Тест по обществознанию (10 класс) на тему: Тест по темам: «Природное и общественное в человеке», «Системное строение общества: элементы и подсистемы»
Составитель: Молошникова Е. А., учитель истории МБОУ СОШ № 51 г. Воронежа.
Источники материалов:
- Баранов П. А., С. В. Шевченко. ЕГЭ -2015: Обществознание: Самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, С. В. Шевченко; под ред. П. А. Баранова. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 126, (2) с. – (Государственная итоговая аттестация).
- Котова, О. А. Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – Москва: Интеллект-Центр, 2016. – 232 с.
10 класс. Тест «Природное и общественное в человеке. Системное строение общества: элементы и подсистемы».
1. Какой признак характеризует человеческую деятельность?
1) обязательное использование инструментов
2) доминирование биологических потребностей
3) сознательная постановка целей
4) инстинктивное приспособление к окружающему миру
2. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?
А. Исторически общество возникло одновременно с природой.
Б. Общество выступает творцом культуры.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Социализацией личности называется
1) целенаправленное совершенствование человеком самого себя
2) столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей
3) освоение индивидом культурных ценностей общества
4) поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам
4. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Группу людей, объединившихся для общения и совместной деятельности, можно считать обществом.
Б. Становление и развитие человека вне общества невозможно.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится
1) речевое общение
2) потребность быть в обществе
3) способность абстрактно мыслить
4) приспособление к условиям среды
6. К духовной культуре не относится
1) мифология
2) религия
3) архитектура
4) искусство
7. К общественным отношениям не относится
1) оформление документов при приеме на работу
2) прогулка по лесу с собакой
3) проведение забастовки работниками предприятия
4) проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации
8. Что не относится к телесно-анатомическим особенностям человека, отличающим его от животных?
1) наличие физических качеств (сила, скорость, выносливость и т. д.)
2) особое строение позвоночника, таза (прямохождение)
3) наличие развитой гортани, позволяющей модулировать членораздельные звуки
4) наличие объемного мозга
9. Основу экономической сферы жизни общества составляет
1) регулирование социальных отношений
2) производство материальных благ
3) разработка ресурсосберегающих технологий
4) взаимодействие государства и политических партий
10. Сфера общественной жизни, отражающая отношения в процессе материального производства
1) экономическая
2) политическая
3) социальная
4) духовная
11. Отличие человека от животного
1) его жизнедеятельность состоит в приспособлении и собирательстве, основанных на системе условных и безусловных рефлексов, инстинктов
2) может изменять свой мир только по потребностям своего вида
3) может действовать сообразно свободе своей воли и фантазии
4) может действовать, исходя из удовлетворения исключительно физических потребностей
12. Сфера общественной жизни, отражающая взаимодействие классов, социальных слоев и групп
1) экономическая
2) политическая
3) социальная
4) духовная
13. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?
А. Животные, как и человек, обладают способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий.
Б. Действие животного, в отличие от человека, ориентируется на удовлетворение физической потребности (голода, продолжения рода и т. п.).
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. Сфера общественной жизни, отражающая деятельность государственных организаций, политических партий и движений
1) экономическая
2) политическая
3) социальная
4) духовная
15. Верны ли следующие суждения о взаимоотношении природы и общества?
А. По мере совершенствования орудий труда общество оказывает усиливающееся воздействие на природу.
Б. Общество может обойтись без природы, поскольку человек является самым совершенным живым существом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?
А. Животные, как и человек, способны изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.
Б. Животные, в отличие от людей, в своем поведении подчиняются инстинкту, их действия изначально запрограммированы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком» относится к понятию
1) искусство
2) наука
3) творчество
4) культура
18. Установите соответствие между видами культуры и их объектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ | ВИДЫ КУЛЬТУРЫ |
А) язык Б) погребение В) символ Г) галстук Д) ритуал | 1) материальная 2) духовная |
19. Понятие «общество» включает в себя
1) окружающий мир
2) природную среду обитания
3) способы взаимодействия людей
4) сохранение связи с природой
20. К элементам духовной сферы жизни общества можно отнести
1) классы, социальные группы
2) политические партии
3) мораль
4) рабочую силу
21. Понятия «нация», «этнос» относятся
1) экономической сфере
2) политической сфере
3) социальной сфере
4) духовной сфере
22. Верны ли следующие суждения об основных сферах жизни общества?
А. Основные сферы жизни общества достаточно автономны и вместе с тем неразрывно связаны.
Б. Изменения в одной сфере жизни общества не влияют на другие сферы и общество в целом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
23. Понятия «собственность», «производство», «обмен» относятся к
1) экономической сфере
2) социальной сфере
3) политической сфере
4) духовной сфере
24. Укажите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) парламент Б) система здравоохранения В) общественные организации Г) правительство Д) коммунальные службы | 1) социальная сфера 2) политическая сфера |
25. Верны ли следующие суждения об отношениях общества и культуры?
А. Возникновение и развитие культуры не связано с материально-производственной деятельностью человека.
Б. Возникновение и развитие культуры является результатом социальной деятельности человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
26. Верны ли следующие суждения о материальной культуре?
А. Под материальной культурой понимается все, что создается для удовлетворения интеллектуальных потребностей человека.
Б. Под материальной культурой понимается искусственно сотворенный человеком предметный мир.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
27. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Социализация осуществляется в ходе стихийного влияния на человека жизненных обстоятельств.
Б. Социализация осуществляется в результате целенаправленного воздействия общества через систему образования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
28. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество — это население Земли, совокупность всех народов.
Б. Общество — это определенная группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержи друг друга.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
29. Человек в отличие от животного
способен
1) проявлять эмоции
2) заботиться о потомстве
3) предварительно обдумывать свое поведение
4) совершать привычные действия
30. Основа человеческого существования — это
1) дружба
2) потребительство
3) любовь
4) деятельность
31. Человек, согласно современным представлениям, есть существо
1) духовное
2) биологическое
3) социальное
4) биосоциальное
Ответы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А-2), Б-1), В-2), Г-1), Д-2) |
|
|
|
|
| А-2), Б-1), В-2), Г-2), Д-10 |
|
|
|
|
|
|
|
nsportal.ru
Природное и общественное в человеке. Тест 1.
Лимит времени: 0
0 из 15 заданий окончено
Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
Информация
Тест проверки следующих тем:
1.1. Природное и общественное в человеке
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается…
Вы должны войти для того, чтобы начать тест. Выполните вход с помощью любой социальной сети в один клик.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Правильных ответов: 0 из 15
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
Средний результат |
|
Ваш результат |
|
Место | Записано | Баллы | Результат | |
---|---|---|---|---|
Таблица загружается | ||||
Нет данных | ||||
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- С ответом
- С отметкой о просмотре
Задание 1 из 15
К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится
Задание 2 из 15
Найдите в приведенном ниже списке проявления биологической природы человека. Укажите несколько вариантов ответа
Задание 3 из 15
Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Некоторые потребности проявляются как у человека, так и у других живых существ.
Б. В человеке объединены природные и общественные (социальные) качества.
Задание 4 из 15
И человек, и животные
Задание 5 из 15
Возраст человека относится к
Задание 6 из 15
Миша учится в школе, занимается танцами, помогает бабушке. Эти качества характеризуют его прежде всего как
Задание 7 из 15
Процесс выделения человека из мира животных называется
Задание 8 из 15
В отличие от животных, человек способенЗадание 9 из 15
Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают
Задание 10 из 15
К социальным потребностям человека относится
Задание 11 из 15
Вера с интересом читает книги о разных странах, путешествиях и хочет, когда вырастет, объехать весь мир. Какое качество её личности отражается в этом примере?
Задание 12 из 15
Высшая степень творческих интеллектуальных проявлений личности, который обнаруживается в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры
Задание 13 из 15
Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Все поступки человека по своей природе рациональны, сообразуются с разумом.
Б. На поведение человека влияют подсознание, природные инстинкты и влечения.
Задание 14 из 15
Верны ли следующие суждения о человеке?
А. В общении с другими людьми человек использует не только речь, но и мимику, жесты.
Б. Человек получает новую информацию, различные эмоции в общении с другими людьми.
Задание 15 из 15
Как называется единичный представитель человеческого рода?
centr-intellect.ru
Тест по обществознанию (11 класс) на тему: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕСТ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ТЕМА: ЧЕЛОВЕК
Тема: «Человек». Вариант 1
A1. Индивидуальность – это
1)специфические черты, присущие человеку как биологическому организму
2)темперамент человека, его характер
3)неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке
4)совокупность человеческих потребностей и способностей
A2. Признаком, отличающим человека от животного, является
1)проявление активности 2)целеполагание
3)приспособление к среде обитания 4)взаимодействие с окружающим миром
A3. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?
А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.
Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.
1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны
A4. Результаты производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества в совокупности можно назвать
1)культурой 2)экономикой 3)мировоззрением 4)историей
A5. Деятельность человека и поведение животного характеризуются
1)выдвижением целей 2)механизмом самоконтроля
3)осознанным выбором средств 4)удовлетворением потребностей
A6. Труд в отличие от общения
1)является потребностью человека
2)может доставлять человеку удовольствие
3)непосредственно преобразует предметы окружающей среды
4)предполагает наличие цели
A7. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.
Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.
1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны
A8. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в
1)самосохранении 2)самореализации 3)самопознании 4)самообразовании
A9. Качества личности проявляются в
1)чертах человека как биологического организма 2)наследственной предрасположенности
3)особенностях темперамента 4)социально-преобразующей деятельности
A10. Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и общественного в человеке?
А.Индивидуальное и общественное в человеке – результат биологической эволюции.
Б.Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом.
1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А11. И человек, и животные способны
1)использовать предметы природы 2)изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда
3)передавать трудовые навыки последующим поколениям 4)осознавать собственные потребности
А12. У таких видов человеческой деятельности, как общение и игра, общим является то, что они
1)допускают использование определённых правил или норм
2)предполагают обязательное наличие партнёра
3)носят условный характер
4)предписывают обязательное соблюдение ритуалов
А13. Кто является автором теории происхождения человека из животного мира,
постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?
- И.И. Мечников 2) И.П. Павлов 3) Ч. Дарвин 4)Ж. Кювье
А14. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?
- обменные процессы
- творческая активность
- работа органов чувств
- потребность в пище
А15. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:
- средства должны соответствовать целям
- цель состоит в получении достоверного знания
- субъектом выступает отдельная личность
- результатом является новый продукт
А 16. Воля – это
- власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения
- способность дать сдачи обидчику
- умение выступать принципиально против любой точки зрения, кроме своей
- способность к самой опасной и жестокой борьбе
А17. Ученик для учителя является:
- объектом деятельности 2) конкурентом 3) субъектом деятельности 4) коллегой
А18. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.
Б. Новорожденный человек является личностью.
1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А19. К агентам вторичной социализации не относятся:
- Радиожурналист 2) двоюродный брат 3) преподаватель вуза 4) руководитель предприятия?
А20. Верны ли суждения?
Официальные межличностные отношения:
А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
Б. Стандартизированы и обезличены.
1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А21. Закончите утверждение: Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека
- вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;
- давать отпор любым агрессивным выпадам против него;
- приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;
- к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)
А22. К экзистенциальным относятся потребности в:
- комфорте 2) общении 3) познании 4) самоуважении
А23. Верны ли следующие суждения о самосознании?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.
1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А24. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек остается частью природного мира.
Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.
1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А25. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?
А. Гениальным человека делает природа.
Б. Умственная одаренность — качество, обусловленное биологической природой человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А26. К практической деятельности относится
- производство материальных благ
- познание законов развития природы
- формирование религиозных представлений о мире
- сочинение музыки
А27. Деятельность в отличие от общения
- является потребностью человека
- может доставлять человеку удовольствие
- предполагает наличие цели
- непосредственно преобразует предметы окружающей среды
А28. Верны ли следующие утверждения о свободе личности?
А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед обществом за свои действия и поступки.
Б. Свобода — это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели.
1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А29. Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.
Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально свободных черт называется:
- Деятелем 2) индивидом 3 ) лидером 4) личностью
А30. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придаёт
- Самоотдача 2) материальная выгода 3) гордость за совершённое 4) наслаждение мастерством.
Часть В
В1. Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира, — это
Ответ_________
В 2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «структура деятельности». Найдите и укажите термин не связанный с этим понятием.
Субъект; цель; средства; индивид; объект; результат.
Ответ_________________
В 3. Установите соответствие между видами деятельности, данными в первом столбце, и их характеристиками, данными во втором.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1. Деятельность в воображаемой ситуации | А. Труд |
2. Практическая полезность | Б. Учение |
3. Нацеленность на получение знаний | В. Игра |
4. Замещение реальных объектов условными | |
5. Преобразовательная направленность |
В 4. Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Найдите в приведенном списке базовые потребности человека. Номера запишите в порядке возрастания.
- Потребность в законе
- Потребность в общении
- Потребность в нравственном совершенствовании
- Потребность во взаимодействии
- Потребность в достижении истины
- Потребность в возрастании добра
Ответ______________
В 5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1) фактический характер ; 2) характер оценочных суждений
(А) По-видимому, пришло время, чтобы уровень развитости и прогрессивности общества начать оценивать по тому, каким становится человек, в какую сторону он меняется год от года. (Б) Цивилизация покоряет природу, добиваясь высокого уровня научно-технического прогресса, но оказывается беспомощной в познании сущности человека. (В) Бурное развитие науки и техники, по мнению многих специалистов, сопровождается разрушением природы, распространением бездуховности. (Г) Думается, что человек становится рабом техники, и собственной подлости, начинает молиться «желтому дьяволу».
Ответ_____
В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.
«В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для его _____ (1). Теперь уже стало бесспорной истиной, что _____ (2) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных _____ (3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» ____(4) ребенка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. _____ (5) в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и _____ (6), на знании закономерностей его роста и развития его личности.»
А) потребности Б) психика В) личность | Г) культура Д) общение Е) семья | Ж) контакты З) группа И) гуманизм |
Ответ_____________
В 7. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Номера запишите в порядке возрастания.
- Способность к совместной преобразовательной деятельности
- Стремление к самореализации
- Умение приспосабливаться к природным условиям
- Устойчивые взгляды на мир и сове место в нем
- Потребность в воде, пище, отдыхе
Ответ_______
Ответы:
№ | |
1 | 3 |
2 | 2 |
3 | 2 |
4 | 1 |
5 | 4 |
6 | 3 |
7 | 4 |
8 | 1 |
9 | 4 |
10 | 4 |
11 | 1 |
12 | 1 |
13 | 3 |
14 | 2 |
15 | 2 |
16 | 3 |
17 | 1 |
18 | 1 |
19 | 2 |
20 | 2 |
21 | 4 |
22 | 1 |
23 | 1 |
24 | 3 |
25 | 2 |
26 | 1 |
27 | 4 |
28 | 3 |
29 | 2 |
30 | 1 |
В1 | Деятельность |
В2 | индивид |
В3 | ВАБВА |
В4 | 356 |
В5 | 2122 |
В6 | ВДЖБИА |
В7 | 124 |
nsportal.ru
1.1 Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
Видеоурок:
Лекция:
Центральным понятием курса обществознания является человек. Что же такое человек?
Человек — это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Рассмотрим биологические и социальные признаки человека.
Человек как биологическое существо
Как биологическое существо человек является результатом эволюционного развития (антропогенеза) и представляет собой вид Homo sapiens (человек разумный). Он обладает признаками общими для многих животных класса млекопитающих, среди которых: живорождение, млекопитание, использование предметов природы, инстинкты. Немного подробнее остановимся на инстинктах. Из курса биологии вам известно, что инстинкты – это врожденные акты поведения, которые помогают выжить в природной среде. Человеку свойственны такие животные инстинкты, как самосохранение, продолжение рода, «свой-чужой» и многие другие. Любое инстинктивное поведение человека или животного диктуется биологическими потребностями. Так, потребность в безопасном и удобном жилище удовлетворяется инстинктом построения жилья. Сравним этот инстинкт у животных и человека. К примеру, пчёлы строят соты, пауки плетут паутины, ласточки вьют гнёзда, бобры строят хатки. Но этому их никто не учил, умение строить жильё определённым образом передалось им по наследству. Человек строит дом, но в силу того, что он Homo sapiens к врожденному стремлению удовлетворить потребность в жилище подключает ещё и разум. И поэтому человек придумал тысячи способов строительства жилья.
Следовательно, человек как биологическое существо имеет общие для многих животных признаки, но отличается разумом, помогающим действовать вопреки своим биологическим потребностям.
Социальная сущность человекаВ разумности человек проявляет свою социальную сущность. Если, как биологическое существо он приспосабливается к окружающей среде, то, как социальное способен преобразовывать её, созидая что-либо новое, ранее не существовавшее. Обретение человеком «человеческого» связано с его нахождением в социальной среде. То есть человек становится человеком не столько по рождению, сколько в ходе социализации. Это означает, что живя в окружении людей, он учится общаться, играть, приобретать знания, трудиться и осваивает много других форм поведения. Кроме того, человек усваивает правила и нормы, выработанные данным обществом и прочно устоявшиеся в нём. Так, с раннего детства его учат тому, как надо себя вести, а от какого поведения следует воздержаться. В итоге человек превращается в социальное культурное существо. Процесс социализации начинается с самого рождения, первого прикосновения, слова мамы и продолжается всю жизнь. Что же происходит с человеком, оказавшимся вне общества, к примеру, среди зверей? Результат жизни в «диких» условиях может быть разным и зависит от возраста человека, а если быть точнее, от того, прошёл человек хоть какой — то этап социализации или нет. Нам известны факты о детях — маугли, которых вскармливали животные. Вернувшись в общество они так и не научались говорить, пользоваться столовыми приборами, носить одежду, передвигаться на ногах. Они уподобились зверям. Взрослый же человек, прошедший социализацию, воспитанный обществом и умеющий использовать предметы окружающего мира в свою пользу, попав в «дикие» условия, обустраивает свой быт приблизительно в том виде, каком привык жить. А самое главное, он не теряет своей человеческой сущности. Этому есть яркий литературный пример — Робинзон Крузо — главный герой одноимённого рассказа Даниэля Дефо.
Биологическое и социальное в человеке тесно связано. Развитие определённых социальных качеств в человеке происходит благодаря тому, что в нём имеются биологические предпосылки. Давайте рассмотрим эти биологические предпосылки и социальные качества.
№ | Биологические предпосылки | Социальные качества | Взаимосвязь |
1 | Развитый головной мозг | Разумность | Развитый головной мозг позволяет человеку приобретать знания, создавать предметы, преобразовать природу. Человек контролирует своё поведение и действует в зависимости от конкретной жизненной ситуации. Он различает добро и зло, верит, помнит, мечтает, творит. У него нет страшных когтей и клыков, маскирующей окраски, которые помогают многим животным избежать опасности. Но у человека есть разум, благодаря которому стал могущественной силой на Земле. |
2 | Прямохождение и особое строение кисти руки | Создание орудий труда | Гердер И.Г., немецкий философ XVIII века писал, что «человек находится на высшей ступени развития, потому что ходит прямо – иной причины нет». Прямохождение и развитие кисти рук позволило человеку совершать трудовые действия. Известны слова американского просветителя Б. Франклина: «Человек — это животное, создающее орудия труда». Именно создание орудий труда выделило человека из животного мира. Да, животные умеют использовать предметы природы (к примеру, палки и камни) для строительства норок. Но только человек может изготовлять одни орудия труда с помощью других. |
3 | Анатомо-физиологические механизмы (задатки), инстинкты | Мышление и деятельность | Человек преобразует окружающий мир под свои нужды благодаря деятельности. А формирование деятельности зависит от наличия у человека мышления. Потому, что прежде чем что-то сделать человек обдумывает идею и действия в голове. Более подробно о мышлении и деятельности вы узнаете после изучения темы 1.5. Мышление и деятельность. |
4 | Речь и общение | Жизнь в обществе – это каждодневное взаимодействие людей друг с другом. Это взаимодействие происходит в ходе общения, которое было бы не возможным без наличия членораздельной речи у человека. Общение и взаимодействие с другими людьми очень важно для человека, потому что только в группах он развивается, реализует себя и достигает социальной зрелости. |
Подытожим, человек – это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью. Как биологическое существо он обладает признаками, присущими животным класса Млекопитающие: инстинкты, живорождение, млекопитание, использование предметов природы и отличительными признаками: развитый головной мозг, прямохождение, развитая кисть руки, инстинкты. Как социальное существо обладает характерными только для человека качествами: разумность, способность создавать орудия труда, деятельность, способность к членораздельной речи, общение.
Индивид, индивидуальность, личность.В социологии, которая является частью предмета обществознания наряду с термином «человек» используются понятия индивид, индивидуальность и личность. Вы должны понимать значения этих понятий и уметь различать их.
Индивид – это один из представителей биологического вида Homo sapiens, имеющий генетически наследуемые биологические признаки.
Индивидом является каждый человек. Это понятие характеризует то, что в людях присутствуют одинаковые биологические особенности, относящие к виду Homo sapiens. Так, у каждого человека одна голова, две руки, 32 зуба, есть психика, строение внутренних органов одинаковое и т.д. Но в мире не найти абсолютно одинаковых индивидов, даже если они близнецы. Индивиды отличаются друг от друга внешними и внутренними признаками. Как вы знаете, к внешним относятся рост, цвет глаз, длина волос и другие, а к внутренним темперамент, характер, способности, знания, умения и другие. Отличия в этих признаках делают каждого из нас индивидуальным. Что же такое индивидуальность?
Индивидуальность – это совокупность неповторимых биологических и социальных качеств, присущих каждому человеку.
Согласитесь, для каждого человека очень важно, чтобы окружающие принимали его таким, какой он есть. Наверняка вы слышали, как в адрес какого-либо человека звучали слова: «Он – яркая индивидуальность». Эти слова подчёркивают «особенность» человека, его отличие от других. Очень дорожат такой оценкой люди творческого труда: художники, писатели, ученые.
Личность – это социальный признак человека, связанный с наличием у него социально-значимых качеств, то есть таких, которые важны и необходимы обществу (к примеру, самостоятельность, ответственность, гражданственность, патриотизм, толерантность, альтруизм, гуманность и многие другие).
Личностью является не столько тот, кто обладает этими качествами, сколько тот, кто проявляет их в своем отношении к людям, обществу и природе. Иногда мы слышим: «Он – Человек с большой буквы». Так говорят о личности.
Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Биосоциальная природа человека»👉 Пример эссе «Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живёт изолированно» (И. Фихте)
👉 Пример эссе «Когда миром движут великие мотивы, мы вдруг начинаем понимать, что мы люди, а не звери» (У.Черчилль)
👉 ОГЭ обществознание видеоуроки
Автор курса Абулова Барият. Связаться можно 👉здесь или 👉 здесь
© Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!
cknow.ru
«Тест по обществознанию «1.1 Человек и общество. Природное и общественное в человеке» 10 класс»
1.1 Человек и общество. Природное и общественное в человеке.
Вариант 1
Выберите верные суждения
1) В отличие от животных, человек обладает потребностями; :
2) Социальным качеством человека является необходимость поддержания теплового баланса.
3) Биологической потребность человека является семья.
4) Врожденные качества человека социализируются в процессе взаимодействия с обществом.
5) Помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе
6) Индивид- отдельный представитель человеческого рода
2. Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в
социальных обстоятельствах
3 Для характеристики человека как личности не в первую очередь учитывают его:
1) биологические особенности; 2) тип нервной системы
3) жизненный опыт; 4) состояние здоровья.
4. Ниже приведен перечень примеров. Все они, за исключением двух, относятся к биологическим потребностям.
1) в питании
2) в движении
3) самореализации
4) самосохранении
5) в общении
6) в продолжении рода
Найдите два примера, выпадающие из общего ряда, и запишите.
5… Перечислите качества, отличающие человека от животного:
стремление к самореализации;
2) потребность в признании;
3) способность строить жилище;
4) потребность в пище и воде;
5) способность отражать мир в идеальных образах.
6.. Какое из понятий среди перечисленных является обобщающим для всех остальных?
Начало формы
1) креационизм 2) антропогенез 3) эволюция 4) трудовая теория 5) уфологическая теорияКонец формы
7.. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность- отстаивают» ( А.Г. Асмоов)
В 2.
1.Выберите верные суждения
1) И человеку, и животному свойственны потребности в самосохранении.
2) Человек в отличие от животного способен заботиться о потомстве.
3) В отличие от животного человек способен) прогнозировать результаты действий
4) Человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, характеризует его социальную сущность
5) Человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, характеризует его психологические качества
Выберите верные суждения о социальных составляющих человека.
знания и умения
чувства и волю
3) физическое развитие
4) возрастные особенности
5) членораздельная речь
3. Выберите верные суждения о личности?
1) Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и сознательной деятельности.
2) Новорожденный человек является личностью.
3) Личность — продукт биологической эволюции.
4) Максимальное влияние на личность оказывает общество.
5) Личность может сформ
schoolfiles.net
Природное и общественное в человеке
Это разбор лекции БЕСПЛАТНОГО мини-курса ЕГЭ по обществознанию.
Теперь закрепляем усвоенное! Решим письменное задание поля С.
С6. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального. Приведите примеры реализации каждой из особенностей.
Итак, рассуждаем. Мы знаем общие для животных и человека свойства организма (млекопитание, живорождение) и уникальные (развитый головной мозг, прямохождение, развитая кисть руки). О каких нас спрашивают? Тех, которые являются предпосылками социальной деятельности (труд, общение, игра, творчество). Это уникальные особенности, следовательно, так как абстрактное мышление, например, позволяет творить (шедевры искусства).
Теперь даем примеры, причем конкретики здесь по формулировке задания не требуется, достаточно пояснить каждую особенность:
- Абстрактное мышление позволяет человеку создавать архитектурный проект дома.
- Членораздельная речь позволяет контактировать при строительстве этого дома в бригаде.
- Особое строение кисти руки позволяет человеку производить труда.
Теперь разберем еще несколько заданий разных видов по теме. Напоминаем, что в нашей группе группе мы регулярно решаем вопросы разных типов и уровней сложности. Вот пример нашего разбора задания по теме «Природное и общественное в человеке».
Мы видим, что большинство подписчиков сайта и группы, просмотрев тему мини-курса поняли, что сознание — это отличительный признак личности, а животное личностью не может являться. Сознание — это осознание результатов и последствий собственных действий, близкое к ответственности понятие. Использовать предметы природы — например, взять палку и сбить банан с дерева. И человек, и обезьяна, например, способны на это. Верный ответ, таким образом, 1.
Еще один пример задания части А на разбираемую тему:
Большинство правильно выбирает вариант 4. Цель познания — достижение истины (достоверные сведения почти синоним). Любая деятельность (характеристика активности человека) целеполагательна… вариант 1 не верен. Также как вариант 3. Человек для любого вида собственной активности применяет орудия труда (лопату ли, приборы ли, неважно).
Теперь обратимся к более сложным заданиям части С, которые мы рекомендуем обязательно выполнять после разбора КАЖДОЙ изученной темы. Задания С5 и С8 — идеальный способ закрепить ваши знания.
Давайте построим такой план (С8): «Природное и общественное в деятельности человека».
Прежде всего определим структуру нашего плана. Он 4-х (!!!) составный, это бывает крайне редко. Нам нужно осветить: 1. деятельность 2. природную составляющую деятельности 3. социальную составляющую деятельности 4. взаимосвязь природного и общественного в деятельности (это напрямую здесь не дается, но подразумевается).
Итак:
С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Природное и общественное в деятельности человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Понятие «деятельность»
2. Природное в деятельности человека:
— инстинктивность
— стремление к самосохранению
— стремление к продолжению рода
Помним, что мы не раскрываем первый пункт, понятие давать не требуется. Почему начали с деятельности? Это ключевое понятие представленной темы плана. Далее, подумали, что сближает человека с животным? И раскрыли пункт 2. Далее:
3. Социальное в деятельности человека:
— труд и общение
— удовлетворение престижных потребностей
— потребление духовных ценностей
Прошлись по потребностям выше экзистенциальных по пирамиде Маслоу, немного перефразировали. Теперь самое важное — взаимосвязь. К тому же, без этого пункта мы. по сути, не раскроем план, он же нас подстрахует (требуют 3 — пиши 4!). Можно не сильно растянутую конкретику:
4. Взаимосвязь социального и духовного в деятельности человека:
— подавление природных потребностей социальными
— «очеловечивание» природных потребностей
— создание культуры в отличие от природы.
Вот наш план полностью:
1. Понятие «деятельность»
2. Природное в деятельности человека:
— инстинктивность
— стремление к самосохранению
— стремление к продолжению рода
3. Социальное в деятельности человека:
— труд и общение
— удовлетворение престижных потребностей
— потребление духовных ценностей
4. Взаимосвязь социального и духовного в деятельности человека:
— подавление природных потребностей социальными
— «очеловечивание» природных потребностей
— создание культуры в отличие от природы.
Итак, читаем теорию, смотрим видео нашего мини-курса, разбор заданий, самостоятельно пробуем сделать еще одно сложное письменное задание:
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «преобразовательная деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности человека, и одно предложение, раскрывающее связь мышления и деятельности.
Жду Ваши ответы в комментариях или в группе
egewin.ru
Природное и общественное в человеке.
Вопрос о происхождении человека является центральной проблемой философии как науки. Существуют разные вариации ответа на этот вопрос — теории:
Божественная (теологическая, религиозная) | Происхождение человека под божественным началом. |
Космическая (теория палеовизита) | Человек как продукт инопланетной деятельности – происхождение человека связано с визитом пришельцев на Землю. |
Естественно-научная (материалистическая) – теория эволюции Чарльза Дарвина | Человек генетически происходит от высших млекопитающих, т.е. имеет природное происхождение. |
Естественно-научная (материалистическая) – трудовая теория Фридриха Энгельса | Труд человека послужил причиной его эволюции, появлению сознания и языка. |
Человек как биосоциальное существо соединяет в себе и природное, и общественное.
С одной стороны, человек – живой организм, высшее млекопитающее, а также обладает определенную физиологию, что говорит о его биологической природе.
С другой стороны, человек напрямую связан с обществом и реализуется как человек только в рамках общества, войдя в общественные отношения и в непосредственный контакт с другими людьми.
Очевидно, что по-отдельности эти стороны существовать не могут, что означает, что человек – биосоциальное существо.
В отличии от животного, человек обладает мышлением, толковой речью и сознанием.
Сознание – это форма психической активности человека, состоящая в способности целенаправленно отображать окружающий мир при помощи образов. Сознание имеет свою структуру:
- Мировосприятие органами чувств, познание как окружающего мира, так и самого себя
- Способность рационального восприятия мира и составления логической цепочки из полученных знаний – логико-понятийные способности
- Эмоционально-личностная оценка, личные переживания
- Побуждения к деятельности, духовные идеалы – высшие мотивы и ценности
Кроме того, сознание имеет свои свойства, такие как: субъективность, поскольку зависит от личностных характеристик конкретного человека; активность и динамичность, так как выполняет многообразие функций и действует практически беспрерывно; селективность (избирательность); направленность – в любом случае сознание направлено какой-либо объект. Одна из характерных черт сознания – его двухмерность, то есть направленность не только на окружающую действительность, но и на самого субъекта сознания – самого себя.
Функции сознания:
- Отражение действительности
- Познание действительности через моделирование или выявление закономерностей
- Служит началом для деятельности человека
- Предсказание возможных природных или социальных процессов
Помимо сознания, в систему психики входят следующие составляющие:
Бессознательное. Неосознаваемые человеком явления, мысли или желание, влияющие на его поведение. Бессознательное выражается в снах, оговорках и мечтах.
Сверхсознательное (надсознательное, общественное, коллективное сознание) – сформированные общественным мнением нормы, запреты и т.п. Распространение коллективного сознания происходит через СМИ, образование.
Индивид, индивидуальность, личностьИндивид — отдельный представитель человеческого рода, обладающий определенными человеческими качествами.
Индивидуальность — уникальные качества человека, отличающие его от остального общества, например: темперамент, внешность.
Личность — такие социальные качества, которые индивид приобретает и реализует в рамках общественных отношений. Важно отметить, что личностью становятся исключительно в обществе, потому сам себя человек назвать не может.
Становятся личностью в ходе социализации. Социализация — это процесс освоение культурных норм и моральных ценностей, в результате которого человек
обретает знания, способствующие успешному функционированию в обществе.
humanitar.ru