Содержание

Сложное предложение с разными видами связи

Тема:  Сложные предложения с разными видами связи.

Цель:  организовать  деятельность учащихся по изучению сложных предложений с разными видами связи.

Задачи:

образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи;

развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;  исследовать сложные предложения  через их сравнительный анализ;

воспитательные: воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;  воспитание интереса и любви к русскому языку.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

 

 Форма урока: урок –презентация

                                   

Ход урока

І.Орг.момент. 

ІІ.Опрос.  Какие предложения называются сложными? (Имеющие 2 и более грамматические основы

— Назовите виды сложных предложений. (Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).

 — От чего зависит такое деление? (От средства связи между частями).

— В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть – главная, другая – придаточная).

— Назовите виды сложноподчиненных предложений. (Определительные; изъяснительные; обстоятельственные, которые делятся на подвиды).

— Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений. (Подчинительный союз или союзное слово).

— Чем отличается союзное слово от омонимичного союза? (Союзное слово является членом предложения, заменяется самостоятельной частью речи из главной части предложения и на союзное слово всегда падает логическое ударение).

— Объяснить отсутствие запятой перед союзом и в сложносочиненных предложениях:

  По ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.

  Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и сад наполнился ароматом цветов.

  К сожалению, сад уже отцвел и птицы улетели.

ІІІ.Устная коллективная работа. Дать характеристику предложениям.

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества(СПП). Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны(ССП). Краеведение является самым массовым видом  науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники(БСП). Каждый город – это синтез нескольких культур(ПП).

 

ІV. Презентация проектов

Задачи:

Найти теоретический материал по своей теме.

Подобрать примеры.

Создать слайд-презентацию.

Защита проектов:

      «Сложные предложения с разными видами связи»

      «Знаки препинания в сложном предложении»

      «Роль сложного предложения с разными видами связи»

 

V.Практическая работа. Работа в группах. Определите виды связи, составьте схемы.

Сочинительная и подчинительная:

1.Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)

 

Сочинительная и бессоюзная:

2.Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев)

 

Подчинительная и бессоюзная:

3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)

 

Сочинительная, подчинительная, бессоюзная:

4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.

 

VІ. Работа по тексту стихотворения

Кто землю сам пахал, тот за столом Разрежет хлеб, не уронив ни крошки, Стянув на свежей скатерти узлом Во дни страды исхоженные стежки.

Я тоже в поле вырос и окреп, Шёл не прохожим по родному краю, И по тому, как люди ценят хлеб, Себе друзей в дорогу выбираю.

-О чем стихотворение?

-Как вы понимаете последние две строчки стихотворения?

Задание: произвести синтаксический разбор первого предложения — вторая группа,

 (Пов., нев., сложн., союзн., СПП с прид. .,сост. х частей,соед. союзн. сл. кто: гл. часть -двусост., распр., осложн. Одноро.обособл. обст.,выраж. д/о; придат. часть — двусост., распр.) 

второго предложения — первая группа.

 (Пов., нев., сложн., с разными видами связи:сочинит. и подчинит., сост. из 2 х частей, соед. И : 1часть — прост., двусост., распр., осложн. однородн.чл. ; 2 часть- СПП с прид. изъяснит., сост из 2 частей,соед. союзн. сл. как: гл. часть-односост., опр. -личн., распр., неосложн.; придат. часть — двусост.,распр., неосложн.

 

VІІ. Разминка у доски.  

К записанным предложениям   подобрать соответствующую схему. 1. 1.Непонятно и мудрено заблуждение и тупоумие, потому что они неестественны, а гений прост и понятен, как истина…

2. Мелькнула мысль:   может быть, радио действует и кто-нибудь услышит его?

3. Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

4. Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач.

5.Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.  (когда…), [ ] : [ ].

6.Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды. [ ] ; однако [ ], (что…) : [ ].

 

VІІІ. Проблемное задание – 1 группа

Сопоставить две схемы и определить, в чем их сходство и  чем они отличаются.

 

Сходство: это два СП, и в первом примере и во втором есть последовательное подчинение. Различие: 1 пример – СПП с несколькими придаточными. 2 пример – СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.

 

 

 

ІХ.Лингвистический эксперимент —  2 группа

 Глубоко символично, что у слов Родина и природа один корень; для многих из нас ёмкое понятие Родины неразрывно связано с домом, где ты родился и вырос, с речкой, на берегах которой прошло твоё детство, с рощей,  посаженной вместе с друзьями за околицей.

[    ], ( что..) ;  [ …(где…),  ..( ..которой…), …  ].

 

Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.  

Состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью. Главная связь – бессоюзная. 1-я часть — сложноподчиненное  предложение с придаточной изъяснительной;

2-я часть – сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая – определительная, с домом каким? Вторая –   с речкой какой?- тоже определительная.  

Х.Работа в группах по карточкам

 Практическая работа с комментированием.

1группа:

1. [Солнце закатилось], и [ночь последовала за днем без промежутка], [как это обыкновенно бывает на юге].

               [ — = ], и [ — = ], ( как — = ).

— Это предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из двух частей, соединенных сочинительным союзом «и»:

1 часть – по своему строению – простое предложение;

2 часть – по своему строению – СПП с придаточным сравнительным с союзом «как», стоящим после главного предложения.

 

2. [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье].

                [ = — ], но [ — = ]: [ — = ], [ — = ].

— Это предложение сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть – ССП с противительным союзом «но»;

2 часть – СП бессоюзное, состоящее из двух простых предложений, связанных бессоюзной связью.

2группа:

3. (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою].

               (Когда — = ), [ = — ]; [ — = ].

— Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью:

1 часть – СПП с придаточным времени, с союзом «когда»,

2 часть – простое предложение.

 

4. [Костер горел ярко], и (чем ближе я подъезжал к нему), [тем все резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка].

               [ — = ], и (чем — = ), [тем = — ].

— Это сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, рядом стоят сочинительный союз «и» и подчинительный двойной союз «чем, тем», состоит из двух частей, соединенных сочинительной связью, союзом «и».

1 часть – простое предложение,

2 часть – СПП с двойным союзом, поэтому после союза «и» не ставится запятая, так как придаточное предложение стоит перед главным.

 

ХІ.Тестирование.

1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью  а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной.  б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке.  в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам.  2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью  а) Там, щедрым облаком зари освещены,  Густые облака, сбегая с вышины,  Нависли пышными, янтарными клубами.  б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды,  И зеленью покрылись сожженные сады.  в) Чернеет лес, теплом разбуженный,  Весенней сыростью объят,  А уж на ниточках жемчужины  От ветра каждого дрожат.  3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью 

а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза.  б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.  в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь : ты частица этой земли, которая тебе принадлежит.  4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью  а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню.  б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться.  в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен.  5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые  Хозяйка поняла ( 1 ) что ( 2 ) если гости опять окажутся в зале ( 3 ) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца ( 4 ) и поспешно предложила прогуляться по саду.  А)1,3   Б)1,3,4   В)1,2,3,4 Г)2,3,4

 

ХІІ.Обобщение.

 

ХІІІ.Подведение  итогов урока.

 

ХІV.Домашнее задание:

 1.выписать из художественной литературы предложения                                                           с разными видами связи,  составить  схемы;

2.составить  тестовые задания из 5-ти вопросов по теме «Сложное    предложение».                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту – две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].

— Это сложное предложение, с различными видами связи: сочинительная и подчинительная; состоит из трех частей соединенных сочинительными союзами «но», «и»;

1 часть по своему строению – СПП с придаточными условиями ( союз «если»), стоящим внутри главного;                                                                                                                                          2-я часть и 3-я часть – простые предложения.

[..,(если = — или — =), = — ], но [ — = ], и [ = — ].

 

2. [Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше]; [казалось], (что конца не будет подъему).

— Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1-я часть простое предложение;

2-я часть СПП с придаточным дополнительным.

[ = — ]; [ = ], ( что = )

  — В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, как) или союза «но».

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.

[=-], и (хотя =-), но[=].

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, было темно.

[  ], и, (хотя …), [   ].

  1. . Практическая работа.

— Выполняем упр. 538.

Задание.  Запишите II предложение и составим схем.

[С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

                    [ — = ], и [ = ], [ — = ],  [ — = ], и [ — = ]

 осложнено однородными обстоятельствами

Это сложное предложение с разными видами связи, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть  — по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение – односоставное.

2 часть  — по своему строению состоит из трех простых предложений, соединенных бессоюзной и союзной связью, все три предложения двусоставные, последнее осложнено однородным обстоятельством образа действия.

  • ечи. Составить схему данного предложения, охарактеризовать его)

 

учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь — взволнованной и торжественной. Использование проблемного задания.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение с разными видами связи»

Тема:  Сложные предложения с разными видами связи.

Цель:  организовать  деятельность учащихся по изучению сложных предложений с разными видами связи.

Задачи:

образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи;

развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;  исследовать сложные предложения  через их сравнительный анализ;

воспитательные: воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;  воспитание интереса и любви к русскому языку.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

 

 Форма урока: урок –презентация

                                   

Ход урока

І.Орг.момент. 

ІІ.Опрос.  Какие предложения называются сложными? (Имеющие 2 и более грамматические основы

— Назовите виды сложных предложений. (Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).

 — От чего зависит такое деление? (От средства связи между частями).

— В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть – главная, другая – придаточная).

— Назовите виды сложноподчиненных предложений. (Определительные; изъяснительные; обстоятельственные, которые делятся на подвиды).

— Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений. (Подчинительный союз или союзное слово).

— Чем отличается союзное слово от омонимичного союза? (Союзное слово является членом предложения, заменяется самостоятельной частью речи из главной части предложения и на союзное слово всегда падает логическое ударение).

— Объяснить отсутствие запятой перед союзом и в сложносочиненных предложениях:

  По ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.

  Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и сад наполнился ароматом цветов.

  К сожалению, сад уже отцвел и птицы улетели.

ІІІ.Устная коллективная работа. Дать характеристику предложениям.

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества(СПП). Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны(ССП). Краеведение является самым массовым видом  науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники(БСП). Каждый город – это синтез нескольких культур(ПП).

 

ІV. Презентация проектов

Задачи:

Найти теоретический материал по своей теме.

Подобрать примеры.

Создать слайд-презентацию.

Защита проектов:

      «Сложные предложения с разными видами связи»

      «Знаки препинания в сложном предложении»

      «Роль сложного предложения с разными видами связи»

 

V.Практическая работа. Работа в группах. Определите виды связи, составьте схемы.

— Сочинительная и подчинительная:

1.Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)

 

— Сочинительная и бессоюзная:

2.Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев)

 

— Подчинительная и бессоюзная:

3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)

 

— Сочинительнаяподчинительнаябессоюзная:

4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.

 

VІ. Работа по тексту стихотворения

Кто землю сам пахал, тот за столом Разрежет хлеб, не уронив ни крошки, Стянув на свежей скатерти узлом Во дни страды исхоженные стежки.

Я тоже в поле вырос и окреп, Шёл не прохожим по родному краю, И по тому, как люди ценят хлеб, Себе друзей в дорогу выбираю.

-О чем стихотворение?

-Как вы понимаете последние две строчки стихотворения?

Задание: произвести синтаксический разбор первого предложения — вторая группа,

 (Пов., нев., сложн., союзн., СПП с прид. .,сост. х частей,соед. союзн. сл. кто: гл. часть -двусост., распр., осложн. Одноро.обособл. обст.,выраж. д/о; придат. часть — двусост., распр.) 

второго предложения — первая группа.

 (Пов., нев., сложн., с разными видами связи:сочинит. и подчинит., сост. из 2 х частей, соед. И : 1часть — прост., двусост., распр., осложн. однородн.чл. ; 2 часть- СПП с прид. изъяснит., сост из 2 частей,соед. союзн. сл. как: гл. часть-односост., опр. -личн., распр., неосложн.; придат. часть — двусост.,распр., неосложн.

 

VІІ. Разминка у доски.  

К записанным предложениям   подобрать соответствующую схему. 1. 1.Непонятно и мудрено заблуждение и тупоумие, потому что они неестественны, а гений прост и понятен, как истина…

2. Мелькнула мысль:   может быть, радио действует и кто-нибудь услышит его?

3. Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

4. Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач.

5.Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.  (когда…), [ ] : [ ].

6.Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды. [ ] ; однако [ ], (что…) : [ ].

 

VІІІ. Проблемное задание – 1 группа

Сопоставить две схемы и определить, в чем их сходство и  чем они отличаются.

 

Сходство: это два СП, и в первом примере и во втором есть последовательное подчинение.Различие: 1 пример – СПП с несколькими придаточными. 2 пример – СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.

 

 

 

ІХ.Лингвистический эксперимент —  2 группа

 Глубоко символично, что у слов Родина и природа один корень; для многих из нас ёмкое понятие Родины неразрывно связано с домом, где ты родился и вырос, с речкой, на берегах которой прошло твоё детство, с рощей,  посаженной вместе с друзьями за околицей.

[    ], ( что..) ;  [ …(где…),  ..( ..которой…), …  ].

 

Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.  

Состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью. Главная связь – бессоюзная. 1-я часть — сложноподчиненное  предложение с придаточной изъяснительной;

2-я часть – сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая – определительная, с домом каким? Вторая –   с речкой какой?- тоже определительная.  

Х.Работа в группах по карточкам

 Практическая работа с комментированием.

1группа:

1. [Солнце закатилось], и [ночь последовала за днем без промежутка], [как это обыкновенно бывает на юге].

               [ — = ], и [ — = ], ( как — = ).

— Это предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из двух частей, соединенных сочинительным союзом «и»:

1 часть – по своему строению – простое предложение;

2 часть – по своему строению – СПП с придаточным сравнительным с союзом «как», стоящим после главного предложения.

 

2. [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье].

                [ = — ], но [ — = ]: [ — = ], [ — = ].

— Это предложение сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть – ССП с противительным союзом «но»;

2 часть – СП бессоюзное, состоящее из двух простых предложений, связанных бессоюзной связью.

2группа:

3. (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою].

               (Когда — = ), [ = — ]; [ — = ].

— Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью:

1 часть – СПП с придаточным времени, с союзом «когда»,

2 часть – простое предложение.

 

4. [Костер горел ярко], и (чем ближе я подъезжал к нему), [тем все резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка].

               [ — = ], и (чем — = ), [тем = — ].

— Это сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, рядом стоят сочинительный союз «и» и подчинительный двойной союз «чем, тем», состоит из двух частей, соединенных сочинительной связью, союзом «и».

1 часть – простое предложение,

2 часть – СПП с двойным союзом, поэтому после союза «и» не ставится запятая, так как придаточное предложение стоит перед главным.

 

ХІ.Тестирование.

1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью  а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной.  б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке.  в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам.  2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью  а) Там, щедрым облаком зари освещены,  Густые облака, сбегая с вышины,  Нависли пышными, янтарными клубами.  б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды,  И зеленью покрылись сожженные сады.  в) Чернеет лес, теплом разбуженный,  Весенней сыростью объят,  А уж на ниточках жемчужины  От ветра каждого дрожат.  3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью  а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза.  б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.  в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь : ты частица этой земли, которая тебе принадлежит.  4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью  а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню.  б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться.  в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен.  5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые  Хозяйка поняла ( 1 ) что ( 2 ) если гости опять окажутся в зале ( 3 ) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца ( 4 ) и поспешно предложила прогуляться по саду.  А)1,3   Б)1,3,4   В)1,2,3,4 Г)2,3,4

 

ХІІ.Обобщение.

 

ХІІІ.Подведение  итогов урока.

 

ХІV.Домашнее задание:

 1.выписать из художественной литературы предложения                                                           с разными видами связи,  составить  схемы;

2.составить  тестовые задания из 5-ти вопросов по теме «Сложное    предложение».                                                                                             

 

1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту – две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].

— Это сложное предложение, с различными видами связи: сочинительная и подчинительная; состоит из трех частей соединенных сочинительными союзами «но», «и»;

1 часть по своему строению – СПП с придаточными условиями ( союз «если»), стоящим внутри главного;                                                                                                                                          2-я часть и 3-я часть – простые предложения.

[..,(если = — или — =), = — ], но [ — = ], и [ = — ].

 

2. [Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше]; [казалось], (что конца не будет подъему).

— Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1-я часть простое предложение;

2-я часть СПП с придаточным дополнительным.

[ = — ]; [ = ], ( что = )

  — В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказатьсясочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, как) или союза «но».

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.

[=-], и (хотя =-), но[=].

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, было темно.

[  ], и, (хотя …), [   ].

  1. . Практическая работа.

— Выполняем упр. 538.

Задание.  Запишите II предложение и составим схем.

[С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

                    [ — = ], и [ = ], [ — = ],  [ — = ], и [ — = ]

 осложнено однородными обстоятельствами

Это сложное предложение с разными видами связи, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть  — по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение – односоставное.

2 часть  — по своему строению состоит из трех простых предложений, соединенных бессоюзной и союзной связью, все три предложения двусоставные, последнее осложнено однородным обстоятельством образа действия.

 

учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь — взволнованной и торжественной. Использование проблемного задания.

multiurok.ru

Сложные предложения с разными видами связи

В этой статье мы рассмотрим, что такое сложные предложения с разными видами связи, примеры которых будут приведены и проанализированы. Но чтобы было понятно, начнем издалека.

Что называют сложным предложением

В синтаксисе предложение — это слова, объединенные общим смыслом и связанные с помощью законов грамматики, обладающие общей темой, целью высказывания и интонацией. С помощью предложений люди общаются, делятся своими мыслями, излагают какой-либо материал. Мысль можно выразить кратко, а можно развернуто. Соответственно и предложения могут быть лаконичными или распространенными.

В каждом предложении есть его «сердце» — грамматическая основа, т.е. подлежащее и сказуемое. Это предмет речи и его основная характеристика (что делает, каков он, что он такое?). Если грамматическая основа в предложении одна, это простое предложение, если их две или более, то сложное.

Сложные предложения (СП) могут включать в себя две части, три, четыре и даже больше. Отношения по смыслу между ними, а также средства связи их друг с другом могут быть различными. Есть сложные союзные предложения и бессоюзные. Чтобы узнать об их многообразии, читаем следующий раздел.

Какими бывают СП

Мы уже начали говорить о том, что СП могут быть союзными или бессоюзными. Все очень просто. Если части СП связаны союзом (либо союзным словом) и интонацией, то связь между ними называют союзной, а если одной лишь интонацией, то, соответственно, бессоюзной.

В свою очередь, союзные предложения подразделяются на сочинительные и подчинительные — в зависимости от того, находятся ли их части в «равноправном» положении или одна зависит от другой.

Скоро наступит весна. Это простое предложение. Когда наступит весна, мир снова заиграет яркими красками. Это предложение — сложное, при этом его части связаны интонационно и союзом «когда». Мы можем задать вопрос от главной предикативной части к придаточной (мир заиграет яркими красками когда? — когда наступит весна), значит, это предложение сложноподчиненное. Скоро наступит весна, и природа расцветет. В этом предложении тоже две части, но объединены они интонацией и сочинительным союзом и. Нельзя сформировать вопрос между частями, зато легко можно разделить это предложение на два простых. Это предложение — сложносочиненное. Скоро наступит весна, расцветут цветы, прилетят птицы, станет тепло. В составе этого СП четыре простых части, но все они объединены только интонацией, союзов на границах частей нет. Значит, это бессоюзное сложное предложение (БСП). Чтобы составить сложные предложения с разными видами связи, потребовалось бы объединить в одном предложении и союзную, и бессоюзную связь.

Сколько простых предложений может быть в сложном?

Чтобы некое предложение считалось сложным, в него должно быть включено как минимум два простых, две предикативных части. Сложные предложения с разными видами связи (примеры увидим чуть ниже) содержат не менее трех частей, а бывает, насчитывают и около десяти. Но в этом случае предложение может тяжело восприниматься. Такие предложения совмещают в себе союзную и бессоюзную связь, сочинительную и подчинительную в любых комбинациях.

Он был удивлен; каким-то странным чувством были полны голова и грудь; вода бежала с пугающей быстротой, неукротимо прорываясь между камней, и с такой силой падала с высоты, что казалось, не выдержит этого напора гора, по склонам которой пестрили горные цветы…

Вот замечательный пример. Здесь представлены части сложных предложений с разными видами связи. В этом предложении 5 предикативных частей, между которыми представлены все из возможных видов связи. Каковы их особенности? Давайте вспомним более подробно.

Союзная сочинительная связь

Сложные союзные предложения бывают сложносочиненными (ССП) или сложноподчиненными (СПП).

Сочинительная связь (СС) соединяет «равноправные» простые предложения. Это значит, что нельзя сформировать вопрос от одной предикативной части сложного предложения к другой, между ними нет зависимости. Части ССП легко можно сделать самостоятельными предложениями, и смысл фразы от этого не пострадает и не изменится.

Для связи частей таких предложений используются сочинительные союзы и, а, но, или и т.д. Море было неспокойным, и волны разбивались о скалы с бешеной силой.

Союзная подчинительная связь

При подчинительной связи (ПС), как и видно из ее названия, одна часть предложения «подчиняет» себе другую, несет основной смысл, является главной, тогда как вторая (придаточная) лишь дополняет, конкретизирует в чем-либо, к ней можно задать вопрос от главной части. Для подчинительной связи используются такие союзы и союзные слова как что, кто, когда, который, потому что, если и т.д.

Но грустно думать, что напрасно была нам мо­лодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она… (А. Пушкин). В этом предложении одна главная часть и три придаточных, зависимых от нее и отвечающих на одинаковые вопросы: «Но грустно думать (о чем?), что напрасно…«

Если попытаться разделить СПП на отдельные простые, то в большинстве случаев будет видно, что главная часть сохраняет свой смысл и может существовать без придаточных, а вот придаточные становятся неполными по смысловому наполнению и полноценными предложениями не являются.

Бессоюзная связь

Еще один вид СП — это бессоюзное. Сложное предложение с разными видами связи чаще всего и сочетает связь без союзов с одним из видов союзных или с обоими видами сразу.

Части БСП связаны только интонационно. Но такой вид СП считается самым сложным с точки зрения пунктуации. Если в союзных предложениях между их частями ставится только один знак — запятая, то в данном случае нужно сделать выбор одного из четырех знаков препинания: запятую, точку с запятой, тире или двоеточие. В этой статье мы не будем вдаваться в подробности этого нелегкого правила, так как наша задача сегодня — сложные предложения с разными видами связи, упражнения в их грамматически правильном составлении и пунктуационном оформлении.

Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела (А.С. Пушкин). В этом предложении три части, соединенных интонацией и разделенных запятыми.

Итак, мы коротко дали характеристику каждому из возможных видов связи частей СП, и теперь снова вернемся к основной теме статьи.

Алгоритм разбора СП с разными видами связи

Как правильно расставить знаки в СП с множеством частей и разными видами связи? Самое главное — определить, сколько в нем частей и где именно проходят их границы. Для этого нужно найти грамматические основы. Сколько их — столько и предикативных частей. Далее выделяем все второстепенные члены, относящиеся к каждой из основ, и таким образом становится понятно, где заканчивается одна часть и начинается другая. После этого нужно определить, какие виды связи между частями (посмотреть на наличие союзов или их отсутствие, попытаться задать вопрос или попробовать сделать каждую из частей отдельным предложением).

И наконец, остается только правильно расставить знаки препинания, ведь без них на письме очень трудно воспринимаются сложные предложения с разными видами связи (упражнения учебников как раз и направлены на развитие этого навыка).

Как же не ошибиться в выборе знаков препинания?

Пунктуация сложного предложения с разными видами связи

После того, как предикативные части выделены и виды связи установлены, все становится очень понятным. Знаки препинания расставляем в соответствии с правилом, относящимся к конкретному виду связи.

Сочинительная (СС) и подчинительная связь (ПС) требуют постановки запятой перед союзом. Другие знаки препинания в этом случае очень редки (при сочинительной связи возможна постановка точки с запятой, если одна из частей осложнена и содержит внутри себя запятые; возможна постановка тире, если части резко противопоставлены или одна из них содержит неожиданный результат).

При бессоюзной связи, как уже упоминалось выше, может стоять один из четырех знаков препинания, в зависимости от того, какие смысловые отношения между частями предложения.

Составление схем сложных предложений с разными видами связи

Этот этап можно выполнить до расстановки знаков препинания, а можно после, чтобы проверить их правильность. Схемы используются в пунктуации, чтобы графически объяснить выбор того или иного знака препинания.

Схема помогает написать без пунктуационных ошибок сложные предложения с разными видами связи. Примеры расстановки знаков препинания и составления схемы приведем прямо сейчас.

[День был прекрасный, солнечный, на диво безветренный]; [слева надвинулась уютная тень], и [трудно стало понимать], (где заканчивается она, тень) и (где начинается изумрудная листва деревьев).

В этом предложении между первой и второй частью легко прослеживается бессоюзная связь, между второй и третьей — сочинительная, и третья часть является главной по отношению к следующим двум придаточным частям и соединена с ними подчинительной связью. Схема этого СП такова: [__ =,=,=]; [= __], и [=], (где = __) и (где = __). Схемы сложных предложений с разными видами связи могут быть горизонтальными и вертикальными. Мы привели пример горизонтальной схемы.

Подведем итоги

Итак, мы выяснили, что такое сложные предложения с разными видами связи (примеры их очень распространены в произведениях художественной литературы и деловом общении). Это предложения, содержащие более чем два простых в своем составе, а их части соединены разными видами синтаксической связи. В СП с разными видами связи могут входить СПП, ССП и БСП в различных сочетаниях. Чтобы не ошибиться в знаках препинания, нужно обозначить простые предложения внутри сложного и определить виды синтаксической связи.

Будьте грамотными!

fb.ru

Сложные предложения с разными видами связи между частями

«Сложные предложения
с разными видами связи между частями»



В сложном предложении могут сочетаться различные виды союзной и бессоюзной связи. Рассмотрим следующие возможные варианты сложные предложения с разными видами связи:

  • сочинительная и подчинительная связь.

Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге.

Схема этого предложения: 

 

  • сочинительная и бессоюзная связь.

Уже давно село солнце, но ещё лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье.

Схема этого предложения: 

 

  • подчинительная и бессоюзная связь.

Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою.

Схема этого предложения: 

 

  • сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь.

В саду росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками, качелями, видны были все вороньи гнёзда, похожие на большие шапки.

Схема этого предложения: 

 


В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Костер горел ярко, и, чем ближе я подъезжал к нему, тем всё резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка.

Схема этого предложения: 


Конспект урока «Сложные предложения с разными видами связи между частями».

Следующая тема: «Способы передачи чужой речи»

 

Сложные предложения с разными видами связи

4.8 (95.43%) 35 vote[s]

uchitel.pro

Разбор сложного предложения с разными видами связи

Синтаксический разбор предложения нужно начинать с досконального изучения теоретического материала по данной теме. В этом заключается основная составляющая положительного результата. Наиболее объёмным по практическим навыкам будет разбор сложного предложения, к примеру, с разными видами связи.

В первую очередь здесь необходимо охарактеризовать всю синтаксическую модель в целом, а потом каждую часть индивидуально. Для наглядности разберём сложносочинённое предложение с различными видами связи.

Тоска вдруг навалилась, как будто она хотела меня добить окончательно, и, чтобы не поддаваться унынию, я окунулась в работу, которая, как мне казалось, должна была меня отвлечь.

  1. Строим схему и доводим, что имеем дело со сложным предложением с различными видами связи:

[Тоска вдруг навалилась] 1, [как будто она хотела меня добить окончательно] 2, и, (чтобы не поддаваться унынию) 3, [я окунулась в работу] 4, (которая, как мне казалось, должна была меня отвлечь)5.

Рассуждаем: 5 грамматических основ, т.е. 5 простых составляют одно сложное . Условно делим их на 2 сегмента: 1 и 2 простые предложения (БСП) + 3, 4 и 5 (СПП с двумя придаточными), связь между которыми осуществляется сочинительным союзом и. Таким образом, наблюдаем бессоюзную подчинительную и сочинительную (основную) связь между частями сложного предложения.

│[ ] 1, [ ] 2 │, и , │(чтобы…) 3, [ сущ.] 4,( которая ) 5.

  1. Дадим характеристику всего предложения . Имеем дело с повествовательным, сложным, с разными видами связей. По эмоциональной окраске – невосклицательное.

Первый блок, состоящий из двух простых предложений (БСП) не сложный по характеристике, поэтому уделим больше внимания второму блоку – СПП с двумя придаточными.

В данном СПП видим наглядный пример параллельного подчинения, т.к. оба придаточных простых относятся не к одному слову главной части и отвечают на различные вопросы. чтобы не поддаваться унынию –придаточная цели (окунулась в работу с какой целью?), она относится ко всему предложению и вводится подчинительным союзом «чтобы»; … которая, как мне казалось, должна была меня отвлечь – придаточная определительная (работа какая?), соотносится с существительным «работа» в главной части предложения и присоединяется при помощи союзного слова «которая».

  1. А теперь даём характеристику каждому простому, входящему в состав нашего сложного.

Тоска вдруг навалилась… Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложненное.

… как будто она хотела меня добить окончательно… Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.

… чтобы не поддаваться унынию… Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное (безличное), нераспространённое, неполное, неосложненное.

… я окунулась в работу… Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложненное.

… которая,│ как мне казалось│, должна была меня отвлечь… Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено вводным словосочетанием.

Таким образом, разбор сложносочинённого предложения выполнен в полном объёме. По такому принципу следует выполнять анализ и сложносочинённого. Ещё раз обращаем ваше внимание на то, теоретическую часть нужно знать досконально, поскольку анализ сложного тесно переплетается с характеристиками простого.

Убеждены, что вышеприведенный разбор предложения окажет помощь в работе над похожими синтаксическими конструкциями.

Удачи в освоении азов русского синтаксиса.

distance-teacher.ru

Сложные предложения с разными видами связи. Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях

·                   Сегодня мы поговорим о предложениях с разными видами связи.

·                   Узнаем, какими бывают эти предложения.

·                   Выясним некоторые особенности этих предложений.

Мы уже многое знаем о сложных предложениях. Настолько многое, что можем даже запутаться среди понятий и определений. Кажется, нам пора сказать: «Повторение – мать учения!»

Итак, в речи мы чаще всего пользуемся простыми предложениями. Погода испортилась. Мы решили поторопиться.

Но иногда нам приходится связывать простые предложения в сложное. Сложным мы называем предложение, в котором две грамматические основы или более.

Погода испортилась, мы решили поторопиться.

Погода испортилась, и мы решили поторопиться.

Погода испортилась, поэтому мы решили поторопиться.

Однако бывает так, что нам нужно сообщить в одном предложении слишком много информации. В таком случае для наших целей недостаточно ни одной из разновидностей сложных предложений.

В таком случае мы обращаемся к многочленному предложению. Так называется сложноподчиненное предложение, в котором несколько придаточных.

При этом в многочленном предложении связь между частями − союзная подчинительная.

Но если мы можем добавлять в сложное предложение несколько придаточных, то что может нам помешать совместить разные виды связи в одном предложении?

В сложном предложении могут совмещаться разные виды связи. Благодаря этому, мы можем выразить информацию так, как захотим.

Предложения с разными видами связи также называются многочленными.

Создадим одно такое предложение из простых.

Начался дождь. Капли гулко барабанили по стеклу. В доме было тепло и уютно. Дедушка затопил камин.

Начался дождь; капли гулко барабанили по стеклу, но в доме было тепло и уютно, ведь дедушка затопил камин.

Первая и вторая части нашего предложения связаны при помощи бессоюзной связи, вторая и третья – при помощи сочинительной связи, а третья и четвертая – при помощи подчинительной связи.

Посмотрите, у нас ведь получилась довольно сложная конструкция!

Именно поэтому предложения с разными видами связи называются также сложными синтаксическими конструкциями (ССК).

С видами связи, которые встречаются в многочленных предложениях, мы давно знакомы. Это сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь.

Интересно то, что в многочленных предложениях возможны различные комбинации видов связи.

Например, сочинительная связь часто сочетается в одном предложении с подчинительной.

Часы пробили, и раздался звонок на урок, который все встретили общей радостью. В данном случае при помощи придаточной части раскрывается одна из частей предложения.

Мне так и не рассказали, что говорилось на собрании и почему собеседники так мрачны. Сочинение здесь используется, чтобы подчеркнуть однородное подчинение. Обратите внимание: поскольку подчинение однородное, запятой перед и мы не ставим.

Когда мы вошли в комнату, беседа смолкла и на нас посмотрели очень внимательно. В этом примере придаточное предложение является общим для двух частей. При этом запятую перед и мы вновь не ставим.

Сочинительная связь может сочетаться не только с подчинительной, но и с бессоюзной. То есть, в многочленном предложении могут сочетаться сочинение и бессоюзие.

Потеплело; на полях появилась первая поросль, и деревья отряхнули листья от снега. Первые два предложения связаны бессоюзной связью, мы разделяем эти части точкой с запятой, поскольку они обособлены по значению. Вторая и третья часть связаны при помощи сочинения.

Отец учил сына живописи – сын хотел стать скульптором, и его мечта осуществилась. Мы ставим между первой и второй частью тире, поскольку между ними возникают отношения противопоставления. Вторая и третья часть связаны при помощи сочинения.

Мы заметили: не только малыши наряжали елку, но и их родители с удовольствием приняли участие.

Двоеточие между первой и второй частью ставится, поскольку возникают отношения дополнения. Вторая и третья часть связаны при помощи сочинения. Это подтверждает союз не только… но и.

Создадим схему предложения «Потеплело; на полях появилась первая поросль, и деревья отряхнули ветви от снега».

Какую еще комбинацию видов связи мы можем представить? Подчинительная и бессоюзная связь. Такое сочетание тоже возможно.

Я принял решение: поговорить с другом, когда увижу его. Между первой и второй частью возникают отношения пояснения, поэтому мы ставим двоеточие. Третья часть является придаточной по отношению ко второй.

Несмотря на то, что на улице палило солнце, возле озера было прохладно; ныряли с плеском утки, блаженствующие в воде. Первая часть – придаточная по отношению ко второй части. Между второй и третьей частью ставится точка с запятой, потому что третья часть имеет свои знаки препинания.

Загрохотала лавина – тяжким стоном отозвалась гора, на склоны которой ложилась неподъемная тяжесть снега. Между первой и второй частью мы поставим тире, поскольку происходит стремительное, внезапное развитие событий. Между второй и третьей частью складываются подчинительные отношения: третья часть – придаточное определительное.

Наконец, мы можем сочетать в одном предложении все три вида связи.

То есть, в многочленном предложении могут сочетаться сочинение, подчинение и бессоюзие.

Сон изменился: теперь она шла по тёмному коридору, который весь был увешан картинами, и с этих картин за ней пристально и остро следили глаза портретов. Первая и вторая часть соединяются при помощи бессоюзной связи, между ними ставится двоеточие, поскольку вторая часть поясняет значение первой. Вторая и третья часть связаны при помощи подчинения, а третья и четвертая – при помощи сочинительной связи.

Когда внутри машины заскрипело и загрохотало, шофер ударил по тормозам; он бодро нырнул под капот, посоветовав нам подождать; но мы вовсе не протестовали против неожиданной остановки. Первая и вторая части соединяются при помощи подчинения, после второй части ставится точка с запятой, так как третья часть имеет свои знаки препинания. Третья и четвертая часть связаны при помощи сочинительной связи. Но между ними также ставится точка с запятой.

Создадим схему первого из наших примеров.

В многочленных предложениях один из видов связи является обычно основным.

Начался дождь; капли гулко барабанили по стеклу, но в доме было тепло и уютно, ведь дедушка затопил камин.

Основной является бессоюзная связь: первая часть предложения наиболее независима.  За ней следует сочинительная связь, и наконец наименее важный вид связи – подчинительная.

Основной вид связи можно определить при членении сложной конструкции на смысловые блоки.

Например, в нашем предложении мы можем выделить два основных блока: в первый войдут первая и вторая часть, связанные при помощи бессоюзной связи. А во второй блок войдут третья и четвертая часть.

Помните, что не следует увлекаться сложными предложениями в речи. Ведь из-за чересчур сложных конструкций речь выглядит перегруженной, запутанной, непонятной.

Рассмотрим предложение. Вчера мы были в музее на выставке картин известного художника; конечно, я не особенно люблю современное искусство, но подруга уговорила меня пойти, потому что считает, что мы должны повышать свой культурный уровень; и я не разочаровалась: пейзажи были великолепны, а дивные натюрморты поражали; когда же мы добрались до портретов – восторгу не было предела…

В предложении десять частей, причем присутствуют все три вида связи. Но это не придает предложению выразительности, не делает его более понятным. Напротив, оно выглядит пугающе. В речи таких конструкций лучше избегать.

 Что же нам требуется запомнить?

Многочленное сложное предложение – это такое сложное предложение, в котором совмещаются разные виды связи.

Такие предложения также называются сложными синтаксическими конструкциями.

В многочленных предложениях виды связи могут комбинироваться следующим образом:

·                   сочинение и подчинение;

·                   сочинение и бессоюзие;

·                   подчинение и бессоюзие;

·                   сочинение, подчинение и бессоюзие.

videouroki.net

Сложные предложения с разными видами связи: знаки препинания

 

Понятие сложных предложений с различными видами связи. Сложное предложение, которое содержит в себе три и больше простых предложения, которые связаны между собой бессоюзной, подчинительной или сочинительной связью называются сложными предложениями с разными видами связи.

Для того чтобы понять систему таких сложных конструкций, важно проанализировать каким образом группируются простые предложения, которые входят в состав сложного.

Очень часто сложные предложения с разными видами связи делятся на два, а иногда и несколько блоков. Каждая часть такого блока представляет собой либо простое, либо сложноподчиненное предложение.

Сложные синтаксические конструкции, как правило, имеют такие сочетания:
— подчинительной и сочинительной связи,
— бессоюзной и сочинительной,
— бессоюзной и подчинительной,
— бессоюзной, подчинительной и сочинительной.

Синтаксический разбор

Чтобы сделать синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи, необходимо в первую очередь определить тип этого предложения по цели высказывания (побудительное, вопросительное, повествовательное). Затем следует по грамматическим основам определить количество простых предложений и выделить их границы.

Определить вид связи между блоками простых переложений (союзные, бессоюзные). Охарактеризовать каждый блок, согласно его строению. Завершающий этап – составление схемы приложения, в которой каждое простое предложение блока необходимо помещать в квадратные скобки.

Пример cложного предложения с разными видами связи

Давайте рассмотрим пример такого предложения и сделаем его синтаксический разбор. 

Вдруг навалился густой могучий ливень, как будто огромной стеной он отделил меня от окружающего мира, и, (чтобы устоять на ногах), я попытался ухватиться за дерево, которое по моим догадкам, должно было находиться где-то справа от меня.

Данное предложение – повествовательное, невосклицательное, с разными видами связи, которое состоит из трех частей: первая и вторая часть соединены без союзов, вторая и третьи – союзом «и».

Схема:
[ ], [ ], и,[ ].

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Знаки препинания в таких приложениях ставятся также как в сложносочиненных, сложноподчиненных, и бессоюзных предложениях. 

Примеры:

1.Не осталось никаких сомнений: с солдатами что-то случилось, но, несмотря на это, мост на территории врага должен быть взорван.

2. Еще была осень, но солнце начало ходить значительно ниже и в полдень, когда вышедшая рано утром группа туристов прошла уже около пятнадцати километров, оно грело еле ощутимо, так, что всех потихоньку одолевал неприятный озноб.

Между подчинительными и сочинительными союзами запятая никогда не ставится, если вторая часть двойного союза, либо союз идет после придаточного.

Например:

1.Мы выходим в открытое море, но если внимательно приглядеться, то синие тени земли уже виднеются на горизонте.

2. Солнце давно уже взошло, и хотя на небесах не было заметно даже маленького облачка, но цвет их был довольно странным и неприятным: грязно серым и светло-фиолетовым одновременно.  

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Значения сложных бессоюзных предложений: знаки препинания в них
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspСпособы передачи чужой речи: прямая, косвенная, диалог и некосвенно-прямая

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

План-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложные предложения с разными видами связи»

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

Цель урока: актуализировать  и обобщить ЗУН, необходимых для творческого развития учащихся, полученные ранее по теме «Сложное предложение», в новых условиях,  формировать  умения  обосновывать признаки  сложного предложения с разными видами связи.

 Задачи:

  1. Определять виды связи  между простыми  предложениями в составе сложного.  
  2. Способствовать развитию  речевой культуры  учащихся, их творческих способностей.
  3. Воспитывать умение работать в коллективе,  мотивировать на преодоление интеллектуальных трудностей.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный дидактический материал для групповой, индивидуальной работы.

Методы: методы и  приемы  интерактивного обучения, исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-практикум

ХОД УРОКА

На слайде:

1.        Стадия «Осмысления». Слайд 1.

Обратите внимание на монитор. Прочитаем высказывания известных писателей:

Надо отучаться от короткой фразы, она уместна только в моменты напряженного действия.

Максим Горький

Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать.

Толстой Л. Н. 

— Скажите, в чем эти высказывания противоречат друг другу? ( Горький утверждает, что нужно писать длинными предложениями, а Толстой говорит, что лучше употреблять короткие фразы).

-Известно, что вы чаще употребляете короткие   простые предложения.

— Чем они вас привлекают? (экономия времени, легкое понимание собеседника).

— Почему  трудно  выстраивать  сложные, развернутые   предложения?  

Тем не менее, все сложное становится простым, если рассмотреть его структурное  содержание.

«Слона можно съесть по частям» (слайд)

Поэтому сегодня мы будем разбирать сложные синтаксические конструкции на смысловые части и устанавливать виды связи.  

2. Актуализация опорных знаний.

Слайд 2

— Перед вами потребительская корзина, требующая знаний к данной теме.  Я предлагаю вам сложить в нее уже известную информацию о сложном предложении.

КЛАСТЕР

-На какие виды делятся сложные предложения по типам связи?

(союзные и бессоюзные)

-Назовите виды союзных предложений.

(ССЧ, СПП)

-Чем отличаются друг от друга эти виды предложений?

(средствами связи, типами отношений)

-А именно?

(ССП – сочинительные союзы и интонация; СПП – подчинительные союзы и союзные слова, интонация)

-Что является средством связи в БСП?

(интонация)

3. НОВАЯ ТЕМА.

    1) Слово учителя. Одной фразой.

— Можно ли в одном предложении соединить все или несколько видов связи?

-А  как будут называться такие предложения?

Такие конструкции называются сложными предложениями с различными видами связи.

СЛАЙД 3 Запишите тему урока в свои рабочие карты: «Сложные предложения с разными видами связи».

В зависимости от разных сочетаний видов связи выделяются следующие группы:

  • сочинение и подчинение;
  • сочинение и бессоюзная связь;
  • подчинение и бессоюзная связь;
  • сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

2) Коллективная работа с таблицей «Виды связи».

Задание: Составим опорный конспект по теме. 

У каждого из вас на партах рабочие карты. Ваша задача по представленным схемам составить из простых предложений сложное с разными видами связи.

  1.  СХЕМА. Установите виды синтаксической связи. Занесите схему в опорный конспект. Составьте из простых предложений сложное с сочинением и подчинением.

Виды связи

Схема

Примеры

 Сочинение + подчинение

     , и         ,,

     

     

Сырой ветер шумел в лесах, и было слышно, как весело и звонко журчат ручьи.

Сочинение + бессоюзная связь

    ,           , и

         

        .        

Крапива обожгла мне руки, спина ныла, и голова кружилась.

Подчинение + бессоюзная связь

         

         ,           ,

           

        ,          .

Когда наступила весна, солнце стало светить ярче, появились листья на деревьях, распустились цветы на лугах.

Сочинение + подчинение + бессоюзная связь

    ,           , и

    ,

     

    .        

На лугах созревали травы, в некоторых хозяйствах уже начали косить, и надо было смотреть, как шла работа.

   — С какими сочетаниями видов связи мы с вами познакомились?

  1. Тренировочные упражнения.

1) А теперь давайте с вами немного пофантазируем.  Для этого объединитесь в группы по 4 человека. Представьте, что вы

  • Спортсмены и у вас разные виды спорта.
  • А вы увлекаетесь компьютерными играми.
  • Ваши группы – это будущие путешественники.

Составьте предложения с разными видами связи, используя терминологию своей тематической группы. – 2 минуты.

— А теперь мимикой и жестами (невербальное общение) изобразите предложение со знаками препинания.

  – Какие виды связи вы использовали в составлении предложения?

— А какое было составлено предложение?  зачитывают (вербально).

  1. предложения. Остальных слушаем.

Хвалю за творчество. Установили  различные виды связи, проговорили и обменялись информацией друг с другом.

       2) Интерпретация текста.

Задание:

Трудно ли создавать то, что выглядит очень просто?

Давайте сейчас попробуем из сложного сделать простое.

Задания: прочитайте инструкции и сократите до одного простого предложения.

Раздаю по 5 листов шуточные инструкции.

5. Рефлексия. Оценивание.

Устная публикация (представление). Желающий  зачитывает свои миниатюры, всем предлагается в услышанном тексте  отметить, что понравилось, заинтересовало.

Слайд 15

— Станет ли  более емким  смысл коротких фраз, если вы научитесь правильно строить сложные предложения?

— Почему?  

(В  такой  простоте высказывания  скрыта  глубина  обобщения).  

Таким образом, вы убедились:  для того  чтобы создать то, что на первый взгляд  выглядит просто  —  требуется сложная мыслительная   работа.  

— Какой опыт извлекли из урока?

— Где чаще  можно использовать простые предложения?

— А где сложные?

-При общении с иностранцем?  Сверстниками? Сочинение на конкурс? В написании реферата? Смс для любимой девушки?

Мы живем в век коммуникации, когда искусство общения стало жизненной необходимостью.    Чтобы   собеседникам было проще понять вас,   я желаю вам  сложной  ежедневной работы  не только над содержанием, но  и над структурой вашей речи.  Поверьте, результат вас приятно удивит.

Д/З: дома повторите материал  по  опорному  конспекту.

Спасибо за урок! Общаясь друг с другом, мы растем и развиваемся.

При общении с иностранцем?  Сверстниками? Сочинение на конкурс? В написании реферата?  В СМС для любимой девушки?

Мы живем в век коммуникации, когда искусство общения стало жизненной необходимостью.    Чтобы   собеседникам было проще понять вас,   я желаю вам  сложной  ежедневной работы  не только над содержанием, но  и над структурой вашей речи.  Поверьте, результат вас приятно удивит.

материал  по  опорному  конспекту.

                 

Кузнецова Е.В., учитель русского языка и литературы, ГКСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа»,

с. Костромское

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *