Фразы Стародума как героя резонёра

Стародум в комедии выступает резонером, высказывает
мысли самого автора.
словами Стародума автор остро критикует современную
ему власть Екатерину II и двор, обнажая все их недостатки,
подчеркивая хитрость и лживость дворянства,
их нечестную борьба за чины, когда люди готовы
«ходить по головам».
«…Я говорю без чинов. Начинаются чины – перестает
искренность…»
По мнению героя, и, следовательно, Фонвизина, монарх
должен быть примером благородства, чести,
справедливости, лучших человеческих качеств для
своих подданных, а само общество нуждается в
изменении ориентиров,
воспитании гуманизма, доброты, уважения и любви
к ближнему и своей Родине.

«Просвещение возвышает одну добродетельную душу».
«Наличные деньги не наличные достоинства».
«Имей сердце, имей душу — и будешь человек во
всякое время».
Стародум произносит ещё одну замечательную фразу:
«Прямую цену уму дает благонравие».
Именно душа, «умное сердце»,
делают честного человека «совершенно честным»-
Без души просвещеннейшая умница — жалкая тварь.
Прямую цену уму дaет блaгонрaвие.
Без него умный человек — чудовище».
«невежда без души зверь».
Этим он провозглашает принципы нравственного
воспитания и просвещения.
Сильно звучит и заключительная реплика Стародума,
обращенная к Простаковой:
«Вот злонравия достойные плоды» -т. е.
справедливая расплата за нарушение нравственных
и общественных норм.

К современному ему обществу Стародум относится
отрицательно,
хотя и считает, что погорячился выходить в отставку
из-за того, что был обойден чином в поль­зу молодого
графа-карьериста. Если бы ранее он умел владеть собой,
то «имел бы удовольствие служить долее отечеству».

А «сегодняшние»достижения царедворца­ми карьеры
он образно сравнил с ездой:
по большой прямой дороге никто почти не ездит,
а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее.

otvet.mail.ru

Комедия «Недоросль»: Стародум в произведении / Фонвизин Д.И.

Центральное место в ряду положительных героев принадлежит в комедии «Недоросль» Стародуму. Стародум, как показывает его имя, — это человек, «думающий по-старому». В лице его Фонвизин изобразил, однако, не консерватора, человека устаревших взглядов, а, наоборот, представителя передовых идей. Имя Стародума и его позиция объясняются полемическими задачами пьесы. Автору необходимо было противопоставить современной действительности, которую он критиковал, иную эпоху, иной политический строй. Такой эпохой и была для Стародума «старая», петровская эпоха, которую он ставит в пример современности.

Личность Стародума раскрывается в основном в его разговорах с Правдиным и Софьей. Мы узнаем из рассказов этого героя о его прошлом: о его военной карьере в молодости, об отставке, о придворной службе, о его дальнейшей деятельности. О деятельности своей после отказа от придворной службы в комедии «Недоросль» Стародум говорит как-то загадочно и неясно. Он рассказывает, что удалился «в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечество; где требуют денег от самой земли…» Что это за деятельность? Это, по-видимому, разработка недр земли добывание полезных ископаемых где-нибудь в Сибири или на Урале. Если это так, то в комедии «Недоросль» Стародум на деле воплощал свои рассуждения передового дворянина эпохи. В его время промышленность и торговля были в глазах дворян не дворянским делом. На борьбу с этим предрассудком Фонвизин выступал сам, выпустив в 1766 г. перевод трактата Куайе «Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному». В комедии «Недоросль» Стародум, следовательно, не только рассуждал — он действительно ломал предрассудки своего класса, указывал ему новые пути деятельности. Это честный человек, у которого слово не расходится с делом.

Как рисовал себе Стародум идеал государства и человека? Ответ на этот вопрос дают его рассуждения. В них затрагиваются три основные темы: политика, мораль и воспитание.

Политические взгляды Стародума — это взгляды оппозиционного дворянства его эпохи. Мы узнаем его точку зрения и на идеал правителя («великого государя»), и на общественные обязанности дворянства, и на крепостное право, и пр. Так, позиция Стародума в вопросе о крепостном праве очень ярко выражена его фразой: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Очень сильно звучит в речах Стародума его негодование против упадка и огрубения дворянских нравов. Рассуждая о счастье гражданина, о правах человека на знатность, о признаках просвещенного ума, о выборе друзей, о семье и браке, Стародум прежде всего говорит о морали, т.е. о нравственности человека. Показателем достоинства человека для него является «душа», «добродетель». К чему приводит нарушение моральных основ, Стародум иллюстрирует и рассказом о молодом графе, друге своей молодости, и характеристикой придворных нравов, и замечаниями по адресу Митрофанушки.

Уяснить идейную сторону «Недоросля» без речей этого героя нельзя. Речи эти — выражение взглядов и настроений самого автора. Вот почему Стародуму приходится так много говорить со сцены. Герои старых пьес, которые выражали со сцены взгляды автора и больше рассуждали, чем действовали, носили название резонеров (от французского слова raisonner—рассуждать). В этом смысле можно назвать резонером и Стародума. Однако это не обычный резонер классической драмы. В комедии «Недоросль» Стародум в то же время живое лицо. Когда это нужно, он рассуждает, когда можно — он шутит и смеется (например, действие IV, явление 7). Это добрый, отзывчивый человек. Он прощает Простакову и, когда та падает в обморок, заботливо предлагает Софье помочь ей.

Людей, которые разделяли его передовые взгляды, было в XVIII веке не так много, но он и существовали. Речи Стародума, во всяком случае, находили сочувственный отклик. Доказательством этого является то, что самым большим успехом во время представления «Недоросля» в дни Фонвизина пользовалась обычно роль Стародума. В годы Фонвизина существовало предположение, что прототипом для этого героя послужил Н.И. Новиков, горячий борец за передовые идеалы.

Источник: Пишем сочинения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». М.: «Грамотей», 2006

classlit.ru

Помогите пожалуйста.. подобрать афоризмы резонеров в комедии «Недросль»

Помогите пожалуйста.. подобрать афоризмы резонеров в комедии «Недросль»

Ответы:

В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь. В большом свете водятся премелкие души. Честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану. Без знатных дел знатное состояние ничто. Наличные деньги — не наличные достоинства. Начинаются чины — перестает искренность. Невежда без души — зверь. Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет. Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. С великим просвещение можно быть мелкому скареду. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чертом. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремления к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет. Сколь великой душе надобно быть в государе, чтобы стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! Угнетать рабством себе подобных беззаконно. Делаешь добро, знай кому делаешь. Сделаешь добро, получишь зло. Мир, купленный очень дорого, редко бывает продолжительным.

1. Героем-резонером в «Недоросле» является Стародум — рассудочный человек, склонный к назидательным высказываниям, отражающим авторскую позицию по поводу изображаемых событий. Устами Стародума проводятся следующие мысли: — честная и полезная служба Отечеству — первая и священная обязанность дворянина; — «угнетать рабством себе подобных беззаконно»; — человека следует расценивать не по социальному статусу, а по пользе, принесенной Отечеству: «… без знатных дел знатное состояние ничто»; — нравственное воспитание имеет большую ценность, чем образование: «Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище». По мнению В.Саводника, резонерами в «Недоросле» следует называть и Правдина, Милона, Софью, поскольку эти персонажи «обрисованы гораздо бледнее, чем лица комические, речи их отличаются книжным характером и сами они представляют собой не живые фигуры, а ходячее нравоучение», «служат только для того, чтобы своим благонравием оттенить «злонравие», царящее в доме Простаковой». 2. Классицистические черты комедии: 1) Соблюдение правил трех единств: — единство действия: в основе лежит только один конфликт — единство места: действие происходит в одном месте — единство времени: действие происходит в течение суток 2) Назначение комедии: смехом казнить пороки

cwetochki.ru

Стародум как резонер комедии «Недоросль»

Образ Стародума в комедии выступает резонером мнения самого автора. Одним из подтверждений этого является решение Фонвизина через несколько лет после написания пьесы выпускать журнал «Стародум» (еще до выхода первого номера был запрещен Екатериной ІІ). Противопоставляя в пьесе два противоположных ценностно-идейных направления – помещиков и нового дворянства, автор приводит третье, находящееся между ними и зависящее не только от образования, полученного в детстве, как это прослеживается в остальных персонажах, а от личного опыта героя. Стародум не получил в детстве хорошего образования, но «воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голов». Фонвизин подчеркивает, что человек с правильным воспитанием способен сам получить необходимые знания и вырасти достойной личностью.

Кроме того, словами Стародума автор остро критикует современную ему власть – Екатерину II и двор, обнажая все их недостатки, подчеркивая хитрость и лживость дворянства, их нечестную борьба за чины, когда люди готовы «ходить по головам». По мнению героя, и, следовательно, Фонвизина, монарх должен быть примером благородства, чести, справедливости, лучших человеческих качеств для своих подданных, а само общество нуждается в изменении ориентиров, воспитании гуманизма, доброты, уважения и любви к ближнему и своей Родине.

Высказанные в произведении взгляды на то, какой должно быть общество в целом и каждая личность в частности, остаются актуальными и в наши дни, привлекая все новых и новых ценителей классической литературы.

Подробная характеристика Стародума в «Недоросле» позволяет понять идейный замысел автора, прояснить его взгляды на российское общество той эпохи. Она пригодится ученикам разных классов при подготовке сочинения на тему «Характеристика образа Стародума в комедии «Недоросль»».

  • < Назад
  • Вперёд >

www.shollklass.ru

Комедия Недоросль Фонвизин. Нужен образ Стародума) Кто чем поможет) Заранее спасибо)

Стародум — дядя Софьи, родной брат ее матери. В качестве прототипов образа С. называли воспитателя Павла I графа И. И. Панина, масона-просветителя Н. И. Новикова. Фамилия « Стародум » означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые) . По этой причине драматург противопоставляет родословную С. и его воспитание родословной Простаковой и ее воспитанию. Едва появляясь в доме Простаковой, С. рассказывает об отце: «Служил он Петру Великому» , «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (д. 3, явл. I).

Роль С. в комедии — резонер. В драматических произведениях резонером был обычно мудрый старый дворянин. Область его моральных поучений — чаще всего семейные проблемы. Фонвизин оригинально переосмысливает функцию резонера по сравнению со старой драмой. Моральные сентенции резонера, в которых выражается авторская точка зрения, в «Недоросле» становятся формой изложения политической программы. Речи С. напоминают монологи героев русской тираноборческой трагедии и по заключенному в них содержанию, и по гражданскому пафосу, а сам он сродни таким героям.

В комедии С. появляется в 3-м действии I явления, сравнительно поздно, когда конфликт уже обозначен и окружение Простаковой выявило себя. Роль С. заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и правильно понятого просвещения. Функция «избавителя» несколько ослаблена (в строгом смысле спасают Софью и наказывают Простакову Милон и Правдин; С. же подводит нравственный итог: «Вот злонравия достойные плоды! » — д. 5, явл. последнее) , но зато усилена функция С. — политического мыслителя. Положительные герои из его речей должны «теоретически» осознать, почему «злонравие» восторжествовало в семье Простаковых, а зрители и читатели — уразуметь причины краха Простаковой. Поэтому С. одновременно обращается и к действующим лицам, и к зрительному залу.

здесь см http://www.studbirga.info/obraz-staroduma-komedii-fonvizina-nedorosl/

otvet.mail.ru

РЕЗОНЕР | Энциклопедия Кругосвет

РЕЗОНЕР (франц. raisonneur, от raisonner – рассуждать), сценическое амплуа. Тип ролей, представляющий рассудочных людей, склонных к назидательным высказываниям, риторическим сентенциям и т.п.

Это амплуа в максимальной степени отражает особенности дорежиссерского, актерского театра, – не только как сценического искусства, но и одной из его главных составляющих, драматургии. Если в режиссерском театре на главную мысль, идею спектакля работают все его составляющие (актерский ансамбль, музыка, сценическое оформление, свет и т.д.), то в актерском театре существовала реальная опасность искажения основной идеи за счет неудачного (или, напротив, слишком яркого) исполнения той или иной роли. Главная мысль, «нравственный императив» автора должен быть непременно заложен в текст кого-нибудь из героев спектакля.

Развитие европейской культуры 17–18 вв. в целом сделало актуальным ее ярко выраженный морализаторский характер. На смену Возрождению, с его амбивалентной трактовкой нравственности, мощной карнавализацией действительности, пришла эпоха Просвещения, декларировавшая реставрацию высокой (даже ханжеской) морали, аскетизм, борьбу против «распущенности и нечестивости». Этим тенденциям способствовало увеличение влияния церкви на все области светской жизни. Такие особенности эпохи Просвещения весьма наглядно отразились на развитии театра, как наиболее живого, «сиюминутного» вида искусства. Практически все жанры театра того времени, будь то трагедия, мещанская драма, или комедия, так или иначе обращались к проблемам добродетели. Персонажи драматургии четко делились на «положительных» и «отрицательных»; в финале спектакля добро должно было торжествовать (в трагедии – хотя бы на уровне декларации, нравственного урока уцелевшим персонажам и, конечно, зрителям). Этот этап развития театрального искусства известен под названием классицизма.

Общие тенденции театра классицизма породили особое распространение амплуа резонера. В уста подобных персонажей драматурги имели возможность вложить моральную оценку происходящего на сцене, провозгласить гражданские и нравственные идеалы. Недаром сценическая школа классицизма, следовавшая общей эстетике этого стиля, сложилась как искусство героической декламации, приподнято-поэтического выражения чувств героя. Эта художественная традиция обусловила появление таких персонажей, как, Клеонт в Тартюфе Мольера. По сути противоречащий всей эстетике яркой, почти фарсовой, театральной комедии, резонер Клеонт становится нравственным alter ego драматурга, изобличая пороки и призывая к торжеству добродетели.

Примеры ролей резонеров можно найти практически в каждой пьесе драматургов-классицистов (Ф.Шиллер, Г.Лессинг, П.Бомарше, Г.Филдинг, Р.Шеридан и др.).

Для русского театра классическим, идеальным примером роли резонера можно считать роль Стародума в Недоросле Д.Фонвизина. В театре подобные роли зачастую определялись термином «благородный отец». Однако существовали и иные разновидности амплуа резонера: «герой-резонер», «комик-резонер», «характерный резонер».

По определению Михаила Чехова, «амплуа – категория скорее организационная, чем эстетическая». Этот принцип нашел свое отражение в Таблицах амплуа, составленных в 1922 В.Мейерхольдом, В.Бебутовым и И.Аксеновым по поручению Научного Отдела Государственных высших Режиссерских Мастерских. Определяя функции амплуа «моралиста (резонера)» как «умышленное ускорение развития действия путем введения в него норм морали», авторы предъявляют к необходимым данным актера минимальные требования: «Глубокий бас. Сложение безразлично», что фактически является признанием чисто служебного назначения подобного персонажа. В эпоху актерского театра роли резонеров традиционно считались наименее интересными.

С развитием режиссерского театра творческие возможности «резонерских» ролей коренным образом изменились. Основополагающим принципом театрального воплощения роли становится не «амплуа», но «трактовка». У актеров, следующих замыслу режиссера, появляется возможность придать любому сценическому образу глубину и объем, меняя традиционно сложившиеся представления о той или иной роли. Так, в частности, в конце 1970-х на сцене Ленинградского Театра Драмы и Комедии Л.Додин поставил спектакль Недоросль, ставший одним из ярчайших событий театральной жизни страны. Стародум в исполнении И.Мокеева, явившийся одной из главных удач спектакля, представал перед зрителем отнюдь не «благородным отцом», но изощренным и озлобленным фарисеем, этаким Тартюфом, демагогом, использующим декларацию идеалов как средство достижения собственных целей в ловко сплетенной интриге.

Татьяна Шабалина

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»

В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?

www.krugosvet.ru

Ответы@Mail.Ru: Литература. 7 класс. Денис Иванович Фонвизин

«Русская комедия началась задолго до Фонвизина, но началась только с Фонвизина: его „Бригадир“ и „Недоросль“ наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, как одно из примечательнейших явлений» — писал Белинский. Ф. дал очень живо типы современного ему дворянского общества, дал яркие картины быта, хотя построена комедия «Бригадир» по старым классическим образцам (соблюдены единство места, времени, резкое деление героев на положительных и отрицательных, 5-актный состав пьесы) . В развитии действия Ф. следовал французской классической теории, обрисовке характеров учился у Мольера, Гольберга, Детуша, Скаррона; толчок к созданию комедии на национальные темы был дан Лукиным (его комедией «Мот, любовью исправленный» и его критическими замечаниями о том, что нужно писать комедии «в наших нравах») . В 1882 написана, а в 1883 напечатана вторая комедия Ф. «Недоросль» — кульминационный пункт в развитии творчества Ф. — «произведение ума сильного, острого, человека даровитого» (Белинский) . В своей комедии Ф. отозвался на все те вопросы, которые волновали наиболее передовых людей того времени. Государственный и общественный строй, гражданские обязанности члена общества, крепостное право, семья, брак, воспитание детей — вот круг вопросов, поставленных в «Недоросле» . На эти вопросы Ф. дал ответ с наиболее передовых позиций для своего времени. Ф. был ближайшим в данном отношении предшественником Пушкина, Гоголя. Жизненность, типичность Скотининых, Митрофанушек, Простаковых не раз отмечались в позднейшей русской литературе: на балу у Лариных выступает «Скотининых чета седая» ; Лермонтов в «Казначейше» показывает «времен новейших Митрофана» ; Арина Петровна Головлева несомненно прямой потомок Простаковой. Реалистической обрисовке действующих лиц в значительной степени содействовала четко выраженная индивидуализация языка персонажей. Положительные герои «Недоросля» , резонеры — схематичны, они мало индивидуализированы. Однако в репликах резонеров мы слышим голос наиболее передовых людей XVIII в. В резонерах и добродетельных людях слышится для нас голос умных и благонамеренных людей того времени, — их понятия и образ мыслей. Из положительных героев выделяется образ Стародума, который излагает заветные идеи Ф. Стародум — враг продажных екатерининских вельмож, получавших чины, поместья за лесть, подхалимство. В противоположность паразитизму придворных царедворцев он выдвигает «трудолюбие» . Стародум порвал с двором и ушел в Сибирь, «в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества» . Стародум осуждает гнет и насилие, в словах его слышится прямое отрицание крепостных порядков. Стародум — враг невежественного воспитания. Он сторонник воспитания, которое в основе своей имеет сочетание культурности и благонравия: «наука в развращенном человеке, — говорит Стародум, — есть лютое оружие делать зло» . «Прямую цену уму дает благонравие» . Стародум защищает новый семейный уклад, основанный на взаимном доверии и дружбе между членами семьи. Будучи в основном сторонником французских просветителей, он не разделяет однако их материалистических идей. Стародум высоко ценит преобразовательную деятельность Петра Первого, и именно в этом смысле он был «стародумом».

Будешь задавать такие вопросы-будешь недорослем. Надо жить своим умом..

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *