Слова без ударения на слоге. — КиберПедия

образец: то-же, жур-нал.

жа

Жара, жалеть, кожа, лужа, лёжа.

Жу, жи

Вижу, режу, вяжут, лижут, мажут, кожура, журнал, журавль, лыжи, ёжик, ужин, пыжик, рыжик, живой, живот, жираф, дю­жина, прохожий.

Слова со стечением согласных в слоге.

ОБРАЗЕЦ: ж – дать, дж – ем.

Ждать, жмых, джем, жмурки, должник, ржавчина.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.




 

 

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

ОБРАЗЕЦ: У луж – и сидит ж – аба. Трава уж – е по- ж – елтела.

 

Жук жужжит: ж-ж-ж-ж. Летом жарко. У Жени ножик. На Жоре пижама. У ежа ежата. Моржи лежат на льду. У вожа­того рожок. Покажи свой ножик, Женя. Жора выбежал на лужок. Мой дружок бежит на бережок. В саду крыжовник и

 

ежевика. Под дубом лежат желтокожие жёлуди. Рядом с ежом бежали ежата. Летят журавли, а впереди вожак. Вот пастух пропел в рожок, вышел я на бережок. Утром Женя лыжи взял, по дороге побежал. Жора живёт на пятом этаже. Тяжело тому жить, кто от работы бежит. Моржи живут на севере, а жирафы — на юге. Дети не обижают животных, и животные любят их. Снежок лежал, лежал, потом побежал, журча.

Загадки

Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух)

Я над речкою лежу, оба берега держу. (Мост)

Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

В клетке неуклюжий

В комнате жёлтый

На полке лежит

Упражнение.Составить предложения по картинкам

 

Упражнение.Произносить (читать) тексты.

Потешки

Ель на ёжика похожа, Еж в иголках, ёлка тоже. Подарил утятам ёжик Восемь кожаных сапожек.

Лежебока, рыжий кот, Отлежал себе живот. Жук упал и встать не может, Ждёт он, кто ему поможет.

Встретил в чаще ёж ежа:

— Как погода, ёж?

— Ой, свежа!

И пошли домой, дрожа, Горбясь, ёжась, два ежа.

Ужа ужалила оса

Бывают в мире чудеса: ужалила оса, Ужалила его в живот, Ужу ужасно больно,

Вот!

А доктор ёж сказал ужу: «Я ничего не нахожу. Но всё же думается мне, Лежать вам лучше на спине, Пока живот не заживёт, Вот».

(Я. Воронель, Р. Муха)

Женя-рыбак

Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Женя держит в банке.

Бежит Женя к реке. Терпеливо ждёт клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Уже две дюжины в вед-е. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Женя лёт домой. Будет уха из свежей рыбы.



 

Упражнение.Выучить наизусть стихотворение.

Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Совсем нестрашно жук жужжит.

(А. Стародубова) Упражнение.Произнести (читать) текст.

Рыжик

Был у Рыжухи жеребёнок. Жеребёнок был рыжий. Женя звал его Рыжиком.

Рыжик был слабый, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребёнка. Женя тоже жалел Рыжика. Ухаживал и помогал Рыжику.

Когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик лю­бил кружить по лужайке. Покружит, покружит и ляжет под стожок.

Когда Рыжуху впрягали в телегу, Рыжик бежал рядом. У реки Рыжуху выпрягали. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя.

За лето Рыжик окреп.

Пропажа на пляже

Однажды на пляже случилась пропажа. У краба украли жабры. Жить без жабр краб не хотел. Кто же украл жабры? Многие видели, как жёлтая жаба что-то жевала. Жёлтая жа­ба — жадина! Жаба украла жабры. Подал краб на жабу жа­лобу. Но жаба, однако же, утверждала, что не брала жабры. Но жёлтой жабе не верили, и никто её не жалел. Привела эта жаба целую дюжину жаб. Дюжина жаб утверждала, что у краба даже не было жабр.

(По Н.Воронель и Р. Мухе)

 

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ж В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.

образец: а—ж— -ма, о—ж— -ма, у—ж— -ма, ы—ж— -ма, я— ж — -ма, ё—ж— -ма, ю—ж— -ма, и—ж— -ма, е—ж— -ма.

ажма—ожма—ужма—ыжма

ыжма—ужма—ожма—ажма

яжма—ёжма—южма—ижма—ежма

ежма—ижма—южма—ёжма—яжма

Упражнение. Произносить (читать) слова.

С ударными слогами.

ОБРАЗЕЦ: ну — ж — — но, ва — ж — — ный, лы — ж — -ник.

Важный, каждый, бумажный, багажный, монтажник, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, вьюжный, таёжный, нижний, ближний, книжный, между, прежде, одежда, надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный.

Без ударения на слоге.

образец: де-нежный.

Наждак, награждать, вражда, ножной, нужда, Лужники, лыжня, денежный, бережно, побеждать.



Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: Одежда в шкафу. Каждый день пут дожди.

Октябрята дружны. Нужно ценить дружбу. Вова — вежливый ребёнок. Тетради на нижней полке. Багажный вагон

впереди. Мама купила пирожное. Между деревьев снеж­ная баба. Женя вытряхивает одежду. У Гены бумажный го­лубь. Не играй с ножницами. Сапожник починил обувь. В таёжных районах много комаров. Монтажники выполняют важную работу. Победитель-лыжник награждён подарком. В книжном магазине можно найти нужную книгу. На этой неделе мы были в Лужниках дважды. Булыжник был мок­рый от дождя.

Упражнение.Произносить (читать) текст.

Я стоял у книжной витрины, когда стал капать дождик. Каждый хотел укрыться от дождя. Кто у книжной витри­ны, кто в ближних домах. Нужно обождать. Недалеко я увидел знакомого мальчика. Брат у него — лыжник, учится на художника. Отец — монтажник. Мальчик — прилежный ученик. Он тоже ждал окончания дождя. А дождик капал. Дождевая вода текла по булыжнику. Я обождал, пока дож­дик кончится. Обходя дождевые лужи, добрался до дому.

Упражнение.Произносить (читать) предложения с прямыми и обратными слогами.

Дружно живёт детвора. Легко бежать по накатанной лыж­не. У Жоры отец — монтажник, а у Жени — художник. Мой друг живёт на нижнем этаже. На нижней полке эта­жерки лежат журналы. Жора бережёт одежду. Женя ожи­дает, когда перестанет дождик. Дождик лил уже дважды — жди урожай на грибы. Между окнами жужжит жук. Женя дважды побеждал в лыжных гонках. Вьюга, снежная пурга, напряди нам пряжи. Ну, чего мы затужили? Будем жить, как прежде жили. Дружно падают жёлуди! Идёт желудё­вый дождик.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш — Ж

Упражнение.Произносить (читать) слова.

Жа—ша

жар—шар жаль—шаль жатка—шаткий

жаба—шапка ежата—мышата лежать—мешать вожатый—лошадка

ложа—лошадь лужа—Луша лёжа—Лёша кожа—ноша

Жё — шё; жо — шо

жёлоб—шёпот жёлудь—шёл жёлтый—шёлк

лужок—пушок дружок—вершок рожок—горшок

должок—мешок пирожок—порошок дружок—петушок жонглёр—шофёр

Жу—шу

жутко—шутка дрожу—дышу брожу—брошу

вяжут—пашут лижут—пишут мажут—машут

Же — ше

Женя—шея сажень—мишень

ближе—дальше ниже—выше

ложечка—кошечка бумажечка—букашечка

Жи — ши

жить—шить жир—ширь жила—шило

пружинка—пушинка пружина—машина наживка—нашивка

ужин—уши лыжи—мыши

 

 

 

 

важный—башня нужно—душно дружный—радушный нежный—вешний

каждый—кашка окружной—пушной Лужники—наушники нижний—лишний

Упражнение.Назвать предметы, изображённые на картинках.

 




 

Упражнение.Произносить (читать) предложения.

Луша обходит лужу. Ты бежать мне не мешай. Лёша, чи­тать лёжа вредно. Нельзя шалить с пчелой: она ужалит. В нашем доме живут шофёр и жонглёр. Летит снежок, лёгкий, как пушок. Мой дружок от земли вершок. Ешь, дружок, вот этот корешок. У мамы платье из жёлтого шёлка. Малыши встали на лыжи. Серёже подарили карандаши. Без этой пру­жины не поедет машина. Как будешь ты один в глуши? С кем будешь ты дружить? Наживка на крючке, а нашивка на одежде. Женя, помой хорошо шею. Подальше положишь — поближе возьмёшь.

Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

Хороши наши


Озорная кошечка поиграла с

Упражнение.Составить предложения по картинкам.




 

Упражнение.

Произносить (читать) тексты.

Жадина

Жадину я

Ни о чём

Не прошу.

В гости я жадину

Не приглашу.

Не выйдет из жадины Друга хорошего, Даже приятелем Не назовёшь его.

(Я. Аким)

Жёлудь больше дуба

Школьники рисовали дуб. Жора хорошо помнил, как он на-лёл жёлудь, а дедушка сказал, что из него вырастет большой

дуб.

«Неужели из маленького жёлудя может вырасти большой губ?» — думает Жора. И он нарисовал дуб и рядом боль­шой жёлудь.

Жёлудь волшебный — в нём дуб, — говорит Жора.

 

 

Живой уголок

Внашей школе живой уголок. Сначала там были только белые мыши. Потом Маша отдала в живой уголок ежа. А Миша поймал ужа. Дядя Гриша подарил стрижа. Потом по­явились жаба, жуки. Школьники полюбили живой уголок. Живой уголок был в большой комнате. Теперь там несколько ужей, ежей и мышей, много жуков и жаб.

Упражнение.Выучить наизусть стихотворение.

Дождик

Дождик, дождик, не дожди, Не дожди ты, подожди. Выйди, выйди, солнышко, Золотое донышко.

Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Жираф

Жёлтый жираф Рыжие Пятнышки решил построить дом. Жирафий дом с пятнышками.

Брал жираф светлые и тёмные кирпичи. И вышел дом жёлтый с рыжими пятнышками. А большая труба — как длинная шея. Жираф в доме, а голова над трубой. Когда идёт дождик, жираф вешает на трубу большую шляпу. Когда нет дождя, жираф надевает шляпу — и шагает гулять.

Помог жираф шлагбаум починить, дом делать. Дальше по­шёл.

Подарили жирафу большой бинокль. Теперь жираф — по­жарник, а жирафий дом — пожарная каланча.

Однажды решил жираф, что пожар, и поднял шум. Прибе­жали — никакой беды. Это солнышко шло спать и шутило с жирафом.

(По Г. Цыферову)

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ С, 3

Нормальная установка при произнесении твёрдых звуков. 1) Кончик языка упирается в нижние пере­дние зубы.

2) Губы растянуты, как при улыбке, и не закры­вают зубов.

 

3) Зубы сомкнуты или сближены.

4) Воздух выдувается с силой посередине языка;
на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая
холодная струя.

5) Звук с глухой, ззвонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для развития напора воздуха. 1)На­брав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто вы­дыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» гу­бы. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторять упраж­нение.

2) Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе.
Вдоль языка до его середины положить круглую тон­
кую палочку (спичку) и надавить для образования ка­-
навки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы
разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, разду­-
вая щёки. Контроль ладонью руки, бумажкой или ват­
кой. Повторять упражнение.

3) Проделать предыдущее упражнение без ис­-
пользования палочки.

Упражнение для губ.Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряженном положении не-

которое время. Зубы сомкнуты. Повторять упражнение. Упражнение.Произнесение длительного звука с.

1) Открыть рот. Распластать язык и напряжен­-
ным кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль язы­ка на его кончик положить круглую тонкую палочку
(или спичку) так, чтобы она прижимала только пе­-
реднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Со­мкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой
равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью
руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный
звук с—. Повторять упражнение.

Примечание. Если палочка лежит не посередине языка или напор воздуха недостаточен, звук с пол­учается неясным, несвистящим.

2) Проделать это же упражнение с медленным
выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.

3) Проделать несколько раз упражнение без ис­пользования палочки.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА С В ПРЯМЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ОБРАЗЕЦ: с а, с о, су, с ы (допускается использование палоч­ки).

са—со—су—сы сы—су—со—са

со—су—са—сы са—сы—со—су

су—са—сы—со со—су—са—сы

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ: с – ам, с – оп-ка, пе-с – ок.

са

Сад, сам, сало, сажа, сани, сайка, сахар, оса, коса, лиса, ро­са, гусак, досада, писать, кусать, усатый, посадка, краса, поло­са, колбаса.

со

Сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, сокол, сопка, сотня, босой, кусок, лесок, носок, песок, поясок, осока, высокий, ко­лесо, фасоль, рассол.

су

Суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, несу, пасу, посуда, рисую, несут, плясун.

сы

Сын, сыр, сыт, сыч, сыпать, усы, весы, носы, босые, косынка, посылка.

Без ударения на слоге.

образец: с—а-лат, суг-роб, воло-сы.

са

Сады, садил, салат, салют, сапёр, сапог, сатин, касса, масса, самовар, самолёт, санитар, сарафан, салфетка, Лариса, колёса.

су

Сукно, суметь, сугроб, сундук, суровый, сувенир, рису, морсу, вынесу.

сы

Сырой, сырки, сынок, сыта, осы, бусы, косы, русый, волосы, полосы, рельсы, выписывать, посылать.

cyberpedia.su

Произносить слова без ударения на слоге.

Поиск Лекций

КАРТОЧКА № 1

Произносить слоги.

ОБРАЗЕЦ: л — а, л — о, л — у, л – ы

ла – ло – лу – лы лы – лу – ло – ла

ло – лу – ла – лы ла – лы – лу – ло

лу – ла – лы – ло лы – ла – ло – лу

 

ЗВУК [Л]

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА [Л]

В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

КАРТОЧКА № 2

Произносить слова с ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ: зо-л — а, л – од-ка, бу-л – ыж-ник.

ла

Лаз, лак, лапа, юла, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш.

ло

Лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.

лу

Лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица.

лы

Лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник.

 

 

ЗВУК [Л]

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА [Л] В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

КАРТОЧКА № 3

Произносить слова без ударения на слоге.

ОБРАЗЕЦ: го-л – ос, го-л – уб-цы.

ла

Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

лу

Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, жёлудь, палуба, голубцы, получать.

лы

Вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчёлы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.

 

ЗВУК [Л]

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА [Л] В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

КАРТОЧКА № 4

Произносить слова со стечением согласных.

ОБРАЗЕЦ: кл – асс, сл – ушать.

Бла, гла, зла, кла

Благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая.

Пла, сла, фла, шла

Пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла.

Бло, гло, кло, пло, сло, фло, хло

Блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок.

Блу, глу, клу,плу,слу

Блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга.

Глы, злы, клы, плы, слы, тлы, хлы

Глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.

 

ЗВУК [Л]

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА [Л]

В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

КАРТОЧКА № 5

Произносить предложения.

ОБРАЗЕЦ: Мама надел – а хал – ат. Мил – а пил – а мол – око. Вол – одя едет на вел – осипеде.

Мила ела салат. Луша взяла лопатку. Ласточка свила гнездо. Мама сделала молочную лапшу. Мила вымыла ладони, причесала волосы. Около палаток лопухи и полынь. Наступила зима. Готовь лыжи и салазки. Луша полола лук и свёклу. Мила видела слона. Слава идёт в кладовую за вёслами. В глубоком колодце вода холодная. В лавке спелые и сладкие яблоки. Володя – смелый пловец и не боится глубины. Клава надела на голову белый платок. Дядя Лука копает клумбу лопатой. Володя и Слава плывут на лодке. Клава мыла ладони мылом. Собака унесла в чулан куклу.

 

 

ЗВУК [Л]

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА [Л]

В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

КАРТОЧКА № 6

Произносить текст.

Загадка

Белое одеяло

Землю одевало.

Солнце напекло,

Одеяло потекло.

 

Выучить наизусть стихотворение.

Зима

Всё бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот весёлые деньки!

Все – на лыжи и коньки!

 

ЗВУК [Л]

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА [Л] В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

КАРТОЧКА № 7

Произносить текст.

Кукла Мила

Купила мама Луше куклу. Кукла Луше очень понравилась. Голубые глаза, светлые волосы, белое платье, белые башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала её и обувала. Мыла ей голову и расчёсывала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала.

Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила её. Поплакала Луша, но куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.

 

 

ЗВУК [Л]

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА [Л] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

КАРТОЧКА № 8

Произносить слоги.

ОБРАЗЕЦ: а – л – , о – л – , у – л -, ы – л –,

Я – л –, ё – л –, ю – л –, и – л –, е – л – .

ал – ол – ул – ыл ыл – ул – ол – ал

ял – ёл – юл – ил – ел ил – юл – ёл – ял — ел

ал – ял – ол ёл – ол — ул

ил – ыл – ел ул –юл – ыл

ал – ял – ел

ЗВУК [Л]

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА [Л] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

КАРТОЧКА № 9

Произносить слова с ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ: во – л – , по-ду – л – , ё – л – — ка.

ал

Бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук.

ол

Вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.

ул

Гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул.

ыл

Ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.

ял

Мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся.

ёл

Вёл, шёл, шёлк, ёлка, тёлка, чёлка, пчёлка, осёл, козёл, котёл, новосёл, щёлкать, метёлка.

ел

Ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко.

ил

Бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки.

ЗВУК [Л]

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА [Л] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

КАРТОЧКА № 10

Произносить слова без ударения на слоге.

ОБРАЗЕЦ: ка-па – л – , ненави-де – л – .

ал

Алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, капал, сыпал, топал, щупал, выгнал.

ул

Вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.

Ял, ел

Веял, сеял, таял, веялка, сеялка, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел.

ил

Выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.

 

 

ЗВУК [Л]

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА [Л] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

КАРТОЧКА № 11


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



poisk-ru.ru

Без ударения пишется О | Сайт учителя русского языка и литературы

Горит о, жжется огонь, и кричит бедная буква: «О-о-о! Горю!» А вначале ей казалось, что это греет солнышко, что она загорит, будет загорелой, загар будет красивым, ровным. Но быстро разгорающийся огонь начал жечь, стало горячо, и наконец бедное о загорелось и теперь сгорит.

А вот в почтительном поклоне склонился человек.
Он преклоняется перед творчеством и поклонился почти до земли.

Творец же творит и ни на что не обращает внимания.

В словах гори́т, горю´, загори́т, загорéлый, разгорáющийся, горячó, загорéлось, сгори́т корень гор- пишется с о (о безударное), а в слове загáр корень гар- (ясно слышится и пишется а).

Трудно ошибиться в написании корневого ударного а: загáр, гáрь, угáр, угáрный газ. А вот в таком слове, как при́гарь (привкус гари), и в безударном положении пишется а.

Интересно, что слова горéть, гáрь, загáр и жар —однокоренные, только в них чередуются и гласные о — а,
и согласные г — ж.

В корнях слов поклони́лся, склони́лся, преклоня́ется, поклóн, клáняется, творéц, твори́т, твóрчество без ударения тоже пишется о, а под ударением- о и а. Только слово у´тварь является исключением.

Правило.

В корнях гор- (гореть), клон- (поклониться) и твор-(творить) без ударения пишется о, а под ударением та гласная, которая слышится.
Исключения: приʹгарь, уʹтварь.

Под ударением

Без ударения

-гар-загар, огарок-гор-загорел, горелый
-клан- / -клон-кланяться, поклон-клон-наклонять, склонение
-твар- / -твор-тварь, творчество-твор-творить

www.sinykova.ru

Чётко произносить слова (без ударения на слоге).


ТОП 10:

Чётко произносить слова.

Лаз, лай, лада, лак, лама, лань, лапа, зола, дела, мала, пила, юла, лавка, лайка, лампа, лапка, ластик, ласты, чулан, талант, палата, смола, скула, палас, лоб, лов, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, лотос, болото, калоши, логово, лук, луч, лужа, лупа, Луша, лунка, тулуп, белуга, шалун, луковица, валун, колун.

 

Чётко произносить слова.

Ласка, лапоть, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, лакомка, пастила, пчела, салазки; мелодия, село, дупло, лобзик, салон, талон, пилот, локон, лозунг, ломтик, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка, уголок, солома, лыко, лыжи, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, лысина.

 

Чётко произносить слова (без ударения на слоге).

Мила, сила, пела, мыла, дула, бегала, обидела, одела, школа, лапша, писала, читала, кидала, велосипед, колобок, лото, холод, сало, соловей, волосы, полосатый, одеяло, акула, полотенце, мыло, шило, масло, весело, молоко, ладья, вилы, белый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчёлы, бокалы, каналы, пеналы.

 

Чётко произносить слова (без ударения на слоге).

Пугало, тело, камбала, ломоть, носила, ладонь, свёкла, лопата, молоток, лопух, золото, ловушка, шпала, лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, жёлудь, палуба, голубцы, получать, голубика, каникулы, малыши, полыхает, шпалы.

Чётко произносить слова.

Бланк, блок, блокнот, облако, область, обломок, яблоко, яблоня, обложка, блондин, блузка, каблук. Глаза, глава, гланды, гладкий, игла, мгла, главный, гладиолус, гладить, глобус, глупый, глубина, глушь, смуглый, глыбы. Злак, зло, злоба, злость, злы, повидло, седло.

Чётко произносить слова.

Клава, клавиши, класс, кладовая, клад, кукла, закладка, клапан, клок, клоун, наклон, пекло, стекло, клуб, клумба, клубок, клубника, клыки.

Пламя, план, плафон, плавать, плавник, пластинка, пластмасса, пластик, заплатка, платок, платье, плакат, плата, платан, плакать, планета, плащ, поплавок, пловцы, плов, плод, плот, плотно, плохо, пломба, площадь, дупло, тепло, плуг, плут, плутовка, плыть.

 

Чётко произносить слова.

Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, масло, слон, весло, слово, сложный, слушать, случай, служить, заслуга, слышать. Флаг, флажок, флакон, фланг, флот, флоксы. Шла, шланг, шлак, вышла. Хлам, хлопать, хлопок, хлопоты, хлыст. Ветла, метла, светло, котлы.

 

Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Бал, дал, жал, зал, мал, обвал, подвал, балка, галка, палка, скалка, скакалка, фиалка, спал, гол, вол, кол, пол, стол, холл, долг, холм, волк, долго, полк, полка, полный, молния, полдень, ныл, был, мыл, выл, остыл, забыл, пылкий, бутылка.

 

Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, металл, галстук, финал, палтус, шакал, вокзал, полночь, укол, чехол, щегол, футбол, волны, ствол, болт, заколка, иголка, мукомол, посол, мял, снял, стоял, гонял, завял, менял, боялся, смеялся, взял.

 

Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Самосвал, сигнал, скандал, мочалка, гул, дул, мул, стул, булка, гулко, подул, махнул, саксаул, отгул, шагнул, бил, мил, поил, Михаил, забил, косил, купил, носил, учил, гостил, вилка, жилка, пилка.

Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Шёлк, ёлка, тёлка, чёлка, пчёлка, осёл, козёл, котёл, новосёл, щёлкать, метёлка, ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, сидел, белка, мелко, сделка, поилка, косилка, носилки.

 

Чётко произносить слова (без ударения на слоге).

Алмаз, алфавит, халва, шалфей, балкон, выпал, капал, падал, сыпал, топал, салфетка, буйвол, кинул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан, султан, сеял, таял, сеялка, сокол, иволга, угол, солдат, волна, толпа, молва, колпак, столбы, узел, видел, Павел, дятел, пепел, факел, выучил, выпил, высадил, выскочил.

 

Чётко произносить слова с двумя звуками

Балалайка, колокол, глагол, лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колотил, молотил, доложил, положил, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался, гладиолус.

Чётко произносить слова.

Лаз, лай, лада, лак, лама, лань, лапа, зола, дела, мала, пила, юла, лавка, лайка, лампа, лапка, ластик, ласты, чулан, талант, палата, смола, скула, палас, лоб, лов, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, лотос, болото, калоши, логово, лук, луч, лужа, лупа, Луша, лунка, тулуп, белуга, шалун, луковица, валун, колун.

 

Чётко произносить слова.

Ласка, лапоть, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, лакомка, пастила, пчела, салазки; мелодия, село, дупло, лобзик, салон, талон, пилот, локон, лозунг, ломтик, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка, уголок, солома, лыко, лыжи, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, лысина.

 

Чётко произносить слова (без ударения на слоге).

Мила, сила, пела, мыла, дула, бегала, обидела, одела, школа, лапша, писала, читала, кидала, велосипед, колобок, лото, холод, сало, соловей, волосы, полосатый, одеяло, акула, полотенце, мыло, шило, масло, весело, молоко, ладья, вилы, белый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчёлы, бокалы, каналы, пеналы.

 



infopedia.su

Слова без ударения на слоге.

А. И. БОГОМОЛОВА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ

ПОСОБИЕ

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «БИБЛИОПОЛИС»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1994

 

Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.— ТОО «Издательство “Библиополис”». СПб., 1994. 208 с.

Печатается по изданию: А. И. Богомолова. Нарушение произно­шения у детей. Пособие для логопедов. Изд. 2-е, переработанное. М., «Просвещение», 1979.

(С) А. И. Богомолова, 1979: текст

(С) И. Н. Фаррахов, 1994: художественное оформление

ISBN 5-7435-0083-5

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ Ш, Ж

Нормальная установка при произнесении звука. Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Мышцы языка не слиш­ком напряжены. Губы округлены и выдвинуты впе­ред. Зубы сомкнуты либо сближены.

Воздух выдыхается равномерно посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха. Звук жпроизносится с включением голоса.

Звуки ш и жтвёрдые; ш глухой, жзвонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для губ.Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука о. Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы tie закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Губы слишком вытянуты вперёд (как при произнесении звука у). При этом углы губ соприкасаются и, следовательно, вовлекаются в рабо­ту, тогда как они должны быть неподвижны. Кроме того, создаётся дополнительное препятствие для вы­ходящего воздуха.

Упражнение для развития выдоха.Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух.

Контроль упражнения ладонью руки — ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать вни­мания. Многократным упражнением добиться у ре­бёнка необходимой силы воздуха.

Упражнение для языка.Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кон­чик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуть на ши­рину полутора пальцев. Губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повто­рить упражнение много раз.



Повторить упражнение без использования палоч­ки. При этом язык должен свободно подниматься и удерживаться у нёба.

Упражнение.Произнесение длительного звука ш. Поднять язык к передней части нёба с помощью пло­ской палочки. Не вынимая палочки, сомкнуть зубы. Округлить и вытянуть вперёд губы, углы губ при этом не должны соприкасаться. Равномерно, с силой, выдыхать воздух, контролируя струю ладонью руки. Слышится длительный звук ш—.

Примечание. Вместо звука ш слышится звук, по­хожий на звук ф. Это означает, что углы губ вовле­каются в работу.

Проделать упражнение с постепенным вынимани­ем палочки (ложечки) из-под языка.

В завершение проделать упражнение без исполь­зования палочки

 

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ш В ПРЯМЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.

образец: ша, шо, шу, ши, ше

ша—шо—шу ши—ше—ша

шо—шу—ша ше—ши—шо

шу—шо—ша ши—шу—ше

ше—шу—шо шу—ши—ша

Упражнение. Произносить (читать) слова. 1. Слова с ударными слогами.

образец: ре-шатъ, Ми-шут-ка.

ша

Шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша.

Шо, шё

Шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл.

ши

Ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камы­ши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.

Шу, ше

Шум, шут, шуба, шутка, ми шутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник, решение.

 

Слова с безударными слогами.

ОБРАЗЕЦ: ш – а-гать, ка-ш – а, ш – а-лун.

ша

Ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Алёша, Наташа, Андрюша.

шу

Шуруп, шутить, чешуя.

ши

Шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.

Слова со стечением согласных в слоге.

образец: шляпа, штука.

шве, швы, шка, шко, шку

Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка.

Шла, шле, шли, шлю, шля

Шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа.

Шме, шни, шну, шпа, шпи

Шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпион, шпиль.

Шта, што, шту, шты

Штаб, штамп, штопать, штора, штопор, штука, штурвал, штык.

 

 

Упражнение.Назвать предметы, изображенные на картинках.

 




 

Упражнение.Произносить (читать) предложения.

образец: Маша, Миша, малыши. Даша моет шею.

Наташа пишет. Вот Маша. У Маши шляпа. У Лёши ланды­ши. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки камыши. Река широкая. Малыши шагают в школу. Шко­ла большая. Миша нашёл камешек. На дороге шумит маши­на. У шиповника шипы. Шипы колючие. В шалаше пять ребятишек. Паша и Наташа, прошу не шуметь. Хороша уха из ершей. Гриша и Миша гоняют шайбу. Лёша ел пшённую кашу.

Ум хорошо, а два лучше.(Пословица)

В гостях хорошо, а дома лучше. (Поговорка)

Дальше в лес — больше дров.(Поговорка)

Гриша пошел к .

Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

 

 

 

Миша играет в

 

У Паши .

У Наташи шёлковый

У машины

 

Мышонок упал в

.

 

Упражнение.Составить предложения по картинкам.



 

Упражнение.Произносить (читать) тексты.

Потешки

Петушок, петушок, Отдай Маше гребешок!

Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.

Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришёл на нашу крышу.

Шалун Миша

Миша — шалун. Шалил с котёнком. Котёнок мяукал. Ба­бушка отняла котёнка. Ушёл Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошёл Миша домой.

 

Ландыши

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвёшь ландышей — и домой. Хороши ландыши!

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ш В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение.Произносить (читать) слоги.

ОБРАЗЕЦ: а — ш —, о — ш —, у— ш —, ы — ш —, я — ш —, ё—ш—, ю—ш—, и—ш—, е—ш—.

аш—ош—уш—ыш яш—ёш—юш—иш—еш аш—яш—уш—юш яш—аш—юш—уш

ыш—уш—ош—аш еш—иш—юш—ёш—яш ыш—иш—еш—аш иш—ыш—аш—еш

Упражнение.Произносить (читать) слова. 1. С ударными слогами.

ОБРАЗЕЦ: на – ш – , ко – ш – ка, ка-мы – ш – .

аш

Ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш.

ош

Кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка.

уш

Душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подуш­ка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка.

 

 

ыш

Вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, по­крышка, камыш, малыш.

ЯШ

Яшка, бляшка, гуляш.

Ш, ёшь

Даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, трёшь, берёшь, Алёшка, лепёш­ка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка.

еш, ешь, иш, ишь

Пешка, орешки, вешний, внешний, поешь, Бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь.

2. С безударными слогами.

ОБРАЗЕЦ: у – ш – -ли, пе-ту – ш – -ки.

аш

Башмак, башлык, кашне, каштан.

Уш, ыш

Ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, тушканчик, ландыш, детёныш, донышко, перышко, пятнышко, брёвнышко.

юш, ишь, иш

Брюшко, полюшко, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь.

 

Упражнение.Назвать предметы, изображенные на картинках.

 




 

Упражнение.Произносить (читать) предложения.

ОБРАЗЕЦ:В поле рома – ш – ки. У Анто – ш – ки каранда – ш –.

Во дворе Бишка. Накрой кружку крышкой. Пташка прыгает у окошка. Вот чашка и кашка, лепёшка и ложка. Надевай на малышку рубашку. Наш Антошка глядит в окошко. Вот кар­тошка на окрошку. Промокни пятнышко промокашкой. Ребя­тишки играют в «кошки-мышки». Бегают ребятишки-малыш­ки — Мишки, Наташки да Машки. Вот книжка про мышку-норушку и лягушку-квакушку. Плохо мышке одной в норуш­ке. Петушки с моей ладошки клюют зёрнышки и крошки. У кошки ушки на макушке.

В одно ушко вошло, в другое вышло.(Поговорка)

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.(Поговорка)

Загадки

Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

 

 

 

Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

Кошка ловит

В лукошке


, в мешке


Малышка ела кашку

Упражнение.Составить предложения по картинкам.




 

Кошка и мышка

Ушли все из дома. А кошка дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку.

 

 

Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежа­ла мышка. Но кошка её догнала.

На опушке

Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках букашки. Не­далеко речушка. У речушки камыш. Где-то квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Алёнушка на брёвнышко. От­дохнула и пошла дальше.

Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать текст.

Яша и Алёнушка

Ушла мама в аптеку. Дома Алёнушка и Яша. У Яши баш­ня, катушка и пушка. У Алёнушки матрёшка и кукла Малыш­ка. Матрёшка на подушке. Берёт Алёнушка Малышку. Кормит её ложкой из чашки, поит из кружки. Потом надевает на Малышку рубашку, башмаки.

А Яше надоели игрушки. Катушку он отдал кошке. Катает кошка катушку. Идёт Яша на кухню. Берёт ватрушку, не­множко даёт и кошке. Съел Яша ватрушку. Глядит в окошко. Видит Яша, что идёт мама.

Вошла мама. Она довольна, что Алёнушка и Яша играют.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКА Ш В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение.Произносить (читать) предложения.

Миша и Паша играют в шашки. Миша проиграл две пеш­ки. Тракторист пашет пашню. Тётя Даша шьёт мне рубашку. Алёша и дедушка пошли собирать шишки. Маша вышла на опушку и увидела кукушку. Хороши в дорожку пирожки с горошком. Я по бережку пошёл, белый камешек нашёл. Шур-

 

ит в норке мышка, а её караулит кошка. В нашем доме ребятишки очень любят читать книжки. Бабушка и Алёнушка пошли гулять, воздухом дышать. Хорошо шагать пешком утром по опушке. Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке. У Гриши под мышкой книжка. Я нашла букашку на большой ромашке. Кошка-шалунишка катает шарик. Маша отдохнула на опушке и пошла дальше. Наташа нашла ландыш, я нашёл три ландыша. Как только подойдёшь к берегу, увидишь небольшой шалаш. На ладони — башня, крошечная башенка, в белый цвет окрашена игрушечная башня. На ушке небольшой домишко.

Шила в мешке не утаишь. (Поговорка)

Напишешь пером – не вырубишь топором. (Пословица)

Загадки

Вбольшой избе — избушка, а в избушке — щебетушка.

(Птица в клетке)

Чем больше из неё берешь, тем больше она становится.

(Яма) Упражнение.Составить предложения по картинкам.




 

 

 

Упражнение.Произносить (читать) тексты.

Загадки

С неба падают ледышки, Прямо падают в ладошки. Есть ледышки меньше

крошки. Есть ледышки — больше

шишки.

(Град)

Кто стоит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы!

(Гриб)

Потешки

Петушок, петушок! Выгляни в окошко, Дам тебе горошку!

Шапка да шубка — Вот он, наш Мишутка!

Маша в лесу

Пошли бабушка и Маша в лес. На опушке кругом были ромашки и ландыши. Хотела Маша их рвать. Но бабушка повела её дальше. Вошли они в лес. Где-то куковала кукуш­ка. Бабушка собирала грибы в лукошко. Маша находила их меньше. Она не была раньше в лесу. Кругом порхают, поют пташки. Вот юркнула в норушку мышка. Вот промелькнул зайчишка. Длинные у него уши. Вот белка орешки шелушит. Хорошо в лесу. Вышла бабушка опять на опушку. Устала Ма­ша. Неохота ей рвать ландыши и ромашки. Обратный путь домой дольше.

Упражнение.Выучить наизусть стихотворение.

Петушок

Петушок, петушок! Золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка! Что ты рано поёшь, Детям спать не даёшь?

Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Рёвушка

Вышла Машенька на крыльцо и ревёт.

Подошёл к ней петушок и спрашивает: «Ты чего это, Ма­шенька, ревёшь? Давай лучше букашек и таракашек ловить».

«Не надо мне букашек и таракашек, буду плакать».

Подошла к Машеньке кошка: «Что ты, Машенька, ревёшь? Давай мышек ловить».

«Не буду мышек ловить, буду плакать».

Подошёл к Машеньке телёнок и говорит: «Давай, Машень­ка, реветь со мной».

«Давай», — сказала Машенька.

Но тут подошла к ней Бурёнушка-рёвушка и гневно сказа­ла: «Ты что это, Машенька, меня передразниваешь?»

Испугалась Машенька и больше не ревёт.

(По И. Мазнину)

Домик-ракушка

Шёл я по бережку, камешки искал. Увидел ракушку. В ней рак-отшельник шевелит клешнями. Ракушку он превратил в домик. Раньше там была улитка.

Поднял я ракушку. Рак втянул клешни. Решил я выгнать его. Положил ракушку подальше от воды. Придавил ногой. Рак шевелит клешнями: я мешаю ему двигаться. «Найдёшь другую ракушку», — думаю.

Решил рак уйти, отдать мне ракушку. Пошагал в море. Ножки в панцире, а брюшко мягкое. Потому и прятал его в раковине.

Нахлынула вода. Мелькнул рак брюшком. Больше я его не видел. Шёл домой и думал: где рак нашёл другую ра­кушку?

(По Г. Снегирёву)

 

 

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ж В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Упражнение.Произносить (читать) слоги.

ОБРАЗЕЦ: ж а, жо, жу, жи, же

жа—жо—жу—жи—же жи—жа—жо—жу—же

жо—жа—жу—жи—же же—жа—жо—жи—жу

жу—жа—жо—жи—же

Упражнение.Произносить (читать) слова. 1. Слова с ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ:ж — ар, ле-ж – ать, дру-ж — ок.

жа

Жар, жаль, жаба, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, ежа­та, вожак, вожатый, пижама, урожай, бежать, лежать, дрожать, пожар, пожарник.

Жо, же

Жора, ожог, рожок, лужок, дружок, флажок, пирожок, бере­жок, крыжовник, жёлоб, жёлудь, жёлтый.

жу

Жук, лежу, брожу, хожу, гляжу, дружу, покажу, абажур, ту­журка.

же

Женя, уже, уважение, этажерка.

жи

Жир, жить, жила, жидкий, ножи, моржи, ежи, лежи, пока­жи, прикажи, наживка, пружина, дружить, кружить.

 

 

Слова без ударения на слоге.

образец: то-же, жур-нал.

жа

Жара, жалеть, кожа, лужа, лёжа.

Жу, жи

Вижу, режу, вяжут, лижут, мажут, кожура, журнал, журавль, лыжи, ёжик, ужин, пыжик, рыжик, живой, живот, жираф, дю­жина, прохожий.

stydopedia.ru

слово с безударной буквой «ё».

слово с безударной буквой «ё».[май. 3, 2001|02:01 am]

Anatoly Vorobey

трёхлетие.

Ещё?

Comments:
From: (Anonymous)
2001-05-11 08:00 am

(Link)

Недавно купил томатный сок с надписью: «Сок томатный по-чёрёшски.» Правда, нечестно, т.к. есть две буквы «ё».

Кстати, что означает слово — непонятно абсолютно. «Куплю оверлок, срочно, недорого, наконец узнаю, что ето такое!»

Ещё и вопрос, на какую из этих двух ё падает ударение 😉

From: (Anonymous)
2001-05-11 08:23 am

На первый

(Link)

Конечно, на первый. Только в венгерском такие извратные названия, а в нем ударения всегда на 1ом слоге.

Хатуль

From: avva
2001-05-11 09:18 am

Re: На первый

(Link)

Хмм, а я-то как раз думал, на втором. На первом и представить себе сложно 🙁

From: (Anonymous)
2017-12-12 08:40 pm

(Link)

TrexchAstniy

avva.livejournal.com

Ударения только в нужных местах слов

Тема очень важная, поскольку ударение тесно связано со словом, без него и само слово существовать не может. Иногда мы меняем ударный слог на особый манер местного диалекта или просто шутки ради. Но в русском языке большинство слов имеют фиксированную ударную гласную. 


Впрочем, правила не были бы правилами, если бы не имели исключений. Попадаются даже существительные с «плавающим» ударением, которое меняется в зависимости от формы склонения слова.

Почему люди ошибаются с ударением, остается загадкой. Мы приведем вам в качестве примера более десятка любопытных существительных, вполне обычных с первого взгляда, но в устах народа имеющих двоякую фонетическую трактовку.

Давайте вместе вернем этим словам литературный статус и грамотное произношение.

«КвартАл» или «квАртал»?

Внимательные люди подмечают, что у этого слова есть несколько толкований. Но при этом они ошибочно думают, что «квартАл» – это кусочек города, а «квАртал – временной отрезок, равный четверти года. На самом деле,какой бы смысл мы не вкладывали в это слово, ударение всегда падает на последний слог: «квартАл», и никак иначе.

Просто нужно запомнить:

«квартАл» – правильно;

«квАртал» – неправильно.

«ОбеспечЕние» или «обеспЕчение»?

Как ни странно, но в данном случае оба варианта справедливы. Правда, до недавних пор признавали только ударение на третью букву «е» («обеспечЕние»). Но время вносит свои коррективы в русскую фонетику, закрепляя часто употребляемые и «удобоваримые» формы слов в русских орфографических словарях. Согласно нормам РАН и справочнику В. В. Лопатиной, оба варианта ударения признаны равнозначными.

Итак, говорим, как хотим:

«обеспечЕние» – верно;

«обеспЕчение» – верно.

«ДиспансЕр» или «диспАнсер»?

Звучное слово пришло к нам из французского языка. У французов принято произносить его с ударением на последний слог. Ну и мы согласны:

«диспансЕр» – верно;

«диспАнсер» – неверно.

«СрЕдства» или «средствА»?

Как помощь вспоминаем словосочетание, в которое мы наверняка не ошибемся – «средства массовой информации». В этом примере ударение в слове «средство» каждый первый поставит на нужное место – на первый слог, как в единственном, так и во множественном числе:

«срЕдства» – правильно;

«средствА» – неправильно.

«ДоговОр» или «дОговор»?

Это очередная поблажка со стороны русскоязычных правил. Общаясь в официальных или деловых кругах, выступая публично лучше произнести слово «договОр» с ударением на последний слог, поскольку этот вариант наиболее приближен к литературному. Более раскрепощенный бытовой стиль речи позволяет говорить оригинально – «дОговор». Обе нормы произношения допустимы, если делать небольшую поправку на их уместность в той или иной ситуации.

Итак, что мы имеем в итоге:

«договОр» – верно;

«дОговор» – верно.

«БантЫ» или «бАнты»?

Это слово придется просто запомнить с ударением на первый слог наряду с «шАрфами» и «склАдами»:

«бАнты» – верно;

«бантЫ» – неверно.

«ДеньгАми» или «дЕньгами»? 

Ударение на первый слог безвозвратно устарело и применяется разве что в присказках и поговорках, например: «счастье не в дЕньгах». В остальных случаях лучше дружить с более привычным вариантом, который, собственно говоря, и считается нормативным:

«деньгАми» – правильно;

«дЕньгами» – неправильно.

Ох, эти «тортЫ» или «тОрты»?!

Споры бесполезны. К счастью, слово можно легко проверить, поставив его в единственное число, в котором ударение падает на одинокую гласную «о»: «тОрт». Вот и во множественном числе ударение не изменит своей любимой букве: «тОрты».

Все предельно просто:

«тОрты» – правильно;

«тортЫ» – неправильно.

«ХодАтайство» или «ходатАйство»?

По пыльным кабинетам мы бегаем с «ходатАйством». Нас путает профессиональный юридический жаргон. Как бы ни хотели приближенные к букве закона отделиться от толпы «простых смертных», слово от этого не изменит свое ударение им в угоду. В русском языке существует единственная норма его произношения с ударением на второй слог: «ходАтайство».

Юристы, обратите внимание, и не вводите в заблуждение своих просителей:

«ходАтайство» – грамотно;

«ходатАйство» – неграмотно.

«ИкОнопись» или «Иконопись»?

Этот случай скорее из разряда исключений. Бесполезно проверять его однокоренным словом в единственном числе. Это только навредит. Несмотря на то, что в слове «икОна» ударение приходится на букву «о», в сложном слове оно переместилось на первую букву: «Иконопись».

Вот так:

«Иконопись» (первая «и» ударная) – верно;

«икОнопись» – неверно.

«КаталОг» или «катАлог»?

Правильный вариант подскажет истерзанный слух. Ничто так не «режет уши», как фраза: «Возьмите наш катАлог!». Хочется кричать: «КаталОг! КаталОг! КаталОг!».

Сто раз повторим и запомним, что ударным всегда будет третий слог:

«каталОг» – грамотно;

«катАлог» – неграмотно.

«ЩавЕль» или «щАвель»?

Супчик зеленый да с кислинкой – «щавЕлевый». Вот и травка сочная называется:

«щавЕль» – правильно;

«щАвель» – неправильно.

«СвЁкла» или «свеклА»?

Овощ густо краснеет от стыда, оттого как его часто обзывают. В слове есть подсказка – буква «ё»! Она всегда ударная. Даже если точки для ее написания на клавиатуре не нашлись, это не повод переносить ударение на другой слог.

Итак:

«свЁкла» – верно;

«свеклА» – неверно.

Мы затронули очень интересную науку – орфоэпию, объединившую нормы произношения и правила расстановки ударений в словах. Познакомиться с ней подробно можно, если купить тексты по грамматике. Эта часть фонетики хоть и не является основополагающей для русского языка, но она «шлифует» нашу речь, доводя ее до совершенства. 

slovo-rulit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *