Презентация к уроку по географии (7 класс) на тему: Презентация «Как люди открывали и изучали Землю»
Слайд 1
Как люди открывали и изучали ЗемлюСлайд 2
Первые знания о Земле уходят корнями на территорию Древнего Востока — жителей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. Занятия населения: земледелие, скотоводство, торговля, расселение народов и войны все больше расширяли знания о земле. Перемещаясь через пустыни и плавая по морям люди научились ориентироваться по Солнцу, Луне и звездам. Древний мир
Слайд 3
Геродот Древнегреческий ученый, историк и путешественник написал труд — «История в девяти книгах».
Слайд 4
Аристотель Древнегреческий филосов, путем исследований и наблюдений за затмениями Луны и Солнца, сделал вывод, что Земля имеет форму шара.
Слайд 5
Эратосфен Установил диаметр Земли. Написал книгу «География». Дал начало названию науки — географии.
Слайд 6
860 г. — Норманны открыли остров Исландия. 982 г. — Норманны открыли остров Гренландия. Около 1000 г. — Норманны открыли восточные берега Северной Америки. о. Исландия о. Г Р Е Н Л А Н Д И Я Средние века
Слайд 7
Марко Поло 1271-1295 гг. — Путешествие итальянского купца Марко Поло в Китай. Он описал природу Памира, муссоны Индии, узнал много о полезных растениях Китая.
Слайд 8
Афанасий Никитин Афанасий Никитин во второй половине XV в. Пересек Персию и Аравийское море и достиг Индии, составил подробное описание стран.
Слайд 9
Португальская экспедиция Б. Диаша достигла южной оконечности Африки, открыт мыс Доброй Надежды. 1487 — 1488 гг.
Слайд 10
Немецкий ученый Мартин Бехайм изготовил большой глобус. 1492 год
Слайд 11
Первое плавание испанской экспедиции Х. Колумба и открытие Нового Света (Америки). 1492-1493 гг.
Слайд 12
Васко да Гама по морскому пути вокруг Африки, достигает берегов Индии. 1497- 1499 гг.
Слайд 13
Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана. 1521 — 1524 гг.
Слайд 14
1538 г. — Издание фламандским ученым Г. Меркатором карты мира.
Слайд 15
Экспедиция в северо — восточные районы под началом В. Баренца. 1594 — 1597 гг.
Слайд 16
Плавание к берегам Австралии — голландская экспедиция А. Тасмана.
Слайд 17
С. Дежнев совершил плавание из Северного Ледовитого океана в Тихий. 1648 г
Слайд 18
Новое время
Слайд 19
Путешествие на Камчатку землепроходцев В. Атласова и Л. Морозко. 1697- 1699 гг.
Слайд 20
Открытие морского пути от Камчатки к Северной Америки. 1741 г.
Слайд 21
Кругосветные плавания английской экспедиции Дж. Кука.
Слайд 22
Первая русская антарктическая экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева
Слайд 23
. Дрейф «Фрама» Ф. Нансена в Северном Ледовитом океане. 1893 — 1896гг.
Слайд 24
Достижение Северного полюса Ф. Куком и Р. Пири 1908 — 1909 гг.
Слайд 25
Р. Амудсен и Р. Скотт достигли Южного полюса.
Слайд 26
Новейшее время 1932 г. Первое сквозное плавание Северным морским путем на ледокольном пароходе « Сибиряков». 1937 г . Дрейф первой станции на льдине « Северный полюс» И.Д. Папанина. 1955-59гг . Работа советской экспедиции в Антарктиде. 1957 — Запуск первого спутника. 1961г. — Полет космического корабля «Восток»
nsportal.ru
Презентация по географии для 7 класса «Как люди открывали мир».
Описание слайда:Первое путешествие отца и дяди Марко Поло Венецианские купцы, достигшие в тринадцатом веке торгового могущества на Средиземном море, не могли остаться равнодушными к исследованиям, предпринимаемым смелыми путешественниками в Центральной Азии, Индии и Китае. Они понимали, что эти путешествия открывают перед ними новые рынки сбыта и что торговля с Востоком сулит им неисчислимые выгоды. Таким образом, интересы торговли неминуемо должны были привести к изучению новых стран. Именно по этой причине два крупных венецианских торговца предприняли путешествие в Восточную Азию. В 1260 году Никколо, отец Марко, вместе со своим братом Маффео отправились в Крым, где у их третьего брата, которого также звали Марко, был свой торговый дом. Далее они двинулись по назначенному маршруту, Проведя год в Сарай-Бату, братья двинулись дальше в Бухару. В связи с опасностью военных действий в этом регионе, братья вынуждены были отложить возвращение домой. Пробыв в Бухаре три года и не имея возможности вернуться домой, они присоединились к персидскому каравану, который послал ильхан Хулагу в Ханбалык (современный Пекин) своему брату, монгольскому хану Хубилаю, который к тому времени практически завершил разгром китайской династии Сун и вскоре стал единоличным правителем Монгольской империи и Китая. Зимой 1266 года братья достигли Пекина и были приняты Хубилаем, который, по словам братьев, дал им золотую пайцзу для свободной дороги назад и попросил их передать послание папе римскому с просьбой прислать ему масла с гробницы Христа в Иерусалиме и проповедников христианства. Вместе с братьями отправился и монгольский посол в Ватикан, однако, в дороге он заболел и отстал. В дороге Никколо узнал о смерти своей жены и о рождении сына, появившегося на свет через несколько дней после его отъезда, в 1254 году, и названного Марко. Прибыв в Венецию в 1269 году, братья обнаружили, что Папа Климент IV умер, а новый так и не был назначен. Желая поскорее выполнить поручение, они решили не дожидаться назначения нового папы, и в 1271 году отправились в Иерусалим, взяв с собой Марко.
infourok.ru
Презентация по географии «Как люди открывали и изучали Землю»
Работа содержит материал об истории географических открытий.
Геродот.
Древнегреческий ученый, историк и путешественник написал труд — «История в девяти книгах».
Аристотель.
Древнегреческий филосов, путем исследований и наблюдений за затмениями Луны и Солнца, сделал вывод, что Земля имеет форму шара.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по географии «Как люди открывали и изучали Землю»»
Первые знания о Земле уходят корнями на территорию Древнего Востока — жителей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. Занятия населения: земледелие, скотоводство, торговля, расселение народов и войны все больше расширяли знания о земле. Перемещаясь через пустыни и плавая по морям люди научились ориентироваться по Солнцу, Луне и звездам.
Геродот
Древнегреческий ученый, историк и путешественник написал труд — «История в девяти книгах».
Аристотель
Древнегреческий филосов, путем исследований и наблюдений за затмениями Луны и Солнца, сделал вывод, что Земля имеет форму шара.
Эратосфен
Установил диаметр Земли. Написал книгу «География». Дал начало названию науки — географии.
860 г. — Норманны открыли остров Исландия.
982 г. — Норманны открыли остров Гренландия.
Около 1000 г. — Норманны открыли восточные берега Северной Америки.
о.
Г
Р
Е
Н
Л
А
Н
Д
И
Я
о. Исландия
Марко Поло
Афанасий Никитин
Афанасий Никитин во второй половине XV в. Пересек Персию и Аравийское море и достиг Индии, составил подробное описание стран.
Португальская экспедиция Б. Диаша достигла южной оконечности Африки, открыт мыс Доброй Надежды.
1487 — 1488 гг.
Немецкий ученый Мартин Бехайм изготовил большой глобус.
1492 год
Первое плавание испанской экспедиции Х. Колумба и открытие Нового Света (Америки).
1492-1493 гг.
Васко да Гама по морскому пути вокруг Африки, достигает берегов Индии.
1497- 1499 гг.
Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана.
1521 — 1524 гг.
1538 г. — Издание фламандским ученым Г. Меркатором карты мира.
Экспедиция в северо — восточные районы под началом В. Баренца.
1594 — 1597 гг.
Плавание к берегам Австралии — голландская экспедиция А. Тасмана.
С. Дежнев совершил плавание из Северного Ледовитого океана в Тихий.
1648 г
Путешествие на Камчатку землепроходцев В. Атласова и Л. Морозко.
1697- 1699 гг.
Открытие морского пути от Камчатки к Северной Америки.
1741 г.
Кругосветные плавания английской экспедиции Дж. Кука.
Первая русская антарктическая экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева
.
Дрейф «Фрама» Ф. Нансена в Северном Ледовитом океане.
1893 — 1896гг.
Достижение Северного полюса Ф. Куком и Р. Пири
1908 — 1909 гг.
Р. Амудсен и Р. Скотт достигли Южного полюса.
- 1932 г. Первое сквозное плавание Северным морским путем на ледокольном пароходе « Сибиряков».
- 1937 г . Дрейф первой станции на льдине « Северный полюс» И.Д. Папанина.
- 1955-59гг . Работа советской экспедиции в Антарктиде.
- 1957 — Запуск первого спутника.
- 1961г. — Полет космического корабля «Восток»
kopilkaurokov.ru
Разработка урока географии 7 класс Как люди открывали и изучали Землю
7 класс
Тема: Как люди открывали и изучали Землю
Цели: — расширить знания учащихся об открытиях и изучении Земли; показать значимость открытий и исследований русских мореплавателей.
— развивать способности детей оценивать результаты путешествий и исторических открытий; совершенствовать умения ориентироваться среди музейных предметов, находить необходимую информацию
— воспитывать чувство патриотизма на примерах отважных русских мореплавателей
Предметный ряд и оборудование: макеты парусников XVII- XIX вв., современных морских судов, бутылка морской воды Северного Ледовитого океана, фото, тетради, сообщения учащихся, блокноты, атласы, контурные карты, листки активности; экспозиции: «Только смелым покоряются моря», «Ходили мы походами».
Методы и приемы: сообщения учащихся, прослушивание записи музыки, вопросно-ответный метод (проблемные, поисковые вопросы), игровая ситуация «Оживи картинку»
Форма проведения: урок- путешествие в прошлое
Ход урока:
Организационный момент
Изучение нового материала
(Рассказ учителя)
Знания о Земле накапливались долгие тысячелетия. Караваны купцов, корабли мореплавателей уходили за горизонт навстречу неведомому.
Недели и месяцы плыли суда в неизвестность. Только океан да небо кругом! и вот, наконец,…Земля! Иногда это крохотный остров. Иногда — огромный материк. Трудом отважных мореплавателей, путешественников и ученых постепенно создавалась обобщенная картина современного мира.
И сегодня Землю изучают сообща: ведутся исследования из космоса, организуются международные научные экспедиции.
В наш космический век Земля перестала быть неизвестностью. Сейчас есть возможности быстро попасть в любой уголок планеты, но так было не всегда.
( Сообщения учащихся)
Темы:
География в античном мире
География в раннем средневековье (V-XIVвв.)
(Учащиеся в ходе выступлений заполняют в тетради таблицу)
Основные этапы знаний о Земле
1 Этапы 2. Время 3. Имена известных путешественников 4. Результат открытий
Вопрос к учащимся: Вспомните и назовите из курса 6 класса мореплавателя, открывшего Америку. (Х. Колумб)
Кто впервые совершил кругосветное плавание? (Ф. Магеллан)
Это была эпоха Великих географических открытий.
А как выглядели морские суда того времени? Опишите их.
Игровой момент (под музыку шума волн): В виде имитации показать походы на судах с помощью весел; под парусами.
А сейчас мы узнаем, какой вклад внесли русские мореплаватели и путешественники в изучение Земли. Для этого разделимся на три команды и обратимся к музейным экспозициям(1 и 2 команда «Только смелым покоряются моря»; 3 команда «Ходили мы походами»)
(Каждая команда получает задания и выполняет в блокноте)
Задания для 1 команды:
1.Найдите в экспозиции и назовите мореплавателей, совершивших кругосветные плавания (или принимавших в них участие).
2.Где находится эта информация?
3. Покажите пути этих походов на карте, расположенной в экспозиции.
4.Каковы результаты этих экспедиций? В каких веках они были?
Задания для 2 команды:
1.Назовите исследователей Тихого океана.
2.Объясните, как вы это определили?
3. Покажите пути этих исследователей на карте.
4. Какие итоги имели эти исследования? В каких веках они были?
Задания для 3 команды:
Назовите исследователей Арктики и Северного Ледовитого океана.
Где помещена эта информация?
Каковы результаты этих экспедиций?
В каком веке они состоялись?
Итог работы проходит в кабинете (отчет команд и работа с тетрадью).
А что вы можете рассказать о современных открытиях и исследованиях?
(Беседа с учащимися по материалам СМИ)
3.Закрепление
( Работа с листками активности)
На каких судах совершали походы русские мореплаватели в XVIII- XIX вв.? (парусники, броненосцы, атомные ледоколы)
Что взять в экспедицию сегодня?
Составь кроссворд «Русские путешественники и мореплаватели»
Опишите условия и итоги кругосветного плавания Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.
4. Итог урока-путешествия в прошлое.
5. Рефлексия:
— Я узнал, что …
— Мне было интересно услышать …
— Я понял, что…
— Мне понравилось …
— Хорошо было бы …
infourok.ru
Урок географии 7 класс «Освоение Земли человеком» презентация и карта урока
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Освоение Земли человеком.
«Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».
7 класс
Цель урока: сформировать представления об основных путях расселения и современной системе расселения населения земного шара
Задачи урока:
— выделить основные пути расселения человека по материкам;
— проанализировать современную систему расселения населения Земли;
— изучить основные виды хозяйственной деятельности человека и их влияния на окружающую природную среду;
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: работа с учебником, заполнение таблиц, устные ответы у доски, анализ картографических изображений.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, настенная доска.
Учебно-методический комплекс:
1.Базовый учебник: Домогацких ЕМ. География материков и океанов. 7 класс. – М.: Русское слово, 2011 г.
2.Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
3. Карта природный комплекс и высотная поясность .
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ С ЗПР
Время, в мин.
1.Организационный этап.
Приветствие, проверка явки учащихся.
Рефлексия
Приветствие, настраиваются на работу.
Цветные карточки
2 мин.
2.Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос учащихся: дать определение понятиям, записанным на доске:
природная зона,
широтная зональность,
высотная поясность,
природный комплекс
природные ресурсы
Слайды о природных зонах: определить природную зону по фотографии , дать ей характеристику (основные особенности) и показать месторасположение этой природной зоны.
— арктическая пустыня,
— степь,
— саванны,
— тропическая пустыня
— высотная поясность
На доске висит картина Природный комплекс, какой природный комплекс изображен на ней ? Еще раз что такое ПК? и сем он ваимосвязан?
Кластер связь ПК
Дают определение понятиям, записанным на доске. Определяют природные зоны, дают им характеристики и показывают их на карте.
Заполняют кластер
.
Работает со всеми
10 мин.
3.Мотивационный этап.
Мотивационная беседа с учащимися. При помощи схемы природного комплекса и роли человека в нем посредством мотивационных вопросов сообщает учащимся, что размещение населения на Земле, также как и природные зоны имеет свои особенности Сообщение темы и целей урока, запись на доске при помощи учащихся плана урока.
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают тему урока в рабочей тетради. Предлагают план изучения темы урока.
2 мин.
4.Изучение нового материала.
Изложение учителем нового материала:
1.Расселение человека по материкам.
«Большинство ученых считает, что древняя родина человека – Африка и Юго-Западная Евразия. Постепенно люди расселились по всем материкам земного шара. Давайте откроем учебник на стр126 и посмотрим на рис. 76 «Предполагаемы пути расселения человека», а кто-нибудь выйдет и покажет нам на доске основные пути расселения человека
ВОПРОС Ребята, а как вы считаете, почему именно так происходило расселение людей? Какие особенности природы на это повлияли?
2.Главные области расселения.
Итак, постепенно люди заселили все материки (кроме Антарктиды) и в настоящее время население Земли распределяется следующим образом – демонстрация на интерактивной доске карты плотности населения мира (карта на стр12-13)
Давайте посмотрим на карту и выделим главные области расселения людей (Южная и Восточная Азия, Западная Европа и восточная часть Северной Америки). Ребята, как вы думаете, каковы факторы такого размещения населения на земном шаре? Что двигало людьми, почему именно эти территории были заселены первыми и наиболее плотно?
3.Основные виды хозяйственной деятельности человека и их влияние на окружающую среду. Человек — не обычный обитатель нашей планеты. Это единственное существо на Земле, которое наделено разумом. Преобразование человеком природы в собственных целях называется хозяйственной деятельностью. Природа земного шара – это среда жизни и деятельности человека. Однако, различные виды хозяйственной деятельности неодинаково влияют на природные комплексы Земли.
Учитель предлагает учащимся посмотреть видеофрагмент и заполнить следующую таблицу «Основные виды хозяйственной деятельности человека»:
Вид хозяйственной деятельности
Положительные последствия
Отрицательные последствия
Пути/меры защиты природы
А сейчас определим и проверим как вы вниматель
но читали учебник: Какие 2 типа хозяйствования
свойственны человечеству?
Работав контурной карте ( карта мира 1 страница)
Карта Плотность населения
Работают с учебником и картой, отвечают на вопросы учителя, делают записи в рабочей тетради.
Просмотр видео, заполнение таблицы.
Присваивающее и производящее
Отмечает в к/ карте при помощи учителя
Заполняет таблицу по шаблону
Ищет ответ в учебнике
15 мин.
5.Закрепление изученного материала.
Проверка учащихся по основным вопросам изученной темы при помощи вопросов, заданий и упражнений с картой
Устно отвечают на вопросы учителя.
Выполняют упражнения, работают с картами атласа.
7 мин.
6.Этап рефлексии
Подведение итогов урока, беседа с учащимися. Как вы считаете кто у нас сегодня в классе заслуживает отличных оценок за урок?
Хороших?
Удовлетворительных?
Молодцы!!!!! Оценивание
Оценка своей работы на уроке с помощью цветных фигур.
2 мин.
7. Домашнее задание
Предлагает выучить устно п.16), заполнить таблицу 4 столбик по желанию Сообщение о создании Красной книги (мира, России, Свердловской области)
Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы по домашнему заданию.
2 мин.
Прочитать страницы 125 -128 учебника и Заполнить таблицу
Вид хозяйственной деятельности
Положительные последствия
Отрицательные последствия
Пути/меры защиты природы
Прочитать страницы 125 -128 учебника и Заполнить таблицу
Вид хозяйственной деятельности
Положительные последствия
Отрицательные последствия
Пути/меры защиты природы
Прочитать страницы 125 -128 учебника и Заполнить таблицу
Вид хозяйственной деятельности
Положительные последствия
Отрицательные последствия
Пути/меры защиты природы
1.
Сельское хозяйство: растениеводство:
животноводство:
1)сокращение площадей под естественной растительностью; 2)почвы теряют плодородие; 3)идёт засоление почв;
4)вытаптывается растительность;
5) уплотняются почвы.
2.
Бесконтрольная рубка
и выжигание лесов.
Сокращаются площади под лесами.
3.
Промышленность
Происходит загрязнение воздуха, почв и воды.
4.
Разработка полезных ископаемых.
Уничтожаются почвы, образуются карьеры, происходит загрязнение всех оболочек Земли.
5.
Рост городов, транспорт.
Занимают большие площади плодородной почвы, загрязняется атмосфера и гидросфера.
Вид хозяйственной деятельности
Положительные последствия
Отрицательные последствия
Пути/меры защиты природы
Вид хозяйственной деятельности
Положительные последствия
Отрицательные последствия
Пути/меры защиты природы
Вид хозяйственной деятельности
Положительные последствия
Отрицательные последствия
Пути/меры защиты природы
Вид хозяйственной деятельности
Положительные последствия
Отрицательные последствия
Пути/меры защиты природы
Вид хозяйственной деятельности
Положительные последствия
Отрицательные последствия
Пути/меры защиты природы
Вид хозяйственной деятельности
Положительные последствия
Отрицательные последствия
Пути/меры защиты природы
infourok.ru
Презентация по географии на тему Как люди открывали и изучали Землю (7 класс)
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Как люди открывали и изучали Землю. Презентацию подготовила Нехаева Е.А. Учитель МОУ «СОШ № 39» г. Рязани Повторение Самый большой материкСамый маленький океанЧерез какой материк проходят все меридианы ЗемлиКакой материк экватор пересекает практически в центреКакой материк расположен только в южном и восточном полушарииКакой материк расположен только в северном и западном полушарииКакой материк делят на две части светаКакая часть света включает в себя два материкаКакой материк омывают четыре океанаКакой океан омывает берега Евразии и Северной АмерикиКакой остров пересекает параллель 8° с.ш. и меридиан 80 ° в.д. Повторение Самый большой материк ЕвразияСамый маленький океан Северный Ледовитый Через какой материк проходят все меридианы Земли АнтарктидаКакой материк экватор пересекает практически в центре АфрикаКакой материк расположен только в южном и восточном полушарии АвстралияКакой материк расположен только в северном и западном полушарии Северная АмерикаКакой материк делят на две части света ЕвразияКакая часть света включает в себя два материка АмерикаКакой материк омывают четыре океана ЕвразияКакой океан омывает берега Евразии и Северной Америки Северный ЛедовитыйКакой остров пересекает параллель 8° с.ш. и меридиан 80 ° в.д. остров Шри – ЛанкаСамопроверка: «5» — 10-11 правильных ответов «4» — 7 – 9 правильных ответов «3» — 5 – 6 правильных ответов Развитие мореплавания и дальние путешествия не только заставили людей задуматься о форме Земли, они давали огромное количество информации о вновь открываемых территориях. Эту информацию нужно было фиксировать, передавать от одних людей к другим. Так появились первые изображения местности, которые впоследствии превратились в географические карты. Как изменялись представления людей о Земле Откройте атлас на стр. 3 III век до нашей эры. Мир по Эратосфену II век нашей эры. Изображение Земли на карте Птолемея XVII век Карта мира из атласа Меркатора Современная карта полушарий Вспомните, что люди знали о Земле в далеком прошлом? В какой последовательности были открыты материки? Из курса истории вспомните названия государств древнего мира. Как изменялись представления людей о Земле Основные открытия и знания о Земле Этапы В ходе урока учащиеся заполняют таблицу:ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАКОПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ (рабочая тетрадь стр. 7 задание 1) Древний Восток Зачатки географических знаний ученые находят у народов Древнего Востока – жителей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. Занятия земледелием, скотоводством, торговля, расселение народов и войны привели к накоплению знаний об окружающем мире. При переходе через пустыни, при плавании по морям люди научились ориентироваться по Солнцу, Луне и звездам. Древний Восток Из иероглифических надписей и рисунков, дошедших до наших дней, ученые узнали, что еще за 40 веков до нашей эры Египтяне снаряжали экспедиции в Центральную Африку, плавали по Средиземному морю. Финикийцы – выходили в Атлантический океан, первыми обогнули Африку и возможно достигали берегов Америки Накопление знаний об окружающем мире.Научились ориентироваться по Солнцу, Луне, звездам.Разделили круг на градусы, год на 12 месяцев, сутки на 24 часа.Придумали Календарь.Совершили плавание вокруг Африки. Жители МесопотамииЕгиптаФиникииПерсии Основные открытия и зн
univerfiles.com
Как люди открывали и изучали Землю. Градусная сеть. Координаты. Масштаб. Презентация к уроку в 7-м классе
Как люди открывали и изучали Землю
+
Свойства линий градусной сети
Географические координаты
Определение расстояний с помощью градусной сети
Масштаб
Подготовила: Задыляк Л.М.,
учитель первой категории МАОУ СОШ №26
г. Калининград
Финикийские колонии
Около 600 года до нашей эры финикийские моряки, отправившись в путь от берегов Красного моря, совершили по поручению фараона Нехо 2 (610 — 595 гг. до н. э.) — в то время Финикия вновь вошла в состав Египта — плавание вокруг Африки.
Та часть повествования Геродота, которая вызывала наибольшие сомнения у него самого (положение солнца), является самым сильным аргументом в пользу того, что плавание финикийцев вокруг Африки действительно состоялось. Огибая Африку с юга и двигаясь при этом с востока на запад, финикийцы имели солнце с правой стороны, то есть на севере. Именно это обстоятельство, видимо, особенно поразившее финикийских моряков — жителей северного полушария, подтверждает, что они действительно пересекли экватор и плыли через воды южного полушария
Вклад в науку великих мыслителей Древней Греции
Пифагор Самосский (570—490 гг. до н. э.)- древнегреческий философ, математик и мистик . Первым предположил, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара .
Аристо́тель (384 до н. э.— 322 до н. э.) — древнегреческий философ . Ученик Платона. С 343 до н. э.— воспитатель Александра Македонского. Натуралист классического периода.
Путем длительных наблюдений за затмениями Луны и Солнца пришел к выводу, что Земля должна иметь форму шара.
Пифей (ок. 380 до н. э.— ок. 310 до н. э.) — древнегреческий купец, путешественник, географ, происходивший из западносредиземноморской колонии Массалия (современный Марсель).
Пифей около 325 года до н. э. совершил путешествие вдоль берегов Северной Европы. Пифей плавал вокруг Британии, а также побережья Балтийского моря, на котором добывали янтарь. Он был первым греком, описавшим полярный день, полярное сияние и вечные льды. Первым установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи . Споры вокруг острова Туле, находящегося за полярным кругом (по описанию Пифея, полярный день там длится целый месяц), не утихали много веков.
Геродо́т Галикарна́сский (ок. 484 г до н. э.— около 425 г до н. э.) — древнегреческий историк , автор первого полномасштабного исторического трактата — «Истории», — описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Цицерон назвал его «отцом истории» .
Геродот — чрезвычайно важный источник по истории Великой Скифии, включая десятки античных народов на территории современной Украины и России, Казахстана
Во времена Геродота ученые Древней Греции высказывали предположение о зависимости природных условий от географической широты
Древнегреческий ученый Эратосфен (около 275-195 г. до н.э.) долгое время был главой самой крупной в те времена Александрийской библиотеки. Современники прозвали его «ученым-пятиборцем», т.к. он занимался астрономией , физикой , математикой , историей , географией . Эратосфен первым обосновал, что география является самостоятельной наукой, и заслужил за это еще одно почетное звание – «отец географии ».
Определил размеры Земли по меридиану. Он разработал способ построения карты, создал первый систематический труд, в котором выделил территории, отличающиеся друг от друга природными условиями, особенностями жизни и быта населения. Книга называлась «Географика», что по-древнегречески означало «землеописание». Так появилось название нашей науки.
Заложил основы математической географии:
Применял градусные измерения в км длины дуги в 1 0 в разных местах на поверхности Земли
Средневековье
IX в.
Норманны
XI в.
Открыли и начали заселять о. Исландию, затем — Гренландию
Норманны
Достигли берегов Северной Америки
XIII в.
Новгородцы
Выходили к берегам Ледовитого океана, плавали на о. Грумант (Шпиберген), доходили до устья Оби
Марко Поло
XY в.
Привел сведения о природе Памира, муссонах Индии, полезных растениях Китая
А. Никитин
1492 г.
Достиг Индии, составил правдивые описания стран
Х.Колумб
1469-1524
1521 -24 гг.
Привел испанские корабли к неизвестным землям за Атлантическим океаном.
Васко да Гама
Обогнув Африку, достиг Индии
Ф.Магеллан
Первое кругосветное путешествие
И.МосквитинС.Дежнев,В.П.оярков
XYIII в.
Е.Хабаров
Плавали по сибирским рекам и нанесли их на карты
Петр I
1728-79 гг.
Великая Северная экспедиция
Дж.Кук
Совершил 3 плавания по Тихому океану, открыл восточные берега Австралии, Новую Зеландию, Новую Гвинею и др.
Северный морской путь — 5,7 тыс. морских миль
М.В.Ломоносов. Обобщив труды Великой Северной экспедиции в 60-е годы XYIII в. разработал проект «проходу Сибирским океаном в восточную Индию.
Суэцкий канал
▲
Южный морской путь — 12,8 тыс. морских миль (через Суэцкий канал)
Обратить внимание на соотношение длины путей на рисунке, т.е. подвести к определению расстояний по градусной сети (длина дуги параллели к северу уменьшается)
Линии градусной сети
Ориентирование по градусной сети
Географическая широта – градусное расстояние от Экватора до заданного места. Выражается в градусах от 0 0 до 90 0 . Называется северной (с.ш.) и южной (ю.ш.).
Географическая долгота – градусное расстояние от меридиана 0 0 до заданного места. Выражается в градусах от 0 0 до 180 0 . Называется западной (з.д.) и восточной (в.д.).
Определяем направления на карте и географические координаты точек
Определение расстояний по градусной сети (по меридианам и параллелям)
ш 1
- Определение расстояний по меридиану, т.е. с С на Ю
Длина дуги
1 0 меридиана ≈111,3 км (20 000:180≈111,3 км)
А — (ш 1 +ш 2 )•111,3
Б — (ш 1 — ш 2 )•111,3
В — (ш 2 — ш 1 )•111,3
ш 1
Б
А
ш 2
ш 1
ш 2
В
ш 2
Определение расстояний по градусной сети (по меридианам и параллелям)
- Определение расстояний по параллели, т.е. с З на В
А — (д 1 +д 2 )•x
Б — (д 1 -д 2 )•x
В — (д 2 -д 1 )•x,
где x — длина дуги 1 0
соответствующей параллели
величина справочная — см. на
физической карте Условные знаки
д 1
д 2
д 1
д 2
А
Б
0 0
д 1
д 2
В
Чтобы определить расстояние по меридиану, т.е. по долготе, или с С на Ю , надо найти широты объектов. Значения широт суммировать (если объекты в разных полушариях: в северном и южном), или вычесть из большего значения широты меньшее (если объекты только в одном из полушарий) и умножить на 111,3 км , т.к. длина дуги 1 0 меридиана ≈111, 3 км (20 000 км : 180 0 ).
Чтобы определить расстояние по параллели, т.е. по широте, или с З на В, надо найти долготы объектов. Значения долгот суммировать (если объекты в разных полушариях: в западном и восточном), или вычесть из большего значения долготы меньшее (если объекты только в одном из полушарий) и умножить на Х , где Х — величина справочная, означает длину дуги 1 0 соответствующей параллели (см. на физической карте в УЗ).
Масштаб – это отношение длины отрезка на плане (карте ) к длине соответствующего отрезка на местности
Виды масштаба
Численный . Масштаб можно обозначить в виде дроби 1:10 000 (одна десятитысячная), где цифра 1 – это отрезок длиной 1см на плане (карте), 10 000 – это соответствующее этому отрезку расстояние на местности в см. Оно показывает величину уменьшения расстояния.
Именованный . Ч.м. можно записать словами « в 1см -100 м ». Расстояние на местности, соответствующее 1 см на плане, называют величиной масштаба . С ее помощью удобно определять расстояния.
Линейный . Его изображают прямой линией, разделенной на равные отрезки ( см ). Первый слева от 0 отрезок поделен на мм . Соответствующие плану расстояния на местности указываются над линейкой.
При измерении длины кривых линий применяются специальные приборы – курвиметры . Они действуют как счетчики расстояний. По кривым линиям к. устанавливают колесиком на крайнюю точку измеряемого отрезка и катят его строго по измеряемой линии. Замеренное расстояние отсчитывается к. и показывается в см стрелкой на его шкале. Полученное в см расстояние можно перевести по масштабу в м или км.
Деление карт по масштабу
- Крупномасштабные : в 1см˂2 км Среднемасштабные : в 1 см 2 до 10 км Мелкомасштабные : в 1 см˃10 км
- Крупномасштабные : в 1см˂2 км
- Среднемасштабные : в 1 см 2 до 10 км
- Мелкомасштабные : в 1 см˃10 км
- Переведите линейный масштаб в численный и именованный
1)
2)
3)
4)
- Переведите линейный масштаб в численный и именованный
1:10 000 в 1 см – 100 м
1)
2)
3)
4)
- Переведите линейный масштаб в численный и именованный
1:10 000 в 1 см – 100 м
1)
2)
3)
4)
1:25 000 в 1 см – 250 м
- Переведите линейный масштаб в численный и именованный
1:10 000 в 1 см – 100 м
1)
2)
3)
4)
1:25 000 в 1 см – 250 м
1:50 000 в 1 см – 500 м
- Переведите линейный масштаб в численный и именованный
1:10 000 в 1 см – 100 м
1)
2)
3)
4)
1:25 000 в 1 см – 250 м
1:50 000 в 1 см – 500 м
1:100 000 в 1 см – 1 км
2. Переведите численный масштаб в именованный
1:3 000 000
1)
2)
3)
4)
1:2 000
1:40 000 000
1:500
2. Переведите численный масштаб в именованный
1:3 000 000 в 1 см – 30 км
1)
2)
3)
4)
1:2 000
1:40 000 000
1:500
2. Переведите численный масштаб в именованный
1:3 000 000 в 1 см – 30 км
1)
2)
3)
4)
1:2 000 в 1 см – 20 м
1:40 000 000
1:500
2. Переведите численный масштаб в именованный
1:3 000 000 в 1 см – 30 км
1)
2)
3)
4)
1:2 000 в 1 см – 20 м
1:40 000 000 в 1 см – 400 км
1:500
2. Переведите численный масштаб в именованный
1:3 000 000 в 1 см – 30 км
1)
2)
3)
4)
1:2 000 в 1 см – 20 м
1:40 000 000 в 1 см – 400 км
1:500 в 1 см – 5 м
3. Переведите именованный масштаб в численный
в 1 см – 10 м
1)
2)
3)
4)
в 1 см – 4 км
в 1 см – 70 км
в 1 см – 50 м
3. Переведите именованный масштаб в численный
в 1 см – 10 м 1:1 000
1)
2)
3)
4)
в 1 см – 4 км
в 1 см – 70 км
в 1 см – 50 м
3. Переведите именованный масштаб в численный
в 1 см – 10 м 1:1 000
1)
2)
3)
4)
в 1 см – 4 км 1:400 000
в 1 см – 70 км
в 1 см – 50 м
3. Переведите именованный масштаб в численный
в 1 см – 10 м 1:1 000
1)
2)
3)
4)
в 1 см – 4 км 1:400 000
в 1 см – 70 км 1:7 000 000
в 1 см – 50 м
3. Переведите именованный масштаб в численный
в 1 см – 10 м 1:1 000
1)
2)
3)
4)
в 1 см – 4 км 1:400 000
в 1 см – 70 км 1:7 000 000
в 1 см – 50 м 1:5 000
4. Если численный масштаб карты 1:100 000, то это означает, что:
в 1 см – 100 000 км
1)
2)
3)
4)
в 1 см – 1 км
в 1 см – 1 000 км
в 1 см – 10 км
4. Если численный масштаб карты 1:100 000, то это означает, что:
в 1 см – 100 000 км
1)
2)
3)
4)
в 1 см – 1 км
в 1 см – 1 000 км
в 1 см – 10 км
5. Если именованный масштаб карты в 1 см – 500 к м, то численный масштаб:
1:500
1)
2)
3)
4)
1:50 000
1:500 000
1:50 000 000
5. Если именованный масштаб карты в 1 см – 500 к м, то численный масштаб:
1:500
1)
2)
3)
4)
1:50 000
1:500 000
1:50 000 000
6. Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:
1:2 500
1)
2)
3)
4)
1:25 000
1:250 000
1:25 000 000
6. Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:
1:2 500
1)
2)
3)
4)
1:25 000
1:250 000
1:25 000 000
7. Установите соответствие «масштаб – тип карты по масштабу»:
А.
крупномасштабная
1:250 000
1)
Б.
2)
3)
В.
среднемасштабная
1:60 000
мелкомасштабная
1:7 200 000
7. Установите соответствие «масштаб – тип карты по масштабу»:
А.
крупномасштабная
1:250 000
1)
Б.
2)
3)
В.
среднемасштабная
1:60 000
мелкомасштабная
1:7 200 000
- Численный масштаб 1:10 000.
- Численный масштаб 1:10 000.
- Численный масштаб 1:10 000.
Как называется число 10 000 ?
9. Именованный масштаб «в 1 см – 50 м».
Как называется число 50?
Источники:
- Учебник. География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Щенев, В.А.Щенев. М. Дрофа. 2012 Учебник . Физическая география. О.В.Крылова. М. Просвещение. 1999 Интернет-ресурсы
- Учебник. География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Щенев, В.А.Щенев. М. Дрофа. 2012 Учебник . Физическая география. О.В.Крылова. М. Просвещение. 1999 Интернет-ресурсы
- Учебник. География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Щенев, В.А.Щенев. М. Дрофа. 2012 Учебник . Физическая география. О.В.Крылова. М. Просвещение. 1999 Интернет-ресурсы
- Учебник. География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Щенев, В.А.Щенев. М. Дрофа. 2012
- Учебник . Физическая география. О.В.Крылова. М. Просвещение. 1999
- Интернет-ресурсы
multiurok.ru