Содержание

Какое проверочное слово , у слова ТРОПИНКА

Безударные гласные в корне слова

Значение слов в русском языке может меняться всего из-за одной буквы. Чтобы не возникало путаницы и люди смогли прочитать то, что вы хотите им донести, необходимо придерживаться определенных правил написания слов с безударными гласными в корне.

Безударными гласными называются такие гласные, на которые не падает ударение. Например, в слове «гора» безударной будет буква -о. Чтобы эту букву проверить, нужно изменить форму слова, например, из единственного числа сделать множественное: гора — горы. Или же подобрать родственные слова: гора — горный, горка, горочка, нагорье. Во всех этих словах ударение падает на букву-о, значит и в слове «гора» будем писать -о.

Еще примеры:

  • слышим [н а г а], проверяем «ноги», пишем — нога;
  • слышим [г а л а в а], проверяем «головы», пишем — голова;
  • слышим [в а л н а], проверяем «в
    о
    лны», пишем — волна;
  • слышим [в а л ч и ц а], проверяем «волк», пишем — волчица;
  • слышим [л и д’ а н о й], проверяем «лед», пишем — ледяной;
  • слышим [м а р с к о й], проверяем «море», пишем — морской;
  • слышим [п’ и ш к о м], проверяем «пеший», пишем — пешком.

Проверочное слово к слову «тропинка»

В слове «тропинка» без ударения находится гласный звук в первом слоге слова: «тро-пин-ка». Слово звучит вот так: [т р а — п’ и н — к а].

Написание слова «тропинка» проверяется формой единственного и множественного числа существительного:

  • тропка,
  • тропочка,
  • тропки,
  • тропочки.

Какую букву -о или -а написать в корне слова «тропинка»

Чтобы проверить, какую букву необходимо написать в первом слоге слова «тропинка», просто подберем однокоренные слова или изменим форму слова так, чтобы проверочная буква оказалась под ударением.

 

Тропочка, тропы, тропка, тропки — во всех родственных словах четко слышим звук [о]. А это значит, что и в корне слова «тропинка» мы уверенно можем написать букву -о.

Таким образом, безударные гласные в корне слова проверяются всего двумя способами: изменением формы слова (число, падеж) или подбором однокоренных (родственных) слов.

 

какое проверочное слово к слову тропинке

прочитай текст солнечный день самом начале лета я брожу неподалеку от дома березы вампире оперы лески все кругом будто купались отличаться желтых волн … ах тепла и света надо мной строятся ветви берешь листья на них кажется то изумрудный зелеными то совсем золотыми внизу подбери замена траве тоже так волны бегут и струя отца люки синего падение светлый зайчики как отражение солнца в воде бегут один за другим по траве дорожки солнце и в небе, и на земле.. и становится так хорошо так весело что хочется убежать куда то вдаль туда где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной и вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: ку ку ку ку1.определи тему текста2. объясни выражение <<струятся ветви берёз>>3 запиши с чем сравнивает автор синеватые тени под берёзами4 вставь слова используя текст чтобы предложения имели смыслвся природа________в золотых волнах тепла и света.стволы молодых берёз сверкают_______________5 укажи главное слово в словосочетании светлые зайчики сверкает яркобежать вдальОтражение солнца солнечное отражение молодые берёзки ​

Составьте свой текст — сравнительное описание ваших друзей, товарищей по школе или родных.Подумайте, по каким признакам вы будете проводить сравнения( … лицо,причёска,одежда,черты характера). (имена любые) 15 баллов

1.Спишите в рабочую тетрадь, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень, подчеркните орфограммы: Тонкая ж_рдочка, деш_вый товар, … спелый ж_лудь, длинная беч_вка, завитая ч_лка, красивый ш_лк, ч_рствый хлеб, тяж_лая ноша, ч_рная кош_лка, легкий ч_лн, ж_сткая щ_тка, чугунная реш_тка, кривой ш_в, щ_лкать, ч_порный вельможа, тихий ш_рох, спелый крыж_вник, городские трущ_бы, полуш_пот, ш_ковая терапия, ож_г руку, ож_г руки, ж_нглер, ш_фер, мокрое ш_ссе.

(Вспомни правило: Буква Ё в корне после шипящих пишется, если можно подобрать родственное слово с буквой Е под ударением или без ударения. В большинстве случаев затруднительно или невозможно найти проверочное слово с ударной Е, написание таких слов следует запомнить. Пример проверяемых ударением написаний: дешёвый — деше́вле, жёрдочка — же́рдь. Пример непроверяемых ударением написаний: шёлк — шелкови́стый, жёлтый — желте́ть. Написание слов с буквой О после шипящих в корне является непроверяемым, и такие слова следует запомнить. О//Ё п.шип. без ударения Жонглёр шокирует жокея и шофёра с шоколадом на шоссе в Шотландии. (шовинизм) О//Ё п. шип. в корне Шорох, шорты и крюшон, Шорник шомпол, капюшон, Жор, прожорливый, боржом, Шов и шоу, шоры, жом, Шок, крыжовник и мажор, Шоркать, джонка и вечор, Трущоба, чопорный, обжора, Жостово, ужо, Ижора, И чокнуться, с судьбой не споря, В северной реке Печоре. Примечание. Не путать существительные ожог и поджог с глаголами: получил ожог — обжёг руку, совершил поджог — поджёг сарай.)  Синтаксическая разминка Подчеркните орфограммы на изученную тему «о-ё после шипящих в корне слова», объясните их написание, выполните синтаксический разбор предложения №1, пунктуационный разбор предложения №2 1. У ч…рной реш…тки на ж…стком диване сидели ж…нглёр и ж…кей, ш…фёр и ш…тландец.4 2. Они перебирали крыж…вник, ж…луди и ш…коладные конфеты, которые перемешались в ш…лковом мешке ж…нглёра.5 2. Спишите, графически объясняя выбор гласной в корне. а) Пол_жить на полку, удобно распол_житься, предпол_гать ответ, сл_жить книги, распол_гать запасами, предл_гать помощь, кратко изл_жить содержание, прол_жить путь. б) Город Р_стов, устье зар_сло, морские водор_сли, дети подр_сли, выр_стить в саду, произр_стать в пустыне, богатая р_стительность, выр_щенные лимоны, мир р_стений, переходный возр_ст, зар_сли камыша, сберечь пор_сль, подр_стковый врач, р_стущие на берегу, зеленый р_сток, отр_сль хозяйства. 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически объясняя выбор орфограмм в корне.
а) Изл_гать содержание, хорошо изл_жить; знать признаки прил_гательного; написать изл_жение; оба сл_гаемых; распол_житься на ночлег; распол_гать свободным временем. б) Гул нар_стает, р_скошные р_стения, зар_сли камышом, выр_сли подснежники; зеленые водор_сли, Р_стислав; р_стущий ребенок. в) Предпол_жения не подтвердились; капельки р_сы; тропа зар_стает; р_стительное масло; изменить пол_жение; лепестки р_стений; сл_гать стихи; желуди прор_сли; сберечь р_стения от мороза; просека зар_стает; предл_жить помощь. 4. Проверь написание слов с приставкой и без приставки. Если найдёшь ошибки, исправь. Приставки выдели. Ночевать, наполнить, норисовать, наклеить. Сдание, сдать, сварить, смешать. Зогадка, заболеть, зоварка, зоопарк. Список, сдесь, сшить, срубить. Падруга, пазёмка, пальто, поведение. Дарить, домашний, даедать, дастроить. Простой, прапустить, прачитать, проглотить. Пасловица, пароход, подарок, повстречать. Задрожать, под зантом, заучить, забросить. Обезьяна, опжигать, обводить, опходить. 5. Спиши, раскрывая скобки. (За)йти (за)другом, (с)пустись (с)горы, (до)жить (до)весны, (за)лезть на (за)бор, (на)деть (на)голову, (в)пустить (в)дом, (на)писать (на)доске, (в)лезть (в)окно, (по)новому (по)крытию, (за)ложить (за)кладку, (по)лучить (по)сылку, (до)бежать (до)школы, (на)красивой (на)бережной, (по)лететь (по)небу

Выпиши в таблицу 4 глагола с безударными окончаниями, определиграмматические признаки:ГлаголНеопред. формаСпряж.ВремяЛицоЧислоРодРольв предло-жении2. … Образуй глаголы, где возможно.Сущ.Глаr. без -ся-сь)Глаг. с-ся (нсь)ломпривозспоробувь3.Запиши синонимы в той же грамматической форме:шторм.. тулыба .. тсястуч..шьщупа ..шь —отчитыва.. т.покида .. те –​

Спиши слова. Обозначь в выделенном слове количество букв и звуков. пряник язык яркая ярмарка

Спиши слова. Обозначь в выделенном слове количество букв и звуков. пряник язык яркая ярмарка

спишите, обознаячая окончания существительных-синонимов. Определите их постоянные морфологический признаки​

Составить 6 обособленных предложений с союзом как

7. Спиши, раскрывая скобки. Выдели орфо-граммы.Нач(а,я)лся л(и, е, я)стопа(д,т). В парке люди(c)гр(и,е,я)бают гигантские (о,а)ха(б,п)кип(а, ожи,е,я)лт … евшей и п(а,о)кр(а,о)с(т)нев-шей л(и,е, я)ствы. Ч(а,я)сто случ(а,яютсяночь)ные заморо(сөз)ки — первые вес(т)ники бли(с,з)кой з(и,е,я)мы. Наша мес(т)ностьпoз(дней оси,е,я)нью кажется грус(т)ной.Помогите​

6. Подумай, какие имена существительные можно подобрать к этим иемаприлагательным. Запиши словосочетания. Укажи род и число имен прилагательных​

Какое проверочное слово к слову ТРОПИНКА?

  • ТРОПКА — это проверочное слово к слову ТРОПИНКА.

    Многие в детстве делали ошибку и писали quot;Шл по трапинкеquot; и только позже учились находить проверочное слово.

    quot;Тропыquot; — это слово тоже является проверочным к данному слову.

  • По тропинке я шагаю, по тропинке я иду, и никак не понимаю, куда теперь я попаду. А попаду я на ТРОПЫ. Именно это слово и будет проверкой для безударной буковки О в первом слоге. Как видим, трОпы имеет ударение на букву О. Значит пишем именно трОпинка.

  • При написании слова тропинка может возникнуть вопрос какую букву писать в первом слоге quot; а quot; или букву quot; о quot; . Нужно что бы ударение в проверочном слове ставилось на ту букву в которой вы сомневаетесь . К этому слове проверочным будет слово тропка .

  • В слове тропинка надо проверить букву quot;оquot; в корне слова, можно подобрать однокоренное слово с ударением на эту букву: тропы, тропка. В этих словах ударение падает на quot;оquot;, значит в слове тропинка будет тоже буква quot;оquot;.

  • Подбираем проверочное слово к слову quot;тропинкаquot;, но нужно, чтобы оно было однокоренным и проверяемая гласная в проверочном слове являлась ударной, лишь тогда мы можем чтко услышать какую букву писать. Этим словом будет quot;трОпыquot;.

  • В слове тропинка ошибку можно допустить в корне слова и вместо буквы о написать а. Проверяем безударную гласную путем подбора слова, где безударная гласная станет ударной. В нашем случае таким словом является слово тропы.

  • Для того, чтобы проверить в слове ТРОПИНКА безударную гласную О, нужно найти проверочное слово, в котором О будет под ударением, то есть будет слышно четко.

    Таким проверочным словом, например, будет слово ТРОПЫ, с ударением на О. Таким образом пишем слово правильно трОпинка.

  • Проверочное слово к слову quot;тропинкаquot; подобрать нетрудно.

    Сначала смотрим, какую часть речи будем проверять и получается. что ошибка возможна в корне слова quot;троп-quot;. По правилам знаем, что безударную гласную, которая стоит в корне слова можно проверить, если поставить ее под ударение. Ищем проверочные однокоренные слова

    Тропинка — тропа — тропЫ. Поставив слово во множественное число, видим, что ударение падает на quot;оquot; в корне слова, что и требовалось найти.

    Таким образом, мы нашли проверочное слово и убедились, что правильное написание слова quot;тропинкаquot; будет через букву quot;оquot;.

    Проверочные слова желательно находить в именительном падеже, хотя можно quot;тропинкуquot; проверить quot;на трОпкеquot;.

  • Проверочное слово к слову тропинка quot;Тропыquot;.

  • В слове quot;тропинкаquot; безударный гласный звук корня слова проверим однокоренными словами quot;трОпкаquot;, quot;трОпочкаquot;. А суффикс -инк- в этом слове находится под ударением, так что здесь трудностей в написании не возникнет.

  • Довольно просто найти проверочное слово к слову ТРОПИНКА. Достаточно quot;укоротитьquot; и поставить это слово в форму множественного числа — ТРОПКИ, ТРОПЫ, в которых ударение приходится на гласную О, которая как раз и является безударной в исходном слове и именно ее необходимо проверить.

  • Диктанты по теме «Безударная гласная в корне слова»

    Безударная гласная в корне слова — это чуть ли не самая часто встречающаяся из более или менее сложных орфограмм. Она из тех, над правописанием которой нужно задуматься. И чтобы уяснить и использовать правило, нужно сначала разобраться, что же такое однокоренное слово, то есть нужно уметь находить родственные слова, а детям во втором классе это не всегда удается. Тексты на этой странице как раз подойдут для тренировки правописания проверяемых безударных гласных в корне слова. Их можно давать как диктанты или использовать для списывания. И очень важно, чтобы ребенок не только подчеркнул орфограмму, но и подобрал правильное проверочное слово. Проверочное слово можно указать в скобках или над проверяемым словом.

    Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение. Например: вода — водный, воды.

    Диктанты

    Как сажают ели и сосны? Эти деревья люди сажают прямыми рядами. Ели и сосны растут очень быстро. (17)

    На берегу реки стоит сосна. Зимой и летом она зелёная. Среди корней видна нора крота. Он живёт под землёй. (19)

    Дождливый денёк. Плохо без зонта или плаща. Во дворе полно воды. По земле текут ручейки. К вечеру началась гроза. (19)

    В наших лесах живут бобры и кроты. Можно увидеть лису. В чаще живёт медведь. У нас нет слонов и носорогов. (20)

    У нас во дворе живут коты. Вон два лежат на траве. Третий сидит на дереве. Скрипит дверная петля. Вот и четвёртый. (21)

    Птенцы сидят в гнезде. Они пищат. Малыши хотят есть. Мама летит к ним. Она несёт червячка. Птичка спешит накормить детей. (20)

    В сарае лежит зерно. Его сторожат коты. Мыши таскают зерно в нору. Птицы прилетают клевать зерно. Коты гоняют воришек. (19)

    Пришла осень. Птицы летят на юг. Весной они прилетят домой. Будут выводить птенцов. Кормить их. Учить малышей летать. (18)

    Этот гусь большой хитрец. В начале кладки он роет ямку. Затем гусь закапывает яйца в землю. Не найдут гнездо хорь и лисица. (22)

    Пришла весна. Стало тепло. Потекли ручейки. Вода залила тропинки. Вот цветы. Вот листочки. У зверей родились детёныши. В траве шуршат ежи. (21)

    Перед моим окном стоит молодая берёзка. Она низка. На её ветвях часто сидят и поют пташки. Я укрепил там кормушку. Пусть птички летят сюда клевать зерно. (26)

    Сейчас сильная жара. Я сижу на пеньке в тени рябины. По тропе бежит собака Даня, Она живёт в большой будке в нашем дворе. Я хочу пойти к реке. Я зову Даню. (31)

    В поисках добычи змеи часто заползают на деревья. Но они могут ловко лазать и по скале. А узорчатый полоз частенько бывает на чердаках домов. Там он любит ловить Воробьёв. (33)

    Весна идёт. Стоят тёплые деньки. Потекли весёлые ручейки. Вода залила тропинки. Вот цветы. А над ними летают пчёлки и шмели. На деревьях появились зелёные листочки. Весело кричат скворцы. Показались первые журавли. (31)

    Почему ландыш белый? Ландыши растут в тенистых местах. В сумраке леса насекомым хорошо видны только белые цветы. Учись разгадывать загадки природы! (21)

    Чомги внешним видом очень похожи на гагар. Гнездо этой птицы плавает на воде. Оно сделано из водорослей и веток. Водоросли в гнезде гниют. Они выделяют тепло. Так само гнездо дополнительно обогревает птенцов. (32)

    Пришла весна. Тают снега. Течёт талая вода. Зеленеют леса и поля. Среди травы видны первые цветы. Слышны голоса птиц. Родились детёныши у лесных зверей. У животных много хлопот. Они должны кормить и охранять своих малышей. (35)

    На лесной опушке стоит молодая берёзка. На верхушке деревца ворона свила гнездо. Там живут птенцы. Вороны сторожат их и учат летать. Не ходи близко! (24)

    Был июльский денёк. Стояла жара. Я давно бродил по лесной тропе и искал грибы. Около опушки я сел на пенёк. Рядом на ветвистой сосне сидел дятел. Он долбил клювом кору. (30)

    Мы с моим дядей Львом Петровичем пошли за грибами. Дядя знает в наших лесах грибные места, У дяди на спине рюкзак, Я несу лукошко. Мы идём по тропе через поля к еловому леску, (33)

    Опять на дворе зима. Мороз. Свистят холодные ветры. Мы живём в селе. В нашей избе стоит печка. Печку надо топить. Мы должны пилить и колоть дрова во дворе, (28)

    Пришли холода. Трескучий мороз крепчал. Снег скрипел под ногами. Дули сильные ветры. Ползли низкие тучи. По земле вилась позёмка. Ребята сидели по домам. (23)

    Я стою на мосту над рекой Ворей. Она течёт быстро. Вода несёт куски коры и ветки. На берегу сидят люди. В лодке плывут ребята. На носу Рома Яшин гребёт большим веслом. (31)

    Стоял конец зимы. Вечерней порой Игорь шагал по узкой тропе через дремучий лес. Вокруг царила лесная тишина. Но вот среди стволов стали видны просветы. Мальчик подходил к лесной опушке. (29)

    Прошла неделя после рождения ежат. У них появились зубки. Мать уходит из гнезда искать пищу. Перед этим ежиха укутывает своих детей листочками и травой. Лежат маленькие пакетики в гнезде. Тепло им в упаковке. (33)

    В саду на верхушках тополей живут грачи. У грача большое гнездо из гибких ветвей. В июне грачи должны кормить своих птенцов. Ловить мошкару и червей. Грачи часто громко кричат. (29)

    На земле лежит большое бревно. Мальчики Петя и Саша должны его распилить на пять частей. Вот пила. Она остра. Ребята начали работать. Труд пильщика тяжёл. Но зимой у них будут дрова. (31)

    Люди часто сажают деревья около своих домов. Деревья защищают их от ветра, очищают воздух от пыли. Сажают деревья и вдоль дороги. Они хорошо затеняют её. Часто их высаживают на границах полей. Деревья не дают ветрам уносить почву. (37)

    Осень. Желтеет листва на рябине перед моим окном. Земля покрылась цветным ковром. По ночам бывают холода. Часто идут дожди. Под ногами лужи и грязь. Близко зима. (26)

    Я гляжу в окно. Весь карниз в снегу. И на земле лежит снег. И в саду на ветвях. Пришла зима. На снегу видны следы. Собака Жучка протоптала во дворе узкую тропу. (31)

    Заяц ночью бегает по полям и лесам без страха. Его следы прямые. Но утром он мечется от страха и путает следы. Охотники сами путаются по двойным следам и далёким прыжкам. Они удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он всего боится. (43)

    Старик Степан Петрович сторожит сад. В саду на ветвях висят груши. Есть несколько больших яблонь и много слив. Ночной порой сторож сидит у окна. От ветра скрипят стволы груш. Во дворе у стены видна будка собаки Стрелки. (37)

    Через сосновый лесок вела прямая тропа. Ваня быстро шагал по ней и глядел по сторонам. Вокруг стояли мохнатые стволы с мягкой корой. Среди ветвей летали пташки. Голоса маленьких певцов были чудо как хороши. (33)

    Осень. Многие деревья теряют листву. У большинства таких деревьев листья мягкие. Облетает листва у липы, клёна, рябины, дуба. Другие деревья сохраняют зелень всю зиму. Это хвойные деревья. (27)

    Вечерней порой мы бродили по селу. Было ещё светло. На небе была видна только одна звезда. Как печально поёт соловей! Вдали кричала ночная птица. Во дворе нас встречала мама. (29)

    Рождается ежонок совсем голеньким. Через несколько часов на его коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. И из них получаются грозные колючки. (26)

    Весной мы часто ходили в лес. Хорошо бродить по лесным чащам. Тропа петляет среди стволов. В молодой траве её можно и потерять. На ветвях поют птицы. Лесные певцы веселят нас. (30)

    В лесу зверьки готовятся к зиме. Белка сушит на ветвях деревьев грибы. Мышка запасает зерно. Ёжик утепляет гнездо. Змея нашла укромное местечко под бревном. Улетают в тёплые края ласточки и стрижи. (31)

    У рыб есть много способов охоты. Рыба-брызгун стреляет водяной струйкой. Сначала она высмотрит стрекозу или бабочку на кувшинке. Потом крадётся к ней. Наберёт в рот воды и метко стреляет. Собьёт и сразу хватает добычу. (35)

    Часто идут дожди. Плохо без зонта и плаща. На дворе лужи. Тихо кругом. Улетели из садов грачи и дрозды. Вчера они долго кружились над полями, садами и холмами. Весной птицы вернутся домой. (33)

    У ремеза гнездо похоже на рукавичку. В большом пальце дырка. В неё ремез и залетает. У поползня гнездо похоже на кувшин. Поползень часто украшает его цветными пёрышками. А у козодоя гнезда нет. Яйца лежат на голой земле. (37)

    Лиса вылезает из своей норы и бежит по лесной тропе. Зима уже позади. Вокруг среди стволов деревьев на проталинах чернеет земля. Видна высохшая трава. Лиса спешит на поля ловить мышей. Она должна есть мясную пищу. Вот впереди белеет поле. Рыжий хищник начал поиск мышиных ходов. (44)

    В наши края, наконец, пришло тепло. Исчезают большие сугробы во дворе. На солнечных местах чернеют проталины. Из земли вылезают первые цветы. Зеленеет молодая трава. На ветвях деревьев видны набухшие почки. С южной стороны потянулись птичьи стаи. У лесного зверья начал появляться молодняк. (42)

    Метёт метель за окном. А дома тепло. В печурке трещит огонь. В такие вечера моя бабушка Вера Петровна любит вязать. Сейчас она вяжет варежки. Она хочет подарить их моему брату Степану. Котёнок Мурзик шалит. Малыш катает клубок по полу. (39)

    Большая поляна в лесу покрыта зелёным ковром травы. Я лежу на земле. Трава смягчает её. Я лежу на спине и гляжу в небеса. Вот летит пчела. Гудят большие шмели. Над озерцом кружит стрекоза. А вон по тропе бежит лиса. Хищница махнула рыжим хвостом и стрелой понеслась в чащу. (47)

    Наконец пришла весна. Сошли снега. Земля опять почернела. Пробивается к свету трава и цветы. На деревьях появилась листва. Этой порой я люблю рано утром выходить погулять. Как хорошо на полях и в лесу! Уже давно прилетели лесные певцы. А у зверей родились малыши. (43)

    Осень идёт к концу. Близко зима. Холодает. Моросят дожди. Часто выпадает снег. Лежащая на земле листва посерела. В лесу не слышно птичьих голосов. Лесные певцы улетели на юг. Вороны, воробьи, клесты остаются зимовать. Изредка среди ветвей деревьев увидишь сову. Она летает по ночам. Её угрожающих когтей боятся зверьки и пташки. (50)

    Осень. Давно улетели грачи, чижи, скворцы. В садах и в лесу стоит тишина. С полей убрали хлеба. Дуют холодные ветры. Часто идут проливные дожди. Скоро зима. На деревьях в саду висят кормушки. Птички могут не бояться голода. (37)

    Вокруг нашего села, на полях и по берегам реки пасутся стада коров и лошадей. За ними следят пастухи. Они пасут домашних животных с утра до вечера. Потом их загоняют в хлева и конюшни. Доярки должны подоить коров. (35)

    Хвоинки у лиственницы мягкие и опадают каждую осень. Как листва у других деревьев. Но древесина у неё тяжёлая. Дерево может утонуть в воде. Древесина очень долговечная. Она не гниёт в почве и даже в воде. Поэтому ещё давно люди мастерили из лиственницы сваи для мостов. (45)

    В нашем саду живут ежи и кроты. Ежи вылезают по ночам и шипят в траве. На спине у этих смешных зверьков видны колючки. Они остры. Лесные хищники редко едят ежей. Кроты обычно сидят в норе под землёй. Дождевые червяки и корешки травы составляют их пищу. В поисках еды кроты роют в земле десятки ходов. (53)

    Небо почернело. Набежали тучи. Они угрожают дождём. Вдали громыхает гроза. Видны огоньки молний. Затихает ветер. В лесу и на полях стоит тишина. Но вот струи воды ударяют по земле. Первые дождинки оставляют следы в пыли. Потом следы исчезают. Вода течёт в низины. Там почти наводнение. (42)

    Зимой в нашем лесу полно воробьёв и синиц. Они летают вокруг кормушек и пищат. Люди кладут им семена и пшено. Пичужкам нелегко сейчас самим искать еду. Они часто голодают. В холода пташки могут умереть. Им нужно помогать. Мы должны приносить птицам пищу. (40)

    Птенец вороны сидел на тропе. Его родители летали вокруг. Вот птенец побежал в траву и начал клевать семена. Потом он ходил и искал дождевых червей. Мама и папа следили за своим чадом. Через несколько деньков птенчик начнёт летать. А пока родители должны его охранять от врагов. (46)

    Крокодилы прячутся в засаду. Выставят из воды одни глаза и следят. Кто подошёл к берегу? Кто плывёт по воде? Приходят на водопой дикие свиньи, антилопы, обезьяны. Крокодилы набрасываются на них из воды. Они хватают добычу и пытаются утащить её под воду. Часто крокодилы охотятся и за змеями. (47)

    По вечерам в ближайшем сосновом лесу красиво поют птицы. Самые чарующие звуки раздаются там весной. Они звучат среди могучих стволов, наполняют сосняк, летят над полями и достигают нашего села. Здесь им отвечают пичужки, которые поселились на ветвях деревьев в наших дворах. Вся округа наполняется птичьими голосами. (46)

    На большой лесной поляне сидел заяц. Он походил на пенёк. Мимо проходила лиса. Она увидала зверька и стала его ловить. Заяц стрелой полетел в чащу. Рыжий хищник побежал по следам. Впереди были кусты рябин. Но там искал в земле сладкие питательные корешки медведь. Лисичка боялась медведя. Она убежала. (48)

    Голодный медведь шёл через лесной валежник. Он ломал высохшие стволы и кусты. Деревья трещали. За спиной у медведя образовалась тропа. Вот среди зелени и ветвей показались кусты малины. Медведь заревел и побежал к еде. Несколько пичужек поспешили перелететь на вершины деревьев. (41)

    У нас во дворе в шиповнике живут ежи. Это ночные животные. Ежи любят темноту. Вечерней порой они вылезают на поиски пропитания. Зверьки едят червей, насекомых, траву, объедки. На спине у ежа колючие иголки. Они защищают его от врагов. Вы слышали голоса ежей? Животные громко шипят. (45)

    Пушистая ёлка стоит в комнате. Сколько игрушек! Вот змея. А вот стрижи и клесты. Среди веток мы замечаем грибы. А вот из стекла шмели и пчела. Сколько на ёлке разных зверьков! А какие шары! На вершине ёлки горит звезда. А под ёлкой подарки. Стёпе — пила и сверло. Сестре Оле — ведро. (50)

    Рыба-удильщик похожа на камень. Затаилась она среди камней. Не разглядеть её. Морской конёк похож на комок водорослей. Рыба-ёж при тревоге превращается в колючий шар. Кому придёт в голову колючий шар глотать? Морские угри чуть что прячутся в норки. Ещё у одной рыбки на хвосте нарисованы глаза. И плывёт она хвостом вперёд. Не обмануть её хищнику. (57)

    Под столом на ковре лежит мохнатый пёс Полкан. Вот он широко зевает и лениво встаёт. На полу у окна стоит его миска с едой и блюдце с молоком. Полкан ест мясной бульон. В нём несколько больших костей. Тут с печи слезает котёнок Пушок. Полкан начинает махать хвостом. Он дружит с котёнком. (51)

    На улице скучно и зябко. Часто идут холодные дожди. Сильный ветер налетает на деревья и обрывает последние листья. Это ветер виноват? Нет, деревья сами сбросили большую часть листвы. Затихло пернатое царство. Нет больше звучных песен. Печальна песенка синички. Только громко кричат галки. Резкий ветер больно бьёт гибкие веточки рябины. Близки холода. Ночью участились заморозки. Они хотят сковать землю. Хрупким льдом затянулись лужи. Вдруг робко выглянуло солнышко. Но печальна эта последняя улыбка осени. (72)

    Наступила золотая осень. Инна Рыбкина и Алла Субботина пошли в лес. Какая красота! Ещё встречаются цветы. Трава пока не пожелтела. По опушкам торчат скользкие грузди, душистые рыжики. Весёлые солнечные зайчики смеются и скользят по стволам деревьев. На лесных полянках краснеют гроздья рябины. Осенний ветер качает ветви берёз. Над головой синеет небо. Над лесом висит одинокое облачко, похожее на барашка. Подружки не хотят уходить из такой красивой сказки. (67)

    На берегу нашей речушки есть большой луг. Весной и летом там появляется много цветов. Я часто хожу на луг пасти свою козу. Хорошо лежать в траве и смотреть в небо. Вокруг гудят шмели. По земле ползут муравьи. В зелёной траве желтеют, синеют и краснеют красивые цветы. (46)

    Крохали иногда своих детей в клювах носят. Чомги птенцов на спине катают. А как спасают своих птенцов вальдшнепы? Мать может унести птенчика в лапах. Для этого она хватает его с боков лапками и прижимает к грудке. Больше ни одна птица в лапах птенцов не носит. Но такое чудо редко кто может разглядеть. Ведь живёт вальдшнеп в густых зарослях. (58)

    На траве роса. Оля и Дима по тропе идут к речке. На лугу пасутся коза и овца. В лесу поют дрозды. По полям шагают грачи. Вот и речка. Вода в речке чиста. Кувшинки лежат на воде. В речке много окуньков и другой рыбы. Вот плотина. Её построили бобры. Хорошо на реке! (51)

    Осень одарила деревья золотой листвой. Пожелтевшие и покрасневшие листья летят вниз и лежат на земле большими кучами. От них в лесу хорошо и светло. Но подходит зима, и сказочная роскошь сменяется нищетой. На ветвях не видно ни листочка. Вокруг стволов и на тропинках листва посерела. Трава высохла. Но когда выпадет снег, в лесу снова будет царить красота. (57)

    В лесу стояла тишина. По ночам замерзали лужи. По утрам трава была белой. Бесконечно шли мелкие осенние дожди. Без устали свистел ветер. Он далеко разносил созревшие семена деревьев и трав. Сами деревья истрепались и стали сероватого оттенка. Всё живое погружалось в крепкий сон. Ветер вертел по лужам опавшие хрупкие листочки. Одно радовало. До инея цвели в садах астры. Казалось, что уже никогда не будет тепла. Осень вступила в свои права. (70)

    Наш класс пошёл на экскурсию в лес. Раннее утро. Тропинка вела в редкий лесок. Лёгкий мороз выбелил землю и затянул её хрупким ледком. Лес нарядился. По сторонам толпились пожелтевшие берёзки. Краснели осины и клёны. Среди них густая зелень молодых елок. Мы чувствуем запах грибов. У тропки нам попадались подберёзовики и сыроежки. Осенним утром легко дышится. Тишина и прохлада. Вдруг над головой раздался протяжный крик. Высоко в небе летел косяк журавлей. Их печальное курлыканье звучало, как прощальный привет родине. (78)

    Жил у нас в доме огромный кот Иваныч. Был он толстым и ленивым. Целые дни он ел и спал. Залезет на тёплую лежанку и свернётся клубком. Ему часто доставалось от дворового щенка Бобки. Бобка был очень озорной щенок. Однажды Бобка схватил кота за хвост и стащил на пол. Идёт Бобка и везёт кота по полу. Пол гладкий и скользкий. Кот по нему, как по льду, катился. (66)

    Причудлив и красив осенний лес. Пленительную красоту придаёт ему рябина. Для очень многих птиц ягоды рябины — вкусная пища. Вот подлетела к рябине красивая птичка. У неё оранжевая грудка, а крылья пятнистые. На них аккуратными точечками голубые пятнышки. Это сойка. Птичка распушила перья, с аппетитом поела и улетела. Появилась стая крикливых дроздов. Дрозды разместились на ветках рябины. Ягоды птицы глотают целиком. Ощипав дерево, отправляются искать другое. Вот какое замечательное дерево рябина! (70)

    Наконец наступила суббота. Мы поднялись с рассветом и пошли в лес. Ласково пригревало солнце. От села к озеру сбегали аккуратные ряды огородов. Узкая тропа петляла среди деревьев. Вот мы и в лесу. Лёгкий ветерок пробежал по вершинам сосен. Под соснами прячутся рыжики. У этого гриба рыжие ножка и шляпка. Даже сок у него рыжий. В пушистом мху мы замечаем массу этих чудесных грибов. В наших лесах рыжики растут почти всю осень. (71)

    Наверное, раньше предки зверей были пятнистыми. Потом у иных пятна слились в полосы. А вот леопарды память о предках сохранили на своей шкуре. Она у них пятнистая и напоминает игру солнышка в листве. Нюх у леопарда плохой, но видит и слышит он хорошо. Крадётся леопард, ползёт бесшумно. Потом ловкий прыжок — и добыча в когтях.(54)

    Заглянула осень в леса, сады. Проверяет, хорошо ли готовятся животные к зиме? Вот хлопочут белочки. Они утепляют жилища и запасают грибы к зиме. Опустели скворечники. Собрались скворцы в большие стаи. Нет уже в небе ласточек и стрижей. Длинными цепочками улетают наши летние гости. Их ранний отлёт — к ранней зиме. Лететь нужно очень далеко. Птицы почти не отдыхают. Слышна их прощальная песня. Птицы печ1ально кричат и улетают на юг. Зимующие птицы ищут пищу в аллеях парков, в садах.(77)

    Русский лес очень красив в осенние дни. В зелёный убор деревьев вплелись осенние краски. Опадают с берёз золотые лёгкие листья. Но могучий дуб ещё долго будет крепко держать свои резные листья. Очень красива осенью рябина. Огнём горят её гроздья сквозь листву. Протянулись липкие нити паутины. В увядающей траве видна краснеющая шляпка грибка. Осенняя вода в лесных ручьях прозрачная. Солнце золотит верхушки деревьев. На земле удивительный разноцветный ковер. О такой красоте мы будем вспоминать всю зиму. (75)

    Все уже поужинали. Теперь животы греют. Ящерка лежит животом на песке, лапки протянула в сторону и задремала. Агама заползла на куст и выставила живот на солнышко. Круглоголовка согревает живот горячим камнем. А удавчик зарылся в песок с головой. Горячая песочная ванна. Она прогревает сразу живот и бока. Лежит удавчик и подогревает свой аппетит. (53)

    Вот и весна. В лесу зазвенела капель. Капельки блестят и переливаются под яркими лучами. Лёгкий ветерок качает молодые деревца. У ствола могучего дуба вдруг поднялась листва. Показался колючий ёжик. Какой худой! Зима у зверька весь жирок вытянула. Малыш побежал по узкой тропинке к рядам молодого сосняка. Ряды тянулись до далёкой просеки. Мы не стали следить за зверьком. Пора было идти домой. (62)

    Рыбы едят водоросли, червей. Среди рыб есть ловкие охотники за насекомыми. Они хватают их не только под водой, но и на лету. Лещи глотают улиток. Часто пища сома — водяная крыса. Зубастая щука глотает колючего ерша. Акула-лисица нападает на рыбий косяк и глушит рыбу хвостом. Удивительней всех электрический угорь. Он бьёт мелкую рыбку током. (53)

    У шла холодная зима с вьюгами и метелями, со снегами и ветрами. Оглядись вокруг! Пришла красавица весна. На реке трещит лёд. Плывут по воде большие льдины. Летят из далёких краёв грачи, стрижи, чижи, скворцы. Из земли появилась молодая трава. Скоро зацветёт сирень, заалеют тюльпаны. Нарядятся в белую фату вишнёвые сады. (49)

    Стоит сильная жара. Колосится золотая рожь. А вот поле гречихи. Такое поле похоже на ковёр цветов. Над ним летают тяжёлые шмели. По сторонам узкой тропинки толпятся молодые деревца. Тропинка ведёт нас к лесной реке. У реки растут плакучие ивы. Вода в реке чиста. В воде мелькают очаровательные рыбки. Красота! (49)

    Посмотрите на лист дерева. Лицевая сторона листа обращена к солнышку. Ножка у листа гибкая. Через ножку поступает вода и питательные вещества. Жилки придают листу прочность. По ним проходят вода и питательные вещества. На тыльной стороне листа сотни крохотных отверстий. Они называются устьица. С их помощью лист дышит и выделяет влагу. (50)

    Утром засверкали красные костры среди зелёных кедров. Это лиственницы опалило морозцем. Иголки на ветвях покраснели. На многих других деревьях зажелтели листочки. Клёны роняют свои резные листья. Осень спустилась в долину. Осыпались последние цветы. Поднялись красные осенние травинки на болотах. На озере по ночам кричали дикие гуси. Красавцы журавли отправились в свой дальний путь. Прилетайте к нам весной! (57)

    Вечерело. Быстро сгущались сентябрьские сумерки. Засверкали первые звездочки. Деревья сливались в одну тёмную массу. Стояла тишина. Из мохнатых туч бесконечным потоком полился ледяной дождь. Зашумел ветер. Он срывал с деревьев омытые дождём листочки. Низко над землёй ползут облака. В долине появился туман. С севера потянул лёгкий ветерок. С каждым часом становилось холоднее. К рассвету воздух уже обжигает лёгким морозцем. Трава седеет от первого утренника. На востоке наливается заря. (68)

    Шимпанзе — это большие обезьяны. Живут шимпанзе в Африке. Пища этих обезьян — плоды, орехи и молодые листочки. Любят они и пчелиный мёд. Свою добычу животные тащат на дерево. Часто дают кусочек товарищам. После долгой разлуки они хлопают друг друга по плечам и спине. При обиде топают ногами, хватают палки и кидают их в обидчика. (55)

    Вырос в лесу большой куст орешника. Листья у орешника крепкие и бархатистые. Ветви длинные и гибкие. На ветках орешки зреют. Спрячутся в шубки, только любопытные макушки торчат. К осени созрели и налились силой орешки. Пролетала мимо орешника сойка и увидала большущий орех. Сам круглый, бока золотистые. Схватила и стала клювом разбивать. Вкусный орешек! (53)

    Летним утром на поля выходили косцы. Они спешили скосить траву, пока не высохла роса. Как красиво свистит коса у ловкого косаря! Как хорошо ложится трава. Стебли должны лежать рядами. Через несколько дней траву сгребут и отвезут на сеновал. Зимой ею будут кормить коров, лошадей и коз. Эти животные не смогли бы выжить в холода без помощи человека. (57)

    Илистый прыгун — небольшая тропическая рыбка. Она живёт на берегу. Под жильё выбирает себе берега мелководных морских лагун и заливов с. илистым топким дном. Любит прыгун мелкие лужицы. Часто рыбка опускает в воду один хвост. Так и сидит часами на солнцепёке. Иногда подпрыгивает на тридцать сантиметров. Это она так любит мух ловить. (51)

    Пастух Иван Петрович ведёт коров попастись в ближайший лесок. На зелёной траве лежит роса. Она ещё не высохла. Капли воды висят на листочках. Коровы жуют сочную траву. Молодые телята резвятся. Вот бежит тёлочка Белянка. За ней несётся телок Черныш. Малыши играют. Вечером пастух погнал коров и телят на ферму. Там коров ждут доярки. Коровы дают много молока. Молоко полезно для здоровья. (60)

    Дикие кошки живут ещё в лесах Европы, в Африке, в Индии. А у нас они обитают на Украине и на Кавказе. Степные кошки обычно пятнистые, а лесные — полосатые. Дикий кот похож на домашнюю кошку. Но он больше неё. А хвост, уши и ноги у него короче. На горле у дикого кота белое пятно. Днём он спит, а ночью выходит на охоту. Пища дикого кота — мыши, птицы, белки, змеи и ящерицы. (70)

    Летом я отдыхала в селе Светляки у бабушки Ольги Семёновны. Наше село большое и красивое. Около него есть озеро. Какие здесь запахи цветов! На берегу озера синеют незабудки, желтеют одуванчики, краснеют дикие гвоздики. Вода в озере чиста. Там живут жирные ленивые караси. Рыбаки любят ловить карасей. Но тянуть сетями рыб нельзя. Запрещено. (50)

    Где живут утки? Чаще они обитают на реках и озёрах. Но огарь — подземная утка. Выкопает нору сурок, а живёт в ней утка. Эта птичка красного цвета. Обитает она высоко в горах. Утят у неё — целая дюжина. Вывелись они под землёй. Подземные утята смело подбегают к скале и прыгают на землю. Хоть бы что! Встали малыши на лапки, потрясли носами, поморгали глазами и бегом к ближайшему озерку. (66)

    Весна вступает в свои права. Холода позади. Снега посерели, а потом потемнели. По земле потекла вода. Люди должны задержать её на полях. Зимой поля и леса были белы. Теперь они почернели. Вылезла первая трава. Появились цветы. Наша река Десна вышла из берегов. Хорошо, что наше село Степаново стоит на холме. Но и оно утонуло в грязи. Но вода быстро высохнет. (59)

    Полина Григорьевна постелила в столовой большой ковёр. На нём любит играть и кататься котёнок Василий. Только что он лежал на спине. Вот он весь вытянулся. А вот уже стоит на четырёх лапках. Он поднимает вверх носишко и слегка машет хвостом. У малыша драчливый нрав. Он бросается на веник, когда хозяйка подметает полы. По комнате летает муха. Василий начал ловить её. Хозяйка подхватила котёнка и приласкала. (65)

    Сидит паучишка и сети плетёт. Натянул сеть между деревьями. А ветер разметал её. Сплёл между кустами. Роса осела и все нити порвала. Не уцелела сеть и в травинках. Ёжик бежал и колючками зацепил. Тогда поселился паучишка в пустом птичьем яйце. Вот это дом! Дождю не намочить. Зверюшки внимания не обращают. Не мешают крошечному паучку сеть плести и мух ловить. (58)

    На вершине холма стоят девять красивых тополей. Их верхушки глядят в синеву небес. Вот ворона прилетела в своё гнездо. Внизу лежит десяток больших камней. Давным-давно их прикатил из гористых краёв ледник. Вокруг камней и стволов растёт густая трава. Со всех сторон среди зелени виднеются цветы. Склон холма пожелтел от них. Вон на лужке пасутся коровы и пяток коней. Из близкого леска потянуло дымком. Там пастухи жгут костерок. (67)

    В полдень на небе появилась большая туча. Небесный свод начал сереть, а затем чернеть. Вокруг потемнело. Казалось, что наступил вечер. Вдали загрохотали громовые раскаты. Заблестели огоньки молний. Упали первые дождевые капли. А потом рекой полилась вода. Она текла по земле, затопляла низины. Струи ударяли по траве и прибивали её к земле. Конец дождя наступил быстро. Небеса прояснились. Стало светло. А дождевая вода скоро высохнет. (64)

    Холодный осенний денёк. Стоит дождливая погода. Летнее тепло и жара позади. Мы гуляем по полям. Изредка виднеются упавшие колоски. Вдали желтеет лесная листва. Тяжело смотреть на увядающую природу. Далеко в небе журавлиный косяк. Он летит в тёплую страну. Весной птицы вернутся и выведут птенцов. Но впереди ещё морозная зима. (49)

    Вечером на небесах появилась грозовая туча. Скоро упали первые дождинки. Вдалеке загрохотал гром. Гроза приближалась. Вот из-за соснового леска блеснула длинная молния с несколькими ответвлениями. Она осветила небосвод. Почти сразу небо раскололось от громового раската. Большая берёза на краю леса вспыхнула, как свеча. Ледяные струи проливного дождя ударили по пыльной земле. После дневной жары листва и трава встречают их с облегчением. (61)

    На поляне было много зелени и цветов. Жужжали шмели и пчёлы. Бабочки перелетали с цветка на цветок. На них лениво смотрела большая овчарка Альма. Собака лежала в тени под ветвистым деревом. На площадке детишки играли в теннис. Вот Денис побежал за мячом. Мяч проскакал далеко по тропинке и потерялся в траве. Овчарка помогла его найти. Прошло несколько часов. Вечерело. Небо потемнело. Может начаться гроза. Скорее домой! (66)

    Скоро рассветёт. Трава сырая от росы. Поют ранние пташки. Их голоса несутся к молчаливым вершинам могучих деревьев. Ветер слегка качает их. За далёкими тополями блеснуло солнце. Пока ещё стоит утренний холодок, но скоро будет жара. Среди стволов мелькнула лиса. Стая волков пробежала по берегу лесного озерца. Они увидали лосиные следы. Вот ломает кусты медведь. Он идёт по звериной тропе к воде. (61)

    Вечером начался проливной дождь. Вода с крыши стекала в узкую канавку. Ручеёк бежал вдоль тропки к большой поляне. Там было лесное озерцо в низине. Гроза продолжалась. В ночной темноте блестели молнии. Громыхали громовые раскаты. Ранним утром первый золотой луч осветил гладь озера. Пора выходить на зарядку. Мы подошли к плакучей иве на берегу. Концы её ветвей свисали до воды. Я слегка покачал гибкое дерево. (64)

     Барсучата родились в тёмной норе на мягкой подстилке. Им было тепло и удобно лежать. Но однажды барсучиха взяла детёнышей за шиворот и вынесла из норы. Барсучата были слепыми и не убегали. Они тихонько лежали и грелись на солнышке. А мамаша лежала рядом и глядела кругом. Вот малыши запищали. Мама отнесла их в нору. Так продолжалось десять дней, пока барсучата не открыли глаза и не начали ходить. (66)

    Стоит жара. Мы идём в лесок. Тропинка ведёт нас к полянке. Красива лесная полянка! Качаются одуванчики, белеют ромашки, синеют колокольчики. Летают над цветочками тяжёлые сердитые шмели. Деловито звенит пчела. В густой траве ползёт зелёная гусеница. На тропинку выбегают муравьи. Они несут травинки и соломинки в свой домишко. Один малыш хочет затянуть в муравейник большой листок. Тяжело тащить. На помощь спешит другой малыш. (61)

    Наша дача стоит на опушке грибного леса. Вчера день был дождливый. Появилось много грибов. Обязательно надо идти в лес! Мы шагаем по узенькой тропинке. Переходим по доске зелёную трясину. На берегу под рябиной стоят ядовитые грибы поганки. А вот пятнистые мухоморы. Мы выходим на лесную опушку. Под ногами у нас подосиновики. Наши лукошки становятся тяжёлыми. Солнышко уже припекает. (58)

    Бобры построили плотину. Мы пришли посмотреть на их работу. Стволы деревьев лежат друг на друге. Зверьки навалили много берёз и рябин. Вода заливает траву. На берегу зеленеет щавель. Невдалеке видны сосны. Мы бежим к ним по широкой тропинке. У нас под ногами лежат шишки и хвоинки. Мы вдыхаем сосновый запах. Находим пятнистые грибы. Эти грибы ядовитые. (56)

    Многие растения применяют в медицине. В таких растениях полезные вещества обычно находятся в цветках. Растения дают сырьё и для химической промышленности. Надрезают кору соснового дерева, а оттуда вытекает смола — живица. Она является сырьём для изготовления красок и лаков. (38)

    Небеса сереют на глазах и грозят дождём. Холодает. Пастухи загоняют скотину домой. Ветер проходит волной по вершинам деревьев. Птичьи голоса затихают. Только на берегу реки поют лягушки. Вдалеке блестит ветвистая молния. Слегка громыхнуло. Вот по лесной поляне пробежал заяц и скрылся в зелёной листве. Спешат из чащобы домой грибники. Но не успевают они в село до дождя. Лениво падают первые большие дождинки. Дождь становится сильнее. (65)

    По берегу озерца полз молодой рачок. Он случайно вылез из воды и хотел домой. Большой пёс Дружок высмотрел его, подбежал и начал лаять. Но он боялся схватить рачка зубками. Рачок, наконец, дополз до воды. Замолчал Дружок. Он побежал ловить пятнистых бабочек на полянке. Вот красивая бабочка села на пенёк. Пёс прыгнул вперёд. Щелчок! Но бабочка улетела без вреда для себя. (60)

    Котёнок бежал по большой полянке. Кругом мелькали красивые пятнистые бабочки. Слышалось жужжание пчелы или мохнатого шмеля. Среди зелёной травы виднелись цветные пахучие островки. Котёнок сорвал несколько красивых цветков. Он захотел подарить их сестрёнке. Небеса затянулись сероватыми тучками. Упало несколько дождинок. Приближалась гроза. Котёнок оробел и поспешил домой. Начался дождь. Вода текла с небес. Она попадала в глаза и мешала смотреть. Но вот и конец дождя. По тропе течёт вода. (69)

    Большой молодой медведь бежал по лесу. Он искал малину. Под ногами у него мелькала густая трава и корневища. Попадались гнилые пеньки и стволы деревьев. Лесные цветы виднелись среди травы. Бабочки лениво перелетали с цветка на цветок. Над верхушками деревьев синели небеса. Между древесных стволов виднелась поляна. Медведь спустился в низину к роднику. Мохнатому зверю захотелось попить. Вот на берегу озерца малинник. (61)

    Я частенько любуюсь синевой утреннего неба. Солнце встаёт из-за большого холма и освещает дорожки и тропинки, деревья и траву, полевые цветы и гнилые пеньки. Звонко поёт ручеёк в овраге, ему вторят птичьи голоса. Я сижу посреди поляны на лежащем стволе. Рядом стоит мохнатая ветвистая сосна. Я глажу рукой кору дерева. Потом лениво бреду по тропе. Вот я на берегу реки у дощатого моста. (64)

    Лето — время лесных малышей. Вылетают из гнёзд птицы. У зверей подрастает смена. Старше всех лесных малышей медвежата. Они послушно следуют за матерью. Лисята играют у норы. Бельчонок совершает свой первый высотный прыжок. В сумерках выходят на охоту ежата. В лесу ты встречаешь много лесных малышей. Не обижай их! (48)

    За деревьями синеет море. К нему через лес протянулась тропинка. Мы бежим по ней и вдыхаем сосновый запах. Приближаемся к воде. Как освежает морское купание! Как приятно качаться на волнах! На дне зеленеют водоросли. Вокруг плавают ленивые медузы. Морские коньки умеют плясать в воде. Пора выходить. Мы лежим на берегу. Иногда тёплая волна заливает ноги. Появляются чайки. Они летают над водой и громко кричат. (64)

    Недавно мама принесла домой букет полевых цветов. Папа назвал цветы очаровательными. У них приятный запах. Сегодня они уже начали увядать. Лепестки опадают на ковёр. На ковре под столом задремал котёнок Пончик. Вытянул лапки и спит. Один лепесток прицепился к его пятнистой шёрстке. Другой упал на кошачью мордочку. Пончик вскочил и замотал головой. (52)

    Ледяной ветер ревел и визжал. Наш корабль плясал на волнах. Мачты скрипели. На скалистом берегу видны маленькие огоньки. Это человеческие жилища. Приближаться к берегу очень опасно. Вдруг из воды выглянуло морское чудовище. Среди волн показалась огромная голова. Наконец появилось всё тело. Это змея. Она ухватила корабль зубами и потянула вниз. Как спастись? Капитан схватил гарпун и вонзил в нос чудовищу. Змея отпустила корабль и исчезла. (65)

    Осенью часто моросят дожди. Я люблю сидеть у окна и смотреть, как вода стекает по стеклу. Листва на деревьях желтеет и краснеет, а небеса сереют и редко проясняются. Опавшие листья лежат на земле вокруг древесных стволов красивым ковром. А зима уже близка. Холодает. Скоро поля и леса покроют снега. Всё, что было цветным, побелеет. (54)

    Всю неделю стояли сильные холода. А сегодня началась оттепель. С крыш свисают длинные сосульки. Утром был снегопад. Мокрые снежинки прилипали к оконному стеклу. Сейчас в нашем дворе дети лепят снеговика. Они весело кричат и смеются. Я выхожу из дома и иду по лесной тропинке. Хороший денёк для прогулки. Тяжёлые шапки снега лежат на ветвях деревьев и на кустах. Снег скрипит под ногами. (62)

    Приближается весна. Но сейчас стоят морозы. Метель заметает дороги и тропинки в лесу. Люди берут лопаты и разгребают снег вокруг своих жилищ. Мальчики расчищают каток. Они хотят кататься на коньках. Голодные птички прилетают к кормушкам. Надо подкормить пернатых друзей! Иногда днём пригревает солнышко. Тогда появляются сосульки. Детишки сбивают сосульки снежками. (50)

    Сегодня очень тепло. Хороший весенний денёк. На полянке перед домом зацветают подснежники. На ветвях деревьев видны набухшие почки. Скоро должна появиться листва. Оживают первые насекомые. На оконном стекле жужжит ленивая муха. По земле бегут ручейки. Большая собака пригрелась на солнышке. Рядом резвятся радостные щенята. Из-за двери осторожно выглянул рыжий котёнок. Потом вскочил на перила крыльца и свернулся клубочком. (59)

    Вот и пришла холодная зима. Побелели поля и луга. Лёд сковал реки и озёра. Мохнатые красавицы ёлки нарядились в белые шубки. Тихо зимой в ельнике. Вдруг в лесу появилась стайка северных гостей. Это клесты. С шумом они пронеслись над тихой поляной. Словно яркие бусы, птицы облепили вершины елей. На верхушках елей висят гроздья тяжёлых шишек. Цепкими когтями клесты стали таскать вкусные семена. В лапах ёлок спрятаны жилища этих птичек. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.(79)

    Пронеслась дождевая туча. Мы идём в лес. У нас с собой ножи и корзинки. После грибного дождя в лесу много грибов. Появляются лисички, рыжики, сыроежки, дождевики, маслята. Иногда мы замечаем подберёзовики и боровики. Они растут на полянках и под деревьями. Порой их охраняют колючки. Часто стережёт крапива. Они прячутся в сочной траве и под мохнатыми ёлками. Лесная мошкара также мешает грибникам. Мы шли по тропинке через чащу и оказались на берегу речушки. Течение у реки медленное. Мы перешли её по мосту. Уже начало темнеть. Пора шагать домой. (87)

     

    Писатель Алексей Григорьев бродил по нашей округе. Он ходил по заросшим травой холмам. Он переправлялся через нашу речушку. Он спасался от яркого солнца под ветвистыми деревьями. Вечером он прилёг на небольшой поляне и задремал. Писатель проснулся и услышал шум. Это трещали кусты. Перед Алексеем стоял медведь. Писатель лежал и не шевелился. Он очень боялся диких зверей. Любой храбрец испугался бы на его месте. Как ему спастись? Медведь протянул к человеку свой носище. Потом повернулся и убежал в лесную чащу. По дороге он сломал рябинку. Писатель потом долго вспоминал, как повстречал медведя. (90)

    Правописание слов с безударными гласными в корне. Проверочная работа с. 32 – 33

    Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные и контрольные работы. Максимова Т.Н.



    ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

    Проверочная работа

    Ответы к стр. 35 – 37

    В а р и а н т  1

    1. Укажи правильное доказательство написания слова.

    в) далеко – можно проверить словом даль

    2. Подчеркни проверочные слова к словам с безударными гласными.

    а) ледяной – ледник, ледок, лёд, обледенелый
    б) грибы – грибок, грибница, грибник, гриб
    в) скворец – скворцы, скворушка, скворчата, скворечник
    г) лесной – лесок, лесник, лес, лесничий

    3. Выпиши из предложений слова с безударными гласными, которые можно проверить ударением. Напиши проверочные слова. 

    На большом холме стояли три сосны. Меня удивляла толщина их стволов.

    На большом (бóльше), холме (холм), стояли (стóя), сосны (сóсны), удивляла (диво), толщина (тóлще)их, стволов (ствол).

    4. Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова. 

    молчать – мóлча             удивлять – ди́во
    мясной – мя́со                грязнуля – грязь
    охранять – охрáна          плясать – пля́ска

    5. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.

    Картофель, огурец, яблоко, морковь, капуста, горох, помидор, ягода, ребята, карандаш.

    В а р и а н т  2

    1. Укажи правильное доказательство написания слова.

    г) увидали – можно проверить словом видит

    2.  Подчеркни проверочные слова к словам с безударными гласными.

    а) ночной – ночник, ночка, ночлег, ночевать
    б) трава – травка, травинка, травяной, травянистый
    в) садовник – посадил, садик,  садовод, садовый
    г) река – речка, речной, речушка,речник

    3. Выпиши из предложений слова с безударными гласными, которые можно проверить ударением. Напиши проверочные слова. 

    На деревьях среди зелёной листвы живёт птица. Она принесла червячков для птенцов.

    На деревьях (дéрево), зелёной (зéлень), листвы (лист), живёт (жить), принесла (принёс), червячков (червь) для птенцов (птéнчик).

    4. Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова. 

    появился – я́вится             шиповник – шип
    горчица – гóрький             скрипучий – скрип
    слезинка – слёзы               нарядить – наря́д

    5. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.

    Мороз, заяц, улица, работа, север, обед, медведь, восток, ученик, сахар.

    Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные и контрольные работы. Максимова Т.Н.

    Ответы по русскому языку. 3 класс

    4.4 / 5 ( 120 голосов )

    Проверь себя, с. 30 | Развивайка

    1. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    Мороз. Снег укрыл дорожки и тропинки. Пушистые шубки на берёзках и осинках. Пруд давно замёрз. Там ребята катаются на коньках. Мальчишки построили ледяную горку. Быстро летят с горы салазки! Девочки слепили снеговика. Глазки сделали из льдинок. Рот и нос — из морковки. В руках метла. Как весело зимой!

    • В каком из выделенных слов все согласные звуки — парные глухие? Подчеркните это слово.
    • Выпишите из текста два слова с орфограммой «Парные по глухости-звонкости согласные в корне слова». Напишите к ним проверочные слова.

    Дорожки (дорожный), салазки (салазочки).

    • Выпишите из текста два слова с орфограммой «Безударные гласные в корне слова». Рядом напишите к каждому слову проверочное.

    Тропи́нки (трóпы), снеговикá (снег).

    • Найдите в тексте словарные слова. Подчеркните в них непроверяемые орфограммы.

    2. Прочитайте. Назовите слова из скобок, которые будут проверочными для данных слов.

    Свистеть — свист, свистнуть.
    Трубка — труба, трубач, трубный.

    3. Сделайте письменный звуко-буквенный разбор слова зимой.

    Зимóй — 2 слога, 5 звуков, 5 букв.
    [з’] — согласный, звонкий, мягкий;
    [и] — гласный, безударный;
    [м] — согласный, звонкий, твёрдый;
    [ó] — гласный, ударный;
    [й’] — согласный, звонкий, мягкий.

    ОТВЕТЫ к упражнениям. УЧЕБНИК

    ОТВЕТЫ к упражнениям. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

    Проверь себя, с. 30

    4.1 (81.44%) от 111 голосующих

    Как легко отобразить имя и путь к файлу документа Word [2 способа]

    Отображение имени файла и пути с помощью полей или панели быстрого доступа в Microsoft Word

    by Avantix Learning Team | Обновлено 5 апреля 2021 г.

    Применимо к: Microsoft ® Word ® 2010, 2013, 2016 и 2016 (Windows)

    В Microsoft Word вы можете отображать имя и путь к файлу документа, используя поля. Путь может отображаться в теле документа, в верхнем или нижнем колонтитуле.Вы также можете настроить панель быстрого доступа и отобразить путь к файлу.

    Рекомендуемая статья: Как проверить количество слов в Microsoft Word (4 способа)

    Хотите узнать больше о Microsoft Word? Посетите наш виртуальный класс или живой класс Курсы Word>

    Вставка поля FileName

    Чтобы вставить поле FileName и отобразить путь к текущему документу:

    1. Поместите курсор в то место, где вы хотите отобразить имя файла и путь.
    2. Щелкните вкладку «Вставка» на ленте и выберите «Поле» в раскрывающемся меню «Быстрые части» в группе «Текст». Появится диалоговое окно.
    3. Выберите имя файла в списке имен полей. Появятся параметры для поля.
    4. Выберите формат в списке «Формат».
    5. Чтобы отобразить полный путь, установите флажок «Добавить путь к имени файла».
    6. Нажмите ОК.

    Ниже находится диалоговое окно «Поле»:

    Скрытие кодов полей

    Имя файла обычно выглядит примерно так:

    C: \ Users \ David \ Desktop \ ABCCompany \ Projects \ ARCProject.docx

    Если вместо этого отображаются коды полей, скройте коды полей, нажав Alt + F9.

    Обновление поля FileName

    Если имя или путь документа изменились, вам необходимо обновить поле.

    Чтобы обновить поле, щелкните поле правой кнопкой мыши и выберите «Обновить» или щелкните поле и нажмите F9. Вы также можете нажать Ctrl + A, а затем F9, чтобы обновить все поля в документе.

    Добавление кнопки пути к файлу на панель быстрого доступа

    Вы также можете добавить кнопку для отображения пути к файлу на панели быстрого доступа.

    Чтобы настроить панель быстрого доступа для отображения пути к файлу:

    1. Щелкните стрелку справа от панели инструментов быстрого доступа (которая по умолчанию обычно находится над лентой) и выберите «Дополнительные команды». В появившемся диалоговом окне слева должна быть выбрана панель быстрого доступа.
    2. Щелкните стрелку ниже «Выбрать команды из», а затем выберите «Все команды».
    3. Выберите «Местоположение документа» в списке команд.
    4. Нажмите «Добавить».
    5. Нажмите ОК.Местоположение документа или путь к файлу теперь будут отображаться на панели быстрого доступа.

    Ниже находится диалоговое окно «Параметры», в котором вы можете добавить кнопки на панель быстрого доступа:

    Вы можете отобразить панель быстрого доступа под лентой, щелкнув стрелку справа от панели быстрого доступа и выбрав Показать под лентой.

    Эта статья была впервые опубликована 4 октября 2017 г. и была обновлена ​​для ясности и содержания.

    Подпишитесь, чтобы получать больше подобных статей

    Считаете ли вы эту статью полезной? Если вы хотите получать новые статьи, присоединяйтесь к нашему списку рассылки.

    Дополнительные ресурсы

    Ярлыки для выбора из 14+ слов для быстрого выбора текста

    Более 10 отличных ярлыков для навигации в Microsoft Word для быстрого перемещения по документам

    Как использовать верхний или нижний индекс в Word (с помощью ярлыков)

    Связанные курсы

    Microsoft Word: средний / продвинутый

    Microsoft Excel: средний / продвинутый

    Microsoft PowerPoint: средний / продвинутый

    Microsoft Access: Введение

    ПРОСМОТРЕТЬ ДРУГИЕ КУРСЫ>

    Имена полного пути в Word (Microsoft Word)

    Когда вы открываете документ в Word, имя файла документа отображается в строке заголовка.Иногда было бы неплохо отображать в строке заголовка нечто большее, чем простое имя файла. Многие читатели могут извлечь выгоду из отображения полного имени пути вместе с именем файла в строке заголовка. К сожалению, Word не позволяет легко это сделать. (В конце концов, насколько сложно установить флажок для этой опции?)

    Есть несколько способов решить эту проблему. Если вам нужно только время от времени знать полное имя пути, вы можете создать очень простой макрос и назначить его кнопке на панели инструментов.Когда вы щелкаете по кнопке, информация в строке заголовка активного окна изменяется, чтобы отразить полное имя пути. Этот макрос, называемый ChangeCaption, выглядит следующим образом:

    Sub ChangeCaption ()
        ActiveWindow.Caption = ActiveDocument.FullName
    Конец подписки
     

    Опять же, этот макрос отлично подходит для случайного использования. При желании вы также можете переименовать этот макрос в AutoOpen, и тогда все документы при открытии будут отображать полное имя пути. Однако у этого варианта есть несколько серьезных недостатков.Каждый раз, когда вы переименовываете документ, используя команду «Сохранить как», чтобы сохранить его под другим именем, новое имя файла (и путь) не обновляются в строке заголовка, если вы не запустите макрос повторно. Во-вторых, если у вас включена проверка на вирусы, он может интерпретировать ваш макрос (назначенный для AutoOpen) как попытку макровируса вмешаться в вашу систему.

    Есть способ создать более комплексный и автоматический подход. Чтобы настроить Word для включения полного имени пути, необходимо понимать тип интерфейса, используемого Word.Word — это приложение с многодокументным интерфейсом (MDI). Это означает, что главное окно приложения (для Word) является окном родительского приложения, и это окно может содержать окна документов (дочерние окна) для каждого открытого документа. Когда окно документа развернуто, в строке заголовка Word отображается комбинация заголовка приложения (Microsoft Word) и имени файла документа. Если документы отображаются на частичном экране или в свернутом состоянии, то в родительском окне отображается только имя приложения (Microsoft Word), а в каждом дочернем окне отображается заголовок документа, содержащегося в этом окне.Таким образом, все, что нужно изменить, — это строка заголовка дочернего окна, чтобы включить путь с именем файла.

    Комплексный подход основан на использовании событий приложения Word. По сути, для реализации этого подхода используются следующие шаги:

    1. Настройте Word для запуска событий приложения (они встроены в Word, но не происходят автоматически).
    2. Напишите фактический код изменения строки заголовка для события DocumentChange.

    Событие DocumentChange после настройки происходит почти каждый раз, когда пользователь активирует дочернее окно (документ).Вы заметите, что я сказал «почти». Это связано с тем, что событие не запускается, если дочернее окно является дублирующим окном открытого документа (например, окно, которое открывается при выборе «Новое окно» в меню «Окно»). Фактически это два представления одного и того же документа, поэтому при переключении с одного представления на другое документ не меняется. Следовательно, если документ открыт, и пользователь открывает новое окно с тем же документом, его строка заголовка не будет автоматически изменена кодом, запущенным из события DocumentChange.Однако он будет изменен позже, если и когда пользователь перейдет в это «новое окно» из какого-либо другого дочернего окна, содержащего другой документ.

    Вторая проблема заключается в том, что событие DocumentChange также не запускается при сохранении нового документа. Таким образом, если сохраняется несохраненный документ (например, Document1, Document2 и т. Д.), Строка заголовка не изменяется до тех пор, пока фокус не будет снят с вновь сохраненного файла, а затем возвращен обратно. К счастью, это можно обойти.

    Итак, первым шагом является активация событий приложения Word.Вы можете сделать это, выполнив следующие действия. (Примеры здесь не включены в компакт-диск WordTips . Однако их можно легко создать, выполнив указанные ниже действия.)

    1. Запустите Word и закройте все открытые документы.
    2. Нажмите ALT + F11 , чтобы запустить редактор Visual Basic. В строке заголовка редактора должно быть написано «Microsoft Visual Basic — Normal». Это означает, что вы работаете над проектом шаблона Normal.
    3. Выберите Class Module из меню Insert.Это добавляет в проект модуль класса, обычно называемый Class1, Class2 и т. Д.
    4. В окне «Свойства» (нижний левый угол редактора) измените имя нового модуля класса на AppEvents.
    5. В окне редактора введите или вставьте следующее:
    6. Вариант Явный
      'Объявить глобальную объектную переменную для представления
      'Объект Word Application для доступа к событиям приложения
      Общедоступный WithEvents WordApp как Word.Application
      Личная подписка WordApp_DocumentChange ()
      'Процедура, которая автоматически запускается, когда
      'событие DocumentChange запускается
          Вызовите MyModule.WindowTitleWithPath
      Конец подписки
       

      Имея эту основу, вы можете быть уверены, что объект WordApp будет зарегистрирован при каждом запуске Word. Для этого нужно настроить макрос AutoExec, который автоматически запускается при каждом запуске Word. Вы можете сделать это, выполнив следующие действия:

    7. Выберите «Модуль» в меню «Вставка». Это добавляет в проект обычный модуль, обычно называемый Module1, Module2 и т. Д.
    8. В окне «Свойства» (нижний левый угол редактора) измените имя нового модуля на MyModule.(При желании вы можете использовать другое имя. Если вы все же измените имя, вам также потребуется изменить ссылку MyModule на шаге 5 выше.)
    9. В окне редактора введите или вставьте следующее:
    10. Вариант Явный
      'Настройте экземпляр AppEvents, готовый для доступа к событиям приложения
      Общедоступные cAppEvents как новые AppEvents
      
      Общедоступная подпрограмма AutoExec ()
      'Автоматически запускается при запуске Word
          'Инициализировать объект WordApp в классе AppEvents
          'установив его равным Word.Объект приложения
          Установите cAppEvents.WordApp = Word.Application
      Конец подписки
      
      Общедоступная подпрограмма WindowTitleWithPath ()
      'Изменяет заголовок окна, чтобы включить путь с именем файла
          'Проверьте, открываются ли какие-либо дочерние окна (избегайте ошибки, если нет активного окна)
          Если Windows.Count> 0 Тогда
              'Изменить заголовок окна
              ActiveWindow.Caption = ActiveDocument.FullName
          Конец, если
      Конец подписки
       

      Последняя часть настройки Word — убедиться, что строка заголовка обновляется при сохранении файла.Вы делаете это, заменяя (макросами) встроенные команды FileSave и FileSaveAs. Вы можете сделать это, добавив следующий код в модуль MyModule:

      Public Sub FileSave ()
      'Заменяет встроенную команду FileSave
          'Проверить, является ли путь пустой строкой
          Если ActiveDocument.Path = "" Тогда
              'Если новый документ еще не сохранен, вызовите FileSaveAs
              Вызов FileSaveAs
          Еще
              'Существующий документ уже находится на диске; просто сохраните это
              ActiveDocument.Сохранить
          Конец, если
      Конец подписки
      
      Общедоступный вспомогательный файлSaveAs ()
      'Заменяет встроенную команду FileSaveAs
              'Используйте метод Show для встроенного диалогового окна FileSaveAs
              Диалоги (wdDialogFileSaveAs) .Show
              'Теперь запустите код, чтобы изменить заголовок окна
              Вызов WindowTitleWithPath
      Конец подписки
       

      Когда все эти макросы введены, вы должны закрыть Word и перезапустить его. Строки заголовков должны быть обновлены до полных имен путей.

    WordTips — ваш источник экономичного обучения работе с Microsoft Word. (Microsoft Word — самая популярная программа для обработки текстов в мире.) Этот совет (1248) применим к Microsoft Word 97, 2000, 2002 и 2003.

    Автор Биография

    Аллен Вятт

    Аллен Вятт — всемирно признанный автор, автор более чем 50 научно-популярных книг и многочисленных журнальных статей.Он является президентом Sharon Parq Associates, компании, предоставляющей компьютерные и издательские услуги. Узнать больше о Allen …

    Шрифт по умолчанию для номеров страниц

    Номера страниц являются обычным дополнением к документам и большим подспорьем для читателей. Если вы хотите легко форматировать номера страниц, …

    Открой для себя больше

    Использование полей для дробей

    Хотите быстрый способ создания дробей? Вы можете сделать это с помощью полей, как описано в этом совете.

    Открой для себя больше

    Применение формата заглавных букв

    Хотите, чтобы текст всегда отображался в верхнем регистре, независимо от того, как вы его набираете? Word позволяет добавлять форматирование к вашему …

    Открой для себя больше

    Как вставить путь и имя файла в нижний или верхний колонтитулы документа Word?

    Как вставить путь и имя файла в нижний или верхний колонтитулы документа Word?

    Вставка пути и имени файла в нижний или верхний колонтитулы документа поможет нам узнать местонахождение документа.Из этого туториала Вы узнаете, как вставить путь к файлу и имя в нижний или верхний колонтитулы в word.

    Вставьте путь и имя файла в верхний или нижний колонтитул с помощью поля
    Легко вставьте путь или имя файла в верхний или нижний колонтитул с помощью Kutools for Word