План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Согласные звуки: шумные и сонорные

Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания учащимся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты (УУД)

1.Организационный момент (1-2мин.)

Организовать рабочее пространство, настроиться на урок

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Запись числа, вида работы. Прослушать стихотворение: Орешек знаний твёрд, но всё же мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет Желанье сильное узнать. А что мы можем узнать? (Что-то новое, интересное)        

Личностные: самоопределение

2. Актуализация знаний (3 мин.)

Вспоминают изученный на предыдущем уроке материал, актуализируют знания по изучаемой теме, выполняют задание учителя.

Организует повторение изученного на предыдущих уроках материала

Выберите «жителей» страны Фонетика: корень, соединительная гласная, звонкий, прилагательное, транскрипция, суффикс, звук, окончание, гласный, существительное, согласный.

Как называется раздел лингвистики, который изучает звуки речи?

Коммуникативные: выражение и аргументация своей точки зрения.

Регулятивные: осуществление рефлексии своей деятельности.

Познавательные: демонстрация языковой компетенции учащихся по данной теме.

3. Этап мотивации (10 мин.)

Работают над постановкой темы, цели и задач урока.

Создаёт проблемную ситуацию, направляет деятельность учащихся.

Незнайка оставил своему другу записку с указанием места встречи: «Дорогой друк! Иди прямо черес лук. Справа будет большой прут, на нём деревянный плод. Не пугайся кос – они не бодаются. Жду тебя».  Найдёт ли друг Незнайку? Что он перепутал? Какого правила не знал? Исправим его ошибки. Какой вывод мы можем сделать? Какой будет тема нашего урока? Цель? Что мы должны сделать для её достижения?

Познавательные: Умение формулировать проблему, умение прогнозировать. Регулятивные: определять цель учебной деятельности. Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

4. Структурирование знаний. (10 мин.)

Читают параграф учебника и компилируют с помощью учителя информацию.

Направляет деятельность учащихся, обеспечивает  восприятие, осмысление и  запоминание материала учащимися.

Работа с теоретическим текстом учебника на стр.83. Прочесть и заполнить схему по теме урока.

Коммуникативные: эффективное сотрудничество со сверстниками и учителем. Регулятивные: планирование, прогнозирование и коррекция своих действий. Познавательные: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, их классификация.

5. Физкультминутка. (3 мин.)

Повторяют движения за учителем или учеником.

Выполняет движения вместе с детьми.

Весёлая гимнастика под бодрую музыку

Личностные: формирование бережного отношения к своему здоровью.

6. Практическое применение знаний. (10 мин.)

Выполняют задания учителя, закрепляют знания по теме.

Обеспечивает закрепление знаний и способов действий, корректирует пробелы в знаниях

1. На сказочном балу все буквы танцевали вальс. Согласные пыхтели, шипели, свистели от усердия. Давайте догадаемся, кто с кем танцевал.

Б-Д-З-Ж-В-Г

П-  —  —  —  —  —

Сколько было пар? Какие согласные звонко отбивали в такт музыке? А какие были к музыке глухи? Но были на балу и один окие буквы, пар у них не было. Найдите в тексте на стр.84 такие согласные. Впишите их в схему.

2. Сравните одинаковые буквы в  рядах однокоренных слов:

Сады-сад-посадка

Зубы-зуб-зубки

Какие звуки мы слышим на месте подчёркнутых букв? Сформулируйте, что такое оглушение.

3. Докажите, что в данных словах мы имеем дело с таким фонетическим явлением, как озвончение:

Просьба, отбор, с дачи, сделать, к дому.

Сделайте вывод, когда возникает такое явление.

4. Учитель читает загадки. Ученики пишут отгадки (слова с орфограммой «Парные глухие и звонкие согласные»). Повторяют правило.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, анализ, синтез, сравнение,  построение логических рассуждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, сотрудничать с учителем и сверстниками.  Регулятивные: самостоятельный выбор средств и способов действия для решения учебных задач.

7. Подведение итогов. Оценивание. (2 мин.)

Обучающиеся дают оценку своей деятельности по её результатам, самооценка

Предлагает оценить свою работу, уровень понимания данной темы, оценивает активных учащихся.

Что мы сегодня повторили и систематизировали на уроке? Найдите четвёртое лишнее:

  1. Коробка, дуб, пруд, молотьба.
  2. Мороз, хоровод, варежки, просьба.

Легко выполнили задание? Или есть трудности в его выполнении?

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: умение давать самооценку своим действиям.

8. Домашнее задание. (2 мин.)

Записывают в дневниках.

Даёт задание на дом.

Домашнее задание на выбор:

-Записать как можно больше названий животных с орфограммой «Парные глухие и звонкие согласные».

-Придумать или найти интересные задания на звонкие и глухие согласные.

Регулятивные: планирование деятельности и прогнозирование её результатов при выборе домашнего задания.

9. Этап рефлексии. (2 мин.)

Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке.

Организует рефлексию. Благодарит за работу.

Какую цель ставили себе в начале урока? Достигли её? Что мешало и что помогало достичь цели? Как оцениваете свою работу на уроке? Весело было или скучно? Прикрепите к доске смайлики: грустный, если вы скучали, и весёлый, если вам было интересно.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: адекватное понимание причин своего успеха (неуспеха). Регулятивные: саморегуляция.

nsportal.ru

Сонорные и шумные согласные звуки

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии
  • Люди

xn--e1aogju.xn--p1ai

Ответы@Mail.Ru: Что такое «сонорные согласные»?

согласные л, р, м, н

От других звонких согласных сонорные отличает то, что в их образовании практически не участвует шум. Кроме того, они не имеют пары среди глухих согласных, т. е. являются непарными по глухости/звонкости, и ведут себя по-особому в тех позициях в слове, которые оказывают влияние на голосоведение, в частности, на конце слова и в окружении глухих согласных. В отличие от звонких сонорные согласные на конце слова и в положении перед глухим согласным не оглушаются (сравните: коды — код [к`оды — кот] ; колы — кол [кал`ы — кол] ; впадина [фп`ад’ьна] , лампа [л`ампа]) . Перед сонорными согласными не происходит озвончения шумных глухих согласных (просьба [пр`оз’ба] , слово [сл`ова]) . Несмотря на свою звучность и практически полное отсутствие шумового компонента, сонорные звуки в русском языке, в отличие от гласных, не способны формировать слог и нести на себе ударение (хотя в других языках, например в чешском, такие согласные обладают этой способностью: prst [p`rst]). Ближе всего к гласным среди сонорных стоит звук [j] («йот»). Между собой сонорные звуки различаются местом и способом образования, а также твердостью/мягкостью.

звуки, образующиеся с преобладанием голоса над шумом (например, «м»,»н»)

В фонетике и фонологии соно́рные согла́сные — это звуки, производимые без участия турбулентного потока воздуха в голосовом тракте, поэтому свистящие (как /z/) или те, которые произносятся с нажимом (как /t/) не являются сонорными.

Сонорные-Л, М, Н, Р. Эти звуки могут быть по мягкости и твёрдости мягкими и твёрдыми Р*,Л*,М*,Н*, но не бывают глухими, они только ЗВОНКИЕ. «Й» не относится к сонорным, он (звук) согласный, звонкий, мягкий. КОротко и главное.

Они уникальны тем, что похожи как на гласные, так и на согласные. От звонких звуков их отличает то, что когда они произносятся, то шума практически не слышно. Они не имеют парных глухих либо звонких звуков. Именно поэтому сонорные согласные никогда не произносятся глухо ни в конце слова, ни перед глухим согласным. Прекрасным примером может стать слово лампа, где [м] произносится звонко перед глухим [п]. Шумные глухие согласные не произносятся звонко перед подобными звуками, как это происходит, к примеру, в слове просьба, которое мы произносим, как [проз’ба]. Однако не стоит относит сонорные звуки к гласным. Все-таки во время их звучания в полости рта возникает преграда.

Л, Р, М, Н и точка. Ясно!?!

лрмн надо! все что знаю!

сонорные гласные эта- вотети буквы Р М Й Н Л

Р М Н Л и все!!! Й не относится к ним!!

пмсарстирсмовсмаялыав

я не соглашусь что Й не относится к сонорным, а к ним относятся Р, М Й Н Л!!! вот и всё , ребят, а не легче посмотреть в учебнике Русского языка!

л м р н это сонорные

touch.otvet.mail.ru

Сонорный звук — что это? Автоматизация, таблица, характеристика сонорных звуков в английском языке

Английский язык, в общем, а в частном случае его фонетика, имеют ряд особенностей, которые делают язык неповторимым. Одной из особенностей является наличие сонорных звуков в языке, их ещё называют сонантами.


Английский язык достаточно богат сонантами, но для начала необходимо уяснить, что представляет собой сонорный звук.

В языке бывает два вида звуков: согласные и гласные. Гласные звуки образуются при помощи музыкального тона (всем известно, что гласные можно петь), а в образовании согласных главным образом задействован шум.

Если же речь идет о сонорных звуках в английском языке, то это правило не совсем верно, так как для них характерно преобладание музыкального тона и подавление шума, но в тоже время эти звуки не относятся к гласным.

Второй особенностью сонантов английской речи служит тот факт, что у них нет пары по параметрам звонкости и глухости. Сонорные звуки делятся на глухие и звонкие, но они не являются парными.

Таблица сонорных звуков в английском языке


Характеристика сонорных звуков в английском зыке:

  1. Английский сонорный звук «ŋ» – заднеязычный звук, который относится к классу звонких. Для русскоговорящих это проблематичный звук, так как нет аналога в родном языке.
  2. Английский сонорный звук «l» – переднеязычный. Является также представителем звонких звуков.
  3. Английский сонорный звук «n» — переднеязычный носовой звук. А также он относится к звонким звукам .
  4. Английский сонорный звук «m» — по месту образования этот звук губно-носовой, а также принадлежит к звонким звукам.
  5. Английский сонорный звук «j» — среднеязычный звук английского языка.
  6. Английский сонорный звук «r» — по месту образования он является переднеязычным.
  7. Английский сонорный звук «w» — это звук губно-серединный.

Как правильно произносить сонорные звуки?

Чтобы правильно издавать сонорные звуки в английском языке, и они звучали красиво и правильно, необходимо понять механизм, то есть каким образом работает  речевой аппарат в процессе извлечения звука, как проходит поток воздуха и куда он направлен.

Необходимо постоянно контролировать положение языка, помнить какие части речевого аппарата должны быть активны, как приложить усилия, чтобы извлечь нужный звук:

  • Английский сонорный звук «w».

    Именно он вызывает много проблем у русскоговорящих людей, так как в русской фонетике нет аналогичного звука и речевому аппарату не свойственно произносить его. Работа губ очень важный момент при произношении этого звука.

    Изначально губы соединены, потом они немного приоткрываются и несколько вытягиваются вперед, округляясь при этом. Воздушное движение оказывает воздействие на губы и должна чувствоваться вибрация. Задняя часть языка направляет воздух, который идет из легких, поэтому ее необходимо поднять к верху, но при этом не перекрыть полностью путь воздуху. Основная ошибка заключается в том, что ряд верхних зубов касается нижней губы, это грубая ошибка, которая не дает правильно произнести звук.
  • Английский сонорный звук «j». Чтобы произнести звук, необходимо расслабить речевой аппарат, напряжения не должно присутствовать, так как звук сам по себе достаточно слабый и краткий. При этом язык необходимо расслабить и опустить максимально, слегка прижать к низу.
  • Английский сонорный звук «m». Звук достаточно сложный, так как необходимо соблюдать правильную позицию языка, губ и при этом следить за потоком воздуха, который должен идти через нос. Мягкая часть неба немного опускается, что дает возможность воздуху разделяться на два потока и проходить частично через полость носа.
  • Английский сонорный звук «ŋ». Этот звук называется заднеязычный, это значит, что задняя часть языка поднята к небу, но не весь язык, а лишь эта часть. Передняя часть языка должна быть слегка опущена к низу. Звук слегка тянется при произношении. Он немного похож на произношение русского звука «м» с открытым ртом.
  • Английский сонорный звук «n». Голосовые свзки активно работают при извлечении этого звука. Когда звук произносится, то он немного растягивается под конец. Язык необходимо расположить так, чтобы его кончик был на альвеолах. В процессе воздух проходит через нос, чтобы это получилось нужно немного опустить мягкое небо.
  • Английский сонорный звук «l» произносится с участием голосовых связок. Положение языка должно быть таковым, чтобы воздух мог проходить  между боковой частью языка и небом, то есть края языка как бы слегка опускаются вниз. Край языка должен дотрагиваться до альвеол, при этом задняя часть может  быть слегка возвышена к небу.
  • Английский сонорный звук «r». Чтобы извлечь верно этот звук, нужно слегка открыть рот. Язык нужно зафиксировать в одном положении, чтобы он оставался неподвижным все время.  Передняя часть языка касается задней части альвеол, дальше весь язык должен быть плоским.  Необходимо следить, чтобы язык не вибрировал и не ударялся об альвеолы, иначе звук будет неправильным.

Автоматизация сонорных звуков в английском языке

Для улучшения произношения сонорных звуков необходима практика, только она может помочь сделать звучание звуков естественным и правильным:

  • Необходимо как можно больше слушать правильную английскую речь, чтобы на слух запомнить правильное звучание того или иного звука, а затем уже работать над техникой его произношения. Лучше всего, если при прослушивании нажимать паузу через небольшие промежутки времени и пытаться повторить слова, содержащие сонорные звуки.
  • Необходимо тренировать технику, постоянно контролировать работу речевого аппарата. Соблюдение положения языка или неба – это очень важный аспект фонетики. Пока не достигнете ясности и понимания как движется воздух, где находится кончик языка, звук не будет произнесен правильно.
  • Регулярное выполнение упражнений для улучшения речи. Это может быть произношение похожих пар слов или скороговорки. Это отлично тренирует речь и ставит правильное и четкое произношение.

Слова с сонорными звуками в английском языке

Слов с сонорными звуками большое количество, для практики их произношения воспользуйтесь скороговорками, так практика будет интересней и веселее, что позволит сразу отработать один звук в разных словах:

  1. Английский сонорный звук «ŋ».

The English king is going to conquer Hungary,

The Hungarian king is going to conquer England.

If the English king wasn’t going to conquer Hungary,

Would the Hungarian king be going to conquer England?

  1. Английский сонорный звук «l».

A lass lays lacy lingerie up in lime,

A laundress lays lawny lingerie up in lily,

A lady-help lays linen lingerie up in lilac.

What lingerie does a landlady lay up in lavender?

  1. Английский сонорный звук «n».

Ninety nice nestlings nestle in nine nests,

Nine nice nestlings nestled in ninety nests.

If ninety nice nestlings didn’t nestle in nine nests,

Would nine nice nestlings nestle in ninety nests?

  1. Английский сонорный звук «m».

A marine map-maker must mark on maps

Much more moles, mulls and marinas.

A martial map-maker must mark on maps

Much more marshes, meadows and massives.

  1. Английский сонорный звук «j».

Yankee yachtsmen’s yachts yaw for one yard,

Yakut yachtsmen’s yachts yaw for two yards.

If Yankee yachtsmen’s yachts didn’t yaw for one yard,

Could Yakut yachtsmen’s yachts yaw for two yards?

  1. Английский сонорный звук «r».

Rose Reed replants red roses,

And the red roses ramp around a rail.

If Rose Reed didn’t replant the red roses,

Would the red roses ramp around the rail?

  1. Английский сонорный звук «w».

We wear woolen wear in winter,

While we wear waterproofs in wet weather.

Why do we wear woolen wear in winter,

While we wear waterproofs in wet weather?

Запишитесь на бесплатное вводное занятие английского по Скайпу


eng911.ru

Урок 30. Согласные звуки: шумные и сонорные.


Тема

30
Согласные звуки:
шумные и сонорные.
Гл. 2, § 5.
Человек
и денежные отношения

Тип урока
Коды целей урока

Комбинированный урок
Предметные
Метапредметные
Личностные

2.2, 2.5.1,
2.5.5, 2.5.6
2.2.3,
3.3,
4.3.2
1.2.1

Ход урока.

I. Оргмомент. Целеполагание.
– Известный поэт О. Мандельштам в «Заметках о поэзии» писал: «Русский стих насыщен согласными, и цокает, и щелкает, и свистит ими». Сегодня мы убедимся в справедливости этих слов. Запишем тему урока. Нам надо научиться отличать согласные от гласных и более подробно познакомиться с образованием согласных звуков.
– Но для начала еще раз обратимся к заданию 3 упр. 22 (вопросы 5 – 7). Почему гласные иногда называют рторазмыкателями, а согласные – ртосмыкателями?

Работа в группах.
Работа с информационными картами:

1 группа
2 группа
3 группа
4 группа

– Какие открытия в области фонетики сделал ученый?
Научное исследование русского произношения начал В.К. Тредиаковский. В 1748 году он издал «Разговор российского человека с чужестранным».
Фонетические наблюдения Тредиаковского блестящи по точности и проницательности. Ученый впервые устанавливает научную классификацию звуков. 
О гласных он пишет: «Нашего российского произношения природа есть такая, что оно каждый звон свойственным точно ему отверстием произносит».
Здесь всего интереснее совет справиться с зеркалом. Это означает, что в основе классификации звуков лежат наблюдения, а не домыслы.
(М.В. Панов)
– Чем трудны Мишины сова?
Поспорили однажды Миша и Сережа, кто труднее слова выдумает – хотя бы и без смысла.
Вот Миша и говорит: «Ауэ!» А Сережа: «Прк!»
А Миша: «Ауэо!» А Сережа: «Пркх!»
– Ауэоы! – Пркхт!
– Ауэоыу –! Пркхтш!
А труднее они уже не могли придумать.
(А.М.Пешковский)

– В чем заключается главное отличие гласных от согласных?
Дыхание свободно в каждой гласной,В согласных – прерывается на миг.И только тот гармонии достиг,Кому чередованье их подвластно.Звучат в согласных серебро и медь.А гласные даны тебе для пенья.И счастлив будь, коль можешь ты пропетьИль даже продышать стихотворенье.
(С.Я. Маршак)
– Расшифруйте фамилии известных русских писателей. С каким рядом проблем было меньше? Объясните на этом основании выводы ученых: в русском языке гласных в разы меньше, чем согласных, поэтому встречаются они чаще и, значит, менее информативны.
Нкрсв, Лpмнтв, Гндч, Фнвзн, Мквскй. 
еао, еоо, еu, оuu, аяоu.

II. Мотивационно-побуждающий этап.
1. Проверка домашнего задания.
1 из учеников на доске выписывает первые 2 строки из упр. 19, производит слогораздел, в это время остальные ребята обсуждают упр. 21 (убеждаются еще в одном свойстве русского ударения – его смыслоразличительной функции), затем проверяются записи на доске, дополнительно – вопрос о количестве слогов в каждой строке.
2. Учитель читает лингвистическую сказку И. Подгаецкой:
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдется ни один человек. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!»
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение  – это же просто черточка!» Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слова на первый, и исчез Замок, а перед взором других слов предстал Замок.
Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки и сказали: «Мы самые

schoolfiles.net

Ответы Mail.ru: что такое сонорный звук

Существую такие согласные, в образовании которых практически не участвует шум. Они называются сонорными или сонантами. Их главная отличительная особенность состоит в том, что они не оглушаются ни при каких обстоятельствах.

В образовании сонорных звуков над шумом преобладает тон голоса, созданный колебанием голосовых связок. К ним относятся звуки: Р, Р’, Л, Л’, Н, Н’, М, М’, Й.

Как при образовании всех согласных, при образовании сонантов на пути воздушной струи стоит преграда. Однако сила трения струи о сомкнутые органы речи в этом случае минимальна, звук находит относительно свободный выход наружу.

Воздух может найти себе выход либо через нос, так образуются звуки [м] , [м’], [н] , [н’], либо в проход между боковыми краями языка и щеками — звук [л] , [л’]. Если преграда мгновенна, то образуется звук [р] , [р’]. Когда щель достаточно широка, то образуется звук [j], соответствующий букве й. По этим причинам шум не образуется. В соответствии с этими способами образования сонанты подразделяются на щелевые, смычнопроходные и дрожащие. Таким образом, к щелевым относится звук [j]. При произнесении [j] между средней частью спинки языка и твердым нёбом образуется щель, через которую проходит слабая воздушная струя.

Звуки [м] , [м’], [н] , [н’] относятся к смычнопроходящим, поскольку воздух не проходит через полное смыкание, но находит себе путь через полость рта и носа. Смычнопроходящие подразделяются на ротовые, или боковые ([л] , [л’]), и носовые ([м] , [м’], [н] , [н’])

К дрожащим сонантам относится звук [р] , [р’]. При его образовании кончик языка загнутый и поднятый к альвеолам, вибрирует под влиянием воздушной струи. В результате происходит то смыкание, то размыкание с альвеолами. Поскольку края языка прижаты к боковым зубам, то воздушная струя проходит посередине.

Эти согласные не имеют пары среди глухих согласных. Другими словами, по глухости/звонкости они являются непарными. В тех позициях в слове, которые оказывают влияние на голосоведение, они ведут себя по-особому. Например, в окружении глухих согласных или на конце слова. В таком положении, в отличии от звонких согласных, они не оглушаются. Для сравнения — коды — код [к`оды — кот] ; колы — кол [кал`ы — кол] ; впадина [фп`ад’ьна] , лампа [л`ампа] .

Кроме этого, перед сонантами не происходит озвончения шумных глухих согласных (просьба [пр`оз’ба] , слово [сл`ова]) . Сонорные звуки, несмотря на звучность и полное отсутствие шумового компонента, не способны формировать слог и нести на себе ударение, в отличие от гласных. Звук [j] («йот») стоит ближе всего к гласным из всех сонорных звуков. Между собой сонорные звуки отличаются твердостью и мягкостью, а также местом и способом образования.

otvet.mail.ru

Что такое сонорные звуки 🚩 сонорные согласные это 🚩 Лингвистика

В образовании сонорных звуков над шумом преобладает тон голоса, созданный колебанием голосовых связок. К ним относятся звуки: Р, Р’, Л, Л’, Н, Н’, М, М’, Й.

Как при образовании всех согласных, при образовании сонантов на пути воздушной струи стоит преграда. Однако сила трения струи о сомкнутые органы речи в этом случае минимальна, звук находит относительно свободный выход наружу.

Воздух может найти себе выход либо через нос, так образуются звуки [м], [м’], [н], [н’], либо в проход между боковыми краями языка и щеками — звук [л], [л’]. Если преграда мгновенна, то образуется звук [р], [р’]. Когда щель достаточно широка, то образуется звук [j], соответствующий букве й. По этим причинам шум не образуется. В соответствии с этими способами образования сонанты подразделяются на щелевые, смычнопроходные и дрожащие. Таким образом, к щелевым относится звук [j]. При произнесении [j] между средней частью спинки языка и твердым нёбом образуется щель, через которую проходит слабая воздушная струя.

Звуки [м], [м’], [н], [н’] относятся к смычнопроходящим, поскольку воздух не проходит через полное смыкание, но находит себе путь через полость рта и носа. Смычнопроходящие подразделяются на ротовые, или боковые ([л], [л’]), и носовые ([м], [м’], [н], [н’])

К дрожащим сонантам относится звук [р], [р’]. При его образовании кончик языка загнутый и поднятый к альвеолам, вибрирует под влиянием воздушной струи. В результате происходит то смыкание, то размыкание с альвеолами. Поскольку края языка прижаты к боковым зубам, то воздушная струя проходит посередине.

Эти согласные не имеют пары среди глухих согласных. Другими словами, по глухости/звонкости они являются непарными. В тех позициях в слове, которые оказывают влияние на голосоведение, они ведут себя по-особому. Например, в окружении глухих согласных или на конце слова. В таком положении, в отличии от звонких согласных, они не оглушаются. Для сравнения — коды — код [к`оды — кот]; колы — кол [кал`ы — кол]; впадина [фп`ад’ьна], лампа [л`ампа].

Кроме этого, перед сонантами не происходит озвончения шумных глухих согласных (просьба [пр`оз’ба], слово [сл`ова]). Сонорные звуки, несмотря на звучность и полное отсутствие шумового компонента, не способны формировать ударение, в отличие от гласных. Звук [j] («йот») стоит ближе всего к гласным из всех сонорных звуков. Между собой сонорные звуки отличаются твердостью и мягкостью, а также местом и способом образования.

www.kakprosto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *