (Луна какая? полная)

Чаще всего определение выражается именем прилагательным и согласуется (т.е. ставится в том же роде, числе, падеже) с существительным, к которому оно относится.

Определение показывает цвет, звук, форму предмета, выражает чувства человека, его эмоции и впечатления от предмета.

Мы украсили елку разноцветными шарами. (шарами какими? разноцветными)

Веселая песня звучит вдалеке. (песня какая? веселая)

Виды определений

В зависимости от способа выражения бывают согласованные и несогласованные определения.

Согласованное определение может быть выражено следующими формами и частями речи:

· Полное прилагательное: интересная книга; зеленый листок; теплый пол.

· Полное причастие : идущий человек; прочитанная газета.

· Местоимение: чей-то пес; эта скамейка; никакой оплаты.

· Порядковое числительное и числительное «один»: один день; на второй неделе.

Несогласованные определения связываются с главным словом при помощи:

· управления – дополнение ставится при главном слове в определённом падеже.

Ср.: дом из камня; в доме из камня;

· примыкания – дополнение является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой.

Ср.: яйцо всмятку; шапка набекрень; её платье.

Несогласованные определения при прямом порядке слов стоят после главного слова. Исключение составляют притяжательные местоимения его, её, их, которые занимают положение перед главным словом.

Поскольку несогласованные определения могут выражаться различными частями речи, к которым можно задать соответствующие морфологические вопросы (ср.: мебель (какая? / из чего?) из берёзы; стремление (какое? / что сделать?) увидеть; поворот (какой? / куда?) налево), то иногда бывает достаточно сложно разграничить несогласованные определения и дополнения, обстоятельства.

Способы разграничения несогласованных определений и дополнений, обстоятельств

Многие (но не все!) несогласованные определения можно заменить согласованными определениями.

Ср.: кофта мамы – мамина кофта; платье в клетку – клетчатое платье; ваза из хрусталя – хрустальная ваза; приказ командира – командирский приказ; девочка трёх лет – трёхлетняя девочка; отношения дружбы – дружеские отношения; решение суда – судебное решение; лодка с парусом – парусная лодка.

Обратите внимание! Далеко не всегда несогласованные определения можно заменить согласованными определениями (баночка из-под крема, юбка в складку, желание познать, поворот налево). Поэтому отсутствие замены ещё не свидетельствует о том, что данная форма не является определением.

Определение указывает на признак, тогда как дополнение указывает на объект.

Например:
Мужчина шёл с чемоданом.
Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом.

В первом предложении (Мужчина шёл с чемоданом) дополнение с чемоданом относится к глаголу-сказуемому (определение не может относиться к глаголу!) и указывает на объект действия подлежащего. Во втором предложении (Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом) та же форма с чемоданом является определением, поскольку «чемодан» является не объектом, а признаком, по которому данного мужчину можно отличить от другого мужчины.

То же самое можно продемонстрировать на примерах: дама в шляпке; человек большого ума; блузка в горошек. Наличие «шляпки» – отличительный признак дамы; наличие «большого ума» – отличительный признак человека; наличие «горошка» на блузке – отличительный признак блузки.

Если в предложении существительное с предлогом или наречие относятся к глаголу и являются обстоятельством, то при существительном они обычно становятся несогласованным определением, указывая на признак предмета по положению в пространстве, по времени, по цели, по причине и др.

Ср.: Скамейка стоит (где?) у дома. – На скамейке (какой?) у дома сидели три подружки; Мы вошли (куда?) в зал. – Вход (какой?) в зал был закрыт.

Наиболее частотными формами и значениями несогласованных определений являются следующие:

Приложение

Приложение — это особый вид определения. Оно выражается существительным, которое ставится в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное: утёс-великан, утёса-великана, утёсом-великаном. Приложения могут обозначать:

профессию: лётчик-космонавт;

национальность: проводник-индус,

собственные имена предметов неодушевлённых: река Амур, город Хабаровск;

различные качества предмета: весна-красавица;

возраст: возница-старик.

В качестве приложений могут использоваться различные имена собственные (названия литературных, музыкальных и т.д. произведений, журналов, газет и т.п.). Такие приложения называются несогласованными и заключаются в кавычки.

При изменении определяемого слова по падежам эти приложения не изменяются: роман «Война и мир», романом «Война и мир», о романе «Война и мир».

Обстоятельство

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака:

Очень звонко пел в небе жаворонок.

Обстоятельство отвечает на вопросы где? куда? зачем? почему? как? Обычно обстоятельство относится к сказуемому, реже — к другим членам предложения. Обстоятельство как зависимое слово в словосочетании связывается с главным словом по способу примыкания или управления. Обстоятельственные значения могут выражаться разными частями речи, а также оборотами.

Способы выражения обстоятельств

Виды обстоятельств

Вид обстоятельства определяется по вопросам.

Обратите внимание!

Обстоятельства очень часто выражаются существительными в косвенном падеже с предлогом или без предлога. К любому существительному (как части речи) можно задать падежный вопрос. Однако синтаксический вопрос и морфологический вопрос могут не совпадать.

Ср.: Я восхищаюсь их (чем?) мужеством. – Он пошёл (как?) неспешным шагом; Я (как? подобно кому?) волком бы выгрыз бюрократизм;

Иногда обстоятельство может совмещать несколько значений или характеризовать обстановку, ситуацию в целом (в этом случае обстоятельство обычно обозначаетсостояние природы, погоды, окружающей среды и т. п.).

Например: Берег весело зеленеет на солнце (Чехов). К обстоятельству на солнце очень трудно задать один из названных выше вопросов (где? когда? при каком условии?). Наиболее точным будет вопрос в какой ситуации? в какой обстановке?

Такие обстоятельства часто называют обстоятельствами обстановки (ситуации). Наиболее регулярно такое значение выражают формы: в тишине, при свете, во мгле, в дыму, в тумане, на ветру, на солнышке, среди тишины и т.п.

С первого взгляда может показаться, что усвоить всю информацию о второстепенных членах предложения сложно. Но стоит только вникнуть в наш статью, внимательно прочитать примеры. После прочтения вы поймете важность дополнений, определений и обстоятельств, ведь без них могучий русский язык не был бы столь богатым и многогранным.

Видеоурок по теме

Лучше усвоить урок вам поможет это видео:

Упражнения на второстепенные члены предложения

Упражнения Вы сможете найти в другой нашей статье здесь.

Источники:

О проекте

Опорные конспекты

https://russkiiyazyk.ru

https://budu5.com

Второстепенные члены предложения

Как определить второстепенные члены предложения?


Как подчеркиваются второстепенные члены предложения?

Правила и примеры определения второстепенных членов предложения

Второстепенные члены предложения – это члены предложения не входящие в грамматическую основу предложения и поясняющие подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения.
Дополнение Определение Обстоятельство
Значение Предмет, лицо, явление Признак предмета, лица, явления Признак действия, признак другого признака
Вопросы Вопросы косвенных падежей (все, кроме именительного) Какой? каких? чей? Как? каким образом? где? когда? куда? откуда? почему? зачем? в какой степени?
Способ выражения Имя существительное, местоимение в косвенных падежах Имя прилагательное Имя существительное, наречие
Способ обозначения Подчёркивается пунктирной линией Подчёркивается волнистой линией Подчёркивается пунктирной линией с точками
Примеры На уроке учитель рассказывал о выдающихся учёных. .
Рассказывал (о ком?) об учёных Об учёных (каких?) выдающихся Рассказывал (когда?) на уроке

Разобрать предложение по частям речи