Содержание

Практикум по русскому языку: что такое грамматическая основа

Предложение – основная единица вербального средства общения, главный предмет изучения синтаксиса. Ключевым смысловым и грамматическим центром предложения принято считать его предикативную основу.

Грамматическая основа предложения и её типы

Первичное понятие того, что такое грамматическая основа, даётся ученикам ещё в начальной школе. Более подробно и глубоко предикативные единицы изучаются при прохождении тем «Синтаксис простого предложения» и «Синтаксис сложного предложения». Именно тогда учащиеся узнают и учатся различать одно- и двусоставные предложения, полное и неполное предикативное ядро, разбираются в средствах выражения подлежащего и сказуемого.

Чтобы определить, что такое грамматическая основа каждого отдельно взятого предложения, нужно вычленить в нём главные члены и указать их средства выражения. При этом следует помнить, что в односоставном предложении грамматическая основа представлена только одним главным членом – подлежащим или сказуемым. А в двусоставном присутствуют оба.

  • Односоставное предложение.

Односоставные предложения делятся на назывные и глагольные. Подлежащее, выраженное именем существительным или другой частью речи в значении имени существительного, – вот что

такое грамматическая основа назывного предложения (Вот и осень за окном; Тень от листьев на моей занавеске).

Предложения глагольного типа содержат в своей основе только сказуемые. Они, в свою очередь, подразделяются на четыре (некоторые исследователи выделяют три) типа: определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные. В каждом из них роль сказуемого выполняют глаголы в форме определённого лица и числа. В предложениях последнего типа роль сказуемого выполняют слова категории состояния (В дверь звонили снова и снова, не переставая; На улице морозило не на шутку).

Несколько сложнее усвоить, что такое грамматическая основа неполного предложения. Важно научиться видеть пропущенное подлежащее или сказуемое и восстанавливать его из контекста. Основная путаница происходит с неразличением односоставных и неполных предложений. Например, в предложении «Повсюду – лужи и лужи, растаял недавний снег» первая часть представляет собой неполное. Из контекста мы можем легко восстановить пропущенное сказуемое – блестят. Таким образом, в данном предложении грамматическая

основа  -это подлежащее "лужи", выраженное именем существительным, и пропущенное, но восстановленное сказуемое "блестят", выраженное глаголом во множественном числе, настоящем времени, третьем лице, изъявительном наклонении.

  • Двусоставное предложение
В двусоставном предложении подлежащее выражается любой самостоятельной частью речи в значении существительного или словосочетанием, в том числе и неделимым, т.е. фразеологическим оборотом. В качестве самостоятельной части чаще всего выступают, кроме существительного, местоимение, прилагательное и причастие, а также имя числительное:

Животные могут страдать и плакать, как люди;

Она громко вопила и размахивала руками;

Душевая наполнилась паром;

Приехавшие ночью разместились по своим местам;

Как это глупо – палить из пушек по воробьям!

Также в роли подлежащего довольно часто выступает глагол в разных формах: Зевать в лицо собеседнику считается признаком дурного тона.

Сказуемое в двусоставном предложении тоже имеет разные формы выражения, начиная от стандартных глагольных и заканчивая именными частями речи и словосочетаниями. Важно развить у учеников так называемую синтаксическую зоркость, чтобы они могли без особых затруднений находить и определять границы и тип грамматической основы.

Грамматическая основа в словообразовании

Понятие грамматической основы присуще не только синтаксису, но и словообразованию. В словообразовании грамматическая основа слова – это часть слова без окончания. В неё входит, прежде всего, корень, а затем и другие составляющие – приставки, суффиксы, постфиксы.

Главная часть грамматической основы слова – корень. Он содержит в себе лексическое значение всех однокоренных слов. Без корня слова как самостоятельной лексико-грамматической единицы не бывает.

Таким образом, термин "грамматическая основа" в языкознании многозначен и реализуется на нескольких лингвистических уровнях.

fb.ru

6.Понятие членов предложения. Грамматическая основа предложения. Подлежащее. Виды сказуемых

1.Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком  или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что?  Подлежащее чаще всего выражено  именем существитель- ным. Подчёркивается одной чертой.

2.Сказуемое  - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала?  Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.

3. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается

волнистой линией. Определение выражается прилагательным.

4. 

Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы:             кого?       чего?

                                                 кому?      чему?

                                                 кого?       что?

                                                 кем?        чем?

                                              о ком?     о чём?

и  подчёркивается  отрывистой линией -------- . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.

5. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда?  и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

Например: В зеленой   роще  путников   встретили 

  веселые   голоса    птиц.

Предложение-  это   слово или несколько слов, связанных по смыслу.

  1.  

   Повествовательные:    На дворе стоит прекрасная погода.

   Вопросительные:          Почему вы не гуляете?

   Побудительные:            Идите скорее!

  1.  

   Восклицательные:        Мне подарили щенка!

   Невосклицательные:    Мне подарили щенка.

  1.  

   Нераспространенное:   Весна  пришла.

   Распространенное:       Пришла  долгожданная весна.

  1.  

  Узкая тропинка

 уходила далеко в лес.  – простое (Имеет одну грамматическую основу)

  Утром пригревало солнышко, а к вечеру стукнул мороз. - сложное

(имеет две и более грамматических основ)

  1.  

На заводе  человек  наливает  жидкое  стекло  в  сито.                                   

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

Разбор  предложения  по  членам  предложения  и  по частям  речи,  выписывание  словосочетаний.

В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Сначала вопрос задаётся от группы подлежащего, затем от группы сказуемого, потом от группы второстепенных членов.

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (так как главный член предложения (подлежащее) не может зависеть от главного члена предложения (сказуемого)).                    п.,ед.ч.,м.р.,Т.п.       н.                  п.,мн.ч.,И.п.           с.,мн.ч.,И.п.       г.,п.в.,мн.ч.    пред. Например:  Осенним       днём    маленькие     дети          гуляли      в  п.,ед.ч.,м.р.,П.п.         с.,ед.ч.,м.р.,П.п.,2с. городском       парке.

Однородными  членами  предложения  называют слова, которые:

1. Относятся к одному и тому же члену предложения.

2. Отвечают на один и тот же вопрос.

3. А для определений: Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…)

4. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.

Например:                                                                   

Суворов   ценил   своих    солдат   за    храбрость,   смекалку,     выносливость.                                                      

          какие?                 какие?                  

Маленькие,    большие     кораблики      покачивались       на воде.

(Маленькие, большие – однородные определения).

Сложное предложение.

Сложным  - называют предложение, в котором несколько грамматических     основ.

На письме части сложного предложения разделяются запятой.

Например:

Догорел апрельский светлый вечер, по лугам холодный сумрак лег.

День   темнеет,   и   трава   седой  росой   в   лугах   блестит.

Какие слова являются грамматической основой? Каждое предложение содержит в себе грамматическую основу. Составляющими грамматической основы предложения являются подлежащее и сказуемое. Второстепенные же члены предложения косвенно или прямо разделяют данные слова. Грамматические значения конструкции определяются значением наклонения и времени сказуемого, выраженного глаголом. Например: "Мяч летит прямо в ворота". Действие предмета происходит, и происходит в настоящее время. "Мяч летел прямо в ворота". Действие предмета происходило, и происходило в прошедшем времени. "Полетел бы мяч в ворота". Действие предмет не происходит, но выражено в пожелании. Грамматическая основа: примеры Подлежащее и сказуемое в предложении может выражаться по-разному, принимая порой непривычные формы. Поэтому следует разобрать подробнее понятие и примеры составляющих грамматическую основу членов предложения. Подлежащее является главным членом предложения и обозначается предмет, осуществляющий какое-либо действие. Подлежащее отвечает на вопросы "кто?" и "что?", характерные именительному падежу. Следующие примеры помогут правильно определить подлежащее в предложении: Подлежащее - существительное в именительном падеже. "Собака поджала хвост". Подлежащее - местоимение в именительном падеже. "Я видел", "Кто принес яблоки?". "Это смешно". "Это их ребенок". "Кошелек, который нашелся, принадлежал Марине" (подлежащее в предложении придаточного типа). "Лист, что падал на аллею, казался огненно красным" (подлежащее в предложении придаточного типа). "Кто-нибудь увидит". "Все притихли". Подлежащее - неопределенная форма глагола. "Быть смелым - это уже победа". "Слушать - значит слышать". "Ломать - не строить". Подлежащее - сочетание нескольких слов (одно в именительном падеже). "Мы с братом редко ссорились". Подлежащее - сочетание нескольких слов (без именительного падежа). "Две птицы сели на подоконник" Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом "что делает?" значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести "какой он?", "что он собой представляет", "кем он является?". Например, "Выпил около литра воды" Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом "что делает?" значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести "какой он?", "что он собой представляет", "кем он является?". Говоря о том, что такое грамматическая основа, нельзя не охватить понятия простого и составного сказуемого. Первое выражает глагол в форме любого наклонения. Составное же выражают несколько слов, из которых одно - связывает его с подлежащим, а другие несут смысловую нагрузку. Например: "Его мать была медсестрой" - глагол "была" связывает сказуемое с подлежащим, а "медсестрой" несет смысловую нагрузку сказуемого. Т.е. в данном предложении сказуемое - "была медсестрой". Составное сказуемое может быть составным глагольным и составным именным. Простое глагольное сказуемое может быть выражено с помощью глагола одной из следующих форм: Форма глагола настоящего времени и прошедшего времени. "Он бегает быстро". "Сестра звонка не услышала". Формой глагола будущего времени. "Меня будут спрашивать завтра". Формой глагола условного или повелительного наклонения. "Не ходил бы я в тот двор". "Пусть ест то, что хочет". Подведя итоги можно сказать, что грамматическая основа выражает грамматическое значение конструкции и количество грамматических основ в предложении, как правило, не ограничено.

7.Второстепенные члены предложения и способы их выражения

В русском языке традиционно выделяют три основных второстепенных члена:

Приложения рассматриваются обычно как разновид­ность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой, то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена – к другому и т.д.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

Грамматическая основа – лицо выглянуло. От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганноелицо (чьё?) девушки. От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой. Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев.

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо: а) выделить грамматические основы; б) установить, какие слова связаны с этими основами.

В данном предложении две грамматические основы:

1 – я убедился; 2 – мы ожидали.

Значит, предложение сложное.

С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательноубедился(в чём?) в необходимостиубедился (когда?)вечеромв необходимости (чего?) разлуки. Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асюожидали (как?)молчаПока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю, причем оно находится внутри главного предложения.

Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.

Красное платье; весёлый мальчик.

Увидел друга.

Ожидали молча.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет:

  • объект, на который распространяется действие: Пишу письмо; слушаю музыку.

  • объект – адресат действия: Пишу другу.

  • объект – орудие или средство действия: Пишу ручкой.

  • объект, на который распространяется состояние: Мне грустно.

  • объект сравнения и др.: Быстрее меня.

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей:

  • родительный падеж – кого? чего? - Выбор профессии.

  • дательный падеж – кому? чему? - Пишу другу.

  • винительный падеж – кого? что? - Пишу письмо.

  • творительный падеж – кем? чем? - Пишу ручкой.

  • предложный падеж – о ком? о чем? - Думаю о друге.

Дополнение может относиться к:

  • глаголу-сказуемому: Пишу письмо.

  • главному или второстепенному члену, выраженному существительным: Потеря коня; надежда на счастье.

  • главному или второстепенному члену, выраженному прилагательным или причастием:Строгий к детям; думающий о детях.

  • главному или второстепенному члену, выраженному наречием: Незаметно для других.

Способы выражения дополнения

Форма

Примеры

1. Имя существительное

Пишу письмо, строгий к детям.

2. Местоимение

Пишу ему, незаметно для других, знал что-то.

3. Имя прилагательное, причастие в значении существительного

Не возвратить сделанного.

4. Инфинитив

Приказал (что?) уехатьдал (что?) подумать.

5. Цельное словосочетание и фразеологизм

Выпил несколько чашек; думал о каждом из нас; любовался анютиными глазками.

Определение - второстепенный член предложения. Определение отвечает на вопрос какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения поясняют члены предложения.

Определения бывают 2-х видов

1) Согласованные

2) Несогласованные

Согласованные определения

Согласованные определения сочетаются с определяемым словом в форме (числе, падеже, роде). И могут выражаться:

1) Прилагательным: Я купила оранжевую футболку.

2) Местоимением: Наша дорога.

3) Числительным: Дай мне второй том.

4) Причастием: Зеленеющий лес

Согласованные определения чаще всего стоят перед определяемым словом.

Определением нельзя считать прилагательное, которое входит в фразеологическое сочетание: Черное море, железная дорога, белый гриб и т.д.

Значения согласованных определений разнообразны. Зависят от значения слов (лексического), которыми они являются.

Определения, которые обозначают качество предмета, выражены качественными прилагательными. Определения, которые обозначают признак предмета по времени и по месту его нахождения, выражены относительными прилагательными. Определения, которые выражены притяжательными прилагательными или притяжательными местоимениями, обозначают принадлежность.

Определения, которые указывают на неопределенность предмета в отношении свойства, качества, принадлежности, выражены неопределенными местоимениями. Определения, которые выражены порядковыми числительными, обозначают порядок при счете. Определения, которые могут обозначать признак, связанный с действием, выражены причастиями.

Несогласованные определения

Несогласованные определения сочетаются с главным примыканием (являются неизменяемой частью речи или формой) или управлением (ставится при главном слове и в определенном падеже ). И могут выражаться:

1) Cуществительным с предлогом и без него в косвенном падеже : Климат в Санкт-Петербурге. Полет летчика.

2) Инфинитивом: Стремление увидеть. У меня есть желание учиться.

3) Наречием: Мне подали яйца всмятку. Я люблю прогулки пешком.

4) Прилагательным в сравнительной степени: Домик поменьше.

5) Притяжательным местоимением его, ее, их: Его сестра. Их квартира.

6) Цельным словосочетанием: Мама увидела девочку лет четырнадцати.

Несогласованные определения могут обозначать принадлежность, если они выражены именем существительным без предлога в родительном падеже.

Несогласованные определения могут обозначать разные признаки

  • - признак по материалу;

  • - признак, который указывает на то, что у предмета есть какие-либо внешние черты, детали;

  • - признак, характеризующий предмет в отношении пространства;

  • - признак, указывающий на содержимое предмета;

  • - признак, указывающий на назначение предмета, если они выражены именем существительным с предлогами в косвенных падежах.

Несогласованные определения могут означать признак в отношении направления, качества, времени, способа действия, если они выражены наречием. Несогласованные определения, которые выражены инфинитивом, служат для того, чтобы раскрыть содержание предмета

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? и др.

Моя мать потащила её (куда?) куда-то (М. Горький).

Обстоятельства чаще всего выражены:

  • существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога: Жил (где?) в лесу; говорил (как?) с восторгом.

  • наречием: Жил (как?) весело.

  • местоимением-наречием: Поехал (куда?) туда.

  • деепричастием: Сидел (как?) отвернувшись.

  • инфинитивом: Вышел (с какой целью?) освежиться.

Обстоятельство обычно поясняет:

  • глагол: Идти в школу.

  • прилагательное: Крайне усталыйусталый до изнеможения.

  • наречие: Слишком быстро.

Виды обстоятельств

Вид обстоятельства

Вопросы

Примеры

1. Места

где? куда? откуда?

Хорошо (где?) здесьЯ уезжаю (куда?) в деревнюЯ приехал (откуда?) издалека.

2. Времени

когда? с каких пор? до каких пор? как долго?

Я встал (когда?) раноС осени (с каких пор?) от дочери писем нетДо вечера (до каких пор?) не управимся. Три года (как долго?) от дочери писем не было.

3. Образа действия, меры и степени

как? каким образом? каким способом? в какой мере? в какой степени? насколько?

Мать смотрела (как?) ласковоМы решили идти(как? каким образом? каким способом?) пешком.Платье (как? в какой степени?) сильно выгорелоОн (в какой степени? насколько?) совершенно забыл родной язык.

4. Сравнения

как? подобно кому? подобно чему?

Кошка (как? подобно чему?) клубочком свернулась у печки. За печкой тикал (как? подобно чему?), как ходики, сверчок.

5. Причины

почему? отчего? по какой причине?

Я молчал (почему?) из вежливостиОн умер (отчего? по какой причине?) от голодаОн побледнел (почему? по какой причине?) со страху.

6. Цели

зачем? для чего? с какой целью?

Я сделал это (зачем? с какой целью?) назлоМы остановились (для чего? с какой целью?) на ночлег. Я пошёл (с какой целью?) проведать друга.

7. Условия

при каком условии?

Он просил позвонить (при каком условии?) в случае необходимостиЧуден Днепр (при каком условии?)при тихой погоде.

8. Уступки

вопреки чему? несмотря на что?

Он вернулся (вопреки чему?) вопреки ожиданию. Мы,(несмотря на что?) несмотря на усталость, решили идти дальше.

studfiles.net

Грамматическая основа: подлежащее и сказуемое | LAMPA

Что нужно знать

Для того чтобы понять этот раздел, вам не нужно знать почти ничего; умение определять грамматическую основу — один из фундаментальных навыков, с которого начинается изучение раздела #синтаксис и пунктуация

Все же желательно иметь представление о следующих понятиях: имя существительное, падежи, местоимение, глагол.

Что вы узнаете

  • Что такое подлежащее и чем оно может быть выражено
  • Что такое сказуемое и чем оно может быть выражено
  • Что такое грамматическая основа

Любителям чистого знания: любая работа с предложением начинается с нахождения грамматической основы. Поэтому вам сюда.

Тем, кто просто хочет правильно расставлять запятые: для того чтобы выделить части сложного предложения и правильно расставить запятые между ними, надо уметь определять грамматическую основу. Поэтому вам сюда.

Сдающим ЕГЭ и ОГЭ: для того чтобы справиться с заданиями по синтаксису и пунктуации, необходимо уметь определять подлежащее и сказуемое, в том числе и в очень нетривиальных случаях. Поэтому тем, кто сдает экзамены, тоже сюда.

В общем, кем бы вы ни были, умение определять грамматическую основу предложения будет вам полезно.

Подлежащее

Что такое подлежащее?

Подлежащее — это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?».

При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.

Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).

Кот вскочил на подоконник. В этом предложении подлежащее — кот.

Он вскочил на подоконник. В этом предложении подлежащее — он.

Однако подлежащее может быть выражено и другими частями речи. В роли подлежащего может выступать:

1) любая часть речи, употребленная в значении существительного

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
Уснувший не заметил, что поезд уехал в депо.
Навстречу ему шли трое.

2) неопределенная форма глагола

Наблюдать за птицами — любимое занятие нашего кота.

3) местоимения других разрядов (не только личные, но и относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже

Кто накормит кота?
Нельзя не любить кота, который живет в нашем доме.

lampa.io

А9. Грамматическая основа предложения. Видеоурок. Русский язык 10 Класс

Тема: Подготовка к ЕГЭ

Урок: А9. Грамматическая основа предложения

Задание А9 проверяет умение определять грамматическую основу предложения.

Задание А9ЕГЭ представлено в следующей форме:

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

I. Грамматическая основа предложения

Грамматическая основа – это сочетание, образуемое главными членами, или единственный главный член предложения.

Рис. 1. Грамматическая основа предложения (Источник)

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что? Пришла весна.

К подлежащему можно задать общий вопрос: о чём (о ком) говорится в предложении?

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи: Пришла весна. К сказуемому можно задать общий вопрос: что говорится о предмете речи?

Рис. 2. Виды сказуемого (Источник)

Сказуемое представлено тремя видами (типами) – простое глагольное сказуемое (выражено глаголом в каком-либо наклонении.), составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив) и составное именное (состоит из глагола-связки и именной части).

Рис. 3. Грамматическая основа предложения (Источник)

II. Анализ задания А9

Рассмотрим пример задания А9 из демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2013 года. Дан текст и несколько сочетаний слов. Предлагается определить, какое из них является грамматической основой в одном из предложений этого текста.

(1)…(2) Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3) Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4) При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5) Промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6) Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1. стали машины (предложение 5)

2. корабли в упор палили (предложение 2)

3. вывести из строя (предложение 3)

4. матросы старались завладеть (предложение 4)

Чтобы выполнить это задание, необходимо помнить, что подлежащее обозначает то, о чём говорится в предложении, и это совершенно не обязательно слово, называющее предмет и отвечающее на вопрос что? Рассмотрим предложение 5: в нём две части, это сложносочинённое предложение. В первой его части речь идёт о промышленной революции или просто о революции, и это слово является подлежащим, а во второй части речь идёт о машинах. Сказуемое же обозначает то, что сообщается о подлежащем. О машинах сообщается, что они стали нововведением. Эта конструкция и является грамматической основой, в которой имеется составное именное сказуемое. Вариант ответа 1 неверен. В предложении 2 речь идёт о кораблях, это подлежащее, а сообщается о них то, что они палили, – это сказуемое. В упор отвечает на вопрос каким образом? и является обстоятельством образа действия, т.е. и второй вариант ответа неверен. В предложении 3 тоже несколько частей. Первая является односоставным безличным предложением, в нём речь идёт о том, что хватало, это сказуемое, а подлежащего в нём нет и не может быть, так как действие, о котором идёт речь, совершается само по себе, его никто не производит, в этом и заключается сущность безличных предложений. Вторая часть чтобы вывести корабль из строя тоже односоставная безличная конструкция. Вывести из строя, т.е. подбить, сломать и т.п., и есть грамматическая основа. Правильным является третий вариант ответа. Для страховки разберём 4-е предложение. Оно тоже является сложным, сложноподчинённым. В первой части его При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы речь идёт о матросах – это подлежащее, а сообщается о них то, что они высаживались – это сказуемое. Во второй же части которые в рукопашной  схватке старались завладеть неприятельским судном есть союзное слово которые. Это подлежащее (оно употреблено вместо слова матросы, эквивалентно ему по смыслу), а сообщается о которых, что они старалисьзавладеть. Это составное глагольное сказуемое.

Ответ: 3.

Выполним задание. Не стоит забывать, что подлежащее отвечает на вопрос О чём идёт речь в предложении? Сказуемое – Что сообщается о подлежащем?

(1) Выделение в текстах ключевых фрагментов является основой для написания реферата. (2) Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3) Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих её нескольких больших подтем. (4) При этом важно точно и лаконично изложить содержание отобранных фрагментов, провести их смысловое свёртывание. (5) Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6) Таким образом, компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата.

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

1. понимается (предложение 5)

2. фрагменты должны войти (предложение 2)

3. их следует отобрать (и) сгруппировать (предложение 3)

4. исключение является (предложение 6)

Правильный ответ: №2.

 

Список литературы

1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.

2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.

3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Blinovrus.ru (Источник).

2. 5-ege.ru (Источник).

3. Russkiy-na-5.ru (Источник).

4. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

 

Домашнее задание

1. Выполните задание.

Какие слова являются грамматической основой в предложении: Каждый народ за века своего существования выработал свою речевую культуру.

а. народ выработал

б. выработал культуру

в. за века существования выработал

г. каждый народ выработал

2. Выделите грамматическую основу каждого предложения.

Весна вдруг началась во всей красе своей. Жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески. По свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик. Вдруг населилась земля. Проснулись леса, луга.

Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах!

(По Н. Гоголю).

3.* Используя полученные на уроке знания, составьте 20 предложений различных типов, выделите грамматические основы предложений.

interneturok.ru

подлежащее и сказуемое. Синтетическое и аналитическое сказуемое. Понятие связки. Нулевая связка.

Грамматическая основа - часть предложения, которая отвечает за предикацию.

Грамматическую основу не считают словосочетанием.

Карлсон вернулся в Стокгольм в сентябре.

Карлсон - подлежащее

Вернулся - сказуемое

Подлежащее - технический, формальный компонент грамматической основы, от которого получает сказуемое часть грамматических категорий.

Карлсон (род/лицо, число) -> вернулся.

Сказуемое - компонент грамматической основы, в котором происходит соединение предиката и предикативности.

В данном случае: вернулся (предикат) + модальность времени.

Существует два типа сказуемых.

Аналитическое и синтетическое

Аналитическое - раздельно подается название ситуации и (был + другом)

Винни-Пух был (связка) другом (имя) (носитель предикативности + предикат) Пяточка.

Синтетическое - случай, когда название предиката и есть глагол (вернулся - предикат + предикативность)

Винни-Пух дружил (предикат+предикативность) с Пяточком.

Связка — компонент составного именного сказуемого, выражающий его грамматические значения (время, лицо, модальность и др.) и обычно представленный глаголом «быть».

Нулевая связка - это связка, не выраженная в именном сказуемом, служащая показателем настоящего времени изъявительного наклонения. При нулевой связке именная часть может присоединяться к подлежащему с помощью частиц это, значит, вот, а также сравнительных союзов как, словно, будто, точно и др.

Карлсон ø друг Малыша.

2. Коммуникативная организация предложений. Вопросительные высказывания. Модальные вопросы, их типы. Специальные модели. Лексические показатели модального вопроса. Интонационное оформление этих вопросов. Употребление частицы «ли». Случаи изменения целеустановки в высказываниях с «ли». Частицы «разве» и «неужели».

Коммуникативная организация предложения - приспособленность предложения к конкретной речевой ситуации.

Коммуникативная организация не вполне однородна. Состоит из 2-х компонентов:

1) актуальное членение – Тема и рема. Отвечает за приспособление предложения к контексту;Актуальное членение заключается в делении на важную и менее важную информацию.

2) целеустановка - приспособление предложения к намерениям и целям говорящего.

• передача информации (сообщение, побуждение)

• запрос информации (вопросительные высказывания)

Показатель вопроса: наличие вопросительного местоимения

Модальные вопросы

Эпистемическая модальность. Модальность достоверности.

Предполагается, что говорящий имеет информацию о ситуации, но он проверяет ее. Это своеобразная верификация сведений. Точно или не точно?

Типы модальных вопросов: общие и частные.

  1. Модальные общие вопросы

Вопрос к предикату. Правильно ли он понимает суть происходящего.

Любишь Боярыню? (Проверяет правильность предиката)

Вас уже выпустили из сумасшедшего дома?

Нет никакой войны сейчас?

Тонем, да?

  1. Модальные частные

С вопросительными местоимениями

Ты барышню соблазнил?

Так ты говоришь на дерибассовской жил?

Интонационное оформление вопросов

ИК-3. Взлет интонации на вопросительном слове

В лесу живете?

Синтаксические модели.

Верификация сообщения. Я живу в лесу. Вы в лесу живете?

Верификация вопроса. Когда вы переехали сюда?

Когда мы переехали сюда?

Когда мы переехали сюда?

Когда мы переехали сюда?

Переспрос побуждения. Инфинитив как особая модель для верификации побуждения.

-Запишите предложение

-записывать? Несовершенный инфинитив.

Употребление частицы «ли».

Иван Иванович пришел?

Пришел ли Иван Иванович?

Предложения с «ли» оформляются без Ик-3 - ик-2

Случаи изменения целеустановки в высказываниях с «ли».

Масса запретов на «ли».

1) употребляется только при предикате

Актант + ли = нельзя, так как «Ли» вызывает сомнение

В лесу ли он живет? Учителем ли он работает?

Но: далеко ли до Маниловки?

Вопреки правилам

2) не со всеми предикатами

Негативный характер

Заболели ли вы?

Упал ли он?

Частицы «разве» и «неужели».

Разве он сдал экзамен? – исходное положение вопроса - Он не сдал экзамен

Неужели он сдал экзамен? - исходное положение вопроса - Он не может сдать экзамен, ситуация не соответствует норме.

Исходное предположение вопроса - Предварительные знания

studfiles.net

Глава 22. Синтаксис. Предложение / Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5-11 классов / Русский на 5

В данной главе:

§1. Общие понятия. Что отличает предложение от слова и словосочетания

Предложение – это основная единица синтаксиса. Предложение обладает набором признаков:

  • выражает законченную мысль
  • имеет цель высказывания
  • грамматически организовано, имеет грамматическую основу
  • оформлено интонационно.

Ни одного из этих признаков ни у слова, ни у словосочетания нет.

Предложения различаются по цели высказывания.

Классификация предложений по цели высказывания

  • повествовательные - выражают сообщение,
  • вопросительные - выражают вопрос,
  • побудительные - выражают побуждение.

Предложения любого типа могут быть восклицательными, т.е. произноситься с сильным чувством, эмоцией, либо невосклицательными. В письменной речи интонацию отражает пунктуация.

 

Грамматическая основа предложения

Грамматической основой предложения являются его главные члены. Второстепенные члены, распространяющие предложение, в грамматическую основу не входят.

Если предложение состоит только из главных членов, оно нераспространённое. В таких предложениях нет определений, дополнений, обстоятельств. Если в предложении содержится хотя бы один второстепенный член, то оно является распространённым.

В грамматической основе выражено грамматическое значение предложения – обобщённое значение, свойственное всем предложениям с данной структурой. С точки зрения грамматики предложения: Малыш смеётся. и Малыш капризничает. – это предложения с одинаковой грамматической основой и одинаковым грамматическим значением: субъект и его действие в настоящем времени.

 

§2. Классификации предложений

Классификаций предложений несколько. Важно, по какому основанию сделана классификация. Основания различны.

  1. Классификация по цели высказывания делит предложения на повествовательные, вопросительные и побудительные.
  2. Классификация по грамматической основе делит предложения на простые, имеющие лишь одну грамматическую основу, и сложные, имеющие их более одной.
  3. Классификация предложений по главным членам – это классификация простых предложений. Она делит их на двусоставные и односоставные, а последние, в свою очередь, на назывные, обобщённо-личные, неопределённо-личные, определённо-личные и безличные.
  4. Классификация по типу синтаксической связи – это классификация сложных предложений. Они делятся на сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.
  5. Каждый вид сложных предложений делится далее на разновидности по значению.

Программа предусматривает знание всех классификаций и умение давать характеристикулюбому предложению с учётом его классифицирующих признаков.

Все виды классификаций рассмотрены далее в отдельных параграфах.

 

Проба сил  

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какими бывают предложения по цели высказывания?
    • повествовательные, вопросительные, восклицательные
    • повествовательные, отрицательные
    • повествовательные, вопросительные, побудительные
  2. Определи грамматическую основу предложения: Пахнет весной.
    • пахнет
    • пахнет весной
  3. Является ли распространённым предложение: Ощути ритм города.
  4. Сколько грамматических основ в предложении: Жизнь - это бег на сверхдлинную дистанцию.?
  5. Сколько грамматических основ в предложении: Не стоит торопить время: когда-нибудь тебе может не хватить именно этих минут.?
  6. Сколько главных членов в предложении: В Муроме много преданий, связанных с былинным богатырём.?
  7. Сколько главных членов в предложении: Дополнительная информация неожиданно стала решающей.
  8. Сколько главных членов в предложении: Светает поздно.
  9. Сколько главных членов в предложении: Приятные мелочи украшают жизнь.
  10. Сколько главных членов в предложении: Пожалуйста, приведи себя в порядок.
Правильные ответы:
  1. повествовательные, вопросительные, побудительные
  2. пахнет
  3. да
  4. одна
  5. две
  6. один
  7. два
  8. один
  9. два
  10. один

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Практикум "Трудные случаи выделения грамматической основы предложения"

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ВЫДЕЛЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В одном из типовых вариантов ЕГЭ, разработанных Федеральным институтом педагогических измерений, встречается такое задание:

А 9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  1. Изобрели оконное стекло в Древнем Риме в I веке до н. э. (2) Это открытие произвело настоящую революцию в римской архитектуре. (3) Новые храмы теперь освещались естественным светом, льющимся сквозь прозрачные или мозаичные стёкла. (4) В Древнем Риме стекольщики служили даже в армии: учёные предполагают, что в солдатских казармах окна были застеклены. (5) А один специалист по сельскому хозяйству рекомендовал защищать растения весной от плохой погоды с помощью листового стекла. (6) Следовательно, римляне додумались до теплицы!

Варианты ответа:

1) это открытие (предложение 2)

2) освещались стёкла (предложение3)

3) окна были застеклены (предложение 4)

4) специалист рекомендовал защищать (предложение 5)

Проанализируем грамматическую структуру предложений.

Основой второго предложения является сочетание «открытие произвело революцию», сказуемое в нём выражено фразеологическим сочетанием. Основа третьего предложения – «храмы освещались», четвёртого – «окна были застеклены» с составным именным сказуемым, где именная часть выражена кратким причастием. В пятом предложении выделяем основу «специалист рекомендовал защищать» с составным глагольным сказуемым. В итоге получаем два «верных» варианта ответа, чего в принципе в заданиях типа А не может быть. Перед учащимся возникает непростой выбор.

В таком случае нужно попытаться расчленить составное сказуемое. Если в 4-ом предложении такая попытка оказывается неудачной, так как нарушается смысл высказывания, то в 5-ом предложении смысловым центром вполне может служить сочетание «специалист рекомендовал». Помня о том, что инфинитив может играть роль любого члена предложения, к слову «защищать» задаём вопрос «рекомендовал что?» и получаем постпозитивное дополнение. (Аналогичные примеры: Одна заря сменить (обстоятельство цели) другую спешит, дав ночи полчаса (П.) Мы получили задание составить (определение) текст).

Теперь с большей степенью уверенности из двух вариантов можно выбрать один (3-й).

Для того чтобы облегчить себе выполнение заданий такого типа, учащимся необходимо помнить несколько основных положений, касающихся выделения грамматической основы предложения.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ

Подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы к т о? ч т о? Морфологической формой выражения подлежащего является, как правило, и м е н и т е л ь н ы й п а д е ж существительного или местоимения. Например: Лошади шли шагом и скоро стали. Он едва удостоил девушку взглядом.

В роли подлежащего может выступать любая часть речи, употреблённая в значении имени существительного: Сытый голодного не разумеет. Первые будут последними. Иных уж нет, а те далече…

Подлежащее может быть выражено именем числительным: Пятнадцать – нечётное число. Семеро одного не ждут.

Неопределённая форма глагола, выполняющая функцию называния действия-состояния, также может выступать в роли подлежащего: Ловить снегирей – расчудесное занятие.

Функцию подлежащего могут выполнять цельные по значению сочетания, лексически или синтаксически неразложимые. К ним относятся:

1) сочетание собирательного существительного, имеющего количественное значение (большинство, меньшинство, ряд, часть и т.п.), с существительным (или местоимением) в родительном падеже: На площади собралось уже множество народа.

2) количественно-именные сочетания: В тёмной каюте четыре человека ждут его. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по площадке.

3) сочетание прилагательного, или числительного, или местоимения в именительном падеже и существительного (или местоимения) в родительном падеже с предлогом из: Один из вас должен мне помочь. Некоторые из присутствующих облегчённо вздохнули.

4) сочетание неопределённого местоимения с именем прилагательным: Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика…

5) сочетание существительного в именительном падеже и существительного в творительном падеже с предлогом с: Дед с матерью шли впереди всех.

6) сочетание инфинитива с именной частью речи (так называемое составное подлежащее): Стать художником было его постоянной мечтой.

7) устойчивые сочетания слов, научные термины (железная дорога, красная смородина, морские котики, анютины глазки).

СКАЗУЕМОЕ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ

Сказуемое обычно поясняет подлежащее и обозначает то, ч т о говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на общий вопрос: что говорится о подлежащем? Этот вопрос можно уточнить вопросами: Что делает предмет? Каков он? Кто он такой? Что такое предмет?

Сказуемые бывают простые глагольные и составные (глагольные и именные).

Простое глагольное сказуемое выражается формой какого-либо наклонения.

К простым глагольным сказуемым относятся также сказуемые, выраженные фразеологическими сочетаниями, так как им присуще единое цельное значение: задел за живое, поднял тревогу, пришёл к убеждению, вышел из себя и т. п.

Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов: вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей основное смысловое значение всей конструкции. В качестве первого элемента употребляются:

  1. фазовые глаголы (начать, продолжить, прекратить)

  2. модальные глаголы со значением желания, возможности, намерения совершить действие (надеется поправиться, может помочь)

  3. глаголы, выражающие эмоции (бояться, опасаться, любить)

  4. краткие формы прилагательных (рад встретиться, должен прийти, готов помочь)

  5. фразеологическое сочетание (иметь желание, гореть нетерпением)

Составное именное сказуемое состоит из глагола – связки, выражающего

грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени существительного, имени прилагательного и т. д.), выражающей его основное смысловое значение: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок (П.)

В роли связки могут выступать:

1) глагол быть в различных формах времени и наклонения, выполняющий чисто

грамматическую функцию: Пехота есть пехота. Грамматика и арифметика

суть науки.

  1. глагол с ослабленным лексическим значением, частично выражающий вещест-

венное значение сказуемого: Уж в роще огонёк становился огнём.

  1. глагол со значением действия, состояния, движения, способный выступать в

качестве глагольного сказуемого: Онегин жил анахоретом (П.) Анисья не нарядная сидит за станом (Л. Т.)

  1. нулевая связка, материально не выраженная и служащая показателем настоя –

щего времени изъявительного наклонения: Жизнь прекрасна и удивительна.

Помимо указанных видов сказуемого, есть и сложное сказуемое: Она не могла

согласиться выйти за него замуж. Его суждение продолжало быть справедливым.

ПРАКТИКУМ

Найдите основу в данных ниже предложениях.

  1. Дворец казался островом печальным.

2) Жизнь для равнодушного человека быстро теряет смысл, и он остаётся один со своим благополучием.

3) Много других подобных дум проходило в уме моём.

4) Брат с сестрой возвратились порознь.

5) Жена с мужем пошла в театр.

6) Считалось, что в полнолуние волками овладевает тоска, а некоторые люди теряют разум.

7) В далёком прошлом множество людей поклонялось Луне как божеству.

8) Пять солдат отправились в разведку.

9) Морские котики могут сравнительно легко передвигаться по суше.

10) Ленивый человек всю жизнь плывёт по течению.

11) Шевардинский редут служил передовым постом.

12) На плоту поселился краб, который проделал с учёными всё путешествие.

13) На протяжении семи лет ему пришлось испытать участь солдата датских колониальных войск, невольника на испанских плантациях в Вест- Индии.

14) Около трёх месяцев ушли на то, чтобы пересечь Аравийское море.

15) Собеседник оказался жизнерадостным и весёлым человеком.

Какое слово или сочетание слов является подлежащим в одном из предложений?

Особую группу фразеологизмов представляют фразеологические сочетания – соединения слов, одно из которых несвободно в своём употреблении. Выражение неизгладимое впечатление, например, состоит из двух слов, и каждое из них имеет своё особое лексическое значение. Между тем только одно из них – впечатление – может свободно употребляться в речи и входить в разные словосочетания. Слово же неизгладимое имеет строгие ограничения в возможности сочетаться с другими словами и употребляется практически только с существительным впечатление.

  1. соединения

  2. одно из которых

  3. впечатление

  4. лексическое значение

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о