Содержание

«Очарованный странник» за 15 минут. Краткое содержание повести Лескова

: Путешественники встречают монаха, который рассказывает, сколько приключений, мук и испытаний он пережил, прежде чем попал в монастырь.

Глава первая

Путешествуя по Ладожскому озеру на пароходе, путешественники, среди которых был и рассказчик, посетили посёлок Корела. Когда путешествие продолжилось, спутники начали обсуждать этот старинный, но очень бедный русский городок.

Один из собеседников, склонный к философии, заметил, что «неудобных людей» следует отправлять не в Сибирь, а в Корелу — это будет дешевле для государства. Другой сказал, что живший здесь в изгнании дьячок недолго выдержал царящую в Кореле апатию и скуку — повесился. Философ считал, что дьячок правильно сделал — «умер, и концы в воду», но его оппонент, человек религиозный, думал, что самоубийцы мучаются на том свете, потому что здесь за них никто не молится.

Продолжение после рекламы:

Неожиданно за дьячка-самоубийцу вступился новый пассажир, молчаливый, могучий, седовласый человек лет пятидесяти в одежде послушника.

Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина.

Он рассказал о попике из московской епархии, который молится за самоубийц и этим «исправляет их положение» в аду. Из-за пьянства патриарх Филарет хотел расстричь попика, но за того заступился сам преподобный Сергий, дважды явившийся владыке во сне.

Затем пассажиры начали расспрашивать богатыря-черноризца о его жизни, и узнали, что тот служил в армии конэсером — выбирал и укрощал армейских лошадей, к которым имел особый подход. По всему было видно, что черноризец прожил длинную и бурную жизнь. Пассажиры упросили его рассказать о себе.

Главы вторая — пятая

Иван Северьяныч Флягин родился крепостным в поместье богатого графа из Орловской губернии. Граф разводил лошадей, а отец Ивана служил при нём кучером. У матери Ивана долго не было детей, и женщина вымолила ребёнка у бога, а сама умерла при родах. Мальчик родился с огромной головой, поэтому дворня звала его Голованом.

Брифли существует благодаря рекламе:

Раннее детство Иван провёл на конюшне и полюбил лошадей. В одиннадцать лет его посадили форейтором на шестёрку, которой правил его отец. Иван должен был кричать, прогоняя с дороги людей. Зазевавшихся он стегал кнутом.

Однажды Иван с отцом везли графа в гости мимо монастыря. Мальчик стегнул кнутом заснувшего в возу монаха. Тот испугался, упал с телеги, лошади понесли, и монаха задавило колёсами. Ночью Ивану явился убитый им монах, сказал, что Иванова мать не только вымолила его, но и обещала богу, и велел идти в монастырь.

Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придёт твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдёшь в чернецы.

Иван не придал значения словам мёртвого монаха, но вскоре случилась его «первая погибель». По дороге в Воронеж упряжка графа вместе с экипажем чуть не рухнула в глубокую пропасть. Иван сумел остановить лошадей, а сам упал под обрыв, но чудом выжил.

За спасение своей жизни граф решил наградить Ивана. Вместо того чтобы попроситься в монастырь, мальчик захотел гармошку, играть на которой так и не научился.

Продолжение после рекламы:

Вскоре Иван завёл себе пару голубей, от них пошли птенцы, которых повадилась таскать кошка. Иван кошку поймал, высек, отрезал у неё хвост и прибил над своим окном. Кошка принадлежала любимой горничной графини. Девушка прибежала к Ивану ругаться, тот огрел её «метлою по талии», за что был выпорот на конюшне и сослан дробить камень для садовых дорожек.

Иван дробил камень так долго, что у него «на коленках наросты пошли». Надоело ему терпеть насмешки — мол, осудили его за кошкин хвост — и решил Иван повеситься в ближайшем осиновом леске. Только повис он в петле, как невесть откуда взявшийся цыган перерезал верёвку, и предложил Ивану идти с ним в воры. Тот согласился.

Чтобы Иван не сорвался с крючка, цыган заставил его украсть лошадей из графской конюшни. Коней продали дорого, но Иван получил только серебряный рубль, поругался с цыганом и решил сдаться властям. Он попал к ушлому писарю. За рубль и серебряный нательный крест тот справил Ивану пропуск и посоветовал идти в Николаев, где было много работы.

Брифли существует благодаря рекламе:

В Николаеве Иван попал к барину-поляку. Его жена сбежала с военным, бросив грудную дочь, которую Иван должен был нянчить и кормить козьим молоком. За год Иван привязался к ребёнку. Однажды он заметил, что ножки у девочки «колесом идут». Лекарь сказал, что это «аглицкая болезнь» и посоветовал закапывать ребёнка в тёплый песок.

Иван начал носить воспитанницу на берег лимана. Там ему снова привиделся монах, звал его куда-то, показывал большой белый монастырь, степи, «диких людей» и говорил ласково: «Тебе ещё много надо терпеть, а потом достигнешь». Очнувшись, Иван увидел, как незнакомая дама целует его воспитанницу. Дама оказалась матерью девочки. Забрать ребёнка Иван не позволил, но разрешил им встречаться у лимана втайне от барина.

Дама рассказала, что мачеха насильно выдала её замуж. Первого мужа она не любила, а нынешнего любит, потому что с ней он очень ласков. Когда даме пришло время уезжать, она предложила Ивану за девочку большие деньги, но тот отказался, поскольку был человеком «должностным и верным».

Тогда явился сожитель дамы, улан. Иван сразу захотел с ним подраться и плюнул на деньги, которые тот давал. «Ничего, кроме телесного огорчения», для себя улан не получил, но деньги поднимать не стал, и этим благородством очень понравился Ивану. Попытался улан дитя забрать, Иван сперва не дал, а потом увидел, как мать к нему тянется, и сжалился. В этот момент появился барин-поляк с пистолетом, и Ивану пришлось уехать вместе с дамой и уланом, оставив у поляка свой «беззаконный» паспорт.

В Пензе улан сказал, что он, человек военный, держать у себя беглого крепостного не может, дал Ивану денег и отпустил. Решил Иван в полицию сдаваться, но сначала зашёл в трактир, напился чаю с кренделями, поле чего забрёл на берег Суры. Там хан Джангар, «первый степной коневод» и царь, продавал дивных лошадей. За одну кобылицу два богатых татарина решили биться.

В глаза друг другу глядят, ноги в ноги следками упираются и левые руки крепко жмут, а правыми с нагайками порются…

Знакомец, с которым Иван чай пил, объяснил ему все тонкости татарской борьбы, и двадцати­трёхлетний богатырь захотел поучаствовать.

Главы шестая — девятая

В спор за следующего коня встрял улан. Иван вступил вместо него в бой с татарином и до смерти застегал того плетью. После этого русские хотели Ивана в тюрьму посадить, но татары сжалились над ним и увезли в степь.

Прожил Иван в степи десять лет, был у татар за лекаря — лечил лошадей и людей. Соскучившись по родине, хотел уйти, но татары его поймали и «подщитинили»: надрезали кожу на ступнях, набили туда рубленного конского волоса и зашили. Когда всё зажило, Иван не смог нормально ходить — так кололась щетина, пришлось учиться ступать «раскорякой», на щиколотках, и остаться в степи.

Несколько лет Иван прожил в одной орде, где у него была своя юрта, две жены, дети. Потом соседний хан попросил полечить жену и оставил лекаря у себя. Там Иван получил ещё двух жён. К многочисленным детям своим Иван отеческих чувств не испытывал, поскольку были они «некрещёные и миром не мазаны». За десять лет он так и не привык к степям и очень тосковал по дому.

Знойный вид, жестокий; простор — краю нет; ‹…› а солнце обливает, жжёт, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски дна нет…

Иван часто вспоминал дом, праздничные застолья без опостылевшей конины, отца Илью. Ночью он тихонько уходил в степь и подолгу молился.

Со временем Иван отчаялся вернуться на родину и даже молиться перестал — «что же… молить, когда ничего от того не выходит». Однажды в степях объявилось двое священников — пришли обращать татар в христианство. Попросил Иван попов вызволить его, но те в дела татар вмешиваться отказались. Некоторое время спустя Иван нашёл одного священника мёртвым и похоронил его по христиански, другой же бесследно пропал.

Год спустя появились в орде двое в чалмах и ярких халатах. Пришли они из Хивы лошадей закупать и настраивать татар против русских. Чтобы татары не ограбили их и не убили, они начали пугать народ огненным богом Талафой, который дал им свой огонь.

Однажды ночью незнакомцы устроили огненное светопред­ставление. Кони испугались и разбежались, а взрослые татары бросились их ловить. В стане остались женщины, старики и дети. Тогда Иван вылез из юрты и понял, что незнакомцы пугали людей обычными фейерверками. Иван нашёл большой запас фейерверков, начал их запускать, и так напугал диких татар, что те согласились креститься.

Там же Иван отыскал и «едкую землю», которая «страшно тело палит». Приложил он её к пяткам и притворился больным. За несколько дней ступни разъело, и зашитая в них щетина вышла вместе с гноем. Когда ноги зажили, Иван «для большей ещё острастки самый большой фейверк пусти и ушёл».

Три дня спустя Иван вышел к Каспийскому морю, а оттуда попал в Астрахань, заработал рубль и крепко запил. Очнулся он в тюрьме, откуда его переслали в родное имение. Отец Илья отказался исповедовать и причащать Ивана, поскольку жил он у татар во грехе. Граф, ставший после смерти жены богомольным, не захотел терпеть человека, отлучённого от причастия, выпорол Ивана два раза, отдал паспорт и отпустил.

Главы десятая — четырнадцатая

Ушёл Иван из родного имения и попал на ярмарку, где увидел, как цыган пытается продать мужику негодную лошадь. Будучи на цыган в обиде, Иван помог крестьянину. С этого дня он начал ходить по ярмаркам, «руковод­ствовать бедных людей» и постепенно стал грозой всех цыган и барышников.

Один князь из военных просил Ивана открыть секрет, по которому он лошадей выбирает. Начал Иван учить князя, как отличить хорошую лошадь, но тот науку усвоить не смог и позвал его служить у себя конэсером.

Три года жил Иван у князя «как друг и помощник», выбирал коней для армии. Иногда князь проигрывался и просил у Ивана казённых денег отыграться, но тот не давал. Князь сначала сердился, а потом благодарил Ивана за верность. Загуливая сам, Иван отдавал деньги князю на сохранение.

Однажды князь уехал на ярмарку и вскоре велел прислать туда кобылицу, которая очень нравилась Ивану. От огорчения тому захотелось запить, но некому было оставить казённые деньги. Несколько дней Ивана «бес томил», пока не помолился он на ранней обедне. После этого ему полегчало, и отправился Иван в трактир чай пить, где повстречал нищего «из благородных». Тот выпрашивал у публики водку и на потеху закусывал её стеклянной рюмкой.

Пожалел его Иван, поставил ему графин водки и посоветовал бросить пить. Нищий ответил, что перестать пить ему не позволяют его христианские чувства.

А что, как ты полагаешь, если я эту привычку пьянствовать брошу, а кто-нибудь её поднимет да возьмёт: рад ли он этому будет или нет?

Показал нищий Ивану свой дар мгновенно трезветь, который объяснял природным магнетизмом, и посулился снять с него «запойную страсть». Нищий заставил Ивана пить рюмку за рюмкой, делая над каждой пассы руками.

Так «лечился» Иван до вечера, всё время оставаясь в здравом уме и проверяя, целы ли казённые деньги за пазухой. В конце концов, собутыльники поссорились: нищий считал любовь священным чувством, а Иван твердил, что всё это пустяки. Их вышибли из трактира, и нищий привёл Ивана в «гостиное место», полное цыган.

В этом доме Ивана очаровала певица, красавица-цыганка Груша, и он бросил к её ногам все казённые деньги.

Главы пятнадцатая — восемнадцатая

Протрезвев, Иван узнал, что магнетизёр его умер от пьянства, а сам так и остался замагне­ти­зи­рованным и с тех пор водки в рот не брал. Князю он признался, что растратил казну на цыганку, после чего с ним случилась белая горячка.

Выздоровев, Иван узнал, что его князь заложил всё своё имущество, чтобы выкупить из табора красавицу Грушу.

Женщина всего на свете стоит, потому что она такую язву нанесёт, что за всё царство от неё не вылечишься, а она одна в одну минуту от неё может исцелить.

Груша быстро полюбила князя, а тот, получив желаемое, начал тяготиться необразованной цыганкой и перестал замечать её красоту. Иван же подружился с Грушей и очень её жалел.

Когда цыганка забеременела, князя начала раздражать его бедность. Он начинал одно дело за другим, но все его «прожекты» приносили одни убытки. Вскоре ревнивая Груша заподозрила, что у князя есть любовница, и послала Ивана в город, разузнать.

Иван отправился к бывшей любовнице князя, «секретарской дочке» Евгении Семёновне, от которой у него был ребёнок, и стал невольным свидетелем их разговора. Князь хотел занять у Евгении Семёновны денег, взять в аренду суконную фабрику, прослыть фабрикантом и жениться на богатой наследнице. Грушу же он собирался выдать замуж за Ивана.

Всё ещё любившая князя женщина заложила подаренный им же дом, и вскоре князь посватался к дочери предводителя. Вернувшись с ярмарки, где закупал «у азиатов» образцы тканей и брал заказы, Иван обнаружил, что дом князя обновлён и готов к свадьбе, а Груши нигде нет.

Решил Иван, что князь цыганку убил и в лесу закопал. Начал он искать её тело и однажды у реки наткнулся на живую Грушу. Та рассказала, что князь запер её в лесном доме под охраной трёх дюжих девиц, но она от них сбежала. Иван предложил цыганке жить вместе, как сестре с братом, но та отказалась.

Груша боялась, что не выдержит, и погубит невинную душу — невесту князя, и заставила Ивана поклясться страшной клятвой, что он убьёт её, угрожая, что станет «самою стыдной женщиной». Не выдержав, Иван сбросил цыганку с обрыва в реку.

Главы девятнадцатая — двадцатая

Иван убежал и долго скитался, пока Груша, явившаяся в виде девочки с крылышками, не указала ему путь. На этом пути Иван встретил двух стариков, у которых забирали в солдаты единственного сына, и согласился служить вместо него. Старики справили Ивану новые документы, и тот стал Петром Сердюковым.

Попав в армию, Иван попросился на Кавказ, чтобы «скорее за веру умереть», и прослужил там больше пятнадцати лет. Однажды отряд Ивана преследовал кавказцев, ушедших за Койсу-реку. Несколько солдат погибло, пытаясь навести через реку мост, и тогда вызвался Иван, решив, что это лучший случай, «чтобы жизнь кончить». Пока он плыл через реку, его оберегала Груша в виде «отроковицы примерно в шестнадцать лет», от смерти крыльями отгораживала, и Иван вышел на берег невредимым. После он рассказал полковнику о своей жизни, тот послал бумагу узнать, правда ли была убита цыганка Груша. Ему ответили, что убийства не было, а Иван Северяныч Флягин умер в доме у крестьян Сердюковых.

Полковник решил, что у Ивана от опасности и ледяной воды помутился ум, произвёл его в офицеры, отправил в отставку и дал письмо «к одному большому лицу в Петербург». В Питере Ивана устроили «справщиком» в адресный стол, но карьера его не пошла, поскольку досталась ему буква «фита», фамилий на которую встречалось очень мало, и доходу с такой работы почти не было.

В кучера Ивана, благородного офицера, не брали, и он пошёл артистом в уличный балаган изображать демона. Там Иван заступился за молоденькую актрису, и его выгнали. Деться ему было некуда, он пошёл в монастырь и скоро полюбил тамошний жизненный уклад, похожий на армейский. Стал Иван отцом Измаилом, и приставили его к лошадям.

Путешественники начали спрашивать, страдает ли Иван «от беса», и тот рассказал, что его искушал бес, прикинувшийся красавицей Грушей. Один старец научил Ивана прогонять беса молитвой, стоя на коленях.

Колени у человека ‹…› первый инструмент: как на них падёшь, душа сейчас так и порхнёт вверх…

Молитвой и постом Иван справился с бесом, но скоро ему начали докучать мелкие бесенята. Из-за них Иван случайно убил монастырскую корову, приняв её ночью за чёрта. За это и другие прегрешения отец игумен на всё лето запер Ивана в погребе и велел молоть соль.

В погребе Иван начитался газет, начал пророче­ствовать, и напророчил скорую войну. Игумен перевёл его в пустую избу, где Иван и прожил всю зиму. Вызванный к нему лекарь не смог понять, пророк Иван или сумасшедший, и посоветовал пустить его «пробегаться».

На пароходе Иван оказался, пробираясь на богомолье. В будущую войну он уверовал крепко и собирался пойти в армию, чтобы «помереть за народ». Рассказав всё это, очарованный странник впал в задумчивость, и пассажиры не решились больше его расспрашивать, ибо о прошлом своём он поведал, а будущее остаётся «в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

В помощь школьнику. 10 класс. Н. С. Лесков (1831—1895). «Очарованный странник» (1873)

Текст: Ольга Разумихина

В начале января десятиклассники проходят одно из самых странных произведений школьной программы. Разбираемся, почему главный герой — Иван Северьяныч — часто вызывает у подростков не сочувствие, а недоумение.

С творчеством Николая Семёновича Лескова ребята знакомятся, начиная с повести «Левша»: немногочисленных среди школьников эстетов-словесников она привлекает остроумными неологизмами (одни только «мелкоскоп» с «Твердиземным морем» чего стоят), а остальных — небанальным, хотя и грустным сюжетом. Искусный мастеровой Левша, подковавший механическую блоху, волею государя отправляется в Англию; британцы не раз предлагают ему остаться за границей, обещают осыпать золотом и даже женить на красавице, но главный герой отказывается — так велика его любовь к родине. Однако в России работягу тут же обкрадывают и в конце концов оставляют умирать в первой попавшейся больнице. А ведь Левша собирался поделиться с государем секретом, который позволил бы победить в Крымской войне 1853-1856 годов…

Главный герой «Левши» — фигура неоднозначная: при всех его талантах он — большой любитель выпить, да и с чувством собственного достоинства у него, мягко говоря, так себе. Да и вообще, блоху-то он подковал и на каждой подкове своё имя выбил, но танцевать механическая диковинка после этого перестала… И всё-таки горькая мораль этого произведения вполне понятна: мы должны ценить тех, кто рядом, прислушиваться к ним, поддерживать словом и делом.

Но вот что хотел сказать автор, когда писал «Очарованного странника», — школьники часто не понимают.

Утомлённые читатели

«[“Очарованный странник”] вообще не очаровал. Редко когда книга может вызвать у меня такое стойкое отвращение. <…> Отрубленный хвост кошки, несостоявшееся самоубийство, многожёнство, пьянство. И, как итог, монастырь. <…> Искренне не понимаю, что это делает в школьной программе», — пишет автор блога «Всё зависит от контекста» на портале «Яндекс.Дзен». 11-классница, ведущая эту страницу, — девушка умная, целеустремлённая и начитанная. Школьница в восторге и от Пушкина, и от Гоголя, и от Гончарова, и от Достоевского — но вот Лесков ей почему-то «не зашёл».

«Эта книга довольно неплоха. Но я бы не рекомендовала её читать. Для меня это разве что потраченное время впустую. Есть сюжет, главные и второстепенные герои. Но повесть сухая, и писатель не вызывает интереса у читателей на протяжении чтения», — вторит предыдущей рецензентке новоиспечённая студентка Janny, девушка тоже, судя по всему, непростая: в числе её интересов — и изучение английского, и шахматы, и психология.

«Читала в школе. Никаких ярких воспоминаний книга после себя не оставила», — в комментариях Ariadna29, судя по профилю — заядлая поклонница кино и театра.

Тут же находятся люди, которые вступают с девушками в дискуссию. Мол, что вы хотели, — это русская классика, а не американский боевик! Но и такие «оправдательные» речи побуждают смотреть на произведение скорее свысока. Пользователи соглашаются, что книга скучная, но коль скоро её написал Лесков, надо терпеть и дочитывать.

Так или иначе, если даже опытный читатель, по большей части, не готов проникнуться повестью, то чего ждать от среднестатистического школьника? Так может, и правда стоит убрать это произведение из школьной программы?

Но, думается, тут опять уместно вспомнить старый «чёрный» анекдот: если вы не любите кошек, вы просто не умеете их готовить.

Странный странник

Начнём, как обычно, с сюжета произведения: вспомним ключевые эпизоды — и, не успев добраться и до середины, окажемся в недоумении оттого, что книга кажется кому-то скучной. И действительно, Лесков — один из самых выдающихся мастеров фабулы среди российских классиков: его герои попадают в переделки настолько часто, что позавидовать им мог бы, пожалуй, даже неугомонный Печорин.

Главный герой «Очарованного странника» — крепостной мужик Иван Северьяныч Флягин. У его отца с матушкой много-много лет не было детей, но они не отчаивались. Матушка долго упрашивала Господа послать ей чадо, и небеса услышали её просьбу. Вот только понянчиться с Иванушкой несчастной женщине не довелось. Вот как рассказывает об этом сам главный герой (повесть написана от первого лица):

«От родительницы своей я в самом юном сиротстве остался и её не помню, потому как я был у неё молитвенный сын, значит, она, долго детей не имея, меня себе у Бога всё выпрашивала и как выпросила, так сейчас же, меня породивши, и умерла, оттого что я произошёл на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован. Живучи при отце на кучерском дворе, всю жизнь свою я проводил на конюшне, и тут я постиг тайну познания в животном и, можно сказать, возлюбил коня, потому что маленьким ещё на четвереньках я у лошадей промеж ног полозил, и они меня не увечили, а подрос, так и совсем с ними спознался».

Вот только матушка Ивана не просто умоляла Господа послать ей ребёнка, а пообещала, что тот станет иноком. Об этом главный герой узнал из видения. Будучи совсем юным, он случайно убил монаха, и тот начал являться Ивану во снах и наставлять его на путь истинный:

«…я стал в стременах подниматься и вижу, что человек лежит на сене на возу, и как его, верно, приятно на свежем поветрии солнышком пригрело, то он, ничего не опасаяся, крепко-прекрепко спит <…> Я вижу, что уже он не свернёт, взял в сторону, да, поравнявшись с ним, стоя на стременах, впервые тогда заскрипел зубами да как полосну его во всю мочь вдоль спины кнутом. Его лошади как подхватят с возом под гору, а он сразу как взметнётся, старенький этакой, <…> да кувырк с воза под колесо и в пыли-то и пополз… в вожжи ногами замотался… Мне, и отцу моему, да и самому графу сначала это смешно показалось, как он кувыркнулся, а тут вижу я, <…> он не поднимается и не ворочается… <…>

Тем это дело и кончилось, но в эту же самую ночь приходит ко мне в видении этот монах. <…> “А знаешь ли, — говорит, — ты ещё и то, что ты сын обещанный?„ “Как это так?„ “А так, — говорит, — что ты богу обещан„. “Кто же меня ему обещал?„ “Мать твоя. <…> А если ты хочешь, — говорит, — так я тебе дам знамение в удостоверение. <…> Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придёт твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдёшь в чернецы„».

Юный Голован, разумеется, не горит желанием становиться монахом. И тут-то и начинаются перипетии сюжета, и главный герой, действительно, совершает множество неблаговидных поступков. Сначала он мучает пресловутую кошку. Иван завёл парочку голубей и любил смотреть, как они ухаживают за птенцами, но местная кошка повадилась воровать птичек. И вот как «очарованный странник» восстанавливает справедливость:

«…настроил в окне такой силок, что чуть она ночью морду показала, тут её сейчас и прихлопнуло, и она сидит и жалится, мяучит. Я её сейчас из силка вынул, воткнул её мордою и передними лапами в голенище, в сапог, чтобы она не царапалась, а задние лапки вместе с хвостом забрал в левую руку, в рукавицу, а в правую кнут со стены снял, да и пошел её на своей кровати учить. <…> Тогда я её из сапога вынул и думаю: издохла или не издохла? <…> и положил я её на порог да топориком хвост ей и отсёк: она этак “мяя„, вся вздрогнула и перекрутилась раз десять, да и побежала».

За этот проступок Голована отстраняют от работы с лошадьми, и он решает сбежать и оказывается в кругу разбойников; очень быстро сбегает и от них — и оказывается в услужении у пана, жена которого сбежала с военным и оставила горе-муженьку новорождённую дочку. Флягин выкармливает девочку козьим молоком и подолгу гуляет с ней, а затем встречает ту самую беглую барыню с её новым ухажёром, и оказывается, что возлюбленные хотят забрать ребёнка себе. Иван Северьяныч сначала ни в какую не отдаёт девочку, но потом ему всё-таки становится жалко мать, разлучённую с единственной дочкой, — и он, схватив девчонку в охапку, сбегает уже к барыне.

Долго ли, коротко ли, герой совершает ещё одно убийство, и снова вроде бы не по своей воле: он оказывается на ярмарке, где продают удивительных, редчайших коней, — а если желающие не могут сойтись в цене, начинается так называемая «татарская борьба». Страстно любящий лошадей, Флягин выходит один на один против улана — и забивает того плетью, после чего его хотят упечь в тюрьму. Но вместо этого Иван Северьяныч оказывается в плену у татар, которые «подщетинивают» ему ноги, так что главный герой не может нормально ходить и передвигается только на корточках. Впрочем, в его новом положении оказываются свои, кхм, прелести: татары дают ему двух «Наташ», одной из которых всего тринадцать лет, — и от этих девушек у него появляется восемь детей. Всех этих малышей он, впрочем, не считает за родных, ведь они не крещены и не исповедуют православную веру.

Через десять лет Ивану Северьянычу удаётся вылечить ноги и сбежать от татар. Но тут же он попадает в новый переплёт: его нанимает на службу князь «из военных», эдакий Печорин. Этот князь отдаёт огромные деньги за необыкновенной красоты цыганку Грушу — и, забрав её из табора и разлучив с родными, запирает у себя дома, но вскоре теряет к ней интерес и находит новую пассию. Цыганка не может смириться с тем, что её разлюбили, и грозится перерезать горло и князю, и его невесте — но в конце концов уходит из дома и скрывается в лесу. Там она встречает Ивана Северьяныча и умоляет убить её — и главный герой, несмотря на то, что женщина ожидает ребёнка, из жалости откликается на эту просьбу…

Мораль сей басни?

После гибели Груши Иван Северьяныч переживает ещё энное (не будем спойлерить) количество приключений — и в конце концов становится монахом. Так что стоит повториться: в чём в чём, а в скучном письме Лескова упрекнуть достаточно сложно.

Но в чём же мораль этой истории? Неужели Флягин, убивший столько людей (и кошку), живший с двумя жёнами и, как и Левша, любивший выпить, преподносится как положительный герой, как думают многие школьники?

Конечно нет. Историю Флягина можно было бы трактовать в таком ключе, только если бы он в конце концов не смирился со своей судьбой и не обратился к Богу. Непрерывные испытания, посланные Ивану Северьянычу, были не столько неудачами или случайностями, сколько искушениями. И то, что он вопреки всему сумел не только выжить, но и измениться, отринуть прошлую жизнь со всеми её излишествами — не что иное, как свидетельство Божественной милости.

Согласно Евангелию, Христос помиловал разбойника, который раскаялся в последние мгновения своей жизни, — и разбойник оказался в раю. Не то же ли самое произошло с Иваном Северьянычем? И не потому ли Флягин, для которого началась новая жизнь, совершенно не похожая на прежнюю, так легко рассказывает обо всём, что выпало на его долю?

Николай Лесков «Очарованный странник»

Как же не любил я Лескова, когда заставляли читать его произведения в школе!

«Очарованный странник» — совсем не детская, или, подростковая литература.

Зато, в зрелом возрасте, понимаешь — написана повесть мастерски.

Это — рассказ о «таинственной и загадочной русской душе».

И, понять этот феномен не могут даже сами русские люди, не то что, иностранцы.

Вот перед вами обычный русский мужик, крепостной из орловской губернии. Не благородный аристократ, «голубая кровь» которого как залог утонченной и сложной душевной организации, нет. Простолюдин. И дело, даже, не в том, что какую удивительную жизнь он прожил, нет. Просто, это на удивление, противоречивая и разносторонняя натура. Удивительный человек!

— Иван Северьянович, необыкновенно, добр, мягок. И, в то же время, на его совести смерть нескольких человек.

— Герой очень религиозен, но, с другой стороны, его вера больше похожа на языческие верования.

— Иван «Голован» трепетно относится к женщинам и детям, но, своих «татарских» жён и сыновей с дочерьми, за людей не считает…

Сплошные противоречия. Посмотришь на героя — серьезный, вдумчивый человек. Поэт в душе, ценитель красоты. А вдруг, тут же, совершает поступки совсем нелепые. Как ребёнок — большой, сильный, но, неразумное дитя.

Поэтому, сколько не читаю эту повесть — каждый раз смотрю на Ивана Северьяновича с разных сторон. Понять его мне невозможно. Вот уж воистину «русский характер».

Впрочем, автор мастерски создал и других персонажей повести, не менее сложных и противоречивых. Что не герой — загадка.

Любить — до безумия, до отчаяния и смерти. Потом — возненавидеть, до убийства и самоубийства.

Делать капитал, бросаться в авантюрные предприятия — потом, спустить все деньги, в том числе, казенные, в карты. Или, бросить под ноги цыганке.

Терпеть, крепиться, рассуждать о пагубности «зелёного змия» — потом запить до «белой горячки».

Всю жизнь стремиться к религиозному совершенству, но, так и не понять, что основа христианства — любовь к людям.

В общем, «Умом Россию не понять…». И это, сумел донести до читателя Лесков, гениально и психологически сложно.

Н. С. Лесков «Очарованный странник» – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Книги, которые влияют на наше мировоззрение. Книги, которые отвечают на главные вопросы людей своей эпохи. Книги, которые стали частью христианской культуры. Мы знакомим наших читателей с ними в литературном проекте «Фомы» — «Легендарные христианские книги».

Автор

Портрет Николая Лескова. Валентин Серов. 1894

Николай Семёнович Лесков (1831–1895) — писатель, о котором Лев Толстой говорил, что он «самый русский из наших писателей».

«Я смею, даже, может быть, дерзко думаю, — писал Лесков, — что я знаю русского человека в самую его глубь и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе».

Предки Лескова были священниками в селе Лески Орловской губернии. Отсюда вышла родовая фамилия Лесковы. Писатель хорошо знал Библию, церковные традиции и часто обращался к христианским образам и мотивам в своих текстах. Лесков был убежден, что литература призвана поднимать дух человеческий и что «цели евангельские» для нее дороже всех иных.

О книге

Время написания

1872–1873

 

История создания и замысел

Странник. В. Суриков. 1886

В 1870-е годы у Лескова родилась идея написать цикл рассказов о праведниках. В итоге им было написано 10 произведений: «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Несмертельный Голован», «Пигмей», «Инженеры-бессребреники», «Человек на часах», «Шерамур», «Однодум» «Левша»и «Очарованный странник». Созданную Лесковым галерею народных характеров, людей, исповедующих православно-христианский идеал добра, странников, Максим Горький назвал «иконостасом праведников и святых».

Лесков считал, что праведники «сильнее других делают историю», а также замечал: «Таких людей достойно знать и в известных случаях жизни подражать им, если есть сила вместить благородный патриотический дух, который согревал их сердце, окрылял слово и руководил поступками».

Замысел «Очарованного странника» возник у писателя летом 1872 года, во время путешествия по Ладожскому озеру на Корелу и Валаам. Уже в 1873 году повесть была опубликована в газете «Русский мир» под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения». А вскоре вышла отдельная книга «Очарованный странник. Рассказ Н. Лескова».

 

Содержание

Валаам. Пихтовая аллея. Художник Александр Александровский. facebook.com/AlexandrovskyArt

Пассажиры судна плывут по Ладожскому озеру на остров Валаам. Среди путников выделяется некто Иван Северьяныч Флягин, одетый в послушничий подрясник. По просьбам спутников мужчина рассказывает им долгую историю своей жизни.

Родившись в семье крепостного крестьянина, он с детства занимался лошадьми, имея к этому особый дар. В 11 лет он из баловства стал причиной гибели старенького монаха. Монах является мальчику во сне, предсказав, что тот будет много раз погибать, но не погибнет и в конце концов уйдет в монастырь. Начинается череда приключений — странствий главного героя, который множество раз меняет род занятий. Он служит помощником кучера, нянькой барского ребенка, лекарем в татарском плену, объездчиком лошадей, участвует в Кавказской войне, работает актером в петербургском театре, чиновником… Наконец, он становится иноком в монастыре. И вот теперь 52-летний Флягин отправляется странствовать по святым местам и оказывается среди попутчиков. Признавшись им, что ему «за народ очень помереть хочется», он заканчивает повествование. После этого очарованный странник впадает «в тихую сосредоточенность», которой никто из собеседников не смеет нарушить.

 

Особенности

Иван Северьяныч. Иллюстрация Ивана Глазунова, 1973

«Очарованный странник» — необычная повесть. В ней используются мотивы древнерусских житий, народных былин, а также сюжетная схема популярных авантюрных романов.

«Очарованный странник» — житие. Лесков последовательно описывает биографию своего героя, организовав ее как несколько завершенных эпизодов — фрагментов его жизни. Схожим образом строятся жизнеописания святых. Лесковский странник проходит сложный путь от греха к искуплению и покаянию. Он уходит в монастырь, считая, что это предопределено Богом. «Очарованного странника» сближают с житиями видения будущего, открывающегося главному герою, пророческие сны, а также его победа над кознями бесов — традиционный житийный элемент сюжета.

«Очарованный странник» — былина. Ивана Северьяныча Лесков сближает не только с героями житий, но и с персонажами русских былин — богатырями, прославившимися своими подвигами во имя народа. Попутчики Флягина сразу же отмечают его сходство с Ильей Муромцем: «…он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…» В одном из эпизодов повести Иван сечется нагайками с киргизом Савакиреем. Этот бой напоминает поединок русского богатыря с противником-басурманом.

«Очарованный странник» — авантюрный роман. Мотив странствий роднит лесковскую повесть с романом приключений. С героем авантюрного романа, так же, как и с Флягиным, случаются самые удивительные происшествия. Он скитается по свету, меняя имена и род занятий, приспосабливаясь к обстоятельствам и спасаясь от гибели.

Также исследователи отмечают сходство повести Лескова с произведениями Пушкина и Лермонтова. Однако главное, что отличает «Очарованного странника» от всех классических жанров, — это установка автора на документализм, хроникальность изложения. Лесков старается убедить читателя в подлинности событий произведения. На примере судьбы очарованного странника автор доказывает, что настоящая, реальная жизнь может быть гораздо интереснее и непредсказуемее вымышленных литературных сюжетов: «А в жизни, особенно у нас на Руси, происходят иногда вещи, гораздо мудренее всякого вымысла — и между тем такие странности часто остаются незамеченными», — уверен Лесков.

 

Название

Дорога во ржи. Г. Г. Мясоедов. 1881

Странник Лескова — не простой, а очарованный. Эта очарованность проявляется в ощущении героем предопределенности всего, что с ним происходит. В этой подчиненности высшим силам кроется христианский смысл. С рождения Иван — обещанный Богу ребенок, которого мать вымолила у Господа. «Не своей волей» движим Иван Северьяныч, а Божьей.

Еще одна трактовка слова «очарованный» — восхищенный красотой и многообразием всего окружающего. Эту совершенную красоту странник постоянно встречает на своем пути: находит ее то в заботе о лошадях, то в искреннем и возвышенном чувстве к красавице-цыганке, то в образе Родины, за которую хочет умереть, и, конечно, в природе: «Краса природы совершенство, и за это восхищенному человеку погибнуть… даже радость!»

 

Смысл произведения

Иллюстрация Николая Кузьмина. 1952

По замыслу автора, в характере и судьбе очарованного странника Ивана Флягина отчетливо слышна общенациональная нота, звучание которой определено православной христианской верой. В нем раскрываются лучшие стороны народного характера: бесстрашие, благородство, простодушие и открытость. Иван Северьяныч понимает православное вероучение как практическое доброделание и добротолюбие.

В «Очарованном страннике» Николай Лесков показывает, как в сложных жизненных обстоятельствах формируется тип «русского праведника», который так необходим людям. Главный герой, убийца и грешник, искупает свою вину и, оказавшись в монастыре, преображается, получает способность пророчествовать и испытывает «наитие вещательного духа». Эволюция, духовное восхождение Ивана Северьяновича происходит постепенно. Каждый эпизод в сюжете повести — это новый этап преображения внутреннего мира героя, восстановление образа Бога в человеке, следующий шаг на пути к служению людям, состраданию ближнему и праведности.

 

Интересные факты

1. Первоначально у «Очарованного странника» было другое название: «Черноземный Телемак». Телемак — герой древнегреческой мифологии, сын хитроумного странника Одиссея. Также название Лескова было стилизовано под заглавия приключенческих, нравоописательных романов XVIII века («Приключения Телемака» Франсуа Фенелона, 1699).

2. В 2002 году композитор Родион Щедрин написал оперу «Очарованный странник», премьера которой состоялась в Нью-Йорке в концертном зале Эвери-Фишер-холл в исполнении Нью-Йоркского филармонического оркестра.

3. Географический масштаб скитаний Флягина огромен. Это Астрахань, Курск, Петербург, Орловщина, Николаев, Каспий, Подмосковье, Пенза, Соловецкие острова, Карачев, Кавказ, Корела.

4. Некоторые исследователи считают, что Лесков построил композицию «Очарованного странника», ориентируясь на житийную икону с клеймами, где на одной доске с главной иконой по периметру размещаются сюжеты, описывающие различные деяния святого. Так и в повести все эпизоды, связанные с жизнью очарованного странника, последовательно показывают его духовное восхождение.

Икона Прокопия Устюжского с житием в 24-х клеймах

Фильм «Очарованный странник»

«Очарованный странник» был дважды экранизирован. В 1963 году вышел черно-белый фильм Ивана Ермакова с Николаем Симоновым в главной роли. А в 1990 году режиссером Ириной Поплавской был снят одноименный фильм, где роль Ивана Флягина исполнил Александр Михайлов.

Кадр из фильма Ирины Поплавской «Очарованный странник», 1990

Цитаты

Начнешь молиться… и молишься… так молишься, что даже снег инда под коленами протает и где слезы падали — утром травку увидишь.

Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть.

Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь.

 

Читайте также:
Что прочитать у Лескова?
Святочные рассказы: Николай Лесков. «Христос в гостях у мужика»
Легендарные христианские книги: Федор Достоевский «Идиот»
Легендарные христианские книги: Сергей Фудель «У стен Церкви»

 

 

Краткое содержание Лесков Очарованный странник за 2 минуты пересказ сюжета

В то время, когда автор произведения совершал путешествие по Ладожскому озеру, он встретил путника, который внешне напомнил ему богатыря: широк в плечах, высок и «могучего» телосложения, по всему внешнему виду, и по одеяниям путника, можно было сделать заключение, что он монах, совершающий путешествие или переправу. Разговорившись с ним о жизни, автор узнал много интересного и решил написать о нем рассказ.

Звали монаха — Иван Северьяныч Флягин, прожил он насыщенную событиями, интересную жизнь, в которой присутствовали моменты и радости, и разочарования, и боли, и потери. Флягин поведал о том, что в то время, когда он был еще совсем ребенком. Он случайно задел плетьми монаха, который погиб от полученных ударов, его душа как-то явилась Ивану Северьянычу во сне, он предупредил его о том, что он становится «бессмертным» (будет умирать, но у него ничего не получится). В один момент. Когда мальчик вез барина по делам, лошади начали гнать очень быстро, и скинули парнишку в овраг, но он каким-то чудом не погиб.

Флягин пытался покончить жизнь самоубийством, но вовремя появившийся цыган спас ему жизнь, и снова погибнуть не удалось. Уйдя с цыганом, Иван захватит двух коней, которые принадлежали барину, на которого он работал. Выручка, за продажу коней, практически полностью останется цыгану, и Флягин прекратит с ним отношения. Попав в город Николаев, наш герой будет работать нянькой, так как жена ушла от одного барина, и нужно проследить за его дочерью. В один момент барину становится известно, что Флягин разрешил его дочери встречаться с другим барином, и им двоим, приходится бежать.

Оставив барыню в одной семье, Флягин отправился в Пензу, где сражаясь за жеребца, убил татарина, из-за этого попав в плен, на пять лет. После чего его перекупили в другой плен, где у него рождаются дети, от жен, которых ему выделили.

Через десять лет у него получилось вернуться в родные края, где он встретил цыганку по имени Груша, он полюбил ее, растратив на нее все деньги, которые ему выдал князь, но наказания за это он не понес, так как князь его понял, ведь сам был когда то влюблен в нее. Но теперь князь женится на другой, а цыганка продолжает его любить, и просит Флягина сбросить ее с обрыва, чтобы она не натворила глупостей из-за ревности другой женщины к князю. Иван согласился и исполнил ее волю, не смотря на то, что был страстно в нее влюблен.

Покинув свои родные места, так как жить там без возлюбленной ему было в тягость, Иван, под чужим именем, поступает на службу в армию, где чуть не погиб, во время одной боевой операции. После этого, он вернулся в Питер, прослужив некоторое время чиновником. После чего он ушел в монахи, где его отправили в святые места, для того, чтобы изгнать из него злого духа.

Главная мысль рассказа Очарованный странник

Данный рассказ учит нас тому, что всегда стоит быть милосердным и в самопожертвовании нет ничего плохого, а так же тому, что богатыри будут рождаться во все времена, не зависимо от времени и места.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лесков. Все произведения

Очарованный странник. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Лев Толстой Юность

    Николеньке Иртеньеву шестнадцать лет. Он целеустремленный, умный и добрый молодой человек. Имея перед собой четкую цель — поступление в университет, юноша максимально пытается определиться со своими жизненными позициями

  • Краткое содержание Гоголь Ночь перед Рождеством

    Зимний снежный вечер перед Рождеством уже подходил к концу. Мороз на улице начал усиливаться, становилось холоднее, чем днем. Неожиданно из трубы одной из изб вылетает ведьма.

  • Краткое содержание Шенграбенское сражение в романе Война и мир Толстого

    По мнению Льва Толстого, одним из главных сражений войны 1805 года было Шенграбенское. Его автор изобразил в романе «Война и мир».

  • Саша Чёрный

    Сбежав из дома в юношеские годы, Саша Гликберг жил буквально на улице и питался за счет подаяний. Это продолжалось до тех пор, пока мальчика не приютил некто К.К. Роше. Это был человек образованный и состоятельный с добрым сердцем и чистыми помыслами

  • Краткое содержание Олеша Три толстяка

    В произведении «Три толстяка», написанном советским писателем Юрием Олешей, рассказывается о борьбе бедняков с жестокими правителями — Тремя Толстяками.

Игорь Карташёв / Театр им. Евгения Вахтангова. Официальный сайт.

Зрелый мастер со сложившейся манерой игры, он органично вошёл в Вахтанговскую труппу.

«Натура яркая, он обладает уникальным умением не только говорить, но и молчать так выразительно, что сложная, выстраданная авторская мысль прямиком попадает из сердца артиста в сердце зрительское. Это какой-то высший пилотаж!» (Е. Булова)

Родился 22 июня 1960 года в Алма-Ате (Казахстан).

Параллельно с общей школой посещал и музыкальную школу по классу фортепиано. В возрасте восьми лет начал сочинять музыку.

В 1980 году с отличием окончил художественное училище, факультет живописи. Начал работать в издательстве. Вступил в молодёжное объединение Союза художников Казахстана в секцию живописи. Творческий багаж, как художника — шесть Республиканских, три Всесоюзных и две Международных выставки.

В 1988 году окончил Театральное училище имени Бориса Щукина (мастерская народного артиста СССР, профессора Е.Р. Симонова). С 1989 года – актёр Театра Рубена Симонова.

Исполнял главные роли в спектаклях «Блудный сын», «Варфоломеевская жесть», «Девушка пела в церковном хоре…», «Мы», «На всю катушку!», «На дне», «Три возраста Казановы», «Валентин и Валентина».

С Театром Рубена Симонова много гастролировал, работал в сольных концертах, где исполнял русские и белогвардейские романсы, рок-баллады, авторские песни на стихи С. Есенина, И. Бродского, Б. Пастернака, В. Набокова и песни из репертуара М. Магомаева, А. Миронова, М. Бернеса, Г. Отса.

В декабре 1989 вместе с ансамблем «Братья Жемчужные» Карташёв сделал первые записи, и с ними же были записаны альбомы «Шухер, друг» и «Старая Москва». Выпустил несколько музыкальных альбомов, в том числе на стихи Франсуа Вийона и Сергея Есенина.

В 1996 он стал лауреатом актерской песни конкурса имени Андрея Миронова. Благодаря этому судьба свела его с Еленой Камбуровой и её театром. За музыку к спектаклю «Блудный сын» Игорь Карташёв получил Гран-при на театральном фестивале в 2000 году.

В январе 2016 года, после реорганизации Театра им. Рубена Симонова, был приглашён в Театр имени Евгения Вахтангова.

Его первая роль в Вахтанговском театре – Иван Северьянович Флягин в «Очарованном страннике» Н.С. Лескова  пленила и зрителей, и его коллег, и искушенных критиков:

Игорь Карташёв умещает в характере своего героя и широту души, и силу, и ранимость так, что все его страдания, метания становятся не просто понятны, но – близки и трогательны (из рецензии).

Среди его работ на Вахтанговских подмостках: Король Эдуард IV (Ричард III), Иван Северьянович Флягин (Очарованный странник), N.N. (Лепорелла в спектакле Стефан Цвейг. Новеллы), Модест Никандрович Илецкий (Брюсов переулок), Креон (Медея), Гусар в отставке (Евгений Онегин), Ахилл де Розальба (Соломенная шляпка), Рассказчик (Вахтангов. Путь к Турандот), сольный концерт «Я думаю о ней…» на сцене Арт-кафе.

Снялся в главных ролях в фильмах «Конь белый», «Пиковая дама», «Клуб женщин», в сериале «Зона. Тюремный роман» и многих других.

Награжден Медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, 2021

Юрий Поляк / Театр им. Евгения Вахтангова. Официальный сайт.

Талантливый, тонкий, глубокий артист играет большие роли в спектаклях Н. Ковалёвой, С. Земляковой, Г. Балпеисовой, А. Варсимашвили, А. Максимова, Дж. Сангати.

«…Юрий мощно и страшно играет Рысека – абсолютного подлеца и негодяя. Его персонаж внушил мне настоящий ужас! Но, вот она — волшебная сила искусства! Посмотрев «Сергеев и городок», я всем сердцем проникся не просто симпатией, но даже какой-то отцовской нежностью к его деревенскому пареньку по имени Ваня Шишкин». (П. Подкладов)

Родился 12 сентября 1988 года.

Окончил Театральный институт имени Бориса Щукина (курс В. П. Николаенко) в 2012 году.

В том же году был принят в Первую студию Театра имени Евгения Вахтангова.

Его первой студийной работой стала роль Старшего сына в спектакле по пьесе Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора» в постановке Олега Герасимова. В другой постановке в Студии – «Птицы» (вольная фантазия на темы комедии Аристофана) режиссёра Михаила Милькиса был занят в Хоре птиц. А в третьей студийной работе – спектакле «Пелеас и Мелисанда» М. Метерлинка, поставленном Владимиром Агеевым, Юрий сыграл одну из главных ролей – Пелеаса.

В 2016 году на Новой сцене он сыграл роль Сотрудника отеля в спектакле Римаса Туминаса «Минетти». Эта работа была отмечена Театральной премией «МК».

С 1 января 2018 года вошёл в состав труппы Театра имени Евгения Вахтангова.

Среди его ролей: Сотрудник отеля (Минетти), Конвоир (Улыбнись нам, Господи) – постановки Римаса Туминаса; Ученик Рагно, Кюижи (Сирано де Бержерак) – у режиссёр Владимир Мирзоев; Конвойный (Мадемуазель Нитуш) – постановка Владимира Иванова; Моряк (Отелло),  Кавалер высшего общества (Анна Каренина) – режиссёр-хореограф Анжелика Холина; Стражник (Медея) – режиссёр Михаил Цитриняк; Рысек (Наш класс) и Улан (Очарованный странник) – в постановках Натальи Ковалёвой; Ваня Шишкин, Андрюха Бабакин, Колька Безукладов (Сергеев и городок) – режиссёр Светлана Землякова; Георг, герцог Кларенс (Ричард III) – в постановке Автандила Варсимашвили; Барон фон Ф. и Солдат (Стефан Цвейг. Новеллы) – в постановке режиссёров Мастерской Римаса Туминаса; Жюстен, Кучер, Лодочник (Бовари) – у режиссёр Ольги Субботина; Володя (Брюсов переулок) – в постановке Андрея Максимова; Фабрицио (Новая квартира) – в спектакле Джорджо Сангати; Эдгар, Француз (Король Лир) – в спектакле Юрия Бутусова.

Музыкальная одарённость позволяет артисту с успехом участвовать в «Концерте для Актёра с оркестром» на сцене Арт-кафе Вахтанговского театра.

Участник спектаклей театра «Творческое объединение 9».

В кино дебютировал в 2010 году, сыграв в сериале «Кодекс чести». Затем последовали: «Закон и Порядок: Преступный умысел-4», «Дом с лилиями», «Лесник», «Турецкий транзит», «Верность», «Жемчуга», «После многих бед», «Тёща-командир», «Шакал», «Вторая молодость», «Мой лучший друг», «Оптимисты», «Убийства по пятницам» и др.

Вудс Странник

Этим летом мы с Джуди углубились в природу.

Джуди увлеклась макросъемкой. Используя специальный объектив, она создает фотографии маленьких объектов, которые больше, чем жизнь, что позволяет нам увидеть их по-другому. Иногда она фотографирует насекомых или других крохотных существ, но ее главный интерес — цветы. Внутреннее устройство некоторых цветов сюрреалистично. Иногда они просто космические. Удивительно, что раскрывают ее фотографии, когда она подходит близко и лично.

Тем временем я занимаюсь изучением естественной истории, восходящей к далеким временам, до появления форм жизни на этой планете. Это долгий путь от одноклеточных организмов в мире, испытывающем нехватку кислорода, к многоклеточным растениям и животным, населявшим океан пятьсот миллионов лет назад, затем к появлению насекомых, земноводных и рептилий, затем к цветущим растениям, млекопитающим и, наконец, к нам. В то время как миллионы форм жизни появлялись и исчезали, многие из самых примитивных форм, такие как грибы и водоросли, все еще существуют с нами.Некоторым видам водорослей более миллиарда лет. Некоторые виды бактерий намного старше. Это поражает воображение.

На днях, когда я чистил ванночку для птиц на заднем дворе, я пролил из шланга зеленую слизь с камней, которые находятся в ее воде. Это водоросли, которые только намекают на вид первобытной слизи, которая когда-то покрывала землю. Пока я выполнял эту задачу, певчие птицы порхали от кормушки к кормушке, белки сновали, насекомые ползали по траве под ногами, а деревья качались вокруг меня на легком летнем ветру.У нас во дворе цветут дикие и домашние цветы самого разного дизайна. Столько разнообразия. Так много разных способов существования прямо у нас через черный ход.

Природа непостижима. Чем глубже мы входим в это, тем больше видим. От субатомных частиц до галактик, от отдельной клетки бактерий до тропических лесов Амазонки — так много всего происходит одновременно. Как мы можем осмыслить все это? Возможно, достаточно просто восхищаться чудом и красотой всего этого. Но нет, некоторые из нас хотят пойти еще глубже, надеясь найти движущую силу, стоящую за его феноменом, который так небрежно называют эволюцией.

Природа пишется с большой буквы. Да, это то, что мне нужно.

Теги: разнообразие, эволюция, формы жизни, макросъемка, естественная история, природа

Woods Wanderer

Теперь у меня есть друг бурундук. Мы собираемся почти каждый день в моем патио. Я действительно не знаю, как это произошло. Полагаю, постепенно.

В прошлом году что-то рвало цветы, которые я посадил во внутреннем дворике.Когда я пару раз заметил проносящегося мимо бурундука, я подумал, что виноват в этом. Поэтому я поставил ловушку Havahart, чтобы поймать и удалить эту варминту. Но приманка продолжала исчезать, и ловушка закрывалась, а внутри никого не было. Я послушался совета друга и использовал веревку, чтобы сделать спусковой механизм ловушки более чувствительным. По-прежнему никакой мерзости.

Бурундук, которого я видел в прошлом году, перестал появляться, поэтому я собрал ловушку и забыл о ней. Мои цветы больше не беспокоили. Я подумал, что маленького парня съела местная лиса или пёстрая неясыть.Без сомнения, вкусный кусочек. Ах, ну …

В начале лета снова стал появляться бурундук. Трудно сказать, был ли это тот же мерзавец, которого я видел в прошлом году, или новичок в этом районе. Что бы ни. Это не повлияло на мои цветы, поэтому я проигнорировал это.

У нас с Джуди есть несколько кормушек для птиц на заднем дворе. Бурундук присоединился к белкам, питающимся тем, что птицы бросают на землю. Особенно привередливы дятлы. Они бросают много семян. Это расстраивает Джуди, но белки и бурундук пируют на этом.

Мы не совсем уверены, кто из нас начал кормить бурундука, но я помню, как он брал семена прямо из руки Джуди по крайней мере один раз месяц или два назад. Затем я оставил небольшую кучку орехов на стене патио высотой по колено. Следующее, что я помню, бурундук бегал вокруг меня — каждый раз, когда я сидел во внутреннем дворике и читал. Поэтому я регулярно кладу орехи и семена на стену. Затем в один очень жаркий день Чиппи (да, мы его назвали) слизал пот с моей холодной банки имбирного пива.Итак, теперь я поставил чашку воды. Я сохраняю это свежим.

Однажды Чиппи разозлил меня, когда начал копать землю в ящике для цветов с моими травами. Джуди сказала, что это просто попытка сохранить хладнокровие. Действительно, Чиппи несколько раз растягивался на стене для ног, без сомнения, чтобы охладить живот. Чиппи часто отдыхает со мной во внутреннем дворике в тенистые дни. Думаю, теперь это один счастливый грызун.

Чиппи построил довольно большой дом в нашем палисаднике — прямо там, где у нас раньше был участок незабудок.Мы надеемся, что Чиппи мужчина. Если она женщина, в следующем году может быть много маленьких шиповников. Тогда нам будет жаль. Но пока я придерживаюсь позиции «живи и дай жить другим». Какого черта…

]]>

Вудс Странник »Книги

Культивирование дикой природы в пределах

Автор рассказывает о двух десятилетиях блуждания по лесу и самоанализа после одиночного погружения в кусты Аляски. Эти переплетенные и глубоко личные эссе исследуют дикие побуждения одного человека, а также дикость, которую он находит в семье и друзьях, одновременно рассматривая различные способы, которыми человечество в целом взаимодействует с миром природы и отключается от него.(Red Dragonfly Press, 2016) 173 страницы, мягкая обложка

Найдите это на Amazon Найдите это на Small Press Distribution

Неохотный пантеизм: открытие божественного в природе

Неохотный пантеизм — это пожизненная попытка одного человека понять отношения между Богом и природой. Выводы, которые он делает из своих прямых столкновений с диким конфликтом с большинством систем убеждений, которые он исследует на своем пути.Рассматривая тысячи лет религии, философии и науки, а также свой собственный опыт, автор ищет общую нить, проходящую через все природные мировоззрения в отношении того, что является реальным. (Wood Thrush Books, 2018) 137 страниц, мягкая обложка

Найдите это на Amazon

Неожиданный след: Покорение 100-мильной пустыни

100-мильная дикая местность, расположенная на севере штата Мэн, является самым удаленным участком Аппалачской тропы.С немецкой овчаркой по кличке Матика для компании и тяжелым рюкзаком на плечах Маклафлин размышляет об эволюции тропы, а также об истории и политике региона, пересекая горные хребты, пересекая реки и пробираясь через болота. (Wood Thrush Books, 2015) 166 страниц, мягкая обложка

Найдите это на Amazon

Очарование глубокого леса: поход по тропе Нортвилля / Безмятежности

Подробный отчет об одиночном походе по тропе Нортвилл-Плэсид, которая извивается на 125 миль через одни из самых диких и отдаленных уголков Адирондака.Обходя пруды, пересекая болота и ступая по раскинувшимся, пропитанным дождем лесам в последние летние дни, автор размышляет об истории региона, истоках движения за сохранение дикой природы и важности дикой природы для благополучия. (North Country Books, 2013) 150 страниц, мягкая обложка

Найдите это на Amazon

Лес под моими ногтями: размышления и встречи на длинной тропе

Краткая история тропы, наряду с естественной историей и философскими рассуждениями, вплетены в это повествование о непрерывном пешем путешествии по длинной тропе Вермонта в начале лета.Помимо флоры и фауны, автор описывает несколько колоритных персонажей, встречающихся на пути. (Wood Thrush Books, 2013) 156 страниц, мягкая обложка

Найдите это на Amazon

Спор с ветром: путешествие в пустыню Аляски

То, что начинается как мечта о дикой природе, быстро становится мучительным вызовом для самых заветных убеждений автора, когда самолет-кустарник улетает, и он остается один в отдаленном уголке Юго-Восточной Аляски, чтобы он сам позаботился о себе.В этом напряженном повествовании рассказывается о двухнедельном пребывании одного человека в суровом, но красивом месте, где бурые медведи, белоголовые орлы и вороны преподают обычаи диких животных. (Wood Thrush Books, 2010) 150 страниц, мягкая обложка

Найдите это на Amazon

Невозможный космос: год любительской астрономии и больших вопросов

После десятилетий заигрывания с космологией философ Уолт Маклафлин приобретает 4,5-дюймовый телескоп и погружается глубоко в ночное небо со всей страстью искателя истины.Просмотр сопровождается интенсивным изучением, поскольку он обучает себя основам астрономии и отваживается на теоретическую физику, пытаясь понять природу Вселенной. Результатом является экскурсия по различным верованиям и с трудом завоеванным фактам, от древних времен до наших дней, с перемежающимися прямыми встречами с небесными объектами. (Wood Thrush Books, 2016) 190 страниц, мягкая обложка

Найдите это на Amazon

Мудрость гагары: зондирование глубин дикости

Loon Wisdom объединяет лучшие старые эссе и короткие рассказы Маклафлина об элементарной природе с новой работой, которая фокусируется на сложных отношениях между дикостью и человеком.Основываясь на собственном опыте, проведенном в глухих лесах, вдоль горных ручьев, рядом с нетронутыми озерами и в других местах, автор исследует свои собственные страстные реакции на мир природы, не теряя при этом философских прозрений. Результатом является эта коллекция странствий и удивлений, предлагающая читателю пересмотреть почти все, что предполагается о дикой природе и о нас самих. (Wood Thrush Books, 2014) 174 страницы, мягкая обложка

Найдите это на Amazon

Посетите страницу автора Уолта на Amazon

Для получения дополнительных названий посетите Wood Thrush Books.

Творческое письмо — Странник в лесу — Triton Times

Автор: Чейз Флихан | Писатель

21 сентября 2016

Оборванный, неопрятный мужчина расслабился в темном лунном свете. Это было самое сердце зимы, но уже давно не шел снег. Его официальное имя было Геральт или, как многие ошибочно принимают его имя, Джеральд. Геральт был молодым человеком, пострадавшим от путешествий по миру, в котором он живет.У него было много шрамов и светло-седые волосы. Это был побочный эффект испытаний, через которые он прошел в детстве. Герлат развел костер, чтобы приготовить мясо, которое он купил у странствующего торговца. Деревья вокруг Геральта танцевали на ветру, и от света они казались живыми. Это была одна из самых темных ночей за несколько недель. Геральт проглотил приготовленное мясо, так как несколько дней бродил без отдыха. Он наслаждался восхитительным сочным красным мясом, которое он променял этим утром.

Когда Геральт собирался наконец отдохнуть и, возможно, сварить немного масел для клинков или зелий, он услышал что-то изнутри леса. Он ждал, чтобы попытаться выяснить, где находится источник шума. Наконец он определил, где это было и что оно приближалось к нему. Он приготовил свой серебряный меч в ожидании кого бы то ни было или какого бы то ни было существа это было. Длинный меч был изготовлен одним из лучших кузнецов страны. Он имел яркий блеск и причинял сильную боль любому неестественному существу.Сам меч был очень чистым и острым как бритва. Геральт точил бы его при любой возможности. Он не мог видеть, где это было, даже ночью у Герлата было прекрасное зрение. Шагов становилось все больше и больше.

«Волки», — пробормотал Геральт про себя.

Он увидел один приближающийся, затем еще четыре позади него. Он изучил их повнимательнее, а потом уже не стал похож на волков, которых он когда-либо видел. У них не было длинных распущенных волос, они не были организованы так, как стая диких волков.У них был более домашний вид. Потом Геральту пришло в голову, что это на самом деле не волки, а дикие собаки, хуже волков. Дикие собаки учились у своих одомашнивателей сотни лет. Они узнали то, чего нет в природе большинства диких животных: они были жестокими, их убивали ради спорта. Они убивали, когда хотели, либо ради еды, либо ради развлечения. Это то, что отличало их от волков и делало их еще более опасными.

Герлат сунул свой длинный, острый, как бритва, сияющий серебряный меч обратно в ножны и вытащил свою сталь.Сам стальной меч даже не мог сравниться по красоте с его серебром. Он был грубым, тусклым и имел много сколов. Он использовал его на людях и животных, поскольку сталь не делает ничего для животных. Геральт стоял в очень манерной позе, совершенно спокоен. Он раньше дрался со многими животными, которые для него были еще одной стаей животных. Один волк бросился к Геральту, совершив гигантский прыжок к нему. Геральт сбоку выступил и ответил мечом. Он украсил собаку и заставил дикую дворнягу сделать поспешный шаг назад.Пес показал свои желтые, залитые кровью клыки в сторону Геральта и снова бросился на него. Геральт развернулся и нанес последний удар по телу дворняги. Стая диких собак начала выть и медленно отступила. Геральт приготовил свой меч для нового возмездия, но ничего не вышло, собаки просто попятились, увидев, что их лидер умирает от руки обученного безжалостного убийцы.

Герлат несколько минут ждал с мечом на коленях, ожидая возвращения собак. Огонь наконец погас, и Геральт знал, что они больше не вернутся.Затем Геральт вернулся в состояние, в котором находился до того, как стая собак попытала счастья с ним. Днем он собрал с тела что-нибудь полезное и поехал на Плотве — имя, которое Геральт дал каждой лошади до этой.

Как безобидный странник в лесу стал смертельным врагом | Джордж Монбиот

Несколько дней назад после яростного спора меня выбросили из леса, по которому я хожу более 20 лет. Я должен признать, что вёл себя не очень хорошо.Уходя, я сделал то, чего не делал очень давно: я отдал егере честь одним пальцем. В свою защиту я бы сказал, что меня охватили несчастье и гнев.

Я провел в лесу несколько месяцев. Каждую осень я проводил там дни, наблюдая за изменением цвета или собирая грибы, буковые мачты и колотые кремни. Летом искал певчих птиц и горихвосток. Однажды я там видела козодоя. Это одно из немногих тихих и красивых мест в моей части мира, которое находится в нескольких милях от станции: я мог сбежать из пробок без помощи машины.Я чувствую, что часть меня принадлежит этому месту. Или это так.

Дело не в том, что я раньше не вторгался. Не изменился и статус земли: насколько мне известно, она по-прежнему принадлежит той же частной собственности. Никто не пытался меня остановить за те 20 с лишним лет, потому что там никого не было. Но теперь через каждые 50 метров стоит синяя пластиковая бочка, а окружающие поля засажены просом и кукурузой. Лес превратился в бега фазанов. Вряд ли он фигурировал в книгах землевладельца, теперь он, должно быть, приносит ему состояние.И меня воспринимают как угрозу.

Слова, которые звенели у меня в ушах, когда я топал прочь, были следующие: «У тебя есть кровавое право бродить сейчас — зачем тебе сюда приходить?» Меня поразило, что это могло быть извращенным результатом закона, за который я провел годы кампании: что право ходить в определенных местах рассматривается землевладельцами как укрепление их отношений с общественностью. Все, что не разрешено, станет запрещенным.

Но это, я полагаю, вторичная проблема.Более важным из них, несомненно, является поток денег, хлынувший через юго-восток Англии. Тысячи лесов могут быть заполнены фазанами, но их все равно недостаточно, чтобы обслуживать людей, у которых есть необходимые деньги — многие сотни фунтов в день — для их отстрела. Нам сказали, что прилив поднимет все лодки. Но я чувствую, что тону в этом.

Две недели назад в газете Financial Times экономист Эндрю Освальд заметил, что «хиппи, зеленые, дорожные протестующие, дауншифтеры, движение медленной еды — все они тихо мстят.Идеи этих практичных философов, которые постоянно высмеиваются, подтверждаются новой статистической работой психологов и экономистов «. Поскольку я ограничиваюсь большинством пунктов, я буду рассматривать это как оправдание.

Освальд считает, что промышленно развитые страны не стали счастливее, поскольку они стали богаче. Уровень депрессии и стресса повысился, и люди не сообщают о большей степени удовлетворенности своей жизнью, чем их более бедные предки. В США чувство благополучия фактически уменьшилось.Одна из проблем заключается в том, что «люди — существа для сравнения … важен только относительный доход: когда все в обществе становятся богаче, среднее благосостояние остается неизменным».

То же самое было недавно сделано Фондом Новой экономики и профессором Ричардом Лейардом в его книге «Счастье». Новые разработки в области психологического тестирования и нейробиологии позволяют измерять счастье с большей уверенностью, чем раньше. Лейард ссылается на исследование, которое предполагает, что его пик пришелся на Великобританию в 1975 году.За пределами определенной степени богатства — среднего ВВП около 20 000 долларов на человека — «дополнительный доход не связан с дополнительным счастьем». Как только основные потребности общества удовлетворены, нет смысла становиться богаче.

Я поражен тем изумлением, с каким были приняты их результаты. Сравните, например, эти два утверждения:

«Итак, один из секретов счастья — игнорировать сравнения с людьми, которые более успешны, чем вы: всегда сравнивайте вниз, а не вверх.»Ричард Лейард, 2005.

» Это заставило меня задуматься о том, как мало было бы ропщения среди человечества при любых условиях жизни, если бы люди предпочли сравнивать свое состояние с более худшими, чтобы быть благодарными, чем всегда сравнивать их с теми, кто лучше, чтобы помочь их ропоту и жалобам ». Дэниел Дефо, 1719.

Мы были побуждены мышлением таких людей, как психолог Джон Ватсон и экономист Лайонел Роббинс, забыть то, что когда-то все знали: богатство и счастье — это не одно и то же.

Сравнение — не единственная причина, по которой профессора счастья называют нашу неспособность чувствовать себя лучше по мере того, как мы становимся богаче. Они указывают на то, что мы привыкаем к богатству: Лейард называет это «гедонистической беговой дорожкой». Они обвиняют нас в увеличении продолжительности рабочего дня и ухудшении наших отношений. Но я думаю, что они упустили кое-что: само богатство может стать источником лишений.

Наличие денег увеличивает вашу свободу. Вы можете путешествовать дальше и делать больше, когда доберетесь туда.Но чужие деньги ограничивают вашу свободу. Там, где раньше вы чувствовали себя свободными, теперь вы найдете заборы. Фактически, вы должны отправиться дальше, чтобы найти место, где можно было бы быть свободным.

По мере того, как люди становятся богаче и могут извлекать больше богатства из своей собственности, другие люди становятся для них все более опасными. Мы знаем, что страх перед преступлением является причиной несчастья, но также и чувство того, что нас считают потенциальным преступником. Шипы, огни и камеры провозглашают, что обществу нельзя доверять, что мы живем в мире гоббсовских отношений.История, которую они рассказывают, становится правдой, поскольку имущественная паранойя заставляет нас ненавидеть друг друга. Безобидный странник в лесу становится смертельным врагом.

Трудно понять, как эта чума фазанов могла вызвать чистый рост счастья. У группы очень обеспеченных людей, у которых уже есть бесконечный выбор занятий, есть еще один лес для стрельбы. У остальных из нас на один лес меньше для прогулки. Землевладельцы рассказывают нам, что, загоняя птиц, у них есть стимул сохранить лес — это был один из аргументов, который использовал егерь, когда сбивал меня с толку.Но какая польза от этого, если нам не разрешают туда ходить?

Закон о сельской местности и праве проезда от 2000 года, который предоставил нам право бродить по горам, болотам, пустошам, низинам и общинам, несомненно, увеличил количество человеческого счастья. Но в тех частях страны, где сохранилось очень мало таких мест обитания (потому что они были разрушены или ограждены землевладельцами), прибыль, которую мы тогда сделали, уже могла быть сведена на нет убытками, поскольку новые землевладельцы возможности для заработка уменьшают наши возможности оставить деньги позади.

Нам нужен полный набор прав, которые нам когда-то обещали и которые в Шотландии уже предоставлены: доступ к лесам, рекам и побережью, а также открытой местности. Но по мере того, как эти места превращаются в прибыльные монокультуры, вопрос меняется. Мы все еще хотим их посетить?

· www.monbiot.com

Кошелек Woods Wanderer — Barefoot Gypsy Boutique

Кошелек Woods Wanderer — Barefoot Gypsy Boutique Новые поступленияАксессуары — Кепки — Брелки — Аксессуары для телефона — ШарфыСумки и кошельки — Рюкзаки — Клатчи и сумки — Сумки через плечо — Сумки и сумки через плечо — Сумки для путешествий и дорожные сумки ОткрыткиНити- Оригинальные футболки босиком- Бюстгальтеры- Платья- Кимоно и накидки- Топы- Низ- Комбинезоны и комплекты РаспродажаWoods Wanderer WalletВаша корзина (0)

32 доллара.50

Материалы Hairon & Leather
Ширина Изделия 7,5
Глубина изделия 0
Высота изделия 4
Ручка 0
Плечо 0
Цвет н / д

Блуждающих синонимов, Блуждающих антонимов | Тезаурус Мерриам-Вебстера

1 бесцельно перемещаться с места на место
  • мы только что вышли на улицу и бродили вокруг, пока не пришло время идти
  • летучая мышь,
  • круиз,
  • дрифт,
  • поплавок,
  • гад (о),
  • галливант
  • (также галавант),
  • пинать вокруг,
  • стук (около),
  • Маундер,
  • меандр,
  • бездельник,
  • бродить,
  • диапазон,
  • бродить,
  • Роув,
  • traipse
2 совершить преступление
  • мы все сбились с пути хотя бы раз в жизни
расслабленное путешествие пешком для упражнений или удовольствия
  • a бродить по лесу
  • экспедиция,
  • поход,
  • март,
  • странствие,
  • traipse,
  • бродяга,
  • путешествие,
  • обход,
  • траверс,
  • трек,
  • поездка,
  • пешеходная улица
См. Определение словаря .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *