Содержание

проверочное слово к слову долька

сделать морфологический разбор выделеных слов: лев смотрел на собачку, поворачивал голову из сторону и не трогал е

конфеты люди ели времен они были мало похожи на наши сладости сахар был еще неизвестен людям поэтому склонности готовили из мёда и фруктов конфеты был … и без шоколада смешивать какао масло с какао порошком и с сахаром научились позже из этой сладкой смеси стали делать плитки шоколада и шоколадные конфеты составь и напиши к тексту план из трех четырех пунктов

РУССКИЙ ЯЗЫК У норы добычи ждёт, Притаившись, серый кот. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота. А теперь и за версту Не приблизится к коту. Крыс … а старая и та, Видя грозного кота, Убежит в нору под дом, Чтоб не встретиться с котом. Там сидит и в темноте Вспоминает о коте. Части речи Определи и подпиши над словами падеж всех имен существительных:​

Подпиши над словами части речи: имя существительное (сущ.), имя прилагательное (прил.), глагол (гл.):Верблюд – домашнее животное. Он служит жителям юж … ных краёв. На верблюдах ездили верхом, возили тюки с грузом, пахали. Верблюд сильный и выносливый. В больших горбах король пустыни носит жир. Жир служит ему в пути едой и питьём. После длинной дороги горбы худеют, свисают, как пустые мешки. Попьёт животное воды, поест верблюжьих колючек. И опять горбы полные жира.​

помогите пожалуйста. выполнить фонетический разбор слова. слеза-__ слога,-__ гласных,-__ согласных,-__ с-[__] — ______ л-[__] — _____ е-[__] — _______ … з — [__] — _____ а-[__] — _______. _____ букв, ______ звуков.​

Вставьте пропущенные буквы, помня о том, что в безударной позиции сочетания с шипящими на письме могут пере- даваться по-разному. Укажите проверочные … слова там, где они есть. 1. Пож_лой человек, ж_лезная воля, ч_стичка вещества. 2. Школьные уч_теля, ш_ рокая дорога, ш_велит лапками. 3. Пощ_дил ребёнка, звонко щ_бетать, заш_фрованное послание. 4. Ш_рстяной шарф, ож_влённо говорил, пож_леть котёнка. 5. Страна чродеев, ч_релки от посуды, настенные ч_сы.

№1 Спиши предложения, расставляя знаки препинания. Летом мы будем купаться загорать кататься на велосипеде печь картошку на костре и собирать ягоды. С … коро прилетят скворцы стрижи ласточки. Мама варит варенье из крыжовника смородины клубники вишни и малины. Осенью насекомые забиваются под кору деревьев или в опавшую листву или в щели домов или погибают. Вася Илья и Антон любят рисовать разные машины. Бабочки жуки мошки и стрекозы крутились над этой необыкновенной полянкой. №2.Спиши слова, вставив буквы безударных гласных. В скобках запиши проверочные слова. т()жело, ч()совщик, б()лизна, зад()ржать, высм()треть, выч()стить, ст()ринный, ст()ловая, ж()лтизна, выт()нуть, прил()теть, заг()ворит, дв()рцовая, з()рновой, выт()плю, м()ряк, пов()р, в()да, пов()лил, св()тлячок.

№1. Списать. Заполни пропуски. Определи спряжение всех глаголов. Вет_р крут_т_ся в в_рху_ках д_рев__в. Рокоч_т гром. Хлещ_т дож_ь. Мы пробу_м укрыт_ся … п_д стар_й ол_хой, приж_ма_мся к скр_пуч_му ств_лу и молч_ терп_м капризы пр_роды. Дож_ь моч_т нас и здес_. Молния на мгновенье _заря_т всё. И снова н_ступа_т т_мн_та. Бли_ко от нас в дер_в_ п_п_да_т молния. Мы п_к_да_м убежище и плута_м до ра__вета. Утр_ з_ст_ёт нас на вых_де из леса. №2. Списать. Вставить пропущенные б уквы Наш кла(сс,с) (вы)ходит (на)(о,а)се(н,нн)юю экскурсию. Мы идём (по)д(о,а)ро(ш,ж)ке (к)решё(д,т)ке парка и собираем лист(ь)я для ко(лл,л)екц(и,ы)и. (К,к)ири(лл,л) и (И,и)лья, ло(в,ф)ко (пере)л(и,е,я)зают через решё(т,д)ку. Они испач(ь)кались кра(с,з)кой. Мы пр(о,а)ходим чере(з,с) у(с,з)кую кали(д,т)ку и п(о,а)п(о,а)даем (на)б(о,а)лыную пл(о,а)щ(а,я)(д,т)ку. (От)неё (о,а)(т,д)ходят тро(п,б)ки. (А,0)ни п(о,а)крыты (о,а)павш(и,ы)ми лист(ь)ями. (А,а)(н,нн)а и (Р,р)и(мм,м)а пряч(у,ю)тся (за)ве(д,т)ками ни(с,з)кой б(и,е,я)рё(с,з)ки. Де(н,нн)ис скор(о,а) н(о,а)ш(ё,о)л девочек.

№1. Спиши предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркни подлежащее и сказуемое в каждом предложении. Солнце нагревает землю дождь даёт влагу мы … покидаем убежище и плутаем до вечера дядя Натан быстро и смело запряг лошадь Звёздочку на смелого собака лает а трусливого кусает в густой траве в кустах прячется заяц отцвели деревья в саду белые лепестки усыпали дорожки сада дни идут на убыль ночи прибавляют. №2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Определи падеж. на праздничн() улице на тяжел() работе лёгк() рябь о ненастн() погоде без счастлив() жизни из-за далек() горизонта на душист() сирени к любим() лошади №3.Разобрать слова по составу. Выдумка, кофточка, игрушка, договор, ранняя, подсвечник, пробежка, перегородка, вырубка.

Жи шиЖи ши правило ​

проверочное слово с слову долька

сделать морфологический разбор выделеных слов: лев смотрел на собачку, поворачивал голову из сторону и не трогал е

конфеты люди ели времен они были мало похожи на наши сладости сахар был еще неизвестен людям поэтому склонности готовили из мёда и фруктов конфеты был … и без шоколада смешивать какао масло с какао порошком и с сахаром научились позже из этой сладкой смеси стали делать плитки шоколада и шоколадные конфеты составь и напиши к тексту план из трех четырех пунктов

РУССКИЙ ЯЗЫК У норы добычи ждёт, Притаившись, серый кот. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота. А теперь и за версту Не приблизится к коту. Крыс … а старая и та, Видя грозного кота, Убежит в нору под дом, Чтоб не встретиться с котом. Там сидит и в темноте Вспоминает о коте. Части речи Определи и подпиши над словами падеж всех имен существительных:​

Подпиши над словами части речи: имя существительное (сущ.), имя прилагательное (прил.), глагол (гл.):Верблюд – домашнее животное. Он служит жителям юж … ных краёв. На верблюдах ездили верхом, возили тюки с грузом, пахали. Верблюд сильный и выносливый. В больших горбах король пустыни носит жир. Жир служит ему в пути едой и питьём. После длинной дороги горбы худеют, свисают, как пустые мешки. Попьёт животное воды, поест верблюжьих колючек. И опять горбы полные жира.​

помогите пожалуйста. выполнить фонетический разбор слова. слеза-__ слога,-__ гласных,-__ согласных,-__ с-[__] — ______ л-[__] — _____ е-[__] — _______ … з — [__] — _____ а-[__] — _______. _____ букв, ______ звуков.​

Вставьте пропущенные буквы, помня о том, что в безударной позиции сочетания с шипящими на письме могут пере- даваться по-разному. Укажите проверочные … слова там, где они есть. 1. Пож_лой человек, ж_лезная воля, ч_стичка вещества. 2. Школьные уч_теля, ш_ рокая дорога, ш_велит лапками. 3. Пощ_дил ребёнка, звонко щ_бетать, заш_фрованное послание. 4. Ш_рстяной шарф, ож_влённо говорил, пож_леть котёнка. 5. Страна чродеев, ч_релки от посуды, настенные ч_сы.

№1 Спиши предложения, расставляя знаки препинания. Летом мы будем купаться загорать кататься на велосипеде печь картошку на костре и собирать ягоды. С … коро прилетят скворцы стрижи ласточки. Мама варит варенье из крыжовника смородины клубники вишни и малины. Осенью насекомые забиваются под кору деревьев или в опавшую листву или в щели домов или погибают. Вася Илья и Антон любят рисовать разные машины. Бабочки жуки мошки и стрекозы крутились над этой необыкновенной полянкой. №2.Спиши слова, вставив буквы безударных гласных. В скобках запиши проверочные слова. т()жело, ч()совщик, б()лизна, зад()ржать, высм()треть, выч()стить, ст()ринный, ст()ловая, ж()лтизна, выт()нуть, прил()теть, заг()ворит, дв()рцовая, з()рновой, выт()плю, м()ряк, пов()р, в()да, пов()лил, св()тлячок.

№1. Списать. Заполни пропуски. Определи спряжение всех глаголов. Вет_р крут_т_ся в в_рху_ках д_рев__в. Рокоч_т гром. Хлещ_т дож_ь. Мы пробу_м укрыт_ся … п_д стар_й ол_хой, приж_ма_мся к скр_пуч_му ств_лу и молч_ терп_м капризы пр_роды. Дож_ь моч_т нас и здес_. Молния на мгновенье _заря_т всё. И снова н_ступа_т т_мн_та. Бли_ко от нас в дер_в_ п_п_да_т молния. Мы п_к_да_м убежище и плута_м до ра__вета. Утр_ з_ст_ёт нас на вых_де из леса. №2. Списать. Вставить пропущенные б уквы Наш кла(сс,с) (вы)ходит (на)(о,а)се(н,нн)юю экскурсию. Мы идём (по)д(о,а)ро(ш,ж)ке (к)решё(д,т)ке парка и собираем лист(ь)я для ко(лл,л)екц(и,ы)и. (К,к)ири(лл,л) и (И,и)лья, ло(в,ф)ко (пере)л(и,е,я)зают через решё(т,д)ку. Они испач(ь)кались кра(с,з)кой. Мы пр(о,а)ходим чере(з,с) у(с,з)кую кали(д,т)ку и п(о,а)п(о,а)даем (на)б(о,а)лыную пл(о,а)щ(а,я)(д,т)ку. (От)неё (о,а)(т,д)ходят тро(п,б)ки. (А,0)ни п(о,а)крыты (о,а)павш(и,ы)ми лист(ь)ями. (А,а)(н,нн)а и (Р,р)и(мм,м)а пряч(у,ю)тся (за)ве(д,т)ками ни(с,з)кой б(и,е,я)рё(с,з)ки. Де(н,нн)ис скор(о,а) н(о,а)ш(ё,о)л девочек.

№1. Спиши предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркни подлежащее и сказуемое в каждом предложении. Солнце нагревает землю дождь даёт влагу мы … покидаем убежище и плутаем до вечера дядя Натан быстро и смело запряг лошадь Звёздочку на смелого собака лает а трусливого кусает в густой траве в кустах прячется заяц отцвели деревья в саду белые лепестки усыпали дорожки сада дни идут на убыль ночи прибавляют. №2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Определи падеж. на праздничн() улице на тяжел() работе лёгк() рябь о ненастн() погоде без счастлив() жизни из-за далек() горизонта на душист() сирени к любим() лошади №3.Разобрать слова по составу. Выдумка, кофточка, игрушка, договор, ранняя, подсвечник, пробежка, перегородка, вырубка.

Жи шиЖи ши правило ​

Однокоренные слова к слову Доля | Родственные

Вы находитесь на странице слова «Доля». Корень слова «Доля» — дол. На этой странице вы найдете однокоренные (родственные) слова к слову «Доля», а также сможете подобрать проверочные слова к слову «Доля».

Помните, что среди предложенных на этой странице родственных слов (Двудольный, Деление, Делить, Долевой, Долька…) не всегда можно найти проверочные слова.

Какое значение, понятие у слова «Доля»? Здесь тоже есть ответ на этот вопрос. Относительно слова «Доля», такие слова, как «Двудольный», «Деление», «Делить», «Долевой», «Долька»…, являются родственными к слову «Доля» и имеют общий корень: «дол». Однокоренные слова «Доля», «Двудольный», «Деление», «Делить», «Долевой», «Долька»… связаны друг с другом отношением словообразования. Эти слова имеют разные приставки, суффиксы и возможно относятся к разным частям речи.

Предложенные здесь однокоренные слова к слову «Доля» (Двудольный, Деление, Делить, Долевой, Долька…) можно использовать в различных текстах, чтобы избежать однообразия и тавтологии в письменной речи, а также, чтобы проверить слово на ошибки (не все слова). Возможно получится более логично выразить вашу мысль в том или ином контексте, заменив слово «Доля» на родственные ему слова: «Двудольный», «Деление», «Делить», «Долевой», «Долька»…. Каждое из однокоренных слов к слову «Доля» имеет свое собственное значение.

Чтобы не совершать банальных ошибок при употреблении родственных слов для слова «Доля», таких как «Двудольный», «Деление», «Делить», «Долевой», «Долька»…, нужно обратиться к толкованию этих слов и в итоге выбрать наиболее подходящее под ситуацию.

Вы можете посмотреть список однокоренных (родственных) слов к ним, перейдя на их страницу нажатием левой кнопкой мыши по ним.

Мы очень рады, что вы посетили наш словарь однокоренных слов, и надеемся, что полученная вами информация о родственных словах к слову «Доля», оказалась для вас полезной. Будем с нетерпением ждать ваших новых посещений на наш сайт.

Читать «Проверочное слово» — Павлова Вера Анатольевна — Страница 4

Полистаем лесопись,

почитаем лугопись,

расшифруем рекопись —

лягушачью кругопись,

прибрежную глинопись,

облаков каракули…

Наконец-то вырвались.

Целый день не плакали.

Мёртвым – корни, вечным – кроны,

мне – берёзовый лесок,

синий ветер, шум зелёный,

белый свет, прозрачный сок,

грамотность берестяная,

шёлковых стволов штрихкод,

черновой набросок рая,

горстка букв, щепотка нот.

Там лес и дом, и курочки рябые,

там золото вечернего крыльца,

там голуби жемчужно-голубые

прогули-гули-гуливаются,

там остаётся непочатой книга,

там на границе памяти и сна

у дедушки и бабушки черника

растёт в ногах. А в головах – сосна.

сосны органные

над вечерней рекой

песни гортанные

на скамье жестяной

лёгкого ялика

колыбельный покой

с долькой райского яблока

за щекой

Унизительная бедность,

ты – воздушное плавсредство?

Унаследовав бесследность,

приумножили наследство

дед Матвей и баба Аня

(смутно помню только деда),

он – гребя, она – табаня

по теченью, против света.

Чудо, чудо, чудо!

Смастерила сына

удалому уду

храбрая вагина.

Куплен крестик медный

маленькому принцу

ставшими бессмертней

лет на двадцать-тридцать.

Пыльца – тычинок песенка,

дыхание цветка.

Верёвочная лесенка

цепочки ДНК

с балкона опускается.

Соавтор серенад,

садовник улыбается.

Благоухает сад.

Лесенка-чудесенка

На четверть еврейка,

на половину музыкантша,

на три четверти – твоя половина,

на все сто – кто?

Этот стишок я написала полжизни назад. Жизнь внесла свои коррективы: любимая подруга подарила мне тест ДНК на этнический состав. Имя подруги – Ева. Символичней некуда, правда? Я провела одной ватной палочкой по внутренней стороне левой щеки, второй – по внутренней стороне правой, запечатала образцы в конверт и отнесла на почту. Ожидание ответа длилось два месяца.

Вижу, как в кино: человек в белом халате склонился над микроскопом… Крупно: винтовая лесенка ДНК. Дезоксирибонуклеиновая кислота. Хорошее упражнение для развития дикции. Четыре буквы – A, C, G, T. Из них и слова-то толком не сложить. А вот ведь – весь мир ими написан. В каждой моей клетке вьётся эта верёвочная лесенка. Как, ну как вместить это знание?

Нет, мне тело не мало – велико.

Мне до тела моего далеко.

Тело, тело, как ты терпишь меня?

Все, что сделано, такая фигня

по сравненью с расщепленьем белка,

по сравненью с ХТК ДНК!

Кто сбросил мне эту верёвочную лесенку? Праматерь Ева. Кто по ней миллионы лет карабкался? Сейчас узнаем: человек в белом халате прислал мне результаты теста.

48 % – восточные европейцы (братья-славяне), 20 % – евреи-ашкенази (ну и что теперь делать со старым стишком, который ошибся на целых 5 процентов?), 14 % – финны (оповестила об этом подругу-финку, и она тотчас ответила мне по-фински, поздравила, наверное), 12 % – прибалты, 4 % – балканцы, 1 %, сразу ставший моим любимым и вызвавший наибольший патриотизм, – нигерийцы. Я люблю тебя, мой прапрапрапрапрапрапрадедушка, скачущий в набедренной повязке с бубном вокруг костра!

Помимо рецепта коктейля в письме был список моих возможных трёх-пятиюродных братьев и сестёр. Две с половиной тысячи имён. Это только среди людей, уже поцеловавшихся с ватной палочкой! Имя, открывавшее список, заставило присвистнуть: Филипп Рот. Тот самый Рот? Письмо сообщало примерный возраст кузена и имя жены – Клер. И то и другое подходило. Тут бы и начать гордиться родством. Но я решила всё-таки написать кузену (программа даёт адреса новообретённых родственников). Кузен ответил: «Да, я писатель, правда, пожиже автора «Портного», – пишу книги по менеджменту. Но письма и звонки Тому Самому Роту получаю частенько». Рот да не тот! А я уже начала читать «По наследству» Того Cамого Рота. И такое почувствовала родство! Видимо, не всё известно людям в белых халатах. Видимо, цепочки букв, которые пишем мы, тоже обладают способностью свиваться в лесенки.

Ты филолог, я логофил.

Мне страшна твоя потебня.

Можешь по составу чернил

воскресить из мертвых меня?

Для чего в тетради простой

прописи выводит рука,

если из любой запятой

не выводится ДНК?

И если выводится, то воскресят ли эти прописи моего добродушного вологодского папу (ведь это за его спиной стоят мои финны и прибалты?), мою мудрую еврейскую бабушку (балканцы и нигерийцы, вы ведь достались мне от неё?), моего кроткого дедушку (сибиряка, с кем там было смешиваться священникам-миссионерам?)? Передадут ли по цепочке детям и внукам что-то, делающее человека человеком? Как бы то ни было, ради этого в конечном счёте истекают чернилами мои ручки. Потому что, как говорил ИБ, главное – величие замысла.

Аполлон с топором – это папа. Мой папа красивый.

И ложится костьми сухостой перед папиной силой.

В два обхвата моих, а повален в крапиву, распилен,

отвесен на плече и расколот красивым и сильным.

Отче тридцатилетний, поджарый, пружинистый,

                                                              летний!..

Что история? В тусклую бронзу отлитая сплетня.

Дровосек белозубый беззлобно ругает генсека.

Я похожа на папу, на бронзового дровосека

заостренностью черт и неженскою плеч широтою.

Я берусь за топор, выясняю, чего же я стою —

разлетаются, пахнут арбузом хрустящие щепки…

Будем жить, Анатольевна!

Род наш незнатный, но цепкий.

Наловил плотвы, окуньков,

зачерпнул котелком для ухи

воду из их реки.

Нарвала прибрежных цветов,

набрала в бутылку для них

воду из их реки.

Сидели возле костра.

Нахваливали уху.

Купались в ночной реке.

Беседовали до утра,

где трудней умирать —

на родине? Вдалеке?

Контрольная работа по русскому языку 3 класс, I четверть | Тест по русскому языку (3 класс) на тему:

Контрольная работа  по русскому языку за I четверть ________________________________________

  1. Допиши предложения.
  1. Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать _______________________________

И посмотреть какая часть у них общая.

  1. Однокоренные слова – это слова, у которых ______________________________________
  1. Подчеркни однокоренные слова в каждой группе. Выдели в них корень.

Лужок, луг, лужа, луговой, слуга.

Друг, подруга, дружок, другой.

Смешной, смех, меховой, смешинка.

  1. Подумай, какую букву надо писать на месте пропуска. Сначала напиши проверочное слово, затем вставь букву.

________________________- пиро__,         ___________________- кни__ка

________________________- моро__,       ___________________ — ска__ка

________________________- сне__ ,          ___________________ — доро__ка

  1. Напиши 3 слова с удвоенной согласной буквой в корне, в каждом слове должно быть 2 слога.

   _________________________________________________________________________________

  1. Раздели слова для переноса.

Ванная,  ссадина,  хоккеист,  Жанна,  жжёный,  пассажир,  шоссе,  телеграмма.

  1. Подумай, какую букву надо писать на месте пропуска. Сначала напиши проверочное слово, потом вставь букву. Обозначь орфограмму.

____________________- прелес_-ный

____________________-мес__ный

____________________- хрус__нул

____________________- хвас__ливый

___________________- чес__но

___________________- ужас__ный

  1. Сделай звуко-буквенный анализ слов.

Контрольная работа  по русскому языку за I четверть ________________________________________

  1. Допиши предложения.
  1. Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать _______________________________

И посмотреть какая часть у них общая.

  1. Однокоренные слова – это слова, у которых ______________________________________
  1. Подчеркни однокоренные слова в каждой группе. Выдели в них корень.

Земля, земляной, земский, земелька, землекоп.

Весна, весной, веселье, весенние, весну.

Водный, водичка, водитель, вода.

  1. Подумай, какую букву надо писать на месте пропуска. Сначала напиши проверочное слово, затем вставь букву.

________________________- бага__,         ___________________- сне__ки

________________________- расска__,       ___________________ — зага __ка

________________________- кру__ ,          ___________________ — ука __ка

  1. Напиши 3 слова с удвоенной согласной буквой в корне, в каждом слове должно быть 2 слога.

   _________________________________________________________________________________

  1. Раздели слова для переноса.

Территория,  терраса,  кроссовки,  Алла,  жжение,  жужжит,  коллектив,  бассейн.

  1. Подумай, какую букву надо писать на месте пропуска. Сначала напиши проверочное слово, потом вставь букву. Обозначь орфограмму.

____________________- прелес_-ный

____________________-мес__ный

____________________- хрус__нул

____________________- хвас__ливый

___________________- чес__но

___________________- ужас__ный

  1. Сделай звуко-буквенный анализ слов.

О полезности диахронического подхода к членению слов на морфемы при обучении правописанию корней Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

УДК 371.321.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. О полезности диахронического подхода к членению слов на морфемы при обучении правописанию корней // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 63-72. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/02aprL2021/ kvo108/

Завершинская Людмила Александровна | [email protected]

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ г. Калининграда № 24 Калининград, Россия

О полезности диахронического подхода к членению слов на морфемы при обучении правописанию корней

Аннотация. Статья посвящена одной из важных проблем школьной дидактики — обучению правописания слов с проверяемыми гласными в корне. В ней обосновывается полезность диахронического подхода к членению слов на морфемы в процессе обучения школьников, что способствует осознанному и прочному усвоению правописания целых гнезд однокоренных слов, которые в результате опрощения потеряли явную связь с историческим корнем. Привлечение внимания к исходному значению таких корней позволяет учащимся накапливать необходимую информацию, помогающую им подбирать в процессе письма нужные проверочные слова и таким образом оперативно решать возникающие орфографические проблемы. Основываясь на анализе отдельных ошибок, часто встречающихся в тетрадях как младших, так и старших школьников, и многолетнем опыте работы по искоренению подобных ошибок, автор статьи приходит к выводу, что выявление исторических корней и этимологии трудных для написания слов благотворно влияет

на орфографическую грамотность обучающихся русскому языку.

Ключевые слова: проверяемая гласная в корне, исторический корень, гнезда однокоренных слов, словарь морфем, этимологический словарь.

…Разберем корень сего слова и посмотрим, не можем ли мы извлечь из оного какого-нибудь удовлетворительнейшего смысла.

А. Шишков [Цит. по: 11, с. 101]

Выдающийся российский лингвист Филипп Федорович Фортунатов в конце XIX века предупреждал школьных преподавателей: «Крупная ошибка — смешение фактов, существующих в данное время в языке, с теми, которые существовали в нем прежде» [Цит. по: 9]. Помня об этом, школьный учитель и сегодня, следуя принципу научности, подходит к анализу языковых явлений в процессе их изучения в школе в основном синхронически: старается не допускать смешения фактов современного языка с теми,

УДК 371.321.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. О полезности диахронического подхода к членению слов на морфемы при обучении правописанию корней // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 63-72. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/02aprL2021/ kvo108/

какие открываются при изучении его истории, учит ребят выделять морфемы, опираясь на сведения, почерпнутые из современных словарей, прежде всего, из словарей выдающегося российского лексикографа Александра Николаевича Тихонова.

Но удержаться на синхроническом уровне при выделении основной морфемы в слове, не заглядывая в словарь, непросто и ученику, и учителю. Мы по-разному «считываем» лексическое значение, носителем которого является корень. Подбирая однокоренные слова, исходим из своих представлений о родственных связях данного слова с другими, близкими ему по значению. Порой углубление в этимологию, присущее, например, участникам лингвистических олимпиад, мешает сделать грамотный морфемный разбор слова на современном уровне развития языка. И задача учителя — скорректировать ход рассуждения школьника в направлении поиска не давних «предков» слова, а его современных «родственников».

Но в практике школьного преподавания, на наш взгляд, обращение к историческому состоянию слова порой просто необходимо. И там, где связи, по выражению Ф. Ф. Фортунатова, все еще «ясны при сопоставлении данных слов с родственными в языке образованиями» [Цит. по: Там же], надо эти связи обнаруживать перед нашими учениками, помогать им находить в современных словах «некогда существовавшие части» [Цит. по: Там же]. Диахронический подход, как показывает

опыт, в некоторых случаях может быть предпочтительнее синхронического.

Морфемика теснее других разделов лингвистики связана с правописанием. При обучении орфографии большой проблемой для многих ребят с ослабленным зрительным типом восприятия становится грамотное написание корней слов. Простейшее правило о проверяемых гласных в корне, знакомое нашим ученикам с ранних лет, часто не работает по той причине, что ребенку в нужный момент не приходит в голову подходящее проверочное слово. Оно и понятно.

Во-первых, в начальных и средних классах, когда ребята знакомятся с правилом и начинают осваивать его практически, они еще не обладают достаточным лексическим запасом, чтобы точно и быстро подобрать нужное для проверки слово. Да и старшеклассники не всегда справляются с этой проблемой.

Во-вторых, в процессе развития языка первородные корни «обрастают» приставками и суффиксами, происходит процесс опрощения, а вместе с этим затемняются родственные связи между словами. И безударные гласные в корнях, которые можно было бы проверить ударением, становятся непроверяемыми. Правописание слов с такими корнями ребятам приходится заучивать.

В 1986 году московское издательство «Русский язык» выпустило в свет тиражом 91 150 экземпляров «Словарь морфем

УДК 371.321.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. О полезности диахронического подхода к членению слов на морфемы при обучении правописанию корней // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 63-72. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/02aprl2021/ kvo108/

русского языка» [2]. Авторы его — Ариадна Ивановна Кузнецова и Татьяна Федоровна Ефремова — создали словарь, заставляющий задуматься о затуманенных веками связях современных слов с их первородными основами.

Впервые в русской лексикографии появился словарь, содержащий Корневой, Префиксальный и Суффиксальный разделы, в которых 52 000 слов были разделены на морфемы не всегда так, как это соответствует современному состоянию языка. Этот словарь и третье, исправленное, издание «Школьного этимологического словаря русского языка» Николая Максимовича Шанского и Татьяны Александровны Бобровой, вышедшее в 2000 году в издательстве «Дрофа» тиражом 5000 экземпляров с подзаголовком «Происхождение слов» [10], уже двадцать лет помогают нам обучать школьников русскому языку.

В научно-популярном словаре-справочнике Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой собран и систематизирован богатый материал, дающий возможность не только узнавать о происхождении «наиболее употребительных слов современного русского языка» [Цит.) (о-У-я-ни-е) [2, с. 24]. А из двадцати четырех однокоренных слов этого гнезда буква а находится под ударением в одиннадцати. Среди них знакомые нам баять, басня, баиньки. «Школьный этимологический словарь русского языка» слово «обаяние» толкует так:

Обаяние. Искон. Др.-рус. суф. производное от обаяти «околдовать словами», преф. образования от баяти «говорить». См. баять, басня, баловать. Обаяние буквально «колдовство посредством слов». Ср. обворожить, очаровать, околдовать, заговорить (зубы) [Цит. по: 10, с. 206].

Как видим, можно из глубин языка достать проверочное слово для гласной в корне этого слова, а заодно открыть для себя и своих учеников такой неприметный, неявный в современном его восприятии оттенок, как очарование красноречием. Вместе с тем проясняется и написание о — былой приставки, «прилепившейся» к изначальному корню и ставшей его частью.

В школьных тетрадях довольно часто обнаруживаются ошибки в корне слова «преодолевать» и однокоренных с ним.

УДК 371.321.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. О полезности диахронического подхода к членению слов на морфемы при обучении правописанию корней // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 63-72. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/02aprl2021/ kvo108/

Видимо, в словарном запасе ребят не находится подходящего для проверки слова, кроме слова даль. А о смысловом родстве они не задумываются по причине отсутствия в их словарном запасе альтернативного варианта.

И снова заглянем в словари. У А. Н. Тихонова корнем в этих словах является часть одол (пре/одол/е/ва/ть) [4]. Подходящего однокоренного слова для проверки безударных гласных этого корня в современном языке нет. В словаре же А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Ефремовой выделяется корень дол (пре-о-У-е-ва-ть) и дается довольно много однокоренных слов, в которых о находится в сильной позиции. Среди них знакомые нам доля, долька, долюшка [2, с. 107]. В этимологическом словаре о слове, однокоренном рассматриваемому, сказано:

Одолеть. Общеслав. Преф. производное от долеть (*doleti), в диалектах еще известного суф. образования от доля (см.). См. также делить. Одолеть — первоначально — «получить свою долю» [Цит. по: 10, с. 211].

Значит, и у слова преодолеть — прекратить действие «как результат его длительного или сильного проявления» [Цит. по: 5, т. III, с. 45] — тот же исторический корень. Коротким словом «доля» легче всего проверить гласную в корнях слов «преодолеть», «преодоление», «непреодолимый» и однокоренных с ними.

В официально-деловом стиле сегодня довольно часто встречается слово «поощрение». С 1976 года оно находится

в орфографическом минимуме А. В. Теку-чева среди других школьных «словарных слов», предназначенных для освоения учащимися [7, с. 62]. В толковом словаре слово «поощрять» означает «сочувствием, поддержкой, одобрением, наградой побуждать кого-л. к чему-л., содействовать появлению, проявлению, развитию чего-л.» [Цит. по: 6, с. 292]. Вряд ли кто из наших учеников задумывался о корне этого в общем-то понятного слова, вызывающего порой затруднения при написании. А. Н. Тихонов, выделяя корень поощр, разбивает его на морфемы таким образом: поощр/ ени/е [4]. Тут едва ли придет на ум какое-либо современное знакомое слово с ударением на втором о.

А вот «Словарь морфем русского языка» делит слово на составные части иначе: по-У-ени-е. И в нем как варианты корня ощр даются вастр, востр, остр с чередующимися гласными и согласными в них. В гнезде с вариантом ощр нет ни одного слова с о в сильной позиции, а вот в гнезде корня остр находим целых два: острый и остренький [2, с. 234235]. «Школьный этимологический словарь русского языка» подтверждает эту связь:

Поощрить. Заимств. из ст.-сл. яз. Преф. производное от ощрити, суф. образования от остръ «острый». См. острый [Цит. по: 10, с. 246].

Следовательно, «поощрение» — это заострение стремления к проявлению или развитию чего-либо обычно

УДК 371.321.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. О полезности диахронического подхода к членению слов на морфемы при обучении правописанию корней // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 63-72. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/02aprL2021/ kvo108/

благоприятного посредством похвалы или награды. Поощрили — значит, «поострили» стремление творить добро. И это слово с обнаруженным в нем историческим корнем, который можно проверить словом «острый», оживает перед нами и перестает быть канцелярски-формальным. Становится понятным, откуда берется и первое о в слове «поощрение»: здесь обнаруживается еще одна знакомая морфема — продуктивная

приставка по-, сросшаяся в одно целое со старославянским корнем ощр и ставшая таким образом частью современного корня поощр.

Часть слов, правописание корней в которых вызывает у школьников затруднение и в которых важно сегодня, на наш взгляд, обнаруживать исторический корень, представлена в таблице 1 вместе с проверочными словами.

Таблица 1 — Слова, гласные в корне которых можно проверить,

обнаружив исторический корень (корни выделены жирным шрифтом и наклонными черточками)

По А. Н. Тихонову По А. И. Кузнецовой, Т. Ф. Ефремовой Проверочное слово

бородавк/а бород/авка бород/ы, бород/ка

вдохнов/ение в/дох/новение вз/дох/

велич/айший вел/ичайший вел/ий (огромный)

висок/ вис/ок вис/нуть

внедр/ять в/недр/ять недр/а

возраж/ение воз/раж/ение с/раз/у

впечатл/ение в/печат/ление в/печат/ать

голен/йще гол/енйще гол/ый

готовальн/я готов/альня готов/

границ/а гран/ица грань/

докона/ть до/кон/ать кон/чик

западн/я за/пад/ня пад/ать

изобрет/ение изоб/рет/ение с/рет/ение (встреча)

искаж/аться ис/каж/аться про/каз/ник

испещр/енный ис/пещр/енный пестр/ый

Завершинская Л. А. О полезности диахронического подхода к членению слов на морфемы при обучении правописанию корней // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 63-72. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/02aprL2021/ kvo108/

По А. Н. Тихонову По А. И. Кузнецовой, Т. Ф. Ефремовой Проверочное слово

изощр/йть из/ощр/ить остр/ый

козырек/ козыр/ек козырь/

коляск/а кол/яска коль/ца

коричнев/ый кор/ичневый кор/очка

корЯв/ый кор/явый кор/ка

назида/тельный на/зид/ательный зижд/иться

насеком/ое на/сек/омое сеч/еный

наслажд/ёни/е на/слажд/ёни/е слад/к/ий

не/досяг/аемый недо/сяг/аемый при/сяг/а

обаЯ/ние о/ба/яние ба/сня

обож/ать о/бож/ать бож/ий

окочен/ёть о/коч/енёть коч/ка

отрок/ от/рок/ по/рок/

песец/(животное) пес/ёц/(животное) пес/

платок/ плат/ок плать/е

плотин/а плот/ина плот/

по/влиЯ/ть пов/ли/ять ли/ть

подлинн/ый — длин/ный, линь/

поощр/ёние по/ощр/ёние остр/ый

пре/одол/евать прео/дол/евать дол/я

раздраж/ёние раз/драж/ёние драз/нит

рябин/а ряб/ин/а (дерево) рябь/

созида/ться со/зид/аться зижд/иться (основываться)

сплоч/енность с/плоч/енность плот/

упо/ёние у/по/ёние пой/ло

уязв/ить у/язв/ить язв/а

щетин/а щет/ина щет/ка

ям/щик ям/щик ям/ (почтовая станция)

УДК 371.321.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

УДК 371.321.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. О полезности диахронического подхода к членению слов на морфемы при обучении правописанию корней // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 63-72. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/02aprl2021/ kvo108/

Механическое заучивание так называемого «словарного слова» менее эффективно, чем проверка безударной гласной в его корне подходящим для этого словом с гласной в сильной позиции. Подключение логической составляющей скорее закрепит в памяти школьника верный письменный образ слова. Особенно это касается детей со слуховым типом запоминания, которым орфографическая грамотность дается с трудом.

Неожиданное обнаружение родства слов, ранее казавшихся никак не связанными одно с другим, почти всегда вызывает у человека любого возраста удивление, пробуждает в душе яркое эмоциональное переживание, возникающее вследствие восприятия глубинного значения слова. Процесс обучения грамотному орфографическому письму от этого только выигрывает: наша память прочнее запечатлевает то, что окрашено эмоцией.

В современной речи довольно часто встречается слово «подлинный», реже — «подноготная». Их сегодняшние значения нам ясны. Но не всякий ребенок ясно понимает, какую гласную следует написать в корнях этих слов. Из академического четырехтомника «Словарь русского языка» мы узнаем, что разговорное слово «подноготная», обычно употребляемое в сочетании с местоимением «вся» и обозначающее «обстоятельства, подробности жизни, существования кого-, чего-л.» [Цит. по: 6, с. 20], связано со старинной пыткой. Чтобы выпытать у допрашиваемого всю правду, ему запускали под

ногти иглы или гвозди. Такая вот печальная история. Тут уж вряд ли забудется проверочное слово «ноготь», подходя -щее для проверки исторически одно-коренного с ним слова «подноготная», современное значение которого далеко ушло от первоначального.

История возникновения слова «подлинный» не менее печальна. Правда, тут мнения толкователей его происхождения несколько разнятся. В попытке докопаться до основ слова «подлинный» нам пришлось столкнуться с альтернативными толкованиями его значения. Одно из них обнаружилось в словаре Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой [10], другое — в книге Василия (Фазиля) Ирзабе-кова «Святая сила слова» [1]. Составители словаря солидарны в толковании этимологии слова «подлинный», имеющего значение «настоящий, действительный». Они считают, что слово происходит от длинных палок — подлинников, которыми раньше при допросе добивались истины [10], а православный филолог, писатель и публицист В. Ирзабеков, истово борющийся за чистоту русского языка, объясняет происхождение слова «подлинный» иначе: «…Это слово ведет свое, скажем прямо, весьма невысокое происхождение от печально известного некогда «лина», особо злого кнута, применяемого при пытках» [Цит. по: 1, с. 78]. Судя по всему, автор последней версии опирается на одну из статей «Этимологического словаря русского языка» Макса Фасмера, в которой второе значение слова «линь» — это «»вид каната», Уст. морск. 1720 г.; см. Смирнов 179, уменьш.

УДК 371.321.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. О полезности диахронического подхода к членению слов на морфемы при обучении правописанию корней // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 63-72. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/02aprl2021/ kvo108/

линек (в знач. «веревка для телесных наказаний», у Радищева 219). Из голл. 1Уп — тонкая веревка» [Цит. по: 8, т. II, с. 498]. Поскольку взгляды толкователей происхождения слова «подлинный» не совпадают, выбор можно оставить за школьником: проверять гласную в корне слова «подлинный» современным знакомым словом «длинный» (что он скорее всего и сделает) или новым для него старинным морским — «линь».

Довольно часто ребята допускают ошибки и в слове «раздражать»: очень уж оно похоже на другое, в корне которого пишется о и легко проверяется словом «дрожь». Корень слова «раздражать», имеющего яркую эмоциональную окраску, тоже по-разному представлен в словарях. В «Морфолого-орфографическом словаре» А. Н. Тихонова — это раздраж (раздраж/а/ть) [4]. В «Словаре русских морфем» А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Ефремовой выделяется корень драж (раз-У-а-ть) [2, с. 109]. В гнезде с вариантным ему корнем драз находятся слова дразнить, дразнилка, раздразнить [2, с. 109]. Они и являются «родственниками» слову «раздражать», гласную в корне которого можно проверить словом «дразнит». Осознание родства между этими словами, эмоционально пережитое, запоминается, и выбор гласных в корнях слов «задрожать» и «раздражать» ребята уже делают осмысленно.

Слово «обожать» (его тоже время от времени мы видим в тетрадях ребят с ошибкой в корне) долгое время вызывало у нас некое беспричинное отторжение,

пока в Корневой части «Словаря русских морфем» оно не обнаружилось в гнезде слов с корнем бож наряду со словами божий, божество, набожный [2, с. 36]. Тут же всплыло в памяти библейское «Не сотвори себе кумира», и стало понятно, что в слове этом аукается некое эмоциональное излишество. Этимологический словарь прояснил значение и этого слова с, казалось бы, положительной коннотацией:

Обожать. Искон. Суф.-преф. производное (о—ать) от бог (см.). Первоначально обожать — «почитать как бога», затем — «страстно любить» [Цит. по: 10, с. 207].

Со временем это значение несколько стерлось. Сегодня обожают — страстно любят — не только человека, но и путешествия, и даже мороженое. Как-то уж слишком. Видимо, это неосознанно и смущало нас. Думается, будет нелишним подобными эмоциями поделиться с учениками. А можно предложить им подумать, откуда взялись в этом слове обе буквы о. Совместное размышление над составом слова, его значением и происхождением останется в памяти ребят, и проверочное слово «бог» выручит их при написании слов «обожать», «обожание» и родственных им.

Такие открытия первородных значений слов можно сделать, обращаясь к словарям, отражающим исторические срезы морфемики и лексики. Пополняя лексический запас наших учеников из глубины языка поднятыми словами, отсылающими нас к истокам русской речи, мы

УДК 371.321.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. О полезности диахронического подхода к членению слов на морфемы при обучении правописанию корней // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 63-72. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/02aprl2021/ kvo108/

вооружаем их арсеналом слов с ударными гласными в корне, что позволяет им осмысленно использовать эти слова, применяя известное им, но часто в силу вышеназванных причин не работающее орфографическое правило.

У Сергея Острового есть стихотворение «Первородство», которое заканчивается так:

У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу:

— Защити меня! —

Это значит:

— Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть — Слово тебе сотворит добро [Цит. по: 5, с. 35].

Вслушаться и вглядеться в слово, обнаружить его корни, определить его «нутро» помогают нам создатели морфемных, словообразовательных, толковых, этимологических словарей. Они, впуская нас, по меткому выражению Самуила Маршака, в «подвалы слов» [Цит. по: 3, с. 9], дают нам возможность, благоговея перед теми, кто сохранил в языке дух и душу русского человека, сдувать со знакомых слов пыль веков, обнаруживать в них тайные смыслы, устанавливать связи между ними. А кроме того, подсказывают учителю пути совершенствования осмысленного, грамотного письма его учеников.

Список литературы

1. Ирзабеков, В. Святая сила слова. Не предать родной язык / В. Ирзабеков. — М.: Даниловский благовестник, 2011. — 176 с.

2. Кузнецова, А. И. Словарь морфем русского языка: Ок. 52 000 слов / А. И. Кузнецова, Т. Ф. Ефремова. — М.: Рус. яз., 1986. — 1136 с.

3. Маршак, С. Я. Лирика. Переводы / С. Я. Маршак; сост. А. Г. Казакова. — СПб.: Лениздат, 1996. — 430 с.

4. Морфологические словари Александра Николаевича Тихонова [Электронный ресурс] // Сайт о происхождении и образовании русских слов «Словород». — URL: http://www. slovorod.ru/der-tikhonov/index.htmL (дата обращения: 19.07.2020).

5. Островой, С. Г. Избранные произведения: в 2 т. Т. 2. Стихотворения (19351969) / С. Г. Островой; предисловие С. Поделкова. — М.: Художественная литература, 1978. — 350 с.

6. Словарь русского языка: в 4 т. Т. 3. П — Р / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1981-1984. — 752 с.

7. Текучев, А. В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме для средней школы. Пособие для учителей / А. В. Текучев. — М.: Просвещение, 1976. — 80 с.

8. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т. 2 (Е — Муж) / М. Фасмер; пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. — 2-е изд., стер. — М.: Прогресс, 1986. — 672 с.

УДК 371.321.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. О полезности диахронического подхода к членению слов на морфемы при обучении правописанию корней // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 63-72. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/02aprl2021/ kvo108/

9. Фортунатов, Ф. Ф. О преподавании грамматики русского языка в средней школе [Электронный ресурс] / Ф. Ф. Фортунов. — URL: http://crecl.eco. seriot.ch/textes/FORTUNATOV-Ü4/ txt.html. (дата обращения: 01.08.2020).

10. Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — 3-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2000. — 400 с.

11. Шишков, А. С. Славянорусский корнеслов / А. С. Шишков. — М.: Концеп-туал, 2020. — 256 с.

Ludmila A. Zavershinskaya

General Secondary School № 24 Kaliningrad, Russia

Usefulness of the diachronic approach in the words division into morphemes in training the roots spelling in the Russian language

Abstract. The article deals with an important school didactics problem: learning the words spelling with verifiable vowels in the root. It substantiates the usefulness of the diachronic approach in the words division into morphemes in teaching Russian language to school children. This approach provides conscious and lasting acquisition of knowledge on spelling of the groups of word families that have lost, due to de-etymolo-gization, a clear link to their historical roots. Drawing attention to the original meaning of such roots enable pupils to accumulate the required information helping to select the proper verification words and, thus, to solve promptly emerging orthographical problems. The author, having analyzed certain mistakes frequently found in notebooks of junior and senior pupils and according to the long-term experience of work on the elimination of such mistakes has come to the conclusion revealing the historical roots and etymology of difficult-to-spell words influence on the spelling literacy of pupils who learn the Russian language.

Keywords: verifiable vowel at the root, historical root, word families, morphemes dictionary, etymological dictionary.

Урок по русскому языку. Закрепление по теме «Имя существительное»

Космический урок

по русскому языку в 3 б классе

ТЕМА: Закрепление по теме «Имя существительное»

ЦЕЛИ:

  • закрепить умения изменять существительные по числам, различать род, определять падеж, разбирать предложения по членам, слова по составу;

  • развивать устную и письменную речь учащихся;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • воспитывать интерес к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер на столе учителя, проектор, экран, мультимедийный фильм.

Разработала учитель

начальных классов

МОБУ Гимназия №2

с. Бураево

Лукманова С. Г.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

— Здравствуйте ребята. Унас сегодня гости. Поздоровайтесь с гостями. А теперь тихо сели. Урок у нас сегодня необычный, а космический.

  1. ЧИСТОПИСАНИЕ

— Урок русского языка, как всегда начнём с минутки чистописания. Но вначале разомнём наши пальчики, чтобы правильно и красиво писать.

( гимнастика для пальцев)

— А теперь открываем тетради, записываем число и классная работа.

— При письме сидим правильно.

— С красной строки записываем слова, написанные на доске

(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

— Что мы с вами записали? (Названия планет)

— Правильно. Молодцы!

3. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

— А сейчас проведём словарный диктант.

— Записали на следующей строке – словарный диктант.

— Я буду загадывать загадки. А отгадки вы пишите с красной строки через запятую.

  1. Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что же это? (самолёт)

  1. Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится. (луноход)

  1. Чудо- птица – алый хвост

Прилетела в стаю звёзд. (ракета)

  1. Рассыпалось ночью зерно,

А утром – нет ничего. (звёзды)

  1. Бродит одиноко огненное окно,

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает. (солнце)

  1. Человек сидит в ракете,

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит. (космонавт)

  1. Ночью на небе один

Золотистый апельсин,

Миновали две недели,

Апельсина мы не съели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька. (Луна, месяц)

( Взаимопроверка)

— Какие слова вы написали?

+

— Определите число и род имён существительных

+

— Среди словарных слов найдите однокоренные слова

+

— Почему они называются однокоренными? Выделите корень.

+

— Среди словарных слов найдите сложные слова. Докажите.

+

— Среди этих же слов найдите слово с непроизносимой согласной.

Подберите к нему проверочное слово.

4 РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА:

  1. Игровая часть урока

– А сейчас проверим вашу космическую внимательность.

– Спишите с доски текст

Посмотрите, луноход

По Луне легко идёт.

Он шагает очень важно,

В нём сидит герой отважный.

— В тексте подчеркните опасные места и устно объясните написание слов.

  1. Работа с космическим компьютером

— Введите в бортовой компьютер нужные буквы. Ачтобы ввести нужно ответить на вопросы.

1. Четвёртая буква алфавита Г

2. Чем кончается слово РАКЕТА? А

3) Пара буквы К г

4) Второй слог в слове УА. А

5) Буква, стоящая в алфавите перед С р

6) Первый слог в слове ИА и

7) Какая буква стоит в середине слова КОНЕЦ? Н

— Какое слово получилось?

+

— Кто такой Гагарин?

+

( 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль-спутник «Восток», пилотируемый Юрием Александровичем Гагариным. Сбывалась мечта всего человечества. Впервые житель нашей планеты устремился к звёздам. Юрий Гагарин сделал всего один виток вокруг Земли, который длился 108 минут (1час 48 мин), и открыл новую эру-эру полётов человека в космическое пространство.

  1. СОСТАВЛЕНИЕ предложения

— На доске написаны слова. Из этих слов нужно составить предложение

-Давайте запишем предложение с комментированием под диктовку.

+

— Найдите главные члены предложения.

+

— Обозначьте части речи

+

— Слово ПОЛЕТЕЛ разберите по составу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. НЕВЕСОМОСТЬ

  2. – В условиях невесомости разлетелись слова. Нужно их собрать.

СКА БИТА

ЛУНО НИК

ОР ФАНДР

СПУТ ХОД

— Какие слова у вас получились?

+

— Запишите с красной строки.

+

— Слово спутник надо просклонять по падежам (работа у доски)

6) ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

— Прочитайте и запишите предложение по памяти.

+

— А теперь проверьте.

7) КОСМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

— А сейчас вам предстоит дописать предложения. Для этого надо вспомнить космические истории:

  1. Животные – космонавты — …….

+ собака, обезьяны, мыши.

  1. Маленький сказочный герой, который побывал на Луне,-….

+ Незнайка

  1. Сказочный пришелец из космоса — …

+ Маленький принц

  1. «Шоколадная» планета — ….

+ Марс

— Молодцы!

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

— Запишите слово КОСМОНАВТЫ. Придумайте как можно больше слов из букв этого слова.

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

— О чём говорили сегодня на уроке?

+

— Оценивание. УРОК ОКОНЧЕН.

Определение среза по Merriam-Webster

\ ˈSlīs \

переходный глагол

1 : для резки ножом или как ножом

2 : размешать или намазать ломтиком

3 : ударить (мяч) так, чтобы получился срез

непереходный глагол

2 : для перемещения с режущим действием Корабль рассек сквозь волны

: тонкий плоский кусок, вырезанный из чего-то

б : кусок клиновидной формы (как пирог или торт)

2 : шпатель для нанесения краски или чернил.

3 : сервировочный нож с клиновидным лезвием. кусок рыбы

4 : полет мяча, который отклоняется от прямого курса в направлении доминирующей руки игрока, который его толкает. также : мяч следует таким курсом — сравните крюк

Word Slices для Android — скачать бесплатно [Последняя версия + MOD] 2021

С другой стороны, для обеспечения бесперебойной работы важно знать, как использовать файл APk или Apk MOD после его загрузки на свое устройство.Файлы APK — это необработанные файлы приложения для Android, похожие на файлы .exe для Windows. APK означает Android Package Kit (сокращенно APK). Это формат файла пакета, используемый операционной системой Android для распространения и установки мобильных приложений.
В 4 простых шагах я покажу вам, как использовать Word Slices.apk на вашем телефоне после того, как вы его загрузите.


Шаг 1. Загрузите Word Slices.apk на свое устройство

Вы можете сделать это прямо сейчас, используя любое из наших зеркал загрузки ниже.Его 99% гарантированно работает . Если вы загружаете apk на компьютер, обязательно переместите его на свое устройство Android.


Шаг 2. Разрешите сторонние приложения на вашем устройстве.

Чтобы установить Word Slices.apk, необходимо убедиться, что сторонние приложения в настоящее время включены в качестве источника установки. Просто перейдите в меню > Настройки> Безопасность> и отметьте Неизвестные источники , чтобы ваш телефон мог устанавливать приложения из источников, отличных от Google Play Store.
В Android 8.0 Oreo вместо того, чтобы проверять глобальные настройки, разрешающие установку из неизвестных источников, вам будет предложено разрешить вашему браузеру или файловому менеджеру установить APK-файлы при первой попытке.


Шаг 3. Перейдите в папку с файловым менеджером или в браузере

Теперь вам нужно найти файл Word Slices.apk, который вы только что скачали.
Если вы предпочитаете, вы также можете загрузить приложение для файлового менеджера здесь, , чтобы вы могли легко находить файлы на своем устройстве Android.
Как только вы найдете файл Word Slices.apk, щелкните его, и он запустит обычный процесс установки. При появлении запроса нажмите «Да» . Однако обязательно прочтите все подсказки на экране.


Шаг 4. Наслаждайтесь

Word Slices теперь установлен на вашем устройстве. Наслаждаться!


Безопасны ли файлы APK?

Не обращайте внимания на слухи или сайты, которые говорят об обратном. Файлы APK, как правило, так же безопасны, как и файлы .exe для ПК для Windows, поэтому самое важное, что следует отметить, — это то, что вы всегда должны загружать их с надежных сайтов.Обычно вам не о чем беспокоиться, поскольку мы предоставили некоторые из самых безопасных сайтов в наших зеркалах загрузки Apk ниже.

Спасибо, что прочитали это руководство. Загрузите ваше приложение ниже!


  • Дата выпуска: 23.07.2021
  • Текущая версия: 2.9.36
  • Размер файла: 149,85 МБ
  • Разработчик: REIN TECHNOLOGY LIMITED
  • Совместимость: Требуется iOS 10.0 или новее. или Android KitKat 4.4, Lollipop 5.0, Marshmallow 6.0, Nougat 7.0, Oreo 8.0, Android Pie 9.0, версии 10, 11, 12 или новее

Присоединяйтесь к нам в захватывающем и захватывающем приключении кроссворда !! Word Slices сочетает в себе поиск слов, головоломку и игровую механику в стиле кроссворда в одном захватывающем игровом процессе !! Кроссворд разбит на кусочки головоломки. Чтобы выиграть, соберите кроссворд и расшифруйте все слова в головоломке! Word Slices — это увлекательное и захватывающее упражнение для вашего мозга! Используйте вербальное и пространственное мышление, чтобы улучшить свое правописание, словарный запас и осведомленность.Сыграйте в нее один раз, и вас зацепит! Это займет у всех на несколько часов! Примечание. В Word Slices можно играть бесплатно — для обогащения опыта доступны покупки в приложении.

Apk Mirror 1: : Скачать APK

фрагментов слов в App Store

Разработчик, REIN TECHNOLOGY LIMITED, указал, что политика конфиденциальности приложения может включать обработку данных, как описано ниже. Для получения дополнительной информации см. Политику конфиденциальности разработчика.

Данные, используемые для отслеживания вас

Следующие данные могут использоваться для отслеживания вас в приложениях и на веб-сайтах, принадлежащих другим компаниям:

  • Покупки
  • Место нахождения
  • Идентификаторы
  • Данные об использовании

Данные, связанные с вами

Следующие данные могут быть собраны и связаны с вашей личностью:

  • Покупки
  • Место нахождения
  • Идентификаторы
  • Данные об использовании

Данные, не связанные с вами

Следующие данные могут быть собраны, но они не связаны с вашей личностью:

Политика конфиденциальности может различаться в зависимости, например, от используемых вами функций или вашего возраста.Узнать больше

Тексты песен, содержащие термин: slice

Текст:

 Они хотят знать определение « ломтик »
(Что означает « ломтик, »?)
Хавин твой хлеб, человек
(Хавин твой хлеб?)
Хунниды
(Синий 
  Нарезать  нарезать,  нарезать  нарезать нарезку
  нарезать  нарезать,  нарезать  нарезать мелко нарезать
  нарезать  нарезать,  нарезать  нарезать мелко нарезать
  Slice  it up,  slice  it up
Входящий с 
 К черту кусок   хочу пирог
Зачем спрашивать, почему, пока мы не зажарим
Смотри на нас всех, стой в очереди
За  кусок  дьявольского пирога
Наркотики и головорезы, женское вино 
 К черту кусок   хочу пирог
Зачем спрашивать, почему, пока мы не зажарим
Смотри на нас всех, стой в очереди
За  кусок  дьявольского пирога
Наркотики и головорезы, женское вино
Трое 
 К черту кусок   хочу пирог
Зачем спрашивать, почему, пока мы не зажарим
Смотри на нас всех, стой в очереди
За  кусок  дьявольского пирога
Наркотики и головорезы, женское вино 
 Нет  ломтик  Нет  ломтик 
Нет  ломтик  нет  ломтик 
Нет  ломтик  нет  ломтик 
Я буду жадным ублюдком со всем проклятым пирогом
Нет  ломтик  нет  ломтик 
Нет  ломтик  нет  ломтик 
Нет 
 и вы знаете предписания врача
Что ж, лучше поздно, чем никогда, не могу вечно оставаться невиновным
Все в порядке, все в порядке, да

В любом случае вы  разрежете , любой 
 Мое тело горит, как голубое пламя

Пришло время действовать, и я хочу этого от тебя
  Slice  me nice,  slice  me nice
Мое сердце бьется 
 GIMME A  SLICE 
Мэгги, Терре и Сюззи Роше

Денежное положение и власть
Возвращаясь к первому впечатлению
Торопливый год и медленный час
Вы 
 Где ты спрятал свои крылья?
Ее любовь сияет над моим горизонтом, она  кусочек  неба ( кусок  неба)
Теплый лунный свет над моим горизонтом, она  ломтик  
 Где ты спрятал свои крылья?
Ее любовь сияет над моим горизонтом, она  кусочек  неба ( кусок  неба)
Теплый лунный свет над моим горизонтом, она  ломтик  
 Следующее, что вы знаете, вы моете посуду
Ваш стол готов для меня
Я рад тебя усадить

  Ломтики  из вас
Мне бы очень хотелось еще  ломтик  вас
Это 
 Иногда по ночам вам нужна компания
Некоторый комфорт с дополнительным сыром
Так позвони мне, когда тебе одиноко
И я принесу тебе острые пепперони

  Срез  после 
 у меня было много женщин
У меня всегда был мяч в игре
Действительно люблю это делать
Довольно обнаженная на кладбище

Крест и розы
Ожидание среза  
Ну я получил 
 О, как это сдувает
Мои заботы и заботы

Все это время
Я повесил трубку
По всем мельчайшим вещам
Что я мог бы сэкономить
Мог бы сэкономить

  Ломтик  
 Мое тело горит, как голубое пламя

Пришло время действовать, и я хочу этого от тебя. Slice  me nice -  slice  me nice.
Мое сердце бьется 
 с текстурой перьев совы
2020, мы проезжаем мимо в Teslas
Секс, деньги, убийства и наркотики, Кармен Электра

К черту кусок  , я хочу пирог
Почему 
 ("Ой, когда-нибудь, нет, я больше не трачу время")

[Rhymefest]
Поднимитесь с южной стороны и получите ломтик  
Поднимитесь на восточную сторону и получите ломтик   
 Нет, просто поговорим, я родился и вырос

Swish  Slice  em haters up
Если ты не трахаешься с Асанте
Swish  Slice  em haters up
Если ты не трахаешься с Кумерикой 
 Неровная полоса, но я все еще езжу, неровная полоса, но я все еще езжу
Подчеркнута, но я чувствую себя хорошо, я чувствую себя хорошо, и я чувствую себя хорошо
Джамбо... Big  Slice , Jumbo ... Big 
 чертовски сумасшедший
IRS они насилуют меня
Я не чувствую свой чек пожалуйста
Блин,  ломтик  мой чек, как сенсей
( ломтик   ломтик  фруктовый  ломтик )
Заблокируйте мои планы, как Декембе
(Нет № 
 в камень
Ты действительно доволен сейчас
Ты все еще остаешься один?
Просто сократите свою потерю и возьмите у меня  кусок  жизни.
Возьми у меня  кусок  жизни 
 Да, сколько ниггеров, которые умрут за тебя
Сколько получится ключ  ломтик  пирог с у
Я не говорю о тех, кто кайфует от тебя
Ниггеры знают 
 Да, сколько ниггеров умрут за тебя
Сколько получится ключ  ломтик  пирог с у
Я не говорю о тех, кто кайфует от тебя
Ниггеры знают 

Строка.prototype.slice () — JavaScript | MDN

Метод slice () извлекает часть строки и возвращает его как новую строку, не изменяя исходную строку.

  срез (beginIndex)
срез (beginIndex, endIndex)
  

Параметры

beginIndex

Отсчитываемый от нуля индекс, с которого начинается извлечение. Если отрицательный, он рассматривается как str.length + beginIndex .(Например, если beginIndex равно -3 , он обрабатывается как str.length - 3 .) Если beginIndex равно не число после Number ( beginIndex ) , это рассматривается как 0 .

Если beginIndex больше или равно str.length , возвращается пустая строка.

endIndex Дополнительно

Отсчитываемый от нуля индекс с до , завершающий извлечение.Персонаж на этом индекс не будет включен.

Если endIndex опущен или не определен, slice () извлекает до конца строки. (Например, "test" .slice (2) возвращает "st" )

Если endIndex больше str.length , slice () также извлекается до конца строки. (Например, "test" .slice (2, 10) возвращает "st" )

Если endIndex отрицательно, slice () обрабатывается как ул.длина + endIndex . (Например, если endIndex равен -2 , он обрабатывается как str.length - 2 и "test" .slice (1, -2) возвращает "e" ).

Если endIndex представляет позицию перед представленной по startIndex , slice () возвращает "" . (Например, «test» .slice (2, -10) , «test» .slice (-1, -2) или «test» .slice (3, 2) ).

Возвращаемое значение

Новая строка, содержащая извлеченный раздел строки.

slice () извлекает текст из одной строки и возвращает новую строку. Изменения текста в одной строке не влияют на другую строку.

slice () извлекает до endIndex , но не включая его. str.slice (1, 4) извлекает второй символ через четвертый символ (символы с индексами 1 , 2 и 3 ).

Например, str.slice (2, -1) извлекает третий символ через предпоследний символ в строке.

Использование

slice () для создания новой строки

В следующем примере slice () используется для создания новой строки.

  let str1 = 'Настало утро.',
    str2 = str1.slice (1, 8),
    str3 = str1.slice (4, -2),
    str4 = str1.slice (12),
    str5 = str1.slice (30);
console.log (str2)
console.log (str3)
консоль.журнал (str4)
console.log (str5)
  

Использование

slice () с отрицательными индексами

В следующем примере используется slice () с отрицательными индексами.

  let str = «Настало утро».
str.slice (-3)
str.slice (-3, -1)
str.slice (0, -1)
  

В этом примере выполняется обратный отсчет от конца строки на 11 , чтобы найти начальный индекс и вперед от начала строки на 16 , чтобы найти конец показатель.

  console.log (str.slice (-11, 16))
  

Здесь он отсчитывает вперед с начала на 11 , чтобы найти начальный индекс и назад от конца на 7 , чтобы найти конечный индекс.

  console.log (str.slice (11, -7))
  

Эти аргументы отсчитывают назад от конца на 5 , чтобы найти начальный индекс. и назад от конца на 1 , чтобы найти конечный индекс.

  консоль.журнал (str.slice (-5, -1))
  

Таблицы BCD загружаются только в браузере

Какое еще слово означает срез? | Срез синонимов

Тонкий, длинный и широкий кусок чего-то, вырезанного из большей части

«Мы разделили ломтика печеного миндального пирога, который подается теплым со сливками и фруктовым соусом, похожим на джем».

Часть или доля чего-либо

«Этот показатель показывает, на какую долю из доли чистой прибыли компании вы имеете право как акционер.”

Репрезентативный образец

«Все больше и больше, он представляет собой срез нашей жизни, увеличенный через увеличительную линзу».

Небольшое количество чего-то

Удар или удар предметом с острыми краями

Состояние собственника

Мяч для фола

Сумма денег, необходимая или доступная для цели

Тонкий плоский лист или полоса металла или другого материала

Длинный, глубокий порез или рана

Разрезать что-либо на отдельные части

« тонко нарежьте помидор и отложите, пока готовите сироп.”

Для разделения более крупного объекта на отдельные части, обычно путем разрезания

«Двое детей могут разделить торт, если один ребенок, слайсер, разрежет торт на две части, а другой ребенок, селектор, выберет, какой кусок она хочет».

Чтобы сделать разрез или рану инструментом или предметом с острыми краями

«Ножи одной оправки были расположены так, чтобы разрезали дерева на глубину около дюйма.”

Чтобы вырезать что-то (что-то большее) острым предметом

«Выберите мелкие, большие, гладкие помидоры, затем нарежьте ломтиками с нижней стороны и поместите их на сковороду».

Проколоть или проткнуть острым заостренным предметом

Назначить кому-либо или на определенную цель

Получил фол

Срезать (тонкий или ломтики) с поверхности чего-либо

Нарезать или нарезать на терке, как правило, пищевые продукты

Осторожно режьте острым инструментом

Прилететь или упасть с поверхности хлопьями

Связанные слова и фразы

Ответы на

Slice Words! Найди свой ответ быстро!

Complete Slice Words ответы и решения для всех уровней.Slice Words — это очень интересно. Отличная игра с множеством уровней и привлекательным дизайном для устройств iPhone, iPad и Android.
В форме ниже выберите свой уровень игры, и мы покажем вам ответ.
Скоро появятся новые уровни. Повеселись!

Загружается …

Выберите уровень игры:

— Уровень 1level 2Уровень 3Уровень 4Level 5Level 6Level 7Level 8Level 9Level 10Level 11Level 12Level 13Level 14Level 15Level 16Level 17Level 18Level 19Level 20Level 21Level 22Level 23Level 24Level 25Level 26Level 27Level 28Level 29Level 30Level 31Level 32Level 33Level 34Level 35Level 36Level 37Level 38Level 39Level 40Level 41Level 42Level 43Level 44Level 45Level 46Level 47Level 48Level 49Level 50Level 51Level 52Level 53Level 54Level 55Level 56Level 57Level 58Level 59Level 60Level 61Level 62Level 63Level 64Level 65Level 66Level 67Level 68Level 69Level 70Level 71Level 72Level 73Level 74Level 75Level 76Level 77Level 78Level 79Level 80Level 81Level 82Level 83Level 84Level 85Level 86Level 87Level 88Level 89Level 90Level 91Level 92Level 93Level 94Level 95Level 96Level 97Level 98 Уровень 99 Уровень 100 Уровень 101 Уровень 102 Уровень 103 Уровень 104 Уровень 105 Уровень 106 Уровень 107 Уровень 108 Уровень 109 Уровень 110 Уровень 111 Уровень 112 Уровень 112 Уровень 113 Уровень 114 Уровень 115 Уровень 116 Уровень 117 Уровень 118 Уровень 119 Уровень 120 Уровень 121 Уровень 122 23Level 124Level 125Level 126Level 127Level 128Level 129Level 130Level 131Level 132Level 133Level 134Level 135Level 136Level 137Level 138Level 139Level 140Level 141Level 142Level 143Level 144Level 145Level 146Level 147Level 148Level 149Level 150Level 151Level 152Level 153Level 154Level 155Level 156Level 157Level 158Level 159Level 160Level 161Level 162Level 163Level 164Level 165Level 166Level 167Level 168Level 169Level 170Level 171Level 172Level 173Level 174Level 175Level 176Level 177Level 178Level 179Level 180Level 181Level 182Level 183Level 184Level 185Level 186Level 187Level 188Level 189Level 190Level 191Level 192Level 193Level 194Level 195Level 196Level 197Level 198Level 199Level 200Level 201Level 202Level 203Level 204Level 205Level 206Level 207Level 208Level 209Level 210Level 211Level 212Level 213Level 214Level 215Level 216Level 217Level 218Level 219Level 220Level 221Level 222Level 223 Уровень 224 Уровень 225 Уровень 226 Уровень 227 Уровень 228 Уровень 229 Уровень 230 Уровень 231 Уровень 232 Уровень 233 Уровень 23 4Level 235Level 236Level 237Level 238Level 239Level 240Level 241Level 242Level 243Level 244Level 245Level 246Level 247Level 248Level 249Level 250Level 251Level 252Level 253Level 254Level 255Level 256Level 257Level 258Level 259Level 260Level 261Level 262Level 263Level 264Level 265Level 266Level 267Level 268Level 269Level 270Level 271Level 272Level 273Level 274Level 275Level 276Level 277Level 278Level 279Level 280Level 281Level 282Level 283Level 284 Уровень 285 Уровень 286 Уровень 287 Уровень 288 Уровень 289 Уровень 290 Уровень 291 Уровень 292 Уровень 293 Уровень 294 Уровень 295 Уровень 296 Уровень 297 Уровень 298 Уровень 299 Уровень 300 Поиск!

Об игре

Slice Words — это увлекательная смесь кроссворда и головоломки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *