Содержание

Презентация по биологии 9 класс на тему «В мире углеводов» | Презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему:

Слайд 1

Учитель химии и биологии Меньшакова Евгения Юрьевна “Белки, жиры и углеводы, Пройдут века, эпохи, годы, К вам мы прикованы на век, Без вас немыслим человек”.

Слайд 2

Цели и задачи: Ознакомить учащихся с новым классом кислородсодержащих соединений – углеводами. Рассмотреть их состав и классификацию, представителей каждой группы. Сообщить ребятам о биологической роли углеводов и их значении в жизни человека.

Слайд 3

Какие продукты содержат и богаты углеводами?

Слайд 4

Определение углеводов. Углеводы — вещества состава С n (Н 2 О) m , имеющие первостепенное биохимическое значение, широко распространены в живой природе и играют большую роль в жизни человека. Название углеводы возникло на основании данных анализа первых известных представителей этой группы соединения. Вещества этой группы состоят из углерода, водорода и кислорода, причем соотношение чисел атомов водорода и кислорода в них такое же, как и в воде, т. е. на каждые 2 атома водорода приходится один атом кислорода. В прошлом столетии их рассматривали как гидраты углерода. Отсюда и возникло русское название углеводы, предложенное в 1844 г. К.Шмидтом. Общая формула углеводов, согласно сказанному, С n Н 2 m О m . При вынесении « m » за скобки получается формула С n (Н 2 О) m , которая очень наглядно отражает название «угле — воды».

Слайд 5

Классификация углеводов. Моносахариды — углеводы, которые не разлагаются водой до более простых соединений. Для человека наиболее важны глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза . Дисахариды – это углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов. Наиболее важны для человека сахароза, мальтоза и лактоза. Полисахариды — полимеры, образованные из большого числа моносахаридов. Они делятся на перевариваемые и неперевариваемые в желудочно-кишечном тракте. К перевариваемым относят крахмал и гликоген, из вторых для человека важны клетчатка. углеводы

Слайд 6

Историческая справка . 1.Самым первым углеводом (точнее смесью углеводов), с которой познакомился человек, был мёд. 2.Родиной сахарного тростника является северо-западная Индия-Бенгалия. Европейцы познакомились с тростниковым сахаром благодаря походам Александра Македонского в 327 г. до н.э. 3.Свекловичный сахар в чистом виде был открыт лишь в 1747 г. немецким химиком А. Маргграфом . 4.Крахмал был известен ещё древним грекам. 5.Целлюлоза, как составная часть древесины, используется с глубокой древности. 6.Термин слова “сладкий” и окончание — оза — для сахаристых веществ было предложено французским химиком Ж. Дюла в 1838 г. 7.В 1811 г. русский химик Кирхгоф впервые получил глюкозу гидролизом крахмала. 8.Синтез углеводов из формальдегида в присутствии Са (ОН) 2 был произведён А.М. Бутлеровым в 1861 г.

Слайд 7

Глюкоза. Глюкоза (виноградный сахар) находится в плодах, овощах, меде. В организме человека является обязательным компонентом крови. Входит в качестве основного звена в состав многих природных олиго- и полисахаридов.

Слайд 12

Фруктоза. Фруктоза (плодовый сахар) содержится в семечковых плодах, меде,арбузах. Извлекая из цветов сладких плодов соки, пчелы приготавливают мед, который по химическому составу представляет собой в основном смесь глюкозы и фруктозы. Также фруктоза входит в состав сложных сахаров, например тростникового и свекловичного.

Слайд 13

Сахароза. С ахароза (свекловичный сахар) содержится в сахарной свекле, сахарном тростнике, плодах, овощах. Состоит из остатков глюкозы и фруктозы, является основным пищевым углеводом.

Слайд 14

Лактоза. Лактоза (молочный сахар) содержится в молоке, состоит из остатков галактозы и глюкозы. Под действием ферментов молочно-кислых бактерий лактоза сбраживается с образованием молочной кислоты. На этом основано получение кисло-молочных продуктов. При гидролизе лактозы образуются глюкоза и галактоза.

Слайд 15

Крахмал. Крахмал содержится в продуктах растительного происхождения: муке, крупе, макаронных изделиях (70 —80%), картофеле (12—24%), хлебе, в бобовых. В холодной воде крахмал нерастворим. Характерной реакцией для определения крахмала в пищевых продуктах является действие йода, который окрашивает крахмал в синий цвет. (С 6 Н 10 О 5 ) n

Слайд 17

Гликоген. Гликоген (животный крахмал)- важный резервный полисахарид животных и человека, откладывается в печени (до 20 % ) и мышцах (до 4 % ). Растворим в воде, конечным продуктом гидролиза является глюкоза.

Слайд 18

Целлюлоза. Целлюлоза (клетчатка) — основное вещество растительных клеток. Древесина на 50% состоит из целлюлозы, а хлопок и лен — это практически чистая целлюлоза. Целлюлоза представляет собой твердое волокнистое вещество, нерастворимое в воде, но растворимое в аммиачном растворе гидроксида меди (II) (реактиве Швейцера ). Целлюлоза — природный полимер. В отличие от крахмала, ее молекулы состоят только из линейных цепей.

Слайд 20

Биологическое значение углеводов: Углеводы выполняют пластическую функцию, то есть участвуют в построении костей, клеток, ферментов. Они составляют 2-3 % от веса. Углеводы являются основным энергетическим материалом. При окислении 1 грамма углеводов выделяются 4,1 ккал энергии . В организме человека и животных глюкоза содержится в крови и в лимфатических жидкостях . От концентрации глюкозы зависит осмотическое давление крови. Пентоза (рибоза и дезоксирибоза) участвуют в построении АТФ.

Слайд 21

Биосинтез углеводов. Организмы животных не способны синтезировать углеводы из неорганических веществ. Они получают их от растений с пищей и используют в качестве главного источника энергии, получаемой в процессе окисления: C x (H 2 O) y + xO 2 → xCO 2 + yH 2 O + энергия . В зеленых листьях растений углеводы образуются в процессе фотосинтеза — уникального биологического процесса превращения в сахара неорганических веществ — оксида углерода (IV) и воды , происходящего при участии хлорофилла за счёт солнечной энергии: xCO 2 + yH 2 O → C x (H 2 O) y + xO 2

Слайд 22

Выводы: Углеводы обеспечивают нас всем необходимым для жизни: пищей, одеждой, мебелью, кровом, книгами. Углеводы участвуют в построении сложных белков, ферментов, гормонов. Углеводами являются и такие жизненно необходимые вещества, как гепарин (он играет важнейшую роль – предотвращает свёртывание крови). Процесс фотосинтеза, протекающий в клетках живых растений, приводит к синтезу углеводов из воды и углекислого газа. При этом превращении образуется кислород, без которого жизнь на нашей планете была бы невозможна.

Презентация на тему «Углеводы» по химии для 9 класса

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация «Углеводы» содержит информацию о самых универсальных и самых распространенных органических веществ на Земле. В краткой и доступной форме рассказывается о строении и основных классах углеводов, функциях, которые они выполняют, а также значении этих веществ. Кроме того, она дополнена заданиями для закрепления полученных знаний.

Краткое содержание

  1. Моносахариды
  2. Глюкоза
  3. Фруктоза
  4. Дисахариды
  5. Сахароза
  6. Мальтоза
  7. Лактоза (молочный сахар)
  8. Крахмал
  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    38

  • Автор

    Федотова Е .А.

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

  • Предназначение

Содержание

  • Слайд 1

    углеводы

    Федотова Елена Анатольевна – учитель химии МБОУ Изыхская СОШ

    углеводы

  • Слайд 2
    • Углеводы (сахара) – органические вещества, состав которыхвыражается формулой
    • Cx(h3O)y, где x и y > 3.
  • Слайд 3
    • Углеводы содержатся в клетках растительных и животных организмов и по массе составляют основную часть органического вещества на Земле. Эти соединения образуются растениями в процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды
  • Слайд 4
    • Животные организмы не способны синтезировать углеводы и получают их с растительной пищей. Фотосинтез можно рассматривать как процесс восстановления СО2 с использованием солнечной энергии. Эта энергия освобождается в животных организмах в результате метаболизма углеводов, который заключается, с химической точки зрения, в их окислении.
  • Слайд 5
    • По способности к гидролизу углеводы делятся на простые — моносахариды и сложные — олигосахариды и полисахариды
  • Слайд 6

    Моносахариды

    • В природе наиболее распространены моносахариды, в молекулах которых содержится пять углеродных атомов (пентозы) или шесть (гексозы). Моносахариды — гетерофункциональные соединения, в состав их молекул входит одна карбонильная группа (альдегидная или кетонная) и несколько гидроксильных. Например:
    • Натуральный мед содержит фруктозу и глюкозу.
  • Слайд 7
    • в результате взаимодействия карбонильной группы с одной из гидроксильных моносахариды могут существовать в двух формах: линейной (оксо-форме) и циклической (полуацетальной
    • В растворах моносахаридов эти формы находятся в равновесии друг с другом. Например, в водном растворе глюкозы существуют следующие структуры:
    • Циклические a- и b-формы глюкозы представляют собой пространственные изомеры, отличающиеся положением полуацетального гидроксила относительно плоскости кольца.
  • Слайд 8
    • Глюкоза, также называемая виноградным сахаром, находится во фруктах, овощах и цветочном нектаре
  • Слайд 9

    Глюкоза в малых количествах присутствует в крови людей и животных

  • Слайд 10

    Фруктоза находится во многих фруктах

  • Слайд 11
    • Рибоза также в результате взаимодействия карбонильной группы с одной из гидроксильных групп может существовать в двух формах: линейной и циклической
    • В кристаллическом состоянии моносахариды имеют циклическое строение.
  • Слайд 12

    Химические свойства моносахаридов обусловлены наличием в молекуле функциональных групп двух видов.

    Например:

    • глюкоза как многоатомный спирт образует простые и сложные эфиры,
    • комплексное соединение с гидроксидом меди (II),
    • как альдегид она окисляется аммиачным раствором оксида серебра в глюконовую кислоту и восстанавливается водородом в шестиатомный спирт – сорбит.
    • Практическое значение имеет реакция брожения — расщепление глюкозы под действием различных микроорганизмов:
  • Слайд 13

  • Слайд 14

    Напишите в тетрадь уравнения реакций:

    • 1.Разложение глюкозы
    • 2.Взаимодействие с гидроксидом меди
    • 3.Реакция серебряного зеркала
  • Слайд 15

    Дисахариды

    • Дисахариды — это углеводы, молекулы которых состоят из двух остатков моносахаридов, соединенных друг с другом за счет взаимодействия гидроксильных групп
    • Лактоза – это дисахарид, присутствующий в молоке млекопитающих, в том числе и человека.
  • Слайд 16
    • Примером наиболее распространенных в природе дисахаридов является сахароза (свекловичный или тростниковый сахар). Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы и фруктозы.
  • Слайд 17

    Сахарозу получают из сахарного тростника

  • Слайд 18

    Сахарозу также получают из сахарной свеклы

  • Слайд 19

    Сахароза используется при выпечке хлеба и производстве кондитерских изделий

  • Слайд 20

    мальтоза

    • Мальтоза, или солодовый сахар, присутствует в ячменных зернах, особенно во время их прорастания
  • Слайд 21

    Лактоза (молочный сахар)

    Лактоза (молочный сахар)

  • Слайд 22
    • Для дисахаридов характерна реакция гидролиза, в результате которой образуются две молекулы моносахаридов:
    • C12h32O11 + h3O 2C6h22O6
  • Слайд 23

    Крахмал

    Крахмал

  • Слайд 24

    полисахариды

    • Крахмал
    • Крахмалом называется смесь двух полисахаридов, построенных из остатков циклической a-глюкозы.
    • В его состав входят:
      • амилоза (внутренняя часть крахмального зерна) — 10-20%
      • амилопектин (оболочка крахмального зерна) — 80-90%
      • Подобно амилопектину построен гликоген (животный крахмал).
  • Слайд 25

  • Слайд 26

    Крахмал используется для приготовления желе и пудингов.

  • Слайд 27

    Основные источники крахмала:

    • Картошка
    • Кукуруза
  • Слайд 28

    Целлюлоза

    • Целлюлоза (клетчатка) — наиболее распространенный растительный полисахарид.
  • Слайд 29
    • Этот биополимер обладает большой механической прочностью и выполняет роль опорного материала растений, образуя стенку растительных клеток.
      Используется в производстве волокон и бумаги. В большом количестве целлюлоза содержится в древесине и хлопке.
  • Слайд 30
    • Цепи целлюлозы построены из остатков b-глюкозы и имеют линейное строение.
    • Молекулярная масса целлюлозы — от 400 000 до 2 млн.
    • Целлюлоза относится к наиболее жесткоцепным полимерам
  • Слайд 31

    Применение целлюлозы

  • Слайд 32
    • Углеводы — чрезвычайно важный и незаменимый компонент пищи человека
  • Слайд 33
    • 1. Какая формула соответствует фруктозе?
  • Слайд 34
    • 2. Какие вещества образуются при гидролизе сахарозы?Ответ 1 : глюкоза и фруктоза Ответ 2 : крахмал Ответ 3 : глюкоза и этанол Ответ 4 : целлюлоза
  • Слайд 35
    • 3. Водные растворы сахарозы и глюкозы можно различить с помощью . . .Ответ 1 : активного металла Ответ 2 : бромной воды Ответ 3 : гидроксида натрия Ответ 4 : аммиачного раствора оксида серебра
  • Слайд 36
    • 4. Несколько функциональных групп -ОН содержат молекулы . . .Ответ 1 : глицерина и фенола Ответ 2 : глицерина и глюкозы Ответ 3 : фенола и формальдегида Ответ 4 : сахарозы и формальдегида
  • Слайд 37

    Запишите домашнее задание

  • Слайд 38

    Спасибо!