«Обличение крепостнического строя в комедии Фонвизина «Недоросль»»

ый писатель, широко образованный ҹеловек, видный политиҹеский деятель, Фонвизин в своих произведениях не только выступил как выразитель передовых идей общественно-политиҹеской жизни России того времени, но и внес неоценимый вклад в сокровищницу русской литературы.
Фонвизин первым из русских писателей и драматургов выступил с облиҹением крепостниҹества. В своей бессмертной комедии «Недоросль» он оҹень выразительно изобразил неограниҹенный произвол помещиҹьей власти, который принял уродливые формы в период усиления самодержавно-крепостниҹеского строя при Екатерине II.
Согласно правилам классицизма, события в комедии происходят в теҹение одних суток в одном месте усадьбе помещицы Простаковой. Имена героев ҹрезвыҹайно краснореҹивы, они многое могут рассказать о своих носителях: Правдин, Стародум, Вральман, Скотинин.
Неограниҹенный произвол помещиҹьей власти в коме-дйи «Недоросль» изображен ярко и выразительно. К. В. Пигарев писал, ҹто «Фонвизин верно угадал и вопло-тил в отрицательных образах своей комедии сущность социальной силы крепостниҹества, показал типиҹеские ҹерты русских крепостников вообще, независимо от занимаемого ими общественного положения». Властность, жестокость, невежество, ограниҹенность помещиков Фонвизин ярҹе всего раскрыл в отрицательных образах комедии:
«Госпожой бесҹеловеҹной, коей злонравие в благоуҹреж-денном государстве терпимо быть не может», «презренной фурией» называет крепостницу Простакову Правдин. Что же это за особа? Все поведение Простаковой антисоциально, она страшная эгоистка, привыкла беспокоиться только о своей выгоде. Множество раз на протяжении всей комедии Простакова демонстрирует свое бесҹеловеҹное отношение к крепостным, которых она и за людей-то не сҹитает, поскольку обращается с ними, как с животными: «А ты, скот, подойди поближе», «А ты разве девка, собаҹья ты доҹь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет?» Помещица уверена в собственной безнаказанности, за малейшую провинность она готова «прибить до смерти» своих слуг. В своем доме Простакова властный и жестокий деспот, и не только для крепостных. Мастерски помыкая своим безвольным мужем, Простакова называет его то «рохлей», то «уродом». Она привыкла к его безропотному подҹинению. Уродливые формы принимает у Простаковой и ее страстная любовь к единственному сыну шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Настойҹиво и планомерно она передает ему свои главные заповеди жизни: «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми», «Не уҹись этой дурацкой науке». Сама невежественная и безграмотная настолько, ҹто не может проҹесть письма, Простакова понимает, ҹто ее сыну без образования ход на государственную службу закрыт. Она на-‘ нимает уҹителей, просит Мйтрофана немного поуҹиться, но он перенимает ее враждебное отношение к образованию и просвещению. «Без наук люди живут и жили», уверены Простаковы.
Родной брат Простаковой Тарас Скотинин не только не менее дик, ограниҹен и безнравственен, ҹем его сестра, но и так же жесток и деспотиҹен с крепостными, над которыми он не только издевается, но и «мастерски обдирает». Самое ценное и дорогое у Скотинина в жизни свиньи. Этим животным живется у помещика куда луҹше, ҹем людям.

Пороки крепостных помещиков, их невежество, жадность, корыстолюбие, эгоизм, самолюбование видны как на ладони, поскольку эти люди сами не сҹитают нужным скрывать их. Они сҹитают, ҹто их власть безграниҹна и непререкаема. Однако Фонвизин в своей комедии выразительно показал, ҹто крепостное право не только крестьян превращает в безропотных рабов, но и оглупляет и отупляет самих помещиков.
Положительные образы представителей передового дво-рмнетии (Стародум, Правдин, Софья, Милон) противопоставлены в комедии крепостникам-самодурам. Они образованны, умны, обаятельны, ҹеловеҹны.
Стародум настоящий патриот, для которого главное служение отҹизне. Он ҹестен и умен, не терпит лицемерия, готов бороться с несправедливостью. Стародум требует ограниҹения произвола царя и помещиков, резко выступая против «двора», где «по прямой дороге поҹти никто не ездит» и где «водятся премелкие души». Отношение Старо дума к крепостниҹеству выражено в словах: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Волнуют его и проблемы воспитания дворянских детей: «Что для отеҹества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-уҹителям? Лет ҹерез пятнадцать и выходит вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин».
Правдин в комедии является единомышленником Стародума, он во всем поддерживает его передовые взгляды. Именно с помощью этого образа Фонвизин подсказывает один из возможных способов ограниҹения произвола помещиҹьей власти. Правдин государственный ҹиновник. Убедившись в неспособности Простаковой по-ҹеловеҹески управлять имением, он берет его под опеку.
Таким образом, мы видим ҹто Фонвизин в своей комедии с помощью сатиры облиҹал произвол и деспотизм русского крепостниҹества. Ему удалось создать выразительные портреты крепостников-помещиков, противопоставив их как передовому прогрессивному дворянству, так и представителям народа.

www.allsoch.ru

Крепостная действительность в комедии «Недоросль». Сочинение.

 

…Угнетать рабством себе подобных беззаконие.
Д. И. Фонвизин

«Все побледнело перед двумя яркими произведениями: перед комедией «Недоросль» Фонвизина и «Горе от ума» Грибоедова. В них не осмеиванье одного лица, а раны и болезни всего общества, выставленные напоказ».

Эти слова сказал о Фонвизине великий русский писатель Н.В. Гоголь. Чем же вызвана была язвительная насмешливость Фонвизина, чем питались его злые шутки?..

Указ Екатерины II 1762 года «О вольности дворянства» дал практически неограниченные права дворянскому сословию. И век Екатерины стал временем внешнего расцвета и внутреннего упадка страны, во всех отношениях, начиная от просвещения и заканчивая развитием крепостничества. В екатерининскую эпоху особенно тяжелым было положение крестьян, ведь власть помещиков над крепостными не была ограничена. Прогрессивные люди своего времени ставили вопрос о каких-либо ограничениях произвола помещиков. К ним принадлежал и один из первых русских комедиографов Денис Иванович Фонвизин, который в своей комедии «Недоросль» ярко показал, что рабство «в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».

Фонвизин в своей комедии изобразил в образах Простаковой, Скотинина не недостатки отдельных лиц, а ярко, красочно и, что особенно важно, очень точно охарактеризовал всех крепостников-помещиков с их грубостью, жестокостью, безжалостным отношением к подвластным им крестьянам. Этих помещиков преследует жажда накопительства, алчность, страсть наживы: они все общественное приносят в жертву своему, личному. Характерно при этом и отношение их — в частности, госпожи Простаковой и ее сына — к образованию. Не считая его необходимым, они тем самым еще больше подчеркивают свою нравственную несостоятельность. Их произвол делает жизнь крепостных тяжелой, полной страданий, лишений и боли. Никому нет житья от таких помещиков: ни дворовым, ни оброчным. И те, и другие чувствуют властную и безжалостную руку господина. Фонвизин в своей комедии, раскрывая образ Митрофана, дает понять, что и при новом, молодом поколении положение крестьян не улучшится, а, скорее всего, станет еще тяжелее, так как «что может выйти из такого Митрофана, за которого невежды — родители платят еше и деньги невеждам — учителям».

На образах крепостников-помещиков и их крестьян Фонвизин показал, как проходит растление человеческой личности под влиянием крепостного права. Идеология этих людей целиком совпадает с их социальным положением. Если Ере- меевна — раба в душе, то Простакова — истинная рабовладелица. Вся комедия «Недоросль» полностью отражает реальную действительность. Белинский говорил, что «вместе с Державиным Фонвизин есть полное выражение екатерининского века». Сам Фонвизин — дворянин-крепостник. Говорить о полном уничтожении крепостничества он не может, он говорит лишь о его смягчении. Но главный идейный герой «Недоросля» Стародум — против угнетения человеческой личности. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно», — утверждает он.

litera.su

Проблема крепостного права в произведении Недоросль. Хотя бы на пол-странички)

Главная тема комедии обозначена писателем уже в первом действии. Первая реплика Простаковой : “Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил” — вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола. Так начинается “Недоросль”. Главный конфликт социально-политической жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных — становится темой комедии. Драматическим конфликтом “Недоросля” является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян — Правдина и Стародума — с крепостниками — Простаковыми и Скотининым. Рабство, а не воспитание развращает и растлевает самих помещиков, — делает второй вывод Фонвизин. Драматург сурово и обличительно заявляет: русские дворяне превратились в Скотининых, утративших честь, достоинство, человечность, стали жестокими палачами окружающих их людей и всесильными тиранами и паразитами только вследствие крепостного права. Отсюда демонстрация скотининской природы тех, кто именует себя “благородным сословием”, — Простаковой, ее мужа, ее сына, ее брата. Рабовладельцы не только превратили своих крестьян в “тяглый скот”, но и сами стали гнусными и презренными холопами. Главным намерением Фонвизина в “Недоросле” и было показать все действия, поступки, мысли Простаковых и Скотинина, всю их мораль и интересы в социальной обусловленности. . Они порождены крепостным правом, утверждает Фонвизин. Вот почему от первого до последнего акта тема крепостного права пронизывает все произведение.

touch.otvet.mail.ru

👍Лучшее сочинение – «Обличение крепостнического строя в комедии Д И Фонвизина «Недоросль»» Недоросль

Талантливый писатель, широко образованный человек, видный политический деятель, Фонвизин в своих произ­ведениях не только выступил как выразитель передовых идей общественно-политической жизни России того вре­мени, но и внес неоценимый вклад в сокровищницу рус­ской литературы.

Фонвизин первым из русских писателей и драматургов выступил с обличением крепостничества. В своей бессмерт­ной комедии «Недоросль» он очень выразительно изобра­зил неограниченный произвол помещичьей власти, кото­рый принял уродливые формы в период усиления самодер­жавно-крепостнического строя при Екатерине II.

Согласно правилам классицизма, события в комедии происходят в течение одних суток в одном месте — усадь­бе помещицы Простаковой. Имена героев чрезвычайно крас­норечивы, они многое могут рассказать о своих носителях: Правдин, Стародум, Вральман, Скотинин.

Неограниченный произвол помещичьей власти в коме­дии «Недоросль» изображен ярко и выразительно. К. В. Пигарев писал, что «Фонвизин верно угадал и вопло­тил в отрицательных образах своей комедии сущность со­циальной силы крепостничества, показал типические чер­ты русских крепостников вообще, независимо от занимае­мого ими общественного положения». Властность, жесто­кость, невежество, ограниченность помещиков Фонвизин ярче всего раскрыл в отрицательных образах комедии:

«Госпожой бесчеловечной, коей злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может», «пре­зренной фурией» называет крепостницу Простакову Правдин. Что же это за особа? Все поведение Простаковой антисоциально, она — страшная эгоистка, привыкла беспокоиться только о своей выгоде. Множество раз на протяжении всей комедии Простакова демонстрирует свое бесчеловечное отношение к крепостным, которых она и за людей-то не считает, поскольку обращается с ними, как с животными: «А ты, скот, подойди поближе», «А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет?» Помещица уверена в собственной безнаказанности, за малейшую провинность она готова «прибить до смерти» своих слуг. В своем доме Простакова — властный и жестокий деспот, и не только для крепостных. Мастерски помыкая своим безвольным мужем, Простакова называет его то «рохлей», то «уро­дом». Она привыкла к его безропотному подчинению. Уродливые формы принимает у Простаковой и ее стра­стная любовь к единственному сыну — шестнадцатилет­нему недорослю Митрофанушке. Настойчиво и планомер­но она передает ему свои главные заповеди жизни: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми», «Не учись этой дурацкой науке». Сама невежественная и безграмот­ная настолько, что не может прочесть письма, Простакова понимает, что ее сыну без образования ход на государ­ственную службу закрыт. Она нанимает учителей, просит Митрофана немного поучиться, но он перенимает ее враж­дебное отношение к образованию и просвещению. «Без наук люди живут и жили», — уверены Простаковы.

Родной брат Простаковой Тарас Скотинин не только не менее дик, ограничен и безнравственен, чем его сестра, но и так же жесток и деспотичен с крепостными, над которыми он не только издевается, но и «мастерски обдирает». Самое ценное и дорогое у Скотинина в жиз­ни — свиньи. Этим животным живется у помещика куда лучше, чем людям.

Пороки крепостных помещиков, их невежество, жадность, корыстолюбие, эгоизм, самолюбование видны как на ладо­ни, поскольку эти люди сами не считают нужным скры­вать их. Они считают, что их власть безгранична и непре­рекаема. Однако Фонвизин в своей комедии выразительно показал, что крепостное право не только крестьян превра­щает в безропотных рабов, но и оглупляет и отупляет са­мих помещиков.

Положительные образы представителей передового дво­рянства (Стародум, Правдин, Софья, Милон) противопо­ставлены в комедии крепостникам-самодурам. Они обра­зованны, умны, обаятельны, человечны.

Стародум — настоящий патриот, для которого главное — служение отчизне. Он честен и умен, не терпит лицеме­рия, готов бороться с несправедливостью. Стародум требу­ет ограничения произвола царя и помещиков, резко высту­пая против «двора», где «по прямой дороге почти никто не ездит» и где «водятся премелкие души». Отношение Стародума к крепостничеству выражено в словах: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Волнуют его и про­блемы воспитания дворянских детей: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Лет че­рез пятнадцать и выходит вместо одного раба двое: ста­рый дядька да молодой барин».

Правдин в комедии является единомышленником Стародума, он во всем поддерживает его передовые взгляды. Именно с помощью этого образа Фонвизин подсказывает один из возможных способов ограничения произвола по­мещичьей власти. Правдин — государственный чиновник. Убедившись в неспособности Простаковой по-человечески управлять имением, он берет его под опеку.

Таким образом, мы видим, что Фонвизин в своей коме­дии с помощью сатиры обличал произвол и деспотизм рус­ского крепостничества. Ему удалось создать выразитель­ные портреты крепостников-помещиков, противопоставив их как передовому прогрессивному дворянству, так и пред­ставителям народа.



У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:

sochineniepro.ru

Обличение несправедливой власти в комедии Фонвизина «Недоросль»

11 Август 2012       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   2991

В своей комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизин поднял две общественные проблемы. Первая — несправедливвя власть дворянства, вторая — воспитание истинного гражданина и патриота. Остановимся подробней на первой проблеме, Время, в которое жил Фонвизин, для страны было очень сложным и неоднозначным. В 1762 году императрица Екатерина издала «Указ о вольности дворянства», В соответствии с Указом крестьяне стали полной собственностью помещиков, которые, как только могли, эксплуатировали и угнетали крепостных. Права помещиков-
крепостников ничем не ограничивались в отношении крестьян. Ярким примером злонравной помещицы в «Недоросли» стала госпожа Простакова, Ее брат Скотинин и сын Митрофан также, принадлежат к классу тиранов-крепостников. Простакова, одна именуемая автором «госпожей» , глава всей семьи, невежественная и беспощадно жестокая. Она держит в страхе и бесприкословном повиновении своих родных и домочадцев. Об отношениях с крепостньп и и говорить не приходится: туг она дает волю своей разнузданной натуре, что ни слово, то брань. Перед ней пикнуть не смеет и ее любимое чадо — Митрофанушка, избалованный и ленивый барчук. Даже се брат, Скотинин, позволяет играть собой,  как мячом: то она вызывает его к себе в деревню, чтобы жениться на Софье, то круто поворачивает в сторону, и ему ничего не остается
делать как несолоно хлебавши возвращаться домой.  Целыми днями Простакова только и делает, что кричит и избивает крепостных. Все черты характера этой госпожи меркнут в свете ее отношения к крепостным. Можно ли не сомневаться в том, что при зарисовке образа Простакопой Фонвизин видел перед собой Салтычиху, жестокую и своенравную помещицу. Скотинин, как и его сестра, — ужасный помещик; это дажс не
человек, а скот. Недаром Д.И.Фонвизин использует в своем бессмертном произведении говорящие фамилии, и фамилия этого персонажа, как нельзя лучше, говорит сама за себя. Скотинин содрать со своих крепостных крестьян все, что только можно и даже чуть больше. Как он сам сказал своей сестре: «Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку но делали, я ни на кого не бил.челом, а всякий убыток … сдеру с своих же крестьян». Из этой фразы ясно видно его деспотичное отношение к крестьянам .. Нетрудно представить, в каких условиях живут крепостные и Скотинина, и госпожи Простаковой, Митрофан, главный герой комедии, под стать матери. Он необычайно глуп, невежественен; это бездельник, паразит, самодур в обращении с крестьянами и слугами. Он откровенно груб со своими учителями, его поведение граничит с хамством. Желая, казалось бы, получить образование, Митрофан не хочет потрудиться запомнить хоть что-нибудь из урока. для семьи Просаковых образование, как таковое, ничего-не значит. для них лишь важен фарс с домашними учителями, чтоб в обществе не говорили об их невежестве. Зачем им география? На то извозчик есть, чтоб знать куда везти. Митрофан, как и его мать, открыто демонстрирует свое презрение к учителям: «Ну! Давай доску, гарнизонная крыса!» — обращается недоросль к Цифиркину, учителю арифметики.. . к своим родным Митрофан относится, несомненно не так, как к крепостным, но и не так, как должно благовоспитанному юноше. В самом конце мы видим его отношение к своей матери; «Да отвяжись, матушка, как навязалась … «. Ни уважения, ни почитания родителей не слышно в этих словах. Да и откуда им взяться, ведь в этой семье такие понятия не живут. Все здесь держится на страхе да на скандале. В будущем Митрофан будет обычным русским помещиком- крепостником, грубым и своевластным, тупым и бездеятельным. Заключительная реплика Стародума, которой завершается комедия «Недоросль»: «Вот злонравия достойные плоды!» — придает всей пьесе особое политическое звучание. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти превращается во вседозволенность и личную распущенность крепостников. это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести. В образе Митрофанушки мы видим типичного представителя правящего класса России того времени. Из таких вот тупоголовых митрофанушек и состояли государственные организации и учреждения, где правили взятничество, подкуп и халатное отношение к должностным обязанностям.Власть, находящаяся в руках таких людей, обязательно будет несправедливой и не гуманной по отношению к народу.

Поставь оценку статье

    

info-shkola.ru

Обличение крепостного права в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

В восемнадцатом веке в России еще был рассвет крепостничества. Это рабство унижало человеческие ценности и жизни. Крестьяне не считались полноценными людьми — помещики имели право продавать их, заставлять делать самую грязную работу. Наш народ страдал от несправедливости и голода.

 Именно в этот период появлялись многие недовольные происходящим писатели. Одним из них и был Денис Иванович Фонвизин. Он проявил особую смелость и широту взглядов во время написания своей комедии под названием «Недоросль». Вся государственная политика России в то время строилась на крепостном праве. Здесь нужно заметить, что в общем права имели только те, кто был у власти, владел землями и крестьянами. Все остальные люди просто не имели никакого права. Они являлись собственностью хозяев и не могли даже шага сделать без разрешения. Автор сумел очень тонко обличить пороки некоторых крепостников. Среди них были Скотинин и Простаков. Фонвизин показал прочность строя, при котором судьба и жизнь человека полностью зависят от произвола его владельца. Его помещики показаны во всем цвете: власть и деньги разлагают их моральные устои.

 Имена самодуров-помещиков тоже подобраны совсем не случайно- Скотинин и Простаков. Автор постоянно сравнивает их со свиньями. Даже лица он называет «рылом». Скотинин все время упоминает своих любимых свиней. А Простаков «уж такою рохлею родился». Крепостники совершенно потеряли страх. Автор неоднозначно пишет «свиньи на голову выше каждого». Это говорит об омерзительном поведении, невежестве и необразованности правящего клана. Простаков постоянно бранится: «А ты, скот, подойди сюда», «бестия», «собачья ты дочь», «твоя скверная харя». Совсем недалеко от отца ушел и его сын Митрофанушка. Он тоже позволяет себе непростительно общаться с окружающими: «старая хрычовка», «гарнизонная крыса».

 Помещики даже и на миллиметр не стесняются своей грубости и невоспитанности. Даже свои убытки они намерены устранить за чужой счет: «Сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду». Простаков уже сумел заметить: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда!»

 В данной комедии нашла свое отображение идея о просвещенном и справедливом монархе, которому было бы под силу освободить крестьян. Да вот только всякие скотинины не позволяют ему это сделать. Автор хотел пробудить совесть в правительстве того времени.

 

Похожие статьи:

Сочинения → Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль». Сочинение 8 класс

Сочинения → Образы учителей Митрофана в комедии «Недоросль»

Фонвизин Д.И. → “ Вот злонравия достойные плоды!” (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

Сочинения → Д. И. Фонвизин «Недоросль». Сочинение 8 класс

Сочинения → Комедия «Недоросль». Сочинение для 8 класса

kraidruzei.ru

Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

Талантливый писатель, широко образованный человек, видный политический деятель, Фонвизин в своих произ­ведениях не только выступил как выразитель передовых идей общественно-политической жизни России того вре­мени, но и внес неоценимый вклад в сокровищницу рус­ской литературы.

Фонвизин первым из русских писателей и драматургов выступил с обличением крепостничества. В своей бессмерт­ной комедии «Недоросль» он очень выразительно изобра­зил неограниченный произвол помещичьей власти, кото­рый принял уродливые формы в период усиления самодер­жавно-крепостнического строя при Екатерине II.

Согласно правилам классицизма, события в комедии происходят в течение одних суток в одном месте — усадь­бе помещицы Простаковой. Имена героев чрезвычайно крас­норечивы, они многое могут рассказать о своих носителях: Правдин, Стародум, Вральман, Скотинин.

Неограниченный произвол помещичьей власти в коме­дии «Недоросль» изображен ярко и выразительно. К. В. Пигарев писал, что «Фонвизин верно угадал и вопло­тил в отрицательных образах своей комедии сущность со­циальной силы крепостничества, показал типические чер­ты русских крепостников вообще, независимо от занимае­мого ими общественного положения». Властность, жесто­кость, невежество, ограниченность помещиков Фонвизин ярче всего раскрыл в отрицательных образах комедии:

«Госпожой бесчеловечной, коей злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может», «пре­зренной фурией» называет крепостницу Простакову Правдин. Что же это за особа? Все поведение Простаковой антисоциально, она — страшная эгоистка, привыкла беспокоиться только о своей выгоде. Множество раз на протяжении всей комедии Простакова демонстрирует свое бесчеловечное отношение к крепостным, которых она и за людей-то не считает, поскольку обращается с ними, как с животными: «А ты, скот, подойди поближе», «А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет?» Помещица уверена в собственной безнаказанности, за малейшую провинность она готова «прибить до смерти» своих слуг. В своем доме Простакова — властный и жестокий деспот, и не только для крепостных. Мастерски помыкая своим безвольным мужем, Простакова называет его то «рохлей», то «уро­дом». Она привыкла к его безропотному подчинению. Уродливые формы принимает у Простаковой и ее стра­стная любовь к единственному сыну — шестнадцатилет­нему недорослю Митрофанушке. Настойчиво и планомер­но она передает ему свои главные заповеди жизни: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми», «Не учись этой дурацкой науке». Сама невежественная и безграмот­ная настолько, что не может прочесть письма, Простакова понимает, что ее сыну без образования ход на государ­ственную службу закрыт. Она нанимает учителей, просит Митрофана немного поучиться, но он перенимает ее враж­дебное отношение к образованию и просвещению. «Без наук люди живут и жили», — уверены Простаковы.

Родной брат Простаковой Тарас Скотинин не только не менее дик, ограничен и безнравственен, чем его сестра, но и так же жесток и деспотичен с крепостными, над которыми он не только издевается, но и «мастерски обдирает». Самое ценное и дорогое у Скотинина в жиз­ни — свиньи. Этим животным живется у помещика куда лучше, чем людям.

Пороки крепостных помещиков, их невежество, жадность, корыстолюбие, эгоизм, самолюбование видны как на ладо­ни, поскольку эти люди сами не считают нужным скры­вать их. Они считают, что их власть безгранична и непре­рекаема. Однако Фонвизин в своей комедии выразительно показал, что крепостное право не только крестьян превра­щает в безропотных рабов, но и оглупляет и отупляет са­мих помещиков.

Положительные образы представителей передового дво­рянства (Стародум, Правдин, Софья, Милон) противопо­ставлены в комедии крепостникам-самодурам. Они обра­зованны, умны, обаятельны, человечны. Материал с сайта //iEssay.ru

Стародум — настоящий патриот, для которого главное — служение отчизне. Он честен и умен, не терпит лицеме­рия, готов бороться с несправедливостью. Стародум требу­ет ограничения произвола царя и помещиков, резко высту­пая против «двора», где «по прямой дороге почти никто не ездит» и где «водятся премелкие души». Отношение Стародума к крепостничеству выражено в словах: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Волнуют его и про­блемы воспитания дворянских детей: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Лет че­рез пятнадцать и выходит вместо одного раба двое: ста­рый дядька да молодой барин».

Правдин в комедии является единомышленником Стародума, он во всем поддерживает его передовые взгляды. Именно с помощью этого образа Фонвизин подсказывает один из возможных способов ограничения произвола по­мещичьей власти. Правдин — государственный чиновник. Убедившись в неспособности Простаковой по-человечески управлять имением, он берет его под опеку.

Таким образом, мы видим, что Фонвизин в своей коме­дии с помощью сатиры обличал произвол и деспотизм рус­ского крепостничества. Ему удалось создать выразитель­ные портреты крепостников-помещиков, противопоставив их как передовому прогрессивному дворянству, так и пред­ставителям народа.

На этой странице материал по темам:
  • угнетать рабством себе подобных беззаконно
  • проблема крепостничества в комедии недоросль
  • помещики крепостники в комедии недоросль
  • обличение чиновников в недоросле
  • критика самодержавно крепостнического строя в недоросле

iessay.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *