Подумай, как связаны между собой осенние явления в неживой и живой природе.
Совсем недавно, когда я возвращалась с трехлетним сыном из садика, он меня спросил о том, почему падают листья. Я сказала первое, что пришло в голову: «Потому что пришла осень и стало холодать.» Как думаете, что он спросил потом? Ну конечно же, он захотел узнать, а почему, собственно, стало холодать. И чем больше я отвечала, тем больше у ребенка становилось вопросов. Поэтому я и сама захотела разобраться, как же связаны между собой явления в неживой и живой природе осенью.
Почему приходит осень
Для взрослого человека не секрет, что в разное время года Солнце встает на разной высоте над горизонтом. Это происходит из-за того, что земная ось находится под уклоном по отношению к Солнцу. Летом северное полушарие наклонено к нашему светилу максимально близко, поэтому день самый длинный в году, а Солнце почти в зените. Но со временем северное полушарие начинает наклоняться в противоположную сторону от Солнца, и оно уже не подымается так высоко, а значит и не прогревает Землю как летом, поэтому и приходит осень.
Изменения в неживой природе
Что же меняется с приходом осени в первую очередь? Давайте разбираться вместе.
- Солнце низко подымается над горизонтом;
- дни становятся короткими, а ночи длинными;
- температура воздуха постепенно падает;
- небо большую часть времени покрыто облаками;
- часто идут дожди, начинаются первые заморозки.
Как изменения в неживой природе влияют на живое
С наступлением похолодания весь растительный мир готовится к зиме: листья меняют цвет и опадают, трава желтеет и отмирает, постепенно все жизненные процессы в растениях замирают. Исчезают теплолюбивые насекомые — они прячутся и засыпают до весны, а многие погибают с наступлением морозов.
Птицам все сложнее найти себе еду и они улетают в теплые края. Причем первыми улетают насекомоядные птицы, потом те, что питаются зернышками и последними — водоплавающие, так как реки покрываются льдом.
С наступлением осени меняется жизнь и животных. Лягушки, жабы осенью собираются возле водоемов, чтобы зиму провести на их дне. Многие делают запасы на зиму, например, мишки, белки, кроты. Медведи, ёжики и прочие звери ищут место для зимней спячки. Некоторые животные меняют к зиме окрас шерсти, линяют и обзаводятся теплой «шубкой».
travelask.ru
Живая природа осенью. Учебник, с. 38 — 39
Живая природа осенью
Ответы к стр. 38 — 39
- Расскажите, какие осенние явления в живой природе родного края вам удалось пронаблюдать.
Я замечал осенью стаи улетающих птиц, исчезновение насекомых, увядание трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках.
Вопросы.
1. Как изменяется осенью высота солнца в небе и продолжительность дня? К чему это приводит?
Осенью солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, чем летом. Это приводит к похолоданию.
2. Назови несколько осенних явлений в неживой и живой природе.
Уменьшение продолжительности дня, похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав — это осенние явления в неживой природе.
Увядание трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, отлёт перелётных птиц, исчезновение насекомых — это осенние явления в живой природе.
Похолодание ведёт к тому, что насекомые исчезают, травянистые растения увядают, следовательно, для птиц остаётся меньше корма. Поэтому в конце лета и осенью многие птицы улетают в тёплые края, где корма достаточно.
4. Как птицы заранее узнают о приближении голодного времени?
Птицы заранее узнают о приближении трудного голодного времени. Перелётные птицы замечают, что дни ближе к осени становятся короче. Это и служит им сигналом: пора в дорогу!
Окружающий мир. 2 класс. Ответы
Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы
Живая природа осенью. Учебник, с. 38 — 39
2.9 (57.14%) от 7 голосующихrazviwaika.ru
ИЗМЕНЕНИЯ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ ОСЕНЬЮ
Билет № 1
ИЗМЕНЕНИЯ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ ОСЕНЬЮ
О чем чаще всего в конце лета и в начале осени говорят люди? Конечно, о понижении температуры воздуха и воды в водоемах, о появлении инея на земле и первых заморозках. Все эти изменения связаны с тем, что Солнце поднимается все ниже. Все меньше тепла и света. После 23 сентября дни становятся короче ночи.
В октябре уже начинаются туманы и затяжные дожди, а иногда и первый снег. Неуютно становится в лесу. Роскошный ковер из осенних листьев почернел. Грибов уже нет. К концу месяца уже стоят без листьев осинки, березки и могучие дубы.
В ноябре уже блестит тонкий хрупкий ледок у берегов рек и озер. Появляется и снеговой покров, но в теплые дни он может растаять. Наблюдаются частые туманы, но бывают и солнечные деньки, которые радуют теплом всех обитателей природы.
Пору теплой погоды осенью называли в старину «бабье лето». Обычно оно бывало с 14 по 21 сентября. Успевали переделать много дел в такие погожие дни.
А в ноябре говорили, что стучится в дверь чародейка-зима. По древнеславянскому календарю вересень, сентябрь, — месяц первого инея («врасенец» — иней). Листопадником назвали октябрь. Ноябрь в старину называли «грудень» — грудами (буграми) начинает замерзать земля.
НАЗВАТЬ И ПОКАЗАТЬ КОСТИ СКЕЛЕТА (стр. 11 , 2 часть)
Билет № 2.
ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ ОСЕНЬЮ
Красиво явление в жизни растений – изменение окраски листьев осенью. Почему это происходит? В листьях есть особые красящие вещества, которые придают им цвет. Летом зеленый цвет листьям придает вещество хлорофилл. С приходом осени дни убывают, света и тепла становится меньше.Хлорофилл разрушается, и другие красящие вещества становятся ярче зеленого. Листья желтеют, краснеют, багровеют.
Почему в середине осени начинается листопад? В растениях замедляется движение соков, и им необходимо уменьшить испарение влаги. У деревьев и кустарников в месте соединения листа с веткой образуется мертвый пробковый слой. Он перекрывает доступ растительных соков в листья. И листья начинают опадать.
Что происходит осенью с травянистыми растениями? Однолетние травянистые растения с приходом осени засыхают и отмирают. У многолетних трав отмирает только наземная часть, а в земле остаются корни, корневища, луковицы.
В конце сентября обычно исчезает большинство насекомых. Они собрались в старых пнях и других укромных местах – вместе будут пережидать зиму. К зиме насекомые или
На смену им прилетают с севера зимовать кочующие птицы – это снегири, свиристели, сойки. Но по-прежнему будут суетиться в поисках пищи наши верные пернатые – оседлые птицы – это синицы.
У млекопитающие, например у волков, лисиц, зайцев, белок, начинается осенью линька.Меняют они легкую летнюю шерсть на густой мех. У многих поменяется и цвет шерсти. Так, у зайцев он изменится с серого на белый, у белок – с рыжеватого на голубоватый.
Бурые медведи, барсуки, ежи стараются накопить побольше жира , чтобы во время зимней спячки
не голодать. Поздней осенью, с приходом морозных дней, скрываются они в берлоги, в норы, под вороха сухой травы и засыпают.Земноводные и пресмыкающиеся тоже готовятся к зимовке. В осенние холода змеи и ящерицы, лягушки и жабы становятся менее подвижными. Они забираются под корни деревьев, под старые пни и застывают там с приходом морозов. Некоторые лягушки забираются в ил на дно водоемов.
КАК ВЫРАСТИ ВЫСОКИМ И СТРОЙНЫМ
С помощью физических упражнений и правильного питания можно влиять на прочность, упругость и даже на рост костей скелета. Для роста костей необходим «строительный материал» — минеральные соли. Поэтому полезно питание молочными продуктами, рыбой, яйцами. Важна для костей и регулярная нагрузка. Без нее кости слабеют.
У человека с искривленным позвоночником внутренние органы смещаются и теснят друг друга. Чтобы избежать этого, необходимо следить за своей осанкой.
Осанкойназывают привычное положение тела во время стояния, сидения или ходьбы. При правильной осанке голова и туловище составляют одну вертикальную линию, грудь слегка выдается вперед, плечи развернуты и слегка опущены, живот втянут. Не следует подолгу опираться грудью на край стола. Это мешает дыханию костей грудной клетки.
Кроме позвоночника, большую нагрузку испытывают кости ног. Очень важно, чтобы форма стопы была правильной и здоровой. Плоскостопие – это заболевание стопы, при котором ноги быстрее устают, болят при ходьбе и даже при стоянии. Помочь правильному развитию ног можно прогулками, бегом, физическими упражнениями. Следует обращать внимание и на обувь. Выбирать повседневную обувь надо с небольшим каблуком.
Билет № 3.
ЧЕМ ЗАНЯТЫ ЛЮДИ ОСЕНЬЮ
Чему радуются и о чем грустят люди осенью? Радуются синеве неба, последним полевым цветкам, красоте осенней природы. Грустят, глядя на караваны улетающих птиц. Но главная забота у людей осенью – это уборка урожая. Нельзя терять ни минуты. Надо управиться до дождей и холодов. Скосить и обмолотить зерновые культуры: пшеницу, ячмень, овес, рожь, гречиху, кукурузу. Собрать на полях, в огородах и садах овощи и фрукты. Сходить в лес по ягоды, грибы, орехи. Заготовить лекарственные растения: плоды боярышника, брусники, клюквы, корни одуванчика, лопуха, валерианы.Надо позаботиться и о домашних животных. Сложить сено с лугов и сложить под навесы. Отремонтировать и утеплить жилища.
В садах, огородах, на полях убирают остатки растений, проводят работы по борьбе с вредителями. На полях проводят осеннюю вспашку земли и сеют озимые зерновые культуры. В огородах сажают
Чтобы сохранить созревший урожай, закладывают в хранилища картофель, морковь, свеклу. Солят и маринуют капусту, огурцы, помидоры. Сушат фрукты и грибы, варят варенье. После окончания осенних работ устраивают в городах и селах веселые праздники урожая. Говорят: «Осень дарит людям то, что вырастило лето». А всем ли поровну останутся подарки осени? Больше достанется тому, у кого руки, спина, ноги больше устанут. Кто пораньше вставал, подальше ходил да подольше бродил с корзинкой. Щедра осень только к трудолюбивым. «Кто земле кланяется, того она и кормит», «Сметану любить – корову кормить», — говорится в старинных поговорках.
НАЗВАТЬ И ПОКАЗАТЬ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ
Дыхание-это процесс поглощения из воздуха кислорода и выделения углекислого газа.
Носоглотка
Гортань
Трахея
Легкие
Бронхи
Билет № 4.
ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА
Предметы, что нас окружают, ученые называют телами. Книга, ручка, пакет молока, мышонок, цветок, камень, капля воды – это все тела. Они различаются формой, размером, цветом и тем, из каких состоят веществ. Например, ваза для цветов сделана из стекла, школьный пенал – из кожи. При создании самолета используют разные вещества: металлы, резину, стекло, пластмассы.
Вещества могут быть жидкими, твердыми, газообразными. Молоко-жидкость, вещества камня находятся в твердом состоянии, воздух – газ.
Для своих изделий человек использует как
Все вещества состоят из маленьких частиц, между которыми есть промежутки. Мельчайшую частицу вещества назвалимолекулой. Молекулы так малы, что мы не видим их. Но каждая молекула-невидимка состоит из еще более мелких частиц – атомов.
Билет № 5.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВОЗДУХ
Нашу Землю окружает толстый слой воздуха. Воздухом дышат все живые организмы. Без воздуха не было бы жизни на Земле. Воздух помогает летать птицам и насекомым. С помощью воздуха мы говорим, поем и заставляем звучать духовые инструменты.
Воздух – смесь газов. В его состав входят азот, кислород, углекислый газ, водяные пары и другие газы. Кроме того, в воздухе могут присутствовать частицы пыли, пыльца растений, бактерии.
Состав воздуха может меняться. Люди, растения и животные в процессе дыхания поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.
Может ли исчезнуть кислород из воздуха? Пока на Земле есть чистые водоемы и растения, воздух будет пополняться кислородом. Недаром леса называют «Легкими» нашей планеты.
Билет № 6.
Билет № 7.
ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА
Почва – это верхний плодородный слой земли. Солнце, вода и ветер разрушают горные породы, превращая их в песок и глину. Разные бактерии и лишайники, продолжая разрушать песок и глину, создают условия для жизни мхов и других растений. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит триста лет, пока появится сантиметр такого слоя. Толщина слоя почвы бывает разной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – сего несколько сантиметров. В жарких пустынях, в холодных ледяных просторах Арктики почвенный слой может вообще отсутствовать.
КАК УХАЖИВАТЬ ЗА КОЖЕЙ
Необходимо регулярно смывать с кожи грязь, выделения пота, кожное сало и многочисленных микробов, так любящих размножаться на грязной коже. Ежедневно принимай душ. Не ленись: ведь кожа – твоя верная защитница.
Не принимай солнечные ванны без отдыха в тени. Опасайся получить тепловой удар и ожог кожи. При небольшом ожоге можно смазать поверхность кожи специальным кремом или эмульсией.
Если на коже появляется ранка, болезнетворные бактерии проникают в нее. Необходимо промыть ранку и обработать ее края раствором йода. Затем надо забинтовать ранку, чтобы остановить проникновение в нее новых бактерий.
Не носи тесной одежды – она мешает дышать коже. Тесная обувь зимой может привести к обморожению ног. Растирай обмороженный участок чистыми сухими руками до покраснения. Не растирай кожу снегом – могут появиться трещинки, через которые попадут грязь и микробы.
Билет № 8.
ЧТО МОЖЕТ РАЗРУШАТЬ ПОЧВУ?
Дождь пройдет, напоит поля, огороды, сады – урожай будет богатым. Но бывают ливневые дожди, которые губят будущий урожай, смывают плодородный слой почвы с посевами и молодыми всходами. Случается, что сильный ветер выдувает почву или суховей иссушает ее. Не только природные явления могут разрушать почвенный слой. Неправильно обрабатывая почву, неграмотно ухаживая за растениями, засоряя промышленными и бытовыми отходами, делают люди почву бесплодной. Пополняя почву большим количеством минеральных удобрений, излишне применяя ядохимикаты для борьбы с вредителями и сорняками, можно вырастить хлебные культуры, овощи и фрукты, которые будут вредными для здоровья.
КАК БЕРЕЧЬ ЗРЕНИЕ
Недостатки зрения можно исправить, развивая мышцы глаз, нося очки. Что может испортить зрение?
Плохое освещение, чтение лежа, многочасовое просматривание телевизионных передач, засорение глаз.
Не смотри широко раскрытыми глазами на Солнце.
Не бери острых, колющих предметов во время игр.
Книга или тетрадь должны находиться от глаз на расстоянии 23-30 сантиметров. Свет должен освещать слева.
Не три глаза грязными руками.
Если глаза воспалились, промой их заваркой чая или отваром ромашки.
Если соринка попала в глаз, отдали веко от глаза. Появившаяся слеза смоет соринку.
Билет № 9.
Стр. 46
Билет № 10.
КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ
Ты уже знаешь, что тело большинства млекопитающих (зверей) покрыто шерстью. К зиме у многих животных заканчивается линька – обновление шерсти. Становится она густой и пушистой. У некоторых животных поменялся и еецвет. В зимнюю стужу белка прикрывается своим большим пушистым хвостом как одеялом.
Чем питаются зимой звери? Белка припасла орехи, желуди, грибы, зерна. Да и семена еловых шишек могут ей пригодиться. Лисица промышляет мышей. Рысь затаилась на низких ветвях дерева. Не уйти лисе от этой крупной дикой кошки. Выискивают добычу и волки. Бродят семьями. Лоси бродят в заснеженном лесу в поисках молодых осинок, чтобы поглодать коры и веток.
Многое могут рассказать о путешествиях лесных обитателей разнообразныеследы на снегу. Но не найдете вы на снегу следов барсука, медведя, ежа. Попрятались они в свои норы и залегли в спячкудо весны. Накопили подкожный жир, и зима им не страшна – жир греет и кормит. Летучие мыши висят кверху лапками и тоже спят.
Во время спячки температура тела у животных понижается, дыхание и сердцебиение замедляется. Грызуны, проснувшись, съедают часть своих запасов и опять засыпают, а проснувшийся медведь уже до конца зимы бродит в лесу. Страшно встретиться с голодным медведем-шатуном зимой. Удивительно, но именно зимой рождает медведица медвежат и выкармливает их молоком.
РАСТЕНИЯ – ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Всем растениям необходимы воздух, влага, свет, тепло, питательные вещества для развития. Все растения дышат, питаются, растут, размножаются, развиваются. Растения – живые организмы. Однолетние растения отмирают к зиме, многолетние – живут десятки, сотни, тысячи лет.
Какие органы есть у растений? Какие функции они выполняют? Как размножаются растения? Каждое цветковое растение имеет корневую систему, стебель, листья, цветки, плоды и семена. Они и являются органами дыхания, питания, размножения растения.
Билет № 11.
КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЦЫ.
Без тренировки мышцы быстро слабеют. Это хорошо знают спортсмены, музыканты, артисты цирка. Космонавтам после приземления сначала трудно не только ходить, но даже поднимать руку. Мышцы можно развивать, выполняя физические упражнения. Упражнения следует делать в проветренном помещении, начиная с небольшой разминки, через два часа после еды.
Нагрузку на мышцы надо увеличивать постепенно, развивая все мышцы, чтобы не нарушить пропорции тела. Упражнения с тяжелыми гантелями нельзя начинать раньше 13 лет, пока не окрепли кости!
После упражнений следует принять душ или обтереться мокрым полотенцем. Лучший отдых для мышц – крепкий сон на свежем воздухе.
Билет № 12.
Билет № 13.
КАК ПИТАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ.
В огородах наши предки выращивали лук, репу, морковь, свёклу, тыкву, капусту, огурцы. Разводили кур, уток, гусей. У более зажиточных хозяев был домашний скот: коровы, козы, свиньи, овцы.
Простые люди мясо ели редко, рыба была им более доступна. Летом и осенью в лесах заготавливали ягоды, грибы, орехи. Ставили ульи с роями пчел и собирали мед. На зиму солили в бочках грибы и огурцы, квасили капусту, вялили и солили рыбу и мясо.
Основной пищей крестьян, и горожан на Руси долгое время быхлеб – ржаной и пшеничный. Ели каши из гречневой крупы, пшённой, перловой. Приправляли их молоком, коровьим или льняным маслом, медом. Делали кисели из овсяной или гороховой муки.
Непременным праздничным угощеньем былипироги всевозможных размеров и с различными начинками. Пили мед, разбавленный водой, а также квас, пиво. Позже распространилось и чаепитие из самоваров.
Билет № 14.
Билет № 15.
ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ РАСТЕНИЯ.
Разнообразны растения нашей Земли. Среди них есть хвойные и цветковые, водоросли, мхи и папоротники.
Разные у них величина и форма стеблей, листьев, корней. У цветковых растений разнообразны цветки и плоды. Хвойные деревья различаются хвоинками. У ели они колючие и короткие. Длинные хвоинки сосны обыкновенной крепятся по две, кедровой – по пять. Мягкие хвоинки лиственницы растут пучком.
Условия роста растений разные. Теневыносливые растения развиваются в тени, светолюбивые – на солнечных местах. Теплолюбивые растения погибают при резком похолодании, холодостойкие – выдерживают заморозки. Есть растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Одним растениям нужна богатая перегноем почва, другие растут на песках, третьи обитают в воде.
Многие растения обладают лекарственными свойствами. Мяту, чистотел, зверобой с давних времен используют на Руси. Среди растений встречаются и ядовитые. Красавка, ландыш, белена могут вызвать смертельные отравления.
Билет № 1
ИЗМЕНЕНИЯ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ ОСЕНЬЮ
О чем чаще всего в конце лета и в начале осени говорят люди? Конечно, о понижении температуры воздуха и воды в водоемах, о появлении инея на земле и первых заморозках. Все эти изменения связаны с тем, что Солнце поднимается все ниже. Все меньше тепла и света. После 23 сентября дни становятся короче ночи.
В октябре уже начинаются туманы и затяжные дожди, а иногда и первый снег. Неуютно становится в лесу. Роскошный ковер из осенних листьев почернел. Грибов уже нет. К концу месяца уже стоят без листьев осинки, березки и могучие дубы.
В ноябре уже блестит тонкий хрупкий ледок у берегов рек и озер. Появляется и снеговой покров, но в теплые дни он может растаять. Наблюдаются частые туманы, но бывают и солнечные деньки, которые радуют теплом всех обитателей природы.
Пору теплой погоды осенью называли в старину «бабье лето». Обычно оно бывало с 14 по 21 сентября. Успевали переделать много дел в такие погожие дни.
А в ноябре говорили, что стучится в дверь чародейка-зима. По древнеславянскому календарю вересень, сентябрь, — месяц первого инея («врасенец» — иней). Листопадником назвали октябрь. Ноябрь в старину называли «грудень» — грудами (буграми) начинает замерзать земля.
infopedia.su
Осенние изменения в неживой природе
— Здравствуйте, ребята. Я маленькая лесная фея Полина.
Я живу здесь, на окраине леса. Мой дом — природа. Вы уже давно знаете азбуку и умеете читать. Хорошая вещь, азбука. В ней всего только 33 буквы. Но, зная их, можно прочитать самую толстую книгу, узнать обо всём на свете. Но есть и другая азбука. Это азбука природы. В ней тысячи букв. Каждая звезда на небе — это буква, каждый камешек под ногами — это буква, облака — тоже буквы небесной книги. Они могут рассказать не только о том, что есть, но и том, что будет.
Поэтому, сегодня я приглашаю вас на урок изучения азбуки природы.
— Вы уже догадались, что говорить мы будем об осени. Осень — моё любимое время года. Она состоит из трёх месяцев.
Их названия: сентябрь, октябрь и ноябрь. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как осенью. Уж очень быстро и ярко перекрашивает она всё вокруг, выбирая самые впечатляющие цвета и тона из одной палитры.
Многие художники тоже восхищаются осенью, а композиторы посвящают ей свои произведения.
— Я приглашаю вас зайти ко мне в гости. Моё волшебное зеркало хочет показать вам замечательные картины русских художников, посвящённые осени. А прозвучит отрывок пьесы П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года».
— Замечательно, не правда ли? Давайте же поближе познакомимся с красавицей-осенью и разберёмся, какие изменения происходят в природе в это время года.
— Но сначала вспомним: на какие 2 большие части мы условно разделяем природу или природные объекты.
— Человек условно разделил природу на 2 части: живая природа и неживая.
К живой природе относятся человек, растения, животные, грибы, бактерии, а к неживой — солнце, луна, звёзды, облака, дождь, горы, вода, радуга, почва, и другие.
Объекты живой природы отличаются от неживой тем, что они дышат, питаются, растут, размножаются, умирают. Объекты неживой природы не дышат, не нуждаются в пище, не растут, не размножаются, не умирают.
Неживая природа способствует жизни живой природы. Так, например:
—Вода – это неживая природа, рыбка – живая. Если бы не было воды, рыбки бы не смогли жить.
—Солнце – это неживая природа, растения — живая. Но растения живут благодаря солнечному свету.
Таким образом, между живой и неживой природой существует тесная взаимосвязь. Можно точно сказать, что изменения в неживой природе влекут за собой изменения в живой.
Ну, а сейчас, я приглашаю вас на небольшую прогулку.
— На рассвете я просыпаюсь, поднимаюсь на высокий холм и вижу, как туман окутывает лес.
Кажется, будто облака опустились и укрыли землю густым и пушистым покрывалом. Туман шуршит в парке, над озером, рекой. Гуще всего туман бывает по утрам, когда земля сильно остывает.
Но стоит солнцу взойти, пригреть землю – и туман исчезает.
— Осеннее солнце. Оно поднимается над горизонтом ниже, чем летом.
И греет всё слабее и слабее.
— А теперь давайте посмотрим на осеннее небо. Оно гораздо бледнее, чем было летом в жаркие дни. Тогда казалось, что всё небо залито густой лазурью, а вот теперь оно светло-голубое или светло-серое.
Иногда оно затягивается серыми мрачными тучами.
Воздух становится прохладным. Ощущается острый запах влаги, пахнет дождём…
— Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний — моросящий.
Как зарядит сыпать маленькими каплями на землю, так и будет идти день два, три, не переставая.
Под ногами слякоть, а небо грустное, свинцовое. И тогда становится очень скучно…
— В такие дни я часто навещаю своих друзей гномов.
— Погостив у гномов, спешу домой. Уже заметно, что дни становятся всё короче, а ночи — всё длиннее и длиннее.
— А однажды утром вдруг видишь, что стала белой трава и земля. Это иней.
Появился иней, значит, — на улице легкий морозец — заморозки. Заморозки бывают и в начале осени, но частыми они становятся поздней осенью.
— Поздней осенью выпадает первый снег.
— А в самом конце осени происходит ледостав — реки, озера, пруды покрываются льдом.
Вскоре вся земля оденется в белый снеговой наряд.
Вот она какая, осень.
— А сейчас давайте вернемся к волшебному зеркалу и повторим, какие изменения происходят в неживой природе осенью.
· Солнце поднимается над горизонтом ниже, чем летом. Греет слабее.
· Дни становятся короче, а ночи — длиннее.
· Воздух становится холоднее.
· Небо покрывается низкими серыми облаками.
· Идут моросящие дожди.
· Часто бывают туманы.
· Иногда по утрам бывают заморозки, иней.
· В конце осени выпадает первый снег.
· Наступает ледостав.
— Вот и всё. Надеюсь, прогулка была для вас познавательной. До скорой встречи.
videouroki.net
Осенние изменения в природе. Осенние изменения в неживой природе
Для всестороннего развития дошкольников в детском саду и младших школьников крайне необходимо обращать внимание на природные изменения сезонов: весны, лета, осени, зимы. Например, с началом осени и нового учебного года можно провести урок «Осенние изменения в природе», наглядно объясняя в парке на прогулках или в классе с использованием собранного заранее материала тему обучения. Более взрослые дети ведут календарь изменения погоды, рисуя значки и проводя сравнение с предыдущими годами. В нем фиксируются осенние изменения в природе (картинки и гербарий прилагаются). По теме урока следует обращать внимание ребят на следующие моменты.
Золотая осень
В средней полосе России осень, действительно, «очей очарованье», как говорил поэт. Жару и духоту лета меняет легкая прохлада. Дни становятся короче, а ночи – длиннее и темнее. Первыми на эти осенние изменения в природе начинают реагировать деревья. Листья желтеют и краснеют, затем потихоньку облетают, покрывая разноцветным ковром всю округу. Наступает период золотого бабьего лета, когда природа все еще радует умеренным солнышком, когда поспевают уже поздние фрукты, наполняясь и сладостью, и ароматом, но ночи уже становятся все холодней и холодней.
Листопад
Это величественное и красочное явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими почти у всех дикорастущих деревьев в холодные периоды года. Листва опадает и дает возможность таким образом растениям отдохнуть, подготовиться к долгой зимней спячке, когда все жизненные процессы внутри дерева приостанавливаются, а соки перестают циркулировать. Без листьев деревья расходуют намного меньше воды, не скапливают на ветках много снега в период снегопадов. А значит, и риски механических повреждений снижаются. К тому же, вместе с листьями растения сбрасывают и всевозможных вредителей, которые затем погибают в период, когда настают холода. Можно сказать, что осенние изменения в природе начинаются с листопада. Но это – в живой природе (ведь деревья тоже живые существа, обладающие способностью дышать и расти). А как проходят осенние изменения в неживой природе, связанные с близким наступление холодов?
Туманы
Бабье лето – период недолгий, обычно заканчивающийся с наступлением октября. Появляются уже первые признаки ненастной погоды. Туманы, густые, липкие, напоминающие по своему виду молоко, наполняют осеннюю природу сыростью и прелым запахом. По своей сущности туман – густое облако, которое в результате перепада температуры образуется у самой поверхности почвы. Как только потеплеет – туман рассеется. Влага выпадет на пожухлую траву и листву в виде инея (если земля уже достаточно остыла).
Иней
К теме осенние изменения в неживой природе относится и такое явление, как иней. По сути своей – это мелкие частички росы, застывшие в виде снежинок. Они покрывают все поверхности тонким неровным колючим слоем. Это говорит о том, что в атмосфере появились первые заморозки и отрицательная температура.
Ветры и облака
Осенью холодный фронт атмосферы приносит с собой более холодные воздушные массы. Ветры реагируют на это и меняют свое направление, усиливаются, принося непогоду и осадки. Это время года иногда становится слякотным и протяженным, вызывая осенние изменения в природе.
В свою очередь, кучевые дождевые облака приносят в себе огромное количество осадков. Если температура меняется достаточно резко, то можно и в начале осени почувствовать сильные ветры, увидеть и ощутить дожди со снегом, как следствие появления холодного циклона.
Ледоход и гололед
В конце ноября, бывает, температура воздуха падает до отрицательных значений. Водная поверхность различных водоемов сковывается первыми корочками льда. Это чаще всего происходит в прудах и озерах, где почти отсутствует течение. Лед не совсем еще окрепший, поэтому ветер и течения относят его, образуя так называемый осенний ледоход.
Гололед, покрывающий почву в середине и в конце осени, образуется при легком морозе, который не дает дождю превратиться в снег. Земля еще не достаточно остыла, чтобы укрыться снежным покрывалом, предвестником сильных морозов.
Наблюдая осенние изменения в природе, можно узнать, как подготавливается переход к зимнему периоду жизни, холодному и снежному. Когда все вокруг как бы замирает до следующей весны и наступления теплых дней.
Осенние изменения в живой природе
- О листопаде у деревьев и его значении для жизнедеятельности растений мы уже говорили в начале статьи. Следует подчеркнуть, что деревья относятся также к живой природе, так как живут и умирают, дышат и дают потомство. У растений осень – тщательная подготовка к зимнему периоду, когда все они (живущие в естественных условиях) впадают в зимнюю спячку: жизнедеятельность и обмен соками уменьшается многократно.
- Насекомые с наступлением холодов прячутся и впадают в спячку. Это защитная реакция на понижения температурных показателей. Множество насекомых (например, мухи или жуки) заползают в уютные щели и на первый взгляд кажутся мертвыми. Но это не так. С наступлением весны они оживут и снова будут летать.
- Холоднокровные животные «засыпают» в результате того, что не могут поддерживать температуру, необходимую для существования. Змеи, лягушки, рептилии и амфибии – все впадают поздней осенью в спячку.
- В самом начале осени птицы готовятся к перелетам в теплые края. Затем начинается их отлет. Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.
- Некоторые млекопитающие также впадают в спячку в конце осени-начале зимнего периода. Но связано это скорее не с наступлением холодов, а с отсутствием кормовой базы для них зимой. К таким животным относятся: медведь, барсук, сурок, еж, некоторые грызуны (суслик, хомяк, соня).
- Зимующие млекопитающие усиленно накапливают вес, чтобы в зимние холода расходовать собственный жир для обогрева и питания.
Таким образом, животный мир готовится к приближению зимнего холодного периода, по разному реагируя на осенние изменения в природе.
fb.ru
Связи живой и неживой природы. Взаимосвязь живой и неживой природы
Всё, окружающее нас, – воздух, вода, земля, растения и животные – это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа – это человек, животные, растительный мир, микроорганизмы. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться. Неживая природа – это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Они могут не изменяться и оставаться в одном и том же состоянии многие тысячелетия. Связи живой и неживой природы существуют. Все они взаимодействуют друг с другом. Ниже схема живой и неживой природы, о которых и пойдет разговор в этой статье.
Взаимосвязь на примере растений
Наш окружающий мир, живая, неживая природа не могут существовать по отдельности друг от друга. Например, растения относятся к объектам живой природы и не могут выживать без солнечного света и воздуха, так как именно из воздуха растения получают для своего существования углекислый газ. Как известно, он в растениях запускает процессы питания. Получают питательные вещества растения из воды, а ветер помогает им размножаться, разнося их семена по земле.
Взаимосвязь на примере животных
Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды. Например, белка питается орехами, которые растут на дереве. Она может дышать воздухом, она пьет воду и так же, как растения, не может существовать без солнечного тепла и света.
Наглядная схема живой и неживой природы и их взаимосвязь приведены ниже.
Появление неживой природы
На Земле изначально появилась неживая природа. Объекты, относящиеся ней, – это Солнце, Луна, вода, земля, воздух, горы. Со временем горы превратились в почву, а солнечное тепло и энергия позволили первым микробам и микроорганизмам появиться и размножаться сначала в воде, а затем и на земле. На суше они учились жить, дышать, питаться и размножаться.
Свойства неживой природы
Неживая природа появилась вначале, и ее объекты являются первичными.
Свойства, которые характерны для объектов неживой природы:
- Они могут находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом состоянии они устойчивы к воздействиям окружающей среды и крепки по своей форме. Например, это земля, камень, гора, лед, песок. В жидком состоянии они могут находиться в неопределенной форме: туман, вода, облако, нефть, капли. Объекты в газообразном состоянии – это воздух и пар.
- Представители неживой природы не питаются, не дышат и не могут размножаться. Они могут менять свой размер, уменьшать или увеличивать его, но при условии, что это происходит при помощи материала из внешней среды. Например, кристалл льда может увеличиться в размере за счет присоединения к нему других кристаллов. Камни могут терять свои частицы и уменьшаться в размерах под воздействием ветров.
- Неживые объекты не могут рождаться, а соответственно, и умирать. Они появляются и никуда уже не исчезают. Например, горы не могут никуда пропасть. Несомненно, что некоторые объекты способны переходить из одного своего состояния в другое, но не могут умереть. Например, вода. Она способна находиться в трех разных состояниях: в твердом (лед), жидком (вода) и в газообразном (пар), но она так и остается существовать.
- Неживые объекты не могут передвигаться самостоятельно, а только при помощи внешних факторов окружающей среды.
Отличия неживой природы от живой
Отличием от живых организмов, признаком неживой природы является то, что они не могут воспроизводить потомство. Но, появляясь в мире однажды, неживые объекты никогда не исчезают и не умирают – кроме случаев, когда под влиянием времени они переходят в другое состояние. Так, камни через какое-то количество времени вполне могут превратиться в пыль, но, изменяя свой вид и свое состояние и даже распадаясь, своего существования не прекращают.
Появление живых организмов
Связи живой и неживой природы возникли сразу же после появления объектов живой природы. Ведь природа и объекты живой природы смогли появиться только при определенных благоприятных условиях внешней среды и непосредственно при особом взаимодействии с объектами неживой природы – с водой, с почвой, с воздухом и Солнцем и их сочетанием. Взаимосвязь живой и неживой природы неразрывна.
Жизненный цикл
Все представители живой природы проживают свой цикл жизни.
- Живой организм может питаться и дышать. Связи живой и неживой природы, конечно же, присутствуют. Так, живые организмы способны существовать, дышать и питаться при помощи объектов природы неживой.
- Живые существа и растения могут рождаться и развиваться. Например, растение появляется из маленького семени. Животное или человек появляется и развивается из эмбриона.
- Все живые организмы имеют способность размножаться. В отличие от гор, растения или животные могут бесконечно сменять жизненные циклы и смену поколений.
- Жизненный цикл любого живого существа всегда заканчивается смертью, то есть они переходят в другое состояние и становятся объектами неживой природы. Пример: листья растений или деревьев уже не растут, не дышат и им не нужен воздух. Труп животного в земле предается разложению, его составляющие становятся частью земли, минералами и химическими элементами почвы и воды.
Объекты живой природы
Объектами живой природы являются:
- люди;
- животные;
- птицы;
- растения;
- рыбы;
- водоросли;
- паразиты;
- микробы.
Объекты неживой природы
К объектам неживой природы относятся:
- камни;
- водоемы;
- звезды и небесные светила;
- земля;
- горы;
- воздух, ветер;
- химические элементы;
- почва.
Связи живой и неживой природы присутствуют повсюду.
Например, ветер срывает листву с деревьев. Листья – это объект живой природы, а ветер относится к неживым объектам.
Пример
Взаимосвязь живой и неживой природы можно увидеть на примере утки.
Утка – живой организм. Она – объект живой природы. Утка создает свой дом в камышовых зарослях. В этом случае она связана с растительным миром. Пищу утка себе ищет в воде – связь с неживой природой. При помощи ветра она может летать, солнце согревает и дает свой свет, необходимый для жизни. Растения, рыбы и другие организмы являются для нее пищей. Солнечное тепло, солнечный свет и вода помогают жизни ее потомства.
Если в этой цепи убрать хоть одну составляющую, то жизненный цикл утки нарушается.
Все эти взаимосвязи изучает живая, неживая природа. 5 класс в средней общеобразовательной школе по предмету «естествознание» полностью посвящен этой теме.
fb.ru
» Живая и неживая природа осенью»
Тема: «Живая и неживая природа осенью»
Цель урока: познакомить учащихся с осенними изменениями в живой и неживой природе; уточнить и систематизировать представления учеников о признаках осени.
Задачи урока:
1.Дать представления об изменениях в жизни растений и птиц осенью.
2.Учить обобщать собственный жизненный опыт и привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения.
3.Продолжать формирование элементов экологической культуры.
4.Воспитание эмоциональной адекватности, эстетического чувства, экологически грамотное поведение в природе.
5.Коррекция звуковой стороны речи.
6.Формирование аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы.
Оборудование и наглядность: плакат с изображением осенней природы, карандаши, альбомы, изображения животных.
Ход урока:
1.Орг.момент
Прозвенел для нас звонок, начинается урок.
К нам без опоздания, приходи старания.
Помоги нам потрудиться, в школу мы пришли учиться.
(учитель) Вот и прозвенел звонок, начался урок.
Очень тихо вы присели и работать захотели.
Руки? На месте! Ноги? На месте!
Локти? У края! Спина? Прямая!
2.Сообщение темы и цели урока
Ребята, отгадайте загадку: Солнцу теплому не верьте — Впереди метели. В золотистой круговерти Листья полетели. Это я пришла с дождями, Листопадом и ветрами. (Осень)
Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает,
И бормочет , и поет, убаюкивает. ( дождь)
— Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе. Будем стараться подружиться с природой, откроем новые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения.
Осень в парке
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.
Листья желтые летят
Падают , кружатся
И под ноги просто так
Как ковер ложатся
Что за желтый снегопад
Это просто …(листопад)
Что мы будем делать с вами, чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать, тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать, научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество-внимательность,
А поможет нам узнать – наша любознательность.
-Какое сейчас время года?
— Назовите осенние месяцы.
-Какой день недели?
-Какая сегодня погода?
— Какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени?
-Какие изменения происходят в живой природе?
— Сегодня мы будем говорить об осени, точнее о тех изменениях, которые происходят с наступлением осени и как меняется природа за три осенних месяца. Ваша задача внимательно слушать меня, своих друзей, отвечать на поставленные вопросы только полными предложениями, т.е. давать полные ответы. Быть послушными и активными.
3.Актуализация знаний
-Какие времена года вы знаете?
-Чем ребята заняты летом, весной, зимой.
-Назовите осенние месяцы?
4.Изучение нового материала
-Сейчас послушайте стихотворение и скажите, о каком признаке осени в нем говорится?
Листья желтые летят
Падают , кружатся
И под ноги просто так
Как ковер ложатся
Что за желтый снегопад
Это просто …(листопад)
Какой становится лес?
Вывод: листья становятся желтыми и красными
-Что происходит дальше? (листопад)
Вот на ветке лист клиновый,
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
Поработали мы дружно.
Отдохнуть немножко нужно!
5.Физминутка
Мы листочки осенние, на веточки сидим.
Дунул ветер- полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, закружились
И на землю приземлились.
— Какие изменения в природе происходят в начале, в конце осени?
-Что можно сказать о температуре воздуха?
— Как она поменялась?
-Осадки?
-Реки, озера?
— Ребята, отгадайте загадки:
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке (гриб)
Под кустами,
Под листами
Мы попрятались в траву
Нас в лесу ищите сами,
Мы не крикнем вам « Ау» (грибы)
Под листами на поляне
В прятки девочки играли
Притаились три сестрички
Светло-желтые…(лисички)
-Еще одним признаком осени можно назвать появление и сбор грибов. Всем известно, что осень — это грибная пора. Многие отправляются в лес за грибами, но не каждый может назвать себя грибником, ведь для этого надо хорошо знать грибы и уметь их отличать.
6.Физминутка
Семка шел, шел, шел
Белый гриб нашел.
1-грибок, 2-грибок, 3-грибок
Положил их в кузовок.
-А теперь обратимся к живой природе. Какие изменения происходят жизни животных и птиц. Это тоже является признаками осени.
Над цветком она летала
И пыльцу с цветка собрала
Полосатая она
И зовут ее…(пчела)
На березовую ветку
Кто сушить повесил сетку? ( паук)
-Что происходит с насекомыми?
-Какие насекомые замирают до весеннего тепла? (муравьи и мухи)
-Погибают? (бабочки)
-Закапываются поглубже в землю? (жуки)
-Как ведут себя птицы) (многие улетают в теплые края)
-Как вы думаете зачем?
-Все ли птицы улетают? Как их называют? (перелетные-ласточки, гуси, аисты, лебеди, скворцы, жаворонки) (слайд)
-Как можно помочь зимующим птицам? (дятел, снегирь, голубь, синица, воробей)
-Еще одна примета — изменение окраски шерсти у животных. Зачем они это делают?
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу, в дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(белка)
За деревьями кустами промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало- нет ни дыма, ни пожара.
(лиса)
У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от холода – кора.
(заяц)
Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой, спит в избушке снеговой.
(медведь)
7.Итог урока
-По каким признакам мы узнаем, что наступила осень?
-О каких признаках осени мы говорили на уроке?
-Что вам понравилось на уроке?
infourok.ru