Содержание

Причастие прошедшего времени в английском: примеры, образование

Мы планировали окончательно разобраться с английскими причастиями. И нам оставалось узнать все о причастиях прошедшего времени. Сегодня этим и займемся. Если ты не читал предыдущую статью про причастие настоящего времени, то сначала прочитай ее. Так будет логичнее.

Напоминаю, что причастие в английском может быть:


Синие колонки мы уже разобрали – раз и два. Осталась золотистая. Поступим следующим образом: сначала узнаем, как образуется второе (прошедшее) причастие, затем сравним его с первым (настоящим) причастием. А потом узнаем, что второе причастие может делать в предложении, для чего и как используются.

Оглавление нашей ультраполезной статьи:

1. Что есть второе причастие

– Как образуется
– Что значит (в сравнении с первым)

2. Кем может быть в предложении

– Как использовать в роли определения
– Как использовать в роли обстоятельства

3. Заключение и дальнейшие планы

Второе причастие в английском языке: образование

Итак, второе или прошедшее причастие в английском языке образуется с помощью суффикса -ed: asked, adopted, bored и т.д. Это, если глагол – правильный. Неправильные глаголы зачастую образуют причастие изменением корня: broken, stolen, written и т.д.

Мы их знаем, как третью форму глагола в той злосчастной таблице неправильных глаголов (подробнее в нашем курсе-тренажере).

Причастия настоящего и прошедшего времени в английском языке

Теперь сравним значения первого и второго причастий. Как ты помнишь, простое причастие настоящего времени означает, что объект САМ выполняет действие. То есть an asking boy переводится – «спрашивающий мальчик».

Тогда как причастие прошедшего времени – это страдательная форма. То есть действие выполняется НАД объектом. Получается, an asked boy – «спрошенный мальчик».

⠀Причастие прошедшего времени⠀Причастие настоящего времени
Причастие с ed показывает, что действие совершается над объектом.

⠀an adopted child – усыновлённый ребёнок

⠀(его усыновили)

Причастие с ing показывает, что действие совершает сам объект.

⠀a barking dog – лающая собака

⠀(собака лает сама)

Причастия с ed описывают, как человек себя чувствует.

I am bored. – Мне скучно.

Причастия с ing описывают то, что вызывает эти чувства.

The book is boring. Книга скучная.


Книга заставила скучать – ing, человек заскучал под воздействием книги – ed.

Значение прошедшего причастия – это результат действия, которое совершилось НАД объектом: a stolen bag – украденная сумка, a broken cup – разбитая чашка и т.д.

Обрати внимание: не все прошедшие причастия сохранили в себе значение, что действие выполнялось НАД объектом. Например, слово retired – пожилой, ушедший на пенсию. Конечно, если мы «покопаемся» в этимологии, то увидим страдательное значение: отставной – это «тот, кого отправили в отставку». Но в современном английском мы используем это слово, говоря про человека, который просто ушел на пенсию, отошел от дел. Его никто не «отправлял в отставку».

Есть ряд таких слов с активным значением: advanced students – продвинутые студенты, experienced users – опытные пользователи, developed countries – развитые страны, increased activity – возросшая активность.

Итак, со значением мы разобрались. Теперь давай выясним, для чего и как используется 2 причастие в английском языке.

Причастие прошедшего времени в английском языке: примеры, роль в предложении

Как и первое причастие, второе причастие может делать следующее:

1. оно образует сложные формы глагола (например, Present Perfect – I have seen),
2. само по себе может быть определением или обстоятельством в предложении.

Нужно напоминать, что это такое, или прочитаешь в прошлой статье? Давай кратко:

Определение – это «какой?» Определяет предмет и относится к нему.

красивая девушка, восходящее солнце, свершившееся чудо и т.д.

Обстоятельство – это «как, когда, по какой причине произошло действие?» Характеризует действие и относится к нему:

говорит улыбаясь, зовет притворяясь, открывает приседая и т.д.

Итак, прошедшее причастие в предложении может быть и определением, и обстоятельством. Кем именно он является в каждом конкретном предложении, мы можем понять по тому, где оно стоит.

Прошедшее причастие в английском – определение

Значение: показывает, что действие выполнялось над описываемым предметом.

The books read by him last week included several fairy tales. (Книги, прочитанные им на прошлой неделе, включали в себя несколько сказок).

Место в предложении: одиночное определение обычно стоит до определяемого слова. Неважно, какие еще слова есть в предложении. Главное, чтобы причастие-определение стояло перед словом, которое оно характеризует:

Разбитая чашка была на полу.

Я не просто так написала «обычно». Дело в том, что некоторые причастия часто ставятся после определяемых существительных. Запомни их:

the people involved – люди, причастные к этому, the questions discussed – обсуждавшиеся вопросы, the names mentioned – упомянутые имена, the documents required – требуемые документы, those invited – приглашённые, those concerned – те, кого это касается.

Ну а если причастие не одно, а имеет при себе зависимые слова и образует причастный оборот в английском языке – оно всегда ставится после определяемого слова.

Статуя, украденная из музея, была найдена.

Обрати внимание, что такие обороты часто включают в себя предлог by, что равнó нашему творительному падежу (помнишь, школьное «творимый кем?»).

The girl invited by my friends was charming. (Девушка, приглашенная моими друзьями, была очаровательна).

Мы, в русском языке, тоже используем творительный падеж для страдательных конструкций: здание, построенное (кем?) строителями.

Причастие прошедшего времени – обстоятельство

Значение: обозначает второе действие при глаголе-сказуемом и отвечает на вопрос «когда, почему, как произошло действие-сказуемое?»

Frightened by the dog, the child began to cry. (Испугавшись собаки, ребенок начал плакать – почему начал плакать? потому что испугался собаки)

Место в предложении: в начале или в конце предложения. И пусть причастие-обстоятельство характеризует именно глагол, ни к чему с точки зрения расположения оно не привязано.

Испугавшись собаки, ребенок начал плакать.

Будучи удивленным, он не знал, что сказать.

Они уйдут, если их не остановить.

Правильное место в предложении действительно очень важно. Иначе ты можешь просто изменить смысл всего предложения. Давай «поиграем» с местом оборота и, как следствие – смыслом. Возьмем такой пример:

Written in pencil, the article was difficult to read. (Так как статья была написана карандашом, ее было трудно читать)

Как видишь, оборот стоит в начале предложения. Значит, перед нами обстоятельство и оно отвечает на вопрос «почему?».

Почему тяжело читать? Потому что статья написана карандашом.

Теперь поставим оборот после существительного «статья». Тогда это будет определение:

The article written in pencil was difficult to read. (Написанная карандашом статья была трудна для чтения)

И в этом случае оборот уже не будет причиной, по которой трудно читать. Это просто определение.

Важно: часто причастие вводится союзами, уточняющими характер обстоятельства, например: when – когда, though – хотя, if – если, если бы, unless – если…не, until – пока…не и др.:

When asked (=when he was asked), he looked at us and was silent. (Когда его спросили, он смотрел на нас и молчал).

Также обстоятельственный оборот часто выделяется запятыми.

Заключение: participle 2, примеры предложений

Давай кратко подведем итоги:

  • Причастие прошедшего времени (или второе причастие) также известно нам как третья форма неправильного глагола или форма с суффиксом -ed.
  • В отличие от причастия настоящего времени, причастие прошедшего времени имеет страдательное значение. То есть чаще всего это причастие обозначает, что действие совершалось над объектом.
  • В предложении причастие прошедшего времени может быть определением (какой?) и обстоятельством (как, зачем, почему?). Разница будет видна в порядке слов.
  • Если перед нами определение (какой?), то одиночное причастие ставим перед определяемым словом, причастный оборот – после определяемого слова.
  • Если перед нами обстоятельство (как, зачем, почему?), то ставим либо в начале предложения, либо в конце.

И обрати внимание, что с пониманием сущности причастий легче воспринимаются и те нелюбимые нами сложные времена, которые образуются при помощи причастий.

Смотри:

Первое причастие или ing-овая форма = делающий.

I am dancing – я есть танцующий (прямо сейчас).

Сразу легче понять форму Continuous, правда?

Второе причастие или третья форма глагола (с -ed) =

сделанный кем-то.

I have seen this film – я имею посмотренным этот фильм.

Вот же она – суть Present Perfect!

Все-таки грамматика – чудесная вещь! Особенно, когда наладишь с ней отношения. 🙂

Что дальше?

В следующий раз в этой рубрике мы разберемся с еще одним устрашающим персонажем – герундием. Как отличить его от причастия настоящего времени (ведь они, как близнецы!), зачем он нужен, как его использовать.

Если хочешь больше упражнений на причастие прошедшего времени, добро пожаловать в наш грамматический курс.

corp.lingualeo.com

Причастие в английском языке. Participle. Причастия настоящего и прошедшего...

Причастие – это неличная форма английского глагола, которая обладает свойствами глагола, наречия и прилагательного.

Английские причастия делятся на причастие настоящего времени (Participle I) и причастие прошедшего времени (Participle II).

Причастие настоящего времени обозначает действие, проистекающее одновременно с действием, выраженным сказуемым:

Look at the man crossing the street.
Взгляни на человека, переходящего улицу.

Причастие настоящего времени образуется при помощи окончания -ing:

to learn – learning

to speak – speaking

Причастие настоящего времени употребляется для образования продолженных времён:

They are watching a new film now.
Сейчас они смотрят новый фильм.

They were watching a new film at that time last night.
Они смотрели новый фильм в это время вчера вечером.

They will be watching a new film at this time tomorrow.
Они будут смотреть новый фильм в это время завтра.

Несмотря на то, что и герундий, и причастие настоящего времени имеют окончание -ing и совпадают по форме, их можно различить по оттенку в значении. Причастие по своему смыслу ближе к прилагательному, а герундий – к существительному:

That man shouting at the policeman seems familiar. – обозначение признака – причастие
Тот орущий на полицейского человек кажется мне знакомым.

Shouting will not do any good. – обозначение некоего действующего лица или предмета – герундий
Крики делу не помогут.

Причастие прошедшего времени – это тоже неличная форма глагола, также имеющая свойства глагола, прилагательного и наречия. Но в отличие от причастия настоящего времени, причастие прошедшего времени имеет лишь одну неизменяемую форму, по сути, это третья форма глагола. Причастие прошедшего времени в английском языке соответствует русскому страдательному причастию:

to give (давать) – given (данный)

to teach (обучать) – taught (обученный)

to break (ломать) – broken (сломанный)

Delivered goods will be stored in our warehouse.
Доставленные товары будут храниться на нашем складе.

Причастие прошедшего времени образуется так же, как и временная форма Past Simple, то есть при помощи окончания -ed. Для неправильных английских глаголов в таком случае нужно использовать их «третью» форму:

look – looked – looked

do – did – done

Причастие прошедшего времени (Participle II) употребляется для образования совершённых (перфектных) времён. Эти времена образуются при помощи вспомогательного глагола have, has, had, will have и третьей формы глагола, т.е. причастия прошедшего времени.

Recently they have watched a new film. (Present Perfect)
Они недавно посмотрели новый фильм.

They had watched a new film before I came. (Past Perfect)
Они посмотрели новый фильм до того, как я пришёл.

They will have finished watching a new film by the time I come. (Future Perfect)
Они закончат смотреть новый фильм к тому времени, как я приду.

Причастие прошедшего времени также употребляется для образования страдательного залога:

The museum was opened only last year.
Музей был открыт только в прошлом году.

Flowers are grown almost in any part of the world.
Цветы выращивают почти в любой части света.

Причастие прошедшего времени употребляется в функциях:

  • именной части составного сказуемого после глаголов: to be (быть), to feel (чувствовать), to look (выглядеть), to get (становиться), to become (становиться), и др. В этом случае Participle II переводится на русский язык страдательным причастием, прилагательным или наречием:

My pencil is broken.
Мой карандаш сломан.

She looked scared.
Она выглядела испуганной.

Joe felt depressed.
Джо чувствовал себя угнетённо.

  • определения - причастие может находиться как перед существительным, так и после него:

Clara looked at the broken vase.
Клара посмотрела на разбитую вазу.

Clara looked at the vase broken by someone.
Клара посмотрела на вазу, разбитую кем-то.

  • обстоятельства времени - причастие отвечает на вопрос: когда? А в функции обстоятельства причины на вопросы: почему? по какой причине?

When asked what he intended to do, he said he didn't know.
Когда его спросили, что он намеревается делать, он сказал, что не знает.

Squeezed by the ice, the steamer couldn't continue his way.
Так как пароход был сжат льдом, он не мог продолжать путь.

  • сложного дополнения с существительным в общем падеже или местоимением в объектном падеже:

She heard her name mentioned.
Она услышала, что упомянули её имя.

I want the work done immediately.
Я хочу, чтобы работа была сделана немедленно.

Русские причастия прошедшего времени действительного залога переводятся на английский язык придаточными предложениями:

Делегация, прибывшая вчера, остановилась в гостинице "Москва".
The delegation that arrived yesterday is staying at the hotel "Moskva".

Полицейский, подошедший к нему, попросил показать водительские права.
The policeman who came up to him asked him to show his driver's license.

Глагол to have + причастие прошедшего времени в функции сложного дополнения означает, что действие совершается не самим подлежащим, а кем-то другим для него, за него:

He had his shoes mended.
Он отдал в починку свои туфли.

I want to have my ceiling whitewashed.
Я хочу, чтобы мне побелили потолок.

Самостоятельный причастный оборот, в котором причастие имеет своё собственное подлежащее, может содержать причастие прошедшего времени. Предложения с самостоятельным причастным оборотом переводятся на русский язык придаточными предложениями:

All things considered, the offer seems reasonable.
Если учесть все стороны дела, предложение представляется вполне приемлемым.

With so little time left, there was no time for delay.
Так как времени осталось мало, медлить больше было нельзя.

www.native-english.ru

Причастие в английском языке: настоящего и прошедшего времени

В изучении английского языка наступает такой момент, когда довольствоваться простыми предложениями больше не хочется. Появляется желание разбавить текст красивыми оборотами так, чтобы они звучали не только грамотно, но и эффектно. В таких случаях на помощь приходит причастие в английском языке, о котором сегодня и пойдет речь.

Participle или причастие в английском языкеэто неличная форма глагола, которая имеет признаки глагола, прилагательного и даже наречия. Причастие в английских предложениях встречается достаточно часто как в речи, так и на письме. А потому давайте разберем виды причастий в английском языке, их образование и роли в предложении.

Причастие в английском языке бывает двух видов:

  1. Первой является группа Participle I — причастие настоящего времени;
  2. Второй — Participle II — причастие прошедшего времени.

Причастие в английском языке: Participle I

Образование

Participle I – это причастие настоящего времени. Оно может выражаться в формах Simple и Perfect. Рассмотрим обе из них по таблице на примере глагола read (читать):

Формы причастия

Participle I

(Причастие настоящего времени)

Active (действительный залог)Passive (страдательный залог)
Simple (простое)V + -ing

reading

(читающий, читая)

being + V3

being read

(читаемый)

Perfect (совершенное)having + V3

having read

(прочитав)

having + been + V3

having been read

(был прочитан)

В причастии глаголы формы Simple образуются так же, как и во времени Continuous. Простым языком, для образования действительных причастий настоящего времени используется окончание –ing. Для страдательных причастий используется глагол to be с окончанием –ing и глагол в третьей форме.

Perfect же образуется с помощью глагола have с окончанием –ing и третьей формы глагола. Третья английская форма глагола образуется 2-мя способами:

  • У правильных английских глаголов с помощью окончания –ed.
say (говорить)said
pray (молиться)prayed
  • У неправильных — самостоятельно, не подчиняясь правилам.
break (ломать)broken
eat (есть)eaten

На русский язык эти причастия переводятся как причастие настоящего времени или деепричастие несовершенного вида (формы Simple) и деепричастие совершенного вида (формы Perfect).

С действительным и страдательным залогами в перфектной форме могут использоваться только переходные глаголы. Заметьте, что непереходные глаголы не выражаются формой страдательного залога. К непереходным относятся те глаголы, которые не могут сочетаться с существительным или местоимением. Изучите таблицу с примерами для наглядности:

Present Participle Perfect
to draw (a picture)

нарисовать (картину)

having drawn

(нарисовав)

having been drawn

(была нарисована)

to sleep

спать (добавить сюда слова по аналогии с примером выше нельзя)

having slept

(поспав)

(соответственно, страдательное причастие образовать не получится)

Хотя причастие настоящего времени в страдательном залоге и так используется намного реже, чем в действительном залоге. Не подумайте, что к страдательному обороту относятся предвзято. Просто звучит он достаточно объемно, а английский язык постоянно стремится к упрощению.

В одном предложении обычно не используются два или более причастий (и деепричастий при переводе на русский). Избегайте слишком длинных предложений, лучше разбейте их на два. И даже в этом случае лучше сделать так, чтобы причастие имело только первое или второе предложение.

Роль причастия в предложении

Функции причастия ограничиваются несколькими пунктами. Так, причастие может быть выражено:

  • Определением:
It wasn’t really pleasant to listen to his complaining speech.Было не очень приятно слушать его жалобную речь.

Причем английское причастие может идти как до, так и после существительного:

The girl talking to Jim is my sister.Девушка, разговаривающая с Джимом, — моя сестра.

Определительные причастные обороты запятой, как правило, не выделяются.

  • Обстоятельством условия, причины, времени или образа действия. Изучите на примерах таблицы:
условиеKnowing the truth, he would never have done it.Зная правду, он никогда бы этого не сделал.
причинаBeing a famous person, he can’t just go for a walk.Будучи знаменитым человеком, он не может просто пойти на прогулку.
времяVisiting us, he always plays with our children.Посещая нас, он всегда играет с нашими детьми.
образ действияHaving smirked, Tom whispered something to him.Ухмыльнувшись, Том что-то ему прошептал.

А вот здесь, как и в русских оборотах, обстоятельственный причастный оборот в запятой нуждается.

  • Именной частью составного сказуемого:
Brad will be performing at 5 p.m. on the first and second of March.Брэд будет выступать в 5 вечера первого и второго марта.

Употребление

  1. Английские причастия, которые соответствуют формам Simple:
  • показывают, что действие происходит одновременно с действием, выраженным сказуемым. Рассмотрим на примере:
Reading research, he often makes notes.Читая исследования, он часто делает заметки.
Saying this, I did not want to hurt you.Говоря это, я не хотел причинять тебе боль.
  • характеризуют подлежащее:
That running guy is rather handsome.Этот бегущий парень довольно красив.
  1. Причастие в форме Perfect используется, чтобы показать, что действие предшествовало действию, выраженному глаголом:
Having done the exercise, I called my friend.Сделав упражнение, я позвонил своему другу.

В этом же случае сейчас может встречаться и употребление формы Simple, хотя с точки зрения английской грамматики время Perfect предпочтительнее:

Completing (Having completed) the task, we decided to have a rest.Завершив задание, мы решили отдохнуть.

Несмотря на то, что на русском эта форма является деепричастием, в английском она относится к причастному обороту. К деепричастию, по сути, ничего не относятся, так как в английском языке деепричастие является причастием. То есть деепричастия в английском попросту нет. Не удивляйтесь, подобных языковых различий между английским и русским достаточно много, их просто нужно учитывать.

Важно отметить, что, несмотря на то, что это причастие настоящего времени, это вовсе не значит, что оно используется только с английскими предложениями в настоящем времени.

Причастие 1 vs герундий или отличие герундия от причастия

Причастие настоящего времени по своему виду может напомнить герундий, который также образуется путем добавления окончания –ing. Однако разница между ними огромна, так как их функции абсолютно отличаются. Поэтому для того, чтобы перепутать причастие с герундием, вам нужно очень хорошо постараться.

Различие заключается в следующем:

Герундий используется самостоятельно и выражается существительным:

Practicing is the only thing to cultivate your talent.Практика — это единственное, что нужно для совершенствования вашего таланта.

Причастие же относится к существительному и располагается до / после него. Оно больше напоминает прилагательное:

That crying girl seemed to be extremely sad and unhappy.Эта плачущая девушка казалась очень грустной и несчастной.

Герундий и причастие английского языка могут иметь и перфектную форму. Как и в первом случае, одной из основных особенностей их использования является то, что в герундиальных вариантах такая конструкция употребляется в предложении в роли подлежащего.

Having accepted yourself is the first important step that helps you to be happy.Принятие себя является первым важным шагом, который поможет вам быть счастливым.

В то время как причастный оборот показывает, что завершив одно действие, было сделано другое.

Having talked about the functions of the car, we started to discuss its unusual shape.Поговорив о функциях автомобиля, мы начали обсуждать его необычную форму.

Как видите отличить герундий и причастие и понять между ними разницу не так уж и сложно.

Причастие в английском языке: Participle II

Образование

Participle II или причастие прошедшего времени имеет лишь одну форму, а именно форму Past Participle Simple. Используется причастие 2 в английском языке только в страдательном залоге. В действительном залоге его даже не получится образовать. Страдательный же залог имеет две формы образования:

  • С помощью окончания –ed для правильных глаголов. Таблица с примерами:
Infinitive / Начальная форма глаголаParticiple II / Причастие прошедшего времени
close (закрыть)closed (закрытый)
play (играть)played (сыгранный)
produce (производить)produced (произведенный)
motivate (мотивировать)motivated (смотивированный)
  • Неправильные же глаголы имеют свою особую форму. Примеры:
Infinitive / Начальная форма глаголаParticiple II / Причастие прошедшего времени
read (читать)read (прочитанный)
buy (купить)bought (купленный)
show (показать)shown (показанный)
understand (понимать)understood (понятый)
write (писать)written (написанный)

На русский язык эти причастия в прошедшем времени переводятся страдательными причастиями несовершенного и совершенного видов.

Роль в предложении

Причастие прошедшего времени в английском языке может выполнять ряд функций:

I was sure that Mom would be mad at me because of the broken window.Я был уверен, что мама будет злиться на меня из-за разбитого окна.
The photos taken that day are everything that connects us with each other now.Фотографии, сделанные в этот день, — это все, что сейчас связывает нас друг с другом.

Оно может вводиться в предложение с помощью предлога as (как):

His life, as described by biographers, seems to be a tragic one.Его жизнь, описанная биографами, кажется трагической.
  • Реже обстоятельства с использованием союзов when (когда), unless (до тех пор, пока), as if (как если бы), as though (как будто), if (если), unless (если не), though (хотя), although (хотя):
When asked, he pretended not to hear.Когда его спрашивали, он притворился, что не слышит.
The text will be hidden until approved.Текст будет скрыт, пока его не одобрят.
He stood motionless, as if made of stone.Он стоял неподвижно, как будто бы сделан из камня.
If considered every detail, it doesn’t look good.Если рассматривать каждую деталь, выглядит не очень.
We won’t give them anything unless asked.Мы ничего не будем им давать, пока нас не попросят.
Though destroyed, the building was still recognizable.Хотя здание было разрушено, оно все еще было узнаваемо.
  • Именной части составного сказуемого:
He was surprised to see us.Он удивился, увидев нас.
The plan is failed.План провалился.
  • Причастие также выполняет функцию сложного дополнения:
Jane heard her name shouted.Джейн услышала, как ее окрикнули.
We want him recovered as quickly as possible.Мы хотим, чтобы он выздоровел как можно скорее.

Употребление

Обычно причастие прошедшего времени:

  1. Выражает совершенное действие, которое предшествует основному действию:
I noticed burnt leaves near my house.Я заметил сожженные листья возле моего дома.
  1. Выражает свойство лица / предмета:
George is the man respected by all without exception.Джордж — человек, которого уважают все без исключения.

Самостоятельных способов использования причастия нет. Однако если вы боитесь ошибиться с построением, вы можете превратить причастие в отдельное предложение.

Having come to me at night, John started to fight.Придя ко мне ночью, он начал ругаться.

или

John came to me at night. He started to fight.Джон пришел ко мне ночью. Он начал ругаться.

Причастие в английском языке: Независимый причастный оборот

Отдельного внимания заслуживают независимые причастные обороты.

Для образования независимого причастного оборота необходимо использовать существительное или местоимение и причастие 1 или 2. Независимый причастный оборот выделяется запятой, выполняя функции обстоятельства. Перевод таких причастных оборотов может иметь два варианта:

  • В первом случае, когда независимый причастный оборот на английском используется в начале предложения, он переводится как придаточное предложение времени, условия и причины. Такие предложения, как правило, содержат союзы «когда», «если» и «потому как»:
The exercises done, he went home.Когда он доделал упражнения, он пошел домой.
Weather permitting, we’ll start in the morning.Если позволит погода, мы начнем с утра.
  • Во втором случае, независимый причастный оборот переводится самостоятельным предложением. Для образования одного предложения с независимым причастным оборотом могут использоваться слова «при этом», «при том», «причем».
Независимый причастный оборот
«Самостоятельный» вариант
The article is about languages, special attention being paid to English.Статья посвящена языкам. Особое внимание в ней уделяется английскому языку.
Как одно предложение
The article is about languages, special attention being paid to English.Статья посвящена языкам, причем особое внимание в ней уделяется английскому языку.

Самостоятельные предложения, как видите, звучат менее «загружено».

Надеемся, что вы разобрались, что такое причастия в английском языке. Для закрепления темы переводите русские предложения с деепричастиями и причастиями на английский, выполняйте упражнения и периодически возвращайтесь на этот сайт по самостоятельному изучению языка.

Просмотры: 314

speakenglishwell.ru

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

·                   Сегодня на уроке мы узнаем, как образуются страдательные причастия.

·                   Поговорим о правописании суффиксов страдательных причастий.

·                   Научимся образовывать страдательные причастия.  

 Все причастия бывают действительными или страдательными и могут быть настоящего и прошедшего времени. Сегодня нам интересны страдательные причастия, как настоящего, так и прошедшего времени.

Для начала припомним, что такое страдательное причастие. Страдательное причастие обозначает признак, возникший под действием другого предмета.

Ну, а теперь послушаем историю о страдательном причастии.

Жил себе-поживал один глагол. Не просто какой-то глагол, а переходный. Любил прогуляться туда-сюда, а больше всего любил переходить на винительный падеж. Если винительного падежа рядом с ним не было – он начинал немедленно его требовать.

В зависимости от настроения глагол бывал то несовершенным, то совершенным.

И вот у этого-то странного глагола было двое сыновей-страдательных причастий. Настоящего времени и прошедшего.

Страдательные причастия были разные. И друзья у них были разные.

Страдательное причастие настоящего времени дружило с суффиксами -ем-, -ом-,    -им-. И были эти друзья хоть и уважаемыми, но зато ведомыми и зависимыми от чужого мнения.

А вот страдательному причастию прошедшего времени больше подходили суффиксы -нн-, -енн-, (-ённ-). Они, хотя и были невоспитанные и с виду не очень ладно скроенные, зато кого хочешь могли сделать развеселённым.

А как-то к этим суффиксам заявился суффикс -т-. Вот, говорит. Я, конечно, забитый, некрасиво одетый и не очень-то хорошо помытый, но возьмите меня к себе, а?!

И пришлось взять!

 Как и действительные, страдательные причастия образуются по формуле «Основа глагола + нужный суффикс = причастие». И давайте посмотрим на нужные нам компоненты.

Мы опять вспоминаем, что у нас есть глаголы совершенного вида и несовершенного. Так вот, страдательные причастия настоящего времени, как и действительные, разборчивы и образуются только от глаголов несовершенного вида. А прошедшему времени страдательных причастий походит как совершенный вид, так и несовершенный.

Все страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Давайте поразмышляем, почему.

Если мы что-то наливаем – например, воду – то она легко становится наливаемой или налитой. Если читаем книгу – то про нее всегда можно сказать, что она читаемая или читанная. А если мы чего-то боимся – ну, хотя бы той же воды? Что мы можем сказать про воду? Что она для нас – страшная, пугающая. Но ровно ничего, что образовано от глагола «бояться».

Что касается нужных суффиксов, мы о них уже слышали. Для страдательных причастий настоящего времени это -ем- (-ом-), -им-, а для страдательных причастий прошедшего времени это -нн-, -енн- (-ённ-) и -т-.

 Рассмотрим образование страдательных причастий настоящего времени. Для них нам понадобится основа глагола несовершенного вида (помним, что основа нужна настоящего времени!) и суффиксы -ем-, (-ом-),  -им-: несомый, изучаемый, видимый.

Но как же узнать, какая буква должна стоять в суффиксе перед м? Ведь там может стоять е, о или и.

Как и в случае с действительными причастиями настоящего времени, выбор гласной зависит от спряжения глагола.

Если мы образуем причастие от глагола I спряжения, мы используем суффиксы -ем- или -ом-.

А вот страдательные причастия настоящего времени от глаголов II спряжения неразлучны с суффиксом -им-.

Итак, для образования страдательного причастия настоящего времени нам нужно взять основу настоящего времени глагола. Для этого мы ставим глагол в форму 3-го лица, мн. ч, наст. вр.: что они делают? Определяем по окончанию спряжение и отбрасываем окончание. Потом добавляем нужный суффикс (в соответствии со спряжением) и окончание причастия.

Несут – мы видим, что это первое спряжение, поэтому суффикс -ом- – несомое.

Оберегают – первое спряжение, поэтому суффикс -ем- – оберегаемый.

Хранят – второе спряжение, поэтому суффикс -им- – хранимый.

А если нам нужно образовать такое причастие от инфинитива?

Тогда мы сначала ставим его в нужную форму, а потом уже образовываем причастие.

Например: пинать – пинают – пинаемый;

клеить – клеят – клеимый.

Как же образуется страдательное причастие прошедшего времени?

Чтобы его образовать, нам нужна основа инфинитива какого-нибудь переходного глагола и суффиксы -нн-, -енн-, (-ённ-), -т-: сваренный, размешанный, налитый.

На этот раз выбор гласной в суффиксе зависит не от спряжения, а от окончания основы.

Если основа заканчивается на -ать или -ять, то в суффиксе причастия будет стоять -а-, -я-: послать – посланный, сеять – сеянный.

А если основа глагола заканчивается не на -ать, -ять, а на что угодно другое, то в суффиксе причастия будет -е- или -ё-: видеть – увиденный, сушить – осушенный, увлечь – увлечённый.

Но что же с суффиксом -т-? Для него никаких особенных правил нет. Нужно просто вслушиваться в причастия, которые мы образуем. Мы ведь не скажем: мыенный, одеянный, бриенный. Мы говорим: мытый, одетый, бритый – это гораздо привычнее на слух.

Правда, есть причастие «убиенный», но его можно встретить только в старых книгах или в церкви. В современной речи мы пользуемся причастием «убитый».

Итак, чтобы образовать страдательное причастие прошедшего времени, нам нужно взять инфинитив и прибавить к основе глагола нужный суффикс. Гласная перед нужным суффиксом зависит от того, на что заканчивается основа глагола. Например: утомиться – утомлённая, увешать – увешанная, разукрасить – разукрашенный.

А теперь давайте попробуем сыграть в игру «Свари себе причастие»!

У нас есть котел и ингредиенты: глагол и суффиксы -нн-, -енн- (-ённ), -ем- (-ом), -им-, -т. Сделаем страдательное причастие из глагола прочитать.

Отбрасываем -ть и добавляем суффикс -нн-. Получается прочитанный. Все правильно.

Давайте от того же глагола образуем страдательное причастие настоящего времени. Мы помним, что причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени. Так что нам нужен еще такой компонент, как Они (то есть, форма третьего лица единственного числа). Добавляем его… И теперь мы видим, что, поскольку перед нами глагол первого спряжения, мы должны добавить суффикс -ем. Прочитаемый.

Ой, мы что-то сделали неверно. Дело в том, что мы забыли, что глагол прочитать – совершенного вида, а от совершенного вида причастия настоящего времени образовываться не желают.

А вот если мы возьмем не глагол прочитать, а глагол читать, то мы можем успешно образовать от него причастие. Читать – возведем в форму 3-го лица мн. ч.  – они читают – и добавим суффикс -ем- – получилось читаемый.

А можем ли мы образовать страдательное причастие от глагола лететь? Нет. Наш опыт прекратится в самом начале. Ведь лететь – непереходный глагол, а страдательные причастия могут образовываться только от переходных!

Может быть, нам больше повезет с глаголом хвалить? Ведь хвалить можно кого-то, значит, нам подходит этот глагол. Итак, давайте начала возведем его в 3-е лицо мн. числа: они хвалят. Мы видим, что перед нами глагол I спряжения. Значит, к нему подойдет суффикс -им-. Задействуем этот суффикс и получаем хвалимый.

Напоследок давайте образуем страдательное причастие прошедшего времени от глагола накрыть. Для начала отбросим -ть. А теперь какой же суффикс нам выбрать:          -енн-, или, может быть, -нн-? Но ведь и накрыенный, и накрынный звучит как-то странно. Зато накрытый звучит очень даже хорошо. Этот вариант нам подходит больше других.

Что же нам требуется запомнить?

videouroki.net

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

·                   Сегодня мы узнаем, от каких глаголов образуются действительные причастия.

·                   Выясним, какие суффиксы нужны для образования действительных причастий.

·                   Проведём сеанс магического причастиеварения.

Как мы знаем, бывают причастия действительные и страдательные. Но у причастий есть еще и время. Поэтому бывают действительные причастия настоящего и прошедшего времени и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Нас сегодня интересуют действительные.

Давайте прослушаем небольшую историю. Жило-было действительное причастие. И как-то получило оно на свой день рождения от папы-глагола в подарок время. Точнее, в подарке оказалось даже два времени: настоящее и прошедшее.

Настоящее время оказалось милым и понимающим. Больше всего на свете оно любило суффиксы ущ-, ющ- или, на худой конец, – -ащ, -ящ. Как только получит эти суффиксы – сразу становится бегающим, несущимся за какой-нибудь игрушкой, любящим всех вокруг и прямо-таки кричащим о своей любви.

А вот прошедшее время обладало на редкость плохим характером. Только его и видели лежавшим, увядшим, лениво на всех смотревшим и ничегошеньки делать не желавшим. А если его трогали – оно еще и шипело: суффиксами -вш- и -ш-.

Так как же образуются причастия?

Они образуются по формуле «глагол + нужный суффикс = причастие».

Но мы не можем прибавить нужный суффикс прямо к глаголу. Сначала мы должны разлучить основу глагола с суффиксом.

Говоря об основе глагола, мы должны помнить, что глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Так вот, действительные причастия настоящего времени очень разборчивы. Они образуются только от глаголов несовершенного вида. А вот причастия прошедшего времени совсем неразборчивые, они образуются от каких угодно глаголов.

Нужные суффиксы тоже бывают разными: суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- подходят для действительных причастий настоящего времени. А суффиксы -вш- и -ш- подходят для действительных причастий прошедшего времени.

Давайте подробнее остановимся на настоящем времени действительных причастий. Чтобы образовать действительное причастие настоящего времени, нам нужна основа глагола несовершенного вида. Внимание! Мы берем основу настоящего времени! Еще нам нужны суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-. Например: работающий, берущий, творящий, держащий.

Но как же выяснить, какой именно суффикс нам нужен? Ведь перед щ может стоять у или ю, а или я.

Выбор суффиксов зависит от спряжения глагола. Если мы образуем причастие от глагола I спряжения – нам подойдут суффиксы -ущ-, -ющ-.

Глаголы II спряжения образуют причастия с суффиксами -ащ-, -ящ-.

Резать – это инфинитив. Поставим в форму настоящего времени третьего лица – они режут. Окончание -ут- – признак I спряжения. Мы отбрасываем его, остается основа реж-. И прибавляем суффикс -ущ-. Мы образовали причастие режущий.

Сидеть – инфинитив. В настоящем времени – они сидят. Окончание     -ят- – значит, это II спряжение. После отбрасывания окончания остается основа сид- + суффикс –ящ-. Получилось причастие сидящий.

 Попытаемся составить алгоритм. У нас есть инфинитив непереходного глагола. Нужно образовать от него причастие.

·        Сначала мы должны поставить инфинитив в 3-е лицо множественного числа настоящего времени (они).

·        Потом посмотреть на его окончание и определить: какое это спряжение.

·        Потом мы должны отбросить окончание и глагола и прибавить нужный суффикс.

·        Только после этого мы получим причастие.

Как видите, этот алгоритм достаточно сложен.

  Но можно пойти и более простым путем.  Сравните: играЮт – играЮщий, боЯтся – боЯщийся, танцуЮт – танцуЮщая.

Получается, что гласная в окончании глагола настоящего времени 3-го лица мн. числа равна гласной в суффиксе прилагательного. То есть, что перед т, то и перед щ.

Теперь, если у нас есть инфинитив, мы всего лишь должны поставить его в форму 3-го лица множ. числа наст. времени, поменять т на щ и добавить нужное нам окончание.

 Вот у нас глагол петь. Они – что делают – поЮт – значит, поющий.

Любить – они любятлюбящий.

 кричат – кричащий.

плавают – плавающая

любопытствуют – любопытствующая.

А теперь посмотрим, как образуются действительные причастия прошедшего времени.

Чтобы образовать такое причастие, нам нужна основа любого глагола (смотрим при этом на инфинитив) и суффиксы -вш- или -ш-: сваривший, кипевший, принесший, улыбавшийся.

По сути, мы просто отбрасываем от инфинитива -ть или -ти, а на его место ставим -вш- или -ш- вместе с окончанием. И получается причастие.

Плакать – отнимаем -ть и прибавляем -вш-  – плакавший.

Вырасти – отнимаем -ть и прибавляем -вш – выросвший. Но посмотрите, как некрасиво у нас получилось. Здесь правильный суффикс – не -вш-, а -ш- – выросший. Теперь все верно.

Запомним! Если основа глагола заканчивается на гласный, мы используем суффикс -вш- для образования действительных причастий прошедшего времени. А если основа глагола заканчивается на гласный, то для образования таких причастий мы используем суффикс -ш-.

Укрыться – укрывшиеся.

Прыгать – прыгавшая.

Испечь – испеквший? Нет, правильно испекший, потому что основа заканчивается на согласный.

 А теперь давайте попробуем сыграть в игру. Вообразите, что вы, например, в какой-нибудь чародейской лаборатории и вам нужно приготовить эликсир под названием «Действительное причастие».

У нас есть ингредиенты: неопределенная форма глагола и суффиксы -вш-, -ш-, -ащ- -ящ, -ущ-, -ющ-. Давайте попробуем с ними не ошибиться!

Итак, у нас есть глагол читать. Мы помним, как легко образовать от него действительное причастие прошедшего времени. Нужно только отбросить суффикс -ть и сразу можно добавлять суффикс -вш! Получилось читавший.

А если попробовать образовать действительное причастие настоящего времени? Отбросим -ть, возьмем – -ащ или -ящ… Читаящий. Ой. Кажется, мы что-то сделали не так, а ведь нужно проявлять внимательность в таких случаях!

Мы забыли, что, если уж мы «варим» действительное причастие настоящего времени – нам нужен не инфинитив, а глагол в третьем лице множественного числа. То есть нам нужен такой ингредиент, как «они». Соединяем его с нашим инфинитивом и получаем «читают». Теперь мы видим, какой суффикс нам нужен. Добавляем его и получаем «читающий». Теперь все правильно.

Попробуем проделать те же операции с глаголом написать. Чтобы получить действительное причастие прошедшего времени, отбросим -ть и добавим суффикс -вш-. Получилось написавший. Все правильно.

Попробуем образовать причастие настоящего времени. Мы помним, что у нас добавляется компонент 3-го лица – Они. Добавляем его и получаем… написающий. Ошибка. Мы забыли, что написать – глагол совершенного вида, а действительное причастие настоящего времени от него не образуется.

Возьмем еще один глагол – везти. Попробуем образовать от него действительное причастие прошедшего времени: отбросим -ти, добавим суффикс -вш-… везвший. Снова ошибка! Основа глагола оканчивается на согласный. Нам нужен только суффикс -ш-. Получается – везший. Это правильная форма. Мы молодцы.

 Что же нам требуется запомнить?

videouroki.net

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

1. Причастия настоящего времени (и действительные, и страдательные) образуются только от глаголов несовершенного вида (у глаголов совершенного вида нет причастий настоящего времени) . 2. Страдательные причастия образуются только от пере­ходных глаголов (у непереходных глаголов нет страдательных причастий) . 3. Причастия настоящего времени (и действительные, и страдательные) образуются от основы настоящего времени. 4. Причастия прошедшего времени (и действительные, и страдательные) образуются от основы инфинитива. 5. Страдательные причастия прошедшего времени пре­ имущественно образуются от глаголов совершенного вида. Действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ущ-/-ющ- (от глаголов I спряжения) , и -ащ-/-ящ- (от глаголов II спряжения) : пи- ш –ут — пишущий, numaj-ym — читающий (от глаголов I спряжения) ; кричат — кричащий, говорят — говоря­щий (от глаголов II спряжения) . Действительные причастия прошедшего времени обра­зуются с помощью суффиксов -вш-, -ш-: писать — писав­ший, кричать — кричавший, нести — несший. Страдательные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ем-, -ом- (от глаголов I спря­жения) и -им- (от глаголов II спряжения) : читаjут — чи­таемый (чита []э] мый) , вед-ут — ведомый, любят — любимый. Некоторые переходные глаголы несовершенного вида страдательных причастий настоящего времени не образуют: ждать, колоть, брать, мять, тереть, рыть, мыть, лить, писать, строить, рубить и др. Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -т-: прочитать — прочитанный, построить — построенный, открыть — открытый. Суффикс -енн- присоединяется к основам на согласный (принести — принесённый) или на -и (замети-ть — за­меченный).

Действительные причастия образуются с помощью суффиксов Настоящее время -УЩ-; -ЮЩ- -АЩ-; -ЯЩ- Прошедшее время -ВШ- -Ш-

А в учебник не пробовала заглянуть? хотя бы раз? я то это давно выучила и всё прекрасно знаю! А вот ты сама (не) знаешь?

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи формообразовательных суффиксов -вш-, -ш- . Выбор суффикса зависит от характера глагольной основы.

touch.otvet.mail.ru

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени

Тема: Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с образованием страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; с правописанием суффиксов и окончаний причастий; 2. Самостоятельно находить причастия в тексте и предложениях, различать их по значению; вырабатывать навыки правописания суффиксов и окончаний причастий; навыки выделения причастного оборота; 3. Воспитывать любовь к окружающему миру, чуткость и внимательность ко всему, воспитывать умения сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других. Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная Дидактический материал: учебник, раздаточный и наглядный материал,

Эпиграф: Дни поздней осени бранят обыкновенно Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. А.С.Пушкин (Слайд 1,2)

Ход урока I. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы будем с вами исследователями. Будем исследовать страдательное причастие. - Почему мы изучаем причастия в начале учебного года, осенью? Конечно , это не случайно. Осень – удивительная пора. Пушкин признавался, что именно осень дает ему вдохновение, именно в осеннюю пору он написал свои лучшие произведения. Осень, для Пушкина, - любимое время года. ( чтение эпиграфа)

II. Экспресс-опрос (повторение теории): (Слайд 3) 1.Что такое причастие? 2. Что такое причастный оборот?

3.Какие причастия называются действительными, а какие страдательным? 4.Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени? 5. В каких причастиях выбор суффикса зависит от спряжения глагола?

6.Как склоняются причастия?

III. Актуализация опорных знаний. Объяснительный диктант.

Мы вошли в лес, освещенный лучами солнца. Расчищенная дорожка вела к сторожке лесника. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. - Как бы вы озаглавили данный отрывок?

IV. Объяснение нового материала: §13-14 -Сегодня, ребята, мы познакомимся с образованием страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (Слайд 4). Учитель: - Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов  - ем -, -ом - - от глаголов 1 спряжения; - им - - от глаг. 2 спр.

- Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени или неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов  - енн-, -нн- , -т-

1) вспомним спряжение глагола (Слайд 12).

На  - ить – 2 спряжение + 7 глаголов на  - еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть.

 4 глагола на  - ать: гнать, держать, дышать, слышать.

Все остальные: на  - еть,  - ать,  - оть,  - уть и др. + брить, стелить – 1 спряжение

2) Какие глаголы называются переходными? (Слайд 13)                                     Переходные глаголы употребляются с существительным или местоимением в вин. пад. без предлога.

3) На какой вопрос отвечает глагол несов. в.?                                                      -Что делать.

Глаголы переходныенесов.в.

Спр.

Суффиксы страдательных причастий Н.в.

Страдательные причастия

Н.в.

Глаголы перех.несов.в.

Суффиксы страд. прич. П.в.

Страдательные причастия П.в.

Чита ют

I

-ем- (-ом-)

Чита ем ый

Провер ил

-енн-

Провер енн ый

Вед ут

Вед ом ый

Сдел ал

-нн-

Сдела нн ый

Гон ят

II

-им-

Гон им ый

Закр ыл

-т-

Закры т ый

- Рассмотрите таблицу. - От основ каких глаголов образуются страдательные причастия настоящего времени? - При помощи каких суффиксов? - Ребята, обратите внимание, что от основы наст. вр. перех. гл. несов. в. 1 спр. страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов - ом-, ем-. Если глагол наст. вр. с основой на гласную, то страдательные причастия наст. вр. образуются при помощи суффикса -ем-. Если основа глагола наст. вр. оканчивается на согл., то образование страдательных причастий настоящего времени идёт с помощью суффикса -ом- .

НАПРИМЕР: решают – решаемый, ведут – ведомый .

- От переходных глаголов несовершенного вида II спр. образование страдательных причастий настоящего времени идёт при помощи суффикса – им-.

НАПРИМЕР: хранят – хранимый

- От основ каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени? - При помощи каких суффиксов? - К каким основам прибавляется суффикс  -нн- , а к каким  -енн- (-ённ-)

- От чего зависит суффикс?

Учитель: Итак, ребята, можно сделать вывод: страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов прошедшего времени.

Суффикс  -л-   заменяется суффиксом  -нн-   или   -т-.

 

V. Закрепление нового материала

Учитель: Использование причастий можно встретить в произведениях поэтов и писателей. Обратите внимание перед вами несколько четверостиший разных поэтов.

-Что между ними общего?

1. Перекличка поэтов. (Слайд5-6)

а) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. А.К.Толстой

б) Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной. И.А.Бунин

в)Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

И далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и светлая лазурь На отдыхающее поле. Ф.И.Тютчев

г)Утром холод, днем туманы,

Шум несносный желобов; В час заката – блик багряный

Отшумевших облаков. А.Н.Апухтин

  • Задание:

  • о чем данные стихотворения;

  • выпишите причастия и определите, какие они -действительные или страдательные?

2. Работа по учебнику: упр. 110, стр.50

VI. Выборочное списывание. (Слайд 7-8)

Задание: Выписать словосочетания с причастиями: 1вар. – с действительными, 2вар.-со страдательными, объясняя написание суффиксов.

  • Едва улов…мый шорох, роня…щий листья, вид…мый во тьме, стел…щийся туман, пожелт…вшая трава, раскраш…нных осенью, разгоня…мые ветром, прекраща…щийся ливень, согрева…мая солнцем, пролет…вшие нитки паутины.

  • Взаимопроверка:

Действительные страдательные

Роняющий листья едва уловимый шорох

Стелющийся туман видимый во тьме

Пожелтевшая трава раскрашенных осенью

Прекращающийся ливень разгоняемые ветром

Пролетавшие нитки паутины согреваемая солнцем

VII. Исправьте ошибки.(Слайд 9-10)

1)Листья опадаемые с деревьев покрыли всё вокруг.

2)Верхушки деревьев колеблемые утренним ветерком приветствовали нарождавший день.

3)Трава пригибающая ветром ложилась на землю.

Взаимопроверка: 1) Листья, опадающие с деревьев, покрыли все вокруг. 2) Верхушки деревьев, колеблемые утренним ветерком, приветствовали нарождавшийся день.

3)Трава, пригибаемая ветром, ложилась на землю.

- Что в этих предложениях общего и чем отличаются?

VIII. Образуйте от глаголов причастия (Слайд 11,12)

1 вариант –действительные 2 вариант – страдательные

Падать - несов.в. сжать - сов.в

Лететь - несов.в кричать –несов.в.

Осыпаться - несов.в слышать -несов.в.

Веять - несов.в. обидеть - сов.в.

Шуршать - несов.в. собрать – сов.в.

-Что вы заметили? От всех ли глаголов можно образовать причастия?

IX.Синтаксический разбор. (Слайд 13)

Запах поздних цветов неподражаем. (Пов., невоск., прост., распрос.,двус.,)

Они доносят и сырость моросящего дождя, и увядание опадающих листьев, и горьковатый запах зеленеющей хвои. (Пов.,невоск.,прост., распрост., двус., с однородными членами).

X. Лирическая страничка. Астры (слайд 14)

Седые астры пахнут осенью,

Промокшим пологом льняным.

Седые астры пахнут озимью,

Прогорклым инеем лесным.

Поблекший холод увядания,

Как застекленное стекло,

Напоминает расставанье

С тем, что смеялось и цвело…

Учитель: - Какие замечательные строчки и как точно подмечено?

- Есть здесь причастия? Выпишите их и выполните морфемный разбор.

Промокшим, поблекший, застекленное.

XI. Тестирование (слайд 15, 16)

1. Какое из данных слов является причастием?

1)длинный 1)стеклянный

2)пустынный 2)старинный

3)отправленный 3)составленный

4)деревянный 4)мгновенный

2.Какое из данных причастий действительное?

1)открытая дверь 1)шуршащие листья

2)шумящий поток 2)распахнутое окно

3)сделанная работа 3)расставленные чашки

4)вырванный лист 4)отправленная телеграмма

3.В каком из данных причастий суффиксы –ущ- -ющ-?

1)стро…щийся 1) стел…щийся

2)пиш…щий 2)завис…щий

3)став…щий 3)вид…щий

4)люб…щий 4)крас…щий

4.В каком из данных слов пишется нн?

1)песча…ый 1)стекля…ый

2)отда…ый 2)испуга…ый

3)полотня…ый 3)тума…ый

4)засея…ый 4)серебря…ый

5.В каком предложении есть опред.сл.,/прич.+завис.сл./

1. Поле засеянное озимой пшеницей зазеленело.

2.Расстилавшийся над рекой туман ещё не рассеялся. 3.Выступившие на семинаре ученики получили отличные оценки.

Ключ: (слайд 17)

1 вариант

2 вариант

XII. Итог урока. Комментирование оценок. - Что вы сегодня узнали на уроке?

- Какую тему мы изучили?

Астры распустили свои крылья,

Словно ангелы, лохматые немножко

Тонкой разноцветною мантильей

Разодели сад, его дорожки

Ангельские звезды - чудо –крошки … Н.Асеев

- Как вы поняли эпиграф урока?

- Чему был посвящен весь урок?

XIII .Домашнее задание: §13-14, упр. 113, стр. 51

kopilkaurokov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о