13 стр. басен Эзопа

121. Кифаред

Один бездарный кифаред пел свои песни с утра до вечера в доме с оштукатуренными стенами; голос отражался от стен и казался ему необычайно благозвучным. Это придало ему духу, и он решился выступить в театре.
Но когда он вышел на сцену и невыносимым голосом завел свою песню, его забросали камнями и выгнали.

Так и некоторые риторы: пока они в школе, то кажутся талантливыми, но едва возьмутся за государственные дела, как оказываются ничтожными.

122. Воры и петух

Воры залезли в дом, но ничего не нашли там, кроме петуха; схватили его и пошли вон. Петух увидел, что его зарежут, и стал умолять о пощаде: он-де птица полезная и ночью будит людей на работу.
Но воры сказали:
«Вот за это мы тебя и зарежем, раз ты будишь людей и не даешь нам воровать».

Басня показывает: все, что полезно хорошим людям, бывает особенно ненавистно дурным.

123. Галка и вороны

Одна галка была ростом больше всех других галок; и вот, воспылав презрением к своей породе, отправилась она к воронам и попросилась жить вместе с ними. Но вид ее и голос был воронам незнаком, и они побили ее и прогнали. Отвергнутая, вернулась она к своим галкам: но те, негодуя на ее спесь, отказались ее принять. Так и осталась она ни при тех и ни при этих.

Так и с людьми, покидающими отечество для чужих краев: на чужбине их не уважают, а на родине чуждаются.

124. Ворон и лисица

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос.
Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом.
А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:
«Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».

Басня уместна против человека неразумного.

125. Ворона и ворон

Вороне было завидно, что ворон дает людям знаменья при гаданиях, предсказывает будущее, и за это люди даже в клятвах его поминают; и решила она добиться того же и для себя. И вот, увидев прохожих на дороге, села она на дерево и начала громко каркать. Обернулись путники и удивились, но один из них воскликнул:
«Идемте, друзья: это ворона, а от ее крику — никакого толку».

Так и люди, когда тягаются, чтобы сравняться с сильнейшими, терпят неудачи и становятся посмешищем.

126. Галка и лисица

Голодная галка уселась на смоковницу. Там она увидела смоквы, зимние, недозрелые, и решила дождаться, пока они созреют.
Увидела лисица, что галка сидит и не улетает, узнала у нее, в чем дело, и сказала:
«Напрасно ты, любезная, на что-то надеешься: потешиться такой надеждой, пожалуй, можно, но насытиться — никогда».

Против человека, ослепленного жадностью.

127. Ворона и собака

Ворона приносила жертву Афине и звала собаку на жертвенный пир. Собака ей сказала:

«Зачем тратишься на напрасные жертвы? Ведь богиня тебя ненавидит, что даже знаменьям твоим не дает веры». Ответила ворона:
«Оттого-то я и приношу ей жертву: я знаю, что она меня не любит, и хочу, чтобы она ко мне смягчилась».

Так многие из страха готовы услужить собственным врагам.

128. Ворон и змея

Ворон, не видя нигде добычи, заметил змею, которая грелась на солнце, налетел на нее и схватил; но змея извернулась и его ужалила; и сказал ворон, испуская дух:
«Несчастный я! такую нашел добычу, что сам от нее погибаю».

Басню можно применить к человеку, который нашел клад и стал бояться за свою жизнь.

129. Галка и голуби

Галка увидела, как голубей в голубятне хорошо кормят, и покрасилась белилами, чтобы зажить вместе с ними. И пока она молчала, голуби принимали ее за голубя и не гнали; но когда она забылась и каркнула, они сразу узнали ее голос и выгнали ее прочь. Оставшись без голубиного корму, вернулась галка к своим; но те не признали ее из-за белых перьев и не пустили жить с собой. Так галка, погнавшись за двумя выгодами, ни одной не получила.

Следственно, и мы должны довольствоваться тем, что имеем, памятуя, что алчность ничего не приносит, а только отнимает последнее.

130. Живот и ноги

Живот и ноги спорили, кто сильнее. Ноги каждый раз хвастались, что столько в них силы, что они и самый живот на себе носят; но живот отвечал:
«Эх, любезные, кабы я не принимал пищу, ничего бы не могли вы носить».

Так и в войсках количество ничего не значит, если воины лишены благоразумия.



vsebasni.ru

Басни: Эзоп — «Ворона и лисица», «Волк и ягнёнок», И. Крылов

Басни

Давным-давно, никто и не припомнит когда, человек научился выражать поучительную мысль в краткой форме, например в пословицах. Со временем возникла потребность проиллюстрировать назидание каким-нибудь примером из жизни. Чтобы рассказ был занимательным и чтобы поучение не было слишком прямолинейным, в роли персонажей изображали животных, рыб, птиц, растения, вещи и т. п. Такие рассказы стали называть баснями. Произошло это слово от древнерусского глагола баяти — рассказывать. Поучительный вывод басни стали произносить в начале или (чаще) в конце занимательного рассказа. Вывод, или мораль, является важной частью басни, что отображено в таких пословицах, как «Басни толком красны», «Басня моралью красна»,

«Басни — ложь, но в них намёк, добрым молодцам урок».

Каждый народ имеет своих знаменитых баснописцев, например, у древних римлян это Федр, у французов —

Ж. де Лафонтен, у немцев — Лессинг, у украинцев — Л. Глибов и т. д.

В этом разделе вы познакомитесь с баснями древнегреческого поэта Эзопа и произведениями русского баснописца XIX в. Ивана Андреевича Крылова.

Их басни восхищали и слушателей, и читателей многих поколений. Надеемся, что и вам они понравятся.

 

Эзоп

(VII—VI вв. до н.э.)

Рождение жанра басни связывают с именем древнегреческого баснописца Эзопа, которого причисляли к семи выдающимся мудрецам античности. И хотя все сведения о его жизни легендарны, Эзоп, по видимому, всё-таки был реальным человеком. По мнению древнегреческого историка Геродота, Эзон родился рабом, жил на острове Самос, позднее служил при дворе лидийского царя Креза. Был убит жрецами1 в Дельфах, потому что высмеивал богов.

Чем же снискал себе такую славу человек рабского происхождения, которого современники и потомки считали достойнее жрецов и богачей?

Люди из народа были по-своему очень мудры и остры на язык: они могли метко, порой даже в обидной форме, высмеять любые недостатки знати. Из таких народных насмешек, вероятно, и зародился жанр басни, который сразу же стал довольно глубоким и структурированным.

В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще всего выступают условные басенные звери. Но под видом животных в баснях аллегорически изображены определённые люди или социальные явления.

Все басни Эзопа написаны прозой. Очень долгое время они существовали устно. Первый сборник «Эзоповых басен» на рубеже IV-III вв. до н. э. составил Деметрий Фалерский2. Этот сборник положил начало традиции басенных записей. В него включены более трёхсот произведений разных баснописцев.

В V. до н. э. началась литературная обработка басен Эзопа. Басни Эзопа просты и кратки, их сюжет не отягощён второстепенными подробностями. Басенный язык простой и близкий к разговорному. Сюжеты взяты из жизни.

Чаще всего в баснях Эзопа встречаются такие животные персонажи, как лисица, лев, змея, волк, собака, осёл. Причём характеры этих зверей меняются в зависимости от сюжета басни, то есть все они интересуют автора не сами по себе, а как носители определённых функций. Эзоп придумал свой особый, иносказательный, язык, который так и называют — эзопов язык.

1    Жрец — служитель религиозного к

narodna-osvita.com.ua

Эзоп «Ворон и Лисица», И.А. Крылов «Ворона и Лисица»»

Цели урока:

  1. Продолжить ознакомление с баснями Эзопа и баснями И. А. Крылова;
  2. Формировать умение находить мораль в произведениях;
  3. Развивать внимание, память, воспитывать интерес к чтению.

Подготовка к уроку: учащимся предлагается найти и прочитать басни И. А. Крылова (кроме изучаемых на уроках чтения), узнать больше о жизни баснописца; подготовить выразительное чтение или выучить наизусть одну из басен, которая больше всего понравилась, найти в ней мораль, подготовить иллюстрации.

Ход урока

I. Организационный момент.

Готовность к уроку.

II. Речевая разминка. (Слайд 2, Презентация)

Осип орет, Архип не отстает.
Кто кого переорет?
Осип охрип. Архип осип.

  1. Прочитайте медленно. К какому жанру относится эта фраза? (Скороговорка.)
  2. Прочитаем орфографически (как пишем).
  3. Прочитаем орфоэпически (как произносим).
  4. Прочитайте с ускорением.

Вопрос: Что высмеивает народ этой скороговоркой?

III.Выставка рисунков учащихся к басням И.А. Крылова. (Слайд 3–5)

Вопрос: К каким произведениям подготовлены иллюстрации?

IV. Учащиеся рассказывают об И.А.Крылове. (Приложение)

Сообщения учащихся:

1. Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он научился в семье.

2. Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось: ни денег, ни других ценных вещей, только сундучок с книгами.

3. И. А. Крылов с детства мечтал стать литератором. Он много читал. Ему удалось выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий.

4. Первые басни Крылова в печати появились в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: “Нави Волырк” Но если прочитать это имя справа налево (задом наперед), сразу можно все понять.

5. Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 76 году и написал более 200 басен.

6. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались.

7. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.

V. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают басни:

1. “Мартышка и очки”. (Слайд 6)

2. “Зеркало и Обезьяна”. (Слайд 7)

2. Ролевое чтение наизусть – “Зеркало и Обезьяна”. (Слайд 8)

3. “Обезьяна”. (Слайд 9)

Учитель: Что такое басня? (Ответы учащихся.)

Учитель: Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы узнаем людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

VI. Изучение новой темы.

Учитель: Обратите внимание на портрет и прочитайте. (Слайд 10; Приложение 1)

Эзоп-баснописец, величайший благодетель (слайд) человечества, по доле своей был раб, а по роду своему – фригиец из самой Фригии. С виду он был уродом: для работы негож, брюхо вспученное, голова что котел, курносый, грязный, кожа темная, увечный, косноязычный, руки короткие, на спине горб, губы толстые – такое чудовище, что и встретиться страшно. А еще того хуже – был он немой и совсем не мог разговаривать.

Учитель: А знаете ли вы что? (Слайд 11)

Учитель: Прочитаем басню, которую написал не сказочный персонаж, а реальный Эзоп.

VII. Чтение басни Эзопа “Ворон и лисица”. (Приложение 2)

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать”.

Какого испытания не выдержал ворон? Лисица в этой басне хитрая или мудрая? Какой вывод (мораль) можно сформулировать в конце? Эта басня осуждает неразумного неумного человека.

Беседа:

1. Какого испытания не выдержал Ворон?

2. Лисица хитрая или мудрая?

3. Какой вывод (мораль) можно сформулировать в конце? Ответ: Эта басня осуждает неразумного, неумного человека.

VIII. Физкультминутка.

IX. Знакомство с басней И.А. Крылова “Ворона и Лисица”. (Слайд 12)

Учитель: Слушаем и смотрим! (Приложение 3 – Просмотр Басни И.А. Крылова в жанре sand animation.)

Учитель: Кому понравилась басня?

X. Работа над словарем. (Слайд 13)

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.

Льстец – льстивый человек.

Гнусный – вызывающий отвращение, омерзительный; Взгромоздиться – взобраться с усилием на что– то высокое.

Пленил – привлек внимание, привели в восторг.

Вещуньина – принадлежащая вещунье.

Вещунья – несущая весть, известие, предсказательница.

Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается пища.

XI. Чтение басни учащимися “Ворона и Лисица”. (Приложение 4)

Беседа:

1. Каждому приятно слышать о себе хорошие слова. Почему И.А. Крылов сказал, что лесть – вредна? Ответ: Лисица хвалила ворону обманчиво.

2. Почему Лиса выбрана на роль льстеца? Ответ: В сказках лисица хитрая, коварная, ловкая.

3. А почему слушательницей выбрана ворона? Ответ: В народе говорят: “Ты почему глупый, как ворона?”

XII. Выборочное чтение.

1. Какими словами автор характеризует Лисицу? (Слайд 14)

[…]Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша[…]

2. С какими ласковыми словами Лисица обращается к Вороне? (Слайд 14)

[…]“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!

3. Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (Слайд 14)

[…]Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,—
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

XIII. Выразительное чтение басни по ролям.

XIV. Обобщение и выводы.

Обобщение:

1. Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы?

2. Почему эта история случилась с Вороной?

3. Почему Лисице удалось достичь своей цели?

4. Как баснописец относится к Вороне и Лисице?

Вывод:

Сравним басни Эзопа и Крылова. В чем сходство и различия?

Ответ учащихся: басню Крылова можно читать по ролям, а басню Эзопа невозможно.

Вопрос:

Какая басня понравилась больше и почему?

А в басне Крылова присутствует мораль? Где она?

XV. Проверь себя.

Самостоятельная работа по карточке “По страницам басен Крылова”. (Приложение 5)

XVI. Домашнее задание.

Выучить наизусть басню “Ворона и Лисица”. По желанию найти и прочитать басни И.А. Крылова “Ворона” и “Лисица”.

XVII. Итог. Рефлексия.

Какой момент на уроке вам понравился?

urok.1sept.ru

Эзоп. «Ворон и Лисица»

5 класс

Урок № 11.

Тема. Эзоп. «Ворон и Лисица».

Цель:

  • дать учащимся понятие о басне как литературном жанре; познакомить ребят с легендами об Эзопе, выявить значение морали басни «Ворон и лисица»; показать роль басен Эзопа в жизни общества;
  • формировать навыки выразительного чтения (инсценирования), лексической работы, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном сообщении;
  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Басня – один из малых эпических жанров.

Басня — краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. Басня состоит из вступления, описания событий и морали.

Аллегория (греч.) – иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.

Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность — в обличии волка, коварство — в виде змеи и т. д.

Мораль (лат.) – логический, поучительный вывод из чего-нибудь.

Эзопов язык – речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приемами для сокрытия прямого смысла.

3. Отличительные особенности басни.

Стремление учить на «отрицательном примере», в силу чего в произведении неизменно присутствует герой, который является носителем какого-либо нравственного недостатка.

4. Особенности басни.

•Фамильярно-бытовая лексика и фразеология (из кожи вон лезет).

•Сказочно-народная лексика и фразеология (бедняжка-куманек).

•Восклицательные и вопросительные предложения (Спой, светик, не стыдись!)

•Частицы устного обихода (ей-же-ей).

•Слова с суффиксами уменьшительно-ласкательными, увеличительными, пренебрежительными, префиксами эмоционально-экспрессивного значения (перушки, мастерище, огородишко, объедала).

•Диалог – с краткими, динамичными репликами.

•Часты обращения (Это, Щука, тебе наука…).

5. Этапы развития басни.

Первый этап. — Эзоп (древнегреческий баснописец) – 6 век до н.э. Отличительные особенности: краткость, ясность, простота.

Федр (древнеримский баснописец) – 1 век до н.э. Короткие басни в прозе. Называлась басня притчей.

Второй этап (XVII в.). — Лафонтен (французский баснописец). Создал стихотворную басню. Заимствовал сюжеты у древних.

Третий этап (XVIII-XIX вв.). — И.А.Крылов (русский баснописец). Создал подлинно-народную реалистическую басню. Написал 204 басни (только 67 из них переводные, остальные – оригинальные). Создавал басни-сатиры. Басни сказочные, занимательные, короткие, динамичные (мало описаний и много действия).

•Кантемир А.Д.

•Тредиаковский В.К.

•Сумароков А.П.

•Хемницер И.И.

•Дмитриев И.И.

также писали басни

•Грибоедов А.С.

•Жуковский В.А.

•Гоголь Н.В.

•Салтыков-Щедрин М.Е.

•Островский А.Н.

•Толстой А.К.

•Толстой Л.Н.

продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика

Четвёртый этап (XX в.) — С.В.Михалков, В.Кривин продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика.

6. Беседа по вопросам к статье учебника «Эзоп» (статья прочитана дома).

— К какому времени относится первое упоминание об Эзопе?

— Что известно об Эзопе?

— Что значит выражение «эзопов язык»? Дайте определение понятию «иносказание».

— Какие авторы использовали сюжеты Эзопа?

7.Сообщение учащегося об Эзопе.

Эзоп – полулегендарный древнегреческий баснописец, по преданию, раб, горбатый и уродливый. «Язык Эзопа» – язык басен витиеватой формы и с переносным смыслом, аллегорией. Его темы «вороны и лисицы», «волка и ягненка» и др. – находили своих трактовщиков среди баснописцев последующих поколений: Федр, Лафонтен, Крылов и др. Эзоп – мудрец из народа, по преданию, был сброшен со скалы жрецами, которые видели в нем соперника, влиявшего на настроения народа.

Об Эзопе рассказывают немало историй, похожих на притчи либо анекдоты.

К примеру, когда баснописца однажды на улице встретил градоправитель, спросивший, куда тот держит путь. Эзоп ответил:

— Не знаю!

Правитель возмутился, позвал стражу и велел отвести Эзопа в тюрьму.

— А что я тебе говорил? – воскликнул Эзоп, — мог ли я знать, идя по улице, что попаду в тюрьму?

Правитель, удивленный остроумием раба, отпустил его на свободу.

Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Произведения фригийского раба или приписывавшиеся ему объединялись в сборники под названием «Эзоповы басни». Их переписывали, изучали в школах, разучивали наизусть. Басни Эзопа стали одними из самых популярных произведений в античном мире.

В самые мрачные периоды истории, когда за правдивое слово можно было лишиться головы, человечество не впадало в немоту лишь потому, что в арсенале у него был Эзопов язык. Можно было выражать свои мысли, воззрения, протесты в сюжетах из жизни животных, птиц, рыб. С помощью басен Эзоп преподал потомкам азы мудрости. Сохранилась целая книга забавных рассказов о его жизни и приключениях. Несмотря на свое внешнее уродство, Эзоп сделался настоящим героем народных преданий, повествующих о его смелых выступлениях против богачей и знати, о посрамлении им ложной мудрости правящих верхов.

8. Выразительное чтение басен Эзопа «Ворон и Лисица», «Два горшка».

Два горшка.

Река несла в своем течении два горшка — глиняный и медный.

«Держись от меня подальше, не подплывай близко, — просит глиняный горшок медного.

— Чуть ты дотронешься до меня, ты расколотишь меня в куски, а самому мне касаться тебя нет охоты».

Нет житья бедняку, если под боком у него поселится богач.

III. Закрепление изученного.

Беседа и лексическая работа.

— Как вы поняли высказывание М.Л.Гаспарова о том, что басня в руках Эзопа – «орудие защиты угнетённого народа от знати»? Ответьте, имея в виду содержание басни «Два горшка».

— Почему Лисице из басни «Ворон и Лисица» удалось обмануть Ворона?

— Что скрывается за образами героев басни Эзопа?

— О каких пороках идёт речь в басне «Ворон и лисица»?

— Объясните значение слов: тщеславие, легковерный, легкомыслие, коварство.

Тщеславие — пустое высокомерие, кичливость, желание быть предметом славы, почитания.

Легковерный — слишком доверчивый, легко верящий всему.

Легкомыслие — необдуманность, несерьезность, опрометчивость в словах и поступках.

Коварство — черта характера, свойство человека, состоящие в склонности к злым, хитрым умыслам, прикрытым наружной доброжелательностью.

— Найдите строчки, в которых нашла отражение мораль басни «Ворон и Лисица».

— На чьей стороне ваши симпатии?

IV. Подведение итогов урока.

— Объясните высказывание Лафонтена: «Тело есть басня, душа – мораль».

(Именно мораль прячется за внешней оболочкой басенного рассказа, за вымышленными героями и обстоятельствами. Ради нее создается басня, которая служит высокой цели – сделать мир добрее, справедливее, лучше и чище.)

— Почему поучительный вывод из басни сравнивают с «позолоченной пилюлей»?

(Выражение «позолотить пилюлю» значит «смягчить, скрасить что-нибудь не слишком приятное». Мораль басни – ее целебное лекарство от людских недостатков. Но она подается совсем не как прямое «указывание пальцем» на конкретного человека. Речь идет о внешне далеких от читателя каких-то зверях, птицах и тому подобном; на самом же деле читатель зачастую узнает в них, их слабостях и промахах, себя и своих знакомых – а это достаточно горькое, хотя и важное открытие, которое может быть целебным, как лекарство.)

— Почему басня сохранилась на протяжении многих веков и жива сейчас?

(Басня жива, потому что живы характеры и обстоятельства, которые она отображает. Басня актуальна, потому что человеческая натура остается почти неизменной, ей свойственны те же слабос­ти, недостатки, пороки, что и много веков назад.)

V. Домашнее задание.

1.Прочитать статью учебника «Русские басни», с.64-65, часть 1 и статью о В.К.Тредиаковском, с.66-67, часть 1, составить вопросы к ним.

2.Инд.задание: подготовить выразительное чтение басни В.К.Тредиаковского «Ворон и лиса».

3. Инд.задание: подготовить выразительное чтение басни А.П.Сумарокова «Ворона и лиса».

4.Инд.задание: подготовить сообщение об А.П.Сумарокове.

videouroki.net

Крылов И. А. Эзоп. Басня Ворон и лисица

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

Проверка домашнего задания

— Что ты можешь рассказать о биографии Эзопа?

-С какими по своей направленности текстами мы встретились, читая басню Эзопа? (нравоучительными)

-Как ты понимаешь слово мораль, иносказание?

— С какой целью писались басни?

— С какими баснями Эзопа ты уже знаком?

Чтение по цепочке

Эзо́п— полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э. Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Первое известие о нём находим у Геродота, который сообщает, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы заплатили выкуп потомкам Иадмона.

Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий царей и своего хозяина — глупого философа. В этом сюжете, как ни удивительно, почти никакой роли не играют собственно басни Эзопа; анекдоты и шутки, рассказываемые Эзопом в «Жизнеописании», не входят в дошедший до нас от античности свод «эзоповых басен» и жанрово довольно далеки от него. Образ уродливого, мудрого и хитрого «фригийского раба» в готовом виде достаётся новоевропейской традиции. Древность не сомневалась в историчности Эзопа.

Мы с вами узнали что Эзоп является баснописцем, значит, с каким жанром мы вами продолжим знакомство?

-С басней.

— Попробуем объяснить мораль этой басни, а прежде давайте поговорим о главных героях.

— Почему лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)

— Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивым слушателем стал Ворон? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворон – глупый)

— Опишите внешний вид лисы. Какая она? (ответы детей)

Прочитайте.

— Опишите, каков Ворон по внешнему виду (ответы детей).

— Можно ли Ворона назвать самой красивой птицей? (Нет).

— А что.говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.

— Кто слышал Ворона? Какой у него голос? (Неприятный, он не поет, а каркает, крик Ворона похож на сочетание звуков «кар-кар»).

— Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворона такие ласковые слова Лисицы.

— Для чего Лиса пыталась разговорить Ворона? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворон «запел» и выронила мясо).

— Почему Лисице удалось обмануть Ворона? (от своей глупости)

— Кого же больше всего осуждает и высмеивает Эзоп в басне? Почему? (ответы детей)

— Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).

— Какими хотел видеть Эзоп людей? (Искренними, честными, скромными).

Слушание аудиозаписи.

5.Физкультминутка

Пальцы вытянулись дружно,

А теперь сцепить их нужно.

Кто из пальчиков сильнее?

Кто других сожмёт быстрее?

(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)

Кто является главными героями басни?

-ворон и лисица

Какая по характеру лисица?

-хитрая, ловкая

Какой по характеру ворон?

-горделивый, любитель похвастаться

Кто кого обманул?

-лисица ворона

Что выронил ворон изо рта?

-мясо

А почему?

-хотел показать себя вороне, какой он способный

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

Нарисовать картинку к басне.

multiurok.ru

Урок литературного чтения «Басня И.А.Крылова «Ворона и лисица» и басня Эзопа «Ворон и лисица»

Урок литературного чтения. 3 класс.

Тема урока. Басня «Ворона и лисица» И. А. Крылова и «Ворон и лисица» Эзопа.

Цель:

— учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;

Задачи:

  • развивать устную речь учащихся, навык выразительного чтения и чтения по ролям;

  • воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе.

Универсальные учебные действия:

Личностные: интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте.

Познавательные: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

Регулятивные: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной и парной деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы.

Предметные результаты:

— знание отличительных черт басни

— умения находить мораль, иносказание в басне;

— знание о жизни и творчестве И. А. Крылова, Эзопа;

— умение выразительно читать текст басни.

Ход урока

1.Орг. момент

Прозвенел уже звонок

Нам пора начать урок

2. Актуализация знаний

1) Кроссворд (презентация)

2) Работа в паре

1. Выбери точное определение басни

Краткий рассказ

Поучительный рассказ

Краткий иносказательный рассказ поучительного характера

(иносказательный – заключающий в себе выражение, содержащее скрытый смысл)

2. Найди признаки басни

Написана в стихах

Герои-животные

Большое по объёму произведение

Написана в прозе

Герои- люди

Содержит мораль

Небольшое по объёму произведение

3. Разложи слова на две группы

Персей, Прометей, Эзоп, Крылов.

3.Постановка цели урока

— Познакомиться с новой басней и новым автором.

4. Повторение изученного ранее материала.

Чтение по ролям.

Какие возможны здесь роли? (автор, лиса, ворона)

— Давайте дадим характеристику главным героям этой басни.

— Какова мораль?

5. Знакомство с новым произведением. Басня Эзопа «Ворон и лисица»

Эзоп – кто это?

Эзо́п —древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках.

В очень давние времена жил один человек. Был он рабом. Звали его Эзоп. Говорят, что был Эзоп очень некрасив: пузат и горбат, но окружавшие его люди не замечали этого, потому что раб этот был потрясающе умен. Эзоп придумывал небольшие произведения. С одним из них мы сейчас познакомимся .

6. Первичное восприятие.

Прочитайте басню Эзопа.

-Понравилась басня?

-На произведение какого жанра похожа эта басня? (сказка о жив.)

-Чем отличается? (мораль)

7. Анализ произведения

-Что такое мораль? (нравоучение)

-В какой форме написана басня? (в прозе)

-Встретились ли в басне слова, значения которых непонятно?

-Что вы можете сказать о языке басни? (на доступном языке)

-Назовите героев басни.

-Каким в басне показан ворон? (глупый, доверчивый)

-Лисица? (хитрая, умная)

-Назовите сюжет басни (она обманным путём отобрала мясо)

-Найдите в тексте слова Лисы, в которых она льстит Ворону.

Из каких частей состоит басня? (вступление, основная часть, мораль)

-Где в басне спрятана мораль? (в словах лисицы)

-Чему учит нас эта басня? (Не нужно прислушиваться к лживым речам, хотя они и приятны уху, нужно принимать мудрые решения. Если бы ворон просто вспорхнул и улетел, то он бы наполнил своё брюхо, а так из-за своей наивности и некой глупости остался с пустым животом)

— Почему так получилось, что ворон легко расстался со своей добычей? Какого испытания не выдержал он? (испытания лестью, восхваленьем)

Прочитайте, что означают слова «лесть» и «льстить».

-Кто кому льстит? Кого осуждает басня больше: глупого ворона или хитрую лисицу? Докажите свою точку зрения, используя мораль басни.

-Какой человеческий недостаток высмеивается? (глупость)

8 .Работа с иллюстрацией.

— Многие художники старались отобразить эти басни с помощью кисти и карандаша, чтобы средствами изобразительного искусства мы еще ярче восприняли события, описанные в этих баснях. Это такие художники, как Д.К.Гавриленко, С.Яровой, Валентин Серов и многие другие. Особое внимание ваше я хотела бы обратить на работу Валентина Серова, она есть в вашем учебнике и на экране.

Несмотря на то, что она выполнена простым карандашом и неяркая, но посмотрите, как художник передал образы героев. Сравните величину фигурок вороны и лисицы. Что вы можете сказать? Соответствуют их размеры реальности? (Фигура вороны намного больше лисицы, создается впечатление, что художник выполнял работу, сидя высоко на ели, рядом с вороной. Создается зрительный контраст – большой вороны и крошечной лисицы)

— Как вы думаете, можно было с такого расстояния разглядеть такие подробности внешности, как «носок», «перушки», «глазки»?

Чему же учат нас эти басни? (Не верить льстивым словам окружающих, не всегда верить своим ушам, не всегда эти слова искренни, не быть доверчивыми, глупыми)

-Сравните басни Эзопа и И.А.Крылова, используя данные таблицы.

-В чём сходство басен?

-Чем отличаются басни?

Работа с таблицей ( в паре)

Эзоп

Иван Андреевич Крылов

Жанр

Форма написания

Герои

Сюжет

Композиция

-В какой басне легче представить поведение героев?

-И.А. Крылов использовал меткие точные слова для передачи характера героев. Посмотрим на героев басни в изображении художников: Валентина Серова и Г. Куприянова.

-Удалось ли художникам передать характеры героев?

-Какой представлена Ворона? Лисица?

-Лучшим  баснописцем по праву считается И.А. Крылов. Недаром ему в 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник в бронзе, сооруженный на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

— Герои басен И.А.Крылова пользовались популярностью не только среди художников, но и среди скульпторов. В разных городах героям многих басен И.А.Крылова установлены скульптурные композиции.

-Перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери – актёры говорят и действуют, как люди, но при этом остаются зверями, сохраняя свои повадки.

.Ответьте на вопросы:

1.Зачем Лисицы в баснях хвалят Ворона и Ворону?

2.Басни Эзопа и Крылова высмеивают…

3.Подберите пословицы к моралям басен Эзопа и Крылова:

-Лучше слушать горькую правду, чем сладкую лесть.

— Всякий трус о храбрости говорит.

-За глупость всегда приходится расплачиваться.

4.Найдите в басне Крылова понравившееся крылатое выражение и объясните его значение.

-Проверьте, что у вас получилось.

-Если вы справились с 1 заданием, значит научились понимать содержание басни и характер героев.

-Правильно выполнили 2 задание – научились понимать тему басни.

-Справились с 3 заданием, значит научились понимать мораль басни.

-Правильно выполнили 4 задание, значит поняли язык басни.

-Выполнение какого задания вызвало затруднение?

-Какая из басен вам показалась более интересной, яркой, убедительной? Почему?

-Басни Эзопа отличаются от басен Крылова. У И.А. Крылова мы отмечаем художественное совершенство его произведения, которое выражается в широте обобщений, в ясности и чёткости морали. Обращаясь к уже известному сюжету, автор в самых живописных подробностях раскрывает нам поведение животных, за которым читатель обнаруживает яркие картины истинно национального характера. Ему свойственны весёлое лукавство ума и насмешливости. Но не стоит забывать, что идея принадлежит Эзопу, и без него не было бы таких замечательных басен Крылова.

-Запишем домашнее задание выразительно читать басню И.А.Крылова по желанию можно нарисовать иллюстрацию к басне; инсценировать басню.

9 .Связь с жпзнью.

-Ребята, а были ли в вашей жизни случаи, когда вы кому – нибудь льстили с корыстной целью и выступали в роли лисицы, или наоборот вы были обмануты, поддавшись на льстивые слова, и пострадали от этого, таким образом, выступали в роли глупой вороны. Вспомните и расскажите об этом.

5) Итог.

Бессмертные творения Эзопа и Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней!

-Почему же спустя сотни, тысячи лет мы с удовольствием читаем басни Эзопа и Крылова? (Они интересны, полезны, несут уроки жизни)

Почему басни не устаревают? (Пороки людские, такие как лесть, зависть, лень, глупость, хитрость, были 4000 лет назад и существуют сегодня.)

Какую жизненную мудрость взяли из сегодняшнего урока, из сегодняшних басен?

(не нужно быть доверчивым, и льстить некрасиво.)

10. Рефлексия.

11. Д/задание.

infourok.ru

Конспект урока по литературному чтению «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя школа №21

с углубленным изучением отдельных предметов

Ворошиловского района г. Волгограда

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»

(урок литературного чтения, 3 класс)

Выполнила:

Насиковская Ольга Григорьевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Волгоград, 2014г.

Цели:

  • Формировать умения выделять жанровые особенности басни.

  • Формировать умение сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали.

  • Обеспечить развитие у школьников умения работать с источниками информации (словари).

  • Формировать умение высказывать свои мысли, строить доказательства, вести диалог.

Задачи урока:

  • закрепить представление о времени появления пословиц, басен и сказок;

  • соотнести время, когда работали самые известные баснописцы;

  • дать школьникам представление о том, как рождались бродячие басенные истории;

  • подчеркнуть, что басня отличается от сказки о животных наличием морали;

  • провести сравнительный анализ двух басен;

  • помочь детям прийти к выводу, что характеры героев подробнее разработаны в басне И. Крылова.

Ресурсы: учебник Н.А. Чуракова « Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, с.19 -21, М.Л. Каленчук «Русский язык», часть 2; слайдовая презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

( Учащиеся приветствуют учителя, гостей, подготавливают рабочие места)

II. Актуализация прежних знаний обучающихся.

— Как называется раздел, который мы изучаем? (Набираемся житейской мудрости).

( Слайд 1)

— Что мы изучаем в этом разделе? (Басни)

— Что такое, басня? (Басни — небольшое, чаще всего стихотворное произведение с нравоучительным содержанием)

— Из скольких частей состоит басня? Назовите их. (Основная часть басни и вывод). Как называется основная часть басни? (Повествование) Вывод? ( Моралью)

— А половицы появились из басен? (Нет. Пословицы – это остроумные народные выражения. У них нет авторов))

— А у басен, есть авторы? (У басен есть авторы.)

— Какие имена самых известных баснописцев вам известны? (Эзоп, Жан де Лафонтен, И. Крылов)

— Когда работали самые известные баснописцы? (Эзоп, древне – греческий баснописец, жил в 6 веке до нашей эры, 2500 лет назад; Лафонтен — французский баснописец – 350 лет назад; И.А. Крылов — русский писатель , баснописец – 200 лет назад)

1

  1. Постановка цели и задачи урока.

— Откройте учебник, посмотрите, с какими 2-мя баснями мы сегодня познакомимся. (Эзоп. «Ворон и лисица», И. Крылов. « Ворона и лисица».)

— Чему мы, научимся сегодня? (Сравнивать басни с одинаковым названием, но написанные в разное время)

  1. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

— Давайте прочитаем басню Эзопа Ворон и лисица. (Читает ученик)

Прочитав басню, давайте ответим на вопросы. (Дети читают вопросы)

-Чему посвящена первая часть басни — её повествование: взаимоотношениям животных или людей? (Животных) А мораль, басни? (Мораль басни посвящается людям)

— А в сказках о животных тебе встречались уже сделанные выводы, относящиеся к людям? (В сказках нет выводов относящихся к людям)

— Теперь вы можете сказать, чем отличается БАСНЯ от сказки о животных? ( Басня отличается от сказки о животных наличием отдельно сформулированной морали, в которой говорится о поведении или взаимоотношениях людей)

-Давайте вернемся к тексту басни. Какого испытания не выдержал ворон? (Лести)

— Прочитайте, что означают слова «лесть» и «льстить». Применимы ли они в данном случае? (Да)

— Кто, кому льстил? (Лисица льстила ворону)

— Кто, не выдержал лести? (Ворон)

— Кого, осуждает басня: глупого ворона или хитрую лисицу? (Басня осуждает глупого ворона)

— Докажи свою точку зрения используя мораль басни. (Ворон не выдержал испытания лестью, поддался угодливым восхвалениям лисицы. То, что басня осуждает именно глупого ворона, а не хитрую лисицу, видно из её морали: «Басня уместна против человека неразумного».

А что, как правило, осуждается в ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказке: глупость или хитрость? (Глупость. Пример «Два жадных медвежонка»)

Прочитайте пословицы.

От чего они предостерегают? (Предостерегают глупого человека, способного поддаться лести, и, значит, их можно применить в качестве морали к басне «Ворон и лисица»

Кому сочувствуют: льстецу или тому, кто стал жертвой лести? (Тому, кто стал жертвой, вороне»)

— Применимы ли, эти пословицы в качестве морали к этой басне Эзопа? (Да)

2

  1. Этап физической разрядки.

— Сравнение понятий «лесть» и «похвала» (

Игра «Похвали соседа по парте». (Дети встают, поворачиваются друг к другу и по очереди хвалят друг друга)

  1. Восприятие и усвоение нового учебного материала.

Чаще всего басни пишутся в стихах. Сегодня мы познакомимся ещё и с прекрасным миром басен И. А. Крылова. ( Слайд 2)

— А что рассказал о вороне и лисице И. А. Крылов вы узнаете сейчас. (Читает басню ученик)

— Встретились ли вам, незнакомые слова и выражения?

— Чтобы лучше понять басню, нужно знать их значение.

Словарная работа:

Льстец – тот кто склонен к лести

Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое. (Ожегов)

Пленил – очаровать, увлечь.

Вещунья – предсказатель

А теперь давайте составим «Словарь наоборот». Я буду читать выражения, а вы их замените выражениями из басни.

  • Говорили не раз – уж сколько раз твердили миру.

  • Нашёл случайно, без особого труда — бог послал.

  • Очень близко – близёхонько.

  • Смотрит пристально, не отрываясь — глаз не сводит;

  • Подходит тихо, осторожно — на цыпочках подходит;

  • Утратила способность здраво рассуждать — вскружилась голова;

  • Трудно стало дышать — дыханье спёрло;

  • Каркнула очень громко — во всё горло;

  • Исчезла, скрылась — была такова;

Опишите, какова ворона по внешнему виду. Можно ли назвать самой красивой птицей леса?

А что говорит Лиса о ней? Зачитайте слова из текста. («Голубушка, как хороша!… И верно ангельский быть должен голосок!»)

— Кто слышал ворону? Какой у неё, голос? (Она каркает)

Для чего Лиса так расхваливает Ворону? (Чтобы отнять сыр)

Добилась ли Лиса поставленной цели?

После того, что случилось, как, вы, можете охарактеризовать Ворону? (Доверчивая, глупая)

А как охарактеризовать лисицу? (Хитрая, льстивая. неискренняя)

Что бы вы, посоветовали Вороне? (Необходимо отличать истинные чувства от лести)

Можно ли встретить такую ситуацию среди людей?

— Могли бы привести примеры?

3

Характер Вороны и Лисицы мы знаем. Давайте прочитаем басню вслух по цепочке несколько раз. Каждый читает свою часть. Как определить, какую часть читать каждому?

— Старайтесь читать выразительно: чтобы слушатели смогли представить нелепую глупую Ворону и изящную хитрую Лисицу.

  1. Сравнение басен Эзопа и Крылова.

— История, рассказанная Иваном Крыловым, — та же самая, что и в басне Эзопа?

— Как называются такие истории, которые путешествуют во времени, и известны у разных народов? (Бродячие истории)

— В чем сходство и различие этих двух басен?

— Какая басня написана прозой, а какая – стихами?

— Какая басня помогает тебе лучше представить животных: их внешний вид и поведение?

— Какая басня тебе кажется более смешной и почему? ( В басне И. Крылова – героев легче представить (их поведение, манеру говорить) поэтому басня кажется более смешной)

Найдите КОНТРАСТ в описании внешности и голоса Вороны из басни Крылова. (Контраст создается при сопоставлении ожидаемого «ангельского голоска» и того, что звучит в реальности, а также при сопоставлении внешности)

— Миша и Маша тоже познакомились с этими баснями, но Миша не обнаружил морали в басне Крылова, а Маша нашла её.

— Есть ли мораль в басне, в какой части текста она приводится?

  1. Формирование УУД

Работа с пословицами.

— Давайте вернемся к пословицам и найдем ту пословицу, которая больше всего отражает соединение басен. (Слайд 3)

  • Лестью и душу вынимают.

  • Ласкатель – тот же злодей.

  • Лесть без зубов, а с костьми съест.

  • Больше верь своим очам, нежели чужим речам.

Работа с иллюстрацией к басне, художника Валентина Серова. (Слайд 4)

— Рассмотрите иллюстрацию к басне, сделанную художником Валентином Серовым. Это – рисунок карандашом.

— Удалось ли художнику передать характер героев? Обоснуйте свой ответ.

— Сравни величины фигурок Вороны и Лисицы.

— Высоко ли сидит Ворона?

— Скажите, можно ли с такого расстояния рассмотреть, какие у Вороны «перышки» и какой у неё «носок»?

— Почему, художник, выбрал такую точку зрения? (Валентин Серов использует зрительный контраст — большой вороны и крошечной лисицы, поскольку совершенно ясно, что с такого расстояния лисица никак не может разглядеть внешности вороны)

4

  1. Обобщение усвоенного материала.

С какими произведениями мы сегодня познакомились?

— Кто их авторы?

— Как называются такие истории? (Бродячие)

— Что высмеивают басни? ( Лесть, глупость, хвастовство, невежество)

— Чему учат басни? (Отличать истинные чувства от лживых) (Мудрости, доброте. дружбе, трудолюбию, честности)

  1. Рефлексия. (Слайд 5)

Закончите предложения

  1. Я сегодня узнал(а)…

  2. Было интересно…

  3. Я понял (а), что…

  4. Я научился…

  5. Мне захотелось

  1. Домашнее задание

  1. Прочитать басни, ответить на поставленные вопросы.

  2. Выучить одну басню наизусть.( по выбору)

Урок закончен. Спасибо всем за хорошую работу.

5

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *