Написание слов – названий предметов мужского и женского рода с основой на щипящий звук. 2-й класс

Ход урока

1. Организационный момент, с психологическим настроем.

Улыбнулись друг другу.
Руки в стороны,
Руки вверх.
Пусть вам урок подарит успех.

2. Правила работы при письме.

Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

— Запишем число и вид работы.

3. Постановка темы и целей урока.

Сегодня, ребята, мы будем продолжать учиться открывать для себя новые знания. Откройте учебник. Сформулируйте, о чём мы будем говорить на уроке, тему урока.

Что вы знаете о словах, которые обозначают название предмета?

Как мы определяем род у слов, обозначающих название – предметов?

Какие знаем шипящие звуки?

Приведите примеры слов – названий предметов, с основой на шипящий звук.

Обратите внимание на доску, вы видите картинки, точно такие же есть у вас в учебнике.

Подумайте, какое задание можете предложить по ним?

(Найти слова – названия предметов с основой на мягкий знак, определить род. Ёж – м.р., шалаш – м.р., камыш — м.р., ландыш – м.р., мышь – ж.р., ночь - ж.р., печь – ж.р.)

Посмотрите на запись слов, которые вы назвали?

Что заметили? (Мягкий знак пишется не всегда)

Какую цель поставит каждый из вас для себя на уроке?

(Дети используют слова УЧИТЬСЯ, ПОНЯТЬ, УЗНАТЬ, РАСШИРИТЬ, ИССЛЕДОВАТЬ)

Я предлагаю исследовать причины неодинакового написания слов – названий предметов, с основой на шипящие.

У кого какие есть предложения о начале исследования? Какие предположения можно вынести о написании слов-названий предметов м.р. и ж.р. с основой на шипящие? (Ответы детей)

4. Работа над новым материалом.

Наблюдение за словами – названиями предметов м.р. и ж.р., основа которых заканчивается на – Ч и - ЧЬ.

Как будем проверять, куда можно обратиться? (К учебнику)

Учебник нам предлагает открыть обратный словарь на букву – Ч, и пронаблюдать есть ли среди слов – названий предметов, основа которых оканчивается на – Ч, слова женского рода? Слова среднего рода? Какого рода все эти слова? Выпишите любые пять.

Как дальше продвигаемся в своём исследовании?

(Открываем обратный словарик на букву – Ь, находим слова – названия предметов, основа которых оканчивается на – ЧЬ. Выписываем пять слов. Что вы заметили? Какого рода все эти слова?)

Какой вывод можете сделать о работе Ь? (Ь обозначает мягкость конечного согласного; ь показывает, что все слова – названия предметов женского рода). Посоветуйтесь друг с другом.

Какой вывод можете сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на – Ч или ЧЬ? Какая гипотеза нашла своё подтверждение. Расскажите соседу по парте. Кто озвучит свои выводы?

5. Физкультминутка.

Я буду называть слова названия предметов мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову слово женского рода, то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если услышите слово мужского рода – приседаете.

Ёж, лещ, печь, вещь, товарищ, тишь, скрипач, рожь, молодёжь, багаж.

6. Работа в тетради.

Ваши предложения следующей работы (упражнение № 118).

Какая цель этого упражнения?

Как вы думаете на какие две группы можно поделить слова-названия предметов? (М.р. и ж.р.)

Запишите правильно.

У кого возникли трудности при выполнении этого задания?

Взаимопроверка.

Какой вывод можете сделать о написании слов-названий предметов с основой на – Ч и – ЧЬ?

7. Наблюдение за словами – названиями предметов м.р. и ж.р., основа которых заканчивается на – Ш и – ШЬ.

Исследовали мы с вами слова — названия предметов с основой на – Ч и – ЧЬ, проверили гипотезы, сделали вывод.

Какие ещё шипящие звуки вы знаете?

А как думаете это правило написания мягкого знака подойдёт для слов – названий предметов, с основой на -Ш и -ШЬ и Ж и -ЖЬ? Сделайте предположение.

Как проверим нашу гипотезу? (Посмотрим обратный словарь)

Чтобы время не терялось, предлагаю девочкам проверить написание слов – названий предметов, с основой на -Ш и -ШЬ, а мальчикам — слова – названия предметов, с основой на -Ж и -ЖЬ.

Работаем в паре. Поделитесь друг с другом полученными результатами. Чья пара сможет сделать вывод, сигнализируете поднятой рукой. (Выслушиваются выводы о написании слов м.р. и ж.р., основа которых заканчивается на – Ш и -ШЬ и Ж и -Ь)

Как можно потренироваться в написании слов - названий предметов, с основой на -Ш и -ШЬ и Ж и -ЖЬ в тетради. Предложите задание. (Записываем в два столбика по 3 слова на -Ш и -ШЬ и по 3 слова на Ж и -ЖЬ)

Можете сами сформулировать правило написания на основе ваших исследований? (ответы детей)

На основе ваших рассуждений попробуем составить алгоритм написания слов-названий предметов с основой на шипящие.

Кто сможет рассказать правило о написании слов – названий предметов, с основой на шипящие?

Посмотрите, есть ли в учебнике правило. Сравните свои выводы с правилом в учебнике.

9. Закрепление. Работа с синонимами (устно).

Какое задание можете предложить с этими словами? (Если дети не называют, то учитель произносит своё задание: подберите к каждому слову синоним, слово – название предмета с основой на шипящие. Тьма – ночь, спокойствие – тишь, доктор – врач, поддержка – помощь)

10. Работа по карточкам в парах (на закрепление новой темы).

Карточки на столе трех цветов: на красной карточке задание посложнее на “5”, на жёлтой – полегче – на “4”, на синей – легкое – на “3”. Работаем в паре.

11. Рефлексия. Итог урока.

В заключение  мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

3. Если не разобрались в теме – голубую.

(Дети показывают звёзды.)

Посмотрите. Сколько много  жёлтых звёзд.

Расскажите чему вы сегодня на уроке научились?

Похвалите своего соседа за работу на уроке.

Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

— Спасибо всем за работу! Желаю удачи!

Презентация

urok.1sept.ru

Слова — названия предметов разного рода.

РУССКИЙ ЯЗЫК (2 класс)

СЛОВА — НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОГО РОДА

ЦЕЛИ:

1) формировать умение определять род слов – названий предметов;

2) формировать умение определять родовые окончания слов – названий предметов;

3)научить выделять окончания слов с мягким знаком на конце.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока

На доске Д Т А-Я Я-А Ж.Р. М. Р. Ср. Р. !

Какие задачи стоят перед нами? Сформулируйте тему урока.

3. Звукобуквенная зарядка

Уч. ч №1, стр. 53

— Прочитайте стихотворение Марины Дружининой

-Посмотрите, тут и там

БУЛКИ скачут по ветвям!

-Какая буква заблудилась? Какие звуки поменялись со сменой буквы?

-В каком из слов произношение и написание не совпадает?

-Для чего нужна звукобуквенная зарядка?

-Запишите предложение: Белки скачут по ветвям!

— Подчеркните основу предложения. Что такое основа предложения?

-Выделите словосочетания. Что такое словосочетание?

-Дайте характеристику предложения: по цели высказывания, по интонации.

-Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации?

4.Словарная работа

-Бывает новое, старое, мужское, женское, теплое, зимнее… О каком предмете идет речь? (пальто)

-В каком словаре мы можем узнать лексическое значение слова «пальто»? ( Толковый словарь»)

Верхняя одежда, обычно ниже колен. Родственные слова: пальтецо, пальтишко, пальтовый (пальтовая ткань)

В каком словаре мы можем узнать о происхождении слова «пальто»? (Этимологический словарь)

Заимствовано из французского языка. До 19 века в русском быту не существовало слово «пальто».Вместо него употребляли слово «капот» — так называлась женская верхняя одежда. Но даже когда слово «пальто» появилось в русском языке, оно вначале употреблялось в мужском роде – «мой пальто» и называли этим словом вовсе не верхнюю, а домашнюю одежду.

-В каком словаре мы можем узнать правописание слова «пальто»? (Орфографический словарь)

-Запись слова, ударение, деление на слоги, ошибкоопасные места, составление звуковой модели слова, обозначение количества звуков, букв, слогов.

-Почему количество звуков и букв не совпадает?

–Составьте разные по цели высказывания и по интонации предложения со словом «пальто».

-Что интересного знаете о слове «пальто»? ( Слово пришло из другого языка, оно неизменяемое).

-Проверьте при помощи помощников: Нет (чего?), Рад (чему?), Горжусь (чем?)

-Выделите основу слова.

-Определите род. Как правильно определить род слов – названий предметов?

5. Физминутка

-Игра «Будь внимательным»

-Определи правильно род слов – названий предметов:

Ж.Р. – хлопают в ладоши мальчики;

М.Р. — хлопают в ладоши девочки;

Ср.Р. – все вместе приседают.

Жаворонок, щука, верблюд, сирень, карась, кино, кафе, дядя, солнце, закат, тетрадь, болезнь, перо, братишка, испуг, окно, панамка, браслет.

6.Работа по теме урока

-На доске: Кофе, кафе, пальто, сердце.

-Какое слово лишнее и почему? (сердце, остальные заимствованы из других языков, неизменяемые).

-Анишит Йокоповна утверждает: одно из этих слов мужского рода. Вы согласны с ней?

_-Что это за слово? Познакомьтесь с содержанием плаката Летучей Мыши (уч. ч. 1, стр.57)

В русский язык из голландского языка пришло слово «кофей». Оно изменялось как слово мужского рода. Позднее это слово преобразовалось в слово «кофе». Оно стало неизменяемым, но мужской род сохранило. Мы сейчас говорим «вкусный кофе», а не «вкусное кофе».

-Какое же слово мужского рода? Какого рода остальные слова? Запиши их в нужный столбик.

Ж.Р. М.Р. Ср.Р.

-На какие буквы в обратном словаре мы будем искать слова –названия предметов среднего рода? (е,о)

-Выпиши из обратного словаря первые четыре слова на букву о. (какао, кружево, дерево, слово)

-Какого рода эти слова? Почему ты так думаешь? У какого слова нет окончания? Определи это, изменяя слова с помощью слов : Нет (чего?), Рад (чему?), Горжусь (чем?)

-Выдели основы слов и окончания (там, где они есть).

-Прочитай все слова на букву о, кроме слов с голубой меткой и слов со звездочкой. Какого рода все прочитанные тобой слова?

-Найди среди них и выпиши еще два слова, у которых нет окончаний (эскимо, кино)

-Со словами какого рода мы работали? Какие окончания могут быть у слов – названий предметов среднего рода?

А теперь посмотри на плакат Летучей Мыши (стр.59). Твой ответ оказался верным?

-Под третьим столбиком запиши окончания слов – названий предметов среднего рода. (-о-, -е-, или нет окончаний)

-А что такое нулевое окончание?

-Миша задумался: на какую букву в обратном словаре искать слова – названия предметов мужского рода? Ведь у них нулевые окончания?

-Попробуем ответить на этот вопрос. Откройте Обратный словарь: 1ряд – на букву Б., 2 ряд – на букву В., 3 ряд – на букву Г., 4 ряд – на букву Д., 5 ряд – на букву Ж., 6 ряд – на букву З.

-Определите род первого слова в каждом столбике. Запишите. Докажите, что у любого из этих слов есть нулевое окончание. Нет (чего?), Рад (чему?), Горжусь (чем?) (окончания у этих слов появляются, когда мы начинаем их изменять)

-Что вы можете сказать об основах этих слов? На какую букву они заканчиваются?

-Посмотрите на плакат Летучей Мыши. Прочитайте об окончаниях слов мужского рода. (на плакате у слов мужского рода кроме нулевого окончания указаны окончания – а-, — я-)

-Разгадайте ребусы.

-Какого рода зашифрованные слова?

-Добавьте их в нужный столбик. Выделите окончания и основы. Укажите, какие бывают окончания у слов – названий предметов мужского рода.

-На доске:

-Разгадай ребусы. (доброта, семья, радость)

-Что общего у всех разгаданных слов?

-В пословице « Москва – всем городам мать» найди слова женского рода. Запиши все слова в нужный столбик. Какое слово всегда пишется с большой буквы? Почему?

Выдели окончания и основы. Сделай вывод о том, какие окончания бывают у слов – названий предметов женского рода. Сверься с тем, что написано на плакате у Летучей Мыши. Запиши окончания в конце столбика.

-Хитрый вопрос: в какой из трех столбиков вы запишите слова ТИХОНЯ, ГРЯЗНУЛЯ?

-В каком словаре узнаем значения этих слов? (Толковый словарь)

ТИХОНЯ – тихий, смирный человек.

ГРЯЗНУЛЯ – грязный, выпачкавшийся в грязи человек (обычно ребенок)

-Выделите окончания этих слов. Обратитесь к плакату Летучей Мыши. Слова – названия предметов какого рода могут иметь такие окончания? (Ж.Р., М.Р.)

_-Вывод: эти слова могут быть и женского, и мужского рода!

-7. Дифференцированная работа

Карточка 1

-Запиши слова – названия предметов в три столбика. Определи род, выдели окончание и основу.

Юла, вершина, запах, море, осень, поле, радость, ущелье, дядюшка, смех.

Карточка 2

-Выпиши слова – названия предметов в три столбика. Определи род, выдели окончание и основу.

Зима, море, радио, поет, мороз, братишка, вьюга, морозный, снежинка, метель, скользкий, мерцают, чародейка, мелькают, метро, снегирь, гладкий.

8. Подведение итогов урока

-Какие задачи мы решали на уроке?

-Какие трудности возникли?

-Задачи урока выполнены?

-Так какие окончания бывают у слов – названий предметов женского, мужского и среднего рода?

-Кто доволен своей работой на уроке?

Домашнее задание №34 (ч.1, стр.59)

www.metod-kopilka.ru

Назовите существительные мужского рода, оканчиваюиеся на букву «я», кроме дядя?

Дядя, батя, тятя. Слова, образованные по тривиальной модели: дедуля, сынуля, папуля, лапуля. Слова общего рода*: грязнуля, чистюля, судья, соня, рохля, мессия. Субстантиват: учащийся. Собственные имена: Вася, Петя, Костя и д.р. *Существительные общего рода: некоторые существительные с окончанием -а(-я), обозначающие качества или профессии людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола, и имена прилагательные с ними согласуются соответственно в мужском или в женском роде. Например: такой задира Андрюша; такая задира Таня. Задира — это существительное общего рода.

грязнуля, дядя, судья, имя , время, племя , пламя, знамя, темя, бремя семя,вымя, стремя,

судья, сыновья (множ.)…

Но в основном на «Я» оканчиваются множественные числа, типо: здания, лагеря, соболя, учителя, листья, сыновья, мужья.

Существует такая штука, как обратный словарь русского языка. В частности я пользовался таким Вики-слоарём. Наберите в Гугле «обратный словарь русского языка» и найдёте. Там слова расположены в алфавитном порядке с конца. На букву «я» Вы найдёте все слова, которые кончаются на «я».

touch.otvet.mail.ru

Какие слова русского языка имеют (имели) спорный род (женск,мужск,сред)?

Существительные в русском языке представлены только одним родом и по родам они не из0меняются, например ,слово (стол ) только мужского рода и никакой другой род это слово иметь не может..

Есть существительные, которые рода не имеют , это существительные употребляющие только во множественном числе(кудри, сласти, и т.д.)

Но есть отступление от этого правила .Это такие существительные, которые представлены тремя группами.

1-относятся существительные общего рода ( умница, плакса, задира).Например- эта девочка такая умница. Или — Этот мальчик такой умница.Слово (умница)может быть как мужского, так и среднего рода.

2- слова- исключения, имеющие две формы рода.Выше говорилось ,что может быть только одна форма рода (муж.р ,ср.р, ж.р.),но здесь исключение .Это такие слова ,как, например, спазм (м.р.) и спазма (ж.р.),глист (м.р.) глиста (ж.р.), жираф (м.р.) жирафа(ж.р.) и т.д.

3- несклоняемые собственные наименования, их род зависит от того ,какие явления они обозначают.Например, существительное К а м а может употребляться как в женском роде, так и в мужском роде (река:широкая река Кама) и как слово мужского рода ( город: Кама находится на берегу реки Кама)

Есть также слова общего рода .Это слова — 1.

1 -нарицательные, имеющие окончание (а) (я), например-сирота, жадина, тихоня, сладкоежка и т. д.

2-Личные имена на (а) (я).Например, Саша, Саня ,Александр, Александра, Женя и др.

3-Имена и фамилии иностранного происхождения ( Ольга Книппер и Владимер Книппер)

4-Несклоняемые существительные иноязычного происхождения, относящиеся к среднему роду (пальто, шоссе ,такси )

Исключение кофе (м.р.)салями (ж.р., под влиянием слова колбаса)Сирокко (м.р., под влиянием слова -ветер).

Такие слова как (виски, мокко, употребляются не только в среднем роде, но и в мужском роде.)

Есть еще ряд примечаний, связанных со словами, имеющий общий род,которые варьируются ,в зависимости от тех слов, под влиянием которых они находятся.

Например, слово — цеце (ж.р., под влиянием слова -муха).

Под влиянием слова (птица) употребляется не только в мужском, но и в женском роде, слова (колибри ,киви -киви, кукебурре)и так далее.

www.bolshoyvopros.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *